Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "С" (часть 6, "СОН"-"СТЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СОН"-"СТЕ")

СОННАЯ БОЛЕЗНЬ

СОННАЯ БОЛЕЗНЬ - заболевание, вызываемое трипаносомами, т.е. простейшими рода Trypanosoma. Сонную болезнь называют иногда африканским трипаносомозом, в отличие от других трипаносомозов, в частности южноамериканского, известного также как болезнь Шагаса. Сонная болезнь передается через укусы инфицированных мух цеце (рода Glossina); она эндемична в 36 странах Африки южнее пустыни Сахара, т.е. там, где обитают эти насекомые. При такой распространенности риску заболевания подвергается до 50 млн. человек; ежегодно фиксируется примерно 25 тыс. новых случаев сонной болезни. Клиническая картина. Сонная болезнь встречается в двух формах. Гамбийская, которую вызывает Trypanosoma gambiense, распространена главным образом в Западной и Центральной Африке. Родезийская форма, вызываемая T. rhodesiense, чаще обнаруживается в Восточной Африке. Клинические проявления обеих форм сонной болезни сходны, но родезийский вариант в большинстве случаев протекает острее и без лечения может закончиться смертью больного через несколько месяцев или даже недель. Гамбийская форма прогрессирует медленно, и в нелеченых случаях болезнь может продолжаться несколько лет, прежде чем наступает летальный исход. Обе формы заболевания обычно имеют две стадии. Первые симптомы, как правило, возникают через 1-3 недели после укуса мухи цеце. На этой стадии, пока трипаносомы еще находятся в крови, основные клинические проявления включают лихорадку, головную боль, боли в суставах, мышечную дрожь, повышенное потоотделение, зуд и, вопреки названию болезни, бессонницу. На второй стадии, когда трипаносомы уже проникли в центральную нервную систему, главными клиническими проявлениями становятся сильная головная боль, лихорадка, общая слабость и апатия, чрезмерная сонливость (в соответствии с названием болезни), двигательные расстройства и кома. Если заболевание не лечить, смерть почти неизбежна. Лечение сонной болезни заключается в основном в применении сурамина и пентамидина на ранней стадии и меларсопрола на поздней; в случае гамбийской формы болезни на любой ее стадии достаточно эффективен эфлорнитин (DFMO). Если лечение начато на первой стадии, вероятность выздоровления может достигать 100%; эффективность терапии в поздней стадии существенно ниже.

СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОРГО ОБЫКНОВЕННОЕ

СОРГО ОБЫКНОВЕННОЕ (Sorghum vulgare), зерновая и кормовая культура семейства злаков. Высокий, мощный однолетник, внешне похожий на кукурузу. Родиной его считается Африка. С древнейших времен - один из основных продуктов питания жителей многих стран, в частности Китая и Египта. За столетия возделывания выведены различные сорта, разделяемые на четыре группы: 1) сахарное сорго с мягкой сочной сердцевиной, выращивается на корм скоту и для производства сиропа; 2) зерновое сорго, разводимое ради крахмалистых семян, которые используются в пищу и как фураж; 3) веничное, или метельчатое, сорго с длинными жесткими ветвями; 4) пастбищное, или травянистое, сорго, включая суданскую траву, обычно высеваемое в кормовых травосмесях с другими злаками. Выбор возделываемой в том или ином районе группы часто определяется климатом. В США к югу от Кентукки и Миссури разводят для получения сиропа сорго сахарное (var. saccharatum). В этой же стране выращивают также более 40 типов зернового сорго, идущего в основном на корм скоту и домашней птице. Среди них различают сорго Друммонда (var. drummondii) из Гвинеи; дурро, сорго хлебное, или африканское (var. durra), из долины Нила; сорго хвостатое (var. caudatum) из Центральной Африки с несколькими стандартными и карликовыми вариантами, возделываемое в Техасе; сорго Роксбурга (var. roxburghii) из Индии и Африки.

СОРДЕС

Факты

СОРЕЛЬ ЖОРЖ

СОРЕЛЬ Жорж (Sorel, Georges)

(1847-1922), французский философ. Родился 2 ноября 1847 в Шербуре. После окончания Политехнической школы в Париже служил в течение двадцати пяти лет в государственном департаменте мостов и дорог. В 1891 получил небольшое наследство и вышел в отставку. До самой смерти 28 августа 1922 занимался литературным трудом. Самое глубокое влияние на него оказал Прудон. Немало времени Сорель посвятил ревизии взглядов Маркса, о которых в течение многих лет вел дискуссии в дружеской переписке с Б.Кроче. Интересовался также трудами Ренана и Бергсона. Сорель занимал антидемократическую и антилиберальную позицию, отрицая неизбежность прогресса и гуманизации общества. В труде Иллюзии прогресса (Les Illusions du progrs, 1908) он рассматривал общество как физический объект, подверженный энтропии и распаду в соответствии со вторым законом термодинамики. Соерль считал, что эти тенденции могут быть приостановлены только героическим усилием людей, имеющих волю к действию и способных, для достижения того или иного идеала, прибегнуть к насильственным мерам. Самый известный труд Сореля - Размышления о насилии (Rflexions sur la violence, 1908), в котором сконцентрированы его синдикалистские идеи. Сорель полагал, что промышленные рабочие путем самоорганизации смогут обрести чувство собственного достоинства и ответственности. Это, в свою очередь, приведет к формированию новой морали взамен присущего среднему классу "упадничества". Сорель верил, что побудить рабочих к активности можно, только вселив в них веру в возможность свержения существующей системы правления через всеобщую забастовку. В течение всей жизни Сореля интересовал вопрос об общественном "механизме", способном обеспечить нравственное совершенствование человечества. Не найдя ответа на этот вопрос, Сорель в последние годы жизни крайне пессимистически оценивал будущее европейской цивилизации.

СОСАЛЬЩИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОСНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОССЮР ФЕРДИНАНД ДЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОТО ЭРНАНДО ДЕ

СОТО Эрнандо де (Soto, Hernando de) (ок. 1500-1542), испанский исследователь, первооткрыватель р.Миссисипи и первый европеец, проникший во внутренние юго-восточные районы США. Родился в области Эстремадура, учился в Саламанкском университете. В возрасте 19 лет отправился в Панаму, где стал протеже губернатора Педрариаса Давилы. В 1530 Сото участвовал в походе Франсиско Писарро против инков и был первым европейцем, который встречался и вел переговоры с верховным правителем инков Атауальпой. В возрасте 36 лет Сото возвратился на родину. По слухам, он оставил в Новом Свете индейскую принцессу и детей, но прихватил с собой 100 тыс. золотых дукатов. В Испании конкистадора встретили как героя, и он женился на Изабелле де Бобадильо, дочери Педрариаса Давилы. В 1537 король Испании Карл I назначил Сото губернатором Флориды - территории, которая включала современный Техас, п-ов Флориду и земли к северу от него. 6 ноября 1538 Сото отплыл туда со своим флотом. После короткой остановки на Кубе он высадился во Флориде 30 мая 1539. Сото намеревался провести большую экспедицию с целью исследования Северной Америки. Отчет об этом путешествии был составлен его секретарем Родриго Ранделом, членом экспедиции Луисом Эрнандесом де Бьедма и неизвестным автором - неким господином Эльвасом. На основании их записей можно получить примерное представление о маршруте экспедиции в глубь материка. Сото проследовал вдоль северо-западного берега Флориды от залива Тампа до района Таллахасси, а затем повернул на северо-восток к р.Саванне. Он поднялся по ее долине до гор Блу-Ридж, пересек их, достиг р.Алабамы, спустился по ней до залива Мобил, затем устремился на северо-запад по направлению к Мемфису и 8 мая 1541 вышел к р.Миссисипи. Переправившись через Миссисипи, Сото взял курс на запад по направлению к р.Арканзас (выше впадения в нее р.Канейдиан-Ривер), а затем возвратился в долину Миссисипи, где заболел лихорадкой и умер в Луизиане 21 мая 1542. Прежде чем отправиться вниз по Миссисипи к Мексиканскому заливу, чтобы поддержать представление индейцев о том, что Сото спустился с небес, его сподвижники бросили труп путешественника в реку. Экспедиция достигла Мексики в сентябре 1543. Во время экспедиции Сото были впервые исследованы внутренние районы Флориды, Джорджия, Южная Каролина, Теннесси, Алабама, Арканзас, Миссисипи, Техас и Оклахома, а также отдельные районы Миссури и Луизианы.

СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОУН ДЖОН

СОУН Джон (Soane, John)

(1753-1837), английский архитектор, крупнейший представитель классицизма; самая известная его постройка - собственный дом в Лондоне (музей Джона Соуна). Соун родился 10 сентября 1753 в Горинге (графство Беркшир). Его учителями были Дж.Дэнс Младший и Г.Холланд, в мастерской которого архитектор проработал с 1771 по 1778. Заметное влияние на его творчество оказали архитекторы Р.Адам и У.Чемберс. В Королевской академии Соун получил стипендию на поездку в Италию (1778-1780). За время своей долгой профессиональной карьеры Соун выполнил большое число архитектурных работ, получил звание профессора архитектуры Королевской академии и воспитал целое поколение учеников. Умер Соун в Лондоне 20 января 1837. Уже при создании загородных усадеб, относящихся к раннему периоду его творчества (таких, как дом приходского священника в Сэкслингеме или Тендринг-холл), архитектор выработал строгий суховатый стиль, для которого характерно использование гладких поверхностей, классически простых форм, резного геометрического декора и скрытых источников освещения. Соун получил целый ряд важных государственных и общественных заказов, первым из которых стало здание Банка Англии (1788-1833). Как архитектор Королевского управления строительных работ он перестраивал здания парламента и Судебной палаты, достраивал Королевский госпиталь в Челси и проектировал новые правительственные здания в Уайтхолле. Он построил три церкви, здание музея в Дулвиче, представлявшее собой сочетание художественной галереи и мавзолея, и главный зал масонской ложи, членом которой он состоял. В поздний период творчества Соун увлекся игрой контрастов и романтическими эффектами света и тени, хотя его планировочные решения оставались сугубо практичными. В своих поздних постройках он использовал готические орнаменты и витражи.

ЛИТЕРАТУРА

Всеобщая история архитектуры, т. 7. М., 1969

СОФОКЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОФРОН

СОФРОН - древнегреческий драматург, живший в Сиракузах в середине 5 в. до н.э., прославившийся в "миме", античном литературном жанре, представлявшем собой короткую зарисовку из повседневной жизни. В зависимости от того, кто были главные действующие лица, мимы Софрона делились на "мужские" и "женские". От его творчества дошли лишь небольшие фрагменты у позднейших авторов. Лишь в 1933 в Египте был найден довольно крупный папирусный фрагмент, дающий более цельное представление о Софроне. Хотя Софрон писал прозой, скорее всего она была ритмизирована, а позднейшие литературные мимы сочинялись уже в стихах. Софрона высоко ценил Платон, который, говорят, не расставался со сборником Софрона и пользовался его мимами как образцом для ранних сократических диалогов. Некоторое представление о характере творчества Софрона можно получить из позднейших подражаний и переделок: известно, что к нему восходят 2-я и 15-я идиллии Феокрита и 4-й мим Герода. Драматический мим, приобретший чрезвычайную популярность в Риме и практически вытеснивший со сцены все остальные жанры, был еще одним отпрыском ранних драматических сценок дорической Греции и в особенности т.н. флиака - комедии Сицилии и южной Италии. См. также ГЕРОД.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЮЗНИЧЕСКАЯ ВОЙНА 90 - 88 ДО Н. Э.

СОЮЗНИЧЕСКАЯ ВОЙНА 90 - 88 до н. э. (91-87 до н.э., основные военные действия происходили в 90-89 до н.э.), восстание италийских союзников Рима - самнитов, марсов и большинства воинственных народов центральной и южной Италии. Известная также под названием Марсийской, война началась, когда Рим отказался распространить права римского гражданства на союзников, как предлагал трибун Марк Ливий Друз. Союзники были хорошо организованы и вооружены, создали политическую федерацию со столицей в центральной Италии, в городе Корфиний (переименованном в Италию, что говорит о далеко идущих планах повстанцев), где находились властные органы, так что поначалу римляне не могли одержать над ними верх с помощью силы. Впоследствии, чтобы предотвратить разрастание восстания, римляне предложили права гражданства всем, кто еще не взялся за оружие, и даже тем, кто прекратит сражаться. Наконец, когда восстание было жестоко подавлено, что потребовало напряжения всех сил Рима и участия лучших полководцев, в том числе Мария и Суллы, гражданство было дано всем, кто в течение 60 дней изъявит желание его получить. Таким образом, побежденные добились от победителей исполнения своих требований, благодаря чему была ликвидирована опасность возобновления войны.

СОЯ ОБЫКНОВЕННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПАРК МЮРИЭЛ САРА

СПАРК Мюриэл Сара (Spark, Muriel Sarah)

(р. 1918), английская романистка, поэт и критик. Родилась в Эдинбурге в 1918, училась в школе Джеймса Гиллеспи. В годы Второй мировой войны работала в аппарате военной разведки. В 1947-1949 редактировала журнал "Поэтри ривью" ("The Poetry Review"). В своих сатирических произведениях, описывая человеческую мелочность и тщеславие, Спарк стремилась постичь тайну и ужас жизни, смерти и вечности - универсалий, которыми готовы пренебречь ее образованные герои. К примеру, в романе Memento Mori преклонного возраста люди, которых смерть уносит одного за другим, перед самым концом занимаются пустыми сварами и сведением счетов. В романе Девушки скромного достатка (The Girls of Slender Means, 1963) компания из мужчин и женщин устраивает "состязание" весьма порочного свойства, и все они нелепо погибают от взрыва оставшейся с войны бомбы. Среди романов Спарк -Робинзон (Robinson, 1958); Баллада о предместье (Ballad of Pickham Rye, 1960); Холостяки (Bachelors, 1960); Ворота Мандельбаум (The Mandelbaum Gates, 1965); Не беспокоить (Not to Disturb, 1972); Аббатиса Круская (The Abbess of Crewes, 1974); Территориальные права (Territorial rights, 1979); Преднамеренная задержка (Loitering with Intent, 1981); Из далекого Кенсингтона (A Far Cry From Kensington, 1988). Ее перу принадлежат монографии: Джон Мейсфильд (John Masefield, 1953); Эмилия Бронте, ее жизнь и творчество (Emily Bronte, Her Life and Work, 1953) и Мэри Шелли, биография (Mary Shelley, A Biography, 1987), четыре сборника рассказов - Птичка-уходи и другие рассказы (Go-Away Bird and Other Stories, 1958), На публику (Voices at Play, 1961), Избранные рассказы (Collected Stories, 1968), Рассказы Мюриэл Спарк (The Stories of Muriel Spark, 1987), поэтический сборник Избранные стихотворения (Collected Poems, 1967) и пьеса Доктора философии (Doctors of Philosophy, 1963). По ее повести Мисс Джин Броди в расцвете лет (The Prime of Miss Jean Brodie, 1961) был поставлен спектакль и снят фильм (1968).

ЛИТЕРАТУРА

Спарк М. Избранное. М., 1984

СПАРТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПАРТАК

СПАРТАК (Spartacus) (ум. 71 до н.э.), римский гладиатор, происходивший, вероятно, из Фракии. В 73 до н.э. бежал и укрылся на Везувии с семьюдесятью своими товарищами, которые содержались в школе гладиаторов в Капуе. Отряд быстро увеличивался за счет притока все новых беглецов, и в скором времени восставшие смогли нанести поражение двум преторским армиям, что вызвало уже лавинообразное разрастание их рядов. Теперь они были хорошо организованы и имели оружие, так что представляли реальную угрозу самому Риму. Однако направленные против них две армии, во главе которых стояли консулы, были поочередно разбиты двигавшейся на север армией рабов. Как и любое массовое движение, восстание сопровождалось убийствами и грабежами. Не доходя до реки По, Спартак по неизвестной причине повернул обратно на юг, по пути еще раз разбив римлян. Войска, направленные против Спартака, возглавил Красс, которому удалось оттеснить армию восставших на крайний юг Италии. Переправа на Сицилию не удалась (обманули обещавшие обеспечить корабли пираты), но Спартаку удалось еще раз прорваться сквозь заслоны Красса, и тот разбил восставших уже в Лукании; сам Спартак пал в бою. Всех пленных (6000 человек) Красс распял на крестах, установленных вдоль Аппиевой дороги. Разрозненные остатки восставших, пытавшихся прорваться на север, были перехвачены и уничтожены Помпеем, вернувшимся из Испании.

ЛИТЕРАТУРА

Лесков В.А. Спартак. М., 1987 Хефлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима. М., 1992

СПЕЙС ШАТТЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕКТОРСКИЙ ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

СПЕКТОРСКИЙ Евгений Васильевич (1875-1951), русский правовед, социальный философ. Родился в г. Острог Волынской губернии. В 1898 окончил юридический факультет Варшавского университета. Ученик профессора А. Л. Блока (отца поэта А.А.Блока). После окончания университета был оставлен при кафедре госудаственного права для подготовки к профессорскому званию. Степень кандидата права получил за работу Жан Жак Руссо как политический писатель. В 1901-1903 был в научной командировке за границей. После защиты магистерской диссертации стал в 1913 профессором Киевского университета. В 1918 был избран деканом юридического факультета, а позднее ректором Киевского университета. В 1920 эмигрировал. Был профессором Белградского университета и Русского университета в Праге. С 1947 - профессор Св. Владимирской православной духовной академии в Нью-Йорке. Умер Спекторский в Нью-Йорке 3 марта 1951. Основная теоретическая работа Спекторского - Проблема социальной физики в 17 веке (т. 1, 1910; т. 2, 1917). В этом фундаментальном исследовании (два тома которого составили его магистерская и докторская диссертации) Спекторский рассматривал разнообразные мировоззренческие аспекты функционирования научного знания той эпохи, опыт приложения основоположниками новоевропейской науки "физических" теорий к решению социальных проблем и влияние этих проектов на философское творчество Спинозы, Гоббса, Гуго Гроция и др. Спекторский был автором ряда работ по истории социальной мысли: Начала науки о государстве и обществе (1927), История социальной философии (1932) и др. Теоретическому (можно сказать, культурологическому) осмыслению исторической роли христианства была посвящена книга Спекторского Христианство и культура (1925).

ЛИТЕРАТУРА

Спекторский Е.В. Органическая теория общества. Варшава, 1907 Спекторский Е.В. Номинализм и реализм в общественных науках. М., 1915 Спекторский Е.В. Государство. Пг., 1918 Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991

СПЕКТР

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕКТРОСКОПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕНДЕР СТИВЕН

СПЕНДЕР Стивен (Spender, Stephen)

(1909-1995), английский поэт и критик. Родился 28 февраля 1909 в Лондоне, учился в Оксфордском университете. Входил в группу революционных писателей (У.Х.Оден, Кр.Ишервуд, С.Дэй Льюис, Л.Макнис), впервые заявил о себе сборником Стихи (Poems, 1933). В славящих труд и обличающих капитал стихах Спендера было больше политики и боевого пыла, чем в творчестве его друзей, но некоторые его стихотворения свидетельствовали и о лирическом даре. В поэме Вена (Vienna, 1934) он воспел мужество венских социалистов, восставших против правительства Э.Дольфуса. Спендер выпустил антифашистскую пьесу в стихах Испытание судьи (The Trial of a Judge, 1938), а побывав в Испании, составил вместе с Дж.Леманом антологию Стихи Испании (Poems for Spain, 1939), навеянную гражданской войной. Стихи последующих сборников Застывший мир (The Still Centre, 1939), Руины и видения (Ruins and Visions, 1942) и Посвящения (Poems of Dedication, 1946) эгоцентричны, в них нет прежней силы и убежденности. В 1986 вышло собрание стихотворений Спендера за 1928-1985. Спендер с самого начала выказал себя блестящим критиком; книга статей о современной литературе Разрушительная стихия (The Destructive Element, 1935) вызвала почти такой же интерес, как и его стихи. Он был соредактором влиятельных журналов "Горизонт" ("Horizon") в 1939-1941 и "Собеседник" ("Encounter") в 1953-1967. Его перу принадлежат также критические работы, художественная проза, автобиография и воспоминания. В 1983 Спендер получил личное дворянство.

Умер Спендер в Лондоне 16 июля 1995.

