Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Б" (часть 4, "БЕЗ"-"БЕМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 4, "БЕЗ"-"БЕМ")

БЕЗА ТЕОДОР

БЕЗА Теодор (Beza Theodorus или de Beze, Theodore)

(1519-1605), французский протестантский реформатор, родился в Везле (Бургундия). Испытал влияние Мельхиора Вольмара, одного из первых последователей Лютера во Франции. В 1548 Беза прибыл в Женеву, где объявил о переходе в протестантизм. Он преподавал греческий язык и теологию в университетах Лозанны и Женевы, сделался самым верным другом и учеником Кальвина. После смерти Кальвина (1564) Беза был избран его преемником и управлял Женевой в духе ортодоксального кальвинизма, превратив Женевскую теологическую школу в образцовое учебное заведение. Умер Беза в Женеве 13 октября 1605. Его Юношеские поэмы (Poеmata Juvenilia), опубликованные до обращения в протестантизм, выдвинули его в ряд ведущих латинских поэтов тех дней. Из других сочинений можно назвать Теологические трактаты (Tractationes theologicae), О праве городских властей (De jure magistratum), Образа (Icones), Богословские послания (Epistolae theologicae), биографию Кальвина. Беза первым опубликовал критическое издание греческого текста Нового Завета и составил множество комментариев к библейским книгам. Он принес в дар Кембриджскому университету новозаветную рукопись, получившую название Кодекс Безы (Codex Bezae, или Codex D).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

БЕЗБОРОДКО АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

А. А. Безбородко.

БЕЗНОГИЕ ЗЕМНОВОДНЫЕ

БЕЗНОГИЕ ЗЕМНОВОДНЫЕ - червяги (Apoda, Gymnophiona), отряд земноводных. Внешне эти животные напоминают дождевых червей и населяют болотистые места почти во всех тропических регионах, кроме Мадагаскара. Ни конечностей, ни их поясов, ни хвоста нет (клоака открывается на заднем конце тела). В основном они прокладывают ходы во влажной почве, поэтому редко попадаются на глаза, однако известно 60-70 видов. Их червеобразное тело разделено кольцевыми перехватами: в этих бороздах под кожей у некоторых родов скрыты мелкие костные чешуйки - рудименты панциря древних амфибий. Примерно посередине между глазами и ноздрями находится специальная ямка с втяжным щупальцем - важным органом осязания и (или) хеморецепции (как язык у ящериц), во многом заменяющим почти нефункциональные глаза без век. Оплодотворение внутреннее, причем у самцов есть выворачивающийся из клоаки копулятивный орган. Самка некоторых видов, отложив крупные, богатые желтком яйца на влажную почву, обвивается вокруг кладки и как бы высиживают ее, увлажняя кожной слизью, пока не вылупятся личинки, продолжающие развитие в воде. У других форм водной стадии нет вообще (метаморфоз происходит на суше), а наружные жабры водных личинок часто исчезают еще к моменту выклева. Виды рода Typlonectes обитают в реках Южной Америки, напоминают угрей и часто достигают в длину до 45 см. Они никогда не выходят на сушу и рожают живых детенышей - нетипичный для земноводных случай яйцеживорождения.

См. также ЗЕМНОВОДНЫЕ.

БЕЗЫМЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ

А. И. Безыменский.

БЕЙБУТОВ РАШИД МАДЖИД ОГЛЫ

Р. Бейбутов.

БЕЙЕРЕН АБРАХАМ ВАН

Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Москва.

Кунстхауз. Цюрих.

БЕЙЛИСС УИЛЬЯМ МЭДДОК

БЕЙЛИСС Уильям Мэддок (Bayliss, William Maddock)

(1860-1924), английский физиолог. Родился 2 мая 1860 в Вулверхемптоне. Учился в Юниверсити-колледже в Лондоне, в 1887 закончил Уодем-колледж Оксфордского университета. С 1888 преподавал физиологию в Юниверсити-колледже (с 1912 - профессор этого колледжа). Основные работы посвящены общей физиологии и физиологии пищеварения. В 1902 совместно с Э.Старлингом открыл секретин - гормон человека, вырабатываемый слизистой двенадцатиперстной кишки и стимулирующий выделение панкреатина поджелудочной железой. Изучал физико-химические основы действия ферментов и процессы всасывания. В 1905 разработал метод введения солевого раствора при хирургическом шоке; этот метод широко применялся во время Первой мировой войны. Бейлисс был редактором "Физиологического реферативного журнала" ("Physiological Abstracts"); среди написанных им книг - Природа ферментативных реакций (The Nature of Enzyme Action, 1908); Основы общей физиологии (Principles of General Physiology, 1915); Вазомоторная система (The Vaso-Motor System, 1923). В 1919 Бейлисс был награжден медалью Копли Лондонского королевского общества, а в 1922 получил звание дворянина. Умер Бейлисс в Лондоне 27 августа 1924.

ЛИТЕРАТУРА

Бейлисс У.М. Основы общей физиологии. М., 1927

БЕЙЛЬ ПЬЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЙТЕВЕХ ВИЛЛЕМ

Рисунок пером и кистью. Частное собрание. Париж.

"Новобрачные". 1416-17. Рейксмюсеум. Амстердам.

БЕЙТМЕН ХАРРИ

БЕЙТМЕН Харри (Bateman, Harry)

(1882-1946), американский математик, внесший существенный вклад в теорию дифференциальных уравнений и специальных функций. Работы Бейтмена по газовой динамике сыграли важную роль в усовершенствовании конструкции самолета. Родился 29 мая 1882 в Манчестере. Учился в Тринити-колледже Кембриджского университета, завершил образование в Германии и Франции. После непродолжительной работы в Тринити-колледже и университетах Ливерпуля и Манчестера в 1910 эмигрировал в США. В течение нескольких лет читал лекции в колледже Брин-Мор, а затем в университете Джонса Хопкинса. С 1917 и до конца жизни - профессор Калифорнийского технологического института в Пасадене. Перу Бейтмена принадлежат три фундаментальных монографии: Математическая теория распространения электромагнитных волн (Electrical and Optical Wave Motion, 1914), Дифференциальные уравнения (Differential Equations, 1918), Дифференциальные уравнения в частных производных математической физики (Partial Differential Equations of Mathematical Physics, 1932) и более двухсот статей и докладов. Еще две основные работы - Высшие трансцендентные функции, в З-х томах (Higher Transcendental Functions, 1953-1955) и Таблицы интегральных преобразований, в 2-х томах (Tables of Integral Transforms, 1954) были опубликованы посмертно по материалам, сохранившимся в архиве Бейтмена. Умер Бейтмен в Юте 21 января 1946.

БЕЙТС ГЕНРИ УОЛТЕР

БЕЙТС Генри Уолтер (Bates, Henry Walter)

(1825-1892), английский натуралист и путешественник, известный главным образом своими работами по мимикрии у насекомых. Родился 18 февраля 1825 в Лестере (Англия). С раннего возраста увлекался живой природой; опубликовал свою первую научную работу, когда ему было 18 лет. Работал учителем в Лестерской школе. В 1848 вместе с другим преподавателем этой школы, А.Уоллесом, отправился в Бразилию. После двух лет совместных путешествий по Амазонке Бейтс направился в ее верховья, а Уоллес - по реке Рио-Негро. За время своего путешествия Уоллес собрал огромную коллекцию насекомых, среди которых оказалось 8000 новых видов. Вернувшись в Англию, ученый занялся обработкой коллекции и в 1861 прочитал в Линнеевском обществе знаменитый доклад о мимикрии - феномене, который Бейтс обнаружил, наблюдая за большими стаями бабочек в тропических лесах. Он заметил, что нередко среди бабочек одного вида (модель) попадаются бабочки другого вида (имитатор), внешне очень сходные с моделью и сильно отличающиеся от своих ближайших родичей. Бейтс высказал мнение, что модель имеет неприятный вкус для потенциальных хищников и что имитатор, будучи приемлем по вкусу для хищника, обеспечивает себе защиту благодаря сходству с моделью. Такое объяснение полностью соответствовало теории эволюции путем естественного отбора. Этот тип мимикрии получил название бейтсовской. В 1863 было опубликовано популярное повествование Бейтса о его путешествии в Бразилию - Натуралист на реке Амазонке (The Naturalist on the River Amazon), сразу получившее признание читателей. В 1864 Бейтс был назначен помощником секретаря Королевского географического общества. Занимался административными и издательскими делами, совмещая их с изучением насекомых. В 1881 был избран членом Географического общества. Умер Бейтс в Лондоне 16 февраля 1892.

ЛИТЕРАТУРА

Бейтс Т.У. Натуралист на реке Амазонке. М., 1958

БЕК АЛЕКСАНДР АЛЬФРЕДОВИЧ

А. А. Бек.

БЕК АНРИ ФРАНСУА

БЕК Анри Франсуа (Becque, Henri Francois) (1837-1899), французский драматург, одним из первых порвавший с условностями как классицистского, так и романтического театра. Родился 9 апреля 1837 в Париже. Драматургическую деятельность начал комедией Блудный сын (L'Enfant prodigue, 1867). Наиболее известна его пьеса Вороны (Les Corbeaux), шедевр натуралистического театра. Написанная в 1876-1877, она была поставлена в "Комеди Франсез" в 1882, но не получила успеха. В ней нет стилистических ухищрений; персонажи говорят "как в жизни", используя просторечные и даже неправильные выражения. Пьеса рассказывает о вдове и ее дочерях, после смерти главы семейства попадающих в лапы нечестных адвокатов, ложных друзей и безжалостных кредиторов. Пьеса Парижанка (La Parisienne, 1885) - язвительная сатира на женскую неверность. Бек исповедовал глубоко пессимистический взгляд на общество, и во всех его пьесах выведены по преимуществу отталкивающие персонажи. Умер Бек в Париже 12 мая 1899.

ЛИТЕРАТУРА

Бек А. Вороны. М., 1958

БЕК ЛЕО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕКЕТ ТОМАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕККАРИА ЧЕЗАРЕ

Ч. Беккариа.

БЕККЕР БОРИС

Б. Беккер на корте.

БЕККЕР ЖАК

Ж. Беккер.

БЕККЕРЕЛЬ АНТУАН АНРИ

БЕККЕРЕЛЬ Антуан Анри (Becquerel, Antoine Henri)

АНТУАН АНРИ БЕККЕРЕЛЬ

АНТУАН АНРИ БЕККЕРЕЛЬ

(1852-1908), французский физик. Родился в Париже 15 декабря 1852. Окончил Политехническую школу. В 1875 поступил в Государственное бюро мостов и дорог, главным инженером которого стал в 1894. Отец Беккереля Александр Эдмон Беккерель (1820-1891) и его дед Антуан Сезар Беккерель (1788-1878) были выдающимися физиками, профессорами Парижского национального естественно-исторического музея. В 1892 Беккерель тоже стал профессором этого музея, а в 1895 был назначен профессором Политехнической школы. Основные работы посвящены оптике (магнитооптика, фосфоресценция, инфракрасные спектры) и радиоактивности. В 1896, исследуя действие различных люминесцирующих минералов на фотопластинку, Беккерель случайно обнаружил, что некоторые соли урана вызывают почернение фотопластинок, завернутых в светонепроницаемую черную бумагу или металлическую фольгу. Дальнейшие исследования показали, что излучение солей урана не имеет ничего общего с люминесценцией и происходит без всякого выдерживания их на свету. Это явление самопроизвольного испускания лучей особой природы было названо радиоактивностью. За открытие естественной радиоактивности Беккерель в 1903 был удостоен Нобелевской премии по физике, разделив ее с Пьером и Марией Кюри. Умер Беккерель в Круасике (Бретань) 25 августа 1908.

ЛИТЕРАТУРА

Капустинская К.А. Анри Беккерель. М., 1965

БЕККЕТ СЭМЮЭЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕКЛИН АРНОЛЬД

БЕКЛИН Арнольд (Boecklin, Arnold)

(1827-1901), швейцарский живописец и скульптор. Родился 16 октября 1827 в Базеле. Учился в Дюссельдорфе (1845-1847), Женеве (1847) и Париже (1848). Работал в Базеле, Мюнхене, в Италии. Был одним из наиболее противоречивых художников своего времени: некоторые восхищались его богатым художественным воображением, другие критиковали его как слабого живописца. В последние годы жизни Беклин оказал сильное влияние на литературные круги символистов, искавших противодействия натурализму. Среди произведений Беклина - картины Остров мертвых (1880, Базель, Художественный музей) и Тритон и Нереида (1873-1874, там же). Сам художник никогда не давал названий своим картинам и не подписывал их. Умер Беклин во Флоренции 16 января 1901.

БЕКМАН МАКС

БЕКМАН Макс (Beckmann, Max)

(1884-1950), немецкий художник и график, родился в Лейпциге 12 февраля 1884. В 1900-1903 учился в веймарской Академии живописи; в 1909-1911 был членом Нового Берлинского Сецессиона. Во время Первой мировой войны служил санитаром на фронте. По окончании войны Бекман поселился во Франкфурте-на-Майне и преподавал в Художественной школе. После прихода к власти нацистов Бекман был отстранен от преподавания. Его произведения экспонировались на выставке "Дегенеративное искусство". В 1937 он эмигрировал в Амстердам, где жил во время Второй мировой войны; в 1947 переехал в США, преподавал в университете Сент-Луиса. В работах Бекмана можно проследить последовательную стилистическую эволюцию. Он начал с подражания импрессионизму в произведениях, представленных на выставках первого Берлинского Сецессиона. Работы, созданные мастером после войны, исполнены ужаса и глубокой скорби, выраженных посредством очень резких и грубых искажений. Типичные произведения этого периода - картины Ночь (1918-1919, Дюссельдорф, Художественное собрание Нордрейн-Вестфален) и Семейный портрет (Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1920-е годы искажения постепенно нивелируются; находясь в спокойном расположении духа, Бекман пишет в более нейтральной манере, например, Автопортрет с сигарой (частное собрание). К 1930-м годам, когда техническое мастерство художника достигло самого высокого уровня, он обращается к более утонченным и сложным образам. Содержание его произведений приобретает обобщенный и аллегорический характер, как в триптихе Отплытие (1932-1933, Нью-Йорк, Музей современного искусства) и Карнавал (университет Айовы). Творчество Бекмана отличает напряженная и мощная реалистическая трактовка формы - эффект, которого он достигал посредством использования острых обобщенных контуров и интенсивного колорита. Умер Бекман в Нью-Йорке 27 декабря 1950.

БЕК-НАЗАРОВ АМО ИВАНОВИЧ

А. И. Бек-Назаров.

БЕКОВИЧ-ЧЕРКАССКИЙ АЛЕКСАНДР

А. Бекович-Черкасский.

БЕКФОРД УИЛЬЯМ

БЕКФОРД Уильям (Beckford, William)

(1760-1844), английский прозаик. Родился 29 сентября 1760 в Фонтхилле (графство Уилтшир). Не знающий счета деньгам оригинал, Бекфорд воздвиг там причудливый готический "дворец" по проекту Дж.Уайета. В 1806-1822 избирался в парламент. В 1822 материальные затруднения вынудили его продать Фонтхилл, но вскоре он построил себе большой дом близ Бата, где и жил затворником до своей кончины 2 мая 1844. Своей известностью Бекфорд обязан в основном "восточной" повести Ватек (на франц. языке, 1782; англ. перевод, 1786; рус. перевод Б. Зайцева, 1912), написанной на экзотическом материале. Чудовищное воплощение злобы и самодурства, халиф Ватек, помыкаемый злодейкой-матерью, царицей Каратис, покоряется демону Эблису. В конце отмеченных крайней жестокостью странствий Ватек допускается в пещеры Эблиса, где халифа и его пособников ожидает страшная участь.

ЛИТЕРАТУРА

Бекфорд У. Ватек. - В кн.: Фантастические повести. Л., 1967

БЕЛАСКО ДЭВИД

БЕЛАСКО Дэвид (Belasco, David) (1853-1931), американский драматург и режиссер. Родился 25 июля 1853 в Сан-Франциско (шт. Калифорния). Получил образование в школе при монастыре. Профессиональную карьеру начал актером на Западном побережье. Став режиссером, приобрел репутацию "мастера фотографического реализма". Впервые в истории театра установил рампу, скрыв от зрителей осветительные приборы, и стремился создать на сцене полную иллюзию естественного света; по мере возможности он использовал подлинные костюмы и соответствующий реквизит. Самостоятельно или в соавторстве им написаны 400 пьес, в т.ч. такие "кассовые", как Сердце Мэриленда (The Heart of Maryland), Капельмейстер (The Music Master), Возвращение Питера Гримма (The Return of Peter Grimm), Кики (Kiki) и Красавица Лулу (Lulu Belle). Пьесы Беласко Девушка с Запада (The Girl of the Golden West) и Мадам Баттерфляй (Madame Butterfly) вдохновили Дж.Пуччини на создание его опер. В 1907 в Нью-Йорке был открыт "Театр Беласко". Умер Беласко в Нью-Йорке 14 мая 1931.

БЕЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛИНСКИЙ ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЛ АЛЕКСАНДЕР ГРЕЙАМ

БЕЛЛ Александер Грейам (Bell, Alexander Graham)

(1847-1922), изобретатель телефона. Родился 3 марта 1847 в Эдинбурге (Шотландия). Некоторое время учился в Эдинбургском университете, затем изучал риторику под руководством своего деда, основателя школы ораторского искусства. В возрасте 16 лет стал преподавателем риторики и музыки в академии Вестон-Хауc (Шотландия). В 1865 переехал в Лондон, работал ассистентом своего отца, профессора риторики Лондонского университета. В 1870 вместе с семьей переселился в Канаду. В 1871-1873 работал в Бостонской школе для глухонемых, с 1873 - профессор физиологии органов речи Бостонского университета. К изобретению телефона Белл пришел, когда искал способ продемонстрировать глухим артикуляцию звуков речи. Глубоко изучив акустику и физику человеческой речи, начал ставить опыты с аппаратом, в котором мембрана, колеблющаяся под действием звуковых волн, передавала эти колебания на иглу, записывающую их на вращающемся барабане. Постепенно он пришел к идее создания устройства, при помощи которого "станет возможной передача различных звуков, если только удастся вызвать колебания силы тока, соответствующие тем колебаниям плотности воздуха, которые производит данный звук". Параллельно Белл работал над проблемой одновременной передачи нескольких телеграфных сообщений по одному проводу (многоканальный телеграф), и чистая случайность при экспериментировании с созданным им "музыкальным телеграфом" помогла ему открыть явление, которое привело к изобретению телефона. 14 февраля 1876 Белл и одновременно с ним изобретатель, И.Грей подали патентные заявки на изобретение телефона. Патент был выдан Беллу 7 марта 1876, но лишь в 1893 после многочисленных судебных разбирательств Верховный суд США разрешил спор о приоритете в его пользу. 10 марта 1876 Белл послал по проводам первое звуковое сообщение, переданное с помощью электричества. Среди других изобретений Белла - усовершенствование фонографа Эдисона, применение гибких элеронов вместе с жесткой опорной поверхностью для управления полетом самолета. Белл опубликовал более 100 статей и получил 30 патентов. Он был удостоен премии А.Вольта, учрежденной еще Наполеоном, а в 1877 награжден орденом Почетного легиона. За работы по акустической физиологии Гейдельбергский университет присудил ему почетную ученую степень по медицине. Умер Белл близ Баддека (провинция Новая Шотландия, Канада) 2 августа 1922.

ЛИТЕРАТУРА

Уилсон М. Американские ученые и изобретатели. М., 1964

БЕЛЛ ДАНИЕЛ

БЕЛЛ Даниел (Bell, Daniel)

(р. 1919), американский социолог и публицист, член Американской академии искусств и наук. Родился 10 мая 1919 в Нью-Йорке. По окончании учебы преподавал социологию в Колумбийском (1959-1969), а затем в Гарвардском университете (с 1969 по настоящее время). Первая же крупная публикация Белла - книга Конец идеологии (The End of Ideology, 1960) - создала ему репутацию одного из ведущих американских теоретиков в области социальных и политических наук. Наряду с Артуром Шлезингером-младшим Белл возглавил т.н. "школу консенсуса" - либерально-центристское течение, доминировавшее в интеллектуальной жизни Америки 1950-х годов. Ключевым тезисом этой школы стало утверждение об исчерпанности традиционных политических идеологий. Коммунизму, фашизму и другим "программным" идеологиям Белл противопоставил либеральную приверженность умеренному социальному реформизму, свободному рынку и индивидуальным гражданским свободам. В отличие от либеральных теоретиков националистического склада (таких как Дэниел Бурстейн) или неоконсерваторов (таких как Ирвинг Кристол), Белл не стремился преувеличивать степень культурной однородности американского общества или распространенности ценностей среднего класса. В книге Грядущее постиндустриальное общество (The Coming of Post-Industrial Society, 1973), которую сам Белл назвал "попыткой социального предсказания", он проводил мысль, что в послевоенном американском обществе происходит переход от "долевой цивилизации" (индустриальной экономики, основанной на корпоративном капитализме), к постиндустриальному обществу, основанному на знании (knowledge society), которое характеризуется быстрым развитием компьютерных технологий, растущим авторитетом научных сообществ, а также централизацией принятия решений. Машины как наиболее важная форма капитала вытесняются теоретическим знанием, а корпорации как центры социального авторитета - университетами и исследовательскими институтами; основным условием социального продвижения становится не обладание собственностью, а владение знаниями и технологией. Все эти изменения влекут за собой глубокую трансформацию политического ландшафта: традиционное влияние экономических элит сменяется влиянием технократов и политических экспертов. К обсуждению проблем, связанных с усложнением и диверсификацией социальной и культурной жизни, Белл обращается и в других своих работах - Капитализм сегодня (Capitalism Today, 1971), Культурные противоречия капитализма (The Cultural Contradictions of Capitalism, 1976), Извилистый путь (The Winding Passage, 1980), а также в многочисленных публикациях в периодических изданиях.

БЕЛЛАДОННА

БЕЛЛАДОННА - лекарственное средство, приготовленное в форме экстракта или настойки на основе листьев либо корней красавки обыкновенной, Atropa belladonna, - многолетнего травянистого растения, относящегося к семейству пасленовых и известного тоже под названием белладонны. Оно произрастает в ряде европейских и азиатских стран, где, как и в США, в настоящее время его культивируют. Экстракт и настойка белладонны содержат алкалоиды атропин и гиосциамин. Физиологическое действие лекарства определяется главным образом присутствием атропина. Название белладонна, "прекрасная дама", известно с древних времен. Для того чтобы расширить зрачки (а расширенные зрачки считались когда-то атрибутом женской привлекательности), женщины промывали глаза настоем листьев красавки. Подобное действие белладонны используют и сегодня в офтальмологии. Атропин и гиосциамин могут быть также получены из дурмана обыкновенного, Datura stramonium. Близок к атропину по своему значению и использованию другой алкалоид - скополамин, который экстрагируют из белены черной, Hyoscyamus niger. Эти и некоторые другие родственные алкалоиды, получаемые экстракцией из растений семейства пасленовых, известны под общим названием алкалоидов белладонны. Все они действуют на центральную нервную систему, на гладкие и сердечную мышцы и на железы внешней секреции. Соответственно их используют в качестве стимуляторов дыхания и сердечной деятельности, как спазмолитические средства, а также для подавления избыточного слюноотделения; кроме того, они уменьшают тремор при болезни Паркинсона. Продолжительное употребление или передозировка как атропина, так и скополамина может вызывать отравление, но смертельные исходы редки.

См. также АЛКАЛОИДЫ.

БЕЛЛАМИ ЭДВАРД

БЕЛЛАМИ Эдвард (Bellamy, Edward)

(1850-1898), американский романист и социальный реформатор. Родился 26 марта 1850 в Чикопи-Фоллз (шт. Массачусетс). После учебы в родном городке проучился год в Юнион-колледже и в восемнадцатилетнем возрасте совершил путешествие в Европу. В 1871 Беллами вошел в штат газеты "Нью-Йорк ивнинг пост", в 1872-1876 писал передовицы и книжные обзоры для газеты "Спрингфилд Юнион". Последующие десять лет целиком посвятил литературному творчеству, благодаря публикации трех с лишним десятков рассказов и трех романов прослыв одним из наиболее обещающих молодых писателей Америки. В своем главном произведении Взгляд назад (Looking Backward, 1888; рус. переводы выходили также под названиями Золотой век, В 2000 году и др.), утопическом романе о Бостоне в 2000 году, он описал пригрезившийся ему общественный строй. В книге рассказывается о бостонце, попавшем из 19 в. в 2000 год и обнаружившем некий новый общественный порядок, в сущности, американский вариант социализма: "эпоха трестов обрела свою кончину в Великом Тресте", т.е. в Правительстве. Равенство (Equality, 1897) - своего рода экономический трактат, в котором Беллами ответил на нападки многочисленных критиков его утопии и восполнил пробелы в описании предложенного в ней социального строя. Умер Беллами в Чикопи-Фолз 22 мая 1898.

БЕЛЛАРМИНО РОБЕРТО ФРАНЧЕСКО РОМОЛО

БЕЛЛАРМИНО, СВ. РОБЕРТО ФРАНЧЕСКО

(San Roberto Francesco Bellarmino) (1542-1621), католический теолог, учитель церкви, полемист, ревностный защитник церкви в последние годы Контрреформации. Родился 4 октября 1542 в Монтепульчано (Италия), в 1560 вступил в орден иезуитов в Риме. После изучения теологии в университетах Падуи и Лувена, где он завоевал широкую известность как проповедник, был посвящен в сан священника (в 1570). Затем в течение 6 лет преподавал теологию в Лувенском университете, уделяя особое внимание спорным богословским проблемам. В 1576 папа Григорий XIII назначил его профессором в Римский коллегиум, впоследствии знаменитый Григорианский университет. В 1592 Беллармино был назначен ректором коллегиума, а затем провинциалом иезуитов Неаполитанского королевства. В 1597 стал советником папы Климента VIII по богословским вопросам, а два года спустя, вопреки его собственному желанию, избран кардиналом. В 1602 был назначен архиепископом Капуи, а в 1605 стал членом большинства римских конгрегаций. В этом качестве принимал участие во всех основных религиозных дебатах своего времени: в споре между доминиканцами и иезуитами по вопросу о божественной благодати; в споре между Святым Престолом и Венецианской республикой, где он выступил главным антагонистом Паоло Скарпи; в споре по вопросу о "присяге на верность", принесение которой потребовал от английских католиков король Яков I, и, наконец, в процессе над Галилеем в 1616. Умер Беллармино 17 сентября 1621. Вопрос о его беатификации поднимался несколько раз, однако из-за противодействия галликанской и янсенистской оппозиции он был беатифицирован только в 1923. В 1930 Беллармино был канонизирован, а в 1931 провозглашен учителем церкви. День памяти святого 17 сентября. Главным сочинением Беллармино, прославившим его имя, стали Рассуждения о спорных вопросах христианской веры (Disputationes de controversiis..., 1586-1593), изданные в 3-х томах in folio, а затем многократно переиздававшиеся. В этом труде предпринята попытка представить систематический обзор разнообразных религиозных споров той эпохи и воспроизводятся многие аргументы, выдвигавшиеся протестантами. В целом его теологические сочинения занимают 12 томов в издании Февра (1870-1874). Многочисленные сочинения Беллармино, посвященные христианской духовности и благочестию, завоевали широкую популярность и переведены на несколько языков. Быть может, самое известное из них - Умственное восхождение к Богу (De ascensione mentis in Deum, 1615).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

БЕЛЛИНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЛИНИ ВИНЧЕНЦО

ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ

ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ

(Bellini, Vincenzo) (1801-1835), итальянский композитор, автор прославленной оперы Норма. Родился 3 ноября 1801 в Катанье на острове Сицилия. Отец Беллини, церковный органист, стал первым его учителем, а один из местных дворян, покоренный талантом мальчика, дал средства для продолжения его образования. Винченцо обучался композиции в неаполитанской консерватории "Сан-Себастьяно", и там же в 1825 появилась его первая опера - Адельсон и Сальвини (Adelson e Salvini). Ее успех принес Беллини заказ на новую оперу - Бьянка и Фернандо (Bianca e Fernando, 1826) для неаполитанского театра "Сан-Карло". Затем его пригласили в миланский театр "Ла Скала", где с большим успехом была поставлена опера Пират (Il Pirate, 1827). Дальнейший путь Беллини отмечен как взлетами, так и провалами. Например, опера Чужестранка (La Straniera) была благожелательно принята в "Ла Скала" в 1829, а в следующем году Заира (Zaira), напротив, потерпела неудачу в Герцогском театре Пармы; в 1830 Капулети и Монтекки (I Capuleti e Montecchi), поставленные в венецианском театре "Фениче", восстановили доброе имя композитора. Вскоре Беллини начал работу над Эрнани (Ernani), но оставил этот сюжет и сочинил другую оперу - Сомнамбулу (La Sonnambula), которая с трумфом была поставлена 6 марта 1831 в миланском театре "Каркано". 26 декабря того же года в "Ла Скала" состоялась премьера Нормы (Norma), которая не произвела большого впечатления на слушателей, но впоследствии пользовалась громким успехом. Затем Беллини совершил триумфальную поездку на Сицилию (Мессина, Катанья) и в Неаполь, после чего вернулся в Милан для работы над оперой Беатриче ди Тенда (Beatrice di Tenda), которая провалилась на премьере в театре "Фениче" в 1833. В том же году Беллини дирижировал своими операми - Нормой и Сомнамбулой в Лондоне, а затем обосновался в Париже. Для парижского "Театр Итальен" им были созданы Пуритане (I Puritane, 1834) - премьера оперы 25 января 1835 прошла успешно. 23 сентября 1835 Беллини, страдавший болезнями печени и желудка, скончался в Пюто близ Парижа. Творчество Беллини занимает почетное место в истории оперы. Вдохновенная мелодика, яркая лирическая выразительность, драматургическая цельность произведений композитора способствовали их долговечности: хотя оперы Беллини переживали периоды забвения, они до сих пор широко представлены в репертуаре ведущих театров мира.

ЛИТЕРАТУРА

Крунтяева Т. С. В. Беллини. Л., 1984

БЕЛЛИНСГАУЗЕН ФАДЕЙ ФАДЕЕВИЧ

Ф. Ф. Беллинсгаузен.

БЕЛЛОККЬО МАРКО

М. Беллоккьо.

БЕЛЛОНА

БЕЛЛОНА - римская богиня войны, впоследствии отождествленная с греческой богиней войны Энио и с каппадокийской богиней Ма.

БЕЛЛОТТО БЕРНАРДО

Картинная галерея. Дрезден.

Частное собрание.

Эльбы". 1747-55. Государственный Эрмитаж.

1759-60. Художественно-исторический музей. Вена.

БЕЛЛЬ ГЕНРИХ

БЕЛЛЬ Генрих (Boll, Heinrich)

(1917-1985), немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1972. Родился 21 декабря 1917 в Кельне. В 1939 был призван рядовым в пехоту, в 1945 попал в плен к американцам, вернулся в Кельн в 1946. Ранние рассказы Белля по характеру схожи с рассказами многих немецких авторов конца 1940-х годов; они представляют собой беглые, беспощадно реалистические портреты "маленьких людей", обитающих в руинах разбомбленных городов. Как и рассказы, первые его романы - Поезд пришел вовремя (Der Zug war pnktlich, 1949), Где ты был, Адам? (Wo warst du, Adam?, 1951), И не сказал ни единого слова (Und sagte kein einziges Wort, 1954) - звучат страстным обвинением ужасам и хаосу войны. Когда Белль отошел от темы войны и выживания, манера его письма изменилась. В книге Бильярд в половине десятого (Billiard um Halbzehn, 1959), который часто называют лучшим его романом, Белль использует сложные повествовательные приемы, сжимая в один-единственный день весь опыт трех поколений состоятельной немецкой семьи. В романе Глазами клоуна (Ansichten eines Clowns, 1963) вскрываются нравы католического истеблишмента. Групповой портрет с дамой (Gruppenbild mit Dame, 1971), самый объемный и наиболее новаторский роман Белля, облечен в форму подробного бюрократического отчета, где около шестидесяти человек характеризуют некую персону, создавая тем самым мозаичную панораму немецкой жизни после Первой мировой войны. Потерянная честь Катарины Блум (Die Verlorene Ehre der Katharina Blum, 1974) - ироническая зарисовка на тему бульварной прессы и клеветнических сплетен. В творческом наследии Белля - роман Под конвоем заботы (Frsorgliche Belagerung, 1979) о терроризме; Что станется с мальчиком, или Какое-нибудь дело по книжной части (Was soll aus dem Jungen bloss werden? oder: Irgend was mit Bchern, 1981) - воспоминания о ранней юности в Кельне. Умер Белль в Кельне 16 июля 1985.

ЛИТЕРАТУРА

Белль Г. Дом без хозяина. М., 1960 Белль Г. Бильярд в половине десятого. М., 1961 Белль Г. Город привычных лиц. М., 1964 Рожновский С.В. Генрих Белль. М., 1965 Белль Г. Семь коротких историй. М., 1968 Белль Г. Долина Грохочущих Копыт. М., 1971 Белль Г. Каждый день умирает частица свободы. Художественная публицистика. М., 1986 Белль Г. Собрание сочинений, тт. 1-5. М., 1989-1996

БЕЛОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

В. И. Белов.

БЕЛОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

С. А. Белов. 1994 г.

БЕЛОВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА

Е. Д. Белова. 1975 г.

БЕЛОКУРОВ ВЛАДИМИР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

БЕЛОКУРОВ Владимир Вячеславович - "Мертвые души". 1960 год.

Архив М. Ф. Сегиды.

БЕЛОРУССИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛОРУССИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛОРУССИЯ. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛОУСОВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

И. А. Белоусов.

БЕЛУШИ ДЖЕЙМС

Архив редакции "Видео-Асс".

БЕЛЫЙ АНДРЕЙ

БЕЛЫЙ Андрей (1880-1934), русский романист, поэт, философ и теоретик литературы; родился в Москве 26 октября 1880. Настоящее имя - Борис Николаевич Бугаев. Сын выдающегося ученого, профессора-математика Н.B.Бугаева, он окончил математический факультет Московского университета в 1903 и к этому времени был уже известен в российских литературных кругах. Четыре книги Симфоний (1902-1907) Белого были его первым и важнейшим прозаическим сочинением. Это был смелый опыт применения в прозе законов музыкальной композиции и эмоциональных ритмико-звуковых начал. В Серебряном Голубе, романе, опубликованном в 1910, Белый соединил приемы символизма с принципами реализма. Серебряный Голубь и Петербург (1913) - самые известные произведения Белого. Во время революции и в послереволюционные годы Белый писал воспоминания и автобиографические романы. Первое из сочинений этого периода - Котик Летаев (1917), напоминающий прозу Джойса; среди других произведений того же плана Преступление Николая Летаева (1921), Записки чудака (1923) и несколько книг под общим заглавием Москва. В трех томах воспоминаний Белый живо и реалистично поведал историю своей жизни, философских исканий, а также культурных и общественных вопросов эпохи. В своей поэзии, равно как и в прозе, Белый исследовал новейшие эстетические и формальные возможности словесного искусства. Среди его стихотворных сочинений - сборники Золото в лазури (1898-1904), Пепел (1909), Урна (1909), Первое свидание (1921) и После разлуки (1922); его работы по теории символизма и просодии наряду с философскими эссе составили сборник статей Символизм (1910). Умер Белый в Москве 8 января 1934.

ЛИТЕРАТУРА

Белый А. Стихотворения и поэмы. М., 1966 Белый А. Петербург. Л., 1981 Белый А. Эссе и воспоминания. Ереван, 1985 Белый А. Избранная проза. М., 1988 Андрей Белый: проблемы творчества. М., 1988

БЕЛЬГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЬГИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЬКАНТО

БЕЛЬКАНТО (итал. bel canto, "прекрасное пение"), стиль пения, возникший в Италии в 17 в., а в 18 в. распространившийся по всей Европе. Бельканто тесно связан с неаполитанским типом оперы, где во главу угла ставили не интересы драматического действия, а пение, красоту и техническое совершенство звукоизвлечения; голос трактовался как великолепный музыкальный инструмент, а не как средство выражения драматического содержания. Cтиль бельканто достиг вершины в 19 в., после чего стал клониться к упадку даже в Италии, с ее высокой певческой культурой.

ЛИТЕРАТУРА

Львов М. Л., Из истории вокального искусства. М., 1964

БЕЛЬМАН КАРЛ МИКАЭЛЬ

БЕЛЬМАН Карл Микаэль (Bellman, Karl Mikael) (1740-1795), шведский поэт. Родился 4 февраля 1740 в Стокгольме в религиозной семье. Получил хорошее образование и пытался выдвинуться на государственной службе. Стал известен как поэт и исполнитель собственных песен, однако не был вхож в литературное сообщество. Книги его лучших стихов были изданы довольно поздно, он был признан лишь в 1790-е годы и с тех пор считается выдающимся шведским поэтом. Первыми произведениями Бельмана были сатирические стихи и песни, отмеченные влиянием Улофа фон Далина (1708-1763). Окончательно он нашел себя в пародиях на современные ему ордена и клубы (Капитул ордена Бахуса - Bachi ordenskapitel). С 1767 работал над своим важнейшим поэтическим циклом Послания Фредмана (Fredmans epistlar), который был опубликован с предисловием Ю.Х.Чельгрена в 1790; год спустя последовал сборник Песни Фредмана (Fredmans snger). Для этих баллад он сам сочинял музыку, в основном перерабатывая хорошо известные мелодии. Умер Бельман в Стокгольме 12 февраля 1795.

ЛИТЕРАТУРА

Бельман К. Послания, песни и завещания Фредмана. СПб, 1994

БЕЛЬМОНДО ЖАН ПОЛЬ

Архив редакции "Видео-Асс".

БЕЛЯВСКИЙ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ

А. Б. Белявский.

БЕЛЯЕВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

А. П. Беляев.

БЕЛЯЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

П. И. Беляев.

БЕЛЯЕВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ

П. П. Беляев.

БЕМЕ ЯКОБ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница