Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "М" (часть 6, "МЕР"-"МИК")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 6, "МЕР"-"МИК")

МЕРИДИАН

МЕРИДИАН - линия, или гигантский круг, пересекающий под прямым углом широты (параллели) и проходящий через Северный и Южный полюсы. Меридианы составляют половину координатной сетки Земли (другую половину формируют параллели) и используются для определения долготы, т.е. местоположения точки к западу или востоку от начального (нулевого) меридиана. Расстояние по долготе измеряется вдоль параллелей относительно нулевого меридиана к востоку или западу от него, соответственно от 0° до 180° восточной или западной долготы. До 1884 нулевой меридиан проводился по столице страны, или историческому, или какому-либо иному примечательному географическому объекту. По заключенному в 1884 международному соглашению, чтобы упростить чтение карт, определение местоположения и часовых поясов, нулевым постановили считать меридиан, проходящий через Королевскую астрономическую обсерваторию в Гринвиче (Англия).

См. также КООРДИНАТНАЯ СЕТКА.

МЕРИКЕ ЭДУАРД

МЕРИКЕ Эдуард (Morike, Eduard Friedrich)

(1804-1875), немецкий поэт и прозаик. Родился 8 сентября 1804 в Людвигсбурге. Изучал богословие в Тюбингенском университете (1822-1826) и в течение восьми лет служил викарием, затем обосновался в тихом идиллическом Клеверзульцбахе. В 1843 слабое здоровье вынудило его оставить пастырство. В 1851 он начал преподавать немецкую словесность в одной из женских школ Штутгарта. Умер Мерике в Штутгарте 4 июня 1875. Всю жизнь писатель провел в родной Швабии, идиллический ландшафт которой вошел в состав его поэзии. Перу Мерике принадлежат двухтомный роман Художник Нольтен (Maler Nolten, 1832) и целый ряд малых прозаических произведений, в т.ч. подлинный лирический шедевр Моцарт на пути в Прагу (Mozart auf der Reise nach Prag, 1855), однако он прежде всего лирический поэт редкостного обаяния и оригинальности. По широте и разнообразию содержания и формы он напоминает Гете, но представляется не столько его учеником, сколько духовным наследником. Из любимых романтиками стихотворных форм Мерике отдавал предпочтение сонету, октаве и испанским трохеическим метрам; следует добавить также немецкий дольник, свободный стих, расхожие размеры народной песни и ряд великолепных находок. Слава пришла к Мерике спустя годы после его смерти, когда австрийский композитор Х.Вольф (1860-1903) положил его стихи на музыку (1888). Идиллический реализм Старого башенного петуха (Der alte Turmhahn) и Аистиной почты (Storchenbotschaft) - это лишь одна сторона лирической поэзии Мерике, которой присущи и мифотворческая фантазия (В полночь - Um Mitternacht и Огненный всадник - Der Feuerreiter), и гротескное чувство юмора.

ЛИТЕРАТУРА

Поэзия немецких романтиков. М., 1985

МЕРИМДЕ

МЕРИМДЕ (Бенисалам), неолитическое поселение в верхней части дельты Нила, в Египте, раскопанное Австрийской экспедицией в 1928-1930. Его обитатели - одни из древнейших обнаруженных до сего времени в Египте земледельцев - выращивали пшеницу-эммер, держали домашних свиней, крупный рогатый скот и овец или коз, занимались рыболовством и охотились на бегемотов. Они пользовались шлифованными кремневыми топорами, изготавливали кремневые наконечники для стрел и жали зерновые серпами, имевшими вставленные в деревянную рукоять кремневые зубцы. Посуда состояла из простых чаш. Земледельцы жили в тростниковых хижинах-ямах, зерно молотили прямо на земле, а хранили его в кладовых, сплетенных из веток. Умерших хоронили между жилищами, укладывая их преимущественно на правый бок, лицом на восток.

МЕРИМЕ ПРОСПЕР

МЕРИМЕ Проспер (Merime, Prosper)

ПРОСПЕР МЕРИМЕ

ПРОСПЕР МЕРИМЕ

(1803-1870), французский романист и новеллист. Родился 28 сентября 1803 в Париже. От родителей-художников унаследовал типичный для 18 в. скептицизм и тонкий художественный вкус. Родительское влияние и пример Стендаля, с которым Мериме был дружен и перед талантом которого преклонялся, сформировали необычный для эпохи расцвета романтизма стиль - сурово реалистический, ироничный и не без доли цинизма. Мериме готовился к адвокатскому поприщу, при этом серьезно занимаясь изучением языков, археологии и истории. Первым его произведением стала книга Театр Клары Гасуль (Le Thtre de Clara Gazul, 1825), выданная за творение некой испанской поэтессы, пьесы которой были якобы обнаружены и переведены Мериме. Следом появилась еще одна литературная мистификация - "перевод" иллирийского фольклора Гузла (La Guzla). Обе книги имели большое значение для развития раннего романтизма. Но самый значительный вклад во французскую литературу составили шедевры более позднего времени, в т.ч. Хроника царствования Карла IX (La Chronique du rgne de Charles IX, 1829), самое достоверное из всех французских исторических повествований романтической эпохи; безжалостно реалистическая история из корсиканской жизни Матео Фальконе (Mateo Falcone, 1829); превосходная описательная новелла Взятие редута (L'Enlvement de la redoute, 1829); проникнутый негодованием рассказ о торговле африканскими рабами Таманго (Tamango, 1829); образчик романтической мистификации Венера Илльская (La Vnus d'Ille, 1837); сказание о корсиканской вендетте Коломба (Colomba, 1840); и наконец Кармен (Carmen, 1845), самая знаменитая французская новелла. Все эти произведения пронизаны глубоким пессимизмом; для них характерны также культ чувства и решительного действия, пристальное внимание к деталям и холодная бесстрастность рассказа. Умер Мериме в Каннах 23 сентября 1870.

