Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "М" (часть 8, "МИТ"-"МОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 8, "МИТ"-"МОН")

МИТРОПОЛИТ

МИТРОПОЛИТ (греч. metropolis - мать городов, метрополия, т.е. главный город), титул епископа главного города области или провинции. В Восточных церквах сан митрополита выше сана архиепископа, но ниже патриарха (в Русской православной церкви). Титул митрополита возник благодаря тому факту, что некоторые епископы (больших городов, метрополий) имели под своим началом нескольких подчиненных епископов. В Средние века постоянно возникали споры по поводу прав и привилегий митрополитов.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

МИТТЕРАН ФРАНСУА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИТЧЕЛЛ АРТУР

МИТЧЕЛЛ Артур (Mitchell, Arthur) (р. 1934), американский танцовщик и руководитель труппы, родился в Нью-Йорке. Работал с 1956 в "Нью-Йорк сити балле", где в числе созданных им ролей главная партия в балете Агон (музыка Стравинского, 1957) и Пэк в балете Сон в летнюю ночь (на музыку Мендельсона, 1962). В 1968 основал труппу "Танцевальный театр Гарлема", все артисты которой афроамериканцы.

МИТЧЕЛЛ МАРИЯ

МИТЧЕЛЛ Мария (Mitchell, Maria)

(1818-1889), американский астроном. Родилась 1 августа 1818 на о.Нантакет (шт. Массачусетс). Третья из десятерых детей в семье, Мария получила домашнее образование: в основном ее учил отец - человек высокообразованный и любитель астрономии. В 12 лет она помогала ему фиксировать моменты контактов тени во время кольцеобразного солнечного затмения 1831 года, а к 14 годам стала регулировщиком хронометров для китобойных судов Нантакета. С 1836 по 1856 Митчелл работала библиотекарем Публичной библиотеки Нантакета, где прочитала множество книг по астрономии и естественным наукам. В 1847 с помощью телескопа впервые в истории астрономии открыла слабую комету, невидимую невооруженным глазом. За это открытие была награждена Золотой медалью, учрежденной королем Дании Фредериком, а в 1848 стала первой женщиной, избранной членом Американской академии наук и искусств. Митчелл занималась также вычислениями для Морского альманаха; в ее задачу входила подготовка ежегодных эфемерид планеты Венера. В 1865 Митчелл стала профессором астрономии первого женского гуманитарного колледжа Вассар и директором обсерватории; занимала этот пост до ухода на пенсию в 1888. Митчелл была прекрасным педагогом, многие ее ученицы стали известными учеными.

Умерла Митчелл в Линне (шт. Массачусетс) 28 июня 1889.

МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ - мифология Древней Греции и Древнего Рима, едва ли не самый известный и хорошо изученный аспект культурного наследия античности. Классическая мифология включает в себя рассказы об определенном круге персонажей - богах, людях и в особенности "героях", т.е. великих людях древности, занимающих промежуточное положение между богами и обыкновенными людьми. В классическую эпоху Греция состояла из множества полисов (городов-государств). В каждом из таких городов обычно существовал свой круг местных богов, героев и преданий. Здесь не существовало общей "церкви", религиозной системы или организованного жречества, единых для всей Греции. Богопочитание носило по преимуществу местный характер и осуществлялось в домах, святилищах или в храмах города-государства. Лишь несколько святилищ привлекали людей со всей Греции, и лишь некоторые культы имели приверженцев почти повсеместно; но эти святилища были посвящены одному определенному божеству, а культы сохранялись в тайне от всех, кроме посвященных. Классическая мифология воспринята нами из двух источников: Греции и Рима. Греции принадлежит содержание, Риму же чаще всего - только транскрипция. Так, имя греческого бога Крона в Риме произносили как Кронус, и он был отождествлен с местным римским божеством Сатурном. Именно как Кронуса или Сатурна его теперь обычно и знают, хотя практически все рассказы, связанные с ним, имеют греческое происхождение. В данной статье все греческие имена мифологических персонажей приводятся в греческой форме, с прибавлением в скобках имени того местного римского божества, с которым они были отождествлены. См. далее

МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ. ИСТОРИЯ

МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ. БОГИ

МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОГОВ И ЛЮДЕЙ

МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ. ГЕРОИ

МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ. РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ

ЛИТЕРАТУРА

Штоль Г.В. Мифы классической древности, тт. 1-2. М., 1899-1904 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т. 1. М., 1930 Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М., 1957 Тренчени-Вальдапфель И. Мифология. М., 1959 Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975 Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976 Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978 Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991 Грейвз Р. Мифы Древней Греции. М., 1992 Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1993

МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ. БОГИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ. ГЕРОИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОГОВ И ЛЮДЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ. РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИХАИЛ

МИХАИЛ (евр. Михаэль, "Кто как Бог?"), архангел, упоминаемый и в Ветхом, и в Новом Завете. В Книге Даниила он упоминается несколько раз (10:13, 21; 12:1) как князь и заступник израильского народа. В Новом Завете (Откр 12:7) Михаил - один из участников битвы против врагов церкви.

МИХАЙ

МИХАИЛ I (МИХАЙ) (Mihai)

(р. 1921), князь Гогенцоллерн (бывший король Румынии), сын наследного принца Кароля и принцессы Елены, родился 25 октября 1921. Унаследовал трон своего деда Фердинанда I в 1927 после отречения принца Кароля и его высылки из страны в 1925. Было установлено регентство, но в 1930 отец Михая вернулся в страну и короновался как король Кароль II, а Михай получил статус наследного принца. Десять лет спустя переворот, осуществленный маршалом И.Антонеску и прогерманскими силами в Румынии, заставил Кароля II отречься от престола. Королем снова стал Михай, но страна оказалась под контролем нацистов, и он фактически не имел возможности осуществлять правление. В августе 1944, после отступления немцев, Михай сверг Антонеску и заявил о приверженности своей страны делу союзников. Три года спустя коммунисты принудили его к отречению от трона, а Румыния была провозглашена "народной республикой". Михай сохранил титул князя Гогенцоллерна и нашел убежище в Швейцарии. В марте 1948 он посетил США, а в июне женился на принцессе Анне Бурбон-Пармской. Позже Михай занялся работой в компании по продаже авиационного оборудования, а в 1956 стал пилотом на коммерческих линиях. Михай вернулся в Румынию в 1998 после падения коммунистического правительства. Его заявление о том, что он видит своей преемницей старшую дочь, было воспринято как претензия на восстановление монархии. Румынский президент Эмиль Константинеску ответил, что страна останется республикой и правительство будет бороться с любыми попытками установить монархическое правление.

ЛИТЕРАТУРА

Морозов Н.Н. Гогецоллерны в Румынии. - Новая и новейшая история, 1995, № 1

МИЦВА

МИЦВА (множ. число "мицвот"; от древнеевр. "цивва" - "велеть", "назначать", "завещать"), в иудаизме, заповедь. В обыденной речи слово "мицва" стало означать доброе дело или хороший поступок. Согласно древней традиции, Тора содержит 613 заповедей, из них 365 запретительных и 248 предписывающих. Однако выявить все заповеди в Торе не удавалось до Средневековья, и первым ученым, пытавшимся решить эту задачу и найти все 613 мицвот в Торе, пришлось включить в их число раввинистические предписания. Вывести все заповеди полностью из Торы удалось Маймониду. В дополнение к библейским мицвот в иудаизме есть много раввинистических предписаний, в их числе, например, чтение книги Есфири на праздник Пурим и зажигание огней на Ханукку. Считая одни заповеди более важными, чем другие, раввины предупреждают, что следует стремиться к соблюдению всех мицвот.

МИЦКЕВИЧ АДАМ

МИЦКЕВИЧ Адам (Mickiewicz, Adam)

(1798-1855), великий польский поэт. Родился 24 декабря 1798 в Новогрудке (ныне Белоруссия) в мелкопоместной шляхетской семье. В 1819 закончил Виленский университет. В 1822 и 1823 опубликовал два небольших поэтических сборника, обозначивших начало романтического направления в польской литературе. В 1824 за активное участие в польских патриотических организациях был выслан в Россию; жил в Одессе, Москве и Санкт-Петербурге; в 1829 получил разрешение выехать в Западную Европу. В России Мицкевич написал Крымские сонеты (Sonety krymskie, 1826) и эпическую поэму в байроновском духе Конрад Валленрод (Konrad Wallenrod, 1828), свидетельствовавшие о поэтической зрелости. В 1829-1831 жил преимущественно в Риме, где, испытав духовный кризис, увлекся мистицизмом. Без особого энтузиазма попытавшись присоединиться к участникам Польского восстания 1830-1831, в 1832 поселился в Париже, где провел большую часть оставшейся жизни. В 1832-1834 написаны две его величайшие поэмы: III часть Дзядов (Dziady) и Пан Тадеуш (Pan Tadeusz). В первой Мицкевич изложил свою "мессианскую" идею, отведя полякам такое же место среди других народов, какое занимал Христос среди людей: Польша была распята, но воскреснет и положит начало новой исторической эпохе. Действие Пана Тадеуша разворачивается в сельской Литве в канун нашествия Наполеона на Россию в 1812; в основе сюжета - распри местных польских шляхтичей, благополучно завершившиеся свадьбой. После Пана Тадеуша Мицкевич практически перестал писать стихи. В 1840 он стал первым профессором славянской литературы в парижском Коллеж де Франс. В 1841 подпал под влияние апологета польского мессианства мистика А. Товяньского, в учении которого вера в возрождение Польши сочеталась с верой в непрекращающуюся деятельность духа Наполеона. За пропаганду товянизма французское правительство в 1845 отстранило Мицкевича от чтения лекций, а в 1852 он был отправлен в отставку. В 1855 Мицкевич уехал в Константинополь, где намеревался организовать польский легион для помощи французам и англичанам в борьбе с Россией. Заразившись холерой, умер 26 ноября 1855. В 1890 прах Мицкевича был перевезен из Парижа в Краков и помещен в саркофаг в Вавельском кафедральном соборе.

ЛИТЕРАТУРА

Мицкевич А. Собрание сочинений, тт. 1-5. М., 1948-1954 Яструн М. Мицкевич. М., 1963

МИШЛЕ ЖЮЛЬ

МИШЛЕ Жюль (Michelet, Jules) (1798-1874), французский историк и моралист, наиболее известный представитель романтической повествовательной историографии 19 в. Родился в Париже 21 августа 1798 в семье разорившегося типографа. Несмотря на трудное детство, получил образование и стал профессором истории Коллеж Сен-Барб (1822), а затем Высшей нормальной школы (1827). Перевел на французский Новую науку Джамбаттисты Вико, учение о развитии человечества от варварства к цивилизации. В 1831 опубликовал труды Введение во всеобщую историю (Introduction l'histoire universelle) и Римская история (Histoire romaine), благодаря которым приобрел известность. Начиная с 1833 выходили в свет тома его Истории Франции (Histoire de France, 17 tt., 1833-1867), настоящей биографии французской нации, которая, как утверждал автор, возникла благодаря смешению различных народностей и смогла пойти собственным путем, создав тот строй и тех правителей, в которых нуждалась. В 1838 Мишле стал профессором Коллеж де Франс. Суть моральных и политических воззрений, которые обладавший даром красноречия профессор передавал восторженной аудитории, можно найти в его книге Народ (Le Peuple, 1846). В 1847-1853 Мишле опубликовал труд История французской революции (Histoire de la rvolution franaise), в котором эпическое описание событий сопровождалось проповедью гуманизма, противопоставлявшегося традиционному католицизму. В 1852 он отказался присягнуть на верность Луи Наполеону, покинул службу, удалился в своего рода ссылку и закончил работу над Историей Франции, к которой в 1869 написал предисловие. Предпринял также попытку вывести из своих исторических размышлений "религиозную философию народа", которая начиналась как философия человечества, замешанная на потребности и в справедливости, и в любви. Эти идеи содержатся в работах: Банкет (Banquet, 1854), Любовь (L'Amour, 1858), Женщина (La Femme, 1860), Ведьма (La Sorcire, 1862), Библия человечества (La Bible de l'Humanit, 1864) и Наши сыновья (Nos fils, 1869). В дальнейшем его интересы распространились на другие области; превознесение гармонии и божественного единства природы можно обнаружить в его работах: Птица (L'Oiseau, 1856), Насекомое (L'Insecte, 1857), Море (La Mer, 1861) и Гора (La Montagne, 1868). Поражение Франции в войне с Пруссией в 1870 и возрождение республики вернуло Мишле к его обязанностям историка французской республики, и он опубликовал несколько работ: Франция перед лицом Европы (La France devant l'Europe, 1871), первые два тома Истории девятнадцатого столетия (Histoire du XIX sicle, 1872-1873).

Умер Мишле в Йере 9 февраля 1874.

ЛИТЕРАТУРА

Мишле Ж. История XIX века, тт. 1-3. СПб, 1883-1884 Мишле Ж. Ведьма. М., 1929 Мишле Ж. Народ. М., 1965

МИШНА

МИШНА (от древнеевр. "шана" - "учить"), компиляция Устной Торы, составленная ок. 200 в Палестине Иудой ха-Наси и его сподвижниками. Небольшое собрание законов, регламентирующее богослужение в иерусалимском Храме, по-видимому, существовало и в более ранний период. Возможно, оно было составлено ученым священником (жрецом) или членом синедриона как практическое руководство для священнослужителей. После разрушения Второго храма (70) ученые Ямнийской академии попытались собрать разрозненные части устной традиции, чтобы сохранить ее для потомков. Фундамент Мишны заложил рабби Акива, упорядочив и систематизировав Галаху (законодательные установления). Эту работу продолжил его ученик рабби Меир. В дальнейшем каждый глава академии редактировал этот свод как основной текст для изучения Устной Торы. Общее признание получило собрание Иуды ха-Наси, использовавшего в работе по меньшей мере тринадцать предшествовавших редакций. Мишна состоит из шести основных разделов, каждый из которых включает несколько трактатов. Каждый раздел посвящен определенной области законов. Первый раздел, Зераим (Семена), определяет земельные отношения. Его предваряет большой вступительный трактат Берахот (Благословения), содержащий правила молитвы и благословений. Второй раздел, Моэд (Праздник), устанавливает законы субботы и праздников. Третий - Нашим (Женщины) - определяет порядок брака и развода, а также родственные отношения. Четвертый - Незикин (Ущербы) - рассматривает вопросы, связанные с гражданским и уголовным правом. Дополнением к четвертому разделу является трактат Пирке Авот (Изречения отцов) - собрание этических норм и нравственных поучений таннаев. Пятый раздел, Кодашим (Святыни), содержит абстрактные рассуждения о храмовом ритуале и трактует главным образом пищевые запреты. Шестой раздел, Техарот (Чистота), рассматривает предписания о ритуальной чистоте. Мишна стала основным текстом, изучавшимся и обсуждавшимся в академиях Палестины и Вавилонии. Эти дискуссии, сведенные впоследствии в Гемару, вместе с текстом Мишны составляют Талмуд.

ЛИТЕРАТУРА

Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МНЕМОСИНА

Мнемозина, в греческой мифологии, персонификация памяти, одна из титанид, дочерей Урана, родившая от Зевса девять муз.

МНОГОГРАННИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

МНОГОПЛОДНЫЕ РОДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МНОЖЕСТВ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОАВ

МОАВ - страна, существовавшая в библейские времена. Занимала плоскогорье к востоку от южного течения Иордана и Мертвого моря. С юга граничила с Едомом, на востоке - с Аммоном. Северные границы Моава меняли свое положение. Моавитская история известна главным образом благодаря Библии, где особое внимание уделяется отношениям Моава с Израилем. Единственный собственно моавитский документальный источник - это "Моавитский камень", обнаруженный в 1868 прусским миссионером и путешественником Ф.А. Кляйном. На камне имеется надпись, сделанная Месой, царем Моава, в 9 в. до н.э., в ознаменование одержанных им побед над Израилем. Моавитяне и евреи были этнически родственны друг другу, что отражено и в библейской традиции, где сообщается, что Моав и Аммон - потомки Лота, племянника Авраама. Язык моавитян, как можно судить по "Моавитскому камню", близок к еврейскому. Главным божеством моавитян был Хемош. Обычно Моав и Израиль враждовали друг с другом, однако наступали и мирные времена, на что указывает, например, Книга Руфи, в которой моавитянка Руфь предстает прародительницей царя Давида. В истории евреев Моав появляется еще во время их скитаний в пустыне: Валак, царь Моава, в страхе перед израильтянами призывает пророка Валаама, чтобы он их проклял. Позднее, в эпоху судей, моавитяне угнетали израильтян, пока Аод не убил царя Моава Еглона. Саул однажды одержал победу над моавитянами, а при царе Давиде они стали данниками Израиля. Cтатус моавитян сразу после разделения царства неясен, однако они платили дань Амврию (9 в. до н.э.), царю Израиля (Северного царства). В правление сына Амврия, Ахава (или после его смерти), восстание против израильтян поднял Меса, царь Моава, и, согласно "Моавитскому камню", одержал решительную победу. Возможно, Иеровоам II вновь подчинил себе Моав. Упоминания о Моаве в библейских книгах пророков свидетельствуют, что Моав достиг процветания после падения Северного царства (722 до н.э.). После падения Иерусалима (586 до н.э.) Моав исчезает, растворившись в Персидской империи.

МОБУТУ-СЕСЕ-СЕКО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОГОЛЬОН

МОГОЛЬОН - в археологии обозначает последовательный ряд культур, распространенных преимущественно в горных районах на юго-востоке штата Аризона и на юго-западе штата Нью-Мексико. Подобно носителям двух других основных первобытных культур юго-западной зоны - анасази и хохокам, могольонцы были земледельцами. Начало могольонской эпохи может быть отнесено к 500 до н.э., хотя это вопрос спорный и некоторые специалисты помещают ее начальную дату на 1000 лет позже. После 1200 н.э. носители могольонской культуры, по-видимому, переместились южнее, в окрестности Чиуауа на территории Мексики.

МОДЖЕЕВСКАЯ ХЕЛЕНА

МОДЖЕЕВСКАЯ Хелена (Modrzejeweska, Helena) (1840-1909), Польша, с 1876 в США; драматическая актриса широкого диапазона, играла в комедиях и трагедиях Шекспира (на английском языке) и в пьесах современного репертуара (Э.Ожье, А.Фредро, Ю.Выспяньский, С.Словацкий); гастролировала в Англии (в 1880 ее партнером в Ромео и Джульетте был Д.Форбс-Робертсон), Польше. Современники ставили ее в один ряд с С.Бернар и Э.Дузе. В 1905 оставила сцену.

МОДИЛЬЯНИ АМЕДЕО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЖЖЕВЕЛЬНИК

МОЖЖЕВЕЛЬНИК (Juniperus), род хвойных вечнозеленых ароматных растений семейства кипарисовых (Cupressaceae), широко распространенных во внетропической части Северного полушария. Примерно 40 видов различной жизненной формы - от высоких стройных деревьев до стелящихся кустарников (стлаников). Высоко ценятся в декоративных посадках за густую крону, которую легко формировать в зависимости от желания садовода. Листья игловидные или чешуевидные в зависимости от вида и стадии развития одного растения. Мелкие женские шишки превращаются при созревании в мясистые ягодоподобные структуры (шишкоягоды, или можжевеловые ягоды). Некоторые виды дают ценную древесину с красивым рисунком и антисептическое эфирное масло. Можжевельник обыкновенный (J. communis) - кустарник или небольшое дерево (высота до 12 м) с игловидными листьями - самое распространенное хвойное растение, встречающееся начиная от Субарктики в Европе, Азии и Северной Америке. Его ягоды используют для ароматизации джина и других пищевых продуктов. Среди экономически важных американских видов на востоке США наибольшее значение имеют можжевельник виргинский (J. virginiana) высотой до 30 м, часто произрастающий на заброшенных пастбищах и в живых изгородях, и можжевельник кремнелюбивый (J. silicicola) высотой до 15 м. На западе США заслуживают упоминания три вида. У можжевельника ютского (J. utahensis) буроватые ягоды созревают за один год. У можжевельника западного (J. occidentalis) с тихоокеанского побережья они также созревают за год, но по цвету черно-синие. Можжевельник скальный (J. scopulorum) - среднего размера дерево из области Скалистых гор - отличается синими ягодами, созревающими за два года. Древесина всех этих можжевельников устойчива к гниению, а ее запах, как считается, отпугивает моль. Она идет на изготовление заборов, мебели и карандашей. Среди можжевельников Старого Света в Америке чаще всего разводят как декоративные можжевельник обыкновенный, можжевельник казацкий (J. sabina) и можжевельник китайский (J. chinensis). Самый высокий представитель рода, вероятно, можжевельник высокий (J. procera) из Восточной Африки (до 46 м).

МОЖЖЕВЕЛЬНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ. Ветвь с шишкоягодами.

МОЖЖЕВЕЛЬНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ. Ветвь с шишкоягодами.

МОЗАЗАВР

Факты

МОЗАМБИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЗАМБИК. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЗЛИ ГЕНРИ ГВИН ДЖЕФРИС

МОЗЛИ Генри Гвин Джефрис (Moseley, Henry Gwyn-Jeffreys)

(1887-1915), английский физик, один из основоположников рентгеновской спектроскопии. Родился в Уэймуте 23 ноября 1887. Учился в Итоне и Тринити-колледже Оксфордского университета. В 1910-1914 работал в лаборатории Резерфорда в Манчестерском университете, а затем в Оксфордском университете. В 1913 в серии блестящих экспериментов установил зависимость между частотой спектральных линий характеристического рентгеновского излучения и атомным номером излучающего элемента. Согласно закону Мозли, "квадратный корень из частоты соответственных линий в рентгеновских спектрах различных элементов увеличивается при переходе от данного элемента к следующему на одну и ту же величину". Это фундаментальное открытие имело огромное значение для установления физического смысла периодической системы элементов и атомного номера. По словам американского физика Р.Милликена, открытие Мозли "всегда будет одним из десятка наиболее блестящих по замыслу, изяществу исполнения и информативности в истории науки". В 1914 Мозли опубликовал работу, в которой сделал вывод, что между элементами алюминием и золотом в периодической таблице должно находиться три (как оказалось позже, четыре) элемента. С началом Первой мировой войны Мозли был направлен на фронт и погиб в Галлиполе (ныне Гелиболу, Турция) 10 августа 1915.

ЛИТЕРАТУРА

Шпольский Э.В. Атомная физика. М., 1974

МОИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОИСЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОИСЕЙ ДЕ ЛЕОН

МОИСЕЙ ДЕ ЛЕОН (Моше Бен Шем-Тов де Леон) (1250-1305), испано-еврейский мистик, автор книги Зохар, родился в Леоне (Испания). До 1290 жил в Гвадалахаре (Кастилия), но впоследствии стал вести жизнь странника. Умер в Аревало в 1305. Моисей де Леон был плодовитым автором. Его величайшее творение - книга Зохар (Сияние), написанная на арамейском языке, - отражает ранние представления о тайнах творения, связях Бога с миром и судьбе человека. Чтобы учение, изложенное в книге Зохар, получило признание, Моисей приписал ее Шимону бар Йохаю, таннаю, жившему в Палестине во 2 в. По его словам, книгу нашел испано-еврейский ученый Моше бен Нахман (Нахманид, 1195-1270) в пещере, где Шимон бар Йохай и его сын Элеазар скрывались от римлян. Затем Нахманид переслал ее своему сыну в Каталонию. Однако книга эта чудесным образом оказалась у Моисея де Леона, который снял с нее копию. Скрыть свое авторство Моисею де Леону не удалось. Еще при жизни его посетил один палестинский мистик, сомневавшийся в столь глубокой древности трактата Зохар. Моисей обещал показать ему оригинал книги, но по пути домой умер. Позже его вдова засвидетельствовала, что оригинала книги у мужа не было. Начиная с 16 в. значительно возросло число тех, кто считал произведение Моисея де Леона подлинной книгой Шимона бар Йохая, оказавшей значительное влияние на развитие иудаизма.

См. также КАББАЛА.

МОЛДАВИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛДАВИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛДАВИЯ. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛЕКУЛ СТРОЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ МАССА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛИБДЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛИБДЕНИТ

МОЛИБДЕНИТ - или молибденовый блеск, минерал, сульфид молибдена, MoS2. Название происходит от греч. "молибос" - свинец (в древности агрегаты молибденита и галенита не различали). Цвет свинцово-серый, голубоватый. Жирный на ощупь, мягкий. Твердость 1,0-1,5 (оставляет на бумаге голубовато-серую черту, позволяющую отличить его от графита, на который он очень похож), плотность 4,6-5. Блеск металлический. Спайность весьма совершенная в одном направлении. Сингония гексагональная. Обычно встречается в виде чешуйчатых масс, реже образует розетки пластинчатых кристаллов или отдельные листочки. Обнаружен в гранитных пегматитах и гидротермальных месторождениях совместно с минералами вольфрама, меди и олова. Главный рудный минерал молибдена. Тончайшая вкрапленность пылевидного молибденита пропитывает кварц, придавая ему серый цвет и большую плотность. Добывается в крупнейших месторождениях Клаймакс и Гендерсон (шт. Колорадо), а также в Канаде, Чили, Армении и России (в Сибири).

МОЛИНЬЕ ОГЮСТ

МОЛИНЬЕ Огюст (Molinier, Auguste)

(1851-1904), французский историк, родился в Тулузе 30 сентября 1851. Преподавал в Школе хартий, был связан с различными государственными книгохранилищами, в том числе в Фонтенбло и св. Женевьевы. В 1893 вернулся в Школу хартий в качестве профессора. Научная деятельность Молинье была посвящена истории Средних веков. Прекрасный палеограф, он был признанным авторитетом по истории Лангедока и участвовал в подготовке нового издания фундаментальной 15-томной Общей истории Лангедока (Histoire gnrale du Languedoc) Де Вика и Вэссета. Внес значительный вклад в изучение французской исторической библиографии трудом Источники по истории Франции с древности до Итальянских войн (Les sources de l'histoire de France; des origines aux guerres de l'Italie) в 6 томах, задуманным как критический каталог повествовательных источников с описанием авторов и изданий. Молинье подготовил научное издание Мыслей (Penses) и Писем провинциала (Lettres provinciales) Паскаля, издал Сугерия, а также, совместно с братом Эмилем, - Нормандскую хронику XIV века (Chronique Normande du XIV sicle). Умер Молинье в Париже 19 мая 1904.

МОЛИТВА

МОЛИТВА - религиозный акт, традиционно определяемый как вознесение сердца к Богу, беседа с Богом; в узком смысле - обращение к Богу с просьбой. История молитвы связана с историей религии. Если у первобытных народов и в древних культурах молитва сочеталась с суевериями и магией, то у евреев она отличалась возвышенным пониманием единого Бога и высоким нравственным уровнем. Ранние христиане, следуя Иисусу, который выступает в евангелиях как учитель и образец молитвенной жизни, сохранили Псалтирь и "Молитву Господню", развили и закрепили формы евхаристической молитвы и постепенно создали обширные собрания литургических молитв. На церковные молитвы оказали влияние культ Девы Марии и святых мучеников. Молитвенная практика развивалась под воздействием примера таких церковных деятелей, как Бернар Клервоский и Франциск Ассизский, а также под влиянием возрастающего почитания евхаристии, средневекового мистицизма, протестантского движения, укрепления народного благочестия, и вклада, сделанного Игнатием Лойолой, Франциском Сальским, Петром Берульским и другими. В настоящее время заметны тенденции к упрощению молитвы и приспособлению литургической молитвы к условиям современной жизни. В иудаизме практикуются личная молитва и общественное богослужение, состоящее из чтения Писания и молитв. В мусульманской практике личную молитву предписывают произносить пять раз в течение дня, а общественная совершается по пятницам. Практически отсутствует молитвенная практика, в том смысле, как она понимается в данной статье, в великих религиях Дальнего Востока. Согласно католическому учению о молитве, главная ее цель состоит в прославлении Бога. Молитва включает в себя поклонение (признание власти Бога и подчиненности человека), благодарение, покаяние, прошение и ходатайство (моление о себе и других). Она требует сосредоточенности, благоговения, почтительности, смирения, искренности, покорности, настойчивости; христианская молитва должна совершаться "именем Иисуса". То, чего можно законно желать, о том и можно молиться. В конечном счете молитва всегда адресована Богу; у христиан - Богу в трех Лицах; у католиков - также Марии, ангелам, святым и душам, пребывающим в чистилище. Молитва может быть мысленной ("умной") и устной. Устная молитва может быть частной или общественной.

ЛИТЕРАТУРА

Джемс В. Многоообразие религиозного опыта. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М., 1998

МОЛЛЮСКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛОХ

МОЛОХ - главное божество у западно-семитских народов, являющееся одним из воплощений Бала, отождествляемое также с такими западно-семитскими богами, как почитаемый в Тире Мелькарт и аммонитянский Мильком. Используемая в Септуагинте форма "Молох" восходит к еврейскому "Молех", намеренно искажающему слово "молех" ("царь"), что аналогично подстановке слова "бшет" ("мерзость", "срам") вместо "бал" в израильских именах с теофорным компонентом, таких, как Ишбал. Первенцев приносили в жертву Молоху, бросая их в огонь. Такого рода ритуальные детоубийства впоследствии были запрещены Моисеевым Законом и карались смертной казнью (Лев 18:21; 20:1-5), однако вплоть до Вавилонского плена (586 до н.э.) они практиковались у евреев, как и у других семитских народов, на что указывают многочисленные места в Ветхом Завете. Так, Соломон в старости воздвиг жертвенник Милькому. В последующие века детей сжигали в честь Молоха в долине Енномовой на высотах Тофета (Иер 7:31; Иезек 16:21; Ис 30:33). Здесь сжег своих сыновей Ахаз (2 Пар 28:3), и "провел сына своего чрез огонь" Манассия (4 Цар 21:6). Ассирийцы и вавилоняне, завоевав Палестину и Финикию (8-6 вв. до н.э.), запретили там практику детоубийства, но в Карфагене она продолжала существовать вплоть до римского завоевания (2 в. до н.э.).

ЛИТЕРАТУРА

Краткая еврейская энциклопедия, тт. 1-7. Иерусалим, 1976-1996

МОЛОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛХО СОЛОМОН

МОЛХО Соломон (Молхо, Шломо) (ок. 1500-1532), еврейский мистик и мессианский пророк, родился в Португалии в семье маранов (евреев, насильно обращенных в христианство) и получил имя Диогу Пириш. Воспитанный христианином, он занимал должность секретаря в королевском суде. Молхо познакомился с прибывшим в Португалию авантюристом Давидом Реубени (ок. 1490-1535), который пропагандировал иудаизм как посланник исчезнувших колен Израилевых, якобы обитавших в Азии. Молхо воспринял его речи с большим энтузиазмом и обратился в еврейскую веру. Хотя Реубени отверг его, он сделал обрезание, оставил Португалию и отправился в Италию и Турцию, где занялся изучением еврейской мистики. В 1529 опубликовал собрание своих проповедей (Сефер Ха-Мефоар), произнесенных в Палестине. В них Молхо объявил о наступлении мессианского царства в 1540. Вернувшись в Европу, своими яркими проповедями он воодушевил многих евреев. Однажды, уподобившись Мессии из раввинских преданий о страданиях Мессии, он 30 дней постился среди калек и нищих в Риме. Молхо добился аудиенции у папы Климента VII, снабдившего его охранной грамотой, и предсказал сильнейшее наводнение в Риме. В 1530 он снова встретился с Реубени, они вместе отправились в Регенсбург и попытались войти в доверие к императору Карлу V. Молхо был арестован, предан в руки инквизиции и сожжен на костре в Мантуе или Болонье в 1532.

МОЛЬЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛЬНАР ФЕРЕНЦ

МОЛЬНАР Ференц (Molnar Ferenc)

ФЕРЕНЦ МОЛЬНАР

ФЕРЕНЦ МОЛЬНАР

(1878-1952), венгерский писатель. Родился 12 января 1878 в Будапеште, где жил до отъезда в США в 1940. Сын обеспеченного врача, Мольнар изучал право и получил диплом юриста, хотя юридической практикой никогда не занимался, отдав предпочтение журналистике. Его рассказы, романы и пьесы, не отличаясь глубиной, всегда свежи и интересны, герои причудливым образом совмещают искушенность, сентиментальный порыв и наивную приверженность символам. После нескольких фарсов первый успех Мольнару принесла пьеса Дьявол (Az rdg, 1907), однако высшим его достижением считается Лилиом (Liliom, 1909) - "житие" мило и трогательно изображенного полубандита из парка с аттракционами. Сюжет этой пьесы лег в основу мюзикла Карусель (1945), с большим успехом шедшего на Бродвее. Перу Мольнара принадлежат романы Голодный город (Az hes vros), Арестанты (Rabok), История брошенной лодки (Egy gazdtlan csnak trtnete), Андор (Andor), Ева (va), Добрая фея (A j tndr), Музыка (Muzsika) и Прощай, любовь моя (Jsten veled, szivem). Помимо упомянутых пьес Дьявол и Лилиом, широко известны также Гвардейский офицер (A testr), Лебедь (A hatty), Волк (A farkas), Игра в замке (Jtk a kastlyban), Олимпия (Olympia), Хрустальные туфельки (vegcip), Мужская мода (ri divat), Красная мельница (A vrs malom), Любовь небесная и земная (gi s fldi szerelem). Его роман для юношества Мальчишки с улицы Пала (A Pl utcai fik, 1907 ) остается классическим произведением этого жанра литературы.

Умер Мольнар в Нью-Йорке 2 апреля 1952.

ЛИТЕРАТУРА

Мольнар Ф. Мальчишки с улицы Пала. М., 1958 Мольнар Ф. Комедии. М., 1967

МОМЕНТЫ АТОМОВ И ЯДЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОММЗЕН ТЕОДОР

МОММЗЕН Теодор (Mommsen, Theodor) (1817-1903), немецкий историк, родился в Гардинге 30 ноября 1817. Учился в университете Киля, где получил степень доктора философии. Первый трактат Моммзена Римские общества и союзы (De collegiis et sodaliciis Romanorum, 1843) заслужил одобрительные отзывы благодаря его основательности и ясному стилю. В 1844-1847 Моммзен находился во Франции и Италии в качестве представителя Берлинской академии, изучая манускрипты и надписи. По возвращении в Германию в 1848 стал профессором римского права в Лейпциге, однако был лишен профессорского звания из-за своих политических взглядов и участия в революции 1848. Преподавал в Цюрихе в 1852-1854, в Бреслау в 1854-1858, после чего стал профессором древней истории Берлинского университета, где преподавал до конца жизни. Моммзен был членом национал-либеральной партии и депутатом прусского ландтага (1863-1866, 1873-1879) и рейхстага (1881-1884), ярым противником внутренней политики Бисмарка. В 1882 в ходе избирательной кампании он назвал протекционизм Бисмарка "политикой надувательства", его обвинили в клевете, однако на суде Моммзен был оправдан. Моммзену принадлежит необозримое количество больших и малых работ (список включает 1513 названий), но широкой публике он более всего известен как автор Римской истории (Rmische Geschichte, Bd. 1-3, 1854-1857), в которой нашел отражение политический опыт самого автора. Моммзен стоял во главе начатой в 1863 публикации обширного свода латинских надписей, Corpus inscriptionum Latinarum, был автором трудов Римское государственное право (Rmisches Staatsrecht, 3 Bd., 1871-1888), Римское уголовное право (Rmisches Strafrecht, 1899) и Провинции Римской империи (5-й том Римской истории, 1885). В 1902 стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Умер Моммзен в Шарлоттенбурге 1 ноября 1903.

ЛИТЕРАТУРА

Моммзен Т. Римская история. М., 1936-1941, 1949

МОНАГАС ХОСЕ ТАДЕО

МОНАГАС Хосе Тадео (Monagas, Jose Tadeo) (1784-1868), венесуэльский военный и политический деятель. Родился в Матурине 28 октября 1784. Участвовал в Войне за независимость испанских колоний. В 1830, когда Венесуэла отделилась от Великой Колумбии, стал членом Конституционного конгресса. В 1847 Монагас одержал победу на президентских выборах в качестве кандидата от партии консерваторов, которую возглавлял генерал Хосе Антонио Паэс. Придя к власти, он пошел на компромисс с либералами. По этой причине в 1850 Паэс поднял антиправительственный мятеж, но был разгромлен и выслан из страны. В 1851 Монагас уступил президентский пост своему брату, Хосе Грегорио Монагасу, хотя фактически сам управлял страной. В 1855 вновь стал президентом. В 1857 Монагас изменил конституцию: увеличил президентский срок с 5 до 6 лет, ввел закон, разрешавший переизбрание, и реорганизовал правительство с целью централизации власти. Эта диктаторская ориентация вызвала сопротивление всех фракций парламента, и в 1858 Монагас вынужден был подать в отставку. В 1868 он вновь победил на президентских выборах, но 16 ноября того же года умер в Эль-Валье, не успев приступить к своим обязанностям.

ЛИТЕРАТУРА

История Латинской Америки, т. 1. М., 1997

Предыдущая страница Следующая страница