Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "А" (часть 12, "АСТ"-"АЯЦ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 12, "АСТ"-"АЯЦ")

АСТУРИАС МИГЕЛЬ АНХЕЛЬ

АСТУРИАС Мигель Анхель (Asturias, Miguel Angel) (1899-1974), гватемальский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1967. Родился 19 октября 1899 в г.Гватемала. Детство и юность писателя совпали с периодом диктатуры М.Эстрада Кабреры (1898-1920). В 1923 он уехал в Европу, где изучал доколумбовы цивилизации Америки, вернулся на родину в 1933; с 1946 находился на дипломатической службе. После военного переворота в Гватемале в 1954 писатель 12 лет прожил в изгнании. В 1967 был назначен послом Гватемалы во Франции. Свой творческий путь Астуриас начинал с поэзии - позднее его стихи были собраны в книге Поэзия: пульс жаворонка (Poesa: sin de alondra, 1949). Литературная известность пришла к нему после публикации сборника рассказов Легенды Гватемалы (Leyendas de Guatemala, 1930), вдохновенно воссоздающих мир древних майя. В своем знаменитом романе Сеньор президент (El seor presidente, 1946) Астуриас смело экспериментировал с художественным временем и пространством, стремясь передать кошмарную атмосферу диктаторского режима. Роман Маисовые люди (Hombres de maz, 1949), раскрывающий специфику индейского мифологического сознания, стал одним из самых представительных произведений "магического реализма". В трилогии Ураган (Viento fuerte, 1950), Зеленый Папа (El papa verde, 1954), Глаза погребенных (Los ojos de los enterrados, 1960) писатель подвергает острой критике политику неоколониализма. Поздние произведения Астуриаса - романы Мулатка как мулатка (Mulata de tal, 1963) и Маладрон (Maladrn, 1970) - также характеризуются сочетанием новаторской литературной техники с индейской тематикой. Умер Астуриас в Мадриде 9 июня 1974.

ЛИТЕРАТУРА

Певцов Ю.А. Мигель Анхель Астуриас: Биобиблиографический указатель. М., 1960 Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. М., 1983 Астуриас М. Избранные произведения, тт. 1-2. М., 1988

АСТУРИИ КОРОЛИ

АСТУРИИ КОРОЛИ - генеалогическое древо

АСТУРИЯ

АСТУРИЯ - генеалогическое древо правителей

АСУЭЛА МАРИАНО

АСУЭЛА Мариано (Azuela, Mariano) (1873-1952), мексиканский прозаик. Родился 1 января 1873 в городке Лагос де Морено (шт. Халиско), в семье мелкого землевладельца. Окончил медицинский факультет университета Гвадалахары (1899), но с юных лет проявлял интерес к литературе и политике. К 1910, когда началась революция, Асуэла опубликовал три романа, обличающих коррупцию в обществе, однако писательского признания не получил. Свой лучший роман - Те, кто внизу (Los de abajo, 1915) - Асуэла написал сразу после разгрома армии Панчо Вильи, где он служил военным врачом, и опубликовал по частям в испаноязычной газете городка Эль-Пасо (шт. Техас, США). Герой романа, командир партизанского отряда, воплощает как светлые, так и темные стороны революционного движения: начав войну за справедливость, он со временем утратил идеалы борьбы и отдался стихии варварства. Его возвышение и финальная гибель символически обозначают траекторию самой революции. Из прочих романов Асуэлы (всего он написал 22 романа) наиболее значительны Касики (Los caciques, 1917) и Мухи (Las moscas, 1922). Умер Асуэла в Мехико 1 марта 1952.

ЛИТЕРАТУРА

Асуэла М. Те, кто внизу; Гальегос Р. Донья Барбара; Астуриас М.А. Сеньор Президент. М., 1970 Винниченко И.А. Мариано Асуэла: Мексиканская революция и литературный процесс. М., 1972

АСЦИДИИ

АСЦИДИИ (Ascidiae),

класс хордовых животных подтипа личиночнохордовых (Urochordata), или оболочников (Tunucata); исключительно морские формы, отдаленно родственные позвоночным. Асцидии прикрепляются своими основаниями к камням на дне, причалам, днищам судов. Их можно встретить во всех морях, от приливо-отливной (литоральной) зоны до края континентального шельфа, а несколько видов обитают даже на океанической абиссали. Известны как одиночные, так и колониальные формы; последние обычно образуют сплошные ковры, состоящие из многочисленных мелких особей (зооидов), происходящих из одного яйца и погруженных в общую оболочку (тунику). У каждой асцидии в теле два отверстия. Через одно из них - ротовое - вода поступает в обширную глотку с многочисленными жаберными щелями, ведущими в околожаберную полость. Прошедшая через щели вода выводится наружу через клоакальное отверстие, а отфильтрованные из нее пищевые частицы обволакиваются слизью и поступают в кишечник. Кровь асцидий отличается высоким содержанием солей ванадия. Все асцидии гермафродиты, т.е. у каждой особи функционируют и яичники, и семенники. Из яиц вылупляются личинки, напоминающие головастиков и совершенно не похожие на взрослую особь; присутствие у них внутреннего зачатка скелета в виде хорды, а также некоторых других признаков свидетельствует о родстве асцидий с позвоночными. Личинки свободно плавают всего несколько дней, а затем прикрепляются к субстрату, претерпевают метаморфоз и переходят к сидячему образу жизни. Многие асцидии способны размножаться почкованием, образуя либо группу генетически одинаковых особей, либо настоящую колонию из связанных между собой зооидов. Окраска обычно тусклая, но некоторые тропические формы очень яркие.

АТАЕВА САБИРА

С. Атаева. 1982 г.

АТАТЮРК МУСТАФА КЕМАЛЬ

МУСТАФА КЕМАЛЬ АТАТЮРК

МУСТАФА КЕМАЛЬ АТАТЮРК

(1881-1938), первый президент Турцецкой республики. Родился в Салониках 12 марта 1881. При рождении получил имя Мустафа; прозвище Кемаль ("Совершенство") получил в военном училище за свои математические способности. Имя Ататюрк ("Отец турок") присвоило ему Великое национальное собрание Турции в 1934. Использовал свое положение в армии для политической агитации. Между 1904 и 1908 создал несколько тайных обществ для борьбы с коррупцией в правительстве и армии. Однако во время революции 1908 разошелся во взглядах с лидером младотурок Энвером Беем и отошел от политической деятельности. Участвовал в итало-турецкой войне 1911-1912 и Второй Балканской войне 1913. Во время Первой мировой войны командовал османскими войсками, оборонявшими Дарданеллы от войск Антанты. Как вождь турецких националистов впервые заявил о себе в 1917, когда выступил против попыток Германии вмешаться во внутренние дела страны. После войны не признал унизительной капитуляции султана перед государствами Антанты и раздела Османской империи по Севрскому мирному договору. Время проявить себя в деле пришло после высадки греков в Измире в 1919, когда Ататюрк организовал национальное движение сопротивления по всей Анатолии. Отношения между Анатолией и султанским правительством в Стамбуле были прерваны. В 1920 в Анкаре Ататюрка избрали председателем нового Великого национального собрания. Он создал армию, изгнал греков из Малой Азии, вынудил государства Антанты подписать более справедливый Лозаннский договор, упразднил старый султанат и халифат, основал новую республику. Ататюрк был избран ее первым президентом в 1923 и переизбирался в 1927, 1931 и 1935. Фактически установил режим умеренной диктатуры и проводил политику модернизации и реформирования турецкого государства по западному образцу. Внешняя политика Ататюрка была направлена на достижение полной независимости страны. Турция вступила в Лигу наций и наладила дружественные отношения с соседями, в первую очередь с Грецией и СССР.

Умер Ататюрк в Стамбуле 10 ноября 1938.

АТАУАЛЬПА

АТАУАЛЬПА (ок. 1500-1533), последний правитель инков, т.н. Единственный Инка. Родился в Кито предположительно в 1500. Был незаконнорожденным сыном императора Уайны Капака и дочери наместника Кито. После смерти отца Атауальпа начал войну за престол со своим сводным братом Уаскаром и в 1532 одержал в ней победу. В том же году в Перу высадился Франсиско Писарро со своим отрядом и договорился с императором о встрече на центральной площади Кахамарка. Здесь конкистадоры потребовали от императора присягнуть на верность Богу христиан, и когда тот отказался, его немногочисленную свиту перебили, а сам он был взят под стражу. В качестве выкупа за освобождение Атауальпа предложил испанцам наполнить золотом комнату, где его содержали. Хотя обещание было выполнено, испанцы обвинили Атауальпу в заговоре и 29 августа 1533 казнили. После гибели Атауальпы империя инков распалась.

АТАУАЛЬПА

АТАУАЛЬПА

ЛИТЕРАТУРА

Вольский С. Пизарро. М., 1935 Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л., 1974 Зубрицкий Ю.А. Инки-кечуа. М., 1975 История Латинской Америки, т. 1. М., 1991

АТЕРОСКЛЕРОЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТЛАНТ

АТЛАНТ - в греческой мифологии, сын титана Иапета и Климены, брат Прометея и Эпиметея. Был отцом нимф Плеяд, Гиад и Гесперид, а согласно Гомеру - и отцом нимфы Калипсо. В наказание за поддержку титанов в их войне против Зевса был осужден держать на плечах небесный свод. Согласно другому преданию, он был превращен в гору Персеем, который отомстил Атланту за негостеприимство, показав ему голову горгоны Медузы.

АТЛАНТИДА

АТЛАНТИДА - мифический континент, где, согласно легенде, существовала древняя цивилизация. Впервые Атлантида упоминается у Платона в диалогах Тимей и Критий, написанных ок. 355 до н.э. Ссылаясь на древние предания, Платон помещает ее за Геркулесовыми столпами (Гибралтар), т.е. где-то в Атлантическом океане. По Платону, Атлантида представляла собой могущественную и процветающую островную цивилизацию, включавшую в себя десять равноправных царств. Жители Атлантиды, в прошлом - мирные земледельцы и рыбаки, двинулись на завоевание средиземноморских стран. В конце концов афиняне одержали над ними победу, а боги в наказание наслали на остров жестокое землетрясение и потоп, и он в течение дня и ночи погрузился в морскую пучину. Как утверждает Платон, все это произошло за 9 тысяч лет до Солона, афинского законодателя 7 в. до н.э. Сотни людей, начиная с серьезных археологов и геологов и кончая разномастными псевдоисториками, мистиками и безумцами, посвятили себя изучению и возвещению "правды" об Атлантиде. Одна из наиболее распространенных теорий состояла в том, что на Атлантиде располагался библейский рай, Эдем; согласно другой гипотезе, Атлантида была островом, откуда вышли индейские колонисты Америки, создавшие великие цивилизации доколумбовой эпохи. После обнаружения минойского города на греческом острове Тира в Эгейском море этот погребенный под вулканическим пеплом ок. 1500 до н.э. город некоторые археологи стали считать частью погибшей цивилизации атлантов.

АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТЛАНТОВ ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ

В. А. Атлантов.

АТМОСФЕРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТОЛЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТОМА СТРОЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТОМНАЯ МАССА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТОМНОГО ЯДРА СТРОЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТТАЛИДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТТАР ФАРИД-АД-ДИН

АТТАР Фарид-ад-дин (ум. 1230), персидский поэт. Полное имя - Абу Хамид Мухаммад ибн Ибрахим; прозвище Аттар (Аптекарь) восходит к профессии отца, которую он унаследовал. Аттар родился в Нишапуре во второй половине 12 в. и большую часть жизни провел в суфийском монастыре. Совершил паломничество в Мекку, путешествовал по Сирии и Египту, повидал многих старцев-наставников; знакомству с ними посвящена его работа Жизнеописания святых (Тазки-рат-уль-аулия) - яркий образец прямодушия и проницательности автора. Аттар известен главным образом своими поэтическими произведениями, особенно аллегорической поэмой Беседа птиц (Мантык-ут-тайр). О высшей цели мистического опыта - растворении в божественной сути личного Я - Аттар повествует столь красочным языком, что даже самые отвлеченные понятия воплощаются в живые и яркие образы.

АТТЕНБОРО РИЧАРД

Р. Аттенборо.

АТТИЛА

АТТИЛА (ум. 453 н.э.), прозванный "бичом Божиим" (лат. flagellum dei) за опустошения, произведенные им в Римской империи, стал королем гуннов в 434 совместно со старшим братом Бледой, унаследовав власть от своего дяди Руа (или Ругилы), первого короля гуннов. К тому времени гунны покорили огромную часть Европы, простиравшуюся от Рейна на западе до Каспийского моря на востоке. Сразу после прихода к власти Аттила с братом добились удвоения суммы ежегодных выплат, которые Восточная Римская империи обязана была производить гуннам еще при Руа. Тем не менее уже в 441-443 гунны обрушились на дунайские провинции империи, опустошили их, а многие города разрушили (в том числе Сердику - совр. София и Сингидун - совр. Белград). Разгромив высланные навстречу войска, гунны подошли к Константинополю. Следующее нашествие имело место в 447, когда было разрушено, как сообщается, ок. 70 городов и крепостей. По условиям заключенного мира, Восточная Римская империя должна была выплатить большую контрибуцию, а ежегодный взнос утроился. В 451 Аттила вторгся в Галлию. Не встречая серьезного сопротивления, он продвинулся до Орлеана. Подошедшее объединенное войско римлян (во главе с Флавием Аэцием, фактическим правителем Западной Римской империи, хотя императором был Валентиниан III) и вестготов (во главе с их королем Теодорихом I), а также других местных племен заставило гуннов снять осаду. На Каталаунских равнинах (очевидно, недалеко от совр. Труа) произошла грандиозная битва. Готский историк Иордан (6 в.) сообщает, что стороны потеряли 165 000 человек, но скорее всего это преувеличение. В результате Аттиле пришлось отступить, и вскоре он покинул Галлию. Это было первое и единственное поражение за всю его жизнь. В 452 Аттила вторгся в северную Италию и подверг разграблению многие города, в том числе Аквилею, Падую, Верону и Милан. На берегу реки Минчо произошел знаменитый исторический эпизод - встреча короля гуннов с явившимся к нему римским посольством во главе с папой Львом I, после которого Аттила, не переходя Апеннин, ушел из Италии. Однако скорее всего он был побужден к этому не божественным вмешательством, а свирепствовавшим тогда в Италии мором. Аттила собирался вновь напасть на Восточную Римскую империю, император которой Маркиан отказался выплачивать гуннам обычные взносы. Однако в 453 Аттила женился на Ильдико и после первой брачной ночи не проснулся. Распространенная в Средние века легенда, согласно которой Аттилу убила новобрачная, не имеет под собой оснований. Судя по описаниям, Аттила был невысоким человеком плотного телосложения с большой головой, глубоко посаженными глазами, плоским носом и жидкой бородой, он был гневлив, но не чужд милосердия. В поэзии Средневековья он именуется Этцель (Песнь о Нибелунгах) или Атли (исландские саги).

АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ

АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ (Confessio Augustana), самый ранний из официальных протестантских символов веры, до сих пор являющийся вероучительной нормой для лютеран. Оно было представлено протестантскими князьями и двумя свободными городами на Аугсбургском рейхстаге (Священной Римской империи германской нации) 25 июня 1530 в ответ на запрос императора Карла V, который надеялся примирить враждующие религиозные партии в Германии. Это обстоятельство, а также неудача Мартина Лютера и Хульдриха Цвингли, которые не смогли решить спорные вопросы на Марбургских собеседованиях (1529), обусловили некоторую примирительную тенденцию в отношении католичества и резкое неприятие радикального протестантизма. Тем не менее Карл V после рассмотрения текста Исповедания католическим теологами отклонил его. Автором Исповедания был теолог Меланхтон, в работе над текстом он консультировался с Лютером и другими богословами. Кроме того, он опирался на более ранние протестантские вероисповедные документы - Швабахские статьи (1529) и Торгауские статьи (1530). Вероположения Исповедания Меланхтон подробно развернул в Апологии Аугсбургского исповедания (окончательная редакция 1531), которая вошла в корпус лютеранских вероисповедных текстов. Первая часть Исповедания состоит из 21 короткой статьи, в которых обсуждаются основные вероучительные положения: вера в Бога, вера во Христа, грех, оправдание, христианская жизнь, церковь, служение, таинства, гражданское управление, свобода воли, вера и добрые дела, Страшный суд. Вторая часть, включающая 7 более пространных статей, посвящена критике злоупотреблений в церкви; верующие, исповедующие этот символ веры, должны их исправлять. Это статьи о причащении под двумя видами, о возможности брака для духовенства, о мессе, исповеди, посте, монашеских обетах и епископской власти.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

АУТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АУТОДАФЕ

АУТОДАФЕ (португ. auto da fe, "акт веры"), торжественная церемония оглашения приговоров суда инквизиции (первоначальное название sermo generalis). Ей предшествовало чтение кратко сформулированных обвинений, изложенных на местном языке, и вызов обвиняемых для того, чтобы те выслушали вердикт. Рано утром произносилась краткая проповедь или увещание. Затем представители светской власти давали присягу, обещая, что они будут подчиняться инквизитору во всем, что касается искоренения ереси. Далее обыкновенно оглашались т.н. декреты милости (смягчавшие или отсрочивавшие наказания). Затем вновь перечислялись заблуждения виновных и оглашались наказания, вплоть до самых суровых, включающих пожизненное тюремное заключение или смертную казнь. Наконец, осужденные передавались в руки гражданским властям. Термином "аутодафе" обозначали также акт исполнения приговора суда инквизиции, особенно сожжение еретика на костре. Последнее аутодафе состоялось в Мексике в 1815. См. также ИНКВИЗИЦИЯ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

АУТОПСИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АУШЕВ РУСЛАН СУЛТАНОВИЧ

Р. С. АУШЕВ. 1993 г.

АУЭР ЛЕОПОЛЬД СЕМЕНОВИЧ

ЛЕОПОЛЬД АУЭР

ЛЕОПОЛЬД АУЭР

АУЭР, ЛЕОПОЛЬД (Auer, Leopold) (1845-1930), венгерский скрипач и педагог, родился 7 июня 1845 в Веcпреме. Занимался скрипичной игрой у Р.Коне, Я.Донта и Й.Иоахима. В течение полувека Ауэр был профессором Петербургской консерватории, много выступал как солист и ансамблист. В 1918 перебрался в Нью-Йорк, где и провел последние годы жизни. Среди учеников Ауэра - Яша Хейфец, Миша Эльман, Ефрем Цимбалист и Натан Мильштейн. Умер Ауэр в Лошвице (близ Дрездена) 17 июля 1930.

ЛИТЕРАТУРА

Раабен Л. Л.С.Ауэр. Л., 1962

АФАЗИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

СВ. (ок. 296-373), епископ Александрийский, исповедник и учитель церкви. Родился ок. 296 в Александрии. Св. Афанасий, которого еще при жизни называли "отцом православия", был великим поборником христианского учения о Боговоплощении. Еще в юности своим умом и способностями он обратил на себя внимание Александрийского епископа Александра, который сделал его своим секретарем и ввел в дом. Уже в первых сочинениях св. Афанасия, Слове на язычников и Слове о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти, наметилась главная тема его богословия. Афанасий сопровождал епископа Александра на Никейский собор 325, созванный для опровержения учения Ария и арианской ереси. В полемике с Арием этот собор принял термин homoousios (греч. "единосущный"), выражающий суть ортодоксального учения о Христе как втором Лице Троицы и утверждающий тождество его сущности сущности Бога Отца (т.е. "единосущие" Сына Богу Отцу) и, как следствие, - истинную божественность Сына. Замечательные способности, проявленные Афанасием во время соборных дебатов, его решительность и искренность не могли остаться незамеченными, и вскоре после окончания собора он был избран на Александрийскую епископскую кафедру. Почти сразу же после избрания Афанасия Евсевий, арианствующий епископ Никомидийский, начал выдвигать против него церковные и политические обвинения, опровергать которые Афанасию не составляло труда. Несмотря на беспочвенность этих обвинений, Афанасий был в феврале 336 сослан в Трир, где провел более двух с половиной лет. После этого Афанасия, происками сторонников Евсевия, отправляли в ссылку еще трижды, однако ему удавалось на какое-то время возвращаться на свою кафедру (самым длительным было его пребывание в Александрии с 346 по 356). Только в последний год жизни св. Афанасий получил возможность относительно спокойно исполнять свои епископские обязанности. Главным догматическим сочинением св. Афанасия были Четыре слова против ариан (ок. 356-359), посвященные утверждению божественности Христа. Кроме того, ему приписывают Житие св. Антония и еще целый ряд трактатов и проповедей. Умер св. Афанасий в 373 в Александрии. День памяти святого 2 мая (в Русской православной церкви - 2 мая по старому стилю).

ЛИТЕРАТУРА

Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. М., 1994

АФАНАСЬЕВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ

Звездный городок. Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.

10 декабря 1993 г.

АФАНАСЬЕВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Ю. Н. Афанасьев.

АФАНАСЬЕВСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ

АФАНАСЬЕВСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ - приписываемый Афанасию Александрийскому и иногда называемый по начальному слову Quicumque (лат. "Всякий, кто..."), представляет собой вероисповедную формулу, в которой в строгих терминах изложено учение о Троице и боговоплощении. Считается, что он был составлен латиноязычным автором, возможно - в Галлии, после возникновения несторианства (430), но ранее смерти св. Кесария Арелатского (543), поскольку в нем делается особенный акцент на догмате боговоплощения и он упомянут в одном из писем Кесария. Вошедший с 10 в. на Западе в литургический обиход, он был включен в римско-католический Бревиарий под Часом Первым на Троицу и в "малые" воскресенья после Богоявления и Пятидесятницы; в Церкви Англии читается по определенным праздникам.

АФГАНИСТАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АФИНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АФОН

АФОН - гора, "Святая гора" Православной церкви, расположенная на полуострове Халкидики близ города Салоники (Греция). Эта гора (2033 м над уровнем моря), является местом монашеских поселений, первое из которых было основано в конце 9 в. Петром Афонским. Древнейший из 20 монастырей, расположенных на полуострове, Лавра, был основан в 963, а самый последний, Ставроникита, в 1542. До 15 в. афонские поселения находились под суверенитетом византийских императоров, позднее здесь властвовали турки. Однако при обоих правлениях Афон пользовался местной автономией. В 1912 полуостров был аннексирован Грецией, которая в 1926 признала за Афоном статус теократической республики, которой управляет совет из 4 членов и т.н. синаксис (собрание), состоящий из 20 представителей всех афонских монастырей. Афонская община располагает своей собственной полицией. На территорию монашеских поселений (ок. 78 кв. км) не допускаются женщины и животные женского пола. В античности гора Афон была посвящена Зевсу и иногда именовалась "фракийской сторожевой башней Зевса Афонского".

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

АХЕДЖАКОВА ЛИЯ МЕДЖИДОВНА

Л. М. Ахеджакова.

АХЕЙСКИЙ СОЮЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АХЕН

АХЕН (Экс-ля-Шапель), место проведения трех конгрессов (1668, 1748 и 1818). Первый конгресс завершился договором 2 мая 1668, положившим конец Деволюционной войне между Францией и Испанией. В соответствии с договором Франция отдала Испании Франш-Конте, Камбре, Эр и Сен-Омер, но сохранила свои завоевания во Фландрии (Испанских Нидерландах) в 1667. Второй конгресс продолжался с 24 апреля по 18 октября 1748 и завершил войну за Австрийское наследство между Францией, Пруссией и Испанией, с одной стороны, и Англией, Австрией и Нидерландами - с другой. Главным итогом договора была почти полная отмена всех завоеваний, включая восстановление в прежнем положении герцога Моденского и республики Генуя. Герцогства Парма, Пьяченца и Гвасталла отошли Филиппу V Испанскому. Договор об Асиенто благодаря усилиям Англии продлил существование рабства в испанских колониях и право Англии направлять ежегодно торговое судно в испанские колонии в Америке. Мария Терезия была признана австрийской императрицей, были подтверждены т.н. "субсидные конвенции", а завоеванная Фридрихом Великим часть Силезии и графство Глац отошли к Пруссии. Конгресс 1818 был встречей членов Священного союза - Великобритании, Австрии, Пруссии и России и происходил в то время, когда Союз предпринимал максимум усилий, чтобы утвердить свою власть над Европой. Конгресс начался 1 октября 1818 при непосредственном участии императора Александра I, Франца Иосифа I и князя Меттерниха - представителей Австрии и прусского короля Фридриха Вильгельма III. Англию представляли лорд Кестльри (Каслри) и герцог Веллингтон. С согласия Союза Францию представлял герцог Ришелье. Главными вопросами были вывод оккупационных войск из Франции и последующие международные отношения. Договор об этом был подписан 9 октября. Остальное время на конгрессе было посвящено обсуждению гарантий от новых потрясений и вопросов укрепления Священного союза. Итоговое соглашение было заключено 15 ноября 1818 и состояло из двух частей: секретного протокола, продлевавшего существование Священного союза, и публичной декларации о дальнейших усилиях Союза, направленных на сохранение мира.

АХЕРОНТ

АХЕРОНТ - в античной мифологии, река в подземном царстве. Также - название реки в Эпире, впадающей в Ионическое море.

АХИДЖО АХМАДУ

А. Ахиджо. 1967 г.

АХИЛЛ

АХИЛЛ - сын Пелея и Фетиды, герой Илиады Гомера, олицетворяющий высшую степень воинской доблести, проявленной греками в Троянской войне. Красноречию и ратному делу его обучал Феникс, а охоте, управлению колесницей, музыке и медицине - кентавр Хирон. Фетида, зная, что ему суждено погибнуть, если он примет участие в Троянской войне, отослала его на Скирос ко двору царя Ликомеда, где он некоторое время скрывался, переодетый девицей, и где у него родился сын Неоптолем от дочери Ликомеда Деидамии. Однако хитроумному Одиссею удалось опознать Ахилла, которого выдал его интерес к оружию. Ахилла без труда убедили принять участие в походе на Трою. Сознавая, что ему предначертано либо снискать славу и умереть молодым, либо прожить долгую, но бесславную жизнь, он без колебания выбрал первое. Гнев Ахилла на Агамемнона, отнявшего у него пленную Брисеиду, его отказ от дальнейшего участия в битве, его горе при известии о гибели его друга Патрокла от руки Гектора и его победа над Гектором составляют главную тему Илиады. Одержав победу над эфиопским царем Мемноном и царицей амазонок Пенфесилеей, он сам был убит Парисом. После падения Трои призрак Ахилла указал на Поликсену как на причитающуюся ему долю добычи, и она была умерщвлена на его могиле. Ахиллом был также убит Троил, сын царя Трои Приама.

АХИЛЛ ТАТИЙ

АХИЛЛ ТАТИЙ - древнегреческий писатель, автор романа Левкиппа и Клитофонт. Прежде жизнь Ахилла Татия было принято относить к 6 в. н.э., но теперь полагают, что он жил в 3 или даже во 2 в. н.э. Роман Левкиппа и Клитофонт, во многом напоминающий Эфиопику Гелиодора, - типичный любовно-приключенческий греческий роман. Страницы, посвященные описаниям (явлений природы, животных, произведений искусства), нередко весьма удачны, в книге присутствуют юмористические моменты, а влюбленные своими поступками порой предвосхищают рыцарский кодекс. Хотя впоследствии роман порицали за эротизм, очевиден высокий уровень нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения автора. В период Возрождения и классицизма роман пользовался широкой популярностью и много переводился.

ЛИТЕРАТУРА

Ахилл Татий Александрийский. М., 1925 Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний. Сатирикон. Апулей. Метаморфозы или Золотой осел. М., 1969 Античный роман. М., 1969

АХМАДУЛИНА БЕЛЛА АХАТОВНА

Б. А. Ахмадулина.

АХМАТОВА АННА АНДРЕЕВНА

АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА. Портрет работы Н.И.Альтмана (1914).

АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА. Портрет работы Н.И.Альтмана (1914).

(наст. имя - Анна Андреевна Горенко) (1889-1966), русский поэт. Родилась 23 июня 1889 в Одессе, дочь отставного инженера-механика флота; в 1910 вышла замуж за Н.С.Гумилева, основателя и ведущего представителя акмеизма. Для поэтического стиля Ахматовой характерен поразительный лаконизм и конкретность словесных образов наряду с обновленными ритмами, которые литературовед В.Жирмунский сравнил с музыкой К.Дебюсси. Быть может, более, чем другим акмеистам, ей свойствен "язык предметов - необыкновенно интимный" (В.Львов-Рогачевский). Первый стихотворный сборник Ахматовой Вечер был опубликован в 1912. Через два года появились Четки, закрепившие ее литературную репутацию. Ее следующий сборник Белая стая вышел в 1917; за ним в 1921 последовал Подорожник, а годом позже - Anno Domini MCMXXI, где тема несчастной любви дополняется нотами скорби, отражением гибели Гумилева, расстрелянного в 1921. Хотя Ахматова не приняла революцию, она все же осталась в Советской России. Лишь в 1940 были изданы ее избранные стихотворения под заглавием Из шести книг; после этого разрозненные публикации стихов стали появляться в некоторых журналах. Ее творчество было осуждено постановлением Центрального комитета Коммунистической партии в августе 1946 как не отвечающее идеалам социалистического строительства. С 1959 советские журналы вновь стали публиковать ее стихи, однако с концом "оттепели" наступил период забвения, и лишь в конце 1980-х годов ее стихи и поэмы начали издаваться полностью, без цензурных купюр. Умерла Ахматова под Москвой 5 марта 1966; похоронена в Комарово близ Санкт-Петербурга.

ЛИТЕРАТУРА

Ахматова А. Сочинения, тт. 1-3. Мюнхен, 1965-1983 Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова: Опыт анализа. - В кн.: Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969 Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973 Ахматова А. Стихотворения и поэмы. Л., 1976 Найман А. Рассказы о Анне Ахматовой. М., 1989 Ахматова А. Сочинения, тт. 1-2. М., 1990 Бродский И. Вспоминая Ахматову. М., 1992 Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой, тт. 1-3. М., 1997

АХМЕД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АХМЕТ ВЕФИК-ПАША

АХМЕТ ВЕФИК-ПАША (1823-1891), государственный деятель Османской империи, родился в Константинополе в 1819, образование получил в Париже. Политическую карьеру начал в качестве первого секретаря Османского посольства в Париже в правление Луи Филиппа. Позднее служил в той же должности в Санкт-Петербурге. В 1848 стал комиссаром Придунайских княжеств, а с 1851 по 1855 был послом в Персии. После назначения в 1857 министром юстиции много сделал для реформирования судебной системы страны. В 1860 был направлен послом в Париж. Его назначение совпало с резней в Сирии, поэтому уже в следующем году Франция потребовала его отзыва. Во время русско-турецкой войны Ахмет Вефик-паша занимал пост генерал-губернатора Адрианополя, а в 1877 стал председателем первого парламента страны. В 1878 султан Абдул-Хамид II назначил его великим визирем, но после подписания Сан-Стефанского договора Ахмет Вефик-паша был отправлен в качестве вали (генерал-губернатора) в Бурсу, где оставался с 1878 по 1882. Ахмет Вефик-паша внес большой вклад в развитие местного сельского хозяйства, экономики и образования. В 1882 он был арестован своими противниками по обвинению в измене. После освобождения по приказу Абдул-Хамида был назначен великим визирем. Однако уже через три дня его сменил на этом посту давний соперник - Саид-паша. Остаток дней Ахмет Вефик-паша провел в своем загородном доме на берегу Босфора. Под его редакцией в свет вышло несколько словарей, он приступил к публикации ежегодника Османской империи, перевел на турецкий язык произведения Мольера, Шиллера и Шекспира.

Умер Ахмет Вефик-паша в марте 1891.

АХРИМАН

АХРИМАН - пехлевийская форма авестийского имени Ангро-Майнью (Злого духа) - олицетворения злого начала в зороастризме, равный возрастом, но не совечный Ахурамазде (Ормазду), олицетворению благого начала, стоящему во главе зороастрийского пантеона. Зороастр (Заратуштра) учил, что существует лишь одно высшее существо, благой и светлый Ормазд, которому противостоит Ахриман и его злые силы. Хотя представления об Ахримане влекли за собою бесспорно дуалистическую концепцию мира, зороастризм признавал Ормазда могущественным главой иерархии богов, тогда как Ахриман и его злые воинства рассматривались как низшие божества, противостоящие этой иерархии.

См. также ЗОРОАСТРИЗМ.

ЛИТЕРАТУРА

Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991

АХРОМЕЕВ СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ

С. Ф. Ахромеев.

АЦИКЛИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЦТЕКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АШИМОВ АСАНАЛИ

А. Ашимов 1986 г.

АШОКА

АШОКА (? - ок. 232 до н.э.), индийский правитель из династии Маурьев, внук основателя династии Чандрагупты и сын Биндусары. Взошел на трон ок. 268. Основным источником сведений о нем служат высеченные на скалах и колоннах надписи, которые находят по всей Индии. Как сообщается в одной из таких надписей, на девятом году правления Ашока завоевал соседнее государство Калингу (современная Орисса) и был настолько потрясен учиненным им кровопролитием, что раскаялся и стал заботиться о дхарме, т.е. о праведном образе жизни в соответствии с заповедями буддизма. Подчинив себе всю Индию, кроме крайнего юга, Ашока начал осуществлять программу реформ. Он поощрял строительство ирригационных систем и развитие медицины, сооружал дороги и караван-сараи, смягчил суровую систему правосудия, оставшуюся от прежних правителей. В соответствии с быстро распространявшимися идеями ненасилия Ашока запретил жертвоприношения, связанные с убийством животных, и забой некоторых видов скота на пищу. Для наблюдения за выполнением подданными норм дхармы назначались специальные чиновники (дхармамахаматры), в обязанности которых входили поощрение добрых отношений между людьми и борьба с произволом должностных лиц. Покровительствуя буддизму, Ашока не опускался до фанатизма и на протяжении почти всего царствования проводил политику религиозной терпимости. Он поддерживал дружественные отношения с соседними правителями и посылал посольства к Антиоху II Теосу в Сирию, Птолемею II Филадельфу в Египет и другим владыкам на западе. Благодаря политике миссионерства произошло обращение в буддизм жителей острова Ланки (Цейлона); это сделал, как гласит традиция, младший сын Ашоки - Махинда, сам ставший монахом. В старости Ашока фактически утратил власть, а некоторые индийские историки полагают, что его миролюбивая политика привела к ослаблению маурийской империи, которая вскоре после его смерти начала распадаться. В последующие столетия память об Ашоке сохраняли только буддисты, почитавшие его как великого покровителя религии. Только в 19 в. были расшифрованы его указы. Великолепные монолитные каменные колонны, на которых выбиты многие из надписей, относятся к шедеврам индийского искусства. Повернутые спиной друг к другу львы, изображенные на самой знаменитой из них, Сарнатхской капители (близ Варанаси), стали национальным гербом Республики Индия.

АШТОН ФРЕДЕРИК

АШТОН Фредерик (Ashton, Frederick) (1904-1988), английский хореограф и руководитель труппы Королевский балет Великобритании в 1963-1970, родился в Гуаякиле (Эквадор). Начал ставить балеты в труппе Мари Рамбер в 1926. В 1933 вступил в труппу, которая впоследствии стала именоваться Королевским балетом; на спектаклях, которые он поставил, выросло несколько поколений английских артистов балета, в частности Маргот Фонтейн. Стиль Аштона, основой которой стал метод обучения, предложенный Э.Чекетти, определил особенности английской балетной школы. В числе наиболее значительных постановок Аштона: Конькобежцы (на музыку Дж.Мейербера, 1937). Симфонические вариации (на музыку С.Франка, 1946), Золушка(музыка Прокофьева, 1948), Подношение ко дню рождения (на музыку А.К.Глазунова, 1956), Тщетная предосторожность (на музыку Луи Жозефа Фердинанда Герольда в обработке Джона Ланчбери, 1960), Сон (на музыку Ф.Мендельсона, 1964), Монотонности 1 и 2 (на музыку Э.Сати, 1965, 1966), и Месяц в деревне (на музыку Ф.Шопена, 1976). Аштон поставил для Михаила Барышникова и Лесли Кольер Рапсодию (на музыку С.В.Рахманинова, 1980). Будучи руководителем труппы Королевский балет, ставил также отдельные танцы и сцены в Лебедином озере и Спящей красавице.

АШШУР

Ассур, столица древней Ассирии, в настоящее время развалины в окрестностях Эш-Шарката в центральной части Северного Ирака, место важных археологических находок. Развалины Ашшура расположены в невысокой холмистой местности на западном берегу Тигра в его верхнем течении, в 260 км к северо-западу от Багдада.

АШШУРБАНИПАЛ

АШШУРБАНИПАЛ охотится на льва (барельеф из Ниневии).

АШШУРБАНИПАЛ охотится на льва (барельеф из Ниневии).

царь Ассирии (669-626 до н.э.). В начале царствования Ашшурбанипал владел Ассирией, Вавилонией, Сирией, Палестиной и Нижним Египтом; к этим землям он присоединил Верхний Египет и Элам. Хотя Тиглатпаласар III переселил многие халдейские общины в Анатолию и Армению, Ашшурбанипалу пришлось вновь бороться с ними и на их исконных землях на территории южного Ирака, и на северных рубежах своего государства. Гражданская война Ашшурбанипала против брата, царя Вавилона Шамашшумукина в 653 до н.э., хотя и была успешной, все же ослабила его державу. Последовавшие военные действия в Эламе не смогли остановить усиления Мидийского царства в Иране. Тем не менее фараоны Египта Псамметих и его сын Нехо - представители династии, посаженной на египетский трон Ашшурбанипалом после того, как он изгнал фараона XXV (эфиопской) династии, - до конца оставались союзниками Ассирии. Как и его предшественники на ассирийском троне, Ашшурбанипал был прекрасным полководцем и одновременно образованным человеком и меценатом. Его 43-летнее правление - период расцвета искусства и литературы. В своей надписи он с гордостью сообщает, что его "ухо было открыто для знания" и что он учился толковать язык звезд и постигать умножение и деление. Одна из его табличек гласит: "Отрадой для меня было повторять наизусть дивные творения на темном шумерском и на трудном для запоминания аккадском". Многие исследователи древности причисляют надписи самого Ашшурбанипала к числу лучших произведений древней словесности. В Ниневии он основал две огромные библиотеки, в которых хранились важные исторические свидетельства и религиозные тексты, а также царская переписка. Эти библиотеки включали собрание поэтических, исторических, научных, религиозных сочинений, а также трудов по лексикографии и грамматике.

АШШУРНАСИРПАЛ II

АШШУРНАСИРПАЛ II - царь Ассирии, правивший примерно с 883 по 859 до н.э. Великий царь-воин, он расширил и укрепил рубежи Ассирии. Воевал также в далеких областях средиземноморского побережья и привел оттуда 15 тыс. пленников. Дворец, построенный Ашшурнасирпалом в Кальху (Калахе), представлял собой величественное сооружение с обитыми бронзовыми пластинами воротами, внутри него находилось множество предметов из золота, серебра и слоновой кости. Многочисленные надписи и скульптурные рельефы, украшающие ныне музейные собрания в США и Европе, происходят из дворца Ашшурнасирпала в Кальху.

АЭРОДИНАМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ КОНСТРУИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЭРОНАВИГАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЭРОПОРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЯКС

АЯКС - латинизированная форма греческого имени Аянт или Эант, имя двух греческих героев Троянской войны. Аякс Больший - сын саламинского царя Теламона и предводитель саламинского войска. Великий воин, уступавший доблестью лишь Ахиллу, он покончил жизнь самоубийством, когда доспехи погибшего Ахилла были отданы Одиссею. Аякс Меньший - локрийский герой, сын Оилея. Отличался храбростью и быстротою ног, но при этом был необуздан и безрассуден. Во время разграбления Трои навлек на себя гнев Афины, совершив насилие над Кассандрой в храме богини, и по пути домой стал жертвой кораблекрушения. Чудом выбравшись на берег, он принялся похваляться, что уцелел вопреки воле богов, однако в этот момент Посейдон сокрушил скалу, на которой тот стоял. В Энеиде Вергилия его поражает перуном Афина.

АЯЦКОВ ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ

Д. Ф. Аяцков. 1996 г.

Предыдущая страница Следующая страница