Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРН"-"ОЧО")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРН"-"ОЧО")

ОРНИТОЛЕСТ

Факты

ОРНИТОМИМ

Ornithomimus velox

ОРОСКО ХОСЕ КЛЕМЕНТЕ

ОРОСКО Хосе Клементе (Orozco, Jose Clemente)

(1883-1949), мексиканский живописец и график, один из главных новаторов в области монументальной живописи 20 в. Родился 23 ноября 1883 в Сапотлане (шт. Халиско, Мексика). После четырех лет, проведенных в Национальном университете (1900-1904), изучал архитектурное проектирование в Академии Сан-Карлос и работал чертежником. Ороско не получил профессионального образования как живописец, но архитектурная подготовка сыграла важную роль в его художественном развитии. Ороско был участником Мексиканской революции 1910-1917 и одним из основателей "Синдиката революционных живописцев, скульпторов и граверов". Первая выставка произведений Ороско состоялась в 1915, и с тех пор он создал множество произведений (монументальных росписей, станковых картин и литографий) в Мексике и США. Среди наиболее значительных работ в области монументальной живописи, созданных им в США, - Прометей в Помона-колледже в Клермонте (шт. Калифорния); Борьба человечества (1930-1931) в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, а также Американская цивилизация (1932-1934) в Дартмут-колледже в Хановере (шт. Нью-Хэмпшир). В Мексике Ороско выполнил росписи во Дворце изящных искусств в Мехико (1934), в университете (1936), в госпитале Каваньяс (1938-1939) в Гвадалахаре, а также в зданиях Верховного суда (1941) в Мехико. В 1949 в Гвадалахаре открыт музей-мастерская художника. Умер Ороско в Мехико 7 сентября 1949.

ЛИТЕРАТУРА

Жадова Л. Монументальная живопись Мексики. М., 1965 Костеневич А. Х.К.Ороско. Л., 1969

ОРТЕГА-И-ГАСЕТ ХОСЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРУЭЛЛ ДЖОРДЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРФЕЙ

ОРФЕЙ - в греческой мифологии, прославленный фракийский певец, сын Эагра (или Аполлона) и музы Каллиопы. Аполлон подарил ему лиру, игре на ней Орфея обучили музы. Своей музыкой он очаровывал не только диких зверей, но даже камни и деревья. Орфея считали предсказателем и провидцем, культурным героем, родоначальником мистического течения - орфизма, ему приписывалось авторство многих орфических гимнов. Он принимал участие в походе аргонавтов и своим пением помог им не поддаться чарам сирен. Особой известностью пользуется рассказ об Орфее и Эвридике. Вскоре после свадьбы Эвридика, спасаясь бегством от пастуха Аристея, была ужалена змеей и умерла. Убитый горем Орфей, решил спуститься в Аид. В подземном царстве он до такой степени очаровал Персефону своей музыкой, что та позволила Эвридике последовать за ним на землю на условии, что Орфей не будет оглядываться на Эвридику, пока они не покинут подземный мир. Однако Орфей, не в силах превозмочь любовь и тревогу, оглянулся, когда они уже приблизились к выходу из Аида, и Эвридика исчезла. Орфей оплакивал ее смерть. Фракийскими женщинами он пренебрегал, и это приводило их в такую ярость, что в конце концов они растерзали Орфея во время дионисийских оргий. Лира Орфея стала созвездием Лиры.

ОРХАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРХИДНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСБОРН ДЖОН

ОСБОРН Джон (Osborne, John James)

(1929-1994), английский драматург. Родился 12 декабря 1929 в Лондоне. В молодости работал актером, в свободное время писал стихи и пьесы. Известность пришла к нему в 1956 после премьеры на сцене театра "Ройял Корт" Оглянись во гневе (Look Back in Anger, 1956). Спустя два года Осборн и режиссер Т.Ричардсон основали киностудию "Вудфол", для которой Осборн написал несколько сценариев, в т.ч. киноверсии своих пьес Оглянись во гневе и Комедиант, а также романа Г.Филдинга Том Джонс; за последнюю работу драматург был удостоен премии "Оскар". К сильным сторонам творчества Осборна относится умение создать живые, запоминающиеся характеры и яркие диалоги. В центре большинства его пьес личность, не удовлетворенная положением дел в обществе и выплескивающая тотальное разочарование и гнев на окружающих в пространных, полных горечи монологах. Герой пьесы Оглянись во гневе, интеллектуал, вышедший из рабочей среды, постоянно нападает на такие традиционные институты, как церковь, армия и британская аристократия. В Комедианте (The Entertainer, 1957) автор выводит циника-конферансье из мюзик-холла, профессия которого символизирует вульгарность деградирующей Англии, выражая одновременно тоску по уходящему времени. Главный герой Лютера (Luther, 1961) - человек, одержимый собственным представлением о христианстве и одновременно раздираемый сомнениями. В отличие от прочих героев Осборна, он призван изменить мир. В Неподсудном деле (Inadmissible Evidence, 1964) стареющий, душевно опустошенный юрист изливает свое недовольство миром и собственной несостоятельностью в бесконечных желчных монологах. Другие пьесы Осборна: Эпитафия Джорджу Диллону (Epitaph for George Dillon, 1958; в соавторстве с Э.Крейтоном), Род Бамбергсов (The Blood of Bambergs, 1962), Рядовое семейство (Under Plain Cover, 1962), Предмет скандала и волнений (A Subject of Scandal and Concern, 1963), Почетная связь (The Bond Honored, 1966), Время действия - настоящее (Time Present, 1968), К западу от Суэца (West of Suez, 1971) и Конец моей старой сигары (The End of Me Old Cigar, 1975). Им написаны также два тома автобиографии - Человек высшего разряда (A Better Class of Person, 1981) и Почти джентльмен (Almost a Gentleman, 1991).

Умер Осборн в Шропшире 24 декабря 1994.

ЛИТЕРАТУРА

Осборн Д. Неподсудное дело. - В кн.: Семь английских пьес. М., 1968 Шестаков Д. Современная английская драма (Осборновцы). М, 1968 Ряполова В. Герои Джона Осборна. - В кн: Вопросы театра. М., 1970 Осборн Д. Пьесы. М., 1978

ОСЕН ИВАР АНДРЕАС

ОСЕН Ивар Андреас (Aasen, Ivar Andreas)

(1813-1896), норвежский лингвист и поэт, родился 5 августа 1813 в Эрста (область Суннмере) в Норвегии. Осен был своего рода провинциальным гением-самоучкой, занимавшимся изучением местных диалектов; эти занятия привели его к созданию революционной теории норвежского языка, состоящей в том, что именно народные говоры, а не тот датско-норвежский язык высших классов, который выступал в роли норвежского литературного языка, есть настоящий норвежский язык, и именно он должен стать литературным языком. В 1853 на базе народных норвежских диалектов Осен сконструировал нормализованный письменный вариант языка, который назвал лансмолом ("деревенский язык") и на котором он сам писал стихи. Перед смертью Осен стал свидетелем того, как созданный им новый норвежский язык приобрел прочное положение и равные с датско-норвежским права, а также получил признание как язык литературы.

Умер Осен в Осло 23 сентября 1896.

ОСИРИС

ОСИРИС - древнеегипетский бог мертвых. Изображался в виде туго спеленутой человеческой мумии, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти. Считалось, что некогда он правил как божественный царь на земле, но потом был убит и стал царем подземного мира. Обычный для Осириса зеленоватый цвет кожи связан с представлением о нем как о боге растительности или земли, который ежегодно, в период разлива Нила, погружается в воду, а затем выходит на поверхность, принося человечеству необходимые для его жизни растения. Наиболее распространенный миф, который полностью излагается только в поздних источниках, рассказывает о его взаимоотношениях с Исидой и Хором, женой и сыном. Согласно этому мифу, Осирис погиб, попавшись на уловку его ревнивого брата Сета, который домогался трона. Труп Осириса был расчленен, его куски - разбросаны (или, согласно другой версии, тело было отнесено морским течением в сирийский Библ). Верная Исида нашла и собрала воедино тело, в котором еще сохранилось достаточно мужской силы, чтобы зачать Хора. Младенец родился в должный срок в окруженном болотами Хеммисе, и там Исида растила его, пока его сил не достало на то, чтобы бросить вызов Сету и отомстить за смерть отца. Другой миф рассказывает, что Осирис был просто утоплен в Ниле. Осириса почитали во многих местах, но главным центром его культа был город Абидос в Верхнем Египте, где, как рассказывается в мифе, была погребена его голова. Там ежегодно устраивались "мистерии Осириса": разыгрывалось театральное действо, воспроизводившее его борьбу с врагами (главным образом с Сетом), зрители оплакивали исчезновение (т.е. смерть) бога, громко причитая или даже нанося себе увечья, а затем шумным ликованием встречали его "воскресение". Как царь мертвых (титул земного царя перешел от него к Хору) Осирис возглавлял загробный суд, на который рано или поздно должен был явиться каждый мужчина и каждая женщина и где взвешивались человеческие сердца, а противовесом служило перышко Правды. Египтяне надеялись, что, прибегнув к магии, они после смерти уподобятся Осирису, царю подземного мира, а в стране блаженных могут даже превратиться в самого Осириса, который победил смерть.

ОСКАР I

ОСКАР I (Oscar I)

(1799-1859), король Швеции и Норвегии, родился 4 июля 1799 в Париже. Оскар получил прекрасное образование, среди его учителей - выдающийся шведский химик И.Я.Берцелиус. Вступил в брак с Жозефиной - дочерью Евгения Богарне и внучкой императрицы Жозефины. Унаследовав трон в 1844, обещал в качестве "платы за приданое" провести реформы в Норвегии, однако революции 1848 в Европе внушили ему отвращение к преобразованиям. Он отошел от политики союза с Россией, которую проводил Карл XIV Юхан, а во время Крымской войны заключил союзный договор с Великобританией и Францией (ноябрь 1855). Умер Оскар в Стокгольме 8 июля 1859.

ЛИТЕРАТУРА

История Швеции. М., 1974 История Норвегии. М., 1980 Монархи Европы: Судьбы династий. М., 1996 Вейбулль Й. Краткая история Швеции. Стокгольм, 1997

ОСКАР II

ОСКАР II (Oscar II)

(1829-1907), король Швеции и Норвегии, родился 21 января 1829 в Стокгольме; младший брат Карла XV и сын Оскара I. Среди его воспитателей был шведский историк Ф.Ф.Карлсон; Оскар II занял трон в 1872 после смерти Карла XV. Главный вклад Оскара в историю страны - мирное разрешение в 1905 кризиса в унии между Швецией и Норвегией. Он предложил решение, которое в конечном счете вошло в силу по соглашению 23 сентября 1905 в Карлстаде. Хотя Оскар как конституционный монарх имел ограниченные властные полномочия, он пользовался большим личным влиянием. Умер Оскар в Стокгольме 8 декабря 1907.

ЛИТЕРАТУРА

История Швеции. М., 1974 История Норвегии. М., 1980 Монархи Европы: Судьбы династий. М., 1996 Вейбулль Й. Краткая история Швеции. Стокгольм, 1997

ОСЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСМАН I

ОСМАН I (ок. 1259-1324 или 1326), основатель Османской династии, получившей свое название по его имени. Осман был сыном Эртогрула, который, согласно османским преданиям, пришел в Анатолию с тюркскими племенами, вытесненными из Ирана и Центральной Азии во время монгольского вторжения 13 в. Далее, согласно легенде, Эртогрул получил небольшой удел на северо-западе Сельджукского государства, в Анатолии, в обмен на военную помощь сельджукам против монголов. В действительности же предки Эртогрула пришли в Анатолию в начальный период тюркской колонизации в 11 в., а сам Эртогрул в момент рождения Османа являлся одним из видных сельджукских вельмож и главнокомандующим армией последнего великого Сельджукского правителя Аладдина. Владение, унаследованное Османом в 1281, было самым слабым из тюркских государств (бейликов), возникших в Анатолии на обломках распавшейся империи Сельджукидов во второй половине 13 в. При этом лишь оно одно имело сухопутную границу со слабеющей Византийской империей. Именно это обстоятельство дало возможность Осману и его преемникам привлечь в страну многих из скитавшихся туркменских кочевников и тюркских ремесленников, вытесненных в Анатолию монголами. Осман начал проводить успешную политику по увеличению населения страны, всячески подчеркивая ее уникальное положение как форпоста в сухопутной войне против христиан. Он начал политику, направленную на ослабление сопротивления османским завоеваниям на местах, включив в систему Османского государства своих противников из правящей верхушки и знати независимо от того, были они христианами или мусульманами. Сам Осман завоевал большую часть византийской провинции Вифиния, открыв Османскому государству выход к Черному морю в 1290 и к Мраморному морю в 1308. Таким образом он перекрыл византийцам сухопутную связь с остававшимися у них владениями в Анатолии, что дало ему возможность занять византийский город Енишехир (1301) и сделать его первой столицей Османского государства, а в 1326 захватить Бурсу, которой после его смерти суждено было стать второй столицей. Согласно османскому преданию, именно Осман в 1299 создал независимое Османское государство, прекратив платить дань Сельджукским правителям Анатолии. Последние исследования, однако, показывают, что османы продолжали в какой-то форме платить дань вплоть до 1335 монгольским ильханам, которые были сюзеренами Сельджуков, т.е. полной независимости добились уже после смерти Османа. Умер Осман в 1324 или 1326, трон наследовал его сын Орхан.

ОСМАН II

ОСМАН II (1604-1622), шестнадцатый султан Османской империи, правивший с 1618 по 1622, сын Ахмеда I; был возведен на трон вместо Мустафы I кучкой министров, состоявших из бывших неверных, обращенных в ислам (воспитанники системы девширме) и полагавших, что они смогут управлять им, пользуясь его молодостью и неопытностью. Осман, однако, оказался на удивление умным и способным государственным деятелем. Его образ мыслей находился под сильным влиянием охвативших всю Анатолию восстаний тюркских националистов, которые выступали против засилья в Стамбуле воспитанников системы девширме. Он хотел положить конец сложившейся практике, в соответствии с которой султаны брали в наложницы только иностранок (первоначально это делалось для того, чтобы ограничить власть тюркских вельмож). Осман предполагал заменить янычар и сипахов армией, набранной из тюрок Анатолии и Северной Сирии, а также уменьшить политическое и финансовое могущество священнослужителей и перенести столицу Османской империи в Анатолию. Реформаторские идеи Османа II значительно опережали свое время и не были востребованы в Османской империи вплоть до 19 в. Против него выступила вся старая правящая верхушка Османской империи. В возрасте 18 лет Осман был смещен. Его провели по улицам Стамбула, а затем казнили. Взбунтовавшиеся янычары посадили на трон Мустафу I. Во внешней политике Осману II удавалось сохранять непрочный мир с Австрией и Венецией. Войны с Ираном (1619) и Польшей (1620) оказались безрезультатными, и границы Османской империи остались без изменений.

ОСМЕНЬЯ СЕРХИО

ОСМЕНЬЯ Серхио (Osmena, Sergio)

(1878-1961), филиппинский государственный деятель. Родился в семье скромного достатка на о.Себу 9 сентября 1878. Обучался на Филиппинах и получил диплом юриста в 1903. Служил прокурором нескольких провинций, в 1904 занимал пост губернатора Себу. В 1907 стал членом Филиппинской ассамблеи, а затем был избран спикером. В 1922 прошел в сенат и возглавил движение за независимость. В 1931 был руководителем миссии на переговорах с США о предоставлении Филиппинам независимости, которые закончились принятием закона Хэа - Хоса - Каттинга. Однако этот закон был отвергнут филиппинским сенатом во главе с Мануэлем Кесоном. В 1934, после того, как Осменья и Кесон сблизили свои позиции, Осменья поддержал закон Тайдинса - Макдаффи, предусматривавший в перспективе полную независимость Филиппин. В 1935 обе соперничавшие фракции партии "Насионалиста", руководимые названными лидерами, объединились, чтобы совместно добиваться воплощения в жизнь общенациональной идеи, Осменья стал вице-президентом. Поскольку президент Кесон долгое время болел, обязанности и полномочия Осменьи на занимаемом им посту оказались весьма широкими, особенно в годы Второй мировой войны. После смерти Кесона 1 апреля 1944 его полномочия официально перешли к Осменье. Спустя три месяца он лично наблюдал за высадкой американских войск под командованием генерала Макартура на побережье о. Лейте. После возвращения на Филиппины Осменья занимал центристские позиции. Прежнюю популярность ему восстановить не удалось, и его соперник на президентских выборах Мануэль Рохас был избран президентом в апреле 1946.

Умер Осменья в Маниле 19 октября 1961.

ОСМОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСПА НАТУРАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСТАДЕ АДРИАН ВАН

ОСТАДЕ Адриан ван (Ostade, Adriaen van)

(1610-1685), голландский живописец, рисовальщик и гравер. Писал в основном сцены из крестьянского быта. Родился в Харлеме; ок. 1627 учился у Франса Халса, а в 1634 вступил в гильдию св. Луки. Ранние работы Остаде - в основном изображения крестьян за едой или играющих на музыкальных инструментах, исполненные в темных тонах. Начиная примерно с 1630-х годов под влиянием Рембрандта фигуры в картинах Остаде становятся более крупными, их движения спокойнее, они лучше скомпонованы в более ясной пространственной среде. Несмотря на то, что художник никогда не переставал подчеркивать убожество и нищету крестьянской жизни, его поздние работы становятся более светлыми и яркими. Почти все произведения Остаде датированы и подписаны. Сохранилось несколько сот его картин, около пятидесяти гравюр и многочисленные приписываемые ему рисунки. Умер Адриан ван Остаде в Харлеме в 1685.

ЛИТЕРАТУРА

Кузнецов Ю.И. Адриан ван Остаде. Выставка. Каталог-путеводитель. Л., 1960

ОСТВАЛЬД ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ

ОСТВАЛЬД Вильгельм Фридрих (Ostwald, Wilhelm) (1853-1932), немецкий физико-химик, удостоенный в 1909 Нобелевской премии по химии за изучение природы катализа и основополагающие исследования химического равновесия и скоростей химических реакций. Родился 2 сентября 1853 в Риге. В 1875 окончил Дерптский (Тартуский) университет. В том же году стал ассистентом в Рижском университете. В 1878 защитил докторскую диссертацию. В 1882-1887 - профессор Рижского политехнического училища, в 1887-1906 - Лейпцигского университета, в 1898-1906 - директор Института электрохимии. Основные работы Оствальда посвящены теории электролитической диссоциации, катализу, учению о цветах и красках. В 1882-1887 он занимался вопросами химической кинетики, в частности сформировал представление о контактном, или каталитическом, действии. Новый период научной деятельности Оствальда начался с основания им вместе с Я.Вант-Гоффом "Журнала физической химии" ("Zeitschrift fr physikalische Chemie"), в первом выпуске которого излагалась теория электролитической диссоциации Аррениуса. Развивая эту теорию, Оствальд в 1888 получил для слабых электролитов зависимость, которую назвал законом разбавления, а также нашел соотношения между константой диссоциации электролита, его электропроводностью и концентрацией. В 1900 с участием Оствальда был разработан процесс получения азотной кислоты окислением аммиака на платиновом катализаторе. Используя этот процесс и предложенный Габером и Бошем дешевый способ производства аммиака, Германия смогла обеспечить себя взрывчатыми веществами во время Первой мировой войны. Эти же процессы используются сейчас во всем мире для производства удобрений. Широко известна деятельность Оствальда как организатора науки. В его лаборатории физической химии в Лейпцигском университете студенты и ученые-химики из разных стран изучали новую науку - физическую химию. Химики, прошедшие здесь стажировку, стали профессорами 70 университетов и других учреждений высшей школы. Многие из них были удостоены Нобелевской премии. Кроме научных исследований, Оствальд занимался созданием универсального языка, был вполне профессиональным художником. Интерес к живописи привел его к исследованиям свойств красок. Он занялся рациональной систематикой цветов и написал по этому поводу несколько книг. Им была основана прекрасная серия Классики точных наук (Ostwald's Klassiker der exakten Wissenschaften), состоящая из нескольких сотен небольших однотомников, посвященных классическим работам по математике, физике и химии. Умер Оствальд в Гросботеме (Германия) 4 апреля 1932. ЛИТЕРАТУРА Оствальд В. Путеводные нити в химии. М., 1908 Оствальд В. Великие люди. СПб, 1910 Родный Н.И., Соловьев Ю.И. Вильгельм Оствальд. М., 1969

ОСТГОТЫ

ОСТГОТЫ (остроготы, грейтунги), восточная ветвь готов, германских племен, населявших в 3 в. северное Причерноморье. В 375 их племенной союз был разгромлен гуннами, пришедшими из Средней Азии. Влившись в армию гуннов и вынужденные участвовать в их военных походах, остготы обрели самостоятельность только после смерти вождя гуннов Атиллы (в 453) и последовавшего за ней распада гуннского союза. Остготы осели в Паннонии и вошли в состав Римской империи на правах федератов, но по мере усиления стали выходить из-под контроля Рима и совершали набеги на земли Восточной Римской империи. Императору Зенону Исавру удалось отвести угрозу, и остготы во главе с вождем Теодорихом двинулись в Италию против Одоакра, командира германских наемников, который низложил императора Западной Римской империи и узурпировал власть в Италии. В 488 остготы разгромили войска Одоакра и убили его самого, а к 493 овладели всей Италией. Остготское королевство со столицей в Равенне просуществовало до середины 6 в. В его состав входили Италия, Сицилия, Предальпийские области, Далмация, а с 510 Прованс. Теодорих сохранил римские законы, налоги, административную систему и иерархию власти. Формально Теодорих оставался подданным константинопольского императора, однако фактически властвовал в Италии как независимый правитель. Вплоть до его смерти в 526 Италия наслаждалась миром и благополучием. Остготское королевство было ослаблено бесконечными распрями наследников Теодориха. В 536 византийский император Юстиниан под предлогом наведения порядка послал в Италию армию под командованием Велисария. В 540 остготы были покорены. Однако понадобилось вмешательство еще одного полководца Юстиниана Нарсеса (в 551-553), чтобы окончательно сломить сопротивление остготов, во главе которых стоял вначале король Тотила, а после его смерти в битве при Тигине - Тейя.

ЛИТЕРАТУРА

Прокопий Кесарийский. Война с готами. М., 1950 Удальцова З.В. Италия и Византия в VI в. М., 1959

ОСТЕОМИЕЛИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСТЕОПОРОЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСТИН ДЖЕЙН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСТИН ДЖОН

ОСТИН Джон (Austin, John Langshaw)

(1911-1960), английский философ, представитель лингвистической философии. Родился в Ланкастере (Англия) 26 марта 1911. Получил образование в Шрусбери-скул и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. В 1933 был избран членом совета Олл-Соулз-колледжа, в 1935 - Модлин-колледжа. В 1952-1960 - профессор моральной философии в Оксфорде. Свои теории Остин рассматривал как инструментарий, который может и должен быть использован в различных сферах деятельности в целях получения наилучших результатов. Типичный пример предложенной им процедуры анализа содержится в Ощущении и ощущаемом (Sense and Sensibilia, 1962), критическом исследовании философского употребления выражений, относящихся к чувственному восприятию. Остин выбирает в качестве эталона "обыденный язык" и анализирует различия между иллюзией и галлюцинацией, различные типы зрительных феноменов, которые объединяются словом "иллюзия" (мираж, камуфляж, отражение), а также вопрос о том, что является иллюзией, а что нет (например, то, что палка кажется изогнутой в воде, - не иллюзия, а подлинное восприятие). Тщательно различаются употребления слов "выглядит", "является", "кажется", а также многочисленные употребления слова "реальный", неотъемлемые от того, что в конкретном контексте имеется в виду под "нереальным": выкрашенные волосы, утиный манок и блестки, напоминающие алмазную россыпь, - все эти вещи "нереальны" по-разному. Остина интересовала не истинность или ложность разнообразных теорий чувственного восприятия, но осмысленность или неосмысленность выдвигавшихся формулировок. По его словам, правильный подход состоял бы в "рассечении волоса еще до того, как он начал расти". Остину принадлежит также известное различение перформативных и констатирующих предложений. Как и Ощущение и ощущаемое, две другие работы Остина, в которых собраны его лекции и статьи, - Философские работы (Philosophical Papers, 1961) и Как делать вещи со словами (How to Do Things with Words, 1962) - были опубликованы посмертно. Умер Остин в Оксфорде 8 февраля 1960.

ЛИТЕРАТУРА

Хилл Т. Современные теории познания. М., 1965 Остин Дж. Значение слова. - В кн.: Аналитическая философия. М., 1993

ОСТ-ИНДИЯ

ОСТ-ИНДИЯ - географическое название, в свое время широко использовавшееся для обозначения Южной и Юго-Восточной Азии. Позже название осталось за Малайским (Индонезийским) архипелагом, являвшимся колонией Голландии, и всю территорию называли голландской Ост-Индией. С 20 ноября 1948 этот регион официально называется Индонезией. См. также ИНДОНЕЗИЯ.

ОСТОС ЭУХЕНИО МАРИА ДЕ

ОСТОС Эухенио Мариа де (Hostos, Eugenio Mara de) (1839-1903), писатель, публицист, общественный деятель Пуэрто-Рико. Родился 11 января 1839 возле Майагуэс. Во время обучения в Испании участвовал в испанском республиканском движении. Выступал за независимость Антильских островов и предлагал создать федерацию Кубы, Пуэрто-Рико и Доминиканской Республики, которая, по его убеждению, могла заложить основы политического единства Испанской Америки. После того как в Испании была принята новая конституция (1869), подтверждавшая колониальный статус Антильских островов, Остос уехал в США, а затем путешествовал по Латинской Америке, жил в Доминиканской Республике (1875-1888) и Чили (1889-1895). В 1895 он возвратился в США и принял активное участие в кубинском движении за независимость. Когда оно увенчалось успехом в 1898, Остос потребовал решить вопрос о политическом статусе Пуэрто-Рико путем плебисцита, но его предложение не было принято. Умер Остос в Санто-Доминго 11 августа 1903. Остос был в первую очередь просветителем и моралистом, и его идеи оказали большое влияние на развитие образования в Чили и Доминиканской Республике. Как писатель-эссеист он был очень плодовит: собрание его сочинений, изданное в Пуэрто-Рико, насчитывает 20 томов. Его многочисленные эссе на политические и педагогические темы проникнуты верой во всемогущество разума. Наиболее известно блистательное эссе Остоса Гамлет (Hamlet, 1872). Из его философских работ примечательна книга Социальная мораль (Moral Social, 1888).

ЛИТЕРАТУРА

История литературы Латинской Америки, т. 3. М., 1994

ОСТРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823-1886), русский драматург. Родился 12 апреля 1823 в Москве; там же получил юридическое образование. Работая в судах, Островский имел возможность наблюдать многих чиновников и представителей полуобразованного купечества Москвы, где царили беззаконие и взяточничество. Долгое время были запрещены к постановке пьесы Островского Семейная картина (1847, пост. 1855), Бедность не порок (1854), Гроза (1859) и другие. В двух других пьесах, Лес (1871) и Волки и овцы (1875), Островский изобразил беспечное существование помещиков и разного рода авантюристов. Исторические драмы Островского относятся к событиям российской жизни 16-17 вв., а его сказочные пьесы в стихах существенно обогатили репертуар русского театра. Современник Островского, один из виднейших представителей российской литературы И.А.Гончаров, писал драматургу 12 февраля 1882: "Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого заложили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой, русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: "Театр Островского". Умер Островский в Костроме 14 июня 1886.

ЛИТЕРАТУРА

А.Н.Островский в воспоминаниях современников. М., 1966 Островский А.Н. Полное собрание сочинений, тт. 1-12. М., 1973-1980 Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского. М., 1974 Журавлева А.И. А.Н.Островский - комедиограф. М., 1981 Лакшин В.Я. А.Н.Островский, 2-е изд. М., 1982

ОСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСЬМИНОГИ

ОСЬМИНОГИ (Octopoda),

отряд морских моллюсков класса головоногих. Иногда в более узком смысле "настоящими" осьминогами называют только представителей рода Octopus из семейства Octopodidae. Для всех характерны восемь рук равной длины, хорошо развитая голова и мешковидное туловище. Руки с внутренней стороны покрыты одним или двумя рядами (в зависимости от вида) чашевидных присосок и от основания на некотором протяжении соединены между собой растягивающейся перепонкой, т.н. умбреллой. В центре нее находится рот с роговым клювом, похожим на клюв попугая, а во рту - напоминающий рашпиль "язык" - радула. Размеры осьминогов варьируют от 50 мм между концами противоположных рук, как у Octopus arborescens, до 9,8 м у O. hongkongensis. Встречаются осьминоги в водах тропического и умеренного поясов по всему миру. Большинство из них - донные (бентосные) животные, обитающие в относительно мелких местах, но известны и активно плавающие (пелагические) формы - как у поверхности моря, так и на глубине до 4500 м. Питаются осьминоги крабами, улитками, рыбой и другими животными, в свою очередь, становясь добычей рыб, морских птиц и млекопитающих. Некоторые виды добываются человеком и используются в пищу. Осьминоги раздельнополы. Сперма самцов собрана в пакеты - сперматофоры. Одной из рук, которая к моменту спаривания видоизменяется на конце, превращаясь в т.н. гектокотиль, самец переносит сперматофоры в половые пути самки. У некоторых форм, в частности аргонавтов (Argonauta), заполненный спермой гектокотиль отрывается от тела и самостоятельно заползает в партнершу. Оплодотворенные яйца охраняются и чистятся самкой до вылупления личинок, которое происходит иногда через несколько месяцев. Многие мелкие осьминоги умирают вскоре после размножения, происходящего у разных видов в возрасте от 5 мес до 3 лет. Продолжительность жизни крупных форм осьминогов неизвестна. Хотя осьминоги вооружены острым клювом и ядовитыми железами (обычно неопасными для человека), при появлении хищника они скрываются в своих норах. Основное средство защиты - выпускаемое из анального отверстия "чернильное" облако, которое не только служит "дымовой завесой", но и снижает остроту обоняния нападающего. Черный пигмент меланин вырабатывается специально для этого особой чернильной железой.

ОТВЕЙ ТОМАС

ОТВЕЙ Томас (Otway, Thomas)

(1652-1685), английский драматург. Родился 3 марта 1652 в Троттоне (графство Суссекс). Закончил Уинчестер-колледж и Крайст-Черч-колледж Оксфордского университета; в 1672 переехал в Лондон, где посвятил себя театру, что не принесло ему ни денег, ни славы. В 1678 определился в армию, недолго служил за границей, вернулся в Лондон, где жил в бедности до конца своих дней. Хотя Отуэй написал три комедии и использовал комедийные сюжетные ходы в своих трагедиях, комедия не была его стихией. Из его стихотворных героических пьес лучшая - Дон Карлос, испанский принц (Don Carlos, Prince of Spain, 1676). Славу ему принесли две поздние трагедии - Сирота, или Несчастное замужество (Orphan, or The Unhappy Marriage, 1680) и Спасенная Венеция, или Раскрытый заговор (Venice Preserved, Or A Plot Discovered, 1681-1682). Как и в трагедии Д.Драйдена Все за любовь (All For Love, 1677), в них виден отказ от ходульной героики; автор возвращается к елизаветинской драме с ее страстями. Отличительные черты трагедий Отуэя: накал страстей, стремительное развитие сюжета, тщательно выписанные характеры, упование на милосердие и судьбу. Умер Отуэй в Лондоне 16 апреля 1685.

ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ

ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ - экскоммуникация, анафема, форма церковного наказания, в результате которого член церкви временно исключается из церковного общества и лишается некоторых прав, привилегий и духовных благ. В древней церкви анафеме подвергались грешники, прежде всего еретики. В Средние века епископы время от времени отлучали друг друга, однако в основном это наказание распространялось на тех, кто находился под юрисдикцией самого архиерея. К числу самых знаменитых отлучений, имевших важные исторические последствия, относятся отлучение папой Римским патриарха Михаила Керулария (1054), императора Генриха IV (1076) и короля Генриха VIII Английского (1533). В настоящее время Римско-католическая церковь опирается на законы об отлучениях, сформулированные в Кодексе канонического права (1918). В них различаются vitandi (тех, кого следует избегать) и tolerati (тех, кого можно терпеть). К vitandi причисляются те, кого Св. Престол отлучил индивидуально, публично и с ясной декларацией того, что их следует избегать, или те, кто поднял руку на самого папу; все прочие отлученные считаются tolerati. Отлученные обеих категорий лишаются права участвовать в церковных службах, а первые и присутствовать на них: если vitandus появится на богослужении, он должен быть изгнан либо богослужение должно быть прекращено. Все отлученные лишаются права причащаться и совершать таинства; они не могут занимать церковные должности, получать индульгенции, участвовать в выборах епископов или в богослужениях. Отлучению подвергают только за серьезные преступления, и снимается отлучение только обладающим соответствующими полномочиями архиереем через отпущение грехов, на которое раскаявшийся отлученный сохраняет право. См. также АНАФЕМА.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТОПИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ

ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ (лат. absolutio от absolvo, "разрешать", "отпускать"), термин, употребляемый Римско-католической церковью в трояком смысле.

1. В литургическом смысле - часть погребальной службы, следующей в римском обряде за реквиемом, мессой по умершим.

2. В каноническом смысле - акт освобождения данного лица от наложенного на него церковного наказания (например, отлучения от церкви).

3. Как и в других церквах, признающих таинство покаяния, - основная и завершающая фаза этого таинства. В этом случае священник, действуя именем Христа и властью, полученной им от Бога, прощает совершенные после крещения грехи тем, кто принес покаяние надлежащим образом. В 5 в. в Риме общее отпущение грехов даровалось епископом во время торжественного богослужения в Страстной четверг. В случае настоятельной необходимости священник может давать отпущение грехов в любое время. В настоящее время отпущение грехов дается индивидуально, хотя в экстренных ситуациях отпущение может получить сразу целая группа людей, при этом впоследствии они должны подробно исповедать свои грехи. Первым, кто оспорил власть церкви отпускать грехи, был Тертуллиан (после того, как стал монтанистом, ок. 207). Одним из последствий спора по этому вопросу явилась выработка утвердившегося как в Католической, так и в Православной церквах учения о том, что священник, давая грешнику отпущение грехов, примиряет его не только с церковью, но и с Богом. Православные и католические богословы обосновывали это учение ссылкой на то, что Христос возложил на своих апостолов продолжение своей миссии, состоявшей в даровании прощения грехов: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... Кому простите грехи, тому простятся; кому оставите, на том останутся" (Ин 20:21-23). Протестанты в большинстве своем подчеркивают уникальный характер посредничества Христа и отрицают, что священнослужители обладают властью быть посредниками между Богом и человеком. Англиканская церковь видит в отпущении лишь один из способов получения прощения грехов, считая этот способ желательным, но не обязательным.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ОТТОН I

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТТОН III

ОТТОН III (Otto III)

ОТТОН III

ОТТОН III

(980-1002), прозванный "Чудо мира" (лат. Mirabilia mundi), германский король и император Священной Римской империи, сын Оттона II и византийской принцессы Феофано. Когда в 983 Оттон II умер, его корону при поддержке сохранившего верность императорской власти немецкого духовенства унаследовал его малолетний сын. Окруженный попечениями матери-гречанки, которая оставалась регентом до своей смерти в 991 (после чего ее сменила бабка Адельгейда), Оттон получил прекрасное образование и утвердился в мысли о своем великом предназначении. Прибыв в Италию в 996, он восстановил контроль над Римом и посадил на папский престол своего кузена Бруно Каринтийского под именем Григория V (это был первый в истории папа германского происхождения). 21 мая 996 здесь состоялась коронация Оттона императорской короной. Оттон выстроил в Риме дворец, его придворные носили звучные византийские и древнеримские титулы. В 999 Григорий V умер, и Оттон возвел на папский престол своего наставника, сторонника клюнийской реформы Герберта из Орийяка - под именем Сильвестра II. Как правителя Оттона не любили ни в Германии, ни в Италии; в 1001 в Риме вспыхнул мятеж, в какой-то момент его дворец был осажден толпой римлян, после чего Оттон покинул город и безуспешно пытался восстановить свою власть хотя бы в столице. Оттон умер в замке Патерно (близ Витербо, Италия) 23 января 1002, с его смертью пресеклась мужская линия Саксонской династии.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ

ОТЦЫ ЦЕРКВИ - термин, употребляемый для обозначения ранних христианских писателей, развивавших вероучение на основе Св. Писания и Св. Предания. Благодаря этим авторам церковь восприняла философию и культуру греко-римского мира, усваивая ее здравые элементы, и отвергая ее заблуждения. Последним из западных отцов церкви обычно называют Беду Досточтимого (ум. 735), однако дух патристики - библейский, благочестивый и в общем смысле платоновский - продолжал жить вплоть до возникновения схоластики в 12 в. На Востоке подобной резкой границы не наблюдалось, по крайней мере до момента падения Византийской империи. Обширное издание патристических текстов в 383 томах аббатом Ж. П. Минем, Patrologiae cursus completus, включает сочинения греческих церковных писателей до падения Константинополя (1453) и латинских - до конца понтификата папы Иннокентия III (1216). Эпоха патристики охватывает период с начала 2 в. н.э. до начала 7 в. На смену т. н. апостольским мужам пришли Юстин Мученик и другие апологеты, формулировавшие христианское вероучение на языке наиболее значительных философских систем той эпохи. Между 180 и 260 фундамент греческого спекулятивного богословия был заложен александрийскими христианскими платониками - Климентом и Оригеном. Для развития латинской христианской мысли столь же важное значение имели этические и догматические сочинения двух великих карфагенцев - Тертуллиана и Киприана. После Никейского собора (325) выдвинулась целая плеяда выдающихся христианских писателей. На Востоке дело Афанасия Александрийского было продолжено т.н. каппадокийцами - Василием Кесарийским, его братом Григорием Нисским и Григорием Назианзином, а также Иоанном Златоустом, прославившемся своими проповедями. Различные подходы к христологическому учению развивались в Антиохийской школе (Феодор Мопсуестийский) и в Александрийской школе (Кирилл Александрийский); к этим двум богословам восходят две противоположные ереси - несторианство и монофизитство, между тем как последующие отцы церкви предпочли средний путь, закрепив его в постановлениях Халкидонского собора (451). Крупными богословами были Леонтий Византийский (6 в.), Максим Исповедник (7 в.), Иоанн Дамаскин (8 в.). На Западе родоначальниками классической латинской богословской традиции стали Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский и Иероним, автор латинского перевода Библии - Вульгаты. Последующее развитие эта традиция получила в многочисленных сочинениях Августина (ум. 430), учившего о спасении через благодать в лоне церкви. Традиционный список древних латинских учителей церкви замыкают два папы - Лев Великий (ум. 461) и Григорий Великий (ум. 604).

ЛИТЕРАТУРА

Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992 Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII веков. М., 1992 Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. М., 1994 Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М., 1994

ОТЦЫ-ПИЛИГРИМЫ

ОТЦЫ-ПИЛИГРИМЫ - название, закрепившееся в истории за англичанами, высадившимися в Плимуте (шт. Массачусетс) в 1620. Часть поселенцев составляли члены Сепаратистской церкви в Лейдене (Голландия), большинство же были членами Англиканской церкви. У первопоселенцев не было определенного самоназвания, иногда они говорили о себе как о "святых" - после того как автор идеи сепаратизма Роберт Браун назвал Сепаратистскую церковь "церковью святых"; употреблялось и наименование "браунисты". Следующие поколения говорили о них как об "отцах-первопоселенцах". Название "пилигримы" появилось в 1793, когда на празднике "Дня отцов-первопоселенцев" в Плимуте его употребил в проповеди преподобный Ч.Роббинс. В церковных архивах он обнаружил экземпляр описания отплытия из Лейдена, автор которого, У.Брадфорд, писал, что "святые" оставляли город скрепя сердце, "но они знали, что являются пилигримами, не обращали внимания на трудности и, возводя очи к небесам, их благословенной родине, смиряли свои души". В своей проповеди Роббинс назвал отцов-основателей пилигримами; это название привилось. В 1819 было основано Общество пилигримов, а в следующем году, на праздновании их двухсотлетнего юбилея, известный политик и оратор Д.Уэбстер вновь говорил об "отцах-пилигримах". Через несколько лет англичанка Ф.Д.Хеманз написала поэму Прибытие отцов-пилигримов в Новую Англию. К 1840 название стало общеупотребительным.

ОТЧЕ НАШ

ОТЧЕ НАШ - название "молитвы Господней" по ее начальным словам. В евангелиях приводятся две версии этой молитвы; более краткая (Лк 11:2-4) сообщается Иисусом ученикам в ответ на их просьбу научить их молиться, а более пространная (Мф 6:9-13) составляет часть Нагорной проповеди. Последнее свидетельствует о литургическом использовании этой молитвы. Именно в этой форме молитва "Отче наш" остается непременным элементом церковных богослужений.

ОТШЕЛЬНИКИ

ОТШЕЛЬНИКИ (греч. anachoretes, "отшельник"; eremites, "пустынник"), люди, удалившиеся от людского общества, чтобы в уединении посвятить жизнь молитве и покаянию. Христианские отшельники считали своими предшественниками пророка Илию и Иоанна Крестителя, но подлинное происхождение этой формы монашеской жизни связано с гонениями на христианскую церковь: первым известным нам христианским отшельником был св. Павел Фиваидский (ок. 250). Св. Антоний способствовал развитию отшельничества в Египте, откуда оно распространилось на Палестину, Месопотамию, Сирию и Западную Европу, дав многочисленные примеры выдающихся аскетических подвигов (Симеон Столпник, Ефрем, Иларион и др.) и выдвинув целый ряд учителей церкви (Василий Великий, Иоанн Златоуст и Иероним).

См. также МОНАШЕСТВО.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ОУТС ДЖОЙС КЭРОЛ

ОУТС Джойс Кэрол (Oates, Joyce Carol)

(р.1938), американская писательница. Наиболее впечатляющий из ее романов - Черная вода (Black Water, 1992) - воспроизводит размышления героини перед гибелью; прототипом послужила Мэри Джо Копечне, молодая женщина, утонувшая на острове Чаппакуиддик в 1969 в машине, которую вел сенатор Э.Кеннеди. Родилась Оутс 16 июня 1938 в Локпорте (шт. Нью-Йорк). Окончила Сиракьюский университет (1960), получила ученую степень магистра гуманитарных наук в Висконсинском университете (1962), преподавала английский язык в Детройтском и Виндзорском (Канада) университетах. В 1963 опубликовала первый сборник рассказов Уходя на север (By the North Gate), в 1964 - первый роман Ошеломительное падение (With Shuddering Fall). Роман Сад радостей земных (A Garden of Earthly Delights, 1967) был выдвинут на Национальную книжную премию, но получил ее следующий роман - Их жизни (Them, 1969). Среди произведений Оутс - сборник рассказов Богиня и другие женщины (The Goddess and Other women, 1974) и романы Страна чудес (Wonderland, 1971), Бельфлер (Bellefleur, 1980), Любовная история в Бладсмуре (A Bloodsmoor Romance, 1982), Тайны Уинтерторна (Mysteries of Winterthurn, 1984), Мария: жизнеописание (Marya: A Life, 1986), Потому что это горько, и потому что это мое сердце (Because It Is Bitter, and Because It Is My Heart, 1990). Оутс также автор пьес, стихов, сборников эссе Грань невозможного (Edge of Impossibility, 1972) и О боксе (On boxing, 1987). Все ее творчество - это поиск ответа на вопрос: может ли хоть что-то, в частности литература, дать форму и смысл хаотической бесформенности современной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Оутс Д.К. Сад радостей земных. Рассказы. М., 1974 Оутс Д.К. Делай со мной что захочешь. М., 1983 Оутс Д.К. Венец славы: Рассказы. М., 1986 Оутс Д.К. Ангел света:Роман. Рассказы. М., 1987

ОУЭН РИЧАРД

ОУЭН Ричард (Owen, Richard)

РИЧАРД ОУЭН

РИЧАРД ОУЭН

(1804-1892), английский зоолог, анатом и палеонтолог. Родился 20 июля 1804 в Ланкастере. Медицинское образование получил в Эдинбургском университете и в больнице св. Варфоломея в Лондоне (1825). В 1827-1856 работал в Королевском хирургическом колледже (с 1836 - профессор сравнительной анатомии и физиологии), в 1856-1883 заведовал отделом естественной истории Британского музея. Познакомившись в 1830 с Ж.Кювье, заинтересовался палеонтологией и занялся изучением ископаемых млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных и птиц. Ему принадлежит ряд монографий об исчезнувших животных: ленивце из Южной Америки (1842), гигантской птице из Новой Зеландии (1846) и др. Он впервые описал скелет самой древней из известных птиц юрского периода - археоптерикса (1863). Оуэн работал над теорией аналогии и гомологии органов, однако не считал гомологию свидетельством общности происхождения животных. Был антидарвинистом и сторонником Кювье. Ему принадлежит известная работа Анатомия позвоночных (On the Anatomy of Vertebrates, 1866-1868). В 1884 Оуэну было присвоено дворянское звание.

Умер Оуэн в Лондоне 18 декабря 1892.

ОУЭН РОБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОУЭН УИЛФРЕД ЭДВАРД СОЛТЕР

ОУЭН Уилфред Эдвард Солтер (Owen, Wilfred Edward Salter)

(1893-1918), английский поэт, чье творчество в сильнейшей степени повлияло на поэзию 1930-х годов. Родился 18 марта 1893 в Освестри (графство Шропшир) и уже в детстве писал стихи. Пробыв несколько недель в Университетском колледже Рединга, он в 1912 бросил учебу из-за болезни, уехал во Францию и в 1913 устроился частным учителем в Бордо. В 1915 возвратился в Англию и пошел добровольцем в пехоту. Получив младший офицерский чин в 1916, служил на французском фронте и в 1917 после ранения вернулся домой. В военном госпитале под Эдинбургом познакомился с З.Сассуном (1886-1967), чьи резко антивоенные стихи уже получили известность. Общение с Сассуном способствовало быстрому расцвету поэтического дара Оуэна. В августе 1918 он вернулся на фронт и заслужил орден "Военный крест" за мужество. Оуэн был убит на канале Уаза-Самбра 4 ноября 1918. Признание пришло к Оуэну посмертно: при жизни только четыре его стихотворения были опубликованы, первый поэтический сборник вышел лишь в декабре 1920, а в дополненном издании, под редакцией Э.Бландена, увидел свет в 1931. Оуэн люто ненавидел войну, но был полон решимости спасти доверенных ему солдат (он называл себя "убежденным пацифистом со жгучим чувством воинского долга"); это сообщает его поэзии ценность документального свидетельства, в то же время придавая ей общечеловеческое звучание. Стремление донести до читателей страшную правду окопной войны перебороло его юношеский романтизм и помогло создать сильные, одухотворенные стихотворения, в которых социальный протест сочетается с огромным состраданием к человеку.

ЛИТЕРАТУРА

Оуэн У. Стихотворения. - В кн.: Английская поэзия в русских переводах: ХХ век. М., 1984

О'ФАОЛЕЙН ШОН

О'ФАОЛЕЙН Шон (O'Faolin, Sen) (1900-1991), ирландский писатель. Настоящее имя Джон Уилан (John Whelan). Родился 22 февраля 1900 в Корке. Участвовал в Ирландском восстании 1916, в результате которого в 1921 было провозглашено Ирландское Свободное государство. Пламенный патриот, он изменил английский вариант своей фамилии на гаэльский. Учился в Национальном университете Ирландии и в Гарвардском университете (США). Перу О'Фаолейна принадлежат сборники рассказов, романы, исторические и путевые очерки, переводы, биографии, пьесы, однако наиболее ценное в его творческом наследии - рассказы. Отмеченные мастерской передачей местного колорита, поэтичные и сдержанные, они выполнены в иронично-романтической традиции Мопассана и Чехова. Он автор сборников Безумие в летнюю ночь (Midsummer Night Madness, 1932), Человек, который изобрел грех (The Man Who Invented Sin, 1948), Я помню! Помню! (I Remember! Remember!, 1962), Солнечный зной (The Heat of the Sun, 1966) и Зарубежные дела и другие рассказы (Foreign Affairs and Other Stories, 1976). В 1983 увидело свет Собрание рассказов Шона О'Фаолейна (The Collected Stories of Sen O'Faolin). Его перу принадлежат романы Гнездо простых людей (A Nest of Simple Folk, 1933), Одинокая птица (Bird Alone, 1936), Вернись назад, в Эрин (Come Back to Erin, 1940), И вновь? (And Again?, 1979). Он написал также книгу Ирландцы (The Irish, 1948), Да здравствую я! (Vive Moi!, 1964), автобиографию и две литературоведческие книги - Рассказ (The Short Story, 1948) и Исчезающий герой (The Vanishing Hero, 1956). Умер О'Фаолейн в Дублине 20 апреля 1991.

ЛИТЕРАТУРА

О'Фаолейн Ш. И вновь? Рассказы. М., 1988

ОФФЕНБАХ ЖАК

ОФФЕНБАХ Жак (Offenbach, Jacques)

ЖАК ОФФЕНБАХ

ЖАК ОФФЕНБАХ

(1819-1880), немецко-французский композитор. Родился 21 июня 1819 в Кельне в еврейской семье; отец композитора был кантором местной синагоги. Мальчик рано проявил музыкальные способности (он играл на виолончели), и в 1833 отец привез его в Париж - тогдашнюю музыкальную столицу Европы. Недолго проучившись в Парижской консерватории, юный Оффенбах начал вести жизнь свободного художника - композитора и исполнителя. Первый успех принесла ему концертная поездка в Англию: там он играл перед королевой Викторией и принцем Альбертом. В 1860 он стал гражданином Франции, а в 1862 был награжден орденом Почетного легиона. В течение семи лет (1848-1855) Оффенбах был музыкальным руководителем театра "Комеди Франсез", но в 1855 оставил этот пост и открыл собственный театр - "Буфф-Паризьен". Одноактная оперетта Двое слепых (Les Deux Aveugles, 1855) мгновенно стала "гвоздем сезона", и дела Оффенбаха быстро пошли в гору. В течение следующей четверти века он показал более 90 своих произведений, причем, как правило, довольно масштабных, и стал самым популярным автором оперетт во всей Европе, особенно в Англии и Австрии. Вероятно, наиболее известные сочинения Оффенбаха - это оперетты Орфей в аду (Orphe aux enfers, 1858), Прекрасная Елена (La belle Hlne, 1864), Парижская жизнь (La vie parisienne, 1866), Великая герцогиня Герольштейнская (La grande duchesse de Grolstein, 1867), Перикола (La Prichole, 1868), Разбойники (Les brigands, 1869) и опера Сказки Гофмана (Les contes d'Hoffmann, 1880). Опера была поставлена только после смерти композитора, выдержала в течение года 101 представление и до сих пор сохраняет ведущие позиции в оперном репертуаре. Оффенбах был весьма талантливым и плодовитым композитором, наделенным превосходным мелодическим даром (который наиболее ярко проявился в Сказках Гофмана). Его оперетты искрятся весельем, полны сатирических намеков и остроумных пародий. В 1876 Оффенбах совершил концертную поездку в США и написал о своих впечатлениях книгу Заметки путешествующего музыканта (Notes d'un musicien en voyage, 1877). Умер Оффенбах в Париже 5 октября 1880.

ЛИТЕРАТУРА

Трауберг Л. Ж. Оффенбах и другие. М., 1987

О'ХАРА ДЖОН

О'ХАРА Джон (O'Hara, John)

(1905-1970), американский писатель. Родился 31 января 1905 в Потсвилле (шт. Пенсильвания). Сдал вступительные экзамены в Йельский университет, но учебе помешала смерть отца. Стал газетным репортером, печатался в журналах "Тайм" ("Тime"), "Нью Йоркер" ("The New Yorker"). В первом романе Свидание в Самарре (Appointment in Samarra, 1934) с пугающей убедительностью показал, как характер человека определяет его судьбу. В романе Баттерфилд, 8 (Butterfield 8, 1935) представил катастрофу молодой женщины, неразборчивой в любовных связях. В следующие сорок лет О'Хара написал более дюжины романов, сотни рассказов, несколько пьес и повестей. Сцены из жизни ночного клуба в Кореше Джоуи (Pal Joey, 1940) легли в основу мюзикла, с успехом шедшего на Бродвее. В романе Жажда жить (A Rage to Live, 1949) описаны пенсильванский городок и любовные приключения богатой замужней дамы. Роман Улица Сев. Фредерик, 10 (Ten North Frederick, 1955), также о любовных похождениях пенсильванцев, был отмечен Национальной книжной премией в 1956. Умер О'Хара в Принстоне (шт. Нью-Джерси)11 апреля 1970.

ЛИТЕРАТУРА

О'Хара Д. Жажда жить. Роман и рассказы. М., 1970 О'Хара Д. Дело Локвудов. - Иностранная литература, 1972, № 8 О'Хара Д. Свидание в Самарре. М., 1991

О'ХИГГИНС БЕРНАРДО

О'ХИГГИНС Бернардо (O'Higgins, Bernardo) (1776-1842), военачальник, первый верховный правитель Чили. Обладавший незаурядным полководческим талантом, О'Хиггинс вместе с Сан-Мартином и Боливаром был одним из руководителей Войны за независимость испанских колоний в Америке. Родился 20 августа 1776 в Чильяне. Учился в Лиме, затем продолжил образование в Испании и Великобритании. В Лондоне поддерживал отношения с предтечей испаноамериканского освободительного движения Франсиско де Мирандой, который оказал значительное влияние на формирование политических взглядов О'Хиггинса. В 1802 возвратился в Чили, в 1811 вошел в революционную правительственную хунту, а в 1813 стал главнокомандующим войсками патриотов. После поражения в битве при Ранкагуа О'Хиггинс отступил на территорию Аргентины. Три года спустя присоединился к освободительной армии Х.де Сан-Мартина, став его близким другом. О'Хиггинс принял активное участие в битве при Чакабуко (12 февраля 1817), которая завершилась разгромом испанцев и принесла независимость Чили. Став верховным правителем Чили, О'Хиггинс целиком посвятил себя задаче консолидации нового государства. Консерваторы обвиняли его в диктаторских замашках и попрании свободы. Во время государственного переворота 1823 он отказался использовать армию и проливать кровь сограждан, подал в отставку и эмигрировал в Перу. Здесь он прожил в изгнании последние 20 лет своей жизни, отказываясь принимать участие в антиправительственных движениях. Умер О'Хиггинс в Лиме 24 октября 1842.

ЛИТЕРАТУРА

Очерки истории Чили. М., 1967 История Латинской Америки, т. 7. М., 1991

ОЧИСТИТЕЛЬНЫЙ ОБРЯД РОДИЛЬНИЦЫ

ОЧИСТИТЕЛЬНЫЙ ОБРЯД РОДИЛЬНИЦЫ - особый церковный обряд благодарения за благополучное рождение ребенка. Моисеев Закон (Лев 12) предусматривал совершение обряда очищения женщины после рождения ребенка, сопровождавшегося принесением жертвы, а христианская церковь основывает аналогичную практику на евангельском рассказе об очищении Девы Марии после рождения ею Иисуса (Лк 2:21-24). Упоминания о ней содержатся в Каноне Ипполита (ок. 400 н.э.) и у Григория Великого (ок. 600). В Католической церкви эта служба относится к разряду благословений. Англиканская церковь включила ее в Книгу общественного богослужения, опираясь на средневековый английский чин, почти не подвергшийся изменениям. Здесь он носит название "воцерковления", поскольку в англиканском служебнике 1552 эта служба именовалась "Благодарением женщин после чадорождения, называемом воцерковлением женщин".

ОЧОА СЕВЕРО

ОЧОА Северо (Ochoa, Severo)

(1905-1993), американский биохимик испанского происхождения, удостоенный в 1959 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с А.Корнбергом) за открытие механизма биосинтеза нуклеиновых кислот. Родился 24 сентября 1905 в Луарке (Испания). Окончил Мадридский университет, получил степень доктора медицины в этом университете, работал там же в 1931-1935. В 1936 уехал из Испании. В течение года работал в Институте кайзера Вильгельма в Гейдельберге, затем в Оксфордском университете (1938-1940). В 1941 переехал в США. В 1941-1942 преподавал биохимию в университете Дж.Вашингтона в Сент-Луисе. С 1942 - профессор биохимии Нью-Йоркского университета, в 1954-1974 - заведующий отделом биохимии этого университета. Основные научные труды Очоа посвящены биохимии нуклеиновых кислот, ферментативным превращениям углеводов и жиров, фотосинтезу. Очоа обнаружил у бактерий фермент, названный им полинуклеотидфосфорилазой, ответственный за синтез рибонуклеиновой кислоты (РНК). В 1955 с помощью этого фермента он осуществил синтез РНК, аналогичной по своим свойствам природной, и использовал ее в качестве матрицы для синтеза белка. Изучал ферментативные реакции метаболизма углеводов, роль коферментов в синтезе углеводов и ферментов в окислении жирных кислот. Участвовал в работах по расшифровке генетического кода. Умер Очоа в Мадриде 1 ноября 1993.

ЛИТЕРАТУРА

Горизонты биохимии. М., 1964 Альбертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. М., 1994

Предыдущая страница Следующая страница