Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАР")

ПАВАРОТТИ ЛУЧАНО

ПАВАРОТТИ Лучано (Pavarotti, Luciano) (р. 1935), итальянский тенор, один из самых популярных у публики и безусловно признаваемых критикой оперных теноров в эпоху после Э.Карузо. Среди достоинств пения Паваротти - превосходная высокая постановка голоса; солнечный полетный тембр; на редкость совершенное вокальное мастерство и как следствие легкость звукоизвлечения. Сочетание подобных качеств с невероятно сильной индивидуальностью, излучающей тепло и жизнерадостность, сделали певца одной из "суперзвезд" оперной сцены 20 столетия. Паваротти родился 12 октября 1935 в Модене (Италия). После окончания школы в Модене начал заниматься вокалом в Мантуе у Э.Кампогальяни. Дебютировал в 1961 в партии Родольфо в Богеме Пуччини. Через пять лет был уже подготовлен к дебюту в миланском театре "Ла Скала" (партия Тибальда в Капулетти и Монтекки Беллини). Но только партия Тонио в Дочери полка Доницетти (спетая сначала в театре "Ковент-Гарден" в 1966, а потом, в 1972, на сцене нью-йоркской "Метрополитен-опера") принесла Паваротти международную известность и титул "Короля верхнего до" (ноты до второй октавы - он стал первым тенором в истории оперы, который спел все девять высоких до в арии Quel destin). Хотя основная специальность Паваротти - лирические белькантовые партии (Эльвино в Сомнамбуле Беллини, Артуро в его же Пуританах, Эдгардо в Лючии ди Ламмермур Доницетти, Альфред в Травиате Верди, Герцог Мантуанский в его же Риголетто), со временем певец стал обращаться и к более драматическим ролям, таким, как Риккардо в Бале-маскараде Верди, Каварадосси в Тоске Пуччини, Манрико в Трубадуре Верди, Радамес в его же Аиде. Успех Паваротти у публики набирал силу в течение 1970-1980-х годов, поддерживаемый частыми выступлениями певца по телевидению и его стремлением, давая сольные вечера и выступая в смешанных концертах, донести оперное искусство до людей, которые редко посещают оперный театр или никогда не переступали его порога. В 1990-е годы певец собирал сотни тысяч слушателей на свои концерты на стадионах и в парках.

ПАВЕЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАВЕЛ I

ПАВЕЛ I (1754-1801), Павел Петрович - российский император, сын Петра III и Екатерины II Великой; родился 20 сентября (1 октября) 1754 в Санкт-Петербурге. Нелюбимый сын, живший при дворе особняком (мать намеревалась лишить его права наследования), Павел втянулся во многие дворцовые интриги. Его первая жена - Вильгельмина Гессен-Дармштадтская, принявшая имя Натальи Алексеевны, - умерла при родах; в 1776 он женился на Софии Доротее Вюртембергской, принявшей имя Марии Федоровны. В 1796 Павел наследовал трон. Правил деспотически и безответственно, насаждал централизацию в государственном аппарате, однако провел некоторые реформы в армии, облегчил положение крепостных (сократил барщину до трех дней в неделю) и попытался ограничить власть дворянства. В 1798 присоединился ко второй коалиции против Франции; по настоянию союзников поставил во главе русской армии А.В.Суворова, под командованием которого были совершены героические Итальянский и Швейцарский походы. Двумя годами позже участвовал в формировании Северной морской лиги (Россия, Швеция и Дания), которая придерживалась политики вооруженного нейтралитета, направленного против Великобритании. Готовил военно-стратегический союз с Наполеоном Бонапартом. Был убит группой заговорщиков из гвардейских офицеров в ночь с 11 на 12 (23-24) марта 1801.

ЛИТЕРАТУРА

Павел I. - В кн.: Российские государи. М., 1993

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ - епископ Антиохийский (260-272), о ранних годах которого известно лишь то, что он был низкого происхождения. Он стал патриархом Антиохийским в 260, и приблизительно в то же время выдвинул свое учение, обычно квалифицируемое как "динамистическое монархианство". Помимо этого, он занимал светскую должность прокуратора-дуценария и пользовался покровительством царицы Пальмиры Зиновии. Выдвинутые против него обвинения рассматривались на нескольких соборах; на первом из них, в 264, он был обвинен в еретических взглядах, в беззастенчивой роскоши и в том, что он, самым скандальным образом, допустил женщин жить в его доме. Антиохийский собор (269) окончательно низложил Павла, однако фактически сместить его с епископской кафедры удалось только после того, как Антиохия была в 272 захвачена Аврелианом и подчинена Риму. Евсевий Кесарийский приводит принадлежащее Малхиону послание, содержащее описание хода и решений этого собора и адресованное епископам и пресвитерам всего христианского мира; это послание остается единственным достоверным документом той эпохи, касающимся Павла Самосатского. Учение последнего, примыкающее к динамистическому монархианству, представляло собою восточную разновидность адопционизма, напоминающую учение Феодота и Артемона на Западе. Он отрицал божественную сущность Христа и различение Лиц Отца, Сына и Св. Духа, утверждая, что есть только одно божественное Лицо. Согласно его учению, Иисус был по природе своей человеком, подобным другим людям, но что позднее на него сошел Логос (Божественное Слово) и что после этого он стал Богом, но не по природе, а через соединение Логоса с человеком-Иисусом вследствие избранничества, действий и воли последнего. Павел доказывал, что представления о том, что Иисус был Сыном Божьим "по естеству", ведут к двоебожию, и на этом основании он запретил воспевать в церкви хвалы Христу. Влияние Павла Самосатского в той или иной степени сказалось на взглядах Лукиана Антиохийского и на системе Ария, также имевшей антиохийские корни.

См. также

АДОПЦИАНСТВО;

МОНАРХИАНСТВО.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАВЛОВА АННА ПАВЛОВНА

ПАВЛОВА Анна Павловна (МАТВЕЕВНА) (1881-1931), одна из величайших балерин 20 в. Родилась в Санкт-Петербурге 12 февраля 1881, в 1891 поступила в Петербургское театральное училище. Сразу после выпуска (1899) дебютировала на сцене Мариинского театра. Ее талант быстро получил признание, она стала солисткой, а в 1906 была переведена в высший разряд - примы-балерины. В том же году Павлова связала свою жизнь с бароном В.Э.Дандре. За пределы России Павлова впервые выезжала на гастроли в 1907 и 1908, выступая в разных городах Северной Европы. Она участвовала в спектаклях дягилевского "Русского балета" в 1909 в Париже и в 1911 в Лондоне, а в США появилась в первый раз с собственной труппой на сцене "Метрополитен-опера" (1910).

АННА ПАВЛОВА И ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ

АННА ПАВЛОВА И ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ

Последнее выступление Павловой в России состоялось в 1913, затем она обосновалась в Англии и гастролировала с собственной труппой по всей Европе, а также в Северной и Южной Америке, Индии, Индонезии, в странах Востока, в Африке, Австралии и Новой Зеландии. Выдающая актриса, Павлова была лирической балериной, ее отличали музыкальность и психологическая содержательность. Ее образ обычно связывается с образом умирающего лебедя - в балетном номере, который был создан специально для Павловой Михаилом Фокиным, одним из первых ее партнеров в 1907. Последнее выступление Павловой состоялось в Лондоне 13 декабря 1930. Умерла Павлова в Гааге (Нидерланды) 23 января 1931.

ЛИТЕРАТУРА

Дандре В. А.Павлова. Берлин, 1933 Анна Павлова, 1881-1931. М., 1956 Красовская В.М. А.Павлова. Л., 1964

ПАВСАНИЙ

ПАВСАНИЙ (2 в. н.э.), древнегреческий путешественник и писатель, автор обстоятельного Описания Эллады, или Путешествия по Элладе. О самом авторе известны только те сведения, которые он излагает в своей книге. Из этого источника мы узнаем, что он был уроженцем Лидии в Малой Азии и написал пятую книгу через 217 лет после восстановления Коринфа, т.е. в 174 н.э. Описания состоят из 10 книг, в которых рассматривается практически вся территория Греции: 1 - Аттика, 2 - Коринф, 3 - Лакония, 4 - Мессения, 5 - Элис (1-я часть), 6 - Элис (2-я часть), 7 - Ахайя, 8 - Аркадия, 9 - Беотия, 10 - Фокис и Озолия. Павсаний обычно описывал главную дорогу, ведущую к центру, а затем все дороги, идущие от центра, попутно останавливаясь на достопримечательностях; кратко сообщал о торговле, местном правительстве, интересных объектах (включая храмы, театры, статуи, гробницы, алтари), легендах и связанных с ними событиях. Рассматривая храмы и статуи, Павсаний очень мало сообщает об их художественных особенностях. Он не замечает красот природы, но проявляет большой интерес к именам. Узнав по слухам или другим местным источникам, как зовут того или иного человека, будь то мужчина или женщина, Павсаний не может побороть искушение рассказать об этом в Описаниях. Описания - приятное чтение для каждого любителя античности. Для изучающих античный мир труд Павсания незаменим, но больше всего он полезен для исследователей древних религий, особенно греческой. Ни одна из сторон этой обширной и сложной темы не обойдена вниманием в Описаниях. Впервые труд был издан М.Музурусом в Венеции в 1516. Английский перевод с обстоятельными комментариями подготовлен Дж.Фрезером (Frazer J., первый том вышел в 1898).

ЛИТЕРАТУРА

Павсаний. Описание Эллады, тт. 1-2. М., 1994 (репринтное издание 1938-1940)

ПАГАНИНИ НИККОЛО

ПАГАНИНИ Никколо (Paganini, Niccolo)

НИККОЛО ПАГАНИНИ

НИККОЛО ПАГАНИНИ

(1782-1840), итальянский скрипач и композитор, один из величайших виртуозов в истории мирового музыкального искусства. Родился 27 октября 1782 в Генуе. Одиннадцатилетним мальчиком Паганини впервые выступил публично в Генуе, а в 1797, после краткого периода занятий в Парме с А.Роллой, совершил свое первое концертное турне. Своеобразие манеры игры, ни с чем не сравнимая легкость владения инструментом вскоре принесли ему известность в масштабах всей Италии. С 1828 по 1834 он дал сотни концертов в крупнейших городах Европы, заявив о себе как о самом удивительном виртуозе целой эпохи. Творческий путь Паганини был внезапно прерван в 1834 - причинами тому явились пошатнувшееся здоровье музыканта и ряд публичных скандалов, возникших вокруг его фигуры.

Умер Паганини в Ницце 27 мая 1840. Игра Паганини раскрывала столь широкие возможности скрипки, что современники подозревали, будто он владеет некой скрытой от других тайной; некоторые даже считали, что скрипач продал душу дьяволу. Все скрипичное искусство последующих эпох развивалось под влиянием стиля Паганини - его приемов употребления флажолетов, пиццикато, двойных нот и разных аккомпанирующих фигураций. Его собственные сочинения изобилуют очень трудными пассажами, по которым можно судить о богатстве технических приемов Паганини. Некоторые из этих композиций представляют лишь исторический интерес, но другие - например, Первый концерт ре мажор, Второй концерт си минор и 24 каприса - занимают почетное место в репертуаре современных исполнителей.

ЛИТЕРАТУРА

Тибальди-Кьеза М. Паганини. М., 1986 Григорьев В.Ю. Н. Паганини. Жизнь и творчество. М., 1987

ПАДЕРЕВСКИЙ ИГНАЦЫ ЯН

ПАДЕРЕВСКИЙ Игнацы Ян (Paderewski, Ignacy Jan)

ИГНАЦЫ ЯН ПАДЕРЕВСКИЙ

ИГНАЦЫ ЯН ПАДЕРЕВСКИЙ

(1860-1941), польский пианист, композитор, государственный деятель. Родился 18 ноября 1860 в с. Куриловка в Подолии (ныне на Украине). Хотя мальчик начал играть на фортепиано в возрасте трех лет и сочинять в семь лет, он развивался довольно медленно, занимаясь сначала у частных педагогов, а потом в Варшавском музыкальном институте (позднее преподавал там фортепиано). Занимался в Берлине, где на Падеревского обратили внимание Антон Рубинштейн и другие известные музыканты. В 1884 Падеревский начал заниматься со знаменитым педагогом Т.Лешетицким. После артистических дебютов в Вене (1887), Париже (1889), Лондоне (1890) и Нью-Йорке (1891) имя Падеревского ставилось наравне с именем Ф.Листа - обоих называли величайшими пианистами мира. Хотя многочисленные сочинения Падеревского (практически во всех жанрах) остаются в тени его исполнительской известности, его опера Манру, поставленная в Дрездене в 1901, впоследствии появлялась на сценах ряда известных оперных театров в США, а его Менуэт соль мажор (часть из цикла Шесть юморесок для фортепиано) соперничал в популярности с менуэтом Бетховена. Падеревский был также пламенным патриотом Польши. Дважды возглавлял польское правительство: в 1919 и в 1940-1941 (правительство в эмиграции). Ряд звукозаписей и одна кинолента (Лунная соната, 1936) донесли до потомков образцы уникального искусства Падеревского.

Умер Падеревский в Нью-Йорке 29 июня 1941.

ПАИЗИЕЛЛО ДЖОВАННИ

ПАИЗИЕЛЛО Джованни (Paisiello, Giovanni) (1740-1816), итальянский композитор, автор комических опер, певец и инструменталист. Родился 8 мая 1740 в Таранто на Сицилии. Учитель в иезуитской школе, которую посещал мальчик, убедил отца Джованни отправить сына в Консерваторию св. Онуфрия в Неаполе, где Паизиелло проучился девять лет (с 1754). Наделенный живым чувством юмора и умением вышучивать самого себя и окружающих, Паизиелло нашел выход своим способностям в сочинении комических опер; он привел в восторг слушателей целой серией произведений, которые с неизменным успехом ставились в главных городах Италии. В 1776 Паизиелло получил приглашение российской императрицы Екатерины II и отправился в Петербург. Работая при русском дворе (1776-1784), сочинил оперу Севильский цирюльник (Il Barbiere di Siviglia, 1782), представленную во время визита в Россию военного моряка Джона Пола Джонса, героя американской войны за независимость. Джонс предложил композитору написать революционный гимн для Соединенных Штатов, но Паизиелло отклонил предложение, сказав, что Америка гораздо более нуждается в новых законах, нежели в таком пустяке, как музыка к национальному гимну. После успешного завершения службы в России Паизиелло работал в Вене, где написал 12 симфоний по заказу императора Иосифа II и оперу Король Теодор в Венеции (Il re Teodoro in Venezia, 1784). Вернувшись в родной Неаполь в то время, когда там была провозглашена республика, Паизиелло был обласкан новой властью и получил должность директора музыки Неаполитанской республики. При реставрации монархии он потерял этот пост, однако его услуги понадобились Наполеону, который пожелал, чтобы Паизиелло организовал и возглавил императорскую капеллу. Во Франции Паизиелло получал столь же щедрое вознаграждение, как ранее в России, чем возбуждал ревность других придворных музыкантов. Для Франции он написал немало опер и даже попробовал сочинить оперу на французское либретто (Прозерпина, 1803). Однако она не имела успеха, Паизиелло пал духом и убедил Наполеона отпустить его в Неаполь, сославшись на болезнь жены. На родине Паизиелло благополучно прожил остаток своих дней. Был вполне обеспечен, получая пенсию от разных монархов, которым служил ранее.

Умер Паизиелло в Неаполе 5 июня 1816.

ЛИТЕРАТУРА

Крунтяева Т. Итальянская комическая опера XVIII века. Л., 1981

ПАК ЧОН ХИ

ПАК ЧОН ХИ (1917-1979), корейский генерал и политический деятель. Родился 14 ноября 1917 в Сонсане, на юго-востоке Кореи. Учился в средней школе в г.Тэгу, три года преподавал в деревенской школе. В 1940 стал курсантом офицерского училища, окончил военную академию в Японии. После освобождения страны от японцев в 1945-1946 поступил во вновь созданную Корейскую военную академию. Его служебная карьера развивалась стремительно, и к концу войны в Корее он уже имел чин бригадного генерала. После прохождения подготовки в США в 1954 Пак командовал несколькими южнокорейскими дивизиями. В 1961 занял должность заместителя командующего 2-й армией. После государственного переворота 16 мая 1961 Пак стал первым заместителем председателя, а затем председателем Высшего совета национальной реконструкции, который руководил страной до 1963, когда было восстановлено гражданское правление. В 1963 Пак уволился из армии, выставил свою кандидатуру на президентских выборах, которые выиграл с минимальным перевесом. Одержал победу в избирательных кампаниях 1967, 1971, 1972 и 1978. Изменение конституции, одобренное на референдуме 1969, позволило Паку баллотироваться на высший пост в государстве в третий раз; новая конституция 1972, предоставив президенту широкие полномочия, давала ему возможность переизбираться неограниченное число раз. Во внешней политике Пак стремился к укреплению союза с США, развитию дружеских связей со странами третьего мира и налаживанию контактов с СССР и Китаем. Менее успешными оказались его попытки улучшить отношения с Северной Кореей. В 1974 и 1975 Пак вводил в стране чрезвычайное положение. В 1974 на жизнь президента было совершено покушение, которое привело к гибели его жены. В 1979 в Южной Корее вновь вспыхнули беспорядки. Пак был застрелен во время ссоры с главой Центрального разведывательного управления Кореи 26 октября 1979.

ПАКИСТАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАКИСТАН. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАЛАУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАЛЕСТИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАЛЕСТРИНА ДЖОВАННИ ПЬЕРЛУИДЖИ ДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАЛИССИ БЕРНАР

ПАЛИССИ Бернар (Palissy, Bernard)

(ок. 1510-1589 или 1590), французский художник-керамист и изобретатель, естествоиспытатель и писатель. О раннем периоде жизни художника известно мало, он родился в Лакапель-Бирон (епархия Ажен) или в Сенте. Путешествовал по Франции, Фландрии и Рейну. Был учеником художника по цветному стеклу, а ок. 1539 поселился в Сенте, где изготавливал стеклянные изделия и рисовал портреты. Многие годы Палисси безуспешно экспериментировал, пытаясь открыть секрет белой эмали. Стал известен изобретением нового вида керамики, покрытой цветными глазурями, на которую им был получен королевский патент. Около 1562 Палисси перебрался в Париж, где ему, хотя он был ревностным гугенотом, покровительствовала королевская семья (в частности, Екатерина Медичи) и где он стал знаменит. Палисси считается основателем художественной керамики во Франции. Наиболее известны его керамические изделия в стиле т.н. "сельских глин" - блюда с изображением рыб, змей, лягушек, ящериц, раковин, а также растений, поразительно похожих на натуральные как формой, так и цветом. Изделиям мастерской Палисси присущ необычный стиль: украшения обычно рельефны и сочно окрашены с преобладанием приглушенных голубых, серых и желтых тонов. Палисси совершил открытия в области химии и минералогии, одним из первых в Европе выдвинул теорию происхождения окаменелостей. В 1588 Палисси арестовали как гугенота и заточили в Консьержери, а затем в Бастилию, где он и умер. Полное собрание сочинений Палисси было издано Капом в 1844 и А.Франсом - в 1880.

ПАЛЛАДИО АНДРЕА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАЛМЕР НАТАНИЕЛ БРАУН

ПАЛМЕР Натаниел Браун (Palmer, Nathaniel Brown) (1799-1877), американский капитан и исследователь, внесший вклад в изучение Антарктиды. Родился в Стонингтоне (шт. Коннектикут) 8 августа 1799. В 1819-1831 совершил несколько плаваний в районы мыса Горн, Южных Шетландских и Южных Оркнейских островов, где занимался промыслом тюленей. Во время второго из этих плаваний в 1820 на шлюпе "Герой", выслеживая тюленей к югу от обычной промысловой территории, Палмер впервые увидел берега Антарктиды. Замеченная им земля позднее была названа Землей Палмера. Это название дал российский адмирал Беллингсгаузен, проводивший исследования в данном районе. Теперь это Антарктический полуостров, но его южную часть до сих пор называют Землей Палмера. Во время своих плаваний Палмер открыл острова Анверс, Биско, Аделейд и др. Умер Палмер в Сан-Франциско 21 июня 1877.

ПАЛЬМА

ПАЛЬМА (Palma),

имя, которое носили итальянские живописцы Якопо д'Антонио Негретти (Jacopo d'Antonio Negretti) (ок. 1480-1528), прозванный Пальма Веккьо (Vecchio), или Пальма Старший, его племянник Антонио (ок. 1510-1575) и его внучатый племянник Якопо Пальма Младший (1544-1628). Из всех троих наиболее известен Пальма Веккьо, который вместе с Тицианом и Джорджоне является одним из крупнейших представителей венецианской живописной традиции Высокого Ренессанса. Он родился в Серинальто близ Бергамо. Сюжеты картин Пальма Веккьо не отличаются большим разнообразием; нередко он создавал несколько вариаций одного сюжета. Один из наиболее часто встречающихся мотивов в его творчестве - изображение Мадонны с Младенцем и несколькими святыми в пейзаже; этот тип композиции получил название "святое собеседование" (sacra conversazione). Его портреты, в основном женские, сочетают в себе точную передачу индивидуальных черт модели и личные представления художника о венецианском типе красоты; они написаны в характерном светло-золотистом колорите. Самое знаменитое произведение Пальма Веккьо - алтарный образ в церкви Санта Мария Формоза в Венеции. О племяннике Пальма Веккьо, Антонио Пальма, известно достаточно мало. Характерным образцом его живописи является картина Воскресение Христа (Штутгарт). Антонио известен в основном как отец и первый учитель Якопо Пальма Младшего. Последний родился в Венеции в 1544; в юности уехал в Рим и стал последователем Караваджо. Его наиболее значительные произведения были написаны уже по возвращении в Венецию, по заказу дожа для палаццо Дукале.

ПАЛЬМЕ УЛОФ

ПАЛЬМЕ Улоф (Palme, Olof)

(1927-1986), шведский государственный и политический деятель. Родился 30 января 1927 в Стокгольме. После службы в армии в 1948 поступил в Кеньон-колледж (шт. Огайо). Много путешествовал по США. Вернувшись в Швецию, в 1951 получил степень доктора права в Стокгольмском университете и занялся политикой. В 1956 был избран в риксдаг от Социал-демократической партии. В 1963 вошел в состав кабинета; в течение последующих шести лет занимал различные министерские посты. Получил известность своими выступлениями против войны США во Вьетнаме. В 1969 он стал председателем СДРПШ и премьер-министром Швеции. В 1976-1982 Пальме руководил Социал-демократической партией, находившейся в оппозиции. Он возглавлял также комиссию из государственных деятелей по изучению возможностей создания в Европе зон, свободных от ядерного оружия, выступил в роли посредника ООН во время войны в Персидском заливе. В 1982 Пальме вновь стал премьер-министром. В то время как другие социалистические правительства в Западной Европе сокращали расходы на социальную политику, он поддерживал шведскую систему широких социальных гарантий.

Пальме был убит в Стокгольме 28 февраля 1986.

ЛИТЕРАТУРА

Цитрин П.А. Общественно-политические взгляды У.Пальме. Научно-аналитический обзор. М., 1978 Вуколов Н., Погоржельский Д. Следы и версии. - Новое время, 1987, № 9 Похлебкин В.А. Олоф Пальме. - Вопросы истории, 1990, № 7

ПАЛЬМЕРСТОН ГЕНРИ ДЖОН ТЕМПЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАЛЬМИРА

ПАЛЬМИРА - процветавший в древности город на караванном пути в Сирийской пустыне, ныне арабская деревня Тадмор. Пальмира (Город пальм) - греческое и латинское наименование города, но еще раньше это место носило название, которое до сих пор бытует у арабов. В надписи ассирийского царя Тиглатпаласара I ок. 1100 до н.э. оно называется Тадмар, в Ветхом Завете (2 Пар 8,4) фигурирует под именем Тадмор как самый восточный город державы Соломона. Город располагался в оазисе в 240 км северо-восточнее Дамаска и более чем в 306 км от Евфрата и своим процветанием был обязан удачному положению на торговых путях, связывавших Восток и Запад. Древнейшая сохранившаяся надпись из Пальмиры относится к 32 до н.э. Еще в 1 в. до н.э. город достиг богатства и известности. Его процветание было ускорено устранением его главного соперника - Петры, павшей в 106 под ударами римлян. Поскольку римские императоры были заинтересованы в Пальмире, Адриан восстановил многие ее сооружения и назвал Hadriana Palmym в 129, а Септимий Север (193-211) придал ей статус римской колонии. В правление самой известной своей царицы, Зенобии, Пальмира стала столицей самостоятельного государства, включавшего Сирию, Малую Азию и Египет. Однако война с Римом завершилась в 272 триумфом императора Аврелиана, на котором гордую царицу Востока провели как беспомощную пленницу, и после этого разорения город уже не смог восстановить прежнего значения и великолепия. В 7 в. он был захвачен арабами и превращен в мусульманскую крепость, но землетрясение и разграбление ускорили его закат, он быстро превратился в развалины.

ПАЛЬМИРА (главная улица города, когда-то служившая караванным путем).

ПАЛЬМИРА (главная улица города, когда-то служившая караванным путем).

Главная улица города пролегала по древней караванной дороге, превращенной в длинную улицу, украшенную колоннадами и монументальными арками. К числу основных сооружений относятся храм Бела, или Баала (1 в.), храм Баалшамина (2 в.), агора (3 в.), театр с общественным центром и обнесенный прямоугольной стеной караван-сарай. В пальмирской религии смешались арабские, парфянские, вавилонские, сирийские и греческие элементы, облеченные в отчетливо пальмирскую форму. Среди представленных здесь богов - триада, включавшая Бела (со своим вестником Малабелом), Йарихбола и Аглибола; из других богов почитались Баал-Шамин, соперник Бела Шамаш, Иштар, Нанайя, Нергал, Адад, Атаргатис, Эшмун, Сама, Аллат, Арцу, Азизу и др. Объектом поклонения служили также умершие, которых хоронили в величественных башнях и мавзолеях.

ПАЛЬМОВОЕ МАСЛО

ПАЛЬМОВОЕ МАСЛО - важный продукт, выжимаемый из сочного околоплодника гвинейской масличной пальмы (Elaeis guineensis), родина которой - западное побережье Африки. Цвет чистого пальмового масла насыщенный оранжево-желтый; у него сладковатый вкус и приятный запах. Основной химический компонент - пальмитиновая кислота. В тропическом климате консистенция продукта жидкая, при охлаждении он застывает, становясь похожим на маргарин. Применяется в производстве мыла и различных мазей, а в Западной Африке и Бразилии на нем готовят пищу. Масло извлекают также из семян пальмы. Оно называется ядропальмовым, светлее пальмового и напоминает кокосовое.

ПАЛЬМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАМЯТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАН

ПАН - в греческой религии, бог лесов и полей, стад и пастухов. Первоначально был местным божеством в Аркадии, оставшейся главным центром его почитания. Он не был непосредственно связан с кругом олимпийских богов, поэтому рассказы о его происхождении расходятся и противоречат друг другу. Отличительной чертой Пана была его похотливость. Когда нимфа Сиринкс, спасаясь от него бегством, была превращена в тростник, он разрезал стебель этого тростника на части неравной длины, смастерив впервые "сирингу" - пастушью свирель. Позднее он вызвал Аполлона на музыкальное состязание; выступивший в роли судьи Тмол присудил победу Аполлону. Внешностью Пан отчасти напоминал козла: у него были рожки и хвост, а иногда его изображали козлоногим и козлобородым. Его появление внушало смертным внезапный страх (отсюда "паника"). Имя Пана, вероятно, означало "пасущий", "питающий". Римляне отождествляли Пана со своим божеством Фавном. Согласно рассказу, сообщаемому Плутархом, в правление Тиберия плывшие на некоем корабле люди слышали глас, возвестивший о смерти Великого Пана.

ПАНАКС

ПАНАКС (Panax), род многолетних трав семейства аралиевых (Araliaceae), произрастающих в лесах северной умеренной зоны. Высота 30-40 см, листья пальчато-сложные, цветки мелкие зеленоватые, плоды - красные костянки. Панакс женьшень, или просто женьшень (Panax schinseng), родом с Дальнего Востока. С древнейших времен используется в Китае как лекарственное растение. Бесконтрольные заготовки женьшеня в природе (особенно ценятся дикорастущие экземпляры) поставили этот вид на грань исчезновения. В 1716 в Канаде был открыт панакс пятилистный, или американский женьшень (P. quinquefolium), который сейчас экспортируется в Китай. Оба вида разводят ради корня, часто формой напоминающего фигуру человека. Сильно действующих биологически активных веществ в корне панакса не обнаружено. Научное название рода происходит от греч. panacea - лекарство от всех болезней, а с китайского "женьшень" переводится как "корень-человек".

ПАНАМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАНАМА. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАНАМСКИЙ КАНАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАНДОРА

ПАНДОРА - в греческой мифологии, первая женщина на земле, изготовленная Гефестом по приказанию Зевса. Каждый из богов наделил ее подарком: Афродита подарила ей красоту, Гермес - хитрость, Зевс же вручил ей сосуд, наполненный всеми недугами и болезнями людей, и послал на землю, чтобы отомстить за похищение огня Прометеем. Эпиметей ("крепкий задним умом") полюбил Пандору и взял ее в жены вопреки предостережениям своего брата Прометея. Когда она открыла сосуд, из него вылетели все беды и горести, которые с тех пор терзают людей; в сосуде была еще и "надежда", и ее удалось удержать внутри, закрыв сосуд.

ПАНДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАНОФСКИЙ ЭРВИН

ПАНОФСКИЙ Эрвин (Panofsky, Erwin)

(1892-1968), немецкий и американский историк и теоретик искусства, педагог. Главный вклад Панофского в науку об искусстве - исследования по иконологии, рассматривавшейся им как "раздел истории искусства, который изучает сюжет или смысл произведения искусства, а не его форму", в котором историк искусства "должен уметь видеть способ, использовавшийся в различных исторических условиях для выражения наиболее важных движений человеческой мысли". Панофский родился 30 марта 1892 в Ганновере (Германия). В 1914 защитил диссертацию во Фрайбургском университете; с 1921 по 1933 преподавал в Гамбурге. В 1931, получив приглашение прочитать курс лекций в Нью-Йоркском университете, приехал в США. После прихода к власти нацистов в 1933 ученый остался в США, как и многие другие его соотечественники. Панофский преподавал в Нью-Йоркском университете, затем в Принстоне; в 1935 он стал профессором Института перспективных исследований. Оставив эту должность в 1962, получил профессорскую кафедру в Нью-Йоркском университете и занимал ее до самой смерти в 1968. Он был блестящим лектором и педагогом и имел множество учеников. Среди ранних работ Панофского, написанных еще в Германии, - эссе о гравюре Дюрера Меланхолия. Однако большинство книг и статей исследователя было написано по-английски, уже в США. В его первой работе, созданной в Америке, Исследования по иконологии (1939), рассматривается иконография таких сюжетов, как персонофикация времени и слепой Амур, неоплатонические идеи в искусстве Возрождения. В течение следующих двадцати пяти лет Панофский написал еще ряд статей по иконологии и книг. Среди них - монография, созданная в соавторстве с первой женой, - Ящик Пандоры (1956), статья Иконография Камеры ди Сан Паоло Корреджо (1961); из трудов по теории искусства - Кодекс Гюйгенса и теория искусства у Леонардо да Винчи (1940), Галилей как художественный критик (1954), а также знаменитые исследования Альбрехт Дюрер (1943), Нидерландское искусство XV в. (1953) и Ренессанс и ренессансы в западноевропейском искусстве (1960).

ПАНТЕОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАНТОМИМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАНЬОЛЬ МАРСЕЛЬ

ПАНЬОЛЬ Марсель (Pagnol, Marcel)

(1895-1974), французский драматург, кинематографист. Родился 25 февраля 1895 в пригороде Марселя. Уже в раннем возрасте проявил интерес к драматургии, однако пошел по стопам отца и стал учителем. Вернувшись с фронта после Первой мировой войны, переехал в Париж и начал преподавать английский язык. Слава драматурга пришла к Паньолю в 1928 после постановки его пьесы Топаз (Topaz). В 1930 он впервые увидел звуковой фильм и решил посвятить себя кинематографу, создав в 1931 собственную компанию по производству фильмов. Снятая на основе его пьес кинотрилогия о рабочих марсельского порта (Мариус - Marius, 1931; Фанни - Fanny, 1932; Сезар - Csar, 1936) принесла ему мировую известность. Сосредоточенность Паньоля на диалогах поначалу доставила ему репутацию сторонника "заснятого театра", однако его дальнейшие фильмы - такие, как Анжела (Angle, 1934) и Урожай (Regain, 1937), - доказали, что главным объектом его внимания является характер. Одной из его излюбленных тем - возвращение человека к земле - посвящены фильмы Жофруа (Jofroi, 1934), Урожай и Манон ручьев (Manon des sources, 1952). Простота и естественность, с какими Паньоль показывает жизнь французских крестьян, сближает его с итальянскими неореалистами и Ж.Ренуаром. Среди прочих фильмов Паньоля - три киноверсии его пьесы Топаз (1933, 1936 и 1951), Мерлюс (Merlusse, 1935), Жена булочника (La Femme de boulanger, 1938), Дочь землекопа (La Fille du puisatier, 1940), Наис (Nais, 1946), Прекрасная мельничиха (La Belle Meunire, 1948), Карнавал (Carnaval, 1953) и Письма с моей мельницы (Les Lettres de mon moulin, 1954). Паньоль стал первым деятелем кино, избранным в члены Французской Академии (1946).

Умер Паньоль в Париже 18 апреля 1974.

ПАПА

ПАПА (греч. pappas, лат. papa), титул епископов Римских. Первоначально этот титул на Востоке носили вообще все пресвитеры, но на Западе он, вероятно, со временем закрепился лишь за епископами. Начиная с 4 в. стал обозначением сана епископа Римского, а папа Григорий VII (ум. 1085) окончательно закрепил это словоупотребление. См. также ПАПСТВО. ЛИТЕРАТУРА Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Задворный В.Л. История Римских Пап. Том I. От св. Петра до св. Симплиция. М., 1995 Задворный В.Л. История Римских Пап. Том II. От св. Феликса II до Пелагия II. М., 1997

ПАПАС ИРЕНА

ПАПАС Ирена (Papas, Irene) (р. 1926), Греция; актриса театра и кино, прославилась в ролях героинь древнегреческих трагедий; фильмы: Пушки Навароне (The Guns of Navarone, 1961), Электра (Electra, 1962), Грек Зорба (Zorba the Greek, 1964), Братство (The Brotherhood, 1968), Троянки (The Trojan Women, 1971), Эрендира (Erendira, 1983); телевидение: Иаков (Jacob, 1994).

ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАПСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАПУА - НОВАЯ ГВИНЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАГВАЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАГВАЙ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАГВАЙ. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАЗАУРОЛОФ

Parasaurolophus

Паразауролоф - самый замечательный представитель

утконосых динозавров с полыми гребнями. Носовые кости его черепа превратились в гигантские протяженные полые трубы, которые, изгибаясь, тянулись сзади над головой.

Как и большинство утконосых динозавров паразаурлоф весил около 5 тонн. Морда у утконосых динозавров с полым гребнем была уже, чем у гадрозавроав. Вероятно, это помогало им более аккуратно выщипывать растения или ветки.

Орнитоподы Северной Америки

ПАРАЗИТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАЛИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАМЕЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАНОЙЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница