Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "П" (часть 6, "ПОЛ"-"ПОЧ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 6, "ПОЛ"-"ПОЧ")

ПОЛИГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИКЛЕТ ИЗ АРГОСА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИМЕРАЗНАЯ ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ

ПОЛИМЕРАЗНАЯ ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ (ПЦР), метод получения неограниченного числа копий генов. Полимеры - это макромолекулы, образующиеся путем последовательного присоединения одинаковых или разных единиц (мономеров). ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) представляет собой полимер, в котором мономерными единицами являются нуклеотиды. Гены - это сегменты ДНК со строго определенными последовательностями связанных между собой нуклеотидов, и копирование генов по существу представляет собой получение копий нуклеотидных последовательностей.

См. также НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ. Образование полинуклеотидной цепи - синтез ДНК - катализируется ферментом ДНК-полимеразой. При этом для начала работы ферменту нужна затравка (праймер) - небольшой кусок цепи ДНК, комплементарный участку более длинной цепи, подлежащей копированию (т.е. матрицы). В качестве затравки обычно используют синтетические фрагменты ДНК длиной в 15-20 нуклеотидов. После того, как затравка связалась (в силу своей комплементарности) с матрицей, ДНК-полимераза последовательно присоединяет к ней нуклеотиды, комплементарные соответствующим нуклеотидам в матричной цепи. Начиная, например, с двух затравок, связанных с двумя матрицами (двумя разделенными цепями выделенной из клеток ДНК), ДНК-полимераза последовательно добавляет нуклеотиды к одному концу каждого из затравочных фрагментов, удлиняя его и образуя в конце концов копию, комплементарную матрице. В следующем цикле имеются уже четыре матричные цепи и в результате присоединения четырех новых затравок (их с самого начала добавляют в избытке) образуется восемь цепей-матриц для следующего цикла. Один цикл ПЦР осуществляется за 1-2 мин, так что в течение нескольких часов можно получить 100 млрд. копий. Описанный метод позволяет получать достаточное количество материала для разнообразных экспериментальных исследований. ПЦР используют в опытах по клонированию или направленной модификации нуклеотидных последовательностей, а также во всех тех случаях, когда для проведения анализа нужно увеличить количество исследуемого генетического материала; примеры тому - пренатальная диагностика рецессивных наследственных заболеваний, исследование ископаемых остатков живых существ, проведение "молекулярной дактилоскопии" в судебной практике, идентификация патогенных микроорганизмов в биологических жидкостях человека.

ПОЛИНГ ЛАЙНУС

ПОЛИНГ Лайнус (Pauling, Linus Carl) (1901-1994), американский химик и физик, удостоенный в 1954 Нобелевской премии по химии за исследования природы химической связи и определение структуры белков. Родился 28 февраля 1901 в Портленде (Орегон). Окончил Калифорнийский технологический институт, в 1925 получил степень доктора. В течение двух лет стажировался в университетах Европы. Вернувшись в Америку, занял должность ассистента Калифорнийского технологического института, через 4 года возглавил кафедру химии и химической технологии, в 1931 стал профессором этого института. В 1967-1969 - профессор Калифорнийского университета, в 1969-1974 - профессор Станфордского университета, с 1975 - сотрудник Института медицинских исследований. Основные работы Полинга - создание теории химической связи, исследование строения сложных молекул, главным образом белков. В 1928-1931 он создал метод электронных пар и теорию резонанса, позволяющую объяснить строение и свойства углеродсодержащих соединений, прежде всего соединений ароматического ряда. Используя методы квантовой механики, изучал структуру аминокислот и белков. В 1940 на молекулярном уровне объяснил природу тяжелого наследственного заболевания - серповидноклеточной анемии. В 1951 совместно с Р.Кори сформулировал концепцию вторичной структуры белков (теория a-спирали). Занимался исследованиями витаминов, в частности витамина С. Отстаивал весьма спорную теорию, что этот витамин предотвращает простудные заболевания. В 1931 Полинг получил первую премию И.Ленгмюра Американского химического общества, а в 1951 ему была присуждена медаль Г.Льюиса. В 1933 он был избран в Национальную академию наук США. В 1949 стал президентом Американского химического общества, а в 1958 - иностранным членом АН СССР. Лауреат Нобелевской премии мира за борьбу против испытаний ядерного оружия (1962) и Международной ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1970). В 1975 награжден правительством США Национальной медалью за научные достижения. Основные труды: Природа химической связи (The Nature of the Chemical Bond, 1939), Не бывать войне (No More War!, 1958), Витамин С и простудные заболевания (Vitamin C and the Common Cold, 1970). Умер Полинг в Биг-Суре (Калифорния) 19 августа 1994. ЛИТЕРАТУРА Полинг Л. Природа химической связи. М., 1947 Полинг Л., Полинг П. Химия. М., 1978

ПОЛИОМИЕЛИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИП

ПОЛИП - небольшая масса ткани, выступающая над поверхностью слизистой оболочки в просвет полого органа - желудка, толстого кишечника, прямой кишки, мочевого пузыря, матки, гортани. Различают полипы воспалительные (появляются на месте воспаления), гиперпластические (результат избыточного разрастания нормальной ткани) и неопластические (разрастание атипичных клеток). Полипы воспалительной и гиперпластической природы доброкачественны и в злокачественные обычно не превращаются. Неопластические могут быть и доброкачественными, и злокачественными. Полипы бывают разной формы и по-разному связанными со стенкой полого органа; различают полип "на ножке" (прикрепляется к стенке органа хорошо различимой тонкой ножкой) и "сидячий" - имеющий широкое основание. По микроскопическому строению их классифицируют как трубчатые (клетки образуют структуры, похожие на трубочки), ворсинчатые - с множеством тонких нитевидных "ворсин" на поверхности полипа и трубчато-ворсинчатые - комбинация первых двух типов. Большинство доброкачественных полипов - мелкие образования, менее 1 см в диаметре, которые ничем себя не проявляют. Более крупные полипы иногда кровоточат и выделяют слизь. Если у человека появился один полип, то вполне вероятно, что количество их увеличится. Злокачественные полипы частично или полностью состоят из раковых клеток, которые способны метастазировать (распространяться) в другие органы. Вероятность метастазирования повышена, если полип имеет ворсинчатую структуру, ножка отсутствует, а диаметр его больше 1 см. Считается, что большинство злокачественных опухолей толстого кишечника и прямой кишки происходит из полипов. При обнаружении полипа важно установить его микроскопическое строение. Обычно для этого берут образец ткани (биопсия) или удаляют полип целиком. Большинство доброкачественных и многие злокачественные полипы толстого кишечника и прямой кишки можно удалить с помощью колоноскопа - длинного гибкого оптического прибора, предназначенного для осмотра кишечника и снабженного дополнительным инструментом для удаления полипа. Если полипы настолько велики, что их нельзя удалить колоноскопом, или же расположены в недоступном для колоноскопа месте, то их удаляют хирургическим путем.

ПОЛИФЕМ

ПОЛИФЕМ - в греческой мифологии, один из киклопов, обитавших на Сицилии одноглазых великанов, сыновей Посейдона. В Одиссее Гомера Полифем пожрал нескольких спутников Одиссея, однако Одиссею удалось его ослепить. Позднейшая традиция приписывает ему любовную страсть к нимфе Галатее.

ПОЛИФОНИЯ

ПОЛИФОНИЯ - музыкальный термин, буквально означающий совместное звучание многих голосов, многоголосие, в противоположность монофонии (монодии) - звучанию одного голоса и гомофонии - звучанию одного голоса с аккомпанементом. Число голосов в полифонической музыке - от двух до нескольких десятков, причем каждый голос обладает определенной индивидуальностью и независимостью от других. Термины "полифония" и "контрапункт" имеют много общего, однако термин "контрапункт" относится только к композиционной технике европейской музыки, а термин "полифония" может характеризовать также искусство восточных народов или примитивных культур.

ЛИТЕРАТУРА

Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М., 1931 Протопопов В.В. История полифонии, вып. 1-5. М., 1962-1987

ПОЛК ДЖЕЙМС НОКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЛАЙОЛО

ПОЛЛАЙОЛО (Pollaiuolo),

прозвище Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiuolo, 1433-1498) и Пьеро дель Поллайоло (Piero del Pollaiuolo, 1443-1496), флорентийских живописцев, ювелиров и скульпторов. У каждого из них была своя мастерская во Флоренции. Оба умерли в Риме, куда были приглашены для создания бронзовых надгробий пап Сикста IV и Иннокентия VIII в соборе св. Петра. Антонио дель Поллайоло затмил своей славой младшего брата, который оставался его преданным помощником. Единственная подписанная работа Пьеро - статуя Коронование Марии (1483, Колледжиата в Сан-Джиминьяно) - обнаруживает некоторую сухость стиля.

АНТОНИО ПОЛЛАЙОЛО. ГЕРКУЛЕС И АНТЕЙ

АНТОНИО ПОЛЛАЙОЛО. ГЕРКУЛЕС И АНТЕЙ

Антонио дель Поллайоло начал свою творческую деятельность как ювелир. Во Флоренции гравюра на меди возникла из ювелирной техники ньелло; единственная гравюра Антонио Поллайоло - Битва Обнаженных (1475) - одна из первых итальянских гравюр, дающая ясное представление о происхождении этой техники. Острота и четкость линий свойственны также и живописи Антонио Поллайоло. Занятия ювелирным делом способствовали появлению у Антонио интереса к скульптуре, которой он всецело посвятил себя после 1475. В его живописи заметно стремление к точной передаче пластических форм. Эта тенденция может быть проиллюстрирована на примере картин Аполлон и Дафна, очевидно, написанной до 1470, и Мученичество св. Себастьяна (ок. 1475, обе в Лондонской Национальной галерее). В последней атлетические мужские фигуры, изображенные в сложных пространственных ракурсах, наделены динамической энергией. В первой картине важную роль играет эффектный узор линий, лежащих в одной плоскости. В картине Мученичество св. Себастьяна на среднем плане помещено изображение барельефов с античной триумфальной арки. Небольшая картина Антонио Поллайоло Геракл и Антей (1465, Флоренция, галерея Уффици) и созданная им бронзовая статуэтка из Барджелло (1475-1480) имеют общий сюжет. С 1477 Антонио вместе с Пьеро занимался изготовлением серебряных рельефов для алтаря флорентийского баптистерия. В 1484 братья получили несколько заказов на создание надгробий для римских пап. В надгробии Сикста IV (1484-1493) мощный реализм образов сочетается с общим лирическим настроением.

ПОЛЛОК ДЖЭКСОН

ПОЛЛОК Джэксон (Pollock, Jackson)

(1912-1956), американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. Вайоминг). В 1929 он приехал в Нью-Йорк учиться живописи у известного американского художника Томаса Харта Бентона. В конце 1930-х годов на живопись Поллока оказали сильное влияние экспрессионизм и творчество мексиканских художников Хосе Клементе Ороско и Давида Альфаро Сикейроса. После периода экспериментов к 1943 Поллок выработал свою индивидуальную, абстрактную манеру живописи; в том же году в Нью-Йорке была организована его первая персональная выставка. В произведениях Поллока при всей их оригинальности ощутимо влияние сюрреализма и наиболее нервных, гротескных образов Пикассо.

ДЖЕКСОН ПОЛЛОК. ВОЛНИСТЫЕ ЛИНИИ

ДЖЕКСОН ПОЛЛОК. ВОЛНИСТЫЕ ЛИНИИ

С 1947 Поллок начал использовать в своей живописи дерзкие, революционные методы, которые стали предметом бурных дискуссий и, в конечном итоге, принесли ему всемирную известность. Вместо того чтобы писать кистью, он расплескивал алюминиевую краску или фабричные лаки на необрамленный, расстеленный на полу холст и вычерчивал густую, блестящую паутину линий при помощи разнонаправленных ударов веревки. Джексон Поллок стал символом радикализма и новаторства молодого поколения американских художников-нонконформистов. Умер Поллок 11 августа 1956.

ПОЛО МАРКО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИБОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЬША

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЬША. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЬША. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЬША. ИСТОРИЯ C 1772

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЬША. ИСТОРИЯ C 1947

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЬША. КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЬША. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЮСЫ

ПОЛЮСЫ - две точки пересечения поверхности сферы с осью ее вращения. На Земле эти полюсы называются Северным и Южным, и им присвоены географические координаты - соответственно 90° с.ш. и 90° ю.ш. Между полюсами на равном расстоянии от них проходит экватор, широта которого соответствует 0°. Мысленно продолжив плоскость экватора во внешнее пространство и представив, что небесные тела расположены на поверхности воображаемой небесной сферы (что, безусловно, не соответствует реальности), мы получим небесный экватор - линию пересечения экваториальной плоскости Земли и небесной сферы. Продолжив земную ось до точек пересечения с небесной сферой, мы получим т.н. полюсы мира. На поверхности Земли существуют также магнитные полюсы. Эти точки не совпадают с географическими полюсами, но расположены довольно близко от них. Магнитные полюсы медленно перемещаются. В начале 1980-х годов Северный магнитный полюс находился севернее о.Батерст (Канада), приблизительно на 77° с.ш. и 103° в.д. Южный магнитный полюс был расположен у берегов Земли Уилкса в Антарктике примерно на 65° ю.ш. и 140° в.д.

См. также

АСТРОНОМИЯ И АСТРОФИЗИКА;

ЗЕМЛЯ.

ПОЛЯРHЫЕ ОБЛАСТИ ЗЕМЛИ

ПОЛЯРHЫЕ ОБЛАСТИ ЗЕМЛИ - циркумполярные территориии, pасположенные на крайнем севеpе и крайнем юге земного шара и занимающие в совокупности пpимеpно 1/12 ее повеpхности. Они хаpактеpизуются постоянно холодными, а часто и экстpемальными условиями.

См. также АРКТИКА; АНТАРКТИКА.

ПОЛЯРНОЕ СИЯНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ ПРАЗДНИК

ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ ПРАЗДНИК - обычно 2 ноября, когда в Римско-католической церкви осуществляются торжественные молебны о душах в чистилище. День поминовения усопших был установлен св. Одило Клюнийским в 998. В Православной церкви установлено несколько дней церковного поминовения усопших, прежде всего Радоница (во вторник второй недели после Пасхи), а также т.н. родительские субботы.

ПОМОНА

ПОМОНА - римская богиня плодовых деревьев. Согласно Овидию, который, возможно, сам сочинил эту легенду, ее любви добивались Пан, Сильван, Вертумн и другие боги. Вертумн, бог садов и смены времен года, сватался к ней в разных обличьях - жнеца, виноградаря, рыбака, воина. В конце концов, прикинувшись старой женщиной, он посоветовал ей принять ухаживания Вертумна, и, когда он предстал перед ней в своем настоящем облике, она последовала этому совету.

ПОМПЕЙ ВЕЛИКИЙ ГНЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОМПЕЙ СЕКСТ

ПОМПЕЙ Секст (Sextus Pompeius Magnus) (75-35 до н.э.), называемый также Помпеем Младшим, младший сын Помпея Великого, римский полководец. После смерти отца в 48 до н.э. Секст Помпей стал непримиримым противником Юлия Цезаря и, базируясь в Испании, в течение многих лет боролся против него и его преемников. В 44 до н.э. Секст Помпей и Марк Антоний достигли соглашения, и Сексту было поручено командование флотом, однако уже в следующем году, после создания второго триумвирата, он был объявлен вне закона. В 40 до н.э. Секст захватил Сардинию и Сицилию. В 36 до н.э. полководец Августа Агриппа разбил Секста Помпея в морском сражении у берегов Сицилии, после чего тот бежал в Малую Азию. Покинутый своими войсками, он попал в плен к воинам Марка Антония и вскоре был убит, вероятно, по настоянию Антония.

ПОМПИДУ ЖОРЖ

ПОМПИДУ Жорж (Pompidou, Georges Jean Raymond)

(1911-1974), премьер-министр Франции, второй президент Пятой республики. Родился 5 июля 1911 в селении Монбудиф в районе Овернь в Центральной Франции. Закончил Высшую нормальную школу, после присвоения ему ученой степени по французской литературе и политическим наукам начал карьеру преподавателя. В 1940, еще до нападения Германии на Францию, служил в армии, а затем вернулся к преподавательской работе. В 1945 Помпиду стал сотрудником кабинета генерала де Голля, возглавлявшего Временное правительство Франции. После того как в 1946 де Голль покинул свой пост, Помпиду оставался его помощником и в 1948 стал директором его личного кабинета. Такой же пост он занял и в 1958, когда де Голль вернулся к власти. Затем Помпиду на некоторое время отдалился от политической деятельности и был генеральным директором банка Ротшильда. Однако в 1961 де Голль возложил на него ответственную миссию ведения переговоров с Временным правительством Алжирской республики, которые закончились подписанием Эвианских соглашений, предоставивших Алжиру независимость. В 1962 де Голль назначил Помпиду премьер-министром. Он руководил правительством вплоть до июля 1968. Во время знаменательных событий мая 1968, когда Франция была охвачена студенческими волнениями, а профсоюзы объявили о всеобщей стачке, Помпиду сыграл решающую роль. Под его руководством были проведены переговоры с профсоюзными лидерами, завершившиеся подписанием так называемых Греннельских соглашений, положивших конец забастовке. Тем не менее в июле 1968 де Голль объявил об отставке Помпиду. В июне 1969 Помпиду выступил как кандидат голлистской партии на пост президента республики и был избран, набрав во втором туре 57,58% голосов. Он определил дальнейший политический курс Пятой республики словами "преемственность и диалог". Под преемственностью подразумевалось продолжение основных направлений в экономике и политике, сложившихся при де Голле, а под диалогом их частичное изменение в духе времени и в соответствии с требованиями правой оппозиции. На президентском посту Помпиду сумел устранить негативные последствия девальвации франка, ослабил противодействие вступлению Великобритании в Европейское экономическое сообщество, наладил дружеские отношения с арабским Востоком, уделял большое внимание советско-французскому сотрудничеству, первым из лидеров западноевропейских государств посетил в 1973 с официальным визитом Китай. Не дожив немногим более двух лет до истечения своего семилетнего президентского мандата, Помпиду скоропостижно скончался в Париже 2 апреля 1974.

ЛИТЕРАТУРА

Бочкарев Ю. Его печать на событиях. - Новое время, 1974, № 15 Новиков Г.Н. Голлизм после де Голля. Идейная и социально-политическая эволюция. М., 1984

ПОНЕДЕЛЬНИК

ПОНЕДЕЛЬНИК (англ. Monday, нем. Montag, фр. lundi), первый (если считать с понедельника) или второй (если считать первым днем воскресенье) день недели. В римском календаре ему соответствует Lunae dies, "день Луны". В названии отражен древний обычай праздников, посвященных Луне (богине или планете). В большинстве европейских календарей имеется день недели, связанный с Луной. Английское и немецкое название восходят к англосаксонскому Monandaeg. В русской (и общеславянской) традиции название указывает на то, что этот день следует за воскресеньем ("неделей" на славянских языках). "Пахотный понедельник" (первый понедельник после праздника Крещения) праздновался пахарями с молитвами, плуги украшались фонариками, а в Новое время лорд-мэр Лондона устраивает большой прием в ратуше в этот день, когда объявляется о выборах рядовых советников. Выражение "черный понедельник" напоминает о гибели сотен солдат от голода и холода в войске короля Эдуарда III в один из понедельников во время осады Парижа. Так же называется понедельник Страстной недели (в русской традиции - "Великий понедельник"), а на школьном жаргоне - первый день после каникул.

ПОНКЬЕЛЛИ АМИЛЬКАРЕ

ПОНКЬЕЛЛИ Амилькаре (Ponchielli, Amilcare) (1834-1886), итальянский оперный композитор. Родился 31 августа 1834 в Падерно-Фазоларо близ Кремоны. Поступил в Миланскую консерваторию в 1843 и получил диплом о ее окончании в 1854. С 1854 по 1856 Понкьелли служил органистом в кремонской церкви Сант-Иларио, а затем стал капельмейстером муниципального духового оркестра в Пьяченце. В 1881 он был назначен директором музыки (maestro di cappella) в кафедральный собор Бергамо, но через год вернулся в Миланскую консерваторию в качестве профессора композиции. Среди его учеников были молодые композиторы Дж.Пуччини и П.Масканьи (особенно сильное влияние Понкьелли оказал на Масканьи). Первая опера Понкьелли - Обрученные (I рromessi sposi) была поставлена в Кремоне в 1856; вторая редакция оперы, появившаяся в 1872, имела большой успех при постановке в Милане, и в 1873 Понкьелли получил заказ на два балета - Близнецы (Le due gemelle) и Кларина (Clarina). Среди произведений композитора других жанров - кантата на перенос праха Доницетти в Бергамо (1875), гимн памяти Гарибальди (1882) и несколько духовных пьес. Однако в истории музыки Понкьелли остался прежде всего как автор опер, причем, хотя опер им написано девять, только одна из них, Джоконда (La gioconda), до сих пор остается в мировом репертуаре. Джоконда была впервые поставлена в миланском театре "Ла Скала" 8 апреля 1876. Ныне опера исполняется во второй редакции, которая была сделана в декабре того же года. Либретто Джоконды появилось за подписью "Тобио Горриа" - это анаграмма композитора Арриго Бойто, автора оперы Мефистофель и либреттиста нескольких произведений Верди. Источник сюжета Джоконды - драма В.Гюго Анджело, тиран Падуанский. Действие происходит в Венеции 17 в., и все либретто выдержано в традиционном "высоком стиле", с любовью, ненавистью, убийством и т.д. Музыка Понкьелли к Джоконде была оценена современниками как неровная, а либретто подверглось критике за нереалистичность основных образов. С другой стороны, в Джоконде есть запоминающиеся темы, и в целом ее музыка убедительно передает глубокие человеческие чувства. В опере шесть крупных партий, причем заглавная считается одной из самых трудных сопрановых партий в мировом репертуаре. Наиболее популярные фрагменты оперы - "ария самоубийства" Джоконды в последнем действии и "Танец часов" (балетная сцена из третьего действия). Хотя современники иногда сравнивали Понкьелли с Верди и Россини, он остался в истории преимущественно как автор одного произведения.

Умер Понкьелли в Милане 16 января 1886.

ПОНТИЙ ПИЛАТ

ПОНТИЙ ПИЛАТ - пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи при императоре Тиберии. О его происхождении сведений нет, известно только, что он принадлежал к сословию всадников и, вероятно, сменил Валерия Грата в должности прокуратора в 26 н.э., оставив эту должность в начале 36. Относительно длительный срок его правления, по-видимому, должен свидетельствовать о его компетентности. Вместе с тем, по свидетельству Филона Александрийского (О посольстве к Гаю, De legatione ad Caium 38), правление Пилата было жестким, безжалостным и коррумпированным; он оскорбил религиозные чувства евреев, позволив своим солдатам внести в Иерусалим штандарты с римской символикой и изображениями и использовав средства, хранившиеся в священной сокровищнице, для строительства акведука. Его правление закончилось после учиненной им резни самарян, которые собрались на горе Гаризим, чтобы выкопать священные сосуды, которые, как уверял некий самозванный мессия, закопал там еще Моисей. В результате Пилату было приказано возвратиться в Рим, и это - последнее, что мы знаем о нем из достоверных источников. Пилат в суде над Иисусом и в осуждении последнего проявил себя как имперский чиновник, столкнувшийся с угрозой общественному спокойствию. Апологетические тенденции евангелий, подчеркивающих его нежелание выносить обвинительный приговор Иисусу, возможно, объясняются тем, что древние христиане хотели возложить ответственность за смерть Иисуса на евреев. Так, согласно Марку (15:1-15), Пилат просто соглашается с приговором синедриона и требованием народа, а Матфей (27:11-25) придерживается той же версии, прибавляя к ней эпизод с умыванием рук. В третьем и четвертом евангелиях (Лк 23:13-25; Ин 18:29; 19:16) Пилат постоянно говорит о невиновности Иисуса, однако отступает под сильным давлением первосвященников и толпы. Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому, он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, и это произвело такое возмущение воды, что оно было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах. Впоследствии считалось, что Пилат стал христианином, и в Коптской и Эфиопской церквах он причислен к лику святых. Его жена, Прокула, была канонизирована Греческой церковью.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Библейская энциклопедия. М., 1996

ПОНТИФЕКС МАКСИМУС

ПОНТИФЕКС МАКСИМУС - "верховный жрец", глава официального религиозного культа в Риме. Он занимал свою должность пожизненно и осуществлял надзор над всей религиозной жизнью Рима. Кроме того, он назначал весталок и жрецов-фламинов. В эпоху империи эту должность часто занимал сам император.

ПОНТОППИДАН ХЕНРИК

ПОНТОППИДАН Хенрик (Pontoppidan, Henrik)

(1857-1943), датский романист. Родился 24 июля 1857 в Фредерисии. Изучал технические науки, но прервал учебу и некоторое время преподавал в народной школе. В 1881 опубликовал первые рассказы. Его основным произведением стала трилогия Обетованная земля (Det forjttede land, 1891-1895), Счастливчик Пер (Lykke-Per, 1898-1904) и Царство мертвых (De ddes rige, 1912-1916). Небеса человеческие (Mands himmerig, 1927) были его последним крупным произведением. В 1917 он разделил Нобелевскую премию по литературе с К.Гьеллерупом. Начало литературного пути Понтоппидана прошло под знаком влияния Г.Брандеса, позже наступило разочарование. Понтоппидан был одним из крупнейших реалистов и наиболее проницательных романистов Дании. Его отображение жизни примечательно обстоятельностью, внешне бесстрастным стилем. Умер Понтоппидан в Шарлоттенлунде 21 августа 1943.

ЛИТЕРАТУРА

Понтоппидан Х. Счастливчик Пер. М., 1961

ПОП АЛЕКСАНДР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОППЕР КАРЛ РАЙМУНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОПУЛЯЦИОННАЯ ГЕНЕТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОРОШКОВАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОРТЕР КВИНСИ

ПОРТЕР Квинси (Porter, Quincy) (1897-1966), американский композитор и педагог. Родился в Нью-Хейвене (шт. Коннектикут) 7 февраля 1897. Завершив музыкальное образование в Йельском университете в 1921, продолжил занятия композицией у В.д'Энди и Э.Блоха. В 1929, получив двухгодичную стипендию от фонда Гуггенхайма, Портер отправился в Париж, а по возвращении в Америку стал профессором музыки Вассар-колледжа. В 1938 был назначен деканом Консерватории музыки Новой Англии, в 1942 - ее ректором; с 1946 преподавал в Йельском университете. Портер посвятил себя главным образом камерным жанрам; он написал семь струнных квартетов. Освобождение от европейских влияний происходило у него медленно, но в конце концов композитор достиг ясности письма и отчетливости собственного стиля.

Умер Портер в Бетани (шт. Коннектикут) 12 ноября 1966.

ПОРТЕР КЭТРИН АНН

ПОРТЕР Кэтрин Анн (Porter, Katherine Anne)

(1890-1980), американская писательница. Ее романам и рассказам присущ глубокий психологизм, совершенство композиции и стиля. Родилась 15 мая 1890 в Индиан-Крик (шт.Техас). Училась в закрытых школах Юга США. Впоследствии Юг ("южная тема") займет значительное место в ее творчестве. Первая публикация - рассказ в журнале "Cенчери" ("Century") в 1924. В течение многих лет, не имея литературных связей, зарабатывала на жизнь литературной поденщиной, рецензиями, редактурой. Первая книга рассказов Цветущий багряник (Flowering Judas) вышла в 1930. В 1931 на стипендию Фонда Гуггенхейма Портер поехала в Европу, где оставалась до 1938; собирала материал для романа Корабль дураков (Sheep of Fools), работала над ним тридцать лет, опубликовала в 1962. Заимствовав название и тему этого признанного шедевром романа из одноименной стихотворной сатиры С.Бранта (15 в.), изобразила пассажиров и экипаж небольшого немецкого парохода "Вера", идущего в 1931 (накануне прихода Гитлера к власти) из Веракруса (Мексика) в Бремерхафен (Германия), как аллегорию человечества, несущего в себе губительные слабости и пороки. В 1965 режиссер С.Крамер экранизировал роман, создав впечатляющую картину времени. Тогда же Портер опубликовала четыре сборника рассказов Гасиенда (Hacienda, 1934), Обеденное вино (Noon Wine, 1937), Конь бледный, и на нем всадник (Pale Horse, Pale Rider, 1939), Падающая башня (The Leaning Tower, 1944), создавших ей репутацию мастера рассказа. Запаршивевший попугай (The Itching Parrot,1942) - ее перевод плутовского романа Перикильо Сарньенто мексиканца Х.Х.Фернандеса де Лисарди (1776-1827). Минувшие дни (The Days Before, 1952) - книга эссе. В 1966 сборник Избранные рассказы Кэтрин Энн Портер (The Collected Stories of Katherine Anne Porter, 1965) получил Пулитцеровскую и Национальную книжную премии. В своих рассказах писательница видела "фрагменты большого замысла", каждый рассказ, представляющий какую-то одну грань существования, - лишь часть большого целого, выявляющая нравственные и духовные провалы человека. Интерес к прозе Портер проявлял С.Эйзенштейн, готовивший экранизацию ее рассказов Гасиенда и Обеденное вино.

Умерла Портер в Силвер Спрингс (шт. Мэриленд) 18 сентября 1980.

ЛИТЕРАТУРА

Портер К. Корабль дураков. М., 1989 Портер К. Падающая башня: повесть. - Иностранная литература, 1990, № 3

ПОРТУГАЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОРТУГАЛИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОРТУГАЛИЯ. ИСТОРИЯ С 18 ВЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОРТУГАЛИЯ. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСОХ ЕПИСКОПСКИЙ

ПОСОХ ЕПИСКОПСКИЙ - знак епископского достоинства, вручаемый также митроносным аббатам (в православии - епископам, архимандритам и игуменам) в качестве символа власти. В литургический обиход вошел, вероятно, уже в 5 в. Существуют три древних формы епископского посоха: с изогнутым в виде крючка верхним концом, с набалдашником, обычно увенчанным крестом, и Т-образный посох, перекладина которого как бы обвита змеями. Посохи последней формы в настоящее время преобладают на Востоке. На Западе епископский посох напоминает пастушеский и символизирует епископскую власть исправлять пороки и поощрять благочестие.

ПОСТ

ПОСТ - в каноническом смысле, дни, в которые религия предписывает ограничивать употребление пищи. Так, евреи соблюдают пост на Йом-киппур (День Умилостивления) и в другие, менее важные дни поста. Мусульмане соблюдают посты с величайшей строгостью, особенно в месяц Рамадан, в течение которого они воздерживаются от пищи от рассвета и до заката солнца. В некоторых восточных религиях практика воздержания от пищи связана с учением о реинкарнации. В христианстве соблюдение постов установилось уже в новозаветные времена. Точно не известно, когда в христианстве были установлены определенные дни воздержания и поста. Эти дни, как и предписания, регламентирующие количество и виды дозволенной пищи, в разные эпохи могли варьироваться. Отвлекаясь от деталей, можно сказать, что в Римско-католической церкви всех обрядов, в большинстве православных и других Восточных церквей и в Англиканской церкви соблюдаются по крайней мере один Великий пост, или Четыредесятница, несколько сезонных многодневных постов и ряд однодневных постов. Наиболее древним и распространенным обычаем является соблюдение поста по пятницам, о котором упоминают уже Климент Александрийский (ум. ок. 220) и Тертуллиан (ум. ок. 230). Однако некоторые Церкви, рекомендуя соблюдение постов, не устанавливают для этого специальных дней. В соответствии с древней христианской традицией во время постов дозволялось есть лишь раз в сутки, однако со временем обычай добавил к этой единственной трапезе еще и легкую вечернюю еду, а затем и небольшую утреннюю. На Западе в постные дни предписывалось главным образом воздержание от мяса; на Востоке практика ксерофагии ("сухоядения") подразумевала запрет на вкушение мяса, рыбы, яиц, молока, сыра, масла и вина. Обычно запреты на определенную пищу в постные дни сопровождаются также запретом на половые сношения. В целом существовала тенденция к постепенному уменьшению количества и смягчению суровости постов и других форм воздержания, предписываемых законами церкви: со временем стали принимать во внимание возраст, состояние здоровья, бедность, тяжелую или продолжительную работу и меняющиеся социальные условия, в результате чего церковь требует строгого соблюдения постов лишь от сравнительно узких групп людей и освобождает некоторых людей даже от воздержания. Кроме того, в Римско

католической церкви предусмотрены "диспенсации" (послабления или освобождения от постов). Основной смысл христианской практики поста и воздержания сформулирован в римском Миссале следующим образом: "Тот, кто посредством телесного поста подавляет порок, облагораживает ум и стяжает добродетели и награды".

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ПОТЕБНЯ АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич (1835-1891), русский (по трактовке, принятой на Украине, украинский; его имя носит Институт языкознания (мовознавства) АН Украины в Киеве) языковед, литературовед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России. Родился 10 (22) сентября 1835 в с.Гавриловка Полтавской губернии. В 1856 окончил Харьковский университет, позднее преподавал там же, с 1875 профессор. С 1877 член-корреспондент Императорской Академии наук. Основные работы: Мысль и язык (1862), Заметки о малорусском наречии (1870), Из записок по русской грамматике (докторская диссертация, 1874), Из истории звуков русского языка (1880-1886), Язык и народность (1895, посмертно), Из записок по теории словесности (1905, посмертно).

Умер Потебня в Харькове 29 ноября (11 декабря) 1891. Потебня находился под сильным влиянием идей В.фон Гумбольдта, однако переосмыслил их в психологическом духе. Много занимался изучением соотношения мышления и языка, в том числе в историческом аспекте, выявляя, пpeжде всего на русском и славянском материале, исторические изменения в мышлении народа. Занимаясь вопросами лексикологии и морфологии, ввел в русскую грамматическую традицию ряд терминов и понятийных противопоставлений. В частности, он предложил различать "дальнейшее" (связанное, с одной стороны, с энциклопедическими знаниями, а с другой - с персональными психологическими ассоциациями, и в обоих случаях индивидуальное) и "ближайшее" (общее для всех носителей языка, "народное", или, как чаще говорят теперь в русской лингвистике, "наивное") значение слова. В языках с развитой морфологией ближайшее значение делится на вещественное и грамматическое. Потебня известен также своей теорией внутренней формы слова, в которой конкретизировал идеи В.фон Гумбольдта. Внутренняя форма слова - это его "ближайшее этимологическое значение", осознаваемое носителями языка (например, у слова стол сохраняется образная связь со стлать); благодаря внутренней форме слово может приобретать новые значения через метафору. Именно в трактовке Потебни "внутренняя форма" стала общеупотребительным термином в русской грамматической традиции. Одним из первых в России Потебня изучал проблемы поэтического языка в связи с мышлением, ставил вопрос об искусстве как особом способе познания мира. Изучал украинский язык и украинский фольклор, комментировал Слово о полку Игореве. Создал научную школу, известную как Харьковская лингвистическая школа; к ней принадлежали Д.Н.Овсянико-Куликовский (1853-1920) и ряд других ученых. Идеи Потебни оказали большое влияние на многих русских лингвистов второй половины 19 в. и первой половины 20 в.

ЛИТЕРАТУРА

Потебня А.А. Мысль и язык. СПб., 1892 Потебня А.А. Из записок о русской грамматике, тт. 1-2. Харьков, 1874; т. 3. Харьков, 1899; т. 4. М. - Л., 1941 Булаховский Л.А. Александр Афанасьевич Потебня. Киев, 1952

ПОТЕМКИН ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ПОТЕМКИН Григорий Александрович (1739-1791) - российский генерал-фельдмаршал, государственный деятель и фаворит Екатерины Великой. Родился 13 (24) сентября 1739 в Смоленской губернии, в семье армейского офицера среднего достатка. После обучения в гимназии Московского университета был зачислен в конную гвардию; участвовал в дворцовом перевороте в июне 1762, который сместил Петра III и возвел на престол Екатерину II. Получил чин гвардейского подпоручика. Нуждавшаяся в надежных помощниках Екатерина по достоинству оценила энергию и организационные способности Потемкина. В 1774 их отношения приняли более интимный характер. Потемкин стал фаворитом царицы, был осыпан наградами, занимал самые высокие должности. В течение следующих 17 лет он был наиболее могущественным человеком в России. Потемкин находил удовольствие в показной роскоши и славился несметным личным богатством. Подобно Екатерине он поддавался соблазну абсолютной власти, однако во многих делах руководствовался духом Просвещения: проявлял терпимость к религиозному инакомыслию, распространял свое покровительство на национальные меньшинства. Как главнокомандующий русской армией (номинально с 1784) ввел более гуманное понятие о дисциплине, требовал от офицеров по-отечески заботиться о солдатах. Потемкин достиг заметных успехов в утверждении позиций России во вновь приобретенных южных губерниях, в которых правил как настоящий диктатор. Он поддерживал поток как русских, так и иностранных поселенцев, основал несколько новых городов, положил начало Черноморскому флоту, а в 1783 осуществил проект присоединения Крыма к России, за что получил титул светлейшего князя Таврического. Четыре года спустя организовал широко разрекламированное церемониальное путешествие Екатерины и ее свиты по южным губерниям. Путешествие имело целью устрашение врагов России и привело к войне, к которой страна оказалась слабо подготовленной (вторая война Екатерины против турок в 1787-1792). Командующий российскими войсками Потемкин руководствовался в своей стратегии осторожностью, что было оправдано в военном плане, но не прибавило ему популярности. В апреле 1791 он спешно вернулся в Санкт-Петербург. Умер Потемкин близ Ясс в Молдавии, где представлял Россию на переговорах с турками, 5 (16) октября 1791.

ЛИТЕРАТУРА

Шахмагонов Н. Князь Потемкин Таврический. - В кн.: Герои и антигерои Отечества. М., 1992

ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОТТЕР ПАУЛЮС

ПОТТЕР Паулюс (Potter, Paulus)

(1625-1654), голландский живописец, анималист и пейзажист. Родился в ноябре 1625 в Энкхейзене. Учился живописи у отца, Питера Поттера, затем у Николаса Муйарта в Амстердаме. В 1646 работал в Делфте, через три года переехал в Гаагу, а в 1652 вернулся в Амстердам, где и умер в 1654. Большинство работ Поттера представляют собой изображения животных на фоне пейзажа, как его знаменитая картина Молодой бык (1647) из Королевского кабинета картин во дворце Маурицхейс в Гааге.

ПОУП ДЖОН РАССЕЛ

ПОУП Джон Рассел (Pope, John Russell)

(1874-1937), американский архитектор, родился в Нью-Йорке 24 апреля 1874. Учился в Нью-Йоркском городском колледже, Колумбийском университете, продолжил образование в Американской академии в Риме и Школе изящных искусств в Париже. В 1900 основал собственную компанию в Нью-Йорке. Работая над проектами общественных сооружений, Поуп обычно обращался к классическим схемам, а в архитектуре частных зданий прибегал к более свободному стилю. Среди его наиболее важных заказов: Шотландский храм, Национальные архивы и Дворец собраний в Вашингтоне; мемориал Линкольна в Ходженвилле (шт. Кентукки), здание мэрии в Платсбурге (шт. Нью-Йорк), железнодорожный вокзал в Ричмонде (шт. Виргиния) и Американский военный мемориал в Монфоконе во Франции. Поуп был членом Американского института архитекторов, имел много наград и почетных степеней. Умер он в 1937, не успев завершить работу над мемориалом Т.Джефферсона и зданием Национальной галереи в Вашингтоне; они были достроены уже после его смерти.

ПОУЭЛЛ ЭНТОНИ

ПОУЭЛЛ Энтони (Powell, Anthony)

(р. 1905), английский писатель. Родился 21 декабря 1905 в Лондоне. Учился в Итоне и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. Работал в издательствах, писал сценарии, занимался журналистикой, во время Второй мировой войны недолго служил в разведке. Его первый роман, Поздние люди (Afternoon Men), вышедший в 1931, и последние романы О, как мчится колесо (Oh, How the Wheel Becomes It, 1983) и Король рыбаков (The Fisher King, 1986) свидетельствуют о том, что спустя более чем полвека желчности у писателя не поубавилось. До войны Поуэлл опубликовал пять романов, самый значительный из них - Погоня, а затем смерть (From a View to a Death, 1933). Начиная с Вопросов воспитания (A Question of Upbringing, 1951) он написал двенадцать романов единого цикла, который назвал Танец под музыку Времени (A Dance to the Music of Time). В него входят романы Дешевый рынок (A Buyers's Market, 1952), Мир бизнеса (The Acceptance World, 1955), В доме леди Молли (At Lady Molly's, 1957), Китайский ресторан Казановы (Casanova's Chinese Restaurant, 1960), Милосердные (The Kindly Ones, 1962), Поле костей (The Valley of Bones, 1964), Искусство ратных дел (The Soldier's Art, 1967), Военные философы (The Military Philosophers, 1968), Книги украшают комнату (Books Do Furnish a Room, 1971), Короли-временщики (Temporary Kings, 1973) и Прислушиваясь к тайным гармониям (Hearing Secret Harmonies, 1975). Сотни персонажей появляются на страницах этих книг в разные периоды своей жизни. Перед читателем предстает панорама английского общества со времен Первой мировой войны вплоть до 1970-х годов и позднее, огромная хроника в сущности неизменной, но при этом такой разнообразной человеческой натуры.

ПОЧВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница