Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "А" (часть 11, "АРТ"-"АСТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 11, "АРТ"-"АСТ")

АРТРИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРТСЕН ПИТЕР

Музей старинного искусства. Брюссель.

Историко-художественный музей. Вена.

АРТУР ЧЕСТЕР АЛАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРФА

БАРОЧНАЯ АРФА

БАРОЧНАЯ АРФА

тип щипкового музыкального инструмента, в котором жильные и металлические струны возрастающей длины натянуты между резонаторным корпусом с декой и т.н. шейкой. Звук извлекается посредством защипывания струн пальцами или, очень редко, плектрами, прикрепленными к пальцам. В отличие от арфы в цитрах струны натянуты под прямым углом к деке. Ведущие свое происхождение от однострунного музыкального лука, арфы использовались в качестве церемониального инструмента в шумерском и египетском искусстве еще в III тысячелетии до н.э. Первоначально арфы были лукообразными, затем они уступили место угловым (в форме треугольника), с шейкой, расположенной наклонно к деке. На таких угловых арфах разного размера играют в ансамблях или соло, ставя один конец инструмента на землю или держа его на плече. С Ближнего Востока арфа попала на Яву и в Китай, а также в Северо-Западную Европу. Об арфе европейского типа можно найти беглые упоминания в произведениях римских авторов, но самая древнее изображение арфы - ирландская скульптура 8 в. Добавив переднюю колонку для большего натяжения струн, европейцы (вероятно, кельты) усилили звучность восточной арфы. В Средние века и в эпоху Возрождения треугольная арфа, имеющая от 7 до 30 струн, была распространенным инструментом для аккомпанемента. Позже, с распространением более громкого и простого в обращении клавесина, арфа утратила популярность и вернула ее лишь в конце 18 в., когда фортепиано, в свою очередь, одержало верх над клавесином. С тех пор арфа сохраняет свое значение как типично женский инструмент, своим теплым колоритом, а зачастую и блеском обогащающий оркестровую палитру. Использование арфы в качестве сольного, ансамблевого и оркестрового инструмента стало возможным благодаря техническим усовершенствованиям, которые привели к созданию арфы с педалями двойного действия, изобретенной С.Эраром ок. 1810. С помощью этих педалей можно дважды перестроить струну, повысив звук на полутон и тон, и тем самым обеспечить хроматический звукоряд в диапазоне шести с половиной октав.

ЛИТЕРАТУРА

Язвинская Е. Арфа. М., 1968

АРХАНГЕЛ

Слово "архангел" (верховный ангел) встречается в греческом переводе Книги Даниила и дважды в Новом Завете (Иуд 9, где так именуется Михаил, и 1 Фес 4:16). Число архангелов колеблется от четырех - Михаил, Рафаил, Гавриил, Фануил (книга Еноха 40:9) - до семи - Уриил, Рафаил, Рагуил, Михаил, Саракаил (Сариил), Гавриил и Ремиил (Иеремиил) (книга Еноха 20). Только Михаил и Гавриил появляются в Ветхом и Новом Заветах. Число четыре, по-видимому, возникает раньше числа семь, т.к. только четыре архангела носят древнееврейские имена, а число семь могло быть заимствовано из поздних персидских источников. В Откр 8:2, 15:1 и 21:9 семь ангелов, стоящих пред Богом, - это несомненно семь архангелов. Иерархически упорядоченный сонм ангелов раннего иудаизма возглавляли эти семь верховных ангелов, допущенных в непосредственное присутствие Бога и составлявших его тайный совет.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

АРХАНГЕЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

А. А. Архангельский.

АРХЕОАСТРОНОМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ АФРИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ. БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ МЕЗОЛИТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ НЕОЛИТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ НОВОГО СВЕТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ. ОБУЧЕНИЕ АРХЕОЛОГОВ

Профессиональных археологов обычно готовят в университетах. В Соединенных Штатах и Канаде большинство археологов является выпускниками антропологических отделений, хотя некоторые специалисты по археологии исторического периода могут обучаться на исторических факультетах или в тех немногих университетах, где существуют самостоятельные отделения археологии. В Великобритании археологов, как правило, готовят на исторических факультетах, хотя некоторые университеты имеют и самостоятельные археологические отделения. Специалистов по античной археологии практически повсеместно обучают на факультетах классической филологии или искусствоведения. Существуют разные уровни подготовки - в зависимости от того, к какой деятельности человек стремится. Высший уровень - степень доктора философии (Ph.D., соответствующая степени кандидата наук в России) - обычно требуется для преподавания в университете или для работы в качестве научного сотрудника высших ступеней в музее, университете и на государственной службе. Степени магистра археологии (М.А.) обычно достаточно для самостоятельного проведения полевых исследований в качестве сотрудника службы по охране культурного наследия или для работы в небольшом музее. Обладатели низшей степени бакалавра археологии (В.А.) обычно осуществляют раскопки и другие первичные полевые работы. В дополнение к общему археологическому образованию, полученному в учебном заведении, обучение археолога продолжается на практике, в ходе приобретения профессионального опыта. Многие из тех навыков, которыми он обладает, - фотографирование, инструментальная разведка, распознавание различных видов грунта - как правило, усваиваются в процессе полевой работы так же, как и технические приемы раскопок.

АРХЕОЛОГИЯ ОКЕАНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ. ОТРАСЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ ПАЛЕОЛИТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ ЮЖНОЙ АЗИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОПТЕРИКС

Археоптерикс, хищный динозавр КОМПСОГНАТ (слева) и три летающих ящера (справа)

Факты

АРХИМАНДРИТ

АРХИМАНДРИТ - в Восточно-православных церквах, должность и титул настоятеля одного или нескольких монастырей; титул соответствует титулу аббата или аббата-генерала в Западных церквах. Кроме того, титул обозначает должностное лицо в патриархате или епархии, что эквивалентно прелату или епархиальному чиновнику в Западных церквах, и может быть также почетным званием заслуженного священника.

АРХИМЕД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИПЕНКО АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ

АРХИПЕНКО Александр Порфирьевич (Archipenko, Alexander)

(1887-1964), русский и американский скульптор; родился 30 мая 1887 в Киеве. Учился в Киевском университете, в Москве и в Школе изящных искусств в Париже. До 1919 работал в Париже, а в 1919 совершил тур по Европе. В 1921 Архипенко открыл художественную школу в Берлине, в 1923 переехал в Нью-Йорк, а затем работал в Новом Баухаузе, основанном Л.Мохой-Надем в Чикаго. В 1953 Архипенко провел свою сотую персональную выставку. Для его стиля характерно сильное упрощение форм, воспринятое им, очевидно, из произведений Константина Бранкузи. Архипенко занимался также живописью и изготовлением кинетических объектов с встроенным электрическим мотором, которые он называл "архипентурами". Он был директором мастерских Арко-Студио, выполнявших различные архитектурно-декоративные работы. Умер Архипенко в Нью-Йорке 24 февраля 1964.

АРХИПОВА ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА

И. К. Архипова.

АРХОЗАВРЫ

Подкласс Archosauria

Отряд

Текодонты

Отряд Крокодилы

Отряд Ящеротазовые динозавры см. ДИНОЗАВРЫ

Отряд Птицетазовые динозавры см. ДИНОЗАВРЫ

Отряд ПТЕРОЗАВРЫ

АРХОНТ

АРХОНТ - в античности властное официальное лицо во многих древнегреческих городах-государствах. Так, в Афинах было 9 архонтов, которых вначале избирало народное собрание, а с 5 в. до н.э. они определялись жребием. Главным архонтом был архонт-эпоним, заведовавший гражданскими и административными вопросами. Год в Афинах получал имя того лица, которое было тогда архонтом-эпонимом (греч. эпоним - "дающий свое имя"). На полемарха, или военного архонта, изначально возлагались обязанности главнокомандующего; впоследствии руководство вооруженными силами было передано совету из 10 стратегов (полководцев), а полемарху остались некоторые религиозные и судебные функции. Архонт-басилевс, или архонт-царь, был фактически верховным жрецом, а в случае дел о святотатстве и убийстве - председательствовал в суде. Остальные шесть архонтов (они назывались тесмотеты) исполняли в основном судебные функции.

АРЦЕБАРСКИЙ АНАТОЛИЙ ПАВЛОВИЧ

А. П. Арцебарский.

АРЦИМОВИЧ ЛЕВ АНДРЕЕВИЧ

Л. А. Арцимович.

АРЦЫБАШЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

АРЦЫБАШЕВ Михаил Петрович (1878-1927), русский писатель. Родился 5 ноября 1878 на Украине. Его первый рассказ Паша Туманов был опубликован в 1901. Как и во многих других произведениях реалистической школы, российская жизнь изображается в его сочинениях с нарочитой откровенностью. После поражения революции 1905 года в творчестве Арцыбашева возобладал крайне пессимистический настрой. В 1907 он опубликовал свой первый законченный роман Санин, стяжавший ему всероссийскую писательскую славу. Не лишенный своеобразной глубины и живописной яркости, роман, однако, сводится к неприкрытому смакованию зрелища общественного упадка, болезненно гипертрофированным картинам преступлений и сексуальной распущенности. Среди других произведений Арцыбашева заслуживают отдельного упоминания повесть Рабочий Шевырев, роман У последней черты и пьесы Ревность и Война. Арцыбашев был выдворен из России в 1923. Его романы зачастую конфисковывались как безнравственные.

Умер Арцыбашев в Варшаве 3 марта 1927.

ЛИТЕРАТУРА

Арцыбашев М. Собрание сочинений, тт. 1-10. СПб, 1912-1916 Воровский В. Базаров и Санин: Два нигилизма. - В кн.: Воровский В. Литературно-критические статьи. М., 1956 Чуковский К. У последней черты. - В кн.: Чуковский К. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1969 Арцыбашев М. Санин. М., 1988 Арцыбашев М. Комья грязи на лике святого. - Наш современник, 1989, № 5

АРШАКИДЫ

Арсакиды, парфянская династия, правившая в Персии приблизительно с 250 до н.э. до 227 н.э. Аршакиды считали себя потомками Ахеменидов (бывшей царской династии Персии), однако основатель династии Аршак вел свое происхождение от кочевых скифских племен, переселившихся незадолго до 550 до н.э. из хорезмских степей в Парфию (современный Хорасан на северо-востоке Ирана). В это время в соседней Месопотамии правила династия Селевкидов, государство которых возникло после распада империи Александра Македонского. После победы над Андрагорой, сатрапом Селевкидов, и его гибели Аршак в 247 до н.э. был провозглашен царем Парфии. Между Парфией и державой Селевкидов началась длительная война; в 141 до н.э. Митридат I, царь из династии Аршакидов, захватил Селевкию, столицу Селевкидов, и превратил ее в центр новой империи, простиравшейся от Тигра до границ с китайским Туркестаном (совр. Синьцзян). С этого времени размах экспансионистской политики парфянских царей еще более возрос. Из Хатры, укрепленного города, построенного в пустыне к западу от современного Мосула в Ираке, они бросили вызов правившим в Сирии Селевкидам. Союз, заключенный Парфией с Арменией ок. 100 до н.э., в период правления Митридата II Великого, привел к прямым столкновениям с Римом. Римский полководец Лукулл, одержав победу при Тигранакерте в 69 до н.э. (ныне территория на юго-востоке Турции), вторгся в пределы Парфянского царства. Началась долгая и кровопролитная война. В 53 до н.э. римская армия во главе с триумвиром Марком Лицинием Крассом потерпела сокрушительное поражение при Каррах, и с того времени граница между двумя империями пролегала по р.Евфрат. Римляне и парфяне так и остались непримиримыми врагами. В 115 н.э. римский император Траян взял Селевкию. В ответ парфянский царь Вологес II в 161 опустошил Сирию, но был отброшен римскими легионами во главе с Авидием Кассием. В 212 сатрапы, считавшие себя потомками Ахеменидов, подняли восстание под предводительством Папака, сына Сасана. В 227 парсы вторглись в Месопотамию. В последовавшем сражении их армии разгромили войско последнего царя из династии Аршакидов - Артабана V.

АСАД ХАФЕЗ

АСАД, ХАФЕЗ АЛЬ (Assad Hafez al-)

(р. 1930), президент Сирии с 1971. Родился в Кардахе на северо-западе страны. Вступил в партию Баас, привлеченный панарабскими социалистическими идеями. В 1951 был избран президентом Союза сирийских студентов. В 1952 поступил в военную академию в Хомсе, учился в летном училище в Алеппо, которое окончил в 1955. После образования Объединенной Арабской Республики (1958-1961) Асад был направлен в Каир, где служил командиром эскадрильи реактивных истребителей. В Каире он создал тайный Военный комитет и участвовал в пробаасистском движении. Вернувшись в Сирию, принял участие в перевороте, который привел баасистское правительство к власти в 1963. До избрания президентом на семилетний срок на референдуме в мае 1971 Асад занимал посты министра обороны и командующего военно-воздушными силами (1966-1970), а также премьер-министра (1970-1971). Асад выставлял свою кандидатуру для переизбрания каждые семь лет и регулярно получал больше 99% голосов. Одновременно он использовал спецслужбы для ликвидации любой организованной оппозиции. В Хаме, где в 1982 произошло возглавляемое организацией "Братья-мусульмане" восстание, войска под командованием брата президента Рифата убили тысячи людей и сровняли с землей целые городские кварталы. Начиная с середины 1970-х годов Асад неоднократно вмешивался в ход войны в Ливане. Израиль обвинил Асада в том, что при его попустительстве базирующиеся в южном Ливане партизаны совершают рейды против Израиля. США, которые с 1979 стали называть Сирию базой международного терроризма, подозревали, что Асад причастен к террористическим нападениям на граждан США в 1980-е годы. При нехватке внутренних ресурсов для финансирования военных амбиций Сирии Асад искал финансовой помощи у СССР. Однако к концу 1980-х годов, когда начался распад СССР, он переориентировал свою политику в сторону Запада и выступил против Ирака во время войны в Персидском заливе (1990-1991). В начале 1990-х годов, когда ООП и Иордания достигли сепаратных договоренностей об урегулировании конфликта с Израилем, Асад стал проявлять интерес к переговорам с Израилем, но действовал осторожно, стремясь получить максимальный выигрыш в обмен на поддержку мирного процесса. В 1994, когда он стал настаивать на требовании о возвращении Голанских высот под контроль Сирии, переговоры зашли в тупик. В конце 1990-х, на фоне продолжавшегося ухудшения состояния здоровья Асада, начали циркулировать слухи о его возможном преемнике.

АСАНОВА ДИНАРА КУЛДАШЕВНА

Д. К. Асанова.

АСАНЬЯ МАНУЭЛЬ

АСАНЬЯ-И-ДИЭС Мануэль, (Azana y Diez, Manuel) (1880-1940), политический лидер и президент Испании. Родился 10 января 1880 в городе Алькала-де-Энарес (Новая Кастилия). Получил образование в колледже ордена августинцев в Эскориале. Получил известность в литературных кругах Испании, а в 1930 возглавил Атенеум в Мадриде. Асанья организовал Партию республиканского действия, которая помогла свергнуть короля Альфонса ХIII; в образовавшемся 14 апреля 1931 временном правительстве премьер-министра А.Саморы занял пост военного министра. Выступил инициатором движения за ограничение власти церкви и роспуск ордена иезуитов. В октябре 1931 сменил А.Самору на посту премьер-министра. В декабре 1931 на первых выборах после принятия республиканской конституции А.Самора стал президентом страны, а Асанья остался премьер-министром. Под давлением консервативных сил в сентябре 1933 Асанья подал в оставку. Его обвинили в том, что в 1934 он принимал участие в волнениях горняков Астурии и националистов в Каталонии, а также в организации Левореспубликанской партии, которая отмежевалась от правительства А.Саморы. В октябре 1934 Асанья был арестован и предан суду. В 1935 стал лидером Народного фронта, добившегося победы на выборах в феврале 1936. Став премьер-министром, Асанья отказался от примирения с президентом А.Саморой и сместил его 10 мая 1936. В июле началась гражданская война, и вскоре было сформировано новое правительство. В феврале 1939 Асанья просил предоставить ему политическое убежище в Париже, а после признания режима Франко Великобританией и Францией 1 мая 1939 сложил с себя полномочия президента. Умер Асанья-и-Диэс в Монтобане (Франция) 4 ноября 1940.

ЛИТЕРАТУРА

Новиков М.В. СССР, Коминтерн и гражданская война в Испании: 1936-1939, ч. 1-2. Ярославль, 1995

АСБЕСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСБЬЕРНСЕН ПЕТЕР КРИСТЕН

АСБЬЕРНСЕН Петер Кристен (Asbjоrnsen, Peter Christen)

(1812-1885), норвежский собиратель народных сказок. Родился 15 января 1812 в Кристиании (ныне Осло). Несмотря на то, что основную часть жизни Асбьернсен был лесоводом, зоологом и популяризатором науки, своей известностью он обязан главным образом сотрудничеству с Йоргеном. За их совместной коллекцией Норвежские народные сказки (Norske folkeeventyr, 1841) последовали собственные сборники Асбьернсена - Норвежские волшебные сказки и народные сказания (Norske huldreeventyr og folkesagn, 1845-1847) и Норвежские народные сказки (Norske folkeeventyr, 1871). Умер Асбьернсен в Кристиании 5 января 1885.

АСЕЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Н. Н. Асеев.

АСК

АСК - в скандинавской мифологии первый человек, сотворенный богами, отец человеческого рода. В Прорицании вельвы, одной из эддических песней, рассказывается, как боги Один, Хенир и Лодур (Локи) нашли древесные прообразы Аска и Эмблы - ясень и ольху (иву), лежавшие бессильно и безжизненно. По другим сказаниям, они были созданы из древесины ясеня и ольхи (ивы) цвергами (карликами) и оставлены, чтобы боги могли их найти и дать им жизнь. Один оживил Аска и Эмблу и наделил их душой, Хенир дал им разум, а Лодур - тепло и жизненные краски. Есть и третья версия: Один и его братья, боги Вили и Ве, нашли на берегу два дерева и создали из них Аска и Эмблу. Все предания сходятся в том, что Аск был создан из ясеня, а Эмбла - из ольхи (ивы).

АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ - принципы или образ жизни аскета. Термин восходит к греческому слову ascesis, что означает, собственно, тренировку атлетов; стоики применили его к нравственному самосовершенствованию. Аскетическая практика (аскеза) характерна для многих религий и культурных традиций, включая анимизм, ислам, буддизм и др. Часто в ее основе лежит дуалистическое мировоззрение, согласно которому существует непреодолимая пропасть между духом и материей, причем последняя обычно рассматривается как зло и источник зла. Самоистязания, посты, воздержание от определенных видов пищи, отказ от роскоши и от всего, что доставляет радость и удовольствие, соблюдение молчания и пр. являются наиболее распространенными формами аскезы. Христианские аскеты, прибегая к подобного рода умерщвлению плоти, руководствуются стремлением к нравственному и духовному совершенству. Их цель - обуздание человеческой греховности и превращение тела в инструмент, пригодный для жизни в подражании Христу, так что строгость жизни и покаяние рассматриваются ими лишь как средства для достижения этой цели. Чрезмерное умерщвление плоти иногда считалось (и продолжает считаться) особой заслугой или средством искупления греха, однако подобные взгляды представляют собой отклонение от подлинного христианского аскетизма.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

АСКЛЕПИЙ

АСКЛЕПИЙ - древнегреческий бог - покровитель медицины. Обожествление Асклепия произошло не сразу: в Илиаде Асклепий - человек, умерший незадолго до Троянской войны, в которой принимали участие его сыновья Махаон и Подалирий. В мифологии Асклепий - сын Аполлона и Корониды, дочери Флегия (по другой, версии - Арсинои, дочери Левкиппа). Аполлон убил беременную Корониду за неверность (по другой версии ее умертвила Артемида), однако извлек ребенка из тела матери и отослал его кентавру Хирону, который обучил его медицине. Искусство Асклепия было столь велико, что он пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых, за что Зевс сразил его молнией. Культ Асклепия приобрел большое значение с конца 5 в. до н.э. Развалины самого известного святилища в Эпидавре на Пелопоннесе сохранились до наших дней. Больные приходили в его храмы в надежде на чудесное исцеление во сне (здесь широко практиковалась аккубация, т.е. сон паломников в храме) либо на то, что им будет открыт правильный способ лечения. Надписи в Эпидавре сохранили множество сообщений о чудесных исцелениях. Эпидемия, разразившаяся в Риме в 293 до н.э., подвигла римлян учредить культ Асклепия (в 291 до н.э.), которому стали поклоняться здесь под именем Эскулапа. Его храм стоял на острове Тибра (совр. Изола Тиберина), сейчас на этом месте находится больница св. Варфоломея. Асклепия чаще всего изображают в виде бородатого мужчины в расцвете сил, похожего на Зевса, однако более доброжелательного. В руке у него посох, обвитый змеями, постоянными спутниками героев и других хтонических (подземных) существ. Неядовитых змей держали и в храмах Асклепия.

АСМОДЕЙ

АСМОДЕЙ (древнеевр. "Ашмедай"), персонаж послебиблейской демонологии. Вероятно, заимствован из иранской мифологии, где Айшма дэва - демон ярости и похоти. Асмодей фигурирует также в качестве царя демонов; иногда он отождествляется с сатаной. Греки иногда отождествляли его с духом-губителем Аполлионом. Асмодей упоминается в Талмуде. Он известен как дух супружеского несчастья и ревности. В библейской Книге Товита рассказывается история его страсти к Сарре, дочери Рагуила. Она выходила замуж семь раз, и каждый раз Асмодей убивал ее мужа в первую брачную ночь. В конце концов, Товий изгнал демона сожжением сердца и печени рыбы.

АСОРИН

АСОРИН (Azorin) (1873-1967), испанский писатель и литературный критик. Настоящее имя - Хосе Мартинес Руис (Jos Martinez Ruiz). Родился в Моноваре (провинция Аликанте). Его деятельность неразрывно связана с "поколением 1898 года" - идейно-художественным направлением в испанской культуре 20 в. В 1924 Асорин стал членом испанской Королевской Академии литературы и языка. Литературную деятельность начинал как острый, беспощадный критик, близкий к анархизму. В этот период Асорин опубликовал книги Литературная критика в Испании (La crtica literaria en Espaa, 1893), Литературные анархисты (Anarquistas literarios, 1895) и Неудобная критика (Crtica discordante, 1897). Однако к 1900 писатель отходит от яростного ниспровержения и публикует отмеченные духом созидания сборники эссе Кастильская душа, 1600-1800 (El alma castellana, 1600-1800, 1900) и Идальго (Los hidalgos, 1900). В этих книгах впервые возникает тема, которая определит все дальнейшее творчество Асорина: Кастилия и кастильский крестьянин как воплощение испанского национального характера. Позже эта идея воплотится в художественном творчестве писателя - в книгах Воля (La voluntad, 1902), Антонио Асорин (Antonio Azorn, 1903) и Признания маленького философа (Las confesiones de un pequeo filsofo, 1903), объединенных общим героем (Антонио Асорин, это имя стало псевдонимом писателя). Творчески состоявшись к этому времени, Асорин публикует сборники путевых очерков Села (Los pueblos, 1904), Дорогой Дон Кихота (La ruta de Don Quijote, 1905), Испания: люди и пейзажи (Espaa: hombres y paisajes, 1909), Кастилия (Castilla, 1912). В этих книгах утверждается заявленное во втором периоде его творчества национальное кредо: кастильская земля обладает душой, и Кастилия символизирует Испанию, со всеми ее деревнями и народностями. Попытка Асорина оживить прошлое в своих критических очерках свидетельствует о том, что он избрал новый путь: Асорин возвращается к роману, однако его увлекает не реалистическая форма, а некая мифическая универсальность. Асорин публикует романы Дон Хуан (традиц. - Дон Жуан; Don Juan, 1922) и Донья Инес (Doa Ins, 1925). С позиций своей основной творческой установки - "вернуть" прошлое в настоящее - трактуются Асорином исторические персонажи и даже сверхъестественные существа; те же принципы воплотились в его поздних романах - Феликс Варгас (Flix Vargas, 1928) и Суперреализм (Superrealismo, 1929). После 1939 его мыслями вновь и всецело владеет Испания в неразрывном переплетении ее прошлого и настоящего. Умер Асорин в Мадриде 2 марта 1967.

ЛИТЕРАТУРА

Асорин. Избранные произведения. М., 1989

АСПИРИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АССАСИНЫ

АССАСИНЫ (от араб. "хашшашин" - "употребляющие гашиш"), под этим именем в средневековой Европе получила известность часть низаритской ветви исмаилитов, отличавшаяся строгой дисциплиной. Орден ассасинов основан в Иране фатимидским миссионером, персом Хасаном ас-Саббахом (ум. 1124). Главой его иерархической властной системы, как она была известна на Западе, стал Шайх аль-Джабаль, известный крестоносцам в популярном переводе как "Горный Старец". Ему помогали две группы подчиненных: "верховные проповедники" и находящиеся на более низкой иерархической ступени группы "обреченных", готовые действовать или погибнуть, слепо подчиняясь приказу. Из горной крепости Аламут, расположенной к северо-западу от иранского города Казвин и захваченной Хасаном в 1091, в последующие два столетия ассасины распространили свое влияние на многие области мусульманского мира, создав цепь укрепленных горных фортов в северном Иране и Сирии и проводя политику тайных убийств своих врагов. Среди их вероятных жертв - Низам аль-Мулк, покровитель учености и визирь султана Малик Шаха, пославшего две неудачные военные экспедиции против этого ордена. К концу 11 в. ассасины прочно укрепились в северо-западной Сирии; неприступной цитаделью служила им расположенная в этом районе горная крепость Масйаф. Глава ордена в Сирии Рашид ад-Дин ас-Синан (ум. 1192), в свою очередь ставший "Горным Старцем", проводил политику террора в отношении прибывающих крестоносцев. К 1256 иранские крепости ордена были разрушены монголами под предводительством Хулагу-хана. Шестнадцатью годами позже, в 1273, укрепления в Сирии были уничтожены мамлюкским правителем Бейбарсом I, и сирийские ассасины рассеялись по другим странам. В настоящее время низариты проживают в Индии, Сирии, Ираке, Омане и на Занзибаре.

ЛИТЕРАТУРА

Строева Л.В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. М., 1978

АСТАНГОВ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ

М. Ф. Астангов. 1957 г.

АСТАРТА

АСТАРТА - финикийская богиня плодородия и чувственной любви. Греческая форма ее имени (Астарта) произведена от семитского Иштар. В классическую эпоху Астарта считалась богиней луны (возможно, в результате смешения с другой семитской богиней). По свидетельству греческих и римских литературных источников, Астарту отождествляли с Селеной и Артемидой, а еще чаще - с Афродитой. У ханаанеян Астарта, как и близкая к ней Анат, считалась богиней плодородия. В египетской иконографии Астарта изображалась воинственной богиней, истребляющей род человеческий. На металлических блюдах, датируемых 1700-1100 до н.э., она предстает нагой, в отличие от других египетских богинь, обычно целомудренно укутанных покрывалами.

ЛИТЕРАТУРА

Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991

АСТАФЬЕВ ВИКТОР ПЕТРОВИЧ

В. П. Астафьев.

АСТАХОВА ПОЛИНА ГРИГОРЬЕВНА

П. Г. Астахова с Кубком СССР. 1963 г.

АСТЕР ФРЕД

АСТЕР Фред (Astaire, Fred; наст. имя - Фредерик Аустерлиц)

продолжает блистательную карьеру в жанре музыкальной комедии.

Архив редакции "Видео-Асс".

(1899-1987), американский танцовщик, легендарная кинозвезда; прославился изяществом и безупречным чувством стиля. Виртуозно сочетал самые разнообразные формы танца - степ, классический, джазовый и бальный. Родился в Омахе (шт. Небраска) 10 мая 1899. В 17-летнем возрасте под руководством матери создал танцевальный дуэт с сестрой Аделью. Астеры выступали в Нью-Йорке и Лондоне в таких популярных шоу, как Будьте добры, леди (Lady, Be Good, 1925), Забавная мордашка (Funny Face, 1927) и Фургон с оркестром (Bandwagon, 1931). После замужества Адель ушла со сцены, а Фред продолжал выступать в одиночку. Его кинодебют в фильме Танцующая леди (1933) не принес успеха. Внешность и манеры Астера поначалу казались малоподходящими для кино. Признание пришло после фильма Полет в Рио (Flying Down to Rio, 1934). Астер и Джинджер Роджерс, его партнерша по фильму, стали самой популярной танцевальной парой на киноэкране и снялись в десяти "хитовых" мюзиклах, среди которых Цилиндр (Top Hat, 1935), В ритме свинга (Swing Time, 1936), Следуй за флотом (Follow the Fleet, 1936), а также в единственном цветном фильме (и последнем с участием этой пары) - Семья Баркли с Бродвея (The Barkleys of Broadway, 1949). В этих фильмах звучат песни Ирвинга Берлина, Джорджа и Айры Гершвинов и Кола Портера. Астер танцевал почти со всеми "первыми леди" Голливуда - Ритой Хейуорт, Сид Чарисс (Фургон с оркестром, 1953), Лесли Курон Длинноногий папочка (Daddy Long Legs, 1955), Энн Миллер и Джуди Гарленд Пасхальный парад (Easter Parade, 1948). Астер остро чувствовал специфику кинематографа, что позволяло ему точно и эффектно выстраивать свои номера перед камерой. Астер почитался как выдающийся певец, уступая только Бингу Кросби (они снялись вдвоем в фильме Гостиница "Праздник", Holiday Inn, 1942). Умер Астер в Лос-Анджелесе 22 июня 1987.

АСТЕРОИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСТМА БРОНХИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСТОН ФРЭНСИС УИЛЬЯМ

АСТОН Фрэнсис Уильям (Aston, Francis William)

(1877-1945), английский физик и химик; удостоен в 1922 Нобелевской премии по химии за открытие стабильных изотопов и правила целочисленности атомных масс. Родился 1 сентября 1887 в Харборне близ Бирмингема. С 1889 по 1891 учился в Харборнской приходской школе, с 1891 по 1903 - в Малверн-колледже, в 1893 поступил в Мейсон-колледж в Бирмингеме (впоследствии Бирмингемский университет). В 1898 получил стипендию Фостера, однако средств для занятий наукой не хватало, поэтому, изучив химию брожения, Астон с 1900 по 1903 работал на пивоваренном заводе. В это же время он создал в доме своего отца лабораторию, где изучал электрический разряд в вакуумных трубках. За эту работу Астон был награжден стипендией Бирмингемского университета и с 1903 продолжил в его стенах исследования вместе с Пойнтингом (изучал "темное пространство Крукса" в тлеющем разряде, обнаружил еще одно, прикатодное "темное пространство", называемое теперь пространством Астона). В 1909 Астон стал ассистентом Дж.Дж.Томсона в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета, где занимался определением соотношения между зарядом и массой ионов в пучке положительно заряженных частиц, начал изучать стабильные изотопы неона (1913) (эту работу прервала Первая мировая война). Во время войны Астон работал в Королевском самолетостроительном центре в Фарнборо, где исследовал воздействие атмосферных условий на обшивку самолетов. Вернувшись в Кембридж незадолго до окончания войны, Астон продолжил изучение изотопов неона. В 1919 создал новый прибор - масс-спектрограф, который мог разделять частицы с разным отношением массы к заряду. С его помощью Астон установил, что массы атомов целочисленны и что почти все элементы имеют изотопы; открыл 213 стабильных изотопов химических элементов, определил их относительную распространенность. В 1937 Астон сконструировал масс-спектрометр с большой разрешающей способностью, на котором провел прецизионные измерения масс элементов и обнаружил т.н. дефект массы, заключающийся в том, что масса системы связанных частиц (ядра, атома) не равна сумме масс частиц в свободном состоянии. Этот эффект Астон объяснил потерей массы в результате превращения ее в энергию связи между частицами. Измерив массы ряда изотопов, построил первую кривую упаковочных коэффициентов, характеризующую энергию связи ядер. Открыл изотоп уран-238. Умер Астон в Кембридже 20 ноября 1945.

ЛИТЕРАТУРА

Астон Ф. Масс-спектры и изотопы. М., 1948

АСТРАХАН ДМИТРИЙ ХАНАНОВИЧ

Д. Х. Астрахан.

АСТРОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСТРОНОМИЯ И АСТРОФИЗИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСТРОНОМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница