Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Б" (часть 3, "БАР"-"БЕЖ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 3, "БАР"-"БЕЖ")

БАРТЕЛЬМ ДОНАЛЬД

БАРТЕЛЬМ Дональд (Barthelme, Donald) (1931-1989), американский писатель. Смелый экспериментатор, ярчайший представитель "черного юмора" - неоавангардистского направления в современной американской прозе. Родился 7 апреля 1931 в Филадельфии. Учился в Хьюстонском университете. В 1950-е годы был директором художественного музея в Хьюстоне. Впоследствии работал редактором отдела искусств литературного журнала "Локейшн". Для произведений Бартелми наиболее важна техника монтажа, повлиявшая и на выбор тем, и на особенности художественной формы: фрагментарность Бартелми считал определяющей чертой современного искусства. Среди написанного им - романы Белоснежка (Snow White, 1967), Мертвый Отец (Dead Father, 1975) и Рай (Paradise, 1986); сборники рассказов Возвращайтесь, доктор Калигари (Come Back Dr. Caligari, 1964), Деяния неслыханные, вещи невозможные (Unspeakable Practices, Unnatural Acts, 1968), Городская жизнь (City Life, 1970), Печаль (Sadness, 1972), Великие дни (Great Days, 1979), Шестьдесят рассказов (Sixty Stories, 1982), Путь в ночи ко многим дальним городам (Overnight tо Many Distant Cities, 1983), Сорок рассказов (Forty Stories, 1987); книга пародий Запретные наслаждения (Guilty Pleasures, 1974). Бартелми не уделяет серьезного внимания сюжету, характерам или темам. Он создает продуманную форму, которая, заключая в себе игровое начало, изобретательна и самодостаточна. В своих лучших рассказах Об ангелах, Мозговая травма, Золотой дождь, Домье он, в сущности, радикально меняет представление о том, что такое новелла. В текст включаются рисунки, "проповеди", описания разного рода объектов из области масcовой культуры. Посмертно в 1992 вышла его последняя книга Король (The King) - о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, очутившихся в атомном веке.

ЛИТЕРАТУРА

Зверев А. Модернизм в литературе США. М., 1979 Бартелми Д. Рассказы. - Иностранная литература, 1997, № 2

БАРТО АГНИЯ ЛЬВОВНА

А. Л. Барто.

БАРТОК БЕЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАРТОЛОМЕО ВЕНЕТО

БАРТОЛОМЕО ВЕНЕТО (Bartolommeo Veneto)

(ок. 1480-1531), итальянский живописец, представитель венецианской школы. Ученик венецианского мастера Джованни Беллини, влияние которого можно заметить в некоторых из его ранних работ. Самое раннее произведение Бартоломео - Мадонна (1502), находится в частной коллекции в Венеции. Картины Богоматерь с Младенцем (1505, Бергамо, Академия Каррара) и Обрезание (1506, Париж, Лувр) - образцы венецианского стиля в творчестве мастера. Позже Бартоломео, вероятно, жил в Милане, где испытал влияние ломбардской школы и посвятил себя главным образом портретной живописи. Среди его работ, созданных в миланский период, - Женский портрет (1530) и Портрет Лодовико Мартиненго (1530, Лондон, Национальная галерея). Художественную манеру Бартоломео отличает тщательность письма, но он не был хорошим рисовальщиком. Мужчины на его портретах часто выглядят экстравагантными; он любил изображать причудливые женские образы, подобные Женщине, играющей на лютне (1520, Милан, галерея Брера). Умер Бартоломео в 1531.

БАРТОЛОММЕО ФРА

БАРТОЛОММЕО Фра - с маленьким Иоанном Крестителем".

Собрание Тиссен-Борнемиса. Лугано.

1516. Галерея Питти. Флоренция.

БАРТОЛОЦЦИ ФРАНЧЕСКО

БАРТОЛОЦЦИ Франческо (Bartolozzi, Francesco)

(1727-1815), итальянский гравер. Родился во Флоренции в 1727. Учился во флорентийской Академии художеств у Иньяцио Хьюфорда. С 1745 в течение шести лет работал в мастерской венецианского гравера Йозефа Вагнера. Затем переехал в Рим, где его покровителем стал кардинал Боттари; однако произведения Бартолоцци не пользовались большим успехом. По приглашению хранителя коллекции английского короля Георга III Далтона Бартолоцци в 1764 приехал в Англию. В Лондоне под руководством Уильяма Райланда он освоил технику пунктирной гравюры. Во время пребывания в Лондоне Бартолоцци выполнил гравюры с многих картин королевской коллекции. Для Бойделла, модного торговца гравюрами, он гравировал доски с полотен Гверчино, Аннибале Карраччи, Карло Дольчи и своих друзей - Дж.Б.Чиприани, Ангелики Кауфман и Джошуа Рейнолдса. Среди наиболее известных работ Бартолоцци - Венера, Амур и сатир (с картины Луки Джордано), Мадонна с Младенцем (с картины Сассоферрато), Мария, королева Шотландская, и ее сын Иаков I (по Ф.Цуккаро). В 1769 он стал действительным членом Королевской академии искусств. 2 ноября 1802 художник покинул Англию и по приглашению принца регента Португалии приехал в Лиссабон; там он стал основателем местной школы граверов. Бартолоцци был одним из самых известных мастеров пунктирной гравюры 18 в. Умер Бартолоцци в Лиссабоне 9 марта 1815.

БАРТОЛЬДИ ФРЕДЕРИК ОГЮСТ

БАРТОЛЬДИ Фредерик Огюст (Bartholdi, Frederic Auguste)

ФРЕДЕРИК ОГЮСТ БАРТОЛЬДИ

ФРЕДЕРИК ОГЮСТ БАРТОЛЬДИ

(1834-1904), французский скульптор. Его самая известная работа - Статуя Свободы в Нью-Йоркской гавани. Бартольди родился 2 апреля 1834 в Кольмаре (Эльзас). Учился архитектуре в Кольмаре и Париже. В Париже он также занимался живописью под руководством Ари Шеффера и у Жана Франсуа Суату. Интересы Бартольди лежали в основном в сфере монументального искусства. Здесь Бартольди очень помогло полученное им архитектурное образование; его знания позволили ему успешно справиться с решением трудных проблем конструкции и использования материалов. Статуя Свободы, полное название которой Свобода, несущая свет миру, была создана по инициативе Бартольди на средства, изысканные им самим во Франции и США. Эта гигантская статуя, задуманная как монумент в честь заключения франко-американского альянса 1778, была сбита вручную по деревянной модели из трехсот огромных медных пластин и имеет внутри стальной каркас. Она демонстрировалась в Париже в 1884, затем была разобрана и перевезена в Америку, где 28 октября 1886 состоялось ее торжественное открытие. Другой грандиозный памятник, созданный Бартольди, - Бельфорский лев (1888). Он высечен из скалы красного песчаника, возвышающейся над городом Бельфором. Эта огромная статуя воздвигнута в память героической обороны города во время франко-прусской войны 1870. Среди других работ Бартольди - скульптурная группа Маркиз де Лафайет и Джордж Вашингтон (1873), установленная на площади Соединенных Штатов в Париже, и памятник маркизу де Лафайету, украшающий площадь Юнион в Нью-Йорке.

БАРТОН ЭДМУНД

БАРТОН Эдмунд (Barton, Edmund)

(1849-1920), австралийский общественный и государственный деятель. Родился 18 января 1949 в Глибе близ Сиднея, получил образование в Сиднейском университете. В 1880-1900 избирался членом разных палат законодательного собрания Нового Южного Уэльса. Когда сэр Генри Паркс в 1891 отошел от дел, Бартон подхватил знамя борьбы за создание федерации. В 1891 участвовал в Сиднейской конференции, основал Сиднейскую федеральную лигу и в 1897 был избран лидером Аделаидского федерального съезда, предложив целую серию резолюций, проясняющих вопрос о создании Союза. Как председатель конституционной и редакционной комиссии сыграл ключевую роль в подготовке проекта конституции. Активно работал в последующих сессиях федерального съезда и принял участие в кампании, завершившейся референдумом 3 июня 1898, когда был отвергнут предложенный проект конституции. После окончательного принятия текста федеральной конституции в 1900 Бартон был назначен руководителем делегации в Лондон для представления законопроекта о Союзной конституции в британском парламенте. В 1901 Бартон стал первым премьер-министром Австралийского Союза и сформировал кабинет министров. В 1903 он стал членом Верховного суда Австралии. Умер Бартон в Медлоу-Бат близ Сиднея 6 января 1920.

БАРЫШНИКОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

БАРЫШНИКОВ Михаил Николаевич (р. 1948), танцовщик-премьер (premier danseur) русской школы; виртуозная классическая техника и чистота стиля сочетаются в его искусстве с невероятной физической силой, что сделало Барышникова одним из самых знаменитых представителей мужского танца в 20 в.

МИХАИЛ БАРЫШНИКОВ

МИХАИЛ БАРЫШНИКОВ

Барышников родился 27 января 1948 в Риге (Латвия). До 12 лет учился в обычной школе, затем - в местном хореографическом училище. Был принят в Ленинградское хореографическое училище. Его учителем стал А.И.Пушкин, наставник Рудольфа Нуреева. В 18 лет, после окончания училища, Барышников был принят в балетную труппу Театра оперы и балета им С.М.Кирова и вскоре исполнял ведущие классические партии. За рубежом Барышников впервые выступил в 1970, находясь в Лондоне на гастролях с труппой Театра им. Кирова. В июне 1974 во время гастролей с труппой Большого театра в Торонто (Канада) Барышников отказался вернуться в СССР, руководствуясь скорее артистическими, нежели политическими побуждениями. 29 июля 1974 он дебютировал в Нью-Йорке в спектакле "Америкен балле тиэтр" Жизель, танцуя с Н.Р.Макаровой. В течение последующих четырех лет Барышников исполнил множество ведущих партий в классических и современных балетах, от Видения Розы Михаила Фокина до От пробы к делу (Push Comes to Shove) Туайлы Тарп на музыку Й.Гайдна и Дж.Лэмба. Барышников работал также как хореограф и исполнял главные партии в собственных постановках Щелкунчика (музыка Чайковского) и Дон Кихота (музыка Л.Минкуса и др.). В 1978 Барышников вступил в труппу Дж.Баланчина "Нью-Йорк сити балле". Здесь он выступал в баланчинских постановках, в том числе в Аполлоне (музыка И.Ф.Стравинского), Блудном сыне (музыка С.С.Прокофьева), Орфее (музыка Стравинского) и Арлекинаде (музыка Р.Дриго), и в некоторых постановках Джерома Роббинса. В 1980 Барышников стал художественным руководителем "Американ балле тиэтр" и оставался на этом посту до 1989. В 1990 Барышников и хореограф Марк Моррис основали коллектив "Уайт оук данс проджект", который со временем превратился в большую передвижную труппу с современным репертуаром. Среди наград Барышникова - золотые медали международных балетных конкурсов в Варне (Болгария, 1966) и Москве (1969). Он снимался в фильмах Поворотный момент (The Turning Point, 1977), Белые ночи (1985), исполнял главную роль в спектакле по рассказу Ф.Кафки Превращение (1989).

БАРЯТИНСКИЙ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

А. П. Барятинский.

БАС

БАС - музыкальный термин, обозначающий: 1) самую низкую партию вокального или инструментального произведения, особенно важную, поскольку она служит фундаментом гармонической конструкции; 2) самый низкий мужской голос; 3) в прошлом - самую низкую разновидность инструментальных семейств, например виол. Третье значение термина выходит из употребления, так как в современной музыке басовые инструменты обычно поддерживаются еще более низкими контрабасовыми.

БАСАРГИН НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Н. В. Басаргин.

БАСИЛАШВИЛИ ОЛЕГ ВАЛЕРИАНОВИЧ

О. В. Басилашвили. 1992 г.

БАСНЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАСОВ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ

В. П. Басов. 1982 г.

БАСОВ НИКОЛАЙ ГЕННАДИЕВИЧ

Н. Г. Басов.

БАССАНО

БАССАНО (Bassano),

династия художников 16 - начала 17 вв. из семьи да Понте. Первого из них, Франческо да Понте, звали иль Веккьо (1470-1541); он никогда не носил имени Бассано, под которым семья стала известна впоследствии. Существуют только четыре его подписные работы; школа Бассано была основана его сыном, Якопо (или Джакомо) да Понте (1510-1592), который родился в Бассано близ Венеции. После обучения у своего отца, испытав влияние Тициана, Джакомо выработал собственный стиль, для которого характерно использование чистых цветов, интерес к изображению ландшафта и жанровых деталей, а также к портретированию. Он умер в Бассано 13 февраля 1592. Кроме деревенских сцен, он является автором таких произведений, как Добрый самаритянин и Портрет дворянина (Лондонская национальная галерея), а также нескольких работ, хранящихся в Лувре, Флоренции, Милане и Неаполе. Сыновья Джакомо, Франческо Младший (1549-1592), Джамбатиста (1553-1613), Леандро (1557-1622) и Джироламо (1566-1621), работали в мастерской своего отца.

ЛИТЕРАТУРА

Лазарев В.Н. Якопо Бассано. - В кн.: Старые итальянские мастера. М., 1972

БАССАНО ЯКОПО

БАССАНО Якопо ("Притча о сеятеле"). Ок. 1560.

Собрание Тиссен-Борнемиса. Лугано.

Национальная Галерея Античного искусства. Рим.

Ок. 1590. Прадо. Мадрид.

БАСТИАН АДОЛЬФ

БАСТИАН Адольф (Bastian, Adolf)

(1826-1905), немецкий этнолог. Родился 26 июня 1826 в Бремене. Первое из многочисленных плаваний совершил в 1850 в Австралию в качестве судового врача. С того времени и до 1903 периодически путешествовал по миру - побывал на Ближнем Востоке, на обоих берегах Тихого океана, на западном побережье Африки, в Южной и Восточной Азии. Основной публикацией по итогам этих путешествий стал шеститомный труд Народы Восточной Азии (Die Vlker des stlichen Asien, 1866-1871). Вместе с Рудольфом Вирховым Бастиан организовал в Берлине в 1869 Общество антропологии, а в 1870 - Общество исследований Центральной Африки. Когда в 1886 в Берлине был построен Королевский этнографический музей (получивший впоследствии название Музея народоведения), он стал его первым директором. Бастиан утверждал, что сходство обычаев в различных частях мира является продуктом одинаковых форм мышления, которые он назвал "элементарными идеями". На ранних стадиях развития общества эти элементарные идеи формируются как "народные понятия" под воздействием географической среды; позднее они видоизменяются под влиянием исторических факторов. Изложение этой концепции можно найти в его труде Этнические элементарные идеи в учении о человеке (Ethnische Elementargedanken in der Lehre von Menschen, 1895). Среди других работ Бастиана следует отметить книгу Человек в истории (Der Mensch in der Geschichte, 1860). Умер Бастиан в Порт-оф-Спейне (Тринидад) 2 февраля 1905.

БАСТИЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ ЖЮЛЬ

БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ Жюль (Bastien-Lepage, Jules)

(1848-1884), французский живописец. Родился 1 ноября 1848 в Данвиллере в Лотарингии. Учился у Александра Кабанеля в Школе изящных искусств в Париже. Регулярно участвовал в выставках Салона и впервые обратил на себя внимание критиков как создатель картины Весенняя песня (1874). В картине Сенокос (1877), хранящейся сейчас в Лувре, он проявил себя как мастер пленэрной живописи. В произведениях художника, изображающих во всех подробностях сцены сельской жизни, простота и неискушенность нравов деревенских жителей восхваляются с сентиментальностью, свойственной этой эпохе. Умер Бастьен-Лепаж в Париже 10 декабря 1884.

1882. Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Москва.

БАТАЙ ЖОРЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАТАЛОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

А. В. Баталов.

БАТАЛОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ

Н. П. Баталов.

БАТАРЕЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАТЕНЬКОВ ГАВРИИЛ СТЕПАНОВИЧ

Г. С. Батеньков.

БАТИСТА-И-САЛЬДИВАР РУБЕН ФУЛЬХЕНСИО

БАТИСТА, РУБЕН ФУЛЬХЕНСИО (Batista, Ruben Fulgencio) (1901-1973), также Рубен Фульхенсио Батиста-и-Сальдивар (Batista y Saldivar), кубинский президент и диктатор. Родился 16 января 1901 в селении Банес (провинция Орьенте). Выходец из крестьянской семьи, получил начальное образование, в 20 лет поступил на военную службу. В 1931-1933 Батиста, тогда еще в чине сержанта, участвовал в заговоре, покончившем с диктатурой Херардо Мачадо. В сентябре 1933 он возглавил т. н. бунт сержантов против преемника Мачадо Мануэля де Сеспедеса, который удержался у власти всего 24 дня. Четыре месяца спустя, произведенный в полковники, Батиста сверг временного президента Кубы Рамона Грау Сан-Мартина и стал фактическим правителем страны при марионеточных президентах. В 1940 уволился из армии, выдвинул свою кандидатуру на выборах и был избран на пост президента. По окончании президентского срока Батиста решил соблюсти конституцию, пошел на перевыборы, потерпел поражение и эмигрировал в США. Три года спустя он возвратился на Кубу. На президентских выборах 1952 вновь выдвинул свою кандидатуру, но в марте, незадолго до голосования, предвидя победу президента Карлоса Прио Сокарраса, совершил государственный переворот. В апреле Батиста провозгласил себя временным президентом, оправдывая свои действия стремлением обеспечить условия для свободных и честных выборов. На самом деле он установил жестокую диктатуру и подавил оппозицию, а выборы 1954, на которых он был избран президентом, носили чисто формальный характер. Недовольство режимом Батисты вылилось в партизанскую войну под командованием Ф. Кастро. Успехи партизан вынудили диктатора в 1957 отказаться от участия в перевыборах 1958. Видя неминуемый крах своего режима, он бежал в Доминиканскую Республику, а оттуда в Португалию. В эмиграции Батиста написал книгу мемуаров под названием Преданная Куба (Cuba traicionada, 1962). Умер Батиста в испанском городе Гуадальмина 6 августа 1973.

ЛИТЕРАТУРА

Ермолаев В. Героическая эпопея народа. М., 1968 Кубинская революция, ее развитие и опыт. М., 1976 Очерки истории Кубы. М., 1978 Героическая эпопея: от Монкады до Плайя-Хирон. М., 1978

БАТЛЕР СЭМЮЭЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАТЛЬЕ-И-ОРДОНЬЕС ХОСЕ

БАТЛЬЕ-И-ОРДОНЬЕС Хосе (Batlle y Ordonez, Jose) (1856-1929), уругвайский государственный и политический деятель, президент страны (1903-1907; 1911-1915). Родился 21 мая 1856 в Монтевидео в семье Лоренцо Батлье, президента Уругвая в 1868-1872. Обучался на факультете права Республиканского университета в Монтевидео. Незадолго до окончания курса побывал в Париже, где воспринял новые идеи, касавшиеся управления государством. В 1886 Батлье основал газету "Эль Диа" ("El Dia"), которая оставалась рупором его идей до конца жизни. Свой путь в политике Батлье начал в 1887 с осуждения диктатуры Максимо Сантоса и призывов к реформированию управления страной. Подвергался угрозам, находился в тюремном заключении и ссылке. После падения режима Сантоса был назначен начальником департамента горнорудной промышленности. К тому времени Батлье стал лидером партии "Колорадо", объединявшей либералов. В 1903 он был избран президентом страны. В ответ партия консерваторов "Бланко" спровоцировала вооруженный мятеж, подавленный в 1904. Батлье-и-Ордоньеса сменил на его посту Клаудио Вильиман, который продолжил начатые реформы. В этот период большое влияние на политические взгляды Батлье оказало посещение Швейцарии, где он изучал опыт демократического правления. Этот опыт он попытался воплотить в жизнь во время второго срока президентского правления (1911-1915). За годы пребывания у власти Батлье провел и инициировал ряд важных социально-экономических и демократических реформ, в том числе ввел 8-часовой рабочий день, принял закон о пенсиях, улучшил систему народного образования. Церковь была отделена от государства, а школа - от церкви. Было ограничено помещичье землевладение, создан государственный сектор в промышленности. Батлье подготовил также реформу конституции 1830, взяв за основу идею о замене личной власти президента властью коллегиального исполнительного органа. Хотя эта идея была отвергнута, многие из предложений Батлье нашли отражение в новой конституции 1918. Батлье проводил политику протекционизма и разработал эффективную систему контроля над частными предприятиями. Реформистская деятельность и концепции Батлье оказали глубокое влияние на социальное развитие Уругвая и вошли в историю страны под названием "батльизм". Умер Батлье в Монтевидео 20 октября 1929.

ЛИТЕРАТУРА

Пинтос Ф. Батлье и процесс исторического развития Уругвая. М., 1962 Арисменди Р. Проблемы латиноамериканской революции. М., 1964

БАТОРИЙ СТЕФАН

БАТОРИЙ Стефан (ИШТВАН) (венг. Istvan Bathory, польск. Stefan Batory)

(1533-1586), князь Трансильвании (1571-1575) и польский король (1575-1586). Сын Стефана Батория, воеводы Трансильвании, Стефан родился в Жиладишомльо (совр. Шимлеу-Сильвания, Румыния) 27 сентября 1533, учился в Падуанском университете. Проведя ранние годы при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I, Стефан воевал под началом короля восточной части Венгрии Яноша Жигмонта Запольяи. Оказавшись в плену у немцев, Стефан 3 года углубленно занимался науками. В 1571 его избрали первым князем Трансильвании (Семиградья). Победа над соперником, ставленником Максимилиана II Гашпаром Бекешем, побудила польское дворянство на сейме в Енджеюве 18 января 1576 признать незаконным избрание сенатом на польский трон самого Максимилиана и избрать вместо него Стефана, зятя покойного короля Польши Сигизмунда I. Восставшее против сената дворянство захватило Краков, куда 23 апреля 1576 и прибыл Стефан. За коронацией последовала женитьба на 50-летней принцессе Анне, сестре Сигизмунда II Августа, последнего короля Польши из Ягеллонов. Стефан оставил младшего брата Криштофа управлять Трансильванией, а сам большую часть сил потратил на осуществление смелого плана, который в случае успеха должен был привести к ликвидации турецкого владычества в Европе и объединению Венгрии и Трансильвании. Захват непокорного Гданьска 16 декабря 1577 и победа над внутренней оппозицией позволили Стефану, укрепив тыл, предпринять три успешных похода против Ивана Грозного, вытеснить русских из Прибалтики и заставить царя отдать Полоцк и Ливонию. После вступления на престол Рудольфа II непростые (при Максимилиане II) отношения с Габсбургами улучшились, появились надежда, что с помощью папы Стефан сможет добиться их нейтралитета. Все это, при условии минимально недоброжелательного невмешательства со стороны русских, могло развязать Стефану руки для активной борьбы с Османской империей. Этот грандиозный план не был осуществлен в связи со смертью Стефана 12 декабря 1586. Стефан провел реформу судебной системы Польши, основал университет в Вильно, укрепил позиции иезуитов в Польше. Его сын Габор был князем Трансильвании в 1608-1613, но за жестокость был изгнан и убит. Зловещую фигуру представляла собой Елизавета Баторий (из другой, эчедской, ветви семейства, умерла в 1614), печальную славу которой доставили чудовищные косметические процедуры. Считается, что прежде, чем ее разоблачили и заточили, она успела умертвить 80 девочек, в крови которых имела обыкновение купаться.

ЛИТЕРАТУРА

Нижнанский Й. Кровавая графиня. М., 1994

БАТТИСТИНИ МАТТИА

М. Баттистини.

БАТЮШКОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

К. Н. Батюшков.

БАУМАН НИКОЛАЙ ЭРНЕСТОВИЧ

Н. Э. Бауман.

БАУР ФЕРДИНАНД КРИСТИАН

БАУР Фердинанд Кристиан (Baur, Ferdinand Christian)

(1792-1860), немецкий теолог, родился 21 июня 1792 в селе Шмиден неподалеку от Штутгарта в семье протестантского пастора. Учился в семинарии в Блаубойрене, затем в Тюбингенском университете. С 1817 преподавал в блаубойренской семинарии, а в 1826 стал профессором теологии Тюбингенского университета, занимал этот пост до конца жизни. Умер Баур в Тюбингене 2 декабря 1860. В начальный период своей деятельности Баур пытался с позиций рационализма дать объяснение сверхъестественным событиям и представлениям, о которых идет речь в Новом Завете (боговоплощение, искупление, Троица, чудеса, воскресение Иисуса Христа, его вознесение и прославление). Однако к концу своего пребывания в Блаубойрене его взгляды претерпели изменение под влиянием вышедшего в 1821 труда Шлейермахера Христианская вера и философии истории Гегеля. Трансформация его взглядов и метода истолкования христианского вероучения отчетливо прослеживается в книге Баура Символика и мифология, или Естественная религия древности (Symbolik und Mythologie oder die Naturreligion des Alterthums, 1824-1825). Главные произведения теолога написаны позднее: Христианское учение о примирении в его историческом развитии вплоть до новейшего времени (Die christliche Lehre von der Vershnung in ihrer geschichtlichen Entwickelung bis auf die neueste Zeit, 1838), Христианское учение о Троице и боговоплощении в его историческом развитии (Die christliche Lehre von der Dreieinigkeit und Menschwerdung Gottes in ihrer geschichtlichen Entwickelung, 3 тома, 1841-1843). В свое время Баур считался наиболее авторитетным исследователем истории догматов. В работе Христианство и христианская церковь первых трех столетий (Das Christenthum und die christliche Kirche der drei ersten Jahrhunderte, 1853) Баур использовал гегелевскую триаду - тезис, антитезис, синтез. Христианство Петра (петринизм), или иудеохристианство - тезис; христианство Павла (паулинизм) - антитезис; ортодоксальное (правоверное) христианство - синтез. Однако такой подход требовал пересмотра истории создания новозаветных писаний: Баур признает подлинность только четырех посланий Павла (Послание к Галатам; Первое и Второе послания к Коринфянам; Послание к Римлянам, за исключением последних его глав). Другие книги Нового Завета (кроме Апокалипсиса) он относит ко 2 в. Тогда Евангелие от Матфея оказывается иудеохристианским, Евангелие от Луки - паулинистским, а Деяния апостолов и Евангелие от Иоанна - результатом примирения крайностей иудеохристианского и паулинистского вариантов. В соответствии с этим Баур истолковывает т.н. ранний католицизм (период формирования во 2 в. организации и вероучения раннехристианской церкви) как компромисс между модифицированным иудеохристианством и христианством Павла.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

БАУТС ДИРК

Центральная часть алтаря "Таинство причастия"

Церкви Синт-Пирерскерк в Левене. 1464-1467.

Ок. 1460-1465. Частное собрание.

Королевский музей изящных искуссв, Брюссель.

испытание огнем. Ок. 1473-75. Фрагмент.

Королевский музей изящных искусств. Брюссель.

БАУХАУЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАУЭР ОТТО

БАУЭР Отто (Bauer, Otto)

(1882-1938), лидер австрийских социалистов до Второй мировой войны, родился в Вене 9 февраля 1882 в богатой еврейской семье. В юности рано проявил интерес к социалистическому учению. В 1907 опубликовал работу о национальной проблеме в Австрии - Национальный вопрос и австрийская социал-демократия (Die Nationalittenfrage und die sterreichische Sozialdemokratie). В начале Первой мировой войны Бауэр попал в русский плен, в 1917 вернулся в Австрию. Придерживался левых политических позиций, но всегда был далек от большевизма, считая, что модель русской революции не применима к Австрии. Бауэр стал лидером радикального крыла Австрийской социал-демократической партии. Его программа предусматривала ликвидацию монархии, предоставление права на самоопределение всем национальностям, включая немцев. Став государственным секретарем по иностранным делам в первом австрийском революционном правительстве (с 11 ноября 1918), Бауэр безуспешно пытался осуществить объединение Австрии и Германии. 26 июля 1919, после распада коалиции социал-демократов и Христианско-социальной партии, он ушел в отставку и руководил деятельностью социал-демократической оппозиции. Попыткам примирения двух австрийских политических партий во многом мешала личная вражда Бауэра и лидера Христианско-социальной партии И.Зейпеля. Бауэр был одним из инициаторов создания 21/2, а затем - Социалистического рабочего Интернационала. Он был бесспорным лидером своей партии. В феврале 1934 после восстания в Вене он бежал в Прагу. Умер Бауэр в Париже 4 марта 1938.

ЛИТЕРАТУРА

Уревич Ш. Актуальность Отто Бауэра. - В сб.: Культура - традиции - образование, вып. 2. М., 1993 Свонсон Д.К. Отто Бауэр на посту министра иностранных дел Австрии: переосмысление политики аншлюса. - В сб.: Австро-Венгрия: опыт многонационального государства. М., 1995 Кретинин С.В. Отто Бауэр (1882-1936) и австромарксизм. - Новая и новейшая история, 1997, № 2

БАФФИН УИЛЬЯМ

БАФФИН Уильям (Baffin, William) (1584-1622), английский мореплаватель, родился в 1584, вероятно, в Лондоне. В 1612 сопровождал Джеймса Холла во время экспедиции, целью которой было открытие Северо-Западного морского пути. Обследовал западное побережье Гренландии до 67° с.ш. В 1613 Баффин командовал английской китобойной флотилией в морях Арктики. В 1615 участвовал в северной экспедиции на судне "Дискавери" под руководством Роберта Байлота и исследовал большой залив, впоследствии названный морем Баффина, обследовал Гудзонов пролив и восточное побережье о.Саутгемптон с такой тщательностью, что выполненные им определения широт совпали с позднейшими более точными наблюдениями. Одним из первых пытался определять в море долготу по астрономическим данным. Был убит в 1622 во время осады англичанами и персами о. Киш в Персидском заливе (по другим источникам, умер на о. Ормуз в Ормузском проливе).

БАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАХА-АД-ДИН АБУЛЬ МАХАСИН ЮСУФ ИБН-ШАДДАД

БАХА-АД-ДИН Абуль Махасин Юсуф ибн-Шаддад (1145-1243), арабский историк, биограф Саладина (Салах-ад-дина). Родился в Мосуле (совр. Ирак), учился в родном городе и в Багдаде, после чего преподавал - сначала в Багдаде, а затем на родине. В 1188 совершил паломничество в Мекку, посетил Иерусалим, а на обратном пути побывал в Дамаске. Здесь его пригласил к себе на службу султан Египта Саладин, назначивший Баха-ад-дина войсковым судьей (кади) в Иерусалиме. Баха-ад-дин пользовался полным доверием Саладина, составил для него трактат о добродетельности священной войны с крестоносцами. После смерти Саладина в 1193 его сын Аль-Малик аз-Захир назначил Баха-ад-дина на высокий и доходный пост в Алеппо. Был также личным советником государя, а затем и его наследника Аль-Малике аль-Азиза - вплоть до отречения последнего. Отойдя от дел и не имея детей и близких родственников, он отдал свое значительное состояние на основание и поддержку образовательных учреждений Алеппо. Баха-ад-дину, сведущему во многих отраслях исламской науки, принадлежит ряд сочинений по юриспруденции и на другие темы, но наиболее известна составленная им Жизнь Саладина, важнейший источник по истории крестовых походов. Умер Баха-ад-дин в Алеппо в 1243.

БАХМЕТЬЕВ ВЛАДИМИР МАТВЕЕВИЧ

В. М. Бахметьев.

БАХОФЕН ИОГАНН ЯКОБ

БАХОФЕН Иоганн Якоб (Bachofen, Johann Jakob)

(1815-1887), швейцарский правовед и историк, родился в Базеле (Швейцария) 22 декабря 1815. Был назначен профессором римского права Базельского университета в 1841, однако оставил должность в 1844, чтобы стать судьей апелляционного суда. Бахофен занимался главным образом исследованиями римского права и классической мифологии. В ходе этих исследований он обнаружил ссылки на случаи установления родства по материнским линиям, несмотря на господство в античном мире патриархата. Эти факты и примеры такого же рода среди некоторых современных первобытных народов заставили Бахофена заключить, что матриархат предшествовал патриархату в социальном развитии человечества. Господство женщин возникло, по его гипотезе, из еще более ранней стадии промискуитета ("гетеризма"). Важные факторы этого развития - присущая женщинам религиозность и культ женского божества. Бахофен полагал, что первоначальная общественная структура была отражением религиозных взглядов. Cхема эволюции общества, изложенная им в 1861 в труде Материнское право (Das Mutterrecht), стала впоследствии частью марксистского учения. Среди других важных работ Бахофена - Символика древних гробниц (Versuch ber die Grbersymbolik der Alten, 1859) и Антикварные письма, в особенности о древнейших понятиях родства (Antiquarische Briefe, vornehmlich zur Kenntniss der altesten Verwandschaftsbegriffe, 1881-1886). Умер Бахофен в Базеле 25 ноября 1887.

БАХРЕЙН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАХТИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975), русский теоретик литературы и философ-языковед. Основатель литературоведческой школы "диалогизма", исследующей взаимоотношения автора и произведения, произведения и читателей - и отношение всех трех образующих к социально-историческому контексту. Характерный пример такого "контекстуализма" - его монография Проблема речевых жанров (1952-1953). Родился 16 ноября 1895 в Орле. Прервав учебу в Санкт-Петербургском университете в 1918, перебрался в Витебск, где возник первый в ряду "бахтинских кружков", основанный для дискуссий о новейшей философии. С 1918 по 1924 Бахтин разрабатывал в своих сочинениях проблемы этики и эстетики. Это было время расцвета русского формализма, адепты которого доказывали, что литературный текст есть прежде всего сумма технических приемов. Бахтин же выдвигал на первый план семантические аспекты произведения - не то, как оно "сделано", а то, что оно "значит". "Ничто не замкнуто в себе" - ключевое положение и его ранних трактатов, и позднейших трудов. В 1924 Бахтин переехал в Ленинград, где продолжал писать на самые разные темы. В книге Фрейдизм: критический очерк (1927) он критикует Фрейда за примитивизацию сложных проблем сведением их к сверхупрощенным формулам; Формальный метод в литературоведении: критическое введение в социологическую поэтику (1928) продолжает полемику Бахтина с формалистским безразличием к истории. Проблемы творчества Достоевского (1929) - анализ романов классика русской литературы как "полифонических", представляющих собой сочетание нескольких равноправных голосов, в отличие от единой точки зрения, навязываемой "всезнающим" автором. Бахтин написал несколько работ по теории и истории романа, которые были опубликованы лишь вслед за вторым, существенно переработанным изданием книги о Достоевском, принесшей ему всемирную известность. Две основополагающие монографии - Слово в романе (1934-1935) и Формы времени и хронотопа в романе (1937-1938) демонстрируют принципиальную установку Бахтина: роман не "просто жанр среди прочих", а основная литературная форма, отражающая и определяющая уровень самосознания культуры. В последние годы жизни Бахтин вернулся к философским увлечениям своей молодости. Умер Бахтин в Москве 7 марта 1975.

ЛИТЕРАТУРА

Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского, изд. 3-е. М., 1972 Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975 Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979 М. М.Бахтин как философ. М., 1992 Беседы В. Д. Дувакина с М. М. Бахтиным. М., 1996

БАЧЧО Д'АНЬОЛО

БАЧЧО Д'АНЬОЛО (Baccio d'Agniolo)

(1462-1543), итальянский архитектор и резчик по дереву. Родился 15 мая 1462 во Флоренции. Учился искусству резьбы по дереву у отца, затем у Бернардо делла Чекка, Джулиано да Майано и Франчоне. В 1491-1496 Баччо д'Аньоло украсил резьбой капеллу во флорентийской базилике Санта Мария Новелла, а в 1502-1503 исполнил аналогичную работу для церкви Сант Агостино в Перудже. Легко постигнув принципы зодчества, он посвятил всю свою последующую творческую деятельность исключительно архитектуре. Около 1500 Баччо вместе с архитектором Симоне Кронака работал над украшением Большого зала палаццо Веккьо во Флоренции; также во Флоренции он построил палаццо Таддеи (с 1513). С 1507 по 1515 Баччо был главным архитектором Флорентийского собора, где работал вместе с Кронакой и братьями Сангалло. Он проектировал колокольни для базилик Санто Спирито (1511) и Сан Миньато аль Монте (1524-1527), палаццо Кокки Серристори и фасад палаццо Бартолини-Салимбени (ок. 1520). Его архитектуре присущи строгое изящество и простота.

Умер Баччо д'Аньоло во Флоренции 6 мая 1543.

БАШЛАЧЕВ АЛЕКСАНДР

Александр Башлачев.

БАЭЗ ДЖОАН ЧАНДОЗ

Джоан Баэз.

БАЯЗИД I

БАЯЗИД I (1354-1403), старший сын и наследник Мурада I, четвертый султан Османской империи. Баязид, правивший с 1389 по 1402, стал первым османским правителем, который использовал мощь, обеспеченную завоеваниями его предшественников, чтобы присоединить тюркские государства (бейлики). При нем влияние византийских традиций и обычаев на османский двор и административную систему страны достигло своего пика. Вначале Баязид укрепил власть Османской империи на Балканах, вплоть до Дуная, разбив в 1396, в битве при Никополе, армию крестоносцев. После этого перенес действия в Анатолию. К 1400 захватил почти все тюркские бейлики и расширил границы Османской империи на восток вплоть до Евфрата, по которому проходила граница с империей мамлюков. Однако экспансия Баязида в Анатолию началась еще до того, как было завершено укрепление административной, финансовой и военной власти на завоеванных в Европе землях. Походы на восток, в исламские и тюркские регионы, лишили Баязида поддержки тюркской аристократии и военных, вступивших в его армию для завоевания земель неверных на западе. Эта экспансия привела Османскую империю к прямому столкновению с новым мощным государством Тимура (Тамерлана), который расширил пределы своей центральноазиатской империи до Ближнего Востока, разбив и свергнув монгольских ильханов в Иране и Восточной Анатолии. Тимур был обеспокоен быстрым возвышением Османской империи на западных границах. Бежавшая к нему с завоеванных Баязидом территорий в Анатолии тюркская знать и военные оказывали давление на Тимура, прося его о помощи в борьбе против османов. Тимур вторгся в Анатолию, разбил армию Баязида в битве при Ангоре (ныне Анкара) в 1402 и восстановил под своим сюзеренитетом тюркские бейлики в Анатолии (в том числе Османский бейлик) в границах, существовавших до османских завоеваний. Баязид I был захвачен в плен Тимуром и умер в 1403. Османское государство оказалось в результате практически в тех же границах, что и в конце правления Орхана (1359). В результате начался период междуцарствия (1402-1413), в течение которого сыновья Баязида I боролись за господство на землях, оставшихся за османами во Фракии и Западной Анатолии. Этот период закончился только с возвышением Мехмеда I в 1413. Во внутренних делах период правления Баязида I явился пиком греко-византийского влияния в Османском государстве. Матерью Баязида была гречанка, а женами - византийская и сербская княжны. Придворные говорили на греческом языке; казна управлялась византийскими чиновниками; церемониал османского двора был скопирован с византийского. При этом предпринимались попытки укрепления иностранного военного корпуса (пенчика), созданного еще при Мураде I.

БАЯЗИД II

БАЯЗИД II (1449-1512), сын и преемник Мехмеда II, восьмой султан Османской империи, правивший с 1481 по 1512. Из-за своих аскетических наклонностей и мистических взглядов Баязид получил прозвище "Вели" ("Святой"). Он столкнулся с претензиями на трон со стороны своего брата Джема, войско которого ему все же удалось разбить (1482). Джем бежал в Европу, где пытался заручиться поддержкой в борьбе против Стамбула. Умер Джем в 1495. Затем Баязид вынужден был вести войну с Венецией, пытавшейся вернуть земли в Далмации, а также Эгейские владения. В результате четырехлетней войны (1499-1503) он одержал победу над венецианскими сухопутными и военно-морскими силами и захватил всю Морею (Южная Греция). Завоевание Баязидом последних венецианских владений в Далмации обеспечило сильные позиции его преемникам для последующего продвижения в Венгрию. На востоке Баязид установил контроль Османской империи над всем Черным морем, захватив в 1501 его восточное побережье. Он унаследовал пограничные конфликты с империей мамлюков в Сирии и Египте, а также с династией Сефевидов, пришедшей к власти в Иране. Однако Баязид никогда не доводил столкновения на восточных границах до открытых войн, что позволило ему укрепить империю, созданную его предшественниками. Это дало возможность младшему сыну и преемнику Баязида Селиму I сосредоточить усилия на завоевании арабских земель, а стратегические позиции, завоеванные им на Балканах, послужили основой для последующих завоеваний в Европе, осуществленных преемником Селима Сулейманом I Великолепным.

БЕАР ЭММАНЮЭЛЬ

Архив редакции "Видео-Асс".

БЕАТИФИКАЦИЯ

БЕАТИФИКАЦИЯ (от лат. beatificare, провозглашать блаженным), в Римско-католической церкви, законодательный акт, которым папа причисляет некое лицо к лику блаженных и провозглашает, что этому лицу может оказываться почитание в соответствии с особым литургическим чином. Это почитание не является обязательным для всей церкви и обычно носит местный характер или осуществляется в рамках отдельного религиозного сообщества (например, монашеского ордена). В настоящее время процедуры беатификации регулируются Кодексом канонического права. Сначала местное предварительное расследование показывает, что не существует культа или общественного поклонения данному лицу и что, в силу этого, требуется осуществить обычную процедуру беатификации. Затем предварительному рассмотрению подвергаются святость жизни кандидата на беатификацию, его добродетели или мученический подвиг, совершенные им чудеса или его писания. Если результаты этого расследования оказываются благоприятными, Святой Престол начинает процесс беатификации, на котором рассматриваются те же вопросы. Священная конгрегация божественного культа проводит три заседания, последнее - с участием папы, который принимает окончательное решение и издает официальное постановление о беатификации данного лица. Как правило, достаточным условием беатификации служат удостоверенные свидетельства о двух чудесах, если только папа не отменяет это условие в случае мученичества беатифицируемого лица. Процедура т.н. эквивалентной беатификации, впервые выделенная из общей практики при папе Урбане VIII (1623-1644), может осуществляться в особых случаях, когда выясняется, что культ данного лица уже существует. В этом случае требуются доказательства того, что почитание этого лица осуществлялось на протяжении не менее ста лет. Кроме того, рассматриваются писания кандидата, его добродетели или мученичество и совершенные им чудеса. В конце 17 в. процедура беатификации была отделена от процедуры канонизации (причисления к лику святых и провозглашения общецерковного культа новоявленного святого). В настоящее время беатификация служит необходимой ступенью, предваряющей канонизацию. См. также КАНОНИЗАЦИЯ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

БЕВЕРИДЖ УИЛЬЯМ ГЕНРИ

БЕВЕРИДЖ Уильям Генри (Beveridge, William Henry)

(1879-1963) - английский политический деятель и экономист, по имени которого назван План Бевериджа по социальному обеспечению. Родился 5 марта 1879 в Рангпуре (Индия, ныне Бангладеш), образование получил в Англии. В начальный период учебы в Бейллиол-колледже Оксфордского университета изучал астрономию, затем занялся юриспруденцией. В 1902-1909, когда Беверидж был научным сотрудником кафедры гражданского права Юниверсити-колледже Оксфордского университета, он увлекся экономикой и социологией. В 1905-1908 Беверидж - член совета Лондона по безработице, председатель комитета по трудоустройству безработных. В 1906-1908 сотрудничал с "Морнинг пост", затем поступил на службу в министерство торговли, а в 1909 был назначен директором биржи труда и введен в правление департамента занятости. В 1916, во время Первой мировой войны, работал вторым секретарем в министерстве продовольствия, а через три года был назначен постоянным секретарем этого министерства. В 1919 был возведен в рыцарское достоинство. В 1919-1937 - директор Лондонской школы экономических и политических наук. В 1934-1944 - председатель Постоянного комитета по страхованию от безработицы. В 1941 - заместитель министра в министерстве труда. С 1937 - член Британской академии. В 1940-1944 - президент Королевского экономического общества. В июне 1941 Беверидж был назначен председателем комитета по социальному страхованию и соответствующим службам. 1 декабря 1942 парламенту был представлен доклад, в котором содержался план достижения "полной занятости", предполагавший ряд мер по борьбе с безработицей, в том числе организацию общественных работ, установление полного контроля над внешней торговлей, обязательное государственное страхование, а также создание министерства социальной службы. В целом план Бевериджа был принят с энтузиазмом. В 1946 лейбористское правительство воплотило в нормативных акты многие из рекомендаций Плана. В октябре 1944 Беверидж был избран в палату общин и оставил преподавательскую работу в Оксфорде. В том же году он стал одним из вице-председателей Либеральной партии. В 1946 получил титул барона. В числе его трудов: Полная занятость в свободном обществе (1944); Цена мира (1945); Почему я либерал (1945); Добровольное действие (1948); Власть и влияние (1953), а также Защита свободного образования (1959). Умер Беверидж в Оксфорде 16 марта 1963.

БЕВИН ЭРНЕСТ

БЕВИН Эрнест (Bevin, Ernest) (1881-1951), британский профсоюзный лидер и государственный деятель. Родился 9 марта 1881 в Уинсфорде (графство Сомерсет). Его отец и мать умерли, когда мальчику не исполнилось и семи лет. Бевин оставил школу в 11-летнем возрасте, работал на ферме. В 1894 переехал в Бристоль, где работал водителем грузовика. Позднее стал баптистским проповедником. К 1914 являлся одним из трех ведущих организаторов общенационального профсоюзного движения. В 1918 баллотировался в парламент от Лейбористской партии. В 1921 выступил инициатором объединения профсоюзов транспортников и создания национального профсоюза неквалифицированных и муниципальных рабочих. Как генеральный секретарь профсоюза Бевин не возражал против закончившейся поражением всеобщей забастовки 1926, хотя и считал ее недостаточно подготовленной. В 1930 Бевин стал членом комиссии Макмиллана по национальной финансовой и банковской системе и в 1938 принял активное участие в консультациях с правительством по вопросам перевооружения. В течение ряда лет накануне Второй мировой войны Бевин выступал против пацифистов в рядах Лейбористской партии и в 1935 добился отставки их лидера в парламенте Дж.Лансбери. Бевин был противником Мюнхенского соглашения и сторонником вооружения Великобритании. Вскоре после начала Второй мировой войны Бевин был избран в парламент и стал министром труда в коалиционном правительстве У.Черчилля. После войны Бевин ушел со своего поста, чтобы принять участие в выборах 1945. Стал министром иностранных дел в лейбористском правительстве К.Эттли и вместе с последним участвовал в Берлинской конференции руководителей трех держав. Был сторонником сохранения Британской империи и агрессивной и жесткой внешней политики. Стремясь предотвратить советскую экспансию в Европу в ходе развертывания холодной войны, Бевин работал в тесной связи с США и поддержал план Маршалла по восстановлению разрушенной войной экономики стран Европы. Принимал активное участие в создании Западноевропейского Союза (Брюссельский пакт 1948) и Организации Североатлантического договора (НАТО) в 1949. Его предложение превратить Палестину в федеративное государство евреев и арабов было отвергнуто и евреями, и арабами. Умер Бевин в Лондоне 14 апреля 1951.

БЕГЕМОТОВЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕГИН МЕНАХЕМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ

БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (Baeda Venerabilis)

(ок. 673-735), английский историк и теолог, учитель церкви, родился в Нортумбрии ок. 673. С детства Беда жил в монастыре (сначала в Уирмуте, а через три года в Джарроу), усердно изучал Библию. Для своих учеников в монастыре он писал трактаты по риторике, основам стихосложения, орфографии, хронологии и естествознанию. Беда - автор комментариев ко многим книгам Ветхого и Нового Завета, к трудам отцов церкви. Для монахов Линдисфарнского монастыря он написал два жития св. Катберта Линдисфарнского - одно стихами, другое прозой по материалам, собранным монастырской общиной. О своей общине и жизни среди братьев он поведал в представляющих значительный исторический интерес Житиях святых аббатов Уирмута и Джарроу (Lives of the Holy Abbots of Wearmouth and Jarrow). Однако главным сочинением Беды, которого называют отцом английской истории, была Церковная история англов (Historia ecclesiastica gentis anglorum), в которой он рассказывает о событиях в Британии начиная с вторжения римских легионов во главе с Юлием Цезарем (55 до н.э.) и до 731, в том числе о христианизации англов на юге Августином (известным впоследствии как Августин Кентерберийский) в конце 6 в.; христианизации северных племен - Павлином, епископом Эйданом и королем Освальдом. Перед нами разворачивается история центральных графств и Восточной Англии, возникновения и развития крупных монастырей Британии (в Линдисфарне, Баркинге, Уитби, Или и др.). Беда Досточтимый оказал влияние на Эгберта, архиепископа Йоркского. Эгберт основал в Йорке школу, в которой учился и которой впоследствии руководил Алкуин, выдающийся деятель Каролингского возрождения. Беда умер накануне праздника Вознесения в 735, заканчивая в свои последние часы перевод на англосаксонский язык Евангелия от Иоанна. Его прах покоится в Даремском соборе. В 1899 Беда был причислен к учителям церкви.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Памятники средневековой латинской литературы IV-VII веков. М., 1998

БЕДДОУЗ ТОМАС ЛОВЕЛЛ

БЕДДОУЗ Томас Ловелл (Beddoes, Thomas Lovell)

(1803-1849), английский врач, физиолог, поэт и драматург. Прославился Книгой шуток со смертью (Death's Jest-Book) - трагедией в псевдоелизаветинском стиле. Беддоуз родился в Клифтоне 20 июля 1803, учился в Чартерхаус-Скул и Пембрук-колледже в Оксфорде, где в 1825 получил степень бакалавра, а в 1828 - степень магистра. Исследования в области медицины и физиологии Беддоуз проводил главным образом в Германии и Швейцарии. В 1848 в Базеле сделал попытку самоубийства, вскрыв вену на ноге. Из-за начавшейся гангрены ему ампутировали ногу. Умер Беддоуз 26 января 1849. При жизни Беддоуз опубликовал всего две книги: Импровизатор (The Improvisator, 1821), весь тираж которого пытался изъять и уничтожить, и Трагедия невесты (The Bride's Tragedy, 1822). С 1825 и до самой смерти он работал над Книгой шуток со смертью. Известны три версии этого произведения, из которых издатель Т.Ф.Келсел собрал четвертую и опубликовал ее в 1850. В этом произведении чувствуется влияние Шелли, перед которым Беддоуз преклонялся, и елизаветинской драмы, построенной на убийстве и жажде мести. Значительность пьесы определяется поэтическим дарованием автора и отдельными блестящими сценами, написанными в т.н. "вычурном готическом стиле".

БЕДЛЕНД

БЕДЛЕНД - бэдленд, или дурные земли, сильно расчлененные и эродированные территории, имеющие сложный и причудливый рельеф.

БЕДЛЕНДЫ Южной Дакоты (США).

БЕДЛЕНДЫ Южной Дакоты (США).

Бедленды формируются в семиаридных районах, где на поверхность выходят не закрепленные почвенным покровом или растительностью рыхлые водонепроницаемые отложения, например глины, переслаивающиеся с горизонтально залегающими пачками песчаников или глинистых сланцев. При выпадении осадков вода быстро стекает по склонам, размывая рыхлые осадки и прорезая многочисленные глубокие овраги, которые со временем углубляются. Такие районы превращаются в скопление остроконечных пиков и крутосклонных останцов и непригодны для поселений и сельскохозяйственного использования. Некоторые бедленды в районах распространения пестроцветных глин и песчаников благодаря необычным цветовым сочетаниям и живописным формам рельефа превратились в туристические объекты. В США имеется несколько районов распространения бедлендов. Самый крупный - Биг-Бедленд на междуречье Уайт-Ривер и Шайенн (юго-восточная окраина гор Блэк-Хилс в Южной Дакоте) - занимает территорию протяженностью 200 км и шириной 40-65 км. Этот регион, частично включенный в национальный парк Бэдлендс, знаменит благодаря большому количеству ископаемых остатков доисторических животных, вскрытых эрозией. Среди других крупных бедлендов выделяются долина р.Малая Миссури (на западе Северной Дакоты), долина р. Грейбулл в бассейне р. Бигхорн (Вайоминг), долина р. Хила (на востоке Аризоны). Бедленды встречаются также в Азии и Южной Америке.

БЕДНЫЙ ДЕМЬЯН

Д. Бедный.

БЕДЬЕ ЖОЗЕФ

БЕДЬЕ Жозеф (Bedier, Joseph) (1863-1938), французский ученый и критик. Родился 28 января 1863 в Париже. С 1880 по 1903 успешно занимался преподавательской деятельностью во Фрибурском университете (Швейцария), в Каннском университете и в Высшей нормальной школе (Париж). В 1903 сменил Г.Пари на кафедре старофранцузского языка и литературы в Коллеж де Франс. В 1921 был избран во Французскую Академию; в 1929 стал ректором Коллеж де Франс и занимал этот пост до выхода на пенсию в 1936. Первой крупной научной работой Бедье была его докторская диссертация Фаблио, очерк популярной литературы и литературной истории Средних веков (Les Fabliaux, tudes de littrature populaire et d'histoire littraire du moyen ge, 1893, переиздания 1894 и 1924), в которой он опроверг преобладавшие тогда теории восточного происхождения повествовательного жанра фаблио (фабльо) и убедительно доказал, что тот возник во Франции 13 в. и тесно связан с общественным и литературным климатом своего времени. Его следующая книга, Роман о Тристане и Изольде (Le Roman de Tristan et Iseult, 1900), вольная реконструкция романа о Тристане, относящегося к 12 в., принесла ему мировую писательскую славу. Это был шедевр французской прозы, в создании которого равно участвовали ученость и литературный талант. Двумя годами позже Бедье опубликовал первый том своего издания Романа о Тристане (в двух томах, 1903-1905), которое послужило ценнейшим вкладом в изучение ранних форм средневекового рыцарского романа. Бедье неопровержимо доказал, что все известные версии этого сюжета восходят не к бесформенному корпусу кельтских сказок, как считалось прежде, а к одному утраченному источнику - французской поэме 12 в. Высшим достижением Бедье в исследовании эпической литературы было критическое издание Песни о Роланде (Chanson de Roland, 1922). Оно включает перевод текста Песни на современный французский язык, который, помимо того что проясняет оригинал, и сам по себе обладает высокими поэтическими достоинствами. Бесстрашный консерватизм, проявленный Бедье при обращении с сохранившейся старинной рукописью Песни о Роланде, может служить образцом бережности в отношении к тексту. Умер Бедье в Ле-Гран-Серре 29 августа 1938.

БЕЖАР МОРИС

БЕЖАР Морис (Bjart, Maurice) (р. 1927), французский хореограф, родился в Марселе. Основал труппу "Балет ХХ века", которая работала в Брюсселе с 1960, и стал одним из самых популярных и влиятельных хореографов Европы. В числе наиболее известных его работ: Весна священная (музыка Стравинского, 1959), Бахти (на индийскую музыку, 1968), Жар-птица (на музыку сюиты из одноименного балета Стравинского, 1970), Нижинский, клоун Божий (на музыку Пьера Анри и Чайковского, 1971), Наш Фауст (на музыку И.С.Баха и аргентинских танго, 1975). В 1987 перевел свою труппу в Лозанну (Швейцария) и изменил ее название на "Балет Бежара в Лозанне".

Предыдущая страница Следующая страница