Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "М" (часть 9, "МОН"-"МОЭ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 9, "МОН"-"МОЭ")

МОНАКО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНАРХИАНСТВО

МОНАРХИАНСТВО (от греч. monos - один, arche - начало), христианская ересь 3 в., отрицавшая троичность или триединую природу Бога и утверждавшая единственность Божественного Лица. Монархиане исповедовали, таким образом, учение о божественном "единоначалии" и обвиняли правоверных христиан в проповеди "двоебожия" или "троебожия". Существовало две разновидности монархианства: динамистическое (которое проповедовал Павел Самосатский) и модалистическое монархианство, или савеллианство (по имени основателя последнего течения Савеллия). Динамисты утверждали, что Христос был сотворенным существом, которого Бог наделил божественной силой, энергией и мудростью. Модалисты же считали, что Христос был только "способом", "модусом" проявления единственного Бога. В первом случае отрицалась божественная природа Христа, во втором - признавалась его божественность, но отрицалось, что он был Лицом, отличным от Отца и Святого Духа. Поэтому модализм, упразднявший различие между Богом Отцом и Богом Сыном, называли также патрипассианством (от лат. Pater - отец, passio - страдание), поскольку из него вытекало, что на кресте страдал Отец.

См. также САВЕЛЛИАНЕ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

МОНАЦИТ

МОНАЦИТ

МОНАЦИТ

минерал, фосфат редких земель и тория, (Ce,La,Nd,Th)PO4. Название происходит от греч. "моназо" - уединяться. Цвет желтый, коричневый, розовый. Твердость 5-6, плотность 4,9-5,5. Блеск жирный или стеклянный, от непрозрачного до полупрозрачного. Сингония моноклинная. Формы выделения: таблитчатые кристаллы, реже - зернистые агрегаты и сферические сростки. Встречается как акцессорный минерал, рассеянный в виде небольших зерен в гранитах и гранито-гнейсах, значительно реже образует скопления в гранитных пегматитах и в гидротермальных жилах. Основной промышленный тип месторождений - прибрежно-морские и речные россыпи. Главный рудный минерал тория и важный источник получения цериевых редких земель. Главный поставщик монацитового песка - Индия, где прибрежные россыпи тянутся на сотни километров вдоль юго-западного побережья. Кроме того, месторождения монацита разрабатываются на побережьях Бразилии и Флориды (США), Австралии и Шри-Ланки. На Украине монацит добывают из титано-циркониевых россыпей.

МОНАШЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНГОЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНГОЛЬФЬЕ

МОНГОЛЬФЬЕ (Montgolfier),

братья, французские изобретатели воздушного шара (аэростата).

Жозеф Мишель

(Joseph Michel)

родился 26 августа 1740 в Видалон-лез-Анноне (департамент Ардеш). В 13-летнем возрасте бросил школу и сбежал из дома. Впоследствии заинтересовался математикой, химией и другими естественнонаучными дисциплинами и организовал собственную лабораторию. В 1783 вместе с братом построил первый воздушный шар, а после смерти брата посвятил себя научным изысканиям; изобрел парашют, гидравлический таран, калориметр, гидравлический пресс. Скончался в Балларюк-ле-Бене 26 июня 1810.

Жак Этьен

(Jacques Etien)

родился 7 января 1745 в том же городке. Был преуспевающим архитектором, затем занялся производством бумаги на предприятии отца и первым начал выпускать веленевую бумагу. Умер в Сервьере 2 августа 1799. Первую модель будущего аэростата ("монгольфьера") братья смастерили в 1782. Это был небольшой шар с шелковой оболочкой, имеющей внизу отверстие. Под отверстием они жгли бумагу, воздух внутри шара прогревался, и модель поднималась к потолку помещения, где проводился эксперимент. Затем братья сделали несколько оболочек больших размеров и запускали шары на открытом воздухе. Первая публичная демонстрация полета беспилотного воздушного шара с оболочкой из грубого льняного полотна, обклеенного бумагой, состоялась 5 июня 1783 в Анноне; аппарат достиг высоты около 1800 м. Во второй полет, состоявшийся 19 сентября 1783, аэростат отправился с "экипажем" - бараном, петухом и уткой. 21 ноября 1783 аэростат с экипажем из двух человек пролетел над Парижем; это был первый в истории полет человека на летательном аппарате.

ВОЗДУШНЫЙ ШАР МОНГОЛЬФЬЕ

ВОЗДУШНЫЙ ШАР МОНГОЛЬФЬЕ

ЛИТЕРАТУРА

Анощенко Н.Д. Воздухоплаватели. М., 1960 Энциклопедия: авиация. М., 1994

МОНДРИАН ПИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНЕ КЛОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНЕРЫ

МОНЕРЫ (Monera),

в различных системах классификации группа примитивных организмов, составляющая одно из царств живых существ. В широко принятой сейчас системе, включающей пять царств, к монерам относят бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Другие четыре царства - это протисты, грибы, растения и животные. В отличие от клеток всех других организмов, клетки монер прокариотические, т.е. в них отсутствуют оформленное ядро, окруженное оболочкой, а также некоторые другие клеточные структуры.

См. также

ВОДОРОСЛИ;

БАКТЕРИИ;

КЛЕТКА.

МОНЖ ГАСПАР

МОНЖ Гаспар (Monge, Gaspard)

(1746-1818), французский математик, создатель начертательной геометрии. Родился 9 мая 1746 в Боне. Учился в коллежах Боне и Лиона, в последнем с 16 лет преподавал математику. С 1764 работал в Мезьерской военно-инженерной школе, где занимался задачей расчета рельефа крепостных сооружений. Решая эту задачу, он создал новую область проективной геометрии, названную впоследствии начертательной геометрией. В 1769 Монж получил в инженерной школе пост профессора математики, в 1770 - профессора физики. В 1780 Парижская академия наук избрала его своим действительным членом. В 1794 он стал директором только что основанной Политехнической школы, в которой читал лекции более десяти лет. Монж в течение 8 месяцев занимал пост морского министра в правительстве Наполеона, заведовал пороховыми и пушечными заводами республики, сопровождал Наполеона в его экспедиции в Египет (1798-1801). Наполеон присвоил ему титул графа, даровал поместья, удостоил многих других отличий. Во время "Ста дней" Монж решительно встал на сторону Наполеона. В период Реставрации был лишен всех званий и наград и изгнан из Политехнической школы и Академии наук. Умер Монж в Париже 28 июля 1818. Основные труды Монжа относятся к области начертательной геометрии и ее применениям к решению инженерных задач. Исходя из идеи проецирования предметов на две взаимно перпендикулярных плоскости, Монж создал общий метод изображения пространственных фигур на плоскости. Эта работа была выполнена им еще в Мезьерской школе, но опубликована только в 1799 под названием Начертательная геометрия (Gomtrie descriptive). Еще один важный труд Монжа - Приложение анализа к геометрии (L'application de l'analyse la gometrie, 1795), где помимо открытий по дифференциальной геометрии дано геометрическое истолкование уравнений в частных производных. Это направление было продолжено в трудах таких математиков, как К.Гаусс, Я.Штейнер и Ю.Плюккер. Немалое значение имели также работы Монжа по интегрированию дифференциальных уравнений в частных производных и их представлению на языке геометрии. Известны его исследования в области физики, химии, оптики, метрологии и практической механики.

ЛИТЕРАТУРА

Гаспар Монж. Сб. статей к 200-летию со дня рождения. М., 1947 Боголюбов А.Н. Гаспар Монж. М., 1978

МОНИЗМ

МОНИЗМ - теория, согласно которой кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу. Для нерефлектирующего ума видов субстанции, существующих в мире, практически бесконечное число: камень, дерево, стекло, соль, сахар кажутся глубоко и очевидно различными веществами. Первые греческие философы много занимались тем, что сокращали число субстанций, обнаруживая их тождественность на более глубоких уровнях. По Эмпедоклу, существует только четыре первовещества: земля, воздух, огонь и вода. Фалес даже рискнул предположить, что все состоит из одного элемента - воды, поскольку она может находиться в твердом, жидком и газообразном состояниях. В то же время обыденные представления всегда носили дуалистический характер. Для большинства людей материя (имеющая форму, размеры, отличающаяся твердостью и находящаяся в движении) и сознание (не обладающее ни одним из этих качеств) глубоко различны. Системы философского монизма в своем развитии отправлялись от этого обыденного дуализма, делая акцент на той или другой составляющей этого представления о двойственном устройстве мира. Материалистический монизм (например, монизм Демокрита и Гоббса) сводил сознание к материи, представляя ментальные процессы как телесные реакции. Например, ощущение света считалось просто реакцией сетчатки глаза и зрительного нерва на световые лучи. Напротив, идеалистический монизм (например, монизм Платона, Гегеля, Брэдли, Ройса) сводил материю к сознанию: либо через аналитическое расчленение "материальных" вещей на ощущения, либо показывая, что пространственный мир является внутренне противоречивой конструкцией и лишь разумное может быть действительным. К этому взгляду близок пантеистический монизм Спинозы, согласно которому сознание и материя суть явления лежащей в их основе единой субстанции. Под монизмом обычно имеют в виду метафизический монизм того или иного из перечисленных выше родов. Кроме того, имеется эпистемологический монизм - точка зрения, согласно которой то, что мы ощущаем в обычном восприятии, тождественно объекту, каким он существует в природе.

МОНО ЖАК ЛЮСЬЕН

МОНО Жак Люсьен (Monod, Jacques Lucien)

ЖАК МОНО (в центре)

ЖАК МОНО (в центре)

(1910-1976), французский биохимик и микробиолог, удостоенный в 1965 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с А.М.Львовым и Ф.Жакобом) за исследование процессов синтеза белка. Родился 9 февраля 1910 в Париже. В 1934 окончил Парижский университет, где затем работал до 1945. В 1941 получил степень доктора философии. С 1945 - заведующий лабораторией физиологии микроорганизмов, с 1953 - руководитель отдела биохимии клетки Пастеровского института в Париже, с 1971 - директор этого института. Одновременно в 1959-1967 - профессор Парижского университета, в 1967-1972 - профессор Коллеж де Франс. Основные труды Моно посвящены изучению роста бактерий, индукции и репрессии ферментов, исследованию механизма регуляции синтеза белка у бактерий. Он разработал метод непрерывного культивирования бактерий. В 1958 предложил (совместно с Ф.Жакобом и А.М.Львовым) схему синтеза белка в бактериальной клетке. В 1961 высказал гипотезу о переносе генетической информации с ДНК на рибосомы при участии особой РНК - информационной (матричной; мРНК) и о переводе информации с языка нуклеотидов на язык аминокислот (синтез белка). Вместе с Ф.Жакобом сформулировал концепцию оперона - генного комплекса, детерминирующего синтез определенных белков (например, ферментов, участвующих в биосинтезе какого-либо метаболита). В своей широко известной биологической и философской работе Случайность и необходимость (Le Hasard et la Ncessit, 1970) Моно, основываясь на последних открытиях в области биохимии, утверждал, что все формы жизни - это результат случайных мутаций (случайность) и дарвиновского отбора (необходимость). Моно был членом Национальной Академии наук США, Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина", Лондонского королевского общества. Умер Моно в Каннах 31 мая 1976.

ЛИТЕРАТУРА

Жакоб Ф., Вольман Э. Пол и генетика бактерий. М., 1962 Коэн Ф. Регуляция ферментативной активности. М., 1986

МОНОЛОГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНОНУКЛЕОЗ ИНФЕКЦИОННЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНОФЕЛИТСТВО

МОНОФЕЛИТСТВО (от греч. monos - один, thelema - воля), течение в раннехристианской церкви, утверждавшее, что Христос обладал только одной волей. Монофелитство возникло в эпоху мусульманского завоевания. Константинополь еще оставался непокоренным, однако в 629 арабы вторглись в Сирию и в скором времени захватили территорию Сирии, Палестины и Египта. В этих условиях было чрезвычайно важно сохранить единство Византийской империи, серьезно подорванное богословским спором с монофизитами. Поэтому было выдвинуто положение, согласно которому во Христе существует только одна богочеловеческая энергия, а в 638 император Ираклий издал Эктесис (Изложение), утверждавший, что Христос обладал только одной волей (положение, удовлетворившее восточных монофизитов). Тем не менее в 648 императору Константу II пришлось подтвердить это учение в своем Типосе (Образце), запрещавшем дальнейшие споры по этому вопросу, - в надежде успокоить западное духовенство, придерживавшееся халкидонского учения о двуединстве природ во Христе. Папа Мартин I (649-655), видя возможность распространить свою власть на Восточную церковь, созвал в 649 поместный собор в Риме, провозгласивший, что Христос обладал не одной, а двумя волями - божественной и человеческой. В ответ на это император приказал схватить Мартина, подверг его пыткам и сослал в Тавриду (современный Крым), где тот и умер. Окончательное разрешение этот спор получил только на VI Вселенском соборе (III Константинопольский, 680), постановившем, что во Христе содержатся "две естественные воли... не противоположные... но человеческая Его воля уступает, не противоречит или противоборствует, а подчиняется Его божественной и всемогущей воле". Это положило конец спорам о природах во Христе, и церковь отказалась от монофелитства, хотя некоторые историки утверждают, что оно сохранялось у маронитов вплоть до 12 в.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

МОНОФИЗИТСТВО

МОНОФИЗИТСТВО (от греч. monos, один; и physis, природа), течение в раннем христианстве, основанное на вере в то, что Христос обладал только одной природой. Монофизиты признавали, что Христос, Сын Божий, воспринял человеческую природу, однако последняя была поглощена его Божественностью, так что природу Христа следует рассматривать как божественную природу, обладающую, однако, человеческими свойствами. Противники монофизитства считали подобную трактовку человеческой природы Христа неприемлемой. Монофизитство оформилось как самостоятельное течение сразу после Константинопольского собора (381). Внутри христианской церкви возникло два диаметрально противоположных направления, одно из которых подчеркивало "человечество" Христа и его подчиненность Отцу, а другое - божественность Христа и его равенство Отцу. Поскольку христианство к этому времени уже успело стать государственной религией, этот спор приобрел не только теологическое, но и политическое значение. Монофизитская ересь была осуждена Халкидонским собором (451), где было провозглашено, что Христос есть единый и единственный Сын Божий, "совершенный в Божестве и совершенный в человечестве", "истинный Бог и истинный человек... из разумной души и тела, единосущный Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству". Он есть "один и тот же Христос" и "единородный Сын", "в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. При этом разница природ не исчезает через соединение, а еще более сохраняется особенность каждой природы". Тем не менее монофизитство сохранилось в Коптской, Армянской и Яковитской церквах.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994

МОНРО ДЖЕЙМС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНРО МЭРИЛИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНСТРАНЦИЯ

МОНСТРАНЦИЯ (лат. monstrantia), также - остенсорий (лат. ostensorium), разновидность дарохранительницы, употребляемой в Католической церкви начиная с 13 в. для поклонения Св. Дарам. Изготавливается из золота или серебра и имеет широкое основание и удлиненную ножку, на которой покоится стеклянная дарохранительница, первоначально - цилиндрическая и увенчанная шпилем, а в настоящее время, как правило, - круглая и плоская, в металлическом обрамлении в виде солнечных лучей. Монстранции имеют различный вид - от самых простых до богато изукрашенных, подлинных произведений искусства. Некоторые монстранции в древних соборах Испании отличаются очень большими размерами (так, в Толедском соборе выставлена монстранция высотой более 3,5 м). Монстранции используются в процессиях (особенно в праздник Тела Христова), для поклонения Св. Дарам и в специальной службе благословения Св. Даров.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

МОНТ МАНУЭЛЬ

МОНТ Мануэль (Montt, Manuel) (1809-1880), президент Чили. Родился 5 сентября 1809 в Петорке. Окончил юридический факультет Национального института в Сантьяго, в 1835-1840 был ректором этого учебного заведения. С 1837 - сотрудник министерства внутренних дел; в 1840 - депутат Национального конгресса, затем его председатель. В правление президента Мануэля Бульнеса Монт был назначен министром внутренних дел, позже занимал ряд важных постов в министерстве юстиции. В 1851 был избран президентом Чили. Подавил мятеж, поднятый проигравшим кандидатом. Переизбранный на второй срок, Монт правил до 1861. Десятилетие его правления считается самым плодотворным в истории Чили. В эти годы развернулось интенсивное строительство дорог (в том числе железной дороги Сантьяго - Вальпараисо), развивались телеграфная сеть и морское пароходство. Правительство поощряло иммиграцию и колонизацию южных областей. Монт реформировал гражданский кодекс, заменил церковную десятину подоходным налогом, отменил майораты, учредил несколько крупных банков. Он построил более 500 школ, благодаря чему страна вышла на первое место в Южной Америке по уровню среднего образования. После окончания президентского срока Монт был председателем Верховного суда вплоть до своей смерти 20 сентября 1880. Оба сына Монта, Хорхе (1846-1922) и Педро (1848-1910), также были президентами Чили.

ЛИТЕРАТУРА

Очерки истории Чили. М., 1967 История Латинской Америки, т. 1. М., 1991

МОНТАЛЕ ЭУДЖЕНИО

МОНТАЛЕ Эудженио (Montale, Eugenio)

(1896-1981), итальянский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1975. Родился 12 октября 1896 в Генуе, где провел первые тридцать лет своей жизни, не считая периода Первой мировой войны, когда он служил офицером пехоты. Десять лет Монтале работал директором библиотеки Габинетто Вьесе во Флоренции. После Второй мировой войны стал сотрудником газеты "Коррьере делла сера" и переехал в Милан. Его первый поэтический сборник Раковины каракатиц (Ossi di seppia) вышел в 1925; затем последовали Дом таможенника и другие стихотворения (La casa dei doganieri e altre poesie, 1932), Случайности (Le occasioni, 1939), Финистерре (Finisterre, 1943), Буря и другое (La bufera e altro, 1956), Ксения (Xenia, 1966), Сатура (Satura, 1971) и Дневники 71-го и 72-го (Diario del '71 e '72, 1973). Умер Монтале в Милане 12 сентября 1981. Стиль Монтале весьма своеобразен: его стих скуп, образы резки и порой гротескны. Как и многих писателей его поколения, Монтале можно назвать антиромантиком. Особенно ясно это видно в его отношении к природе - без сентиментальности поэтов старшего поколения и без меланхолии в традиции 19 в. и Дж.Леопарди. В некоторых стихах различается влияние поэтов-сумеречников (Г.Гоциано, Ф.Т.Маринетти). Кроме того, манера письма сближает его с современным ему "герметизмом". Близок Монтале и Т.С.Элиот с его Бесплодной землей - не случайно Монтале перевел эту поэму на итальянский. Поиски самобытного языка сделали Монтале одной из самых влиятельных фигур в итальянской поэзии 20 в.

ЛИТЕРАТУРА

Монтале Э. Избранное. М., 1979

МОНТЕВЕРДИ КЛАУДИО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНТЕНЬ МИШЕЛЬ ДЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНТЕРЛАН АНРИ ДЕ

МОНТЕРЛАН Анри де (Montherlant, Henry de)

(1896-1972), французский писатель. Родился 21 апреля 1896 в Париже, в старинной аристократической католической семье. В 1916 ушел на фронт. Военные впечатления описаны в его романе Сон (Le Songe, 1922). После войны Монтерлан занялся спортом, что отразилось в его книге Олимпийские страницы (Les Olympiques, 1924), затем увлекся боем быков в Испании, чему посвящен роман Бестиарии (Les Bestiaires, 1926). В предвоенные годы Монтерлан работал в двух жанрах - романа и эссе. В романах, в отличие от лирической экспрессивности ранних вещей, он стремился к более реалистическому изображению действительности. Таковы его Холостяки (Les Clibataires, 1934), антифеминистская тетралогия Девушки (Les Jeunes filles, 1936-1939). Он выпустил также три сборника эссе - Бесполезная служба (Service inutile, 1935), Сентябрьское равноденствие (L'Equinoxe de septembre, 1938) и Июньское солнцестояние (Le Solstice de juin, 1941); последняя книга навлекла на Монтерлана преследования после войны, поскольку в ней можно было усмотреть прославление нацистского идеала сверхчеловека. В 1940-е годы Монтерлан обратился к драме. Именно благодаря пьесам, с их героически-ницшеанскими настроениями, Монтерлан получил наибольшую известность. Среди них - Мертвая королева (La Reine morte, 1942), Малатеста (Malatesta, 1946), Пор-Руаяль (Port-Royal, 1954). Монтерлан покончил с собой в Париже 21 сентября 1972.

ЛИТЕРАТУРА

Монтерлан А. Парижские очерки. Девушки. М., 1993

МОНТЕС ИСМАЭЛЬ

МОНТЕС Исмаэль (Montes, Ismael) (1861-1933), боливийский государственный и военный деятель, президент страны в 1904-1909 и 1913-1917. Родился в Ла-Пасе в 1861. Был избран депутатом в конгресс от либеральной партии; после прихода к власти либералов в 1899 стал военным министром в правительстве президента Хосе Мануэля Пандо. За время своего правления Монтес провел ряд либеральных реформ, решил давний пограничный спор между Боливией и Чили, построил железные дороги от Оруро к Виачи и от Ла-Паса к Арике, значительно расширил сеть государственных школ, принял законы о гражданском браке и свободе совести. Боливийцы называют его "великим президентом". В 1911 Монтес был назначен послом в Англию, в 1917 - во Францию, где прожил одиннадцать лет. В 1928 Монтес вернулся на родину и возглавил либеральную партию. Умер Монтес в Ла-Пасе 18 ноября 1933.

ЛИТЕРАТУРА

Сашин Г. Боливия. Очерк новейшей истории. М., 1976 История Латинской Америки, т. 2. М., 1993

МОНТЕСКЬЕ ШАРЛЬ ЛУИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНТЕСУМА

МОНТЕСУМА (Montezuma, Motecuhzoma), два верховных правителя ацтекской империи.

Монтесума I (1390-1464) или Монтесума Старший, прозванный Ильуикамина (Гневный), стал верховным правителем ацтеков ок. 1440. Воитель, законодатель и покровитель искусств, он ввел новые религиозные обряды и законы, построил множество храмов и пирамид в Теночтитлане (нынешний Мехико) и акведук от источников Чапультепека в столицу ацтеков. Ему сопутствовала удача в завоевательных походах, и в его царствование границы владений ацтеков простирались до Мексиканского залива.

МОНТЕСУМА II

МОНТЕСУМА II

Монтесума II (1466-1520), по прозвищу Шокойотцин (Младший), наследовал трон в 1503 после смерти своего отца, Ауицотля. К тому времени ацтекская империя достигла огромной мощи и продолжала завоевательные войны. Именно в царствование Монтесумы II правитель ацтеков перестал быть избранным трибальным вождем и превратился в настоящего монарха. Непосредственно перед испанским вторжением в Мексику Монтесума вел

неудачную войну против соседей-тлашкаланцев, которые позже стали союзниками испанцев и помогли им разгромить ацтекскую империю. В 1517 испанцы достигли берегов Юкатана, а два года спустя Кортес начал свой завоевательный поход в Мексику. Большое психологическое воздействие на Монтесуму оказало древнее пророчество о том, что белый бородатый бог Кецалькоатль когда-нибудь вернется с востока, из-за океана, и станет править Мексикой. Монтесума отождествил Кортеса с Кецалькоатлем и встретил его богатыми дарами. Кортес же взял императора ацтеков в заложники и правил от его имени. Во время индейского восстания в Теночтитлане в июне 1520 Монтесума по приказу испанцев обратился к соплеменникам с умиротворяющей речью, но в ответ был забросан камнями и несколько дней спустя скончался от ран.

ЛИТЕРАТУРА

Записки солдата Берналя Диаза. М., 1924-1925 Вайан Дж. История ацтеков. М., 1949 Паркс Г. История Мексики. М., 1949

МОПАССАН ГИ ДЕ

МОПАССАН, АНРИ РЕНЕ АЛЬБЕР ГИ ДЕ (Maupassant, Henri Rene Albert Guy de) (1850-1893), французский писатель. Родился 5 августа 1850 в Трувиль-сюр-Арке (деп. Нижняя Сена). Образование получил в руанском лицее, юность провел в Нормандии. В 1870 принял участие во франко-прусской войне. Вернувшись к гражданской жизни, поступил на службу в Морское министерство, затем в Министерство народного просвещения. В начале творческого пути испытал влияние Г.Флобера. Принадлежал к Меданскому кружку молодых писателей, собиравшихся в загородном доме Э.Золя в Медане, близ Парижа, и свой первый рассказ Пышка (Boule de suif) отдал в изданный этой группой сборник Меданские вечера (Les Soirees de Mdan, 1880), куда вошли также новеллы Золя и Ж.К.Гюисманса. Вслед за тем появилось огромное количество рассказов в сборниках Заведение Телье (La Maison Tellier, 1881), Лунный свет (Clair de lune, 1884), Сестры Рондоли (Soeurs Rondoli, 1884), Рассказы вальдшнепа (Contes de la bcasse, 1885), Сказки и другие рассказы (Contes et nouvelles, 1885). Мопассан создал также несколько романов - Жизнь (Une Vie, 1883), Милый друг (Bel-Ami, 1885), Пьер и Жан (Pierre et Jean, 1888) и Сильна как смерть (Fort comme la mort, 1889). За десять лет литературной деятельности (1880-1890) Мопассан создал шесть романов и около 300 новелл. С 1884 он начал страдать от нервных расстройств, навязчивых идей и галлюцинаций, которые послужили сюжетом для новеллы Орля (Le Horla, 1887), перекликающейся с творчеством Э.А.По. В 1891 Мопассана, впавшего в полное безумие, поместили в клинику в Париже, где он скончался 6 июля 1893.

ЛИТЕРАТУРА

Мопассан Г. Полное собрание сочинений, тт. 1-12. М., 1958 Вульфович Т.Л. Творчество Мопассана. М., 1962 Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. М., 1968 Лану А. Мопассан. М., 1971 Флоровская О.В. Мопассан-новеллист. Кишинев, 1979 Мопассан Г. Собрание сочинений, тт. 1-6. СПб, 1992 Мопассан Г. Собрание сочинений, тт. 1-10. М., 1996

МОР ТОМАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРАВИА АЛЬБЕРТО

МОРАВИА Альберто (Moravia, Alberto)

(1907-1990), литературный псевдоним Альберто Пинкерле (Pincherle), самого известного за пределами своей страны современного итальянского писателя. Родился 28 ноября 1907 в Риме. Первое же произведение Моравиа, Равнодушные (Gli indifferenti), опубликованное в 1929, через несколько лет после создания, принесло ему известность. Современный город - излюбленное место действия в книгах Моравиа, а в качестве героев он выводит городские типы - людей с зыбкой моралью, руководствующихся в жизни инстинктами: похотью, жадностью, честолюбием. Безыскусный, репортерский стиль и пессимистическая ирония характеризуют все творчество Моравиа. При этом писатель постоянно меняет угол зрения. Написанный как автобиография проститутки роман Римлянка (La Romana, 1947) представляет порожденный городом особого рода духовный уклад. В романе Приспособленец (Il Conformista, 1951) Моравиа исследует причины преуспевания в фашистском обществе, в Чочаре (La Ciociara, 1957) - последствия войны в судьбах лавочницы и ее дочери. Безжалостно остраненному анализу подвергнуты семейные отношения в романах Супружеская любовь (L'amore coniugale, 1949) и Презрение (Il disprezzo, 1954). Один из ключевых аспектов творчества Моравиа - психология юности: повести Агостино (Agostino, 1944) и Неповиновение (La disubbedienza, 1948) рисуют чувствительных молодых людей в кризисные моменты переходного возраста. Малая проза Моравиа заслуживает не меньшего внимания, чем крупные произведения. Его перу принадлежат краткие, фотографически точные зарисовки из римской жизни в сборниках Римские рассказы (I Racconti romani, 1954) и Новые римские рассказы (I Nuovi Racconti romani, 1959). Среди прочих произведений Моравиа - сборники рассказов Автомат (L'automa, 1963) и Вещь есть вещь (Una cosa e una cosa, 1967), политический путевой дневник Китайская культурная революция (La rivoluzione culturale in Cina, 1967) и романы Скука (La nоia, 1960), Я и он (Io e lui, 1971), Внутренняя жизнь (La vita interiore, 1979), и Наблюдатель (L'uomo che guarda, 1985). Умер Моравиа в Риме 26 сентября 1990.

ЛИТЕРАТУРА

Потапова З.М. Неореализм в итальянской литературе. М., 1961 Моравиа А. Римские рассказы; Чочара. М., 1987 Моравиа А. Равнодушные; Римлянка. М., 1990 Моравиа А. Я и он. М., 1994

МОРАВСКИЕ БРАТЬЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРАСАН ФРАНСИСКО

МОРАСАН Франсиско (Morazan, Francisco) (1792-1842), государственный деятель Центральной Америки. Родился в Тегусигальпе в Гондурасе 3 октября 1792. В 1821 занялся политической деятельностью. В 1824 был назначен генеральным секретарем правительства Гондураса. В 1826 консерватор Мануэль Хосе Арсе, президент впоследствии распавшейся Федеральной Республики Центральная Америка, совершил государственный переворот и с частями федеральной армии вторгся в Гондурас. Морасан, представитель либералов, организовал сопротивление интервентам и 11 ноября 1827 в долине Ла-Тринидад наголову разбил армию консерваторов. Он восстановил национальное правительство и был избран главой государства. В битве при Гуальчо в Гватемале Морасан вновь разгромил войска Арсе и 12 апреля 1829 вступил в город Гватемалу. В марте 1830 он был избран президентом конфедерации, а в 1835 переизбран на второй срок. В годы своего правления ему постоянно приходилось подавлять антиправительственные мятежи консерваторов. Он провел ряд реформ, в том числе осуществил секуляризацию церковных земель, провозгласил свободу вероисповедания, содействовал развитию промышленности, торговли и образования. В 1838 консерваторы и сепаратисты подняли мятежи по всей Центральной Америке, и в феврале 1939 конфедерация распалась. Морасан во главе сальвадорской армии отразил интервенцию объединенного гондурасско-никарагуанского корпуса консерваторов и 18 июля 1839 стал президентом Сальвадора - последнего оплота либерализма и федерализма в Центральной Америке. После этого он решил покончить с установившейся в Гватемале реакционной диктатурой, 18 марта 1840 занял столицу страны, но не выдержал осады города и был вынужден отступить в Сальвадор. Окруженный со всех сторон врагами, Морасан сложил с себя президентские полномочия и отправился в изгнание - сначала в Колумбию, затем в Перу. Однако в 1842 он вернулся в Центральную Америку и возглавил движение костариканских либералов, воевавших с консервативными силами. В апреле 1842 войска либералов заняли столицу Сан-Хосе, а в июле Морасан был избран президентом страны, которую намеревался использовать как плацдарм для восстановления центральноамериканской конфедерации. Назревавшая война за объединение пугала зажиточных горожан, и в сентябре при поддержке офицеров столичного гарнизона они подняли мятеж.

После трех дней ожесточенных уличных боев Морасан был взят в плен и расстрелян на центральной площади Сан-Хосе 15 сентября 1842.

ЛИТЕРАТУРА

Нитобург Э. Сальвадор. М., 1974 История Латинской Америки, т. 1. М., 1991

МОРГАН ЛЬЮИС ГЕНРИ

МОРГАН Льюис Генри (Morgan, Lewis Henry)

(1818-1881), американский этнолог, теории которого об эволюции человеческой культуры принадлежат к числу наиболее влиятельных антропологических концепций 19 в. Морган родился 21 ноября 1818 близ Ороры (шт. Нью-Йорк). Учился в Юнион-колледже (Скенектади). Читал лекции по юриспруденции, получил право на адвокатскую практику. В 1844 переехал в Рочестер (шт. Нью-Йорк). В 1851 Морган опубликовал книгу Лига ирокезов (The League of the Iroquois). Монументальная работа Системы родства и семейных связей (Systems of Consanguinity and Affinity of the Human Family) вышла в свет в 1871; в ней он не только выступил основателем науки о родстве, но и заложил фундамент своей теории социальной эволюции, полностью представленной в книге Древнее общество (Ancient Society, 1877). Книга неоднократно переводилась на различные языки. Завершила исследования ученого работа Дома и домашняя жизнь американских туземцев (Houses and House-Life of the American Aborigines, 1881). По мнению Моргана, культура человечества развивалась стадиально, от дикости через варварство к цивилизации, и каждой стадии соответствовали определенные технологические и социологические черты. Социальная жизнь человека началась с промискуитета и эволюционировала через ряд семейных форм к моногамии. Побочным увлечением Моргана стало изучение бобров, он автор книги Американский бобр и его сооружения (American Beaver and His Works, 1868). Морган никогда не занимал никаких должностей в университете, музее или другом научном учреждении, однако он являлся признанным лидером среди антропологов. Встречался с Дарвином, Гексли и другими научными авторитетами во время поездки в Европу, вел обширную переписку с американскими и зарубежными учеными. В 1875 был избран членом Национальной академии наук, а в 1879 - президентом Американской ассоциации содействия развитию науки. Умер Морган в Рочестере 17 декабря 1881.

ЛИТЕРАТУРА

Морган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., 1934 Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1935 Морган Л.Г. Лига ходеносауни, или ирокезов. М., 1983

МОРГАНЬИ ДЖОВАННИ БАТТИСТА

МОРГАНЬИ Джованни Баттиста (Morgagni, Giovanni Battista)

(1682-1771), итальянский врач и анатом, один из основателей патологической анатомии. Родился 25 февраля 1682 в Форли. В 16 лет поступил в Болонский университет. Учился у известного анатома и хирурга А.Вальсальвы. В 1701 получил степени доктора философии и доктора медицины. Был профессором практической медицины Болонского (с 1706) и Падуанского (с 1711) университетов. Прославился блестящими исследованиями в области анатомии, результаты которых изложил в Анатомических записках (Adveraria anatomica omnia, 1719). Проводя вскрытия трупов людей, описал многочисленные патологии, аномалии, опухоли разных органов. Стремился не только излагать основы патологических процессов, но и давать сведения о патогенезе, симптоматике и диагностике соответствующих заболеваний. Плодом его многолетних изысканий стал труд О местонахождении и причинах болезней, выявленных анатомом (De sedibus et causis morborum per anatomiam indigatis, 1761), в котором изложены основы патологической анатомии как науки. Морганьи впервые описал многие анатомические структуры, названные позже его именем. Умер Морганьи в Падуе 6 декабря 1771.

МОРЖИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРЗЕ СЭМЮЭЛ ФИНЛИ БРИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРИАК ФРАНСУА

МОРИАК Франсуа (Mauriac, Francois)

ФРАНСУА МОРИАК

ФРАНСУА МОРИАК

(1885-1970), французский романист. Родился 11 октября 1885 в Бордо. Первый его роман, Ребенок в цепях (L'Enfant charg de chanes), появился в 1913. За ним последовали Поцелуй прокаженному (Le Baiser au lpreux, 1922), Прародительница (Gnitrix, 1924), Пустыня любви (Le Dsert de l'amour, 1925), Тереза Дескейру (Thrse Desqueyroux, 1926), Клубок змей (Le Noeud de vipres, 1932), Тайна семьи Фронтенак (Le Mystre Frontenac, 1932), Черные ангелы (Les Anges noirs, 1936), Агнец (L'Agneau, 1954). Занимался Мориак и жизнеописаниями - Жизнь Жана Расина (La Vie de Jean Racine, 1928), Жизнь Иисуса (La Vie de Jsus, 1936). Его пьесы - Асмодей (Asmode, 1939), Нелюбимые (Les Mal Aims, 1945) - имели немалый успех у зрителей. Мориак публиковал также свои размышления о литературе - Роман (Le Roman, 1928) и Романист и его персонажи (Le Romancier et ses personnages, 1933), о политической жизни - Де Голль (De Gaulle, 1964), Политические мемуары (Mmoires politiques, 1967), дневники. В 1969, после пятнадцатилетнего перерыва, Мориак выпустил свой последний роман - Подросток былых времен (Un Adolescent d'autrefois). В 1952 был удостоен Нобелевской премии по литературе. Умер Мориак в Париже 1 сентября 1970.

ЛИТЕРАТУРА

Кирнозе З.И. Франсуа Мориак. М., 1970 Мориак Ф. Матерь. Пустыня любви. Тереза Дескейру. Клубок змей. М., 1981 Наркирьер Ф. Франсуа Мориак. М., 1983 Мориак Ф. Тереза Дескейру. Фарисейка. Мартышка. Подросток былых времен. М., 1985 Мориак Ф. Не покоряться ночи. М., 1986 Мориак Ф. Жизнь Жана Расина. - В кн.: Мориак Ф. Жизнь Жана Расина. Ж.де Нерваль. Исповедь Никола. М., 1988 Мориак Ф. Жизнь Иисуса. М., 1991

МОРИЗО БЕРТА

МОРИЗО, БЕРТА МАРИ ПОЛИН

(Morisot, Berthe Marie Pauline)

(1841-1895), французская художница, представитель импрессионизма. Берта Моризо родилась в Бурже 14 января 1841. Вначале училась у К.Коро, от которого переняла характерную манеру передачи света и трактовки пейзажа, словно подернутого дымкой. Ее работы принимались Салоном - выразителем официального академического стиля, но позже художница отказалась экспонироваться там в знак поддержки импрессионистов. Легкая, изящная техника и лирическая атмосфера ее работ вскоре привлекли внимание Эдуара Мане, лидера оппозиции академизму. Берта Моризо быстро стала любимицей в кружке Мане и в 1874 вышла замуж за младшего брата Мане - Эжена. В это время она часто позировала Мане, который создал несколько портретов художницы. Светлый колорит работ Моризо, например таких картин, как Женщина за туалетом (ок. 1875, Чикаго, Художественный институт) и Девочка с корзинкой (1892, частное собрание), оказал влияние на палитру Мане и отразился на яркости световых эффектов его пейзажей. До конца своей деятельности художница сохраняла верность импрессионизму. Берта Моризо умерла в Париже 2 марта 1895. Ценную часть ее наследия представляет переписка, содержащая тонкие замечания о движении импрессионистов, о личности и творчестве Эдуара Мане.

МОРЛИ ТОМАС

МОРЛИ Томас (Morley, Thomas)

(1557 - ок. 1603), английский композитор. Родился в 1557. Ученик Уильяма Берда, получил степень бакалавра музыки в Оксфордском университете (1588), а через несколько лет стал солистом Королевской капеллы (1592). Занимал должность органиста в соборе св. Егидия, а затем в соборе св. Павла (Лондон). В 1598 Елизавета I пожаловала ему лицензию, предоставлявшую на 21 год монопольное право на печатание нотной бумаги и музыкальных произведений (ранее это право принадлежало Томасу Таллису и Берду). В список сочинений Морли входят: 5 тетрадей мадригалов и канцонетт (2-5-голосных), тетрадь песен для голоса, лютни и басовой виолы, несколько пьес для инструментального ансамбля, сочинения для клавишных инструментов, англиканские церковные службы, ряд духовных хоралов и мотетов на латинские и английские тексты. Морли редактировал и издавал в Англии итальянские сборники мадригалов; выпустил в свет Триумфы Орианы (The Triumphes of Oriana, 1601) - антологию, в которую вошли сочинения 24 композиторов, посвященные, очевидно, королеве Елизавете; им опубликована Первая книга уроков консорта, сочиненная наилучшими авторами (The First Booke of Consort Lessons made by divers exquisite Authors, 1599) - сборник пьес для щипковых, смычковых и духовых инструментов (т.е. для так называемого смешанного консорта). Последнее издание относится к числу наиболее ранних публикаций ансамблевой музыки с определенным составом инструментов: в данном случае это лютня, гитара, пандура, цитра, флейта, дискант и басовая виола. В Простом и общедоступном введении в практику сочинения музыки (Plaine and Easie Introduction to Practicall Musicke, 1597) - одном из важнейших трактатов Возрождения - Морли заявил о себе как всесторонне образованный музыкант. Он не просто содействовал распространению итальянского стиля, но и разработал его особую разновидность, характерную для елизаветинского времени. Морли - один из немногих композиторов Англии, сочинения которого издавались не только на родине, но и за рубежом. О его жизни почти ничего не известно; попытки доказать, что он дружил с Шекспиром, потерпели неудачу. Датой его смерти предположительно называют 1603.

МОРМОНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРО ГЮСТАВ

МОРО Гюстав (Moreau, Gustave)

(1826-1898), французский художник и график. Родился 6 апреля 1825 в Париже. Учился в Школе изящных искусств; испытал влияние Т.Шассерио. Редко продавал свои картины, поэтому почти все его работы в настоящее время находятся в музее Моро в Париже. Его произведения, написанные на мифологические, библейские и аллегорические сюжеты, демонстрируют склонность к экзотике, таинственности и роскоши. Скорее благодаря литературным аллюзиям, чем достижениям в области колористики, он способствовал возникновению символизма. Умер Моро 18 апреля 1898.

ГЮСТАВ МОРО. ОРФЕЙ

ГЮСТАВ МОРО. ОРФЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия 1870-1900. М., 1994

МОРРИС УИЛЬЯМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРСКАЯ БИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ США

МОРСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ США (U. S. Naval Observatory), государственное учреждение, основанное в 1842 для астрономических наблюдений и исследований. Расположена в Вашингтоне и входит в состав Военно-морских сил США. Проводит астрономические наблюдения, необходимые для навигации и топографии, а также для обеспечения стандарта времени в США.

См. также ОБСЕРВАТОРИЯ; ВРЕМЯ.

МОРСКАЯ ПЕХОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРСКИЕ ЕЖИ

МОРСКИЕ ЕЖИ (Echinoidea),

класс морских беспозвоночных типа иглокожих (Echinidermata). Тело обычно почти шаровидное, покрыто подвижными иглами. В слое кожи находится панцирь (скорлупа) из плотно соединенных известковых пластинок. Пять их радиальных рядов прободены отверстиями, через которые высовываются амбулакральные ножки - тонкие замкнутые трубочки с присосками на конце. С их помощью животное медленно ползает. Эти ножки способны сильно вытягиваться, становясь длиннее игл. Рот расположен в центре нижней (оральной) стороны тела, анус и половые отверстия (поры) - в центре противоположной (аборальной) стороны. Морские ежи широко распространены в прибрежных водах и часто в больших количествах встречаются там в расселинах и углублениях среди скал. У берегов Северной Америки нередко можно встретить экземпляры с диаметром панциря до 5 см.

МОРСКИЕ ЗВЕЗДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРСКИЕ СВИНЬИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРУА АНДРЕ

МОРУА Андре (Maurois, Andr; псевд., наст. имя - Эмиль Эрзог, Herzog)

АНДРЕ МОРУА

АНДРЕ МОРУА

(1885-1967), французский писатель, классик биографического жанра. Член Французской академии (с 1938). Родился 26 июля 1885 в Эльбефе (Нормандия). Образование получил в Руане и в Канском университете. Во время Первой мировой войны был офицером связи при командовании английских сил во Франции. Военные впечатления, окрашенные иронией и добрым юмором по отношению к сослуживцам-англичанам, составили содержание его романа Молчание полковника Брамбла (Les Silences du Colonel Bramble, 1918). В начале Второй мировой войны эмигрировал в США, преподавал в Канзасском университете, затем служил в составе союзнических войск в Северной Африке. К концу войны вернулся в Париж. Плодовитый литератор, владевший разными жанрами, Моруа писал камерные психологические романы, в том числе автобиографический Бернар Кенэ (Bernard Quesnay, 1926), Превратности любви (Climats, 1928), Семейный круг (Le Cercle de Famille, 1932); романизованные (беллетризованные) биографии Ариэль, или Жизнь Шелли (Ariel, 1924), Жизнь Дизраэли (La Vie de Disraeli, 1927), Жизнь Байрона (La Vie de Byron, 1930), В поисках Марселя Пруста ( la recherche de Marcel Proust, 1950). Художественные биографии Моруа соединяют в себе достоинства научного исследования и увлекательной беллетристики. Излюбленными героями его повествований были писатели - Жорж Санд (1952), В.Гюго (1954), отец и сын Дюма (1957), О.Бальзак (1965). Репутацию великолепного стилиста подтвердили его эссеистика (Чувства и обычаи - Sentiments et coutumes, 1934) и мемуарная проза. Сохраняют значение научно-популярные работы Моруа - История Англии (Histoire d'Angleterre, 1937) и История Франции (Histoire de la France, 1947)

ЛИТЕРАТУРА

Наркирьер Ф. Андре Моруа. М., 1974 Моруа А. Шестьдесят лет моей литературной жизни: Сборник статей. М., 1977

Лещинская Г.И. Андре Моруа: Биобиблиографический указатель. М., 1977

Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983 Моруа А. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1992

МОРФЕЙ

МОРФЕЙ - в греческой мифологии, бог сновидений, сын бога сна Гипноса (Сна).

МОСКВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОУСОН ДУГЛАС

МОУСОН Дуглас (Mawson, Douglas) (1882-1958), английский геолог и исследователь Антарктики. Родился в Брадфорде (Йоркшир) 5 мая 1882. Образование получил в Сиднейском университете (Австралия), где впервые проявил интерес к проблемам радиоактивности. С 1905 преподавал в Аделаидском университете, с 1920 по 1954 - профессор геологии и минералогии этого университета. В 1903 Моусон исследовал о-ва Новые Гебриды. Его открытия были опубликованы в 1905 Линнеевским обществом Нового Южного Уэльса. Будучи участником антарктической экспедиции (1907-1909) Эрнеста Шеклтона, 16 января 1909 достиг Южного магнитного полюса на Земле Виктории. С 1911 по 1914 руководил Австралийско-Азиатской антарктической экспедицией, исследовавшей Землю Уилкса (за что был возведен в рыцарское достоинство), а в 1929-1931 - Британско-Австралийско-Новозеландской антарктической исследовательской экспедицией, провел картографирование побережья Антарктиды. Был редактором и составителем 22-томного отчета экспедиции. Широко известна его книга В стране пурги (Home of Вlizzard, 1915). Его именем названы австралийская научная станция, полуостров, мыс, горный пик, ледник, берег, обрыв, море в Антарктике. Умер Моусон в Аделаиде 14 октября 1958.

ЛИТЕРАТУРА

Моусон Д. Страна штормов и туманов. История Австралийской антарктической экспедиции 1911-1914 годов... М., 1970 Сузюмов Е.М. Дуглас Моусон и Антарктика. Л., 1970

МОХОВИДНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОХОЙ-НАДЬ ЛАСЛО

МОХОЙ-НАДЬ Ласло (Moholy-Nagy, Lszlo)

(1895-1946), венгерский художник, работал в живописи, скульптуре, кино, фотографии, промышленном дизайне и сценографии, преподавал и писал о проблемах творчества. Мохой-Надь был одним из самых изобретательных и многопрофильных деятелей современного искусства. В поисках средств выражения он осваивал новейшие достижения техники и науки. Мохой-Надь родился 20 июля 1895 в Бачборшод (Венгрия); получил юридическое образование. Во время Первой мировой войны, выздоравливая после ранения, начал рисовать и вскоре оставил юриспруденцию, всецело посвятив себя искусству. В 1919 эмигрировал в Берлин. Он увлекался наиболее передовыми течениями: сначала кубизмом и футуризмом, затем дадаизмом и, наконец, супрематизмом, лаконичными и строго геометрическими композициями основателей этого направления - Эля Лисицкого и Казимира Малевича. На своей первой выставке в Берлине в 1922 Мохой-Надь экспонировал знаменитые Телефонные картины. Название объясняется тем, что эти изделия из эмалированного металла были изготовлены на фабрике вывесок по заказу, продиктованному "автором" по телефону. Композиции со скупым геометрическим рисунком олицетворяли имперсональность и техническую точность массовой продукции, а также свойственное дадаизму стремление шокировать публику. В более поздних работах Мохой-Надь использовал пульверизатор для нанесения красок, стремясь усилить впечатление холодности и анонимности. Он писал: "Я даже перестал подписывать свои картины. Я ставил числа и буквы и необходимые данные на обратной стороне холста, словно это не картины, а автомобили, самолеты или другие промышленные товары". В 1923 Мохой-Надь начал преподавать дизайн в Баухаузе - школе, создатели которой стремились объединить искусство и производство. В это же время он создавал "свето-пространственные модуляторы" - полуархитектурные конструкции, в которых плоскости и отдельные части находились в разных пространственных соотношениях. Позднее он стал приводить эти конструкции в движение посредством скрытых моторов, что при особой подсветке создавало узоры из теней, меняющих свои очертания, поэтому Мохой-Надь считается пионером в области кинетической скульптуры. В 1925 он начал заниматься фотографией и одним из первых использовал монтаж кадров, достигая новаторских зрительных эффектов. В 1928 Мохой-Надь покинул Баухауз и занялся сценографией в экспериментальном театре Эрвина Пискатора в Берлине. В 1935 он поселился в Лондоне, где снимал документальные фильмы и делал эскизы весьма необычных декораций города будущего к фильму Форма будущего. Двумя годами позже Мохой-Надь переехал в США и основал Школу дизайна в Чикаго, директором которой оставался до самой смерти 24 ноября 1946. Мохой Надь - автор целого ряда статей и книг, в которых он изложил свои эстетические теории, среди них - Новое видение (1938) и Видение в движении (1947).

МОЦАРТ ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОШКОВСКИЙ МАУРИЦИЙ

МОШКОВСКИЙ, МОРИЦ

(Moszkowski, Moritz)

(1854-1925), польский пианист и композитор. Родился 23 августа 1854 в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Преподавал игру на фортепиано в Берлинской новой музыкальной академии (т.н. Академии Куллака), затем переехал в Париж (1897). Автор оперы Боабдил (Boabdil, 1892), балета Лаурин (Laurin, 1896), Скрипичного концерта, симфонической поэмы Жанна д'Арк (Jeanne d'Arc), Фортепианного концерта, двух оркестровых сюит, трех пьес для виолончели и множества сочинений для фортепиано в две и в четыре руки (в том числе двух тетрадей Испанских танцев). Мошковский много выступал с концертами как пианист-виртуоз и как дирижер.

Умер Мошковский в Париже 4 марта 1925.

МОЭМ УИЛЬЯМ СОМЕРСЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница