Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Б" (часть 5, "БЕН"-"БЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 5, "БЕН"-"БЕР")

БЕН АФРА

БЕН Афра (Behn, Aphra) (1640-1689), английская романистка и драматург. Родилась в 1640, предположительно в Уайе (графство Кент). Секретный правительственный агент, любовница некоего Уильяма Скота, политического авантюриста в Суринаме и Нидерландах. В 1666 или 1667, вернувшись в Англию, стала одной из первых женщин, которые зарабатывали на жизнь литературой. Точно не известно, была ли она замужем за торговцем по фамилии Бен. В ее главном романе - Оруноко, или Царственный раб (Oroonoko, or the Royal Slave, 1688), сентиментальной мелодраматической истории из жизни негритянских принца и принцессы, ставших рабами, - выведен один из первых ярких литературных образов "благородного дикаря". Написала Бен около девятнадцати пьес, сюжеты некоторых заимствованы у других авторов. Умерла Афра Бен в Лондоне 16 апреля 1689.

БЕНАВЕНТЕ-И-МАРТИНЕС ХАСИНТО

БЕНАВЕНТЕ-И-МАРТИНЕС Хасинто (Benavente y Martnez, Jacinto)

(1866-1954), испанский драматург. Представитель "Поколения 1898 года". Член Испанской академии наук. Лауреат Нобелевской премии 1922.

Родился 12 августа 1866 в Мадриде, в семье известного мадридского врача. Большинство крупных театральных удач Бенавенте принадлежат к периоду до 1913. Умер Бенавенте в Мадриде 14 июля 1954.

Лучше всего Бенавенте удавалась тонкая и ироничная, умеренная сатира с позиции циничного скептика, умудренного жизнью стороннего наблюдателя. Его почти всегда технически безупречные пьесы привлекают не действием (сюжет бывает едва намечен), но диалогом.

Уже в первой пьесе Бенавенте Чужое гнездо (El nido ajeno, 1894) выявились характерные черты его драматургии: атмосфера "салонной", или "изысканной" комедии, светский диалог и отсутствие сложной интриги. Сугубо "испанские" черты общественого неблагополучия ("кодекс чести", полуфеодальные предрассудки) усугубили критическую направленность пьесы, практически сразу снятой с репертуара. Субботний вечер (La noche de sbado, 1903) - первая из символических, почти лирических пьес, где персонажи представляют все уровни декадентского "международного" общества. В моралистической комедии о супружеской измене Осенние розы (Rosas de otoсo, 1905) был впервые заявлен частый мотив его последующей драматургии - антиаристократизм, обеспечивший ему прочные симпатии публики. Шедевр драматурга - яркая комедия Игра интересов (Los intereses creados, 1907), где современные общественные типы решены в традициях комедии дель арте. Действие пьесы Госпожа хозяйка (Seсora ama, 1908) разворачивается среди говорящих на диалекте кастильских крестьян. В центре другой морально-философской пьесы из сельской жизни Несчастная (La malquerida, 1913) - инцестуальная любовь. Моралистическая пьеса Зло, которое нам причиняют (El mal que nos hacen, 1919) демонстрирует ущербность чувства ревности. Тема Намеков (Alfilerazos, 1924), сатиры на реакционных и напыщенных членов общества, препятствующих подлинной благотворительности и религиозной и социальной терпимости, перекликается с Злодеями добра (Los malhechores del bien, 1905) и написанной позднее пьесой Пепа Донсель (Pepa Doncel, 1928). Лучшая из пьес Бенавенте после Второй мировой войны, Барышня (Infanzona, 1945), воскрешает проблематику Госпожи хозяйки и Несчастной. Последней в театрах шла его пьеса Красная Шапочка пугает волка (Caperucita asusta al lobo, 1953).

ЛИТЕРАТУРА

Бенавенте. Х. Игра интересов. Петербург - М., 1919

БЕНАР ПОЛЬ АЛЬБЕР

БЕНАР Поль Альбер (Besnard, Paul Albert)

(1849-1936), французский живописец. Родился в Париже 2 июня 1849. В своих работах он использовал традиционные сюжеты и писал в импрессионистической манере. Занимал пост директора Школы изящных искусств в Париже и получил множество официальных наград. Кроме портретов видных общественных деятелей (в том числе мадам Роже Журден, мадам Дени-Кошен и кардинала Мерсье), он выполнил настенные росписи в Школе фармацевтики, Сорбонне и Ратуше в Париже. Умер Бенар в Париже 4 декабря 1936.

БЕНГАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕН-ГУРИОН ДАВИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНДА

Й. Бенда.

БЕНЕ СТИВЕН ВИНСЕНТ

БЕНЕ Стивен Винсент (Benet, Stephen Vincent)

СТИВЕН ВИНСЕНТ БЕНЕ

СТИВЕН ВИНСЕНТ БЕНЕ

(1898-1943), американский поэт и прозаик, автор величественной эпической поэмы о Гражданской войне в США Тело Джона Брауна. Родился 22 июля 1898 в Бетлехеме (шт. Пенсильвания), последний ребенок в семье полковника Дж.У.Бене. Влияние отца и вообще семейной военной традиции чувствуется и в личности поэта, и в его творчестве. В 1919 Бене окончил Йельский университет. После службы в госдепартаменте во время Первой мировой войны возвратился в Йельский университет, где в 1920 получил степень магистра искусств. Следующий год он провел в Париже, писал стихи и прозу. Талант Бене развился рано, о чем свидетельствуют умело построенные драматические монологи в Пятерых и Помпее (Five Men and Pompey, 1915) и в изданных тогда же двух стихотворных сборниках. В 1921 он разделил с К. Сэндбергом премию Поэтического общества, а роман Начало мудрости (The Beginning of Wisdom) привлек внимание критики. Женившись 26 ноября 1921 на Розмари Карр, талантливой писательнице из Чикаго, Бене на протяжении 1920-х годов публикуется в периодических изданиях, чтобы содержать большую семью. Освоившись с новыми средствами выражения, он оживил выдохшиеся шаблоны коммерческой прозы, дав простор воображению, и серьезно увлекся американской историей. Наиболее известны его рассказы из сборника Дьявол и Дэниел Уэбстер (The Devil and Daniel Webster, 1937) и две большие поэмы Тело Джона Брауна (John Brown's Body, 1928) и Западная звезда (Western Star, 1943). Умер Бене в Нью-Йорке 13 марта 1943.

ЛИТЕРАТУРА

Бене С.В. Тело Джона Брауна. Ann Arbor, 1979 Бене С.В. За зубом к Полю Ревиру. М., 1988

БЕНЕДИКТ XIV

Сублейрас П. Портрет папы Бенедикта XIV. 1746.

БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕДИКТ РУТ ФУЛТОН

БЕНЕДИКТ Рут Фултон (Benedict, Ruth Fulton)

РУТ БЕНЕДИКТ

РУТ БЕНЕДИКТ

(1887-1948), американский антрополог. Родилась 5 июня 1887 в Нью-Йорке. Училась в колледже Вассара, где в 1909 получила степень бакалавра гуманитарных наук. Пришла в антропологию, когда ей было за тридцать, под влиянием Франца Боаса (в 1923 получила степень доктора философии). Ее исследования можно разделить на несколько основных направлений: 1) сравнительный анализ фольклора и религии американских индейцев; к этому направлению относится работы Понятие ангела-хранителя в Северной Америке (Concept of Guardian Spirit in North America, 1923), Мифология кочити (Cochiti Mythology, 1931), Мифология зуни (Zuni Mythology, 1935), участие в нескольких экспедициях на Юго-Запад, преподавательская деятельность в Колумбийском университете в 1922-1948, руководство двумя полевыми школами (среди индейских племен апачи в 1931 и "черноногих" в 1939); 2) организация материалов, включая редактирование "Журнала американского фольклора", "Трудов Колумбийского университета по антропологии", а также подготовку указателя слов к собранию фольклора индейцев Юго-Запада; 3) написание теоретических работ по наиболее интересовавшей ее проблеме соотношения человеческой личности и форм культуры; этому посвящен и самый известный ее труд Образцы культуры (Patterns of Culture, 1934); 4) работа в сфере расовых и межкультурных отношений и сфере образования, что нашло отражение в книге Раса: наука и политика (Race: Science and Politics, 1940); 5) применение антропологических методов и гипотез к анализу современных культур Германии, Румынии, Сиама и Японии; к этому направлению относится книга Хризантема и меч (The Chrysanthemum and the Sword, 1946). Последние годы жизни Бенедикт посвятила разработке методик и подготовке специалистов в области исследования современных культур и международных отношений. Рут Бенедикт сыграла важную роль в разработке междисциплинарного подхода к проблемам человека, последовательно сохраняя при этом интерес к тем выводам, которые могли быть сделаны из сравнительного изучения культур. Ее работа Образцы культуры, переведенная на пять языков, внесла решающий вклад в процесс интеграции дисциплин, занимающихся изучением культуры и личности. Умерла Бенедикт в Нью-Йорке 17 сентября 1948.

БЕНЕДИКТИНЦЫ

БЕНЕДИКТИНЦЫ - в широком смысле, все монахи, живущие по уставу св. Бенедикта Нурсийского; в узком - лишь монахи бенедиктинского ордена (но не монахи выделившихся из него самостоятельных конгрегаций - например, камальдулов, валломброзов, цистерцианцев). Когда св. Бенедикт в начале 6 в. основал монашеские общины в Субиако и Монте-Кассино, он не думал о создании ордена с четко организованной иерархией и системой подчинения. Его заботила организация самого уклада монашеской жизни и устройство отдельных монастырей. Поэтому бенедиктинский орден, древнейший из орденов Западной церкви, состоит из самостоятельных монашеских общин, объединяемых в "конгрегации" (либо по национально-географическому принципу, либо по принципу объединения вокруг "материнского" аббатства), которые, в свою очередь, образуют "федерацию". Конгрегации возглавляются председательствующими аббатами, а во главе федерации стоит аббат-примас с резиденцией в Риме. Такая организация в полной мере отвечает тем принципам, которыми руководствовался св. Бенедикт, рассматривавший каждый отдельный монастырь как самодостаточную и совершенно самостоятельную семью, поскольку и председатели конгрегаций, и верховный аббат наделялись лишь ограниченной властью. В осуществлении идеала монашеской общины как единой семьи важная роль принадлежит обету stabilitas loci (постоянства местопребывания), которым св. Бенедикт дополнил обычные монашеские обеты. Давая этот обет, монах обязуется до самой смерти оставаться в одном и том же монастыре, который, таким образом, становится его домом. Целью монахов-бенедиктинцев является святость жизни, и им дозволяются любые формы деятельности, не противоречащие общежитийному укладу и не препятствующие участию в совместных богослужениях. Бенедиктинцы достигли успехов на многих поприщах, и их миссионерская, педагогическая и научная деятельность принесла значительные плоды. Бенедиктинские аббатства стали центрами образованности и искусств и инициаторами экономических и сельскохозяйственных нововведений. На протяжении нескольких веков все школьное образование находилось в руках бенедиктинцев. В настоящее время они занимают передовые позиции в экуменическом движении и в подготовке литургических реформ. Женские монашеские общины бенедиктинок возникли одновременно с возникновением бенедиктинского ордена и в своей истории переживали те же этапы, что и весь орден в целом. Монахини некоторых из женских бенедиктинских аббатств ведут созерцательную жизнь, однако в других аббатствах сестры заняты активной деятельностью, включающей педагогическую работу на всех уровнях и заботу о сиротах, больных и престарелых.

ЛИТЕРАТУРА

Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

БЕНЕДИКТОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ

В. Г. Бенедиктов.

БЕНЕКЕ ФРИДРИХ ЭДУАРД

БЕНЕКЕ Фридрих Эдуард (Beneke, Friedrich Eduard)

(1798-1854), немецкий психолог и философ. Родился в Берлине 17 февраля 1798, получил образование в университетах Берлина и Галле. Изучал теологию под руководством Шлейермахера, затем обратился к философии, уделив особое внимание англичанам, а также идеям Шопенгауэра, Фриза, Якоби. В 1832 он был назначен экстраординарным профессором философии Берлинского университета. Бенеке критиковал теорию врожденных идей и способностей и считал, что вся философия должна основываться на эмпирической психологии. Среди его основных работ - Психологические зарисовки (Psychologische Skizzen, Bd. 1-2, 1825-1827), Практическая психология (Pragmatische Psychologie, 1832), Новая психология (Die Neue Psychologie, 1845). Предполагаемая дата смерти между мартом (когда он исчез) и июлем (когда было найдено его тело) 1854.

БЕНЕШ ЭДУАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНИ-ИСРАЭЛЬ

БЕНИ-ИСРАЭЛЬ - еврейская община, с давних времен обосновавшаяся в Индии. Ее члены считают себя потомками евреев, которые, спасаясь от преследований, потерпели кораблекрушение у островов Индийского океана. Западные евреи впервые узнали об общине в 19 в. благодаря христианским миссионерам. В 1947 ее численность составляла ок. 24 тыс. человек, большинство жили в Бомбее, Пуне и Ахмадабаде. С 1948 по 1969 примерно половина из них эмигрировала в Израиль, а на родине осталось 12-13 тыс. Члены общины Бени-исраэль восприняли многое из индийской культуры, они говорят на маратхи. Как правило, они соблюдают также и библейские праздники.

БЕНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНКЕНДОРФ АЛЕКСАНДР ХРИСТОФОРОВИЧ

А. Х. Бенкендорф.

БЕННЕТ РИЧАРД БЕДФОРД

БЕННЕТ Ричард Бедфорд (Bennett, Richard Bedford)

(1870-1947), канадский государственный деятель, премьер-министр (1930-1935). Родился 3 июля 1870 в Хоупвелл-Хилле (Нью-Брансуик). Получил образование в нью-брансуикских школах и в университете Далхаузи (Галифакс, Новая Шотландия). Начал адвокатскую карьеру в Нью-Брансуике, но в 1897 переехал в Калгари (провинция Алберта), где прожил вплоть до 1939. Беннет был членом Северо-Западной ассамблеи (1898-1905), законодательного собрания Альберты (1909-1911) и канадской палаты общин (1911-1917). В 1917 был назначен генеральным директором Национальной службы воинского призыва, в 1921 - министром юстиции и генеральным прокурором в правительстве Мейгена. Вернув себе место в парламенте после всеобщих выборов 1925 и 1926, Беннет был избран лидером консервативной партии (1927). В 1930 стал премьер-министром. Среди достижений его правительства были Оттавские соглашения 1932, установившие систему преференциальных пошлин в рамках Британского Содружества, а также создание Банка Канады и Канадской радиовещательной корпорации (Си-Би-Си). В 1935, в условиях затяжного кризиса, вызванного экономической депрессией, Беннет вынужден был уйти в отставку. После начала Второй мировой войны в Европе Беннет переселился в Англию. В 1941 был возведен в титул виконта Беннета Миклхема, Суррейского, Калгарийского и Хоупвеллского.

Умер Беннет в Миклхеме (Англия) 26 июня 1947.

БЕННЕТ ФЛОЙД

БЕННЕТ Флойд (Bennett, Floyd)

(1890-1928), американский летчик. Родился 25 октября 1890 близ Уорренсберга (шт. Нью-Йорк). Учился в средней школе в Уорренсберге и в школе механиков в Скенектади (шт. Нью-Йорк), затем занимался гаражным делом. В 1917 завербовался в ВМС ВША, проходил подготовку по курсу пилота и борт-механика в Пенсаколе (шт. Флорида) и в Хамптон-Родсе (шт. Виргиния). В 1920-1925 служил на корабле "Ричмонд", затем был приглашен адмиралом Р.Бэрдом принять участие в экспедиции на Гренландию. 9 мая 1926 Беннет и Бэрд вылетели с базы на Шпицбергене на Северный полюс и совершили первый успешный полет в эту точку земного шара. По возвращении оба они были награждены медалью Конгресса и Золотой медалью Национального географического общества США. В 1925 Беннет совершил полет над территорией США протяженностью 12 875 км, чтобы продемонстрировать возможность организации дальних авиалиний. 16 апреля 1927 он серьезно пострадал при испытаниях самолета "Америка", на котором собирался вместе с Бэрдом совершить трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Париж. После выздоровления он и Бэрд планировали полет к Южному полюсу, но во время операции по спасению двух немецких летчиков, совершивших вынужденную посадку на остров Гринли в заливе Св. Лаврентия после трансатлантического перелета, Беннет заболел воспалением легких и умер в Квебеке 25 апреля 1928.

БЕННЕТТ АРНОЛД

БЕННЕТТ Арнолд (Bennett, Arnold)

АРНОЛД БЕННЕТ. Шарж (1913).

АРНОЛД БЕННЕТ. Шарж (1913).

(1867-1931), английский писатель. Родился 27 мая 1867 близ Хэнли (графство Стаффордшир). Закончив Ньюкаслскую среднюю школу, поступил в Лондонский университет, собираясь по стопам отца стать юристом, но, рассорившись с ним, оставил учебу и устроился счетоводом в лондонской конторе. Для дополнительного заработка начал писать, в 1893 перешел в журнал "Вумэн" ("Женщина", "Woman") на работу с небольшой оплатой. Постигая азы журналистики, вел "колонку красоты", наставлял безнадежно влюбленных; возможно, этот опыт дал ему знание женской психологии, которым он впоследствии прославился. В 1896 занял пост редактора журнала "Вумэн", однако, воодушевленный публикацией первого, в значительной степени автобиографического, романа Человек с севера (A Man From the North, 1898), пожертвовал финансовым благополучием и стал писателем. Следующие восемь лет Беннетт провел во Франции, недалеко от Фонтенбло. Он много работал, заслужив репутацию умелого, разностороннего литератора. Провозглашенный одним из мастеров новой литературы после выхода романа Бабушкины сказки (The Old Wifes'Tale, 1908; традиционный русский перевод названия - Повесть о старых женщинах), Беннет подтвердил свой новый статус романами Клейхенгер (Clayhanger, 1910), Хильда Лессуэй (Hilda Lessways, 1911), Эти двое (These Twain, 1916), Шаги Райсмена (Riceyman Steps, 1923) и Роскошный дворец (Imperial Palace, 1930). В драматургии успехи были скромнее: лучшая драма Беннета, Вехи (Milestones, 1912), была написана в сотрудничестве с Э.Ноблоком. На вершине жизненного и творческого благополучия Беннет умер от брюшного тифа в Лондоне 27 марта 1931. Беннет известен как летописец "Пяти городов", центров керамической промышленности в его родном графстве. Знаток провинции, проницательный психолог, он изображал скрытое очарование обыденной жизни, возможно, лучше других романистов своего времени. Профессиональный книжный рецензент, приветствовавший приход в литературу Дж.Джойса, Д.Г.Лоуренса, У.Фолкнера, Э.Хемингуэя, Беннет преклонялся перед русской литературой, превосходно знал французскую и был проводником натурализма в Англии даже в большей степени, чем Дж.Мур. При этом его собственные работы лишены обычной у натуралистов озабоченности проблемой пола. Слава Беннета померкла в конце 1920-х годов; позже интерес к нему возродился.

ЛИТЕРАТУРА

Беннет А. Львиная доля: Рассказы. М., 1965

БЕННИГСЕН ЛЕОНТИЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ

Гравюра неизвестного художника. Первая четверть XIX в.

БЕНСОН ДЖОРДЖ

Джордж Бенсон.

БЕНТАМ ИЕРЕМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНУА ДЕ СЕНТ-МОР

БЕНУА ДЕ СЕНТ-МОР (Benoit de Sainte-Maure, Sainte More), французский трубадур 12 в. Родился, вероятно, в деревне Сент-Мор, в Турени, был близок ко двору Генриха II Английского. Единственное произведение, автором которого с определенностью можно считать Бенуа, - Роман о Трое (Roman de Troie, 1160-1165), пространное повествование французским стихом о Троянской войне. Роман опирался на Историю разрушения Трои (Historia de excidio Troiae), которую считали подлинным отчетом о войне некоего Дара Фригия, и на Заметки о троянских войнах (Ephemerides belli Trojani), которые приписывались некоему Диктию Критскому. Эпизод с Троилом и Крессидой из романа Бенуа послужил Боккаччо источником при написании Филострато. В настоящее время признано, что Летопись герцогов Нормандских (Chronique des ducs de Normandie) написана Бенуа; его авторство в отношении Романа о Фивах (Roman de Thbes) и Романа об Энее (Roman d'nas) не бесспорно.

БЕН-ЦВИ ИЦХАК

БЕН-ЦВИ Ицхак (Ben-Zvi, Itzhak)

(1884-1963), лидер раннего сионизма и второй президент Израиля. Урожденный Исаак Шимшелевич, родился 24 ноября 1884 в Полтаве, учился в еврейской школе и Киевском университете. Его сионистские убеждения сформировались в основном под влиянием отца, члена досионистского движения Хиббат Цион. В 1904 Бен-Цви посетил Палестину и по возвращении стал основателем Поалей Циона, рабочего сионистского движения. За попытки помочь евреям защитить себя от погромов в 1905 был сослан в Сибирь, но бежал и в 1907 поселился в Палестине, где вместе с Давидом Бен-Гурионом создал Гашомер, еврейскую организацию самообороны, из которой позже сформировался Хаганах. В 1912 Бен-Цви и Бен-Гурион уехали в Стамбул, где два года учились в Османском университете. Возвратились в Палестину, но с началом Первой мировой войны были высланы, обвиненные в сионистской деятельности. Находясь в США, организовали т.н. "Еврейский легион". Бен-Цви вернулся в Палестину в 1918. После 1920, когда Великобритания стала управлять Палестиной по мандату Лиги наций, Бен-Цви занял ведущие позиции в ишуве, еврейской общине. Был избран в президиум Ваад Леуми (Еврейский национальный совет) в 1920, в 1931 стал его председателем, а в 1944 - президентом. В 1920 участвовал в создании Гистадрута (Всеобщей федерации трудящихся), а также в организации Еврейского агентства. 14 мая 1948 Бен-Цви был избран членом временного государственного совета Израиля, а в 1949 членом кнессета (парламента) по списку партии МАПАЙ (рабочие-социалисты). 8 декабря 1952 был избран президентом Израиля, сменив на этом посту Хаима Вейцмана. Был переизбран на этот пост 28 октября 1957. Бен-Цви - автор книг Палестина под 400-летним господством Османов (1955); Исчезнувшие и возрожденные племена Израиля (1952) и Мусульманский мир и арабский мир (1937). Был основателем и директором Института по изучению еврейских общин на Ближнем и Среднем Востоке (ныне Институт Бен-Цви, филиал Еврейского университета в Иерусалиме). Умер Бен-Цви в Иерусалиме 23 апреля 1963.

БЕНЬЯН ДЖОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕОВУЛЬФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРАНЖЕ ПЬЕР ЖАН

П. Ж. Беранже.

БЕРБАНК ЛЮТЕР

БЕРБАНК Лютер (Burbank, Luther)

(1849-1926), американский натуралист и селекционер. Родился 7 марта 1849 в Ланкастере (шт. Массачусетс). Получил образование в местных школах и в Ланкастерской академии. Решив посвятить себя изучению природы, прежде всего растений, приобрел участок земли в Луненберге, где проводил эксперименты. В 1873 вывел новый сорт картофеля "Бербанк". В 1875 переехал в Калифорнию и заложил близ Санта-Розы плодово-декоративный питомник, в котором работал до конца жизни. Основные научные работы Бербанка посвящены созданию новых сортов растений и улучшению уже существующих сортов. Ученый создал новый вид сливы без косточек, кактус без колючек, который можно употреблять в пищу, орех с тонкой кожурой, айву с запахом ананаса, множество декоративных растений. Вывел белую ромашку с огромными цветками, душистую вербену с запахом жасмина, гвоздику, меняющую окраску цветков в течение дня. Получил более 100 сортов слив. Бербанк читал лекции по теории эволюции в Станфордском университете, был членом многих научных и садоводческих обществ США и Европы. Среди его основных трудов - Лютер Бербанк, его методы и открытия (Luther Burbank, His Methods and Discoveries, в 12 томах, 1914-1915); Как обучить растения работать на человека (How Plants are Trained to Work for Man, в 8 томах, 1921); Создание растений для человека (The Training of the Human Plant, 1907). Умер Бербанк в Санта-Розе 11 апреля 1926.

БЕРБЕДЖ РИЧАРД

БЕРБЕДЖ Ричард (Burbage, Richard)

(1567-1619), знаменитый английский актер-елизаветинец. Родился в 1567, предположительно в Стратфорде-на-Эйвоне. Сын Дж. Бербеджа, построившего первое в Англии театральное здание. Ричард Бербедж унаследовал его от отца, как и другой театр, "Блэкфрайерз", и при участии пайщиков У.Шекспира, Дж.Хеминга и Г.Конделла построил театр "Глобус". Став ведущим актером труппы "Слуги лорда-камергера", куда входил и Шекспир, он, по-видимому, сыграл всех его трагических героев, а также исполнил главные роли в комедиях Б.Джонсона Всяк в своем нраве (Every Man in His Humour), Вольпоне (Volpone) и Алхимик (The Alchemist). Шекспир завещал Бербеджу памятный перстень, и не приходится сомневаться в их близких отношениях. Бербедж был также живописцем, ему приписывают т.н. "чандосский" портрет Шекспира. Умер Бербедж в Лондоне 16 марта 1619.

БЕРВИК ШАРЛЬ КЛЕМАН

БЕРВИК Шарль Клеман (Bervic, Charles Clment)

(1756-1822), французский гравер, мастер резцовой гравюры по металлу. Родился в Париже 23 мая 1756. Его настоящее имя - Жан Гийом Бальве. Учился у Жана Батиста Лепренса и Жана Жоржа Виля. В 1774 получил награду Академии за гравюру Маленький турок. За ней последовал принесший Бервику большую известность Портрет графа Сенака. Его главной работой считается Портрет Людовика XVI, выполненный с картины Антуана Франсуа Калло. Среди наиболее знаменитых произведений Бервика: Похищение Деяниры с картины Гвидо Рени, Воспитание Ахилла с картины Жана Батиста Реньо и Лаокоон - изображение знаменитой античной скульптурной группы. Умер Бервик в Париже 23 марта 1822.

БЕРГГОЛЬЦ ОЛЬГА ФЕДОРОВНА

О. Ф. Берггольц.

БЕРГМАН ИНГМАР

БЕРГМАН Ингмар (Bergman, Ingmar)

(р. 1918), шведский кинорежиссер. Родился 14 июля 1918 в Упсале. Получил образование в Стокгольмском университете, художественную деятельность начал в 1940 режиссером в Королевском драматическом театре, затем сценаристом и режиссером в компании "Свенск Фильминдустри". Среди его фильмов - Земляничная поляна (Smultronstllet, 1957), Лицо (Ansiktet, 1958), Улыбки летней ночи (Sommarnattens, 1955), Седьмая печать (Det sjunde inseglet, 1957), Молчание (Tystnaden, 1963), Источник (Jungfrukllan, 1959), Персона (Persona, 1966), Сцены из супружеской жизни (Scener ur ett ktenskap, 1973), Как в зеркале (S'som i en spegel, 1961) и Осенняя соната (Hstsonaten, 1978). Бергман обычно снимал фильмы по собственным сценариям, затрагивая в них широкий круг проблем: поиски своего "я" (Персона), творчество и больное сознание (Час волка - Vargtimmen, 1968), одиночество и сексуальные отклонения (Молчание), способность любви выстоять во враждебном мире (Стыд - Skammen, 1968), отношения человека с Богом (Причастие - Nattvardsgsterna, 1962), смерть (Седьмая печать и Шепоты и крик - Viskningar och rop, 1972), разобщенность - между мужем и женой (Сцены из супружеской жизни), между человеком и Богом или между людьми (все его фильмы). Фанни и Александр (Fanny och Alexander, 1983) и Благие намерения (1992) - глубокие исследования детства и отношений между родителями. Вместе с автобиографическими работами Латерна магика (1988) и Образы (1994) они свидетельствуют о том, насколько неразделимы жизнь и творчество Бергмана.

ЛИТЕРАТУРА

Бергман И. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью. М., 1969

БЕРГМАН ИНГРИД

БЕРГМАН Ингрид (Bergman, Ingrid)

ИНГРИД БЕРГМАН в фильме Роберто Росселлини Стромболи, земля божья (1950).

ИНГРИД БЕРГМАН в фильме Роберто Росселлини Стромболи, земля божья (1950).

(1915-1982), американская актриса шведского происхождения. Традиционному образу звезды Голливуда она впервые противопоставила располагающую своей естественностью внешность и непринужденную манеру игры. Среди наиболее запомнившихся ее работ выделяется фильм Касабланка (Casablanca, 1943), где ее партнером был Х.Богарт. Родилась 29 августа 1915 в Стокгольме. Окончила школу при Королевском драматическом театре в 1933; дебют в кино состоялся в 1934. Сыграв в шведском фильме-мелодраме Интермеццо (Intermezzo, 1936) молодую девушку, влюбившуюся в женатого мужчину, Бергман была приглашена в Голливуд в 1939 для участия в римейке этой картины. Фильм Интермеццо, история одной любви сделал ее кинозвездой. Кроме Касабланки, ее лучшими фильмами 1940-х годов были По ком звонит колокол (For whom the bell tolls, 1943), Колокола церкви св. Марии (The bells of St. Mary's, 1946) и два удачных фильма А.Хичкока - Завороженный (Spellbound, 1945) и Дурная слава (Notorious, 1946). В 1944 Бергман получила своего первого "Оскара" за роль несчастной жены садиста в фильме Газовый свет (Gaslight). В кино Бергман явила неповторимое сочетание ранимости, отзывчивости и духовной стойкости. При ее лучистой, здоровой красоте она была олицетворением самой женственности. В 1949 ее репутация у публики рухнула: будучи замужем за доктором П.Линдстромом, актриса завела роман с итальянским кинорежиссером Р.Росселлини. Это был конец ее карьеры в Голливуде, а фильмы, сделанные ею с Росселлини, подвергались бойкоту. В 1956 ярко сыгранная роль в фильме Анастасия (Anastasia) помогла ей восстановить свое положение, и она получила второго "Оскара". Третьего "Оскара" актриса удостоилась за роль второго плана в детективе Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient express, 1974). Последние работы Бергман стоят в ряду ее лучших ролей: немолодой пианистки в фильме Ингмара Бергмана Осенняя соната (Hstsonata, 1978) и премьер-министра Израиля Голды Меир в телефильме Женщина по имени Голда (1982).

Умерла Ингрид Бергман в Лондоне 9 августа 1982.

ЛИТЕРАТУРА

Бергман И., Берджесс А. Моя жизнь. М., 1988 Соловьев В. Ингрид Бергман.- В кн.: Великие и неповторимые, т. 1. М., 1993 Краснова Г. Ингрид Бергман: От интермеццо до сонаты. - Видео-Асс "Премьер", 1995, № 28

БЕРГМАН ЯЛЬМАР

БЕРГМАН Яльмар (Bergman, Hjalmar) (1883-1931), шведский писатель. Родился 10 сентября 1883 в Эребру. Окончив Упсальский университет, путешествовал по Европе. Жил в Италии, где и начал писать. Заслуженное признание пришло к нему довольно поздно. Действие в романах Бергмана происходит преимущественно в Бергслагене (область в центральной Швеции), воображаемом городе Вадчепинге, где развиваются события романов Маркурелл из Вадчепинга (Markurells i Wadkping, 1919), Бабушка и Господь Бог (Farmor och Var Herre, 1921) и других его произведениий. На создание некоторых романов - в первую очередь Начальницы фру Ингеборг (Chefen fru Ingeborg, 1924) - Бергмана подвигло учение З.Фрейда. В драматургии Бергман был склонен к смелому эксперименту, что особенно проявилось в пьесе Господин Шлиман придет (Herr Sleeman kommer, 1917). Наибольшим успехом пользовались его пьесы Сброд (Patrasket, 1928) и Семья Сведенъелм (Swedenhielms, 1925).

Умер Бергман в Берлине 1 января 1931.

ЛИТЕРАТУРА

Бергман Я. Маркуреллы из Вадчепинга. М., 1959 Бергман Я. Бабушка и Господь Бог. Клоун Як. М., 1989 Бергман Я. Мемуары мертвеца. - В кн.: Мемуары мертвеца. М., 1997

БЕРГСОН АНРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРД УИЛЬЯМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРДЖЕСС АНТОНИ

БЕРДЖЕСС Антони (Burgess, Anthony) (1917-1993), английский романист, эссеист и переводчик. Родился 25 февраля 1917 в Манчестере. Учился в Манчестерском университете, который окончил в 1940. После шести лет армейской службы работал учителем, серьезно подумывал о музыкальной карьере. Герои книг Берджесса - вышедшие из церкви католики, неудавшиеся поэты и музыканты, горе-учителя, лингвисты, которые проще себя чувствуют в мире слов, нежели в реальном мире, и прочие незадачливые интеллектуалы. Действие его романов часто разворачивается в экзотических странах вроде Малайи - На исходе долгого дня (The Long Day Wanes, 1964), России - Мед для медведя (Honey for the Bear, 1963) или Гибралтара - Зримые укрепления (A Vision of Battlements, 1965); в обществе будущего - Заводной апельсин (A Clockwork Orange, 1962) или в прошлом, например в елизаветинской Англии - Совсем не солнце (Nothing Like the Sun, 1964), наполеоновской Франции - Симфония Наполеона (Napoleon Symphony, 1974) либо в Римской империи в годы раннего христианства - Царство сатаны (The Kingdom of the Wicked, 1985). Книгу Дань признательности пишущей машинке (Homage to Qwert Yulop, 1986) составили газетные и журнальные очерки; Маленький Уилсон и Большой Бог (Little Wilson and Big God, 1987) - первая книга из задуманной Берджессом автобиографии. Среди прочих произведений - Любая железяка (Any Old Iron, 1989) и Мертвец в Депфорде (A Dead Man in Deptford, 1993). Ярче всего талант Берджесса проявился в изумительном владении языком. Свое преклонение перед Джойсом Берджесс демонстрирует в книгах Что касается Джойса (Re Joyce, 1965), Прививка Джойсом: введение в язык Джеймса Джойса (Joysprick: An Introduction to the Language of James Joyce, 1973) и в собственной беллетристике. В Заводном апельсине писатель вводит в текст русские слова, в романе о Шекспире Совсем не солнце стилизует язык елизаветинцев. Герой романа Доктор болен (The Doctor Is Sick, 1960), лингвист по образованию, пленен, как он сам это называет, прибегая к аллитерации, "слиянием словес", а в романе Земные силы (Earthy Powers, 1980) сюжет и героев теснят размышления о лингвистике, Джойсе и литературе. Умер Берджесс в Лондоне 25 ноября 1993.

БЕРДСЛИ ОБРИ

БЕРДСЛИ Обри (Beardsley, Aubrey Vincent)

(1872-1898), английский график. Бердсли более всего известен как иллюстратор книг Оскара Уайльда, но ему принадлежат и иллюстрации ко многим другим произведениям, от древнегреческой драмы до стихов Александра Попа. Литературные образы в его интерпретации выглядят очень субъективными, подчас болезненно-гротескными. Бердсли родился 24 августа 1872 в Брайтоне. Его талант проявился рано, но он не получил серьезной профессиональной подготовки и осваивал азы художественного мастерства, копируя произведения старых мастеров. К 1895 его стиль уже можно считать сформировавшимся; для него характерна волнообразная твердая линия рисунка, разграничивающая пятна черного и белого цветов; полутона и фактура предметов передаются с помощью перекрестной штриховки и гравировки пунктиром. Этот манерно-изысканный стиль, идеально соответствовавший литературным пристрастиям Бердсли, сделал его ведущей фигурой искусства стиля модерн. Манера художника индивидуальна и легко узнаваема. В ней сплавилось множество разных влияний: от прерафаэлитов, уильяма Морриса и "Движения искусств и ремесел" до древнегреческой вазописи и японской гравюры. Первый крупный заказ Бердсли - иллюстрации к изданию романа Смерть короля артура Томаса Мэлори (1892). Мировую известность художнику принесли эротические рисунки к Саломее Оскара Уайльда, созданные четыре года спустя. Для некоторых книг Бердсли помимо иллюстраций разрабатывал макет, титульный лист, форзацы и рисунок обложки. В числе изданий, оформленных им почти целиком, были книги, опубликованные его другом Леонардом смитерсом: Лисистрата (1896), Похищение локона (1896), Мадемуазель Мопен (1898). Стиль прозы Бердсли такой же необычный и причудливый, как и его графическое искусство. Умер Бердсли в Ментоне (Франция) 16 марта 1898.

О. Уайльда. Тушь. 1894.

ЛИТЕРАТУРА

Бердсли О. 66 избранных рисунков: Альбом гравюр. М., 1991 Басманов А. Бердсли, Обри. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердсли. М., 1992

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРЕГОВОЙ ГЕОРГИЙ ТИМОФЕЕВИЧ

Г. Т. Береговой.

БЕРЕЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРЕЗОВСКИЙ БОРИС АБРАМОВИЧ

Б. А. Березовский.

БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРЕНДЖЕР ТОМ

Т. Беренджер.

БЕРЕНС ПЕТЕР

БЕРЕНС Петер (Behrens, Peter)

(1868-1940), немецкий архитектор и дизайнер. Родился 14 апреля 1868 в Гамбурге. С 1886 по 1889 учился в Художественной школе в Карлсруэ и в Дюссельдорфе. Беренс известен прежде всего как представитель архитектуры функционализма и сторонник использования новых конструкций и материалов, таких, как стекло и сталь. Пользовался большим влиянием и авторитетом в Германии и Европе. Наряду с Альфредом Месселем, автором проекта знаменитого универмага "Вертхейм" в Берлине (1897), ему принадлежит ведущая роль в создании концепции современной архитектуры Германии. Кроме промышленных построек, таких, как турбинный завод компании "АЭГ" в Берлине (1909-1912), заводы в Оберхаузене (1921-1925) и Хехсте (1925-1926), Беренс спроектировал ряд жилых комплексов для рабочих и несколько вилл. Он принимал участие в работе Немецкого производственного союза (Веркбунда) и мюнхенского Сецессиона; был одним из создателей современного промышленного дизайна, разработал для фирмы "АЭГ" стиль оформления ее продукции, упаковки, рекламы. Беренс руководил Художественно-промышленной школой в Дюссельдорфе, а в 1922-1936 - школой архитектуры Академии изобразительных искусств в Вене, оказал большое влияние на авангардные направления в искусстве Германии и Австрии. Он подготовил путь к рационализации способов строительства. Разработанные Беренсом теоретические принципы проектирования нашли воплощение в его архитектурной и педагогической практике и получили продолжение в творчестве его учеников. В его мастерской работали Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус, создатель немецкого Баухауза, а с 1938 - профессор архитектуры Гарвардского университета. У Беренса также некоторое время учился Ле Корбюзье.

Умер Беренс в Берлине 27 февраля 1940.

ЛИТЕРАТУРА

Всеобщая история архитектуры, т. 11. М., 1973 Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., 1990

БЕРИЛЛ

ШЕСТИГРАННЫЕ призматические кристаллы берилла.

ШЕСТИГРАННЫЕ призматические кристаллы берилла.

минерал, силикат бериллия и алюминия Be3Al2(SiO3)6. Название происходит от греч. "бериллос", в античную эпоху термин относился ко многим зеленым драгоценным камням. Характеризуется большим разнообразием окрасок - от темно- и ярко-зеленой (изумруд), яблочно-зеленой (благородный берилл), голубой и зеленовато-голубой (аквамарин), желтой (гелиодор) до розовой (морганит). Не содержащий примесей берилл бесцветен (ростерит и гошенит). Для улучшения окраски ювелирных бериллов применяют термическую обработку, в результате которой зеленовато-желтый или бледно-зеленый цвет может быть изменен на голубой; бледно-розовый цвет морганита при нагревании усиливается. Ювелирные разновидности прозрачны. Блеск стеклянный. Твердость 7,5-8, плотность 2,75 (при наличии примесей щелочей до 2,9). Хрупок. Показатели преломления 1,56-1,60. Спайность несовершенная. Часто заметна поперечная отдельность. Высокая твердость позволяет отличать берилл от внешне сходного с ним апатита. Сингония гексагональная - встречается в виде шестигранных призматических кристаллов. Найдены кристаллы берилла гигантских размеров; например, один кристалл из гор Блэк-Хилс (шт. Южная Дакота) имел в длину 8,5 м и весил 61,25 т. Берилл образуется в гранитных пегматитах, грейзенах и гидротермальных жилах. Важный рудный минерал металла бериллия. Прозрачные красиво окрашенные разновидности используются в ювелирных изделиях. Ведущие поставщики промышленного и ювелирного берилла - Индия, Бразилия (часто в виде крупных кристаллов). Другие важные производители - Аргентина, Руанда, ЮАР, Уганда, Демократическая Республика Конго. Месторождения ювелирного берилла имеются на Украине и в России (Урал), рудного - в Казахстане. В США берилл добывается главным образом в Южной Дакоте (горы Блэк-Хилс), морганит встречается в Калифорнии (округ Сан-Диего).

БЕРИНГ ВИТУС ИОНАССЕН

БЕРИНГ Витус Ионассен (Bering, Vitus Jonassen)

(1681-1741), датский мореплаватель и исследователь, родился в Хорсенсе (Дания). Был приглашен на службу в Россию. В 1725 получил задание выяснить, не соединяется ли Азия с Северной Америкой. После трехлетней подготовки проплыл от Камчатки на север до 67°18ў, откуда не было видно суши ни на севере, ни на востоке. Доказав, что Азия и Америка разделены проливом (впоследствии названным Беринговым), Беринг в мае 1730 вернулся в Санкт-Петербург. В 1741 отправился в плавание на восток и достиг побережья Аляски к северу от мыса Св.Ильи. На обратном пути во время зимовки Беринг умер в декабре 1741 на острове, расположенном к востоку от Камчатки (впоследствии был назван его именем).

ЛИТЕРАТУРА

Берг Л.С. Открытие Камчатки и экспедиции Беринга, 1725-1742, ч. 1-3. М., 1946 Пасецкий В.М. Витус Беринг, 1681-1741. М., 1982 Последняя экспедиция Витуса Беринга. М., 1992 Стеллер Г.В. Дневник плавания с Берингом к берегам Америки, 1741-1742. М., 1995

БЕРИНГ ЭМИЛЬ АДОЛЬФ

БЕРИНГ Эмиль Адольф (Behring, Emil Adolf)

(1854-1917), немецкий бактериолог, удостоенный в 1901 первой Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие защитных свойств сывороток. Родился 15 марта 1854 в Хансдорфе (Пруссия). Окончил Берлинский университет (1880), работал военным хирургом. С 1889 - сотрудник лаборатории знаменитого немецкого бактериолога Р. Коха в Институте инфекционных болезней в Берлине. С 1894 - профессор гигиены университета Галле, с 1895 - профессор и директор организованного им Института экспериментальной терапии в Марбурге. Основные работы Беринга посвящены созданию методов иммунизации животных и человека против инфекционных заболеваний. В 1890 он обнаружил явление иммунитета, показав, что невосприимчивость к столбняку у животных можно вызвать, вводя им сыворотку крови другого животного, уже перенесшего данное заболевание. Это послужило предпосылкой для объяснения приобретенного иммунитета как проявления защитного действия антитоксина, образующегося в ходе болезни. В 1890 Беринг получил противостолбнячную и противодифтерийную сыворотки, разработал вакцину против туберкулеза крупного рогатого скота. Среди трудов Беринга - Практические задачи лечения сывороткой крови (Die praktischen Ziele der Blutserumtherapie, 1892); Общая терапия заразных болезней (Allgemeine Therapie der Infektionskrankheiten, 1893); Этиология и лечение столбняка (tiologie und tiologische Therapie des Tetanus, 1904); Введение в терапию инфекционных болезней (Einfhrung in die Lehre von der Bekmpfung der Infektionskrankheiten, 1912).

Умер Беринг в Марбурге 31 марта 1917.

ЛИТЕРАТУРА

Поль де Крайф. Охотники за микробами. М., 1957

БЕРК ЭДМУНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРКЛИ ДЖОРДЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРЛИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРЛИНЕР ЭМИЛЬ

БЕРЛИНЕР Эмиль (Berliner, Emile)

(1851-1929), американский изобретатель немецкого происхождения. Родился 20 мая 1851 в Ганновере. В 1865 окончил школу в Вольфенбюттеле; в 1870 переехал в США. Работал в Нью-Йорке и Вашингтоне клерком, коммивояжером, ассистентом химической лаборатории. Прослушав курс лекций по электричеству и акустике в институте Купера в Нью-Йорке, занялся экспериментами в области телефонии. В 1877 получил патент на угольный микрофон, а также на применение в телефонии принципа неплотных контактов и индукционной катушки. Этот патент приобрела компания "Белл телефон", а Берлинер был принят на работу в компанию в качестве главного специалиста по телефонной технике. В 1887 он получил патент на граммофон. В 1908 сконструировал первый легкий самолетный двигатель со звездообразным расположением цилиндров, в 1919-1926 построил и успешно испытал в воздухе три вертолета. Берлинер занимался также вопросами охраны здоровья. В 1890 он основал Общество профилактики заболеваний (в будущем - Департамент медицинского образования), в 1907 организовал и провел в Вашингтоне первую конференцию по качеству молока и молочных продуктов, благодаря которой были приняты законодательные акты о пастеризации молока и разработаны соответствующие стандарты. С 1915 по 1922 Берлинер был президентом Ассоциации по туберкулезу округа Колумбия.

Умер Берлинер в Вашингтоне 3 августа 1929.

БЕРЛИНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Приз Берлинского кинофестиваля "Золотой медведь".

БЕРЛИОЗ ГЕКТОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРНАДЕТТА СУБИРУ

БЕРНАДЕТТА, СВ.

СВ. БЕРНАДЕТТА (статуя святой в Лурде).

СВ. БЕРНАДЕТТА (статуя святой в Лурде).

(1844-1879), французская святая, урожденная Мари-Бернарда Субиру. Родилась 7 января 1844 в Лурде в семье обедневшего мельника, где было шестеро детей. От рождения отличалась хрупким здоровьем и до конца жизни страдала астмой. Согласно ее собственному свидетельству, начиная с 11 февраля 1858 ей 18 раз являлась Пресвятая Дева в гроте Масабьелль. Госпожа велела ей зачерпнуть воды в гроте и испить ее, и с этого момента крохотный ключ, который был столь слабым, что Бернадетта едва отыскала его, превратился в мощный источник. Затем Госпожа попросила, чтобы возле грота построили церковь. А когда девочка спросила ее, кто она, ей было сказано: "Я - Непорочное Зачатие". Слава о месте явления Богоматери немедленно распространилась, и до сих пор святой грот ежегодно посещают тысячи больных и калек. Страдая от всеобщего любопытства и от постоянных допросов, которые ей учиняли гражданские и церковные власти, Бернадетта в 1866 поступила в женский монастырь в Невере, где умерла 16 апреля 1879. Она была беатифицирована в 1925 и канонизирована 8 декабря 1933. Западная церковь отмечает праздник Лурдской Божьей Матери 11 февраля. День памяти святой 16 апреля.

БЕРНАДОТ ЖАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРНАДОТ ЖАН БАТИСТ

Париж. Библиотека Института истории французской революции.

БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРНАР КЛОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРНАР САРА

БЕРНАР Сара (Bernhardt, Sarah)

САРА БЕРНАР в пьесе Анри Мейлака и Людовика Галеви Фру-Фру (1869)

САРА БЕРНАР в пьесе Анри Мейлака и Людовика Галеви Фру-Фру (1869)

(1844-1923), французская актриса, одна из самых прославленных в истории театра ("божественная Сара"). Родилась 23 октября 1844 в Париже. В 13 лет поступила в драматическую школу Парижской Консерватории. Ее дебют в Ифигении в Авлиде Ж.Расина состоялся 1 сентября 1862 в "Комеди Франсез" и прошел незамеченным. Вскоре актриса порвала с "Комеди Франсез". Успех пришел к актрисе после исполнения (1869) роли менестреля Занетто в Прохожем Ф.Коппе. Настоящим триумфом стало ее выступление (1872) в Рюи Блазе В.Гюго (роль Королевы). Бернар вернулась в "Комеди Франсез", играла в Федре Ж.Расина, в Эрнани В.Гюго. После триумфального сезона в Лондоне (1880) Бернар разорвала контракт с "Комеди Франсез", совершила 6 туров по Америке, гастролировала в Англии и Дании. В репертуаре актрисы - Дама с камелиями А.Дюма-сына и Фру-фру Г.Мейлака и Л.Галеви. В 1893 Бернар приобрела театр "Ренессанс", в 1898 - театр "Насьон" (ныне "Театр Сары Бернар"), открывшийся Флорией Тоска В.Сарду. Позже играла Гамлета и - с фантастическим успехом - главную роль в Орленке Э.Ростана. В 1905, во время гастролей в Рио-де-Жанейро, актриса повредила правую ногу, в 1915 ногу пришлось ампутировать. Тем не менее Бернар не оставила сцены. Во время Первой мировой войны Бернар выступала на фронте. В 1914 была награждена орденом Почетного легиона. Последний раз вышла на сцену в 1922 - в Славе М.Ростана. Умерла Бернар в Париже 26 марта 1923. Бернар была первой выдающейся актрисой, обратившейся к кинематографу. В 1911 она снялась в фильмах Королева Елизавета и Дама с камелиями. Занималась скульптурой и литературным творчеством, автор нескольких пьес и мемуаров Моя двойная жизнь (Ma double vie).

ЛИТЕРАТУРА

Кугель А.Р. Сара Бернар. - В кн.: Кугель А.Р. Театральные портреты. Л., 1967 Гительман Л.И., Финкельштейн Е.Л. Сценическое искусство конца Х1Х - начала ХХ века. - В кн.: История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970 Бернар С. Моя двойная жизнь. Мемуары. СПб, 1995

Предыдущая страница Следующая страница