Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "К" (часть 14, "КСЕ"-"КЮР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 14, "КСЕ"-"КЮР")

КСЕНОФОНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КСЕРКС I

КСЕРКС I (ок. 519-465 до н.э.), царь Персии. Взошел на престол ок. 486 до н.э. после смерти Дария I. Подавив восстания в Египте и Вавилонии, Ксеркс занялся вопросами, остро стоявшими после провала похода Дария I в 492 до н.э. и поражения при Марафоне (490 до н.э.). В 481 до н.э. войска Ксеркса были сосредоточены в Малой Азии. Через Геллеспонт возвели два моста из галер; во Фракии были построены военные дороги, по пути движения войск были созданы склады с провиантом. И хотя, конечно, Ксеркс не собрал под свои знамена 5 миллионов человек, как пишет Геродот, его сухопутные силы и флот намного превосходили среднюю численность любой из армий того времени. В 480 до н.э. началась война. После того как греки не смогли удержать свою первую удобную позицию в Северной Греции, персы почти без сопротивления прошли до горного прохода Фермопилы. Здесь они с легкостью одержали победу над немногочисленным отрядом спартанского царя Леонида, после чего заняли Афины. Далее их путь лежал на Пелопоннес, но в морском бою при Саламине персидский флот был разбит, и Ксеркс покинул Грецию, оставив вместо себя Мардония для продолжения военных действий на суше. Однако после поражения при Платеях (479 до н.э.) Мардоний вынужден был оставить Грецию. В течение 479-466 до н.э. греки в ходе нескольких морских операций очистили от персов район Эгейского моря. Ксеркс был убит в 465 до н.э.

КСЕРОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КСИЛОФОН

КСИЛОФОН - ударный музыкальный инструмент, состоящий из набора находящихся на подставке деревянных пластинок, по которым ударяют палочками. В Малайзии распространены разные виды ксилофона, от грубых пластин, лежащих на коленях исполнители, до сложных по конструкции инструментов. Зачастую место деревянных пластин занимают металлические, тогда инструмент называют металлофоном. В Европе ксилофон известен как народный инструмент с 16 в. В 1830-х годах белорусский виртуоз Михаил Гузиков (1806-1837) усовершенствовал его конструкцию, создав современный тип инструмента. Композиторы 20 в. применяют ксилофон достаточно часто.

КУАЗЕВОКС АНТУАН

КУАЗЕВОКС Антуан (Coysevox, Coyzevox, Quoizevaux, Antoine)

(1640-1720), также Куазво, французский скульптор. Родился в Лионе 29 сентября 1640. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже, а с 1702 по 1705 был ее директором. В 1657 начал работать в мастерской Лерамбера в Париже, а к 1660 стал придворным скульптором Людовика XIV. Куазевокс создавал портреты придворных, надгробия (в т.ч. Кольбера и Мазарини), а также парковую скульптуру и рельефы в королевских резиденциях в Версале и Марли. Среди самых известных его работ - конные скульптурные группы Слава и Меркурий (1701-1702, Париж, Лувр), украшавшие площадь Согласия в Париже. Портреты Куазевокса отличаются тонкостью передачи индивидуальности модели и смелостью характеристики; для произведений позднего периода творчества характерны легкость и грациозность. Среди учеников мастера были его племянники, братья Кусту. Умер Куазевокс в Париже 10 октября 1720.

КУАЙН УИЛЛАРД ВАН ОРМАН

КУАЙН Уиллард ван Орман (Quine, Willard van Orman) (р. 1908), выдающийся американский философ и логик. Многие философы разделяют его общее понимание философии как попытки понять мир, используя методы, которые являются продолжением здравого смысла и науки. Куайн родился в Акроне (шт. Огайо) 25 июня 1908. Получил образование в Оберлин-колледже и Гарвардском университете, стажировался у Р.Карнапа в Праге, встречался с А.Тарским в Варшаве. Получил степень доктора философии в Гарварде в 1932, представив диссертацию по логике, подготовленную под руководством А.Н.Уайтхеда. В 1936 Куайн начал долгую карьеру преподавателя философии, в 1948-1978 он был профессором философии Гарвардского университета. Куайн использует достижения современной логики для прояснения и разрешения традиционных философских проблем, особенно онтологического ряда (вопросы формы "Какого рода вещи существуют?"). Согласно Куайну, философы должны предпочитать "пустынные ландшафты" и допускать существование каких-либо объектов, лишь когда это абсолютно необходимо. Проверка на необходимость, которую он предлагает, обманчиво проста: вещь существует, если и только если наилучшая теория, в своей самой экономной формулировке, утверждает, что она существует. Поскольку Куайн считает, что наилучшая теория должна включать по крайней мере объекты физики, он хотел бы доказать, что это единственные объекты, которые требуются наилучшей теории. С точки зрения Куайна, главным препятствием такому доказательству является то, что математика требует существования абстрактных сущностей (например, чисел или множеств). В то же время он не видит способа редуцировать или элиминировать такие сущности. Куайн известен также своей критикой утверждения, что некоторые истины являются "аналитическими" (т.е. истинны в силу одного лишь значения входящих в них выражений). Существование таких истин предполагается большинством философов "обыденного языка" и во многих эмпирицистских концепциях логики и математики. Куайн считает, что само понятие значения является безнадежно запутанным и что даже т.н. "аналитические истины", включая законы логики, подлежат ревизии перед лицом нового опыта. Последнее утверждение тесно связано с "холизмом" Куайна - его тезисом, что теории могут быть проверены только как некие целостности. Среди главных работ Куайна - Математическая логика (Mathematical Logic, 1940); С точки зрения логики (From a Logical Point of View, 1953); Слово и объект (Word and Object, 1960); Онтологическая относительность и другие очерки (Ontological Relativity and Other Essays, 1969); Философия логики (Philosophy of Logic, 1970); Происхождение обозначения (The Roots of Reference, 1974); Время моей жизни: автобиография (The Time of My Life: An Autobiography, 1985).

КУБА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУБА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУБА. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУБА. КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУБА. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУБРИК СТЭНЛИ

КУБРИК Стэнли (Kubrick, Stanley) (1928-1999), американский кинорежиссер. Родился 26 июля 1928 в Нью-Йорке. Карьеру начал в 1945 фоторепортером в журнале "Лук". Первый полнометражный фильм, Страх и желание (Fear and Desire, 1953), Кубрик поставил в 25 лет. Уже в фильме Убийство (The Killing, 1956) молодой режиссер запомнился несколькими виртуозно поставленными эпизодами, однако его первым крупным успехом, основанном на сочетании визуального артистизма и сложной внутренней концепции, стал фильм Тропы славы (Paths of Glory, 1957). В числе крупнейших достижений Кубрика несколько фильмов. 2001: Космическая одиссея (2001: A Space Odyssey, 1968) представляет собой блестящую симфонию визуальных и звуковых образов. Заводной апельсин (A Clockwork Orange, 1971) - футурологическая сатирическая притча. Барри Линдон (Barry Lindon, 1975, по У.Теккерею) является яркой музыкальной и философской одиссеей в прошлое. Сияние (The Shining, 1980), психолого-культурологическую историю в жанре ужасов, относят к числу самых запутанных "фильмов-лабиринтов". В Цельнометаллической оболочке (Full Metal Jacket, 1987) обыгрывается тема новобранцев и вьетнамской войны. Вплотную к этим шедеврам примыкают остроумно-ядовитая экранизация Лолиты (Lolita, 1962) В.Набокова и сатирическая комедия Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу (Dr. Strangelove, or How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb, 1964). Среди множества ярких эпизодов из фильмов Кубрика в полном смысле классическими стали замедленные кадры триумфа эволюции в Космической одиссее, когда в результате монтажного трюка рождается зрительная ассоциация между впервые примененной в качестве оружия доисторической костью и исполненным особой красоты продуктом космической технологии 21 в. Другим таким примером стал стоп-кадр с одноногим Барри Линдоном, застывшим в воздухе в момент, когда он, спиной к камере, садится в карету. Умер Кубрик в Сент-Олбансе, близ Лондона, 17 марта 1999, едва успев завершить фильм Широко закрытые глаза.

КУВЕЙТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУДРЯВЦЕВ ВИКТОР ДМИТРИЕВИЧ

КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ, ВИКТОР ДМИТРИЕВИЧ (1828-1891), русский философ и богослов. Родился 3 октября 1828 в Новоторжском уезде Псковской губернии. В 1852 окончил Московскую духовную академию. После смерти Ф.Голубинского (1854) возглавлял кафедру философии в Московской духовной академии. Продолжая традицию теистического философствования Кудрявцев-Платонов развивал собственную систему "трансцендентального монизма". Этот теистический монизм он противопоставлял историческим типам материалистического и идеалистического монизма. Обе эти философские традиции, предлагая выбор одного из субстанциальных начал (материального или идеального), тем самым ограничивают полноту бытия. Реальное преодоление дуализма бытия возможно только с теистической позиции, признающей абсолютную действительность Высшего Существа, "объемлющего бытие" и являющегося творческой причиной субстанциальности мира. Определяя философию как "науку об абсолютном и идеях, рассматриваемых в отношении к абсолютному, к их взаимной связи и проявлению в бытии феноменальном", Кудрявцев-Платонов отводил метафизике центральную роль в своей системе философских наук. К фундаментальным философским дисциплинам он наряду с метафизикой относил этику, философию права и эстетику. К пропедевтическим ("основным") - логику, психологию, историю философии, к "прикладным" - философию истории, философию религии и др. Умер Кудрявцев-Платонов в Москве 3 декабря 1891.

ЛИТЕРАТУРА

Кудрявцев-Платонов В.Д. Введение в философию. М., 1889 Введенский А.И. О характере, составе и значении философии В.Д.Кудрявцева. Сергиев Посад, 1893 Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения, тт. 1-3. Сергиев Посад, 1893-1894

КУЗЕН ВИКТОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЗНЕЦОВ ПЕТР САВВИЧ

КУЗНЕЦОВ Петр Саввич (1899-1968), русский лингвист. Родился 20 января (1 февраля) в с.Богодуховская Балка Усть-Хоперского округа Области войска Донского (ныне Волгоградская область). В 1927 окончил экстернат 1-го МГУ, ученик Д.Н.Ушакова. В 1931-1933 работал в Научно-исследовательском институте языкознания, в 1934-1945 - в Московском городском педагогическом институте, в 1943-1968 в МГУ, с 1948 профессор университета. Умер Кузнецов в Москве 21 марта 1968. В 1930-х годах вместе с А. А. Реформатским, А. М. Сухотиным (1888-1942), Р. И. Аванесовым (1902-1982), В. Н. Сидоровым (1903-1968) создал Московскую фонологическую школу, развивавшую идеи Н.Ф.Яковлева, Н.С.Трубецкого, Р.О.Якобсона и полемизировавшую с Ленинградской школой во главе с Л.В.Щербой. Автор книг (в том числе вузовских курсов) и статей по исторической морфологии русского языка и русской диалектологии. Описал ряд русских говоров. Исследовал также африканские, финно-угорские языки. В 1950-1960-е годы активно пропагандировал точные методы изучения языка.

ЛИТЕРАТУРА

Кузнецов П.С. Очерки исторической морфологии русского языка. М., 1959 Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. М., 1965 Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970

КУИН АНТОНИ

КУИН Антони (Quinn, Anthony) (р. 1915), США; по происхождению мексиканец, в молодости играл в мексиканских театрах; на нью-йоркской сцене: Джентльмен из Афин (The Gentleman From Athens, 1947), Беккет (Becket, 1960) Ж.Ануя, Чин-чин (Tchin-Tchin, 1962), Зорба (Zorba, 1983); фильмы: Инцидент в Окс-Боу (The Ox-Bow Incident, 1943), Да здравствует Сапата! (Viva Zapata!, 1952, премия "Оскар"), Дорога (La Strada, 1954, в рус. прокате - Они бродили по дорогам), Жажда жизни (Lust For Life, 1956, премия "Оскар"), Пушки Навароне (The Guns of Navarone, 1961), Грек Зорба (Zorba the Greek, 1965), Башмаки рыбака (The Shoes of the Fisherman, 1968), Греческий магнат (The Greek Tycoon, 1978), Тропичекская малярия (Jungle Fever, 1991), Только одинокие (Only the Lonely, 1991).

КУК АЛЬБЕРТ СТАНБОРО

КУК Альберт Станборо (Cook, Albert Stanburrough),

(1853-1927), американский филолог, известный своими работами по древнеанглийскому языку. Родился в Монтвилле (шт. Нью-Джерси) 6 марта 1853; в 1872 окончил колледж Ратджерс, с 1877 по 1878 изучал английский язык в Геттингене и Лейпциге. Вернувшись из Германии, Кук организовал факультет английского языка в университете Джонса Хопкинса. В 1881 и 1882 учился за границей, сначала в Лондоне у Генри Суита, а затем у Эдуарда Зиверса в Йене, где в 1882 получил степень доктора. С 1882 по 1889 был профессором английского языка в Калифорнийском университете. С 1889 и вплоть до ухода на пенсию в 1921 был профессором английского языка и литературы в Йельском университете. Умер Кук в Нью-Хейвене (шт. Коннектикут) 1 сентября 1927. Кук является автором более 300 работ. К числу наиболее важных публикаций, посвященных основной области его исследований - древнеанглийскому языку, относятся перевод и адаптация Грамматики древнеанглийского языка Зиверса (Old English Grammar, 1885), его собственная Первая книга по древнеанглийскому языку (First Book in Old English, 1894) и издание поэм Judith (1888), Christ (1900), Dream of the Rood (1905), Elene, Phoenix, Physiologus (изданы в одном томе в 1919). Другая область, к которой он испытывал постоянный интерес, представлена его школьными изданиями трактатов по искусству поэзии (Горация, Буало и др.). Помимо публикации собственных работ, он основал Общество конкордансов с целью продолжения публикации ценных конкордансов, а также был основателем и первым редактором серии монографий под названием Йельские исследования по английскому языку.

КУК ДЖЕЙМС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУКЛЫ И МАРИОНЕТКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУКУРУЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ

КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ - кинематическая пара, применяемая для преобразования вращения в заданный вид движения или изменение положения перемещаемых деталей. Представляет собой комбинацию асимметричных дисков или цилиндров; используется в различных механизмах, станках и устройствах автоматики (например, для открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов автомобильного двигателя, для управления механикой типографского линотипа, для обеспечения движений иглы швейной машины). Типичный кулачок - некруглый диск, например яйцевидной формы. При вращении кулачка толкатель движется вперед-назад (или вверх-вниз, в зависимости от плоскости, в которой осуществляются его перемещения), поскольку расстояние от центра кулачка до точки его контакта с роликом толкателя периодически уменьшается или увеличивается. Таким образом вращательное движение кулачка преобразуется в возвратно-поступательное или колебательное движение толкателя и, следовательно, связанных с ним деталей. Характеристики движения толкателя (скорость, ускорение и перемещение) задаются профилем, т.е. формой, кулачка до той поры, пока в этой кинематической паре поддерживается плотный контакт, осуществляемый с помощью прижимной пружины. Профиль кулачка изначально определяется видом заданного движения толкателя. У распределительного вала автомобильного двигателя много кулачков на едином стержне, изготавливается этот узел как цельное изделие; его кулачки давят на коромысла (толкатели кулачкового механизма), которые, в свою очередь, воздействуют на подпружиненные штоки-толкатели, открывающие и закрывающие впускные и выпускные клапаны. У всех кулачков распределительного вала автомобильного двигателя один профиль, но относительно оси они ориентированы по-разному, так что цилиндры срабатывают в определенном порядке в заданные моменты времени (в соответствии с рабочими циклами двигателя). Существуют двигатели, в которых кулачки воздействуют на клапаны непосредственно.

ВРАЩЕНИЕ КУЛАЧКА ПРЕОБРАЗУЕТСЯ в повороты толкателя в соответствии с изменениями расстояния до центра кулачка.

ВРАЩЕНИЕ КУЛАЧКА ПРЕОБРАЗУЕТСЯ в повороты толкателя в соответствии с изменениями расстояния до центра кулачка.

ЛИТЕРАТУРА

Попов Н.И. Расчет и проектирование кулачковых механизмов. М., 1980

КУЛИ ЧАРЛЗ ХОРТОН

КУЛИ Чарлз Хортон (Cooley, Charles Horton)

(1864-1929), американский социолог. Родился 17 августа 1864 в Анн-Арборе (шт. Мичиган). Учился в Мичиганском университете, где затем преподавал в течение 37 лет до самой кончины (Анн-Арбор, 8 мая 1929). Репутация Кули зиждется главным образом на трех трудах: Человеческая природа и социальный порядок (Human Nature and the Social Order, 1902), Социальная организация (Social Organization, 1909) и Социальный процесс (Social Process, 1918). Кули разработал теорию общественных отношений, в которой ни индивид, ни социальная группа не являются первичными; они рассматриваются как в равной степени необходимые и взаимодополнительные. Вслед за У.Джемсом и Дж.Болдуином он усматривал основу социальных отношений в межличностной коммуникации. Кули полагал, что человек, в сущности, реагирует не на окружающих его людей, а на свое представление о людях. Кули известен своими идеями о личности, человеческой природе и "первичных группах", в которых она развивается, о характере взаимодействия лидеров и массы в общественном мнении, внутри классов и каст, а также о социальной значимости финансового статуса личности.

КУЛИДЖ КАЛВИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЬТУРКАМПФ

КУЛЬТУРКАМПФ (нем. Kulturkampf), борьба германского правительства с Римско-католической церковью в 1872-1886. Провозглашение на I Ватиканском соборе (1870) догмата о папской непогрешимости привело к образованию в Германии т.н. старокатолической церкви, отвергавшей ряд принятых на соборе догматов. Старокатолики были официально признаны в Пруссии и других германских государствах. Католическая "Партия центра" новой германской империи осудила это признание, вызвав конфликт между церковью и государством. Канцлер Бисмарк поддерживал старокатоликов и провел т.н. майские законы (или "законы Фалька") в 1873, 1874 и 1875. Согласно этим законам, религиозные ордена (в том числе орден иезуитов) запрещались, подготовка католических клириков разрешалась только в государственных заведениях, обязательным становился гражданский брак. Бисмарк с горечью заявил, что не "пойдет в Каноссу", намекая на покаянный визит императора Генриха IV в эту итальянскую деревню по требованию папы Григория VII (1077). Тем не менее под давлением внутригерманских политических сил канцлер был вынужден пойти на компромисс. В 1879 начались переговоры между Бисмарком и папой Львом XIII, которые привели к отмене майских законов.

ЛИТЕРАТУРА

Оболенская С.В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в конце 70-х годов XIX в. М., 1992 Чубинский В.В. Бисмарк: Биография. СПб, 1997

КУН ТОМАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУНГ С.С.

КУНГ С.С. (1881-1967), китайский премьер-министр, финансист. Кунг (подлинное имя Гун Сянси) родился в 1881 в провинции Шаньси и являлся прямым потомком Конфуция в семьдесят седьмом поколении. Приехав в Пекин, стал искать возможность для учебы за рубежом. Накануне боксерского восстания выступил сторонником реформаторской политики императора. Получив образование в Оберлинском колледже и Йельском университете в США, Кунг вернулся в Китай и начал работать в сфере образования. Репрессивная политика президента Юань Шикая вынудила его уехать в Токио, где он получил должность секретаря китайского отделения Ассоциации молодых христиан. В Токио Кунг женился на Айлин Сун, сестре госпожи Сунь Ятсен и Мэйлин Сун, ставшей впоследствии женой Чан Кайши. В 1915 Кунг содействовал основанию учебного центра "Оберлин в Шаньси" и работал советником либерального правителя провинции Шаньси - Янь Сишаня. Возрождение политического авторитета Сунь Ятсена привело Кунга в 1924 в Кантон (Гуанчжоу). Здесь Кунг стал членом Политического совета, занимал посты министров промышленности и финансов. Спустя год Объединенный фронт коммунистов и националистов, поддерживавший Чан Кайши в его Северном походе 1926, раскололся. В 1929 Кунг получил пост министра промышленности Китая. Когда потребовавшие огромных расходов антикоммунистические войны Чан Кайши привели в 1932 к отставке министра финансов Сун Цзувэня, Кунг занял его пост и оставался на нем до правительственного кризиса 1944. В 1938 он был назначен премьер-министром, в 1942 - вице-премьером. С 1944 Кунг проводил большую часть времени в США. Умер Кунг в Нью-Йорке 15 августа 1967.

КУНЦИТ

КУНЦИТ - минерал, разновидность сподумена, силиката лития и алюминия, LiAlSi2O6. Назван в честь американского коллекционера и геммолога Дж.Кунца. Цвет от сиренево-розового до светло-фиолетового. Встречается также бесцветный кунцит. Характерен резкий визуально заметный дихроизм (двуцветность). Твердость 6,5-7, плотность 3,1-3,2. Блеск стеклянный. Прозрачен. Кристаллизуется в моноклинной сингонии, спайность совершенная в двух направлениях. Параллельно уплощению хорошо выражена отдельность. Показатели преломления от 1,648-1,668 до 1,673-1,682. Люминесцирует в оранжевых тонах в ультрафиолетовых и рентгеновских лучах. При длительном рентгеновском или радиевом облучении приобретает неустойчивую изумрудно-зеленую окраску. Кристаллы толстотаблитчатые, сильно вытянутые. Образуется в пустотах пегматитов. В отличие от обычного сподумена, кунцит весьма редок. В США известен в Калифорнии (округ Сан-Диего), встречается также на Мадагаскаре, в Бразилии и в Афганистане. Крайне редкая изумрудно-зеленая разновидность, носящая название гидденит, в США была обнаружена в пегматитах округа Александер (шт. Северная Каролина), на Мадагаскаре и в Бразилии.

КУНЬЯ ТРИСТАН ДА

КУНЬЯ Тристан да (Cunha, Tristo da) (ок. 1460 - ок. 1540), португальский мореплаватель. Руководил экспедицией в Индию в 1506, во время которой открыл группу вулканических островов в южной части Атлантического океана. Обогнув Африку, Кунья высадился на открытом незадолго до этого острове Мадагаскар, исследовал Мозамбик и Занзибар и захватил остров Сокотра у входа в Красное море. Построил там укрепление, превратив остров в базу для будущих операций португальцев. В 1514 возглавил делегацию, которая воздала почести римскому папе Льву Х за земли, полученные Португалией по папскому указу. Его сын Нуньо да Кунья (1487-1539), участвовавший в экспедиции 1506, был назначен губернатором Индии в 1528 и отвоевал Диу и ряд других поселений у султана Гуджарата.

КУПЕЛЬ

КУПЕЛЬ - бассейн или сосуд со святой водой, употребляемый для осуществления христианского таинства крещения. Первоначально крещение совершалось под открытым небом. Позднее, ради обеспечения приватности обряда и большей торжественности, вошло в обычай крещение в помещении, и уже во 2 в. появились купели, устроенные в самой церкви. Поначалу это были небольшие бассейны ок. 1 м глубиной со ступенями с двух сторон, по которым в них спускался крещаемый. Позднее получило распространение крещение через обливание, и в результате размеры купели уменьшались, а саму купель стали приподнимать над полом, помещая ее на особый постамент. Обычно купели делались из камня и имели два отделения: одно - для святой воды, освящаемой на Пасху и на Пятидесятницу, другое - для слива использованной воды. Существуют разные купели: большие каменные бассейны, устроенные неподалеку от входа в церковь, переносные купели для крещения обливанием и маленькие купели для крещения на дому.

КУПЕР ДЖЕЙМС ФЕНИМОР

КУПЕР Джеймс Фенимор (Cooper, James Fenimore)

(1789-1851), американский писатель, историк, критик общественного устройства. Родился 15 сентября 1789 в Берлингтоне (шт. Нью-Джерси). Детство провел в приграничном Куперстауне, основанном его отцом, У.Купером. Учился в Йельском университете, служил на флоте. Женившись в 1811, посвятил себя семье и сельскохозяйственным и общественно-политическим интересам Куперстауна. В 1820 сочинил для дочерей традиционный роман нравов Предосторожность (Precaution). Открыв в себе дар рассказчика, написал роман Шпион (The Spy, 1821), основанный на местных преданиях. Роман получил международное признание, и Купер перебрался с семьей в Нью-Йорк, где вскоре сделался видной литературной фигурой и лидером писателей, ратовавших за национальное своеобразие американской литературы.

Вобравший события куперстаунской жизни роман Пионеры (The Pioneers, 1832) открыл тему американского фронтира и впервые представил Натти Бампо, единственного в своем роде американского героя. Наиболее популярные романы Купера Зверобой (Deerslayer, 1841), Последний из могикан (The Last of the Mohicans, 1826), Следопыт (The Pathfinder, 1840), Пионеры и Прерия (Тhe Prairie, 1827), образующие эпопею о Кожаном Чулке, повествуют о неудержимом бегстве охотника и следопыта Натти Бампо от надвигающейся колонизации.

Роман Лоцман (The Pilot, 1823), с его незабываемым героем, верзилой Томом Коффином, был первым из многочисленных произведений Купера о приключениях на море. Вышедшая позже История американского флота (History of the Navy of the United States, 1839) свидетельствовала о прекрасном владении материалом и влюбленности в мореходство.

Его политическая аллегория Моникины (The Monikins, 1835), пять томов путевых заметок (1836-1838), памфлет Американский демократ (The Аmerican Demoсrat, 1838) и социальные романы, например роман о земельной ренте Сатанстоу (Satanstoe, 1845), свидетельствуют о том, что он был проницательным критиком американской жизни в ее переломный период.

Последние двенадцать лет жизни, самые зрелые и плодотворные в его творчестве, писатель провел в Куперстауне. Семнадцать объемных литературных произведений, написанных им за это время, посвящены трем интересующим его темам: морю, границе и общественной критике. Умер Купер 14 сентября 1851.

ЛИТЕРАТУРА

Купер Дж.Ф. Избранные сочинения, тт. 1-6. М., 1961-1963

Боброва М.Н. Дж.Ф.Купер: Очерк жизни и творчества. Саратов, 1967

Купер Дж.Ф. Шпион; Последний из могикан. М., 1975

Иванько С.С. Фенимор Купер. М., 1990

КУПЕР САМЮЭЛ

КУПЕР Самюэл (Cooper, Samuel)

СЭМЮЭЛ КУПЕР

СЭМЮЭЛ КУПЕР

(1609-1672), английский живописец, миниатюрист. Родился в Лондоне в 1609. Учился у своего дяди, придворного миниатюриста Джона Хоскинса. Перед английской революцией жил во Франции и Голландии, а затем поселился в Лондоне. Здесь его окружали поэты, философы, знатоки изящных искусств из Королевского общества. Он писал портреты выдающихся людей времен Английской республики и Реставрации, в том числе О.Кромвеля, Дж.Мильтона, Карла II и его супруги, королевы Екатерины. В миниатюрных (5*7,5 см) портретах Купера ощущается влияние живописи Антониса Ван Дейка; они обнаруживают внутреннее родство с лирикой таких поэтов, как Эдмунд Уоллер, Джон Саклинг, Ричард Лавлейс: в них чутко уловлены характер и черты портретируемого, они свежи, непосредственны, полны изящества. Его произведения находятся в крупнейших английских коллекциях, общественных и частных (включая Королевское собрание), в Рейксмузеуме в Амстердаме, в библиотеке Моргана в Нью-Йорке.

Умер Купер в Лондоне 5 мая 1672.

КУПЕР УИЛЬЯМ

КУПЕР Уильям (Cowper, William)

(1731-1800), английский поэт. Родился 26 ноября 1731 в Грейт Беркемстеде (графство Хартфордшир) в семье священника. После смерти матери с шести лет ходил в местные школы, десяти лет его отдали в лондонскую Вестминстер-Скул, где в 1749 завершилось его формальное образование. До 1763, живя в лондонском Темпле и бессистемно занимаясь правом, он продолжал изучать античную, а также французскую, итальянскую и английскую литературы. В 1763 Купер пережил первый страшный период безумия; до самой смерти он страдал от приступов тоски и подавленности и не раз пытался покончить с собой. Мрак и ужас его жизни и творчества уравновешиваются тонким чувством комического и вспышками светлой радости. Это качество, а также легкость и гармоничная простота прозы Купера несомненно ставят его в ряд великих мастеров эпистолярного жанра английской литературы. Основные поэтические публикации Купера - сборники Олнейские гимны (Olney Hymns, 1779) и Стихи (Poems, 1782), написанная белым стихом поэма Задача (The Task, 1785) из 5200 строк, переводы Илиады и Одиссеи (1791). При жизни и в первой трети 19 в. его считали лучшим поэтом своего поколения, в частности из-за его любви к животным и природе и ценя его юмор, благочестие и нежную чувствительность. В Задаче он сочетал все эти свойства с сатирой и нравоучением и создал произведение, которое стало для нескольких поколений эталоном дидактической поэзии. Поэзии Купера присущи приглушенные, интимные, глубоко личные интонации. В сатире он тяготеет к обобщению и морали. Из Темпла Купер в 1763 попал в частную психиатрическую лечебницу. В 1765-1767 жил в Хантингдоне, потом до 1795 - в Олнее, всегда под опекой друзей. С 1795 он находился в Норфолке, где умер 25 апреля 1800.

КУПЕРЕН ФРАНСУА

КУПЕРЕН Франсуа (Couperin, Franois)

ФРАНСУА КУПЕРЕН

ФРАНСУА КУПЕРЕН

(1668-1733), французский композитор. Родился 10 ноября 1668 в Париже, происходил из семьи известных французских музыкантов, которая процветала на протяжении 17-18 вв. Франсуа Куперен, которого потом прозвали "le grand" - "великий", стал в 1685 органистом церкви св. Гервасия в Париже (этот пост он занимал до самой смерти), а через 8 лет поступил на службу в Королевскую капеллу. Его известность как органиста не уступала его славе клавесиниста; игре на клавесине Куперен обучал дофина и других членов королевской семьи. Куперен написал немало песен и духовных сочинений (как вокальных, так и для органа), но славу ему принесли светские инструментальные произведения, особенно пьесы для клавесина и трио-сонаты (жанр, ставший популярным во Франции именно благодаря Куперену). Среди сочинений камерно-инструментальных жанров выделяются Королевские концерты (Concerts royaux), написанные в 1714-1715 для Людовика XIV (напечатаны в 1722) и трио-сонаты Нации (Les Nations), появившиеся в 1726. Знаменитый Инструментальный концерт-апофеоз, посвященный бессмертной памяти несравненного Господина де Люлли (Concert instrumental sous le titre d'apothose compos a la mmoire immortelle de l'incomporable Monsieur de Lully, 1725) показателен в двух аспектах. Здесь Куперен воплощает свою идею соединения стиля А.Корелли, сочинениями которого он восхищался и которому посвятил большую трио-сонату Парнас, или Апофеоз Корелли (Le Parnasse ou l'apotheose de Corelli, 1724), со стилем Ж.Б.Люлли. Иначе говоря, Куперен стремился, с одной стороны, соединить мелодику, присущую итальянскому стилю, с французской манерой (эти два стиля в ту эпоху соперничали между собой), а с другой, придать своим композициям повествовательный, программный характер. Обе эти тенденции присутствуют в лучших произведениях Куперена - клавесинных сюитах, которые композитор назвал Les Ordres ("ряды", "последовательности") и опубликовал в четырех тетрадях (1713, 1717, 1722 и 1730). В стилистическом плане эти пьесы, как и все камерное творчество Куперена, демонстрируют сочетание контрапунктического и гомофонного (гармонического) письма; они отличаются богатством орнаментики, изобилием мелизмов.

Умер Куперен в Париже 12 сентября 1733.

ЛИТЕРАТУРА

Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII вв. Л., 1960

КУПИДОН

КУПИДОН - или Амур, римский бог любви. Он был не собственным римским божеством, а заимствованным у греков богом Эротом. Римские предания о нем почерпнуты из греческих мифов (как правило, в поздней и более фривольной форме). Римские скульпторы и художники изображали его озорным ребенком, обычно - крылатым и вооруженным луком со стрелой, а не прекрасным юношей, как было принято в греческой традиции.

КУПРИТ

КУПРИТ

КУПРИТ

(медь рубиновая или красная медная руда), минерал, оксид меди, Cu2O. Название происходит от лат. cuprum - медь. Цвет красный. Цвет черты красный, твердость 3,5-4; плотность 5,9-6,1. Блеск на изломе алмазный. Спайность ясная в трех направлениях. Сингония кубическая. Образует кристаллы в форме октаэдров, тонкую вкрапленность, сплошные зернистые или тонкоигольчатые агрегаты. Формируется в зоне окисления месторождений медных сульфидных руд близ земной поверхности под действием грунтовых вод. Ассоциирует с самородной медью, малахитом, лимонитом и др. Довольно широко распространен и входит в состав богатых вторичных руд меди. Добывается в Боливии и Чили; встречается в медном месторождении Бисби в США (шт. Аризона). В России известен на Урале.

КУРБЕ ГЮСТАВ

КУРБЕ Гюстав (Courbet, Gustave)

(1819-1877), французский живописец, скульптор и график. Родился 10 июня 1819 в Орнане, близ Безансона. В возрасте двадцати лет приехал в Париж и в течение десятилетия выработал собственную живописную манеру; современники называли его основоположником реализма. Пренебрегая формальной композицией и не обращаясь к далеким от действительности сюжетам, принятым в искусстве романтизма и классицизма, Курбе хотел писать окружающий мир таким, каков он есть на самом деле. Он считал, что живопись должна критиковать и исправлять пороки общества; в этом он следовал воззрениям Прудона. Художник сочувствовал радикалам, а во время Парижской Коммуны в 1871 возглавлял комитет, постановивший снести Вандомскую колонну как символ монархии. Затем, будучи приговорен к тюремному заключению и штрафу в размере 300 тыс. франков, бежал в Швейцарию, где провел последние годы жизни. Умер Курбе в Тур-де-Пельц в Швейцарии 31 декабря 1877.

ГЮСТАВ КУРБЕ. ДЕВУШКИ НА БЕРЕГУ СЕНЫ

ГЮСТАВ КУРБЕ. ДЕВУШКИ НА БЕРЕГУ СЕНЫ

Живопись Курбе вызывала заметную политическую оппозицию во Франции; однако во время поездок в Антверпен, Мюнхен и Франкфурт художник мог убедиться, что его картины имеют успех за границей. Поскольку стиль Курбе не претерпевал существенных изменений после 1850, его произведения удобнее всего классифицировать по тематике. На картинах одной группы в реалистической манере изображены представители различных слоев общества: Послеобеденный отдых в Орнане (1849, Лилль, Музей изящных искусств), Похороны в Орнане (1850, Лувр), Дробильщики камня (1849, не сохранилась, ранее находилась в Картинной галерее Дрездена), Ателье, которую сам автор называл Аллегорией реализма (1855, Лувр), Деревенские барышни (1851), Купальщицы (1853, обе - Нью-Йорк, музей Метрополитен), Возвращение кюре с приходского совета (1862, была сожжена владельцем из-за ее антиклерикального характера). Другую группу составляют портреты, в которых удивительно точно передан характер модели: Молодой человек с кожаным поясом, или Автопортрет (1849), Человек с трубкой (1850), Г-н Брюа (1854, все три - Лувр), Портрет Бодлера (1849, Монпелье, музей Фабра), Прудон и его семья (1865, Париж, Пти-Пале), Обнаженная (1869). Последняя, самая многочисленная группа картин Курбе, - пейзажи, морские виды и сцены охоты, созданные в период творческой зрелости мастера и хранящиеся в различных коллекциях и музеях. В качестве примеров можно привести полотна Пирушка на охоте (1857, Бостон, Музей изящных искусств), Бой оленей (1859-1861), Олень и олениха в лесу (1866) и Волна (1870, все три - Париж, Лувр).

ЛИТЕРАТУРА

Калитина Н.Н. Гюстав Курбе: Очерк жизни и творчества. М., 1981 Мак Г. Гюстав Курбе. М., 1986

КУРИЯ

КУРИЯ (лат. curia),

одно из древнейших подразделений римского народа. Согласно традиционным представлениям, Ромул разделил римлян на три трибы, Тиции, Рамны и Луцеры, а каждую из триб - на 10 курий, которые были, в свою очередь, образованы группами семей, или родами (gentes). Таким образом, деление основывалось на родстве, и господствовали при таком устройстве патрицианские роды. Тем не менее не опровергнуто предположение, что каждая курия была связана с определенной местностью, поскольку названия некоторых из них, например Велийская или Форийская, явно на это указывают. Каждая из 30 курий имела по голосу в архаической форме народного собрания, куриатных комициях, и, вероятно, в качестве единиц, подчиненных трибам, курии были основой первоначальной войсковой организации. Как политические и военные подразделения курии были вытеснены позднейшей организацией римских граждан по окружным трибам, так что высшим законодательным органом в Риме сделались центуриатные и трибутные комиции. Место собрания курий также называлось курией, и святилища их назывались Curiae Veteres и Curiae Novae (Древние и Новые Курии). Название "курии" распространилось и на другие места собрания (например Калабрийская курия на Капитолии, куда народ собирался, чтобы выслушать объявления относительно календаря, Курия салиев на Палатине и т.д.). Наиболее важную роль играла Гостилиева курия, строительство которой приписывалось царю Туллу Гостилию. Здесь, над Комицием римского форума, помещался римский сенат - вплоть до того дня, когда в 52 до н.э. здание было уничтожено огнем. На месте Гостилиевой курии была возведена Юлиева курия. Здание сената, восстановленное почти на том же месте Диоклетианом после пожара, случившегося в правление Карина (283 н.э.), сохранилось до нашего времени. Термин "курия" применялся и к самому сенату. В поздней Империи курией стали называть местный сенат в провинциальных городах. В Средние века слово "курия" обозначало собрание любого рода, так что оно могло быть применено к королевскому совету, к суду, к сфере законодательства в целом или к зданию, где происходят соответствующие заседания. Двор папы Римского в Ватикане продолжают называть Папской, или Римской, курией.

КУРИЯ РИМСКАЯ

КУРИЯ РИМСКАЯ (лат. Curia Romana), властный орган, с помощью которого папа осуществляет управление Римско-католической церковью. Институт Курии формировался в течение многих веков, неоднократно реорганизовывался, в последний раз при папе Павле VI в 1968. Статс-секретариат обеспечивает общую координацию и надзор, функционируя в сотрудничестве с папской дипломатической службой, Священным советом по общественным делам церкви. Девять конгрегаций занимаются вопросами вероучения, морали, богослужения и др. Три трибунала решают вопросы канонического права. Пять секретариатов имеют дело с миссионерской деятельностью, единством христианских церквей и т.п., и 6 канцелярий отвечают за финансы и статистику и пр. Большинство учреждений курии возглавляют кардиналы, но все они, в конечном счете, подчинены папе Римскому.

КУРОСАВА АКИРА

КУРОСАВА Акира (1910-1998), японский кинорежиссер, чей фильм Расемон, удостоенный гран-при Венецианского фестиваля 1951, открыл западному зрителю послевоенное японское кино. Новаторство Куросавы, применившего синтез русского эпического полотна, западного гангстерского фильма и вестерна, вдохновило многих на подражание. Критики нередко относят его к числу лучших режиссеров мира. Родился в Токио 23 марта 1910 в семье бывшего офицера самурайского происхождения. В 1927, решив стать художником, поступил в школу западной живописи Досюся. О кинокарьере задумался после того, как стал ассистентом режиссера Кадзиро Ямамото, научившего его основам кинематографа. Свой первый сценарий Куросава написал в 1941, первый фильм поставил в 1943. Принимал участие в создании сценариев всех своих фильмов. Умер он в Токио 6 сентября 1998. Куросава снимал картины на историческую и современную тематику, гангстерские фильмы, экранизации западной литературы и пьес и психологические этюды. В основе его творчества лежит конфликт между объективной реальностью и иллюзиями человека. Примером психологического исследования может служить Расемон, повествующий о том, как на суде жена убитого самурая, грабитель, единственный свидетель и сам убитый (через медиума) дают противоречивые показания о происшедшем, причем решения этой загадке так и не дается. В 1952 Куросава поставил очень значительный, затрагивающий проблемы современности фильм Жить (Икиру) - о мелком служащем, который, узнав, что умирает, решил наполнить смыслом свои последние дни на земле. Первая историческая эпопея Семь самураев (Ситинин-но самураи, 1954) повествует о том, как деревенские жители наняли семерых потерявших хозяев самураев защищать их урожай от бандитов. Комедия 1961 Телохранитель (Едзимбо) - сатира на условности японского исторического фильма. Стиль Куросавы эклектичен и гибок, тематика диктует использование того или иного кинематографического приема. Впечатление, которое производит ключевое сражение в Семи самураях, является результатом не столько самих событий, сколько набора технических приемов. Здесь Куросава использует одновременно три подвижные камеры с телеобъективами, чем достигается ощущение постоянного энергичного движения, что характерно для его стиля. Нередко сцены, снятые в традициях простой, но динамичной японской пейзажной живописи, соседствуют со сценами действия, тишину вдруг разрывают бурные эпизоды насилия. Большое значение Куросава придавал монтажу. Умер Куросава в Токио 6 сентября 1998.

ЛИТЕРАТУРА

Акира Куросава. Сборник статей. М., 1977

КУСЕВИЦКИЙ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КУСЕВИЦКИЙ Сергей Александрович (1874-1951), русский дирижер и контрабасист-виртуоз, с 1920-х годов работавший в США. Родился 26 июля 1874 в Вышнем Волочке. С 1900 по 1924 выступал как контрабасист и дирижировал в России и в странах Европы; затем, в 1924 стал дирижером Бостонского симфонического оркестра. С 1936 по 1950 (с перерывом в годы войны 1942-1944) Кусевицкий дирижировал Бостонским оркестром на Беркширском музыкальном фестивале в Танглвуде (около Ленокса, шт. Массачусетс). Благодаря его усилиям в 1940 был создан Беркширский музыкальный центр - летняя музыкальная школа, связанная с фестивалем. В 1942 начал свою деятельность Фонд Кусевицкого, одним из направлений которого была поддержка современного творчества путем заказов новых сочинений американским (и зарубежным) авторам. Как дирижер Кусевицкий был известен, с одной стороны, своими интерпретациями русской, французской и американской музыки, а с другой - частым включением в программы премьер одаренных молодых композиторов. Умер Кусевицкий в Бостоне 4 июня 1951.

ЛИТЕРАТУРА

Астров А. Деятель русской музыкальной культуры С.А. Кусевицкий. Л., 1981

КУСТО ЖАК ИВ

КУСТО Жак Ив (Cousteau, Jacques-Yves) (1910-1997), французский исследователь подводного мира. Родился 11 июня 1910 в Сент-Андре-де-Кюбзаке. Окончив морскую школу в Бресте в 1930, поступил мичманом на флот. Мечтал стать летчиком, но из-за травм, полученных в автомобильной аварии в 1936, ему пришлось оставить военно-морскую летную школу. Переехав в Тулон, стал ежедневно плавать в Средиземном море для восстановления здоровья, затем у него появился интерес к нырянию в маске. Последовали эксперименты с подводной экипировкой, а в 1943 Кусто и инженер Эмиль Ганьян изобрели автономный скафандр с аквалангом. С его помощью можно было свободно передвигаться под водой и спускаться под воду до глубины 90 м. Кусто изобрел водонепроницаемые камеры и осветительные приборы, а также первую подводную телевизионную систему. В 1950 он переоборудовал американский минный тральщик, получивший название "Калипсо", и годом позже приступил к организации подводных экспедиций. К первым достижениям команды "Калипсо" относятся обстоятельные подводные археологические исследования и фотографирование морского дна на глубине 7250 м. Книга Кусто "В мире безмолвия" (1953), написанная в соавторстве с Фредериком Дюма, стала бестселлером. Ее киноверсия в 1956 была удостоена премии Оскара и французской Золотой пальмовой ветви. Официальное признание достижений Кусто пришло с его утверждением в должности директора Океанографического музея в Монако в 1957. Громкий успех книги помог Кусто осуществить новые проекты: создать первый небольшой автономный аппарат для изучения подводного мира и провести ряд экспериментов по погружению с подводным автономным дыхательным аппаратом (при этом люди длительное время пребывали на подводных станциях на морском дне). Документальный фильм об этих станциях под названием Мир без солнца получил премию Оскара в 1965. Многие телекомпании (в том числе США, СССР и России) на протяжении многих лет включают документальные фильмы Кусто в свои программы. Обеспокоенный разрушением морских экосистем, Кусто в 1973 основал некоммерческое "Общество Кусто по охране морской среды". В то же время продолжались экспедиции на "Калипсо", причем исследовались такие разные регионы, как Антарктика и река Амазонка. В 1996 "Калипсо" столкнулся с баржей в порту Сингапур, получил пробоину и затонул. За свои исследования и книги Кусто удостоен многочисленных наград, включая Орден Почетного легиона.

Умер Кусто в Париже 25 июня 1997.

ЛИТЕРАТУРА

Дагэн Дж. Капитан Кусто. Л., 1966 Кусто Ж.-И. Мир без солнца. Л., 1967 Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Затонувшие сокровища. М., 1975 Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия. Живое море. М., 1976 Кусто Ж.-И., Паккале И. В поисках Атлантиды. М., 1986 Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин. М., 1996 Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Блистательный пират. М., 1996

КУСТУ

КУСТУ (Coustou),

семья французских художников и скульпторов, деятельность которых пришлась на конец 17 - начало 18 в. Самые известные из них - скульпторы Никола Кусту (Nicolas Coustou, 1658-1733) и Гийом Кусту Старший (Guillaume Coustou I, 1677-1746); оба учились у своего дяди, Антуана Куазевокса (1640-1720), а впоследствии работали вместе с ним. Никола Кусту родился 8 января 1658; в 1683-1686 учился в Риме, в 1693 стал членом французской Королевской академии живописи и скульптуры, а в 1720 - ее ректором. Работал в основном над декоративной скульптурой для Марли и Версаля. Последняя работа Никола Кусту - большой рельеф Людовик XV пересекает Рейн (Версаль, вестибюль) - осталась неоконченной и была завершена Гийомом Кусту. Гийом Кусту родился 25 апреля 1677; с 1696 работал в Риме вместе с Пьером Легро над скульптурными группами для украшения церкви Иль Джезу. В 1704 он стал членом Королевской академии, с 1733 - ее ректором, а в 1735 - директором. Наиболее значительное произведение Гийома Кусту - две скульптурные группы укротителей коней для замка Марли (1740-1745, позднее установлены на площади Согласия в Париже).

КУТУЗОВ МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУТЮР ТОМА

КУТЮР Тома (Couture, Thomas)

(1815-1879), французский живописец. Родился в Санлисе (департамент Уаза) 21 декабря 1815. Известность ему принесла картина Римляне эпохи упадка (1847), хранящаяся в Лувре. Она замечательна скорее своим сюжетом, нежели художественными достоинствами. Тома Кутюр был прекрасным педагогом. Среди его учеников были Эдуард Мане и Пюви де Шаванн. Умер Кутюр в Париже 3 марта 1879.

КУШИНГА СИНДРОМ

КУШИНГА СИНДРОМ - совокупность признаков и симптомов, возникающих при чрезмерном повышении уровня стероидных гормонов надпочечников, главным образом кортизола (см. КОРТИЗОЛ). Синдром может быть следствием как избыточной продукции собственного кортизола, например при опухоли надпочечников, так и введения кортизола извне, например при "стероидной" терапии воспалительных заболеваний. Впервые был описан в 1932 Х. Кушингом, американским нейрохирургом, который указал на связь наблюдаемых у больных изменений с опухолью гипофиза, секретирующей в больших количествах АКТГ (адренокортикотропного гормона). Избыток АКТГ, в свою очередь, стимулирует чрезмерную продукцию кортизола надпочечниками, что и обусловливает проявления синдрома. Кортизол в высоких концентрациях тормозит снабжение клеток глюкозой - простым сахаром, служащим для большинства из них главным источником энергии. Не получая нужного количества глюкозы, клетки вынуждены компенсировать энергетический дефицит, сжигая собственные белки и другие соединения, т.е. поддерживать свою жизнь, как бы съедая самих себя. Поэтому их функции сводятся к минимуму или полностью прекращаются. В результате слабеют мышцы, кости теряют кальций, нарушается проводимость нервных импульсов, снижается активность иммунной системы, тормозятся защитные реакции. В отсутствие лечения все это приводит к частым инфекциям и в конце концов к смерти.

Признаки и симптомы. Наиболее явные признаки синдрома Кушинга - круглое, лунообразное лицо, приобретающее красноватый цвет, отложение жира на шее (наподобие воротника), истончение кожи, на которой часто появляются фиолетовые "полосы растяжения", мышечная слабость, в тяжелых случаях даже не позволяющая больному самостоятельно вставать. Самые частые жалобы - слабость, повышенная утомляемость и депрессия.

Лечение. Основная цель лечения заключается в уменьшении количества гормонов надпочечников в организме. В тех случаях, когда симптоматика вызвана введением кортизола извне по поводу каких-либо других заболеваний, его прием следует прекратить и по возможности использовать заменяющие кортизол средства. Если же синдром связан с нарушением функции эндокринных желез, будь то гипофиз или надпочечники, лечение предусматривает коррекцию их функции. Выбор лечения зависит от конкретной причины заболевания, однако в качестве последнего средства прибегают к хирургическому удалению надпочечников, что почти всегда дает положительный эффект. Однако после такой операции больной всю жизнь должен принимать кортикостероиды в качестве заместительной терапии.

КУЭТЗАЛКОАТЛ

Факты

КШЕНЕК ЭРНСТ

КШЕНЕК Эрнст (Ksenek, Ernst) (1900-1991), также Кршенек, австро-американский композитор и педагог. Родился 23 августа 1900 в Вене. Первые же значительные сочинения, появившиеся вскоре после окончания Первой мировой войны, сделали Кшенека ведущей фигурой в молодом поколении немецких композиторов, искавших новые выразительные средства; характерной чертой стиля Кшенека стал насыщенный диссонансами контрапункт. Уже в молодости композитор писал для театра, в период до 1927 он создал две оперы и сценическую кантату, а в 1927 появилось наиболее удачное сочинение Кшенека - опера Джонни наигрывает (Jonny spielt auf), впервые поставленная в Лейпциге. Это произведение, представляющее собой причудливое сочетание серьезной музыки с танцевальными мотивами кабаре и напоминающее скорее ревю, чем оперу, принесло автору международную известность. В более позднем творчестве Кшенек выступает как убежденный додекафонист; он проявлял также активный интерес к электронной музыке. В 1937 композитор переехал в США. Преподавал в женском колледже Вассара в 1939-1942, в университете Хэмлина в Сен-Поле (шт. Миннесота) в 1942-1947. Затем переехал в Калифорнию. Наследие Кшенека включает оперы, симфонии, струнные квартеты, фортепианные сонаты и концерты, произведения хоровых жанров. Он написал ряд книг - Музыка здесь и сейчас (Music Here and Now, 1939), Исследование о контрапункте (Studies in Counterpoint, 1940), Тональный контрапункт (Tonal Counterpoint, 1958), Модальный контрапункт (Modal Counterpoint, 1959), Исследуя музыку (Zur Sprache gebracht, 1958; Exploring Music, 1966).

Умер Кшенек в Палм-Спрингсе (США) 22 декабря 1991.

КЬЕРКЕГОР СЕРЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЬЯРОСКУРО

КЬЯРОСКУРО (ит. chiaroscuro - светотень)

распределение света и тени в живописи. Этот термин возник в Италии в 16 в. в качестве названия одного из видов гравюры на дереве, который в оттиске напоминает рисунок кистью, выполненный в колористической гамме из близких цветовых оттенков. Кьяроскуро как особую манеру светотеневой моделировки применяли в своих работах Леонардо да Винчи, Корреджо и венецианские мастера. Голландские живописцы, особенно Рембрандт, использовали кьяроскуро для передачи атмосферных эффектов, создания иллюзии пространства и трехмерного объема.

КЭЛИ АРТУР

КЭЛИ Артур (Cayley, Arthur)

(1821-1895), английский математик. Родился 16 августа 1821 в Ричмонде, но вырос в Петербурге, где его отец был купцом. Окончил Тринити-колледж Кембриджского университета, членом совета которого стал в 1842. Первые работы по математике Кэли опубликовал в 1841 в "Кембриджском журнале" ("Cambridge Journal"). В 1843 переменил род профессиональной деятельности: стал адвокатом в Лондоне и в течение следующих 20 лет совмещал адвокатскую практику с занятиями математикой. Именно в это время были созданы его основополагающие труды. В 1863 принял предложение занять кафедру чистой математики в Кембриджском университете, где преподавал почти 30 лет. Кэли принадлежит более 200 работ, посвященных самым разнообразным вопросам математики. Наиболее известны его девять Мемуаров о формах (Memoirs on Quantics, 1854-1878), в которых он развивает теорию алгебраических инвариантов. Кэли первым начал исследования геометрии n-мерного пространства и достиг значительных успехов в уяснении взаимоотношений между проективной и метрической геометриями. Он ввел принятое ныне обозначение для определителя, исследовал дифференциальные уравнения и эллиптические функции. Его именем названы теорема и кривая.

Умер Кэли в Кембридже 26 января 1895.

ЛИТЕРАТУРА

Кэли А. Шестой мемуар о формах. - В сб.: Об основаниях геометрии. М., 1956 Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии. М., 1989

КЭЛЛИКЭК

КЭЛЛИКЭК - вымышленная фамилия семьи, психическая наследственность которой исследовалась американским психологом Хенри Годдардом и была описана им в книге Семейство Кэлликэк (The Kallikak Family, 1912). Семья состояла из двух ветвей, начало одной из них было положено связью Мартина Кэлликэка с умственно отсталой девушкой, а другой - его последующим браком с нормальной женщиной. Среди 480 известных представителей первой ветви было 143 умственно отсталых, в том числе дегенератов, в то время как вторая ветвь была представлена почти исключительно нормальными людьми, многие из которых отличались высоким интеллектом и достигли выдающихся успехов. Годдард считал, что умственная отсталость передается как рецессивный признак и что его наблюдения подтверждают эту теорию. Более поздние исследования показали, что наследование интеллектуальных способностей носит более сложный характер и что Годдард уделил недостаточное внимание социальным факторам при определении умственного развития испытуемых. Тем не менее работа Годдарда расширила знания о наследственности и закрепила за фамилией Кэлликэк место в трудах по генетике. Сходное исследование семьи Джуксов (фамилия также вымышлена) из шт. Нью-Йорк было в 1874 проведено Ричардом Дагдейлом; он пришел к выводу о наследовании тенденции к совершению преступных действий, не подтвержденному, однако, позднейшими исследованиями. Было обследовано около 300 членов семьи, представлявших семь поколений. Дагдейл подсчитал, что за 75 лет Джуксы обошлись обществу в 1 250 000 долларов.

КЭМПБЕЛЛ ПАТРИК

КЭМПБЕЛЛ Патрик (Campbell, Patrick)

(1865-1940), английская актриса. Настоящее имя - Беатрис Стелла Таннер (Beatrice Stella Tanner). Родилась 9 февраля 1865 в Лондоне. Появление Патрик Кэмпбелл в 1893 в главной роли в смелой для того времени пьесе Вторая миссис Тэнкерей (The Second Mrs. Tanqueray), автор которой А.Пинеро работал с ней над ролью, определило ее место в первом ряду английских актрис. На Бродвее она запомнилась в роли темпераментной героини Пигмалиона (Pygmalion) Б.Шоу. Умерла Кэмпбелл в По (Франция) 9 апреля 1940.

КЭРИ ДЖОЙС

КЭРИ Джойс (Cary, Joyce) (1888-1957), английский писатель. Артур Джойс Лунел Кэри родился 7 декабря 1888 в Лондондерри (Ирландия). Закончил Тринити-колледж Оксфордского университета, где получил степени бакалавра, а затем магистра гуманитарных наук, занимался живописью и изучал историю искусства в Эдинбургском университете и в Париже. В 1913 поступил на службу в колониальную администрацию Нигерии, в годы Первой мировой войны сражался в рядах нигерийской армии против немцев. После войны жил в Западной Африке, в 1920 по состоянию здоровья вернулся в Англию. Первый роман Кэри, Спасенная Эйса (Aissa Saved), был опубликован в 1932. Кэри - автор пятнадцати романов и нескольких томов эссеистики и поэзии. В трилогии Сама себе удивляюсь (Herself Surprised, 1941), Путем паломника (To Be a Pilgrim, 1942) и Из первых рук (The Horse's Mouth, 1944) воссозданы запоминающиеся образы обаятельной, хотя и беспринципной Сары Манди, ее чудаковатого любовника и безрассудного талантливого художника. Вторая трилогия объединяет романы Из любви к ближнему (Prisoner of Grace, 1952), Никто, как Бог (Except the Lord, 1953), Не возлюби я честь превыше... (Not Honor More, 1955). Автор романов Африканская колдунья (The African Witch, 1936), Мистер Джонсон (Mister Johnson, 1939), Свет луны (The Moonlight, 1946). Посмертно опубликованы роман Пленник и свободный (The Captive and the Free, 1959), сборник рассказов Весенняя песнь (Spring Song and Other Stories, 1960). Умер Кэри в Оксфорде 29 марта 1957.

ЛИТЕРАТУРА

Кэри Дж. Из любви к ближнему. М. - Л., 1966 Аллен У. Традиция и мечта. М., 1970 Кэри Дж. Из первых рук. Л., 1971 Кэри Дж. Дорогой мой Чарли. Л., 1980 Кэри Дж. Радость и страх. М., 1980

КЭРО ЭНТОНИ

КЭРО Энтони (Caro, Anthony)

(р. 1924), английский скульптор, создатель конструкций, сваренных из металлических частей. Кэро родился в Лондоне 8 марта 1924, учился в Крайст-колледже в Кембридже и получил диплом инженера. После войны занимался скульптурой, сначала в Политехнической школе на Риджент-стрит (1946), затем в школе при Королевской Академии художеств (1947-1952). В 1951-1953 был помощником Генри Мура, самого известного из английских скульпторов 20 столетия. В первых фигуративных скульптурах Кэро 1950-х годов преобладает влияние массивных форм, характерных для произведений Мура. После краткой поездки в США в 1959, где Кэро лучше узнал творчество скульпторов-абстракционистов Дэвида Смита, Кеннета Ноланда и Джозефа Стелла, он полностью отказался от фигуративности и изобразительности и стал использовать промышленные материалы, например стальные двутавровые балки в работе Полдень (1960). Используя алюминиевые трубы, стальные решетки, крышки котлов, снегоочистители, ручки от ящиков и т.п. и оперируя образным строем современной промышленной техники, Кэро довел до крайности возможности абстрактного мышления в скульптуре. Кэро создавал скульптуры как очень простой конфигурации (направленный к земле зигзаг Шефтсбери, 1965), так и весьма сложные (пышная, изобилующая криволинейными формами Оранжерея, 1969). Некоторые скульптуры Кэро приближаются к органическим или пейзажным мотивам, напоминающим произведения Генри Мура.

КЭРРОЛЛ ЛЬЮИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЭСЕР УИЛЛА СИБЕРТ

КЭСЕР Уилла Сиберт (Cather, Willa Sibert)

(1873-1947), американская писательница. Родилась 7 декабря 1873 в Бэк-Крик-Вэлли (ныне Гор, шт. Виргиния). В 1895 окончила университет штата Небраска, с 1895 по 1912 сотрудничала в нью-йоркском журнале "Маклюрс мэгэзин". Ее первая книга, стихотворный сборник Апрельские сумерки (April Twilights, 1903), осталась незамеченной. Вслед за ней вышел сборник рассказов Заколдованный сад (The Troll Garden, 1905), из которых наиболее известен Случай с Полом (Paul's Case), где впервые заявлена постоянная у Кэсер тема конфликта художника со своим окружением. В 1912 вышел ее первый роман Мост Александра (Alexander's Bridge). Широкое признание принесла книга О пионеры! (O Pioneers!, 1913), где Кэсер рисует образ женщины, поступившейся своими чувствами ради любви к земле. В романе Моя Антония (My Antonia, 1918) героиня реализует творческие устремления, создав дом, полный счастливых детей. Книга Кэсер о Первой мировой войне Один из наших (One of Ours) получила Пулитцеровскую премию в 1922. В романе Падшая женщина (A Lost Lady, 1923) показана судьба очаровательной героини, не сумевшей противостоять враждебным обстоятельствам. В Доме профессора (The Professor's House, 1925) очевидно неприятие перемен, отождествление прошлого с подлинным и настоящего с мнимым, призрачным. Роман Мой смертельный враг (My Mortal Enemy, 1926) открыл своеобразную "католическую трилогию" Кэсер, куда вошли романы Смерть приходит за архиепископом (Death Comes for the Archbishop, 1927), повествующий о жизни французского миссионера на юго-западе США, и Тени на скале (Shadows on the Rock; премия "Фемина америкэн", 1931), действие которого происходит в 17 в. в Квебеке. Кэсер принадлежат также Незаметные судьбы (Obscure Destinies, 1932), Люси Гейхарт (Lucy Gayheart, 1935), сборник эссе Только после сорока (Not Under Forty, 1936), Сапфира и невольница (Sapphira and Slave Girl, 1940). В 1938 Кэсер была избрана в Американскую академию искусств и литературы. Умерла Кэсер в Нью-Йорке 24 апреля 1947.

ЛИТЕРАТУРА

Кэсер У. Моя Антония. Л., 1979 Кэсер У. Сердце одинокий охотник. М., 1985

КЭССЕТТ МЭРИ

КЭССЕТТ Мэри (Cassatt, Mary)

(1845-1926), американская художница и график. Родилась 22 мая 1848 в Питсбурге (Пенсильвания). С 1874 постоянно жила в Париже. Здесь стиль ее живописи, в высшей степени оригинальный и сложившийся почти без всякого профессионального обучения, сблизил ее с Э.Дега и другими импрессионистами. Мэри Кассат участвовала в выставках вместе с художниками этой группы; используя американские связи, она помогла сделать их творчество известным в сША. Большинство ее картин и пастелей, отличающихся блестящим рисунком и теплым колоритом, посвящены теме материнства. Она мастерски владела многими техниками гравюры и стала особенно знаменитой своими цветными эстампами. Умерла Мэри Кассат в Мениль-Терибу (департамент Уаза) во Франции 19 июня 1926.

КЮВЬЕ ЖОРЖ

КЮВЬЕ Жорж (Cuvier, Georges)

(1769-1832), французский зоолог, один из реформаторов сравнительной анатомии, палеонтологии и систематики животных. Родился 23 августа 1769 в Монбельяре (Эльзас). Окончил Каролинскую академию в Штутгарте (1788). В 1795 поступил на должность ассистента Музея естественной истории в Париже, с 1799 - профессор естественной истории в Коллеж де Франс. Занимал ряд важных государственных постов при Наполеоне I и в период Реставрации. Исполнял обязанности президента Совета по образованию, председателя Комитета внутренних дел, был членом Государственного совета. Создал факультет естественных наук в Парижском университете, организовал ряд университетов и лицеев в городах Франции. В 1820 получил титул барона, в 1831 - пэра Франции. Кювье сыграл выдающуюся роль в процессе становления палеонтологии и сравнительной анатомии. В основу классификации он положил строение нервной системы, и исходя из этого в 1812 сформулировал учение о четырех "типах" организации животных: "позвоночных", "членистых", "мягкотелых" и "лучистых", не признавая между ними никаких связей. Описал большое число ископаемых форм и предложил определять по ним возраст геологических слоев, в которых они обнаружены. Используя принципы "корреляции органов" и "функциональной корреляции", реконструировал целые организмы по немногим их частям, найденным при раскопках. Однако корреляциям Кювье придавал статический характер, считая их свидетельством постоянства органов. Чтобы объяснить смену флоры и фауны в различные периоды эволюции Земли, он выдвинул теорию катастроф (1817-1824). Кювье был последователем К.Линнея и решительно не соглашался с эволюционными воззрениями Ж.Ламарка и Э.Жоффруа Сент-Илера о единстве организации животных. Широко известна его дискуссия в 1830 в Парижской Академии наук с Жоффруа Сент-Илером относительно неизменности видов. Несмотря на то, что Кювье отвергал эволюционную теорию, собранный им фактический материал послужил обоснованию теории эволюции живой природы. Умер Кювье в Париже 13 мая 1832.

ЛИТЕРАТУРА

Кювье Ж. Рассуждения о переворотах на поверхности земного шара. М. - Л., 1937 Канаев И.И. Жорж Кювье. Л., 1976

КЮИ ЦЕЗАРЬ АНТОНОВИЧ

КЮИ Цезарь Антонович (1835-1918), русский композитор и критик, член прославленной "Пятерки" - "Могучей кучки" (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), один из основоположников национального движения в русской музыке. Родился 18 января 1835 в Вильно (ныне Вильнюс, Литва); мать его была литовкой, отец - французом. Учился в Главном инженерном училище, а затем в Военно-инженерной академии в Санкт-Петербурге, которую окончил в 1857. Кюи сделал блестящую карьеру на военном поприще, дослужился до генеральского чина и стал специалистом в вопросах фортификации. В 1857 познакомился с Балакиревым, и это послужило толчком для возобновления занятий музыкой (еще в Вильно Кюи брал уроки у известного польского композитора С.Монюшко). Кюи стал одним из учеников Балакирева и впоследствии членом "Пятерки". В своих публикациях в периодике активно поддерживал принципы "новой русской музыкальной школы". В наследии композитора 10 опер, не имевших успеха; наиболее интересная из них - первая, Вильям Ратклиф (по Генриху Гейне, 1869). Он сочинил также ряд оркестровых пьес малых жанров, 3 струнных квартета, около 30 хоров, пьесы для скрипки с фортепиано и более 300 романсов. Умер Кюи в Петрограде 26 марта 1918.

ЛИТЕРАТУРА

Назаров А. Ц.А. Кюи. М., 1989

КЮНГ ХАНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЮРИ ПЬЕР

КЮРИ Пьер (Curie, Pierre) (1859-1906), французский физик, один из основоположников учения о радиоактивности. Родился 15 мая 1859 в Париже. В 1877 окончил Парижский университет. В 1882-1904 преподавал в Школе индустриальной физики и химии в Париже, с 1904 - профессор физики Парижского университета. Ранние работы Кюри относятся к физике кристаллов. В 1880 с братом Полем Жаном Кюри открыл и исследовал явление пьезоэлектричества, а также обратный эффект - деформацию кристаллов под действием электрического тока. Используя пьезоэлектрический эффект, братья сконструировали высокочувствительный прибор для измерения слабых токов. В 1884-1885 П.Кюри занимался вопросами симметрии кристаллов, в 1894 сформулировал принцип, позволяющий определить симметрию кристалла, находящегося под каким-либо воздействием (принцип Кюри). В 1895 установил зависимость магнитной восприимчивости парамагнетиков от температуры (закон Кюри), открыл для железа существование температуры, выше которой у него исчезают ферромагнитные свойства (точка Кюри) и скачкообразно изменяются электро- и теплопроводность. С 1897 научные интересы П.Кюри сосредоточиваются на изучении радиоактивности. Вместе с женой, М.Склодовской-Кюри, он сделал в этой области ряд выдающихся открытий: в 1898 ими были открыты новые радиоактивные элементы - полоний и радий, в 1899 установлен сложный характер радиоактивного излучения. В 1903 П.Кюри обнаружил самопроизвольное излучение тепла солями радия. Занимался исследованием биологического действия радиоактивности. За исследования радиоактивности был удостоен Нобелевской премии 1903 (вместе с М.Склодовской-Кюри и А.Беккерелем). В честь Пьера и Марии Кюри назван искусственный химический элемент - кюрий. Кюри трагически погиб в Париже 19 апреля 1906.

ЛИТЕРАТУРА

Пьер и Мария Кюри. М., 1959 Коттон Э. Семья Кюри и радиоактивность. М., 1964 Кюри П. Избранные труды. М. - Л., 1966

Предыдущая страница Следующая страница