Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "К" (часть 8, "КИШ"-"КНИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 8, "КИШ"-"КНИ")

КИШФАЛУДИ КАРОЙ

КИШФАЛУДИ Карой (Kisfaludy, Karoly)

(1788-1830), венгерский прозаик и драматург. Родился 5 февраля 1788 в Тэте (Дьер). Во время наполеоновских войн офицером сражался в Италии и Германии. Талантливый художник, он некоторое время жил в Вене, зарабатывая на жизнь живописью. Под влиянием австрийского драматурга К.Т.Кернера (1791-1813) написал трагедию Клара Зач (Zch Klra). Позднее переселился в Пешт, писал пьесы, в т.ч. Мария Сечи (Szcsi Mria), Женихи (A krk) и Воевода Штибор (Stibor vajda). Пьеса Татары в Венгрии (A tatrok Magyarorszgon), принесшая автору наибольший успех, была впервые поставлена в 1818. Среди прочих его драматургических произведений - Мятежники (A prttk), Шимон Кемень (Kemny Simon) и Убийца (A gyilkos). Кишфалуди был ведущей фигурой в литературной жизни страны того времени. Его деятельность тесно связана с литературным альманахом "Аурора" ("Аврора"), редактором которого он оставался до самой смерти. Группировавшийся вокруг альманаха Кишфалуди одноименный литературный кружок впервые сделал Пешт центром литературно-художественной жизни Венгрии. Кишфалуди принадлежит также ряд повестей и рассказов. Учрежденное в его честь в 1836 "Общество Кишфалуди" до недавнего времени оставалось ведущей литературной организацией Венгрии. Умер Кишфалуди в Пеште 21 ноября 1830.

КЛАВДИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАВЕСИН

КЛАВЕСИН - клавишный музыкальный инструмент, металлические струны которого защипываются плектром из пера или кожи. Существовали клавесины двух типов: крыловидной формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера - квадратной, прямоугольной или пятиугольной формы. Инструменты первого типа обычно называют клавесином, а второго - спинетом. Верджинелом в Англии в 16 в. называли оба типа клавесина, но чаще - инструменты квадратной формы. Клавесин, происходящий от псалтерия, струны которого защипывались пальцами, был распространен в 16-18 вв. Он изготовлялся с двумя клавиатурами. Более сложные инструменты имели два или более набора струн (регистров) и особые переключатели, которые позволяли изменять количество извлекаемых звуков путем одновременного включения двух или трех наборов струн. Уступая фортепиано в силе и динамике (струны фортепиано начинают звучать в результате ударов по ним обитых фильцем молоточков, а не защипывания), его предшественник имел свои преимущества: большую ясность тона, ритмическую четкость и прекрасную сочетаемость с другими инструментами и голосами, которая делала клавесин превосходным ансамблевым инструментом. После Первой мировой войны наступила эпоха возрождения клавесина (во многом благодаря таким музыкантам, как Ванда Ландовска).

См. также СПИНЕТ.

КЛАВИКОРД

КЛАВИКОРД - старейший из современных струнных клавишных инструментов. Возник в результате усовершенствования монохорда, использовавшегося средневековыми музыкальными теоретиками для расчетов в области акустики. В невысоком деревянном ящике, который ставился на стол, помещались узкая клавиатура и набор металлических струн, по две на одну ноту. Звук извлекался медными штифтами, тангентами, прикрепленными к концу клавиши. Тангент разделял струну на две части, одна из которых - звучащая - колебалась соответственно ее ноте. Поскольку тангент мог касаться струны в разных местах, каждая пара струн обычно служила для извлечения нескольких звуков разной высоты. После 1720 начали изготавливать клавикорды большего размера с отдельной струной для каждой клавиши, но продолжали применяться и клавикорды старого типа. Этот мягко звучащий инструмент приобрел наибольшую популярность в 18 в., когда именно его предпочитали использовать для домашнего музицирования.

См. также ФОРТЕПИАНО.

КЛАЙВ РОБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАПАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАПАРЕД ЭДУАР

КЛАПАРЕД Эдуар (Claparede, Edouard)

(1873-1940), швейцарский психолог и педагог. Родился в Женеве 24 марта 1873. На его раннее развитие сильное влияние оказал дядя, также Эдуар Клапаред, известный биолог. Клапаред получил степень бакалавра в 1892 и доктора медицины в 1897 в Женеве. В течение года занимался клинической и экспериментальной работой в госпитале Сальпетриер в Париже. В 1901 Клапаред и другой его дядя, Теодор Флюрнуа, основали журнал "Психологический архив" ("Archives de Psychologie"), редактором которого Клапаред оставался до самой смерти. В 1904 он стал руководителем основанной Флюрнуа психологической лаборатории, а в 1915 унаследовал от него должность профессора. Клапареда занимался проблемами экспериментальной психологии (особенно проблемами сна), клинической неврологией, зоопсихологией. Впоследствии интересы Клапареда все больше сосредоточивались на проблемах психического развития ребенка. Наиболее известная работа Клапареда, Психология ребенка и экспериментальная педагогика (Psychologie de l'enfant et pйdagogie experimentale, 1905), была переведена на десять языков. В 1912 Клапаред основал Институт Руссо для научных исследований в области образования. На протяжении многих лет был секретарем международных психологических конгрессов. Умер Клапаред в Женеве 29 сентября 1940.

ЛИТЕРАТУРА

Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. СПб, 1911

КЛАПЕЙРОН БЕНУА ПОЛЬ ЭМИЛЬ

КЛАПЕЙРОН Бенуа Поль Эмиль (Clapeyron, Benois Paul Emile) (1799-1864), французский физик и инженер. Родился 26 января 1799 в Париже. Окончил Политехническую школу (1818). Работал в Институте инженеров путей сообщения в Петербурге (1820-1830). По возвращении во Францию стал профессором Школы мостов и дорог в Париже. Физические исследования Клапейрона посвящены тепловым процессам. В 1834 он ввел в термодинамику графический метод, представив в геометрической форме рассуждения Карно. Анализируя цикл Карно, вывел уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона), объединяющее закон Бойля - Мариотта, закон Гей-Люссака и закон Авогадро. Это было наиболее простое уравнение, применимое с определенной степенью точности к реальным газам при низких давлениях и высоких температурах. Получил уравнение, связывающее между собой температуры кипения и плавления веществ и давление (уравнение Клапейрона - Клаузиуса; последний обосновал это уравнение в 1851). Умер Клапейрон в Париже 28 января 1864. ЛИТЕРАТУРА Искольдский И.И. Бенуа Клапейрон. Успехи химии, т. 14, 1945 Гельфер Я.И. История и методология термодинамики и статистической физики. М., 1981

КЛАПЕМ ДЖОН ХАРОЛД

КЛАПЕМ Джон Харолд (Clapham, John Harold)

(1873-1946), английский историк, родился в Манчестере в 1873. Получил образование в школе Лейс в Кингз-колледже Кембриджского университета. Читал лекции по истории и экономике в Кембридже в 1898-1902, затем стал профессором экономики в университете Лидса. Возвратился в Кембридж в 1908 в качестве декана Кингз-колледжа; был наставником в этом колледже в 1913-1928 и вице-ректором в 1933-1943. В 1928 был избран первым профессором экономической истории Кембриджского университета и занимал эту должность вплоть до своей отставки в 1938. В 1940 стал президентом Британской академии. Возведен в рыцарское достоинство в 1943. Умер в поезде, на пути между Лондоном и Кембриджем, 20 марта 1946. Среди его наиболее важных работ - Экономическое развитие Франции и Германии: 1815-1914 (The Economic Development of France and Germany: 1815-1914, 1921); Экономическая история современной Великобритании (An Economic History of Modern Britain, 3 vols., 1926, 1932, 1938); История Банка Англии (The Bank of England, a History, 1944).

КЛАРЕНДОН ЭДУАРД ХАЙД

КЛАРЕНДОН Эдуард Хайд (Clarendon, Edward Hyde)

ЭДУАРД ХАЙД КЛАРЕНДОН

ЭДУАРД ХАЙД КЛАРЕНДОН

(1609-1674), английский государственный деятель. Эдуард Хайд, как звался Кларендон до 1661, родился в Динтоне (близ Солсбери, Уилтшир) 18 февраля 1609 и получил образование в Оксфорде. Изучал право в "Миддл Темпл" и был допущен к адвокатуре в 1633. Кларендон заседал и в Коротком, и в Долгом парламенте (1640). Как член оппозиции он поддержал привлечение к судебной ответственности графа Страффорда, советника короля, но выступил против нападок на Англиканскую церковь. В январе 1642 Кларендон покинул ряды оппозиции и перешел на сторону короля, присоединившись к его двору в Йорке в июне 1642. Во время Великого мятежа (как нередко именуют в Англии революцию) Кларендон был в числе наиболее доверенных советников короля, а в 1645 он стал одним из опекунов и наставников Карла, принца Уэльского (впоследствии Карла II). Кларендон был бескомпромиссным противником королевы-матери, Генриетты-Марии, но принц оставил его при себе как советника. Тем не менее в 1649 Кларендон с радостью откликнулся на приглашение покинуть английский двор в изгнании, чтобы представлять его интересы в Испании, но в 1651 вновь присоединился к принцу в Париже, и до самой Реставрации в 1660 оставался его главным советником. В 1660 вступил в должность лорда-канцлера Англии, на которую был назначен еще в 1658, а в 1661 ему был пожалован титул графа Кларендона. Как глава правительства Карла II Кларендон быстро терял популярность при дворе. В 1667, после неудачного завершения 2-й англо-голландской войны, Кларендон стал объектом нападок и обвинений и вынужден был уйти в отставку. В октябре 1667 палата общин привлекла его к судебной ответственности, а в ноябре он оставил Англию, чтобы провести оставшуюся часть жизни в изгнании во Франции - в Монпелье, Мулене и Руане. Умер Кларендон в Руане 9 декабря 1674. Свой великий исторический труд История мятежа и гражданских войн в Англии (History of the Rebellion and Civil Wars in England) Кларендон начал в период между 1646 и 1648, а пересмотрел и завершил его в изгнании, после 1671. Это - одно из лучших исторических сочинений в английской науке, содержащее блестящую галерею портретов лидеров той эпохи. Жизнь Эдуарда, графа Кларендона (The Life of Edward, Earl of Clarendon) - автобиография, написанная между 1668 и 1674. В 1660 дочь Кларендона Анна Хайд вышла замуж за Якова, герцога Йоркского, но умерла в 1671. Дочери Якова II от Анны, Мария и Анна, были английскими королевами.

КЛАРК АРТУР

КЛАРК Артур (Clarke, Arthur Charles) (р. 1917), английский писатель. После выхода фильма 2001 год: Космическая одиссея (2001: A Space Odyssey, 1968) стал самым знаменитым писателем-фантастом в мире. Сценарий фильма (вместе с реж. С.Кубриком) писался одновременно с романом. Мысль о высшем внеземном интеллекте, готовящем человечество к слиянию с космическим разумом, присутствует уже в раннем романе Конец детства (Childhood's End, 1953). Родился 16 декабря 1917 в Майнхеде (графство Сомерсетшир). В 1948 окончил Кингз-колледж Лондонского университета с отличием (по физике и математике). Участник Второй мировой войны. С 1956 жил в Шри-Ланке; ректор университета Моратувы, директор Центра современной техники Артура Ч.Кларка. В жанре художественной прозы Кларк создал также Острова в небе (Islands in the Sky, 1952), Свет Земли (Earthlight, 1955), Город и звезды (The City and the Stars, 1956), Большая глубина (The Deep Range, 1957), Фонтаны рая (The Fountains of Paradise, 1979), 2010 год: Одиссея-2 (2010: Odyssey Two, 1982) и Песни далекой Земли (The Songs of Distant Earth, 1986). Часть его лучших работ, в т.ч. Часовой (The Sentinel, 1983), представлена в восьмитомнике малых произведений. Научно-популярные книги Кларка посвящены космическим путешествиям, будущим временам и подводным исследованиям.

ЛИТЕРАТУРА

Кларк А.Ч. Космическая одиссея 2001 года. М., 1970 Кларк А.Ч. Свидание с Рамой. М., 1973 Кларк А.Ч. Фонтаны рая. М., 1979

КЛАРК ДЖО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАРК КЕННЕТ МАККЕНЗИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАРНЕТ

КЛАРНЕТ - деревянный духовой музыкальный инструмент, имеющий цилиндрическую трубку, звук в которой возникает в результате колебания одинарной трости (язычка) под воздействием вдуваемого воздуха. Предок кларнета возник, по-видимому, за несколько тысячелетий до н.э. в восточном Средиземноморье. Отсюда кларнет попал на восток, в Индию и Малайзию, и на запад, в Европу, на волне мусульманской экспансии в 7-13 вв. В Европе была распространена средневековая переделка восточного кларнета - инструмент шалюмо с одинарным язычком. Этот примитивный народный инструмент примерно в 1700 был значительно усовершенствован Й.К.Деннером из Нюрнберга. В 18 в. число клапанов увеличилось с двух до шести. Инструмент начал применяться в духовых и симфонических оркестрах, камерных ансамблях - сначала под старинным названием "шалюмо", позже под названием "кларнет" (от итальянского сlarinetto, "маленькая труба"), а к 1790 кларнет уже постоянно присутствовал в оркестрах всех видов. Моцарт заложил фундамент современной литературы для этого инструмента, написав кларнетовый концерт, квинтет для кларнета и струнного квартета и другие сочинения. В 19 в. И.Мюллер, а также О. Буффе и Г. Клозе внесли важные усовершенствования в механику инструмента, в результате чего кларнет приобрел современный вид. Многие композиторы, особенно Вагнер и Брамс, высоко ценили этот яркий и разнообразный по звучанию инструмент, отводя ему ведущую роль среди духовых инструментов романтического оркестра. В 20 в. он стал первым инструментом военного и духового оркестров, а также неотъемлемой частью джазовых и других ансамблей популярной музыки. Кларнеты изготавливались разных размеров и строев. Иногда целью было упростить исполнение трудных тональностей, иногда - добавить новые тональные краски или расширить высотный диапазон семейства кларнетов. В настоящее время наиболее распространен кларнет-сопрано в строе си-бемоль, с диапазоном в три с половиной октавы - от ре малой до фа третьей октавы. Более высокая разновидность кларнета, в строе ми-бемоль, также используется во многих партитурах 20 в. Мягкого тембра бассетгорн, теноровый кларнет, был изобретен ок. 1770 и приобрел популярность в Центральной Европе (Моцарт использовал его в двух десятках своих произведений), постепенно он вышел из употребления, но в начале 20 в. его возродил Р. Штраус. Бас-кларнет, звучащий октавой ниже си-бемольного сопранового, применяется и в духовых, и в симфонических оркестрах, в то время как альтовая и контрабасовая разновидности - только в духовых.

ЛИТЕРАТУРА

Благодатов Г. Кларнет. М., 1976

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА ТЕХНИКА

В классическом танце приняты пять позиций ног, исполняемые таким образом, что ноги как бы вывернуты вовне (отсюда термин "выворотность"). Речь идет не о том, чтобы повернуть только ступни носками в разные стороны, повернута должна быть вся нога начиная с бедренного сустава. Поскольку это возможно только при достаточной гибкости, танцовщик должен упражняться ежедневно и подолгу, чтобы научиться без усилий принимать необходимое положение. Для чего нужна выворотность. Во-первых, выворотность позволяет легко и изящно выполнять все боковые движения. Танцовщик может таким образом двигаться из стороны в сторону, оставаясь лицом к зрителю. Во-вторых, когда выработана необходимая выворотность, ноги легче движутся, можно поднять ногу в воздух значительно выше, не нарушая равновесия тела. Когда нога вытянута в выворотном положении, бедра остаются на одном, горизонтальном уровне. Если же танцующий не обладает выворотностью, ему приходится поднимать одно бедро, чтобы дать ноге возможность двигаться вверх, и при этом равновесие нарушается. Таким образом, выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия. В-третьих, благодаря выворотности линии тела, общий облик танцовщика становятся более привлекательными.

Позиции классического танца.

Первая позиция: ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию. Вторая позиция: сходна с первой, но пятки выворотных ног отстоят одна от другой на длину ступни (т.е. примерно на 33 см). Третья позиция: ступни прилегают одна к другой таким образом, что пятка одной ступни соприкасается с серединой другой ступни (т.е. одна стопа наполовину закрывает другую). Эта позиция в настоящее время используется редко. Четвертая позиция: выворотные ступни стоят параллельно друг другу примерно на расстоянии одной стопы (33 см). Пятка одной ступни должна находиться прямо перед носком другой; таким образом вес распределяется равномерно. Пятая позиция: сходна с четвертой, с той разницей, что ступни плотно прилегают одна к другой. Все па классического танца являются производными от этих позиций. Изначально позиции выполняются, стоя обеими ногами на полу и с прямыми коленями. Далее возникают различные варианты: можно сгибать одно или оба колена (plis), отрывать одну или обе пятки (при вставании на пальцы), поднимать одну ногу в воздух (колено может быть прямым или согнутым), отрывать от земли, принимая одну из позиций в воздухе.

КЛАУЗЕВИЦ КАРЛ ФОН

КЛАУЗЕВИЦ, КАРЛ ФИЛИПП ГОТЛИБ

(Clausewitz, Carl Philipp Gottlieb)

(1780-1831), немецкий военный теоретик и историк, офицер русской армии, генерал-майор прусской армии. Родился 1 июня 1780 в Бурге близ Магдебурга в семье акцизного чиновника. В 1792 был зачислен в прусскую армию юнкером, в 1793 принял боевое крещение в войне с Францией. В 1801 поступил в военное училище в Берлине, где его способности заметил начальник училища Г.фон Шарнхорст. После окончания училища был назначен адъютантом к принцу Августу Прусскому, вместе с ним попал в плен к французам в войне 1806-1807. В 1808 Г.фон Шарнхорст, к тому времени генерал, глава Военного министерства и председатель Комитета по реорганизации армии, назначил его начальником своей канцелярии. Клаузевиц активно участвовал в подготовке к реорганизации армии и вскоре установил тесные дружеские отношения с другим энергичным военным реформатором - А.Гнейзенау, будущим генерал-фельдмаршалом. В 1810-1812 преподавал стратегию и тактику в Офицерском военном училище, начальником которого стал в 1818. Был одним из авторов патриотического документа группы военных реформаторов, в котором выдвигалась идея войны в союзе с Россией против Наполеона. Когда в 1812 король Фридрих Вильгельм III, заключив союз с Францией, послал воинские контингенты для участия в русской кампании Наполеона, Клаузевиц уехал из Пруссии и поступил на службу в русскую армию, где прошел путь от офицера связи до начальника штаба корпуса. В апреле 1814 вернулся на службу в прусскую армию, участвовал в битве при Ватерлоо 18 июня 1815. Сформулированные им стратегические принципы, необходимые для достижения победы, были с успехом применены Пруссией в войнах с Австрией в 1866 и с Францией в 1870 и легли в основу теории и практики подготовки и ведения военных действий многих других государств. В 1818-1830 Клаузевиц был директором Всеобщего военного училища. Когда в 1831 в Польше вспыхнуло восстание и Пруссия выдвинула к ее границе армию под командованием А.Гнейзенау, он был назначен начальником штаба. Клаузевиц умер от холеры в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) 18 ноября 1831. Главный его труд (незаконченный) - трехтомное исследование О войне (Vom Kriege, 1833).

ЛИТЕРАТУРА

Свечин А.А. Клаузевиц. М., 1935 Клаузевиц К. О войне. М., 1997

КЛАУЗИУС РУДОЛЬФ ЮЛИУС ЭМАНУЭЛЬ

КЛАУЗИУС Рудольф Юлиус Эмануэль (Clausius, Rudolf Julius Emanuel)

(1822-1888), немецкий физик-теоретик, один из создателей термодинамики и молекулярно-кинетической теории теплоты. Родился 2 января 1822 в Кеслине (ныне Кошалин, Польша) в семье пастора. Начальное образование получил в частной школе, основанной его отцом, затем учился в гимназии. Окончил Берлинский университет (1848). В 1850-1857 преподавал в Берлине и Цюрихе. Профессор университетов в Цюрихе (с 1857), Вюрцбурге (с 1867), Бонне (с 1869). Работы Клаузиуса относятся к области молекулярной физики, термодинамики, теории паровых машин, теоретической механики, математической физики. Он первым проанализировал идеи С.Карно и, развивая их, сформулировал принцип эквивалентности теплоты и работы. В 1850 независимо от У.Ранкина получил соотношение между теплотой и работой (первое начало термодинамики) и разработал идеальный термодинамический цикл паровой машины (цикл Ранкина - Клаузиуса). В том же году (одновременно с У.Томсоном) дал первую формулировку второго начала термодинамики: "Теплота не может сама собою перейти от более холодного тела к более теплому". В 1865 ввел понятие энтропии, установил ее важнейшее свойство: в замкнутой системе энтропия либо постоянна (обратимые процессы), либо возрастает (необратимые процессы). Клаузиус внес большой вклад в развитие молекулярно-кинетической теории теплоты. Его работы способствовали введению в физику статистических методов, благодаря чему удалось с единых позиций объяснить такие разные явления в газах, как внутреннее трение, теплопроводность, диффузия. Клаузиус ввел понятие длины свободного пробега и в 1860 вычислил ее величину. Обобщил уравнение газового состояния Ван дер Ваальса, разъяснил смысл уравнения, связывающего изменение температуры плавления вещества с давлением (уравнение Клапейрона - Клаузиуса). Широко известны работы Клаузиуса по созданию теории электролиза. В 1857 он сформулировал представление об электролитической диссоциации. Разработал теорию поляризации диэлектриков, из которой независимо от О.Моссотти вывел соотношение между диэлектрической проницаемостью и поляризуемостью (формула Клапейрона - Моссотти). Умер Клаузиус в Бонне 24 августа 1888.

ЛИТЕРАТУРА

Клаузиус Р. Механическая теория тепла. - В кн.: Второе начало термодинамики. М. - Л., 1934 Косиманов В.В. Карно, Клапейрон, Клаузиус. М., 1985

КЛЕАНФ

КЛЕАНФ (331-232 до н.э.), греческий философ, уроженец города Асс в Троаде. По приезде в Афины слушал лекции киника Кратета и стоика Зенона. После смерти Зенона в 264 до н.э. сделался вторым главой Стои и оставался им до конца жизни. Более всего Клеанфа интересовала религиозная сторона стоицизма, что отразилось в его стихах. В Гимне к Зевсу Клеанф превозносит самодержавную власть творца природы и утверждает, что Зевс предводительствует вселенским разумом, проницающим мир, и что в отдалении от Зевса возможны лишь безрассудные поступки грешных людей. Последнее плохо согласуется с положениями ортодоксального стоицизма, и в другом своем стихотворении Клеанф вносит некоторые корррективы. Здесь утверждается, что человек должен следовать предначертаниям судьбы. Лучше всего, если он станет это делать без страха, но даже если он сделается дурным и мятежным, ему все равно придется подчиниться судьбе.

См. также СТОИЦИЗМ.

ЛИТЕРАТУРА

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979 Античные гимны. М., 1988 Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995

КЛЕВЕР

КЛЕВЕР (Trifolium), род одно-, двух- и многолетних трав семейства бобовых. Некоторые виды - важные кормовые культуры, особенно ценимые за высокое содержание белка. Произрастает клевер главным образом в умеренной зоне. Известно примерно 300 его видов. Листья тройчатые, соцветия - головки из множества мелких желтых, белых, розовых или красных цветков. Клевер красный, луговой, или кашка (Trifolium pratense), - важнейшая сенокосная и пастбищная культура в Европе и Северной Америке. Лишь немного уступает ему по значению клевер шведский, розовый, или гибридный (T. hybridum), тоже родом из Европы. Естественный ареал клевера белого, или ползучего (T. repens), охватывает как Европу, так и Северную Америку; выращивают его на газонах и пастбищах. Клевер малиновый, пунцовый, или инкарнатный (T. incarnatum), - красивый европейский вид, используемый в основном как пастбищная культура. Разводят также клевер александрийский, или египетский (T. alexandrinum), родом из Египта и Сирии. Как и другие бобовые, клевер улучшает почву, поскольку в клубеньках на его корнях живут симбиотические азотфиксирующие бактерии. Когда клевер запахивают, почва обогащается как азотом, так и гумусом. Кроме того, корни клевера глубоко проникают в почву, облегчая ее дренаж и увеличивая влагоемкость. Все виды клевера являются также медоносами.

КЛЕВЕР

КЛЕВЕР КРАСНЫЙ

КЛЕВЕР

КЛЕВЕР ГИБРИДНЫЙ

КЛЕЕ ПАУЛЬ

КЛЕЕ Пауль (Klee, Paul)

(1879-1940), швейцарский художник и график, родился в Мюнхенбукзее, близ Берна, 18 декабря 1879. Учился в школе Книтта и у Ф.Штука в Академии художеств в Мюнхене в 1898-1900, следующий год провел в Италии. Затем на несколько лет вернулся в Швейцарию, с 1906 жил в Мюнхене, а в 1920 начал преподавать в Баухаузе в Веймаре, а затем в Дессау. В 1929-1933 Клее преподавал в Академии художеств в Дюссельдорфе, после чего вернулся в Швейцарию. Умер Клее в Муральто, близ Локарно, 29 июня 1940. Несмотря на глубокое знание искусства прошлого и современности - от произведений примитивных народов до творчества Блейка, Гойи, кубистов, фовистов и немецких экспрессионистов, - Пауль Клее был одним из наиболее оригинальных и изобретательных художников 20 в. Кажется, что его образы возникли под влиянием чисто личных интуитивных впечатлений, а формы связаны с автоматическими, подсознательными ассоциациями и трактованы в явно нереалистической манере, хотя и редко достигают полной абстракции (Зоопарк, Нью-Йорк, коллекция Дженис; Волшебная рыбка, Голливуд, коллекция Аренсберг). Традиционные концепции пространства и рисунка заменяются построениями, напоминающими творчество детей или народный примитив (Пастораль, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Клее использует богатые и разнообразные оттенки. Как особенность его техники следует отметить чувственную, поэтическую и уравновешенную линию. Она столь спонтанна и гибка, что дает эффект свободной импровизации, однако всегда осмысленна и подчинена индивидуальному стилю автора (Маска страха, Нью-Йорк, коллекция Рус; Насмешка над насмешником, Нью-Йорк, Музей современного искусства).

ЛИТЕРАТУРА

Шевалье Д. Пауль Клее. М., 1995

КЛЕЕНКА

КЛЕЕНКА - материал, получаемый нанесением одного или большего числа слоев льняного масла на ткань, обычно хлопчатобумажную. Масло высыхает, образуя прочное водонепроницаемое покрытие. Перед нанесением масла на ткань к нему добавляются другие вещества, в частности камеди и наполнители. Клеенка используется как покрытие для столов и полок и для изготовления таких предметов, как фартуки, детские нагрудники, водонепроницаемые сумки, иногда ремни и туфли.

КЛЕЙСТ ГЕНРИХ ФОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛЕМАНСО ЖОРЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛЕМЕНТИ МУЦИО

КЛЕМЕНТИ Муцио (Clementi, Muzio) (1752-1832), итальянский пианист, композитор, педагог. Родился 23 января 1752 в Риме. Некий богатый английский джентльмен увез способного юношу в Лондон, где Клементи получил образование, а впоследствии не только выступал как пианист и дирижер, но также основал издательство и фабрику по производству клавишных инструментов. Пользовался большим авторитетом как педагог и автор сочинений для фортепиано. Его 100 этюдов, собранные в томе Лестница к Парнасу (Gradus ad Parnassum, 1817), до сих пор используются пианистами, желающими совершенствовать фортепианную технику. Умер Клементи в Ившеме (Англия) 10 марта 1832.

ЛИТЕРАТУРА

Николаев А. М. Клементи. М., 1983

КЛЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛЕОН

КЛЕОН (ум. 422 до н.э.), афинский государственный деятель времени Пелопоннесской войны, лидер народной партии после смерти Перикла в 429 до н.э. Сын богатого кожевника, Клеон был излюбленной мишенью комедиографа Аристофана, которого он пытался в 426 до н.э. привлечь к суду за комедию Вавилоняне, обвинив в клевете на государство. Сторонник простых и "понятных" мер, в 427 до н.э., после подавления попытки города Митилены (остров Лесбос) отделиться от Афин, Клеон провел через народное собрание решение о предании смерти всех митиленских горожан-мужчин и обращении прочего населения в рабство. На следующий день постановление было отменено. В 423 до н.э. за аналогичный проступок Клеон предлагал уничтожить все население города Скионы в Халкидике. В 425 до н.э., когда после поражения при Пилосе на юге Пелопоннеса спартанцы стали просить мира, Клеон выступил за продолжение войны, встал во главе афинского войска, безуспешно осаждавшего занятый спартанцами остров Сфактерию возле Пилоса, и с помощью афинского полководца Демосфена в короткий срок принудил их сдаться. В 422 до н.э. Клеон возглавил экспедицию на север, во Фракию, но после первых успехов афиняне были разбиты спартанцем Брасидом при Амфиполе, а сам Клеон погиб. Аристофан и Фукидид дают Клеону уничтожающую характеристику. Афинские ораторы 4 в. до н.э. отзываются о Клеоне в уважительных тонах, но позднее его имя стало нарицательным и обозначало тип необразованного и грубого демагога.

КЛЕОПАТРА VII

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛЕПТОМАНИЯ

КЛЕПТОМАНИЯ - болезненное или навязчивое стремление совершать кражи без корыстной цели. Клептоман понимает, что его поступок предосудителен, и, будучи уличен в краже, обычно испытывает смущение или раскаяние, но в то же время чувствует, что не в состоянии себя контролировать, и не знает, почему это происходит. Кража не всегда является результатом внезапного импульса, иногда она тщательно планируется. Украденный объект часто не имеет никакой ценности - удовлетворение приносит сам акт хищения. Настоящую клептоманию как проявление невроза следует отличать от склонности к кражам у детей и подростков, у которых воровство может быть протестом против старших или попыткой укрепить свой статус среди сверстников.

КЛЕР РЕНЕ

КЛЕР Рене (Clair, Rene) (1898-1981), французский кинорежиссер, сценарист. Клер (наст. имя - Рене Шомет, Chomette) родился 11 ноября 1898 в Париже. В 1921 статистом дебютировал в кино. Сыграв в нескольких картинах, в 1922 был принят на должность ассистента режиссера. В том же году поставил свою первую самостоятельную картину - экспериментальную короткометражку Париж уснул (Paris qui dort). Следующая картина Клера, также фантастическая комедия Призрак Мулен-Руж (Le Fantme du Moulin Rouge), провалилась. Тем не менее в 1924 он был приглашен снять короткометражный фильм для показа в антракте дадаистического балетного спектакля Представление отменяется (Relche). Первый звуковой фильм Клера - Под крышами Парижа (Sous les Toits de Paris, 1930) - принес режиссеру международную известность. Последовавшие за ним Миллион (Le Million, 1931) и Свободу нам! (A Nous la libert, 1932) были отнесены к шедеврам комедийного жанра. Англоязычный дебют Клера - Призрак едет на Запад (The Ghost Goes West, 1935) - тоже увенчался крупным коммерческим успехом, что побудило режиссера с началом Второй мировой войны выехать в США. Во время пятилетнего пребывания в Америке Клер снял всего четыре фильма. Вернувшись в 1947 во Францию, Клер активно работал в кино, но лишь две его работы - Ночные красавицы (Les Belles de nuit, 1952) и Большие маневры (Les Grandes Manoeuvres, 1955) получили признание.

ЛИТЕРАТУРА

Брагинский А.В. Рене Клер. М., 1963 Клер Р. Сценарии и комментарии. М., 1969 Клер Р. Кино вчера, кино сегодня. М., 1981 Божович В.И. Рене Клер - классик французского кино. М., 1981

КЛЕРУХИИ

КЛЕРУХИИ (от греч. "распределение наделов"), особый тип греческой колонии, обитатели которой (клерухи), в отличие от обычных колонистов, не утрачивали гражданства и не образовывали самостоятельной общины. Особенно активно выводили клерухии Афины в 5 в. до н.э. в целях укрепления своей державы - Афинского морского союза. Как граждане Афин клерухи были военнообязанными, должны были платить военный налог и принимать участие в религиозной жизни родного города. Возможно, клерухиям придавалась также функция гарнизонов в завоеванных областях.

ЛИТЕРАТУРА

Яйленко В.П. Греческая колонизация VII-III вв. до н.э. по данным эпиграфических источников. М., 1982

КЛЕТКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛЕЩИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛИВЛЕНД СТИВЕН ГРОВЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛИМАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ТИТ ФЛАВИЙ

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Тит Флавий (ок. 150 - ок. 220), христианский философ и богослов. Тит Флавий Климент родился в языческой семье, возможно в Афинах, и очень рано обратился в христианство. После продолжительных странствий обосновался в Александрии, где преподавал в т.н. Александрийской катехетической школе. В эпоху Климента и Оригена этот город стал важнейшим центром христианской философской мысли. Климент покинул Александрию в период гонений на христиан при императоре Севере (202-203), и о его последующей жизни и странствиях практически ничего не известно. Папа Климент VIII исключил его имя из церковных календарей по причине сомнений в ортодоксальности некоторых его сочинений. Исключительная эрудиция Климента и его знакомство с широким кругом языческих и христианских источников нашли отражение в главных из его сохранившихся сочинений - Протрептике, или Увещании к эллинам, Кратких объяснениях (Hypotyposeis), Строматах ("Лоскутном одеяле"), Педагоге и гомилии Какой богач спасется? Будучи неполным и несистематическим отображением блестящих лекций, читанных Климентом в Александрии, эти сочинения - пусть и отмеченные чрезмерным пристрастием к философскому аллегоризму и рядом догматических ошибок - позволяют уяснить главную цель Климента: через рациональное осмысление тайн христианской веры привести человека к истинному "гносису", т.е. к такому состоянию духовного совершенства, к которому нас призывало Слово Божье и в котором человек, освободившийся от страстей, через любовь к Богу уже на земле заложит основания небесного блаженства.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Афонасин Е.В. Философия Климента Александрийского. Новосибирск, 1997

КЛИНГЕР ФРИДРИХ МАКСИМИЛИАН

КЛИНГЕР Фридрих Максимилиан (Klinger, Friedrich Maximilian von)

ФРИДРИХ МАКСИМИЛИАН КЛИНГЕР

ФРИДРИХ МАКСИМИЛИАН КЛИНГЕР

(1752-1831), немецкий писатель. Родился 17 февраля 1752 во Франкфурте-на-Майне. В 1771 примкнул к группе революционно настроенных поэтов во главе с И.В.Гете, которая вскоре стала средоточием бурного и порой экстравагантного движения, известного под названием "Буря и натиск", восходящим к пьесе Клингера Буря и натиск (Sturm und Drang, 1776). Творчество писателя почти целиком посвящено социальной проблематике, его излюбленная тема - конфликт между индивидом и обществом. Пьесы Клингера периода "Бури и натиска" изобилуют напыщенными тирадами, но тем не менее публика принимала их благосклонно, в особенности драму Близнецы (Die Zwillinge, 1776). Завершился этот период трагедией Стильпо и его сыновья (Stilpo und seine Kinder, 1780). Отдавая себе отчет в прежних просчетах, Клингер и в драматургии, и в философских романах обратился к более традиционным формам. За исключением, пожалуй, романа Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад (Fausts Leben, Taten und Hllenfahrt, 1791), эти поздние произведения легко читаются, однако лишены глубины и оригинальности и оттого почти забыты, в том числе История Джафара Бармекида (Geschichte Giafars des Barmeciden, 1792) и Светский человек и поэт (Der Weltmann und der Dichter, 1798). В 1780 Клингер уехал в Россию, где определился офицером в русскую армию. К 1811 он достиг чина генерал-лейтенанта, в 1803-1817 был попечителем Дерптского (Тартуского) университета. Умер Клингер в Дерпте (Тарту) 25 февраля 1831.

ЛИТЕРАТУРА

Клингер Ф. Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад. М. - Л., 1961

КЛИНТОН БИЛЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛИСФЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛИСФЕН СИКИОНСКИЙ

КЛИСФЕН СИКИОНСКИЙ (ум. ок. 570 до н.э.), тиран Сикиона, древнегреческого города на северо-востоке Пелопоннеса. Клисфен был потомком Орфагора, династия которого правила в Сикионе 100 лет (665-565 до н.э.). При Клисфене Сикион входил в союз государств, воевавших против Крисы в 1-й Священной войне (ок. 595-585 до н.э.), и принял участие в ее разрушении, что дало ему не только контроль за доступом к Дельфийскому оракулу, но и устранило мощного соперника Сикиона в Коринфском заливе. Воюя с Аргосом, Клисфен переименовал филы в Сикионе (и тот и другой город были населены дорийцами, поэтому названия фил - старинных племенных групп, на которые делилось население, были там одинаковыми, сам же Клисфен дорийцем не был), дав им насмешливые имена "гиаты", "онеаты" и "хойреаты" ("кабаниты", "ослиты" и "свиньиты"), и запретил здесь состязания рапсодов, поскольку у Гомера постоянно воспевался Аргос. Клисфен вновь учредил Пифийские игры и выиграл на них скачки на колесницах в 582 до н.э. Власть Клисфена основывалась на его военной мощи и личной популярности, поэтому на руку его дочери Агаристы нашлось много претендентов. Совершенно в эпическим стиле им пришлось провести при дворе Клисфена год, пока отец не отдал Агаристу Мегаклу, знатному афинянину из семьи Алкмеонидов. От этого брака на свет появился другой Клисфен, известный афинский реформатор.

КЛОДЕЛЬ ПОЛЬ

КЛОДЕЛЬ Поль (Claudel, Paul)

ПОЛЬ КЛОДЕЛЬ (портрет кисти Ж.-Э. Бланша, 1919).

ПОЛЬ КЛОДЕЛЬ (портрет кисти Ж.-Э. Бланша, 1919).

(1868-1955), французский поэт, драматург и дипломат. Родился 6 августа 1868 в Вильневе. Как дипломат представлял Францию во многих странах, в том числе в Китае, Японии, США. Некоторые его сочинения, например Познание Востока (Connaissance de l'Est, 1900-1907), передают впечатления от дипломатических странствий, большинство же других - апологетика католицизма. Клодель разработал новую манеру письма, библейскую по духу и следующую, как утверждал он сам, естественному ритму человеческого сердца и дыхания. Среди шедевров его лирики Пять больших од (Cinq grands odes, 1910) и Кантата для трех голосов (La cantate trois voix, 1931). Широкие возможности самовыражения дал Клоделю театр. Полуденная межа (Partage de midi, 1906) - драма любви, разрешающаяся гимном Господу; Весть, посланная Марии (L'Annonce faite Marie, 1912) рисует столкновение страстей, через которое утверждается торжество Божественной Благодати; Атласный башмачок (Le Soulier de satin, 1924) воскрешает эпоху испанских конкистадоров, покорявших мир во имя Христа. Умер Клодель в Париже 23 февраля 1955.

ЛИТЕРАТУРА

Клодель П. Стихи. - В кн.: Я пишу твое имя, Свобода. М., 1968 Клодель П. Избранные стихотворения. СПб - М., 1992

КЛОНИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛОПШТОК ФРИДРИХ ГОТЛИБ

КЛОПШТОК Фридрих Готлиб (Klopstock, Friedrich Gottlieb)

(1724-1803), немецкий поэт. Родился 2 июля 1724 в Кведлинбурге, близ Гарца. Во время обучения в знаменитой закрытой школе Шульпфорте начал эпическую поэму Мессия (Der Messias, тт. 1-4, 1748-1773). В 1745-1748 изучал богословие и филологию в Йене и Лейпциге, увлекался Горацием, Дж.Мильтоном и Э.Юнгом. После публикации первых трех песней Мессии в 1748 в журнале "Бременские материалы" стал лидером молодых лейпцигских литераторов, которым посвятил несколько дружеских од. Любовь к кузине, Марии Софи Шмидт, вдохновила его оды к Фанни. Самая знаменитая из них, Цюрихское озеро (Der Zrichersee), была написана в Цюрихе (1750), где он гостил у ведущего критика новой поэтической школы И. Я. Бодмера. После разрыва с Бодмером Клопшток уехал в Копенгаген, где жил в 1751-1770, пользуясь дружбой датского министра графа Бернсторфа и получая стипендию от датского короля Фредерика V. После падения Бернсторфа (1770) Клопшток поселился в Гамбурге, где и скончался 14 марта 1803. Религиозность Клопштока нашла выражение в пьесах Смерть Адама (Der Tod Adams, 1757), Соломон (Salomo, 1764) и Давид (David, 1772). Пылкого патриотизма исполнены его оды (равно как и прославление Германа (Арминия), вождя херусков, нанесшего поражение римским легионам), в несценичных, с хоровыми интерлюдиями, пьесах Битва Германа (Hermanns Schlacht, 1769), Герман и князья (Hermann und die Frsten (1784) и Смерть Германа (Hermanns Tod, 1787). Пьесы чрезвычайно перегружены "тевтонской" мифологией собственного, клопштоковского изобретения. Страстный борец за национальную и политическую свободу, он приветствовал молодую североамериканскую республику и Французскую революцию (Генеральные штаты - Die tats gnraux, 1788, и Они, а не мы! - Sie und nicht wir!, 1789), но отвернулся от последней во время якобинского террора. Горячо любимый молодежью, уверовав в свою миссию "наставника германцев", Клопшток написал свод законов по организации литературной жизни в Немецкой республике ученых (Die deutsche Gelehrtenrepublik, 1774), а также правила неудачной реформы грамматики и орфографии в статье О языке и поэтическом искусстве (ber Sprache und Dichtkunst).

ЛИТЕРАТУРА

Клопшток Ф.Г. Из второй песни Мессиады - В кн.: Зарубежная поэзия в переводах В.А.Жуковского, т. 2. М., 1985

КЛУЭ ЖАН

КЛУЭ, ЖАН МЛАДШИЙ, или Жане

(Clouet, Jean)

(ок. 1475 или 1485/1486 - 1540 или 1541), французский живописец и рисовальщик. Жан Клуэ Младший и его сын Франсуа являются крупнейшими мастерами французской школы придворного портрета 16 в. Возможно, семья Клуэ происходит из Нидерландов, где это имя было распространено в конце 15 в. Жан Клуэ Младший - сын художника Жана Клуэ Старшего (ум. ок. 1500), иногда отождествляемого с Муленским мастером. Он приехал во Францию во времена правления Людовика XII, в 1516 стал одним из придворных художников Франциска I, а впоследствии был назначен главным живописцем короля. Жан Клуэ работал в Туре и Париже. Подписанных им произведений не сохранилось, однако в музее Конде в Шантийи находится ок. 130 портретов придворных, которые могут быть ему приписаны с большой вероятностью. Произведения Жана Клуэ заложили основу французской ренессансной традиции портретной живописи. Сын Жана Клуэ - Франсуа (между 1505 и 1510 или ок. 1522-1572) унаследовал должность отца при французском дворе и пользовался большой известностью во времена царствования Генриха II, Франциска II и Карла IX. Его творчество - одна из вершин французского Возрождения. Он писал портреты и миниатюры, композиции на мифологические сюжеты. Франсуа Клуэ руководил большой мастерской, где изготовлялись копии созданных им портретов. Это способствовало распространению искусства мастера по всей Европе.

ЛИТЕРАТУРА

Мальцева Н. Клуэ. М., 1963

КЛЮНИЙСКОЕ АББАТСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КНДР

КНДР - см. в статье КОРЕЯ

КНИГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КНИГА МЕРТВЫХ

КНИГА МЕРТВЫХ - собрание заклинаний, которое египтяне (в эпоху Нового царства и позднее) помещали в гробницы, чтобы умершие могли благополучно преодолеть опасности потустороннего мира и обрести просветленное бессмертие. В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего царя, что должно было обеспечить ему загробную жизнь. Эти заклинания в современной науке получили название Текстов пирамид, потому что их записывали на стенах подземных помещений пирамид V и VI династий. Позднее подобные тексты стали записывать и в гробницах египетских вельмож. Ко времени Среднего царства собрания заупокойных заклинаний (частью - старых, частью - сочиненных заново по их образцу) записывались уже на поверхности саркофагов и стали доступны каждому, кто мог приобрести такой саркофаг. Многие заклинания из Текстов саркофагов позднее были включены в сборники заклинаний Нового царства. В Новом царстве и позднее их записывали на папирусных свитках, а иногда на коже. Эти свитки и получили название Книги мертвых, несмотря на то, что они сильно различаются по содержанию и расположению текстов. Ученые выделяют две главные редакции этой книги: редакцию Нового царства и вторую, более позднюю (Саисская - Римская эпохи). Заклинания для очередного сборника каждый раз отбирались достаточно произвольно; кроме того, сам текст того или иного заклинания часто варьирует от одного папируса к другому. Заклинания представляют собой, по сути дела, магические формулы, цель которых - помочь умершему пройти через все испытания и опасности, с которыми он столкнется после смерти. Но поскольку заклинания происходят из многих и разнородных источников, концепция потусторонней жизни остается неясной. Из текстов следует, что умерший вновь обретает власть над своим бренным телом и, как и прежде, наслаждается радостями жизни; он может присоединиться к солнечному богу Ра, пересекающему небосклон в своей барке; может превратиться в ласточку, змею или крокодила или даже слиться с богом Осирисом.

КНИГА СОГЛАСИЯ

КНИГА СОГЛАСИЯ (Das Konkordienbuch),

сборник вероучительных документов, принятых в Лютеранской церкви. В него входят три символа веры ранней церкви и шесть вероисповедных текстов 16 в. Основным документом является Аугсбургское исповедание. Книга согласия вышла в свет на немецком языке 25 июня 1580, в 50-ю годовщину Аугсбургского исповедания. Уже в 1533 соискателей ученой степени по теологии в Виттенбергском университете обязали письменно подтвердить свою приверженность Аугсбургскому исповеданию. Позднее подобное требование предъявлялось лютеранским пасторам. Возник обычай включать в такие документы древние символы веры, добавлялись и другие тексты. В результате почти в каждой лютеранской стране или княжестве сформировался свой сборник авторитетных вероисповедных документов. Такая ситуация вредила единству Лютеранской церкви, когда после смерти Лютера возникли разногласия. Сторонники крайних взглядов обострили разногласия, существовавшие между Лютером и Филиппом Меланхтоном. Подозрения вызывали и недавние переговоры лютеран с католиками и кальвинистами. Теологи и князья попытались успокоить умы подготовкой новых документов. После ряда неудачных попыток возникла Книга согласия. В дополнение к древним символами веры она содержит Аугсбургское исповедание Меланхтона (1530) и Апологию Аугсбургского исповедания (1531), Большой катехизис и Малый катехизис Лютера (1529), Шмалькальденские статьи Лютера и дополнения к ним Меланхтона (1537), Формулу согласия (1577), в которой затрагиваются более ранние вопросы.

См. также АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ.

КНИГА СТРАШНОГО СУДА

КНИГА СТРАШНОГО СУДА (Domesday Book, Domesday - то же, что и Doomsday, "Страшный суд"),

вначале (уже с 12 в.) неофициальное, но впоследствии узаконенное название описи земельных владений в Англии, составленной для Вильгельма Завоевателя в 1085-1086. Происхождение названия связано с беспримерностью предприятия, которое охватывало всю страну и ставило каждого ее обитателя как бы на Страшный суд - разумеется, в экономическом смысле. Опись зафиксировала и удостоверила фискальные права короля, что соответствовало политике Вильгельма, направленной на поддержание мощной централизованной власти. Сбор данных на местах осуществляли королевские чиновники, которые посещали собрания, известные как суды графств, куда входили представители церковных приходов и местные землевладельцы. Образованная здесь же комиссия, в которую входили по 6 англичан и 6 норманнов, собирала ответы на вопросы чиновников и давала клятву в их достоверности. Окончательный список включал оценку имущества манора, размер пашни (в т.н. "плугах"), речных лугов, лесов, пастбищ, наличие рыбных садков и прочих источников доходов. Перечислялись также арендаторы и крестьяне, с оценкой их имущества. Сведения о городах содержали размер военной подати, перечисление монетных дворов, рынков и т.д. - с тем, чтобы дать короне возможность определить свои фискальные права. Из описи был исключен северо-запад Англии, который еще не был завоеван; то же касается Нортумберленда, Дарема и большей части Камберленда, где хозяйничали шотландцы. Ланкашир был разделен между Йоркширом и Чеширом; большая часть территории Уэстерморленда была включена в Йоркшир. Меньший из двух томов рукописи (т.н. Малая книга Страшного суда) охватывает Норфолк, Сассекс и Эссекс. Некоторые города, в частности Лондон и Винчестер, также не попали в опись. Хотя данные собирались по географическому принципу, окончательный свод составлен по ленам, полученным держателями непосредственно от короны, с указанием имени соответствующего барона, церковного владельца или женщины-владелицы. Перепись помогла королю определить поземельный налог (вносимый по фиксированной оценке), некоторые пошлины и объем доходов от королевских земель. Еще в правление Генриха II Книгу Страшного суда признавали непогрешимым документом, в судебных разбирательствах ее цитируют и поныне. Это источник первостепенной важности для топографов и специалистов по генеалогии, для историков же она - документ, нуждающийся в интерпретации в свете специальных знаний об эпохе, многие ее разделы все еще вызывают споры ученых. Оригинальные манускрипты, переплетенные в два огромныех тома, хранятся в Государственном архиве в Лондоне.

ЛИТЕРАТУРА

Самаркин В.В. Историческая география Западной Европы в Средние века. М., 1976 Киселева Л.И. Западноевропейские рукописи и печатная книга. М., 1988

Предыдущая страница Следующая страница