Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАВ"-"ВАН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАВ"-"ВАН")

ВАВИЛОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Н. И. Вавилов.

ВАВИЛОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

ВАВИЛОВ Сергей Иванович (1891-1951), советский физик, удостоенный в 1958 Нобелевской премии (совместно с П.А.Черенковым и И.М.Франком) за объяснение эффекта Черенкова. Родился 24 марта 1891 в Москве в семье торгового служащего. В 1909 окончил Московское коммерческое училище, в 1914 - Московский университет. С 1914 по 1918 служил в инженерных войсках. В 1918-1932 преподавал физику в МГУ (с 1929 - профессор). В 1918-1930 заведовал отделом физической оптики в Институте физики и биофизики. С 1932 - директор Физического института АН СССР, в 1932-1945 - заместитель директора по научной части Государственного оптического института. В 1945 был избран президентом АН СССР. Основные труды относятся к физической оптике, в частности люминесценции. Ввел понятие квантового выхода люминесценции и исследовал зависимость этого параметра от длины волны возбуждающего света (закон Вавилова). Исследовал явление поляризации люминесценции, что позволило подойти к решению вопроса о природе элементарного излучателя. Изучая причины уменьшения интенсивности люминесценции в разных условиях, пришел к представлению о миграции энергии возбуждения в растворах. Внес большой вклад в практическое применение люминесценции, вместе с учениками разработал высокоэкономичные люминесцентные лампы, создал методы люминесцентного анализа, ультрафиолетовую и люминесцентную микроскопию. В 1934 под его руководством П.А.Черенков открыл свечение жидкостей под действием радиоактивного излучения (эффект Черенкова). Вавилов дал объяснение этому эффекту, что впоследствии дало возможность широко использовать его на практике (детекторы ионизирующих частиц). Вавилов - основоположник нового направления в оптике, микрооптики, в которой рассматриваются квантовые свойства света, природа элементарных излучателей, взаимодействие излучающих и поглощающих молекул на расстояниях, сравнимых с длиной волны света. Ему принадлежат пионерские работы в области нелинейной оптики (первый нелинейный оптический эффект он наблюдал еще в 1923, совместно с В.Л.Левшиным). Широко известна деятельность С.И.Вавилова как историка и популяризатора науки. Он перевел на русский язык Оптику И.Ньютона, составил к ней комментарии. Написал научную биографию Ньютона, книгу о жизни и научной деятельности М.В.Ломоносова. Вавилов - один из организаторов общества "Знание" и первый его председатель; с 1949 - главный редактор 2-го издания "Большой Советской энциклопедии". Вавилов создал школу физиков (И.М.Франк, П.А.Черенков, В.А.Фабрикант, А.М.Бонч-Бруевич, В.С.Фурсов и др.). В 1951 Президиумом АН СССР учреждена золотая медаль им. С.И.Вавилова. Имя Вавилова присвоено Институту физических проблем АН СССР и Государственному оптическому институту. Умер Вавилов в Москве 25 января 1951.

ЛИТЕРАТУРА

Вавилов С.И. Собрание сочинений, тт. 1-5. М., 1952-1956 Сергей Иванович Вавилов. Очерки и воспоминания. М., 1981

ВАВИЛОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАВИЛОН И АССИРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. Картина работы Питера Брейгеля Старшего.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. Картина работы Питера Брейгеля Старшего.

постройка, которую, по библейскому преданию (Быт 11:1-9), потомки Ноя воздвигали в земле Сеннаар (Вавилония), чтобы достигнуть небес. Бог, разгневанный замыслом и действиями строителей, смешал их языки, чтобы они не могли понимать друг друга, а самих рассеял по миру. Город, где строилась башня, получил название Вавилон, происходящее, согласно библейской этимологии (Быт 11:9), от еврейского "балал" ("смешивать). Этот рассказ представляет собой одну из первых попыток объяснить происхождение различных языков в мире. В действительности аккадское слово "Вавилон" ("баб-или") означает "врата Бога". Согласно историческим сведениям, город Вавилон - столица Вавилонии, расположенная на берегах Евфрата, - славился своим храмом Эсагилой, название которого переводится как "достигающий облаков". Этот храм был построен Хаммурапи, одним из первых вавилонских царей.

ВАГАНОВА АГРИППИНА ЯКОВЛЕВНА

А. Я. Ваганова.

ВАГНЕР РИХАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАГНЕР-ЯУРЕГГ ЮЛИУС

ВАГНЕР-ЯУРЕГГ Юлиус (Wagner-Jauregg, Julius)

(1857-1940), австрийский невропатолог, психиатр и патоморфолог, удостоенный в 1927 Нобелевской премии по физиологии и медицине за обоснование теоретических положений пиротерапии. Родился 7 марта 1857 в Вельсе (Верхняя Австрия). Окончил Венский университет; получив в 1881 степень доктора медицины, работал в этом университете на кафедре психиатрии. В 1883-1889 - ассистент, затем доцент в клинике нервных и психических болезней при Венском университете, в 1889-1893 - профессор психиатрии и невропатологии университета Граца, в 1893-1918 - заведующий кафедрой психиатрии в Венском университете. Помимо этого, Вагнер-Яурегг был директором психиатрической клиники и в течение нескольких лет возглавлял приют для душевнобольных в Троппау. Вагнеру-Яуреггу принадлежат важные работы по лечению кретинизма и зоба препаратами щитовидной железы и малыми дозами иода. В 1887 он сообщил о влиянии заболеваний, сопровождающихся повышением температуры, на течение психозов. В 1890 предложил применять лихорадочную терапию для лечения прогрессивного паралича, в 1917 впервые привил малярию больным, страдающим этим заболеванием. Научно обосновал принципы раздражающей терапии, разработал методику малярийной терапии. Эта терапия применялась им также при свежем сифилисе, невросифилисе, рассеянном склерозе, шизофрении. Вагнер-Яурегг - автор работ по инфекционным психозам, проблемам наследственности и судебной психиатрии. Умер Вагнер-Яурегг в Вене 1 октября 1940.

ЛИТЕРАТУРА

Серейский М.Л. Терапия психических заболеваний. М., 1949

ВАДКОВСКИЙ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ

Ф. Ф. Вадковский.

ВАЗАРИ ДЖОРДЖО

ВАЗАРИ Джорджо (Vasari, Giorgio)

(1511-1574), итальянский живописец, архитектор и писатель эпохи маньеризма, родился в Ареццо 30 июля 1511. Около 1524 уехал во Флоренцию, где работал в мастерских Андреа дель Сарто и Микеланджело. После поездки в Рим Вазари вернулся во Флоренцию на службу к герцогам Медичи. В 1562 он основал Академию рисунка. Главная его постройка - ансамбль Уффици во Флоренции (1560-1585). Вазари является автором фресок в палаццо Веккьо во Флоренции (с 1555) и Зале Реджа в Ватикане (1571-1573). Умер Вазари во Флоренции 27 июня 1574. (фрагмент). 1550-е гг.

Стиль живописи и архитектуры мастера, который можно назвать маньеристическим, сформировался под влиянием Микеланджело. Вазари не был выдающимся художником, но, будучи человеком широких культурных интересов, внес огромный вклад в историю искусства как создатель Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550, 1568) - книги, которая остается важным источником сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрождения.

ЛИТЕРАТУРА

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1994

ВАЙЛЬ КУРТ

ВАЙЛЬ Курт (Weill, Kurt) (1900-1950), немецкий композитор и дирижер. Родился в Дессау 2 марта 1900. Учился музыке у отца, а затем, после Первой мировой войны, в Берлине - у Э. Хумпердинка. Некоторое время работал дирижером, брал уроки у Ф. Бузони, одновременно сочиняя в камерных и симфонических жанрах. После успешной постановки первой оперы - Протагонист (Der Protagonist, 1926) - Вайль сосредоточился на театральных жанрах и сочинил восемь опер и несколько музыкальных комедий. Наибольшей известностью пользуется Трехгрошовая опера (Die Dreigroschenoper, 1928) на либретто Б.Брехта по английской пьесе 18 в. Опера нищего. После смерти композитора песни из этого произведения исполняла в США супруга композитора, знаменитая певица Лотта Ленья (1898-1891). Вайль покинул Германию в 1933 и переселился в США в 1935. Здесь он создал музыку к ряду мюзиклов, в их числе Праздник в Нью-Йорке (Knickerbocker Holiday, 1938) по пьесе М. Андерсона, Леди в темноте (Lady in the Dark, 1941), Одно прикосновение Венеры (One Touch of Venus, 1943), Уличное происшествие (Street Scene, 1947). Последней завершенной работой Вайля стала музыка к Затерянному в звездах (Lost in the Stars, 1949), пьесе М.Андерсона по роману А.Патона Плачь, любимая страна. Накануне своей кончины Вайль работал с М.Андерсоном над мюзиклом по Приключениям Гекльберри Финна М.Твена. Умер Вайль в Нью-Йорке 3 апреля 1950.

ЛИТЕРАТУРА

Леонтьева О. Западноевропейский композиторы середины XX века. М., 1964 Музыка XX века, кн. 3, 4. М., 1980, 1984

ВАКСМАН ЗЕЛЬМАН

ВАКСМАН Зельман (Waksman, Selman Abraham)

(1888-1973), американский микробиолог, удостоенный в 1952 Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие стрептомицина - первого эффективного противотуберкулезного антибиотика. Родился 22 июля 1888 в Прилуках близ Киева. В 1910 переехал в США. Окончил сельскохозяйственный колледж университета Рутгерса в Нью-Браунсуике (1915) и Калифорнийский университет (1918). В 1940 стал профессором микробиологии университета Рутгерса, в 1949 возглавил организованный им Институт микробиологии при этом университете. Основные работы Ваксмана посвящены микробиологии и изучению антибиотиков. Он исследовал процессы распада растительных и животных тканей; природу и происхождение гумуса; почвенные и морские микроорганизмы; занимался поиском и изучением продуцентов антимикробных веществ, для которых предложил общее название "антибиотики". Выделил стрептомицин, актиномицин, неомицин, кандицин и др. Среди его многочисленных трудов - Ферменты (Enzymes, 1926, совместно с У.Дэвисоном), Почва и микроб (The Soil and the Microbe, 1931, совместно с Р.Старки), Микробные антагонисты и антибиотики (Microbial Antagonisms and Antibiotic Substances, 1945; 2-е изд. 1947) и Моя жизнь с микробами (My Life with the Microbes, 1954). Умер Ваксман в Хайаннисе (шт. Массачусетс) 17 августа 1973.

ЛИТЕРАТУРА

К 80-летию С.А.Ваксмана. - Антибиотики, т. 13, 1968, № 7 Ланчини Д., Паренти Ф. Антибиотики. М., 1985

ВАКУУМНАЯ ТЕХНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАКХАНАЛИИ

ВАКХАНАЛИИ (Bacchanalia),

латинское название общеантичного оргиастического культа Вакха (Диониса). В связи с Римом более всего известны из-за принятого в 186 до н.э. постановления сената, запретившего справлять вакханалии по всей Италии, кроме некоторых случаев, мотивируя это тем, что празднества сопровождаются величайшими бесчинствами и даже убийствами. Текст постановления сохранился. Подробный и даже художественный рассказ об этом эпизоде имеется у Тита Ливия (книга XXXIX 8-18).

ЛИТЕРАТУРА

Тит Ливий. История Рима от основания города, т. 3. М., 1993

ВАКХИЛИД

ВАКХИЛИД (расцвет деятельности ок. 470 до н.э.), древнегреческий лирический поэт, племянник Симонида, современник Пиндара. Родился в городе Иулиде на острове Кеос. До публикации найденного при раскопках в Египте в 1896 папируса со значительными фрагментами 15 эпиникиев и 6 дифирамбов Вакхилида его творчество было известно лишь по нескольким фрагментам застольной и любовной поэзии, процитированным позднейшими авторами. Впоследствии были сделаны и другие, правда менее значительные, находки. Из фрагментов явствует, что Вакхилид как поэт нередко оказывался соперником Пиндара - в Фессалии, в Македонии, на Эгине, в Афинах, но прежде всего на Сицилии. Для Афин Вакхилидом были написаны дифирамбы, которые наряду с дифирамбом, написанным им для Кеоса, являются важным этапом в развитии данного литературного жанра. В области эпиникиев главный успех Вакхилида - заказ воспеть победу колесницы Гиерона Сиракузского на Олимпийских состязаниях 468 до н.э., должно быть, к разочарованию Пиндара, который в прежних своих написанных для Гиерона одах не сумел обойтись с его телесными и политическими слабостями так деликатно, как Вакхилид. Симонид, безусловно, оказал значительное влияние на своего племянника, однако мы вправе рассматривать Вакхилида также как преемника Стесихора, который превратил мифологический рассказ в один из наиболее существенных компонентов хоровой лирики. Несомненно, мифы Вакхилида куда ближе к эпосу, чем лирические повествования Пиндара. Псевдо-Лонгин (О возвышенном) высоко отзывается об изяществе Вакхилида, но все же предпочитает ему внезапный и непредсказуемый блеск Пиндара.

ЛИТЕРАТУРА

Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980

ВАКЦИНАЦИЯ И ИММУНИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАЛААМ

ВАЛААМ - в Книге Чисел, мадиамский пророк, живший в эпоху скитаний израильского народа в пустыне. Был призван Валаком, царем Моава, чтобы проклясть израильтян. Однако, когда Валаам отправился на ослице в Моав, Яхве послал ангела, который преградил ему путь. Увидев ангела, ослица свернула в сторону. Когда рассердившийся Валаам стал ее бить, животное заговорило, укоряя за жестокость. После этого Валаам узрел ангела и получил наказ говорить об израильтянах только то, что повелит Яхве. Представ перед Валаком, пророк не проклял, а благословил израильтян и предрек, что их царь превзойдет могуществом царя амаликитян Агага.

ВАЛЕНСА ЛЕХ

ВАЛЕНСА Лех (Walesa, Lech) (р. 1943), польский рабочий-активист, первый президент посткоммунистической Польши. Родился 29 сентября 1943 в Попово близ Липно; после окончания профессионального училища стал электриком на верфи в Гданьске. Во время забастовок 1976 вошел в контакт с КОР - группой радикальных интеллигентов, которые поддерживали протестовавших рабочих. В августе 1980 Валенса возглавил забастовку на Гданьской судоверфи. Вскоре стал лидером Солидарности - новой рабочей федерации, которая успешно заменила контролировавшиеся правительством профсоюзы. Солидарность поддерживала забастовки и протесты до декабря 1981, когда было введено военное положение и Валенса подвергся аресту. Формально деятельность Солидарности была разрешена в октябре 1982. В 1983 Валенса стал лауреатом Нобелевской премии мира. В 1988 в стране прошла новая волна забастовок, побудивших правительство вступить в переговоры с Валенсой и объявить о свободных выборах в парламент. Состоявшиеся в июне 1989 выборы принесли победу кандидатам Солидарности. В октябре 1990 президент В.Ярузельский был вынужден уйти в отставку. В декабре 1990 Валенса одержал победу на внеочередных президентских выборах. На посту президента Валенса поддерживал курс на рыночные реформы и создание системы сильной президентской власти. Тем не менее в сентябре 1993 коалиция левых партий получила большинство в парламенте и сформировала правительство. Политические столкновения между президентом и правительством усиливались, а популярность Валенсы продолжала падать. На выборах в ноябре 1995 Валенса потерпел поражение, и президентом был избран кандидат Союза демократических сил А. Квасьневский.

ЛИТЕРАТУРА

Политический портрет Леха Валенсы. М., 1992 Борецкий Р. Как в Варшаве сожгли президента. - Новое время, 1993, № 7

ВАЛЕНТИН

СВ., имя нескольких святых. Самые известные из них - двое мучеников, день памяти которых 14 февраля: один из них был пресвитером, пострадавшим в Риме, другой - епископом Интерамнским. Об их жизни не сохранилось почти никаких достоверных сведений, но, по-видимому, они приняли смерть в один и тот же день (ок. 270) и были похоронены в разных местах у Фламиниевой дороги. Обычай посылать предмету своих симпатий "валентинки" - открытки с признаниями в любви, как правило анонимными, лишь случайно оказался связан с именем св. Валентина. Очевидно, истоки этого обычая следует видеть в широко распространенном в средневековой Англии и Франции представлении о том, что именно в середине второго месяца года птицы начинают искать себе пару, как о том пишет, например, Чосер в Птичьем парламенте. В Русской православной церкви день памяти пресвитера Валентина 14 февраля, епископа - 30 июля (обе даты по старому стилю).

ВАЛЕНТИНИАН I

ВАЛЕНТИНИАН I (Flavius Valentinianus) (321-375), римский император, родом из Паннонии. Профессиональный военный, Валентиниан служил Констанцию, Юлиану и Иовиану, а после смерти Иовиана в 364 армия избрала его очередным правителем. Валентиниан назначил своего брата Валента соправителем на Востоке, а сам правил на Западе Империи. Валентиниан, сам христианин, возвратил христианству статус государственной религии, который оно утратило при Юлиане. Однако он был склонен к веротерпимости, и при нем язычники пользовались такой же свободой вероисповедания, как и христиане. В то же время Валентиниан принимал суровые меры для искоренения магии и ведьмовства. Большую часть своего правления Валентиниан провел, воюя в Галлии против германских племен, пытавшихся перейти Рейн. Валентиниан отразил эти попытки, но в 374 квады форсировали Дунай и вторглись в пределы Империи. Валентиниан поспешил в Паннонию, чтобы организовать оборону, но вскоре умер. Еще в 367 он возвел в императорское достоинство своего сына Грациана.

ВАЛЕНТИНО РУДОЛЬФ

1926 год. Архив редакции "Видео-Асс".

ВАЛЕРИ ПОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАЛЕРИАН

ВАЛЕРИАН (Publius Licinius Valerianus) (ум. ок. 269), римский император в 253-260. Видный сенатор, один из инициаторов оказания поддержки Гордиану I в 238. После убийства императора Галла в 253 легионы, стоявшие в Реции (совр. Швейцария), провозгласили императором командовавшего ими Валериана. Его правление пришлось на годы, когда Римская империя едва не пала под натиском иноземных завоевателей. Тревожное положение в Галлии, натиск варваров на Дунае и вторжение Персии в восточные провинции побудили Валериана разделить управление империей с сыном Галлиеном. Галлиену была поручена защита западных провинций, в то время как Валериан в 257 перенес свой штаб в Сирию (в Антиохию). В войне против персов Валериан первоначально добился некоторого успеха, однако в 260 попал в плен, где и оставался до самой смерти.

ВАЛИХАНОВ ЧОКАН ЧИНГИСОВИЧ

Ч. Ч. Валиханов.

ВАЛЛЕНШТЕЙН АЛЬБРЕХТ

А. Валленштейн.

ВАЛЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАЛЛОТТОН ФЕЛИКС

Ок. 1904. Музей Орсе. Париж.

"Демонстрация". Гравюра на дереве. 1893.

ВАЛТАСАР

Белшацар, также Бел-шар-уцур, согласно библейской Книге Даниила, последний халдейский царь Вавилона, преемник своего отца Навуходоносора. Неизвестно, как долго длилось его царствование. В Дан 8 упомянут "третий год царствования Валтасара". В Дан 5:30 сообщается, что он был убит мидийским царем Дарием. Именно Валтасару явилось видение руки, начертавшей на стене зала, где он пировал, таинственные слова "мене, мене, текел, упарсин", предрекавшие гибель его царства. Все упоминания о Валтасаре в других источниках восходят к Книге Даниила, написанной во 2 в. до н.э., так что аутентичность этого рассказа часто подвергают сомнению. В 19 в. был обнаружен ряд надписей, согласно которым последний царь Вавилона носил имя Набонид (Набунаид). Сын Набонида, Бел-шар-уцур, никогда не был царем, но помогал отцу править страною. Оба они, вероятно, были убиты во время нашествия на Вавилон Кира Великого. Кроме того, Набонид не состоял в родстве с царем Навуходоносором, так что обоих персонажей - из Книги Даниила и клинописных надписей - связывает только сходство имен Белшацара и Бел-шар-уцура.

ВАЛТОРНА

ВАЛТОРНА - медный духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 в. в результате усовершенствования грубо звучавшего медного охотничьего рога (см. РОГ); при этом его ствол стал уже и на отдельных участках приобрел цилиндрическую форму, раструб - шире, а воронкообразный мундштук способствовал извлечению более мягкого и ровного звука. С начала 18 в. валторна стала встречаться в оперном оркестре. В середине того же столетия было обнаружено, что, вводя руку в раструб, можно изменять высоту некоторых звуков; это дало возможность извлекать хроматические звуки в пределах части диапазона (около полутора октав). Во второй четверти 19 в. внедрение вентилей и клапанов (пистонов) превратило валторну в полностью хроматический инструмент. В тот же период Вагнер и другие композиторы начали вводить в свои партитуры не одну пару валторн, как в 18 в., а две, три и даже четыре пары.

ЛИТЕРАТУРА

Буяновский В. Валторна. М., 1971

ВАЛУА

ВАЛУА - генеалогическое древо

ВАЛЬБЕРХ ИВАН ИВАНОВИЧ

И. И. Вальберх.

ВАЛЬДЕМАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАЛЬДЕНСЫ

ВАЛЬДЕНСЫ (лат. valdensi, франц. vaudois, итал. valdesi), религиозная секта, получившая название по имени ее основателя, лионского купца Петра Вальда, который в 1173 раздал свое имущество, обратился к жизни в апостольской бедности и призвал своих последователей (т.н. лионских бедняков) проповедовать Писание, переведенное на народный язык. Вскоре группы вальденсов появились во Франции, Италии и Центральной Европе. Преследуемые повсюду как еретики, они уцелели преимущественно в долине реки Дюранс в Южной Франции и в труднодоступных местах Пьемонта. Церковная организация у вальденсов отличалась крайней простотой: руководство осуществляли предстоятели, именовавшиеся "барбами" или "барбетами" (от провансальского barba, "дядя"). Их образ жизни отличался аскетическим благочестием, подразумевавшим отказ от дачи клятв и принесения присяг и от любого рода деятельности, приносящей доход. В 15 в. они оказывали вооруженное сопротивление герцогам Савойским, пытавшимся изгнать их из своих владений. На Шанфоранском синоде (1532) вальденсы заключили союз со Швейцарской реформатской церковью и предложили Оливетану, ученому-гуманисту и кузену Кальвина, подготовить новый французский перевод Библии. Этот перевод был опубликован в 1535 с двумя предисловиями Кальвина - первыми протестантскими сочинениями реформатора. Дюранские вальденсы были перебиты французскими войсками в 1545, а уцелевшие растворились во Французской протестантской церкви. В Пьемонте же движение вальденсов возобновилось вновь, видоизменившись в результате своих контактов с движениями Реформации. Когда в 1630, 1655 и 1680-1696 вальденсы подверглись особенно сильным преследованиям, они получали моральную поддержку и практическую помощь из Женевы и из Англии. Массовые убийства в 1655 не только подвигли Мильтона к написанию его знаменитого сонета На недавнюю резню в Пьемонте ("Отмсти, Господи, за Твоих убиенных святых"), но и вызвали поток пожертвований, а также дипломатическое вмешательство Кромвеля. Период упадка завершился запрещением вальденских школ в Савойе в 1716. Однако секта вальденсов вновь возродилась усилиями генерала Дж.Бекуита, ветерана битвы при Ватерлоо, который организовывал школы, приюты и миссии. Позднее вальденские общины были организованы в различных областях Италии. В 17 в. небольшие группы вальденсов появились в Америке. Существуют также общины вальденсов в Аргентине и Уругвае.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ВАЛЬДЕС ЛЕАЛЬ ХУАН ДЕ

ВАЛЬДЕС ЛЕАЛЬ Хуан де - "Обращение Дона Мигеля де Маньяра".

ВАЛЬДМЮЛЛЕР ФЕРДИНАНД

ВАЛЬДМЮЛЛЕР Фердинанд - "Автопортрет". 1828.

ВАЛЬДХАЙМ КУРТ

ВАЛЬДХАЙМ Курт (Waldheim, Kurt)

(р. 1918), австрийский политик и дипломат. В 1972-1982 - генеральный секретарь ООН, в 1986-1992 - президент Австрийской республики. Родился 21 декабря 1918 в Санкт-Андре-Вордене близ Вены. Посещал Венскую консульскую академию и изучал юриспруденцию в Венском университете, где в 1944 получил степень доктора права. В годы Второй мировой войны служил в германской армии на восточном фронте вплоть до своего ранения в 1941. После войны Вальдхайм поступил на австрийскую дипломатическую службу, являлся наблюдателем и представителем ООН в 1955-1956 и в 1964-1968, послом в Канаде (1958-1960), министром иностранных дел (1968-1970). В 1972 сменил представителя Бирмы У Тана на посту генерального секретаря ООН, был переизбран на эту должность еще на пять лет в 1976. В 1971 Вальдхайм безуспешно боролся за избрание на пост президента Австрийской республики. В 1986 он вновь стал кандидатом на этот пост от консервативной Народной партии. Однако за два месяца до выборов факты его биографии стали достоянием гласности. Обнаружилось, что в 1942-1945 он служил лейтенантом германской армии под командованием генерала А.Лера в Салониках (Греция) и в Югославии. Военный преступник Лер, впоследствии казненный, возглавлял отряд, который занимался депортацией еврейского населения Греции и Югославии в нацистские лагеря смерти. Были найдены документы, подтверждавшие, что Вальдхайм мог отдавать, а также выполнять приказы, относившиеся к похищению, депортации и казням югославских партизан. Было установлено, что в 1947 югославская комиссия по военным преступлениям требовала его выдачи. Хотя австрийские консерваторы сомкнули свои ряды в защиту сомнительного кандидата и обеспечили ему избрание на пост президента, некоторые чиновники из рядов его собственной партии и других партий сочли необходимым дистанцироваться от Вальдхайма. Избегали его и за границей: Израиль отозвал своего посла из Вены, Вальдхайм не мог посещать с визитами США и большинство западноевропейских государств. В 1992 Народная партия воздержалась от его выдвижения, и кандидатом на пост президента стал Т.Клестиль, впоследствии одержавший победу на выборах.

ВАЛЬЕ МАКС

Макс Валье

ВАЛЬКИРИИ

ВАЛЬКИРИИ - в скандинавской мифологии прекрасные девы, помощницы Одина, верховного бога-аса. Валькирии мчались по воздуху на конях и, выбрав на полях сражений павших в бою храбрых воинов, уносили их в Вальхаллу, где эти воины-эйнхерии пользовались гостеприимством Одина. Девы-воительницы изображаются в шлемах, со щитами и копьями; от блеска их доспехов, согласно поверьям, на небе возникает северное сияние.

ВАЛЬТЕР БРУНО

ВАЛЬТЕР Бруно (Walter, Bruno) (1876-1962), немецкий оперный и симфонический дирижер. Бруно Вальтер Шлезингер родился в Берлине 15 сентября 1876. Работал дирижером в Германии, затем в Венской придворной опере (1901-1912). В 1914-1922 занимал аналогичный пост в Мюнхене, вернулся в Берлин, где выступал и в опере, и в концертах. В 1913-1914 гастролировал в России, а в 1923 и 1927 - в СССР. С 1923 Вальтер приезжал как гастролер в США, где часто выступал с оркестром Нью-Йоркского филармонического общества (с 1947 по 1949 был художественным руководителем этого коллектива). В 1946 была опубликована его автобиография Тема с вариациями, в 1961 - ее продолжение - О музыке и музицировании (Of Music and Music-Making). Вальтер - автор книги Густав Малер (1938). Умер Вальтер в Беверли-Хилз (шт. Калифорния) 17 февраля 1962.

ЛИТЕРАТУРА

Вальтер Б. О музыке и музицировании. М., 1962 Вальтер Б. Тема с вариациями. М., 1969

ВАЛЬТЕР ФОН ДЕР ФОГЕЛЬВЕЙДЕ

ФОГЕЛЬВАЙДЕ, ВАЛЬТЕР ФОН ДЕР

(Vogelweide, Walther von der)

(ок. 1170 - ок. 1230), прославленный немецкий менестрель, средневековый мастер куртуазной песни и эпиграммы, современник великих мастеров рыцарского романа Вольфрама фон Эшенбаха и Готфрида Страсбургского. Место рождения точно не установлено; по наиболее распространенному мнению, скорее всего в Южном Тироле, в Боцене (Больцано), где в 1889 ему был воздвигнут памятник. Безземельный рыцарь, Фогельвайде должен был полагаться на покровительство знатных вельмож и князей. Поэзией занялся ок. 1190 при дворе в Вене, вдохновленный примером Райнмара фон Хагенау, одного из величайших лирических поэтов той поры. После 1198 вел скитальческий образ жизни, побывал во многих частях Европы, его принимали как желанного гостя при разных дворах, в т.ч. в Вартбурге (Тюрингия), где ландграф Герман, покровительствовавший поэтам, держал пышный двор. С течением времени зависимость от покровителей стала тяготить поэта. Около 1220 император Фридрих II пожаловал ему небольшое поместье. Последние годы жизни Фогельвайде омрачены настроениями усталости и разочарования, хотя он умер в славе и подражавшие ему молодые поэты почитали его как своего учителя. Он похоронен в монастыре при Вюрцбургском соборе. Фогельвайде начинал как певец куртуазной любви. Ранние его песни давали весьма стилизованную картину переживаний, как того требовала формализованная поэтика провансальских трубадуров. Однако Фогельвайде сумел освободиться от жесткого канона и придал своим произведениям более вольное звучание. Самая известная его песня, Под липами на лугу (Unter den Linden an der Heide), всегда восхищала простотой, свежестью, силою чувства. Новаторским было разнообразное, усложненное строфическое построение, присущее его любовным песням на мотивы собственного сочинения, ныне утраченные. Единственной в своем роде славой, которую Фогельвайде стяжал среди современных ему певцов, он был обязан не лирике. Поэту было свойственно высокое чувство долга и моральной ответственности. Он видел себя наставником добрых нравов и пристойных манер и потому не обинуясь бичевал в стихах грубость, неотесанность и порочность. Знамениты его три большие политические поэмы, т.н. "шпрухи" (букв. "изречения", "приговоры"), в которых изображалось шаткое состояние государства. Ему принадлежат также несколько диатриб, обличавших алчность и двуличие Рима и бедственное состояние Церкви.

ЛИТЕРАТУРА

Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихи. - В кн.: Поэзия трубадуров ; Поэзия миннезингеров; Поэзия вагантов. М., 1974 Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихотворения. М., 1985

ВАМПИЛОВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ

А. В. Вампилов.

ВАН АНЬШИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАН БИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАН БУРЕН МАРТИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАН ГОГ ВИНСЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАН ГЭНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАН ДАММ ЖАН КЛОД

ВАН ДАММ Жан Клод - "Внезапная смерть". 1995 год. Архив редакции "Видео-Асс".

1994 год. Архив редакции "Видео-Асс".

Ж.-К. Ван Дамм.

ВАН ДЕЙК АНТОНИС

ВАН ДЕЙК Антонис (Van Dyck, Anthonis)

(1599-1641), фламандский художник. Родился в Антверпене 22 марта 1599; в возрасте одиннадцати лет поступил в обучение в мастерскую Хендрика ван Балена, а в 19 лет был принят в качестве мастера в гильдию живописцев. С 1617 по 1620 Ван Дейк работал вместе с Питером Паулем Рубенсом. После поездки в Англию (1620-1621) он отправился в Италию, где пробыл около шести лет и создал многочисленные портреты и картины на религиозные и мифологические сюжеты. Сохранился его альбом этих лет с зарисовками картин художников венецианской школы (Чатсуорт, собрание герцога Девонширского). В 1627 Ван Дейк вернулся в Антверпен, а в 1632 переехал в Лондон, где его феноменально успешная карьера достигла кульминации: он был назначен "главным живописцем Их Величеств" и возведен в рыцарское достоинство. В 1634 он провел около года во Фландрии и после смерти Рубенса в 1640 снова вернулся на континент. В последний год своей жизни он курсировал между Антверпеном, Парижем и Лондоном. Умер Ван Дейк в Лондоне 9 декабря 1641. Персонажи религиозных и мифологических картин Ван Дейка наделены прекрасными чувственными и гибкими телами. Его цветовая палитра, более приглушенная и сложная, чем у Рубенса, оказала влияние на художников разных национальных школ, таких, как Мурильо, Ватто и Гейнсборо. Однако главным вкладом мастера в историю мирового искусства стали его портреты, среди которых наиболее привлекательны изображения женщин и детей. Портреты, сделанные в Генуе (большинство из них - парадные портреты в полный рост), являются образцами аристократической элегантности. Антверпенские патриции и друзья-художники, которых ван Дейк не только писал маслом, но изображал в офортах и рисунках для гравирования портретов, выглядят в его интерпретации изысканными и праздными людьми. В портретах английского двора Карла I Ван Дейк уловил и передал образ общества, в котором трагически переплелись неразрешимые противоречия: высокие нравственные и эстетические стандарты и безответственность, ставшая причиной катастрофы.

ЛИТЕРАТУРА

Браун К. Ван Дейк. М., 1985

ВАН ТАО

Ван Цзыюань, Ван Цзыцянь, Таоюань (1828-1897), китайский философ, политический мыслитель, ученый, общественный деятель, основоположник современной журналистики в Китае. Родился в Чанчжоу (Усянь) в провинции Цзянсу. В 1845 получил низшую ученую степень сюцай. В 1862-1873 был помощником крупнейшего переводчика канонической китайской литературы на английский язык Дж.Легга (1815-1897), написал комментарии к классическим конфуцианским сочинениям Ши цзину, Чжоу и, Ли цзи, хранящиеся ныне в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Ван Тао сотрудничал с европейскими миссионерами, сочувственно отзывался о Тайпинском восстании (1850-1864) (см. ХУН ЖЭНЬГАНЬ; ХУН СЮЦЮАНЬ),

идеология которого включала интерпретацию христианского вероучения, написал письмо руководителям тайпинов, из-за чего был сочтен "неблагонадежным". В 1867-1870 жил в Англии, затем посетил Францию и Россию, в 1880 - Японию, в последние годы жизни руководил школой естественных наук в Шанхае. В 1873 начал издавать в Сянгане (Гонконге) одну из первых в Китае частных газет - "Дуньхуай жибао". Его философские и общественные взгляды выражены в Таоюань вэнь лу вай бянь (Внешняя часть собрания прозы Ван Тао, цз. 1-12, 1882; переиздание: Шанхай, 1959) и в двух собраниях писем: Таоюань чи ду (Письма Ван Тао, цз. 1-12, 1886), Таоюань чи ду сюй чао (Продолженное воспроизведение писем Ван Тао, цз. 1-6, 1889). Будучи идеологом реформаторского движения и пропагандистом "самоусиления" страны с помощью западных научно-технических и социально-политических достижений, Ван Тао полагал, что соответствующие этим достижениям идеи содержатся в классических памятниках древнекитайской философии. Ратуя за постепенные изменения в обществе, он считал неизменными конфуцианские принципы и признавал идею "предопределения" (мин1).

ЛИТЕРАТУРА

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

ВАН ТИНСЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАН ТУН

Ван Чжунъянь, Вэньчжун-цзы (584-617), философ и политический мыслитель, крупнейший представитель "правоверного" конфуцианства в период от Ян Сюна (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.) до Хань Юя (8-9 вв.). Родился в 584 в Лунмэне, области Цзянчжоу (совр. уезд Хэцзинь провинции Шаньси). Ван Тун сыграл важную роль в сохранении конфуцианской традиции в условиях идейного доминирования буддизма, развив теорию сущностного единства "трех учений" (сань цзяо) - конфуцианства, буддизма, даосизма и став самым ранним провозвестником идеологии неоконфуцианства. После того как император Вэнь-ди династии Суй (581-618) отверг представленный Ван Туном социально-политический проект достижения "Великого равновесия" (Тай пин), Ван Тун вел частную жизнь, среди его учеников были крупные государственные деятели периода правления династии Тан (618-907). Этот посмертный практический успех учения Ван Туна обусловил его большую популярность у представителей политико-утилитаристского направления в неоконфуцианстве. Ван Тун первым ввел в употребление термин "цзин цзи" - "каноническое управление и упорядочение", в традиционном лексиконе обозначающий общую систему организации общества и государства ("мира и народа"), а в современном лексиконе - экономику. В подражание канонической конфуцианской летописи Чунь цю создал Канон начала (Юань цзин), охватывающий исторические события 290-589, но дошедший до нас текст, очевидно, является подделкой 11 в. Главное и единственно сохранившееся философское сочинение Ван Туна - Чжун шо (Срединные изъяснения, или Изъяснения срединности) - написано в диалогическом жанре "записей бесед" (юй лу) в подражание Лунь юю (Суждениям и беседам) Конфуция (6-5 вв. до н.э.). Это произведение, состоящее из 10 цзюаней ("свитков") и записанное сыновьями Ван Туна - Ван Фуцзяо и Ван Фуши, известно также под названием Вэньчжун-цзы (Мудрец Культурной срединности) - по посмертному имени автора.

ЛИТЕРАТУРА

Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

ВАН ФУ

Ван Цзесинь (76[[-85]]-157[[-167]]),

ВАН ФУ

ВАН ФУ

китайский философ-конфуцианец, политический мыслитель. Родился в Линьцзине (совр. уезд Чжэньюань провинции Ганьсу). Будучи сыном наложницы и не имея возможности сделать карьеру, вел частный образ жизни и занимался литературным творчеством, в котором выражал позицию анахоретствующего интеллектуала. Отсюда название его главного сочинения, написанного в середине или в конце жизни, - Суждения сокровенного человека (Цянь фу лунь); состоит из 36 глав, последняя из которых резюмирует предыдущие (древнейшее издание - 1305). Состоял в дружеских отношениях с выдающимися мыслителями и учеными своего времени Чжан Хэном (78-139) и Ма Жуном (79-166). Следуя материалистическим и рационалистическим взглядам Ван Чуна (1 в.), Ван Фу считал истоком всего сущего "изначальную пневму" (юань ци1), которая сначала находилась в состоянии "Великой первозданности" (тай чу), представлявшем собой лишенное "форм" (син2) хаотическое единство "тьмы семенных эссенций (цзин3)", а затем благодаря самотрансформации дифференцировалась и образовала мироздание с человеком в центре. "Дао - корень пневмы (ци1), пневма - миссия (ши7) дао". Дао человека состоит в "деянии" (вэй1), посредством которого он связывается с силами инь ян и воздействует на Небо (тянь) и Землю (ди2), "регулируя" (ли1) и реализуя идущие от них импульсы. Человеку не присущи врожденные знания и способности, он обретает их в учении, делающем его носителем "благодати/добродетели" (дэ1) и "должной справедливости" (и1). Именно эти качества, а не законы (фа1) и правовые нормы, по Ван Фу, прежде всего необходимы для достижения обществом идеального состояния "Великого равновесия" (Тай пин). Он подверг острой критике пороки современного ему общества, ответственность за которые возлагал на своекорыстных льстецов, вкравшихся в доверие к государю. Главной задачей государя должно быть возвышение "достойных" (сянь2), под управлением которых народ, составляющий основу государства, сможет самостоятельно удовлетворять свои материальные потребности.

ЛИТЕРАТУРА

Цянь фу лунь. Вступ. ст. и пер. П.М. Устина, Лин Лин. - В кн.: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

ВАН ЦЗИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАН ЧЖУН

Ван Жунфу, Ван Бинчжун (1745-1794), китайский илософ-неоконфуцианец, ученый-просветитель, историк и литератор. Родился 22 января 1745 в Цзянду (округ Янчжоу провинции Цзянсу) в бедной, но образованной семье, в 1777 стал гун-шэном (лиценциатом, выдвинутым в Государственное училище). Его философские взгляды выражены главным образом в эссе Шу сюэ (Изложение учения, 1792). Стремился переосмыслить идейное содержание и историю конфуцианства, критиковал учение о "передаче [[ортодоксальной]] традиции" (дао тун), выработанное неоконфуцианством периода правления династии Сун (960-1279). Главным последователем и интерпретатором Конфуция Ван Чжун считал не "правоверного" Мэн-цзы (Мэн Кэ), а Сюнь-цзы (Сюнь Куан), привнесшего в конфуцианство ряд положений легизма. Будучи одним из первых исследователей и комментаторов трактата Мо-цзы, Ван Чжун стремился доказать "гуманность" (жэнь2) моизма и его совместимость с конфуцианством, за что был обвинен в "ереси". Умер Ван Чжун в Ханчжоу провинции Чжэцзян 1 декабря 1794.

ЛИТЕРАТУРА

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

ВАН ЧУАНЬШАНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАН ЧУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАН ЭЙК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАН ЭЙК ЯН

Створка "Гентского алтаря". 1432.

Собор Святого Бавона. Гент.

с женой. 1434. Национальная галерея. Лондон.

Ок. 1436. Лувр. Париж.

(фрагмент). Музей Бойманса - ван Бенингена. Роттердам.

ВАН ЯНМИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАН ЯНМИНА ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАНАДИЯ СЕМЕЙСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАНБРУ ДЖОН

ВАНБРУ Джон (Vanbrugh, John)

(1664-1726), английский драматург и архитектор. Крещен 24 января 1664 в Лондоне, образование получил, по-видимому, в Честере. В 1686 купил офицерский патент. Во время войны с Францией в 1690 был задержан французами в Кале и заключен в тюрьму. Стал пробовать свои силы на литературном поприще, хотя основной его профессией была архитектура. Среди наиболее известных построек Ванбру - госпиталь в Гринвиче, Бленимский дворец герцога Мальборо, воплощающий развитие идей его учителя - К.Рена, а также здание Королевского театра в Хаймаркете (1705). Стараниями своего покровителя, герцога Мальборо, был возведен в рыцарское достоинство (1714). Слава Ванбру-драматурга основана главным образом на его первой пьесе - Неисправимый, или Добродетель в опасности (The Relapse, or Virtue in Danger, 1696), сатирическом продолжении пьесы К.Сиббера Последняя уловка любви (Love's Last Shift). Отталкиваясь от сентиментальной, нравоучительной концовки Сиббера, Ванбру живописует, как неверный муж по имени Лавлис (букв. "нелюбящий"; в русской традиции - Ловелас) опять принимается за старое. Ванбру принадлежит еще одна пьеса, написанная самостоятельно, - Оскорбленная супруга (The Provoked Wife, 1697). Остальные его произведения являются переделками в основном французских авторов - Бурсо, Лесажа, Мольера; из них самая удачная адаптация - пьеса Заговор (Confederacy, 1705) Ф.Данкура. Незаконченная Ванбру пьеса Путешествие в Лондон (A Journey to London) была закончена его другом Сиббером, который в 1728 осуществил ее постановку под названием Разгневанный муж (The Provoked Husband). Умер Ванбру в Лондоне 26 мая 1726.

ВАНДАЛЫ

ВАНДАЛЫ - германское племя, которое изначально обитало в южной Скандинавии, а ок. времени рождения Христа переместилось на южный берег Балтийского моря. До 200 вандалы оказались еще южнее, на Дунае. В начале 5 в., возможно под натиском гуннов, вандалы ушли с этих земель и в 406 вторглись в Галлию. Три года они опустошали Галлию, а в 409, теснимые франками и другими племенами, ушли в Испанию. В течение 20 лет вандалы продержались на южной оконечности полуострова, пока натиск вестготов не вынудил их переправиться в Африку. Здесь вандалы во главе с Гизерихом постепенно прибрали к рукам значительную территорию и создали независимое королевство, столицей которого стал Карфаген. Приход вандалов был с энтузиазмом встречен многими римскими подданными в Африке, в особенности приверженцами различных христианских сект, подвергавшихся преследованиям со стороны римлян. Вандалы (ариане по исповеданию), в свою очередь, начали преследования ненавистных им христиан-тринитариев. В Африке вандалам удалось поддерживать законность и порядок. Кроме того, они конфисковали многие имения и подняли налоги. Следующие полвека корабли вандалов (единственного германского племени, создавшего в эти времена собственный флот) господствовали на просторах западного Средиземноморья. Пожалуй, наиболее известным деянием вандалов стало сделавшееся нарицательным ("вандализм") разграбление Рима в 455, когда они захватили императрицу Евдоксию и двух ее дочерей и в течение двух недель подвергали город систематическому разграблению, а что не могли забрать, уничтожали. К концу 5 в. королевство вандалов в Африке стало приходить в упадок, и в 533 Карфаген был взят византийским полководцем Велисарием, а королевство уничтожено. В дальнейшем вандалы не играли сколько-нибудь значительной роли, слившись с местным населением.

ЛИТЕРАТУРА

Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. - В кн.: Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993

ВАН-ДЕР-ВААЛЬС ЙОХАННЕС ДИДЕРИК

ВАН-ДЕР-ВААЛЬС Йоханнес Дидерик (Waals, Johannes Diderik van der)

(1837-1923), нидерландский физик, удостоенный Нобелевской премии по физике 1910 за вывод уравнений агрегатных состояний газов и жидкостей. Родился 23 ноября 1837 в Лейдене. Самостоятельно изучал физику в Лейденском университете. В 1873 представил докторскую диссертацию О непрерывности газообразного и жидкого состояния. С 1877 по 1907 был профессором физики Амстердамского университета. Работы Ван-дер-Ваальса посвящены молекулярной физике и изучению низкотемпературных явлений. В 1873 он вывел уравнение состояния реального газа, учитывающее как собственный объем молекул, так и взаимодействие между ними (уравнение Ван-дер-Ваальса). Из этого уравнения следовало, что при определенных давлении, температуре и объеме вещество находится в критическом состоянии. Введя т.н. "приведенные параметры", получил уравнение состояния, не содержащее индивидуальных для каждого вещества констант; из этого уравнения следовал закон соответственных состояний. В 1890 Ван-дер-Ваальс открыл закон бинарных смесей, в 1894 разработал термодинамическую теорию капиллярности. Умер Ван-дер-Ваальс в Амстердаме 9 марта 1923.

ЛИТЕРАТУРА

Ван-дер-Ваальс Я., Констамм Ф. Курс термостатики. М., 1936

ВАНИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

В. В. Ванин. 1950 г.

ВАННОВСКИЙ ПЕТР СЕМЕНОВИЧ

П. С. Ванновский.

ВАНТ-ГОФФ ЯКОБ ХЕНДРИК

ВАНТ-ГОФФ Якоб Хендрик (Van't Hoff, Jacobus Henricus) (1852-1911), нидерландский физикохимик, один из основоположников физической химии и стереохимии. Родился 30 августа 1852 в Роттердаме в семье врача. Окончил Политехническую школу в Дельфте. Работал в Лейдене, Бонне (у А.Кекуле, 1870-1872) и Париже (у А.Вюрца, 1873). В 1874 защитил докторскую диссертацию в Утрехтском университете. С 1876 - доцент Ветеринарной школы в Утрехте, с 1877 по 1895 - доцент и профессор химии, минералогии и геологии Амстердамского университета, с 1896 - профессор Берлинского университета и член Прусской академии наук. В 1874-1875 первым разработал теорию пространственного расположения атомов в молекулах органических соединений, послужившую фундаментом современной стереохимии. В 1884 опубликовал результаты исследований температурной зависимости констант равновесия химических реакций. Это было одно из основных уравнений химической термодинамики, получившее название изохоры Вант-Гоффа. В этой же работе он вывел формулу зависимости химического сродства от константы равновесия при постоянной температуре (уравнение изотермы). В 1885-1889 разработал теорию разбавленных растворов, исходя из аналогии веществ в газообразном и растворенном состояниях. Распространив на разбавленные растворы законы для идеальных газов, вывел формулу для осмотического давления (закон Вант-Гоффа). Суммировал наблюдения, относящиеся к осмотическому давлению, давлению пара над раствором, зависимости температур замерзания и кипения растворов от концентрации. В 1890 ввел понятие твердых растворов. Вант-Гофф - первый лауреат Нобелевской премии по химии (1901), которую он получил за открытие законов химической термодинамики и за исследования осмотического давления в растворах. Умер Вант-Гофф в Берлине 1 марта 1911. ЛИТЕРАТУРА Вальден П.И. Прошлое и настоящее стереохимии. Л., 1926 Вант-Гофф Я.Г. Очерки по химической динамике. Л., 1936

ВАНУАТУ

Республика Вануату, островное государство в юго-западной части Тихого океана. Занимает архипелаг Новые Гебриды и островные группы Банкс и Торрес - всего в состав Вануату входит ок. 80 островов (из них 12 крупных). Площадь 12,2 тыс. кв. км. Острова имеют вулканическое происхождение. Многие из них представляют собой горы, покрытые лесом. Отдельные вершины подняты до 1500-1850 м над у.м. Население 173 тыс. человек (1995), преимущественно меланезийцы. Столица - город Порт-Вила (ок. 20 тыс. жителей) на о.Эфате. Официальные языки: бислама, английский и французский. Основная религия - протестантизм. Денежная единица: вату = 100 сантимам.

Карта Вануату

Карта Вануату

Флаг Республики Вануату

Флаг Республики Вануату

На карте Тихого океана

На карте Тихого океана

Глава государства - президент, избирается парламентом сроком на пять лет. Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром, а законодательная принадлежит однопалатному парламенту - Национальному собранию, избираемому всеобщим голосованием сроком на четыре года. Основа экономики Вануату - сельское хозяйство. Большую площадь занимают плантации кокосовой пальмы. Выращивают также кофейное и шоколадное дерево. Разводят крупный рогатый скот. Развивается рыболовство. Ведутся лесозаготовки, работают деревообрабатывающие предприятия. На о. Эфате добывается марганцевая руда, а на островах Малекула и Эспериту-Санто - алмазы, золото, серебро. Развивается иностранный туризм. Экспортируются копра и другие продукты кокосовой пальмы, а также кофе, какао, замороженная рыба и мясо, древесина. Новые Гебриды были открыты португальским мореплавателем Педру де Кейдрошом в 1606. Джеймс Кук посетил их в 1774. С конца 19 в. Новые Гебриды - совместное владение Великобритании и Франции. В 1980 образовано независимое государство Вануату. Вануату входит в Содружество, возглавляемое Великобританией, с 1981 - член ООН.

ЛИТЕРАТУРА

Океания. Справочник. М., 1982 Рубцов Б.Б. Океания. М., 1991

Предыдущая страница Следующая страница