Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВАР"-"ВЕЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВАР"-"ВЕЛ")

ВАРБУРГ ОТТО ГЕНРИХ

ВАРБУРГ Отто Генрих (Warburg, Otto Heinrich)

(1883-1970), немецкий биохимик и физиолог, удостоенный в 1931 Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие природы и механизма действия дыхательных ферментов. Родился 8 октября 1883 во Фрейбурге. В 1906 в Берлинском университете получил степень доктора философии в области химии, а в 1911 в Гейдельбергском университете - степень доктора медицины. До 1913 работал в Обществе кайзера Вильгельма, с 1915 - профессор физиологии Берлинского университета. В 1931 возглавил Институт физиологии клетки в Берлине. Исследования Варбурга посвящены процессам клеточного дыхания, ферментам, окислительно-восстановительным реакциям в живой клетке. Предположение о существовании дыхательных ферментов, активирующих кислород, он высказал еще в 1912. Показал, что клетки утилизуют кислород с помощью железосодержащих белков - гемопротеинов и в 1924 сообщил об открытии цитохром с-оксидазы - фермента, играющего в этом процессе ключевую роль. В 1932 он вместе с У.Христианом впервые получил т.н. желтые ферменты (флавопротеины), а три года спустя - никотинамид, входящий в состав ферментов, которые участвуют в переносе водорода (дегидрогеназ). Среди других работ Варбурга - определение структуры ферментов, исследование брожения, гликолиза в опухолевых тканях, фотосинтеза. Он создал аппарат для изучения процессов тканевого дыхания, брожения, ферментативных реакций (аппарат Варбурга).

Умер Варбург в Западном Берлине 1 августа 1970.

ЛИТЕРАТУРА

Ленинджер А. Основы биохимии. М., 1985

ВАРГАС ЖЕТУЛИУ ДОРНЕЛИС

ВАРГАС Жетулиу Дорнелис (Vargas, Getulio)

(1882-1954), бразильский политический деятель. Родился 10 апреля 1882 в Сан-Борха, на западной границе штата Риу-Гранди-ду-Сул. Молодой Жетулиу рано оставил школу и поступил в военное училище, но вскоре ушел из армии, занявшись правом и журналистикой. Шаг за шагом он поднимался к власти, стал членом законодательного собрания штата, национального конгресса в Рио-де-Жанейро (1923-1926) и губернатором в своем родном штате (1927). Будучи способным администратором, уделял большое внимание социальным и экономическим реформам и даже организовал профсоюзы. Пользуясь поддержкой трудящихся, выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах 1930, обещая в предвыборной программе широкие социальные и административные реформы. Опротестовал избрание Жулио Престеса, поднял мятеж и провел успешный поход на Рио-де-Жанейро. После этого правил страной в качестве временного президента до своего избрания конституционным собранием в 1934. С 1932 по 1945 правил страной как диктатор. В 1937 под его руководством была подготовлена и принята конституция, провозгласившая Бразилию "Новым государством". В 1937 Варгас распустил Конгресс и запретил все политические партии. Во время Второй мировой войны он после некоторых колебаний принял сторону союзников. Оказал большую помощь США, предоставив важные военно-воздушные и военно-морские базы в северной Бразилии и поставив большое количество сырья для производства вооружений. Его правительство проделало значительную работу по объединению и индустриализации Бразилии, но к концу Второй мировой войны народ устал от его жесткого правления. После октябрьской революции 1945 Варгас вынужден был уйти в отставку. На следующих национальных выборах был избран сенатором от Риу-Гранди-ду-Сул. Заседал в Сенате до 1950, когда выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах. Набрав большинство голосов, в 1951 вступил в должность на новый пятилетний срок. В политике следовал прежним курсом, но экономические трудности сказались на его популярности и усилили критику со стороны консервативных кругов. В августе 1954 высшие армейские чины потребовали его отставки. Умер Варгас в Рио-де-Жанейро 24 августа 1954.

ЛИТЕРАТУРА

Глинкин А.Н. Новейшая история Бразилии (1939-1959). М., 1961 Очерки истории Бразилии. М., 1962 Фако Р. Бразилия XX столетия. М., 1962

ВАРГАС ЛЬОСА МАРИО

ВАРГАС ЛЬОСА Марио (Vargas Llosa, Mario)

(р. 1936), перуанский прозаик, один из ведущих писателей-новаторов современной латиноамериканской литературы. Родился 28 марта 1936 в Арекипе. Учился в военном училище Леонсио Прадо, затем в столичном университете Сан-Маркос. В 1958 получил стипендию в Мадридском университете и надолго уехал в Европу и США. В 1967, получив Международную премию имени Р.Гальегоса, Варгас Льоса произнес знаменитую речь о тесной связи писателя с общественной жизнью. Впоследствии, воплощая свои слова в действие, баллотировался на президентских выборах в Перу в 1990, но потерпел поражение. Первый роман Варгаса Льосы Город и псы (La ciudad y los perros, 1963) произвел в Лиме скандал, повлекший публичное сожжение книги. Изображенные в "правдивой истории" военного училища Леонсио Прадо дикие нравы заклеймили позором всю перуанскую военщину. В романе Зеленый дом (La casa verde, 1968) центральные темы насилия и отчуждения развиваются одновременно в пяти пересекающихся сюжетах. Писатель использует изощренную технику монтажа - с мгновенными переключениями времени и места действия и множественными точками зрения. Рассказ Щенки (Los cachorros, 1967) описывает историю кастрированного юноши в "мачистском" (от исп. macho - самец, настоящий мужчина) окружении. Роман Разговор в Соборе (Conversacin en La Catedral, 1969) вскрывает коррумпированность перуанского общества в период диктатуры М. Одрии (1948-1956). В романе Капитан Панталеон и Рота добрых услуг (Pantalen y las visitadoras, 1973) в фарсово-сатирическом ключе изображено стремление солдафонов регламентировать все, даже сексуальную жизнь подчиненных. В детективной повести Кто убил Паломино Молеро? (Quien mat a Palomino Molero, 1986) история убийства молодого певца становится поводом для исследования зыбких границ истины и справедливости. Варгас Льоса опубликовал также романы Тетушка Хулия и писака (La ta Julia y el escribidor, 1977), Война конца света (La guerra del fin del mundo, 1981), История Майты (La historia de Mait, 1984) и исследование о творчестве Флобера (1975).

ЛИТЕРАТУРА

Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. М., 1983 Варгас Льоса М. Рота добрых услуг: Романы. СПб, 1993

ВАРДА АНЬЕС

А. Варда.

ВАРДАНЯН ЮРИЙ НОРАЙРОВИЧ

Ю. Н. Варданян. 1988 г.

ВАРИАЦИИ

ВАРИАЦИИ - один из приемов композиторской техники, а также жанр инструментальной музыки. В вариациях основная музыкальная идея подвергается разработке и изменениям. Произведения данного жанра часто называются "тема с вариациями" или "вариации на тему". Тема может быть оригинальной, авторской (например, симфонические вариации Энигма Элгара) или заимствованной (например, фортепианные вариации И.Брамса на тему Гайдна). Средства варьирования темы разнообразны, среди них - мелодическое варьирование, гармоническое варьирование, ритмическое варьирование, изменения темпа, изменения тональности или ладового наклонения, варьирование фактуры (полифония, гомофония). Как форма вариации могут выступать и самостоятельно (например, фортепианные вариации на тему вальса Диабелли, ор. 120 Бетховена), и в составе более крупной формы или цикла (например, медленная часть из квартета, ор. 76, № 3 Й. Гайдна). Основные вехи в истории вариаций - вариации на заданную мелодическую линию, т.н. cantus firmus в вокальной духовной музыке Средних веков и эпохи Возрождения; вариации для лютни и клавишных инструментов в испанской и английской музыке позднего Возрождения; клавирные сочинения итальянского композитора Дж.Фрескобальди и голландца Я.Свелинка в конце 16 - начале 17 вв.; сюита вариаций - одна из ранних форм танцевальной сюиты; английская форма граунд - вариации на повторяемую в басовом голосе короткую мелодию; чакона и пассакалья - формы, схожие с граундом, при том отличии, что повторяющийся голос в них не обязательно басовый (чакона и пассакалья широко представлены в творчестве Баха и Генделя). Среди известнейших вариационных циклов начала 18 в. - вариации А.Корелли на тему La Folia и Гольдберг-вариации И.С.Баха. Вероятно, самым блестящим периодом в истории вариаций является эпоха зрелой классики, т.е. конец 18 в. (сочинения Гайдна, Моцарта и Бетховена); как метод варьирование и сегодня остается важным компонентом инструментальной музыки.

ЛИТЕРАТУРА

Цуккерман В. Анализ музыкального произведения. Вариационная форма. М., 1987

ВАРИАЦИОННОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАРИКОЗНОЕ РАСШИРЕНИЕ ВЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАРЛАМОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ

А. Е. Варламов.

ВАРЛЕЙ НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Н. В. Варлей.

ВАРРОН

МАРК ТЕРЕНЦИЙ (Marcus Terentius Varro)

(116-27 до н.э.), римский ученый-энциклопедист, знаток древностей. Родился в Реате (совр. Риети, 70 км на северо-восток от Рима), учился в Риме и в Афинах. Служил в Испании в 76 до н.э. под началом Помпея, в 67 до н.э. помогал ему в борьбе с пиратами. В гражданской войне Варрон принял сторону Помпея, но был прощен Цезарем, который даже назначил его хранителем библиотеки и возвратил ему имущество, отобранное Марком Антонием. В 43 до н.э. Антоний внес имя Варрона, дружившего с Цицероном, в проскрипционные списки, но друзья сумели его спасти. Остаток жизни Варрон посвятил науке. Известны названия 74 произведений Варрона, составивших в совокупности 620 книг. Варрон занимался логикой, языком, поэзией, историей, правом и географией. Наиболее существенными из утраченных трудов Варрона были, по-видимому, работы Божественные и человеческие древности (Antiquitates rerum humanarum et divinarum) в 41 книге и Портреты (Imagines) в 15 книгах, содержавшие биографии знаменитых греков и римлян, а также 700 портретов, иллюстрировавших текст. В полной сохранности дошел до нас трактат О сельском хозяйстве (De re rustica) в трех книгах. Из 25 книг сочинения О латинском языке (De lingua latina) уцелело 6 (полностью - 2). Кроме того, мы располагаем многочисленными (более 600) фрагментами Менипповых сатир (Saturae Menippeae) в 150 книгах, представляющих собой пеструю смесь поэзии и прозы.

ЛИТЕРАТУРА

Римская сатира. М., 1989

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ - массовое убийство гугенотов, начавшееся в Париже в ночь на 24 августа 1572, праздник св. Варфоломея. В Париж тогда нахлынула протестантская знать, прибывшая на бракосочетание своего лидера Генриха Наваррского и Маргариты Валуа, сестры французского короля Карла IX. Этим воспользовалось католическое семейство Гизов, которое 22 августа осуществило неудачное покушение на адмирала Колиньи (он был ранен), видного гугенота, пользовавшегося доверием Карла IX. Опасаясь мести гугенотов, королева-мать Мария Медичи и другие добились согласия короля на избиение гугенотов. Прево Парижа, заранее предупрежденный Генрихом Гизом, распорядился отметить белыми крестами дома, где жили гугеноты. Избиение началось по набату между 2 и 4 часами ночи. Колиньи стал одной из первых жертв. После Парижа волна избиений прокатилась по провинциям. Точное количество убитых неизвестно, оценки сильно разнятся, но нередко приводится число 50 тыс. Избиение протестантов на праздник св. Варфоломея приветствовали как победу в Мадриде и Риме, однако осудили в протестантских землях и во многих католических странах.

ВАСИЛЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

А. М. Василевский.

ВАСИЛИД

ВАСИЛИД (ум. 140), философ-гностик, творивший в Александрии при императоре Адриане, автор толкований на евангелия в 24 книгах (Exegetica), сохранившихся во фрагментах. Среди многих последователей Василида самым известным был его сын Исидор, написавший трактат о душе. По свидетельству Епифания, Василид вместе с другим знаменитым гностиком Сатурнином учился в Антиохии у Менандра. Василид утверждал, что его система основана на учении апостола Петра. Реконструкция учения Василида затруднительна из-за скудности источников и противоречивости ее изложений. Наши знания о нем опираются преимущественно на свидетельства Иринея Лионского, Евсевия Кесарийского, Климента Александрийского, Оригена, Ипполита Римского и автора Актов Архелая. Если пренебречь ненадежным свидетельством Ипполита, можно заключить, что Василид был дуалистом, близким к зороастризму, с тем отличием, что дуализм Василида носил не оптимистический, как у зороастрийцев, а пессимистический характер. Василид стал основателем гностической секты василидиан, существовавшей в Египте, Сирии, Италии и Галлии вплоть до 4 в.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М., 1994

ВАСИЛИЙ I

Рисунок из книги "Титулярник". 1672.

ВАСИЛИЙ I МАКЕДОНЯНИН

ВАСИЛИЙ I Македонянин (ок. 812-886), византийский император, выходец из обосновавшейся в Македонии крестьянской (по-видимому, армянской) семьи. Оказавшись в молодости при дворе, Василий сделал карьеру от конюха до наперсника Михаила III, третьего императора из Аморийской династии, назначившего его паракимоменом (постельничим). Опасаясь происков кесаря Варды, видного вельможи и дяди Михаила, 21 апреля 866 Василий убил Варду по велению императора, в глазах которого сам же Василий его и опорочил. 26 мая того же года Михаил усыновил Василия и сделал его соимператором, а в ночь с 23 на 24 сентября 867 Василий убил Михаила и стал править единолично. На Востоке Василий продолжил войну с арабами, некоторые успехи сопутствовали византийцам как в области Евфрата, так и на юго-востоке Малой Азии. Предпринимались попытки отразить арабскую экспансию на Адриатике и в южной Италии, однако в 878 арабы все же овладели Сиракузами. Желая обрести союзников, Василий искал сближения с франкским королем Людовиком II и с римскими папами. Во внутренней политике Василию достался в наследство нескончаемый церковный спор, затрагивавший как проблему отношений Рима с Константинополем, так и вопрос о том, в чью сферу влияния попадут новые области миссионерской деятельности - Моравия и Балканы. В 867 Василий сместил патриарха Фотия, тесно связанного с режимом Михаила III, и вновь назначил Игнатия, бывшего патриархом до Фотия. Этим Василий надеялся расположить к себе как Рим, так и сторонников Игнатия. Однако в 877 он вновь сместил Игнатия и восстановил Фотия. Значительным событием религиозной жизни явился осуществленный ок. 872 разгром движения павликиан на востоке Малой Азии. Василий начал правовую реформу, завершившуюся уже в годы правления его сына Льва VI изданием сборника законов, известного как Василики (Царские книги). При Василии вышло пособие по праву, названное Прохирон (Подручный закон), а также Эпанагога (Повторение закона), исправленное издание Прохирона. Несмотря на свое происхождение, Василий полностью усвоил императорскую традицию и стал основателем знаменитой Македонской династии. Умер Василий на охоте 29 августа 886.

ЛИТЕРАТУРА

Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997

ВАСИЛИЙ II БОЛГАРОБОЙЦА

ВАСИЛИЙ II Болгаробойца (ок. 958-1025), византийский император, прозванный Болгаробойцей (греч. "Булгароктонос"). Василий и его младший брат Константин VIII, сыновья императора Романа II из Македонской династии, были коронованы в качестве соимператоров в 960. Когда 15 марта 963 Роман умер, Василий с Константином были признаны законными правителями, но из-за их несовершеннолетия при них состояли регенты-соимператоры - вначале Никифор II Фока, а затем Иоанн I Цимисхий. После смерти Цимисхия (1076) Василий начал постепенно забирать власть в свои руки, оттесняя могущественного паракимомена (постельничего), своего двоюродного деда по отцу, евнуха Василия. В то же время императору пришлось выдержать борьбу с мятежниками. Вначале это был Варда Склир, стратег фемы Месопотамия, угрожавший в 978 самому Константинополю, а когда к 980 его удалось оттеснить и обезвредить, против императора взбунтовался одолевший Склира Варда Фока. Лишь к 989 Василию удалось окончательно взять верх во внутренних смутах, и то во многом благодаря помощи, пришедшей из Киевской Руси, за что пришлось отдать в жены киевскому князю Владимиру сестру императора Анну - на условии принятия Русью христианства. Часть русских воинов осталась на византийской службе, сформировав ядро прославленной варяжской гвардии (в Византии их называли варангами). Для внутренней политики Василия была характерна резкая враждебность к могущественной земельной аристократии, обширные владения которой в Малой Азии представляли собой серьезную угрозу императорской власти. В то же время он поддерживал мелкого землевладельца, видя в нем основу благополучия и безопасности государства. В частности, Василий отменил закон, в силу которого по истечении 40 лет владения земля становилась собственностью владельца, ввел т.н. аллиленгий, т.е. обязанность крупного землевладельца вносить налоги за брошенные крестьянские наделы. Василий проводил активную внешнюю политику. Так, он покорил часть территории Армении и обеспечил возвращение под власть Византии остальной ее части; кроме того, ему удалось вытеснить из Сирии Фатимидов. На Балканах его главным достижением стало покорение, после долгой борьбы, могущественной Болгарской державы со столицей в Охриде (совр. западная Македония). В 1014 Василий после ряда кампаний сокрушил болгарскую армию при Беласице. По велению Василия византийцы ослепили все 15 тыс. взятых в плен воинов, оставив по одному глазу лишь одному из каждых ста пленников, чтобы те могли быть поводырями, и так отправили их к царю Самуилу (отсюда и появилось прозвище "Болгаробойца"). Зрелище было столь горестным, что Самуил, как сообщают, не смог его вынести и вскоре умер. К 1018 вся подвластная Самуилу территория стала частью Византийской империи.

Умер Василий 15 декабря 1025, и на трон взошел Константин VIII.

ЛИТЕРАТУРА

Византийские очерки. М., 1996

ВАСИЛИЙ II ТЕМНЫЙ

Рисунок из книги "Титулярник". 1672.

ВАСИЛИЙ III

Рисунок из книги "Титулярник". 1672.

ВАСИЛИЙ IV ШУЙСКИЙ

Рисунок из книги "Титулярник". 1672.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

СВ. (ок. 330 - ок. 379), отец и учитель Восточной церкви. Родился в Кесарии Каппадокийской в знатной христианской семье. В числе его 9 сестер и братьев трое святых: Григорий Нисский, Петр Севастийский и Макрина Младшая. Он с успехом преподавал риторику в Кесарии (ок. 356), где под влиянием своей сестры Макрины, основавшей монастырь в Аннеси, обратился к аскетической жизни и принял крещение. После посещения (ок. 357) пустынников Сирии, Палестины, Египта и Месопотамии Василий стал отшельником в окрестностях Кесарии и, вместе со своим другом Григорием Назианзином составил Пространные правила для монахов. Около 364 Василий покинул уединение ради апостольских трудов и был посвящен в сан пресвитера Евсевием, епископом Кесарии Каппадокийской, которого впоследствии сменил на епископской кафедре (370). Он мужественно и умело противостоял арианствующему императору Валенту и его префекту Модесту. Умер Василий 1 января 379. День памяти святого 2 января (в Русской православной церкви 1 и 30 января по старому стилю). К числу аскетических сочинений Василия относятся Нравственные правила (правила поведения для всех христиан; после 370), Пространные правила (свод наставлений применительно к монашеской жизни; 358-362) и Краткие правила (практическое приложение общих принципов монашеской жизни; вероятно, до 370). Влияние, оказанное Василием на развитие восточного монашества, имело более нравственный, чем законодательный характер, и выразилось прежде всего в распространении общежитийной формы монашества и насаждении духовности, приемлемой для образованных умов. Василий не основал никакого ордена (как это сделал на Западе св. Бенедикт). Принадлежащие ему гомилетические сочинения (9 гомилий на Шестоднев, т.е. шесть дней творения, 13 гомилий на Псалмы и 24 гомилии на разные догматические и моральные темы) носят в большей степени характер моральных наставлений, чем экзегезы. В знаменитой 22-й гомилии Василий выступает в защиту изучения языческой литературы и философии. Сохранились два догматических трактата Василия: 3 книги Против Евномия (опровержение рационалистического арианства; ок. 364) и трактат О Святом Духе (375). В 365 письмах Василия (большей частью подлинных) проявились классическое благородство, изящество и простота его стиля. В Литургии св. Василия Великого самому Василию исследователи приписывают лишь ее центральную часть - анафору.

ЛИТЕРАТУРА

Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ВАСИЛЬЕВ БОРИС ЛЬВОВИЧ

Б. Л. Васильев.

ВАСИЛЬЕВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ

ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович (р. 1940), русский танцовщик, родился в Москве. Его исполнительская манера благородна и в то же время мужественна. В труппе Большого театра с 1958, был первым исполнителем ведущих ролей в балетах Григоровича Спартак и Иван Грозный. Как и его жена, Екатерина Максимова, он в знак несогласия с репертуарной политикой Григоровича покинул Большой театр. В 1980-1990-х годах Васильев и Максимова выступали с собственным ансамблем. В 1995 Васильев стал художественным руководителем Большого театра.

ВАСИЛЬЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

С. А. Васильев.

ВАСИЛЬЕВА ВЕРА КУЗЬМИНИЧНА

В конце 1940-х - начале 1950-х годов Вера Васильева была одной из самых популярных актрис советского кино. Архив агентства "Люмьер".

ВАСИЛЬЕВА ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВНА

Т. Васильева в роли королевы Англии в спектакле театра Сатиры "Ее превосходительство" .

ВАСИЛЬЕВЫ

Слева направо: С. Д. и Г. Н. Васильевы.

ВАСИН ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

В. А. Васин. 1968 г.

ВАСНЕЦОВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ

В. М. Васнецов.

ВАССЕРМАН АВГУСТ

ВАССЕРМАН Август (Wassermann, August von)

(1866-1925), немецкий микробиолог и иммунолог. Родился 21 февраля 1866 в Бамберге. Учился в Страсбургском, Венском и Берлинском университетах, где его учителями были Р.Кох и П.Эрлих. С 1891 - ассистент Института Р.Коха, с 1901 - приват-доцент этого института, с 1902 - профессор. В 1911 Вассерман стал профессором Берлинского университета, в 1913 - директором только что основанного Института экспериментальной терапии Фридриха Вильгельма в Берлине. Основные труды Вассермана посвящены изучению антибактериального и антитоксического иммунитета при холере, тифе, дифтерии. Изучая эпидемию гриппа, он обнаружил установление относительного иммунитета при этой инфекции. Совместно с Дж.Цитроном исследовал местный иммунитет слизистой кишечника при тифе. Доказал иммунологическую видоспецифичность белков (независимо от П.Уленгута). Предложил методы серодиагностики туберкулеза. Однако величайшей заслугой Вассермана стала разработка в 1906 (совместно с А.Нейссером и К.Бруном) метода диагностики сифилиса (реакция Вассермана). Последние годы жизни занимался усовершенствованием серодиагностики сифилиса, туберкулеза и новообразований. Вместе с В.Колле Вассерман издавал "Справочник патогенных микроорганизмов" ("Handbuch der pathogen Mikroorganismen", 1902-1909), ему принадлежит труд Гемолизины, цилотоксины и преципитины (Hemolysine, Zylotoxine, und Przipitine, 1910).

Умер Вассерман в Берлине 16 марта 1925.

ЛИТЕРАТУРА

Финкельштейн Ю.А. Серодиагностика сифилиса, венерических и кожных болезней. М. - Л., 1930

ВАСЮТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

ВАСЮТИН Владимир Владимирович - "Союз Т-14" подполковник В. В. Васютин.

ВАТИКАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАТТО АНТУАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАТУТИН НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ

Н. Ф. Ватутин.

ВАУЭРМАН ФИЛИПС

ВАУЭРМАН Филипс (Wouwerman, Philips)

(1619-1668), голландский живописец, мастер жанровой живописи. Родился в Харлеме, крещен 24 мая 1619. Учился у Ф.Халса. В 1640 был принят в гильдию св. Луки. Вауэрман был очень плодовитым художником; ему приписывают около тысячи работ. В основном это сцены охоты, батальные картины и жанровые композиции, обычно помещенные на фоне панорамных пейзажных видов. Во многие произведения он включал изображение белой лошади; этот мотив стал в некотором смысле его подписью. Живописец был необычайно популярен при жизни благодаря высокому художественному качеству своих картин, которые отличались блестящим, утонченным рисунком и изысканными сочетаниями неярких серебристо-серых тонов. Умер Вауэрман в Харлеме 19 мая 1668.

ВАХТАНГОВ ЕВГЕНИЙ БАГРАТИОНОВИЧ

Е. Б. Вахтангов. 1918 г.

ВАХХАБИТЫ

ВАХХАБИТЫ - последователи реформатора Мухаммеда Ибн Абд аль-Ваххаба (ок. 1703-1792), создавшего в исламе учение, отвергавшее "недозволенные новшества" и выступавшее за возврат к первоначальной вере, которая проповедуется в Коране и примером которой служит жизнь Мухаммеда. Воинственные по характеру ваххабиты с самого начала были связаны с домом Саудов, аравийским королевским родом, который постепенно расширил свои владения, включившие области Неджд, аль-Хаса (Восточная провинция современной Саудовской Аравии), Асир и Хиджаз, и объединил под своей властью большую часть обжитой территории Аравийского полуострова. Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб родился в Неджде (плоскогорье в центральной Аравии) в племени тамим. Изучал религиозные дисциплины в различных богословских центрах арабского мусульманского мира. В Багдаде он стал приверженцем доктрины Ибн Ханбала (ум. 855), основателя наиболее консервативной из четырех суннитских школ права. Ибн Ханбал придавал исключительное значение традиции и выступал против каких-либо уступок "разуму". Кроме того, основатель ваххабитского движения следовал принципам Ибн Таймийи (1263-1328), крупного представителя ханбалитской школы богословия, который в своих проповедях выступал против культа святых, обетов и клятв, а также паломничества к святыням. Эти и другие аналогичные идеи легли в основу убежденности ваххабитов в том, что в современном исламе процветает ересь. Возвратившись в свою родную аль-Уйайну, Ибн Абд аль-Ваххаб немедленно осудил поклонение Сааду, местному святому. Он отверг точку зрения, согласно которой мусульманская община имеет право вырабатывать решения по юридическим вопросам посредством согласия ее членов (иджмa')и заявил, что силу имеет лишь решение, принятое в результате консенсуса представителей первого поколения мусульман. Проповедуя эту доктрину "возвращения к Корану", Ибн Абд аль-Ваххаб пользовался преимуществом изолированного географического положения Неджда, ставшего благодатной почвой для распространения его идей среди бедуинов. В Египте, Судане, Северной Африке, Индии, Индонезии - повсюду мусульмане откликнулись на призыв ваххабитов. Новое учение оказалось не просто проявлением религиозной воинственности и реакции, оно подтвердило наличие духовных и политических возможностей в движении за возрождение чистого монотеизма. Учение ваххабитов призывало мусульман всего мира сплотиться и положить конец проникновению чужеземцев. Благодаря престижу саудовского короля Абдель Азиза Ибн Сауда (ок. 1880-1953, правил в 1932-1953) влияние ваххабитов усилилось.

ВАШИНГТОН ДЕНЗЕЛ

Д. Вашингтон.

ВАШИНГТОН ДЖОРДЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕБЕР ВИЛЬГЕЛЬМ ЭДУАРД

ВЕБЕР Вильгельм Эдуард (Weber, Wilhelm Eduard)

(1804-1891), немецкий физик. Родился 24 октября 1804 в Виттенберге. Окончил университет в Галле (1826). В 1831-1837 - профессор физического факультета Геттингенского университета. Вместе с шестью другими преподавателями Вебер выступил с протестом против подавления конституционных прав королем Ганновера и в 1837 был смещен со своего поста. Провел несколько лет, давая частные уроки и странствуя. В 1843-1849 - профессор Лейпцигского университета, с 1849 - профессор Геттингенского университета. Основные работы Вебера посвящены электромагнетизму, а также акустике, теплоте, молекулярной физике. В 1825 он в соавторстве со своим братом Э.Вебером написал трактат о волновом движении. Наблюдал интерференцию звука (1826), выдвинул идею звукозаписи (1830).Совместно с К.Гауссом участвовал в разработке методов и аппаратуры для геомагнитных измерений; в 1833 ими был создан первый в Германии электромагнитный телеграф. Начиная с 1840 Вебер занимался разработкой систем электростатических и магнитных единиц и определением связи между ними. Вывел закон взаимодействия движущихся зарядов с учетом относительной скорости их перемещения (1846). Совместно с Р.Кольраушем в 1856 определил скорость света, исходя из отношения заряда конденсатора в электростатических и магнитных единицах. Полученное ими значение совпадало со скоростью света, вычисленной из оптических опытов А.Физо. Это совпадение побудило Дж.Максвелла сделать вывод о том, что "свет состоит из поперечных колебаний той же самой среды, которая является причиной электрических и магнитных явлений". Работы Вебера привели к независимому определению единицы электрического тока в электромагнитной системе единиц исходя из величины создаваемого током магнитного поля. Его именем названа единица магнитного потока. Умер Вебер в Геттингене 23 июня 1891.

ЛИТЕРАТУРА

Кудрявцев П.С. История физики, т. 2. М., 1956

ВЕБЕР КАРЛ МАРИЯ ФОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕБЕР ЭРНСТ ГЕНРИХ

ВЕБЕР Эрнст Генрих (Weber, Ernst Heinrich)

(1795-1878), немецкий анатом и психофизиолог. Родился 24 июня 1795 в Виттенберге. Окончил Лейпцигский университет; с 1818 - профессор анатомии, а затем профессор физиологии этого университета. Основные работы посвящены физиологии органов чувств. Вебер установил зависимость между силой физических раздражителей и вызываемыми ими ощущениями (психофизический закон Вебера - Фехнера). Создал ряд методик и приборов для определения порога кожной чувствительности. Работы Вебера положили начало новым направлениям в науке - психофизике и экспериментальной психологии. Занимался также исследованиями по определению абсолютной силы мышц, изучением механизмов ходьбы и других видов двигательной активности. Умер Вебер в Лейпциге 26 января 1878.

ВЕБЕРН АНТОН ФОН

ВЕБЕРН Антон фон (Webern, Anton von) (1883-1945), австрийский композитор. Родился в Вене 3 декабря 1883. Учился у Г. Адлера в Венском университете, в 1906 получил степень доктора философии за работу о нидерландском композиторе Х.Изаке (15 в.). Веберн дирижировал театральными оркестрами в Германии и в Праге и преподавал композицию в Вене. Его произведения были запрещены пришедшими к власти национал-социалистами. Умер Веберн в Миттерзилле (Австрия) 15 сентября 1945. Ученик Арнольда Шенберга, Веберн стремился к максимальному лаконизму в изложении и развитии музыкальных мыслей; его сочинения - это миниатюры, иногда протяженностью всего в несколько тактов. Самое известное произведение Веберна - Пять духовных песен, ор. 15.

ЛИТЕРАТУРА

Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М., 1975 Холопова В.Н., Холопов Ю.Н. А.Веберн. М., 1984

ВЕБСТЕР НОА

ВЕБСТЕР Ноа (Webster, Noah)

(1758-1843), американский писатель, издатель, деятель просвещения, автор большого двухтомного Американского словаря английского языка (1828). Благодаря этой книге слово "Вебстер" практически стало синонимом слова "словарь". Фундаментальный труд, который был опубликован, когда самому Вебстеру было уже 70 лет, был результатом пятидесятилетних усилий общественных служб и научной работы частных лиц. Вебстер родился 16 октября 1758 на ферме в Вест-Харфорде (шт. Коннектикут); в 1778 окончил Йельский университет, изучал право, преподавал в сельской школе. Недовольный британскими школьными учебниками, Вебстер приступил к созданию других книг, отвечающих патриотическим чувствам американцев. Первая из них, знаменитый Blue-Backed Speller, за сто лет разошлась в количестве ста миллионов экземпляров. Написанная Вебстером Грамматика и Книга для чтения, хотя имели несколько меньший успех, послужили образцами для сочинений этого жанра на ближайшие 50 лет. Отойдя от активной предпринимательской деятельности, Вебстер стал членом законодательных органов и городским судьей в Коннектикуте. Из-под его пера вышли новые учебники по естествознанию, грамматике и истории. Однако после 1800 главным трудом его жизни оставался Словарь. В последние годы жизни он участвовал в основании Амхерст-колледжа и работал над новым переводом Библии.

Умер Вебстер в Нью-Хейвене (шт. Коннектикут) 31 мая 1843.

ВЕГА КАРПЬО ЛОПЕ ФЕЛИКС ДЕ

Лопе де Вега. Портрет работы Ф. Пачеко.

ВЕГЕТАРИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕДЕНИН ВЯЧЕСЛАВ ПЕТРОВИЧ

В. П. Веденин. 1975 г.

ВЕДЕРНИКОВ АЛЕКСАНДР ФИЛИППОВИЧ

А. Ф. Ведерников.

ВЕДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЗАЛИЙ АНДРЕАС

ВЕЗАЛИЙ Андреас (Vesalius, Andreas)

(1514-1564), итальянский естествоиспытатель, один из основоположников современной анатомии. Родился 31 декабря 1514 (или 1 января 1515) в Брюсселе (Бельгия). Изучал медицину в Брюсселе, Лувене (Фландрия) и Париже. В 1537 получил степень бакалавра медицины в Лувене, а в декабре того же года - степень доктора медицины в Падуе. С 1539 - профессор Падуанского университета. Основные научные работы Везалия посвящены нормальной анатомии человека. В 1538 он опубликовал Анатомические таблицы - шесть листов гравюр, выполненных Стефаном Ван Калькаром, учеником Тициана Вечелли. В них он уточнил и пополнил анатомическую терминологию, проиллюстрировал новые данные, опровергающие многовековые заблуждения о строении тела человека. Убедившись в том, что все анатомические тексты Галена, известного римского врача (ок. 130-200 н.э.), основаны на результатах вскрытий животных и, следовательно, не отражают специфики анатомии человека, Везалий решил предпринять исследования, опирающиеся только на экспериментальное изучение тела человека. Итогом его работы стал знаменитый трактат О строении человеческого тела (De humani corporis fabrica, 1543), состоящий из 7 книг. Наиболее точно описаны скелет, мышцы, сердце и мозг. В трактате опровергается представление о том, что в перегородке между желудочками сердца имеется отверстие; это подготовило почву для последующего открытия большого и малого кругов кровообращения. Что же касается кровеносных сосудов и нервной системы, то здесь в трактате сохраняются традиционные представления. Несмотря на свои недостатки, Fabrica является эпохальной работой в истории науки, так как данное в ней строгое обоснование научного метода требовало теперь от всех анатомов хотя бы на словах выражать приверженность этому методу. В 1543 Везалий стал врачом при дворе императора Священной Римской империи Карла V. Значительную часть времени он отдавал императорской армии как военный хирург и нередко заменял личного врача Карла V Корнелиуса ван Байерсдорпа. Постепенно Везалий приобрел обширную частную практику и репутацию самого знаменитого врача в Европе. После отречения Карла V в 1556 он поступил на службу к его сыну Филиппу II, королю Испании. Но после смерти в 1562 Габриеле Фаллопио, занимавшего кафедру анатомии в Падуе, Везалий решил вернуться к исследовательской работе. Под предлогом болезни и желания совершить паломничество в Святую Землю он добился разрешения короля на отпуск. В мае 1564 Везалий получил свою прежнюю кафедру и до начала нового семестра отправился в путешествие в Иерусалим. На обратном пути судно, на котором плыл Везалий, потерпело кораблекрушение и было выброшено на о. Занге. Здесь Везалий погиб или умер от болезни в октябре 1564. Место его захоронения неизвестно.

ЛИТЕРАТУРА

Терновский В.Н. Андрей Везалий. М., 1965

ВЕЙДЕНРЕЙХ ФРАНЦ

ВЕЙДЕНРЕЙХ Франц (Weidenreich, Franz)

(1873-1948), немецкий ученый, специалист по физической антропологии и анатомии, более всего известен благодаря исследованиям ископаемых останков т.н. "пекинского человека"(синантропа). Родился 7 июня 1873 в Эденкобене (Германия). Изучал медицину в университетах Мюнхена, Киля, Берлина и Страсбурга, где получил степень доктора медицины (1899). Вначале работал в основном в области гематологии; будучи профессором анатомии в Страсбурге (1904-1918), опубликовал более 50 работ по анатомии. Возглавлял кафедру анатомии Гейдельбергского университета (1921-1928) и кафедру антропологии Франкфуртского университета (1928-1935). Первое исследование Вейденрейхом ископаемых человеческих останков, опубликованное в 1926, было посвящено черепу неандерталоида из Эрингсдорфа. В 1935, будучи приглашенным профессором Пекинского объединенного медицинского колледжа, он начал фундаментальное исследование останков "пекинского человека", Sinanthropus pekinensis. До их обнаружения в 1927 науке были известны (кроме т.н. "гейдельбергской челюсти") фрагменты черепа человекообразного существа с острова Ява, Homo erectus. Sinanthropus имел сходство с Homo erectus по многим чертам строения черепа и формы зубов. Взятые вместе, эти две группы человеческих останков, датируемые ранней эпохой среднего плейстоцена (ок. 1 млн. лет тому назад), дают относительно четкий портрет раннего человека как представляющего собой совершенно особую зоологическую группу. Впоследствии Вейденрейх использовал термин "архантропы", чтобы выделить эту стадию. В 1937 Вейденрейх расширил свои исследования, присоединившись к голландскому антропологу Г.Кенигсвальду на Яве, где были обнаружены новые останки архантропа. В 1938 они объявили о важной находке - крупном черепе ископаемого человека, получившего название Pithecanthropus robustus. В 1939 Вейденрейх опубликовал сообщение о трех черепах Homo sapiens, найденных в верхнем слое пещеры Чжоукоудянь. В 1940 он покинул Пекин и переехал в США, взяв с собой тщательно изготовленные гипсовые слепки находок синантропа (оригиналы этих останков утеряны). В 1941 Вейденрейх начал работать в Музее естественной истории в Нью-Йорке, посвятив последние годы жизни написанию монографии Череп пекинского синантропа (The Skull of Sinanthropus pekinensis, 1943) и более чем 30 статей. Вместе с тем ученый продолжал разработку своих идей относительно человеческой эволюции, которые наиболее полно изложены в его книге Человекообразные обезьяны, гигантопитеки и человек (Apes, Giants and Man, 1946).

ВЕЙЦМАН ХАИМ

ВЕЙЦМАН Хаим (Weizmann, Chaim)

(1874-1952), сионистский лидер и первый президент Израиля. Родился в Мотоле (Россия) 27 ноября 1874. Изучал химию в средней школе в Пинске и Берлинском политехникуме. Получил докторскую степень в 1898 в Фрибургском университете (Швейцария) и преподавал химию в Женевском университете. В 1904 перешел на работу в Манчестерский университет, где оставался до 1916. В 1910 принял британское подданство. Наиболее известны из его научных достижений было открытие нового способа получения ацетона путем ферментации. С юных лет Вейцман проявлял интерес к вопросу о положении евреев в Центральной и Восточной Европе. Когда в 1914 разразилась Первая мировая война, Вейцман сумел добиться поддержки сионизма со стороны британского правительства. В декларации Бальфура, опубликованной 2 ноября 1917, британское правительство обязалось способствовать созданию в Палестине "национального дома для еврейского народа". Впоследствии текст декларации был включен в мандат Лиги наций на управление Палестиной, который она предоставила Великобритании в 1920. Вейцман понимал важность сотрудничества между арабами и евреями. В 1918 он заручился поддержкой эмира Фейсала (впоследствии короля Ирака). Позже при посредничестве Лоуренса Аравийского подписал с Фейсалом соответствующее соглашение. В 1921 Вейцман был избран президентом Сионистской организации и сохранял этот пост (наряду с президентством в Палестинском отделении Еврейского агентства с 1929) до 1946, с перерывом в 1931-1935. Вейцман понимал, что после поражения нацистской Германии мир сможет по достоинству оценить борьбу еврейского народа за национальную независимость. Поэтому в 1942 он возобновил пропаганду идеи создания еврейского государства как способа решения палестинской проблемы. В начале 1948, когда в ООН не было единства мнений по вопросу о выполнении принятой в ноябре 1947 резолюции о разделе Палестины, а американская делегация не относилась всерьез к идее опеки, Вейцман начал готовить почву в высших сферах для немедленного признания Соединенными Штатами еврейского государства после его создания (по истечении срока британского мандата в мае 1948). 17 мая, через три дня после провозглашения Государства Израиль, Вейцман был избран председателем Временного совета, и в феврале 1949 стал первым президентом Израиля. В том же году он отказался от британского подданства, став гражданином Израиля. Вейцман был переизбран президентом в 1951. Умер Вейцман в Реховоте 9 ноября 1952.

ВЕЙЦМАН ЭЗЕР

Э. Вейцман.

ВЕКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ВЕКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - согласно легендам и поэзии античного мира, периоды, на которые распадается человеческая история. Древнейшим был Золотой век - время невинности и счастья, когда люди не ведали раздоров и несправедливости; миром тогда правил Крон (римляне отождествляли его с Сатурном). Не существовало нужды в земледелии, поскольку земля сама в изобилии производила все, что необходимо людям, а климат был неизменно мягким. Следом наступил Серебряный век, не столь счастливый, как предыдущий; людям приходилось трудиться и строить жилища, чтобы найти защиту от зноя и холода. В Бронзовом веке люди начали истреблять друг друга. Четвертым и последним был Железный век - время ненависти и злодеяний; мир заполнили схватки и войны, и Астрейя, богиня справедливости, покинув Землю, превратилась в созвездие Девы. Гесиод перечисляет пять веков, помещая между Бронзовым и Железным веками Век героев, к числу которых относятся участники Фиванской и Троянской войн. Вергилий в своей знаменитой четвертой Буколике пишет о завершении цикла веков и о рождении младенца, который станет провозвестником нового Золотого века, времени мира и счастья.

ВЕКТОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛАСКЕС ДИЕГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛДЕ ВАН ДЕ

ВЕЛДЕ ван де - "Общество на террасе". 1622.

"Порт Амстердама с адмиральским кораблем

"Золотой лев" Корнелиса Тромпа". 1686.

ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛИКИЙ КАНАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

ВЕЛИКИЙ ПОСТ - в христианстве, период покаяния, предшествующий Пасхе и продолжающийся 40 дней (в память о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне). По-видимому, пост не принадлежал к числу апостольских установлений; самое раннее свидетельство о соблюдении Великого поста относится к 4 в. В эпоху раннего Средневековья в большинстве епархий Западной церкви началом Великого поста становится т.н. Пепельная среда (за 6 с половиной недель до Пасхи); пост, во время которого предписывается строгое воздержание, продолжается - не считая воскресений - 40 дней (отсюда латинское название Quadragesima - "четыредесятница"). В Православной церкви Великий пост начинается в понедельник ("чистый понедельник") и продолжается 7 недель (седьмая неделя - Страстная). В соответствии с обычным установлением, во время Великого поста дозволялось принимать пищу только один раз в день (вечером). На протяжении всего поста, включая воскресные дни, воспрещалось есть мясо, а позднее запрет был наложен также на молоко, сыр и яйца. Со временем эти строгие правила в Католической церкви были существенно смягчены: единственная трапеза была перенесена на 3 часа дня, а затем на полдень; в 9 в. было дозволено употребление вечером некоторых напитков, а позднее Фома Аквинский санкционировал употребление вечером небольшого количества пищи. Затем было дозволено пить утром чай, кофе или какао с хлебом. Позднее было разрешено употребление мяса во время основной трапезы, сначала по воскресным дням, а потом и в другие дни недели, за исключением среды и пятницы. Наконец, были признаны допустимыми послабления для больных или освобождение от поста.

См. также ПЕПЕЛЬНАЯ СРЕДА.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. НАСЕЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. НАУКА И КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница