Статьи на букву "Х" (часть 4, "ХОБ"-"ХОТ")
ХОББЕМА Мейндерт (Hobbema, Meindert) (1638-1709), голландский художник; родился 31 октября 1638 в Амстердаме. С 1655 по 1657 учился у Якоба ван Рейсдала в Амстердаме, писал виды лесистых и песчаных местностей к западу от Харлема и в восточных провинциях Нидерландов. Получив в 1668 место акцизного чиновника в муниципалитете, он, по-видимому, на некоторое время оставил занятия живописью. Об их возобновлении свидетельствует одно из самых известных его произведений - картина Аллея в Мидделхарнисе (Лондон, Национальная галерея), написанная, вероятно, в 1689. В пейзажах Хоббемы часто избражены небольшие группы сельских домов, реки, затененные листвой деревьев, водяные мельницы; возможно, в таком выборе мотивов проявилось влияние его учителя, Якоба ван Рейсдала. Влияние это обнаруживается и при сравнении живописной манеры двух художников. Умер Хоббема в Амстердаме 7 декабря 1709. |
ХОГАРТ Уильям (Hogarth, William) (1697-1764), английский художник, иллюстратор, гравер и теоретик искусства. Родился 10 ноября 1697 в Лондоне. Учился в Лондоне у гравера Э.Геймбла. С 1720 Хогарт посещал занятия в Академии Джеймса Торнхилла, в том же году начал самостоятельно работать как профессиональный художник. Первыми работами Хогарта были книжные иллюстрации, в том числе к сатирической поэме Сэмюэла Батлера Гудибрас (1726). Двумя годами позже он начал писать маслом групповые портреты небольшого формата и с тех пор постоянно занимался как живописью, так и гравюрой. В 1730-1731 Хогарт выполнил серию из шести картин, получившую название Карьера проститутки. Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732. Следующая серия гравюр - Карьера мота - была опубликована в 1735, а в 1745 появился знаменитый цикл Модный брак. Затем последовали другие серии, среди которых - Прилежание и леность (1747) и Выборы (4 гравюры, 1755-1758). Хогарт выполнил также множество отдельных гравюр, несколько портретов и ряд исторических картин. В 1753 вышел в свет его трактат Анализ красоты. В 1757 Георг II назначил Хогарта главным живописцем; в этой должности он стал преемником Джона Торнхилла. В 1764 художник выпустил свою последнюю гравюру Конец, или Бездна. Хогарт наблюдал жизнь людей разного материального достатка, принадлежавших ко всем слоям общества; он был не только талантливым портретистом, но и моралистом, и сатириком. В портретной живописи художник был объективен и прямолинеен, что хорошо заметно в Портрете капитана Т.Корема (1740, Лондон, Сиротский приют Корема) и Портрете Саймона Фрейзера, лорда Ловета (1746, Лондон, Национальная портретная галерея). В искусстве Хогарта, несомненно, важное место принадлежит юмору. Так, в двух знаменитых гравюрах 1751 он противопоставил ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином (Переулок Джина), процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву (Улица Пива). Сатирическое изображение жизни эпохи, особенно в сериях Модный брак и Выборы, ставит его в один ряд с великими романистами-сатириками 18 в. ЛИТЕРАТУРА Хогарт У. Анализ красоты. Л. - М., 1958 Герман М.Ю. Хогарт. М., 1971 |
ХОГГ Джеймс (Hogg, James) (1770-1835), шотландский поэт и романист, известный под прозвищем Этрикский пастух, которым он сам назвался. Родившись в 1770 в округе Этрик (Селкерк) на англо-шотландской границе, Хогг прекрасно знал народные баллады и легенды того края, помогал В.Скотту составлять Песни Шотландской границы (1806-1808) и обращался к местным верованиям и фольклору в своем творчестве. Из его поэтических сборников наиболее значительны Горный певец (The Mountain Bard, 1807), Пробуждение королевы (The Queen's Wake, 1813) и Песни (Songs, 1831). Хогг нередко достигал мастерства Р.Бернса и в оригинальных стихах, и в текстах, которые обрабатывал или писал на старинные мелодии. Хогг писал увлекательную прозу, особенно с элементами сверхъестественного, как в Исповеди грешника в свое оправдание (The Confessions of a Justified Sinner, 1824). Весьма занимательна, хотя и полна неточностей, его книга Сэр Вальтер Скотт в кругу семьи (The Domestic Manners and Private Life of Sir Walter Scott, 1834). Умер Хогг на своей ферме Элтрив 21 ноября 1835. |
ХОГСТРАТЕН Самуэл ван (Hoogstraten, Samuel van) (1627-1678), голландский художник, ученик Рембрандта. Отказавшись от драматического стиля своего учителя, он увлекся иллюзионистическим воссозданием реальных предметов и пространства в технике живописи. Хогстратен изготовлял т.н. "волшебные ящики" - коробки с нарисованным внутри на их стенках интерьером голландского дома, с его укромными уголками, альковами и анфиладами комнат, видимых в дверные проемы. Один из таких ящиков находится в Лондонской национальной галерее. Хогстратен родился в Дордрехте 2 августа 1627. Вначале он учился у своего отца, Дирка Хогстратена, а затем работал в мастерской Рембрандта и писал картины на библейские сюжеты, жанровые сцены, портреты и натюрморты. В начале 1650-х годов Хогстратен побывал в Вене и Риме, познакомился с искусством Ренессанса; его особенно заинтересовали сложные пространственные построения и иллюзионистические эффекты, использованные в произведениях итальянских мастеров. После этого он стал писать интерьеры - жанр, в котором работали Фабрициус, де Хоох и Вермер. Вскоре Хогстратен был назначен на пост начальника монетного двора в Дордрехте. Умер Хогстратен в Дордрехте 19 октября 1678. На творчество Хогстратена и других голландских художников первой половины 17 в. оказало значительное влияние изобретение и усовершенствование разнообразных оптических приборов, таких, как камера обскура и телескоп. Как и эти инструменты, "волшебные ящики" являются оптическими приспособлениями, смысл которых заключается в организации самого процесса разглядывания. Зритель, смотрящий через одно из двух отверстий в боковых стенках ящика, видит иллюзорные колоннады, сцены домашнего быта, садик в окне и т.п. Картины Хогстратена, например Вид коридора (Дерхэм-Парк, Англия), так же, как и "волшебные ящики", парадоксальным образом вмещают в себя огромный реальный мир, написанный кистью художника. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ХОДЛЕР Фердинанд (Hodler, Ferdinand Max) (1853-1918), швейцарский живописец и график, родился в Гюрцелене (кантон Берн) 14 марта 1853. В 1871-1876 учился живописи в Женеве у Б.Менна, затем путешествовал по Испании, а в 1892, прежде чем окончательно поселиться в Женеве, работал в течение года в Париже. В 1914 художник подписал протест Швейцарии против разрушения немцами Реймсского собора. Ходлер считается одним из выдающихся швейцарских художников. Его картины по духу близки работам мастеров модерна. Для них характерны монументальность и лаконизм образного строя, ритмическое решение композиции, акцентированные контуры, плавные текучие линии пейзажа. Умер Ходлер в Женеве 20 мая 1918. ЛИТЕРАТУРА Варшавский Л.Р. Фердинанд Ходлер. М., 1980 |
ХОКИНГ Стивен Уильям (Hawking, Stephen William) (р. 1942), английский физик-теоретик. Родился 8 января 1942 в Оксфорде. В 1962 получил степень бакалавра по математике и физике в Юниверсити-колледже Оксфордского университета, а в 1966 - степень доктора философии по прикладной математике и теоретической физике в Кембриджском университете. В 1974 был избран членом Лондонского королевского общества. В 1977 стал профессором гравитационной физики, в 1979 -профессором математики Кембриджского университета. В 1988 за работы по черным дырам вместе с Р.Пенроузом получил премию Фонда Вольфа по физике. Основные работы Хокинга посвящены общей теории относительности, теории тяготения, теоретической астрофизике (гравитационный коллапс, черные дыры). Некоторое время многие ученые считали, что предположение о сверхвысокой плотности материи при зарождении Вселенной может быть неверным, и связано это с идеализированными допущениями теории Большого Взрыва, в частности с гипотезой об однородности. Однако в середине 1960-х годов Хокинг совместно с Пенроузом показал, что даже если Вселенная неоднородна, то, учитывая характер ее расширения на современном этапе эволюции в свете эйнштейновской теории тяготения, приходится сделать вывод, что в прошлом ее плотность была неизмеримо большей. В середине 1970-х годов Хокинг разработал теорию "испарения" черных дыр вследствие квантовых эффектов и рождения пар частиц и античастиц вблизи поверхности черных дыр. Согласно прежней теории черных дыр, эти объекты не могли терять массу. В начале 1980-х годов Хокинг вместе с Дж.Хартлом выдвинул т.н. "предположение об отсутствии границ", позволившее физикам судить о состоянии Вселенной в момент Большого Взрыва. Ранее считалось, что это состояние не поддается анализу. Правильность предположения Хокинга - Хартла вряд ли когда-нибудь удастся проверить, но оно дало специалистам по космологии основу для плодотворных дискуссий и вычислений. Выдающиеся достижения Хокинга тем более замечательны, что с 1962 он поражен тяжелой болезнью - боковым амиотрофическим склерозом и может общаться с людьми лишь с помощью компьютерного речевого синтезатора. Хокинг - автор ряда популярных книг по космологии, в числе которых мировой бестселлер От Большого Взрыва до черных дыр. Краткая история времени (A Brief History of Time: From the Big Bang to Black Holes, 1990), а также издания Черные дыры и вселенные-младенцы и другие эссе (Black Holes and Baby Universes and Other Essays, 1994) и - в соавторстве с Дж.Эллис - Крупномасштабная структура пространства-времени (The Large-Scale Structure of Space-Time, 1975). ЛИТЕРАТУРА Хокинг С., Эллис Дж. Крупномасштабная структура пространства-времени. М., 1977 Хокинг С. От Большого Взрыва до черных дыр. М., 1990 |
ХОКНИ Дэвид (Hockney, David) (р. 1937), английский художник, график, фотограф, сценограф. В своем творчестве он обращается к самым разным стилям, как традиционным, так и новейшим. Хокни родился 9 июля 1937 в Бредфорде (графство Йоркшир), получил образование в Бредфордском художественном колледже и Королевском художественном колледже (1959-1960). Выставки его работ, проходившие в США (1964 и 1965), Лондоне (1970) и других европейских странах (1970 и 1974), создали Хокни репутацию наиболее популярного современного английского художника. Многие свои произведения Хокни создавал в знак преклонения перед мастерами прошлого. Например, в композиции Художник и модель (1974) сам обнаженный Хокни сидит перед Пикассо в качестве модели, напряженно вглядываясь в мастера; в композиции Рассматривая картины на экране (1977) изображен музейный хранитель и художественный критик Хенри Гелдцалер, изучающий воспроизведение четырех картин на экране. В 1982 выставка "Дэвид Хокни - фотограф" в Центре Жоржа Помпиду в Париже и книга Дэвид Хокни: фотографии (David Hockney: photographs, 1982) принесли ему славу ведущего мастера современной фотографии. Большая ретроспективная выставка произведений художника демонстрировалась в 1998 в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Хокни опубликовал два тома мемуаров: Дэвид Хокни (David Hockney by David Hockney, 1977) и Именно таким образом я все это вижу (That's the Way I See It, 1993). |
ХОКОН VII (Haakon VII) (1872-1957), король Норвегии. Второй сын датского наследного принца Фредерика и принцессы Луизы, носил имя Карл. Родился 3 августа 1872 в Копенгагене. Как датский принц получил строгое воспитание, став в 14-летнем возрасте морским кадетом; в 1889 поступил в Морскую офицерскую школу. В июне 1895 женился на принцессе Мод, дочери принца Уэльского, будущего английского короля Эдуарда VII. Во время кризиса унии между Швецией и Норвегией норвежцы обратились к Карлу Датскому с предложением занять норвежский трон. Карл потребовал проведения референдума в пользу сохранения монархии и получил поддержку населения. 8 ноября 1905 норвежский стортинг единогласно избрал Карла королем Норвегии. Карл взял себе древненорвежское имя Хокон (VII), а для своего сына Александра - имя Улаф. Став первым за последние 400 лет королем независимой Норвегии, 23 ноября он отплыл из Копенгагена. 22 июля 1906 Хокон VII и его супруга были коронованы в Тронхейме, древней столице Норвегии. Когда в 1940 в Норвегию вторглись немецкие войска, Карл отказался назначить премьер-министром норвежского нациста В.Квислинга и отступил вместе с армией на север страны. После 62-дневного сопротивления Хокон VII отбыл в Англию вместе с правительством, которое продолжало действовать в эмиграции. После поражения Германии Хокон в 1946 вернулся в Норвегию. Умер Хокон в Осло 21 сентября 1957. ЛИТЕРАТУРА История Норвегии. М., 1974 Монархи Европы. Судьбы династий. М., 1997 |
ХОКСМОР Николас (Hawksmoor, Nicholas) (1661-1736), английский архитектор эпохи барокко. Родился в 1661 в Ноттингемшире, ок. 1679 начал работать в Лондоне в мастерской К.Рена. Сначала под его руководством Хоксмор выполнял чертежи собора св. Павла, а затем возглавлял строительные работы при реконструкции Кенсингтонского дворца и сооружении госпиталя в Гринвиче, где им были построены флигели короля Вильгельма и королевы Анны (ок. 1699). Первая крупная самостоятельная работа Хоксмора - поместье Истон-Нестон в Нортгемтоншире - была начата ок. 1695 и завершена в 1702. Здесь архитектор использовал необычное решение плана и продемонстрировал великолепное знание ренессансной архитектуры. Работа и ученичество у Рена сыграли огромную роль в дальнейшей профессиональной деятельности Хоксмора. Он сотрудничал также с другим выдающимся архитектором этой эпохи, Дж.Ванбру, который спроектировал замки Говард в Йоркшире (начат в 1699) и Бленхейм (начат в 1705). Крупнейшие проекты Хоксмора - общественные здания, постройки для Кембриджского и Оксфордского университетов - в большинстве своем не были осуществлены, однако в Оксфорде он построил северное каре Олл-соулз-колледжа (1715-1730), с живописным готическим фасадом и интерьерами в классическом стиле, и т.н. Старый Кларендон. Стремление к разнообразию особенно ярко проявились при строительстве лондонских церквей: Сент Энн в районе Лаймхаус, Христа в Спайталфилдз, Сент Джордж в Блумсбери и Сент Мэри в Вулноте, а также "готических" башен Вестминстерского аббатства. Умер Хоксмор в Лондоне 25 марта 1736. ЛИТЕРАТУРА Всеобщая история архитектуры, т. 7. М., 1969 |
ХОКУСАЙ Кацусика (Hokusai, Katsushika) (1760-1849), японский гравер и рисовальщик. Родился в Эдо (Токио) 21 октября 1760, умер там же 10 мая 1849. Был подмастерьем у резчика гравюр по дереву Накаяма Тэцусон, затем учился у Кацукава Сюнсе, работавшего в жанре "укие-э". Этот жанр возник в 17 в., его предметом было изображение сцен повседневной жизни. Хокусай работал под разными именами, подражал многим стилям и около 1800 принял то имя, под которым широко известен в настоящее время. Он выработал собственный индивидуальный стиль, оживил приходившую в упадок традицию "укие-э", обогатив ее изображениями пейзажей. Живой и разнообразный стиль Хокусая отличается простотой и монументальностью. Мастер обладал прекрасным умением передавать движение. Всего он создал ок. 30 тыс. гравюр и рисунков и более 500 иллюстраций. Среди его лучших произведений - серии ксилогравюр: 36 видов горы Фудзи (1833-1829), Знаменитые мосты (1827-1830), Путешествие по водопадам страны (1827-1833), Поэты Китая и Японии (1830). Энергия и юмор жанровых произведений, тонкость пейзажей сделали Хокусая одним из самых известных японских художников в Европе. Его творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца 19 - начала 20 в. КАЦУСИКА ХОКУСАЙ. ВОЛНА В КАНАГАВЕ. Гравюра. КАЦУСИКА ХОКУСАЙ. МОСТ КИНТАИ В СУХО. Гравюра. ЛИТЕРАТУРА Воронова Б.Г. Кацусика Хокусай. М., 1975 |
ХОЛДЕЙН Джон Скотт (Haldane, John Scott) (1860-1936), английский физиолог. Родился 3 мая 1860 в Эдинбурге. Учился в Эдинбургской академии, а также в Эдинбургском и Йенском университетах. В 1884 получил степень доктора медицины. С 1887 работал на кафедре физиологии Оксфордского университета сначала ассистентом, а затем профессором. В 1897 был избран членом Лондонского королевского общества, в 1905 - членом совета Нью-колледжа Оксфордского университета. Руководил физиологическими лабораториями в Донкастере (с 1912) и Бирмингеме (с 1921). Холдейн - один из создателей учения о дыхании человека в норме и патологии, о его регуляции и роли в этом процессе углекислого газа. Он исследовал токсическое действие окиси углерода, разработал методы борьбы с отравлением этим газом. Впервые определил состав альвеолярного воздуха у человека с помощью созданного им газоаналитического аппарата (аппарат Холдейна). В 1911 возглавил высокогорную экспедицию на пик Пайкс (шт. Колорадо), положившую начало исследованиям по приспособлению организма к экстремальным условиям. Занимался вопросами охраны труда шахтеров, изучал влияние влажности воздуха на переносимость организмом высоких температур. Исследовал взаимодействие между дыханием и кровообращением, определял минутный объем при мышечной деятельности. Разработал новый метод декомпрессии водолазов, создал основы профилактики кессонной болезни. В 1933 участвовал в создании и испытании первого высотного скафандра. Результаты своей научной деятельности Холдейн обобщил в книге Дыхание (Respiration, 1935), которую написал на основе лекций, прочитанных в Йельском университете. Среди других его трудов - Методы анализа воздуха (Methods of Air Analysis, 1912; 2-е изд. совместно с И.Грэхемом, 1934); Организм и окружающая среда на примере физиологии дыхания (Organism and Environment as Illustrated by the Physiology of Breathing, 1917); Новая физиология (The New Physiology, 1919); Философские основы биологии (The Philosophical Basis of Biology, 1931). Умер Холдейн в Оксфорде 15 марта 1936. ЛИТЕРАТУРА Холдейн Д.С., Пристли Дж.Г. Дыхание. М. - Л., 1937 |
ХОЛДСВОРТ Уильям Сирл (Holdsworth, William Searle) (1871-1944), английский историк права, родился в Лондоне 7 мая 1871. Получил образование в Далидж-колледже и Нью-колледже Оксфордского университета, был членом совета Сент-Джонс-колледжа в 1897-1922 и его вице-президентом в 1902-1903. Профессор конституционного права Юниверсити-колледжа в Лондоне (1903-1908), лектор по английскому праву Олл-соулз-колледжа (1910-1922) и профессор английского права Оксфордского университета с 1922. В 1922 был избран членом Британской академии, в 1924 прочел курс Крейтоновских лекций в Лондонском университете, в 1927 был награжден Гарвардским университетом медалью Эймса. Холдсворт был возведен в рыцарское достоинство в 1929 и награжден орденом "За заслуги" в 1943. Умер Холдсворт в Оксфорде 2 января 1944. Самый значительный труд Холдсворта - монументальная История английского права (History of English Law, 12 vols., 1922-1938). Он написал также следующие работы: Влияние юридической практики на развитие английской конституции (The Influence of the Legal Profession on the Growth of the English Constitution, 1924); Источники и литература по английскому праву (Sources and Literature of English Law, 1925); Историческое введение в земельное право (Historical Introduction to the Land Law, 1927); Историки англо-американского права (The Historians of Anglo-American Law, 1927) и Творцы английского права (Some Makers of English Law, 1938). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ХОЛИНШЕД Рафаэль (Holinshed, Rafael) (ум. ок. 1580), английский историк. В начале царствования Елизаветы I определился помощником к лондонскому печатнику Р.Вулфу, с 1548 собиравшему материалы для всемирной истории и вселенской космографии. После смерти Вулфа в 1573 продолжил эту работу для нескольких лондонских издателей. Труд под названием Хроники Англии, Шотландии и Ирландии, в четырех частях (The Chronicles of England, Scotlande, and Irelande, in four parts) вышел в 1578 (на титульном листе указан 1577). В его составе описание Англии У.Харрисона и написанная Холиншедом история Англии от Ноя до 1575, а также описания и повествования о Шотландии и Ирландии, переведенные или заимствованные Холиншедом из различных источников. В 1587 вышло пересмотренное и расширенное издание, историческую часть которого Д.Хукер обновил и довел до времени издания. Холиншед писал ясным и простым языком, и хотя он некритически принимал источники и смешивал вымысел с фактами, история представала у него как связный рассказ. Многие исторические сюжеты в пьесах Шекспира и других елизаветинцев почерпнуты из Хроник Холиншеда. |
ХОЛЛ Асаф (Hall, Asaph) (1829-1907), американский астроном. Родился 15 октября 1829 в Гошене (шт. Коннектикут). Непродолжительное время учился в Норфолкской академии (шт. Коннектикут), колледже в Макгровилле (шт. Нью-Йорк), при обсерватории Мичиганского университета. В 1857-1862 работал ассистентом в Гарвардской обсерватории, в 1862-1891 - астрономом-наблюдателем на Морской обсерватории в Вашингтоне. В 1897-1901 преподавал небесную механику в Гарвардском университете. Работы Холла относятся к наблюдательной астрономии. В 1876 он определил период вращения Сатурна, следя за открытым им белым пятном на поверхности планеты. Во время противостояния Марса в 1877 обнаружил спутники Марса, названные впоследствии Деймосом и Фобосом. Наблюдал двойные звезды, в 1892 показал, что два компонента звезды 61 Лебедя составляют физическую пару. Занимался разработкой теории движения планет и их спутников. Руководил несколькими экспедициями для наблюдения полных солнечных затмений. Умер Холл в Аннаполисе (шт. Мэриленд) 22 ноября 1907. |
ХОЛЛ Гренвилл Стэнли (Hall, Granville Stanley) (1844-1924), американский психолог и педагог. Родился в Ашфилде (шт. Массачусетс) 1 февраля 1844. Окончил Уильямс-колледж, Объединенную теологическую семинарию и Гарвардский университет (где в 1878 получил степень доктора философии), учился в нескольких немецких университетах, работая под руководством Вундта, Гельмгольца и других известных экспериментаторов. Несколько лет преподавал в Антиок-колледже, Гарварде и Уильямс-колледже, затем был приглашен на должность профессора университета Джонса Хопкинса, где в 1883 основал первую в Америке психологическую лабораторию. В 1889 Холл стал президентом и профессором психологии университета Кларка. Холл - основатель первого американского психологического журнала, American Journal of Psychology, а также Pedagogical Seminary, первого журнала, посвященного исключительно детскому развитию, и других периодических изданий. Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации (1892-1893), он переизбирался на этот пост в 1923-1924. Среди его работ - Юность (Adolescence, 1904), Молодость (Youth, 1907), Основатели современной психологии (Founders of Modern Psychology, 1912), Нравственность (Morale, 1920), Старение (Senescence, 1922), Жизнь и признания психолога (Life and Confessions of a Psychologist, 1923). На русском языке вышли следующие работы Холла: Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития (1913), Инстинкты и чувства в юношеском возрасте (1913), Эволюция в воспитании чувств природы у детей (1914), Педагогика детского сада (1914), Собрание статей по педологии и педагогике (б/г), Избранные статьи по детской психологии и педагогике (б/г), Очерки по изучению ребенка (1925). Умер Холл в Вустере (шт. Массачусетс) 24 апреля 1924. |
ХОЛЛ Чарлз Мартин (Hall, Charles Martin) (1863-1914), американский инженер-химик. Родился 6 декабря 1863 в Томпсоне (шт. Огайо). Еще будучи студентом Оберлинского колледжа, занялся исследованием свойств алюминия и способов его получения в промышленных масштабах. Для этого он провел электролиз криолитно-глиноземного расплава; результаты экспериментов оказались столь многообещающими, что его отец оборудовал дома лабораторию, чтобы сын мог продолжать свои изыскания. 23 февраля 1886, менее чем через год после окончания колледжа, Холл получил с помощью электролиза первые маленькие слитки алюминия. В 1888 ему удалось наладить сотрудничество с рудообогатительной компанией Питтсбурга. Впоследствии на ее основе была создана компания "Алуминум компани оф Америка", в которой Холл до конца жизни занимал пост вице-президента. Почти одновременно с Холлом аналогичный способ получения алюминия разработал молодой французский химик Поль Эру, причем его электролитическая печь оказалась более производительной, чем у Холла. В тесном сотрудничестве молодые люди усовершенствовали технологический процесс (впоследствии он был назван процессом Холла - Эру), который стал основой современной алюминиевой промышленности. В 1911 Холл был награжден медалью Перкина за достижения в области прикладной химии. Он был главным попечителем Оберлинского колледжа. Умер Холл в Дейтон-Бич (шт. Флорида) 27 декабря 1914. ЛИТЕРАТУРА Беляев А.И. К столетию со дня рождения Эру и Холла. - Цветная металлургия, 1963, № 5 |
ХОЛЛАНД Джон Филип (Holland, John Philip) (1840-1914), американский изобретатель, сконструировавший первую подводную лодку, принятую на вооружение ВМС США. Родился 29 февраля 1840 в Лисканоре (графство Клэр, Ирландия). Получил образование в школах просветительского общества "Христианские братья" в Эннистимоне и Лимерике, с 1858 работал учителем. В 1872 эмигрировал в США; поселился в Патерсоне (шт. Нью-Джерси), учительствовал. Идея создания подводного судна зародилась у Холланда смолоду: он полагал, что с его помощью Ирландия смогла бы одержать победу над Великобританией в будущей войне за независимость. Эскиз первой подводной лодки он выполнил в 1870, но ввиду отсутствия какой-либо финансовой поддержки не смог реализовать свой проект. В 1879 финансировать строительство подводной лодки согласилась группа ирландских эмигрантов из Общества фениев (они намеревались пересечь на этом судне Атлантику и начать войну с Великобританией). Первая боеспособная подводная лодка, названная "Фениан рэм" ("Таран фениев"), была спущена на воду в 1881; ее длина составляла 9,4 м, и в ней уже были заложены все основные принципы остойчивости и управляемости современного подводного корабля. В 1898 Холланд получил заказ на строительство подводной лодки от ВМС США и в 1898 спустил на воду 16-метровую лодку "Холланд", первое подводное судно с бензиновым двигателем внутреннего сгорания для надводного плавания и электродвигателем с питанием от аккумуляторов для плавания под водой. В 1900 ВМС США заказали еще 6 таких лодок, затем заказ пришел и из других стран - Великобритании, России и Японии. Одно из последних изобретений Холланда - респиратор, устройство, позволявшее спастись членам экипажа подводной лодки в случае ее затопления. Умер Холланд в Ньюарке (шт. Нью-Джерси) 12 августа 1914. |
ХОЛМЗ Вильям Генри (Holmes, William Henry) (1846-1933), американский антрополог, родился 1 декабря 1846 близ Кадиса (шт. Огайо). Готовился к профессии учителя, однако благодаря способности к рисованию и увлечению наукой занялся графикой и археологией. В 1872-1889 работал на различных должностях в геологоразведочной службе США, проводившей изыскания в западных штатах страны, и продолжал оставаться на государственной службе большую часть своей жизни в качестве ведущего куратора по антропологии в Национальном музее США (1897-1902; 1910-1920), руководителем Бюро американской этнологии (1902-1909). В 1894-1897 Холмз был ведущим куратором антропологии в музее Филда (Чикаго) и профессором геологии Чикагского университета. В 1920-1932 он - директор Национальной галереи искусства. В конце своего жизненного пути, завершившегося 20 апреля 1933 в Ройял-Оук (шт. Мичиган), был президентом Американской антропологической ассоциации. Холмз сыграл важную роль в известной полемике о возможной корреляции американских и европейских археологических серий, а также о присутствии или отсутствии подлинной культуры эпохи палеолита в Новом Свете. Особенный интерес он проявлял к эстетической стороне тех древних культур, которые исследовал, многие из его публикаций отличаются великолепными иллюстрациями. Из его публикаций выделяются Художественная обработка раковин у древних американцев (Art in Shell of the Ancient Americans, 1883), Древнее искусство провинции Чирики, Колумбия (Ancient Art of the Province Сhiriqui, Colombia, 1888), и Археологические исследования в древних городах Мексики (Archeological Studies Among the Ancient Cities of Mexico, 1895-1897). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ХОЛОДОВИЧ Александр Алексеевич (1906-1977), русский лингвист. Родился 11 (24) мая 1906 в Кронштадте. Окончил Ленинградский университет в 1927, позднее до 1960-х годах преподавал там же, профессор, в 1940-1953 - заведующий кафедрой японской филологии восточного факультета, в 1950-е годы там же заведовал кафедрами корейской и китайской филологии. В 1961-1977 возглавлял группу структурно-типологического изучения языков Ленинградского отделения Института языкознания АН СССР. Умер Холодович в Ленинграде 20 марта 1977. В начале научной деятельности находился под влиянием Н.Я.Марра, затем отошел от его идей. В книге Синтаксис японского военного языка (1937) предложил оригинальную концепцию синтаксиса слова, выявлявшую параллели между структурой слова и структурой предложения. В докторской диссертации Очерки по строю японского языка (1949) впервые рассмотрел многие свойства грамматической структуры этого языка. Автор первой в отечественной науке большой грамматики корейского языка (1954). В работах 1960-1970-х годов Холодович выдвинул идеи типологического изучения грамматической семантики в языках мира, создал получившую широкое признание теорию залога. Под его руководством сложилась ленинградская типологическая школа; в ее рамках начали создаваться коллективные работы, в которых на основе единой концепции описывалось выражение тех или иных грамматических значений в языках разного строя: Типология каузативных конструкций. Морфологический каузатив (1969), Типология пассивных конструкций: диатезы и залоги (1974). Тем самым осуществлялась идея активной грамматики, предложенная Л.В.Щербой. После смерти Холодовича эта деятельность продолжается его учениками (В.С.Храковский, В.П.Недялков и др.). Холодович перевел на русский язык книгу Н.С.Трубецкого Основы фонологии (1960); под его редакцией, с его вступительной статьей и комментариями вышло второе русское издание Кypcа общей лингвистики Ф.де Соссюра (1977). ЛИТЕРАТУРА Холодович А.А. Проблемы грамматической теории. Л., 1979 |
ХОЛСТ Густав Теодор (Holst, Gustav Theodore) (1874-1934), английский музыкант, необычайно оригинальный композитор. Родился 21 сентября 1874 в Челтнеме (графство Глостершир); его отец был пианистом; дед и прадед - композиторами. Семья Холстов - выходцы из Швеции. Холст окончил школу в Челтнеме, затем изучал композицию в лондонском Королевском музыкальном колледже, где осваивал игру на тромбоне. Он намеревался стать пианистом, но этому помешал неизлечимый неврит правой руки. Еще в студенчестве Холст дирижировал "социалистическим хором" в доме У.Морриса и изучал санскрит в Школе восточных языков. Свою профессиональную деятельность начал первым тромбонистом и репетитором оркестра в оперной труппе К.Розы. Начиная с 1903 Холст отдавал большую часть времени преподаванию в школах и вечерних учебных заведениях. Под воздействием Р.Воан-Уильямса (их дружба длилась много лет) он загорелся идеей о возрождении народной английской песни и переиздании старинных (16 в.) английских мотетов, мадригалов, песен с аккомпанементом лютни. Со своими студентами в Морли-колледже он устраивал любительские представления малоизвестных театральных произведений Г.Перселла. В течение Первой мировой войны Холст находился с английскими войсками на Ближнем Востоке, занимаясь там просветительской деятельностью. После войны преподавал композицию в Королевском музыкальном колледже и в Редингском университете; с 1923 отказался от преподавания, решив больше времени посвящать композиции. Однако иногда все же выступал с публичными лекциями и в 1932 вел курс в Гарвардском университете. Первой выдающейся работой Холста как композитора стала короткая камерная опера Савитри (Savitri, 1908), а первым произведением, признанным публикой, - большая симфоническая сюита Планеты (The Planets, 1914-1917). Другие характерные для стиля Холста и часто исполняемые произведения - сюита для струнных (St. Paul's Suite for Strings, 1914), Гимн Иисусу (The Hymn of Jesus, 1917), Ода смерти (Ode to Death, 1917) и музыка к балету Круглый дурак (The Perfect Fool, 1922). Популярность композитора снизилась в середине 1920-х годов: публика была озадачена его Хоровой симфонией (Choral Symphony, 1924). Зрелые произведения позднего периода, такие, как Эгдонская пустошь (Egdon Heath, 1927), Кузнец (Hammersmith, 1930) и Хоровая фантазия (Choral Fantasia), отличаются суровой простотой, которую оценили по достоинству лишь в 1960-е годы. Умер Холст в Лондоне 25 мая 1934. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ХОЛЬБЕРГ Людвиг (Holberg, Ludvig) (1684-1754), норвежско-датский драматург и историк. Родился 3 декабря 1684 в Бергене (Норвегия, в то время часть Дании). Занимает уникальное положение основоположника литературы обеих стран. Исполненная сатиры ироикомическая поэма Хольберга Педер Порс (Peder Paars, 1719-1720) привела его на грань конфликта с властями. В последовавшие шесть лет он написал прославившие его имя комедии, среди них наиболее известны Жестянщик-политик (Den politiske kandestber, 1722), Йеппе с горы (Jeppe p bjerget, 1722), Маскарады (Masquerade, 1724), Хенрик и Пернилла (Henrik og Pernille, 1724). Когда из-за недовольства богобоязненного двора театр закрыли, он написал Похороны датской комедии (Den danske komoedies ligbegngelse, 1727). Хольберг одним из первых использовал датский язык в литературных целях; его комедии были первыми оригинальными пьесами, сыгранными на датском языке. В них Хольберг подвергал осмеянию косность и притворство, царившие в то время, и в целом жизнь и нравы современников. Покинув Данию, Хольберг уехал в Париж. В 1741 в Лейпциге увидело свет его Подземное странствие Николая Клима (Nicolai Klimi iter subterraneum), написанное на латыни, дабы избежать преследования со стороны пиетистских кругов. Норвежский студент Клим, исследуя пещеру близ Бергена, падает в нее и переносится в мир иной. Описание обитателей воображаемых стран, которые посетил Клим, дали Хольбергу прекрасную возможность в полной мере раскрыть свой дар сатирика, высмеяв существовавшие порядки. В последние годы жизни Хольберг написал ряд исторических и биографических произведений. Умер Хольберг в Копенгагене 28 января 1754. ЛИТЕРАТУРА Хольберг Л. Комедии. Л. - М., 1957 Людвиг Хольберг. Биобиблиографический указатель. М., 1970 |
ХОМЕЙНИ Рухолла Мусави (Khomeini, Ruhollah) (1902-1989), иранский религиозный и государственный деятель, лидер революции 1978-1979 против режима шаха Мохаммеда Реза Пехлеви и затем верховный руководитель (вали-е факих) Исламской Республики Иран. Родился в 1902 в небольшом городке Хомейн (Центральный Иран) в семье сейида (потомка шиитского имама) Мустафы Мусави. После смерти отца воспитывался матерью и старшим братом. В 19 лет отправился на учебу в святой город Кум. Преподавал религиозное право и философию, получил признание как Великий аятолла, т.е. авторитетный религиозный лидер с большим числом последователей. В конце 1920-х годов добавил себе имя Хомейни. Хомейни перешел в оппозицию правительству в 1962, когда по указу шаха было ликвидировано условие, чтобы все кандидаты в провинциальные собрания были мусульманами, и свидетели в суде получили право давать присягу не только на Коране, но и на других священных книгах. В 1963 призвал не участвовать в референдуме, который должен был одобрить "белую революцию" шаха. Хомейни осудил нарушение исламских и конституционных принципов, политическое, экономическое и военное господство иностранных держав над Ираном, подавление свободы слова, особенно в отношении духовенства, а также дипломатические, торговые и разведывательные связи правительства с Израилем. В 1963, после антиправительственных беспорядков, Хомейни был арестован и в 1964 выслан из страны. Жил в Турции, затем в городе Неджеф в Ираке, в 1978 переехал во Францию. В 1971 издал свою главную политическую работу Исламская власть, в которой выдвинул идею теократического государства во главе с высшим теологом, знатоком законов. Находясь в изгнании, Хомейни мог более открыто нападать на репрессивный шахский режим, чем противники режима, находившиеся на территории Ирана. В результате он стал символом, а затем лидером антишахской революции. Бегство шаха в США открыло двери для его возвращения в Иран 1 февраля 1979. Хомейни основал исламскую республику, которая бросила вызов США, позволив воинствующим студентам в течение 15 месяцев удерживать в качестве заложников персонал американского посольства в Тегеране. Власть заставила замолчать всех противников шахского режима и навязала населению исламский образ жизни. В 1981-1982 режим Хомейни расправился с вооруженным выступлением леворадикального движения "Моджахедин-е хальк", были сделаны попытки распространить исламскую революцию за пределы Ирана. Война с Ираком, которая началась в 1980, разорив обе страны, закончилась в 1988. Умер Хомейни в Тегеране 3 (4) июня 1989. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ХОНЕККЕР Эрих (Honecker, Erich) (1912-1994), восточногерманский коммунистический лидер и государственный деятель, родился 25 августа 1912 в Саарской области в семье шахтера. В 1926 вступил в Коммунистический союз молодежи, в 1929 - в Коммунистическую партию Германии (КПГ). В 1933, после прихода к власти Гитлера, Хонеккер организовал группу сопротивления в Берлине. В 1935 был арестован по обвинению в государственной измене и приговорен к 10-летнему заключению. После освобождения в конце Второй мировой войны - секретарь по делам молодежи в центральном комитете КПГ, а в 1946 - председатель Союза свободной немецкой молодежи. Хонеккер сыграл важную роль в процессе объединения КПГ и социал-демократов в советской зоне оккупации, что привело к созданию в 1946 Социалистической единой партии Германии (СЕПГ); он был избран в центральный комитет новой партии. С 1958 Хонеккер - член политбюро СЕПГ, а в мае 1971 сменил В. Ульбрихта на посту первого секретаря партии. В октябре 1976 он стал председателем государственного совета, главой Германской Демократической Республики (ГДР). Как и Ульбрихт, Хонеккер был враждебно настроен к Западу. Неприятие им идеи воссоединения Германии выразилось в поправке к конституции, которая была принята в 1974 и содержала положение о ГДР как "социалистическом государстве немецкого народа". Отношение к СССР проявилось в его утверждении, что тесные связи с социалистическим содружеством во главе с СССР - лучшая гарантия безопасности и процветания ГДР. Хонеккер в большей степени, чем его советские наставники, сопротивлялся проведению реформ внутри страны, укрепляя репрессивный режим. 18 октябре 1989 он был вынужден уйти в отставку, а 3 декабря был исключен из СЕПГ. В декабре того же года началось расследование по обвинению его в злоупотреблении властью, коррупции и личном обогащении, но резкое ухудшение здоровья Хонеккера помешало привлечь его к суду. В конце 1990, после объединения Германии обвинения были расширены - Хонеккеру инкриминировалось подстрекательство к убийству: на него возлагалась ответственность за приказ пограничникам стрелять у Берлинской стены в каждого перебежчика при попытке бегства на Запад. В марте 1991 он уехал в Москву и оставался там до июля 1992, пока российское правительство не вернуло его в Берлин. Судебный процесс был отменен из-за ухудшения здоровья обвиняемого. В январе 1993 Хонеккер получил разрешение на выезд в Чили. Умер Хонеккер в Сантьяго (Чили) 29 мая 1994. ЛИТЕРАТУРА Горовая Е. Последняя надежда Эриха Хонеккера. - Новое время, 1992, № 33 Бочарников В.Ю. Первый человек ГДР Эрих Хонеккер. - В сб.: Бывшие "хозяева" Восточной Европы. М., 1995 |
ХООХ Питер де (Hooch, Pieter de) (1629-1684), голландский живописец, мастер бытового жанра. Родился в Роттердаме в 1629, был учеником Николаса Берхема из Харлема. В 1652 он поселился в Делфте, а в 1655 вступил в гильдию св. Луки. В 1660-1661 переехал в Амстердам и прожил там до самой смерти в 1684. Ранние произведения Питера де Хооха - сцены в тавернах, главными участниками которых являются крестьяне и солдаты. С конца 1650-х годов он стал писать опрятные, наполненные светом интерьеры и сцены в двориках с персонажами, занимающимися повседневными делами или развлекающимися. Его интерес к перспективе и пространственной организации композиций, возможно, возник под влиянием произведений делфтских художников, писавших архитектурные виды и церковные интерьеры. Люди, несколько чопорные и почти неподвижные, занимают вовсе не главное место в картинах мастера; они лишь заполняют и оживляют изображенные художником интерьеры. Палитра де Хооха состоит преимущественно из приглушенных коричневых тонов с добавлением основных цветов. Точная выверенность светотеневых и цветовых соотношений усиливает иллюзию пространства и способствует передаче ощущения воздушной среды. Излюбленный композиционный прием де Хооха - вид из окна или через дверной проем на открывающееся позади пространство, другую комнату или дворик. Среди лучших произведений Питера де Хооха - картины Дворик (1658, Лондон, Национальная галерея), Хозяйка и служанка (ок. 1660, С.-Петербург, Эрмитаж), Мать у колыбели (ок. 1660, Берлин - Далем). После переезда в Амстердам около 1660 произведения де Хооха стали более декоративными и эффектными; на них изображены элегантные персонажи в богатых домах. В качестве примера можно привести Семейный портрет (1663, Кливленд, Художественный музей). ЛИТЕРАТУРА Цырлин И. Питер де Хоох. М., 1955 |
ХОПКИНС Джерард Мэнли (Hopkins, Gerard Manley) (1844-1889), английский поэт, один из крупнейших признанных новаторов в литературе 19 в. Родился 28 июля 1844 в Стратфорде (графство Эссекс). В школе в Хайгейте рано обнаружил дарования филолога и поэта. В 1863 поступил в Бейллиол-колледж Оксфордского университета, на последнем курсе принял католичество; окончил университет с особым отличием. 1868 был для него переломным: он сжег свои ранние стихи и стал послушником в ордене иезуитов. Вернулся к поэзии в 1875, создав поэму Крушение "Германии" (The Wreck of Deutschland), первое произведение в характерном для него стиле. После этого он писал мало, и написанное было квинтэссенцией чувства, творческого воображения и синтаксических новшеств. В 1877 был рукоположен в священники-иезуиты. В 1884 утвержден профессором греческой филологии дублинского Юниверсити-колледжа. Умер Хопкинс в Дублине 8 июня 1889. Первое издание его стихотворений, подготовленное поэтом Р. Бриджесом, вышло только в 1918. Вклад Хопкинса в поэзию связан с понятиями "самовитость" и "скачущий ритм". Под первой он понимал своеобразную, неповторимую единичность формы, свойственную всему сущему: в известном смысле все на свете "несогласно, свежо, сокровенно, невиданно" (Пестрая красота), в т.ч. и само стихотворение в его стремлении отразить уникальную самовитость реальности. Скачущий ритм, оказавший огромное влияние на современных поэтов, предполагает в каждой строке четкое количество ударных слогов и произвольное - безударных, так что одни строки выходят короче, а другие длиннее. Достоинство этого ритма в том, что он приближается к темпу взволнованной разговорной речи; недостаток - что он чреват небрежностью стиля. Чтобы избежать этого, Хопкинс прибегал к внутренней и концевой рифме, аллитерации, ассонансу и другим приемам, причем отнюдь не для украшения, но для раскрытия содержания. Скачущий ритм отвечает самовитости, поскольку делает каждое стихотворение единственным в своем размере. Самые значительные стихотворения Хопкинса почти все религиозны и в целом образуют примерно три последовательные группы. В Пестрой красоте природа трактуется как отражение Бога, в Ликовании жатвы красота природы отсылает к возвышенной красоте духа. Поздние стихотворения строятся на противопоставлении природы и человека. В последние годы жизни в Дублине Хопкинс, заглянув в темные глубины души, создал знаменитые "страшные", или дублинские, сонеты. ЛИТЕРАТУРА Хопкинс Д.М. Свинцовое эхо. - В кн.: Английская поэзия в русских переводах: XIV-ХIХ вв. М., 1981 |
ХОПКИНС Фредерик Гоуленд (Hopkins, Frederick Gowland) (1861-1947), английский биохимик, удостоенный в 1929 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с Х.Эйкманом) за работы по изучению витаминов, стимулирующих рост. Родился 20 июня 1861 в Истборне (графство Восточный Сассекс). В возрасте 27 лет, получив небольшое наследство, поступил в медицинскую школу при больнице Гая. Окончил химический (1889) и медицинский (1894) факультеты Лондонского университета, в 1894 получил степень доктора медицины. В 1894-1898 работал химиком-аналитиком в Лондонском госпитале. С 1898 преподавал анатомию и физиологию в Кембриджском университете, где занимался также исследованиями по физиологической химии. В 1914 стал первым профессором биохимии в Кембридже. Основные научные исследования Хопкинса посвящены метаболизму белков и биохимии питания. В 1911 он опубликовал свою знаменитую работу о "дополнительных" факторах питания, как тогда назывались витамины. В 1907 установил (совместно с У.Флетчером), что сокращение мышц сопровождается образованием в них молочной кислоты. Занимался исследованием метаболизма углеводов. В 1921 открыл глутатион - трипептид, состоящий из остатков глицина, цистина и глутаминовой кислоты и играющий важную роль в окислительно-восстановительных процессах в клетке. С помощью цветовой реакции на белки открыл аминокислоту триптофан (совместно с Д. Коулом). Выдвинул концепцию неполноценных белков и незаменимых аминокислот. Выдающийся талант Хопкинса как экспериментатора привлек в его лабораторию в Кембридже целую плеяду молодых исследователей; многие из его учеников стали выдающимися учеными. В 1925 Хопкинс был возведен в рыцарское достоинство, в 1926 - награжден медалью Копли Королевского общества, в 1931 избран президентом Королевского общества, а в 1935 получил орден "За заслуги". Умер Хопкинс в Кембридже 16 мая 1947. ЛИТЕРАТУРА Функ К. Витамины, их значение для физиологии и патологии. М., 1922 Кретович В. Л. Фредерик Гоуленд Гопкинс. - Биохимия, т. 26, 1961 |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Хореография - это искусство сочинения танца. Данный термин был впервые использован ок. 1700 в его буквальном значении - нотации или стенографической записи танцевальных па. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к замыслу постановщика танцев, своего рода программе балета, и даже шире - к танцевальному искусству в целом. Неизвестно, когда возникла первая система записи танца. Некоторые ученые полагают, что уже древние египтяне пытались записывать иероглифами танцевальные движения, но более или менее достоверные сведения об этом относятся к нашей эре. Первые нотации танца появилась ок. 1700, когда было введено понятие планов сценической площадки. В 19 в. танцовщик и хореограф Артур Мишель Сен-Леон опубликовал трактат о "стенохореографии", основные положения которого были развиты впоследствии немецким педагогом Фридрихом Альбертом Цорном: для записи танца здесь использовались условные схематические фигурки, обозначающие разные позиции. В начале 20 в. появилось множество новых систем, из которых наиболее жизнеспособными оказались системы Рудольфа Бенеша и Рудольфа фон Лабана. Последняя затем получила название "лабан-нотация", а система Бенеша (1956) стала называться "хореологией". В ней пятилинейный стан для записи движений (с помощью условных обозначений положений частей тела по отношению к сценическому пространству) помещается под нотным станом. Достоинство системы Лабана (описанной в книге Кинетография, 1928) заключается в попытке создать простой и логичный метод, пригодный для фиксации танца любого стиля, а также в точности и лаконичности системы, в употреблении условных знаков, вызывающих зрительные ассоциации с рисунком движений, в способности этой системы показывать пространственные соотношения танцовщиков и в акценте на связности, непрерывности движения. В лабан-нотации применяется вертикальное письмо со специальными столбцами для каждой части туловища. С помощью этой нотации могут фиксироваться как временная последовательность движений, так и их направление и амплитуда. В Израиле предпочитают метод Эшкола, сконцентрированного на движении как таковом, без учета стилистических или эмоциональных факторов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ХОРНИ Карен (Horney, Karen) (1885-1952), психиатр и психоаналитик, родилась в Гамбурге (Германия) 16 сентября 1885. Степень доктора медицины получила во Фрайбургском университете в 1913, преподавала в Берлинском психоаналитическом институте (1920-1932). Перехав в Соединенные Штаты в 1932, стала одним из руководителей Чикагского психоаналитического института, где оставалась до 1934. В 1941 основала Американский психоаналитический институт, который возглавляла до самой смерти. В отличие от Фрейда, стремившегося связать происхождение неврозов с детской сексуальностью, Хорни настаивала на необходимости знать "существующие в настоящем бессознательные тенденции, их функции и взаимосвязь с другими, актуальными в данный момент, тенденциями, - импульсами, страхами, защитными механизмами". Согласно Хорни, все неврозы порождены тем, что она именовала "базисной тревогой", уходящей корнями в дефицит любви и уважения в детстве. У ребенка, который никогда не ощущал подлинного тепла и привязанности, будет развиваться "реакция ненависти" - подозрительное или недоброжелательное отношение к родителям и всем окружающим. Поскольку малыш зависит от взрослых, его враждебность вытесняется и переживается как тревога. Если более благоприятный опыт не сформируется, такой ребенок не только сам останется в тревожном состоянии, но и начнет проецировать свою тревогу на внешний мир. Хорни развивала эти идеи в следующих работах: Невротическая личность нашего времени (The Neurotic Personality of Our Time, 1937), Новые пути в психоанализе (New Ways in Psychoanalysis, 1939), Самоанализ (Self-Analysis, 1942), Наши внутренние конфликты (Our Inner Conflicts, 1945), Неврозы и развитие человека (Neurosis and Human Growth, 1950). Умерла Хорни в Нью-Йорке 4 декабря 1952. ЛИТЕРАТУРА Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ. М., 1993 Хорни К. Женская психология. СПб, 1993 |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |