Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОЛО"-"ОРМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОЛО"-"ОРМ")

ОЛОФЕРН

ОЛОФЕРН - библейский персонаж. Согласно Книге Иудифи, был полководцем Навуходоносора, осадившим город Ветилую. Когда город был готов сдаться из-за нехватки воды, Юдифь, богатая и красивая вдова, происходившая из знатного рода и прославившаяся своим благочестием, проникла во вражеский стан и спасла свой народ, обезглавив Олоферна. Все попытки исследователей отождествить Олоферна с каким-нибудь историческим персонажем не имели успеха.

ОЛПОРТ ГОРДОН УИЛЛАРД

ОЛПОРТ Гордон Уиллард (Allport, Gordon Willard)

(1897-1967), американский психолог. Родился в Монтесуме (шт. Индиана) 11 ноября 1897. Получил образование в Гарвардском университете, а также Берлине, Гамбурге и Кембридже. Преподавал в колледже Роберта в Константинополе, в Гарварде и Дартмутском колледже, после чего стал старшим преподавателем, а с 1942 - профессором психологии в Гарварде. Наиболее известны работы Олпорта в области изучения личности и социальной психологии; он подчеркивал уникальность структуры личности каждого индивида. Созданная Олпортом теория "функциональной автономии", согласно которой средства могут стать целями, получила широкое распространение, вытеснив взгляды на мотивацию взрослого человека как результат развития наследственной или младенческой мотивации. В 1937-1949 Олпорт был редактором Журнала патологической и социальной психологии (Journal of Abnormal and Social Psychology); он автор и соавтор ряда книг: Изучение выразительных движений (Studies in Expressive Movement, 1933), Психология радио (The Psychology of Radio, 1935), Личность: психологическая интерпретация (Personality, a Psychological Interpretation, 1937), Природа предубеждения (The Nature of Prejudice, 1954), Становление: основные положения психологии личности (Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality, 1955). Умер Олпорт в Кеймбридже (шт. Массачусетс) 9 октября 1967.

ОЛЬХА

ОЛЬХА (Alnus), род листопадных деревьев и кустарников семейства березовых (Betulaceae). Естественный ареал охватывает области холодного и умеренного климата Северного полушария и доходит по Андам до Чили. Растут главным образом по лесным болотам, вдоль рек и ручьев, а также в высокогорьях, где часто относятся к доминантам растительности. Это одни из первых деревянистых растений, поселяющихся на каменных россыпях, которые обнажились при отступлении ледника. Большинство видов цветет до развертывания листьев, и появление их висячих мужских сережек - один из самых ранних признаков весны. Короткие прямостоячие женские сережки по мере созревания плодов (к следующей весне) превращаются в деревянистые шишечки. Всего род насчитывает ок. 40 видов, из которых в Северной Америке - 10. На востоке США и Канады произрастают ольха мелкопильчатая (A. serrulata), ольха серая, или белая, или елоха (A. incana), которая широко распространена также в Евразии, северный вид ольха кудрявая (A. crispa) и ольха приморская (A. maritima), встречающаяся от Атлантического побережья до юга Оклахомы. Интересно, что цветение у последнего вида заканчивается поздним летом или ранней осенью. Среди видов ольхи, распространенных к западу от Скалистых гор, самые крупные - ольхи ромболистная (A. rhombifolia) и красная (A. rubra), которая, достигая иногда 30 м в высоту, произрастает от Калифорнии до Аляски. Последний вид отличается двоякопильчатыми листьями, довольно крупными шишечками длиной 1,3-2,5 см на коротких оранжевых ножках и темно-красными пушистыми зимующими почками. Это основная порода тихоокеанского побережья, применяемая в производстве мебели. На востоке США местами натурализовался еще один древесный вид из Евразии - ольха черная, или клейкая (A. glutinosa).

ОЛЬХА

ОЛЬХА особенно красива весной, когда покрывается цветущими мужскими сережками, напоминающими издали буйную молодую листву. Здесь показаны дерево в целом, его соплодия, листья и сережки.

ОМ ГЕОРГ СИМОН

ОМ Георг Симон (Ohm, Georg Simon)

(1787-1854), немецкий физик. Родился 16 марта 1787 в Эрлангене в семье слесаря. Учился в Эрлангенском университете (1805-1806). Преподавал математику и физику в различных гимназиях. Самостоятельно подготовил докторскую диссертацию и в 1811 защитил ее в Эрлангене. Преподавал в Бамберге (1815-1817), Кельне (1817-1828), Берлине. С 1833 - профессор Политехнической школы в Нюрнберге, в 1849-1852 - профессор Мюнхенского университета. Большинство открытий, принесших ему известность, Ом сделал за 10-летний период своей работы в одной из школ Кельна. В 1826 он экспериментально открыл основной закон электрической цепи, связывающий между собой силу тока, напряжение и сопротивление. Это кажущееся тривиальным соотношение было весьма непросто получить с помощью имевшегося тогда несовершенного оборудования. В математическом представлении закон Ома выражается простой формулой V = IR, где V - разность потенциалов (в вольтах) на концах проводника в неразветвленной цепи постоянного тока, I - сила тока (в амперах), R - сопротивление проводника (в омах). Ом показал также, что сопротивление зависит от материала проводника, прямо пропорционально его длине и обратно пропорционально площади поперечного сечения. Но Ом не остановился на формальной стороне закона и в 1827 попытался вывести его из теоретических соображений. Он исходил из аналогии между распространением электричества и теплоты и сопоставил открытый им закон для электрического тока с законом для теплового потока, сформулированным Фурье. По аналогии с разностью температур Ом ввел понятие "падения электрических напряжений". Ему принадлежат понятия "электродвижущая сила" (ЭДС), "проводимость". В 1830 Ом выполнил первые измерения ЭДС источника тока. Более поздние работы Ома посвящены акустике, в частности, им высказана мысль о сложном составе звуков (наличии обертонов). В 1841 Ом был награжден медалью Копли, в 1842 стал членом Королевского общества. Умер Ом в Мюнхене 7 июля 1854.

ЛИТЕРАТУРА

Дорфман Я.Г. Всемирная история физики. М., 1979 Ом Г. Определение закона, по которому металлы проводят контактное электричество. - В кн.: Классики физической науки. М., 1989

ОМАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОМАР I

ОМАР I (ок. 585-644), второй халиф, один из создателей исламского государства. Сначала Омар враждовал с Мухаммедом, и его обращение стало важным событием в истории ислама. Вместе с Абу Бакром Омар оказывал значительное влияние на политику пророка, а после его смерти стал халифом и правил в 634-644. Как и Абу Бакр, Омар заявлял, что занимает пост халифа ("посланника Бога") только в качестве представителя единственного законного правителя - пророка Мухаммеда. Абу Бакр называл себя заместителем халифа, а Омар вначале провозгласил себя "заместителем заместителя посланника Бога". Этот громоздкий титул позднее был заменен более краткими, "халиф" и "повелитель правоверных". Опираясь на блестящих военачальников, Омар вел военные кампании против двух ведущих империй того времени - Сасанидской в Иране и Ираке и Византийской в Сирии и Египте. В 644, когда территория нового государства стремительно увеличивалась, Омар был убит персидским рабом Абу Лу'лу'а. За десять лет своего правления Омар ввел несколько положений, оказавших глубокое воздействие на политическую теорию ислама. Он принял решения, запрещавшие иноверцам находиться в Аравии и распределявшие чистый доход государства среди мусульман.

ОМАР ИБН ХАТТАБ

ОМАР ибн Хаттаб (ок. 585-644), второй халиф, один из создателей исламского государства. Сначала Омар враждовал с Мухаммедом, и его обращение стало важным событием в истории ислама. Вместе с Абу Бакром Омар оказывал значительное влияние на политику пророка, а после его смерти стал халифом и правил в 634-644. Как и Абу Бакр, Омар заявлял, что занимает пост халифа ("посланника Бога") только в качестве представителя единственного законного правителя - пророка Мухаммеда. Абу Бакр называл себя заместителем халифа, а Омар вначале провозгласил себя "заместителем заместителя посланника Бога". Этот громоздкий титул позднее был заменен более краткими, "халиф" и "повелитель правоверных". Опираясь на блестящих военачальников, Омар вел военные кампании против двух ведущих империй того времени - Сасанидской в Иране и Ираке и Византийской в Сирии и Египте. В 644, когда территория нового государства стремительно увеличивалась, Омар был убит персидским рабом Абу Лу'лу'а. За десять лет своего правления Омар ввел несколько положений, оказавших глубокое воздействие на политическую теорию ислама. Он принял решения, запрещавшие иноверцам находиться в Аравии и распределявшие чистый доход государства среди мусульман.

ОМАР ХАЙЯМ

ОМАР ХАЙЯМ (ок. 1048 - после 1122), персидский поэт, полное имя - Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим. Родился в Нишапуре. Прозвище Хайям (Палаточник) связано с профессией его отца или кого-то еще из предков. При жизни и до сравнительно недавнего времени Хайям был известен главным образом как выдающийся математик, физик и астроном. Его Алгебра, написанная на арабском языке, была впервые опубликована и переведена на французский Ф.Вепке в 1851. Выполненный Э.Фицджералдом (1809-1883) перевод избранных четверостиший Омара Хайяма (рубайят), впервые появившийся в 1859, и затем издание самого текста и французский перевод Никола 1867 принесли Омару Хайяму славу певца разочарования и скептицизма. Восточные и западные ученые издавна спорят о том, понимать ли стихотворения Омара Хайяма буквально или в них символически представлено устремление мистической души к единству с Богом. Более того, существует серьезная проблема авторства четверостиший Хайяма: оригинальные рукописи, среди которых нет старше 14 в., значительно отличаются по числу и порядку включенных в них стихотворений; Хайяму приписывается не менее 1391 четверостишия (большинство изданий ограничивается 101 четверостишием, выбранным Фицджералдом); многие из них можно найти у других поэтов. Тщательно анализируя сохранившийся материал, некоторые ученые пытались устранить неподлинные элементы и восстановить "истинного" Хайяма. Однако результаты этой работы весьма противоречивы.

ЛИТЕРАТУРА

Розенфельд Б.А., Юшкевич А.П. Омар Хайям. М., 1965 Омар Хайям. Рубайат (2 изд.). М., 1975 Омар Хайям. Рубаи. Ташкент, 1983

ОМЕЙЯДЫ

ОМЕЙЯДЫ - первая арабская династия, основанная Муавией в 661 и правившая в Дамаске до 750. Член знатной семьи Омейядов из Мекки Осман был избран халифом в 644, но во время восстания 656 он был убит. После него халифом был избран Али, двоюродный брат и зять пророка. Али имел сторонников, которые считали, что халифат должен принадлежать только члену семьи Мухаммеда. Однако омейядский правитель Сирии Муавия поднял восстание и взял верх при поддержке завоевателя Египта Амра Ибн аль-Аса. В 661 после убийства Али Муавия отстранил от власти его сына Хасана и захватил власть в халифате. При Муавии столица была перенесена из Медины в Дамаск, и халифат стал превращаться в централизованное государство. Муавия создал административную систему по образцу Византийской империи и перед своей смертью в 680 обеспечил передачу трона своему сыну, заложив тем самым основу правящей династии. Страна вновь вступила в период активных завоеваний. При Муавии и его омейядских наследниках мусульманский контроль был установлен во всем Средиземноморье. Арабы, в авангарде которых шла берберская армия под командованием Тарика, отправились из Северной Африки, пересекли Средиземное море и постепенно завоевали Испанию; на востоке же они не встретили сопротивления, пока не дошли до границ Индии. На западе продвижение арабов было остановлено франками во главе с Карлом Мартеллом, в начале 8 в. византийский император отразил нападение на Константинополь. При Омейядах власть находилась в руках нескольких арабских семей из Мекки и Медины, что вызывало растущее недовольство мусульманского населения, которое значительно увеличивалось по мере разрастания империи. Эти настроения усилились, когда Омейяды расширили сферу налогообложения. Налог на землю теперь платили независимо от вероисповедания, мусульмане освобождались только от подушных налогов. Центром оппозиции стала Персия, где сохранялось недовольство засильем в халифате сирийцев и где сторонники законной власти объединились с Аббасидами, называвшими себя потомками Аббаса, дяди Мухаммеда. Аббасиды свергли Омейядов в 750, убили халифа Мервана II и захватили власть в халифате. Члены семьи Омейядов были уничтожены, за исключением Абд ар-Рахмана ад Дахиля (Абд ар-Рахмана I), который укрылся в Кордове, где в 756 провозгласил собственный халифат. Аббасиды перенесли столицу империи на восток, в новый город Багдад, основанный ими на реке Тигр.

ОНЕГГЕР АРТЮР

ОНЕГГЕР Артюр (Honegger, Arthur) (1892-1955), французский композитор швейцарского происхождения. Родился 10 марта 1892 в Гавре (Франция). Родители Онеггера были швейцарцами, и первоначальное музыкальное образование он получил в Цюрихской консерватории (1909-1911), однако вся дальнейшая его деятельность связана с Францией. Творчество Онеггера относится к современной французской композиторской школе; среди его учителей - А.Жедальж, Ш.М.Видор и В.д'Энди. Уже ранние сочинения Онеггера, созданные под влиянием господствовавшей тогда в музыке стилистики импрессионизма, содержат черты, предвосхищающие зрелую манеру композитора: например, линеарное письмо, сложная, иногда атональная гармония и активный ритм. К 1920 Онеггер приобрел значительную известность и стал лидером творческой группы, получившей название "Шестерки" (по аналогии с "Пятеркой" - так во Франции называли русскую "Могучую кучку"): кроме Онеггера, в группу входили Д.Мийо, Ф.Пуленк, Ж.Орик, Л.Дюрей и Жермена Тайфер. Объединение было не официальным, а чисто художественным и имело целью пропаганду новой музыки, но Онеггер, отвергая некоторые наиболее характерные для его коллег и эпатирующие публику тенденции, в течение короткого времени создал целый ряд оркестровых и театральных произведений, в которых в полной мере проявилась независимость его творческой позиции. Среди них - оратория Царь Давид (Le Roi David, 1921) и симфоническая пьеса Пасифик-231 (Pacific 231). Царь Давид, оратория для солистов, хора и оркестра, была закончена в 1923. Сильная драматическая выразительность достигается в этом произведении лаконичными, умело отобранными оркестровыми и хоровыми средствами. Пасифик-231 (название модели паровоза из серии "Пасифик 4-6-2") написан в 1923; эта пьеса представляет собой простой по замыслу, но очень удачный эксперимент в области звукоподражания. Многие сочинения Онеггера свидетельствуют о мощи его таланта, которая ослабела лишь в последние годы жизни композитора, когда его здоровье серьезно пошатнулось. Умер Онеггер в Париже 27 ноября 1955. Среди крупных его сочинений - опера на библейский сюжет Юдифь (Judith, 1925, вторая редакция 1926), симфоническая поэма Регби (Rugby, 1928), кантата Крики мира (Les cris de monde, 1932), драматическая оратория Жанна д'Арк на костре (Jeanne d'Arc au bucher, 1935) и, наконец, Симфония трех ре (Di tre re, 1951). Онеггер много сочинял для театра. В 1951 вышла в свет его автобиография Я - композитор.

ЛИТЕРАТУРА

Онеггер А. О музыкальном искусстве. Л., 1985

ОНИКС

ОНИКС - минерал, разновидность халцедона с тонкой плоскопараллельной полосчатостью. Название происходит от греч. "оникс" - ноготь. Оникс похож на агат, но отличается расположением полос (часто черных и белых). Сардониксом называют оникс, в котором полоски сарда (красно-коричневатого халцедона) чередуются с белыми и светло-коричневыми. Твердость 7, плотность 2,5-2,6. Полупрозрачен или просвечивает. Красота оникса выявляется наиболее полно в камеях или инталиях. Наилучший оникс поступает с Аравийского п-ова, из Индии, Бразилии, Уругвая и США. Мраморным ониксом называют некоторые полосчатые разновидности кальцита или арагонита, например калифорнийский и мексиканский оникс.

См. также

АГАТ;

ХАЛЦЕДОН.

О'НИЛ ЮДЖИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОНЬОНЗ ЧАРЛЗ ТАЛЬБОТ

ОНЬОНЗ Чарлз Тальбот (Onions, Charles Talbut)

(1873-1965), лексикограф, родился в Бирмингеме 10 сентября 1873. Окончил Лондонский университет, получив в 1892 степень бакалавра, а в 1985 - степень магистра по классической филологии. После трех лет преподавания в 1895 стал сотрудником редакции Нового словаря английского языка, один из редакторов этого труда в период с 1914 по 1933. Помимо этого, Оньонз в качестве преемника сэра Сиднея Ли завершил издание Шекспировской Англии (1916), издал двухтомный Краткий Оксфордский словарь (1933, 1936, 1945); был редактором журнала "Medium Aevum" с момента основания журнала и до конца жизни. В период с 1920 по 1927 читал лекции по английскому языку в Оксфорде, в 1923 стал членом колледжа Св. Магдалины; после 1927 преподавал в Оксфорде английскую филологию. Оньонз был назначен заведующим библиотекой в колледже Св. Магдалины в 1940. Публикации Оньонза включают Синтаксис английского языка (An Advanced English Syntax, 1904), Словарь языка Шекспира (A Shakespeare Glossary, 1911), трактаты № 36 и № 61 Общества чистоты английского языка и три критических издания Англо-саксонской книги для чтения Генри Свита (1922, 1946, 1949). Получил звание почетного доктора в университетах Оксфорда, Лидса и Бирмингема. Умер в Лондоне 8 января 1965.

ООН. ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОДГОТОВКА, ПУБЛИКАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ООН. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ООН. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЧЛЕНСТВО И ЯЗЫКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ООН. СТРУКТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПАЛ

ОПАЛ

ОПАЛ

минерал, аморфная (некристаллическая) гидратированная форма природного кремнезема, SiO2·nH2O. Название происходит от санкритского "упала" - драгоценный камень. Цвет молочно-белый, желтый, зеленый, оранжево-красный или голубой. Бывает бесцветным (гиалит). Более всего ценится "черный опал" - густо-фиолетовый или синий. Для благородных опалов характерна яркая "игра цветов": мерцание зеленых, малиновых, фиолетовых, красных рефлексов, обусловленное иризацией. Это свойство опалов определяется их внутренним строением: опалы сложены слоями из плотно прилегающих крошечных шариков кремнезема (глобул). Укладка шариков с разделяющими их промежутками образует подобие правильной трехмерной дифракционной решетки, способной разлагать свет на цвета спектра. Свет, проходя через эти шарики и пустоты между ними, интерферирует, что придает опалу игру цветов. В неблагородных опалах укладка глобул нерегулярная и иризация отсутствует. Блеск стеклянный. Образуется опал при медленном осаждении аморфного кремнезема из водных растворов. В природе такие условия возникают, когда в выветрелой, обычно вулканической породе длительное время сохраняется полость, содержащая чистый раствор кремнезема, который медленно испаряется в течение нескольких тысяч лет. Наиболее часто опал встречается в осадках конусов выноса вокруг горячих источников и гейзеров в молодых (в геологическом понимании) вулканических областях. В мире известно лишь несколько месторождений благородного опала с яркими вспышками спектрально-чистых цветов. Опал гиалит (водяно-прозрачная бесцветная разновидность) не обладает опалесценцией, не всегда заметна она и у огненного опала. Участвуя в природных процессах замещения, обычный, неблагородный опал замечательно воспроизводит тонкие детали строения тканей окаменелого дерева (деревянистый опал), структуру ископаемых костей и раковин. Используется как драгоценный камень примерно с 400 до н.э. До конца 19 в. главным источником опалов служили месторождения Австро-Венгрии, ныне самый крупный поставщик - Австралия (Новый Южный Уэльс, Южная Австралия и Квинсленд); огненный опал встречается в Мексике и Казахстане. Кроме того, благородный опал найден в Бразилии. Проявления ювелирного опала встречены в России на Чукотке.

ОПЕК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПЕРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПЕРАЦИОННОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПЕРЕТТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПОЛЗЕНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОППЕНГЕЙМЕР РОБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРАБИ-ПАША

ОРАБИ, АХМЕД

(1839-1911), египетский военный и политический деятель, выступивший под знаменитым лозунгом "Египет для Египтян". Ахмед Ораби родился в Нижнем Египте в бедной семье в 1839. В 1862 поступил на службу в египетскую армию, участвовал в войне с Эфиопией 1875 и вступил в тайное общество, ставившее целью избавить страну и армию армию от турецко-черкесского засилья. В 1878 получил поручение хедива Исмаила организовать выступления против христиан. Ораби сплотил вокруг себя тех, кто был недоволен хедивом Тевфиком и ростом англо-французского влияния в Египте. В результате вооруженного выступления военных в сентябре 1881, которое возглавлял Ораби, хедив увеличил плату военнослужащим, сместил главу правительства. В 1882 Ораби стал заместителем военного министра, затем министром в кабинете Махмуда Сами и получил титул паши. Будучи военным министром, возобновил модернизацию фортов Александрии. Фортификационные работы стали предлогом для бомбардировки Александрии 11 июля, практически уничтожившей город. 13 сентября под Телль аль-Кебиром англичане разбили египетскую армию. Ораби был схвачен в Каире и выдан британцам, 3 декабря предстал перед судом и приговорен к смертной казни, которая была потом заменена ссылкой на Цейлон. В мае 1901 хедив Аббас II даровал ему прощение. Умер Ораби в Каире 21 сентября 1911.

ОРАКУЛ

ОРАКУЛ - в греческой религии, ответ божества на вопрос смертного, сообщаемый обыкновенно через жреца или жрицу, а также алтарь или храм, где можно было получить подобный ответ. К числу наиболее знаменитых античных оракулов принадлежали оракулы Аполлона на Делосе и в Дельфах, Асклепия в Эпидавре, Трофония в Беотии, Зевса в Додоне и Зевса Аммона в Верхнем Египте. Самым древним из греческих оракулов был додонский, где жрецы истолковывали ответы бога, вслушиваясь в шелест дубравы. Особенностью дельфийского оракула было то, что в жрицу Аполлона - Пифию вселялось божество, когда она восседала на особом треножнике. Вопрошающему сообщались ее речи в трансе - обычно (хотя и не всегда) в форме гексаметров. В религиозных и нравственных вопросах дельфийский оракул пользовался огромным авторитетом во всей Греции; он играл важную роль и в решении политических проблем. Так нызваемые Сивиллины оракулы были внушены Аполлоном. Согласно одной из легенд, начало им было положено, когда женщина по имени Сивилла, жившая в окрестностях Трои, завоевав расположение Аполлона, получила от него пророческий дар. Пророчиц было несколько, и по мере того, как Сивиллины оракулы приобретали известность, стали признавать существование многих сивилл. Самой знаменитой из них была сивилла Кумская, которая продала пророческие Сивиллины книги царю Тарквинию Гордому. Оракулы (за исключением Сивиллиных книг) в Риме были менее популярны, чем в Греции, однако римляне часто предсказывали будущее по ударам грома, полету птиц и другим знамениям или наблюдая состояние внутренностей жертвенных животных. В эпоху поздней Римской империи римляне пытались узнавать будущее, открывая наугад сочинения Вергилия; эта практика была названа "Вергилиевыми гаданиями".

ОРАНСКИЙ ДОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРАТОРИАНЦЫ

ОРАТОРИАНЦЫ - члены Конгрегации оратории, основанной св. Филиппо Нери (1515-1595) и официально утвержденной 15 июля 1575 папой Григорием XIII. Ораторианцы являются старейшей из католических конгрегаций священников, живущих в послушании, но не приносящих монашеских обетов. Цель этой конгрегации - возвращение к духу простоты апостольских времен в молитве, проповеди и совершении таинств. Эта цель должна была достигаться в молитвенной и богослужебной практике, а также в ежедневных проповедях, отличающихся простотой и общедоступностью от глубокомысленных философских проповедей, которые обычно произносились в те времена. Палестрина (его духовником был св. Филиппо) сочинил много гимнов для ораторианских богослужений. По совету Пия IX кардинал Ньюмен в 1847 основал ораторианскую общину в Англии, семь лет спустя обосновавшуюся в Эджбастоне близ Бирмингема. Французская община ораторианцев была основана в Париже в 1611 кардиналом де Берюлем и утверждена папской буллой в 1613. Была распущена во время Французской революции, но возродилась вновь в 1852.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ОРАТОРИЯ

ОРАТОРИЯ - крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы. Нередко оратория напоминает оперу, так как в оратории используются оперные средства выразительности и такие оперные формы, как ария, речитатив, вокальный ансамбль, хор, оркестровая интерлюдия, однако в оратории исключено сценическое оформление и сценическое действие. В оратории обычно преобладает хоровое, а не сольное вокальное начало, что является одним из основных различий между ораторией и оперой. Считается, что жанр оратории возник ок. 1550, когда Филиппо Нери, выдающийся итальянский церковный деятель (позже канонизированный), начал проводить в Риме особые молитвенные собрания в оратории (молельне) капеллы Сан-Джироламо делла Карита; после чтения Писания верующие пели духовные гимны, исполнялись мистерии. Крупнейшие итальянские композиторы того времени сотрудничали с Нери и писали музыку для его собраний. Это начинание получило признание и распространилось по другим областям Италии. Связанные поначалу только с латинскими текстами, оратории вскоре стали использовать и живой язык (oratorio volgare). Одна из первых дошедших до нас ораторий - Представление о душе и теле (1600) Эмилио Кавальери (ок. 1550-1602). Первым выдающимся мастером этого жанра стал Джакомо Кариссими (1605-1674), автор знаменитых ораторий Иевфай и Суд Соломона. Проникновение жанра оратории в музыку лютеранской церкви породило обширную литературу начиная с ранних кантат Генриха Шютца (1585-1672), которые имели обозначение "в стиле оратории"; ораториальные сочинения Шютца на тексты рождественской, страстной и пасхальной служб непосредственно повлияли на монументальные церковные вокально-инструментальные циклы И.С.Баха (1685-1750). Часто различия между кантатой и ораторией стираются, как, например, в кантате Баха № 11, которая носит авторское название Оратория на Вознесение. Одно из главных мест в истории духовной оратории занимают пассионы ("страсти"), музыкально-драматические произведения на евангельские тексты. Внецерковный вид традиционной оратории достиг наивысшего развития в творчестве Г. Ф. Генделя (1685-1759); его Мессия, Израиль в Египте, Саул, Иуда Маккавей, Соломон и Семела - это вершины мировой музыки. Оратории Генделя послужили толчком к настоящему возрождению хорового искусства в Англии; вслед за ними были созданы такие выдающиеся образцы жанра, как Сотворение мира и Времена года Й.Гайдна, Св. Павел и Илия Ф.Мендельсона. К жанру оратории обращались Р.Шуман (Рай и Пери; Фауст), Ф.Лист (Христос), Г. Берлиоз (Детство Христа; Осуждение Фауста), Э. Элгар (Сон Геронтия), И. Ф. Стравинский (Царь Эдип), А. Онеггер (Царь Давид).

ЛИТЕРАТУРА

Розенов Э.К. Статьи о музыке. М., 1982

ОРБИТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАН ХАММОНДА

ОРГАН ХАММОНДА - электромузыкальный инструмент, изобретенный Л. Хаммондом из Чикаго в 1934, вид электрооргана. Если в обычном органе источником звука является колебание воздушного столба, то в органе Хаммонда звук образуется благодаря вращению дисков в электромагнитном поле. Получаемые частоты смешиваются для получения тонов различной высоты и тембра, а силу звука обеспечивает электроусилитель. В портативный корпус встроены два мануала и педаль.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (Southeast Asia Treaty Organization, SEATO),

система коллективной безопасности, учрежденная Договором о коллективной обороне Юго-Восточной Азии (Манильским пактом), подписанным в Маниле 8 сентября 1954 представителями Австралии, Франции, Новой Зеландии, Пакистана, Филиппин, Таиланда, Великобритании и США. Статья 4-я пакта предусматривала совместные действия в случае нападения на одну из сторон и консультации при иных, не связанных с вооруженным нападением. Договор был направлен на защиту его членов от внешней агрессии и внутренней подрывной деятельности. СЕАТО была создана как тихоокеанский вариант Организации Североатлантического договора 1949 (НАТО). Руководящим органом СЕАТО был совет министров, куда входили министры иностранных дел или их заместители, собиравшийся раз в год. Постоянная штаб-квартира СЕАТО располагалась в Бангкоке (Таиланд). К концу 1960-х годов эффективность СЕАТО существенно снизилась. Франция и Пакистан активно выступали против войны США во Вьетнаме. Великобритания начала вывод войск из Азии. Наконец, ослабление холодной войны заставило многих членов СЕАТО пересмотреть свои внешнеполитические обязательства. В 1972 из СЕАТО официально вышел Пакистан. В 1975 Совет министров принял решение о свертывании деятельности организации, которая была окончательно распущена 30 июня 1977. Сам договор остался в силе. Невоенные программы были продолжены на двусторонней основе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГТЕХНИКА И КАНЦЕЛЯРСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРЕАДЫ

ОРЕАДЫ - в греческой мифологии, нимфы гор и гротов. Одной из самых известных ореад была Эхо, которую Гера лишила голоса, оставив ей лишь способность вторить другим, и которая была безответно влюблена в Наркисса.

ОРЕСТ

ОРЕСТ - в греческой мифологии, сын Агамемнона и Клитемнестры, брат Электры и Ифигении. Когда его отец был убит Клитемнестрой и Эгисфом, Ореста спасла от гибели Электра (или его кормилица), и он был тайком доставлен к царю Фокиды Строфию, где рос, подружившись с сыном царя Пиладом. Впоследствии, возвратившись в Аргос вместе со своим другом, Орест отомстил за смерть отца, убив Клитемнестру и ее любовника, однако в наказание за это был лишен рассудка, и эринии преследовали его из страны в страну, пока, наконец, в Афинах его проступок не был прощен. Позднее он стал царем Микен и Аргоса и женился на Гермионе, дочери спартанского царя Менелая, прежде убив ее мужа.

ОРЕХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРИГЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРИК ЖОРЖ

ОРИК Жорж (Auric, Georges) (1899-1983), французский композитор, член творческого объединения "Шестерка". Родился 15 февраля 1899 в Лодеве, учился в Парижской консерватории и в "Схола канторум" (Schola cantorum) у Венсана д'Энди, однако методика последнего казалась Орику скучной, а консерваторское преподавание лишенным фантазии. Уже в начале своей деятельности Орик привлек внимание Сергея Дягилева, и в результате их сотрудничества появился балет Докучные (Les Facheux, 1924), очаровательное произведение, большую часть материала для которого Орик заимствовал из собственной музыки к одноименной пьесе Мольера. В дальнейшем Дягилевская антреприза поставила еще два балета Орика - Матросы (Les Matelots, 1925) и Пастораль (Pastorale, 1926). Орик весьма скоро стал популярен как композитор, работавший в кино, особенно часто его приглашали английские компании. Самая интересная его кинопартитура - к фильму Цезарь и Клеопатра (1945); успехом пользовалась и музыка к фильму Глубокой ночью (Dead of Night, 1945). Среди фильмов композитора, действие которых происходило в Ист-Энде в Лондоне, выделяются Крик и плач (Hue and Cry, 1946) и Банда с Лавендер Хилл (The Lavender Hill Mob, 1951). Орик написал также музыку к американскому фильму Мулен Руж (1952), в том числе вальс, который стал, по-видимому, самой известной его пьесой. В 1950 Орик создал замечательный балет Федра (Phedre) - здесь талант композитора раскрылся с новой, неожиданной стороны. В концертный репертуар вошли такие произведения Орика, как увертюра 1938, фортепианная сонатина 1923 и соната 1932. Орик выступал также как литературный критик в газетах "Марианна" и "Пари суар". В 1954 он стал президентом Общества охраны авторских прав музыкантов и издателей (SACEM). С 1962 по 1968 был генеральным директором парижских "Опера" и "Опера комик". Умер Орик в Париже 23 июля 1983.

ЛИТЕРАТУРА

Шнеерсон Г. Французская музыка ХХ века. М., 1970

ОРИОЛЬ ВЕНСАН

ОРИОЛЬ Венсан (Auriol, Vincent)

ВЕНСАН ОРИОЛЬ

ВЕНСАН ОРИОЛЬ

(1884-1966), президент Французской республики. Родился 27 августа 1884 в Ревеле (Верхняя Гаронна). Учился в университете Тулузы, где получил степень доктора права. В студенческие годы стал членом Социалистической партии, а в 1909 был издателем газеты "Социалистический Юг". В 1914 был избран в парламент депутатом от г. Мюре, впоследствии регулярно переизбирался. Стал мэром Мюре и генеральным советником Верхней Гаронны. В 1919-1936 Ориоль - секретарь фракции социалистов в палате депутатов, на короткое время заменял Л.Блюма на посту лидера французских социалистов. Ориоль считался авторитетным специалистом по вопросам экономики и финансов. В 1924 принимал участие в Лондонской конференции по репарациям Германии, в 1925 был членом делегации Ж.Кайо, которая обсуждала проблему возвращения военных долгов. Ориоль был одним из 80 представителей палаты депутатов, голосовавших против предоставления маршалу Петену всей полноты власти после поражения Франции в 1940. Находился в тюремном заключении в Пеллевуазене, но позже был освобожден по состоянию здоровья и интернирован. 17 октября 1943 покинул Францию и предложил свои услуги генералу де Голлю. Позже Ориоль стал членом консультативной ассамблеи и председателем комитета по внутренним делам в Алжире, где в то время находилось правительство Франции в эмиграции. В ноябре 1944 вернулся в Париж. В октябре 1945 был избран председателем комитета по иностранным делам в Учредительном собрании. В ноябре 1945 - министр "без портфеля" во временном правительстве Франции, возглавляемом генералом де Голлем. В конце Второй мировой войны, после восстановления избирательной системы, Ориоль стал председателем 1-го и 2-го Учредительного собрания. В 1946 был представителем Франции на Генеральной ассамблее и в Совете безопасности ООН. В декабре 1946 Ориоль стал председателем Национального собрания после первых выборов по новой конституции Франции. 16 января 1947 был избран президентом Французской республики на семилетний срок. В 1951 впервые в истории Франции состоялись официальные визиты Ориоля в ранге президента в США и Канаду. 16 января 1954 его сменил на посту президента Р.Коти. В 1959, после более чем 50-летнего пребывания в Социалистической партии, Ориоль вышел из ее рядов, выступив против лидера социалистов Г.Молле. Ориоль - автор книги Вчера и завтра (Hier - Demain, 1945) и других литературных трудов. Умер Ориоль в Париже 1 января 1966.

ЛИТЕРАТУРА

Наринский М.М. Борьба классов и партий во Франции. 1944-1958 гг. М., 1983

ОРИОН

ОРИОН - в греческой мифологии, беотийский великан и охотник, обладавший красотою и даром волшебника. Он полюбил Меропу, дочь Ойнопиона, и, не получив от отца девы согласия на немедленный брак, обесчестил ее. За это Ойнопион его ослепил, однако оракул возвестил, что к нему возвратится зрение, если его очей коснутся лучи восходящего солнца. Орион отправился на Лемнос, где Гефест дал ему в провожатые Кедалиона, чтобы тот указал ему путь к восточному краю света. После того как к нему, во исполнение пророчества, вернулось зрение, он стал охотником в свите Артемиды. Существует несколько версий мифа о его смерти: 1) он был ужален скорпионом; 2) он был убит Артемидой, когда влюбившаяся в него Эос попыталась похитить его; 3) его любила сама Артемида, которая нечаянно убила его, когда Аполлон предложил ей поразить стрелой цель в море, оказавшуюся головой плывущего Ориона; 4) Артемида убила его, когда он попытался овладеть ею. После смерти Орион был помещен на небосвод, где он предстает великаном с мечом, палицей, поясом и львиной шкурой. Подле него находится его пес Сириус (давший имя звезде). По одной из версий, он преследовал Плеяд, которые, как и он, были превращены в созвездие и с тех пор продолжают свое бегство от него по небосводу.

ОРКАНЬЯ

АНДРЕА ДИ ЧОНЕ

(Orcagna, Andrea di Cione)

(ок. 1308 - ок. 1368), итальянский живописец, скульптор и архитектор. Родился во Флоренции, в семье художника. Два его брата, Якопо и Леонардо (Нардо), были живописцами, а третий, Маттео, - скульптором. Андреа Орканья создал знаменитый табернакль, находящийся в церкви Орсанмикеле во Флоренции, - грандиозное сооружение, в которое помещен написанный им алтарный образ Мадонна делле грацие. Табернакль украшен цветным и позолоченным мрамором, скульптурой и рельефами с изображением сцен из жизни Богоматери. Работа над ним продолжалась с 1352 по 1359. Главное живописное произведение Орканьи - алтарный образ капеллы Строцци в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, подписанный и датированный 1357. На нем изображен Христос, вручающий ключи апостолу Петру и книгу св. Фоме Аквинскому в присутствии других святых. В этом произведении сочетаются жесткая структура композиции и рельефность фигур, характерные для флорентийского искусства, и неяркий колорит, свойственный сиенской живописи. Стены капеллы были расписаны Андреа вместе с его братом Нардо. Самая знаменитая из этих фресок - Рай. Архитектурная деятельность Орканьи ограничилась украшением уже построенных зданий.

ЛИТЕРАТУРА

Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения, т. 2. М., 1959

ОРКЕСТР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРКЕСТРОВКА

ОРКЕСТРОВКА - инструментовка, искусство распределения материала музыкальной композиции между инструментами симфонического, духового или иного оркестра с целью наиболее выигрышного использования каждого инструмента для создания предусмотренного общего звучания. Оркестровка является важной, хотя и подчиненной ветвью искусства композиции; она предполагает знание тембров и диапазонов всех инструментов, а также их звучания во всевозможных комбинациях. В послеклассическую эпоху искусство оркестровки стремительно развивалось и становилось все более самостоятельным, превращаясь иногда в самоцель; все большее значение приобретали новые сочетания инструментов или новые способы игры на них, а также тембровые эффекты партитуры. Среди трактатов по инструментовке - труды Г. Берлиоза, Н. А. Римского-Корсакова и Э. Веллеса.

ЛИТЕРАТУРА

Веприк А. Очерки по вопросам оркестровых стилей. М., 1961 Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке, ч. 1-2. М., 1971 Витачек Ф.Е. Очерки по искусству оркестровки XIX в. М., 1979

ОРМАНДИ ЮДЖИН

ОРМАНДИ Юджин (Ormandy, Eugene) (1899-1985), американский дирижер, художественный руководитель Филадельфийского оркестра. Известен своими великолепными романтическими интерпретациями произведений Бетховена, Шумана и Р.Штрауса, при этом способствовал появлению в симфоническом репертуаре большого числа современных произведений. Ене Блау (таково настоящее имя дирижера) родился 18 ноября 1899 в Будапеште. В возрасте пяти лет поступил в Королевскую академию музыки и до 1914 совершил ряд поездок по Европе как скрипач-вундеркинд. В 1921 приехал в США, первым его местом работы в этой стране стала должность концертмейстера в оркестре театра "Капитолий" в Нью-Йорке. В 1925 был назначен руководителем этого оркестра. В 1931-1936 Орманди - главный дирижер Симфонического оркестра Миннеаполиса, затем второй дирижер Филадельфийского оркестра, который в то время возглавлял Л. Стоковский. В 1938 управление коллективом перешло к Орманди, и под его руководством оркестр провел много гастрольных поездок, в том числе большую поездку по Европе и Советскому Союзу в 1958 и по Китаю в 1973. Орманди оставался на своем посту до 1980. Энергичная манера дирижирования и чуткость к оркестровым краскам обеспечили музыканту всемирное признание и принесли ему множество наград.

Умер Орманди в Филадельфии 12 марта 1985.

Предыдущая страница Следующая страница