Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "К" (часть 13, "КРЕ"-"КСА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 13, "КРЕ"-"КСА")

КРЕЙН СТИВЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЕЙСЛЕР ФРИЦ

КРЕЙСЛЕР Фриц (Kreisler, Fritz) (1875-1962), австро-американский скрипач и композитор, один из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины 20 в. Родился 2 февраля 1875 в Вене. В возрасте трех с половиной лет мальчик уже знал ноты, в семь лет поступил в Венскую консерваторию, в десять - получил консерваторскую золотую медаль и был принят в Парижскую консерваторию. Занимался по классу скрипки у Ж.Массара и по композиции у Л.Делиба. Он завоевал Большой приз консерватории в 12 лет, в 14 - дал первый концерт в США с Бостонским симфоническим оркестром и затем совершил успешное турне по Америке с пианистом М.Розенталем. На некоторое время Крейслер оставил скрипку, занявшись медициной (отец музыканта был врачом), отслужил положенный срок в австрийской армии и затем вернулся к музыке. В 19 лет он сочинил ставшие потом знаменитыми каденции к скрипичному концерту Бетховена, опубликовал Классические рукописи (Klassische Manuskripte) - серию скрипичных пьес, стилизованных под известных мастеров: например, Andantino, приписанное Дж.Б.Мартини, Шансон Людовика XIII и Павану, якобы принадлежавшие Ф.Куперену. Мировую славу принесло Крейлеру его первое выступление с Берлинским филармоническим оркестром в 1899. В период между 1900 и 1914 он совершил множество концертных поездок по разным странам и создал столь популярные произведения, как Венский каприс (Caprice Viennois), Муки любви (Liebesleid) и Радость любви (Liebesfreude). С началом Первой мировой войны Крейслер был призван в австрийскую армию в звании лейтенанта, но вскоре был демобилизован и продолжил свою музыкальную деятельность. Военная истерия препятствовала его выступлениям в Америке между 1917 и 1919, но уже в начале 1920 все европейские и американские концерты скрипача проходили при переполненных залах. В 1923-1925 он совершил гастрольные поездки по Востоку, Австралии, Новой Зеландии. После прихода к власти нацистов Крейслер переселился в Париж (1933-1939), а в 1939 - в Нью-Йорк. В апреле 1941 попал в автомобильную аварию и получил серьезную травму, но спустя 18 месяцев вернулся к концертной деятельности. Крейслер ушел с эстрады в 1950.

Умер Крейслер в Нью-Йорке 29 января 1962.

ЛИТЕРАТУРА

Ямпольский И. Фриц Крейслер. Жизнь и творчество. М., 1975

КРЕМНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЕМНИЙОРГАНИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЕМОНА ЛУИДЖИ

КРЕМОНА Луиджи (Cremona, Luigi)

(1830-1903), итальянский математик. Родился 7 декабря 1830 в Павии. Образование получил в университете Павии. С 1860 по 1873 - профессор высшей геометрии сначала в Болонье, затем в Милане, с 1873 - профессор и директор Технической школы в Риме. В 1879 стал сенатором, в 1898 - министром образования.Основные труды посвящены проективной геометрии. Исследовал названные его именем бирациональные преобразования плоскости и пространства, был одним из создателей графической статики. Математики и поныне используют кремоновы преобразования, кривую Кремоны и т.п. Умер Кремона в Риме 10 июня 1903.

ЛИТЕРАТУРА

Кремона Л. Взаимные фигуры в графической статике. Л. - М., 1936

КРЕПЕЛИН ЭМИЛЬ

КРЕПЕЛИН Эмиль (Kraepelin, Emil)

(1856-1926), немецкий психиатр, создатель современной классификации психических заболеваний. Родился 15 февраля 1856 в Мекленбурге (Германия). Изучал медицину в Вюрцбурге. Работал в клиниках Мюнхена и Лейпцига, был главным психологом Силезского института в Лебусе и муниципальной больницы в Дрездене. С 1885 - профессор психиатрии в Дерптском университете (ныне Тарту, Эстония). С 1891 - профессор в Гейдельберге, а с 1903 - в Мюнхене. В 1924, оставив кафедру, работал в организованном им в 1917 Мюнхенском психиатрическом исследовательском институте. Более 50 лет Крепелин собирал материал, который позволил бы заложить основы систематики психозов, и лишь к концу жизни сформулировал свою теорию. Приоритетное значение в ней придавалось клиническим данным. Подчеркивалась важность максимально объективного, подробного и адекватного описания психических расстройств. Крепелин собрал сотни историй болезней с рассказами пациентов об их переживаниях и ощущениях. По мнению Крепелина, в психиатрии, как и в медицине вообще, одинаковые причины приводят к одинаковым следствиям: симптомам, течению, исходу и патологическим изменениям. Образцом для Крепелина в этом смысле были естественные науки, поэтому он не учитывал роли в развитии патологии внешних условий, реактивных особенностей организма, которые способствуют развитию болезни или тормозят ее, влияют на симптоматику, течение и исход. Крепелин полагал, что важную информацию могут дать посмертные вскрытия психически больных, однако его надежды не оправдались. Несмотря на то что детерминизм Крепелина отличался некоторой ограниченностью, его нозологические взгляды оказали большое влияние на развитие психиатрии. Особенно большой вклад он внес в разграничение шизофрении ("раннего слабоумия") и маниакально-депрессивного психоза. К истории психиатрии Крепелин проявлял интерес не меньший, чем к истории болезни своих пациентов. В книге Сто лет психиатрии (Hundert Jahre Psychiatrie, 1918) он попытался проследить прогресс в лечении психических заболеваний и наметить направление будущих исследований. Крепелин был не только выдающимся клиницистом и исследователем, но и замечательным педагогом. В Мюнхене он организовал курсы усовершенствования для врачей-психиатров из самых разных стран. По его учебнику психиатрии (Psychiatrie, Bd. 1-4, 1910-1915), выдержавшему множество изданий и переведенному на многие языки, училось не одно поколение психиатров.

ЛИТЕРАТУРА

Крепелин Э. Психиатрия, тт. 1-2. М., 1910-1912 Кербиков О.В. Эмиль Крепелин и проблемы нозологии и психиатрии. - Журнал невропатологии и психиатрии, т. 56, 1956

КРЕСПИ ДЖУЗЕППЕ МАРИЯ

КРЕСПИ Джузеппе Мария (Crespi, Giuseppe Maria)

(по прозвищу Ло Спаньоло ди Болонья - болонский испанец) (1665-1747), итальянский живописец; родился в Болонье 16 марта 1665. Учился у поздних болонских академистов; затем совершил путешествие по Северной Италии с целью изучения произведений мастеров Высокого Возрождения, главным образом венецианских. Эмоциональный и чисто живописный подход к трактовке сюжета отличает искусство Креспи от академической традиции. Его стиль отмечает переход от зрелого барокко к рококо. Почти импрессионистическая манера, с трепетными быстрыми ударами кисти, свобода в интерпретации темы, обилие белых бликов, общая серебристая тональность палитры, лирическое настроение, царящее во многих его картинах, предвещают венецианскую живопись 18 в. Большинство картин Креспи - это трактованные с юмором и тонким поэтическим чувством сцены из повседневной жизни. Он писал также картины на религиозные и мифологические темы, среди них, например, серия Семь таинств (Дрезден, Картинная галерея), Хирон, обучающий Ахилла стрельбе из лука (Вена, Художественно-исторический музей). Умер Креспи в Болонье 16 июля 1747.

ЛИТЕРАТУРА

Либман М. Джузеппе Мария Креспи. М., 1967

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ - в Римско-католической церкви, изображение 14 сцен ("остановок" на Крестном пути), связанных со страданиями и смертью Иисуса Христа, а также особая практика поклонения, индивидуального или публичного, осуществляемая в воспоминание о Крестном пути Христа. В число остановок входят следующие сцены: 1. Иисусу выносят смертный приговор; 2. Иисуса заставляют нести свой крест; 3. Иисус падает в первый раз; 4. Иисус встречает свою Блаженную Матерь; 5. Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест; 6. Вероника отирает пот и кровь с лица Иисуса; 7. Иисус падает во второй раз; 8. Иисус встречается с жительницами Иерусалима; 9. Иисус падает в третий раз; 10. С Иисуса срывают одежду; 11. Иисуса пригвождают к кресту; 12. Иисус умирает на кресте; 13. Иисуса снимают с креста; 14. Иисуса полагают во гроб. Скульптурные (реже живописные) изображения этих сцен располагают через определенные промежутки вдоль церковных стен, и верующие перемещаются от одного изображения к другому, останавливаясь перед каждым для молитвы и размышлений об изображенном событии. По-видимому, поклонение крестному пути восходит к францисканцам 15 в. Двумя столетиями позже в папских постановлениях было окончательно зафиксировано число "остановок" Крестного пути и содержание изображаемых сцен, а индульгенции, связанные с совершением Крестного пути, были приравнены к тем, которые получали паломники, посетившие святые места в Иерусалиме.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЕСТОЦВЕТНЫЕ

КРЕСТОЦВЕТНЫЕ - капустовые (Cruciferae, или Brassicaceae), семейство двудольных цветковых растений. Однолетние и многолетние травы, редко полукустарники и кустарники. Листья очередные, цельные или рассеченные, без прилистников. Цветки обоеполые с четырьмя крестообразно расположенными чашелистиками и лепестками (откуда и название семейства). Плод - стручок или стручочек с двумя створками и пленчатой продольной перегородкой внутри, к которой прикреплены семена. Примерно 350 родов и 3000 видов, распространенных главным образом в Северном полушарии. Многие крестоцветные с древнейших времен окультурены и широко используются человеком. Среди них различают масличные (горчица, рапс и др.), овощные (капуста, редис, репа, редька, хрен) и кормовые (брюква, турнепс) культуры, декоративные (левкой, алиссум, желтофиоль и др.) и лекарственные (желтушник раскидистый) растения; многие виды - сорняки (пастушья сумка, сурепка и др.). Наибольшее значение для человека имеет род Brassica, к которому относится ок. 35 видов, распространенных в Евразии и Северной Африке, главным образом в Средиземноморье. Этот род включает капусту и другие важные сельскохозяйственные растения. Репа (B. rapa) и брюква (B. napus) - двулетние, в основном корнеплодные культуры: первая - главным образом овощная (кормовые сорта называются турнепсом), вторая - кормовая. На корм скоту используется также их ботва. Рапс, или кольза (B. rapus var. oleifera), и сурепица, или капуста полевая (B. campestris), - однолетние, в основном масличные культуры, из которых получают, соответственно, рапсовое и сурепное масло. Первого в семенах 30-50%; оно используется в пищу, для производства маргарина, в мыловаренной, текстильной и других отраслях промышленности. Сурепное масло (35-45% в семенах) также пригодно в пищу, но главные его потребители - мыловарение и лако-красочное производство. Жмых, образующийся после получения этих масел, идет на корм скоту, как и зеленые побеги озимого рапса. Молодые листья сурепицы пригодны для салатов.

РЕПА

РЕПА

КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЕЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИВАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИВЕЛЛИ КАРЛО

КРИВЕЛЛИ Карло (Crivelli, Carlo)

(между 1430 и 1435 - ок. 1495), итальянский художник, представитель венецианской школы. О жизни Кривелли достоверно известно немногое. Вероятно, он родился в Венеции. Самая ранняя из сохранившихся датированных работ Кривелли - полиптих, выполненный им для церкви Сан Сильвестро в местечке Масса Фермана в провинции Марке (закончен в 1468). В 1490 принц Капуи Фердинанд пожаловал ему дворянский титул, вероятно, не за художественные достижения, а за его политические убеждения. В то время Кривелли жил в Асколи-Пичено. Как и его современник, венецианец Джованни Беллини, Кривелли испытал в своем творчестве сильное влияние падуанской школы, ведущими представителями которой были Франческо Скварчоне и Андреа Мантенья, а также некоторых других художников, таких, как Рогир ван дер Вейден, Джентиле да Фабриано и Антонелло да Мессина. Заметное различие стиля Беллини и Кривелли объясняется отчасти тем, что последний многое перенял у Антонио Виварини. Для живописи Кривелли, как и для картин Виварини, характерны любовь к декоративным эффектам и острая линеарность. Использование иллюзионистических приемов также, возможно, является следствием влияния Виварини. Среди наиболее известных картин Кривелли Благовещение (1486, Лондон, Национальная галерея), Распятие (ок. 1490, Милан, галерея Брера) и Мадонна со свечой (1492, там же). Для произведений мастера характерны орнаментальность, внимание к деталям, четкость и жесткость в трактовке форм и экспрессивность, близкая по духу к поздней готике.

ЛИТЕРАТУРА

Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс. XIII-XVI века, тт. 1-2. М., 1977

КРИК ФРЭНСИС ХАРРИ КОМПТОН

КРИК Фрэнсис Харри Комптон (Crick, Francis Harry Compton)

(р. 1916), английский биофизик, удостоенный в 1962 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с Дж.Уотсоном и М.Уилкинсом) за открытие молекулярной структуры ДНК. Родился 8 июня 1916 в Нортгемптоне. Окончил Милл-Хилл-Скул и Юниверсити-колледж в Лондоне. В 1953 получил степень доктора философии в Кембриджском университете. В 1937-1939 и с 1947 работал в Кембриджском университете (с 1963 - заведующий лабораторией молекулярной биологии). Во время Второй мировой войны был сотрудником научного отдела Адмиралтейства, участвовал в создании магнитных мин. В 1953-1954 работал в Бруклинском политехническом институте (Нью-Йорк) в рамках программы по изучению структуры белков, в 1962 - в Лондонском университете. Основные работы Крика посвящены изучению молекулярной структуры нуклеиновых кислот. Проанализировав полученные М.Уилкинсом данные по рассеянию рентгеновских лучей на кристаллах ДНК, он вместе с Дж.Уотсоном построил в 1953 модель трехмерной структуры этой молекулы (модель Уотсона - Крика). Согласно этой модели, ДНК состоит из двух комплементарных цепей, образующих двойную спираль. Такая структура не только соответствовала известным химическим данным о ДНК, но и объясняла механизм ее репликации (удвоения), обеспечивающий передачу генетической информации при делении клетки. В 1961 Крик и его сотрудники установили основные принципы генетического кода, показав, каким образом последовательность азотистых оснований, мономерных единиц ДНК, переводится (транслируется) в последовательность аминокислот, мономерных единиц белка. Открытия Крика и Уотсона составили основу молекулярной генетики и позволили изучать живые организмы на молекулярном уровне. Крик - автор книг О молекулах и человеке (Of Molecules and Men, 1966) и Жизнь как она есть (Life Itself, 1981), в которой он обсуждает возможность внеземного происхождения жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Уотсон Дж. Двойная спираль. М., 1969 Ичас М. Биологический код. М., 1969

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИСТИ АГАТА

КРИСТИ Агата (Christie, Agatha) (1890-1976), всемирно известная английская писательница, автор детективных романов и пьес. Агата Мэри Кларисса Миллер (Agatha Mary Clarissa Miller) родилась 15 сентября 1890 в Торки (графство Девон). Первый ее брак с полковником А.Кристи закончился разводом в 1928, и в 1930 она вышла замуж за выдающегося археолога М.Э.Л.Маллоуна. Уже в первом своем романе Таинственное происшествие в Стайлзе (The Mysterious Affair at Styles, 1920) Кристи вывела столь любимого читателями детектива-любителя Эркюля Пуаро. В числе романов, где Пуаро с неизменным успехом расследует преступления, - ставший классикой детектив Убийство Роджера Экройда (The Murder of Roger Ackroyd, 1926). Пуаро умирает в одном из последних романов Кристи Занавес (Curtain, 1975). Почти так же знаменита его коллега, тоже любительница частного сыска, добродушная, проницательная мисс Марпл, которая разгадывает тайны, примечая о многом говорящие мелочи и отлично разбираясь в людях. Мисс Марпл впервые появилась в Убийстве в доме викария (Murder at the Vicarage, 1930). Кристи опубликовала более 60 детективных романов и 19 сборников рассказов. Ее переводили на другие языки больше всех других английских авторов, за исключением Шекспира. Искусно построенные произведения Кристи отличает поразительное умение направить читателя по неверному следу. В числе ее лучших романов: Убийство в Восточном экспрессе (Murder in the Calais Coach, 1934), Багдадская встреча (They Came to Baghdad, 1957), Что видела миссис Макгилликадди (What Mrs. McGillicuddy Saw!, 1957); из поздних романов следует выделить Ночную тьму (Endless Night, 1968), Вечеринку на Хэллоуин (Halloween Party, 1969) и Врата судьбы (Postern of Fate, 1973). Кристи удачно выступала и как драматург - 16 ее пьес поставили в Лондоне, по некоторым были сняты фильмы. Выдающимся успехом пользовались Свидетель обвинения (Witness for the Prosecution), поставленный в 1953 в Лондоне и в 1954-1955 в Нью-Йорке, и Мышеловка (The Mousetrap), поставленная в 1952 в Лондоне и выдержавшая наибольшее число представлений за всю историю театра. В 1956 Кристи была награждена орденом Британской империи II степени. Умерла Кристи в Уоллингфорде 12 января 1976.

КРИСТИАН I

КРИСТИАН I (Christian I) (1426-1481), король Дании (1448-1481), Норвегии (1450-1481) и Швеции (1457-1464, 1465-1467), герцог Шлезвига и Гольштейна (с 1460). Сын Дитриха Счастливого, графа Ольденбургского, Кристиан родился 4 мая 1426 и стал основателем Ольденбургской династии, которая правила в Дании до 1863. Много усилий Кристиан приложил к удержанию шведского трона, ведя борьбу сначала со шведским королем Карлом Кнудсоном, а затем с его преемником Свеном Стуре, однако в 1471 потерпел решающее поражение от шведов при Брукенберге (близ Стокгольма), после чего датско-шведская уния фактически распалась. В 1479 Кристиан основал университет в Копенгагене. Умер Кристиан I в Копенгагене 21 мая 1481.

КРИСТИАН II

КРИСТИАН II (Christian II) (1481-1559), король Дании, Норвегии и Швеции. Сын короля Ханса и внук Кристиана I, Кристиан родился в Нюборге (остров Фюн) 1 июля 1481. Будучи королевским регентом в Норвегии в 1502-1513, он проявил себя хорошим администратором. Став в 1513 королем Дании и Норвегии, в 1515 Кристиан женился на Изабелле, сестре будущего императора Священной Римской империи Карла V. Возникший в Швеции конфликт Густава Тролле и Стена Стуре Младшего, оспаривавших регентство, дал Кристиану повод вмешаться и попытаться вернуть Швецию в унию. Дважды он терпел поражения, но достиг успеха с третьей попытки в 1520, когда Стен Стуре был смертельно ранен в сражении при Бьогерунде. Готовые стоять до конца защитники Стокгольма прекратили сопротивление, когда Кристиан пообещал амнистию мятежникам. Однако король нарушил обещание, устроив т.н. Стокгольмскую кровавую баню: около 100 виднейших деятелей были казнены. Пробыв в Нидерландах в течение года, Кристиан вернулся в Данию и провел в ней радикальные реформы (в том числе издал кодекс законов), но датчане взбунтовались против ущемления их свобод. Под руководством Густава I Вазы восстали и шведы, и в 1523 Густав был избран королем Швеции, что прекратило ее участие в Кальмарской унии. Тогда же Кристиан был изгнан из Дании, и королем здесь и в Норвегии избрали герцога Гольштейнского Фредерика I. В ноябре 1531 Кристиан попытался высадиться в Норвегии, но потерпел поражение, и Фредерик, его дядя, взял его в плен. До конца жизни Кристиан оставался в заключении, сначала в замке Сеннерборг, а с 1549 - в замке Калуннборг, где умер 25 января 1559.

ЛИТЕРАТУРА

История Дании с древнейших времен до начала ХХ века. М., 1996

КРИСТИАН III

КРИСТИАН III (Christian III)

(1503-1559), король Дании и Норвегии. Старший сын Фредерика, герцога Гольштейнского, Кристиан родился 12 августа 1503 в Готторпе (совр. Шлезвиг), воспитывался у немецких лютеранских наставников. В 1521 отправился в Германию и присутствовал на рейхстаге в Вормсе. В 1523 Фредерик взошел на датский и норвежский трон - как Фредерик I. В 1526 Кристиан стал штатгальтером герцогств Шлезвиг и Гольштейн, а в 1529 - наместником отца в Норвегии, проявив на этих постах нетерпимость к католикам. Поэтому, когда в 1533 Фредерик умер, преимущественно католический государственный совет не желал утверждать Кристиана на престоле и предпочел ему младшего брата Ханса. В 1533-1536 в провинциях Дании происходили мятежи, имевшие целью восстановление на престоле пребывавшего в заключении Кристиана II (т.н. Графская распря), в Гольштейн вторглись войска Любека. Кристиан справился с внешними и внутренними угрозами и был коронован в 1535. В следующем году он упразднил епископат и изменил статус датской короны, сделав ее наследственной. В 1542 Кристиан объявил войну императору Карлу V и закрыл для голландских кораблей скандинавские морские пути, чем вынудил императора искать мира, который и был заключен в Шпейере в 1544. Ревностность Кристиана в проведении принципов лютеранства толкала его в ряде случаев на крайности, однако ему впервые удалось сплотить народ Дании в единое целое. Умер Кристиан в Колдинге (Дания) 1 января 1559.

КРИСТИАН IV

КРИСТИАН IV (Christian IV)

(1577-1648), король Дании и Норвегии. Родился 12 апреле 1577 в замке Фредериксборг в Хиллереде (Зеландия). В 1582 отец Кристиана Фредерик II договорился с высшей знатью, что в случае его смерти она окажет поддержку сыну. В 1588 юный Кристиан взошел на трон, а страной до 1596 управлял регентский совет. На правление Кристиана выпали крупные конфликты, но оно имело большое значение для страны. Были проведены реформы армии и военно-морского флота, Копенгаген расширялся и украшался новыми зданиями, внешняя торговля получила новый толчок благодаря созданию датских Ост-Индской и Вест-Индской компаний. Кристиан мечтал о создании Датской империи на северных германских землях - через овладение Бременом и соседним с ним Ферденом. Из-за этих планов Дания развязала Кальмарскую войну (1611-1613) с Швецией и в 1624 вступила в Тридцатилетнюю войну, причем почти сразу же Кристиан потерпел поражения от Тилли и Валленштейна, Ютландия была занята неприятелем и разграблена. Поскольку Дания исчерпала свои ресурсы, 27 мая 1629 в Любеке был заключен сепаратный мирный договор. Политика выжидательного невмешательства, которой следовал Кристиан, между тем как Швеция вела боевые действия в Германии, была опасной, потому что, как полагал определявший политику Швеции Аксель Оксеншерна, интересы Швеции могла защитить лишь превентивная война. Поэтому в 1644 Леннарт Торстенсон вторгся в Данию, и хотя Кристиан одержал ряд побед, заключенный 8 февраля 1645 в Бремсебру мир был весьма выгодным для Швеции и унизительным для Дании. Последние годы жизни Кристиана были омрачены борьбой со знатью и нескончаемыми семейными дрязгами. Кристиан умер в Копенгагене 28 февраля 1648, трон достался его сыну Фредерику III.

ЛИТЕРАТУРА

История Дании с древнейших времен до начала ХХ века. М., 1996

КРИСТИАН Х

КРИСТИАН Х (Christian X)

(1870-1947), король Дании и Исландии. Родился 26 сентября 1870 в Шарлоттенлунде. Занял трон в 1912 после смерти Фридриха VIII. При нем Дания придерживалась позиции нейтралитета в Первой мировой войне. В 1915 Кристиан подписал новую конституцию, предоставившую женщинам право голоса, а в 1919 признал независимость Исландии (впрочем остававшейся в личной унии с Данией до 1944). Кристиан пользовался популярностью у населения. Когда в 1940 Германия вторглась в Данию, 70-летний Кристиан стал идейным лидером движения Сопротивления. Поддержав выступления датского народа против немецкой оккупации в 1943, он до 4 сентября 1944 содержался под стражей в замке Соргенфри, а затем был переправлен в Амалиенборг. Умер Кристиан в замке Амалиенборг 20 апреля 1947.

ЛИТЕРАТУРА

Монархи Европы: Судьбы династий. М., 1996 История Дании. XX век. М., 1998

КРИСТИНА АВГУСТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИСТОФ АНРИ

КРИСТОФ Анри (Christophe, Henri) (1767-1820), король Гаити. Родился на английских Антильских островах в 1767. В 1803 возглавил восстание рабов на Гаити и стал главнокомандующим гаитянской армии. В результате соперничества негритянской и мулатских верхушек в 1807 страна распалась на Государство Гаити (включавшее северную часть острова) под управлением А. Кристофа и Республику Гаити во главе с мулатом А. Петионом (южная и западная части острова). 12 июня 1811 Кристоф провозгласил себя королем Анри I. Решив продемонстрировать всему миру способность афроамериканцев к самоуправлению, Кристоф практиковал драконовские формы правления. Для поддержания порядка создал регулярную армию и полицию. Организовал королевский двор на европейский манер и выписал для своих детей молодых гувернанток из Филадельфии. На вершине горы возле Кап-Аитьен в качестве своей резиденции воздвиг неприступную крепость, остатки которой до сих пор вызывают изумление своими гигантскими размерами. Тяжелый принудительный труд и жестокие формы правления вызвали народное восстание. Поняв безнадежность своего положения, король покончил с собой 8 октября 1820. После смерти Кристофа расколотая страна объединилась и далее развивалась как единое независимое государство.

ЛИТЕРАТУРА

Перу: 150 лет независимости. М., 1971 Карпентьер А. Царство земное. - В кн.: Избранные произведения, т. 1. М., 1974

КРИСТУС ПЕТРУС

КРИСТУС Петрус (Christus, Petrus)

(до 1430-1472 или 1473), нидерландский художник, известный также под именем Питер Кристофсен. Кристус родился в местечке Барле (Брабант) на границе между современными Бельгией и Голландией. Его самостоятельная художественная деятельность началась в 1444 в Брюгге, возможно, после работы в мастерской Яна ван Эйка. Он оставил после себя много произведений, датированных с 1446 по 1457 и подписанных греческой аббревиатурой от имени Христа - XPI, которую он, по-видимому, использовал как сокращение своего имени. В этих работах ощущается сильное влияние стиля братьев ван Эйк, иногда прямо повторяются созданные ими композиции и мотивы. Порой же Кристус демонстрирует оригинальность и богатую творческую фантазию. Среди наиболее известных произведений художника - Портрет Эдварда Граймстоуна (1446, Лондон, Национальная галерея), Портрет монаха-картезианца (1446, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Св. Элигий (1449, Метрополитен, собрание Лемана), Богоматерь с Младенцем (1449), Мадонна со святыми (1457, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный институт), Оплакивание (ок. 1460, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).

ЛИТЕРАТУРА

Никулин Н.М. Золотой век нидерландской живописи. XV век. М., 1981

КРОВАВЫЙ НАВЕТ

КРОВАВЫЙ НАВЕТ - обвинение евреев в использовании человеческой крови в ритуальных целях. Впервые упоминание о ритуальном убийстве встречается уже в 1 в. в полемике Иосифа Флавия с Апионом, но вплоть до 12 в. подобные обвинения носили эпизодический характер. Никаких оснований для них не существует, в частности потому, что Библия запрещает евреям употребление крови, а пищевые запреты предписывают тщательное удаление крови из мяса. Кровавые наветы варьируются в деталях, но все они обычно связаны с еврейской Пасхой, поскольку евреи обвинялись в убийстве христианских младенцев и использовании их крови для приготовления мацы (пресного хлеба, употребляемого во время Пасхи). Ни одно из обвинений такого рода не нашло подтверждения. Насчитывается более 150 подобных обвинений, из них примерно 40 в 19 в. и около 20 в 20 в.

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРОГ АВГУСТ

КРОГ Август (Krogh, August)

(1874-1949), датский физиолог, удостоенный в 1920 Нобелевской премии по физиологии и медицине за исследование мышечных капилляров микроскопическими методами. Родился 15 ноября 1874 в Грено (Дания). Окончил Копенгагенский университет (1899). В 1899-1908 работал ассистентом, в 1908-1918 читал лекции по физиологии животных, в 1916-1945 - профессор Копенгагенского университета. Основные исследования Крога посвящены проблемам дыхания и капиллярного кровообращения. Он экспериментально доказал, что газообмен между кровью и воздухом легких происходит за счет простой диффузии, а не благодаря секреции газов в легких. В 1912 предложил простой метод определения скорости кровотока в легких человека. Широко известны работы Крога по исследованию функциональных изменений тонуса капилляров и их значения в обмене веществ. Он впервые описал анатомо-физиологические особенности стенки капилляров в разных органах, установил значение капиллярного кровообращения для метаболизма. Ряд работ Крога посвящен изучению обмена веществ и физиологии мышечного сокращения. Он показал, что жир - менее эффективный источник энергии, чем углеводы. В 1945 Крог был награжден медалью Бейли Лондонского королевского общества, в 1916 стал членом Датского королевского медицинского общества. Был иностранным членом Национальной академии наук США, ряда научных обществ Швеции и Норвегии. Среди его главных трудов: Дыхательный обмен у человека и животных (The Respiratory Exchange of Animals and Man, 1916); Анатомия и физиология капилляров (The Anatomy and Physiology of Capillares, 1922); Сравнительная физиология механизмов дыхания (The Comparative Physiology of Respiratory Mechanisms, 1940).

Умер Крог в Копенгагене 13 сентября 1949.

ЛИТЕРАТУРА

Крог А. Анатомия и физиология капилляров. М., 1927

КРОКОДИЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРОМВЕЛЬ ОЛИВЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРОММЕЛИН ЭНДРЮ КЛОД

КРОММЕЛИН Эндрю Клод (Crommelin, Andrew Claude)

(1865-1939), английский астроном. Родился 6 февраля 1865 в Кушендене (Северная Ирландия). Учился в Малборо-колледже, затем в Тринити-колледже Кембриджского университета. Был принят в штат Лансинг-колледжа, а в 1891 назначен ассистентом в Гринвичскую обсерваторию, где занимался изучением орбит комет и малых планет. Совместно с Ф.Коуэллом упростил метод вычисления возмущений долгопериодических комет. В работе О возвращении кометы Галлея (Essay on the Return of Halley's Comet) ученые проследили прохождение этой кометы через перигелий вплоть до 240 до н.э. и, "с меньшей уверенностью", до 625 до н.э. Предсказали ее возвращение в 1910 с точностью 3,03 сут. За эту работу оба они получили премию им. Линдемана Немецкого астрономического общества и степени докторов наук Оксфордского университета. Кроммелин принимал участие в экспедициях для наблюдений солнечных затмений в 1896, 1900, 1905, 1912 и 1927. В 1919 был приглашен Постоянным объединенным комитетом по затмениям в экспедицию в Бразилию, специально организованную для измерения угла отклонения света в гравитационном поле Солнца. С 1898 по 1906 занимался вычислением эфемерид для Марса, Юпитера, Сатурна и Луны. Более сорока лет Кроммелин помещал сообщения о кометах и малых планетах в журнале "Обсерватория" ("Observatory") и в "Журнале Британской астрономической ассоциации" ("Journal of the British Astronomical Association"). Был автором Каталога комет (Comet Catalogue, 1925), вместе с М.Проктор написал книгу Кометы (Comets, 1937). Умер Кроммелин в Лондоне 20 сентября 1939.

КРОНИН ХЬЮМ

КРОНИН Хьюм (Cronyn, Hume) (р. 1911), Канада, США: актер, писатель, режиссер; с женой и партнершей Джессикой Танди имел успех в спектаклях Кровать с балдахином (The Fourposter, 1951), Шаткое равновесие (A Delicate Balance, 1966) Э.Олби, Игра в джин (The Gin Gаmе, 1977), Фосфоресцирующий свет (Foxfire, 1982), Петиция (The Petition, 1986); играл также в пьесах Трое на лошади (Three Men on a Horse, 1935), Беги этой ночью (Escape This Night, 1938); за роль Полония в Гамлете (1964) получил премию "Тони"; снялся в фильмах: Грубая сила (Brute Force, 1947), Кокон (Cocoon, 1985); на телевидении: Танцевать с белой собакой (То Dance with the White Dog, 1993, премия "Эмми").

КРОНОЗАВР

Факты

КРОНОС

КРОНОС - в греческой мифологии, младший из титанов, сын Урана (Неба) и Геи (Земли). Свергнув Урана, властвовал над землей и небом вместе с Реей, своей сестрой и супругой; его царствование ассоциировалось с "золотым веком". Детьми Кроноса и Реи были Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс. Зная пророчество о том, что его свергнет с престола один из сыновей, Кронос пожирал всех своих детей сразу после рождения; однако младший, Зевс, был спасен Реей, которая отдала Кроносу камень, повитый в детские пелены, а Зевса укрыла на Крите. Когда Зевс возмужал, он с помощью Геи заставил Кроноса изрыгнуть всех проглоченных детей и камень. Затем вместе с Посейдоном и Аидом он восстал против отца. Младшее поколение богов захватило гору Олимп, Зевс получил поддержку со стороны киклопов и сторуких великанов, которых вызволил из Тартара, куда их заточил Уран; Кроноса же поддерживали титаны. В конце концов Зевс одержал победу, и титаны были низвергнуты в Тартар, а один из них, Атлант, был осужден поддерживать небесный свод. Наказания избежал только Прометей, сын титана Иапета и брат Атланта, помогавший Зевсу. Согласно другой версии мифа, Кронос был сослан на острова блаженных, где царствовал над умершими героями. Римляне отождествили с Кроносом Сатурна, которого стали воспринимать как отца богов.

КРОНСТАМ ХЕННИНГ

КРОНСТАМ Хеннинг (Kronstam, Henning) (1934-1995), датский танцовщик и педагог, родился в Копенгагене. В труппе датского Королевского балета с 1952, его руководитель в 1979-1985. Один из главных хранителей наследия Бурнонвиля в 20 в.

КРОЧЕ АРЛЕН

КРОЧЕ Арлен (Croce, Arlene) (р. 1934), американский балетный критик, родилась в штате Род-Айленд. Основала в 1965 журнал "Балле ривью", а в 1973 стала балетным критиком журнала "Нью-Йоркер". Ее статьи были изданы в виде нескольких сборников: Последующие образы (Afterimages, 1978), Посещая танцевальные представления (Going to the Dance, 1982), Зрительные линии (Sight Lines, 1987). Исключительно интересно написанное ею о Баланчине.

КРОЧЕ БЕНЕДЕТТО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

КРУГЛЫЙ СТОЛ - пиршественный стол короля Артура и его избранной рыцарской дружины. По-видимому, кельтского происхождения, он отражает порядок примитивных племенных собраний, на которых все участники усаживались за стол и ссорились из-за мест. Наиболее раннее включение в Артуровский сюжет - в поэме норманнского поэта Васа Роман о Бруте (Roman de Brut, 1155), где описывается Круглый стол, предназначенный главным образом для того, чтобы пирующие не спорили, кому перед кем надлежит сидеть. Описание Васа в расширенном виде повторяется в поэме Брут (Brut) английского поэта Лайамона (ок. 1200). Христианский символизм привнесет французский поэт Роберт де Борн в поэме Мерлин (Merlin, 13 в.). Мерлин советует Утеру, отцу Артура, завести у себя Круглый стол в память о столе Тайной вечери. По версии Мэлори, орден Круглого стола насчитывал сто пятьдесят рыцарей. Как символ благородного братства и рыцарственного поведения Круглый стол дошел до наших дней. Трагический упадок рыцарского ордена вследствие несовершенства человеческой природы описан, в частности, у Мэлори и Теннисона. "Круглый стол короля Артура", который и сегодня можно видеть в Уинчестерском замке, датируется временем не ранее 15 в. "Круглым столом" иногда назывались средневековые турниры.

КРУП

КРУП - внезапное сужение гортани или трахеи у ребенка. Термином "круп" в современной педиатрии обозначают не какое-либо определенное заболевание, а синдром (группу симптомов). Подобно многим синдромам, круп может иметь несколько причин, причем тяжесть состояния часто зависит именно от причины. В отличие от взрослых дети тяжело переносят сужение дыхательных путей. Так, если у взрослых вирусная инфекция гортани вызывает просто кашель и хрипоту, то у детей она может резко ограничить поток воздуха. Симптомами крупа являются приступы хриплого лающего кашля и стридор - пугающий пронзительный звук при вдохе, обусловленный ограничением потока воздуха через гортань и трахею. Круп следует отличать от бронхиальной астмы - аллергического воспаления бронхов. Характерное для астмы свистящее дыхание отчетливее слышится на выдохе, тогда как стридор при крупе слышен только на вдохе. Один из наиболее распространенных типов крупа называется спастическим. Он встречается в основном у детей 2-4 лет и чаще всего возникает ночью. Ребенок внезапно просыпается с характерным лающим кашлем и стридором. Поскольку кажется, что ребенок задыхается, родители впадают в панику и немедленно везут его в больницу. Как только ребенок оказывается на свежем воздухе, симптомы иногда полностью исчезают; в других случаях приступ удается прервать, вызвав у ребенка рвоту с помощью таких средств, как рвотный корень. Причина спастического крупа неизвестна, у некоторых детей его приступы повторяются. К счастью, он, как правило, неопасен для жизни. Вероятно, второй по распространенности тип крупа - это вирусный круп. Он часто возникает у детей как осложнение инфекции верхних дыхательных путей и вызывается тем же вирусом (обычно вирусом парагриппа). Вирусный круп начинается и исчезает медленнее, чем спастический. В большинстве случаев он не создает угрозы для жизни, но иногда бывает настолько тяжелым, что требует трахеотомии, т.е. разреза трахеи (ниже места сужения) и введения в нее трубки. Наиболее опасен круп, возникающий при заражении одним из штаммов бактерии Hemophilus influenzae. Этот микроб вызывает тяжелое воспаление гортани с болью в горле, повышением температуры и резким ограничением потока воздуха. Такой тип крупа требует неотложного вмешательства и немедленной интубации (введения в трахею трубки) для обеспечения доступа воздуха в легкие. Применение антибиотиков снизило смертность от этого вида крупа. К относительно редким типам крупа относятся дифтерийный круп и круп, обусловленный снижением уровня кальция в крови. Именно дифтерийный круп исходно рассматривался как "истинный" в отличие от других типов, до сих пор объединяемых иногда под названием "ложный круп". Симптомы крупа могут наблюдаться и при попадании в трахею инородных тел, например крышечки от тюбика с зубной пастой.

КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРУПП

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРУС ХУАНА ИНЕС ДЕ ЛА

КРУС Хуана Инес де ла (Cruz, Sor Juana Ins de la) (1651-1695), мексиканская поэтесса. Родилась 12 ноября 1651 в поместье Сан-Мигель-де-Непантла близ Мехико. Ее окрестили Хуана Инес де Асбахе (Asbaje), а монашеское имя Сор (Sor - сестра) она получила, приняв постриг в возрасте 17 лет. В три года самостоятельно выучилась читать; в восемь лет написала первые серьезные стихотворения; позже уговаривала родных позволить ей учиться в университете, обряженной в мужскую одежду. Хотя считается, что Хуана ушла в монахини из-за несчастной любви, сама она объясняла свое решение тем, что в ту эпоху только монастырь мог создать подходящие условия жизни для женщины, склонной к учености. Во всяком случае достоверно известно, что всю свою жизнь она провела в окружении книг и научных приборов, погруженная в религиозные размышления и поэтическое творчество. Сор Хуана по праву считается первым самобытным американским поэтом. На титуле первоиздания ее стихотворений (Мадрид, 1689) она названа "десятой музой". Наряду с лирикой она создала по меньшей мере две обширные аллегорические поэмы и ряд светских и религиозных драм. Умерла Сор Хуана 17 апреля 1695.

ЛИТЕРАТУРА

Торрес-Риосеко А. Сестра Хуана. - В кн.: Торрес-Риосеко А. Большая латиноамериканская литература. М., 1972 Крус Х. Десятая муза. М., 1973

КРУШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЫЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ

КРЫЛОВ Иван Андреевич (1768-1844), русский поэт, драматург и баснописец. Родился 14 февраля 1768 в Москве, в семье армейского капитана, выслужившегося из низов. Рано потерял отца; мать, еле сводя концы с концами, дала сыну образование, обеспечившее ему мелкую чиновничью должность в Твери, на Волге, где мальчик наслушался сочной крестьянской речи лодочников. В Санкт-Петербурге юноша свел литературное знакомство с двумя самыми выдающимися журналистами того времени - Н.И.Новиковым и А.Н.Радищевым и в январе - августе 1789 при содействии Радищева издавал ежемесячный сатирический журнал "Почта духов". Поначалу Екатерина Великая поощряла литературную деятельность этой троицы, но когда разразилась Французская революция, отправила в заточение Новикова и в ссылку Радищева. Крылов отделался жестоким цензорским нагоняем, что, быть может, отразилось в его басне Кошка и соловей. Десять с лишним лет Крылов скитался по провинции; к середине 1800-х принялся переводить басни Ж.Лафонтена, содержание которых приобретало под пером Крылова русский колорит. Всего он написал 201 басню, три из которых были обнаружены после его смерти. Басенные животные представляли социальных персонажей его времени. Написанные разностопным ямбом басни были исполнены такого обаяния, что снискали непреходящую любовь и детей, и взрослых. Крылов был любимцем двух царей, Александра I и Николая I, получил синекуру в Санкт-Петербургской публичной библиотеке и был окружен всеобщим почитанием. Помимо Басен, Крылов написал также стихотворные трагедии Клеопатра (1785), Филомела (1786) и неоконченную комическую оперу Илья-богатырь (1807).

Умер Крылов в Санкт-Петербурге 21 ноября 1844.

ЛИТЕРАТУРА

Крылов И.А. Сочинения, тт. 1-2. М., 1969 Степанов Н.Л. Крылов, 2-е изд. М., 1969 И.А.Крылов: Проблемы творчества. М., 1975 И.А.Крылов в воспоминаниях современников. М., 1982 Крылов И.А. Басни. Л., 1983 Гордин М., Гордин Я. Театр Ив. Крылова. Л., 1983

КРЫСЫ

КРЫСЫ (Rattus),

род грызунов (семейство мышиных - Muridae), многочисленные виды которого распространены по всему земному шару. Крысами называют и многие другие роды грызунов средних размеров, добавляя к этому слову какое-либо прилагательное (например, кенгуровые, большезубые, скальные, безухие, большеухие и т.п.), однако в обыденном понимании словом "крыса" обозначают прежде всего серую крысу, или пасюка (Rattus norvegicus). Этот всем знакомый зверь встречается в большинстве городов умеренной зоны, особенно в Европе, на севере США и в Канаде. Белых крыс (альбиносная форма рыжей) разводят в лабораториях и держат как домашних животных. Черная крыса (R. rattus) обитает рядом с человеком по всему Средиземноморью, югу США, в Центральной и Южной Америке. Первоначально распространение серой и черной крыс ограничивалось Старым Светом, но в настоящее время они расселились по всем континентам и на большей части островов земного шара.

СЕРАЯ КРЫСА, или пасюк, - крупный и агрессивный грызун, расселившийся по всем континентам и островам земного шара.

СЕРАЯ КРЫСА, или пасюк, - крупный и агрессивный грызун, расселившийся по всем континентам и островам земного шара.

Известно более 550 таксонов крыс. Длина тела у разных видов составляет от 13 до 30 см, не считая чешуйчатого хвоста примерно такой же или большей длины. Масса пасюка средних размеров - примерно 0,7 кг, длина тела без хвоста - 23 см. Крысы размножаются почти круглый год, и их численность может очень быстро расти. Беременность длится обычно 21 день, число детенышей в помете от 3 до 12, в среднем 8. Крысята рождаются голыми и слепыми, но быстро развиваются. Глаза открываются у них примерно на 15-й день, а через 3 недели они самостоятельно ищут корм. В возрасте двух лет крыса перестает размножаться, а к трем годам дряхлеет и теряет зубы. Крысы - общественные животные, но между ними нередко вспыхивают драки. Самая уязвимая часть их тела - хвост; на нем часто видны шрамы от ран, нанесенных сородичами. На них охотятся хищные птицы (например, филины) и звери (куницы, лисы и другие), однако, поскольку крысы живут вблизи человеческого жилья, нападения этих хищников им обычно не угрожают. Что касается домашних кошек, то на такого крупного грызуна решаются напасть лишь немногие из них. Крысы могут распространять сыпной тиф, бубонную чуму, желтуху, туляремию, бешенство и трихинеллез. Они особенно обильны на мусорных свалках и в канализационных системах, а инфекции переносят, загрязняя хранящиеся пищевые продукты.

КРЭГ ГЕНРИ ЭДУАРД ГОРДОН

КРЭГ Генри Эдуард Гордон (Craig, (Edward) Gordon)

(1872-1966), английский художник и теоретик театра. Родился в Харпендене (Великобритания) 16 января 1872. Сын актрисы Эллен Терри и архитектора Э.У.Годвина. До двадцати одного года был известен как Генри Эдвард Гордон Уорделл (Wardell, по фамилии отчима), потом стал называть себя Крэгом. В 1889 дебютировал в качестве актера в труппе Г.Ирвинга, где оставался вплоть до 1897, сыграв множество ролей из английского классического репертуара, в том числе Ромео, Макбета, Гамлета и Меркуцио. Около 1900 занялся режиссурой, совершив революционный переворот в сценографии совместно с швейцарским художником и писателем Адольфом Аппиа. В числе наиболее удачных спектаклей, где Крэг выступал одновременно как режиссер-постановщик и оформитель, - поставленный во Флоренции в 1906 Росмерсхольм Х.Ибсена с Элеонорой Дузе в главной роли и Гамлет, поставленный в 1911 Московским Художественным театром. В 1908 Крэг основал журнал "Маска" ("The Mask"), посвященный искусству театра. Из его книг наиболее известны Искусство театра (On the Art of the Theatre, 1911, переиздана в 1957), К новому театру (Towards a New Theatre, 1913), Развитие театра (The Theatre Advancing, 1919), Сцена (Scene, 1923), Генри Ирвинг (Henry Irving, 1930) и Эллен Терри и ее тайное "я" (Ellen Terry and Her Secret Self, 1932). В 1956 был награжден орденом Кавалеров почета. В 1957 опубликовал автобиографию Указатель к Истории моей жизни (Index to the Story of My Days).

Умер Крэг в своем доме во Франции 29 июля 1966.

ЛИТЕРАТУРА

Гвоздев А.А. Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий. Л. - М., 1939 Крэг Г. Воспоминания, статьи, письма. М., 1988

КРЭШО РИЧАРД

КРЭШО Ричард (Crashaw, Richard)

(ок. 1612-1649), английский поэт. Родился в Лондоне, сын священника. Образование получил в Чартерхаус-скул и Кембриджском университете. В студенческие годы, вопреки строго пуританским понятиям отца, примкнул к высокой церкви, тяготевшей к католицизму.

В конце 1643 или начале 1644 военные успехи О.Кромвеля заставили его покинуть Кембридж. Последние годы его жизни полны бурных событий. Решающее из них - переход в католическую веру, вероятно, в 1644. В Париже, куда он по собственной воле отправился изгнанником, Крэшо сблизился с поэтом А.Каули. В конце 1646 уехал в Рим секретарем кардинала Палотто, который подыскал ему скромную должность каноника в Лорето, где Крэшо и умер 21 августа 1649.

Более всего известный своими Ступенями к храму (Steps to the Temple) и Восторгами муз (Delights of the Muses; напечатаны под одним переплетом в 1646), Крэшо без должных оснований причисляется к поэтам-метафизикам "сакральной" линии. Хотя он восхищался стихами Дж.Херберта, самого значительного из учеников Д.Донна среди английских религиозных поэтов, стих Крэшо мало чем обязан традиции Донна и своей правильностью и рациональной конструкцией принадлежит классицизму 17 в. Истинным его наставником был Б.Джонсон. Крэшо отдает предпочтение куплету и катрену перед всеми другими видами строфики, трехстопные размеры он сумел наделить энергией и звучностью, которые были по силам одному лишь Джонсону. Содержание стихотворений Крэшо также далеко от донновского; изощренная любовная лирика Донна, у которого чувство все время подвергается анализу, не находит отголосков у Крэшо, как не отзываются у него и духовные борения, запечатленные его старшим современником.

Крэшо был самым значительным английским представителем барокко, но поскольку в английской литературе барокко осталось лишь экзотическим веянием, часто о нем говорят только в связи с неудачами Крэшо, какой явилась, например, поэма Плакальщица (The Weeper). Тем не менее барочными устремлениями порождены и признанные шедеры Крэшо - гимны к св. Терезе.

ЛИТЕРАТУРА

Крэшо Р. Стихотворения. - В кн.: Английская лирика первой половины XVII века. М., 1989

КРЮГЕР ПАУЛУС

КРЮГЕР Паулус (Kruger, Stephanus Johannes Paulus)

(1825-1904), южноафриканский государственный деятель. Родился 10 октября 1825 в Колесберге (Капская колония). Когда Крюгеру было 10 лет, его семья эмигрировала во время Великого трека (1835-1845) на север от реки Оранжевая. Не получив систематического образования, занимался в юности сельским хозяйством. Когда Великобритания признала независимость Трансвааля по Сэндриверской конвенции, Крюгер предпринял энергичные попытки создать союз Оранжевого свободного государства и Трансвааля. Во время президентства в Трансваале М.Преториуса Крюгер стал генералом и командовал вооруженными силами Трансвааля (1864). Выступил против британской аннексии Трансвааля в 1877, был уволен со своего поста в 1878. Крюгер продолжал борьбу за независимость Трансвааля, утверждая, что британская аннексия была осуществлена вопреки нормам морали и справедливости. Стал одним из лидеров бурского восстания против британцев в 1880. По Преторийской конвенции 1881 Трансваалю было предоставлено ограниченное самоуправление. В 1883 Крюгер стал президентом Республики Трансвааль и попытался расширить ее границы, особенно в восточном направлении, к прибрежным районам, находившимся под контролем Великобритании. Крюгер был бескомпромиссным противником иностранного влияния, исполненным решимости создать в Трансваале африканерское государство, независимое и живущее по традициям буров. Он отказался предоставить уитлендерам избирательное право, настаивая на том, что трансваальские буры должны сохранять политическую монополию по отношению к растущему иностранному населению. Многие уитлендеры преувеличивали притеснения и трудности, которые им пришлось испытать из-за трансваальских ограничений и склонности Крюгера к принудительным мерам, однако конфликты между бурами и уитлендерами были одной из главных причин англо-бурской войны 1899-1902. Крюгер оставался президентом Трансвааля до 1900. Во время англо-бурской войны он отправился в Европу, где безуспешно пытался убедить европейские державы поддержать бурские республики в их конфликте с Великобританией. Умер Крюгер в Швейцарии 14 июля 1904, не примирившись с условиями Феринихингского договора 1902, по которому Трансвааль и Оранжевое свободное государство потеряли независимость и перешли под управление Великобритании.

КСАНТИППА

КСАНТИППА - жена афинского философа Сократа, заслужившая дурную славу вздорной и сварливой супруги. Рассказывается, что она решительно возражала против философской деятельности Сократа, считая, что муж уделяет слишком мало времени заботам о хлебе насущном. В античности существовало много анекдотов, говоривших о дурном характере Ксантиппы и терпении, какое проявлял по отношению к ней Сократ. Так, однажды Ксантиппа долго осыпала Сократа упреками. Не добившись от него ответа, она окатила супруга водой из ведра. На это Сократ спокойно заметил: "Громы Ксантиппы нередко предвещают дождь".

Предыдущая страница Следующая страница