ЛИТЕРАТУРА

Спендер С. Стихотворения. - В кн.: Английская поэзия в русских переводах: ХХ век. М., 1984

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕНСЕР ЭДМУНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕРМАТОЗОИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕРРИ ЭЛМЕР АМБРОУЗ

СПЕРРИ Элмер Амброуз (Sperry, Elmer Ambrose)

(1860-1930), американский инженер и изобретатель. Родился 12 октября 1860 в Кортленде (шт. Нью-Йорк). Окончил муниципальную школу в Кортленде и Корнеллский университет. В 1879 усовершенствовал электродуговую лампу и в 1880 организовал в Чикаго компанию "Сперри электрик" для производства таких ламп и генераторов постоянного тока. В 1888 изобрел первый горный комбайн с электрическим приводом. Сконструировал электровоз и электропривод для вагона с токоприемником, создав в 1894 на основе этих разработок компанию "Сперри электрик рэйлуэй". В том же году Сперри продал эту компанию фирме "Дженерал электрик", а через пять лет основал в Вашингтоне (округ Колумбия) электрохимическую лабораторию, где усовершенствовал метод утилизации олова из отходов металлоизделий. В 1918 изобрел мощный дуговой прожектор, который затем использовался в вооруженных силах и на флоте. Наибольшую известность Сперри принесли его работы по применению гироскопа для решения навигационных задач. В 1910 он организовал в Бруклине (Нью-Йорк) компанию "Сперри джайроскоуп" и возглавлял ее до 1929. Изобрел гирокомпас, который во многих применениях вытеснил магнитный компас. Разработал гиростабилизаторы с электроприводом, уменьшающие бортовую качку судна и удерживающие летящий самолет в горизонтальном положении. Кроме того, им были созданы гироуправляемые торпеды, автопилоты для автоматического управления судами и приборы для обнаружения подводных лодок. За свою жизнь он получил около 400 патентов. Сперри был основателем Американского института инженеров-электриков и Американского электрохимического общества. Умер Сперри в Бруклине 16 июня 1930.

СПИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПИЛБЕРГ СТИВЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПИНЕТ

СПИНЕТ - музыкальный инструмент 15-18 вв., разновидность клавесина, обычно меньшего размера и чаще прямоугольной, чем крыловидной формы.

См. также КЛАВЕСИН.

СПИННАЯ СУХОТКА

СПИННАЯ СУХОТКА (сухотка спинного мозга, или локомоторная атаксия), заболевание нервной системы, характеризующееся атрофией задних (дорсальных) отделов спинного мозга и проявляющееся нарушением координации при ходьбе. С появлением реакции Вассермана было окончательно доказано, что спинная сухотка вызывается спирохетами - возбудителями сифилиса. Заболевание редко проявляется ранее чем через 5 лет после первичного инфицирования. Течение сифилиса до развития сухотки обычно бывает легким, поэтому более ранние признаки заболевания нередко остаются незамеченными. Патоморфологические исследования показали, что при спинной сухотке поражаются лишь определенные отделы нервной системы. Наиболее выраженные изменения возникают в задних столбах спинного мозга, задних (чувствительных) корешках спинномозговых нервов, зрительном нерве, а также в глазодвигательном нерве, регулирующем размеры зрачка, состояние хрусталика и движения глазных яблок. Нарушение координации при ходьбе - самый характерный симптом заболевания - связано с поражением задних столбов спинного мозга, которые проводят импульсы, отвечающие за поддержание равновесия. Вначале обычно отмечаются легкие затруднения в поддержании равновесия, особенно в темноте или с закрытыми глазами. В дальнейшем больному приходится широко расставлять ноги при ходьбе или стоять, держась за первый попавшийся предмет, чтобы не упасть. Часто нарушается чувствительность мочевого пузыря, что проявляется недержанием мочи и задержкой мочеиспускания. Еще один характерный симптом - боль, обусловленная поражением задних корешков спинномозговых нервов, которые в норме проводят болевые и тактильные сигналы. Как правило, боль ощущается в одной из конечностей или опоясывает верхнюю часть живота (опоясывающая боль). Самые сильные боли (стреляющие, кинжальные, схваткообразные) возникают во время острого приступа ("криза"), длящегося от нескольких часов до нескольких дней. При этом боль может сопровождаться нарушением функции практически любого внутреннего органа, чаще всего - желудка, гортани, прямой кишки, мочевого пузыря, матки. Примерно у 10% больных развивается атрофия зрительных нервов и постепенно снижается зрение. При поражении глазодвигательного нерва развивается двоение, нарушаются реакция зрачков на свет и аккомодация. Для предупреждения заболевания важнейшее значение имеет своевременная терапия сифилиса. Лечение спинной сухотки, как и других форм нейросифилиса, проводится сейчас с помощью высоких доз пенициллина; используются также, особенно в периоды кризов, симптоматические средства (ганглиоблокаторы, седативные и спазмолитические препараты). В некоторых случаях в результате лечения симптомы полностью регрессируют.

СПИНОЗА БЕНЕДИКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПИНОЗАВР

Факты

СПИРТНЫЕ НАПИТКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПИЧКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЛАВЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПОДУМЕН

ГИДДЕНИТ - прозрачная разновидность сподумена.

ГИДДЕНИТ - прозрачная разновидность сподумена.

минерал семейства пироксенов, литиевый пироксен, LiAlSi2O6. Название происходит от греч. "сподуменос" - превращенный в пепел (из-за пепельно-серого цвета). Цвет белый или светло-серый. Твердость 6,5-7,0, плотность 3,1-3,2. Прозрачные разновидности - кунцит (розовый) и гидденит (зеленый). Кристаллизуется в моноклинной сингонии, кристаллы призматические, иногда достигают 12 м в длину. Спайность совершенная, параллельно граням призмы, пересекающимся под углом 87°. Иногда отмечается отдельность, параллельная переднему пинакоиду. Окрашивает пламя горелки в красный цвет, благодаря входящему в его состав литию. Главный рудный минерал лития. Промышленная добыча сподумена ведется в США (штаты Южная Дакота и Северная Каролина) и в Австралии. Крупные месторождения сподумена имеются в России (Кольский п-ов, Тува, Забайкалье) и в Казахстане. Прозрачные разновидности - кунцит и гидденит - ювелирные камни; добываются в США (Пала, шт. Колорадо), на Мадагаскаре и в Афганистане.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПУТНИК СВЯЗИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЯЧКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДА

СРЕДА (англ. Wednesday, нем. Mittwoch, фр. mercredi), третий (если считать с понедельника) или четвертый (если считать первым днем воскресенье) день недели. В римском календаре ему соответствует dies Mercurii, "день Меркурия" (эта связь сохраняется во французском названии). Английское название образовано от имени германско-скандинавского бога Вотана (Одина) (на англосаксонском языке - Wodnesdaeg). В русском и немецком названиях содержится указание на середину недели. Первый день Великого поста в Католической церкви приходится на т.н. Пепельную среду; пепел (символ покаяния) получают, сжигая пальмовые листья, оставшиеся от прошлогоднего Пальмового воскресенья (в России это воскресенье называют Вербным). Пепел помещают в сосуд на алтаре, священник освящает его и наносит крестообразно на лбы коленопреклоненных верующих. Обряд возник во времена папы Григория Великого и был утвержден папой Целестином III в 1191. В Англиканской церкви в Пепельную среду совершается покаянное богослужение. В старой Англии в этот день готовились особые кушанья: пуддинг на скорую руку (мучной заварной пуддинг), горох, сладкая пшеничная каша на молоке с корицей, оладьи, рыба и кекс с изюмом и цукатами.

СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕТЕНИЕ

СРЕТЕНИЕ - в Римско-католической церкви, праздник Очищения Девы Марии (2 февраля), посвященный воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершенном его матерью на сороковой день после рождения первенца. Название Сретение Господне (греч. Hypapante Kyriou), закрепившееся в православной традиции, указывает на встречу Христа и его матери со старцем Симеоном и пророчицей Анной. Освящение свечей для богослужебных целей, осуществляемое в этот день в соответствии с римским Миссалом, вошло в обиход в 11 в. Священник, в пурпурном облачении, читает пять особых молитв над восковыми свечами, окропляет их святой водой, зажигает и раздает присутствующим на богослужении, в то время как хор поет Песнь Симеона ("Ныне отпущаеши...", "Nunc dimittis", Лк 2:29-32). Торжественная процессия символизирует вступление Христа - "Света мира" - во храм. В Русской православной церкви праздник отмечается 2 февраля по старому стилю.

ЛИТЕРАТУРА

Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

СССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

СССР. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАБАТ МАТЕР

СТАБАТ МАТЕР (Stabat mater, лат.; "Стояла мать [[скорбящая]]"), гимн на латинском языке, описывающий скорбь Богоматери у подножия Креста. Дата написания неизвестна, авторство приписывалось св. Бернару Клервоскому (1090-1153), папе Иннокентию III (ок. 1160-1216) и Якопоне из Тоди (ок. 1230-1306). С 14 в. используется в литургии, в 1727 Римский Миссал предписал его исполнение в качестве секвенции во время двух праздников Семи Скорбей Богоматери, а также великопостных молебнов, именуемых Стации. Положен на музыку многими композиторами. Классические многоголосные композиции Жоскена де Пре (ок. 1440-1521) и Дж.П.да Палестрины (ок. 1525-1594), позднейшие переложения Дж.Б.Перголези, Й.Гайдна, Дж.Россини, А.Дворжака и Дж.Верди.

СТАЙРОН УИЛЬЯМ

СТАЙРОН Уильям (Styron, William)

(р. 1925), американский романист. Родился 11 июня 1925 в г. Ньюпорт-Ньюз (шт. Виргиния). Во время Второй мировой войны три года прослужил в морской пехоте. Окончив в 1947 университет Дьюка, переехал в Нью-Йорк, где написал свой первый роман Ляжем во тьму (Lie Down in Darkness, 1951) - мучительные размышления отца о причинах самоубийства дочери. Роман был отмечен премией Рима. В период войны в Корее Стайрон как резервист был призван на переподготовку; пережитое легло в основу повести Долгий марш (The Long March, 1952; рус. перевод 1967). В следующем романе, И поджег этот дом (Set This House on Fire, 1950; рус. перевод 1987), рисующем жизнь американцев-экспатриантов в Италии, Стайрон использовал впечатления от своего пребывания в Италии в начале 1950-х годов. В романе Выбор Софи (Sophie's Choice, 1979; рус. перевод фрагментов под названием Софи делает выбор, 1981) исследуется природа зла. Утро в Полосе приливов (A Tidewater Morning, 1993) - три взаимосвязанные новеллы о переломных событиях, произошедших с автором в возрасте 10, 13 и 20 лет. В каждой из них зримо присутствует тема смерти. Наиболее значительное произведение Стайрона - Исповедь Ната Тернера (The Confessions of Nat Turner, 1967; Пулитцеровская премия 1968) повествует о бунте виргинских рабов в 1831. За несколько дней небольшой отряд рабов, возглавляемый Тернером, перебил 55 белых, после чего был разгромлен. Стайрон разделяет позицию историка Стэнли Элкинса, доказывавшего, что американское рабовладение полностью деморализовало своих жертв и сделало их настолько покорными, что этот эпизод оказался чуть ли не единственным восстанием рабов в истории США.

ЛИТЕРАТУРА

Стайрон У. И поджег этот дом. Долгий марш. М., 1991

СТАЛИН ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАЛЬ ЖЕРМЕНА ДЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАНИСЛАВСКИЙ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ

СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич (наст. фамилия - Алексеев)

(1863-1938), русский актер и режиссер. Родился 17 января 1863 в Москве. Великий актер и постановщик, Станиславский создал систему сценических установок, основанную на естественных законах эмоциональных, душевных и физических действий; основатель, вместе с Вл.И.Немировичем-Данченко (1858-1943), знаменитого Московского Художественного (Общедоступного) театра. Бабушка Станиславского по материнской линии была французской актрисой; отец, богатый московский фабрикант крестьянского происхождения, поощряя в своих детях интерес к музыке и драматургии, устроил дома частный театр. Станиславский был одним из создателей "Общества искусства и литературы", где играл и ставил пьесы вплоть до основания Московского Художественного театра (1898). Освоив принципы сценического мастерства отечественных и зарубежных школ, в особенности на примерах М.Щепкина, Т.Сальвини и Мейнингенского театра, разработал собственную систему создания спектакля и роли, давшую замечательное ансамблевое исполнение. В созданной им Оперно-драматической студии Станиславский применил свои драматургические принципы актерского творчества для оперных постановок; он основал еще три студии при Художественном театре и дал начало другим независимым театрам, в т.ч. еврейскому театру-студии "Габима". Как актер Станиславский создал немало замечательных образов в классических и современных пьесах. Его открытость новым веяниям привлекала в Художественный театр многих зарубежных мастеров, таких, как Э.Г.Крэг, поставивший Гамлета, и А.Моисси. Идеи Станиславского, изложенные в книгах Моя жизнь в искусстве (1924) и Работа актера над собой (1937), оказали глубокое влияние на представителей многих видов искусства во всем мире. Умер Станиславский в Москве 7 августа 1938.

ЛИТЕРАТУРА

Станиславский К.С. Собрание сочинений, тт. 1-8. М., 1954-1961 Крыжицкий Г. Великий реформатор сцены. М., 1962 Шестакова Н.А. Первый театр Станиславского. М., 1988 Станиславский К.С. Беседы К.С.Станиславского. М., 1990 Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. М., 1990

СТАНИСЛАВСКОГО СИСТЕМА

СТАНИСЛАВСКОГО СИСТЕМА - учение о сценическом действии, разработанное знаменитым русским актером и режиссером К. С. Станиславским и призванное придать драматическому воплощению реализм и психологическую достоверность. Система требует от актера упражнений и импровизаций с целью возбудить память на ощущения и переживания и добиться раскованности и собранности. Она в первую очередь нацелена на пробуждение в актере чувств, какие он сам некогда испытал в определенных жизненных ситуациях и которые может перенести на сцену, в характер своего персонажа. Это подразумевает достижение актером абсолютной раскрепощенности на сцене, совершенной отвлеченности от зрительного зала и глубокой концентрации с целью достижения полного слияния - интеллектуального, эмоционального и духовного - с изображаемым героем. Системе свойственна не жесткость, но гибкость и разнообразие, поскольку каждый актер должен использовать свой личный психологический и эмоциональный опыт. По словам Л. Страсберга (1901-1982), знаменитого преподавателя этого метода, "он дает актеру не правила, а инструменты". Существует множество рабочих вариантов системы, однако никто из актеров и наставников не игнорирует ее полностью, хотя некоторые и ставят ее ценность под сомнение.

ЛИТЕРАТУРА

Мастерство актера в терминах и определениях К.С.Станиславского. М., 1961 Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли. М., 1961

СТАНКИ МЕТАЛЛОРЕЖУЩИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА - называемая также статистической физикой, - раздел теоретической физики, занимающийся описанием свойств сложных физических систем на основе математической статистики и теории вероятностей. Физическая система обычно состоит из множества частиц, как, например, газ, состоящий из большого числа молекул, способных перемещаться независимо друг от друга. Законы теории вероятностей позволяют предсказать в среднем поведение отдельных частиц системы, а тем самым сделать вывод о поведении системы как целого. Статистическая механика имеет многочисленные приложения в различных областях физики. Она используется для интерпретации случайных процессов, таких, как броуновское движение, при описании магнитных и электрических свойств вещества, при анализе термодинамических процессов и фазовых переходов, таких, как переход из одного кристаллического состояния в другое. Новейшие приложения статистической механики связаны с поиском новых элементарных частиц, когда приходится учитывать статистические факторы, влияющие на образование частиц в процессе взаимодействия. Основные принципы статистической механики были разработаны во второй половине 19 в. Л. Больцманом (1844-1906) и Дж. Гиббсом (1839-1903). Однако работы Больцмана и Гиббса по кинетической теории материи были подготовлены более ранними работами Дж.Максвелла (1831-1879), Дж. Дальтона (1766-1844) и А. Авогадро (1776-1856). С развитием квантовой механики в первой половине 20 в. пришлось внести некоторые изменения в методы статистической механики. Эти изменения, хотя они и невелики, расширили область ее согласия с экспериментом.

См. также

МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ;

КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА;

ТЕРМОДИНАМИКА.

ЛИТЕРАТУРА

Фейнман Р. Статистическая механика. М., 1975 Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Статистическая физика. М., 1976

СТАУРИКОЗАВР

Факты

СТАЦИЙ

ПУБЛИЙ ПАПИНИЙ (Publius Papinius Statius)

(ок. 45-96 н.э.), латинский поэт, родился в Неаполе, блистал при дворе императора Домициана. С 80 по 92 Стаций создал Фиваиду (Thebais), эпическую поэму в 12 песнях (10 000 стихов гекзаметра). В этой поэме, основанной на известном греческом мифе, описывается соперничество братьев Полиника и Этеокла за царскую власть в Фивах. Стаций сочинил также 5 книг стихотворений под общим названием Silvae (можно перевести как Наброски). Это 32 стихотворения разной длины, написанные (все, кроме шести, гекзаметром) на случай, без тщательной отделки. Некоторые, как, например, стихотворение, посвященное сну (V 4), поистине прелестны. К моменту своей смерти Стаций завершил II песнь другого эпоса, Ахиллеиды (Achilleis). Для искусственных литературных вкусов эпохи показательно то, что сюжеты крупных произведений Стаций брал из мифологии.

ЛИТЕРАТУРА

Публий Папиний Стаций. Фиваида. М., 1992 Публий Папиний Стаций. Сильвы. - В кн.: Марциал Марк Валерий. Эпиграммы. СПб, 1994

СТЕГОЗАВР

Stegosaurus

Стегозавры, или колючие динозавры, тоже были четвероногими растительноядными, но обладали иным средством для отпугивания врагов. По всей спине от шеи до кончика хвоста у них проходил двойной ряд костных шипов или пластин, свободно укрепленных на коже. Возможно, некоторые острые шипы животные могли сознательно направлять на противника. Костные же пластины, легкие и пористые, для активной защиты были непригодны. Не исключено, что они были пронизаны кровеносными сосудами, обтянуты тонкой кожей и служили для регулирования температуры тела. Пока трудно сказать, как располагались эти пластины, вперемежку или парами одна за другой. При раскопках в Северной Америке среди костей было найдено несколько таких пластин. Поэтому вначале думали, что животные были покрыты плотно прилегающим защитным панцирем аналогично чешуйчатым животным, тело которых покрывают роговые чешуйки, как кровельная черепица. Название стегозавр (покрытый пластинами чешуйчатый ящер) дано на основании именно такого предположения. Колючий хвост стегозавра, когда он им размахивал, был опасен для любого противника. Голова с клювом и мелкими зубами, пригодными для мягкой растительной пищи, была очень маленькой по сравнению с размерами тела. Чтобы доставать высоко расположенные листья и ветки, животным приходилось вставать на задние конечности.

В Северной Америке был найден и самый крупный стегозавр: его длина составляла около восьми метров, а весил он свыше двух тонн. Колючие шипы были только на конце хвоста, а по всему телу торчали пластины, самая большая из которых была высотой 76 сантиметров. У кентрурозавра (ящера с колючим хвостом), найденного в Восточной Африке, пластины на теле постепенно переходят к хвосту в колючие шипы, а у дацентруруса (колючего хвоста), находки которого широко представлены в Европе, имелись только шипы.

Stegosaurus armatus

Стегозавр арматус являлся самым крупным представителем группы стегозавров, он достигал длины 7,4 метра и весил 3500 килограмм или даже все 4 тонны. Он был растительноядным и, вероятно, пасся и ощипывал невысокую растительность, а также нижния ветви деревьев.

Факты

СТЕЙНБЕК ДЖОН ЭРНСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТЕЙПЛТОН МОРИН

СТЕЙПЛТОН Морин (Stapleton, Maureen) (р. 1925), США; заняла ведущее положение в театре, сыграв в Татуированной розе (The Rose Tattoo, 1951) Т.Уильямса; другие пьесы: Тяжкое испытание (The Crucible, 1953) А.Миллера, Куклы на чердаке (Toys in the Attic, 1960) Л.Хелман, Анфилада площадей (Plaza Suite, 1968), Пряничная леди (The Gingerbread Lady, 1970, премия "Тони"); снялась также в фильмах: Мимолетный (The Fugitive Kind, 1960), Вид с моста (A View From the Bridge, 1962), Интерьеры (Interiors, 1978), Красные (Reds, 1981, премия "Оскар"), Кокон (Cocoon, 1985), Ушедшие (Passed Away, 1992).

СТЕКЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница