Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "С" (часть 7, "СТЕ"-"СУК")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 7, "СТЕ"-"СУК")

СТЕН ЯН

СТЕН, ЯН ХАВИКС

(Steen, Jan Haviksz)

(ок. 1626-1679), голландский художник-жанрист, родился в Лейдене. Учился в Утрехте у Николаса Кнупфера, в Гааге у Яна ван Гойена и в Харлеме у Адриана ван Остаде. Вступил в гильдию живописцев в Лейдене в 1648. В 1654-1660 владел пивоварней в Делфте; в 1661-1669 жил в Харлеме, а с 1669 и до самой смерти держал таверну в Лейдене. В картинах Стена воплотился его добродушный юмор, способность видеть смешное в человеческих отношениях. Более 500 приписываемых ему картин - сцены из повседневной жизни, в которых действие происходит в комнатах, на кухне или в таверне. Иногда Стен писал картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты, но всегда интерпретировал их как тривиальные события реальной жизни. В его работах искусность композиционных построений и удачное цветовое решение сочетались со склонностью мастера к повествованию. Умер Ян Стен в Лейдене 3 февраля 1679.

ЛИТЕРАТУРА

Кузнецов Ю. Ян Стен [[Альбом]]. М. - Л., 1964

СТЕНДАЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТЕПУН ФЕДОР АВГУСТОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТЕРН ЛОРЕНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТЕРОИДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТЕСИХОР

СТЕСИХОР (ок. 632-553 до н.э.), древнегреческий лирический поэт, уроженец Матавра (южная Италия). Настоящее его имя - Тисий, а прозвище Стесихор (греч. "устроитель хора") связано с его поэтической деятельностью. Соединив наследие дорийцев с ионийской культурой своей новой родины Гимеры (Сицилия), Стесихор сумел возвысить дорическую хоровую лирику до всеэлллинской. Важнейшие произведения этого автора, издававшиеся александрийскими учеными в 26 книгах, сохранились чрезвычайно плохо, дошло немногим более 100 строк, пополненных незначительными папирусными фрагментами. Стихи Стесихора - это по большей части величественные праздничные гимны, повествовательные по форме, свободно черпавшие сюжеты из эпической поэзии. В их число входили Погребальные игры Пелея, Орестея, Елена и Взятие Илиона. Многие мифы Стесихор переделывал, придавая им форму, оказавшую влияние на аттическую трагедию и все жанры изобразительного искусства. Стесихору приписывается разбиение стихотворения на метрически и содержательно завершенные части: строфу (сопровождалась движением хора в одну сторону), антистрофу (хор двигался в обратную сторону) и эпод (хор стоял на месте). Такая форма получила широкое применение в греческой драме и поэзии. Толкование Стесихором истории Дафниса и его песни-баллады Радина и Калика (их содержание известно нам в пересказе Страбона и Атенея) позволяют рассматривать Стесихора в качестве отдаленного предка пасторали и романтической повести.

ЛИТЕРАТУРА

Античная лирика. М., 1968 Гринбаум Н.С. Язык древнегреческой хоровой лирики: Алкман, Стесихор, Симонид, Вакхилид. Тбилиси, 1986 Древнегреческая мелика. М., 1988

СТЕФАН

СВ. (ум. ок. 35), первый христианский мученик, был членом иудео-христианской общины в Иерусалиме и, скорее всего, "эллинистом", т.е. эллинизированным (говорящим на греческом языке) евреем. В Деяниях апостолов (6:1-6) упоминается в числе семи "изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости" мужей, избранных Иерусалимской общиной на служение в качестве помощников апостолов. Убийство Стефана стало началом гонений на активную часть иерусалимской общины, в которых ведущую роль сыграл Савл Тарсийский - будущий апостол Павел (Деян 8:1-3). Стефан обвинялся главным образом в проповеди того, что "Иисус Назорей разрушит" иерусалимский Храм (Деян 6:14 - 8:1). Стефан не мог быть осужден синедрионом, фарисейское большинство в котором оправдало бы его (как оно уже оправдало апостола Петра, Деян 5:34-41), но и римляне не могли обвинить его в притязаниях на царский престол, что инкриминировалось Иисусу Христу. Поэтому первосвященники просто собрали толпу, которая вывела Стефана за городские стены и, с одобрения Савла (в то время занимавшего высокий пост в страже первосвященника), забила его насмерть камнями. Тот факт, что апостолы, в отличие от Стефана, не стали мишенью последующих преследований, указывает на то, что они занимали примиренческую позицию, не пытаясь продолжить открытую антиримскую агитацию, начатую Иисусом. День памяти святого 26 декабря (в Русской православной церкви 4 января по старому стилю).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

СТЕФАН БЛУАСКИЙ

СТЕФАН БЛУАСКИЙ (Stephen) (ок. 1097-1154), король Англии, третий сын Стефана Генриха, графа Блуа и Шартра, и его супруги Адели, дочери Вильгельма Завоевателя. Стефан родился в Нормандии, рос и воспитывался при дяде, короле Англии Генрихе I. После смерти в 1120 сына Генриха Вильгельма Стефан считался естественным наследником трона, но в 1125 он, вместе со светскими баронами, дал клятву признать наследницей Англии и Нормандии дочь Генриха, вдовствующую императрицу Матильду. Тем не менее среди английской знати многие не желали видеть в качестве правителя женщину, а норманнских подданных Генриха возмущал новый брак Матильды, вышедшей за Жоффруа Плантагенета, т.е. представителя графов Анжуйских (или Ангевинов). Поэтому когда после смерти Генриха в 1135 Стефан предъявил притязания на трон и прибыл в Англию, его ждала радушная встреча: он был поддержан жителями Лондона, а 25 декабря 1135 - коронован в Вестминстере. В 1136 он откупился от вторгшегося в Нортамберленд короля Шотландии Давида I, выпустил две хартии и подавил восстание баронов. В следующем году Стефан заключил в Нормандии перемирие с Жоффруа Плантагенетом и отразил второе нападение шотландцев. В 1138 бароны, которых оттолкнула непредсказуемость Стефана, а также бесчинства приведенных им с собой фламандских наемников, подняли восстание, которое возглавил единокровный брат Матильды Роберт, граф Глостер. Тогда же против короля, арестовавшего епископов Солсберийского, Линкольнского и Илийского, выступило и духовенство. В сентябре 1139 в Англию вторглась Матильда. Проявив бесподобную рыцарственность, Стефан обеспечил ей сопровождение до Бристоля, где закрепился Роберт, и тогда западные графства окончательно вышли из-под его контроля. В 1141 в битве при Линкольне Стефан потерпел поражение от Глостера и попал к нему в плен, после чего в течение шести месяцев Матильда была самовластной правительницей. Однако вскоре проявленная ею суровость и заносчивость вызвали перелом в отношении к ней, и в ноябре 1141 Стефан был освобожден и снова провозглашен королем. Вплоть до 1148, когда Матильда покинула Англию, Стефан вел непрестанную борьбу с императрицей и ее сторонниками, так что ему не удалось оказать противодействия завоеванию Нормандии Жоффруа Анжуйским в 1141. Кроме того, Стефан вновь навлек на себя недовольство церкви, и поэтому в 1152 ему не удалось получить санкцию папы на коронацию своего сына Юстаса в качестве наследника. В 1153, когда в Англию вторгся сын Матильды Генрих, герцог Нормандский (впоследствии Генрих II), Стефан, обессиленный длительной борьбой, а также павший духом из-за смерти жены Матильды Булонской и сына Юстаса (погиб в августе 1153 при разграблении аббатства в Суффолке), подписал в Уоллингфорде договор, по которому Генрих признавался наследником трона.

Умер Стефан в Дувре 25 октября 1154.

ЛИТЕРАТУРА

Савело К.Ф. Раннефеодальная Англия. Л., 1977

СТЕФЕНСОН ДЖОРДЖ

СТЕФЕНСОН Джордж (Stephenson, George)

(1781-1848), английский изобретатель, положивший начало развитию парового железнодорожного транспорта. Родился 9 июня 1781 в городке Уайлем близ Ньюкасла. С 14 лет работал помощником у своего отца, замерщика содержания газа в угольной шахте Дьюли; в свободное время занимался ремонтом часов, проявив незаурядные способности механика. В 1812 стал главным механиком Киллингуортских копей. Ознакомившись с устройством паровой машины Уатта, Стефенсон в 1813 приступил к конструированию паровоза. Успешный пробный рейс этого паровоза состоялся 25 июля 1814. В 1815 Стефенсон запатентовал устройство парового дутья для котла, а также изобрел безопасную рудничную лампу оригинальной конструкции (почти одновременно с Г.Дэви). В 1819-1822 руководил строительством 13-километровой железнодорожной ветки к руднику Хеттона, а в 1823 основал первый в мире паровозостроительный завод в Ньюкасле. В 1825 построил для железной дороги между Стоктоном и Дарлингтоном паровоз весом 8 т, развивавший скорость до 26 км/ч. Затем возглавлял строительство железной дороги Ливерпуль - Манчестер, преодолев огромные по тому времени трудности при прокладке железнодорожного полотна, связанные со сложным рельефом местности. Спонсоры этого проекта объявили открытый конкурс с премией в 500 фунтов на лучший паровоз. Победу одержал Стефенсон: его паровоз "Ракета" прошел 19 км за 53 мин. В последующие годы Стефенсон участвовал в проектировании многих дорог, в том числе в Бельгии и Испании, служил главным инженером на разных железных дорогах. Он первым пришел к мысли о необходимости прокладки тоннелей и возведения железнодорожных насыпей на участках со слишком большим наклоном; был инициатором замены литых чугунных рельсов на кованые стальные. В 1847 основал и возглавил Институт инженеров-механиков. Умер Стефенсон в местечке Тэптон-Хаус близ Честерфилда 12 августа 1848.

ЛИТЕРАТУРА

Забаринский П.П. Стефенсон. М., 1937

СТИВЕНС ДЖОН

СТИВЕНС Джон (Stevens, John)

(1749-1838), американский инженер-изобретатель. Родился в 1749 в Нью-Йорке. Получил юридическое образование; в 1771 был принят в коллегию адвокатов Нью-Йорка. С 1777 по 1782 служил казначеем штата Нью-Джерси. Однако известность Стивенсу принесли предложенные им усовершенствования паровых машин для судов и паровозов. Стремление защитить права на свои изобретения заставило его обратиться в правительство с письмом, текст которого стал основой закона о патентном праве, принятого в 1790. В 1803 Стивенс одним из первых получил патенты на некоторые свои изобретения: жаротрубный котел и пароход с приводом от гребного винта. Через год построил пароход с двумя гребными винтами, курсировавший по р.Гудзон. В 1808 сконструировал паровой двигатель для первого океанского парохода "Феникс", на котором в следующем году прошел от Нью-Йорка до Филадельфии. В 1812 по поручению Объединенного совета по делам армии и флота разработал (совместно с сыном Э.Стивенсом) проект бронирования судов для защиты побережья США. Участвовал в развитии системы железнодорожного сообщения в США, в 1815 получил право на строительство железной дороги в штате Нью-Джерси; однако строительство началось только в 1830, а первый поезд по линии Камден - Эмбой прошел в 1832. Умер Стивенс в Хобокене (шт. Нью-Джерси) 6 мая 1838.

СТИВЕНС РОБЕРТ ЛИВИНГСТОН

СТИВЕНС Роберт Ливингстон (Stevens, Robert Livingston)

(1787-1856), американский инженер-механик. Родился 18 октября 1787 в Нью-Йорке. Математику и механику преподавал Роберту отец, известный инженер-изобретатель Дж.Стивенс. Мальчик оказался способным учеником и уже в 17-летнем возрасте помогал отцу при создании парохода с двумя гребными винтами. Позже он усовершенствовал конструкцию носовой части парохода "Новая Филадельфия", что значительно улучшило ходовые качества судна. В 1822 построил железнодорожный паром "Хобокен". В 1841 совместно с братом построил для флота США так называемую "Батарею Стивенсов" - бронированное судно, способное выдержать удар самого тяжелого в то время снаряда массой 24 кг. Участвуя в руководстве фирмой своего отца, занимающейся строительством железной дороги Камден - Эмбой, создал в 1830 рельс оригинального профиля - в виде перевернутой буквы Т, который теперь применяется во всем мире. Изобрел костыль для крепежа рельсы к шпале и усовершенствовал профиль железнодорожного полотна. Умер Р.Стивенс в Хобокене (шт. Нью-Джерси) 20 апреля 1856.

СТИВЕНС УОЛЛЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТИВЕНСОН РОБЕРТ ЛУИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТИКС

СТИКС - "ненавистная" река, которая в греческой мифологии считалась главной рекой подземного царства. Стикс был персонифицирован в образе дочери Океана и Тефиды, которая помогала Зевсу в его войне с титанами и была вознаграждена тем, что самыми страшными и торжественными стали клятвы ее водой. Даже боги не осмеливались нарушить клятвы водою реки Стикс. Имя Стикс носила также река в Аркадии, воды которой считались тлетворными.

СТИЛ РИЧАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТИЛИХОН

ФЛАВИЙ (Flavius Stilicho)

(ок. 359-408 н.э.), римский полководец. Вандал по происхождению, Стилихон в молодости вступил в римскую армию, где уже служил его отец. При императоре Феодосии I достиг высоких постов и в 384 был отправлен с посольством в Персию для заключения мира. Был женат на племяннице Феодосия Серене. Около 393 назначен главнокомандующим войсками империи и оставался им до конца жизни. В 395 Феодосий умер, назначив Стилихона регентом при юном Гонории, которому предстояло стать императором Западной Римской империи. В 396 Стилихон изгнал Алариха и вестготов из Греции, и он же вновь нанес им поражение, когда они вторгались в Италию в 402 и 403. После этого Гонорий и Стилихон разошлись в вопросе о том, какую политику следует проводить в отношении вестготов. Стилихон нанял их для противодействия восточному императору Аркадию, что давало ему возможность удерживать их вне Италии. Когда Гонорий обвинил Стилихона в предательстве, тот мог поднять бунт, но не воспользовался этим и был по приказу Гонория обезглавлен в Равенне.

СТИРАКОЗАВР

Цератопсы Северной Америки

СТИРАКС

СТИРАКС - бальзам, густая серо-бурая непрозрачная жидкость с характерным вкусом и запахом; получают путем надреза коры дерева ликвидамбар восточный (Liquidambar orientalis) родом из Малой Азии. Продается под название "левантийский стиракс", применяется для лечения чесотки и других кожных паразитических болезней. Кроме того, стиракс используют в парфюмерии и в микроскопии (в качестве материала для закрепления образцов). Благоухающую смолу, получаемую из ликвидамбара, раньше широко использовали для приготовления ладана и духов.

СТОИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТОКЕР БРЭМ

СТОКЕР Брэм (Stoker, Bram)

(1847-1912), ирландский писатель, автор романа ужасов Дракула, ставшего классикой жанра. Роман лег в основу более сотни кинофильмов, и открытая им тема вампиров остается чрезвычайно популярной в кино и на телевидении. Родился в Дублине, его полное имя - Абрахам. В 1864 поступил в дублинский Тринити-колледж, там увлекся театром, был личным секретарем, администратором и близким другом знаменитого актера Г.Ирвинга. Интересовался оккультизмом. Прежде чем написать Дракулу, изучал предания и исторические упоминания о вампирах в библиотеке Британского музея. Опубликованный в 1897 роман - шедевр реалистического описания ужасов. Дракула преследует свои жертвы, а за ним охотится англичанин Джонатан Харкер, которому доктор Ван Хелсинг открыл единственный способ остановить Дракулу: надо обнаружить гроб, в котором тот лежит днем, и вогнать кол в сердце вампира. Харкер находит гроб, и Дракула обращается в прах. Другие книги Стокера - Тайна моря (The Mystery of the Sea, 1902) и Знаменитые самозванцы (Famous Imposters, 1910). Умер Стокер в Лондоне 21 апреля 1912.

СТОКОВСКИЙ ЛЕОПОЛЬД

СТОКОВСКИЙ Леопольд (Stokowski, Leopold) (1882-1977), американский дирижер. Родился в Лондоне 18 апреля 1882 (хотя сам он иногда называл годом своего рождения 1887). Предки его отца происходили из Польши; мать, по-видимому, была ирландкой. Первоначальное музыкальное образование Стоковский получил в Англии, где в 1903 стал органистом собора св. Иакова на Пикадилли (Лондон). Несмотря на отсутствие серьезной дирижерской практики, Стоковский в 1909 получил место художественного руководителя Симфонического оркестра Цинциннати. В 1912 перешел в Филадельфийский оркестр, где был главным дирижером до 1936, и превратил коллектив в один из лучших в мире (особенно славилось его исключительно мягкое, бархатистое звучание). Стоковский вызывал восхищение своей приверженностью новой музыке, первым в США исполнил самые значительные современные произведения, например Весну священную Стравинского и Воццека Берга. В 1940 Стоковский создал и возглавил Всеамериканский молодежный оркестр. Был одним из дирижеров Нью-Йоркского филармонического оркестра (1949-1950) и художественным руководителем Хьюстонского оркестра (1955-1960). В 1972 вернулся в Англию, в 1975 состоялось его последнее выступление перед публикой.

Умер Стоковский в Незер-Уэллоп (графство Гэмпшир) 13 сентября 1977. Суждения о Стоковском-музыканте расходятся: многие восхищались его поразительной виртуозностью, другие порицали за свободное отношение к авторскому тексту и считали его интерпретации экстравагантными и искажающими замысел сочинения. Стоковский рано заинтересовался фонографом и сделал очень много записей. Участвовал в создании нескольких кинофильмов, в том числе Фантазии Уолта Диснея (1940). Среди его инструментовок - широко известные оркестровые переложения органных сочинений Баха.