ЛИТЕРАТУРА

Мериме П. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1963 Паевская А.В., Данченко В.Т. Проспер Мериме. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1829-1967. М., 1968 Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987 Мериме П. Письма к незнакомке. М., 1991 Мериме П. Сочинения, тт. 1-3. М., 1995

МЕРКАТОР ГЕРАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕРЛИН

МЕРЛИН (Merlin),

бард и прорицатель в легендарной кельтской истории, в Артуровском цикле - маг и ясновидец, покровитель и советчик молодого короля Артура. Имя Мерлин, или Мерлинус (Merlinus), впервые встречается в британской легенде, изложенной в сочинении Джефри (Гальфрида) Монмутского История королей Британии (Historia regum Britanniae, не позже 1138) и представляет собой латинскую форму валлийского Merddin, или Myrddin. Мерлин у Джефри - чудо-ребенок, рожденный монахиней в Кармартене (юго-западный Уэльс) от нечистого духа, овладевшего ею во сне. Мерлин пересиливает магов короля Вортигерна и открывает тайну исчезновения крепости, которая строилась для короля Северного Уэльса. Затем он произносит длинную серию пророчеств, известных как Пророчества Мерлина (Prophetiae Merlin), которые пользовались повсеместной популярностью на исходе Средних веков. Ранняя форма легенды о Мерлине содержится в валлийских стихах 12-14 вв. В них Мерлин изображается воином, который потерял рассудок в битве, обрел провидческий дар, бежал и поселился в диком Каледонском лесу. В позднейших версиях Артуровских легенд Мерлин, как правило, фигурирует в образе престарелого волшебника. Ему приписывается много чудесных свершений

(см. АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ; МЭЛОРИ Томас).

МЕРЛО-ПОНТИ МОРИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕРОВИНГИ

МЕРОВИНГИ (Merovingi),

первая династия объединенного Франкского королевства, основанного Хлодвигом I в конце 5 в. Правила до 751, когда Хильдерик III был смещен Пипином Коротким. Название династии происходит от Меровеха или Меровея, вождя салических франков. Возможно, он возглавлял отряд, сражавшийся в 451 в составе римской армии на Каталаунских равнинах, когда гунны были вытеснены из Галлии. Его внук Хлодвиг I стал королем салиев после смерти своего отца Хильдерика I в 481, а в 496 он был избран королем рипуарских франков, тем самым объединив две племенные группы. Вначале Хлодвиг покорил область между Соммой и Сеной, а затем повернул на юг, где разгромил алеманнов, присоединив их земли к своему королевству. Крещение короля в 496 после победы над алеманнами послужило примером для всего народа франков. До 511, года своей смерти, Хлодвиг расширил подвластную ему область до Пиренеев. Обыкновение Меровингов делить владения между сыновьями вело к постоянному дроблению подвластных им территорий и к междоусобным войнам. Тем не менее Франкское королевство продолжало расти вплоть до смерти в 639 Дагоберта I, последнего сильного правителя Меровингов. После этого наступил период правления т.н. "ленивых королей" (фр. rois fainants) - бессильных наблюдателей длившихся во Франкском королевстве на протяжении столетия гражданских войн между властителями небольших государств, на которые оно периодически распадалось. В это время власть майордомов, высших должностных лиц в королевствах, постоянно усиливалась, пока наконец один из них, Пипин Короткий, не взошел в 751 на трон, став таким образом первым франкским королем из Каролингов.

ЛИТЕРАТУРА

Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М., 1984

МЕРСИН

МЕРСИН - археологический памятник на территории современной Турции, представляющий собой древнее поселение близ побережья Средиземного моря, в Анатолии, к юго-западу от Тарса. Слои от 19 и более ранние содержат материалы одной из древнейших известных к настоящему времени неолитических культур, в том числе обсидиановые наконечники копий с прекрасно обработанной в технике отжимной ретуши поверхностью и открытые сосуды с горизонтальными продырявленными ушками и туловом, определенные участки которого украшены оттисками раковин. Слой 18 содержит больше монохромной неолитической керамики, на сей раз орнаментированной поясками. Выше расположены слои с расписной полихромной посудой, подобной той, что найдена в ранних слоях Телль-Хассуны и Ниневии. В слое 18 обнаружены также остатки халколитического поселения с керамикой халафского типа, сходной с найденной в Телль-Халафе.

МЕРТВОЕ МОРЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕСОНЬЕ ЭРНЕСТ

МЕЙСОНЬЕ, ЖАН ЛУИ ЭРНЕСТ

(Meissonier, Jean Louis Ernest)

(1815-1891), также Месонье, французский живописец, график и скульптор. Родился 21 февраля 1815 в Лионе. Учился у Л.Конье. Начал работать как иллюстратор и достиг умения передавать мельчайшие детали с фотографической точностью. Перенесенная в живопись, эта манера подробного воспроизведения деталей снискала восхищение официальных кругов, а выбор сюжетов - сентиментальных жанровых сцен и анекдотов из жизни Наполеона Бонапарта - способствовал его популярности. Коллекционеры охотно покупали работы художника. Сейчас произведения Мейсонье находятся в крупнейших музеях мира; они представляют интерес как выражение общественного вкуса того времени. Среди наиболее известных работ мастера - Рассыльный (1855), Игроки (1855), Кузнец (1857), Наполеон III при Сольферино (1861), Кирасиры 1805 г. (1878). Умер Мейсонье в Париже 31 января 1891. ЛИТЕРАТУРА Булгаков Ф. Мейсонье и его произведения. СПб, 1908

МЕСОПОТАМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕССА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕССБАУЭР РУДОЛЬФ ЛЮДВИГ

МЕССБАУЭР Рудольф Людвиг (Mossbauer, Rudolf Ludwig)

(р. 1929), немецкий физик, удостоенный Нобелевской премии по физике 1961 за открытие явления резонансного поглощения g-квантов атомными ядрами твердого тела, не сопровождающегося изменением внутренней энергии тела (поглощение без отдачи; эффект Мессбауэра). Родился 31 января 1929 в Мюнхене. Окончил Высшее техническое училище в Мюнхене (1955), там же в 1958 защитил докторскую диссертацию. В 1955-1957 работал в Институте М.Планка в Гейдельберге, в 1958-1960 - в Высшем техническом училище в Мюнхене, в 1960-1964 - в Калифорнийском технологическом институте. В 1964-1972 - профессор Технического университета в Мюнхене, с 1972 - директор Института Макса Лауэ - П. Ланжевена в Гренобле. Работы Мессбауэра относятся к g-спектроскопии, ядерной физике, физике твердого тела. Открытый Мессбауэром эффект широко применяется при измерении магнитного поля ядер, изучении магнитных свойств вещества, сверхтонких взаимодействий.

ЛИТЕРАТУРА

Мессбауэр Р. Резонансное ядерное поглощение g-квантов в твердых телах без отдачи. - Успехи физических наук, т. 72, 1960 Мессбауэр Р. Резонансная спектроскопия g-излучения. М., 1970

МЕССБАУЭРА ЭФФЕКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕССИНДЖЕР ФИЛИП

МЕССИНДЖЕР Филип (Massinger, Philip)

(1583-1640), английский драматург послешекспировской эпохи. Родился в Солсбери в 1583, крещен 24 ноября. Его отец, дворянин, служил поверенным в делах у графа Пемброка, в качестве члена парламента занимал различные высокие посты. Мессинджер был зачислен в Сент-Олбанз-колледж Оксфордского университета, однако покинул его без ученой степени, вероятно после смерти отца в 1603. Последующие десять лет его жизни покрыты неизвестностью, затем его имя (вместе с Т.Деккером) появляется на титульном листе Девы-мученицы (The Virgin Martyr, 1622). Мессинджер был одним из крупнейших драматургов десятилетия, последовавшего за смертью Д. Флетчера. Он автор более 50 пьес, многие из которых написаны совместно с Флетчером или являются переделками его произведений. Сохранилось 15 пьес, принадлежащих собственно Мессинджеру, одна из них, Верьте, если хотите (Believe As You List), дошла в виде авторской рукописи. Наиболее известные, например Новый способ платить старые долги (A new Way to Pay Old Debts, 1633), и сегодня ставятся на сцене. Мессинджера отличала дерзкая прямота в вопросах политики, что видно из его выпадов против графа Букингемского и Якова I и конфликтов с цензурой. По некоторым намекам, особенно в Госпоже из Сити (The City Madam, 1658), Фрейлине (The Maid of Honour, 1632) и Изменнике (The Renegado, 1630), можно заключить о его приверженности католицизму. Умер Мессинджер в марте 1640, похоронен в церкви Святого Спасителя (ныне Саутуоркский собор), в одной могиле с Флетчером. Произведения Мессинджера являются типичными мелодрамами, его сюжеты, как и у Флетчера, полны неожиданных поворотов, разоблачений и перепадов в настроении. Однако в двух своих лучших пьесах - Госпожа из Сити и Новый способ платить старые долги - он, изменяя этой манере, идет по пути Б.Джонсона. Хотя порой Мессинджер не гнушается сомнительных с точки зрения морали ситуаций, для него характерен нравоучительный тон и его интересы концентрируются скорее в философской, нежели психологической сфере. Фраза Мессинджера строится не столько по законам поэзии, сколько по правилам риторики; склонность к усложненным синтаксическим периодам делает его стиль легко узнаваемым. Особенности драматургии Мессинджера ярче всего проявились в Герцоге Миланском (The Duke of Milan, 1623), Великом герцоге Флорентийском (The Great Duke of Florence, 1636), Фрейлине, Крепостном (The Bondsman, 1624) и Изменнике. Написанная им в соавторстве с Н.Филдом (1587-1633) блестящая пьеса Роковое приданое (The Fatal Dowry, 1632) была переработана в 1703 Н.Роу (1674-1718) под названием Кающаяся красавица (The Fair Penitent).

ЛИТЕРАТУРА

Мессинджер Ф. Новый способ платить старые долги. - В кн.: Современники Шекспира, т. 2. М., 1959 Мессинджер Ф. Госпожа из Сити. М., 1960

МЕССИЯ

МЕССИЯ (древнеевр. "машиах" - "помазанник"), в иудео-христианской традиции, освободитель, помазанник Божий, освященный миропомазанием. В еврейской Библии под "Мессией", как правило, подразумевался не посланник небес, а идеальный земной царь, правящий по воле Бога. Во времена Иисуса почти все евреи ожидали пришествия Мессии. Одни надеялись, что после его чудесного появления установится царство праведности и справедливости, другие видели в нем военачальника, который изгонит римлян, третьи уповали на возможность счастливой жизни без тяжелого труда. Иисус из Назарета не вписывался в образ долгожданного Мессии: он отказывался подтверждать свое предназначение эффектными чудесами, отвергал насилие, осуждал стремление к земному благополучию и видел в мессианстве одну цель - показать людям, как надо понимать волю Бога и исполнять ее. Воплощая в жизнь божественный замысел, бесстрашно противостоя враждебному окружению, с готовностью перенося страдания, он всеми путями стремился к достижению этой цели. Иисус был распят, поскольку мессианские устремления сделали его опасным для властей. Сподвижники признали его мессианские притязания, и слово "Христос" (греч. "помазанник") стало частью его имени. Евреи отвергли учение Иисуса и либо продолжают ждать другого Мессию, либо связывают мессианские чаяния с тем, что Бог установит царство мира и счастья путем нравственного совершенствования людей и постепенного создания разумного социального строя.

Лжемессии. После Иисуса Христа в еврейской истории появлялись личности, провозглашавшие себя мессиями или считавшиеся таковыми в своем окружении. Так, во 2 в. н.э. предводитель восстания евреев против римлян Бар-Кохба был провозглашен посланником небес и освободителем Израиля. Многие лжемессии появлялись в Средние века, среди них испанский каббалист Авраам Абулафия и Давид Алрой из Персии (13 в.). Самозваным Мессией после изгнания евреев из Испании был маран Соломон Молхо (16 в.), который вместе с Давидом Реубени добился аудиенции у папы Климента VII и императора Карла V. Знаменитый еврейский мистик и каббалист Исаак Лурия называл себя предвестником истинного Мессии. Из еврейских лжемессий наиболее известен Саббатай Цви (1626-1676), находившийся под влиянием лурианской каббалы. Он привлек многих сторонников из числа евреев и предпринял неудачную попытку восстановить еврейское царство. Турецкий султан заключил Саббатая Цви в тюрьму, и тот в конце концов принял ислам. Саббатианское движение просуществовало в течение нескольких веков. В 18 в. на роль Мессии претендовал Якоб Франк, но движение франкистов не получило широкого распространения.

МЕТА ЗУБИН

МЕТА Зубин (Mehta, Zubin) (р. 1936), американский дирижер. Уже в 24 года Мета занял пост художественного руководителя Филармонического оркестра Лос-Анджелеса, став самым молодым дирижером, которому был доверен один из лучших оркестров мира. С 1978 по 1991 Мета являлся дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, возглавляя этот прославленный коллектив в период, который впоследствии был признан одним из самых плодотворных в истории оркестра. Репертуар Меты весьма широк, но особенно часто он исполняет произведения Бетховена, Брамса, Берлиоза и других композиторов-романтиков. Мета родился 26 апреля 1936 в Бомбее (Индия), в семье Мели Меты, скрипача и композитора. Мальчик занимался сначала с отцом, а потом, в возрасте 18 лет, уехал в Вену, где совершенствовался у Х. Сваровски. В 1858 Мета выиграл международный конкурс дирижеров в Ливерпуле, что позволило ему два года стажироваться в Королевском филармоническом оркестре этого города. В 1959 он выступал как гастролер с Венским филармоническим оркестром, а на следующий год получил два ангажемента в США - с Филадельфийским и с Нью-Йоркским филармоническим оркестрами. В 1961, после нескольких блестящих выступлений с Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Мета был назначен его художественным руководителем и одновременно возглавил Симфонический оркестр Монреаля. Работал он и с Израильским филармоническим оркестром. Как оперный дирижер выступал в Монреале, в лондонском театре "Ковент-Гарден", в Венской опере и нью-йоркской "Метрополитен-опера".

МЕТАБОЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТАЛЛОВ ИСПЫТАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТАЛЛОВ ЛИТЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТАЛЛОВ МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТАЛЛОВ ОБРАБОТКА ДАВЛЕНИЕМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТАЛЛОВ ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТАЛЛОВЕДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТАЛЛООРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТАЛЛОПОКРЫТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТАЛЛЫ ДЛЯ ЧЕКАНКИ МОНЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТАЛЛЫ ЧЕРНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТАСТАЗИО ПЬЕТРО

МЕТАСТАЗИО Пьетро (Metastasio)

(1698-1782), итальянский поэт, настоящее имя - Пьетро Антонио Доменико Бонавентура Трапасси (Trapassi). Родился 3 января 1698 в Риме. В возрасте 10 лет успехи в искусстве стихотворной импровизации привлекли к нему внимание ученого Дж.В.Гравины, который усыновил мальчика, воспитал его и дал ему имя Метастазио - греческий эквивалент Трапасси. Гравина умер в 1718, оставив все имущество Метастазио, тот вскоре промотал его и уехал в Неаполь, тогдашнюю музыкальную столицу Италии. Там он получил сан аббата и вступил в академию Аркадия. В 1717 опубликовал сборник стихов, включавший трагедию Юстин (Giustino), написанную им в возрасте четырнадцати лет. В 1722 вице-король Неаполя заказал ему музыкальную пьесу Сады Гесперид (Orti Esperidi), представленную при дворе с Марианной Булгарелли в роли Венеры. Талантливая певица ввела Метастазио в круг актеров и музыкантов и оказала существенное влияние на его развитие. Для нее он написал в 1723 мелодраму Покинутая Дидона (Didona abbandonata), положенную на музыку Сарро, а впоследствии и другими композиторами. Здесь впервые обозначился стиль, доведенный до совершенства в позднейших работах Метастазио. Благодаря влиянию Марианны Пиньателли, графини д'Aльтхан, Метастазио был приглашен сменить Апостоло Дзено на посту придворного поэта при дворе Карла VI. В апреле 1730 он приехал в Вену, где и остался до конца своей жизни. Его основные работы написаны в период с 1730 по 1740, год смерти императора. Помимо всего прочего, в этот период он написал одиннадцать мелодрам на классические сюжеты, в т.ч. Олимпиада (Olimpiade, 1732), Демофоон (Demofoonte), Титово милосердие (La Clemenza di Tito, 1734), Ахилл во Сцире (Achille in Sciro, 1736) и Аттилий Регул (Attilio Regolo, 1740). Не признавая трагедии во французском стиле, Метастазио разработал чисто итальянскую форму оперы. Она состояла в чередовании поддерживающего действие белого стиха, идущего речитативом, и лирических частей, развившихся впоследствии в арии. Но вскоре появились и другие виды оперы, и слава Метастазио ненамного его пережила. После 1740, несмотря на поощрение императрицы Марии Терезии, он написал мало.

Умер Метастазио 12 апреля 1782.

ЛИТЕРАТУРА

Стендаль. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио. - В кн.: Стендаль. Собрание сочинений, т. 8. М., 1959

МЕТАФИЗИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТЕМПСИХОЗА

МЕТЕМПСИХОЗА - учение о переселении душ, согласно которому сознательное начало (душа, дух) не умирает вместе с телом своего обладателя, но через некоторое время вселяется в другого человека, животное или растение. Мотив метемпсихозы присутствует в средневековой легенде о Тристане и Изольде, где говорится, что на могилах влюбленных выросли деревья, которые сплели в объятиях свои ветви. Учение о переселении душ встречается во многих религиях мира, но ортодоксальным христианством оно не признается (хотя подобные взгляды разделял Ориген). Австралийские аборигены верят в то, что душа постоянно возрождается и что каждый новорожденный младенец есть новое воплощение умершего предка. Многие первобытные народы Индии и Юго-Западной Африки верят в то, что душа возрождается в череде насекомых. Важную роль идея переселения душ играла в религиях кельтских племен, в неопифагорействе и неоплатонизме. В некоторых направлениях средневековой еврейской мистики также развивалась теория переселения душ. Наиболее полное развитие идея переселения душ получила в индуизме и буддизме.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство и индуизм. М., 1994 Кураев А.В. Раннее христианство и переселение душ. М., 1998

МЕТЕОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТЕОРИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТЕОРОЛОГИЯ И КЛИМАТОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТЕРЛИНК МОРИС

МЕТЕРЛИНК, МОРИС ПОЛИДОР МАРИ БЕРНАР

(Maeterlink, Maurice Polydore Marie Bernard)

(1862-1949), бельгийский драматург и философ. Писал на французском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1911. Родился 29 августа 1862 в Генте, во фламандской семье. Изучал право в Париже, был принят в гентскую коллегию адвокатов в 1886, но к тому времени благодаря знакомству с Э.Верхарном, Ф.Вилье де Лиль-Аданом и другими поэтами-символистами определились его литературные интересы, и вскоре он оставил адвокатуру. В 1889 выпустил первую книгу стихов Теплицы (Les Serres chaudes) и опубликовал первую пьесу-сказку Принцесса Мален (La Princesse Maleine). За ней последовало еще несколько пьес, в их числе Пелеас и Мелисанда (Pellas et Mlisande, 1892), на сюжет которой К.Дебюсси написал оперу.

Изучение философии от Плотина до Р.У. Эмерсона усилило мистицизм Метерлинка. Его пьесы в проникновенной, символической форме выразили философские построения, складывавшиеся интуитивно. Его шедевром стала Синяя птица (L'Oiseau bleu, 1908). Право первой постановки этой пьесы Метерлинк передал К.С. Станиславскому. Мотив смерти постоянно присутствует в его творчестве, в поздний период возобладал интерес к мистике и оккультизму. Многолетние наблюдения за жизнью пчел побудили его искать обоснование своего пантеистического мистицизма в природе, среди сочинений этого цикла - Жизнь пчел (La Vie des abeilles, 1901) и натурфилософские работы, описывающие муравьев, термитов, птиц и цветы.

С 1896 Метерлинк жил во Франции. В 1932 ему был пожалован титул графа. В 1940 он уехал в США, а в 1947 вернулся во Францию. Умер Метерлинк в своем замке в Ницце 6 мая 1949.

ЛИТЕРАТУРА

Метерлинк М. Пьесы. М., 1958 Метерлинк М. Пьесы. М., 1972 Шкунаева И. Ранний театр Мориса Метерлинка; Театр Метерлинка в начале XX века. - В кн.: Шкунаева И. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973 Метерлинк М. Синяя птица. Л., 1975 Метерлинк М. Разум цветов. М., 1995

МЕТОДИСТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТРОПОЛИТЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТТЕРНИХ КЛЕМЕНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕХАНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕХМЕД

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЦЕНАТ

МЕЦЕНАТ, ГАЙ ЦИЛЬНИЙ

(Gaius Cilnius Maecenas)

(ок. 70-8 до н.э.), выдающийся римский государственный деятель, покровитель искусств. Меценат происходил из богатой семьи и гордился своим этрусским происхождением (Цильний - его имя по матери, поскольку так было принято именоваться у этрусков). О молодости Мецената ничего не известно, но начиная с битвы при Филиппах он неизменно находился при Октавиане, будущем императоре Августе, верным другом и советником которого оставался до конца жизни. В 40 и 38 до н.э. Октавиан направлял его с важными поручениями к Антонию, Меценат содействовал заключению между ними тарентского соглашения в 37 до н.э. На время своего отсутствия в Риме (в 36-33 и 31-29 до н.э.) Октавиан оставлял за себя Мецената (во втором случае вместе с Марком Випсанием Агриппой). В 23 до н.э. Меценат, желая спасти своего шурина Авла Терренция Варрона Мурену, дал ему понять, что заговор против Августа, в котором тот принимал участие, раскрыт. Возможно, за эту нелояльность он был отстранен с позиции второго человека в государстве (им стал Агриппа, в котором Август видел своего преемника), однако не лишился дружбы Августа. Последние годы жизни Меценат проводил в роскоши и великолепии своего дворца на Эсквилинском холме, посреди разбитых им обширных садов. На этом участке было найдено множество произведений искусства, а т.н. "зал Мецената" все еще стоит на улице Мерулана. Предполагается, что это здание служило оранжереей или (что вероятнее) пиршественным залом. Умирая, Меценат завещал все свое имущество Августу, а также поручил его заботам Горация, который, впрочем, пережил своего благодетеля всего на два месяца. Меценат прославился также как покровитель литераторов и проницательный критик, и именно в этом качестве его имя стало нарицательным. Вергилий, одним из первых вошедший в кружок Мецената, привлек сюда в 38 до н.э. Горация (в 33 до н.э. Меценат пожаловал Горацию усадьбу в Сабинских горах). Именно Меценат уговорил поэтов поддержать Октавиана и новое государственное устройство. Эподы, Сатиры, Оды и Послания Горация посвящены Меценату, как и Георгики Вергилия, написанные по его прямому заказу. Позднее в этот кружок вошел также Проперций, автор элегий. Гораций отзывается о Меценате как о простом и искреннем человеке. Меценат и сам писал как прозу (раскритикованную позднейшими римскими авторами), так и стихи, но от его сочинений сохранились лишь фрагменты.

ЛИТЕРАТУРА

Полонская К.П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963

МЕЧНИКОВ ИЛЬЯ ИЛЬИЧ

МЕЧНИКОВ Илья Ильич (1845-1916), русский микробиолог и патолог, удостоенный в 1908 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с П.Эрлихом) за исследование природы иммунитета. Родился 15 мая 1845 в с. Ивановка близ Харькова. В 1864 окончил Харьковский университет, специализировался в университетах Гессена, Геттингена и Мюнхена, изучал эмбриологию в Италии. В 1868 защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете. В 1870-1882 был профессором зоологии Новороссийского университета в Одессе, успешно сочетая преподавательскую деятельность с научной работой. В 1886 организовал (совместно с Н.Ф.Гамалеей) первую в России бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями. В 1887 переехал в Париж, а в 1888 принял предложение Л.Пастера возглавить лабораторию в его институте. С 1905 - заместитель директора этого института. Оставаясь до конца жизни в Париже, Мечников постоянно поддерживал связь с Россией; у него специализировались и работали многие русские ученые, он систематически переписывался с И.П.Павловым, Д.И.Менделеевым, И.М.Сеченовым и другими учеными. Первые исследования Мечникова были посвящены зоологии беспозвоночных (губок и кишечнополостных), эволюционной эмбриологии. В 1879-1886 он разработал оригинальную теорию происхождения многоклеточных организмов (теорию фагоцителлы). В 1882 обнаружил явление фагоцитоза - активного поглощения частиц и живых клеток одноклеточными организмами или особыми клетками - фагоцитами (такими клетками являются, например, некоторые типы лейкоцитов). На основе теории фагоцитоза разработал теорию фагоцитарного иммунитета (1883) и сравнительной патологии воспаления (1892). Мечникову принадлежат многочисленные работы по бактериологии. Он занимался вопросами эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулеза и других инфекционных заболеваний. В опытах, поставленных на самом себе, доказал роль холерного вибриона как возбудителя азиатской холеры. Выполнил классические исследования по изучению экспериментального сифилиса у обезьян (совместно с Э.Ру) (1903). Среди наиболее известных работ Мечникова - Изучение внутриклеточного пищеварения у беспозвоночных животных (Untersuchungen ber die intracellulre Verdauung bei wirbellosen Thieren, 1883); Сравнительная патология воспаления (Leons sur la pathologie compare de l'inflammation, 1892); Невосприимчивость к инфекционным болезням (L'Immunit dans les maladies infectieuses, 1901); Этюды о природе человека (tudes sur na nature humaine, 1903). Умер Мечников в Париже 15 июля 1916.

ЛИТЕРАТУРА

Мечников И.И. Этюды о природе человека. М., 1925 Мечникова О.Н. Жизнь И.И.Мечникова. М. - Л., 1926 Мечников И.И. Академическое собрание сочинений, тт. 1-16. М., 1950-1964 Мечников И.И. Этюды оптимизма. М., 1982

МЕШТРОВИЧ ИВАН

МЕШТРОВИЧ Иван (Metrovic, Ivan)

(1883-1962), хорватский скульптор, создатель национальной школы ваяния. Родился 15 августа 1883 во Вропле, в семье крестьянина. До 18 лет был пастухом и на досуге занимался резьбой по дереву, украшая предметы домашнего обихода. Его талант был замечен, и юношу отправили в обучение к резчику по мрамору в Сплит. В 1901-1904 Мештрович учился архитектуре в Академии художеств в Вене, а затем начал выставлять свои работы, в том числе на выставках Венского Сецессиона, много путешествовал, работал главным образом в Париже и Риме. Среди лучших работ Мештровича - архитектурное и скульптурное оформление погребальной капеллы семьи Рачич в местечке Кавтат близ Рагузы (1923, Дубровник), памятник Григуру Нинскому в Сплите (1926-1927) и памятник Неизвестному герою на горе Авала близ Белграда (1934-1938). Выставки работ скульптора в Америке были организованы в Бруклинском музее (1924) и в музее Метрополитен (1947). В 1945 он эмигрировал, с 1947 жил в США, преподавал скульптуру в университетах Сиракуз и Нотр-Дам. В 1952 скульптор подарил свой дом в Сплите со всеми находившимися в нем произведениями Югославской республике. Умер Мештрович в Саут-Бенд (шт. Индиана, США) 16 января 1962. Для стиля Мештровича характерны напряженные позы в духе Микеланджело, архаическое упрощение форм, линеарная проработка деталей и шероховатая фактура поверхности. Искусство Мештровича отстоит дальше от модернизма, чем искаженные или абстрактные формы произведений многих его современников, однако оно часто несколько вычурно, несмотря на мощь дарования скульптора и обилие замечательных декоративных мотивов.

ЛИТЕРАТУРА

Тупицын И.К. Иван Мештрович. М., 1967

МЕЩАНИНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ

МЕЩАНИНОВ Иван Иванович (1883-1967), русский языковед. Родился 24 ноября (5 декабря) 1883 в Уфе. Окончил Училище правоведения и юридический факультет Петербургского университета в 1907; два семестра провел в Гейдельбергском университете. Одновременно учился в Археологическом институте в Петербурге, который окончил в 1910. Занимался русской историей, археологией; с 1910 по 1923 заведовал историческим архивом Археологического института; описал коллекцию эламских древностей, хранившихся в этом институте. В 1925-1933 участвовал (в том числе в качестве руководителя) в археологических экспедициях в Северное Причерноморье и Закавказье. В 1932 стал академиком АН СССР. Еще в 1917, занявшись исследованием эламского языка, сблизился с Н.Я.Марром. По совету Марра в 1919 начал изучение грузинского, хеттского и семитских языков. Археологическая работа в Закавказье обусловила интерес Мещанинова к урартскому языку, который он сохранял до конца жизни. С конца 1920-х годов ученый сосредоточился на лингвистике. Первые его лингвистические работы (Введение в яфетидологию, 1929) развивали "новое учение о языке" Н.Я.Марра. После смерти Н.Я.Марра Мещанинов - его преемник на посту руководителя Института языка и мышления АН СССР (1935-1950), он возглавлял Отделение литературы и языка АН СССР (1939-1950), в 1945 был награжден медалью Героя Социалистического Труда. После критики идей Н.Я.Марра И.В.Сталиным в 1950 был снят со всех руководящих постов, но продолжал научную деятельность. Умер Мещанинов в Ленинграде 16 января 1967. Наиболее значительные труды Мещанинова - Общее языкознание (1940), Члены предложения и части речи (1940), Глагол (1949) - связаны с постепенным преодолением влияния Н.Я.Марра. Воспринятая от последнего идея поиска стадий развития языков в области синтаксиса преобразовалась в идею выявления основных типов синтаксического строя языков мира без какой-либо связи со стадиями. Эти работы заложили основы новой лингвистической дисциплины - синтаксической типологии, получившей значительное развитие в отечественной и мировой лингвистике. Идея так называемых "понятийных категорий" стала у Мещанинова одной из первых попыток выявления семантических закономерностей языка, отличных от его формальных закономерностей. В книге Глагол Мещанинов сопоставил глагольные категории в языках мира. В 1950-1960-х годах Мещанинов опубликовал двухтомное грамматическое описание урартского языка (1958-1962) и подготовил его словарь, а также продолжил исследования в области синтаксической типологии. Идеи Мещанинова получили продолжение в исследованиях С.Д.Кацнельсона (1907-1985), Г.А.Климова (1928-1997) и др.

ЛИТЕРАТУРА

Мещанинов И.И. Проблемы развития языка. Л., 1975 Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи. Л., 1978

МИГРАЦИЯ ЖИВОТНЫХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИГРЕНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИД МАРГАРЕТ

МИД Маргарет (Mead, Margaret)

(1901-1978), американский антрополог. Родилась 16 декабря 1901 в Филадельфии (шт. Пенсильвания). Училась в университете Де По, Барнард-колледже и Колумбийском университете (магистр психологии - 1924, доктор антропологии - 1929). Совершила экспедиции на острова Самоа (1925-1926), острова Адмиралтейства (1928-1929), в Новую Гвинею (1931-1933), Бали и Новую Гвинею (1936-1939), изучая подростковое и сексуальное поведение среди примитивных племен. В 1926 Мид стала куратором по этнологии в Американском музее естественной истории, а в 1954 - адъюнкт-профессором антропологии Колумбийского университета. Среди множества ее публикаций - Совершеннолетие на Самоа (Coming of Age in Samoa, 1928); Взросление в Новой Гвинее (Growing Up in New Guinea, 1930); Пол и темперамент в трех примитивных обществах (Sex and Temperament in Three Primitive Societies, 1935); Мужчина и женщина (Male and Female, 1949); Преемственность в культурной эволюции (Continuities in Cultural Evolition, 1964); Семья (The Family, 1965). В 1956 Мид была избрана президентом Всемирной федерации психического здоровья, в 1974 - президентом Американской ассоциации содействия развитию науки. В 1967 вновь посетила Новую Гвинею. Умерла Мид в Нью-Йорке 15 ноября 1978.

ЛИТЕРАТУРА

Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М., 1988

МИДАС

МИДАС - в греческой мифологии, царь Фригии, прославившийся своим богатством. За то, что Мидас ласково обошелся со спутником Диониса Силеном, бог предложил ему самому выбрать себе награду. Царь попросил, чтобы все, к чему он ни прикоснется, обращалось в золото, однако, когда в золото начали превращаться его пища и питье, стал умолять Диониса лишить его коварного дара. Мидас избавился от волшебной способности, омывшись в реке Патокл, и с тех пор песок на дне этой реки сделался золотоносным. В другой раз, когда Пан (или Марсий) вызвал Аполлона на музыкальное состязание, Мидас присудил победу Пану, и за это Аполлон наградил его ослиными ушами.

МИДИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИДЛТОН ТОМАС

МИДЛТОН Томас (Middleton, Thomas)

(1580-1627), английский драматург якобитской эпохи. Родился в апреле 1580 в семье лондонского каменщика. В 1598 был зачислен в Оксфордский университет, но ученой степени, по-видимому, так и не получил. Еще студентом опубликовал несколько стихотворных произведений. К 1601 вернулся в Лондон и начал работать для театра. Первые пьесы Мидлтона (написанные совместно с Т.Деккером и другими драматургами) утрачены. В 1604 совместно с Деккером написал первую часть Честной потаскухи (The Honest Whore) и опубликовал два сатирических памфлета о жизни Лондона - Муравей и соловей (The Ant and the Nightingale) и Черная книга (The Black Book). В 1603-1608 пишет пьесы для детских актерских трупп, а после их развала - для объединений взрослых актеров. С 1615 сотрудничает с сильнейшей в то время труппой - "Слугами его величества". Оказавшись в 1611-1612 в долгах, с 1613 стал зарабатывать сочинением текстов для городских празднеств и в 1620 был назначен официальным хронистом Лондона. Умер Мидлтон в Ньюингтон-Баттсе, пригороде Лондона, 7 июля 1627. Первый успех в 1606-1607 Мидлтону принесли пьесы Осенний семестр (Michaelmas Term), Безумный мир, господа! (A Mad World, My Masters) и Как надуть старика (A Trick to Catch the Old One) - живые остросюжетные комедии, в которых веселый задор соседствует с серьезным изображением современных Мидлтону перемен в обществе. Фантастический сюжет сочетается в них с простотой и легкостью прозаического диалога и точными деталями лондонского быта. Лучшая из городских комедий Мидлтона, Честная девушка из Чипсайда (The Chaste Maid in Cheapside, ок. 1613) - блистательно остроумная пьеса, силой и глубиной превосходящая его предыдущие произведения. Впоследствии Мидлтон перешел от комедии к трагикомедии, а затем к трагедии, от прозы - к преобладанию стиха, от опоры на интригу - к психологической мотивировке действия. Его самая известная трагедия - Справедливый поединок (A Fair Quarrel), в которой леди Эйджер приносит в жертву свою репутацию, тщетно пытаясь спасти сына от дуэли. Среди поздних произведений Мидлтона выделяются две трагедии, дающие беспощадную картину нравственной деградации: Женщины, остерегайтесь женщин (Women, Beware Women, ок. 1615-1617) и Тайная подмена (The Changeling, 1622). Заслуживает упоминания также остроумная пьеса Шахматная партия (The Game at Chess, 1624), которая, возможно, была последним произведением Мидлтона, - аллегория, где Англия и Испания изображены соперниками в шахматном поединке.

ЛИТЕРАТУРА

Мидлтон Т. Безумный мир, господа! - В кн.: Младшие современники Шекспира. М., 1986 Мидлтон Т., Роули У. Оборотень. - В кн.: Младшие современники Шекспира. М., 1986

МИДРАШ

МИДРАШ (от древнеевр. "дараш" - "искать", "исследовать", "истолковывать"), жанр раввинистической литературы, гомилетическое и экзегетическое толкование Библии. Существуют два вида мидрашей. Мидраш Галаха посвящен истолкованию библейских законов для максимально широкого применения в различных жизненных ситуациях; этот вид обосновывает также законы послебиблейского периода, исходя непосредственно из предписаний Библии. Мидраш Агада истолковывает Библию в аспекте морали и нравственности. Мидрашистский метод толкования широко используется в Талмуде. Но и помимо него существует обширная независимая мидрашистская литература, охватывающая более чем тысячелетний период начиная со времени таннаев. От периода таннаев до нас дошли следующие галахические мидраши: Мехилта - мидраш на библейскую Книгу Исхода, Сифра - на Книгу Левит и Сифре - на книги Чисел и Второзакония. Все они - палестинского происхождения, написаны на иврите и содержат значительный агадический материал. Эти мидраши представляют две школы толкования: школу рабби Ишмаэля, к ней относятся мидраши Мехилта и Сифре на книгу Чисел, и школу рабби Акивы, автору мидрашей Сифра и Сифре на Второзаконие. Гораздо многочисленнее представлены агадические мидраши, появившиеся в основном в аморайский и послеаморайский периоды. Они написаны на иврите и на арамейском, а иногда на смеси этих языков. Важнейшие из них: Мидраш Рабба - мидраш на все Пятикнижие и пять других библейских книг (Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и Есфирь); Мидраш Танхума на Пятикнижие, известный в двух изводах; Песикта включает гомилии, относящиеся к праздникам и особо установленным датам; Мидраш ха-Гадол, сочинение законченное в 14 в.; Мидраш Мишле на книгу Притч; Мидраш Техиллим на Псалмы. Наиболее полные собрания мидрашей: шеститомное издание Бет ха-Мидраш (1853-1877), составленное А. Еллинеком, и двухтомное издание Оцар Мидрашим (1915) Иуды Эйзенштейна.

ЛИТЕРАТУРА

Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. М., 1993

МИЗЕНЫ

МИЗЕНЫ (Misena), древнеримский город, находившийся в 16 км к западу от Неаполя на выдающейся в море оконечности Мизенского полуострова, который ограничивает Неаполитанский залив с северо-запада. Стратегическое положение Мизен явилось причиной того, что уже в начале правления Августа, в 31 до н.э., Марк Випсаний Агриппа превратил это курортное место в базу римского средиземноморского флота, подобно Равенне на Адриатике. Сохранились значительные остатки портовых сооружений, множество надгробий, а также огромный замкнутый водоем, отделенный от моря насыпью.

МИЙО ДАРИЮС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИКАДО

МИКАДО (япон. "ми" - достопочтенный и "кадо" - врата), древний титул японского императора. Сам термин относится к императорскому дворцу или резиденции; он нашел широкое распространение, потому что у японцев не принято называть императора по имени. Современное японское название императора - Тэнно (Сын Неба). Согласно синтоистским представлениям, распространенным в Японии до конца Второй мировой войны, персона императора является священной и неприкосновенной, а властные права передавались от одного властителя к другому "в течение бессчетных веков". После Второй мировой войны Хирохито (правивший в 1926-1989), 124-й император Японии, издал императорский рескрипт, в котором говорилось, что божественность императора - ложное понятие, основанное исключительно на легендах и мифах.

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИКЕНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница