Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "К" (часть 7, "КИН"-"КИШ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 7, "КИН"-"КИШ")

КИНГ УИЛЬЯМ МАКЕНЗИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИНДИ АБУ ЮСУФ ЯКУБ БЕН ИСХАК

КИНДИ Абу Юсуф Якуб бен Исхак - или Аль-Кинди (ок. 800 - ок. 870), арабский философ, полное имя - Абу Юсуф Якуб бен Исхак аль-Кинди, был прозван "философом арабов", или "философом бедуинов", поскольку происходил из племени Кинда, в то время как почти все арабские философы были родом из Персии или Турции. Жил в Куфе, Басре и Багдаде, где служил при дворе Аббасидов в качестве переводчика греков, астролога и наставника принцев. Как почти все первые арабские философы, Кинди был также ученым и создавал трактаты по физике и астрологии. Известно ок. 270 его произведений, но сохранились лишь немногие, главным образом благодаря латинским переводам, сделанным в Средние века. Большое число трактатов на языке оригинала, арабском, было обнаружено в Стамбуле. В своих взглядах Кинди опирался на греческих философов, однако не занимался прямыми заимствованиями у Аристотеля, как Фараби; его интересовали прежде всего неоплатонические и неопифагорейские интерпретации аристотелизма. Оригинальным вкладом Кинди в философию является концепция четырех видов разума, которую он выдвинул в противовес концепции Александра Афродисийского, комментатора Аристотеля. Кинди пытался также доказать фундаментальное согласие между откровением и спекулятивным разумом.

ЛИТЕРАТУРА

Ибранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв., М., 1961

КИНЗИ АЛФРЕД ЧАРЛЗ

КИНЗИ Алфред Чарлз (Kinsey, Alfred Charles)

(1894-1956), американский биолог, знаменитый своими исследованиями сексуального поведения человека. Родился 23 июня 1894 в Хобокене (шт. Нью-Джерси). Учился в колледже Боудена, который окончил в 1916, преподавал биологию и зоологию в Гарвардском университете. С 1920 работал на зоологическом факультете о университета Индианы. В биологии Кинзи известен как специалист по орехотворкам, насекомым-паразитам. В 1942 Кинзи основал Институт сексологии, финансируемый совместно университетом Индианы, Фондом Рокфеллера и Национальным исследовательским советом. Сотрудники Кинзи провели детальный опрос более 5000 обследуемых; эти данные легли в основу первой публикации института - Сексуальное поведение самца человека (Sexual Behavior in the Human Male, 1948). Книга, описывавшая многие особенности сексуального поведения, весьма распространенные, но никогда открыто не обсуждавшиеся, стала бестселлером. За ней последовал еще один труд - Сексуальное поведение самки человека (Sexual Behavior in the Human Female, 1953). Выводы Кинзи оспаривались одними и поддерживались другими; в целом его работы признаны ценным вкладом в исследование области, которая до того изучалась мало. Умер Кинзи в Блумингтоне (шт. Индиана) 25 августа 1956.

КИНИЗМ

КИНИЗМ - философское учение, согласно которому наилучшая жизнь - это естественное, свободное от обладания чем бы то ни было, избавленное от условностей и прочих искуственных сложностей существование, подобное жизни собаки. В период между 350 до н.э. и 500 н.э. кинизма в той или иной форме придерживались многие мыслители. От слова "собака" (греч. "кюон"), по-видимому, и происходит название кинической школы. Самый известный ее представитель, Диоген Синопский (ок. 412 - ок. 323 до н.э.), который, вероятно, ее и основал, имел прозвище "собака". Недавние исследования опровергли традиционные представления, что основателем школы был ученик Сократа афинянин Антисфен, а Диоген у него учился, и что свое название школа получила от обыкновения Антисфена преподавать в гимнасии Киносарге. Сколько можно судить, Антисфен умер примерно за 16 лет до появления Диогена в Афинах; по взглядам он стоял гораздо ближе к философии Сократа, нежели киники. Киники кормились подаянием, презирали собственность, опрятность, вежливость, сексуальные ограничения, они без уважения относились к общественным институтам и условностям. В своем отрицании всего этого они не ведали никакого стыда. Возможно, киники вдохновлялись примером простоты и скромности Сократа, его практически полным бескорыстием, а также его учением о том, что пристрастие к роскоши препятствует добродетели. Большей зрелостью отличаются восходящие также к Сократу воззрения стоиков, утверждавших, что добродетельна подчиненная уму умеренная жизнь, свободная от пристрастий и антипатий.

ЛИТЕРАТУРА

Антология кинизма. М., 1984

КИНОВАРЬ

КИНОВАРЬ

КИНОВАРЬ

минерал, сульфид ртути, HgS. Цвет от ярко- до темно-красного, черта оранжево-красная. Блеск алмазный. Спайность совершенная в трех направлениях. Твердость 2-2,5, плотность 8-8,2. Встречается обычно в виде рассеянной вкрапленности в горной породе, что придает красный цвет всей массе породы. Кристаллы редки. Сингония тригональная. Форма кристаллов толстотаблитчатая. Часто сплошные зернистые агрегаты. Киноварь - типичный минерал низкотемпературных гидротермальных месторождений. В небольших количествах присутствует в отложениях вод горячих источников. Некоторые месторождения приурочены к областям современной вулканической деятельности. Крупнейшее в мире месторождение ртути Альмаден, разрабатываемое со времен Римской империи, находится в Испании, второе по величине - в районе горы Амиата в Италии. Испания и Италия - ведущие производители ртути, каждая из них обеспечивает ок. 20% потребностей мирового рынка. В больших количествах ртуть производят США и Китай, а также Киргизия и отчасти Украина. Главный поставщик киновари в США - Калифорния, менее крупные месторождения известны в Неваде, Орегоне, Айдахо и др. Киноварь - главный рудный минерал ртути.

КИПАРИС

КИПАРИС (Cupressus), род хвойных вечнозеленых деревьев и кустарников семейства кипарисовых (Cupressaceae). Примерно 12 видов родом с запада Северной Америки, из Мексики, Юго-Восточной Европы и умеренного пояса Азии. Листья мелкие чешуевидные; семена в сферических деревянистых или кожистых шишках созревают к концу второго года после оплодотворения семяпочек.

КИПАРИС ВЕЧНОЗЕЛЕНЫЙ

КИПАРИС ВЕЧНОЗЕЛЕНЫЙ

Кипарис вечнозеленый (C. sempervirens) в диком виде произрастает на юге Европы и западе Азии, где разводится с античных времен. Достигает в высоту 24 м. Листья темно-зеленые, диаметр шишек до 3,8 см. Известно несколько разновидностей - с пирамидальной или раскидистой кроной. Культивируются чаще всего пирамидальные формы (например, в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа). Кипарис плакучий (C. funebris) из Китая часто высаживают вокруг храмов на родине и в Японии. Высота до 18 м, ветви повислые, листья светло-зеленые, диаметр шишек 1,3 см. Кипарис крупноплодный (C. macrocarpa) встречается в диком виде только на узкой полосе земли длиной 3 км на побережье Калифорнии. Дерево быстро растет, достигая в высоту 12 м. Листья светло- или темно-зеленые, диаметр шишек до 3,8 см. Этот вид хорошо переносит различные климатические условия и сильную обрезку, поэтому его выращивают в виде зеленых изгородей или декоративных деревьев с фигурной кроной. Это самая распространенная декоративная вечнозеленая порода тихоокеанских штатов. Ее также разводят в теплом поясе Европы, умеренных областях Южной Америки и Австралии. Известно несколько разновидностей. Кипарис аризонский (C. arizonica) с юго-запада США и из Мексики достигает в высоту 21 м. У него серая кора молодых побегов и тонко заостренные бледно- или серо-зеленые листья. Темно-коричневая кора старых побегов отслаивается длинными узкими волокнами. Шишки диаметром до 2,5 см. Этот вид широко разводится на юго-западе США.

ВЕТВЬ КИПАРИСА С ШИШКАМИ

ВЕТВЬ КИПАРИСА С ШИШКАМИ

КИПАРИСОВИК

КИПАРИСОВИК (Chamaecyparis), род вечнозеленых хвойных деревьев семейства кипарисовых (Cupressaceae). Родина - Северная Америка и Дальний Восток. Листья чешуевидные, шишки сферические. Внешне растения напоминают кипарис, но отличаются от него уплощенными веточками и всего двумя, а не многими семенами на каждой чешуе более мелкой по размерам шишки, которая созревает за год. У дикорастущих экземпляров крона пирамидальная, в высоту они достигают 70 м, однако в качестве декоративных выращиваются мелкие формы. Большинство видов холодостойкие. В США 3 местных таксона. Кипарисовик туевидный (Ch. thyoides), или "белый кедр", высотой ок. 24 м с шишками размером с горошину, произрастает по болотам Атлантического побережья. Кипарисовик нутканский (Ch. nootkatensis) - дерево высотой ок. 36 м с шишками диаметром 1,3 см и темными сине-зелеными листьями. Он распространен от Аляски до Орегона. Кипарисовик Лосона (Ch. lawsoniana) достигает в высоту более 60 м, шишки его несколько крупнее, чем у кипарисовика туевидного. Естественный ареал этого вида охватывает штаты Орегон и Калифорнию.

КИПАРИСОВИК ГОРОХОПЛОДНЫЙ

PH03353

На снимке - его золотистая разновидность (Chamaecyparis pisifera var. aurea), широко разводимая как декоративная культура.

КИПР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИПРСКОЕ ИСКУССТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИР II ВЕЛИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИР МЛАДШИЙ

КИР МЛАДШИЙ (ум. 401 до н.э.), персидский принц, предпринявший попытку свергнуть своего брата Артаксеркса II. Кир был младшим сыном Парисатиды и царя Дария II Оха. Будучи любимцем матери, в юном возрасте стал с ее помощью командующим персидскими армиями в Малой Азии. Когда в 404 до н.э. он узнал, что его отец находится при смерти в Вавилоне, то поспешил туда, чтобы перехватить трон. Однако убить нового царя ему не удалось, и только мольбы матери спасли его от казни. Вернувшись в качестве сатрапа в Сарды, он собрал 10-тысячное войско, состоявшее из наемников, преимущественно греков, чтобы усилить находившиеся под его командованием персидские войска. В 401 до н.э. Кир выступил в поход, скрыв от греков свои подлинные цели. Армия прошла через Киликию и затем двинулась вдоль Евфрата. У Кунаксы, в 96 км от Вавилона, 3 сентября 401 до н.э. войска Кира и Артаксеркса сошлись в битве, во время которой Кир бросился на брата и ранил его, но сам был убит. Артаксеркс приказал отрубить Киру голову и руку, нанесшую ему рану, и выставить на всеобщее обозрение. Обманутые греки выбрали новых командиров и пустились в долгий путь домой. Тяготы, с которыми они столкнулись на обратной дороге, описаны Ксенофонтом в Анабасисе.

КИРГИЗИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИРЕЕВСКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1800-1856), русский философ, литературный критик. Родился в Москве 22 марта 1800 в дворянской семье. С 1824 служил в архиве министерства иностранных дел. В 1823 стал членом "Общества любомудров". Для завершения образования в 1830 уехал за границу. В Германии слушал лекции Гегеля, Шеллинга, Шлейермахера. Вернувшись в Россию, начал издавать журнал "Европеец" (1832), вскоре запрещенный. В 1845 редактировал журнал "Москвитянин". Как и Хомяков, Киреевский был склонен связывать отрицательный опыт развития западного общества прежде всего с рационализмом. Оценивая попытки преодоления рационализма в Европе (Паскаль, Шеллинг), он считал, что их неудача была предопределена: философия зависит от "характера господствующей веры" и на католическо-протестантском Западе (обе эти конфессии, согласно славянофилу, глубоко рационалистичны) критика рационализма приводит либо к обскурантизму и "невежеству", либо, как это случилось с Шеллингом, к попыткам создать новую, "идеальную" религию. Киреевский ориентировался на православный теизм, и будущая "новая" философия виделась ему в формах православного, "истинного" осуществления принципа гармонии веры и разума, в корне отличного от его католической, томистской модификации. В то же время Киреевский отнюдь не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: "Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины". В религиозной антропологии Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной жизни. Именно "цельное мышление" позволяет личности и обществу ("все, что есть существенного в душе человека, вырастает в нем только общественно") избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к "уклонению разума и сердца от истинных убеждений", и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена "основных убеждений", "изменение духа и направления философии". Как и Хомяков в учении о соборности, Киреевский связывал рождение нового мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании, "воспитанием общества". Как часть этого процесса общими ("соборными"), а не индивидуальными интеллектуальными усилиями и должна была войти в общественную жизнь новая, преодолевающая рационализм, философия. Умер Киреевский в Петербурге 11 июня 1856.

ЛИТЕРАТУРА

Киреевский И.В. Сочинения, тт. 1-2. М., 1911 Четвериков С. Оптина пустынь: Исторические очерки и личные воспоминания. Париж, 1926

КИРЕНА

КИРЕНА (совр. Шаххат в 185 км к северо-востоку от Бенгази, Ливия), древний город в Северной Африке, центр области Киренаика. Основан ок. 630 до н.э. дорийскими колонистами с острова Фера, которых вынудил к переселению недостаток продовольствия. Кирена располагалась в 10 км от берега, портом служил город Аполлония. О ранней истории Кирены повествует Геродот. Здесь долго чтили память основателя Батта и его гробницу, а династия Баттиадов правила городом примерно до 440 до н.э., когда установилась демократия. После эпохи Александра Великого город находился под властью Птолемеев, а затем Рима. Он управлялся в соответствии с законом, утвержденным первым Птолемеем. Целый ряд постановлений о Кирене издан Августом; при римлянах город сохранял свое значение как административный центр провинции Киренаики, в состав которой входил и Крит. После арабского завоевания в 642 Кирена прекратила свое существование. В Кирене собирали обильные урожаи, разводили скот. Город обладал монополией на выращивание лекарственного растения сильфий (ныне исчезнувшего). Чеканились монеты из драгоценных металлов, причем явное предпочтение отдавалось изображениям сильфия и Зевса-Аммона, хотя представлены также и Аполлон, нимфа Кирена и другие божества. Кирена с пиететом упоминается в литературе. Так, Пиндар отмечает успехи киренских правителей в состязаниях на величайших общегреческих играх и воспевает (IX Пифийская ода) союз Аполлона и нимфы Кирены, от которого родился герой Аристей, покровитель животноводства и земледелия. В Кирене существовала философская школа (см. КИРЕНАИКИ), здесь родился поэт Каллимах; продолжателем местной литературной традиции выступил христианский автор Синезий (ок. 410). В ходе раскопок были выявлены основные части планировки Кирены на всем протяжении ее существования. Она была возведена в речной долине, отчасти образованной течением полноводного ручья Киры, формирующей разрыв в северном склоне второй террасы Северо-Африканского плато. Город находился на высоте ок. 600 м выше у.м., нависавший склон защищал его от знойных ветров с юга. Вблизи ручья поселенцы основали храмы Аполлона и Артемиды (6 в. до н.э.), здесь же находились их жилища. Постепенно город значительно разросся вдоль обоих склонов лощины, на юге была сооружена цитадель, на юго-востоке - рыночная площадь, а на востоке - храм Зевса. На несколько километров по склонам окрестных гор тянутся гробницы. Кирена - один из самых обширных археологических памятников Средиземноморья. Здесь обнаружены многочисленные памятники архитектуры, статуи (в частности, Афродиты Киренской и Аполлона) и надписи; большая часть находок размещена в музее города Бенгази и в хранилище на территории самой Кирены.

КИРЕНАИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИРИБАТИ

Республика Кирибати, островное государство в центральной части Тихого океана. В состав Кирибати входят острова Гилберта (16 островов), Феникс (8), Лайн (8) и о.Банаба (быв. Ошен). Общая площадь 726 кв. км. Остров Банаба имеет вулканическое происхождение, остальные острова - коралловые (атоллы).

Карта Кирибати

Карта Кирибати

Флаг Кирибати

Флаг Кирибати

На карте центральной части Тихого океана

На карте центральной части Тихого океана

Население ок. 77 тыс. человек (1993). Официальный язык - английский, но все население говорит на тунгаруанском (кирибати) языке. Основные религии - протестантизм (2/3 верующих) и католицизм (1/3). Денежная единица - австралийский доллар. На о-вах Гилберта живут в основном микронезийцы, а на островах Феникс и Лайн - полинезийцы. Столица - Байрики на о.Тарава. Глава государства и правительства - президент, избираемый всеобщим голосованием. Законодательный орган - однопалатный парламент (Палата собрания). Он выдвигает кандидатов в президенты. Правительство вместе с президентом несет коллективную ответственность перед парламентом. Основа экономики - сельское хозяйство. Оно малорентабельно, сказывается нехватка пахотопригодных земель. Главные культуры - кокосовая пальма и хлебное дерево. Развито также рыболовство. До конца 1970-х годов на о.Банаба разрабатывались месторождения фосфоритов. Ныне экспортируются только копра и рыба. В 1606 в этой части Океании побывал испанский мореплаватель П.Кирос. Детальные исследования островов проведены англичанами Д.Байроном, Д.Гилбертом и Д.Маршаллом в 1760-1780-х годах. С 1892 - протекторат, а с 1915 - колония Великобритании. 12 июля 1979 образовалось независимое государство Кирибати. Оно входит в Содружество, возглавляемое Великобританией. С 1999 Кирибати - член ООН.

ЛИТЕРАТУРА

Океания. Справочник. М., 1982 Рубцов Б.Б. Океания. М., 1991

КИРИКО ДЖОРДЖО

КИРИКО Джорджо (Chirico, Giorgio de)

(1888-1978), итальянский художник и теоретик искусства, считается одним из предвестников сюрреализма в современной живописи. Джорджо де Кирико родился в греческом городе Волос 10 июля 1888. Учился в Высшей художественной школе в Афинах и в Академии художеств в Мюнхене. Увлечение философией Ф.Ницше и аллегорической живописью Арнольда Беклина способствовало появлению у де Кирико интереса не к принципам академического реализма, а к толкованию загадочных символов, снов и галлюцинаций. В 1908-1911 он жил в Италии, в основном во Флоренции, с 1911 - в Париже, а с началом Первой мировой войны вернулся в Италию. Между 1908 и 1917 де Кирико создал свои самые значительные произведения - серию видов пустынных городских площадей и натюрмортов, состоящих из совершенно не связанных друг с другом предметов. Даже названия этих работ, такие, как Радости и загадки странного часа (1913) и Меланхолия и тайна улицы (1914), указывают на стремление автора наполнить самые обыденные ситуации ощущением опасности и ирреальности. Сам художник заявил в 1913: "То, что я слышу, - ничего не значит; существует только то, что я вижу своими глазами, - и даже более того, то, что я вижу с закрытыми глазами". В 1915-1919 Джорджо де Кирико и Карло Карра сформулировали теоретическое обоснование своего искусства, положив начало недолговечному течению метафизической живописи в итальянском искусстве. В 1920-е годы художник обратился к созданию романтических вариаций на классические сюжеты. Ранние работы Джорджо де Кирико оказали существенное влияние на формирование сюрреализма и творчество таких его представителей, как Макс Эрнст, Ив Танги, Сальвадор Дали и др. По словам его основателя и идеолога Андре Бретона, только произведения де Кирико дали возможность выразить программу сюрреалистов средствами живописи. В 1945 художник опубликовал автобиографию, Воспоминания о моей жизни. Умер Джорджо де Кирико в Риме 20 ноября 1978.

КИРИЛЛ

СВ. (ок. 827-869), греческий церковный деятель, который, вместе со своим братом св. Мефодием (ок. 815-885) проповедовал христианство славянским народам Центральной Европы. Братья были уроженцами Солуни (ныне Салоники), главного города Македонии, а их отец Лев - византийским военачальником. Мирское имя Кирилла - Константин; новое имя он принял во время предсмертной болезни в честь своего святого покровителя Кирилла Александрийского. Когда Константину было 14 лет, его отправили ко двору императора в Константинополь, где он изучал классических авторов, геометрию, диалектику, риторику, астрономию и музыку. Получил должность библиотекаря при патриархе Константинопольском, однако предпочел удалиться в монастырь, где воспитывался его брат, а впоследствии стал священником. Император Михаил III направил братьев с миссией к хазарам, населявшим северный Крым, а позднее - к болгарам. Братья изучили древнеболгарский язык и затем проповедовали Евангелие среди славян в Моравии. Братья начали, а Мефодий завершил, перевод литургии и Библии на церковно-славянский язык. Нельзя с полной уверенностью утверждать, что именно Кирилл изобрел славянскую письменность, однако в настоящее время именно "кириллицей" пользуются в России и ряде других славянских стран. Умер Кирилл в Риме в 869. День памяти св. Кирилла 14 февраля (в Русской православной церкви 14 февраля по старому стилю), святых Кирилла и Мефодия 11 мая (по старому стилю).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

СВ. (376-444), архиепископ Александрийский и учитель церкви, возглавивший оппозицию несторианству. В юности под влиянием своего дяди Феофила выступил против Иоанна Златоуста. Став епископом Александрийским в 412, Кирилл закрыл церкви еретиков-новациан, конфисковав их священную утварь, и изгнал из Александрии евреев. Опровергая Нестория, учил о единстве божественной и человеческой природ во Христе, и на Эфесском соборе (431) сыграл важную роль в осуждении несторианства. Ему принадлежат экзегетические, догматические и полемические сочинения, направленные против Нестория, арианства и Юлиана Отступника. День памяти святого в Западной церкви 27 июня, в Восточных церквах 18 января и 9 июня (по старому стилю). В 1882 он был провозглашен учителем церкви.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. М., 1994

КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ

СВ. (ок. 315-387), епископ Иерусалимский, учитель церкви. О его жизни известно мало, однако некоторые сведения можно найти в сочинениях его современников - Епифания, Иеронима и Руфина. Его жизнь пришлась на эпоху церковной смуты, и из 35 лет своего епископства 16 он провел в ссылке. Из его сочинений до нас дошли Огласительные поучения, примыкающие к ним Мистагогические поучения, гомилия на Купальню в Вифезде, послание к императору Константину и три небольших фрагмента. День памяти святого 18 марта (в Русской православной церкви 18 марта по старому стилю). В 1882 Кирилл был провозглашен учителем церкви.

ЛИТЕРАТУРА

Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991 Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992

КИРИНО ЭЛПИДИО

КИРИНО Элпидио (Quirino, Elpidio)

(1890-1956), президент Республики Филиппины. Родился 16 ноября 1890 в г. Виган (провинция Южный Илокус, о.Лусон). Закончил в столице среднюю школу и юридический факультет Филиппинского университета, в 1915 получил право на адвокатуру. До 1919 служил чиновником в Филиппинской комиссии - первом органе самоуправления страны, а затем начал карьеру парламентария. Через семь лет был избран в сенат, в котором заседал в течение десяти лет. В последующем занимал посты министра финансов и министра внутренних дел в администрации Мануэля Кесона вплоть до Второй мировой войны, когда был брошен японцами в тюрьму за отказ стать губернатором и за подпольную деятельность. В 1946 стал вице-президентом Филиппин и занял пост президента после смерти Мануэля Рохаса в 1948. Кирино сумел сократить государственный долг, увеличив налоги, и успешно справился с выступлениями отрядов хукбалахап. В 1949 он был вновь избиран президентом, в 1953 проиграл на выборах Рамону Магсайсаю. Умер Кирино близ Манилы 28 февраля 1956.

КИРКА

КИРКА - в Одиссее Гомера, волшебница, дочь Гелиоса и Персеиды, сестра колхидского царя Ээта. Жила на острове Эя, население которого обратила в животных. Когда на остров приплыл Одиссей и отправил часть своих спутников во дворец Кирки, она превратила их всех, за исключением Эврилоха, в свиней. Сам же Одиссей получил от Гермеса волшебную траву, предохранявшую его от колдовских чар, и благодаря этому смог безнаказанно вступить в любовный союз с Киркой и принудить ее вернуть человеческий облик своим спутникам. После этого Одиссей прожил с ней год, а затем она отправила его к Тиресию в Аид, чтобы он узнал о своей судьбе, и дала ему наставления относительно дороги домой. По преданию, от Одиссея у Кирки родился сын Телегон.

КИРХГОФ ГУСТАВ РОБЕРТ

КИРХГОФ Густав Роберт (Kirchhoff, Gustav Robert)

(1824-1887), немецкий физик. Родился 12 марта 1824 в Кенигсберге. В 1846 окончил Кенигсбергский университет. Профессор университетов в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) (1850), Гейдельберге (с 1854) и Берлине (с 1875). В 1845-1847 открыл закономерности протекания электрического тока в разветвленных цепях (правила Кирхгофа), в 1857 построил общую теорию движения тока в проводниках. В 1859 совместно с Р.Бунзеном разработал метод спектрального анализа и открыл новые элементы - цезий (1860) и рубидий (1861). Установил один из основных законов теплового излучения (1850), согласно которому отношение испускательной способности тела к поглощательной одинаково для всех тел при одной и той же температуре (закон Кирхгофа). Предложил концепцию абсолютно черного тела (1862), объяснил происхождение темных полос в спектре Солнца (фраунгоферовы линии), высказал предположение о химическом составе солнечной атмосферы. В 1882 развил строгую теорию дифракции. Исследовал упругость твердых тел, колебания пластин и дисков, движение тела в жидкой среде. Основные публикации ученого - Исследования спектра Солнца и спектров химических элементов (Untersuchungen ber das Sonnenspectrum und die Spektren der chemischen Elemente, 1861-1862); Лекции по математической физике (Vorlesungen ber mathematische Physik, Bd. 1-4, 1874-1894). Умер Кирхгоф в Берлине 17 октября 1887.

ЛИТЕРАТУРА

Горнштейн Т.Н. Густав Роберт Кирхгоф и его исследования по тепловому излучению. - Труды Института истории естествознания и техники, т. 34, 1960 Кирхгоф Г.Р. Механика. Лекции по математической физике. М., 1962

КИСЛОРОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИСЛОТНЫЕ ОСАДКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИСТА

КИСТА - аномальная полость, заполненная жидкостью или полужидким веществом и отделенная от окружающих тканей оболочкой или капсулой. Кисты могут образовываться в любой части тела, чаще всего - в коже и яичниках. Кисты бывают врожденными (например, дермоидные), но большинство из них возникает на протяжении жизни. Их содержимое образуется двумя путями: либо при закупорке выводного протока желез и скоплении секрета, либо при образовании жидкостью ранее не существовавшей полости. Кисты следует удалять по следующим причинам: 1) они никогда самопроизвольно не исчезают, напротив, обычно увеличиваются в размерах; 2) часто инфицируются; 3) иногда становятся злокачественными, особенно кисты яичников. Кистозному перерождению может подвергнуться почти любая ткань организма. Некоторые типы кист - сальные и эпидермоидные кисты, стеатомы и узлы - заслуживают специального рассмотрения. Эпидермоидные кисты образуются в результате травм, когда поверхностный эпителий попадает в более глубокие слои. Эти кисты заполнены полужидким материалом. В отсутствие воспаления единственным их проявлением служит гладкая округлая опухоль. Лечение сводится к хирургическому удалению кисты. Узлы, или мокнущие кисты, заполнены слизистым материалом. Чаще всего они образуются на тыльной поверхности запястий, но иногда на ладонях, пальцах и ступнях. Причина их появления не вполне ясна, но вероятно, они возникают вследствие дегенерации капсулы сустава или сухожильного ложа. Проявляются лишь слегка болезненной припухлостью, которая, однако, в силу своего расположения может портить внешний вид. Кисты этого типа следует удалять хирургически, однако они нередко рецидивируют. Сальные кисты образуются при закупорке протоков сальных желез. Часто располагаются на лице, шее и спине. Заполнены густым дурнопахнущим содержимым. Единственный симптом - безболезненная припухлость. Лечение сводится к удалению железы вместе с капсулой. Стеатомы - сальные кисты, возникающие обычно на коже головы. Формируют безболезненные шишки, особенно заметные на лысом черепе. Лечение - то же, что и в случае других сальных кист.

КИТАЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТАЙ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТАЙ. НАСЕЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТАЙ. ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТАЙ. ПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТАЙ. ПРИРОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТАЙ. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТАЙСКАЯ ДРАМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. АГРАРНАЯ ШКОЛА

Аграрная школа ныне мало известна, поскольку произведения ее представителей не сохранились. Из фрагментарных сообщений о ней следует, что основу ее идеологии составлял принцип приоритета сельскохозяйственного производства в обществе и государстве как важнейшего фактора обеспечения жизнедеятельности народа. Некоторые развивавшиеся "аграрной школой" обоснования этого принципа изложены в отдельных главах энциклопедических трактатов 4-3 вв. до н.э. Гуань-цзы (гл. 58) и Люй-ши чунь цю (XXVI, 3-6). В созданном конфуцианцами каталоге И вэнь чжи основная установка "аграрной школы" признана соответствующей конфуцианскому взгляду на значение производства продуктов питания и потребительских товаров, отраженному в Хун фане из канона Шу цзин и в высказывании Конфуция из Лунь юя. Однако в более раннем классическом конфуцианском трактате Мэн-цзы (III А, 4) подвергнуты резкой критике идеи самого известного представителя "аграрной школы" Сюй Сина (3 в. до н.э.). Сюй Син представлен "южным варваром с птичьим говором", демагогической ересью соблазнившим нестойких конфуцианцев. Проповедовавшийся им истинный "путь" (дао) требовал, чтобы все люди вплоть до правителей совмещали свою деятельность с самообеспечением и самообслуживанием, занимаясь сельскохозяйственным трудом и приготовлением пищи. Мэн-цзы отверг эту позицию, показав, что она, во-первых, противоречит основному принципу цивилизации - разделению труда, а во-вторых, практически неисполнима, поскольку нарушается самим ее выразителем, носящим не им сшитые одежды, использующим не им изготовленные орудия и т.д. Подобная апология натурального хозяйства, прямого товарообмена, определения цен по количеству, а не качеству товаров и в целом социальная уравнительность, ассоциирующиеся с "аграрной школой", позволили Хоу Вайлу и Фэн Юланю выдвинуть гипотезу о том, что ее представители участвовали в создании социальной утопии Да тун (Великое единение).

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ВОЕННАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КОНФУЦИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ЛЕГИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. МОИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. СВОБОДНАЯ ШКОЛА

Свободная школа представляет собой философское направление, представленное либо эклектичными произведениями отдельных авторов, либо сборниками, составленными из текстов представителей различных идейных направлений, либо энциклопедическими трактатами, предназначенными быть компендиумами всех современных им знаний. Определяя общие ориентиры этой школы, каноновед 6-7 вв. Янь Шигу отметил соединение в ней учений конфуцианства и моизма, "школы имен" и легизма. Однако общепризнана и особая роль даосизма, благодаря чему "свободную школу" иногда квалифицируют как "поздний" или "новый даосизм" (синь дао цзя). Классическими образцами творений "свободной школы" стали энциклопедические трактаты 3-2 вв. до н.э. Люй-ши чунь цю (Весны и осени господина Люй [[Бувэя]]) и Хуайнань-цзы ([[Трактат]] Учителя из Хуайнани). Согласно преданию, содержательная полнота первого из них по завершении работы над текстом в 241 до н.э. гарантировалась премией в тысячу золотых монет каждому, кто способен прибавить к нему или убавить его хоть на одно слово. Установке на подобную всеобъемлемость следовали и авторы Хуайнань-цзы, во многом опиравшиеся на обширнейшее (более двухсот тысяч слов) содержание Люй-ши чунь цю. Предтечей обоих произведений был аналогичный по идейно-тематическому разнообразию и величине (ок. 130 тыс. слов) текст 4 в. до н.э. Гуань-цзы ([[Трактат]] Учителя Гуань [[Чжуна]]), в котором представлен самый широкий спектр знаний: философских, социально-политических, экономических, исторических, естественнонаучных и других, почерпнутых из учений различных школ. Впоследствии входящий в название "свободной школы" иероглиф "цза" ("смешанное, разнородное, сборное, пестрое") начал обозначать библиографическую рубрику "Разное" наряду с классическими рубриками: "Каноны" (цзин), "История" (ши), "Философы" (цзы), а в современном языке стал формантом термина "журнал, альманах" (цза-чжи).

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ШКОЛА ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ШКОЛА ИМЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ШКОЛА ТЕМНОГО И СВЕТЛОГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТИНГ ПОЛЬ ДЖОН

КИТИНГ Поль Джон (Keating, Paul John) (р. 1944), член парламента и премьер-министр Австралии. Родился 18 января 1944 в Сиднее, учился в католической школе. Вступил в лейбористскую партию Австралии, работал клерком, а затем устроился в профсоюз, представлявший интересы государственных служащих. Стал представителем профсоюза, ответственным за подачу исков в трибуналы по заработной плате, а в свободное от работы время играл на гитаре в рок-группе. В 1969 25-летний Китинг стал членом парламента от Блексленда, городка к западу от Сиднея (занимал этот пост до 1996). В 1975 был министром Северной Австралии в правительстве Г.Уитлема. Кабинет Уитлема в том же году ушел в отставку, и Китинг в течение семи лет находился в оппозиции, делая карьеру в Австралийской лейбористской партии. В 1979-1983 он возглавлял отделение партии в Новом Южном Уэльсе. Когда в 1983 партия во главе с Р.Хоуком вновь вернулась к власти, Китинг был назначен министром финансов, заняв второй по значению пост в правительстве, и одновременно стал помощником премьер-министра по взаимоотношениям внутри Союза. В июне 1991 на партийном съезде лейбористов Китинг бросил вызов лидеру партии Хоуку, но потерпел неудачу. Через полгода на очередном партийном съезде он предпринял вторую попытку и, получив 56 голосов против 51, стал лидером партии и новым премьер-министром. Перемены внутри партии отражали нараставшее беспокойство относительно шансов лейбористов на предстоящих всеобщих выборах. Хоук пользовался популярностью, но в 1991 страна находилась в кризисе, а уровень безработицы достиг самой высокой отметки за последние 60 лет. Хотя Китинга многие считали ответственным за экономический спад, победу на выборах предрекали скорее ему, чем Хоуку. В марте 1993 лейбористы одержали победу с незначительным перевесом. После выборов Китинг начал осуществлять провозглашенные им ранее принципы: превращение Австралии в федеративную республику, примирение между аборигенами и другими народами Австралии, укрепление двусторонних связей с соседними азиатскими государствами. Программа Китинга, в особенности его стремление сделать Австралию независимой республикой, не пользовалась популярностью. На выборах 1996 Китинг и лейбористская партия потерпели поражение от либерал-национальной коалиции во главе с Дж.Говардом. В апреле 1996 Китинг ушел с поста лидера Либеральной партии и отказался от места в парламенте, заняв должность профессора в университете Нового Южного Уэльса.

КИТОН БЕСТЕР

КИТОН Бестер (Keaton, Buster; наст. имя - Джозеф Фрэнсис Китон)

БАСТЕР КИТОН в фильме Профессор (1932).

БАСТЕР КИТОН в фильме Профессор (1932).

(1895-1966), американский актер, наиболее одаренный и влиятельный комик немого кино после Чарли Чаплина. Родился 4 октября 1895 в Пикуа (шт. Канзас), в семье преуспевающих эстрадных артистов. Прозвище Бастер (амер. buster - удалец) было дано Китону знаменитым Г.Гудини после того, как шестимесячный Джозеф скатился с лестницы, не получив при этом и царапины. Позже, в возрасте трех лет, Китон был выхвачен смерчем прямо из комнаты и благополучно приземлился возле соседнего дома. Будучи уже хорошо известным эстрадно-цирковым артистом, Китон решил попробовать свои силы в новом виде искусства - кино, на студии своего дяди Р.Арбэкля. Его первый самостоятельно задуманный и поставленный фильм Три эпохи (The Three Ages, 1923; в рус. прокате Бен-Акиба клянется) - эксцентричная пародия на Нетерпимость Д.У.Гриффита. Импровизированная колесница в "древнеримском" эпизоде этого фильма была первой в ряду знаменитых китоновских "упрямых машин" - воздушных шаров, мотоциклов, автомобилей, яхт, паровозов и пароходов. В таких классических картинах, как Шерлок младший (Sherlock Jr., 1924; в рус. прокате Одержимый), Навигатор (The Navigator, 1924), Семь шансов (Seven Chances, 1925), Иди на Запад (Go West, 1925), Колледж (College, 1927), Пароход Билл-младший (Steamboat Bill Jr.), эти механизмы терзают невозмутимого Бастера, но в конце концов покоряются ему. Вершиной мастерства Китона стало его трогательное и эффектное "обращение" с локомотивом в фильме Генерал (The General, 1927). В противоположность театральной, зачастую сентиментальной манере игры Чаплина, Китон выполнял свои акробатические трюки с непоколебимым хладнокровием, благодаря чему завоевал репутацию "большого каменного лица". Он проявил себя большим, чем Чаплин, новатором в области кинематографа, позволяя себе значительную степень творческой свободы в экспериментах с кинокамерой, монтажом и такими лабораторными трюками, как наложение кадров и множественное изображение. К 1929 пик в творчестве Китона был пройден, и после двух фильмов, снятых на студии "МГМ" (Оператор - The Cameraman, 1928; Брак назло - Spite Marriage, 1929), его карьера пошла на спад. В 1952 он в первый и единственный раз появился на экране вместе с Чаплином (в эпизоде фильма Огни рампы - краткая элегия по двум отыгравшим свое клоунам пантомимы). В 1959 получил специальную премию "Оскар". Умер Китон в Голливуде 1 февраля 1966.

ЛИТЕРАТУРА

Калужинский З. Бастер Китон. - В кн.: Комики мирового экрана. М., 1966 Волков А. Эксцентрическая комедия. М., 1977 Феллини Ф. Делать фильм. М., 1984

КИТООБРАЗНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТС ДЖОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница