Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "К" (часть 12, "КОС"-"КРЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 12, "КОС"-"КРЕ")

КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ ПИЛОТИРУЕМЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСМИЧЕСКИЙ ЗОНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСМОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСМОСА ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОССА ФРАНЧЕСКО ДЕЛЬ

КОССА Франческо дель (Cossa, Francesco del)

(1436-1478), итальянский живописец раннего Возрождения, представитель феррарской школы. Выполненные им росписи палаццо Скифанойя в Ферраре представляют собой один из наиболее значительных фресковых циклов светского содержания, созданных в эпоху Возрождения. Косса родился в Ферраре в 1436. Учился, вероятно, у Козимо Туры; испытал влияние Андреа Мантеньи и Пьеро делла Франческа. После завершения в 1470 работы над фресками в палаццо Скифанойя, которые он выполнил по заказу герцога Борсо д'Эсте, Франческо дель Косса переехал из Феррары в Болонью. Главным произведением, созданным художником в Болонье, стал алтарь для капеллы Гриффони в церкви Сан Петронио (в настоящее время разрознен). Косса умер в Болонье в 1478. Фрески Зала месяцев в палаццо Скифанойя посвящены 12 месяцам года. Они разделены на три яруса. В верхнем регистре помещен цикл праздничных аллегорических сцен, нижний представляет собой несколько картин из жизни двора герцогов д'Эсте. Между ними проходит широкая лента с изображениями астрологических символов.

КОССЕЛЬ АЛЬБРЕХТ

КОССЕЛЬ Альбрехт (Kossel, Albrecht)

(1853-1927), немецкий биохимик, удостоенный в 1910 Нобелевской премии по физиологии и медицине за создание одной из первых теорий строения белков. Родился 16 сентября 1853 в Ростоке. Окончил Страсбургский университет, в 1878 получил степень доктора медицины. С 1887 - профессор физиологии Берлинского университета, в 1895-1901 - профессор и директор Института физиологии в Марбурге. В 1901 возглавил кафедру физиологии Гейдельбергского университета, с 1923 работал в организованном им в Гейдельберге Институте по изучению белков, был его директором. Умер Коссель в Мекленбурге 5 июля 1927. Основные работы Косселя относятся к области изучения белков и нуклеопротеидов. Исследуя "нуклеины", выделенные швейцарским биохимиком И.Мишером, он показал, что они содержат белковую и небелковую компоненты. После гидролиза небелковой части выделил пурины и пиримидины, основные компоненты нуклеиновых кислот. В 1896 открыл аминокислоту гистидин. Впервые высказал предположение, что аминокислоты служат "строительными блоками" при синтезе белков.

КОСТА-РИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСТА-РИКА. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСТА-РИКА. ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСТА-РИКА. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОТ-Д'ИВУАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОТ-Д'ИВУАР. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОТЕЛ ПАРОВОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОУАРД НОЭЛ ПИРС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОФЕИН

КОФЕИН - психоактивное стимулирующее средство с горьким вкусом, без запаха. Действие кофеина проявляется очень быстро, через несколько минут после употребления. Влияя на центральную нервную систему (головной и спинной мозг), кофеин усиливает дыхание, повышает частоту и силу сердечных сокращений, ускоряет обмен веществ, а тем самым создает ощущение бодрости, снимает усталость и сонливость. Кофеин также оказывает мочегонное действие и стимулирует сужение кровеносных сосудов, что определяет его способность облегчать головные боли, вызванные расширением кровеносных сосудов головы. Кроме того, он повышает мышечный тонус и улучшает координацию движений. В больших дозах, например в количестве, содержащемся в четырех чашках кофе, выпитых в течение короткого времени, кофеин вызывает беспокойство, бессонницу, раздражительность и головные боли. У людей, регулярно потребляющих больше пяти чашек кофе в день, возникает привыкание к нему, и, переставая его пить, они могут испытывать симптомы отмены: раздражительность, головокружения, головные боли и слабость. Кофеин разрушается в организме и выводится в течение нескольких часов, поэтому его прямое действие непродолжительно. Вместе с тем, хотя это еще не вполне доказано, потребление кофеина в высоких дозах в течение долгого времени может вызывать ишемическую болезнь сердца, повышенное кровяное давление и некоторые врожденные дефекты у потомства. Кофеин входит в состав многих широко распространенных напитков. В обычной чашке кофе содержится около 100 мг кофеина (в чашке декофеинизированного кофе - меньше 5 мг); в стакане чая или колы - около 50 мг; в чашке какао - около 10 мг. Кофеин - алкалоид с формулой C8H10N4O2; его химическое название - 1,3,7-триметилксантин. В промышленности его получают тремя способами: выделением из жареных кофейных зерен, в которых содержится 0,75-1,5% кофеина; экстракцией из чайной пыли, т.е. перемолотых чайных листьев, содержащих 1,5-3,5% кофеина; экстракцией из орехов колы, содержащих около 2% кофеина. Кроме того, он может быть получен химическим путем из мочевой кислоты или метилированием теобромина. Кофеин усиливает действие аспирина и других анальгетиков и вместе с ними часто входит в состав лекарств, продающихся без рецепта.

КОФЕЙНОЕ ДЕРЕВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОФФКА КУРТ

КОФФКА Курт (Koffka, Kurt) (1886-1941), немецкий психолог. Родился в Берлине 18 марта 1886. Учился в университетах Эдинбурга и Берлина, в 1908 получил степень доктора философии. Продолжал образование и исследования в различных европейских университетах, прежде чем стал сотрудником (1911-1918), а затем профессором (1918-1924) Гисенского университета. В 1927-1941 был профессором Корнеллского, Чикагского и Висконсинского университетов, а также профессором-исследователем в колледже Софии Смит. В 1932 присоединился к русской научной экспедиции в Центральную Азию. В 1939 был профессором Оксфордского университета. Вместе с Вольфгангом Келером и Максом Вертхаймером Коффка явился основателем и ярким пропагандистом гештальтпсихологии. Его экспериментальные исследования касались зрительного восприятия движения. Основные работы - К анализу представлений и их закономерностей (Zur Analyse der Vorstellungen und ihrer Gesetze, 1912), Основы психического развития (Die Grundlagen der psychischen Entwicklung, 1921), и Принципы гештальтпсихологии (Principles of Gestalt Psychology, 1935). Умер Коффка в Нортгемптоне (шт. Массачусетс) 22 ноября 1941.

ЛИТЕРАТУРА

Коффка К. Основы психического развития. М. - Л., 1934

КОХ РОБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОХАНОВСКИЙ ЯН

КОХАНОВСКИЙ Ян (Kochanowski, Jan)

(1530-1584), польский поэт. Родился в 1530 в Сыцине, близ Радома. Учился сначала в Польше, затем в Падуанском университете в Италии. Путешествовал по Италии и Франции, в 1559 вернулся в Польшу. Умер 22 августа 1584 в Люблине. Кохановский внес в польскую поэзию гуманистические идеалы Возрождения; его сочинения пронизаны античными реминисценциями. Им написано около 7000 стихов на латыни, 16 700 по-польски, а также небольшое число прозаических произведений. Он сочинял эпиграммы, песни и политические стихотворения на современные темы. Главными его работами являются стихотворное переложение Псалмов Давида (Psasterz Dawidw), короткая трагедия на античный сюжет Отказ греческим послам (Odprawa postw greckich) и цикл из 19 плачей-элегий Трены (Treny, 1580) - на смерть дочери.

ЛИТЕРАТУРА

Кохановский Я. Избранные произведения. М. - Л., 1960 Кохановский Я. Лирика. М., 1970 Голенищев-Кутузов И.Н. Первый великий поэт Польши Ян Кохановский. - В кн.: Голенищев-Кутузов И.Н. Славянские литературы. М., 1973 Кохановский Я. Стихотворения. М., 1980

КОХЕР ТЕОДОР

КОХЕР, ЭМИЛЬ ТЕОДОР

(Kocher, Emil Theodor)

(1841-1917), швейцарский хирург, один из основоположников (наряду с Дж.

Листером) современной асептической брюшной хирургии. В 1909 был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине за работы по хирургическому лечению щитовидной железы. Родился 25 августа 1841 в Берне. Медицину изучал в Бернском университете, хирургию - в Берлине, Лондоне и Париже. С 1866 - ассистент, с 1872 - профессор хирургии, затем директор хирургической клиники при Бернском университете. Основные работы Кохера посвящены физиологии, патологии и хирургии щитовидной железы. Кохер первым описал симптомы тиреотоксикоза (1883) и сделал удачную операцию по удалению щитовидной железы. Впоследствии специализировался на операциях этого типа. Занимался также проблемами базедовой болезни, зобного кретинизма, иодной профилактики зоба, оперативного лечения патологий щитовидной железы. Предложил оригинальный метод вправления вывиха плеча, разработал способ оперативного доступа к внутренним органам и крупным суставам, провел исследования по антисептике, предложил использовать препарат висмута для лечения ран. Кохер разработал ряд хирургических инструментов, до сих пор применяющихся при операциях: кровоостанавливающий зажим, зонд для операции зоба, стеклянную дренажную трубку, желудочный зажим (теперь они носят его имя). Двухтомное Руководство по оперативной хирургии (Chirurgische Operationslehre, 1894) Кохера считается классическим и выдержало несколько изданий. Умер Кохер в Берне 27 июля 1917.

КОЦЕБУ АВГУСТ ФРИДРИХ ФЕРДИНАНД ФОН

КОЦЕБУ Август Фридрих Фердинанд фон (Kotzebue, August Friedrich Ferdinand von)

АВГУСТ ФРИДРИХ ФЕРДИНАНД ФОН КОЦЕБУ

АВГУСТ ФРИДРИХ ФЕРДИНАНД ФОН КОЦЕБУ

(1761-1819), немецкий драматург. Родился 3 мая 1761 в Веймаре. Изучал юриспруденцию в Йене и Дуйсбурге. В 1781 переехал в Санкт-Петербург, где служил секретарем генерал-губернатора. В 1790 ушел в отставку. В 1798-1800 - директор придворного театра в Вене, в 1801 - директор немецкого театра в Санкт-Петербурге. Впоследствии осуществлял в России и Германии различные проекты в области искусства и политики. Издавая в Веймаре и Мангейме крайне реакционный "Литературный еженедельник" ("Literarisches Wochenblatt"), Коцебу настроил против себя поборников демократии. Коцебу был убит 23 марта 1819. Самый популярный драматург в Германии конца 18 в., Коцебу снискал европейскую славу пьесой Мизантропия и раскаяние (Menschenhaas und Reue, пост. 1787, опубл. 1789). К комедии Коцебу обратился сравнительно поздно, лучшее его произведение в этом жанре - Провинциалы (Kleinstdter, 1802) - открыло дорогу многим немецким комедиям. Современный немецкий фарс также обязан своим возникновением Коцебу. Исторические произведения Коцебу малозначительны. Из автобиографической прозы можно упомянуть Мое бегство в Париж зимой 1790 года (Meine Flucht nach Paris im Winter 1790, 1791) и О моем пребывании в Вене (ber meinen Aufenthalt in Wien, 1799).

КОЧЖОН

КОЧЖОН (1852-1919), король Кореи с 1864 по 1907, при рождении был наречен Ли Чжэ Хваном. В 1864 был усыновлен вдовствующей королевой после смерти супруга, не оставившего наследников. Его отец Тэвонгун (Ли Ха Ын) выполнял обязанности регента при несовершеннолетнем монархе до 1873. Жена Кочжона, королева Мин, вела с тестем жестокую борьбу за власть, поскольку сам Кочжон оказался слабым правителем. После долгого сопротивления западным веяниям Кочжон все же согласился открыть Корею для внешнего мира и заключить договоры с западными державами, первый из которых был подписан в 1882. В 1884 на жизнь короля было совершено покушение, а в 1895, незадолго до окончания китайско-японской войны, подкупленные японцами заговорщики напали на дворец монарха и убили королеву, считавшуюся сторонницей проведения реформ по европейскому образцу. В 1897 Кочжон принял титул императора. В 1907 отрекся от престола. С 1910 вплоть до кончины в 1919 Кочжон жил в Японии. Его похороны в Корее послужили причиной антиколониальных выступлений.

КОШАЧИЙ ГЛАЗ

КОШАЧИЙ ГЛАЗ - разновидность хризоберилла

КОШАЧИЙ ГЛАЗ - разновидность хризоберилла

название различных самоцветов, у которых отмечается перемещение переливающейся световой полосы при повороте камня. Этот оптический эффект (переливчатость) лучше всего наблюдается в полированных округлых камнях, имеющих форму кофейного зерна (кабошонах). Наиболее ярко выражен он у хризоберилла. Такие минералы, как кварц с включениями волокнистых минералов, турмалин, скаполит, фибролит (волокнистый силлиманит) и диопсид также могут обладать эффектом кошачьего глаза. Если термин "кошачий глаз" употребляется без указания минерала, то он относится к хризобериллу. У хризоберилла этот эффект обусловлен отражением света от микроскопических полых каналов или включений, ориентированных параллельно одной из кристаллографических осей; у других минералов переливчатость обусловлена параллельно-тонковолокнистой структурой агрегатов, напоминающей структуру асбеста. Наиболее предпочтительны зеленовато- или медово-желтые цвета (у хризобериллового кошачьего глаза), хотя встречаются зеленые и коричневые оттенки. Например, красивый, редко встречающийся, медово-желтый хризоберилловый кошачий глаз среднего размера сравним по цене с лучшим алмазом или бездефектным изумрудом близкой величины и массы. Плотность 3,6-3,8. Высокая твердость (8,5) делает хризоберилловый кошачий глаз весьма ценным ювелирным камнем. Блеск шелковистый. Лучшие образцы хризобериллового кошачьего глаза добываются в Шри-Ланке.

См. также ХРИЗОБЕРИЛЛ.

КОШАЧЬИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОШЕРНАЯ ПИЩА

КОШЕРНАЯ ПИЩА - еда, отвечающая требованиям кашрута - еврейских законов об употреблении пищи ("кашрут" означает пригодность к употреблению в пищу). Основные предписания, касающиеся кашрута, даются в Пятикнижии. Более детальные раввинистические указания включены в Мишне Тора Маймонида, Шулхан Арух Йосефа Каро и в некоторые другие своды законов.

Принципы кашрута. В пищу можно употреблять только тех четвероногих животных, которые являются жвачными и имеют раздвоенные копыта (свинья, например, исключена из рациона, так как не является жвачным животным). Дозволены к употреблению только рыбы с чешуей и плавниками; моллюски и ракообразные запрещены. Птицы, запрещенные к употреблению в пищу, перечислены в Библии поименно. Молоко, яйца, икра некошерных животных, птиц и рыб также запрещены, как и любое блюдо, в которое в процессе приготовления попала некошерная пища. Существуют правила употребления разрешенных видов пищи. Используемые в пищу животные (четвероногие и птицы) должны быть забиты в соответствии с ритуальными предписаниями специально подготовленным "резником", "шохетом". Для удаления крови мясо вымачивается, солится и промывается водой. Мясо и мясные продукты нельзя есть вместе с молоком или молочными продуктами, не дозволяется даже готовить мясо в посуде из-под молочных продуктов. Во время празднования еврейской Пасхи (Песах) запрещается все квасное (полученное в результате брожения), что подразумевает дополнительные ограничения в приготовлении пищи. Соблюдение кашрута в еврейских общинах обычно контролируется специальным "советом по кашруту", который утверждает резников и следит за их работой, выдает лицензии мясным магазинам, позволяющие продавать кошерное мясо, посылает контролеров для надзора за продажей мяса. В Европе законы кашрута часто вызывали нападки со стороны антисемитских группировок. В конце 19 в. возникло движение за запрещение "шехиты" (традиционного еврейского способа забоя животных). Некоторые страны приняли законы, запрещающие шехиту, объявив этот способ забоя негуманным.

КОШКИ ДОМАШНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЭН СТЭНЛИ

КОЭН, ДЖОРДЖ МАЙКЛ (Cohan, George Michael) (1878-1942), американский актер, драматург, режиссер, продюсер и композитор. Родился 4 июля 1878 в Провиденсе (шт. Род-Айленд). Впервые вышел на сцену в составе семейного коллектива "Четыре Коэна", специализировавшегося на водевилях, а уже в 15 лет сочинял скетчи и песни. В 1901 Коэны получили приглашение в бродвейский театр, где сыграли первую большую пьесу Джорджа Сын губернатора (The Governor's Son). Из всех пьес (ок. 50) и мюзиклов, которые написал, переложил для сцены и поставил Коэн, достойны особого упоминания Маленький Джонни Джонс (Little Johnny Jones), Сорок пять минут от Бродвея (Forty-five Minutes from Broadway) - мюзиклы; Напористый Уоллинфорд (Get-Rich-Quick Wallingford), Семь ключей от Болдпейта (Seven Keys to Baldpate), Кабачок (The Tavern) и Азартная игра (Gambling). За свою самую известную песню Там (Over There, 1917) Коэн получил медаль Конгресса. Из сыгранных им ролей (в пьесах других драматургов) наибольшим успехом пользовались роль отца в пьесе Ю.О'Нила О, молодость! (Ah, Wilderness!) и роль президента (добродушная пародия на Ф.Д.Рузвельта) в мюзикле Кауфмана и Харта Лучше я буду правым (I'd Rather Be Right). Коэн снял фильм Фиктивный президент (Phantom President). Умер Коэн в Нью-Йорке 5 ноября 1942.

КРАББ ДЖОРДЖ

КРАББ Джордж (Crabbe, George)

ДЖОРДЖ КРАББ

ДЖОРДЖ КРАББ

(1754-1832), английский поэт. Родился 24 декабря 1754 в Олдборо (графство Суффолк) в семье мелкого служащего таможни. Олдборо, рыбачий порт на Северном море, был городком бедным и убогим, и ландшафт тех мест придал особый колорит поэзии Крабба. В 13 лет он пошел в учение, затем стал помощником лекаря в Вудбридже. Там он познакомился и обручился со своей будущей (с 1783) женой Сарой Элми и всерьез занялся поэтическим творчеством. В 1774 Крабб закончил учение и начал практиковать в Олдборо, но вскоре уехал в Лондон попытать счастья на литературном поприще. Там вышла его первая большая поэма Библиотека (The Library). Крабб решил принять сан и вновь вернулся в Олдборо, на сей раз приходским священником. Его самая, вероятно, известная поэма Деревня (The Village) появилась в мае 1783. К зиме он был викарием в Статерне (графство Линкольншир). В 1785 увидела свет поэма Газета (The Newspaper); следующая, Приходские списки (The Parish Register), вышла только в 1807. Все эти годы Крабб отдал приходским и семейным заботам. Из его семерых детей выжили всего двое. Публика приняла Списки с восторгом. Ободренный новым успехом, Крабб написал Городок (The Borough, 1810), Повести в стихах (Tales in Verse, 1812) и Повести усадьбы (Tales of the Hall, 1819). Его повести в стихах отмечены глубоким проникновением в характеры и точным изображением общества, но, главное, проникнуты неповторимой атмосферой. Подобно ландшафтам Суффолка, поэзия Крабба исполнена тихой прелести и неброской красоты, но в ней неизменно ощущается присутствие могучих стихийных сил, как в переменчивом море. После смерти жены в 1813 Крабб получил приход в Троубридже (графство Уилтшир). Имея всенародную славу, он оставался скромным человеком и добросовестным приходским священником. Умер Крабб в Троубридже 3 февраля 1832.

ЛИТЕРАТУРА

Крабб Дж. Местечко. (Отрывки). - В кн.: Английская поэзия в русских переводах. XIV-XIX века. М., 1981

КРАЙТОН МЭНДЕЛЛ

КРАЙТОН Мэнделл (Creighton, Mandell)

(1843-1901), английский историк и англиканский епископ, родился в Карлайле 5 июля 1843. Учился в Мертон-колледже Оксфордского университета, где в 1867 получил степень бакалавра и впоследствии был назначен членом совета. В 1875 стал сельским священником в графстве Нортамберленд, где почти десять лет совмещал обязанности пастыря и исторические исследования; в 1884 стал профессором церковной истории Кембриджского университета. Крайтон был редактором "Английского исторического обозрения" ("English Historical Review") в 1886-1891 и президентом Церковного исторического общества со времени его образования в 1894 и до конца жизни. Был назначен епископом Питерборо в 1891, а спустя шесть лет переведен на епископский престол в Лондоне. Среди лучших работ Крайтона - История папства в период Реформации (History of the Papacy During the Period of the Reformation, 5 vols., 1882-1894); История папства от разделения церквей до разграбления Рима (History of the Papacy from the Great Schizm to the Sack of Rome, 6 vols., 1897). Ему принадлежат также биографии кардинала Уолси (1888), Симона де Монфора (1876) и королевы Елизаветы (1896). Умер Крайтон в Лондоне 14 января 1901. Посмертный том лекций был издан его женой, которая выпустила также посвященную ему книгу Жизнь и письма (Life and Letters, 1904).

КРАНАХ ЛУКАС СТАРШИЙ

КРАНАХ Лукас Старший (Cranach, Lucas Alter)

(1472-1553), немецкий живописец и график. Родился в Кронахе (Франкония) в 1472. Учился, по-видимому, у своего отца. О годах его детства и юности почти ничего не известно; самые ранние из дошедших до нас картин и ксилографий Кранаха датируются временем между 1501 и 1504 и, вероятно, были выполнены в Вене. В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона. Его художественные искания этих лет, связанные в первую очередь с изображением природы, сближают его с мастерами дунайской школы. В 1505 Кранах принял приглашение курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого стать придворным художником, поселился в Виттенберге и оставался там до конца жизни. В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды. В 1537 Кранах был избран правящим бургомистром Виттенберга. О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом; после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера - Лукас Кранах Младший. В последние годы жизни мастера его произведения становятся все более манерными. В поздний период творчества он писал алтарные и мифологические композиции и сцены охоты. Среди принадлежащих его кисти портретов - изображения нескольких друзей, в т.ч. Мартина Лютера.

Умер Кранах 16 октября 1553.

ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ. ИОГАННА КУСПИНИАНА

ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ. ИОГАННА КУСПИНИАНА

ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ. АДАМ И ЕВА

ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ. АДАМ И ЕВА

ЛИТЕРАТУРА

Шаде В. Кранахи - семья художников. Альбом. М., 1987

КРАНКО ДЖОН

КРАНКО Джон (Cranko, John) (1927-1973), английский хореограф южно-африканского происхождения, родился в Растенбурге. Учился у педагогов в Южной Африке и в лондонской школе при театре "Сэдлерс Уэллс". Его первые работы - Ананасная Полл (на музыку А.Салливена, 1951) и Принц пагод (музыка Б.Бриттена, 1957), но большую известность получили его постановки многоактных повествовательных балетов: Ромео и Джульетта (музыка Прокофьева, 1962), Онегин (на музыку Чайковского в аранжировке К.Х Штольце, 1965), Укрощение строптивой (на музыку Д.Скарлатти в аранжировке Штольце, 1969) и Лебединое озеро (1972). С 1961 и до конца жизни руководил Штутгартским балетом.

КРАПИВНИЦА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРАСАВКА ОБЫКНОВЕННАЯ

КРАСАВКА ОБЫКНОВЕННАЯ - красавка белладонна (Atropa belladonna), прямостоячее травянистое растение семейства пасленовых (Solanaceae). В диком виде произрастает в Евразии, разводится ради листьев и корней, из которых получают лекарственный экстракт, содержащий биологически активные алкалоиды атропин, гиосциамин и др. Высота до 90 см, листья цельнокрайные, овальные с острой вершиной. Цветки одиночные, висячие, с колоколовидным венчиком, зеленоватые или зеленовато-пурпурные. Плод - почти круглая блестящая пурпурно-черная ягода длиной ок. 1,2 см. Все части растения неприятно пахнут и ядовиты.

КРАСИНЬСКИЙ ЗЫГМУНТ

КРАСИНЬСКИЙ Зыгмунт (Krasinski, Zygmunt)

(1812-1859), представитель польского романтизма, драматург, поэт, мыслитель. Идеолог польского мессианства. Родился 19 февраля 1812. Сын наполеоновского генерала В.Красиньского и княжны Марии Радзивилл, писатель всю жизнь хранил верность аристократическим и католическим традициям семьи. Получил блестящее образование, в частности за границей. В начале литературной деятельности Красиньский сочинял романы в духе В. Скотта. Первым выдающимся произведением Красиньского стала драма Небожественная комедия (Nieboska komedia, 1835). Среди множества проблем, затронутых автором в этой удивительно емкой пьесе (поэт, дитя, семья, мещанский эгоизм, вождь), доминирует тема социальной революции. Красиньский показывает, что распад старого мира сопровождается новым закрепощением масс в результате революционных перемен и разрушения культурных ценностей - неизбежного последствия борьбы двух миров. В другой символической драме, Иридион (Irydion, 1836), о трагедии Польши рассказывается языком аллегории (действие происходит в Древнем Риме). Красиньский-поэт уступает Красиньскому-драматургу. Из его стихотворных произведений наиболее значительны поэма Перед рассветом (Przedswit, 1843) и цикл Псалмы будущего (Psalmy przyszlosci, 1845), в которых он, как и в своих трактатах, развивает философскую теорию любви и основанные на гегелевской триаде мессианистские концепции, предсказывая наступление третьей эпохи - Царства Духа и Божьего Закона. Небезынтересна поэма Последний (Ostatni, 1847) - о судьбе польских ссыльных в Сибири. Большой интерес представляют сочинения политического характера, в которых Красиньский выступает непримиримым врагом имперского деспотизма.

Умер Красиньский 23 февраля 1859.

ЛИТЕРАТУРА

Красиньский З. Стихотворения. - В кн.: Польская поэзия, т. 1. М., 1963 Софронова Л. Польская романтическая драма. М., 1992

КРАСИТЕЛИ И КРАШЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРАСКИ И ПОКРЫТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРАСНАЯ ВОЛЧАНКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРАСНОУХАЯ ЧЕРЕПАХА

Красноухая черепаха

КРАСНУХА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРАСНЫЙ КРЕСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРАСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРАУС КАРЛ

КРАУС Карл (Kraus, Karl) (1874-1936), австрийский писатель-сатирик, поэт. Родился 28 апреля 1874 в Гичине (Чехия, тогда в составе Австро-Венгерской империи). Большую часть жизни провел в Вене. Краус рано пришел к выводу о том, что раздражавшие его явления венской культурной жизни, поначалу лишь дававшие повод для демонстрации его полемического таланта, на деле симптомы глубокой испорченности общества. В 1899 он начал издавать собственный журнал "Факел" ("Die Fackel"), по материалам которого выпустил тома избранных публикаций: Мораль и преступность (Sittlichkeit und Kriminalitt, 1908), Китайская стена (Die chinesische Mauer, 1910), Страшный суд (Weltgericht, 1919), Крушение мира от черной магии (Untergang der Welt durch schwarze Magie, 1922), Литература и ложь (Literatur und Lge, 1929), Язык (Die Sprache, 1937). Крупнейшее произведение Крауса-драматурга, Последние дни человечества (Die letzten Tage der Menschheit), написано во время Первой мировой войны и опубликовано в 1919. Среди других его пьес - Литература (Literature, 1921), Театр мечты, (Traumtheater, 1922), Кукуландия на облаках (Wolkenkuckucksheim). В 1952 впервые опубликована Третья Вальпургиева ночь (Die Dritte Walpurgischnacht) - выпуск "Факела", созданный еще в первые месяцы после прихода Гитлера к власти в Германии. Сатира Крауса питалась противоречием между изначальной чистотой языка и его стилистическим и смысловым искажением под пером пишущих. Он указывал на порчу языка в среде чиновников, политиков, писателей и журналистов, полагая, что зло мира неизбежно вытекает из вечного несоответствия между чистотой слова и нечистыми намерениями публичной речи. Воплощением подобной опасности была в его глазах гитлеровская Германия. Многие критики воспринимают Крауса как адепта вневременных добродетелей, а его критику частных пороков - как защиту абстрактной духовной непогрешимости.

КРАФТ АДАМ

КРАФТ Адам (Kraft (Krafft), Adam)

(1455/1460-1508 или 1509), также Краффт, немецкий скульптор. Родился, вероятно, в Нюрнберге. К 1490 стал одним из знаменитых мастеров готической скульптуры. В отличие от многих других немецких скульпторов этого времени, которые украшали интерьеры больших соборов резьбой по дереву, он продолжал старую традицию работы в камне. Стиль Крафта сохраняет позднеготическую склонность к натуралистическому изображению фигур в обильных драпировках, что наиболее ярко проявилось в серии из 7 рельефов Крестный путь Христа (1505-1507). Первоначально они находились у дороги к кладбищу св. Иоанна в Нюрнберге, а позже были перенесены в Германский национальный музей и заменены копиями, за исключением одного фрагмента, находящегося во дворе госпиталя св. Духа. Заключительный рельеф цикла Положение во гроб находится в часовне на кладбище св. Иоанна. Умер Крафт в Швабахе (Германия) в 1508 или 1509.

ЛИТЕРАТУРА

Либман М.Я. Немецкая скульптура 1350-1550 гг. М., 1980

КРАФТ-ЭБИНГ РИХАРД

КРАФТ-ЭБИНГ Рихард (Krafft-Ebing, Richard von)

(1840-1902), немецкий психиатр и невропатолог. Родился 14 августа 1840 в Мангейме. Учился в Гейдельберге, Цюрихе, Вене и Праге. В 1864 стал ассистентом в приюте для душевнобольных в Илленау. В 1868 переехал в Баден-Баден, где занимался исследованием и лечением нервных и психических заболеваний; в 1872 получил место профессора психиатрии Страсбургского университета. Через год стал директором Национальной клиники для душевнобольных в Граце. С 1880 - профессор психиатрии и нервных болезней университета Граца, а с 1889 - профессор Венского университета. В 1902 Крафт-Эбинг возвратился в Грац, где работал в частном санатории. Крафт-Эбинг - основоположник клинического анализа паранойи, автор многочисленных трудов по психиатрии и невропатологии, многие из которых стали классическими. Ему принадлежат работы: Основы криминальной психологии (Grundzge der Kriminalpsychologie, 1872); Учебник судебной психопатологии (Lehrbuch der gerichtlichen Psychopathologie, 1875); Учебник клинической психиатрии (Lehrbuch der Psychiatrie auf klinicher Grundlage, 1879); Экспериментальное исследование в области гипнотизма (Eine experimentelle Studie auf dem Gebiete des Hypnotismus, 1888); Половая психопатия (Psychopathia Sexualis, 1886), переведенная на семь языков, в том числе на русский (1995), Учебник психиатрии (Lehrbuch der Psychiatrie, 1897). Умер Крафт-Эбинг в Граце 22 декабря 1902.

КРЕБЕР АЛФРЕД ЛУИС

КРЕБЕР Алфред Луис (Kroeber, Alfred Louis)

(1876-1960), американский культурный антрополог. Родился 11 июня 1876 в Хобокене (шт. Нью-Джерси). Получил степень бакалавра в 1896 в Колумбийском университете, год спустя стал магистром. Будучи младшим преподавателем английского языка Колумбийского университета (1897-1899), прошел курсы по лингвистике и статистике у Франца Боаса, который основал в университете отделение антропологии. Первыми антропологическими публикациями Кребера (1898 и 1899) стали записи эскимосских сказок, которые он сделал, общаясь с группой эскимосов, привезенных в Нью-Йорк исследователем Арктики Робертом Пири. Этот опыт привел Кребера в антропологию; в 1901 он получил степень доктора, защитив диссертацию по декоративному символизму арапахо, племени индейцев Монтаны. В 1901 Кребер основал отделение антропологии в Калифорнийском университете в Беркли и работал там до ухода на пенсию в 1946. Под руководством Ф.Патнэма, возглавлявшего музей Пибоди при Гарвардском университете, он основал Калифорнийский антропологический музей. В результате полевых исследований Кребером опубликовано 125 статей и несколько монографий, включая монументальный труд Индейцы Калифорнии (Handbook of the Indians of California, 1925). Кратковременное, но серьезное знакомство с археологией во время исследований индейцев зуни в 1916 положило начало его дальнейшей археологической работе в Мексике (1924) и Перу (в разные периоды между 1925 и 1942). Проявившийся с молодых лет интерес Кребера к лингвистике не был утрачен, ему принадлежат многочисленные публикации о языках американских индейцев в форме словарей и грамматических исследований, которые наряду с демонстрацией генетических связей преследовали цель упрощения классификации Пауэлла 1891. К концу жизни он проявил большой интерес к новому аналитическому методу, получившему название "глоттохронология", и опубликовал ряд важных работ, в которых предлагал усовершенствования этого метода. Диапазон интересов Кребера и его знания в различных областях антропологии (подтвержденные значительным теоретическим и эмпирическим вкладом в этнологию, изучение систем родства, археологию, лингвистику и физическую антропологию) сделали его одним из наиболее всесторонних специалистов-антропологов. Его учебник Антропология (Anthropology, 1923) стал первым учебным пособием в этой области. Кребер был основателем Американской антропологической ассоциации и ее президентом (1917), президентом Американского фольклорного общества (1906) и Лингвистического общества Америки (1940); членом Национальной академии наук (1928) и многих других научных обществ. После ухода на пенсию читал лекции в университете Брандейса, в Колумбийском, Йельском, Чикагском и Гарвардском университетах. Умер Кребер в Париже 5 октября 1960.

КРЕБС ХАНС АДОЛЬФ

КРЕБС Ханс Адольф (Krebs, Hans Adolf)

(1900-1981), английский биохимик немецкого происхождения, удостоенный в 1953 (совместно с Ф.Липманом) Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие цикла трикарбоновых кислот. Родился 25 августа 1900 в Хильдесхейме (Германия). Учился в Геттингенском, Фрейбургском, Мюнхенском, Берлинском университетах (1919-1924). В 1924 получил степень доктора медицины в Мюнхенском университете. В 1926-1930 работал у О.Варбурга в Берлинском университете. В 1931-1933 руководил биохимической лабораторией и преподавал во Фрейбургском университете. С приходом к власти нацистов был уволен из университета и уехал в Англию. Работал в Кембриджском (до 1935), Шеффилдском (1935-1954) и Оксфордском (1954-1967) университетах. С 1967 руководил лабораторией по изучению метаболизма в Королевской больнице в Оксфорде. Основные работы Кребса посвящены изучению процессов обмена веществ (метаболизма). В 1932 он открыл последовательность химических реакций, в ходе которых в тканях животных из аммиака образуется мочевина (цикл мочевины, или орнитиновый цикл). Изучая образование и превращение лимонной кислоты в животных клетках, в 1937 предложил цикл из восьми реакций, обеспечивающий превращение (в присутствии кислорода) продуктов расщепления сахаров, жиров и белков в диоксид углерода, воду и высокоэнергетическое соединение аденозинтрифосфат (АТР) - энергетическое "депо" клетки. Эта последовательность реакций, известная как цикл Кребса (или цикл трикарбоновых кислот), является основой окисления питательных веществ у всех животных. За свои научные заслуги Кребс был возведен в рыцарское достоинство (1958). В 1961 был награжден медалью Копли. Умер Кребс в Оксфорде 22 ноября 1981.

ЛИТЕРАТУРА

Кребс Г., Корнберг А. Превращение энергии в живых системах. М., 1959 Дэгли С., Никольсон Д. Метаболические пути. М., 1973 Ленинджер А. Основы биохимии, тт. 1-3. М., 1985

КРЕВКЕР МИШЕЛЬ-ГИЙОМ ЖАН ДЕ

КРЕВКЕР Мишель-Гийом Жан де (Crevecoeur, Michel-Guillaume Jean de)

(1735-1813), эссеист. Родился 31 января 1735 близ Кана, Франция. В 1754 эмигрировал в Канаду. Много путешествовал по Америке, обычно в качестве топографа. В 1769 женился и приобрел ферму близ Нью-Йорка. В 1780 уехал во Францию, закончив к тому времени большую часть очерков Письма американского фермера (Letters from an American Farmer, 1782), подписанных псевдонимом Дж.Гектор Сент-Джон (J.Hector St.John), в которых подробно описал уклад сельской жизни в североамериканских колониях. При всей своей любви к вольности Кревкер был противником Американской революции. Вернувшись в Америку в 1783, он обнаружил, что его жена умерла, а ферму разрушили индейцы. Впоследствии был консулом Франции в Нью-Йорке, много сделал для укрепления связей между Францией и Америкой. Умер Кревкер в Сарселе близ Парижа 12 ноября 1813.

ЛИТЕРАТУРА

Кревкер. В кн.: История американской литературы, т. 1. М., 1947 Кревкер М.-Г. Письма американского фермера. М., 1987

КРЕЗ

КРЕЗ (ок. 595-546 до н.э.), царь Лидии (правил ок. 560-546 до н.э.), знаменитый своим богатством. Наследовал престол своего отца Алиатта, одолев в борьбе сводного брата. По греческим меркам Крез считался баснословно богатым человеком, хотя его сокровища, вероятно, были несравнимы с теми, которыми владел его современник египетский фараон Амасис. Крез подчинил большую часть Малой Азии, в том числе греческие города Эфес, Милет и др. и намеревался отомстить за своего зятя, царя Мидии Астиага, который был низложен в 550/549 до н.э. в результате восстания, поднятого персидским царем Киром II. Однако при Птерии в Каппадокии Крез потерпел поражение, был осажден в Сардах и в 546 до н.э. захвачен в плен. Вероятно, тогда же Крез погиб, хотя в греческой традиции имеется рассказ о его чудесном спасении, после которого он якобы стал советником Кира и Камбиза.

КРЕЙГИ УИЛЬЯМ АЛЕКСАНДР

КРЕЙГИ Уильям Александр (Craigie, William Alexander)

УИЛЬЯМ АЛЕКСАНДР КРЕЙГИ

УИЛЬЯМ АЛЕКСАНДР КРЕЙГИ

(1867-1957), шотландский лексикограф. Родился в городе Данди в Шотландии 13 августа 1867; учился в классической школе Вест-Энд в Данди, а затем с 1883 по 1888 в университете Сент-Андрус, где в 1889 получил степень магистра классической филологии и философии. С 1889 по 1892 он продолжал изучать те же предметы в Оксфорде в Ориэл-колледже и в 1893 получил степень бакалавра, а в 1902 - степень магистра. С 1892 по 1893 изучал скандинавские литературы в Копенгагене, затем вернулся в университет Сент-Андрус, где с 1893 по 1897 преподавал латинский язык. В 1897 Крейги ушел из университета, чтобы посвятить себя работе над Оксфордским словарем английского языка (Oxford English Dictionary), соредактором которого он был с 1901 и до окончания издания, завершившегося публикацией Приложения в 1933, подготовленного в соавторстве с Ч. Т. Оньонзом. В 1928, когда была завершена публикация основной части словаря, Крейги получил дворянский титул. С 1905 по 1916 был преподавателем скандинавских языков в Институте Тэйлора в Оксфорде; с 1916 по 1925 - профессором англосаксонской филологии в Оксфорде. В 1925 принял предложение стать профессором английского языка Чикагского университета, с 1936 был заслуженным профессором в отставке, но после этого преподавал в других университетах, в том числе в университете Глазго (1949). Вместе с Джеймсом Р.Халбертом Крейги продолжал работу над Словарем американского английского языка, основанным на исторических принципах (A Dictionary of American English on Historical Principles, 1938-1944). К числу других публикаций Крейги относится издание шотландских текстов, а именно сделанного Белленденом шотландского перевода Римской истории Тита Ливия (History of Rome, 1901-1903) и таких произведений, как The Maitland Folio Manuscript (1919-1927), The Maitland Quarto Manuscript (1920), The Asloan Manuscript (1923-1925) и The actis and deidis of Schir William Wallace (1939); работы по скандинавской тематике для английских и американских студентов, такие, как Скандинавский фольклор (Scandinavian Folk-Lore, 1896), Религия древней Скандинавии (Religion of Ancient Scandinavia, 1906), Skotlands Rmur (1908), Исландские саги (The Icelandic Sagas, 1913), Хрестоматия по древнеисландскому языку (Easy Readings in Old Icelandic, 1924), Искусство поэзии в Исландии (The Art of Poetry in Iceland, 1937) и Snisbk slenzkra rmma (3 тома, 1952). До конца жизни Крейги работал над словарем древнешотландского языка и над исландско-английским словарем.

Умер Крейги в Уотлингтоне (графство Оксфордшир) 2 сентября 1957.

Предыдущая страница Следующая страница