Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Г" (часть 8, "ГОН"-"ГРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 8, "ГОН"-"ГРА")

ГОНДУРАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОНДУРАС. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОНКУР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОНСАЛЕС ВИДЕЛА ГАБРИЭЛЬ

ГОНСАЛЕС ВИДЕЛА Габриэль (Gonzalez Videla, Gabriel) (р. 1898), чилийский государственный деятель, президент Чили. Родился 23 ноября 1898 близ Сантьяго в Ла-Серена, где получил среднее образование. В 1922 окончил юридический факультет университета Чили. В 1929-1939 был избран депутатом Национального конгресса, в 1939-1941 получил назначение на пост посла во Франции, Бельгии и Люксембурге; в 1942-1944 являлся послом Чили в Бразилии. В 1945 Гонсалес Видела был избран в сенат. В 1932-1937 он дважды становился председателем Радикальной партии. В 1946 был избран президентом. Выдвинутый коалицией левых партий - Демократическим альянсом, первым в истории Америки ввел в правительство коммунистов. Впрочем, уже в апреле 1947 избавился от коммунистического влияния, а в 1948 запретил деятельность компартии. В апреле 1950 Гонсалес Видела совершил визит в США. После окончания президентского срока в 1952 уступил свой пост Карлосу Ибаньесу дель Кампо, отошел от политики и занялся банковским делом. В 1964 Гонсалес Видела на короткий срок вернулся в политику и занял пост президента Демократического фронта. В феврале 1998, в возрасте почти 100 лет, участвовал в торжествах по случаю 50-летия со дня образования первой постоянной исследовательской базы в Антарктике.

ЛИТЕРАТУРА

Очерки истории Чили. М., 1967 Внешняя политика Чили. 1938-1967. М., 1974

ГОНСАЛЕС МАРТИНЕС ЭНРИКЕ

ГОНСАЛЕС МАРТИНЕС Энрике (Gonzalez Martinez, Enrique) (1871-1952), мексиканский поэт. Родился 13 апреля 1871 в Гвадалахаре. Учился медицине и 17 лет занимался врачебной практикой, пока в 1911 не переехал в Мехико, где вошел в творческое объединение писателей и художников "Мексиканский Атеней", сыгравшее большую роль в развитии национальной культуры 20 в. В 1926 был назначен послом в Испанию и пробыл на этом посту до 1936. По возвращении на родину посвятил себя литературе. Лирика Гонсалеса Мартинеса в своей эволюции являет образец развития современной испаноязычной поэзии. Первый поэтический сборник Гонсалеса Мартинеса Прелюдии (Preludios, 1903) создан в русле эстетики модернизма. Но в книге Тайные тропы (Los senderos ocultos, 1911), куда вошел знаменитый сонет Смерть лебедя (La muerte del cisne), поэт восстает против многих новаций модернизма. Напыщенной и искусственной поэзии подражателей Р. Дарио он противопоставляет искренность и напряженность лирического чувства. Влияние Гонсалеса Мартинеса в латиноамериканской литературе было особенно ощутимым в период 1915-1925.

Умер Гонсалес в Мехико 19 февраля 1952.

ЛИТЕРАТУРА

Маринельо Х. Энрике Гонсалес Мартинес и Бальдомеро Санин Кано. - В кн.: Маринельо Х. Современники. М., 1968 Гонсалес Мартинес Э. Стихи. - В кн.: Поэты Мексики. М., 1975 Гонсалес Мартинес Э. Стихи. - В кн.: Поэзия Латинской Америки. М., 1975 Гонсалес Мартинес Э. 24 стихотворения. - В кн.: Пернатые молнии. М., 1988

ГОНЧАРОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812-1891), русский писатель. Родился 18 июня 1812 в Симбирске. Его дед, армейский писарь, дослужился до штабс-капитана; отец, торговец зерном, избирался городским головой. В 1820 Гончаров поступил в местную гимназию, в 1822 был переведен в Московское коммерческое училище, в 1831 зачислен в Московский университет. Закончив его в 1834, стал чиновником при канцелярии симбирского губернатора, в 1835 - переводчиком Департамента внешней торговли министерства финансов в Санкт-Петербурге. В 1836 Гончаров написал свою первую повесть Счастливая ошибка. В его первом романе Обыкновенная история (1847) был выведен новый, противоречивый тип энергичного правительственного чиновника, чья профессиональная деловитость противопоставлена романтическим мечтаниям его молодого племянника. Роман имел большой успех и удостоился восторженного отзыва В.Г.Белинского. В 1849 Гончаров опубликовал набросок будущего романа Сон Обломова, картину дремотной деревенской жизни. В 1852 в качестве секретаря адмирала Е.В.Путятина отправился на фрегате "Паллада" в плавание, целью которого было установление торговых отношений с Японией. Свои путевые записки Гончаров опубликовал под заглавием Фрегат "Паллада" (1858). В 1856 был назначен цензором Министерства народного образования, проявил себя покровителем писательских талантов. В 1859 появилось лучшее произведение Гончарова, роман Обломов. Он имел ошеломительный успех, и самое имя Обломова вскоре стало нарицательным как обозначение праздности и безволия, характерных для существования обеспеченных классов российского общества. В 1865 Гончаров стал членом Совета по делам печати; в 1867 вышел на пенсию в чине генерала. В 1869 был опубликован его последний роман Обрыв, изображающий столкновение старых и новых идей. Позднее он писал лишь небольшие критические отзывы и статьи, важнейшая из них - Мильон терзаний (1872), блестящий анализ комедии А.С.Грибоедова Горе от ума. Романы Гончарова переведены на большинство европейских языков. Умер Гончаров в Санкт-Петербурге 27 сентября 1891.

ЛИТЕРАТУРА

Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М. - Л., 1962 И.А.Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969 Лощиц Ю. Гончаров. М., 1977 Гончаров И. А. Собрание сочинений, тт. 1-8. М., 1977-1980 Старосельская Н. Роман Гончарова "Обрыв". М., 1990

ГОРАЦИЙ КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРБАЧЕВ МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРГОНЫ

ГОРГОНЫ - в греческой мифологии, три ужасного вида девы с крыльями, когтями и змеями вместо волос. Горгоны (Сфено, Эвриала и Медуза) были дочерьми Форкия и Кето. Медуза была смертной, и впоследствии ее обезглавил Персей; обычно ей одной приписывалась способность взглядом обращать все в камень. Часто Афина изображается с головой Медузы на эгиде; вообще же "горгонион" (маска горгоны) - обычное украшение воинских доспехов. В архаическом искусстве горгоны всегда изображались уродливыми, с огромным ртом и высунутым языком, а если их представляли во весь рост, то бегущими. Поздние художники делали Медузу красивой.

ГОРДИЙ

ГОРДИЙ - отец Мидаса, традиционно считающийся первым царем Фригии (Малая Азия) и основателем города Гордий, столицы Фригии. У Арриана в Походе Александра говорится, что Гордий был бедным крестьянином. Однажды на ярмо, в которое была запряжена пара его быков, сел орел, что было истолковано как знак будущей царской власти. Много лет спустя (к тому времени у Гордия родился и вырос сын Мидас) фригийцы, которых раздирала междоусобица, получили оракул "повозка привезет вам царя". В то время, как народное собрание обсуждало, что бы это могло значить, на площадь въехала телега, в которой сидели Мидас и его родители. Мидаса тут же избрали царем. Отцовскую повозку Мидас поставил в городской крепости, а со временем стали утверждать, что тот, кому удастся развязать сложный узел ("Гордиев узел"), соединявший ярмо и дышло, станет властелином всей Азии. Появившийся здесь в 333 до н.э. Александр Македонский развязал этот узел или же разрубил его своим мечом.

ГОРДИМЕР НАДИН

ГОРДИМЕР Надин (Gordimer, Nadine) (р. 1923), южноафриканская писательница. Родилась 20 ноября 1923 в Спрингсе, рудничном поселке близ Йоханнесбурга, в районе Трансваальской рудной жилы. Училась в Витватерсрандском университете. Ее первый сборник рассказов Вкрадчивый голос змия (The Soft Voice of the Serpent) вышел в 1952. Первый роман Гордимер Лживые дни (The Lying Days, 1953) - лирическое воссоздание переживаний молодой девушки, открывающей для себя любовь и общественный уклад жизни в рудничном поселке, во время семейного отдыха на море, в университетском кампусе большого города. В Земле чужих (A World of Strangers, 1958) описываются социальные и культурные межрасовые контакты в свободном от предрассудков Йоханнесбурге; в Возможности любить (Occasion for Loving, 1963) Гордимер признает крах либерального гуманизма в Южной Африке. В романе Конец буржуазного мира (The Late Bourgeois World, 1966) выразился пессимизм, столь сильный в поздних произведениях Гордимер. Исключение составляет лишь Почетный гость (A Guest of Honour, 1970), в котором исследуется своеобразие африканского социализма в недавно ставшем независимым государстве чернокожих (по всей вероятности, Замбии). Наиболее радикальный роман Гордимер, Дочь Бургера (Burger's Daughter, 1979), рисует полную опасности жизнь политических диссидентов. Среди других произведений Гордимер - Сородичи Июля (July's People, 1981), Игра природы (Sport of Nature, 1987), История моего сына (My Son's Story, 1990) и Бреду одиноко (None to Accompany Me, 1994). В 1991 Гордимер была удостоена Нобелевской премии по литературе.

ЛИТЕРАТУРА

Гордимер Н. Рассказы. М., 1971 Гордимер Н. Дом Инкаламу. М., 1982 Гордимер Н. Избранное. М., 1989

ГОРИЛЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРМОНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРМОНЫ РАСТЕНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРН

ГОРН - медный духовой музыкальный инструмент, отличающийся от трубы более коротким и широким коническим каналом ствола и мундштуком в форме чаши. Первоначально употреблявшийся как сигнальный охотничий инструмент, горн в течение 18 в. становится главным сигнальным инструментом в европейских армиях. В 19 в. его музыкальные возможности расширились благодаря применению клапанов и вентилей, которые обеспечили исполнение полного хроматического звукоряда. В 19 в. снабженный клапанами горн большого размера использовался под названием офиклеид в симфоническом и духовом оркестре, но вскоре был заменен тубой. Вентильный горн, флюгельгорн, встречается в джазовых ансамблях и духовых оркестрах. Военный горн, необходимость в котором отпала после введения радиосвязи, ограничивается пределами натурального звукоряда.

См. также ТРУБА.

ГОРНОЕ ДЕЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРОВИЦ ВЛАДИМИР САМОЙЛОВИЧ

ГОРОВИЦ Владимир Самойлович (Horowitz, Vladimir) (1904-1989), выдающийся американский пианист. Родился 1 октября 1904 в Киеве, рано проявил музыкальные способности и в 16 лет поступил в Киевскую консерваторию, где занимался в классе Ф.Блуменфельда. Первый публичный концерт дал в 1922, через два года совершил турне по Европе. В 1925 эмигрировал из Советского Союза. Американский дебют Горовица состоялся в 1928 выступлением с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. В 1933 пианист женился на Ванде Тосканини, дочери прославленного дирижера А. Тосканини. Тогда же Горовиц выбрал местом своего постоянного проживания США. Крайне устав от напряженной концертной деятельности, он вынужден был прекратить выступления в 1953, но в 1965 возобновил концерты. В 1986, через 61 год после отъезда из России, Горовиц посетил свою родину, где его ожидал триумфальный успех.

Умер Горовиц в Нью-Йорке 5 ноября 1989.

ГОРТАНЬ

ГОРТАНЬ - орган звукообразования. Ее передняя выступающая часть у мужчин называется адамовым яблоком (кадыком). Форма и структура гортани определяются девятью хрящами, к которым прикреплены тонкие мышцы, обеспечивающие перемещение этих хрящей относительно друг друга. Натянутые спереди назад (горизонтально) над полостью гортани два ряда эластических связок называются голосовыми связками. При их вибрации под действием выдыхаемого воздуха возникает звук. Его высота (высота голоса) зависит от степени натяжения голосовых связок; последняя может меняться в результате движения хрящей гортани относительно друг друга. Широкая гамма производимых звуков зависит также от положения языка, губ и других частей ротовой полости. Сверху полость гортани ограничена подвижным хрящом - надгортанником. Когда надгортанник поднят, воздух через гортань проходит в легкие и выходит из них. При опущенном надгортаннике воздух и пища не попадают в гортань, а проходят в пищевод.

См. также ДЫХАНИЯ ОРГАНЫ.

ГОРТЕНЗИЙ ГОРТАЛ КВИНТ

ГОРТЕНЗИЙ ГОРТАЛ Квинт (Quintus Hortensius Hortalus) (114-50 до н.э.), знаменитый римский оратор, соперник Цицерона. До появления Цицерона Гортензий был в 70-е годы несомненным лидером римской адвокатуры. По ораторскому стилю он принадлежал к т.н. азианской школе. Этот стиль отличался цветистостью, изобилием риторики, напыщенностью, но при всем том был, по-видимому, весьма действенным. В некоторых процессах (например, в деле Верреса в 70 до н.э.) Гортензий оказывался противником Цицерона, в других (деле Рабирия в 63 до н.э.) выступал вместе с ним. Гортензий был стороником верховенства сената, в 67-66 до н.э. он противостоял законопроектам Габиния и Манилия о предоставлении Помпею чрезвычайных полномочий. В судебных процессах о вымогательстве он неизменно защищал сенаторов, бывших наместниками провинций. Гортензий удачно женился, а в 69 до н.э. был консулом. ЛИТЕРАТУРА

Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994

ГОРТЕНЗИЙ КВИНТ

ГОРТЕНЗИЙ Квинт (Quintus Hortensius), был назначен диктатором в Риме (287 до н.э.) после того, как плебеи, доведенные до отчаяния своим кабальным положением, последний раз в истории Рима покинули город и ушли на холм Яникул. Проведенный Гортензием закон (lex Hortensia) придал плебисцитам (т.е. постановлениям собрания плебеев) силу закона, так что они становились обязательными для всех граждан и без одобрения сената.

ГОРТОН ДЖОН ГРЕЙ

ГОРТОН Джон Грей (Gorton, John Grey) (р. 1911), премьер-министр Австралии в 1968-1971. Родился 9 сентября 1911 в Мельбурне. Сын фермера-садовода из Виктории, Гортон получил образование в Австралии и в Оксфордском университете. Во время Второй мировой войны служил летчиком-истребителем. Занявшись политикой, Гортон в 1949 был избран в сенат от Либеральной партии. Впоследствии занимал ряд ответственных постов в правительствах Р.Мензиса и Г.Холта. После смерти премьер-министра Г.Холта стал лидером Либеральной партии и премьер-министром. Вступив в должность 10 января 1968, Гортон стал проводить курс на расширение системы социального обеспечения. На международной арене продолжил политику Холта по укреплению тесных связей с Вашингтоном. Его поддержка США во вьетнамской войне вызвала недовольство в обществе, а неудача партии на общенациональных выборах 1969 поставила под сомнение эффективность Гортона как партийного лидера. Утратив поддержку большинства в партии, он был вынужден уйти в отставку 10 марта 1971. Гортон стал министром обороны в кабинете своего преемника, Уильяма Макмагона. Выйдя в отставку, он покинул ряды либеральной партии. Гортон был возведен в рыцарское достоинство в 1977.

ГОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРЬКИЙ МАКСИМ

ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя - Алексей Максимович Пешков)

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

(1868-1936), русский писатель. Родился 28 марта 1868 в Нижнем Новгороде. В девятилетнем возрасте осиротел, и решающее влияние оказала на него бабушка, мастерица рассказывать сказки. Неудачная попытка поступить в Казанский университет, смерть бабушки, безответная любовь, разброд в мыслях и нищета привели его к попытке самоубийства 25 декабря 1887. Пять с лишним лет Горький пешком странствовал по России, накапливая впечатления, позднее питавшие его творчество. В этот первый период, с 1892 по 1902, он описывал общественные неурядицы, создавая образы протестующих героев, не находящих себе места в жизни. Его персонажами были по большей части бродяги, проститутки, воры. Такие рассказы, как Челкаш, Однажды осенью, На плотах, Супруги Орловы и Двадцать шесть и одна; романы Фома Гордеев и Трое; пьесы Мещане и На дне представляют характерные образцы горьковского творчества этого времени. Второй период (1902-1913), отмеченный тесным сотрудничеством с революционными организациями, отчетливее всего отразился в пьесах Дачники (1905) и Враги (1906) и романе Мать (1907). В 1905 Горький предпринял путешествие в США, в основном же проживал на острове Капри. В третий период творчества, с 1913 до смерти, Горький опубликовал ряд превосходных автобиографических произведений, наиболее значительные из них - Детство (1913-1914), В людях (1916), Мои университеты (1923) и Заметки из дневника. Воспоминания (1924). Грандиозный (незаконченный) роман-эпопея Жизнь Клима Самгина и многочисленные литературно-критические статьи написаны в последние годы его жизни. Горький умер (есть версия, что он был отравлен) в Горках, под Москвой, 18 июня1936, когда Сталин готовил московские показательные процессы, обвиняемыми на которых должны были стать многие старые друзья Горького. Как поэт Горький не столь значителен, однако своими вдохновенными революционными стихами Песня о Буревестнике и Песня о Соколе он заслужил репутацию "Певца российской революции". Художник слова, социалист и романтический реалист, посредник между двумя мирами, Горький является связующим звеном между старой и новой Россией.

ЛИТЕРАТУРА

Горький М. Собрание сочинений, тт. 1-30. М., 1949-1955 Десницкий В.М. Горький. М., 1959 Горький М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения, тт. 1-25. М., 1968-1976 Михайловский Б. и Тагер Е. Творчество Горького, 3-е изд. М., 1969 Овчаренко А.И. М.Горький и литературные искания XX столетия. М., 1971 Максим Горький в воспоминаниях современников, тт. 1-2. М., 1981 Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре. М., 1990

ГОССАРТ ЯН

ГОССАРТ Ян (Gossaert, Jan),

прозванный ван Мабюзе (Mabuse) (ок. 1478 - между 1533 и 1536), нидерландский живописец, резчик по дереву и график. Родился ок. 1478 в Мобеже (ныне Франция). Возможно, ученик Герарда Давида. В 1502 стал членом гильдии художников в Антверпене. Около 1507 поступил на службу к Филиппу Бургундскому, которого сопровождал в поездке в Рим в 1508-1509. После этого продолжал работать для Филиппа и одновременно получал заказы от царственных покровителей из династии Габсбургов. Госсарт интересен прежде всего как родоначальник романизма в нидерландской живописи 16 в. Он стремился освоить достижения итальянского Ренессанса, но при этом черпал вдохновение у второстепенных мастеров, вроде миланских последователей Леонардо; кроме того, Госсарт испытал влияние А.Дюрера. В своих произведениях он обращался к библейским и античным сюжетам, часто изображал обнаженные фигуры на фоне природы, которую передавал с типичными для нидерландского искусства тщательностью и детализацией. Госсарт пользовался большим успехом как портретист: его герои часто наделены монументальным величием. Наиболее типичными произведениями художника являются картины Крещение, Нептун и Амфитрита (1516, Берлин, Бодемузеум) и диптих с портретом Жана Каронделе (1517, Париж, Лувр). Умер Госсарт в Мидделбурге между 1533 и 1536.

ГОТВАЛЬД КЛЕМЕНТ

ГОТВАЛЬД Клемент (Gottwald, Klement)

(1896-1953), лидер чехословацких коммунистов, президент Чехословакии, родился 23 ноября 1896 года в Дедице в Моравии, в то время входившей в состав Австро-Венгрии. В 1908 получил профессию столяра-краснодеревщика в Вене, а через четыре года вступил в ряды социал-демократического молодежного движения. В годы Первой мировой войны Готвальд служил в артиллерийских частях австро-венгерской армии, был ранен; позже проходил службу в Италии и Бессарабии. Дезертировав из австро-венгерской армии, Готвальд в последний период войны организовал группы борцов, выступавших за свободу словацкого и чешского народов. В 1918, после образования Чехословакии - известный деятель левого крыла Социал-демократической партии. В 1921 его группа образовала Коммунистическую партию Чехословакии. Готвальд стал редактором словацкой партийной газеты "Голос народа", а позже газеты "Правда". С 1925 - член ЦК и Политбюро ЦК КПЧ, с 1929 - Генеральный секретарь ЦК КПЧ; с 1929 - член парламента Чехословакии. Активно участвовал в деятельности Коминтерна. В 1938 после расчленения Чехословакии нацистами эмигрировал в Москву и оставался там в течение Второй мировой войны, установив радиосвязь с подпольными группами в своей стране. Когда в 1943 глава чехословацкого эмигрантского правительства Э.Бенеш прибыл в Москву, он неоднократно встречался и беседовал с Готвальдом. Готвальд вошел в состав образованного в Кошице правительства национального фронта, став заместителем председателя правительства. В 1946 был избран председателем компартии Чехословакии, а на выборах в июне 1946 возглавил коалиционный кабинет. Когда в 1948 кабинет был распущен, Готвальд и его соратники сформировали новое правительство. 14 июня 1948 он был избран президентом Чехословацкой Республики.

Умер Готвальд в Праге 14 марта 1953.

ЛИТЕРАТУРА

Клемент Готвальд. Избранное. Воспоминания о К.Готвальде. М., 1986

ГОТВИЛИ

ГОТВИЛИ - генеалогическое древо

ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОТФРИД СТРАСБУРГСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОТЫ

ГОТЫ - германские племена, переселившиеся с юга Швеции в бассейн реки Висла, а позже, к началу 3 в. до н.э., достигшие низовьев Дуная. Во время правления римского императора Галлиена (253-268) готы вторгались в балканские провинции империи, осаждали Афины и даже совершали морские военные походы в Малую Азию. При императорах Клавдии Готском и Аврелиане готы были изгнаны за Дунай, однако Аврелиану пришлось оставить готам задунайскую Дакию (270). Тогда же произошло наметившееся ранее разделение готов на две группы: вестготов (на территории совр. Молдавии и румынской Молдовы) и остготов (северное Причерноморье восточнее Днестра). В 4 в. среди готов стало распространяться христианство в его арианской форме (епископ Ульфила). Сложился широкий союз племен во главе с остготским вождем Эрманарихом. В 375 этот союз разгромили гунны, после чего основная часть остготов была вытеснена из северного Причерноморья (часть их осталась в Крыму). С тех пор остготы и вестготы развивались независимо друг от друга.

ЛИТЕРАТУРА

Браун Ф. Разыскания в области гото-славянских отношений, т. 1. Готы и их соседи до 5 в. СПб, 1899 Иордан. О происхождении и деяниях готов. М., 1960 Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. М., 1990

ГОТЬЕ ТЕОФИЛЬ

ГОТЬЕ Теофиль (Gautier, Theophile)

ТЕОФИЛЬ ГОТЬЕ. Портрет работы Ж.-Б.Клезинже (1853).

ТЕОФИЛЬ ГОТЬЕ. Портрет работы Ж.-Б.Клезинже (1853).

(1811-1872), французский литератор. Родился 31 августа 1811 в Тарбе, образование получил в Париже. Занялся живописью, однако вскоре осознал ограниченность своих возможностей в этой области. Начиная с 1830 постоянно публиковал стихотворения, рассказы, романы и путевые заметки. Умер Готье в парижском пригороде Нейи 23 октября 1872. Поэзия и проза Готье знаменуют переход от романтизма к парнасской школе. Он признанный апостол "искусства для искусства". В феврале 1830 Готье был самым блестящим представителем той молодежи, что поддерживала В.Гюго в его борьбе с классицистской критикой. Первый его поэтический сборник Стихи (Premires posies), опубликованный в том же году, был почти полностью романтическим, равно как и описательная поэма Альбертус (Albertus, 1832). Тем не менее автор декларировал отсутствие столь характерного для романтиков интереса к политике, общественной жизни, науке и даже природе. Отвергнув романтический идеал величественной природы, он точно так же отверг идеальную любовь. Утонченным чувствам своих современников Готье противопоставил языческую эротику, примером чему служит роман Мадемуазель Мопен (Mademoiselle de Maupin, 1835). Готье обладал безупречной техникой, позволившей ему внести необходимые коррективы в романтический стиль. Вершиной его поэтического мастерства стал сборник Эмали и камеи (maux et Cames, 1852). Сюда вошло знаменитое стихотворение Искусство (Art), в котором Готье провозгласил техническую сложность главным требованием искусства. Его объемистый роман Капитан Фракасс (Capitaine Fracasse, 1863) представляет собой вариацию на тему Комического романа П.Скаррона (17 в.). В число прозаических произведений Готье входит опубликованная посмертно История романтизма (Histoire du romantisme, 1874).

ЛИТЕРАТУРА

Рождественский Вс. Теофиль Готье. - В кн.: Писатели Франции. М., 1964 Готье Т. Избранные произведения, тт. 1-2. М., 1972 Готье Т. Капитан Фракасс. М., 1982 Готье Т. Путешествие в Россию. М., 1988 Готье Т. Эмали и камеи. М., 1989 Готье Т. Два актера на одну роль. Новеллы. М., 1991

ГОФМАН АВГУСТ ВИЛЬГЕЛЬМ

ГОФМАН Август Вильгельм (Hofmann, August Wilhelm von) (1818-1892), немецкий химик-органик, разработавший научные основы химии красителей. Родился в Гиссене 8 апреля 1818. Окончил Гиссенский университет, где его учителем был Ю.Либих. Получив степень доктора химии, стал его ассистентом (1843), а затем приват-доцентом Боннского университета (1845). С 1845 Гофман - первый директор основанного в том же году Королевского химического колледжа в Лондоне, в котором он проработал 20 лет. В 1865 возглавил кафедру химии в Берлинском университете и занимал эту должность вплоть до своей смерти. В 1868 основал Немецкое химическое общество. Центральная тема трудов Гофмана - синтез и исследование аминов. В 1843 он показал, что продукты, полученные в разное время Унфердорбеном (1826), Рунге (1837), Фрицше (1841), Зининым (1842) при разгонке каменноугольной смолы и считавшиеся разными веществами, на самом деле представляют собой одно и то же соединение, которое он вслед за Фрицше назвал анилином. В 1845 Гофман выделил из каменноугольного дегтя бензол. В 1850 показал, что при нагревании иодистого этила с аммиаком образуются амины. В 1881 предложил способ получения первичных аминов из амидов карбоновых кислот (реакция Гофмана). В 1856 в лаборатории Гофмана его ученик У.Перкин получил первый анилиновый краситель - мовеин. Сам Гофман синтезировал краситель анилиновый красный (фуксин), формальдегид, гидразобензол, изонитрилы. Гофман одним из первых признал и ввел в учебную практику новую систему атомных весов, выдвинутую С.Канниццаро и основанную на гипотезе А.Авогадро. Он разработал множество демонстрационных химических экспериментов, которые используются до сих пор. Его Введение в современную химию (Einleitung in die moderne Chemie, 1865) было одним из самых популярных научных пособий того времени. В 1888 Гофман получил дворянский титул. Умер Гофман в Берлине 5 мая 1892. ЛИТЕРАТУРА Быков Г.В. История органической химии. М., 1968 Джуа М. История химии. М., 1975

