Энциклопедия Кольера
БЕККЕТ СЭМЮЭЛ

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БЕККЕТ СЭМЮЭЛ

БЕККЕТ Сэмюэл (Beckett, Samuel)

(1906-1989), ирландский писатель, признанный родоначальник "нового романа" и "театра абсурда". Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969. Родился 13 апреля 1906 в Дублине. Получил степень магистра искусств в дублинском Тринити-колледже в 1931, работал учителем. С 1937 постоянно жил в Париже. Ранние его произведения, написанные по-английски, не имели успеха; среди них - поэма Курвоскоп (Whoroscope, 1930); критический очерк Пруст (Proust, 1931); сборник коротких рассказов Скорее тычки, чем пинки (More Pricks Than Kicks, 1934); роман Мерфи (Murphy, 1938). Много лет общался с Дж.Джойсом, был его литературным секретарем, перевел на французский язык фрагмент Поминок по Финнегану. В войну активно участвовал в движении Сопротивления. После войны оставил родной язык и перешел на французский, после чего добился признания. В романе Мерсье и Камье (Mercier et Camier, 1946, опубл. в 1970; перев. на англ. в 1975) два человека, по доброй воле решившие стать изгнанниками, блуждают в некоем нескончаемом поиске. В 1951 Беккет опубликовал роман Моллой (Molloy). В следующем романе, Малон умирает (Malone meurt, 1951), герой показан на пороге смерти. Главный персонаж романа Безымянный (L'Innomable, 1953) лишен всех конечностей. В романе Как оно есть (Comment c'est, 1961) жизнь сведена к первобытному состоянию, где живые существа, которых трудно признать людьми, ползают, едят и отчаянно стремятся к общению. В конечном итоге от этих искалеченных, лежащих ничком существ остается только голос рассказчика, продолжающего бесконечный монолог. Короткий и компактный роман Потерянные (Le Depeupler, 1971) повествует о мире потерянных тел, скитающихся по нишам и расщелинам огромного цилиндра. Возможно, проявлением "редукционизма" Беккета в чистом виде стал короткий роман Собеседник (Company, 1980), где немой человек слышит голос, излагающий историю его жизни. Наиболее известна пьеса Беккета В ожидании Годо (En attendant Godot, 1952), где двое милых лоботрясов покорно ждут чего-то, а вокруг, сцепившись в смертельной схватке, бродит странная пара - хозяин и раб (тело и разум). Такая же пара, хозяин и слуга, в пьесе Конец игры (Fin de partie, 1957) тоже ждет "окончательного решения", между тем как их престарелые родители безропотно сидят в мусорных ящиках. В Последней пленке Крэппа (Krapp's Last Tape, 1959) и Счастливых днях (Happy Days, 1961) эта стержневая тема разбавляется скверной шуткой о том, что сама жизнь - это, в сущности, лишь преддверие смерти. В Качикач (Rockaby, 1981) старуха, укачивая себя в кресле, возвращается в прошлое. Память и есть жизнь, так что, когда в подсознании старухи иссякают воспоминания, она умирает. Театр Беккета неотличим от его романической прозы, поскольку в финале остается только голос, далекий от трагикомического спектакля жизни. Умер Беккет в Париже 22 декабря 1989.

ЛИТЕРАТУРА

Беккет С. Изгнанник: Пьесы и рассказы. М., 1989 Ряполова В. Беккет: Ретроспективный взгляд. О творчестве ирландского драматурга Сэмюэля Беккета. - Театр, 1993, № 8 Беккет С. Трилогия: Моллой; Мэлон умирает; Безымянный. СПб, 1994 Беккет С. Моллой. М., 1997 Беккет С. Театр. СПб, 1998

В начало энциклопедии