Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БА"-"БАЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БА"-"БАЛ")

БА МО

БА МО (1897-1977), первый премьер-министр Мьянмы (Бирмы) и глава марионеточного бирманского правительства во время японской оккупации. Родился в 1897 в Маябине от смешанного армяно-монского брака. Учился в католической школе в Рангуне. Некоторое время учился в Кембриджском университете (Англия) и в Бордоском университете (Франция), получил степень доктора философии. В конце 1920-х годов вернулся в Бирму, где работал преподавателем и адвокатом. В 1932 привлек к себе внимание, выступая в качестве защитника руководителя повстанческого движения Сая Сана и используя судебную трибуну для пропаганды идеи независимости Бирмы. В качестве лидера Антисепаратистской партии участвовал в работе Конференции "круглого стола" в Лондоне. К первым выборам 1936 создал партию Синьета ("Беднота"), которая, однако, не получила значительного числа голосов. Тем не менее благодаря расколу в стане соперников Ба Мо стал в 1937 первым премьер-министром Бирмы, после того как Великобритания предоставила ей право на ограниченное самоуправление. В 1939 Ба Мо был вынужден уступить свой пост У Со, после чего возглавил Блок свободы (выступавший против участия Бирмы во Второй мировой войне) и в 1940 был интернирован английскими властями за антивоенную пропаганду. В 1942 бежал из тюрьмы и впоследствии возглавил марионеточный режим в период японской оккупации. Будучи верховным правителем ("адипади") с 1943 по 1945, Ба Мо предпринимал попытки защитить соотечественников от беззаконий оккупантов, в то же время поддерживая захватчиков. Не поддержал планов выступить против японцев в 1945. После поражения японцев в Бирме бежал в Японию, однако весной 1946 англичане разрешили ему вернуться. Ба Мо реформировал свою партию военного времени - Махабама ("Великая Бирма"), которая не получила значительной поддержки населения.

Умер Ба Мо в Рангуне 28 мая 1977.

БААДЕР ФРАНЦ КСАВЕР ФОН

БААДЕР Франц Ксавер фон (Baader, Franz Xaver von)

(1765-1841), немецкий философ и теософ, оказавший значительное влияние на немецкий романтизм. Пытался соединить философские традиции католицизма с мистицизмом и таким образом выйти за пределы господствующих философских школ - континентального рационализма с его культом чистого разума и британского эмпиризма, подчеркивавшего значение чувственного опыта. Оказал влияние на Шеллинга и Кьеркегора. Баадер родился в Мюнхене 27 марта 1765. Получил медицинское образование, изучал минералогию в Англии в 1792-1796. Как и его друг Шеллинг, был членом кружка интеллектуалов в Мюнхене. Черпал вдохновение в мистических трудах Якоба Беме и неоплатоников. Вышел в отставку в должности суперинтенданта угольных шахт в Баварии в 1820 и посвятил себя философии и теологии. Профессор философии и теологии Мюнхенского университета в 1826-1838. Основал журнал "Эос" ("Eos"). Умер Баадер в Мюнхене 23 мая 1841. Лейтмотив религиозной философии Баадера - признание внутренней связи материи и сознания, тела и духа. Их различие относительно, ибо материя - это омертвевший, утративший свободу дух. Их взаимодействие - не параллелизм и не внешний контакт, а взаимопроникновение, претворение одного в другое. Человек должен ассимилировать и претворить волю материального бытия в духовную энергию для ее отдачи в мировую сокровищницу - мистериум Бога. Согласно учению Баадера, всякое знание предполагает знание о Боге, которого он представлял как процесс прогрессивно расширяющегося сознания. Баадер критиковал британских эмпириков, в частности Юма, который сводил знание к дискретным чувственным впечатлениям, а также Кантову этику следования внутреннему моральному закону, считая, в противовес этим учениям, что человек должен подчиняться Божьей воле, изложенной в Писании и учениях римско-католической церкви. В социальной философии противостоял либерализму и призывал к установлению классовой иерархии и подчинению государства церкви. Среди трудов Баадера - Начала познания (Fermenta cognitionis, 1822-1825); Лекции по спекулятивной догматике (Vorlesungen ber speculative Dogmatik, 1828-1838); Динамическая философия (Beitrge zur dynamischen Philosophie, 1809). Собрание сочинений (Smtliche Werke) Баадера опубликовано в 16 томах в Лейпциге в 1851-1860.

БААЛ

СТЕЛА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВААЛА

СТЕЛА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВААЛА

Балу, Ваал ("владыка", "господин"), важнейший персонаж в сиро-палестинской мифологии, представленный многочисленными местными божествами. Филон и угаритские тексты говорят о нем как о Хаддаде, боге бури и царе богов. В 14 в. до н.э. у финикийцев Баал уже получил титул Баалшамем (Владыка Небес). Он считался одним из братьев Эла (Илу, "Бога"), главы ханаанской группы божеств. Характеризуемый в текстах как Алиййан ("силач", буквально, "я одолеваю"), Баал побеждает всех, кого вызывает на битву. Со временем к его имени стали присоединять название местности, в которой он почитался, и указание на особые приписывавшиеся ему черты или функции. Кроме того, любой важный аспект религиозной жизни мог породить культ своего собственного Баала. В целом его считали олицетворением мужского начала, обеспечивающего плодородие земли и стад, и во время посвященных ему празднеств ему приносились соответствующие жертвы. Тирский Баал (Ваал), упоминаемый в Ветхом Завете, был известен под именем Мелькарт. Святилища и храмы Баала часто называли "высотами". В качестве божества гор и божества бури Ваал изображался в соответствующем облике. Вместе со своей супругой, Анат, Ваал мог быть связан с тем или иным родом, о чем напоминали личные имена, содержащие в качестве составной части его имя.

ЛИТЕРАТУРА

Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991

БААЛЬБЕК

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАБАДЖАНЯН АМАЗАСП ХАЧАТУРОВИЧ

А. Х. Бабаджанян.

БАБЕЛЬ ИСААК ЭММАНУИЛОВИЧ

И. Э. Бабель.

БАБЕНБЕРГИ

БАБЕНБЕРГИ (Babenberg), древнее аристократическое семейство, правившее в Австрии в 976-1246. Замок Бабенберг, родовое гнездо этой франконской династии, находится близ города Бамберг в северной Баварии. Среди первых видных Бабенбергов был живший в 9 в. граф Грабфельдский Поппо; в числе его сыновей - Генрих, герцог и маркграф Франконский (ум. 886), а также Поппо, маркграф Тюрингский. В 892 Конрадины, другая франконская династия и злейший враг Бабенбергов, лишили Поппо-младшего его владений. Этим своим счастьем они были обязаны покровительству германского короля Арнульфа. В последующих усобицах наследники Поппо погибли, и семейство погрузилось в забвение, из которого вышло в 976, когда император Оттон II назначил потомка графов Бабенберг Леопольда I, графа Доннегау, маркграфом Австрийским. Маркграфы Бабенберги (позднее герцоги) в Австрии успешно решали административные и военные задачи. Наиболее известный представитель династии - Леопольд III Блаженный (ок. 1075-1136), канонизированный в 1485; он правил в 1095-1136, а в 1125 отказался от короны императора. Когда Ричард I Английский возвращался через Германию на родину после 3-го крестового похода, именно один из Бабенбергов, Леопольд V (1177-1194), взял его в плен как своего личного врага и передал императору Генриху VI лишь за крупный выкуп (50 000 марок серебром). Бабенбергская династия прекратилась, когда герцог Австрийский и Штирийский Фридрих II (1211-1246), прозванный Воинственным, пал на поле боя на 16 году своего правления. Его владения перешли к Габсбургам.

БАБИЧ МИХАЙ

БАБИЧ Михай (Babits Mihly)

(1883-1941), венгерский писатель. Родился 26 ноября 1883 в Сексарде; окончил Будапештский университет. Начало литературной деятельности относится к 1908, когда в поэтической антологии Завтра (Holnap), изданной в Надьвараде, были опубликованы его стихи. С этого времени он всецело посвящает себя творчеству, становится постоянным сотрудником журнала "Нюгат" ("Запад"), органа новейшей литературы; с 1916 - его редактор. Пользовались успехом романы и рассказы Бабича, он мастерски перевел Божественную комедию Данте. Среди его сборников - Листья венка Ирис (Levelek Jrisz koszorjbl, 1909), Речитатив (Recitatv, 1916) и Долина тревоги (Nyugtalansg vlgye, 1920). Среди романов Бабича - Калиф-аист (A glyakalifa, 1920), Рождественская Мадонна (Karcsonyi Madonna, 1920), Карточный домик (Krtyavar, 1923); его выдающийся роман-эпопея Сыны смерти (Hallfiai, 1927) дает картину социальных перемен до и после Первой мировой войны. Умер Бабич 4 августа 1941.

ЛИТЕРАТУРА

Бабич М. Калиф-аист. М., 1988

БАБОЧКИ ДНЕВНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАБОЧКИ НОЧНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАБОЧКИН БОРИС АНДРЕЕВИЧ

Б. А. Бабочкин.

БАБУР

БАБУР (Baber/Babur/Babar)

(1483-1530), завоеватель Индии и основатель Могольской династии. Потомок великого монгольского полководца Чингисхана по линии его второго сына Джагатая и не менее знаменитого тюркского военачальника Тимура, или Тамерлана. Настоящее его имя Захируддин Мухаммад, Бабур - второе имя, означающее "тигр", - было воспринято от монголов. В 1495 он наследовал отцу, шейху Омару Мирма, правителю Ферганы, но интриги и мятежи на окраинах державы сильно уменьшили размеры подвластной ему территории. К 1501 Бабур утратил почти все владения отца, однако в результате ряда военных экспедиций вернул Кашгар, Кундуз, Кандагар. В 1504 он занял Кабул и начал готовиться к покорению Индостана. Ему не удалось отвоевать свою столицу Самарканд. В 1519-1524 Бабур попытался проникнуть в Индостан и в 1525 форсировал р.Инд. Свергнув афганского султана Ибрагима Лоди, Бабур обосновался в Дели. В 1527 он победил в решающем сражении при Агре. Оставшиеся годы жизни Бабура в Дели были омрачены многочисленными мятежами. Тем не менее его краткое правление на землях Индо-Гангской равнины было отмечено реформами в управлении и строительством огромных общественных сооружений. Умер Бабур 26 декабря 1530, трон унаследовал его сын Хумаюн.

БАБУРИН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

С. Н. Бабурин. 1993 г.

БАВКИДА

БАВКИДА - по фригийской легенде, передаваемой Овидием, престарелая фригийская женщина, жена Филемона. Несмотря на свою нищету, Филемон и Бавкида гостеприимно встретили двух незнакомых путников. В благодарность гости, оказавшиеся переменившими внешность Зевсом и Гермесом, уберегли их от потопа, погубившего менее гостеприимных соседей. Хижина Филемона и Бавкиды была превращена в храм, в котором они стали жрецом и жрицей, а впоследствии было исполнено их желание умереть в один день. После смерти они обратились в деревья: дуб и липу.

БАГАМСКИЕ ОСТРОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАГЛАЙ МАРАТ ВИКТОРОВИЧ

М. В. Баглай.

БАГРАМЯН ИВАН ХРИСТОФОРОВИЧ

И. Х. Баграмян.

БАГРАТИОН ПЕТР ИВАНОВИЧ

П. И. Багратион.

БАГРИЦКИЙ ЭДУАРД ГЕОРГИЕВИЧ

Э. Г. Багрицкий.

БАДЖ ЭРНЕСТ АЛЬФРЕД УОЛЛИС

БАДЖ Эрнест Альфред Уоллис (Budge, Ernest Alfred Wallis)

(1857-1934), английский востоковед и археолог. Родился в Корнуолле 27 июля 1857, окончил Крайст-колледж Кембриджского университета, где изучал семитологию. В 1885-1920 был хранителем отдела египетских и ассирийских древностей Британского музея. В 1920 посвящен в рыцари. Бадж руководил раскопками в Месопотамии (Ниневия и Дер) и Африке (Асуан и Гебел Баркал - древняя столица Эфиопии). Умер в Лондоне 23 ноября 1934. Среди переводов, выполненных ученым, египетская Книга Мертвых (The Book of the Dead, 1899, исправленное издание 1909) и Коптские гомилии (Coptic Homilies, 1910), относящиеся к раннему этапу истории христианской церкви. В числе его основных трудов Литература древних египтян (The Literature of the Ancient Egyptians, 1914), По Нилу и Тигру (By Nile and Tigris, 1920) и Обитатели долины Нила (The Dwellers on the Nile, 1926).

БАДОЛЬО ПЬЕТРО

БАДОЛЬО Пьетро (Badoglio, Pietro)

(1871-1956), маршал Италии, в 1925-1940 начальник генерального штаба, в 1943-1944 - премьер-министр страны. Родился 28 сентября 1871 в Граццано-Монферрато в Пьемонте; окончил военное училище в Турине, проходил военную службу в Восточной Африке и Ливии. В ходе Первой мировой войны стал генералом, в конце войны - верховным главнокомандующим вооруженных сил Италии. В 1924 был направлен Муссолини послом в Бразилию; в 1925 назначен начальником генерального штаба. В 1928-1933 - генерал-губернатор Ливии. В 1935 стал главнокомандующим итальянскими войсками в итало-эфиопской войне, в мае 1936 взял Аддис-Абебу и завершил завоевание Эфиопии. Бадольо был встревожен вступлением Италии во Вторую мировую войну 11 июня 1940. Вначале он взял на себя командование вооруженными силами, но в декабре 1940 вышел в отставку. Затем Бадольо поддерживал тех, кто намеревался сместить диктатора и заключить мир. 25 июля 1943 после ареста Муссолини королем Виктором Эммануилом III, Бадольо стал премьер-министром. В сентябре 1943, с началом гитлеровской оккупации Италии, перебрался вместе с правительством на юг страны за линию фронта в Бриндизи. 13 октября 1943 правительство Бадольо объявило войну Германии; одновременно появилась декларация союзников о признании Италии "совместно воюющей державой". 10 июня 1944, через шесть дней после освобождения Рима от гитлеровцев, Бадольо вышел в отставку.

Умер Бадольо в Граццано-Монферрато 31 октября 1956.

ЛИТЕРАТУРА

История Италии, т. 3. М., 1971

БАЖЕНОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

В. И. Баженов. Портрет работы неизвестного художника.

БАЖОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ

П. П. Бажов.

БАЗАЛЬТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЗАРОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

БАЗАРОВ Владимир Александрович (1874-1939), также Руднев, русский философ, экономист. Родился в Туле 27 июля 1874. Учился на физико-математическом факультете Московского университета (1892-1897). Уже в студенческие годы участвовал в социал-демократическом движении. В 1900-1901 слушал лекции в Берлинском университете. В 1904 примкнул к большевикам. После революции 1905-1907 сближается с меньшевиками. Отрицательно воспринял Октябрьскую революцию 1917. С 1921 работал в Госплане, занимался экономической теорией, переводами научной и художественной литературы. В 1930 был обвинен в причастности к организации "специалистов-вредителей" и арестован. Умер Базаров 16 сентября 1939. Первым самостоятельным философским опытом Базарова стала статья Авторитарная метафизика и авторитарная личность (сб. Очерки реалистического мировоззрения, 1904), в которой он подверг критике идеи авторов сборника Проблемы идеализма. В дальнейшем Базаров обращается к философии эмпириокритицизма Маха и Авенариуса и, пытаясь соединить ее гносеологические принципы с теорией марксизма, критикует "догматический материализм": полемизирует с "иероглифической" концепцией Г.В.Плеханова, с теорией отражения В.И.Ленина, развитой последним в книге Материализм и эмпириокритицизм. В статье Мистицизм и реализм нашего времени (сб. Очерки по философии марксизма, 1908) Базаров упрекал Плеханова в искажении фундаментальных принципов марксизма и, одновременно, в догматизме. Определенное влияние на понимание Базаровым задач философии как инструмента преобразования мира оказал прагматизм. Базаров обнаруживал "мистицизм" не только в учении А.Бергсона о творческой эволюции (которое в целом оценивал высоко, усматривая в нем высшее интеллектуальное достижение "буржуазной культуры"), но и в диалектическом материализме того же Плеханова. С точки зрения Базарова, вне отношения к практической деятельности человека любые рассуждения о материи самой по себе, существующей независимо от человеческого сознания, неизбежно приобретают метафизический и мистический характер. В своих социологических воззрениях Базаров отстаивал примат "производственных отношений" в историческом процессе и вторичность всевозможных "надстроечных" образований.

ЛИТЕРАТУРА

Базаров В.А. Труд производительный и труд, образующий ценность. СПб, 1899 Базаров В.А. Анархический комммунизм и марксизм. СПб, 1906 Базаров В.А. На пути к социализму. Харьков, 1919 Базаров В.А. К методологии перспективного планирования. М., 1924

БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР

БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР - церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Восточной церквей. В действительности собор стал ареной борьбы папы и собора за верховную власть. Еще до открытия собора Мартин V умер. Новый папа, Евгений IV, попытался распустить собор. 30 декабря 1437 папа распорядился перенести работу собора в Феррару, но большинство отцов собора проигнорировали его предложение и остались в Базеле, так что в Ферраре, а затем во Флоренции (1438-1439) заседал фактически другой собор. В 1439 Базельский собор низложил Евгения IV и избрал антипапу Амедея, герцога Савойского, принявшего имя Феликса V. Борьба с Римом продолжалась десять лет, но интриги и политические склоки постепенно подорвали престиж Базельского собора, а папа Евгений тем временем заручился поддержкой большинства европейских государей. В 1449 Феликс сложил сан, Базельский собор был распущен. Собору удалось достичь примирения с гуситами (за исключением самых радикальных), но все попытки реформировать церковь провалились, кроме того, собор не создал системы сдержек, ограничивающих власть папы в церкви.

См. также ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКИЙ СОБОР.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. М., 1998

БАЗИЛИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЙДУКОВ ГЕОРГИЙ ФИЛИППОВИЧ

Г. Ф. Байдуков.

БАЙЕР АДОЛЬФ

БАЙЕР Адольф (Baeyer, Adolf von) (1835-1917), немецкий химик-органик, удостоенный в 1905 Нобелевской премии по химии за изучение структуры и синтез красителей. Родился 31 октября 1835 в Берлине. По окончании гимназии поступил в Берлинский университет на физико-математический факультет. После годичного перерыва в учебе, связанного с отбыванием воинской повинности, решил переменить специализацию и заняться химией, которой интересовался еще в школьные годы. Для этого поступил в Гейдельбергский университет и одновременно начал работать в лаборатории Р.Бунзена, где занимался качественным и количественным анализом. В 1856 перешел к А.Кекуле. Здесь за короткое время синтезировал новые, неизвестные ранее органические вещества - метилированные хлориды мышьяка (метилхлорамины). Эти исследования легли в основу его докторской диссертации, которую он защитил в 1858. В 1860 Байер вернулся в Берлин, где в течение 12 лет занимал скромное место преподавателя органической химии в ремесленном училище, будущем Высшем техническом училище. Одновременно состоял приват-доцентом, а затем экстраординарным профессором Берлинского университета. В 1872 возглавил кафедру химии Страсбургского университета, а еще через 3 года был приглашен в Мюнхен, где стал преемником Ю.Либиха. Здесь он основал Новый химический институт, где под его руководством работали два поколения химиков-органиков. Работы Байера охватывают многие разделы органической химии. С его именем связаны синтез красителя индиго и изучение его строения (1878-1883), получение нового класса трифенилметановых красителей - фталеинов, синтез флуоресцеина, фенолфталеина, эозина. Байер занимался исследованием реакций с выделением воды, в частности открыл конденсацию фталевого ангидрида с фенолами (1871); изучал пирроловые и пиридиновые основания, соединения мочевой кислоты, ацетиленовые соединения. В 1885 разработал свою знаменитую теорию, известную в русской химической литературе под названием теории напряжения. Эта теория объясняла, почему шести- и пятичленные углеродные кольца стабильнее колец из большего или меньшего числа углеродных атомов. В 1887 одновременно с Армстронгом Байер предложил центрическую формулу бензола, наиболее близкую к современной электронной формуле. Умер Байер в Мюнхене 5 сентября 1917. ЛИТЕРАТУРА Венкатараман К. Химия синтетических красителей. Л., 1957 Джуа И. История химии. М., 1975

БАЙРАМ

БАЙРАМ (тюрк. "праздник"), два главных мусульманских праздника. Первый из них - 'ид аль-фитр (араб.; также рамазан-байрам, кучук-байрам, ураза-байрам), "праздник разговенья" в честь завершения поста в месяце рамадана, девятом месяце мусульманского календаря. Отмечается в течение трех первых дней десятого месяца - шавваля. Второй - 'ид аль-адха ("праздник жертвоприношения", также курбан-байрам, буййук-байрам) приходится на десятый день двенадцатого месяца зу-ль-хиджжа и продолжается три дня. В этот праздник совершается обряд принесения в жертву животного, мясо которого идет на праздничную трапезу семьи и раздается неимущим.

БАЙРОН ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАК ПЕРЛ

БАК Перл (Buck, Pearl S.) (1892-1973), американская писательница. Родилась 26 июня 1892 в Хилсборо (шт. Виргиния). Несколько месяцев спустя ее родители, пресвитерианские миссионеры, вернулись в Китай, где Бак жила вплоть до 1933. После обучения в шанхайском пансионе отправилась в Виргинию, в 1914 окончила Рэндолф-Мейконский колледж. Позже получила степень магистра искусств в Корнельском (1926) и Йельском (1933) университетах. В 1917 вышла замуж за американского миссионера. Желая помочь родителям умственно отсталых детей, Перл Бак написала книгу Ребенок, который не стал взрослым (The Child Who Never Grew, 1950). Первый опубликованный роман Перл Бак Восточный ветер, западный ветер (East Wind, West Wind, 1930) посвящен конфликту восточной и западной цивилизаций. За ним последовал роман Земля (The Good Earth, 1931; Пулитцеровская премия 1932), повествующий о борьбе задавленного нищетой крестьянина за свой клочок земли. В 1935 роман Земля, а также его продолжения - Сыновья (Sons, 1932) и Распадающийся дом (A House Divided, 1935), вышли одной книгой - Обитель-земля (House of Earth). За трилогией последовали биографии родителей Перл Бак Изгнание (The Exile, 1936) и Ангел-воитель (Fighting Angel, 1936), опубликованные в 1944 под общим названием Дух и плоть (The Spirit and the Flesh). В 1938 писательница стала лауреатом Нобелевской премии по литературе. Перл Бак стала приемной матерью девяти детей разных национальностей, а также организовала фонд помощи американским детям - выходцам из Азии. Она автор детских книг Буйволята (Water Buffalo Children, 1943), В один прекрасный день (One Bright Day, 1950) и Рождественское привидение (The Christmas Ghost, 1966). Среди многочисленных сочинений Перл Бак - перевод китайского классического романа Все люди братья (All Men Are Brothers, 1933), Обещание (The Promise, 1943), Китай в черном и белом (China in Black and White, 1946), Большая волна (Big Wave, 1948), Женщина-император (Imperial Woman, 1956). К поздним ее произведениям относятся Письмo из Пекина (Letter from Peking, 1957), Прикажи утру (Command the Morning, 1959), Время - полдень (The Time is Noon, 1967), Три дочери мадам Лянь (The Three Daughters of Madame Liang, 1969). Американский триптих (American Triptych, 1958) - одна из пяти книг, посвященных американской жизни и опубликованных под псевдонимом Джон Седжес (John Sedges). В 1951 Перл Бак была избрана членом Американской академии искусств и словесности.

Умерла Перл Бак в Данби (шт. Вермонт) 6 марта 1973.

ЛИТЕРАТУРА

Бак П. Земля. М. - Л., 1934 Бак П. Сыновья. М., 1935 Бак П. Чужие края. М., 1997

БАКАТИН ВАДИМ ВИКТОРОВИЧ

В. В. Бакатин.

БАКЕЛАНД ЛЕО ХЕНДРИК

БАКЕЛАНД Лео Хендрик (Baekeland, Leo Hendrik)

(1863-1944), американский инженер-химик и изобретатель. Родился 14 ноября 1863 в Генте (Бельгия). После окончания в 1884 Гентского университета несколько лет работал лаборантом, преподавателем химии. В 1889 переехал в США, работал на фирме по производству фотоматериалов. В 1893 основал собственную компанию по производству изобретенной им фотобумаги "велокс", которую можно было проявлять при красном свете. В 1899 продал компанию и права на производство своей фотобумаги фирме "Истмен Кодак". Провел один семестр в Высшей технической школе в Шарлоттенбурге (Германия), а по возвращении в США занялся поисками заменителя шеллака - воскоподобного вещества, выделяемого некоторыми тропическими насекомыми. Проведя реакцию конденсации формальдегида и фенола, получил полимер, для которого не мог найти растворителя. Это привело его к мысли, что такой практически нерастворимый и, как выяснилось, не проводящий электричества полимер может оказаться очень ценным. В 1909 Бакеланд сообщил о полученном им материале, который он назвал бакелитом. Эта фенолформальдегидная смола была первым синтетическим реактопластом - пластиком, не размягчавшимся при высокой температуре. По целому ряду свойств бакелит так и остался непревзойденным в своем роде материалом. Работа Бакеланда стимулировала исследования в области органического синтеза, и создание новых пластмасс. За свои изобретения Бакеланд был награжден медалями Дж.Скотта (1910), У.Гиббса (1913), С.Чендлера (1914), У.Перкина (1916). Он был президентом Химического и Электрохимического обществ, Института инженеров-химиков и Клуба химиков. Умер Бакеланд в Биконе (шт. Нью-Йорк) 23 февраля 1944.

БАКЛАЖАН

БАКЛАЖАН (Solanum melongena var. esculentum), однолетнее растение семейства пасленовых (Solanaceae), широко разводимое в теплых областях как овощная культура. Родиной этого таксона считается Индия, где баклажаны выращивают с глубокой древности. Высота травянистого стебля в среднем 60 см. Листья широкие, колючешершавые, цветки фиолетовые, обычно одиночные, диаметром 2,5-5 см. Сферический или овальный плод (ягода), как правило, фиолетовый, но может быть пурпурным, желтоватым или полосатым; достигает в диаметре 20, а в длину 30 см. В пищу его употребляют тушеным или жареным. Особенно хорошо он растет на известковых суглинках. Если культура страдает от вилта, необходимо использовать севооборот.

БАКЛАЖАН выращивают ради красивых и съедобных плодов.

БАКЛАЖАН выращивают ради красивых и съедобных плодов.

БАКТЕРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАКТРИЯ

БАКТРИЯ - историческая область в среднем и верхнем течении Окса (Амударьи), из которой в 3 в. до н.э. по Средней Азии и Индии распространились многие элементы греческой культуры. Получила свое название (староперсидское Бахтри) от р.Бактр (ныне - р.Балхаб), притока Амударьи. На западе эта область граничила с Арианой, на севере - с Согдианой, на юго-западе - с Арахозией, на юго-востоке - с Гиндукушем. Ее территория на левом берегу Амударьи в общих чертах совпадает с нынешней афганской провинцией Балх, на правобережье охватывает южные районы Таджикистана и Узбекистана. Главный город Бактрии назывался Бактр (на месте которого находится современный Балх, расположенный примерно в 30 км от Мазари-Шарифа). Массивные руины Бактра достигают 11 км в периметре. Некоторые исследователи считают Бактрию родиной Зороастра, или Заратуштры (даты его жизни не определены; возможно, 7 в. до н.э.), и центром раннего зороастризма. Расположенная на плодородном плато, омываемом великими историческими реками и орошаемом мощной ирригационной системой, Бактрия обладала не только богатыми сельскохозяйственными землями; в ее пределах сходились торговые пути, по которым через перевалы Памира перевозился шелк и другие товары из Китая. Бактрийские племена были, по-видимому, покорены мидийцами и, несомненно, персидским царем Киром Великим в 540 до н.э. Бактрия стала сатрапией его империи и платила дань. При персидских царях Ксерксе (правил в 486-465 до н.э.) и Артаксерксе I (правил в 465-424 до н.э.) в Бактрии вспыхивали восстания. Позднее страна была завоевана Александром Великим, а после его смерти стала частью государства Селевкидов. В этот период в Бактрии основывались греческие города и распространялась эллинистическая культура. Около 255 до н.э. наместник провинции грек Диодот провозгласил себя царем и основал независимое Греко-Бактрийское царство, которое просуществовало целые сто лет. Его правители успешно отразили попытки Селевкидов вернуть себе господство над Бактрией и расширили свои владения на севере, в Согдиане, и на юге, в долине Инда. Благодаря этому культура эллинов проникла в сердце Азии, а их искусство оказало влияние на буддийское искусство Индии. Греко-Бактрийское царство перестало существовать после того, как, раздираемое борьбой за царский трон, было захвачено нахлынувшими из глубин Центральной Азии кочевниками тохарами (юэчжами).

БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЛАБАНОВ АЛЕКСЕЙ ОКТЯБРИНОВИЧ

Архив редакции журнала "Искусство кино".

БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЛАНДИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

БАЛАНДИН Александр Николаевич - корабля "Союз ТМ-9" А. Н. Баландин. 1990 г.

БАЛАНЧИВАДЗЕ МЕЛИТОН АНТОНОВИЧ

М. А. Баланчивадзе.

БАЛАНЧИН ДЖОРДЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЛАСАНЯН СЕРГЕЙ АРТЕМЬЕВИЧ

С. А. Баласанян.

БАЛАЯН РОМАН ГУРГЕНОВИЧ

Р. Г. Балаян.

БАЛДУИН

БАЛДУИН (Balduin),

имя нескольких членов правившего во Фландрии графского дома, которые, отправившись на Святую Землю как крестоносцы, стали в 12 в. иерусалимскими королями, еще двое были императорами Латинской империи в 13 в. Балдуин I (1058-1118), который принимал участие в 1-м крестовом походе, стал графом Эдессы, а в 1100, после смерти своего брата Готфрида Бульонского, - иерусалимским королем. Он расширил свои владения за счет мусульман, овладев городами Акром, Кесарией и Сидоном. Балдуин II, племянник Балдуина I, сменил его на престоле в 1118 и захватил Тир в 1124. При нем были основаны ордена иоаннитов и тамплиеров. Балдуин II умер в 1131, оставив трон своему зятю Фулько V, графу Анжуйскому. Сын Фулько Балдуин III (1129-1162) унаследовал корону в 1143. При нем Иерусалимское королевство достигло наибольшего могущества, хотя в 1144 мусульмане завладели Эдессой. Его сменил на троне его брат Амальрик, который умер в 1173. Сын Амальрика Балдуин IV, прозванный Прокаженным, находился на троне с 1174 по 1183, но из-за его болезни королевством управлял Раймунд III, граф Триполи. Балдуину IV наследовал его племянник Балдуин V, ребенок пяти лет от роду, который умер в 1186. В следующем году Иерусалим был взят мусульманами во главе с Салах-ад-дином (Саладином).

БАЛДУИН I

(1171-1205), первый император Латинской империи, был сыном Балдуина VIII, графа Фландрии и Геннегау. Когда во время 4-го крестового похода крестоносцы взяли Константинополь, Балдуин был 9 мая 1204 избран императором Латинской империи. 15 апреля 1205 он был взят в плен болгарским царем Калояном и вскоре умер в заточении (возможно, убит). Балдуин II (1217-1273), сын императора Пьера де Куртене и племянник императора Балдуина I, был последним правителем Латинской империи. Когда в 1228 император Робер де Куртене умер, Балдуину II было всего 11 лет, регентом при нем был Иоанн Бриеннский. Балдуин II стал править самостоятельно с 1238. В июле 1261 Михаил VIII Палеолог, византийский правитель Никейской империи, застал Балдуина врасплох и овладел Константинополем. Балдуин бежал в Италию (где умер в 1273), а Латинская империя прекратила свое существование.

БАЛЕТ

БАЛЕТ - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый "классический" (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец; сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства. Балет зародился при княжеских дворах Италии в эпоху Возрождения и, по мере того как росла его популярность и совершенствовалась техника исполнения, распространялся по всей Европе, а в дальнейшем завоевал также Северную и Южную Америку, Азию и Австралию. На протяжении большей части 18 в. балет развивался преимущественно в Италии; в начале 19 в. балетными труппами прославилась Франция, а позднее - Россия. В 20 в. балет занимал прочное место на сценах США (особенно в Нью-Йорке), Великобритании и Советского Союза. См. далее

БАЛЕТ ДО 1900 ГОДА

БАЛЕТ 20 ВЕКА

БАЛЕТ В США

БАЛЕТ МИРОВОЙ

КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА ТЕХНИКА

ЛИТЕРАТУРА

Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л. - М., 1958 Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л. - М., 1963 Красовская В.М. Русский балетный театр начала ХХ века, ч. 1-2. Л., 1971, 1972 Советский балетный театр (1917-1967). М., 1976 Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVIII века. Л., 1979 Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Эпоха Новерра. Л., 1981 Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Преромантизм. Л., 1983 Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Романтизм. М., 1996 Русский балет: Энциклопедия. М., 1997

БАЛЕТ 20 ВЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЛЕТ В США

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЛЕТ ДО 1900 ГОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЛЕТ МИРОВОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЛЛАДНАЯ ОПЕРА

БАЛЛАДНАЯ ОПЕРА - английский музыкально-драматический жанр, в котором диалог перемежается незамысловатыми песенками. Процветал в Англии с 1728 до 1740-х годов. Тексты песен исполнялись на популярные оперные и танцевальные мелодии. Классической балладной оперой и единственной, дожившей до 20 в., стала Опера нищего (The Beggar's Opera), впервые представленная в 1728 и с тех пор постоянно возобновлявшаяся. Драматург Д.Гей и аранжировщик музыки Дж. Пепуш создали хлесткую сатиру на современные общественные и политические нравы, а заодно и на чуждую английскому духу итальянскую оперу. Американский дебют Оперы нищего состоялся в 1735, впоследствии ее часто играли в американских колониях. К концу 18 в. балладная опера видоизменилась - сначала в Англии, затем в Америке: диалог стал сочетаться с оригинальными, а не заимствованными мелодиями.

БАЛЛАДЮР ЭДУАР

Эдуар Балладюр. 1995.

БАЛЛИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЛХ

БАЛХ - один из старейших городов мира, находится на севере Афганистана в провинции Балх. Стоит на р.Балх, на равнине с высотами местности 370 м, удален на 21 км от г.Мазари-Шариф. Согласно легенде, основателем города был мифический Кайомур. В Ведах упоминается народ бахликас, называвшийся так по легендарному предку; Веды и Авеста сообщают также о правлении царя Яма из Бактра, или Бахди, как тогда называли город. Легендарное место рождения пророка Зороастра. В 545 до н.э. территория Балха вошла в состав ахеменидской империи как сатрапия Бактрия. В 328 до н.э. городом овладел Александр Македонский. В Греко-Бактрийском царстве Балх (Бактр) испытал возрождение и в более поздние времена пользовался известностью благодаря своим буддийским монастырям. В начале 8 в. его захватили арабы. В дальнейшем город богател под властью местных династий и заслужил у арабских географов название Умм аль-билад ("Мать городов"). В 1220 был разрушен Чингисханом и почти столетие лежал в руинах. В эпоху Саманидов и Тимуридов Балх вновь стал важным центром; за него боролись иранские Сефевиды, вожди узбекских племен, а затем персидский правитель Надир-Шах. В 1850 город вошел в состав Афганистана как административный центр Афганского Туркестана. Сохранившиеся на холме стены этого старинного города, построенные главным образом в период Тимуридов, имеют 11 км в окружности. К северу от современного поселения видны впечатляющие развалины цитадели. Сильно пострадавший от времени, но все же уцелевший лучше других памятников мусульманских столетий, облицованный изразцами мавзолей Абу Наср Парса был, по-видимому, сооружен в конце 16 в. Напротив мечети стоят арочные ворота в медресе, которую возвел в 17 в. Саид Субхан Куали. Прилегающий с юга к городской стене насыпной холм, называемый Тепе-Рустам, идентифицируют как остатки огромной буддийской пагоды 3 в. до н.э. Неподалеку высится холм, именуемый Тахти-Рустам, где, по предположению, размещался знаменитый храм огнепоклонников. В городе и его окрестностях говорят на фарси и тюркских языках, прежде всего узбекском.

БАЛЬБИН

Деций Целий Кальвин

(Decius Caelius Calvinus Balbinus)

(ум. 238 н.э.), римский император, правивший совместно с Пупиеном Максимом в 238. Их правление явилось одной из последних попыток сената взять армию под свой контроль. В начале 238 римский сенат поддержал провозгласивших себя императорами в Африке (в противовес бывшему императором уже два года Максимину) Гордиана I и его сына Гордиана II. Одновременно сенат избрал административный совет из двадцати членов, в который вошли Бальбин и Пупиен, заслуженные члены сената и видные государственные деятели (Бальбину было 60 лет, Пупиену - 74). Однако месяц спустя Гордиан II погиб в сражении, а его отец покончил с собой. Тогда Бальбин и Пупиен разделили верховную власть между собой, причем Бальбин занялся гражданским управлением, а Пупиен взял на себя командование армией. Максимин был между тем убит собственными солдатами. Недовольные правлением сената преторианцы взбунтовались и убили обоих императоров. Их правление продолжалось три месяца.

БАЛЬДОВИНЕТТИ АЛЕССО

БАЛЬДОВИНЕТТИ Алессо (Baldovinetti, Alesso)

(ок. 1425-1499), итальянский живописец, мозаичист и создатель витражей эпохи раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Ученик Доменико Венециано и учитель Гирландайо. Бальдовинетти много экспериментировал с живописными техниками: пытался заменить темперой традиционную технику фрески, писать лессировками по золотому грунту, придумывать новые способы грунтовки холста и доски, изобретал новые методы построения композиции. В его произведениях обобщенно моделированные формы очерчены резкими контурами, направление каждой линии подчинено ритмическому строю всей композиции, цвета контрастные и положены в строгом систематическом порядке, необычном для 15 в. Алессо Бальдовинетти родился ок. 1425 во Флоренции. В 1454 работал вместе с Андреа дель Кастаньо, а в 1460 завершил не законченные Доменико Венециано фрески в церкви Сант Эджидио во Флоренции (не сохранились). С 1481 по 1495 был занят главным образом реставрацией романских мозаик в баптистерии Сан Джованни и церкви Сан Миньято аль Монте во Флоренции. Его кисти принадлежат также Благовещение (ок. 1453, Вашингтон, Национальная галерея); Благовещение (ок. 1458, Уффици); Рождество Христово (1460-1461, Флоренция, церковь Сантиссима Аннунциата); Мадонна (Лувр) и Женский портрет (Лондон, Национальная галерея) (две последние работы выполнены в 1464-1465). Умер Бальдовинетти во Флоренции в 1499.

БАЛЬДОМИР АЛЬФРЕДО

БАЛЬДОМИР Альфредо (Baldomir, Alfredo) (1884-1948), уругвайский военный и государственный деятель, президент страны в 1938-1943. Родился в Монтевидео 27 августа 1884. Учился в Уругвайской военной академии и на архитектурном факультете Национального университета. Участвовал в гражданской войне 1903-1904, был уволен из действующей армии, но в 1906 зачислен в запас. Бальдомир изучал архитектуру и военное инженерное дело, восстановился на военной службе в конструкторском бюро, которое возглавил в 1931. В 1917-1919 служил в генштабе, в 1925-1931 был инженером-инструктором, в 1934 возглавлял полицейскую службу Монтевидео, в 1935 стал министром обороны. Во время своего президентского правления (1938-1943) Бальдомир выступал ревностным поборником объединения южноамериканских государств в борьбе против фашизма, а с началом Второй мировой войны приложил немало усилий для обеспечения безопасности Уругвая. По его инициативе Уругвай разорвал дипломатические отношения со странами Оси и предоставил свои военно-морские базы США. Умер Бальдомир в Монтевидео 25 февраля 1948.

БАЛЬДР

БАЛЬДР - скандинавский бог летнего солнца, сын верховного бога Одина и его супруги Фригг. Бальдр - один из самых красивых и добрых скандинавских богов, герой бесчисленных легенд, большинство которых связано со смертью. Младшая Эдда (ок. 1230) повествует, как Бальдр испугал свою мать рассказом, что видел во сне собственную смерть. Чтобы защитить сына, Фригг взяла клятву со всех вещей и существ, что они не причинят вреда Браги; не взяла она клятву только с ничтожной омелы. Коварный Локи проведал об этом упущении Фригг и вручил слепому богу Хеду, брату Бальдра, омеловый прут. По наущению Локи Хед, словно для забавы, бросил омеловый прут в Бальдра и убил его. Безутешно горюя о своем любимце, боги возложили его тело на огромную погребальную ладью Хрингхорни и совершили сожжение.

БАЛЬДУНГ ГАНС

БАЛЬДУНГ Ганс (Baldung, Hans)

(1484-1545), немецкий график, живописец и создатель витражей. Бальдунг родился близ Страсбурга в 1484 и, возможно, ок. 1503 учился у А.Дюрера. В 1512-1517 жил во Фрайбурге, где написал алтарь для городского собора, который считается его лучшей работой. Остаток жизни провел в Страсбурге, где стал придворным художником епископа и членом городского совета.

ГАНС БАЛЬДУНГ. ТРИ ВОЗРАСТА И СМЕРТЬ

ГАНС БАЛЬДУНГ. ТРИ ВОЗРАСТА И СМЕРТЬ

Гравюра Шабаш ведьм (1510), с драматическими контрастами света и тени, демонстрирует интерес художника к магии и его стремление передать эмоциональную атмосферу происходящего. Проникнутая совершенно иным настроением картина Рождество Христово (1520, Мюнхен, Старая Пинакотека) - очаровательная ночная сцена, в которой люди и животные поклоняются младенцу Христу среди озаренных чудесным светом руин. Серия картин с изображением обнаженных фигур (Адам и Ева, Юдифь, Венера; 1925), изображенных в полный рост, напоминает произведения мастеров итальянского Возрождения, но обладает, однако, присущей североевропейскому искусству жесткостью. Морализирование Бальдунга на тему бренности человеческой плоти нашло выражение в его увлечении сюжетом "девушка и смерть". В одной из его версий (1517, Базель, Публичное художественное собрание) отвратительная скелетообразная фигура смерти вонзает зубы в пухлую щеку молодой женщины. Картина Геркулес и Антей (Кассель, Художественная галерея) показывает, насколько трактовка Бальдунгом античного мифа далека от его понимания в искусстве итальянского Ренессанса. Утрирование анатомической структуры фигур - черта антиклассическая; используя элементы гротеска, мастер наделяет образы мощной экспрессией. Несмотря на реалистическую трактовку отдельных деталей и пространственное построение композиции, произведения Бальдунга кажутся принадлежащими миру позднего Средневековья, миру легенд и аллегорий.

ЛИТЕРАТУРА

Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972

БАЛЬДУНГ ХАНС

Морсперга. 1525.

Государственные собрния. Штутгарт.

1523. Институт искусства. Франкфурт.

Художественный музей. Базель.

1517. Художественный музей. Базель.

Предыдущая страница Следующая страница