Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "В" (часть 3, "ВЕЛ"-"ВЕТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 3, "ВЕЛ"-"ВЕТ")

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ПРИРОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛИКОВСКИЙ ИММАНУИЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛИКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ

ВЕЛИКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ - религиозное движение, которое началось в Новой Англии в 30-е годы 18 в. и распространилось во всех североамериканских колониях. Следствием его явилось разделение многих церквей на общины Старого света (Old Light) и Нового света (New Light), а также создание множества колледжей, в которых, согласно чаяниям приверженцев групп Нового света, их дети смогут получить надлежащее образование. Пресвитериане организовали колледж Нью-Джерси, из которого впоследствии вырос Принстонский университет, голландские реформаты - колледж Рутгерса, баптисты - колледж Брауна, конгрегационалисты - Дартмутский колледж. Известными проповедниками движения стали Дж.Эдуардс из Нортхэмптона (шт. Массачусетс), и Дж. Уайтфилд, странствующий проповедник из Англии. Эдуардс был горячим сторонником кальвинизма старого толка, в частности защищал учение о предопределении, полемизируя с арминианами, которые считали, что спасение человека, наделенного свободной волей, зависит от его поведения. В отличие от ранних пуританских проповедников, Эдуардс своими выступлениями доводил слушающих до исступления, способствуя их религиозному обращению. Уайтфилд выступал против беззаконий, царящих в городах колоний и колледжах, и указывал на опасность свободомыслия. Споры раскололи многие общины на последователей старых идей, которые при этом назывались "новосветниками", и приверженцев новых идей, именовавшихся "старосветниками". Дискуссии в ходе Великого пробуждения во многом способствовали устранению религиозных ограничений в колониях, созданию новых учебных заведений и выходу церквей из-под опеки государства во времена Американской революции.

ВЕЛЛАНСКИЙ ДАНИИЛ МИХАЙЛОВИЧ

ВЕЛЛАНСКИЙ Даниил Михайлович (1774-1847) (настоящая фамилия - Кавунник), русский философ. Родился в г. Борзна Черниговской губернии. Окончил Киевскую духовную академию, а затем - Петербургскую медико-хирургическую академию. В 1802 отправился в Германию для дальнейшего обучения естественным и медицинским наукам. Огромное впечатление на него произвели лекции Ф.Шеллинга по натурфилософии. В Россию он возвращается убежденным шеллингианцем. Защищает докторскую диссертацию О преобразовании теории медицины и физики с помощью натуральной философии (на латинском языке, 1808). Первым шеллингианским сочинением в России является работа Велланского Пролюзия к медицине как основательной науке (1805), где излагаются основные принципы натурфилософии Шеллинга. Умер Велланский в Петербурге 15 марта 1847. Платонический элемент в шеллингианстве был также воспринят русским ученым: "В конце 18 и в начале 19 века взошло солнце на горизонте ученого мира, когда Фридрих Шеллинг востановил падшую философию Платона и дал ей величественную, блистательную форму". Платонизм играл существенную роль и в натурфилософских построениях самого Велланского. Он признавал "абсолютную сущность мира" ("идеальный дух"), раскрывающуюся в многообразии явлений действительности и определяющую закономерность связей и отношений этих природных явлений ("общее в природе существует не только как идея как таковая, но и как связь вещей, как их закон"). В познании, по Велланскому, решающая роль принадлежит интеллектуальной интуиции, которая во всех отношениях превосходит чувственные наблюдения и эмпирический опыт. Причем Велланский, критически оценивая эмпиризм, имел ввиду именно научное познание и прежде всего познание мира органической природы. Он утверждал, что в исследовании "физиологических предметов" "никакие опыты не доставляют действительного пособия". Необходимо стремиться к постижению универсального единства мира и на этом пути опираться на разум и интеллектуальную интуицию. В истолковании природных процессов Велланский широко использовал принцип подобия, обнаруживая, например, "сродство" в строении физиологических систем различных живых организмов и даже в жизнедеятельности животных и движении планет. Философия, по Велланскому, является "наукой ума", и ее задача состоит в объяснении "сущности всеобщей жизни".

ЛИТЕРАТУРА

Велланский Д.М. Пролюзия к медицине как основательной науке. СПб, 1805 Велланский Д.М. Основное начертание общей и частной физиологии, или физики органического мира. СПб, 1836 Философия Шеллинга в России. СПб, 1998

ВЕЛЛИНГТОН АРТУР УЭЛСЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛОСИПЕД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛОЦИРАПТОР

Velociraptor

Велоцираптор жил среди песчаных дюн в Центральной Азии в позднем меловом периоде, охотясь стаями на более медлительных растительноядных животных. По многим признакам велоцираптор походил на своего более крупного кузена - дейнониха за исключением строения черепа: у велоцираптора голова была более уплощенной.

Кто кого одолел?

Велоцираптор в борьбе с протоцератопсом Одна из самых замечательных и впечатляющих находок динозавров была сделана в 1971 г. в Монголии, когда были обнаружены полные скелеты хищника и его жертвы. Хищный динозавр велоцираптор (быстроходный ящер) длиной 1,80 метра напал на такого же крупного рогатого динозавра, но и сам получил в схватке тяжелую травму. Схватившись и вцепившись друг в друга зубами, оба животных погибли, так и не выпустив противника из своих "объятий".

Велоцираптор был, вероятно, опасным и кровожадным динозавром: на своих длинных ногах он мог догнать любую жертву. 30 остроконечных зубов, на передних конечностях цепкие ноги, которыми он хватал добычу, а на задних серпообразные, которыми он терзал жертву, - все это делало его страшным хищником.

Velociraptor mongoliensis

Факты

ВЕЛЬЗЕВУЛ

ВЕЛЬЗЕВУЛ - в Синодальном переводе Библии - Веельзевул, в Ветхом Завете - "Баал-зебуб" (повелитель мух), идол филистимского города Екрона; в Новом Завете - Веельзевул, хозяин дома, прозвище князя бесов, одно из имен сатаны (Мф 10:25; 12:24; Мк 3:22; Лк 11:15). Оракул Веельзевула пользовался большой славой, к нему обращался царь Израиля Охозия (4 Цар 1:2). Изменение смысла имени Веельзевула (повелитель мух стал повелителем бесов) произошло, возможно, вследствие того, что в арамейском языке, на котором говорили евреи во времена Христа, слово "зебуб" превратилось в "дебуб", что означало "враждебность".

ВЕНГЕРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ДРАМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕНГРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕНДЕРС ВИМ

В. Вендерс.

ВЕНДЫ

ВЕНДЫ - венеды, венеты, собирательное наименование группы западных славянских племен, некогда (по крайней мере с 631-632) занимавших обширную часть территории совр. Германии между Эльбой и Одером. В 7 в. венды вторглись в Тюрингию и Баварию, где нанесли поражение франкам под командованием Дагоберта I. Набеги на Германию продолжались до начала 10 в., когда император Генрих I начал на вендов наступление, выставив в качестве одного из условий заключения мира принятие ими христианства. Покоренные венды часто восставали, но всякий раз терпели поражение, после чего все большая часть их земель переходила к победителям. В 1147 церковь санкционировала крестовый поход против вендов, одобренный и св. Бернаром Клервоским. Поход сопровождался массовым уничтожением славянского населения, и впредь венды не оказывали германским завоевателям сколько-нибудь упорного сопротивления. На некогда славянские земли пришли немецкие поселенцы, и основанные новые города стали играть важную роль в экономическом развитии северной Германии. Приблизительно с 1500 область распространения славянского языка свелась почти исключительно к Лужицким маркграфствам - Верхнему и Нижнему, позднее вошедшим соответственно в Саксонию и Пруссию, и прилегающим территориям. Здесь, в районе городов Котбус и Баутцен, и проживают современные потомки вендов, которых осталось ок. 60 000 (в основном они католики). В русской литературе их принято называть лужичанами (название одного из входивших в группу вендов племен) или лужицкими сербами, хотя сами они называют себя Serbja или serbski Lud, а их современное немецкое название - Sorben (прежде также Wenden). С 1991 вопросами сохранения языка и культуры этого народа в Германии ведает Фонд по делам лужичан.

ВЕНЕВИТИНОВ ДИМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ВЕНЕВИТИНОВ Димитрий Владимирович (1805-1827), русский поэт, философ. Родился в знатной дворянской семье в Москве 14 сентября 1805. В 17 лет стал вольнослушателем в Московском университете и уже через год (1823) сдал выпускные экзамены. Был одним из основателей Общества любомудров. В университете посещал занятия профессора М.Г.Павлова и под его влиянием увлекся философией Шеллинга. Умер Веневитинов в Петербурге 15 марта 1827. Романтический характер миросозерцания Веневитинова нашел выражение в понимании им смысла философского познания: " Философия есть истинная поэзия, а истинные поэты были всегда глубокими мыслителями, были философами". Он воспринял шеллинговско-романтическую идею универсальной органичности мира ("абсолютного организма"). Задачи философии не ограничиваются, по Веневитинову, только пониманием существенных закономерностей реальности, но и предполагают достижение глобальных космических и исторических целей: "Цель всякого познания, цель философии есть гармония между миром и человеком". Такого рода "гармонизация" достигается благодаря происходящему в истории процессу философского "самопознания", о котором мыслитель-романтик писал с огромным воодушевлением: "Самопознание - вот идея, одна только могущая одушевить вселенную; вот цель и венец человека". В романтическом ключе истолковывал Веневитинов суть художественного творчества, которое в своем историческом развитии проходит три стадии, связанные с особенностями исторических эпох: эпохе гармоничной юности человечества соответствует в искусстве стадия эпической поэзии (Гомер), эпоха "разлада" между человеком и миром находит отражение в лирической поэзии, а будущая вселенская гармония должна вызвать к жизни новые, "синтетические" (эпос и лирика) формы искусства.

ЛИТЕРАТУРА

Котляревский Н.А. Старинные портреты. СПб, 1907 Веневитинов Д.В. Полное собрание сочинений. М. - Л., 1934

ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ

ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ

ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ

знаменитая мраморная статуя Афродиты, найденная в 1820 на острове Мелос в Эгейском море и находящаяся в Лувре. Произведение, относящееся к периоду позднего эллинизма, столь величественно по стилю, что напоминает скульптуру классического периода. Рядом с фигурой Афродиты возвышалась герма, на которой покоилась рука богини, на основании гермы высечено имя скульптора: Александр (или Агесандр) из Антиохии на Меандре. По характеру надписи статую можно датировать 150-100 до н.э. На острове Мелос была найдена также мраморная рука с яблоком, быть может, принадлежавшая той же статуе. Возможно, автор взял за образец другую Афродиту, относящуюся к 4 в. до н.э., где богиня изображена держащей обеими руками щит Ареса. Согласно другой гипотезе, правой рукой Венера Милосская поддерживала спадающую драпировку.

ВЕНЕРИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕНЕСУЭЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕНЕСУЭЛА. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕНЕСУЭЛА. КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕНЕСУЭЛА. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕНЕЦИАНОВ АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ

А. Г. Венецианов.

ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ - "Золотой лев" - приз Венецианского кинофестиваля.

ВЕНИЗЕЛОС ЭЛЕФТЕРИОС

ВЕНИЗЕЛОС Элефтериос (1864-1936), греческий государственный и политический деятель. Родился близ Кании на Крите 23 августа 1864. После окончания в 1886 Афинского университета вернулся на Крит, находившийся тогда под властью Турции. Работал юристом. В 1888 Венизелос был избран в Собрание Крита. Восстание 1897 привело к выводу турецких войск с Крита; Венизелос возглавил новое Национальное собрание острова, провозгласившее в 1905 присоединение Крита к Греции. В 1908 возглавлял правительство Крита; в 1910 создал Либеральную партию. В 1910 Венизелос, участвовавший в выступлении за реформы, стал премьер-министром Греции. Его правительство провело пересмотр конституции, осуществило ряд гражданских и военных реформ и создало Балканский союз. В результате Балканских войн в 1913 Крит формально объединился с Грецией. В марте 1915 во время Первой мировой войны ушел в отставку, столкнувшись с оппозицией проводимой им политике поддержки Антанты. В августе 1915 он вернулся к власти, но вынужден был снова уйти в отставку после высадки войск Антанты в Салониках 1 октября 1915. Последнее событие привело к окончательному разрыву между Венизелосом и прогермански настроенным королем Константином I. 25 сентября 1916 Венизелос бежал на Крит. В октябре 1916 он вернулся в Салоники, где сформировал временное правительство, а 16 июня 1917 возглавил новое правительство Греции в Афинах. Венизелос потерпел поражение на выборах в ноябре 1920, и в страну вернулся король Константин I. Венизелос вернулся к политической деятельности только после второго отречения короля в 1922. В 1923 он представлял Грецию на конференции в Лозанне, в 1924 стал на короткий период премьер-министром, 4 июля 1928 вновь возглавил правительство и оставался на этом посту (с перерывами) до 1933. 1 марта 1935 началась организованная сторонниками Венизелоса революция под лозунгом установления республики. Через 10 дней она была подавлена, и Венизелос бежал во Францию. Он был приговорен к смертной казни, но попал под амнистию, объявленную новым королем Георгом II.

Умер Венизелос в Париже 18 марта 1936.

ВЕНТИЛЯТОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕНТУРА ЛИНО

Архив редакции "Видео-Асс".

ВЕНЯВСКИЙ ГЕНРИК

ВЕНЯВСКИЙ Генрик (Wieniawski, Henryk) (1835-1880), знаменитый польский скрипач. Родился 10 июля 1835 в Люблине. Ученик Массара, Венявский гастролировал со своим братом - пианистом Юзефом Венявским и с Антоном Рубинштейном. С 1860 по 1872 был придворным солистом в Петербурге, с 1874 по 1877 преподавал в Брюссельской консерватории. Умер в Москве 12 апреля 1880. Блеск техники и огненный темперамент отразились в скрипичных сочинениях Венявского, некоторые из них до сих пор входят в репертуар скрипачей-виртуозов.

ЛИТЕРАТУРА

Григорьев В. Г.Венявский. М., 1966

ВЕРБЛЮДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ (в Западных церквах - Пальмовое воскресенье), праздник Входа Господня в Иерусалим, описанного в Евангелии от Матфея (21:1-9). В Паломничестве Сильвии (конец 4 в.) рассказывается, что в этот день в Иерусалиме на праздничное богослужение народ приходил с пальмовыми и масличными ветвями; обычай распространился и на Западе. Православная церковь отмечает этот праздник, используя вместо пальмовых ветвей ветки вербы с распустившимися цветочными почками. Пальмовые ветви, которые у многих народов символизируют победу, считаются священными у католиков и у православных христиан. Некоторые из описанных обрядов сохранились и в протестантизме.

ЛИТЕРАТУРА

Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ВЕРГИЛИЙ МАРОН ПУБЛИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРДИ ВИОЛЕТТА

ВЕРДИ Виолетта (Verdy, Violette) (р. 1933), франко-американская танцовщица, педагог, руководитель балетных коллективов, родилась в Пон-л'Аббе. Была артисткой труппы Ролана Пети, с 1957 "Американ балле тиэтр", а с 1958 - "Нью-Йорк сити балле". Прославилась музыкальностью, плавностью и мягкостью исполнения. Баланчин сочинил для нее многие партии, в том числе в балете Песни любви - вальсы (на музыку И.Брамса, 1960), в разделе "Изумруды" балета Драгоценности (на музыку Г.Форе) и в балете Ручей (музыка Л.Делиба, 1968). В 1977-1980 была художественным руководителем балета Парижской оперы, в 1980-1984 - "Бостонского балета". С 1984 преподавала в труппе "Нью-Йорк сити балле".

ВЕРДИ ДЖУЗЕППЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРЕВКА ГРИГОРИЙ ГУРЬЕВИЧ

Г. Г. Веревка.

ВЕРЕСАЕВ ВИКЕНТИЙ ВИКЕНТЬЕВИЧ

Портрет работы С. А. Малютина. 1913 г.

Литературный музей. Москва.

ВЕРЕТЕНИЦЕВЫЕ

ВЕРЕТЕНИЦЕВЫЕ - из семейства веретеницевых.

ВЕРИЗМ

ВЕРИЗМ (Verismo),

итальянское литературное направление конца 19 в., возникшее под влиянием главным образом французского натурализма. Декларации веристов опирались на творчество Г.Флобера, Э.Золя и Г.Мопассана. Веризм ставил своей целью объективность, научный метод, выступал против бессодержательности позднего романтизма. Традиционно представителями итальянского веризма считаются Дж. Верга и Л. Капуана. Отголоски веризма можно найти в творчестве всех региональных писателей конца 19 - начала 20 вв. Теоретические установки веризма были почерпнуты из европейского позитивизма. Не представляя собой школы в строгом смысле слова, движение веризма сыграло важную роль в литературном процессе и не столько сошло на нет, сколько растворилось в неореализме.

ЛИТЕРАТУРА

Кирхенштейне А. Джованни Верга и литература Италии. Рига, 1965 Данченко В.Т. Джованни Верга: Биобиблиографический указатель. М., 1966 Володина И.П. Луиджи Капуана и литературная теория веризма. Л., 1975

ВЕРЛЕН ПОЛЬ

ВЕРЛЕН Поль (Verlaine, Paul)

ПОЛЬ ВЕРЛЕН. Портрет работы Ф. Казальса.

ПОЛЬ ВЕРЛЕН. Портрет работы Ф. Казальса.

(1844-1896), французский поэт. Родился 30 марта 1844 в Меце. В 1851 семья переехала в Париж, где Верлен поступил в лицей. В 1862 получил место чиновника в страховой компании. В 1866, в первом выпуске поэтического альманаха "Современный Парнас" ("Le Parnasse contemporain"), появляются стихи еще не известного в ту пору Верлена. В том же году вышел его первый сборник Сатурнические стихи (Pomes saturniens), оставшийся незамеченным. В 1869, начитавшись К.Гольдони и братьев Гонкур о 18 столетии, Верлен опубликовал Галантные празднества (Ftes galantes). В 1870 выпустил навеянный помолвкой с Матильдой Моте сборник Добрая песня (La Bonne chanson), в котором заметен отход от парнасской манеры письма. Участник Парижской Коммуны, Верлен вынужден был после ее падения на время покинуть Париж. Вернувшись, познакомился с А.Рембо и в 1872 отправился с ним сначала в Бельгию, а затем в Англию, написав за это время книгу стихов Песни без слов (Romances sans paroles, 1874). Верлен не пользовался свободным стихом, однако его виртуозное владение традиционными стиховыми формами, смазанность рифм и ритмическое многообразие создают непревзойденную в лирической поэзии напевность. В 1873 Верлен ранил Рембо в руку; суд приговорил его к двум годам заключения. В тюрьме он сделался ревностным католиком. Выйдя на свободу в 1875, несколько лет преподавал в Англии и Франции, пытался заняться сельским хозяйством. В 1881 вышел прославивший его сборник Мудрость (Sagesse). В 1884 Верлен опубликовал прозаический текст Проклятые поэты (Les Potes maudits), способствовавший признанию новой поэзии как школы, и книгу стихов Давно и недавно (Jadis et nagure). К концу жизни Верлен стал почти легендарной личностью почти легендарная. К 1885 он - признанный "князь поэтов". Умер Верлен 8 января 1896.

ЛИТЕРАТУРА

Горький А.М. Поль Верлен и декаденты. - В кн.: Горький А.М. Собрание сочинений, т. 23. М., 1953 Грачев Р. Поль Верлен. - В кн.: Писатели Франции. М., 1964 Верлен П. Лирика. М., 1969 Верлен П. Избранное. М., 1996 Верлен П. Романсы без слов. СПб, 1998 Верлен П. Стихотворения. М., 1998

ВЕРМЕР ДЕЛФТСКИЙ ЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРН ЖЮЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРНАДСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

В. И. Вернадский.

ВЕРНАДСКИЙ ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович (1887-1973), русский историк, идеолог евразийства. Родился 20 августа 1887 в Петербурге. В 1905 поступил на историческое отделение историко-филологического факультета Московского университета. Среди его университетских преподавателей были В.О.Ключевский, А.А.Кизеветтер, Р.Ю.Виппер. В 1906 Вернадский побывал в Германии, где во Фрейбургском университете слушал лекции Г.Риккерта. Окончил университет в 1910. В 1913-1917 - приват-доцент Петербургского университета. По политическим убеждениям Вернадский был близок к партии кадетов. После Февральской революции редактировал издание министерства внутренних дел "Сельский вестник". В 1917-1918 возглавлял кафедру русской истории в Пермском университете, где им было создано "Общество исторических, философских и социальных знаний". В 1918-1920 - профессор Таврического университета в Симферополе. После поражения войск Врангеля Вернадский эмигрировал в Константинополь. В 1922-1927 - профессор Русского юридического института в Праге. Участвовал в работе семинара (впоследствии Института) Н.П.Кондакова, под влиянием которого обратился к исследованию взаимосвязей степной, византийской и славянской культур. В этот период сближается с евразийцами и обосновывает историческую теорию евразийства в ряде работ: Начертание русской истории, 1927; Опыт истории Евразии, 1934; Звенья русской культуры, 1938. Вернадский выделял в русской истории различные эпохи, связанные с борьбой собственно евразийских начал ("степь") и чуждых им европейских элементов ("лес"). Последние побеждают в 16 в. и открывают дорогу тотальной европеизации. В русле евразийской доктрины он подчеркивал значение восточных влияний на русскую культуру и положительные моменты эпохи монгольского владычества: становление сильной государственности, национальное единение, ограничение западного влияния и формирование самобытной культурной традиции. В 1927 Вернадский получает приглашение Йельского университета и переезжает в США. В 1929 издает однотомную Историю России (последнее издание в 1969). С 1931 преподавал в Йельском, Гарвардском, Колумбийском и Чикагском университетах. Опубликовал ряд работ, посвященных различным периодам российской истории: Русская революция: 1917-1932, 1936; Политическая и дипломатическая история России, 1936; пять томов Истории России: Древняя Русь (1943), Киевская Русь (1948), Монголы и Русь (1953), Россия в средние века (1958), Московское царство (1968). В 1958 Колумбийский университет присвоил Вернадскому звание почетного доктора гуманитарных наук. В 1965 он был избран почетным президентом Американской ассоциации содействия славянским исследованиям.

Умер Вернадский в Нью-Йорке 12 июня 1973.

ВЕРНЕ

Риме" 1740-е гг. Лувр. Париж.

К. Ж. Верне. "Вилла Памфили". 1749.

ВЕРНЕ КЛОД ЖОЗЕФ

ВЕРНЕ Клод Жозеф (Vernet, Claude Joseph)

(1714-1789), французский живописец, отец Карла Верне и дед Ораса Верне, тоже художников. Родился 14 августа 1714 в Авиньоне. Учился в Италии у Бернардино Ферджони и стал одним из самых выдающихся пейзажистов своего времени. В 1754-1762 по заказу короля написал серию картин Порты Франции (Париж, Лувр), созданию которых предшествовал ряд этюдов с натуры. Его большие холсты приобретались для украшения дворцов по всей Европе, и сейчас их можно найти во всех крупных европейских музеях; особенно много произведений художника находится в России. Умер Жозеф Верне в Париже 3 декабря 1789.

ВЕРНЕР ОСКАР

ВЕРНЕР Оскар (Werner, Oskar) (1922-1984), Австрия; в ролях классического репертуара на венской сцене: Гамлет Шекспира, Мизантроп (Misanthrope) Мольера, Эгмонт (Egmont) Гете, Беккет (Becket) Ж.Ануя, Кандида (Candida) Б.Шоу; в 1959 основал "Театральный ансамбль Оскара Вернера", гастролировал с ним в Европе; снялся в фильмах: Решение перед рассветом (Decision Before Dawn, 1951), Лола Монтес (Lola Montes, 1955), Жюлъ и Джим (Jules and Jim, 1961), Корабль дураков (Ship of Fools, 1965), Шпион, пришедший с холода (The Spy Who Саmе in from the Cold, 1966), 451° по Фаренгейту (Fahrenheit 451°, 1966).

ВЕРОНЕЗЕ ПАОЛО

ВЕРОНЕЗЕ Паоло (Veronese, Paolo)

(1528-1588), итальянский художник, представитель венецианской школы; родился в 1528 в Вероне. Настоящее имя - Паоло Кальяри (Cagliari) или Калиари (Caliari). Он был сыном скульптора Габриэле Кальяри и племянником художника Антонио Бадиле, от которых и получил первоначальное художественное образование. На Веронезе оказали влияние веронские художники Доменико Брузазорчи и Паоло Фаринато; важную роль в его творческом формировании сыграл традиционный интерес мастеров веронской школы к архитектурно-пространственным композициям. О таланте художника вскоре узнали за пределами Вероны. К 1553 Веронезе уже работал в Венеции; композиции, выполненные им для украшения Дворца дожей и сакристии церкви Сан Себастьяно, были оценены столь же высоко, как произведения его старших современников - Тициана и Тинторетто. Благодаря покровительству Тициана Веронезе участвовал в украшении плафонов в новой библиотеке Сан Марко. Этот заказ был выполнен к 1560. С тех пор и до самой смерти Веронезе оставался самым деятельным и блестящим мастером монументально-декоративной живописи; он работал как для городских и церковных властей, так и для частных лиц. Персонажи его огромных композиций исполнены горделивого достоинства, роскошно одеты и представляют церемониальную сторону венецианской жизни 16 в. во всем ее великолепии. Веронезе продолжил и обогатил традицию изображения празднеств, идущую от Джентиле Беллини и Карпаччо. В его произведениях нет психологической силы, отличающей портреты Тициана, или глубокого духовного содержания, присущего работам Тинторетто, но он остается непревзойденным среди венецианцев колористом и мастером сложных пространственных композиций. Отсутствие интереса к точной передаче деталей библейского текста и к их традиционной интерпретации нашло отражение в серии картин с изображением великолепных пиров, таких, как Брак в Кане (Лувр) и Пир в доме Левия (Венеция, галерея Академии). Включение в композиции такого множества жанровых эпизодов и столь светская трактовка сюжетов Священного Писания вызвали недовольство Инквизиции, однако Веронезе удалось избежать обвинения в ереси. В последние годы жизни он был занят восстановлением декорации интерьеров Дворца дожей, пострадавшей от пожара 1577. Веронезе умер в Венеции 19 апреля 1588.

Фреска. 1566 - 1568. Мазер, вилла Барбаро.

"Явление деве Марии". 1555.

ЛИТЕРАТУРА

Антонова И.А. Паоло Веронезе [[Альбом]]. М., 1963

ВЕРОНИКА

СВ., в христианских преданиях, благочестивая еврейка, сопровождавшая Христа на его пути на Голгофу и давшая ему, изнемогавшему под тяжестью креста, который он нес на плечах, льняной платок, чтобы он мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. "Плат Вероники", считающийся подлинным, хранится в соборе св. Петра в Риме. Существует ряд преданий, призванных придать образу св. Вероники исторические черты. По одной из легенд, впоследствии она проповедовала христианство на юге Галлии. В других легендах ее называют греческой царевной или отождествляют с Марфой, сестрой Лазаря. В Италии существовала легенда, согласно которой она исцелила императора Тиберия с помощью своего плата с нерукотворным образом Спасителя. Предполагают, что имя Вероники представляет собой искаженное лат. vera icon ("подлинный образ") - так называли "плат Вероники", отличая его от других образов Христа. Впервые рассказ о св. Веронике появляется в апокрифических Деяниях Пилата, относящихся к 4 или 5 в. Милосердное деяние Вероники вспоминается во время шестой остановки на Крестном пути

(см. КРЕСТНЫЙ ПУТЬ).

День памяти святой 4 февраля (в Русской православной церкви 12 июля по старому стилю).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО

ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО (греч. apostasia), отступничество от своей веры, исповедания или принципов, в узком смысле - полный отказ от своей религии. В древней христианской церкви вероотступничество рассматривалось как один из грехов, отпустить которые может только Бог; церковное отпущение греха вероотступничества было впервые допущено во второй половине 3 в. После христианизации Римской империи вероотступничество стало наказываться лишением гражданских прав. Император Юлиан (361-363), прозванный Юлианом Отступником, был воспитан в христианской вере, однако тайно отрекся от нее в возрасте двадцати лет. Став императором, он открыто поддерживал возрождение язычества, поражение которого он якобы признал (ему приписываются слова: "Vicisti Galilaee!" - "Ты победил, Галилеянин!"). В Средние века вероотступников приравнивали к еретикам и подвергали таким же наказаниям. В Кодексе канонического права Римско-католической церкви (1918) одни и те же наказания (прежде всего отлучение от церкви) предусмотрены для виновных в "отступничестве от веры" (понимаемом как совершенный отказ от христианской веры), ереси (понимаемой как дерзновенное отрицание или выражение сомнения в истинности положений символа веры) и схизме (понимаемой как отказ подчиняться папе или от общения с членами церкви, возглавляемой им). "Отступничество от монашеского обета" (понимаемое как преступление, совершенное монахом, связанным "вечными обетами", который покидает свой монастырь с намерением больше не возвращаться туда или, покинув его на законных основаниях, не возвращается туда, чтобы уклониться от монашеского послушания) карается отлучением от церкви и другими наказаниями. Термин apostasia ab ordine ("отступничество от священства") иногда применяется для обозначения самовольного отказа священнослужителя от своего священнического облачения и сана, за что - в зависимости от обстоятельств - назначаются различные наказания.

ВЕРОЯТНОСТЕЙ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРРОККЬО АНДРЕА ДЕЛЬ

ВЕРРОККЬО Андреа дель (Verrocchio, Andrea del),

собственное имя Андреа ди Микеле Чони (Andrea di Michele Cioni) (1435 или 1436-1488), итальянский скульптор и живописец раннего Возрождения. Родился во Флоренции. Учился у ювелира Верроккьо. Падение спроса на ювелирные изделия побудило его обратиться к декоративной резьбе (одна из первых работ художника в этой области - украшение капеллы собора в Орвьето в 1461) и темперной живописи. Большинство картин Верроккьо представляют собой изображения Мадонны с Младенцем. Обилие золотых вышивок, кистей и роскошных драгоценностей в костюмах персонажей его работ напоминает о первоначальном ремесле художника. В 1463-1470 Верроккьо участвовал в создании предметов церковной утвари для флорентийского собора: он выполнил драгоценные облачения (не сохранились), бронзовый канделябр и позолоченный шар, венчающий фонарь купола. В 1465 Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи; мастеру удалось уловить и воплотить в жизнь желание герцога увековечить свое имя. По окончании этой работы он обрел покровителей в лице представителей семейства Медичи. В 1463-1487 Верроккьо выполнил скульптурную группу Уверение Фомы (1476-1483, Флоренция, церковь Орсанмикеле; отреставрирована в 1986-1993), одним из заказчиков которой был Пьеро Медичи. В 1469 мастер начал работу над гробницей Пьеро и Джованни Медичи. По заказу Лоренцо Медичи скульптор сделал эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров 1469, 1471 и 1475, создал бронзовую статую Давида (1476, Флоренция, Национальный музей) и скульптурную композицию Мальчик с дельфином для фонтана виллы Медичи в Кареджи. Он является автором мраморной чаши для омовений (церковь Сан Лоренцо во Флоренции) и гробницы кардинала Никколо Фортегуэрри в Пистойе. В 1470-1480-х годах мастерская Верроккьо становится крупнейшим художественным центром Флоренции. Там работали не только помощники Верроккьо - Рафаэлло Боттичини и Лоренцо ди Креди, но и более опытные мастера, среди которых были Пьетро Перуджино, Лука Синьорелли, Франческо ди Симоне. Около 1482 художник уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Верроккьо умер в Венеции в 1488, так и не успев отлить ее в бронзе и не завершив проект фонтана, заказанный ему венгерским королем.

"Мадонна с младенцем".

Имея за плечами опыт работы в ювелирной мастерской, Верроккьо обратился к живописи и скульптуре, учась на примере произведений античного искусства, а также своих непосредственных предшественников (прежде всего Донателло) и современников - Дезидерио да Сеттиньяно, Алессо Бальдовинетти, Сандро Боттичелли и Антонио Поллайоло. Он всегда стремился довести свои произведения до совершенства, что часто бывало причиной задержек в завершении работ. Общие интересы к научному познанию мира легли в основу дружбы Верроккьо с его великим учеником - Леонардо да Винчи.

ЛИТЕРАТУРА

Андросов С.О. Верроккьо. Л., 1984

ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

А. Н. Верстовский.

ВЕРТИНСКАЯ АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

ХVII Московском кинофестивале. 1991 г.

А. Вертинская в роли Офелии в фильме режиссера Г. Козинцева "Гамлет". 1964 г.

ВЕРТИНСКАЯ МАРИАННА АЛЕКСАНДРОВНА

Архив агентства "Люмьер".

ВЕРТИНСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

А. Н. Вертинский.

ВЕРТОЛЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРФЕЛЬ ФРАНЦ

ВЕРФЕЛЬ Франц (Werfel, Franz)

(1890-1945), австрийский писатель. Родился 10 сентября 1890 в Праге. Во время Первой мировой войны служил в австрийской армии. Когда в 1938 Германия аннексировала Австрию, Верфель перебрался во Францию, откуда в 1940 уехал в США. Умер Верфель в Беверли-Хиллз (шт. Калифорния) 26 августа 1945. Впервые обратил на себя внимание как лирический поэт и драматург. После миракля Человек из зеркала (Spiegelmensch, 1920) на протяжении последующего десятилетия написал четыре драмы, варьируя тему духовного искупления, которая отразилась и в поздней комедии Якобовский и полковник (Jacobowsky und der Oberst, 1944). Вероятно, его лучший роман - Сорок дней Муса-дага (Die Vierzieg Tage des Musa Dagh, 1933), о борьбе армян против турецкого геноцида. Гимн Бернадетте (Das Lied von Bernadett, 1941) - повествование о святости смирения. Посмертно (1946) вышло в свет самое значительное его произведение Звезда нерожденных (Der Stern der Ungeborenen) - видение мира через тысячу лет, когда все проблемы человека уже решены материальными средствами. В том же 1946 опубликована антология стихотворений Верфеля. Среди прочих произведений - сборник антиматериалистических статей Между небесами и землей (1944) и трехтомник коротких прозаических сочинений и отрывков Рассказы из двух миров (Erzhlungen aus Zwei Welten, 1948-1952).

ЛИТЕРАТУРА

Верфель Ф. Верди: Роман оперы. М., 1962 Верфель Ф. Сорок дней Муса-дага. М., 1993

ВЕРХАРН ЭМИЛЬ

ВЕРХАРН Эмиль (Verhaeren, Emile)

(1855-1916), бельгийский поэт и драматург. Родился 21 мая 1855 в городе Сент-Аман, близ Антверпена. Изучал право и был допущен к судебной практике в 1881, но вскоре решил посвятить себя литературе. Первые стихи Верхарна отличались парнасской отточенностью формы, хотя сюжеты он избирал далеко не классические, предпочитая изображать насыщенные жизнью "фламандские" сельские сцены (цикл Фламандки - Les Flamandes, 1883) или же пылкое благочестие средневековых подвижников (Монахи - Les Moines, 1886). В 1900 он пишет драму Монастырь (Le Clotre), в которой пытается осовременить средневековый идеал монашеской жизни. Сборники Вечера (Les Soires, 1887), Крушения (Les Dbcles, 1888) и Черные факелы (Les Flambeaux noirs, 1890) образуют трилогию о трагичности человеческого существования. Зато следующий сборник, Представшие на моих путях (Les Apparus dans mes chemins, 1891), кончается на оптимистической ноте, призывая человека сохранять мужество. Циклы Поля в бреду (Les Campagnes hallucines, 1893), Призрачные деревни (Les Villages illusoires, 1894) и Города-спруты (Les Villes tentaculaires, 1895) составляют еще одну, социальную трилогию, прославляющую энергию человеческого труда. Ранние часы (Les Heures claires, 1891), Послеполуденные часы (Les Heures d'aprs-midi, 1905) и Вечерние часы (Les Heures du soir, 1911) - стихи о любви, и им свойственна та же острота переживания жизни, что привлекает в ранних стихах Верхарна. Сборники Лики жизни (Les Visages de la vie, 1899), Буйные силы (Les Forces tumultueuses, 1902), Многоцветное сияние (La multiple splendeur, 1906), Державные ритмы (Les Rythmes souverains, 1910), Алые крылья войны (Les Ailes rouges de la guerre, 1916) в значительной степени дидактичны, они отражают веру Верхарна в небесполезность человеческих усилий. Верхарн погиб в железнодорожной катастрофе в Руане 27 ноября 1916.

ЛИТЕРАТУРА

Верхарн Э. Драмы и проза. М., 1936 Верхарн Э. Избранное. М., 1955 Верхарн Э. Стихи. М. - Л., 1961 Верхарн Э. Избранные стихотворения. М., 1984 Фрид Я.В. Эмиль Верхарн: Творческий путь поэта. М., 1985 Э.Верхарн: Биобиблиографический указатель. М., 1988

ВЕРХУВЕН ПАУЛЬ

П. Верхувен.

ВЕРЦИНГЕТОРИГ

ВЕРЦИНГЕТОРИГ (Vercingetorix) (ум. 46 до н.э.), вождь племени арвернов в центральной Галлии, противник Юлия Цезаря. В 52 до н.э., когда Цезарь фактически покорил всю Галлию, арверны избрали Верцингеторига своим царем. Юный Верцингеториг, обладавший, по-видимому, большим организаторским даром, смог поднять общегалльское восстание и собрать значительную армию, угрожавшую легионам Цезаря сразу с нескольких сторон. Цезарь, обыкновенно проводивший зиму к югу от Альп, занимаясь делами управления, был вынужден пробираться к своим расквартированным по Галлии легионам через покрытые снегом горы Севенны. В нескольких небольших стычках с римлянами Верцингеториг потерпел неудачу, но, когда Цезарь попытался взять Герговию, город арвернов (возле совр. Клермон-Феррана), нанес ему серьезное поражение, так что римлянам пришлось отступить. При попытке напасть на походную колонну Цезаря Верцингеториг был отбит с большими потерями и укрылся в Алезии, городе мандубиев, расположенном на высоком холме (Оксуа, в 50 км к северо-западу от совр. Дижона в северо-восточной Франции). Однако Цезарь окружил Алезию сплошной линией укреплений и отбил все попытки прорыва как изнутри, так и снаружи (вскоре на выручку Верцингеторигу подошло галльское войско, численность которого Цезарь оценивает в 258 тыс. человек). Начавшийся в Алезии голод вынудил Верцингеторига сдаться. Его привезли в Рим, где он находился в плену в течение шести лет, дожидаясь триумфа Цезаря, который состоялся лишь в 46 до н.э., после чего был казнен.

ВЕСЕЛОВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

А. Н. Веселовский.

ВЕСНИК ЕВГЕНИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

ВЕСНИК Евгений Яковлевич - в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор". 1983 г.

Е. Я. Весник в роли Стишова. 1997 г.

ВЕСПАСИАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕСПУЧЧИ АМЕРИГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕСТГОТЫ

ВЕСТГОТЫ (визиготы, тервинги), западная ветвь племени готов, занявшая в 3 в. н.э. обширную территорию к северу от нижнего Дуная и Черного моря. Около середины того же столетия вестготы перешли Дунай и вторглись в пределы Римской империи, но несколькими годами позднее, при императоре Аврелиане, были оттеснены обратно, хотя левобережную Дакию ему пришлось эвакуировать. В 376 вестготы, спасаясь от гуннов, вновь перешли Дунай и получили у римлян позволение поселиться к югу от него, в Нижней Мезии. Два года спустя, недовольные римскими чиновниками, вестготы подняли мятеж, разбили императорскую армию в битве при Адрианополе и убили императора Валента. Феодосию I удалось замирить вестготов, и они разместились на территории империи в качестве мирных поселенцев и союзников-федератов, однако после смерти Феодосия в 395, когда империя была разделена между его слабыми и неопытными сыновьями, Аркадием и Гонорием, вестготы во главе с решительным и умелым Аларихом совершили опустошительный набег на Грецию. Затем они перебрались в Италию, где Гонорий, казнивший в 408 по обвинению в измене своего прославленного полководца из варваров Стилихона, не способен был оказать им сопротивление. В 410 вестготы взяли Рим. Вскоре после смерти Алариха они во главе Атаульфом переместились в Южную Галлию. Атаульф увез с собой Галлу Плацидию, сестру Гонория, и сделал ее своей женой. Осев под Тулузой, вестготы принялись отвоевывать Испанию у недавно захвативших эту страну вандалов, аланов и свебов. В 451 вестготы помогли римскому полководцу Аэцию разбить армию гуннов во главе с Аттилой в битве на Каталаунских полях в Галлии. В 475 они провозгласили свою независимость от Рима. В период наибольшего распространения владения вестготов включали всю Испанию и Галлию вплоть до Луары на севере. Вытесненные с большей части территории Галлии франками в начале 6 в., вестготы сохранили свое королевство в Испании, пока в 711-713 их господству здесь не положили конец мусульмане. Хотя первоначально вестготы были арианами, в 589 они приняли ортодоксальный католицизм.

ВЕСТЕРМАРК ЭДВАРД АЛЕКСАНДР

ВЕСТЕРМАРК Эдвард Александр (Westermarck, Edward Alexsander)

(1862-1939), финский социолог, антрополог и философ. Родился 20 ноября 1862 в Хельсинки. Проводил исследования в Хельсинском университете и в Лондоне. Возглавлял кафедру этической философии в Хельсинки (1906-1918), кафедру социологии в Лондонской школе экономики (1907-1930) и кафедру философии в Академии Або (1918-1932). В своей работе История человеческого брака (The History of Human Marriage, 1891) Вестермарк проводил кросскультурное исследование обычаев, доказывая всемирный характер института брака. Заинтересовавшись проблемой этических различий, Вестермарк в своих работах Происхождение и развитие нравственных идей (The Origin and Development of the Moral Ideas, 1906-1908) и Этическая относительность (Ethical Relativity, 1932) составил основанные на эмпирических материалах каталоги нравственных норм в поддержку своей гипотезы об эмоциональной основе морали. Вестермарк был одним из первых антропологов, придававших особое значение полевым исследованиям, и его влияние на учеников, таких как Бронислав Малиновский, было огромным. Годы непосредственных наблюдений в Марокко, обобщенных в книге Обряд и вера в Марокко (Ritual and Belief in Marocco, 1926) и других работах, опровергли мнение Эмиля Дюркгейма, что опора Вестермарка на метод социального сравнения стала для него препятствием к пониманию конкретного общества. Последняя работа Вестермарка называется Христианство и нравственность (Christianity and Morals, 1939); она стала кульминацией постоянного интереса ученого к религии. Умер Вестермарк в Лапинлахти (Финляндия) 3 сентября 1939.

ВЕСТИНГАУЗ ДЖОРДЖ

ВЕСТИНГАУЗ Джордж (Westinghouse, George)

(1846-1914), американский изобретатель, инженер и промышленник. Родился 6 октября 1846 в Сентрал-Бридже (шт. Нью-Йорк). Во время Гражданской войны в США служил в армии и на флоте северян. Вестингауз приобрел известность благодаря своим изобретениям в области железнодорожного транспорта. В те времена тормозная система железнодорожного состава была устроена так, что штурвал тормоза надо было начинать крутить почти за километр до остановки. Оказавшись однажды пассажиром поезда, на пути которого столкнулись два состава, Вестингауз понял, что нужна принципиально иная тормозная система. В начале он сконструировал тормоз, срабатывавший под давлением пара, а в 1868 заменил пар сжатым воздухом. Вскоре его пневматический тормоз был установлен на пассажирских поездах всех железных дорог. Следующим изобретением Вестингауза стал автоматический пневматический тормоз для большегрузных товарных составов. Затем он создал сигнальные автоматы и переоборудовал всю систему сигнализации на железных дорогах, разработал метод демпфирования ударов при столкновениях вагонов в начале движения состава и при его остановке. Обратившись к иным областям техники, Вестингауз разработал способы безопасной транспортировки природного газа по трубам на большие расстояния, усовершенствовал электрический трансформатор, благодаря чему Буффало (шт. Нью-Йорк) стал первым городом США, для освещения которого использовался переменный ток. В 1893 электросеть Вестингауза освещала Всемирную выставку в Чикаго, а в 1894 он установил 10 электрогенераторов на новой гидроэлектростанции Ниагарского водопада. Среди других значительных изобретений Вестингауза - трамвайный тяговый электродвигатель; электроприводной тормоз метропоезда, обеспечивающий быструю и безопасную остановку состава; электрифицированный локомотив; амортизатор для автомобиля. Всего он получил более 400 патентов. В 1910 Вестингауз стал президентом Американского общества инженеров-механиков. Умер Вестингауз в Нью-Йорке 12 марта 1914.

ВЕСТРИС ОГЮСТ

ВЕСТРИС Огюст (Vestris, Auguste) (1760-1842), французский танцовщик, родился в Париже. Его карьера протекала в парижской Опере чрезвычайно успешно до революции 1789. Эмигрировал в Лондон, выступал в балетах Жана Жоржа Новерра. Знаменит также как педагог: в числе его учеников Ж.Перро, А.Бурнонвиль, Мария Тальони. Вестрис считается величайшим танцовщиком своей эпохи, особенно прославившись виртуозной техникой и элевацией.

ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕТРЯНАЯ ОСПА

ВЕТРЯНАЯ ОСПА - инфекционное вирусное заболевание. Обычно протекает в легкой форме и встречается чаще всего у детей. Характеризуется повышением температуры и появлением сыпи в виде наполненных жидкостью пузырьков разной величины, окруженных красной каемкой. Высыпания на коже и слизистых оболочках сопровождаются зудом. Заражение ветряной оспой происходит при вдыхании содержащих вирус капелек влаги. Инкубационный период обычно продолжается 14-16 дней, но иногда от заражения до повышения температуры - первого признака болезни - проходит до трех недель. Примерно через сутки после этого на лице и туловище появляется характерная сыпь, которая затем распространяется на конечности, полость рта и горло. Пузырьки лопаются и покрываются корочкой, вызывая зуд. Расчесывание может привести к вторичной инфекции и кожным рубцам (оспинам). Лихорадка продолжается от трех до пяти дней, затем температура снижается, пузырьки подсыхают и кожа восстанавливается. Тяжелые случаи ветряной оспы встречаются редко, однако могут приводить к таким осложнениям, как нефрит, пневмония, энцефалит, поперечный миелит или синдром Рейе. При неосложненных формах заболевания необходимы лишь постельный режим (вплоть до нормализации температуры), средства для снижения зуда, частая смена белья и постельных принадлежностей. При умывании нужно использовать не раздражающие кожу сорта мыла. Инфицированного ребенка следует держать в изоляции до тех пор, пока не исчезнет сыпь. У переболевших развивается пожизненный иммунитет. Разработана эффективная вакцина, которую можно использовать для профилактики.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ - христианское название еврейской Библии, составляет первую, более древнюю часть христианской Библии. Ветхий Завет в христианской традиции соотносится с Новым Заветом. У евреев Библия обычно именуется Китве ха-кодеш ("Священные Писания") или, сокращенно, Танах - по первым буквам названий трех главных частей еврейской Библии: Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки, в свою очередь подразделяющиеся на Невиим ришоним, т.е. Ранних пророков, и Невиим ахароним, т.е. Поздних пророков) и Кетувим (Писания или Агиографы). Еврейский канон включает в себя 24 книги, расположенные в следующем порядке. Тора: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие Ранние пророки: Иисус, Судьи, Самуил (1 и 2), Цари (1 и 2) Поздние пророки: Исайя, Иеремия, Иезекииль и двенадцать малых пророков Писания: Псалмы, Притчи, Иов, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, Есфирь, Даниил, Ездра-Неемия, Хроники 1 и 2. Если книги малых пророков (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии), книги Ездры и Неемии, 1 и 2 Самуила, 1 и 2 Царей, 1 и 2 Хроник рассматривать как отдельные книги, то общее число ветхозаветных книг достигнет 39. За исключением небольших фрагментов на арамейском языке, Ветхий Завет изначально был написан по-еврейски. Ветхий Завет католической и православной Библии помимо канонических книг содержит еще 11 книг, отсутствующих в еврейской Библии и переведенных с греческого. Ветхий Завет протестантской Библии состоит из 39 книг и соответствует канону еврейской Библии.

См. также

АПОКРИФЫ;

БИБЛИЯ;

МИДРАШ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Библейская энциклопедия. М., 1996

ВЕТЧИНКИН ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

В. П. Ветчинкин

Предыдущая страница Следующая страница