ГОФМАН ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОФМАНСТАЛЬ ГУГО ФОН

ГОФМАНСТАЛЬ Гуго фон (Hofmannsthal, Hugo von)

(1874-1929), австрийский поэт, критик, издатель. Родился 1 февраля в Вене. Изучал право в Венском университете. Участвовал в Первой мировой войне, сохраняя при этом убежденность в ее губительном характере для Австрии. В июле 1929 старший сын Гофмансталя покончил жизнь самоубийством, а через несколько дней, 15 июля 1929, скончался и он сам. Гофмансталь поразительно рано достиг писательской зрелости и уже в двадцать пять лет был признанным мастером. Его первые драматические опыты отмечены универсальностью, глубиной и пластичностью выражения. Тяготея к символизму, они резко выделялись на фоне господствовавшего в то время натуралистического театра. Из ранних пьес наиболее значительны Смерть Тициана (Der Tod des Tizian, 1892), Алкеста (Alkestis, 1895), Фалунский рудник (Das Bergwerk von Falun, 1899). Пьеса Электра (Elektra, 1903) была использована Р.Штраусом в качестве либретто для одноименной оперы (1906); сотрудничество с Штраусом привело к созданию опер Кавалер роз (Rosenkavalier, 1911), Ариадна на Наксосе (Ariadne auf Naxos, 1912), Женщина без тени (Die Frau ohne Schatten, 1919), Арабелла (Arabella, 1933). Послевоенные перемены были восприняты Гофмансталем как серьезная угроза для европейского культурного наследия. Стремясь ей противостоять, он вместе с М.Рейнхардтом основал ежегодный Зальцбургский фестиваль. Вершина драматургии Гофмансталя - пьеса Башня (Der Turm, 1923; новая редакция 1927). Творчество Гофмансталя, литературного критика, переводчика, автора комедий (в их числе Трудный Характер - Der Schwierige, 1921), отличается исключительной многосторонностью. Переписка с Р.Штраусом опубликована в 1926.

ЛИТЕРАТУРА

Гофмансталь Г. Избранное: Драмы. Проза. Стихотворения. М., 1995

ГОФМЕЙСТЕР ВИЛЬГЕЛЬМ

ГОФМЕЙСТЕР Вильгельм (Hofmeister, Wilhelm)

(1824-1877), немецкий ботаник. Родился 24 мая 1824 в Лейпциге. Получил образование в университетах Лейпцига и Гамбурга; в течение нескольких лет работал помощником отца - издателя, торговца книгами и музыкальными инструментами. Ботанику изучал самостоятельно. В 1863 получил должность профессора ботаники Гейдельбергского университета и директора ботанического сада, в 1872-1976 возглавлял кафедру ботаники Тюбингенского университета. Наиболее значительные результаты Гофмейстер получил в области сравнительной морфологии растений. Описал развитие семяпочки и зародышевого мешка (1849), процессы оплодотворения и развития зародыша у многих покрытосеменных растений. В 1851 была опубликована его работа Сравнительные исследования роста, развития и плодоношения у высших тайнобрачных растений и образования семян у хвойных деревьев (Vergleichende Untersuchen der Keimung, Entfaltung und Fruchtbildung hherer Kryptogamen und der Samenbildung der Coniferen), итог исследований Гофмейстера по сравнительной эмбриологии архегониальных растений (от мохообразных до папоротникообразных и хвойных). В ней он сообщил о сделанном им открытии - наличии у этих растений чередования поколений, бесполого и полового, установил родственные связи между споровыми и семенными растениями. Эти работы, проводившиеся за 10 лет до появления учения Ч.Дарвина, имели большое значение для становления дарвинизма. Гофмейстер - автор ряда работ по физиологии растений, посвященных в основном изучению процессов поступления воды и питательных веществ через корни. Умер Гофмейстер в Линденау близ Лейпцига 12 января 1877.

ГОЦЦИ КАРЛО

ГОЦЦИ Карло (Gozzi, Carlo)

(1720-1806), итальянский драматург. Родился 13 декабря 1720 в Венеции. Получил домашнее образование. В возрасте 16 лет отправился на воинскую службу в Далмацию, три года спустя вернулся на родину. Аристократ и консерватор по натуре, Гоцци выступал против любых литературных новаций. В 1757 в комическом альманахе Парусник власти (La Tartana degli influssi) и в 1761 в Причуднице Марфизе (La Marfisa bizarra), поэме-сатире на венецианское общество, он выступил с нападками на К.Гольдони и П.Кьяри, которые в своих пьесах отказывались от традиционной комедии дель арте с ее персонажами-масками и отдавали предпочтение реализму. Воскрешая традиционную комедию масок, Гоцци написал ряд сказочных пьес, названных им "фьябами". В основу их сюжетов легли детские сказки; сами пьесы отличаются необычностью обстановки, чудесными превращениями и наличием знакомых персонажей-масок - Панталоне, Труффальдино и др. Поставленная с оглушительным успехом 25 января 1761 Любовь к трем апельсинам (L'amore delle tre melarance) легла впоследствии в основу оперы С.Прокофьева (1921). Всего Гоцци сочинил 10 сказок-фьяб, в т.ч. Ворон (Il Corvo, 1761), Турандот (Turandot, 1762) и Зеленая птичка (L'augellin belverde, 1765). Шиллеровская обработка Турандот позднее легла в основу оперы Дж.Пуччини. Эти пьесы, отмеченные воображением и драматургическим талантом автора, все же в значительной степени обязаны своим эффектом игре актеров. Впоследствии Гоцци писал комедии в духе испанской "комедии плаща и шпаги". Около 1780 начал работу над мемуарами, озаглавленными им самим Бесполезные воспоминания (Memorie inutili, 1797). Это произведение воссоздает яркую картину венецианской жизни и схваток, участником которых был Гоцци.

Умер Гоцци 4 апреля 1806.

ЛИТЕРАТУРА

Гоцци К. Сказки для театра. М., 1989

ГОЦЦОЛИ БЕНОЦЦО

ГОЦЦОЛИ Беноццо (Gozzoli, Benozzo)

(1420-1497), флорентийский художник эпохи Возрождения. Его настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro); фамилия Гоццоли впервые появилась во втором издании Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих Вазари. Родился во Флоренции. С 1444 в течение трех лет помогал скульптору Лоренцо Гиберти при создании рельефов восточных (т.н. Райских) дверей Флорентийского баптистерия. В 1447 работал вместе с Фра Анджелико над фресками капеллы папы Николая V в Ватикане и капеллы Сан Брицио в соборе Орвьето. Работа с Фра Анджелико оказала большое влияние на все искусство Беноццо, которое даже в последние годы жизни мастера оставалось в русле готического стиля, несмотря на то, что в флорентийской живописи этого времени уже преобладали ренессансные тенденции. Гоццоли известен прежде всего как мастер фрески. Наиболее известные из выполненных им циклов - росписи, посвященные жизни св. Франциска (Монтефалько, 1450-1452), Шествие волхвов (Флоренция, палаццо Медичи-Риккарди, 1459), сцены из жизни св. Августина (Сан Джиминьяно, 1463-1465) и изображения на Ветхозаветные сюжеты (Кампосанто, Пиза, 1467-1485). Помимо работы по заказам Медичи, деятельность Гоццоли протекала главным образом за пределами Флоренции. Его перегруженные деталями и фигурами композиции, исполненные в манере, сильно напоминающей произведения мастеров треченто, не могли конкурировать с полными ясности и внутренней энергии творениями ведущих флорентийских живописцев его времени. После 1467 он жил в Пизе. Умер Гоццоли в Пистойе 4 октября 1497.

ЛИТЕРАТУРА

Ачидини Лукинат К. Беноццо Гоццоли. М., 1996

ГРА ФЕЛИКС

ГРА Феликс (Gras, Flix) (1844-1901), провансальский поэт и прозаик. Родился 3 мая 1844 в Мальморе (департамент Воклюз, Франция). Выдающийся представитель второго поколения фелибрижа - движения за возрождение провансальской литературы, его лидер (capouli) в 1891-1901. Первое же его произведение, поэма из крестьянского быта Угольщики (Li Carboni, 1876), принесло ему успех. Затем Гра опубликовал героическую поэму из жизни Симона де Монфора Тулуза (Toloza, 1881) и самый замечательный свой труд - собрание баллад и романсов из истории края под названием Провансальский романсеро (Lou Roumancero provenau, 1887). Среди важнейших прозаических сочинений Гра - Сказания папского Авиньона (Папалины) (Li Papalino, 1891) и трилогия Провансалец (Le Provenal, 1896-1900). Умер Гра в Авиньоне 4 марта 1901.

ГРААЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАВЕТТ

ГРАВЕТТ - верхнепалеолитическая культура, названа по стоянке Ла-Граветт в департаменте Дордонь (Франция); ранее ее относили к верхнеориньякской культуре, но сегодня рассматривают как самостоятельную. Граветтская культура, вероятно, принесена в Европу с востока, к ней обычно относят памятники Южной России, такие как Гагарино. С распространением этой культуры связано большинство женских фигурок, называемых "палеолитическими Венерами", вырезанных из бивня мамонта, кости или камня либо вылепленных из смеси костной золы с глиной. В окраинных областях палеолитической Европы граветтская техника обработки кремня, главным образом узкие пластины с уплощенной спинкой, просуществовала до конца эпохи палеолита.

ГРАВИТАЦИОННЫЙ КОЛЛАПС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В АНГЛИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАИ

ГРАИ - в греческой мифологии, три старухи, Дино, Пемфредо и Энио, дочери Форка и Кето и сестры горгон. У них на всех был лишь один глаз и один зуб, которыми они пользовались по очереди. Персей похитил их глаз, требуя, чтобы они помогли ему заполучить шлем-невидимку, который был нужен ему, чтобы сразиться с Медузой.

ГРАКХИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАНАДОС ЭНРИКЕ

ГРАНАДОС Энрике (Granados, Enrique) (1867-1916), испанский композитор и пианист; его музыка строится главным образом на испанских фольклорных элементах. Панталеон Энрике Гранадос-и-Кампинья родился 27 июля 1867 в Лериде (Каталония). Его отец, кубинец по рождению, был офицером испанской армии, поэтому первые уроки игры на фортепиано и теории музыки одаренному ребенку давал капельмейстер военного оркестра. Однако вскоре семья переехала в Барселону, где Энрике начал серьезные занятия: по фортепиано с Ф.Хурнетом и Х.Пухолем, по композиции - с Ф.Педрелем. С 1887 по 1889 Гранадос жил в Париже, где он брал уроки у Ш.де Берио. Гранадос вернулся в Барселону в 1890 вполне сформировавшимся композитором и пианистом. В 1900 он основал и возглавил недолго просуществовавшее барселонское Общество классических концертов, годом позже он создал там же фортепианную школу - Академию музыки (позднее названную его именем), директором которой оставался до конца своих дней. В концертных программах Гранадос-пианист часто исполнял собственные произведения, в том числе цикл Испанские танцы (Danzas espaolas) и фортепианный вариант своих Гойесок (Гойески, Goyescas - два цикла, навеянные впечатлениями от рисунков и гобеленов Ф.Гойи и Мадрида той эпохи). Кроме оригинальных композиций, Гранадос оставил массу разного рода аранжировок, переложений, редакций, упражнений и даже учебник. Помимо прочего, он время от времени обращался к театральным жанрам. В числе таких сочинений - оперы Безумец (Follet, 1903) и Лилиана (Liliana, 1911); после премьеры оперы Мария дель Кармен (Maria del Carmen, 1898) Гранадос был пожалован Орденом короля Карла III. Позже он стал кавалером ордена Почетного легиона. После премьеры фортепианной редакции Гойесок в 1911, Гранадос приступил к сочинению давно задуманной оперы на том же материале. Опера намечалась к постановке в Париже в 1914, но этому помешало начало Первой мировой войны, и вместо Парижа премьера состоялась в Нью-Йорке 26 января 1916. Спустя два месяца пароход "Сассекс", на котором Гранадос с супругой возвращались домой из США, был потоплен в Ла Манше немецкой подводной лодкой. Подобно И. Альбенису (1860-1909) Гранадос принадлежал к национальной музыкальной школе - испанскому Ренасимьенто, движению, которое стремилось развивать профессиональное искусство на фундаменте народного творчества (глава движения - Ф. Педрель.) Гранадос был одним из самых ярких пианистов своей эпохи; Гойески свидетельствуют о серьезности его композиторских намерений, а Испанские танцы завоевали ему популярность у широкой слушательской аудитории.

ЛИТЕРАТУРА

Розеншильд К., Э. Гранадос. М., 1971

ГРАНАТ

ГРАНАТ (Punica), род кустарников и небольших деревьев семейства гранатовых (Punicaceae). Образуют шаровидные плоды гранатины с кожистым околоплодником и многочисленными сочными семенами. Гранат обыкновенный (P. granatum) из Западной Азии разводится с древности как плодовая и декоративная культура, натурализован в тропических и субтропических областях всего мира. Живет до 20 лет, достигая в высоту 6 м. Ветви тонкие, колючие, листья глянцевые, цветки воронковидные оранжево-красные диаметром 2,5 см и более. Плод размером с апельсин, кожура его от оранжево-желтой до красной. Мякоть семян красноватая, используется в десертах и салатах, а также для приготовления прохладительных напитков. Из коры граната получают глистогонное средство пеллетиерин.

ГРАНАТ ОБЫКНОВЕННЫЙ

Кустарник с глянцевыми листьями, разводимый многие сотни лет в субтропиках как декоративное, плодовое и лекарственное растение. Плоды оранжево-красного цвета содержат под жесткой кожурой множество семян, покрытых красноватой съедобной мякотью.

Кустарник с глянцевыми листьями, разводимый многие сотни лет в субтропиках как декоративное, плодовое и лекарственное растение. Плоды оранжево-красного цвета содержат под жесткой кожурой множество семян, покрытых красноватой съедобной мякотью.

ГРАНАТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАНД-ОПЕРА

ФОЙЕ ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЫ (архитектор Ж.Л.Ш. Гарнье)

ФОЙЕ ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЫ (архитектор Ж.Л.Ш. Гарнье)

малоупотребительное во Франции (но распространенное в России) название Парижской оперы, национального оперного театра "Опера" (Opra), который называют также "Опера Гарнье", по имени архитектора Ш. Гарнье (1825-1898), построившего в 1862-1874 новое здание театра.

ГРАНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАНИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАНОВСКИЙ ТИМОФЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич (1813-1855), русский историк, либеральный мыслитель. Родился 9 марта 1813 в Орле в дворянской семье. В 1835 окончил исторический факультет Петербургского университета. В 1836-1839 Грановский находился в зарубежной научной командировке. Он слушал в Берлинском университете лекции крупнейших немецких историков: Л.фон Ранке, Фр.фон Раумера, Фр.фон Савиньи; посещал лекции по философии К.Вердера, Э.Ганса и др. В этот период начинается его увлечение гегелевской философией, хотя гегельянцем он так и не стал. После возвращения в Россию Грановский приступил к чтению лекций в Московском университете. В конце 1830-х - начале 1840-х годов он играет существенную роль в интеллектуальной жизни Москвы, посещает заседания кружка Н.В.Станкевича, встречается с Герценом, Чаадаевым, Катковым, братьями Киреевскими и другими деятелями отечественной культуры. При активном участии Грановского оформляется "западничество" как течение русской общественной мысли. В 1843-1844 он читает в Москве цикл публичных лекций по истории средневековой Европы, пользовавшийся большой популярностью. В 1845 защищает магистерскую диссертацию. Во второй половине 1840-х годов происходит идейный разрыв между либералом Грановским и радикальным крылом российского западничества (прежде всего с Герценом). В своих лекциях и статьях Грановский акцентирует и обосновывает значение личности в истории, не отрицая при этом общих закономерностей исторического развития. Реализация исторических законов предполагает, по Грановскому, активность личности, поскольку в процессе их осуществления "вступает во все права отдельная личность". О необходимости и плодотворности использования философской методологии в исследовании истории ученый говорил в своем докладе О современном состоянии и значении всеобщей истории, произнесенном в январе 1852 на торжественном собрании Московского университета. В 1855, незадолго до смерти, он был избран деканом историко-филологического факультета Московского университета. Умер Грановский в Москве 4 октября 1855.

ЛИТЕРАТУРА

Грановский Т.Н. Полное собрание сочинений, тт. 1-2. СПб, 1905

ГРАНТ КЭРИ

ГРАНТ Кэри (Grant, Cary)

КЭРИ ГРАНТ в фильме А.Хичкока Подозрение (1941).

КЭРИ ГРАНТ в фильме А.Хичкока Подозрение (1941).

(1904-1986), американский актер, по происхождению англичанин. Грант (наст. имя - Арчибальд Александр Лич, Leach) родился 18 января 1904 в Бристоле (Великобритания). Окончив в 14 лет школу, Грант поступил в труппу мальчиков-акробатов, выступавшую в мюзик-холлах. В составе этой труппы в 1920 приехал в США и остался здесь, поначалу работал в варьете, затем перешел на театральную сцену, сумев добиться ведущих ролей в опереттах и музыкальных комедиях. В 1932, оставив сцену, уехал в Голливуд. В рамках долгосрочного контракта со студией "Парамаунт" Грант снялся в 25 из своих 72 фильмов, без блеска, но уверенно чувствуя себя в любом жанре, и лишь в 1936, составив дуэт с Кэтрин Хепберн в фильме Сильвия Скарлетт (Sylvia Scarlett), он, по выражению режиссера Дж. Кьюкора, "твердо встал на ноги". Его отрицательный герой, мошенник-кокни, завоевал зрительское внимание. В следующие пять лет Грант создал ряд ярких комедийных образов - от романтических любовников и эксцентричных чудаков до героев откровенно фарсового плана (Ужасная правда - The Awful Truth, Только у ангелов есть крылья - Only Angels Have Wings, Его девушка Пятница - His Girl Friday, Филадельфийская история - The Philadelphia Story, Подозрение - Suspicion). Его игра отличалась элегантной небрежностью, умением непринужденно раскрыть комический и романтический потенциал роли. В последующих фильмах, за исключением картин А.Хичкока (Пользующаяся дурной славой - Notorious, 1946; Поймать вора - To Catch a Thief, 1955; На север через северо-запад - North by Northwest, 1959), Гранту недоставало легкости и убедительности, присущих ранним работам. Его последней работой стала роль в фильме Иди, а не беги (Walk, Don't Run, 1966). Ни разу не получив премии "Оскар" за свои роли, Грант был награжден специальной премией "Оскар" за вклад в киноискусство (1969). Умер Грант в Дэвенпорте (шт. Айова) 29 ноября 1986.

ЛИТЕРАТУРА

Лорен С. Женщина и красота. М., 1994

ГРАСИАН БАЛЬТАСАР

ГРАСИАН Бальтасар (Gracin, Baltasar) (1601-1658), испанский писатель. Родился в 1601 в Бельмонте (Арагон), учился в иезуитской школе в Калатаюде и в 1619 вступил в орден Иисуса. Богословское образование получил в Сарагосе, где потом преподавал; монашеский постриг принял в 1635. В 1651 без дозволения ордена опубликовал первую часть своего дидактического романа Критикон (El Criticn); был подвергнут церковному наказанию, от которого его освободила только смерть в 1658. Помимо Критикона творческое наследие Грасиана состоит главным образом из пяти выходивших под разными псевдонимами трактатов: Герой (El Heroe, 1637), Политик (El Poltico, 1640), Благоразумный (El Discreto, 1646), Карманный оракул (El Orculo manual, 1647) и Остроумие, или Искусство изощренного ума (Agudeza y arte de ingenio, 1648). Герой Грасиана не сверхчеловек и не великий воин, это философ-стоик и в то же время погруженный в мирские заботы человек. Карманный оракул, переведенный А.Шопенгауэром, состоит примерно из 300 максим, наставляющих читателя, как обрести качества, присущие идеальным личностям. Искусство изощренного ума - своего рода учебник стиля, где утверждается, что краткость и остроумие - качества, необходимые для мысли и слова.

ЛИТЕРАТУРА

Грасиан Б. Карманный оракул. Критикон. М., 1981

ГРАСС ГЮНТЕР

ГРАСС Гюнтер (Grass, Gunter) (р. 1927), немецкий романист и эссеист. Родился 16 октября 1927 в предместье Данцига (ныне Гданьск, Польша), пережил все превратности судьбы этого города. После Первой мировой войны Данциг, по условиям Версальского мирного договора, получил статус вольного города, но при Гитлере был принудительно включен в состав рейха; после поражения Гитлера город отошел к Польше. В нескольких своих романах Грасс на примере судьбы Данцига и его обитателей исследовал ход немецкой истории в 20 в. Как и большинство его сверстников, Грасс был членом гитлерюгенда, в 1944 стал солдатом. В апреле 1945 был ранен, попал в американский лагерь для военнопленных. В 1948 будущий писатель поступил на отделение скульптуры Дюссельдорфской академии искусств, в это же время начал писать стихи. По совету западногерманских писателей "Группы 47" Грасс попробовал свои силы в прозе. Первый же его роман, Жестяной барабан (Die Blechtrommel, 1959), имел сенсационный успех. В этой пародии на немецкий "роман воспитания" речь идет о Данциге, фашизме и войне. Главный герой, от лица которого ведется рассказ, Оскар Мацерат, - карлик, в три года решивший перестать расти. Данциг и немецкие умонастроения середины 20 в. - тема и двух следующих романов Грасса: Кошки-мышки (Katz und Maus, 1961; рус. перевод 1968 под назв. Кошка и мышь) и Собачьи годы (Hundejahre, 1965), продолжающих социально-критическую и гротескную линию Жестяного барабана; нередко эти три романа называют "данцигской трилогией". Более поздние произведения Грасса посвящены событиям современной ФРГ. В романе Под местным наркозом (rtlich betubt, 1969) писатель пытается осмыслить фанатизм студенческого движения и умеренность старшего поколения. Из дневника улитки (Aus dem Tagebuch einer Schnecke, 1972) - сочетание автобиографического отчета о работе в предвыборной кампании СДП и истории некоего Германа Отта, его деятельности и осуждения при нацистах. Заслуживают также упоминания романы Камбала (Der Butt, 1977), Встреча в Тельгте (Das Treffen in Telgte, 1979), Вымыслы (Kopfgeburten, 1982), Крыса (Die Rttin, 1985). Перу Грасса принадлежат многочисленные эссе и статьи, множество стихов и ряд драматических произведений. Гюнтер Грасс - лауреат Нобелевской премии по литературе 1999.

ЛИТЕРАТУРА

Грасс Г. Избранное. М., 1985 Грасс Г. Из дневника улитки. Встреча в Тельгте. М., 1993 Грасс Г. Собрание сочинений, тт. 1-4. Харьков, 1997

ГРАССИ ДЖОВАННИ БАТТИСТА

ГРАССИ Джованни Баттиста (Grassi, Giovanni Battista)

(1854-1925), итальянский зоолог и паразитолог. Родился 27 марта 1854 в Ровелласке. Окончил университет Павии, в 1878 получил степень доктора медицины. В течение следующих пяти лет изучал зоологию в Гейдельбергском и Вюрцбургском университетах. В 1883 вернулся в Италию, приняв приглашение занять должность профессора сравнительной анатомии в Университете Катании. В 1895 перешел на кафедру сравнительной анатомии Римского университета, где работал до конца жизни. Ранние исследования Грасси были посвящены гельминтам: анкилостоме, круглому червю аскариде, солитеру и нитчатке, а также вызываемым ими заболеваниям. Он занимался также изучением общественной жизни термитов; вреда, наносимого филлоксерой виноделию; в 1886 описал новый вид паукообразных. Изучал жизненный цикл угрей, метаморфоз личинок морского угря. Но особенно ценны работы Грасси, посвященные выяснению способов распространения малярии, установлению ее переносчиков и изучению цикла развития возбудителя малярии- малярийного плазмодия - в организме комара. Впервые этот паразит был обнаружен в крови больных малярией в 1880, однако полный жизненный цикл малярийного плазмодия в организме позвоночных, включая человека, описал Грасси. В 1898 он показал, что только комары рода Anopheles могут быть переносчиками возбудителя малярии, и в том же году впервые экспериментально осуществил заражение малярией человека через укус этого насекомого. Изучение экологии и систематики комаров дали возможность разработать способы борьбы с ними. Эти мероприятия успешно проводились Грасси и другими учеными на протяжении многих лет в Италии и других странах Европы, благодаря чему заболеваемость малярией резко снизилась. Грасси стал членом Академии деи Линчеи и Итальянского научного общества, а также получил почетную степень профессора Лейпцигского университета. Он - автор труда К изучению малярийного комара (Contribuzione allo studio dei parasiti malarici, 1892).

Умер Грасси в Риме 4 мая 1925.

ЛИТЕРАТУРА

Засухин Д.Н., Попов П.П. Выдающийся паразитолог Джованни Баттиста Грасси (к 100-летию со дня рождения и 30-летию со дня смерти). - Медицинская паразитология, т. 24, вып. 3, 1955

ГРАУ САН-МАРТИН РАМОН

ГРАУ САН-МАРТИН Рамон (Grau San Martin, Ramon) (1887-1969), кубинский врач и общественный деятель, президент. Родился в Пинар-дель Рио; в 1908 окончил медицинский факультет Гаванского университета; продолжил образование во Франции, Италии и Испании. Будучи профессором физиологии Гаванского университета, участвовал в борьбе против диктатуры Мачадо и в 1933, после его свержения, стал главой временного правительства Кубы. В трудные дни с сентября 1933 по январь 1934 его поддерживало университетское студенчество. Будучи радикалом, Грау Сан-Мартин не был признан в США. В 1944-1948 являлся президентом страны. К этому времени внутриполитическая ситуация на Кубе относительно стабилизировалась, и в период правления Грау Сан-Мартина были достигнуты заметные успехи в экономике и сфере образования. В 1954 Грау Сан-Мартин вновь выдвинул свою кандидатуру на президентский пост, но незадолго до голосования отказался участвовать в выборах, обвинив диктатора Батисту в давлении на избирателей и фальсификации бюллетеней. После революции Грау Сан-Мартин остался на Кубе, но отошел от политической деятельности. Умер Грау Сан-Мартин в Гаване 28 июля 1969.

ЛИТЕРАТУРА

Слезкин Л. История Кубинской республики. М., 1966 Табарес дель Реаль Х.А. Кубинская революция 30-х гг. Ее последние два года. М., 1974 Очерки истории Кубы. М., 1978

Предыдущая страница Следующая страница