ЛИТЕРАТУРА

Стоковский Л. Музыка для всех. М., 1963

СТОКС ДЖОРДЖ ГАБРИЕЛЬ

СТОКС Джордж Габриель (Stokes, George Gabriel)

(1819-1903), английский физик и математик. Родился 13 августа 1819 в Скрине (Ирландия). В 1841 окончил Кембриджский университет, с 1849 - профессор математики этого университета. Работы Стокса относятся к области гидродинамики, оптики, спектроскопии, математической физики. В 1845 он разработал теорию вязкости жидкостей, математическую теорию движения вязких жидкостей (уравнение Навье - Стокса). Вывел формулу (1851) для силы сопротивления, действующей на твердый шар малого размера при его движении в бесконечно вязкой среде (закон Стокса). В 1849 опубликовал несколько работ по оптике: исследовал кольца Ньютона, аберрацию, дифракцию, интерференцию и поляризацию света. В 1852 установил, что длина волны фотолюминесценции всегда больше длины волны возбуждающего света (правило Стокса). Показал, что при отражении света происходит сдвиг фазы на половину длины волны. Стокс внес значительный вклад в математику: он исследовал сходимость бесконечных рядов, вывел одну из важнейших формул векторного анализа, которая теперь носит его имя. С 1885 по 1890 был президентом Лондонского королевского общества.

Умер Стокс в Кембридже 1 февраля 1903.

ЛИТЕРАТУРА

История механики. М., 1971-1972

Кудрявцев П.С. История физики, т. 2. М., 1956

СТОЛБНЯК

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТОЛЫПИН ПЕТР АРКАДЬЕВИЧ

СТОЛЫПИН Петр Аркадьевич (1862-1911), российский государственный деятель, премьер-министр (1906-1911). Родился 2 (14) апреля 1862 в Баден-Бадене, принадлежал к старинному дворянскому роду. Получил образование в Санкт-Петербургском университете. С 1884 служил в министерстве внутренних дел. В 1906 был назначен министром внутренних дел, в том же году заменил И.Л.Горемыкина на посту председателя Совета министров. Столыпин считал, что самодержавие должно быть заменено ограниченной монархией, опирающейся на сильную исполнительную власть. Аграрная политика Столыпина предоставляла большие возможности зажиточному крестьянству: он предлагал предоставлять богатым крестьянам государственные кредиты и стремился к ликвидации системы общинного землевладения. К 1917 из состава традиционных общин вышло более 6 млн. крестьянских семей. После поездки в 1910 в Западную Сибирь Столыпин предложил широкомасштабную схему переселения крестьян на целинные земли. Считая Сибирь территорией, где может разместиться избыточное население, он рассматривал ее как неисчерпаемый источник сырья. Столыпин был смертельно ранен эсером Д.Г.Богровым 1 (14) сентября 1911 в Киеве во время мемориальных торжеств в память Александра II. Умер Столыпин 5 (18) сентября 1911.

ЛИТЕРАТУРА

Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991 Государственная деятельность П.А.Столыпина. М., 1994 Степанов С.А. Загадка убийства Столыпина. М., 1995

СТОНХЕНДЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТОППАРД ТОМ

СТОППАРД Том (Stoppard, Tom)

(р. 1937), английский драматург, чьи пьесы, род интеллектуальной эквилибристики, демонстрируют неистощимую словесную изобретательность и незаурядный сатирический талант. Томас Штраусслер (Tomas Straussler) родился 3 июля 1937 в Злине (Чехословакия). В Англию приехал в 1946 с матерью и отчимом. Начинал свою карьеру в журналистике, был театральным рецензентом, в середине 1960-х годов серьезно увлекся драматургией. Первая попытка критической переоценки - его пьеса Розенкранц и Гильденстерн мертвы (Rosencrantz and Guildenstern Are Dead, 1967), где мир Гамлета предстает в озадаченном восприятии двух малозначительных персонажей пьесы Шекспира. Другие ранние пьесы Стоппарда - как, например, После Магритта (After Magritte, 1970) - также абсурдистские. Герой Прыгунов (Jumpers, 1972) - философ не от мира сего, пытающийся доказать существование Бога и абсолютных моральных критериев в мире, где социальные, политические, религиозные и личностные ценности подвергаются все большей девальвации. Сатирически представленные философские школы видятся драматургу как одна из ипостасей абсурдного человеческого существования. В Травестиях (Travesties, 1974), где действие происходит в Первую мировую войну, Стоппард сводит в Цюрихе Ленина, Джеймса Джойса, поэта-дадаиста Тристана Тцара и мелкого чиновника из британского консульства, исследуя взаимосвязь искусства и революции. Пьеса Настоящее (The Real Thing, 1980) - о воспитании чувств блестящего драматурга, который через любовные страдания постигает, что слова - не самое главное в жизни. В какой-то степени автобиографическая, эта пьеса считается лучшей у Стоппарда - блеск ума сочетается в ней с новой глубиной чувств. Среди прочих пьес Стоппарда - Настоящий инспектор Хаунд (The Real Inspector Hound, 1968), Грязное белье (Dirty Linen, 1976), Ночь и день (Night and Day, 1978), Гулянка (On the Razzle, 1981), Художники (Artist Descending a Staircase, 1988) и Аркадия (Arcadia, 1993).

СТОУН ЭДВАРД ДЬЮРЕЛЛ

СТОУН Эдвард Дьюрелл (Stone, Edward Durell)

(1902-1978), американский архитектор, родился 9 марта 1902 в Фейетвилле (шт. Арканзас). Учился в Арканзасском университете, затем в архитектурных школах Гарвардского университета и Массачусетского технологического института. В 1927, получив стипендию, Стоун отправился для совершенствования своих знаний за границу. С 1931 по 1933 работал в компании, которая занималась проектированием киноконцертного зала "Радио-сити" в Нью-Йорке, а в 1936 основал собственную фирму и стал работать самостоятельно. Во время Второй мировой войны Стоун строил здания для военных баз американских ВВС. В числе сооружений, спроектированных им самостоятельно или в соавторстве с другими архитекторами: Музей современного искусства в Нью-Йорке (1937), здание посольства США в Нью-Дели в Индии (1958); Галерея современного искусства Хантингтона - Хартфорда (1961) и здание корпорации "Дженерал моторс" (1964) - все в Нью-Йорке; Национальный культурный центр (1961) и Театральный центр им. Дж.Кеннеди (1963) в Вашингтоне. Предложенное им архитектурное решение павильона США на Всемирной выставке в Брюсселе (1958) стало предметом бурных дискуссий. Умер Стоун в Нью-Йорке 6 августа 1978.

ЛИТЕРАТУРА

Всеобщая история архитектуры, т. 11. М., 1973

СТРАБОН

СТРАБОН (64 или 63 до н.э. - после 21 н.э.), автор Географии в 17 книгах, наиболее обширного, полного и значительного античного труда по данному предмету. Страбон родился в городе Амасия, столице бывшего Понтийского царства в Малой Азии. Члены его семьи, смешанного греческого и туземного происхождения, занимали высокие посты, служа понтийским царям. По языку и культуре Страбон безусловно грек, но в то же время он - горячий приверженец Римской империи, в состав которой в 63 до н.э. вошел Понт. Страбон получил хорошее образование, в том числе в Риме, куда он впервые приехал в возрасте примерно 20 лет и куда впоследствии неоднократно возвращался (последний раз ок. 7 до н.э.). Между 25 и 19 до н.э. Страбон, по-видимому, побывал в Египте, сопровождая префекта этой провинции Элия Галла в путешествии вверх по Нилу до границы с Эфиопией. Вообще для географа Страбон путешествовал довольно мало, полагаясь скорее на литературные источники, чем на собственный опыт. Грецию Страбон знал плохо и, вероятно, никогда не был в Афинах. В своих научных принципах Страбон следовал перипатетикам (т.е. школе Аристотеля), хотя по философским убеждениям склонялся к умеренному стоицизму. Страбон верил, что первопричиной мира является провидение и что процветание того или иного региона связано с его согласием с природой. Страбон презирал народную религию, но считал ее полезной для удержания масс в страхе и подчинении. Исторические комментарии в 47 книгах утрачены, хотя, по всей видимости, к ним восходит большая часть исторического материала в Географии. География сохранилась почти полностью, за исключением последней части 7 книги (Македония и Фракия). Эти 17 книг представляют собой исследование географии всего известного тогда мира, с включением различных имеющих отношение к географии разделов: физики, математики, описаний, истории. Страбон полагал, что Земля - шар, вокруг которого обращаются Солнце и планеты. Суша, по его мнению, представляет собой единый, окруженный водой материк, образованный Европой, Азией и Африкой, вытянутый и сужающийся к востоку и западу. Большинство сведений Страбон черпает из доступных ему источников; по Средиземноморью и Ближнему Востоку их было немало, но по более отдаленным регионам эти источники весьма скудны. Страбон подчеркивает политическую и нравственную ценность географии, и есть основания думать, что он работал над книгой, имея в виду подготовку высших должностных лиц. Труд Страбона ценен также как источник сведений о трудах его предшественников.

ЛИТЕРАТУРА

Страбон. География. М., 1994

СТРАВИНСКИЙ ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРАДИВАРИ АНТОНИО

СТРАДИВАРИ Антонио (Stradivari, Antonio)

СКРИПКА РАБОТЫ АНТОНИО СТРАДИВАРИ.

СКРИПКА РАБОТЫ АНТОНИО СТРАДИВАРИ.

(ок. 1644-1737), прославленный итальянский скрипичный мастер. Точная дата и место рождения Страдивари не установлены. На одной из его скрипок стоит клеймо "1666, Кремона", и это первое свидетельство пребывания мастера в городе, где он впоследствии жил и где скончался 18 декабря 1837. То же клеймо подтверждает, что Страдивари учился у Николо Амати. Почти вся жизнь мастера была посвящена совершенствованию его искусства и изготовлению великолепных инструментов, которые покрыли его имя неувядающей славой. Эволюция Страдивари показывает постепенное освобождение от влияния учителя и стремление к созданию нового типа скрипки, отличающейся тембровым богатством и мощным звучанием. До 1684 Страдивари строил небольшие скрипки, но потом перешел к изготовлению более крупных инструментов. Типичная страдивариевская "удлиненная скрипка" имеет 363 мм в длину (на 9,5 мм крупнее аматиевской скрипки). Затем мастер уменьшил длину инструмента до 355,5 мм, одновременно сделав его несколько шире и с более выгнутыми сводами, - так появилась на свет модель непревзойденной симметрии и красоты. К позднему периоду принадлежат также лучшие виолончели Страдивари. За всю жизнь мастер создал более тысячи скрипок, альтов и виолончелей; до нашего времени дошло примерно 600. Среди прославленных скрипок Страдивари - "Беттс" (1704, ныне хранится в Библиотеке Конгресса США), "Виотти" (1709), "Алард" (1715) и "Мессия" (1716). Хорошо известно клеймо Страдивари: мальтийский крест и инициалы А.S. в двойном круге. Существует масса подделок под Страдивари, и только опытный эксперт может подтвердить подлинность инструмента.

ЛИТЕРАТУРА

Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. М. - Л., 1964

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ - неделя, предшествующая Пасхе, называемая также "великой" или "святой". Посвящалась скорбному воспоминанию о Страстях Христовых и первоначально отмечалась строгим постом, во время которого дозволялось употребление в пищу только хлеба, воды и соли ("черный пост", или - у греков - "сухоядение", xerophagia, подразумевавшее запрет на вареную пищу), и особыми церковными службами, а в некоторых протестантских церквах - особыми проповедями и евангельскими чтениями. Восточные и западные богослужебные книги содержат особые службы, проникнутые воспоминаниями о Страстях Христовых; в православных церквах в Великий четверг вечером совершается утреня с чтением "12 Евангелий Святых Страстей Господа" (т.е. 12 отрывков из евангелий); на Западе в Пальмовое (Вербное) воскресенье читается Евангелие от Матфея, в Великий вторник - от Марка, в Великую среду - от Луки, а в Великую пятницу - от Иоанна. Церковные колокола умолкают после Глории (см. МЕССА) в четверг и не звонят до субботы, когда начинается служба, предваряющая празднование Пасхи.

См. также СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА - предшествует празднику Пасхи и посвящена воспоминанию о дне распятия и смерти Иисуса Христа. Формы чествования Страстной пятницы широко варьируются - от простого воспоминания или специальных богослужений у протестантов до особого литургического чина в Восточных церквах и сложного литургического церемониала в Римско-католической церкви. В Католической церкви богослужения Страстной пятницы приурочены к 3 часам дня, когда, согласно традиции, умер Иисус Христос. Хотя эта служба кажется единой, в действительности она состоит из четырех самостоятельных частей, каждая из которых имеет собственное происхождение и историю. Первая, древнейшая часть, чинопоследование Слова, осуществлялась в древней церкви в тех случаях, когда не совершалось таинство евхаристии. В настоящее время она включает в себя ряд чтений из Ветхого Завета, завершаемый торжественным чтением рассказа евангелиста Иоанна о Страстях Христовых. Вторая часть состоит из нескольких молитв (восходящих к 5 в.) об исполнении всевозможных духовных нужд всех людей на земле. Третья часть - чин поклонения кресту, связанный с древним обычаем, практиковавшимся христианами в Иерусалиме. Распятие закрывают покрывалом в воскресенье, начинающее Страстную неделю. Затем священник и его помощники снимают покрывало, после чего священнослужители и прихожане целуют распятие. Последняя часть службы Страстной пятницы - литургия Преждеосвященных Даров, во время которой духовенство и прихожане приобщаются Св. Даров, которые были освящены накануне (отсюда название).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

СТРАХОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

СТРАХОВ Николай Николаевич (1828-1896), русский философ, литературный критик. Родился 16 октября 1828 в Белгороде Курской губернии в семье священника. В 1851 окончил Педагогический институт в Петербурге. Преподавал естественные науки в Одессе, а затем в Петербурге. В 1861 началась публицистическая деятельность Степуна. Он сотрудничал с Ф.М.Достоевским, был близким другом Л.Н.Толстого, который оказал на него большое влияние. В 1870-е годы работал в Ученом комитете при министерстве народного просвещения. Умер Страхов в Петербурге 24 января 1896. Основное философское сочинение Страхова - Мир как целое (1872). "Целостность" мира, по Страхову, определяется приматом духовного начала в отношении начала "вещественного". Эта активность порождает органические формы жизни, в которых дух "овладевает" материей. Центральную роль в органическом мире играет человек - "узел мироздания, его величайшая загадка, но и разгадка его". В иерархической организации "целостного мира" первенство принадлежит человеку, но причина этого первенства и соответственно человеческой ответственности уже вне мира, в Абсолюте. Свою мировоззренческую позицию Страхов наиболее последовательно выразил в книге Борьба с Западом в русской литературе (1883). Основной объект его критики - европейский рационализм ("просвещенство"), который он идентифицирует как культ рассудка и преклонение перед естествознанием. Итогом подобного "идолопоклонства" становятся мировоззренческие догмы далекие от какой бы то ни было подлинной научности. К такого рода идеологиям Страхов относил прежде всего материализм и утилитаризм. В своей критике "рационалистического" Запада Страхов опирался на теорию культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, в которой он увидел подлинно научное и философское опровержение европоцентризма.

ЛИТЕРАТУРА

Страхов Н.Н. О методе естественных наук и значении их в общем образовании. СПб, 1865 Страхов Н.Н. Из истории литературного нигилизма. СПб, 1890 Страхов Н.Н. Философские очерки. СПб, 1895 Никольский Б.В. Н.Н.Страхов. СПб, 1896 Розанов В.В. Литературные изгнанники. Лондон, 1992

СТРЕЙЧИ ЛИТТОН

СТРЕЙЧИ Литтон (Strachey, Lytton)

(1880-1932), английский биограф, литературовед, эссеист, известен иронической трактовкой своих биографических героев. Джайлз Литтон Стрэчи родился 1 марта 1880 в Лондоне, в семье, игравшей важную роль в политической и культурной истории Великобритании со времен Испанской Армады (16 в.). Учился в частных школах и в Тринити-колледже Кембриджского университета, где подружился с Д.М.Кейнсом, Кл.Беллом, Л.Вулфом, позднее входившими в т.н. "группу Блумбсбери". Его первое эссе Два француза (Two Frenchmen) появилось в новом "Индепендент ривью" ("Independent Review") в 1903. В течение последующих пятнадцати лет Стрэчи написал множество биографических и критических очерков и в другие журналы - "Спектейтор" ("Spectator"), "Нью куотерли" ("New Quarterly"), "Нью стейтсмен" ("New Statesman") и "Эдинбург ривью" ("Edinburgh Review"). В 1912 опубликовал свою первую книгу Вехи французской литературы (Landmarks in French Literature). Сборник биографий Выдающиеся викторианцы (Eminent Victorians, 1918) освободил Стрэчи от многолетних финансовых забот и сделал его имя известным. В книгу вошли краткие биографические исследования о Флоренс Найтингейл, Т.Арнолде, кардинале Маннинге и генерале Ч.Гордоне. Ее отличают блестящий стиль и, пожалуй, самое удачное в английской литературе использование юмора при жизнеописании исторических лиц. В следующей имевшей шумный успех книге Стрэчи Королева Виктория (Queen Victoria, 1921) юмор слегка приглушен. Его третий биографический труд, Елизавета и Эссекс (Elizabeth and Essex, 1928), был принят публикой прохладнее, чем первые два. Последние годы жизни Стрэчи был занят изданием полных Мемуаров Гревилла (Greville Memoirs), опубликованных в 1938. Умер Стрэчи в своем загородном доме Хэм-Спрей-Хаус близ Мальборо (графство Уилтшир) 21 января 1932.

ЛИТЕРАТУРА

Померанцева Г.Е. Биография в потоке времени. М., 1987 Стрэчи Дж. Л. Королева Елизавета и граф Эссекс. М., 1992 Винокур Г. Биография и культура. М., 1997

СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРЕЛОВОЙ САМОХОДНЫЙ КРАН

Автокран зенитного комплекса

СТРЕПТОКОККОВЫЕ ИНФЕКЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРИНДБЕРГ ЮХАН АВГУСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРОИТЕЛЬСТВО ГРАЖДАНСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРУЙНАЯ ТЕХНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРУТИОМИМ

Факты

СТЭНЛИ ГЕНРИ МОРТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТЭНЛИ КИМ

СТЭНЛИ Ким (Stanley, Kim) (р. 1925), США, Англия; нью-йоркская сцена: Монсеррат (Monserrat, 1949), Пикник (Picnic, 1953) и Автобусная остановка (Stop Bus 1955) У.Инджа, Странствующая леди (The Traveling Lady, 1954), Далекая страна (A Far Country, 1961); фильмы: Богиня (Тhe Goddess, 1958), Сеанс в сырой полдень (Seanse on a Wet Afternoon, 1964), Фрэнсис (Frances, 1982); снимался также на телевидении.

СТЮАРТ ДЖЕЙМС

СТЮАРТ Джеймс (Stewart, James)

ДЖЕЙМС СТЮАРТ в фильме Гарви (1950).

ДЖЕЙМС СТЮАРТ в фильме Гарви (1950).

(р. 1908), американский киноактер, завоевавший широкую известность ролями в фильмах Фр.Капры, где его героями были "стопроцентные американцы" из маленьких городков. Родился 20 мая 1908 в Индиане (шт. Пенсильвания). В 1932 окончил Принстонский университет с дипломом архитектора. Актерскую карьеру начал в театре, в 1935 перешел в кино. Не обладая внешностью экранного сердцееда, он не мог подняться до уровня кинозвезды до тех пор, пока не снялся у Капры в экранизации популярной пьесы С собой не унесешь (You Can't Take It With You, 1938). Вскоре Капра пригласил Стюарта сниматься в фильме Мистер Смит едет в Вашингтон (Mr. Smith Goes to Washington, 1939), что позволило актеру по-настоящему утвердиться в кино. Эта роль, отчасти комедийная и вместе с тем отличающаяся большой глубиной и даже трагическими интонациями, принесла Стюарту первую из его пяти номинаций на премию "Оскар". Другими фильмами, где Стюарт был удостоен номинаций на эту премию, стали Жизнь прекрасна (It's a Wonderful Life, 1946), Гарви (Harvey, 1950) и Анатомия убийства (Anatomy of a Murder, 1959), а за фильм Филадельфийская история (The Philadelphia Story, 1940) он наконец получил "Оскара". Зрителям запомнились и непростые герои вестернов (Дестри снова в седле - Destry Rides Again, 1939; Голая вершина - The Naked Spur, 1953; Человек, который убил Либерти Вэланса - The Man who Shot Liberty Valance, 1962), одержимые наблюдатели из двух фильмов Хичкока - Окно во двор (Rear Window, 1954) и Головокружение (Vertigo, 1958). Менее сложны его персонажи из реальной жизни - Монти Страттон (История Страттона - The Stratton Story, 1949), Гленн Миллер (История Гленна Миллера - The Glenn Miller Story, 1954), Чарлз Линдберг (Дух Сент-Луиса - Spirit of St. Louis, 1957). В 1980 Стюарт был награжден премией Американского киноинститута "За выдающиеся заслуги в кинематографе".

ЛИТЕРАТУРА

Березницкий Ян. Отблески времени. М., 1983

СТЮАРТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУАРЕС ФРАНСИСКО

СУАРЕС Франсиско (Suarez, Francisco)

(ок. 1548-1617), один из величайших католических теологов и философов, представитель т.н. барочной схоластики. Родился, по-видимому, 5 января 1548 в Гранаде. В 1561 поступил в Саламанкский университет, где изучал каноническое право. 16 июня 1564 стал членом Общества Иисуса; ввиду слабого здоровья и (как показалось иезуитам) отсутствия таланта он был принят с испытательным сроком. С 1571 преподавал философию в иезуитском коллегиуме в Сеговии, в 1576-1580 - теологию в коллегиуме Вальядолида, читал лекции по Сумме теологии Фомы Аквинского в Сеговии и Авиле. В 1580 был приглашен преподавать теологию в коллегиум иезуитов в Риме - знаменитый Григорианум. В 1585 Суарес сменил своего земляка и собрата по ордену, Габриэля Васкеса, в колегиуме Алкалы, а Васкес сменил его в Риме. Через шесть лет, когда Васкес вернулся в Алкалу, Суарес, вновь испытывавший приступы болезни, попросил о своем переводе в Саламанку и покинул Алкалу (1593). В Саламанке Суарес пересмотрел и дополнил свои комментарии к Сумме теологии и работал над своим знаменитым трудом Метафизические диспутации (Disputationes metaphysicae). Суарес возобновил преподавание теологии в 1597 в Коимбрском университете в Португалии и пробыл там до 1615, когда оставил преподавательскую деятельность. В этот период он участвовал в ожесточенной философской полемике по вопросу о "содействии божественной благодати" (De auxiliis divinae gratiae) и читал лекции, объясняя свой трактат Tractatus de legibus (Трактат о законах), посвященный различию естественного и международного права. Суарес относится к числу крупнейших западных философов и теологов. Его Метафизические диспутации оказали глубокое влияние на позднюю схоластику.

Умер Суарес в Лиссабоне 25 сентября 1617.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

СУББОТА

СУББОТА (англ. Saturday, нем. Samstag, фр. samedi), шестой (если считать с понедельника) или седьмой (если считать первым днем воскресенье) день недели. В римском календаре - dies Saturni, "день Сатурна", римского бога земледелия. В английском календаре это единственный день, название которого происходит от имени древнеримского божества; названия остальных дней связаны с англосаксонской традицией. У многих древних народов день Сатурна был первым днем семидневной недели, каждый день которой находился под влиянием одного из небесных светил: Сатурна, Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера и Венеры. День, которым правил Сатурн, был, как правило, праздничным, всякая работа была запрещена. Евреи тоже воздерживались в этот день от физического труда. Однако еврейская суббота считалась седьмым днем недели, поскольку, согласно Библии, в этот день Бог почил от трудов шести дней, в которые Он сотворил мир. Даже в наши дни ортодоксальные евреи запрещают всякий необязательный труд по субботам (от заката пятницы до заката субботы). Первые христиане праздновали субботу как день отдыха, хотя их главные богослужения происходили на следующий день, в воскресенье, посвященное воскресению Иисуса Христа. Постепенно день покоя у христиан переместился на воскресенье, особенно после принятия императором Константином первых воскресных законов в 4 в. В Средние века суббота стала днем, посвященным Деве Марии. Адвентисты седьмого дня и некоторые другие протестантские деноминации соблюдают ветхозаветную субботу.

СУДА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУДА НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУДА РЕЧНОГО И ПРИБРЕЖНОГО ПЛАВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУДАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУДАН. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУДАН. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ДВИЖИТЕЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУДЬБЫ БОГИНИ

СУДЬБЫ БОГИНИ - в античной мифологии, богини, прядущие нить человеческой жизни и обрывающие ее по своему усмотрению. Богини судьбы назывались у греков мойрами, а у римлян - парками или фатами и часто изображались в виде трех древних старух: Клото, прядущей нить жизни, Лахесис, назначающей человеку его судьбу, и Атропос, обрезающей нить. Богинь судьбы считали дочерьми Ночи или же дочерьми Зевса и Фемиды. Первоначально они были божествами деторождения (каковыми и остаются в позднем греческом фольклоре) и определяли жизненный путь новорожденного младенца.

СУИНБЕРН АЛДЖЕРНОН ЧАРЛЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУИЦИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУКАРНО

СУКАРНО (Sukarno)

СУКАРНО

СУКАРНО

(ок. 1902-1970), лидер индонезийского национально-освободительного движения и первый президент Республики Индонезия. Родился ок. 1902 в Сурабае (Ява) в семье учителя, выходца из аристократической яванской семьи; его мать была родом с о-ва Бали. В 1926 окончил Бандунгский технический колледж, получив диплом инженера. В 1927 возглавляемый им Бандунгский клуб знаний основал Национальную партию Индонезии (НПИ). В 1929 Сукарно и его соратники были арестованы, а партия объявила о своем роспуске, но немедленно была воссоздана под новым названием - Партия Индонезии. По выходе из тюрьмы в 1932 Сукарно стал во главе Партии Индонезии, но уже в 1933 был арестован и оставался в заключении до 1942, когда его освободили захватившие страну японцы. Во время японской оккупации Сукарно возглавлял созданные японцами политические организации и в 1943 посетил Японию. В конце Второй мировой войны, когда японские войска были уже деморализованы, а силы союзников находились далеко от основных центров архипелага, Сукарно провозгласил 17 августа 1945 независимость Индонезии. На следующий день была принята конституция нового государства, а Сукарно был избран его президентом. К моменту возвращения голландцев на острова сторонники объявления независимости серьезно укрепили свои позиции, однако лишь после ожесточенной четырехлетней войны 27 декабря 1949 произошла передача суверенитета от Голландии к Индонезии. Конституция 1950 ограничила власть представлявшего радикальное крыло националистов президента Сукарно, передав исполнительную власть кабинету министров, который находился под контролем консервативных элементов. После десятилетия нестабильности и стагнации, нескончаемых бунтов военных Сукарно стал с 1959 неуклонно проводить свою концепцию "направляемой демократии", объявил о возврате к конституции 1945, которая сосредоточивала всю полноту власти в руках президента, и установил квоты представительства различных политических сил во всех государственных органах. Осенью 1965 Сукарно фактически санкционировал, хотя и не поддержал открыто, антиармейское выступление левых сил. После его подавления армия при поддержке молодежных союзов мусульманских партий приступила к физическому уничтожению членов компартии и других левых организаций, а Сукарно вынудили отказаться от большинства полномочий, передав их кабинету министров, где главную роль играл командующий сухопутной армией генерал Сухарто. В марте 1967 парламент лишил Сукарно президентского мандата и назначил Сухарто исполняющим обязанности президента. Лишенный всех званий и титулов, Сукарно находился под домашним арестом до своей смерти 21 июня 1970.

СУККОТ

СУККОТ (древнеевр. "кущи", "шалаши"), Кущи, еврейский праздник, продолжающийся девять дней (в Израиле восемь дней). Начинается ранней осенью в 15 день еврейского месяца тишри. Первые и последние два дня - полностью праздничные, а в промежуточные дни разрешается работать. Суккот - праздник благодарения и отмечает время сбора урожая и окончание сельскохозяйственного года. В библейские времена был главным еврейским земледельческим праздником. После разрушения Храма (70) празднование Суккот стало сопровождаться особой литургией в синагогальном богослужении, шествиями с лулавом (пальмовой ветвью) и этрогом (род лимона), а также трапезами в специально построенном к празднику легком шалаше ("сукке"). Крышу сукки делают из ветвей деревьев таким образом, чтобы сквозь нее было видно небо. Сукку принято украшать плодами этого времени года. Обычай сидения в сукке, возможно, восходит к древней практике постоянного пребывания в поле во время уборки урожая. Согласно же традиции, сукка напоминает о временных жилищах евреев во время странствования в пустыне. Последний день Суккот называется "Симхат Тора". В течение года каждую неделю последовательно читают определенную главу из Торы. В день Симхат Тора годичный цикл чтения завершается и начинается заново.

См. также ЛУЛАВ.

СУКРЕ АНТОНИО ХОСЕ

СУКРЕ Антонио Хосе (Sucre, Antonio Jose de) (1795-1830), также Антонио Хосе де Сукре-и-де Алкала (Sucre de Alcala), один из руководителей Войны за независимость испанских колоний в Южной Америке. Родился в Кумана в Венесуэле 3 февраля 1795. С юности начал военную карьеру, в 16 лет получил чин полковника, а в 1818 - генерала армии повстанцев. К тому времени Сукре стал ближайшим другом и сподвижником Симона Боливара. В 1822 под командованием Сукре инсургенты разбили испанцев в битве при Пичинче и освободили провинцию Кито (совр. Эквадор). Спустя три месяца после победы Боливара в битве при Хунине (август 1824) Сукре довершил разгром испанцев в битве при Аякучо. Затем он освободил Верхнее Перу, где создал независимую республику под названием Боливия. Верховная власть в новой республике была предложена Боливару, но тот в связи с отъездом в Колумбию (декабрь 1825) передал свои полномочия Сукре, который в 1826 был избран первым президентом Боливии. Через два года недовольство местного населения президентом-иностранцем вылилось в мятеж, Сукре тут же подал в отставку и уехал в Кито с намерением отойти от политической деятельности. Однако в 1830 Боливар убедил его стать президентом Национального конгресса Великой Колумбии. Попытка Боливара сохранить целостность государства потерпела неудачу, и Сукре ушел со своего поста. Сукре был убит своими политическими противниками на обратном пути из Боготы в Кито близ Пасо в Колумбии 4 июня 1830.

ЛИТЕРАТУРА

Гонсалес Р. Боливия - Прометей Анд. М., 1963 Альперович М., Слезкин Л. Образование независимых государств в Латинской Америке. М., 1966

Предыдущая страница Следующая страница