Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Х" (часть 5, "ХОУ"-"ХЭП")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 5, "ХОУ"-"ХЭП")

ХОУ ИЛАЙЕС

ХОУ Илайес (Howe, Elias)

(1819-1867), американский изобретатель. Родился 9 июля 1819 в местечке Спенсер (шт. Массачусетс). Был подмастерьем на заводе текстильных машин (1835-1837), затем работал в часовой мастерской в Кеймбридже (шт. Массачусетс). Задумав создать швейную машину, через 5 лет упорного труда получил патент (1846). Первая (с челночным стежком) машина была выставлена на продажу в Англии, куда Хоу приехал вместе со швейником У.Томасом, которому и продал свои права на реализацию машины в этой стране за 250 фунтов стерлингов. Оставаясь в Англии с 1847 по 1849, Хоу занимался судебными тяжбами против тех, кто посягал на его авторское право, особенно против А.Зингера. Все процессы разрешились в 1854 в пользу Хоу, и он разбогател. В 1867 его усовершенствованная машина получила Золотую медаль на Парижской выставке. Умер Хоу в Нью-Йорке 3 октября 1867.

ХОУК РОБЕРТ ДЖЕЙМС ЛИ

ХОУК Роберт Джеймс Ли (Hawke, Robert James Lee) (р. 1929), австралийский политический деятель, премьер-министр Австралии. Родился 9 декабря 1929 в Бордертауне (Южная Австралия). Учился в университете Западной Австралии, где получил ученые степени по экономике и праву, затем стажировался в Оксфорде в качестве стипендиата Родса (1953-1955). Работал в Австралийском совете профессиональных союзов (1958-1969), в 1969 был избран президентом совета, оставался на этом посту до 1978. Будучи президентом, Хоук одновременно занимал посты в Резервном банке Австралии и Международной организации труда. Одновременно быстро делал карьеру в Лейбористской партии: в 1971-1973 он - первый вице-председатель, в 1973 - председатель партии. В 1980 Хоук был избран в палату представителей, а в 1983 стал лидером парламентской фракции Австралийской лейбористской партии, победившей на выборах 5 марта 1983. Начав как радикал, Хоук затем примкнул к умеренному крылу лейбористов и получил известность как сторонник консенсуса между основными социальными и экономическими группами австралийского общества. Его правительство поддерживало крупных предпринимателей в ключевых вопросах экономической политики (инфляция, повышение процентных ставок и снижение платежного дефицита). Хоук заморозил рост заработной платы, урезал расходы на социальные программы и девальвировал курс национальной валюты. В его премьерство были упрочены связи с США. В период глобального экономического спада 1990-1991 популярность Хоука падала по мере того, как возрастал уровень безработицы. В июне 1991 он столкнулся с беспрецедентным вызовом со стороны молодого политика П.Китинга. 19 декабря 1991 Китинг одержал победу с незначительным большинством голосов и стал премьер-министром. В феврале 1992 Хоук оставил свое место в парламенте и занялся тележурналистикой.

ХОУП АЛЕК ДЕРУЕНТ

ХОУП Алек Деруент (Hope, Alec Derwent)

(р. 1907), австралийский поэт-сатирик, под влиянием которого современная австралийская поэзия возродила уважение к традиционным формам и освободилась от узкорегиональной тематики. Родился 21 июля 1907 в Куме (шт. Новый Южный Уэльс, Австралия). Учился в Сиднейском и Оксфордском (Англия) университетах, преподавал английский и историю в средней школе, читал курс английской филологии в учительском колледже в Сиднее и Мельбурнском университете и в должности профессора - в Австралийском национальном университете. После ухода на пенсию в 1969 был награжден орденом Британской Империи за вклад в австралийскую литературу. В 1943-1948 Хоуп печатал стихи в мелких периодических изданиях, однако до появления в 1955 сборника Блуждающие острова (The Wandering Islands) вряд ли можно было дать обоснованную оценку его поэтического творчества. Стихи этой книги выявили основную мысль поэзии Хоупа - отсутствие героического начала в делах человеческих - и ее характерные приметы: едкая ирония, афористичность, захватывающая образность, динамизм, тематическое разнообразие, обилие "ученых" аллюзий, богатство метафор, всепроникающая сексуальная символика. Традиционному австралийскому патриотизму Хоуп противопоставляет свое видение Австралии - страны, весьма далекой от идеала.

ХОУЭЛС УИЛЬЯМ ДИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОФЕР КАРЛ

ХОФЕР Карл (Hofer, Karl)

(1878-1955), немецкий художник и график, представитель экспрессионизма, обычно подписывал свои работы "CH". Родился 11 октября 1878 в Карлсруэ и там же в 1896-1901 учился в Академии художеств. В 1903-1908 жил в Риме и писал картины на сюжеты, к которым позднее неоднократно возвращался, например Девушки на морском берегу или Девушки у окна. В этих картинах человеческие фигуры трактованы пластически, а цвет имеет второстепенное значение. В 1908-1913 Хофер жил в Париже, а в 1913-1914 - в Берлине. Глубокое впечатление на него произвела живопись Сезанна и Эль Греко. Поездки в Индию в 1909 и 1911 способствовали переходу к более свободному и активному использованию цвета. В 1914-1917 Хофер был в лагере для интернированных во Франции и по обмену попал в Швейцарию, а в 1919 вернулся в Берлин. В работах этого времени преобладают вариации на темы смерти, пророческие изображения разбомбленных городов и грядущих ужасов следующей войны, скелеты, маски, пугающие привидения. Эти картины создают впечатление плоскостности; их мрачность нарушается порой лишь несколькими цветовыми акцентами. С 1920 Хофер вел преподавательскую деятельность в Берлине. В 1923 он был избран членом Прусской Академии художеств. Когда в 1933 Гитлер пришел к власти, Хофер был лишен права преподавания, ему было запрещено работать и выставляться. В 1937 картины Хофера были изъяты из немецких музеев. В 1943 часть произведений художника погибла во время бомбардировок. После войны Хофер стал директором Высшей школы изобразительных искусств в Шарлоттенбурге и много сделал для обновления этого учебного заведения. После 1945 он написал самые выдающиеся свои произведения. Кроме живописи, художник занимался графикой, написал несколько книг и множество статей, входил в редколлегию журнала "Изобразительное искусство" ("Bildende Kunst"). С 1947 был президентом Академии художеств в Берлине. Умер Хофер в Берлине 3 апреля 1955.

ХОФМАНН ХАНС

ХОФМАНН Ханс (Hofmann, Hans)

(1880-1966), немецкий и американский художник. Родился в Вайссенберге (Германия) 21 марта 1880. В 1898 начал учиться живописи в Мюнхене. Вскоре Хофманн стал писать в манере французских импрессионистов и через некоторое время уехал в Париж. Там он познакомился со многими модернистами, в т.ч. с Пабло Пикассо и Жоржем Браком. Однако еще более важным для развития его стиля было знакомство с Анри Матиссом и фовистами, в картинах которых Хофманна поразили мощные контуры и смелое использование цвета. С началом Первой мировой войны Хофманн был вызван в Мюнхен, где в 1915 открыл Школу современного искусства. В следующие 20 лет Хофманн создал очень мало значительных произведений, однако его преподавательская деятельность оказала влияние не только на его непосредственных учеников, таких, как художник Ларри Риверс или скульптор Луиза Невелсон, но и на целое поколение коллекционеров, искусствоведов и работников музеев. В 1930, с приходом к власти фашистов, Хофманн эмигрировал в США и сначала преподавал в Калифорнийском университете в Беркли, а затем открыл свои школы в Нью-Йорке и Провинстауне (шт. Массачусетс). В 1941 он получил американское гражданство. К этому времени Хофманн вновь стал писать, а в 1958 оставил преподавание. В работах Хофманна кубизм сочетается с энергичностью и смелостью фовизма. Несмотря на то, что обычно ядром картины у него является какой-нибудь узнаваемый предмет, разработка темы осуществляется с помощью множества ярких разлетающихся мазков. Для достижения драматического эффекта Хофманн использовал очень яркие краски основных цветов. Порой толщина слоя краски достигает у него полутора сантиметров. Картина Красная струйка (1939) является первым опытом в технике проливания красок на холст, которая затем успешно использовалась Джексоном Поллоком и другими представителями абстрактного экспрессионизма. Следует отметить также полотна Поэт (1940), Восторг (1947), Х (1955) и Радость - Искры Богов (1964). Большие выставки работ художника были организованы в галерее Пауля Кассирера в Берлине (1910) и в музее Американского искусства Уитни в Нью-Йорке (1957). Умер Хофманн 17 февраля 1966.

ХОФТ ПИТЕР КОРНЕЛИС

ХОФТ Питер Корнелис (Hooft, Pieter Corneliszoon)

(1581-1647), нидерландский поэт, историк, драматург и государственный деятель. Родился 16 марта 1581 в Амстердаме. В 16 лет был принят в "камеру риторов" (цехового типа общество любителей литературы и театра), перед которой была представлена его трагедия Ахилл и Поликсена (Achilles en Polyxena). Далее последовали трагедия Тесей и Ариадна (Theseus en Ariadne, поставлена в 1602), пасторальная комедия Гранида (Granida, пост. 1605), Герард ван Фелзен (Geeraerdt van Velzen, пост. 1612), Торгаш (Warenar, пост. 1614; по мотивам Горшка Плавта) и Бато (Baeto, пост. 1616). Хотя все четыре пьесы написаны на зарубежные и античные сюжеты, по своему характеру это произведения чисто нидерландские. В 1618 Хофт отошел от поэзии и драматургии и обратился к истории, где главным его достижением стала книга Нидерландские истории (Nederlandsche Historiеn, 1642), вошедшая в золотой фонд нидерландской литературы. Умер Хофт в Гааге 21 мая 1647.

ЛИТЕРАТУРА

Хофт П. Стихи. - В кн.: Из поэзии Нидерландов XVII в. Л., 1983

ХРАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХРДЛИЧКА АЛЕШ

ХРДЛИЧКА Алеш (Hrdlicka, Ales)

(1869-1943), американский антрополог чешского происхождения, один из основателей физической антропологии в США. Родился 29 марта 1869 в городе Гумполец (Богемия). Эмигрировал в США вместе с родителями в возрасте 13 лет. Работал на табачной фабрике, учился в Нью-Йорке в медицинских колледжах. На ранних этапах медицинской карьеры, изучая патологию и психические аномалии, заинтересовался методами и приемами антропометрии. С целью изучения этой области знаний в 1896 переехал в Париж, где работал под руководством Л.П.Мануврие. Окончательно решив посвятить себя антропологии, принял участие в экспедиции Лумхольца в Мексику. В 1899 был принят в штат группы полевых исследований Американского музея естественной истории и посещал каждый год вплоть до 1902 юго-западные регионы США и Мексику, участвовал в экспедиции Хайда. В 1903 был приглашен во вновь созданный отдел физической антропологии Национального музея естественной истории (Вашингтон), который возглавлял в 1910-1942. Хрдличка принимал участие во многих антропологических экспедициях, побывав в большинстве обитаемых регионов мира. Даже в конце своей жизни он вел активные полевые исследования на Аляске. Талантливый и неутомимый собиратель, Хрдличка внес значительный вклад в ценнейшую коллекцию скелетных останков, составляющую гордость Национального музея. Хрдличка отстаивал теорию, согласно которой древнейшие жители Америки были мигрантами из Азии, а колыбелью человечества следует считать не Азию, а Европу. Он полагал, что неандерталец эволюционировал в более позднего человека, не образовав отдельного вида. В 1918 Хрдличка основал "Американский журнал физической антропологии", а в 1929 - Американскую ассоциацию физической антропологии, став ее первым президентом. Основные публикации ученого: Результаты физиологических и медицинских наблюдений среди индейцев юго-запада Соединенных Штатов и северной Мексики (Physiological and Medical Observations Among the Indians of the Southwestern United States and Northern Mexico, 1908); Древнейший человек в Южной Америке (Early Man in South America, 1912); Физическая антропология, ее предмет и задачи (Physical Anthropology, Its Scope and Aims, 1919); Антропометрия (Anthropometry, 1920), после переработки вышла в 1939 под названием Практическая антропометрия (Practical Anthropometry); Антропология американских индейцев (Anthropology of the American Indian, 1927); Скелетные останки древнейшего человека (Skeletal Remains of Early Man, 1930). Умер Хрдличка в Вашингтоне 5 сентября 1943.

ХРИЗОБЕРИЛЛ

ХРИЗОБЕРИЛЛ - минерал, сложный оксид алюминия и бериллия BeAl2O4. Название происходит от греч. "хризос" - золото и "бериллос" (по цвету и составу). Твердость 8,5, плотность 3,5-3,8. Спайность совершенная. Цвет от желтого до зеленовато-желтого и светло-зеленого. Блеск стеклянный. Показатели преломления 1,74-1,75. Кристаллизуется в ромбической сингонии. Форма кристаллов таблитчатая или короткопризматическая, характерны двойники и особенно тройники. Драгоценные разновидности хризоберилла - цимофан (кошачий глаз) и александрит (меняет цвет от зеленого при дневном до красно-фиолетового при вечернем освещении). Встречается чаще всего во флогопитовых слюдитах, а также в пегматитах. Добывается обычно из россыпей и кор выветривания. Месторождения в Бразилии (Минас-Жерайс), Шри-Ланке, на Мадакаскаре, в России (Урал).

ХРИЗОКОЛЛА

ХРИЗОКОЛЛА - минерал, сложный водный силикат меди и алюминия

(Ca,Al)2H2Si2O5(OH)4*nH2O. Название происходит от греч. "хризос" - золото и "колла" - клей. Так в древности называли минералы меди, использовавшиеся при пайке золота. Голубовато-зеленая окраска придает хризоколле сходство с бирюзой. Блеск стеклянный либо восковой. Хризоколла мягче бирюзы. Твердость 2,0-4,0, плотность 2,0-2,3. Скрытокристаллическая или аморфная структура. Образует почковидные и гроздьевидные агрегаты, корки, плотные эмалеподобные или землистые массы. Формируется в зоне окисления медных месторождений, где в просачивающихся водах в избытке присутствует кремнекислота. Обычно ассоциирует с малахитом, купритом и другими характерными вторичными минералами меди. В США хризоколла добывается в качестве второстепенного рудного минерала меди (штаты Нью-Мексико и Аризона). Встречается также в Чили (пров. Кокимбо), в Англии (Корнуолл), в России - на Урале (Турьинские месторождения). Используется как поделочный камень.

ХРИЗОПРАЗ

ХРИЗОПРАЗ - минерал, разновидность халцедона, SiO2. Название происходит от греч. "хризос" - золото и "празиос" - зеленый. Цвет от яблочно- и травяно-зеленого до изумрудно-зеленого. Окраска обусловлена сорбированными соединениями никеля. Скрытокристаллическая структура. Образует желваки и прожилки в корах выветривания основных пород. Твердость 7, плотность 2,6. Средний показатель преломления 1,537. Ювелирно-поделочный камень. Хризопраз обычно обрабатывают кабошоном, такая форма выявляет привлекательный цвет камня. Главные месторождения находятся в Австралии, Индии, Бразилии, Польше (Силезия), США, Казахстане.

См. также ХАЛЦЕДОН.

ХРИСОЛОР МАНУИЛ

ХРИСОЛОР Мануил (Chrysoloras, Manuel)

(ок. 1355-1415), греческий ученый и богослов, родился в Константинополе, был учеником платоника Гемистия Плифона. В 1393, когда султан Баязид I осадил Константинополь и турки вторглись в Грецию, Хрисолор был послан византийским императором Мануилом II Палеологом ко дворам Европы с просьбой о помощи. Скорой помощи добиться не удалось - во многом из-за того, что западные государи мало доверяли грекам (когда в 1396 войско все же выступило, оно потерпело сокрушительное поражение при Никополе), но за время странствий Хрисолор приобрел много друзей среди ученых Италии. В 1395 он принял приглашение преподавать греческий язык и литературу во Флоренции. Впоследствии Хрисолор преподавал также в Венеции, Милане, Павии и Риме, среди его учеников - Леонардо Бруни и Поджо Браччолини. С 1408 постоянно жил в Италии, состоял при папской курии в период, когда в церкви имел место раскол (т.н. "Великая схизма"). Папа Иоанн XXIII отправил Хрисолора ко двору императора Сигизмунда как представителя греческой церкви для подготовки Констанцского собора. Умер Хрисолор по пути в Констанцу 15 апреля 1415. Именно усилиями Хрисолора, одного из наиболее образованных людей своего времени, греческий язык и литература пережили в Западной Европе второе рождение. Он переводил Гомера и Платона на латинский язык, написал много богословских трактатов и писем, однако изданы были лишь Три послания о древнем и новом Риме (Epistolae III de compraratione veteris et novae Romae), где проводится сравнение древнего Рима и Константинополя, а также Erotemata sive quaestiones (Вопросы, 1484), составленная в форме вопросов и ответов первая грамматика греческого языка Нового времени.

ЛИТЕРАТУРА

Бибиков М.В. Византийская историческая проза. М., 1996 Медведев И.П. Византийский гуманизм ХIV-ХV вв. СПб, 1997

ХРИСТИАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

ХРИСТИАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ (Young Men's Christian Association, YMCA), всемирная организация, основанная в 1844 Джорджем Уильямсом, служащим галантерейного магазина в Лондоне. В молодости Уильямс приехал в Лондон в поисках работы и был потрясен, столкнувшись с ужасными условиями труда. Он осознал необходимость создания новых возможностей для отдыха и проведения досуга. Уильямс действовал прежде всего среди столичных конторских служащих ("белых воротничков") и жителей небольших городов и деревень. Собрания, организуемые Уильямсом и его коллегами, постепенно превратились в группы и клубы для совместного отдыха, впоследствии объединившиеся в YMCA. За свои заслуги Уильямс был в 1894 возведен в рыцарское достоинство королевой Викторией. Первая американская группа YMCA была основана в Бостоне в 1851 баптистом, капитаном дальнего плавания Т.В.Салливэном. В 1990 примерно 12 млн. человек были членами 2000 североамериканских ассоциаций. YMCA распространила свою работу на более чем 80 стран и территорий. Местные организации являются автономными объединениями и на добровольной основе присоединяются к национальным советам и Всемирному альянсу YMCA. Штаб-квартира Всемирного альянса находится в Женеве (Швейцария).

См. также

ХРИСТИАНСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ЖЕНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ.

ХРИСТИАНСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ЖЕНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

ХРИСТИАНСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ЖЕНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ (Young Women's Christian Association, YWCA),

организация, членами которой являются женщины и девушки, работающие в местных общинах и студенческих кампусах в 75 странах. В США в ассоциацию входят женщины и девушки разных национальностей, с различным экономическим и социальным положением: женщины, работающие в промышленности, служащие, представители свободных профессий; студентки; домохозяйки; женщины, живущие в небольших городах и ведущие фермерское хозяйство. Первая организация YWCA была создана в Лондоне в 1855. В США история этого движения началась с основания в 1858 в Нью-Йорке Женской христианской ассоциации. В 1894 была основана Всемирная YWCA; в том же году первый представитель YWCA был послан в Индию, чтобы помочь организовать там отделение ассоциации. В современном виде национальная организация ассоциации сложилась в 1906. Местные ассоциации в США осуществляют программу организации досуга, образования и духовного развития; символом служит треугольник YWCA, три стороны которого обозначают тело, душу и дух. Существует несколько форм работы YWCA в общественных ассоциациях, клубах, колледжах и университетах, а также в децентрализованных программах в более чем 5800 населенных пунктах США. В этой стране число членов ассоциации и участников его программ составляет около 2,5 млн. человек. Кроме того, примерно 1 млн. 150 тыс. военнослужащих и членов их семей посещают мероприятия Объединенных организаций обслуживания (USO), проводимые под руководством YWCA. Во всем мире свыше 5 млн. человек состоят в YWCA. Национальная YWCA США является одним из шести членов-учредителей Объединенных организаций обслуживания, которая предоставляет клубные центры, проводит религиозные и образовательные программы, а также организует досуг для служащих вооруженных сил в США и в других странах. Благодаря сотрудничеству с Всемирной YWCA Национальная YWCA ежегодно организует консультации, предоставляет гранты под программы, а также проводит подготовку руководителей групп в более чем 30 странах. Кроме того, он оказывает неотложную помощь другим государствам в случае чрезвычайных ситуаций. Штаб-квартира Национальной YWCA находится в Нью-Йорке.

ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА

ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА - религиозная система, разработанная в США Мэри Бейкер Эдди (1821-1910); опирается на Библию, а также на учения о духовном врачевании и соответствующей практике. Это массовое и активное движение вдохновлялось идеями Р.Эмерсона и У.Джемса. Термин Джемса для обозначения этой тенденции - "духовное врачевание" - подкреплял растущую уверенность в том, что обычные люди могут "исцелять" себя от дисгармоний, управлять своей жизнью и наслаждаться не только внешним, но и внутренними богатствами. Из множества разновидностей подобного религиозного опыта Христианская наука - самая заметная, ее основательница приобрела исключительную известность, а организационная структура деноминации оказалась самой долговечной. Эдди настойчиво стремилась к пропаганде своих взглядов. Ее руководство Наука и здоровье с Ключом к Священному Писанию (1875) выдержало 382 издания до смерти автора в 1910. В наиболее важных разделах книги (трактующих об исцелении) Эдди отвергает теории, в которых разум ставился выше материи, душа выше тела, и все прочие идеи, которые можно рассматривать как ранние версии психосоматической терапии. Согласно Эдди, тело вообще не существует; оно - всего лишь один из аспектов распространенной иллюзии о существовании материи. Существует лишь божественный разум. Как можно прийти к такому пониманию? - Полностью доверившись "острому, как бритва" языку, изобретенному Эдди в ее учении. Отсюда логически вытекал запрет на независимые проповеди и наставления в ее церкви. Местные общины должны были слушать "чтецов", которые читали вслух только отрывки из Науки и здоровья и Библии. Эдди не останавливалась перед крайними выводами: она считала, что будет доказана - пусть и "со временем" - иллюзорность физической сексуальности и даже самой смерти. Некоторые приверженцы создали церкви дурную славу, отказываясь принимать медицинскую помощь, что приводило к смерти их детей. Зарегистрировав в 1879 в Линне (шт. Массачусетс) Церковь Христа-Ученого, Эдди затем перенесла ее центр в Бостон. Здесь она учредила Материнскую церковь и разработала руководящие принципы, изложенные в ее Наставлении Материнской церкви (1895); книга и сейчас является организационной основой жизни объединения. Руководство церковью осуществляется советом из пяти директоров. Местные общины избирают своих церковных служителей, включая двух чтецов для проведения воскресных уроков-проповедей. На пике своего развития движение Христианская наука, согласно переписи США (1936), насчитывала около четверти миллиона человек (вместе с его членами в Англии).

ЛИТЕРАТУРА

Эдди М.Б. Наука и здоровье с Ключом к Священному Писанию. М., 1994 Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998

ХРИСТИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХРИСТОФОР

СВ. (3 в.?), по преданию - христианский мученик, о жизни которого не сохранилось никаких (или почти никаких) достоверных сведений. Очевидно, значение имени Христофора (буквально - "несущий Христа") положило начало легенде, согласно которой Христофор был человеком огромного роста, помогавшим путникам переправляться через реку. Однажды, как повествует легенда, он переносил на своих плечах через поток ребенка, однако эта ноша казалась ему все более и более тяжелой, так что он еле добрался до противоположного берега, после чего ребенок объявил ему, что он нес Младенца-Христа, и тут же исчез. Благодаря этой легенде Христофора стали почитать как святого покровителя путешественников. Его имя было исключено из официального литургического календаря Западной церкви в 1969.

ХРОМА СЕМЕЙСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХРОМИТ

ХРОМИТ

ХРОМИТ

минерал, сложный оксид хрома и железа Fe2CrO4. Входит в группу шпинели. Состав природных хромитов более сложен; они всегда имеют примеси Mg и Al, реже Ti, Mn, V. Содержит 61-68% Cr2O3. Назван по химическому составу. Цвет черный. Блеск от металлического до полуметаллического. Твердость 5,5-7,5, плотность 4,5-5,0. Сингония кубическая. Кристаллы октаэдрические, редки. Обычны массивные тонкозернистые агрегаты либо нодули (небольшие округлые стяжения). Ассоциирует с оливином, серпентином, тальком, хромовыми гранатами, хлоритами и др. Встречается в дунитах, перидотитах и продуктах их изменения - серпентитах. Образуется как магматический сегрегационный минерал. Практически единственный рудный минерал хрома. Низкосортные руды используются для изготовления огнеупорного кирпича, применяющегося в металлургии (как футеровка печей). Главные производители хромитов - ЮАР, Турция, Финляндия, Куба, Филиппины, Албания, Зимбабве, Индия, Казахстан. В России месторождения хромитов имеются на Урале и в Якутии.

ХРУЩЕВ НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХРЯЩ

ХРЯЩ - плотная, но упругая опорная ткань организма, один из видов соединительной ткани. Состоит из округлых клеток (хондроцитов), не имеющих отростков и погруженных в межклеточное вещество - матрикс. Матрикс содержит волокна соединительнотканных белков (коллагена, реже - эластина) и основное (аморфное) вещество. Механические свойства хряща зависят от особенностей матрикса. Хрящ бывает трех типов: гиалиновый хрящ с прозрачным матриксом, как бы прошитым белыми волокнами; эластический хрящ с желтыми эластическими волокнами в матриксе; и волокнистый хрящ, в котором матрикс представлен плотной белой волокнистой соединительной тканью. Гиалиновый хрящ почти целиком формирует скелет зародыша, но затем в процессе развития замещается костной тканью везде, за исключением суставных поверхностей, где сохраняется как суставный хрящ; из гиалинового хряща состоят также хрящевые структуры носа, ребер, глотки, трахеи и бронхов. Эластический хрящ образует хрящевую часть ушной раковины, слуховую (евстахиеву) трубу, надгортанник и хрящевые пластинки гортани. Из волокнистого хряща состоят межпозвоночные диски, мениски в некоторых суставах и некоторые суставные хрящи; он образует также лонное сращение, края суставных ямок и выстилает места прикрепления сухожилий к костям.

См. также ГИСТОЛОГИЯ.

ХУ ЯОБАН

ХУ ЯОБАН (1915-1989), китайский политический деятель, занимавший пост генерального секретаря компартии Китая в период с 1980 по 1987, а также председателя ЦК КПК в 1981-1982. Родился в 1915 в провинции Хунань. В начале 1930-х годов примкнул к коммунистическому движению и работал с молодежью на партизанской базе коммунистов в провинции Цзянси. В 1934-1935 принял участие в "Великом марше", после чего продолжил молодежно-воспитательную и образовательную работу. Его отношения с Дэн Сяопином завязались во время китайско-японской (1937-1945) и гражданской (1946-1949) войн. В середине 1952 Дэн и Ху переехали в Пекин. Ху Яобан был избран руководителем Коммунистического союза молодежи Китая, а Дэн стал его начальником, получив пост генерального секретаря КПК и возглавив работу с руководящим аппаратом партии. Возглавляемый Ху Яобаном комсомол играл роль кузницы кадров для партии. Ху стал одной из первых жертв инспирированной Мао Цзэдуном "культурной революции" и провел несколько лет в заключении (1966-1973). В апреле 1976, в связи с новой опалой Дэн Сяопина, он вновь исчез из поля зрения общественности и появился на политической арене лишь после реабилитации Дэна в июле 1977. По мере того как влияние Дэна усиливалось, Ху получал важные посты в системе партийной бюрократии и в декабре 1978 был введен в состав политбюро ЦК КПК. В феврале 1980 стал членом Постоянного комитета политбюро и избран генеральным секретарем ЦК КПК. Главной задачей Ху Яобана стало противодействие консерваторам, а также выдвижение на руководящие посты молодых коммунистов. После снятия в июне 1981 Хуа Гофэна к Ху Яобану перешел пост председателя ЦК КПК, упраздненный в сентябре 1982. В конце 1986 в Китае повсеместно прошли студенческие демонстрации с требованиями продолжения демократических реформ. 12 января 1987 Ху Яобан был вынужден уйти с поста генерального секретаря. Умер Ху Яобан в Пекине 15 апреля 1989.

ХУА ГОФЭН

ХУА ГОФЭН (р. 1920), председатель ЦК КПК в период с 1976 по 1981, премьер государственного совета КНР с 1976 по 1980. Родился в провинции Шаньси в бедной крестьянской семье. В конце 1935 вступил в Красную Армию - это произошло вскоре после того, как поредевшие в боях коммунистические отряды Мао Цзэдуна, завершившие свой "Великий поход" из южной провинции Цзянси, нашли ненадежное прибежище в северной провинции Шэньси. С началом японской агрессии Хуа Гофэн участвовал в боях против японцев, позднее сражался против войск Гоминьдана. На заключительном этапе гражданской войны работал секретарем партийного комитета округа Янгу в провинции Шэньси и был признанным организатором местного партизанского движения в 1947-1948. В 1949, после победы коммунистов и образования КНР, Хуа Гофэн получил должность секретаря окружного партийного комитета в провинции Хунань - на родине Мао Цзэдуна. Показав себя поборником коллективизации сельского хозяйства в 1955-1956, Хуа попал в поле зрения Мао Цзэдуна. В 1959 он был выдвинут на пост партийного руководителя провинции Хунань. В годы "культурной революции" Хуа выступил сторонником Мао и завоевал особое доверие последнего за жестокое подавление ультралевых элементов в Хунани в 1967-1968. На 9-м съезде КПК был избран членом Центрального Комитета партии, а в 1973 - членом Политбюро. В 1971, переведенный из Хунани в Пекин, Хуа Гофэн работал в правительстве под руководством Чжоу Эньлая. В 1975 был назначен вице-премьером. После смерти Чжоу Эньлая в январе 1976 Хуа стал его преемником на посту премьера, а после смерти Мао Цзэдуна в сентябре того же года занял высший пост в китайской компартии. Приход Хуа Гофэна к власти повлек за собой репрессии против группы радикальных партийных лидеров, которые были названы "бандой четырех". В области внешней политики Хуа Гофэн продолжил линию на конфронтацию с Советским Союзом. По мере роста влияния вице-премьера Дэн Сяопина в китайской компартии стало укрепляться мнение, что Хуа ведет партию и страну курсом дискредитировавшего себя маоизма. В сентябре 1980 Хуа уступил свои полномочия премьера Чжао Цзыяну, а в июне 1981 был смещен и с поста председателя ЦК КПК, который занял Ху Яобан. Тем не менее Хуа Гофэн оставался членом ЦК КПК до октября 1997.

ХУАН I

ХУАН I (Juan I)

(1350-1395), король Арагона, сын Педро IV и его третьей жены Элеоноры Сицилийской, родился в Перпиньяне 27 декабря 1350. С юных лет Хуан обнаружил пристрастие к Франции и к французской цивилизации. Две его жены были француженками, а франкофильская политика привела к прямому конфликту с отцом, который склонялся в Столетней войне на сторону англичан. В 1387, когда Хуан стал королем, его профранцузская политика привела к неблагоприятным последствиям. Музыка, образование, поэзия и медицина при дворе Хуана процветали, но эти занятия отвлекали его от нараставшего в стране кризиса. Экономический упадок, социальные противоречия, возобновлявшаяся эпидемия чумы предвещали конец Барселонской династии. Умер Хуан 16 мая 1395.

ХУАН II

ХУАН II (Juan II)

(1398-1479), король Арагона и Наварры. Хуан, сын Фердинанда Антекеры, избранного в 1412 королем Арагона под именем Фердинанда I, родился в Медина-дель-Кампо. С 1416 Хуан управлял обширными родовыми поместьями в Кастилии, а с 1436 был в отсутствие брата Альфонса V наместником Арагона и Валенсии. Его происки, связанные со стремлением подчинить также и Кастилию, дважды приводили к войне Арагона и Кастилии. Наконец, в 1445 Хуан потерпел при Ольмедо решительное поражение от Альваро де Луна, наместника Кастилии при слабодушном короле Хуане II (тезке короля Арагона). Хуан взошел на трон Арагона после смерти брата в 1458, унаследовав и Неаполитанское королевство. Он вверг в темницу своего сына Карла Вианского, популярного среди каталонцев наследника Наварры, что послужило поводом для восстания в Каталонии (1462-1472), с которым Хуану удалось справиться ценой больших усилий, пожертвовав ради помощи от Франции Руссильоном и Серданьей. Величайшее достижение Хуана - заключенный в 1469 брак его сына Фердинанда с Изабеллой, наследницей Кастилии, приведший в итоге к объединению двух государств и возникновению Испании. Хуан умер в 1479, оставив Арагон в разорении.

ЛИТЕРАТУРА

Варьяш А.О. Португальско-кастильские отношения в ХV веке. - В сб.: Проблемы испанской истории. М., 1987

ХУАН АВСТРИЙСКИЙ

ХУАН АВСТРИЙСКИЙ (Don Juan de Austria)

(1545-1578), испанский военный деятель, известный в Испании как Дон Хуан Австрийский. Незаконнорожденный сын Карла V, императора Священной Римской империи, Хуан родился в Регенсбурге 24 февраля 1545. Пять лет спустя его перевезли в Испанию и поселили в замке Луиса де Кияда близ Вальядолида. Когда в 1556 Карл умер, Хуан, согласно завещанию, был признан его сыном, а в 1559 его признал и единокровный брат Филипп II, король Испании, который присвоил Хуану титул принца и позволил обосноваться в Мадриде. Избрав военную карьеру, Хуан встал во главе эскадры, воевавшей против алжирских пиратов, а в 1570 командовал армией, посланной против восставших в Гранаде мавров. Когда Испания, Венеция и Ватикан образовали Священную лигу, Хуан командовал объединенным христианским флотом, который 7 октября 1571 разгромил турецкую эскадру при Лепанто (совр. Нафпактос, Греция), развеяв миф о непобедимости турок. Хуан надеялся создать в Греции независимое королевство и стать его государем, но его успехи вызвали зависть брата Филиппа, который отказался одобрить эти планы. Впоследствии Хуан захватил у турок город Тунис (1573), намереваясь стать здесь правителем, но Филипп помешал и этому, а год спустя турки отвоевали город. В 1576 Хуан был назначен генерал-губернатором Нидерландов - в надежде, что ему удастся подавить восстание голландцев против испанского правления, однако на поприще дипломатии его переиграл Вильгельм Оранский, вождь голландских мятежников. Он убедил Хуана согласиться на условия соглашения, названного Гентским умиротворением (подписано 8 ноября 1576), в качестве основы для дальнейших переговоров, которые затем постоянно затягивались. Однако через полгода Хуан неожиданно отказался от своих уступок. Получив подкрепление, он начал наступление на голландских повстанцев и 31 января 1578 при Жамблу нанес им поражение. Воспользоваться плодами этой победы Хуану вновь не дал Филипп, не приславший вовремя необходимых подкреплений. Зловещим знаком для Хуана явилось и убийство его секретаря Хуана де Эскобедо, в котором были основания подозревать короля. Летом, в период вынужденного бездействия, Хуан заразился лихорадкой и умер близ Намюра 1 октября 1578.

ХУАН ДЕ ЛА КРУС

СВ. (Juan de la Cruz) (1542-1591), испанский мистик и поэт. Родился в кастильской деревушке Фонтиверос в Авиле в 1542 в семье торговца шелком. При крещении получил имя Хуан де Йепес-и-Альварес. В детстве Хуан не обнаружил желания пойти по стопам отца; прослужив несколько лет санитаром в больнице, вступил в кармелитский орден. До 1567 изучал теологию в Саламанкском университете, после чего принес монашеские обеты. Годом позже встретился с кармелитской монахиней, прославившейся впоследствии как св. Тереза Авильская. Под ее руководством основал первый монастырь "босоногих кармелитов" в Дурвело. К нему присоединились другие, и св. Хуану, как и св. Терезе, пришлось столкнуться с жестокой и решительной оппозицией со стороны членов ордена, которые предпочитали жить по менее строгому уставу. В 1577 группа таких монахов вместе с поддерживающими их мирянами захватила его в его келье в Авиле и заточила на восемь месяцев в тюрьме в Толедо. Там его избивали, морили голодом и держали в одиночном заточении, пока ему не удалось бежать. В 1580 реформаторы, наконец, одержали победу: Филипп II учредил особую провинцию для новых кармелитских монастырей. Св. Хуан занимал высокие посты в реформированном ордене. Умер св. Хуан в Убеде 14 декабря 1591. Сочинения св. Хуана включают ряд прозаических произведений на вероучительные темы и несколько стихотворений, три из них - Живое пламя любви (Llama de amor viva), Темная ночь души (Noche oscura del alma) и Духовная песнь (Cntico espiritual) - являют собой высочайшие образцы мистической лирики. Богословские сочинения св. Хуана тесным образом связаны с его поэзией и зачастую представляют собой построчный комментарий к отдельным стихотворениям. Так, Восхождение на гору Кармель (Subida del monte Carmelo, 1578-1583) - это разъяснение первых двух строк из Темной ночи. Позднее (в 1579) было написано богословское толкование полного текста того же стихотворения, а затем и толкования двух других стихотворений. Это преднамеренное и последовательное соотнесение мистического учения с духовными поэмами указывает на то, что св. Хуан рассматривал свою собственную поэзию прежде всего как систему символических образов, где каждое слово заимствовано из тайного языка мистической теории и практики и должно истолковываться в мистическом смысле. Духовная песнь была опубликована во французском переводе в 1622, т.е. на пять лет раньше, чем на кастильском диалекте, но только в начале 20 в. не только узкий круг верующих и знатоков поэзии, но и весь испаноязычный мир по достоинству оценил красоту поэзии св. Хуана.

ХУАН ЦЗУНСИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУАРЕС БЕНИТО ПАБЛО

БЕНИТО ПАБЛО ХУАРЕС

БЕНИТО ПАБЛО ХУАРЕС

(Juares, Benito Pablo) (1806-1872), президент Мексики в 1858-1872. Родился в бедной семье индейцев сапотеков 21 марта 1806 в Сан-Пабло-Гелетао (шт. Оахака). Окончил духовную семинарию в Оахаке, с 1827 изучал юриспруденцию в Институте искусств и наук Оахаки и в 1833 получил степень бакалавра. Хуарес быстро поднимался по служебной лестнице: в 1842 стал адвокатом в Верховном суде штата, в 1846 - депутатом в конгрессе, а в 1847 - губернатором штата Оахака. На этом посту Хуарес провел ряд либеральных реформ. За выступления против диктатора Санта-Аны Хуарес был подвергнут заключению, а в 1853 выслан из страны. В 1854 с началом революции вернулся в Мексику и примкнул к либералам. После свержения диктатора стал министром юстиции и культов в правительстве Альвареса; разработал ряд либеральных законов, закрепленных в новой конституции 1855. Эти реформы вызвали мятеж консерваторов в 1858. Преемник Альвареса Комонфорт покинул страну, и бремя президентской власти легло на Хуареса, председателя Верховного суда и вице-президента. Поскольку столица страны находилась в руках мятежников, Хуарес перевел правительство в Веракрус. В 1859 США признали Хуареса президентом Мексики. В том же году он принял законы об отделении церкви от государства и существенном ограничении церковных привилегий. Гражданская война продолжалась до 1861, когда либералы взяли столицу и Хуарес был избран президентом. Государственная казна была пуста, и Хуарес постановил отсрочить на два года платежи по иностранным долгам. Англия, Испания и Франция тут же заключили военный союз, в декабре 1861 высадили десант в Мексике и захватили Веракрус. В ответ на мирные инициативы мексиканского правительства испанцы и англичане в апреле вывели войска из страны, но французы продолжили интервенцию и в 1863 генерал Базен вошел в столицу. По приказу Наполеона III французы установили в стране монархию, посадив на трон австрийского эрцгерцога Максимилиана Габсбурга. Хуарес и его правительство нашли убежище на севере страны, не имея ни средств, ни армии для сопротивления оккупантам. Правительство Максимилиана вскоре показало свою несостоятельность, а в 1867 по требованию США Франция вынуждена была вывести свои войска из Мексики. В июле 1867 Хуарес возвратился в столицу. Максимилиан бежал, был схвачен в Керетаро и расстрелян 19 июня 1867. Хуарес был вновь избран президентом в августе 1867 и переизбран еще на один срок в 1871.

Умер Хуарес 18 июля 1872.

ЛИТЕРАТУРА

Лаврецкий И. Хуарес. М., 1969 Гордин Я. Три войны Бенито Хуареса. М., 1984 История Латинской Америки, т. 1. М., 1991

ХУБИЛАЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУМПЕРДИНК ЭНГЕЛЬБЕРТ

ХУМПЕРДИНК Энгельберт (Humperdink, Engelbert) (1854-1921), немецкий оперный композитор. Родился 1 сентября 1854 в Зигбурге близ Бонна. Учился в Кельне и Мюнхене, путешествовал по Италии, где в 1881 встретился с Р.Вагнером и был приглашен им в Байройт. Там Хумпердинк помогал Вагнеру в подготовке к изданию партитуры Парсифаля. Учился в Испании и Германии и в 1893 поставил в Веймаре самую удачную свою оперу - Гензель и Гретель (Hnsel und Gretel, на русской дореволюционной сцене - Ваня и Маша) по мотивам сказки братьев Гримм, которая сразу же завоевала признание. Среди сочинений Хумпердинка - музыка к целому ряду драматических пьес, в том числе к драме Рейнхардта Чудо (Das Wunder), и четыре оперы, среди которых - Королевские дети (Knigskinder). Стиль Хумпердинка, испытавший влияние Вагнера, отмечен ярким оркестровым письмом и свежестью мелодики.

Умер Хумпердинк в Нойстрелице 27 сентября 1921.

ХУН ЖЭНЬГАНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУН СЮЦЮАНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУСЕЙН БЕН ТАЛАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУСЕЙН САДДАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЬЮЗ ЛЕНГСТОН

ХЬЮЗ Ленгстон (Hughes, (James) Langston)

(1902-1967), американский писатель. Родился 1 февраля 1902 в Джоплине (шт. Миссури). Рос в различных городах Среднего Запада, по окончании школы был учителем английского языка в Мексике, недолгое время жил в Европе. В 1924 Хьюза, младшего официанта в одном из отелей Вашингтона, открыл поэт В.Линдзи, который помог ему выпустить первую книгу стихов Усталые блюзы (Weary Blues, 1926). Уже завоевав прочную литературную известность, Хьюз довершил образование, окончив в 1929 Линкольновский университет. Помимо стихов, Хьюз оставил чрезвычайно богатое наследие в самых разных жанрах: роман, автобиографическая проза, рассказы, пьесы. Он сотрудничал в газетах, часто публикуя там серии сатирических очерков, в которых главным действующим лицом является чернокожий горожанин Симпл.

Умер Хьюз в Нью-Йорке 22 мая 1967. Большинство стихотворений Хьюза написаны верлибром и содержат узнаваемые картины из жизни. Ритмика его стихов родственна современной музыке - ритмам баллады (В субботу вечером) или блюза. Среди книг Хьюза - сборники стихов Шекспир в Гарлеме (Shakespeare in Harlem, 1942), Монтаж отсроченной мечты (Montage of a Dream Deferred, 1951), Пантера и хлыст (The Panther and the Lash, 1967); пьесы Мулат (Mulatto, 1935) и Черное Рождество (Black Nativity, 1961); автобиографии Большое море (The Big Sea, 1940), Брожу по свету и удивляюсь (I Wonder as I Wander, 1956); роман Смех сквозь слезы (Not Without Laughter, 1930); сборник рассказов Смеяться, чтобы не плакать (Laughing to Keep From Crying, 1952). Истории о Симпле составили книгу Лучшее о Симпле (The Best of Simple, 1961).

ЛИТЕРАТУРА

Ленгстон Хьюз. Библиографический указатель. М., 1964 Хьюз Л. Стихи. М., 1977

ХЬЮЗ ТЕД

ХЬЮЗ Тед (Hughes, Ted)

(1930-1998), английский поэт. С 1984 - поэт-лауреат. Эдвард Джеймс Хьюз родился 17 августа 1930 в Майтолмройде (графство Йоркшир). В 1954 окончил Пембрук-колледж Кембриджского университета. Некоторое время с женой, поэтессой Сильвией Платт, жил в США, затем вернулся в Великобританию, где в 1959 получил от Кембриджского университета степень магистра искусств. В последующие годы активно занимался литературной деятельностью: лектор и редактор, переводчик и эссеист, автор рассказов, пьес, оперного либретто и книг для детей. В анималистских стихах, составивших его ранние сборники Ястреб под дождем (The Hawk in the Rain, 1957), Луперкалии (Lupercal, 1960) и Леший (Wodwo, 1967), изображая ястреба, ягуара, щуку и буйвола, воссоздал буйство естественной жизни природы. Стихи отличает четкость изобразительного ряда и ритмического строя. В поэме Ворона (Crow, 1970) мифологизированный центральный образ, подобно ворону эскимосских легенд, - первое сотворенное существо на Земле, несущее в себе дух отрицания. Поэма Проделки (Gaudete, 1977) знаменовала обращение поэта к повествовательному жанру, описывая борьбу и страсти человеческого сообщества. Стихотворение Муртаун (букв. трясина; Moortown, 1979) - поэтическая хроника трудов земледельца; Остатки Элмета (Remains of Elmet, 1979) воскрешает родные поэту пеннинские пейзажи; Река (River, 1983) воспроизводит стиль ранней натурфилософской лирики Хьюза. Сельские типы, гротескные образы, склонность к мифотворчеству, восславление природных стихий ставят Хьюза в один ряд с ведущими романтическими поэтами. Написанные в должности поэта-лауреата "монархические" стихи вошли в сборник Волшебство и другие лауреатские стихотворения (Rain-Charm for the Duchy and other Laureate Poems, 1992). Умер Хьюз в своем доме в графстве Девоншир 28 октября 1998.

ЛИТЕРАТУРА

Хьюз Т. Стихотворения. - В кн.: Из современной английской поэзии. М., 1976

ХЬЮЗ УИЛЬЯМ МОРРИС

ХЬЮЗ Уильям Моррис (Hughes, William Morris)

(1864-1952), австралийский политический деятель. Родился 25 сентября 1964 в Ллансантффрейде (графство Монтгомеришир, Уэльс). Образование получил в местной школе и в Вестминстере. Переехал в Австралию. С 1884 избирался на несколько сроков подряд в парламент Нового Южного Уэльса, а затем - в первый парламент страны. Хьюз был профсоюзным организатором и до 1914 работал в администрации ряда профсоюзов. В 1908-1909, 1910-1913 и 1914-1921 занимал пост генерального прокурора. В октябре 1915, после ухода Фишера в отставку, стал премьер-министром. Будучи премьером в годы Первой мировой войны, Хьюз пытался ввести всеобщую воинскую повинность, но все его попытки потерпели провал. Принял деятельное участие в Парижской мирной конференции 1919. На фоне стремительного падения популярности после возвращения из Европы Хьюз утратил и политическую власть, проиграв выборы в феврале 1923. Во время Второй мировой войны занимал ряд государственных постов - генерального прокурора (1939-1941), министра военно-морского флота (1940-1941) и члена Консультативного военного совета (1944-1945). Умер Хьюз в Сиднее 27 октября 1952.

ХЬЮСТОН ДЖОН

ХЬЮСТОН Джон (Huston, John) (1906-1987), американский режиссер, актер, сценарист и продюсер. Родился 5 августа 1906 в Неваде (шт. Монтана) в семье актера. В молодости занимался живописью, журналистикой, разведением лошадей, затем обосновался в Голливуде, играл эпизодические роли и работал ассистентом режиссера по диалогам. В 1930-е годы изучал живопись в Париже, играл в театре, был редактором журнала в Нью-Йорке и лишь к началу 1940-х годов определился как сценарист, завоевав известность фильмами Иезавель (Jezebel, 1938), Высокая Сьерра (High Sierra, 1941) и Сержант Йорк (Sergeant York, 1941). В 1941 дебютировал как режиссер, экранизировав мистический детектив Д.Хэммета Мальтийский сокол (The Maltese Falcon). Спустя год начал работать в кинематографической службе армии США. Его документальные фильмы Битва под Сан-Пьетро (The Battle of San Pietro, 1945) и Да будет свет! (Let There Be Light, 1946) отнесены к числу лучших лент, снятых во время Второй мировой войны. Возобновив карьеру режиссера игрового кино, Хьюстон достиг высших ступеней известности и успеха. Фильм Сокровище Сьерра-Мадре (The Treasure of the Sierra Madre, 1948) был удостоен премий "Оскар" за лучший сценарий и за режиссуру. За ним последовали Ки-Ларго (Key Largo, 1948), грустная мелодрама с Х.Богартом и Л.Бокол в главных ролях, и политический боевик Мы были чужими (We were Strangers, 1949). Среди фильмов 1950-х годов выделяются гангстерская история Асфальтовые джунгли (The Asphalt Jungle, 1950), экранизация романа С.Крейна Алый знак доблести (The Red Badge of Courage), оригинальная приключенческая драма Африканская королева (The African Queen, 1951), фильм об А.Тулуз-Лотреке Мулен-Руж (Moulin Rouge) и картина о странном романе моряка и монахини Бог его знает, мистер Эллисон (Heaven Knows, Mr. Allison, 1957). В дальнейшей творческой биографии Хьюстона выделяются картины Неприкаянные (The Misfits, 1961), Ночь игуаны (The Night of the Iguana, 1965; по Т.Уильямсу), Сытый город (Fat City, 1972), Человек, который хотел быть царем (The Man Who Would Be King, 1975; по Р.Киплингу), Честь семьи Прицци (Prizzi's Honor, 1985) и Мертвец (The Dead, 1987; по Дж.Джойсу). В 1960-х годах Хьюстон возобновил свою актерскую карьеру, заслужив высокую оценку критики за яркую игру в фильмах Кардинал (The Cardinal, 1963), Чайнатаун (Chinatown, 1974), Ветер и лев (The Wind and the Lion, 1975). В 1985 он был удостоен премии Американского киноинститута "За выдающиеся достижения в киноискусстве". Умер Хьюстон в Миддлтауне (шт. Род-Айленд) 28 августа 1987.

ХЭ ТУ И ЛО ШУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЭЗЛИТТ УИЛЬЯМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЭЛЛАМ ГЕНРИ

ХЭЛЛАМ Генри (Hallam, Henry) (1777-1859), английский историк, родился в Виндзоре 9 июля 1777. Получил образование в Итоне и Крайст-Черч-колледже Оксфордского университета, в течение нескольких лет практиковал как юрист. После смерти отца в 1812 Хэллам унаследовал значительное состояние и решил полностью посвятить себя историческим исследованиям. Первой же работой - Рассмотрение состояния Европы в Средние века (A View of the State of Europe During the Middle Ages, 1818) он завоевал научную репутацию, которая была существенно подкреплена выходом труда Конституционная история Англии от Генриха VII до смерти Георга II (Constitutional History of England from the Accession of Henry VII to the Death of George II, 1827), который, несмотря на то, что симпатии автора явно на стороне вигов, является первой серьезной попыткой целостной правовой интерпретации английских политических институтов. Третий труд Хэллама - Введение в европейскую литературу 15, 16 и 17 столетий (Introduction to the Literature of Europe During the 15th, 16th and 17th Centuries, 1838-1839) менее значителен. Умер Хэллам в Пенсхерсте (графство Кент) 21 января 1859.

ХЭППЕНИНГ

ХЭППЕНИНГ (happening), вид театрального представления, в котором событие и действие являются самоцелью, а не частью драматического сюжета. Впервые хэппенинги стали устраивать нью-йоркские художники и скульпторы в начале 1960-х годов. Само название идет от 18 хэппенингов в шести частях (18 Happenings in 6 parts) - представления, показанного Алланом Капровом (A.Kaprow) в "Рубен-Гэллери" в октябре 1959. Зрители, рассаженные в трех смежных выгородках с полупрозрачными стенами, ясно видели происходящее в своем помещении и смутно - в соседних. В каждом из 18 хэппенингов доминировал какой-нибудь один элемент театрального зрелища - музыка, танец, демонстрация слайдов, декламация. Зрителям предлагалось приобщиться к зрелищу "естественным образом", съев апельсин. Смешивание различных театральных элементов и сочетание их с жизненными объектами и явлениями - отличительный признак хэппенинга. Столь же характерно отсутствие сюжета и логической связи между его отдельными частями. Как цвет в абстрактной живописи, эпизоды в хэппенинге соотносятся между собой скорее композиционно или эмоционально, нежели подчиняясь логике. В отличие от пьесы, хэппенинг часто являет несколько образов или театрализованных эпизодов одновременно, причем каждый несет свою собственную "идею". Иногда в хэппенинг включается и актерская игра, но не с целью создать вымышленного героя, действующего в вымышленных обстоятельствах: смысл и цель представления - в нем самом. Подобно лектору, циркачу или футболисту, актер в хэппенинге остается самим собой и в тех же обстоятельствах, что и зрители. Хэппенинги разыгрываются в галереях, на вокзалах, площадях и в прочих местах, не предназначенных для представлений. Могут они ставиться и на обычной сцене. Однако часто упор делается на окружение, обстановку - и тогда ломается стереотип "зритель - сцена". Начиная с 1962 Капров отвергал понятие "зрительская аудитория". Действа, которые он уже тогда называл хэппенингами, разыгрывались исключительно ради самовыражения исполнителей. Основные признаки хэппенинга присутствовали уже в представлении Д.Кейджа (1952) в колледже Блэк-Маунтин, а в 1957 нечто вроде хэппенингов показывал японский коллектив "Гутай". Среди прочих предшественников можно назвать выставки "антиискусства" дадаистов, "живопись действия" абстрактно-экспрессионистского направления, коллажи П.Пикассо и Ж.Брака, сюрреалистические абстрактные композиции (ассамблаж) и современный экспериментальный танец.

ЛИТЕРАТУРА

Бернацкая В. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980 гг. М., 1993

Предыдущая страница Следующая страница