Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАЛ"-"БАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАЛ"-"БАР")

БАЛЬЗАК ОНОРЕ ДЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЛЬМАСЕДА ХОСЕ МАНУЭЛЬ

БАЛЬМАСЕДА Хосе Мануэль (Balmaceda, Jose Manuel) (1840-1891), чилийский государственный и политический деятель, президент Чили в 1886-1891. Родился 19 июля 1840 в Сантьяго в аристократической семье, учился в столичной духовной семинарии. Политическую карьеру начал в 1864 в качестве секретаря Мануэля Монта, государственного деятеля, а затем президента Чили в 1851-1861. В 1881-1886 при президенте Доминго Санта Мария Бальмаседа служил министром иностранных дел и министром внутренних дел и способствовал принятию ряда либеральных законов, например закона, разрешавшего гражданский брак. В 1886 он победил на президентских выборах кандидатом от блока Радикальной, Либеральной и Национальной партий. После победы Чили над Перу и Боливией в Тихоокеанской войне 1879-1884 стране отошли обширные территории с богатейшими месторождениями селитры. Доходы от них Бальмаседа вкладывал в образовательную, финансовую, трудовую реформы, а также в строительство новых школ и больниц. Он проповедовал новые идеалы в политике и стремился объединить все либеральные силы в рамках единой партии. Прилагал усилия по обеспечению независимости судебной власти и демократизации армии. Когда парламент начал оказывать давление на президента, Бальмаседа отказался ему подчиняться и взял бразды правления в свои руки. Разногласия между законодательной и исполнительной властями в 1891 вылились в 8-месячную гражданскую войну. Когда чилийский военно-морской флот выступил на стороне парламента и была создана хунта, Бальмаседа понял, что потерпел поражение, и скрылся на территории аргентинского посольства. Умер Бальмаседа 18 сентября 1891.

ЛИТЕРАТУРА

Некочеа Рамирес Э. История империализма в Чили. М., 1964 Очерки истории Чили. М., 1967

БАЛЬМОНТ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1943), русский поэт, переводчик и критик. Родился 15 июня 1867 в родовом поместье близ Владимира. Был исключен из гимназии за революционную деятельность; впоследствии, по той же причине, - с юридического факультета Московского университета. Открывшее его литературную карьеру Собрание стихотворений (1890), в котором отразились его политические устремления, читательского успеха не имело. Тем не менее Бальмонт стал вскоре одним из лидеров символистского движения, приобрел огромную популярность и ныне памятен как символист. Сборники Под северным небом, В безбрежности, Тишина, Горящие здания, Будем как солнце и Только любовь (все опубл. между 1894 и 1903) принято считать лучшими его произведениями. С 1904 Бальмонт много путешествовал, побывал в Мексике, Западной Европе, в странах Востока, Африке и в южных морях. Русскую революцию приветствовал с энтузиазмом, но вскоре разочаровался в ней. Лирика Бальмонта наделена волнующим, хаотическим очарованием, которое достигается словно без всякого усилия; стихи его отличаются полнозвучием и богатством ритмики. Многочисленные свободные стихотворные переложения с английского, немецкого и других языков замечательны если не сами по себе, то как свидетельства поэтических влияний. Литературно-критическое наследие Бальмонта, проникнутое символистскими взглядами, особого интереса не представляет. Умер Бальмонт в Нуази-ле-Гран близ Парижа 23 декабря 1942.

ЛИТЕРАТУРА

Бальмонт К. Стихотворения. Л., 1969 Анненский И.Ф. Бальмонт-лирик. - В кн.: Анненский И. Книги отражений. М., 1979 Бальмонт К. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи. М., 1980 Цветаева М. Слово о Бальмонте. - В кн.: Цветаева М. Сочинения, тт. 1-2. М., 1984 Эйхенбаум Б.М. К.Бальмонт: Поэзия как волшебство. - В кн.: Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987

БАЛЬТЮС

БАЛЬТЮС (Baltus)

(р. 1908), псевдоним французского художника Бальтасара Клосовского (Balthasar Klossowski). В своих произведениях Бальтюс создал своеобразный мир, существующий на границе сна и реальности, где в строгих и тихих интерьерах, насыщенных ощущением болезненности и смутных предчувствий, изображены спящие или мечтающие молодые девушки в соблазнительных позах. Бальтюс родился 29 февраля 1908 в Париже. Его отец - Эрих Клосовский, историк искусства и художник немецко-польского происхождения; мать - Элизабет Доротея (урожденная Спиро) - известная художница, работавшая под псевдонимом Баладина. Юность Бальтюс провел в Париже, Женеве и Берлине. Будучи самоучкой, он изучал и копировал картины старых мастеров в Лувре, а затем продолжил образование в Италии, копируя фрески Пьеро делла Франческа в Ареццо. В ранних работах художника чувствуется его увлечение живописью Курбе, швейцарского художника 18 в. Райнхардта и мастеров итальянского Ренессанса с одной стороны, а с другой - сюрреалистическими эффектами, от которых он, впрочем, вскоре отказался. Первая значительная выставка работ Бальтюса состоялась в 1934 в Париже, в галерее Пьер. Он много работал для театра, оказавшего, в свою очередь, сильное влияние на его живопись. С 1961 по 1977 Бальтюс занимал пост директора Французской академии на вилле Медичи в Риме. Его первая музейная выставка состоялась в 1956 в Нью-Йорке, в Музее современного искусства, которому принадлежит несколько самых значительных работ художника. В 1983-1984 центр им. Жоржа Помпиду совместно с музеем Метрополитен организовал большую ретроспективную выставку его работ в Париже и Нью-Йорке.

БАЛЬФУР АРТУР ДЖЕЙМС

БАЛЬФУР Артур Джеймс (Balfour, Arthur James) (1848-1930), английский государственный деятель. Родился 25 июля 1848 в Уиттинджеме (Шотландия). Учился в Тринити-колледже Кембриджского университета. В 1874 Бальфур стал членом палаты общин от Консервативной партии. На Берлинском конгрессе 1878 был секретарем своего дяди, министра иностранных дел лорда Солсбери. В 1886 вошел в состав правительства в качестве министра по делам Шотландии, в 1887-1891 стал министром по делам Ирландии. В 1891 - первый лорд казначейства и лидер палаты общин. В 1902 сменил лорда Солсбери на постах премьер-министра и руководителя Консервативной партии. Бальфур проводил реформы в области образования и обороны, был одним из инициаторов англо-японского союза (1902), означавшего конец политики "блестящей изоляции"; добился заключения союза Англии с Францией, заложившего основы антигерманской коалиции. Раскол партии в 1903 по вопросу о тарифах и реформе таможенной системы в духе протекционизма подорвал позиции правительства. В конце 1905 Бальфур вышел в отставку; на парламентских выборах в декабре 1905 его партия потерпела поражение. В 1910-1911 Бальфур выступал против гомруля для Ирландии и ограничения полномочий палаты лордов, но не добился успеха. В ноябре 1911 он был вынужден оставить пост лидера Консервативной партии. В 1915, во время Первой мировой войны, вошел в коалиционное правительство, заняв пост морского министра; в 1916-1919 был министром иностранных дел, активно выступал против сторонников мира с Германией, поддерживая сформулированную Ллойд Джорджем политику "сокрушительного удара". В апреле 1917 возглавлял миссию в США, целью которой была координация военных действий и ускорение американской помощи союзникам в Европе. В ноябре того же года была опубликована декларация Бальфура о политике Англии в Палестине, в которой говорилось, что британское правительство "относится благосклонно к установлению в Палестине национального очага (national home) для еврейского народа и приложит все силы, чтобы облегчить достижение этой цели". В 1920 Бальфур - главный представитель Великобритании на ассамблее Лиги наций, в 1921-1922 - на Вашингтонской конференции по ограничению морских вооружений и тихоокеанским и дальневосточным вопросам. В 1922 стал рыцарем ордена Подвязки и получил титул графа Бальфурского. Бальфур испытывал глубокий интерес к философии, написал ряд примечательных трудов в этой области. В 1921-1928 он был президентом Британской академии. В числе его работ: Защита философского сомнения (Defence of Philosophic Doubt, 1879), Основания веры (The Foundations of Belief, 1895), Теизм и гуманизм (Theism and Humanism, 1915). Умер Бальфур в Уокинге (Англия) 19 марта 1930.

ЛИТЕРАТУРА

Колобов А.О. США и декларация Бальфура. - В кн.: Международные отношения на первом этапе общего кризиса капитализма. Горький, 1981

БАЛЬЦО АНДРАШ

А. Бальцо. 1969 г.

БАМБУКОВЫЕ

БАМБУКОВЫЕ (Bambosoideae), подсемейство гигантских быстрорастущих злаков (семейство Gramineae) с обычно одревесневающими стеблями. Известно более 700 видов, главным образом в тропиках и субтропиках Азии, Африки и Америки, где они произрастают в интервале высот от 0 до примерно 4500 м над у.м. Важнейшие представители относятся к родам Dendrocalamus, Phyllostachys (листоколосник), Shibataea, Pseudosasa, Sinarundinaria, Pleioblastus (многоветочник), Bambusa (бамбук), Arundinaria. Некоторые бамбуковые достигают в высоту 36 м, но есть виды высотой всего 1-2 м. Членистые подземные стебли (корневища) образуют множество надземных соломин, растущих иногда со скоростью более 30 см в сутки. У большинства зрелых растений их междоузлия полые, а твердый наружный слой стебля пропитан кремнеземом. Достигнув значительной высоты, соломина образует густую крону из боковых ветвей с узколанцетными листьями. С возрастом стебли одних бамбуковых желтеют, а у других становятся черными или покрываются темно-зелеными или пурпурными штрихами. Большинство видов размножается в основном побегами от корневищ, но некоторые регулярно (ежегодно или реже) цветут и плодоносят. Бамбуковые широко используются во всем мире, но более всего в Южной Азии и Индонезии. Семена и молодые побеги едят, листья скармливают скоту, из соломин делают трубы, мебель, бумагу и домашнюю утварь. Бамбук сверхизменчивый (Bambusa pervariabilis) и другие крупные виды идут на постройку плотов, мостов и домов. Стебли арундинарии гигантской (Arundinaria gigantea) используют для изготовления различных полезных в быту и чисто декоративных изделий, а из ее молодых побегов делают овощные консервы. Ряд других бамбуковых разводят в качестве декоративных растений и для озеленения.

БАНАН

БАНАН (Musa), род крупных тропических многолетних трав семейства банановых (Musaceae), насчитывающий ок. 300 видов и таксонов более низкого ранга, ряд которых широко разводится ради съедобных ягодовидных плодов, достигающих в длину 20 см. В зрелом виде плоды покрыты толстой желтой кожурой с бурыми пятнами. Мякоть их кремовая, легко переваривается, богата углеводами и содержит относительно много витаминов А, В и С. Родина банана, вероятно, тропики Восточного полушария, где их выращивают уже более 4000 лет. Не позднее середины 10 в. банан был интродуцирован в Средиземноморье, а позднее и в большинство тропических стран, где он не встречается в диком виде. В тропических странах широко используется в пищу банан райский, или пизанг (M. paradisiaca), с крупными серповидными плодами. В отличие от других бананов их обычно едят после термообработки. Обычный в продаже банан десертный (M. paradisiaca sapientum) - подвид банана райского. Выведено несколько его сортов. Некоторые виды бананов служат источником технического волокна, например, банан текстильный, или абака (M. textilis), дает т.н. манильскую пеньку. Банан карликовый (M. nana) разводится на юге США как декоративное растение. Размножают бананы фрагментами корневища - толстого подземного стебля зрелых экземпляров. Из них быстро развиваются надземные части, достигающие в высоту 9 м. Несмотря на внешнее сходство с деревьями, древесины стебли банана не содержат. "Ствол" диаметром до 37 см, вырастающий из корневища, состоит из многих слоев налегающих друг на друга листовых влагалищ, образующих полую трубку. Темно-зеленые продолговатые листовые пластинки достигают в длину 3,6 м при ширине 0,6 м. Одиночный цветоносный стебель растет внутри полого "ствола" и, выйдя из него, часто загибается под собственной тяжестью. На его конце находится структура, напоминающая крупную почку, окруженную пурпурными кроющими листьями. Постепенно они опадают, открывая плотные группы желтоватых цветков, из которых у растений возрастом 8-15 мес образуются плоды, также собранные гроздьями. Они развиваются по спирали от основания к вершине соцветия: всего образуется от 6 до 15 гроздьев, по 12-20 плодов в каждой. С интервалом в полгода корневище в течение нескольких лет дает новые надземные побеги, из которых на плантациях оставляют только наиболее сильные. Плоды банана следует собирать еще зелеными, чтобы, дозревая, они не утратили своего аромата. Их срезают гроздьями, обычно продают свежими, реже - чистят и сушат. После снятия урожая растение срезают на уровне почвы и оставляют на ней побеги в качестве органического удобрения.

БАНАН

РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ СОЦВЕТИЕ БАНАНА. Пурпурные кроющие листья, начиная от основания, поочередно опадают, открывая плотные пучки желтоватых цветков.

БАНВИЛЬ ТЕОДОР ДЕ

БАНВИЛЬ Теодор де (Banville, Theodore de) (1823-1891), французский поэт и писатель. Родился 14 марта 1823 в Мулене. В 1842 опубликовал свой первый стихотворный сборник Кариатиды (Les Cariatides). Забота о техническом совершенстве стиха сближает его с "парнасцами"; он выделяется стремлением избегать громких тем и морализаторства. Среди его поэтических книг - Сталактиты (Les Stalactites, 1846), Акробатические оды (Odes funambulesques, 1857), Изгнанники (Les Exils, 1867), Новые акробатические оды (Nouvelles odes funambulesques, 1869), Рондели (Rondels, 1875). Пессимизм, роднивший Банвиля с В.Гюго и А.Мюссе, исчезает в его зрелых вещах, привлекающих шутовским весельем и остроумием. Смесь чувствительности и иронии, присущая наиболее удачным стихотворениям Банвиля, проявляется и в его театральных пьесах. Он опубликовал также рассказы, роман, книгу воспоминаний, работал в журналистике. В 1872 появился его Маленький трактат о французской поэзии (Petit trait de posie franaise), где подчеркивается значение рифмы и строгих форм. Умер Банвиль в Париже 15 марта 1891. Ему многим обязаны П.Верлен и другие символисты.

См. также ПАРНАС 2.

ЛИТЕРАТУРА

Банвиль Т. Стихи. - В кн.: Поэзия Франции. Век XIX. М., 1985

БАНГЛАДЕШ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАНДА ХЕЙСТИНГС КАМУЗУ

БАНДА Хейстингс Камузу (Banda, Hastings Kamuzu) (1898-1997), лидер борьбы за независимости Малави, первый премьер-министр и первый президент страны. Родился в феврале 1898 в районе Касунгу в центральной части Малави (Ньясаленде). После учебы в пресвитерианской миссионерской школе в городе Касунгу в 1915 или 1916 Банда отправился к своему дяде, который работал на шахте в Родезии. В 1917 эмигрировал в Южную Африку, где работал на угольных шахтах в Данди, а затем близ Боксбурга. В 1922 Банда стал прихожанином Африканской методистской епископальной церкви и при содействии епископа Вернона был направлен на учебу в США. После окончания средней школы в Огайо учился в университете Индианы в Блумингтоне и в Чикагском университете. В 1937 окончил медицинский колледж Мехарри в Нэшвилле (шт. Теннесси). В 1941 получил право на занятие врачебной практикой в Медицинской школе при Эдинбургском королевском колледже. До 1953 практиковал в Норт-Шилдсе (северная Англия) и Лондоне. Был связан с движениями за национальное освобождение в Малави и соседних странах. В 1944 способствовал созданию Африканского конгресса Ньясаленда, в 1945 участвовал в работе V Панафриканского конгресса в Манчестере, а с 1948 по 1953 активно выступал против планов создания Федерации Родезии и Ньясаленда при доминирующей роли в союзе Южной Родезии. Когда Британия все же учредила Федерацию, Банда демонстративно уехал из Англии в Кумаси (совр. Гана), где занялся врачебной практикой. В самом Ньясаленде радикальные националисты, прежде всего Генри Масоко Чипембере и Уильям Каньяма Чиуме, реорганизовали Конгресс и в 1958 убедили Банду вернуться на родину. В марте 1959, после беспорядков в Ньясаленде, Банда и другие лидеры Конгресса были арестованы, и большинство из них отбыли заключение в тюрьмах Южной Родезии. Деятельность Конгресса была запрещена, но в 1960, после освобождения Банды из заключения, эта организация была воссоздана под названием Партия "Конгресс Малави". Банда много сделал для того, чтобы на переговорах с правительством Великобритании добиться выгодной Ньясаленду конституции. На выборах 1961 его партия одержала победу. В 1964 Малави добилась независимости. Банда управлял Малави твердой рукой, запретив деятельность всех оппозиционных партий и установив контроль над прессой и радио. В 1966 он стал президентом, в 1971 - пожизненным президентом страны. Правление Банды закончилось в 1994 в результате первых свободных многопартийных выборов в Малави.

Умер Банда в Йоханнесбурге (Южная Африка) в 1997.

БАНДАРАНАИКЕ СИРИМАВО

БАНДАРАНАИКЕ Сиримаво (Bandaranaike, Sirimavo) (р. 1916), государственный и политический деятель Шри-Ланки (Цейлона). Происходившая из старинной и богатой помещичьей семьи, Сиримаво Ратватте получила образование в католическом монастыре св. Бригитты в Коломбо. В 1940 вышла замуж за Соломона Бандаранаике, у них родились две дочери и сын. До 1959 активной политической деятельностью Бандаранаике не занималась, но после гибели мужа согласилась выставить свою кандидатуру на дополнительных выборах. Эти выборы не состоялись, поскольку парламент был распущен. На следующих выборах в марте 1960 Партия свободы Шри-Ланки, председателем которой стала Бандаранаике, одержала победу. На посту премьер-министра Бандаранаике занялась национализацией иностранных нефтяных компаний, а также системы религиозных школ. Когда ее партия утратила контроль над парламентом в 1965, Бандаранаике стала лидером оппозиции. На выборах 1970 возглавлявшаяся ею коалиция одержала победу, и она вновь заняла пост премьер-министра. Новое правительство заставило покинуть страну американский Корпус мира, заявило о признании Северного Вьетнама и Северной Кореи, национализировало все иностранные банки, а также установило государственную монополию внешнюю торговлю. Медленные темпы национализации и рост безработицы привели, однако, к попытке переворота со стороны левых экстремистов (1971), который был подавлен. 22 мая 1972 была принята новая конституция, по которой Цейлон становился независимым государством в составе Содружества - Социалистической Республикой Шри-Ланка. Сиримаве Бандаранаике приняла присягу в качестве первого премьер-министра нового государства. На выборах 1977 возглавляемая Бандаранаике партийная коалиция потерпела поражение, и к власти пришли консерваторы. Бандаранаике ушла с поста премьер-министра, но сохранила за собой место в парламенте. В 1980, после того как верхновный суд страны признал Бандаранаике виновной в злоупотреблениях, она была лишена депутатского мандата и права заниматься политической деятельностью. В августе 1994 дочь Бандаранаике - Чандрика Кумаратунге Бандаранаике стала премьер-министром после того, как Народный альянс - левая опппозиционная коалиция, которую она возглавляла, победила на выборах в парламент. В ноябре того же года Чандрика была избрана президентом и назвала своим преемником на посту премьер-министра собственную мать, которая будет оставаться на этом посту до следующих выборов в 2002.

БАНДЕРАС АНТОНИО

1995 год. Архив редакции "Видео-Асс".

БАНДЖО

БАНДЖО

БАНДЖО

струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинной деревянной шейкой с грифом, на котором натянуто от 4 до 9 жильных струн. Т. Джефферсон упоминает о банджо в 1784; по-видимому, инструмент был завезен в Америку черными невольниками из Западной Африки, где его предшественниками были какие-то арабские инструменты. В 19 в. банджо стал использоваться менестрелями и таким образом проник в ранние джаз-банды в качестве ритмического инструмента. В современной Америке словом "банджо" обозначается либо его теноровая разновидность с настроенными по квинтам четырьмя струнами, нижняя из которых - до малой октавы, либо пятиструнный инструмент с иной настройкой.

БАНДРОВСКА-ТУРСКА ЭВА

Э. Бандровска-Турска.

БАНИОНИС ДОНАТАС

Д. Банионис.

БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАНКОВСКОГО ДЕЛА ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАНКРОФТ ЭНН

БАНКРОФТ Энн (Bancroft, Аnnе) (р. 1931) (наст. фам. Итальяно, Italiano), США; сыграла в спектакле и фильме Сотворившая чудо (The Miracle Worker, 1959, премия "Тони"; экранизация, 1962, премия "Оскар") У.Гибсона; пьесы: Двое на качелях (Two For The Seesaw, 1958, премия "Тони") У.Гибсона, Голда (Goldа, 1977); фильмы: Пожиратель тыкв (The Pumpkin Eater, 1964), Выпускник (The Graduate, 1967), Поворотный пункт (The Turning Point, 1977), Быть иль не быть (1983), Божественная Агнесс (Agnes of God, 1985), Чаринг-Кросс-Роуд, 84 (Сharing Cross Road, 1987), Стеганое одеяло по-американски (How to Make an American Quilt, 1995); телевидение: Старейшая из вдов конфедератов рассказывает все (The Oldest Living Confederate Widow Tells All, 1994).

БАНКХЕД ТАЛЛУЛА

БАНКХЕД Таллула (Bankhead, Tallulah) (1903-1968), США, Англия; пьесы: Падшие ангелы (Fallen Angels, 1925) Н.Коуарда, Дождь (Rain, 1935, по одноименной новелле У.С.Моэма) Д.Колтона и К.Рэндолфа, Антоний и Клеопатра (1937) Шекспира, Лисички (The Little Foxes, 1939) Л.Хелман, Частные жизни (Private Lives, 1946) Н.Коуарда, Дорогой Чарлз (Dear Charles, 1955), Молочный состав здесь больше не останавливается (The Milk Train Doesn't Stop Here Anymore, 1964); снималась также в фильмах.

БАННЕРСТОУН

БАННЕРСТОУН (камень-штандарт), плоский камень, обычно имеющий утолщение посредине, два крылоподобных выступа и просверленный вдоль утолщения для насаживания на рукоятку. Такие камни найдены в древних поселениях индейцев на востоке США. Известны прямоугольные, овальные, подтреугольные или бабочковидные формы. Обычно тщательно изготовленные и отшлифованные, они имеют в поперечнике 5-15 см. Предположительно название происходит от некогда существовавшего поверья, что их носили на палках как племенные символы. Однако скорее всего они служили грузилами для копьеметалок (атлатлей). Характерны для архаической эпохи и культуры погребальных насыпей, датируемых ранее 1200 н.э.

БАНТИНГ ФРЕДЕРИК ГРАНТ

БАНТИНГ Фредерик Грант (Banting, Frederick Grant)

ФРЕДЕРИК БАНТИНГ

ФРЕДЕРИК БАНТИНГ

(1891-1941), канадский врач и физиолог, в 1923 удостоенный Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с Дж.Маклеодом) за открытие и получение инсулина. Родился 14 ноября 1891 в Аллистоне (провинция Онтарио, Канада). В 1916 получил степень бакалавра медицины в Торонтском университете. В 1916-1919 служил в канадской армии в составе медицинского корпуса, посланного в Европу. За мужество, проявленное при оказании помощи раненым, был награжден "Военным крестом". По окончании войны продолжил учебу, и в 1922 получил степень доктора медицины. С 1921 работал в Торонтском университете на кафедре физиологии (с 1923 - профессор этого университета). Основные работы Бантинга посвящены исследованию внутренней секреции поджелудочной железы. Эти исследования он проводил в лаборатории Дж.Маклеода на кафедре физиологии Торонтского университета совместно с Ч.Бестом, Дж.Коллипом и др. В 1921 сообщил о получении в чистом виде гормона инсулина, секретируемого островками Лангерганса поджелудочной железы. Первые же опыты по введению полученного препарата собакам с экспериментальным диабетом продемонстрировали резкое снижение уровня сахара в крови животных и улучшение клинической картины. 11 января 1922 более чистый и активный экстракт инсулина был введен первому пациенту - подростку, страдавшему тяжелой формой диабета. Получив четкий положительный эффект, Бантинг и Бест провели аналогичные испытания еще на нескольких пациентах. После опубликования открытия Бантинга инсулин стал широко применяться для лечения диабета и некоторых других заболеваний, в частности шизофрении (инсулинокоматозная терапия). В 1923 по решению администрации Торонтского университета была создана кафедра медицинских исследований им. Бантинга и Беста, а в сентябре 1930 в Торонто был открыт Институт, которому присвоили имя Бантинга. Здесь он и его коллеги занимались исследованиями рака, силикоза, коронарного тромбоза, а позднее проблемами авиационной медицины. В 1934 Бантинг стал кавалером ордена Британской империи II степени, присуждаемого гражданским лицам. Во время Второй мировой войны он занимался вопросами военного значения и регулярно летал в Великобританию с докладами.

Бантинг погиб в авиакатастрофе в районе Ньюфаундленда 21 февраля 1941.

ЛИТЕРАТУРА

Лейбсон Л.Г. Фредерик Бантинг и открытие инсулина. - Природа, 1946, № 11

БАНЬ ГУ

БАНЬ ГУ (32-92), китайский историк, ученый-конфуцианец, создатель двух энциклопедических сочинений по истории и идеологии Китая 3 в. до н.э. - 1 в. н.э.: Хань шу и Бо ху тун. Родился в 32 в Фуфэне (совр. Сяньян провинции Шэньси) в семье знатного ученого Бань Бяо (3-34). В 62 стал придворным ученым-историком, в 88 ушел в отставку, в 92, потеряв благосклонность императора, был заключен в тюрьму. Умер в 92 в Лояне провинции Хэнань. По философским взглядам Бань Гу наиболее близок к Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4-3 вв. до н.э.). В споре между конфуцианцами и легистами о том, как управлять государством: посредством этико-ритуальных норм (ли2) или юридических законов (фа1), - Бань Гу занял компромиссную позицию. Подобно легистам, он признавал возможность исторического прогресса (свидетельство которого, по его мнению - создание централизованной империи Хань) и необходимость широкого контроля государства над экономикой. Вместе с тем вслед за конфуцианцем Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4-3 вв. до н.э.) Бань Гу отстаивал естественную ("небесную" - тянь) правомерность устранения порочного государя

(см. МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ)

и целесообразность организации сельского хозяйства по утопической системе "колодезных полей" (цзин тянь). Как прославленному ученому, основоположнику жанра династийной истории, восторжествовавшему в официальной китайской историографии, Бань Гу приписывается авторство ряда историко-беллитристических произведений, в основном связанных с царствованием знаменитого императора династии Хань - У-ди (141-87 до н.э.).

ЛИТЕРАТУРА

Синицын Е.П. Бань Гу - историк древнего Китая. М., 1975 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы. М., 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Восточная поэтика. Тексты. Исследования. Комментарии. М., 1996

БАО-ДАЙ

БАО-ДАЙ (1913-1997), последний император Вьетнама (правил в 1926-1945; 1949-1955). Сын императора Кхай Диня, родился 22 октября 1913 в области Аннам (Французский Индокитай) и был наречен принцем Нгуеном Винь Туи. Образование получил во Франции. Преемником отца стал в 1926, но вернулся из метрополии только в 1932, когда и был коронован. Тогда же принял имя Бао-Дай ("Хранитель величия"). Бао-Дай был твердым сторонником модернизации вьетнамского общества и государства. Его отступления от традиций - он носил европейскую одежду, женился на христианке из богатой, но незнатной семьи из Кохинхины (Южный Вьетнам) и часто появлялся перед подданными - нравились всем, кроме консерваторов. В 1933 Бао-Дай заменил большинство престарелых министров на сравнительно молодых, однако радикальные реформы так и не были проведены - каждый шаг нового императора контролировался французами. Бессильный что-либо сделать, Бао-Дай замкнулся в себе. В период японской оккупации оставался на троне. Когда японцы даровали Вьетнаму "независимость", император тоже провозгласил Вьетнам суверенным государством и сформировал правительство (1945). Вскоре власть перешла в руки прокоммунистической организации, известной под названием Вьетминь. Бао-Дай вынужден был отречься от престола по требованию ее лидера Хо Ши Мина и был назначен политическим советником при Вьетмине, но вскоре эмигрировал в Гонконг (Сянган). В 1949 Бао-Дай вернулся во Вьетнам в качестве главы государства и образовал параллельное правительство. После того как Нго Динь Дьем провозгласил Вьетнам республикой (по результатам референдума 1955), Бао-Дай уехал во Францию.

Умер Бао-Дай в Париже 31 июля 1997.

БАПТИСТЕРИЙ

БАПТИСТЕРИЙ - отдельное строение или часть церкви, где совершается таинство крещения. В тех церквах или сектах, где практикуется крещение через погружение, баптистерием называют бассейн для такого погружения. Считается, что крещальная купель (или бассейн) позаимствовала свою первоначальную форму от бассейна (имплювия) во внутреннем дворике (атрии) римского дома. Однако прямоугольную форму она сохраняла недолго. Один из древнейших баптистериев, построенный императором Константином в начале 4 в. близ Латеранской церкви и дворца в Риме, представлял собой восьмиугольную купель из порфира (диаметр ок. 9 м) и был окружен восьмиугольной обходной галереей (диаметр ок. 18 м). Восемь порфировых колонн поддерживали позолоченный купол, построенный не ранее рубежа 8 и 9 вв. Первоначально галерея имела деревянный навес, позднее появилась сводчатая кровля. В настоящее время эта постройка в значительной степени утратила первоначальный облик, однако ее план и интерьер свидетельствуют о том, что именно она послужила прототипом тех баптистериев, которые возводились на протяжении последующих 8 вв. Впоследствии, невзирая на все изменения архитектурных стилей, баптистерии сохраняли восьмиугольную или круглую формы, как, например, баптистерий в Ночера (в настоящее время - церковь Санта Мария Маджоре), построенный между 4 и 6 вв. Здесь купель окружена колоннами, поддерживающими купол, и обходной галереей со сводчатой кровлей. Интересен баптистерий при кафедральном соборе Равенны (Италия), датируемый первой половиной 5 в. или даже более ранней эпохой. Известный как "Баптистерий православных", он представляет собой кирпичный восьмигранник (диаметр ок. 11 м), перекрытый низким куполом, снаружи защищенным черепичной крышей. Один из величайших баптистериев в мире - белое мраморное здание в Пизе, где кафедральный собор, звонница (кампанила), крытое кладбище Кампосанто и баптистерий образуют удивительный по красоте архитектурный ансамбль. Строительство баптистерия было начато Диотисальви в 1153, завершилось ок. 1278, а в 14 в. приобрело некоторые готические детали, что изменило его первоначальный облик. В плане баптистерий представляет собой окружность (диаметр 39 м), его венчает полусферический купол, который пронизывается коническим куполом, покоящимся на колоннах внутреннего круга (диаметр ок. 18 м). Стены баптистерия, украшенные аркатурами из белого мрамора, превосходно гармонируют с нарядным обликом соборного ансамбля. Купель имеет восьмиугольную форму, а расположенная возле нее мраморная кафедра (шедевр Николо Пизано, датируемый 1260) - шестиугольную.

БАПТИСТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАР

БАР - подводная аккумулятивная форма рельефа, сложенная рыхлыми осадками. Бары почти всегда образуются на мелководье, часто в виде длинных узких гряд. Течения переносят взвесь тонкого алеврита и песка, но с уменьшением скорости поток утрачивает возможность транспортировать наносы, которые осаждаются на дне в форме гряды. Бары возникают также под влиянием волновых процессов. Донное противотечение выносит тонкий песок и алеврит с пляжа в сторону моря, где на большей глубине и в более спокойной воде осадки откладываются в виде подводной гряды. Некоторые бары формируются близ устьев рек. Тонкий песок и алеврит выносятся рекой в море, но с глубиной скорость течения уменьшается и взвешенный материал выпадает в осадок. Под воздействием штормов, ветра и течений бары могут перемещаться. Иногда сильное штормовое волнение выносит песчаный материал выше обычного уровня моря, и тогда подводный бар становится береговым. Бары формируются также в реках в результате изменения скорости и несущей способности потока (в российской научной литературе бар считается морской формой, а в реках аналогичные формы именуются косами). Иногда реки намывают песок и гравий у подводных препятствий - валунов, затопленных стволов и корней деревьев и пр. Бары представляют собой угрозу для судоходства. Чтобы сохранить открытый фарватер, некоторые гавани необходимо регулярно расчищать. В районах распространения баров с их быстро меняющимся рельефом дна часто происходили кораблекрушения.

ЛИТЕРАТУРА

Леонтьев О. К., Никифоров Л. Г., Сафьянов Г. А. Геоморфология морских берегов. М., 1975 Каплин П. А., Леонтьев О. К., Лукьянова С., Никифоров Л. Г. Берега. М., 1991

БАР ГЕРМАН

БАР Герман (Bahr, Hermann)

(1863-1934), австрийский драматург, критик, эссеист. Родился 19 июля 1863 в Линце. Изучал античность и право в университетах Вены и Берлина. В 1888-1889 жил в Париже, где написал свое первое крупное произведение - трагедию Великий грех (Die Grosse Snde). С 1890 - соиздатель берлинского журнала "Ди фрайе бюне". Начиная с 1892 в течение почти 20 лет Бар активно участвовал в многообразной артистической жизни Вены - издавал журнал "Ди цайт", сотрудничал в отделе театральной критики газеты "Дойче цайтунг". Статьи Бара 1892-1906 изданы отдельным четырехтомником. Наибольшей известностью пользуется его Концерт (Das Konzert, 1909) - легкая комедия из венской жизни. Среди лучших пьес Бара - Францль (Der Franzl), трагедия Санна (Sanna), Голос (Die Stimme, 1916); лучшие романы - Вознесение (Himmelfahrt) и Злое племя (Die Rotte Korahs). В 1923 был опубликован его Автопортрет (Selbstbildnis). Наделенный блестящим и многосторонним дарованием, Бар в течение трех десятилетий стоял у истоков всех важнейших литературных течений в центральной Европе.

Умер Бар в Мюнхене 15 января 1934.

БАРАБАН

БОЛЬШОЙ БАРАБАН

БОЛЬШОЙ БАРАБАН

общее название многочисленных ударных музыкальных инструментов, состоящих из полого цилиндрического корпуса с натянутой на него кожей (мембраной). По барабанам бьют руками, палками или специальными колотушками. Известно о существовании барабанов в древнем Шумере ок. 3000 лет до н.э.; о длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни. В Азии распространены барабаны самых разных размеров и видов: от наполненных зернами барабанов-погремушек древнего Китая до современного японского барабана цудзуми в форме песочных часов. В Индии игра на барабане - особое искусство, базирующееся на комплексе очень сложных ритмических фигур; здесь применяются барабаны бочкообразной формы. В Бирме набор из нескольких барабанов (более двух десятков), подобранных по высоте звучания, иногда подвешивается на специальной кольцевой установке. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине; поначалу народный инструмент, в 14 в. он стал музыкальным символом пехотных частей. Большой барабан, получивший название "турецкого", а также медные тарелки и некоторые другие инструменты, входящие в состав духового оркестра, принесены в Европу Османской армией в 18 в. Более двух столетий малый барабан и литавры используются в оркестрах всех типов, обеспечивая соответствующий инструментальный колорит и динамическую силу, а также расширяя круг ритмических и ударных эффектов. Малый барабан, с двумя кожаными мембранами, натянутыми на низкий цилиндр, имеет жильные струны, протянутые под нижней стороной, которые придают звучанию блеск и облегчают исполнение дроби двумя тонкими деревянными палочками. Большой барабан (диаметром 1-2 м) также состоит из цилиндрического корпуса и двух мембран, но без струн; обычно по нему ударяют только одной колотушкой, хотя возможно исполнение дроби и другие специальные приемы.

БАРАТЫНСКИЙ ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ

Е. А. Баратынский.

БАРБАДОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАРБЕ Д'ОРЕВИЛЬИ ЖЮЛЬ АМЕДЕ

БАРБЕ Д'ОРЕВИЛЬИ Жюль Амеде (Barbey d'Aurevilly, Jules Amede) (1808-1889), французский писатель. Родился 2 ноября 1808 в Сен-Совер-ле-Виконте (Нормандия). Работать в столичной прессе как литературный критик начал в 1851; всю оставшуюся жизнь провел в нищите и умер в Париже 23 апреля 1889. Последний обломок эпохи романтизма, он писал стихи, жизнеописания, романы и критические статьи и получил прозвища "Вальтер Скотт из Нормандии" и "коннетабль словесности". Поэзия его ничем не примечательна, как критик он слишком догматичен, но его беллетристика заслуживает внимания. Стиль Барбе д'Оревильи называли "смесью тигриной крови с медом", а его фантазию влекло ко всему мрачному, кощунственному и дьявольскому. Садистские причуды воображения, обилие изнасилований и инцестов, сатанинский мистицизм его романов навлекли на него неудовольствие церкви, как он ни клялся в своей набожности. В последние годы он стал отъявленным реакционером и боролся с крепнувшим реализмом в литературе, с "искусством для искусства" и с "синими чулками". Среди его многочисленных сочинений - То, что не умирает (Ce qui ne meurt pas, 1884), О дендизме и Бруммеле (Du dandysme et de G. Brummell, 1842-1851), Заколдованная (L'Ensorcele, 1854), Женатый священник (Un prtre mari, 1865) и Дьявольские истории (Les Diaboliques, 1874).

ЛИТЕРАТУРА

Барбэ д'Оревильи. Дэндизм и Джордж Бруммель. М., 1912

БАРБЕР СЭМЮЭЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАРБЮС АНРИ

БАРБЮС Анри (Barbusse, Henri) (1874-1935), французский писатель. Родился 27 мая 1874 в Аньере под Парижем, отец француз, мать англичанка. Учился в Сорбонне, зарабатывал на жизнь сотрудничеством в парижских газетах, однако особой известности как журналист не добился. В 1895 напечатал маленькую книгу стихов Плакальщицы (Les Pleureuses), благосклонно встреченную критикой, в 1908 выпустил первый роман Ад (L'Enfer). С началом Первой мировой войны ушел на фронт рядовым-добровольцем, был дважды награжден, написал роман Огонь (Le Feu, 1916), передающий военный опыт (Гонкуровская премия, 1917) и признанный одним из лучших романов о войне. За ним последовал роман на ту же тему Ясность (Clarte, 1919). Барбюс был среди первых, кто начал описывать войну с беспощадной правдивостью и отвращением, воссоздавая неотступный ужас окопных будней, гибель мужей и сыновей. Он стал лидером международного объединения "Кларте", посвятившего свою деятельность пропаганде пацифизма, социального равенства и интернациональной солидарности интеллектуалов; Барбюс основал также Всемирный комитет против войны и фашизма. Активный антимилитарист и поборник мирового коммунизма, он после поездки в СССР напечатал в 1927 книгу Россия (La Russie), а затем, доказывая близость христианской и коммунистической философских доктрин, - книги Иисус (Jsus) и Иуды Иисуса (Les Judas de Jsus). После публикации книги Сталин (Staline, 1935) Барбюс приехал в Москву, где умер 30 августа 1935.

ЛИТЕРАТУРА

Видаль А. Анри Барбюс: солдат мира. М., 1962 Гуро И., Фоменко Л. Анри Барбюс. М., 1962 Паевская А.В. Анри Барбюс: Биобиблиографический указатель. М., 1964 Барбюс А. Огонь; Ясность; Правдивые повести. М., 1967

БАРДЕМ ХУАН АНТОНИО

Х. А. Бардем.

БАРДИН ДЖОН

БАРДИН Джон (Bardeen, John)

(1908-1991), американский физик, первый ученый, дважды удостоенный Нобелевской премии за достижения в одной и той же области науки: в 1956 совместно с У.Шокли и У.Браттейном за изобретение транзистора и в 1972 совместно с Л.Купером и Дж.Шриффером за создание теории сверхпроводимости. Родился Бардин 23 мая 1908 в Мэдисоне (шт. Висконсин). Окончил Висконсинский университет (1928), получил степень доктора философии в Принстонском университете (1936). Работал в Гарвардском (1935-1938) и Миннесотском (1938-1941) университетах, в лабораториях компании "Белл-телефон" (1945-1951); с 1951 - профессор Иллинойсского университета. Основные работы посвящены физике твердого тела и физике низких температур. В 1948 открыл транзисторный эффект и создал первый полупроводниковый транзистор. В 1950 предсказал притяжение между электронами благодаря обмену виртуальными фононами и в 1952 попытался вычислить его величину. В 1957 создал теорию сверхпроводимости (теория Бардина - Купера - Шриффера) - способности некоторых материалов утрачивать сопротивление при очень низких температурах. Эта теория стимулировала теоретические и экспериментальные исследования в области сверхтекучести, ядерной физики и астрофизики. Бардин был награжден медалью Ф.Лондона (1962), Национальной медалью за научные исследования (1965) и др. Умер Бардин в Бостоне 30 января 1991.

ЛИТЕРАТУРА

Бардин Дж., Шриффер Дж. Новое в изучении сверхпроводимости. М., 1962 Тригг Дж. Физика XX века: ключевые эксперименты. М., 1978

БАРДО БРИЖИТ

БАРДО Брижит - "Презрение" (1963), в котором Брижит Бардо сыграла главную роль.

Архив редакции "Видео-Асс".

Архив редакции "Видео-Асс".

БАРИ АНТУАН ЛУИ

БАРИ Антуан Луи (Barye, Antoine Louis)

(1795-1875), французский скульптор-анималист, живописец и график. Родился в Париже 24 сентября 1795. Занимался гравюрой, ювелирным делом и изготовлением топографических карт. Изучал скульптуру у Франсуа Бозио и живопись у Антуана Гро. Не получив официального признания, Бари в 1823-1832 работал в мастерской ювелира Фоконье. Позднее добился значительных успехов как скульптор. Ему покровительствовали герцог Орлеанский и американский коллекционер Генри Уолтерс.

Произведения Бари, первого мастера анималистического жанра в скульптуре, выполненные в реалистической манере, воспринимались по-разному: иногда критически-враждебно, иногда - восторженно и одобрительно. Опыт работы ювелиром помог ему достичь тонкости и точности в скульптуре, но его особый талант проявился в умении уловить характерные черты животных и передать их средствами пластики. Бари изображал животных и в отдельных этюдах, и в скульптурных группах, иногда с людьми, как в композициях Кентавр и лапиф (1850) или Сценах охоты, выполненных по заказу герцога Орлеанского. Работы Бари находятся во многих музеях Европы и США. Он является также одним из создателей скульптурной декорации Лувра. Умер Бари в Париже 25 июня 1875.

БАРИОНИКС

Baryonyx

Baryonyx walkeri

Барионикс был хищным динозавром, достигал длины около 6 метров. Впервые был обнаружен в 1986 г., в Англии в одном из глиняных карьеров. Питался преимущественно рыбой, которую ловил в Вельдском озере, которое было на месте северной Европы в меловом периоде. У барионикса были голова длиной один метр, крокодилоподобные челюсти с большим количеством зубов, а на морде находился небольшой гребень.

Передние конечности были очень длинными и массивными, что заставляет предполагать, что животное передвигалось на четырех ногах.

Для хищного динозавра такой способ передвижения весьма необычен!

Свое название - барионикс (тяжелый коготь) - животное получило из-за своего большого когтя, длина которого превышает 30 см. Не исключено, что коготь находится на передней конечности.

Чем питался барионикс? Его многочисленные острые зубы и рыбья чешуя, обнаруженная в области желудка, свидетельствуют о том, что он питался рыбой. Где находился барионикс, на берегу или в воде, когда вылавливал своим когтем рыбу? Вполне возможно, что он питался и падалью. Большим когтем он мог разрывать мертвое тело и добираться своей длинной мордой внутрь до мяса.

Факты

БАРИТ

БАРИТ

БАРИТ

или тяжелый шпат, минерал, сульфат бария, BaSO4. Название произошло от греч. "барис" - тяжелый. Бесцветный или снежно-белый, реже желтый минерал. Твердость 3-3,5, плотность 4,3-4,7. Кристаллизуется в ромбической сингонии. Часто образует удлиненные и уплощенные призматические кристаллы и друзы, встречаются также характерные кристаллические сростки, баритовые розы - радиальные агрегаты, состоящие из таблитчатых кристаллов. Характеризуется совершенной базальной и призматической спайностью (диагностический признак). Главный минерал бария, распространен довольно широко. Встречается в виде жил в известняках и сланцах, скапливается в остаточных месторождениях, возникших в результате выщелачивания пластов известняка, рассеченных тонкими баритовыми прожилками, или в зоне окисления колчеданных месторождений. Барит является также жильным минералом в рудных жилах с минералами серебра, свинца, меди и других металлов. Однако основные его запасы сосредоточены в вулканогенно-осадочных месторождениях - в США (штаты Невада, Джорджия и Миссури), Ирландии, Индии, Марокко, Перу, Мексике и Алжире. Тонкоизмельченный барит используется главным образом для утяжеления буровых растворов с целью предотвращения выбросов, обусловленных высокими давлениями в нефтегазоносных пластах. В смеси с синтетическими латексами (6%) и горячим асфальтом (47%) применяется как защитное покрытие в дорожном строительстве, а также при изготовлении красок, твердых пластмасс и стекла. Специально приготовленный белый сульфат бария используется в качестве наполнителя бумаги, резины, текстиля, косметики, а т.н. "баритовая каша" - при медицинской рентгенодиагностике. Кусковой барит служит сырьем для получения соединений бария.

БАРИТОН

БАРИТОН - музыкальный термин, обозначающий: 1) мужской голос, по высоте средний между тенором и басом, обладающий большей гибкостью и разнообразием тембра, чем бас, и более мощный и сочный, чем тенор; 2) разновидность в семействах музыкальных инструментов, по высоте находящаяся между тенором и басом; 3) медный духовой инструмент, выполняющий в военных и духовых оркестрах примерно ту же роль, что виолончель в симфоническом оркестре; 4) струнный смычковый инструмент, похожий на виолончель и принадлежащий к семейству виол, популярный в 18 в. и встречающийся в произведениях Й.Гайдна.

БАРКИН ЭЛЛЕН

Архив редакции "Видео-Асс".

БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ МИХАИЛ БОГДАНОВИЧ

М. Б. Барклай-де-Толли. Портрет работы Дж. Доу. 1820-е гг.

БАРЛАХ ЭРНСТ

БАРЛАХ Эрнст (Barlach, Ernst Heinrich)

(1870-1938), немецкий скульптор, график и писатель; родился 2 января 1870 в Веделе (Хольштайн). Свою художественную деятельность начал как скульптор, и именно эта сторона его творчества получила наибольшую известность. Он написал несколько драматических произведений мистико-философского характера, опубликованных с авторскими иллюстрациями. Одна из иллюстраций - гравюра Потоп (1924) - была отмечена премией Клейста. Барлах создавал свои скульптурные произведения преимущественно из дерева. В 1906 он побывал в России, где на него произвела сильное впечатление крестьянская резьба по дереву. По возвращении он стал делать в основном фигурки крестьян в экспрессивных позах. Скульптор использовал особый прием: он изображал своих персонажей облаченными в длинные одежды, которые придавали их фигурам монолитность и напоминали драпировки готической скульптуры. Однако сильно упрощенная обработка поверхностей и геометрически стилизованные складки выдают их современное происхождение. Среди работ Барлаха значительное место занимают небольшие статуэтки, в том числе фарфоровые. Скульптор создавал и монументальные памятники и композиции, из которых наиболее известен состоящий из нескольких деревянных фигур Памятник павшим в Магдебургском соборе (1930). После прихода к власти фашистов Барлах подвергался преследованиям. Его произведения, показанные в 1937 на выставке "Дегенеративное искусство", были изъяты из музеев, а памятники сняты. Умер Барлах в Ростоке 24 октября 1938.

ЛИТЕРАТУРА

Шмидт Ю. Эрнст Барлах. - Творчество, 1968, № 7 Михайлов А.В. Человек к искусстве Эрнста Барлаха. - В кн.: Западное искусство XX в. М., 1991

БАР-МИЦВА

БАР-МИЦВА (древнеевр. "сын заповеди"), в иудаизме обряд инициации, означающий, что еврейский мальчик, достигший 13 лет, становится совершеннолетним в религиозном отношении и возлагает на себя все религиозные обязанности. Обряд совершается в синагоге, обычно в субботу; дата рождения вычисляется по еврейскому календарю. Мальчика приглашают прочитать последний отрывок из чтения Торы на данный день, а также отрывок из пророческих книг. Он может выступить с подготовленной речью на заданную тему, чаще всего посвященной разъяснению прочитанной главы из Торы. В США бар-мицва и подобный ему обряд для девочек (в возрасте 12 лет), называемый бат-мицва, стали одними из самых веселых еврейских праздников, по их поводу устраиваются званые обеды, ребенку дарят подарки. В реформистских общинах вместо этого совершается торжественная церемония приобщения еврейского мальчика к вере отцов, хотя многие общины продолжают хранить обряд бар-мицвы. Происхождение обряда бар-мицвы неясно. Первым, кто употребил термин "бар-мицва", был Мордехай бен Гиллель, ученый из Германии (13 в.), автор комментариев к Талмуду.

БАРНАРД КРИСТИАН

БАРНАРД, КРИСТИАН НЕТЛИНГ

(Barnard, Christiaan Neetling)

(р. 1922), южно-африканский хирург, впервые осуществивший успешную пересадку сердца от одного человека к другому. Родился 8 ноября 1922 в Бофорт-Уэсте (Южная Африка). В 1953 получил степень доктора медицины в медицинской школе при Кейптаунском университете. Через два года уехал в США, где изучал кардиохирургию в медицинской школе при университете Миннесоты. Там же в 1958 получил степень доктора медицины. По возвращении в ЮАР возглавил хирургическое отделение больницы Гроте Схур при Кейптаунском университете. Специализировался в проведении операций на открытом сердце в разрабатывал новые методы замены пораженных сердечных клапанов искусственными. Первую в мире пересадку сердца Барнард и его коллеги провели в больнице Гроте Схур 3 декабря 1967: безнадежно больному 54-летнему коммерсанту Луису Вашканскому было пересажено сердце молодой женщины, получившей смертельные увечья в автомобильной катастрофе. Вашканский умер от пневмонии через 18 дней после операции, но следующий пациент, Филипп Блайберг, прожил с пересаженным сердцем более 19 месяцев. К концу 1968 в мире было сделано уже около 100 пересадок сердца. В 1970-е подобных операций проводилось не так много, поскольку обнаружилось, что пересаженное сердце отторгается иммунной системой организма. Но в начале 1980-х, с открытием иммунодепрессантов, подавляющих реакцию отторжения, число операций по трансплантации сердца резко возросло. Барнард - автор автобиографической книги Одна жизнь (One Life, 1970).

БАРНЕТ БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ

БАРНЕТ Борис Васильевич - "Девушка с коробкой". 1927 год.

Архив редакции журнала "Искусство кино".

БАРОЗАВР

Факты

БАРОМЕТР

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАРОХА-И-НЕССИ ПИО

БАРОХА-И-НЕССИ Пио (Baroja y Nessi, Pio) (1872-1956), испанский романист. Родился 28 декабря 1872 в Сан-Себастьяне. Изучал медицину и два года практиковал в кастильской деревне, затем некоторое время владел пекарней в Мадриде, прежде чем решил посвятить себя журналистике. В первые годы 20 в. активно участвовал в политической жизни, дважды баллотировался в кортесы от республиканской партии, но оба раза потерпел поражение. Бароха принадлежал к т.н. "поколению 98 года", был его крупнейшим представителем. Кроме романов, писал эссе и автобиографическую прозу; впрочем, автобиографические черты присущи всем его произведениям. Его романы чрезвычайно разнообразны по содержанию. Написанное между 1900 и 1913 он собрал в следующие трилогии: Земля басков (La Tierra vasca, 1900-1909), в которую входит Повелитель Лабраса (El Mayorazgo de Labraz, 1903) - один из его лучших романов; Борьба за существование (La Lucha por la vida, 1904), куда вошли Поиск (La Busca, 1904), Сорная трава (La Mala hierba, 1904) и Алая заря (Aurora roja, 1904) - триптих из жизни трущобного Мадрида; Прошлое (El Pasado, 1905-1907) - о странных, авантюристического склада мадридцах романтической поры; Города (Las Ciudades, 1910-1912). В некоторых из упомянутых романов автор перенес место действия из Испании в Париж, Рим и Лондон. Бароха дал название Воспоминания человека действия (Memorias de un hombre de accin, 1913-1927) циклу исторических романов, в которых выразил свое видение Испании первой четверти 19 в. Озабоченность проблемой действия (активизм) и его соотношения с умозрением наиболее сильно прозвучала в романе Барохи Путь к совершенству (Camino de perfeccin, 1902) из трилогии Фантастическая жизнь (La Vida fantstica, 1913). Писатель выработал новый для испанского романа стиль повествования: безличный, пронизанный пессимизмом, интеллектуальный. Многие считают его крупнейшим испанским романистом 20 в.

Умер Бароха в Мадриде 30 октября 1956.

ЛИТЕРАТУРА

Бароха П. Алая заря. М., 1964 Бароха П. Салакаин Отважный. Вечера в Буэн-Ретиро. М., 1973 Тертерян И.А. Пио Бароха. - В кн.: Тертерян И.А. Испытание историей. М., 1973

БАРОЧЧИ ФЕДЕРИКО

БАРОЧЧИ Федерико (Barocci, Federigo)

(ок. 1535-1612), итальянский живописец. Родился в Урбино, дважды побывал в Риме, но большую часть жизни прожил в родном городе. От других маньеристов Бароччи отличает особый интерес к решению колористических проблем; мастерство в передаче световых изменений и тонких тональных переходов объясняется отчасти влиянием Корреджо. В качестве характерных примеров его художественного стиля можно привести картины Мадонна дель Пополо (Флоренция, галерея Уффици) и Положение во гроб (Сенигалья, Кьеза делла Кроче). Бароччи в большей степени основывается на данных зрительного восприятия и по-новому строит композиционное пространство, оставляя его более свободным в глубине (Мученичество св. Виталия, Милан, галерея Брера). Произведения мастера наполнены глубоким религиозным чувством (Бегство в Египет, Ватикан). Среди избираемых им сюжетов преобладают мистические и драматические; примером трактовки последних может служить Распятие (Генуя, церковь Сан Лоренцо). Искусство Бароччи оказало большое влияние на мастеров позднего барокко и 18 в. Умер Бароччи в Урбино в 1612.

БАРРЕС МОРИС

БАРРЕС Морис (Barres, Maurice) (1862-1923), французский писатель и политический деятель. Родился 22 сентября 1862 в Шарме (Лотарингия). Лотарингское происхождение сыграло решающую роль в его литературном и политическом самоопределении. Его трилогия Культ "я", состоящая из романов Под взглядом варваров (Sous l'oeil des barbares, 1888), Свободный человек (Un Homme libre, 1889) и Сад Береники (Le Jardin de Brnice, 1891), написана под влиянием Э.Ренана и посвящена психологическим изысканиям. Хотя трилогия произвела впечатление на современников, Баррес вскоре обратился к проблемам нации, национальных и местных традиций. Этими размышлениями навеяна его вторая трилогия, Роман национальной энергии (Le Roman de l'nergie nationale), в которую входят Лишенные почвы (Les Dracins, 1897), Призыв к солдату (L'Appel au soldat, 1900) и Их лица (Leurs Figures, 1903). Среди поздних сочинений Барреса - Колетта Бодош (Colette Baudoche, 1909) и Одухотворенный холм (La Colline inspire, 1913). Деятельный политик-националист, Баррес в 1889 был избран депутатом от Нанси. Умер Баррес в Нейи-сюр-Сен, близ Парижа, 5 декабря 1923.

БАРРИ ДЖЕЙМС МЭТЬЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАРРИМОР

БАРРИМОР (Barrymore), актерская семья, США. Морис Барримор (наст. имя и фамилия - Херберт Блайт, Blythe) (1847-1905) в 1872 дебютировал в Англии, с 1875 играл в США; особенно удачно выступал в комедийных ролях. Его дочь, Этел Барримор (1879-1959), в 1897-1898 играла в театре "Лицеум" (Англия) у Г.Ирвина, с 1901 в США; выступала в ролях шекспировского репертуара (Джульетта, Офелия), а также в пьесах Х.Ибсена, А.Дюма-сына (Дама с камелиями); в 1944 с огромным успехом сыграла в фильме Только одинокое сердце (премия "Оскар"). Его сын, Джон Барримор (1882-1842), запомнился ролях Гамлета, Ричарда III и Протасова (Живой труп Л.Н.Толстого); снимался в кино.

БАРРО ЖАН ЛУИ

БАРРО Жан Луи (Barrault, Jean-Louis) (1910-1994), Франция; вместе с женой Мадлен Рено возглавлял театральную труппу; к высшим актерским удачам относятся Гамлет и роли в пьесах Мольера, П.Мариво и П.Клоделя; в основе актерской техники - пантомима (фильм Дети райка - Les Enfants du Paradis, 1945).

БАРРОС АРАНА ДИЕГО

БАРРОС АРАНА Диего (Barros Arana, Diego)

(1830-1907), чилийский историк и деятель образования, родился в Сантьяго 16 августа 1830. За первой работой по истории, опубликованной в 1850, последовали многочисленные исследования по истории Чили и других американских стран. После поездки в Европу Баррос Арана предложил план полной реорганизации чилийской системы образования и написал несколько учебников. В 1892 стал ректором Чилийского университета в Сантьяго. Придерживался либерально-позитивистских взглядов. Главные труды - Общая история независимости Чили (Historia general de la independencia de Chile, 1854-1858); Компендиум истории Америки (Compendio de historia de America, 1865) и Общая история Чили (Historia general de Chile, 16 vols, 1884-1902). Умер Баррос Арана в Сантьяго 4 ноября 1907.

БАРРОУ ИСААК

БАРРОУ Исаак (Barrow, Isaac)

(1630-1677), английский математик, филолог и богослов. Родился в 1630 в Лондоне. Учился в Тринити-колледже Кембриджского университета, а также в Оксфордском университете, где в 1652 получил степень магистра, и в Сент-Питерз-колледже Кембриджского университета. С 1660 - профессор Кембриджского университета. В 1669 передал кафедру самому выдающемуся из своих учеников - И.Ньютону. В 1675 был избран вице-канцлером Кембриджского университета. Барроу является одним из предшественников Ньютона и Лейбница в создании исчисления бесконечно малых. Он разработал способ нахождения касательных, более общий, чем метод Ферма, и весьма близкий к современным методам, основанным на применении дифференциалов. Барроу первым осознал, что задача о касательных обратна по отношению к задаче о квадратурах, но его приверженность геометрическому подходу и нежелание оперировать понятиями переменной и функции не позволили ему увидеть общность и важность этой связи. Среди трудов Барроу - Лекции по оптике (Lectiones opticae, 1669), Лекции по геометрии (Lectiones geometriсae, 1670) и Лекции по математике (Lectiones mathematicae, 1683). Умер Барроу в Лондоне 4 мая 1677.

ЛИТЕРАТУРА

Даан-Дальмедико А., Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики. М., 1986

БАРРОУ ЭРРОЛ УОЛТОН

БАРРОУ Эррол Уолтон (Barrow, Errol Walton) (1920-1987), политический деятель Вест-Индии. Родился 21 января 1920 на Барбадосе. Получил среднее образование в Харрисоновском колледже (Барбадос); в 1940-1947 служил в английских ВВС. Окончил экономический факультет Лондонского университета, изучал право в "Линкольнз-Инне" в Лондоне. По возвращении на Барбадос Барроу вошел в союз с Г.Адамсом, лидером Барбадосской лейбористской партии (БЛП), и занял кресло депутата в палате национального собрания. Однако вскоре между Барроу и Адамсом возникли разногласия. Адамс намеревался модернизировать конституцию Барбадоса, введя в нее всеобщее избирательное право и министерскую форму правительства. Барроу возражал против таких нововведений, считая их преждевременными, и настаивал на реализации планов индустриального развития и полного разрыва с колониальной системой. В 1954 Барроу порвал с Адамсом и в 1955 образовал Демократическую лейбористскую партию (ДЛП). В 1958 участвовал в дискуссии между партией Союз рабочих Барбадоса и сахаропроизводителями, успешно закрепив позиции ДЛП как защитника рабочих в сахарной промышленности. В 1958 в ходе дополнительных выборов Барроу был избран в палату национального собрания, а в 1961 ДЛП победила на всеобщих выборах. Став премьер-министром, Барроу поставил две основные задачи - достижение независимости и диверсификации экономики. В 1962, после распада Вест-Индской федерации, пытался создать федерацию небольших островов. Не добившись успеха, в 1966 провозгласил независимость Барбадоса. Во внутренней политике Барроу выдвинул программу развития высшего образования, легкой промышленности и туризма, которая была успешно выполнена. В 1976 ДЛП уступила власть БЛП, и Барроу ушел в оппозицию. В 1983 он выступал против вторжения США в Гренаду. В 1986, когда выборы выиграла ДЛП, Барроу вернулся к власти.

Умер Барроу 1 июня 1987.

БАРСОВА ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

В. В. Барсова.

БАРТ ДЖОН СИММОНС

БАРТ Джон Симмонс (Barth, John) (р. 1930), американский романист. Родился 27 мая 1930 в Кеймбридже (шт. Мэриленд). Образование получил в Джуллиардской музыкальной школе (Нью-Йорк) и в университете Джонса Хопкинса. Если не считать краткого опыта работы в качестве джазового пианиста, карьеру Барта можно назвать сугубо академической. Его первые романы "Плавучая опера" (The Floating Opera, 1956) и Конец пути (The End of the Road, 1958) исследуют проблему нигилизма, показывая удручающие последствия неверия в смысл жизни, подмены его тем, что навязывается языком и нормами общежития. В романе Торговец дурманом (The Sot-Weed Factor, 1960) - то же ироническое отношение автора к возможности постичь "истинный" смысл вещей. Комический псевдотрактат об усилиях Эбенезера Кука, английского поэта 17 в., обеспечить себе право наследования в колониальном Мэриленде отрицает возможность познания как самого себя, так и общественной жизни в прошлом и настоящем. В Козлоюноше Джайлзе (Giles Goat-Boy, 1966) неспособности Кука осознать свой мир соответствует полный провал "мессии" Джорджа Джайлза: ему не удается спасти аллегорическую вселенную, выдуманную для него Бартом. Оба эти романа, отмеченные высокими художественными достоинствами, стали вехами в литературной традиции антиреализма. Среди других произведений Барта - сборник рассказов Затерянные среди забав (Lost in the Funhouse, 1968), трехчастный роман Химера (Chimera, 1972), а также романы Письма (Letters, 1979), В отпуске (Sabbatical: A Romance, 1982) и Последнее путешествие некоего моряка (The Last Voyage of Somebody the Sailor, 1991).

БАРТ КАРЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница