Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Х" (часть 4, "ХОБ"-"ХОТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 4, "ХОБ"-"ХОТ")

ХОББЕМА МЕЙНДЕРТ

ХОББЕМА Мейндерт (Hobbema, Meindert)

(1638-1709), голландский художник; родился 31 октября 1638 в Амстердаме. С 1655 по 1657 учился у Якоба ван Рейсдала в Амстердаме, писал виды лесистых и песчаных местностей к западу от Харлема и в восточных провинциях Нидерландов. Получив в 1668 место акцизного чиновника в муниципалитете, он, по-видимому, на некоторое время оставил занятия живописью. Об их возобновлении свидетельствует одно из самых известных его произведений - картина Аллея в Мидделхарнисе (Лондон, Национальная галерея), написанная, вероятно, в 1689. В пейзажах Хоббемы часто избражены небольшие группы сельских домов, реки, затененные листвой деревьев, водяные мельницы; возможно, в таком выборе мотивов проявилось влияние его учителя, Якоба ван Рейсдала. Влияние это обнаруживается и при сравнении живописной манеры двух художников. Умер Хоббема в Амстердаме 7 декабря 1709.

ХОГАРТ УИЛЬЯМ

ХОГАРТ Уильям (Hogarth, William)

(1697-1764), английский художник, иллюстратор, гравер и теоретик искусства. Родился 10 ноября 1697 в Лондоне. Учился в Лондоне у гравера Э.Геймбла. С 1720 Хогарт посещал занятия в Академии Джеймса Торнхилла, в том же году начал самостоятельно работать как профессиональный художник. Первыми работами Хогарта были книжные иллюстрации, в том числе к сатирической поэме Сэмюэла Батлера Гудибрас (1726). Двумя годами позже он начал писать маслом групповые портреты небольшого формата и с тех пор постоянно занимался как живописью, так и гравюрой. В 1730-1731 Хогарт выполнил серию из шести картин, получившую название Карьера проститутки. Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732. Следующая серия гравюр - Карьера мота - была опубликована в 1735, а в 1745 появился знаменитый цикл Модный брак. Затем последовали другие серии, среди которых - Прилежание и леность (1747) и Выборы (4 гравюры, 1755-1758). Хогарт выполнил также множество отдельных гравюр, несколько портретов и ряд исторических картин. В 1753 вышел в свет его трактат Анализ красоты. В 1757 Георг II назначил Хогарта главным живописцем; в этой должности он стал преемником Джона Торнхилла. В 1764 художник выпустил свою последнюю гравюру Конец, или Бездна. Хогарт наблюдал жизнь людей разного материального достатка, принадлежавших ко всем слоям общества; он был не только талантливым портретистом, но и моралистом, и сатириком. В портретной живописи художник был объективен и прямолинеен, что хорошо заметно в Портрете капитана Т.Корема (1740, Лондон, Сиротский приют Корема) и Портрете Саймона Фрейзера, лорда Ловета (1746, Лондон, Национальная портретная галерея). В искусстве Хогарта, несомненно, важное место принадлежит юмору. Так, в двух знаменитых гравюрах 1751 он противопоставил ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином (Переулок Джина), процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву (Улица Пива). Сатирическое изображение жизни эпохи, особенно в сериях Модный брак и Выборы, ставит его в один ряд с великими романистами-сатириками 18 в.

ЛИТЕРАТУРА

Хогарт У. Анализ красоты. Л. - М., 1958 Герман М.Ю. Хогарт. М., 1971

ХОГГ ДЖЕЙМС

ХОГГ Джеймс (Hogg, James)

(1770-1835), шотландский поэт и романист, известный под прозвищем Этрикский пастух, которым он сам назвался. Родившись в 1770 в округе Этрик (Селкерк) на англо-шотландской границе, Хогг прекрасно знал народные баллады и легенды того края, помогал В.Скотту составлять Песни Шотландской границы (1806-1808) и обращался к местным верованиям и фольклору в своем творчестве. Из его поэтических сборников наиболее значительны Горный певец (The Mountain Bard, 1807), Пробуждение королевы (The Queen's Wake, 1813) и Песни (Songs, 1831). Хогг нередко достигал мастерства Р.Бернса и в оригинальных стихах, и в текстах, которые обрабатывал или писал на старинные мелодии. Хогг писал увлекательную прозу, особенно с элементами сверхъестественного, как в Исповеди грешника в свое оправдание (The Confessions of a Justified Sinner, 1824). Весьма занимательна, хотя и полна неточностей, его книга Сэр Вальтер Скотт в кругу семьи (The Domestic Manners and Private Life of Sir Walter Scott, 1834).

Умер Хогг на своей ферме Элтрив 21 ноября 1835.

ХОГСТРАТЕН САМУЭЛ ВАН

ХОГСТРАТЕН Самуэл ван (Hoogstraten, Samuel van)

(1627-1678), голландский художник, ученик Рембрандта. Отказавшись от драматического стиля своего учителя, он увлекся иллюзионистическим воссозданием реальных предметов и пространства в технике живописи. Хогстратен изготовлял т.н. "волшебные ящики" - коробки с нарисованным внутри на их стенках интерьером голландского дома, с его укромными уголками, альковами и анфиладами комнат, видимых в дверные проемы. Один из таких ящиков находится в Лондонской национальной галерее. Хогстратен родился в Дордрехте 2 августа 1627. Вначале он учился у своего отца, Дирка Хогстратена, а затем работал в мастерской Рембрандта и писал картины на библейские сюжеты, жанровые сцены, портреты и натюрморты. В начале 1650-х годов Хогстратен побывал в Вене и Риме, познакомился с искусством Ренессанса; его особенно заинтересовали сложные пространственные построения и иллюзионистические эффекты, использованные в произведениях итальянских мастеров. После этого он стал писать интерьеры - жанр, в котором работали Фабрициус, де Хоох и Вермер. Вскоре Хогстратен был назначен на пост начальника монетного двора в Дордрехте. Умер Хогстратен в Дордрехте 19 октября 1678. На творчество Хогстратена и других голландских художников первой половины 17 в. оказало значительное влияние изобретение и усовершенствование разнообразных оптических приборов, таких, как камера обскура и телескоп. Как и эти инструменты, "волшебные ящики" являются оптическими приспособлениями, смысл которых заключается в организации самого процесса разглядывания. Зритель, смотрящий через одно из двух отверстий в боковых стенках ящика, видит иллюзорные колоннады, сцены домашнего быта, садик в окне и т.п. Картины Хогстратена, например Вид коридора (Дерхэм-Парк, Англия), так же, как и "волшебные ящики", парадоксальным образом вмещают в себя огромный реальный мир, написанный кистью художника.

ХОДЖКИНА БОЛЕЗНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОДЛЕР ФЕРДИНАНД

ХОДЛЕР Фердинанд (Hodler, Ferdinand Max)

(1853-1918), швейцарский живописец и график, родился в Гюрцелене (кантон Берн) 14 марта 1853. В 1871-1876 учился живописи в Женеве у Б.Менна, затем путешествовал по Испании, а в 1892, прежде чем окончательно поселиться в Женеве, работал в течение года в Париже. В 1914 художник подписал протест Швейцарии против разрушения немцами Реймсского собора. Ходлер считается одним из выдающихся швейцарских художников. Его картины по духу близки работам мастеров модерна. Для них характерны монументальность и лаконизм образного строя, ритмическое решение композиции, акцентированные контуры, плавные текучие линии пейзажа. Умер Ходлер в Женеве 20 мая 1918.

ЛИТЕРАТУРА

Варшавский Л.Р. Фердинанд Ходлер. М., 1980

ХОКИНГ СТИВЕН УИЛЬЯМ

ХОКИНГ Стивен Уильям (Hawking, Stephen William)

(р. 1942), английский физик-теоретик. Родился 8 января 1942 в Оксфорде. В 1962 получил степень бакалавра по математике и физике в Юниверсити-колледже Оксфордского университета, а в 1966 - степень доктора философии по прикладной математике и теоретической физике в Кембриджском университете. В 1974 был избран членом Лондонского королевского общества. В 1977 стал профессором гравитационной физики, в 1979 -профессором математики Кембриджского университета. В 1988 за работы по черным дырам вместе с Р.Пенроузом получил премию Фонда Вольфа по физике. Основные работы Хокинга посвящены общей теории относительности, теории тяготения, теоретической астрофизике (гравитационный коллапс, черные дыры). Некоторое время многие ученые считали, что предположение о сверхвысокой плотности материи при зарождении Вселенной может быть неверным, и связано это с идеализированными допущениями теории Большого Взрыва, в частности с гипотезой об однородности. Однако в середине 1960-х годов Хокинг совместно с Пенроузом показал, что даже если Вселенная неоднородна, то, учитывая характер ее расширения на современном этапе эволюции в свете эйнштейновской теории тяготения, приходится сделать вывод, что в прошлом ее плотность была неизмеримо большей. В середине 1970-х годов Хокинг разработал теорию "испарения" черных дыр вследствие квантовых эффектов и рождения пар частиц и античастиц вблизи поверхности черных дыр. Согласно прежней теории черных дыр, эти объекты не могли терять массу. В начале 1980-х годов Хокинг вместе с Дж.Хартлом выдвинул т.н. "предположение об отсутствии границ", позволившее физикам судить о состоянии Вселенной в момент Большого Взрыва. Ранее считалось, что это состояние не поддается анализу. Правильность предположения Хокинга - Хартла вряд ли когда-нибудь удастся проверить, но оно дало специалистам по космологии основу для плодотворных дискуссий и вычислений. Выдающиеся достижения Хокинга тем более замечательны, что с 1962 он поражен тяжелой болезнью - боковым амиотрофическим склерозом и может общаться с людьми лишь с помощью компьютерного речевого синтезатора. Хокинг - автор ряда популярных книг по космологии, в числе которых мировой бестселлер От Большого Взрыва до черных дыр. Краткая история времени (A Brief History of Time: From the Big Bang to Black Holes, 1990), а также издания Черные дыры и вселенные-младенцы и другие эссе (Black Holes and Baby Universes and Other Essays, 1994) и - в соавторстве с Дж.Эллис - Крупномасштабная структура пространства-времени (The Large-Scale Structure of Space-Time, 1975).

ЛИТЕРАТУРА

Хокинг С., Эллис Дж. Крупномасштабная структура пространства-времени. М., 1977 Хокинг С. От Большого Взрыва до черных дыр. М., 1990

ХОКНИ ДЭВИД

ХОКНИ Дэвид (Hockney, David)

(р. 1937), английский художник, график, фотограф, сценограф. В своем творчестве он обращается к самым разным стилям, как традиционным, так и новейшим. Хокни родился 9 июля 1937 в Бредфорде (графство Йоркшир), получил образование в Бредфордском художественном колледже и Королевском художественном колледже (1959-1960). Выставки его работ, проходившие в США (1964 и 1965), Лондоне (1970) и других европейских странах (1970 и 1974), создали Хокни репутацию наиболее популярного современного английского художника. Многие свои произведения Хокни создавал в знак преклонения перед мастерами прошлого. Например, в композиции Художник и модель (1974) сам обнаженный Хокни сидит перед Пикассо в качестве модели, напряженно вглядываясь в мастера; в композиции Рассматривая картины на экране (1977) изображен музейный хранитель и художественный критик Хенри Гелдцалер, изучающий воспроизведение четырех картин на экране. В 1982 выставка "Дэвид Хокни - фотограф" в Центре Жоржа Помпиду в Париже и книга Дэвид Хокни: фотографии (David Hockney: photographs, 1982) принесли ему славу ведущего мастера современной фотографии. Большая ретроспективная выставка произведений художника демонстрировалась в 1998 в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Хокни опубликовал два тома мемуаров: Дэвид Хокни (David Hockney by David Hockney, 1977) и Именно таким образом я все это вижу (That's the Way I See It, 1993).

ХОКОН VII

ХОКОН VII (Haakon VII)

(1872-1957), король Норвегии. Второй сын датского наследного принца Фредерика и принцессы Луизы, носил имя Карл. Родился 3 августа 1872 в Копенгагене. Как датский принц получил строгое воспитание, став в 14-летнем возрасте морским кадетом; в 1889 поступил в Морскую офицерскую школу. В июне 1895 женился на принцессе Мод, дочери принца Уэльского, будущего английского короля Эдуарда VII. Во время кризиса унии между Швецией и Норвегией норвежцы обратились к Карлу Датскому с предложением занять норвежский трон. Карл потребовал проведения референдума в пользу сохранения монархии и получил поддержку населения. 8 ноября 1905 норвежский стортинг единогласно избрал Карла королем Норвегии. Карл взял себе древненорвежское имя Хокон (VII), а для своего сына Александра - имя Улаф. Став первым за последние 400 лет королем независимой Норвегии, 23 ноября он отплыл из Копенгагена. 22 июля 1906 Хокон VII и его супруга были коронованы в Тронхейме, древней столице Норвегии. Когда в 1940 в Норвегию вторглись немецкие войска, Карл отказался назначить премьер-министром норвежского нациста В.Квислинга и отступил вместе с армией на север страны. После 62-дневного сопротивления Хокон VII отбыл в Англию вместе с правительством, которое продолжало действовать в эмиграции. После поражения Германии Хокон в 1946 вернулся в Норвегию. Умер Хокон в Осло 21 сентября 1957.

ЛИТЕРАТУРА

История Норвегии. М., 1974 Монархи Европы. Судьбы династий. М., 1997

ХОКСМОР НИКОЛАС

ХОКСМОР Николас (Hawksmoor, Nicholas)

(1661-1736), английский архитектор эпохи барокко. Родился в 1661 в Ноттингемшире, ок. 1679 начал работать в Лондоне в мастерской К.Рена. Сначала под его руководством Хоксмор выполнял чертежи собора св. Павла, а затем возглавлял строительные работы при реконструкции Кенсингтонского дворца и сооружении госпиталя в Гринвиче, где им были построены флигели короля Вильгельма и королевы Анны (ок. 1699). Первая крупная самостоятельная работа Хоксмора - поместье Истон-Нестон в Нортгемтоншире - была начата ок. 1695 и завершена в 1702. Здесь архитектор использовал необычное решение плана и продемонстрировал великолепное знание ренессансной архитектуры. Работа и ученичество у Рена сыграли огромную роль в дальнейшей профессиональной деятельности Хоксмора. Он сотрудничал также с другим выдающимся архитектором этой эпохи, Дж.Ванбру, который спроектировал замки Говард в Йоркшире (начат в 1699) и Бленхейм (начат в 1705). Крупнейшие проекты Хоксмора - общественные здания, постройки для Кембриджского и Оксфордского университетов - в большинстве своем не были осуществлены, однако в Оксфорде он построил северное каре Олл-соулз-колледжа (1715-1730), с живописным готическим фасадом и интерьерами в классическом стиле, и т.н. Старый Кларендон. Стремление к разнообразию особенно ярко проявились при строительстве лондонских церквей: Сент Энн в районе Лаймхаус, Христа в Спайталфилдз, Сент Джордж в Блумсбери и Сент Мэри в Вулноте, а также "готических" башен Вестминстерского аббатства. Умер Хоксмор в Лондоне 25 марта 1736.

ЛИТЕРАТУРА

Всеобщая история архитектуры, т. 7. М., 1969

ХОКУСАЙ КАЦУСИКА

ХОКУСАЙ Кацусика (Hokusai, Katsushika)

(1760-1849), японский гравер и рисовальщик. Родился в Эдо (Токио) 21 октября 1760, умер там же 10 мая 1849. Был подмастерьем у резчика гравюр по дереву Накаяма Тэцусон, затем учился у Кацукава Сюнсе, работавшего в жанре "укие-э". Этот жанр возник в 17 в., его предметом было изображение сцен повседневной жизни. Хокусай работал под разными именами, подражал многим стилям и около 1800 принял то имя, под которым широко известен в настоящее время. Он выработал собственный индивидуальный стиль, оживил приходившую в упадок традицию "укие-э", обогатив ее изображениями пейзажей. Живой и разнообразный стиль Хокусая отличается простотой и монументальностью. Мастер обладал прекрасным умением передавать движение. Всего он создал ок. 30 тыс. гравюр и рисунков и более 500 иллюстраций. Среди его лучших произведений - серии ксилогравюр: 36 видов горы Фудзи (1833-1829), Знаменитые мосты (1827-1830), Путешествие по водопадам страны (1827-1833), Поэты Китая и Японии (1830). Энергия и юмор жанровых произведений, тонкость пейзажей сделали Хокусая одним из самых известных японских художников в Европе. Его творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца 19 - начала 20 в.

КАЦУСИКА ХОКУСАЙ. ВОЛНА В КАНАГАВЕ. Гравюра.

КАЦУСИКА ХОКУСАЙ. ВОЛНА В КАНАГАВЕ. Гравюра.

КАЦУСИКА ХОКУСАЙ. МОСТ КИНТАИ В СУХО. Гравюра.

КАЦУСИКА ХОКУСАЙ. МОСТ КИНТАИ В СУХО. Гравюра.

ЛИТЕРАТУРА

Воронова Б.Г. Кацусика Хокусай. М., 1975

ХОЛДЕЙН ДЖОН СКОТТ

ХОЛДЕЙН Джон Скотт (Haldane, John Scott)

(1860-1936), английский физиолог. Родился 3 мая 1860 в Эдинбурге. Учился в Эдинбургской академии, а также в Эдинбургском и Йенском университетах. В 1884 получил степень доктора медицины. С 1887 работал на кафедре физиологии Оксфордского университета сначала ассистентом, а затем профессором. В 1897 был избран членом Лондонского королевского общества, в 1905 - членом совета Нью-колледжа Оксфордского университета. Руководил физиологическими лабораториями в Донкастере (с 1912) и Бирмингеме (с 1921). Холдейн - один из создателей учения о дыхании человека в норме и патологии, о его регуляции и роли в этом процессе углекислого газа. Он исследовал токсическое действие окиси углерода, разработал методы борьбы с отравлением этим газом. Впервые определил состав альвеолярного воздуха у человека с помощью созданного им газоаналитического аппарата (аппарат Холдейна). В 1911 возглавил высокогорную экспедицию на пик Пайкс (шт. Колорадо), положившую начало исследованиям по приспособлению организма к экстремальным условиям. Занимался вопросами охраны труда шахтеров, изучал влияние влажности воздуха на переносимость организмом высоких температур. Исследовал взаимодействие между дыханием и кровообращением, определял минутный объем при мышечной деятельности. Разработал новый метод декомпрессии водолазов, создал основы профилактики кессонной болезни. В 1933 участвовал в создании и испытании первого высотного скафандра. Результаты своей научной деятельности Холдейн обобщил в книге Дыхание (Respiration, 1935), которую написал на основе лекций, прочитанных в Йельском университете. Среди других его трудов - Методы анализа воздуха (Methods of Air Analysis, 1912; 2-е изд. совместно с И.Грэхемом, 1934); Организм и окружающая среда на примере физиологии дыхания (Organism and Environment as Illustrated by the Physiology of Breathing, 1917); Новая физиология (The New Physiology, 1919); Философские основы биологии (The Philosophical Basis of Biology, 1931).

Умер Холдейн в Оксфорде 15 марта 1936.

ЛИТЕРАТУРА

Холдейн Д.С., Пристли Дж.Г. Дыхание. М. - Л., 1937

ХОЛДСВОРТ УИЛЬЯМ СИРЛ

ХОЛДСВОРТ Уильям Сирл (Holdsworth, William Searle) (1871-1944), английский историк права, родился в Лондоне 7 мая 1871. Получил образование в Далидж-колледже и Нью-колледже Оксфордского университета, был членом совета Сент-Джонс-колледжа в 1897-1922 и его вице-президентом в 1902-1903. Профессор конституционного права Юниверсити-колледжа в Лондоне (1903-1908), лектор по английскому праву Олл-соулз-колледжа (1910-1922) и профессор английского права Оксфордского университета с 1922. В 1922 был избран членом Британской академии, в 1924 прочел курс Крейтоновских лекций в Лондонском университете, в 1927 был награжден Гарвардским университетом медалью Эймса. Холдсворт был возведен в рыцарское достоинство в 1929 и награжден орденом "За заслуги" в 1943. Умер Холдсворт в Оксфорде 2 января 1944. Самый значительный труд Холдсворта - монументальная История английского права (History of English Law, 12 vols., 1922-1938). Он написал также следующие работы: Влияние юридической практики на развитие английской конституции (The Influence of the Legal Profession on the Growth of the English Constitution, 1924); Источники и литература по английскому праву (Sources and Literature of English Law, 1925); Историческое введение в земельное право (Historical Introduction to the Land Law, 1927); Историки англо-американского права (The Historians of Anglo-American Law, 1927) и Творцы английского права (Some Makers of English Law, 1938).

ХОЛЕРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОЛЕСТЕРИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОЛИНШЕД РАФАЭЛЬ

ХОЛИНШЕД Рафаэль (Holinshed, Rafael)

(ум. ок. 1580), английский историк. В начале царствования Елизаветы I определился помощником к лондонскому печатнику Р.Вулфу, с 1548 собиравшему материалы для всемирной истории и вселенской космографии. После смерти Вулфа в 1573 продолжил эту работу для нескольких лондонских издателей. Труд под названием Хроники Англии, Шотландии и Ирландии, в четырех частях (The Chronicles of England, Scotlande, and Irelande, in four parts) вышел в 1578 (на титульном листе указан 1577). В его составе описание Англии У.Харрисона и написанная Холиншедом история Англии от Ноя до 1575, а также описания и повествования о Шотландии и Ирландии, переведенные или заимствованные Холиншедом из различных источников. В 1587 вышло пересмотренное и расширенное издание, историческую часть которого Д.Хукер обновил и довел до времени издания. Холиншед писал ясным и простым языком, и хотя он некритически принимал источники и смешивал вымысел с фактами, история представала у него как связный рассказ. Многие исторические сюжеты в пьесах Шекспира и других елизаветинцев почерпнуты из Хроник Холиншеда.

ХОЛЛ АСАФ

ХОЛЛ Асаф (Hall, Asaph)

(1829-1907), американский астроном. Родился 15 октября 1829 в Гошене (шт. Коннектикут). Непродолжительное время учился в Норфолкской академии (шт. Коннектикут), колледже в Макгровилле (шт. Нью-Йорк), при обсерватории Мичиганского университета. В 1857-1862 работал ассистентом в Гарвардской обсерватории, в 1862-1891 - астрономом-наблюдателем на Морской обсерватории в Вашингтоне. В 1897-1901 преподавал небесную механику в Гарвардском университете. Работы Холла относятся к наблюдательной астрономии. В 1876 он определил период вращения Сатурна, следя за открытым им белым пятном на поверхности планеты. Во время противостояния Марса в 1877 обнаружил спутники Марса, названные впоследствии Деймосом и Фобосом. Наблюдал двойные звезды, в 1892 показал, что два компонента звезды 61 Лебедя составляют физическую пару. Занимался разработкой теории движения планет и их спутников. Руководил несколькими экспедициями для наблюдения полных солнечных затмений. Умер Холл в Аннаполисе (шт. Мэриленд) 22 ноября 1907.

ХОЛЛ ГРЕНВИЛЛ СТЭНЛИ

ХОЛЛ Гренвилл Стэнли (Hall, Granville Stanley)

(1844-1924), американский психолог и педагог. Родился в Ашфилде (шт. Массачусетс) 1 февраля 1844. Окончил Уильямс-колледж, Объединенную теологическую семинарию и Гарвардский университет (где в 1878 получил степень доктора философии), учился в нескольких немецких университетах, работая под руководством Вундта, Гельмгольца и других известных экспериментаторов. Несколько лет преподавал в Антиок-колледже, Гарварде и Уильямс-колледже, затем был приглашен на должность профессора университета Джонса Хопкинса, где в 1883 основал первую в Америке психологическую лабораторию. В 1889 Холл стал президентом и профессором психологии университета Кларка. Холл - основатель первого американского психологического журнала, American Journal of Psychology, а также Pedagogical Seminary, первого журнала, посвященного исключительно детскому развитию, и других периодических изданий. Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации (1892-1893), он переизбирался на этот пост в 1923-1924. Среди его работ - Юность (Adolescence, 1904), Молодость (Youth, 1907), Основатели современной психологии (Founders of Modern Psychology, 1912), Нравственность (Morale, 1920), Старение (Senescence, 1922), Жизнь и признания психолога (Life and Confessions of a Psychologist, 1923). На русском языке вышли следующие работы Холла: Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития (1913), Инстинкты и чувства в юношеском возрасте (1913), Эволюция в воспитании чувств природы у детей (1914), Педагогика детского сада (1914), Собрание статей по педологии и педагогике (б/г), Избранные статьи по детской психологии и педагогике (б/г), Очерки по изучению ребенка (1925). Умер Холл в Вустере (шт. Массачусетс) 24 апреля 1924.

ХОЛЛ ЧАРЛЗ МАРТИН

ХОЛЛ Чарлз Мартин (Hall, Charles Martin)

(1863-1914), американский инженер-химик. Родился 6 декабря 1863 в Томпсоне (шт. Огайо). Еще будучи студентом Оберлинского колледжа, занялся исследованием свойств алюминия и способов его получения в промышленных масштабах. Для этого он провел электролиз криолитно-глиноземного расплава; результаты экспериментов оказались столь многообещающими, что его отец оборудовал дома лабораторию, чтобы сын мог продолжать свои изыскания. 23 февраля 1886, менее чем через год после окончания колледжа, Холл получил с помощью электролиза первые маленькие слитки алюминия. В 1888 ему удалось наладить сотрудничество с рудообогатительной компанией Питтсбурга. Впоследствии на ее основе была создана компания "Алуминум компани оф Америка", в которой Холл до конца жизни занимал пост вице-президента. Почти одновременно с Холлом аналогичный способ получения алюминия разработал молодой французский химик Поль Эру, причем его электролитическая печь оказалась более производительной, чем у Холла. В тесном сотрудничестве молодые люди усовершенствовали технологический процесс (впоследствии он был назван процессом Холла - Эру), который стал основой современной алюминиевой промышленности. В 1911 Холл был награжден медалью Перкина за достижения в области прикладной химии. Он был главным попечителем Оберлинского колледжа. Умер Холл в Дейтон-Бич (шт. Флорида) 27 декабря 1914.

ЛИТЕРАТУРА

Беляев А.И. К столетию со дня рождения Эру и Холла. - Цветная металлургия, 1963, № 5

ХОЛЛАНД ДЖОН ФИЛИП

ХОЛЛАНД Джон Филип (Holland, John Philip)

(1840-1914), американский изобретатель, сконструировавший первую подводную лодку, принятую на вооружение ВМС США. Родился 29 февраля 1840 в Лисканоре (графство Клэр, Ирландия). Получил образование в школах просветительского общества "Христианские братья" в Эннистимоне и Лимерике, с 1858 работал учителем. В 1872 эмигрировал в США; поселился в Патерсоне (шт. Нью-Джерси), учительствовал. Идея создания подводного судна зародилась у Холланда смолоду: он полагал, что с его помощью Ирландия смогла бы одержать победу над Великобританией в будущей войне за независимость. Эскиз первой подводной лодки он выполнил в 1870, но ввиду отсутствия какой-либо финансовой поддержки не смог реализовать свой проект. В 1879 финансировать строительство подводной лодки согласилась группа ирландских эмигрантов из Общества фениев (они намеревались пересечь на этом судне Атлантику и начать войну с Великобританией). Первая боеспособная подводная лодка, названная "Фениан рэм" ("Таран фениев"), была спущена на воду в 1881; ее длина составляла 9,4 м, и в ней уже были заложены все основные принципы остойчивости и управляемости современного подводного корабля. В 1898 Холланд получил заказ на строительство подводной лодки от ВМС США и в 1898 спустил на воду 16-метровую лодку "Холланд", первое подводное судно с бензиновым двигателем внутреннего сгорания для надводного плавания и электродвигателем с питанием от аккумуляторов для плавания под водой. В 1900 ВМС США заказали еще 6 таких лодок, затем заказ пришел и из других стран - Великобритании, России и Японии. Одно из последних изобретений Холланда - респиратор, устройство, позволявшее спастись членам экипажа подводной лодки в случае ее затопления. Умер Холланд в Ньюарке (шт. Нью-Джерси) 12 августа 1914.

ХОЛМЗ ВИЛЬЯМ ГЕНРИ

ХОЛМЗ Вильям Генри (Holmes, William Henry)

(1846-1933), американский антрополог, родился 1 декабря 1846 близ Кадиса (шт. Огайо). Готовился к профессии учителя, однако благодаря способности к рисованию и увлечению наукой занялся графикой и археологией. В 1872-1889 работал на различных должностях в геологоразведочной службе США, проводившей изыскания в западных штатах страны, и продолжал оставаться на государственной службе большую часть своей жизни в качестве ведущего куратора по антропологии в Национальном музее США (1897-1902; 1910-1920), руководителем Бюро американской этнологии (1902-1909). В 1894-1897 Холмз был ведущим куратором антропологии в музее Филда (Чикаго) и профессором геологии Чикагского университета. В 1920-1932 он - директор Национальной галереи искусства. В конце своего жизненного пути, завершившегося 20 апреля 1933 в Ройял-Оук (шт. Мичиган), был президентом Американской антропологической ассоциации. Холмз сыграл важную роль в известной полемике о возможной корреляции американских и европейских археологических серий, а также о присутствии или отсутствии подлинной культуры эпохи палеолита в Новом Свете. Особенный интерес он проявлял к эстетической стороне тех древних культур, которые исследовал, многие из его публикаций отличаются великолепными иллюстрациями. Из его публикаций выделяются Художественная обработка раковин у древних американцев (Art in Shell of the Ancient Americans, 1883), Древнее искусство провинции Чирики, Колумбия (Ancient Art of the Province Сhiriqui, Colombia, 1888), и Археологические исследования в древних городах Мексики (Archeological Studies Among the Ancient Cities of Mexico, 1895-1897).

ХОЛОДИЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОЛОДОВИЧ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

ХОЛОДОВИЧ Александр Алексеевич (1906-1977), русский лингвист. Родился 11 (24) мая 1906 в Кронштадте. Окончил Ленинградский университет в 1927, позднее до 1960-х годах преподавал там же, профессор, в 1940-1953 - заведующий кафедрой японской филологии восточного факультета, в 1950-е годы там же заведовал кафедрами корейской и китайской филологии. В 1961-1977 возглавлял группу структурно-типологического изучения языков Ленинградского отделения Института языкознания АН СССР. Умер Холодович в Ленинграде 20 марта 1977. В начале научной деятельности находился под влиянием Н.Я.Марра, затем отошел от его идей. В книге Синтаксис японского военного языка (1937) предложил оригинальную концепцию синтаксиса слова, выявлявшую параллели между структурой слова и структурой предложения. В докторской диссертации Очерки по строю японского языка (1949) впервые рассмотрел многие свойства грамматической структуры этого языка. Автор первой в отечественной науке большой грамматики корейского языка (1954). В работах 1960-1970-х годов Холодович выдвинул идеи типологического изучения грамматической семантики в языках мира, создал получившую широкое признание теорию залога. Под его руководством сложилась ленинградская типологическая школа; в ее рамках начали создаваться коллективные работы, в которых на основе единой концепции описывалось выражение тех или иных грамматических значений в языках разного строя: Типология каузативных конструкций. Морфологический каузатив (1969), Типология пассивных конструкций: диатезы и залоги (1974). Тем самым осуществлялась идея активной грамматики, предложенная Л.В.Щербой. После смерти Холодовича эта деятельность продолжается его учениками (В.С.Храковский, В.П.Недялков и др.). Холодович перевел на русский язык книгу Н.С.Трубецкого Основы фонологии (1960); под его редакцией, с его вступительной статьей и комментариями вышло второе русское издание Кypcа общей лингвистики Ф.де Соссюра (1977).

ЛИТЕРАТУРА

Холодович А.А. Проблемы грамматической теории. Л., 1979

ХОЛСТ ГУСТАВ ТЕОДОР

ХОЛСТ Густав Теодор (Holst, Gustav Theodore) (1874-1934), английский музыкант, необычайно оригинальный композитор. Родился 21 сентября 1874 в Челтнеме (графство Глостершир); его отец был пианистом; дед и прадед - композиторами. Семья Холстов - выходцы из Швеции. Холст окончил школу в Челтнеме, затем изучал композицию в лондонском Королевском музыкальном колледже, где осваивал игру на тромбоне. Он намеревался стать пианистом, но этому помешал неизлечимый неврит правой руки. Еще в студенчестве Холст дирижировал "социалистическим хором" в доме У.Морриса и изучал санскрит в Школе восточных языков. Свою профессиональную деятельность начал первым тромбонистом и репетитором оркестра в оперной труппе К.Розы. Начиная с 1903 Холст отдавал большую часть времени преподаванию в школах и вечерних учебных заведениях. Под воздействием Р.Воан-Уильямса (их дружба длилась много лет) он загорелся идеей о возрождении народной английской песни и переиздании старинных (16 в.) английских мотетов, мадригалов, песен с аккомпанементом лютни. Со своими студентами в Морли-колледже он устраивал любительские представления малоизвестных театральных произведений Г.Перселла. В течение Первой мировой войны Холст находился с английскими войсками на Ближнем Востоке, занимаясь там просветительской деятельностью. После войны преподавал композицию в Королевском музыкальном колледже и в Редингском университете; с 1923 отказался от преподавания, решив больше времени посвящать композиции. Однако иногда все же выступал с публичными лекциями и в 1932 вел курс в Гарвардском университете. Первой выдающейся работой Холста как композитора стала короткая камерная опера Савитри (Savitri, 1908), а первым произведением, признанным публикой, - большая симфоническая сюита Планеты (The Planets, 1914-1917). Другие характерные для стиля Холста и часто исполняемые произведения - сюита для струнных (St. Paul's Suite for Strings, 1914), Гимн Иисусу (The Hymn of Jesus, 1917), Ода смерти (Ode to Death, 1917) и музыка к балету Круглый дурак (The Perfect Fool, 1922). Популярность композитора снизилась в середине 1920-х годов: публика была озадачена его Хоровой симфонией (Choral Symphony, 1924). Зрелые произведения позднего периода, такие, как Эгдонская пустошь (Egdon Heath, 1927), Кузнец (Hammersmith, 1930) и Хоровая фантазия (Choral Fantasia), отличаются суровой простотой, которую оценили по достоинству лишь в 1960-е годы.

Умер Холст в Лондоне 25 мая 1934.

ХОЛЬБЕЙН ХАНС МЛАДШИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОЛЬБЕРГ ЛЮДВИГ

ХОЛЬБЕРГ Людвиг (Holberg, Ludvig) (1684-1754), норвежско-датский драматург и историк. Родился 3 декабря 1684 в Бергене (Норвегия, в то время часть Дании). Занимает уникальное положение основоположника литературы обеих стран. Исполненная сатиры ироикомическая поэма Хольберга Педер Порс (Peder Paars, 1719-1720) привела его на грань конфликта с властями. В последовавшие шесть лет он написал прославившие его имя комедии, среди них наиболее известны Жестянщик-политик (Den politiske kandestber, 1722), Йеппе с горы (Jeppe p bjerget, 1722), Маскарады (Masquerade, 1724), Хенрик и Пернилла (Henrik og Pernille, 1724). Когда из-за недовольства богобоязненного двора театр закрыли, он написал Похороны датской комедии (Den danske komoedies ligbegngelse, 1727). Хольберг одним из первых использовал датский язык в литературных целях; его комедии были первыми оригинальными пьесами, сыгранными на датском языке. В них Хольберг подвергал осмеянию косность и притворство, царившие в то время, и в целом жизнь и нравы современников. Покинув Данию, Хольберг уехал в Париж. В 1741 в Лейпциге увидело свет его Подземное странствие Николая Клима (Nicolai Klimi iter subterraneum), написанное на латыни, дабы избежать преследования со стороны пиетистских кругов. Норвежский студент Клим, исследуя пещеру близ Бергена, падает в нее и переносится в мир иной. Описание обитателей воображаемых стран, которые посетил Клим, дали Хольбергу прекрасную возможность в полной мере раскрыть свой дар сатирика, высмеяв существовавшие порядки. В последние годы жизни Хольберг написал ряд исторических и биографических произведений. Умер Хольберг в Копенгагене 28 января 1754.

ЛИТЕРАТУРА

Хольберг Л. Комедии. Л. - М., 1957 Людвиг Хольберг. Биобиблиографический указатель. М., 1970

ХОМЕЙНИ РУХОЛЛА МУСАВИ

ХОМЕЙНИ Рухолла Мусави (Khomeini, Ruhollah)

(1902-1989), иранский религиозный и государственный деятель, лидер революции 1978-1979 против режима шаха Мохаммеда Реза Пехлеви и затем верховный руководитель (вали-е факих) Исламской Республики Иран. Родился в 1902 в небольшом городке Хомейн (Центральный Иран) в семье сейида (потомка шиитского имама) Мустафы Мусави. После смерти отца воспитывался матерью и старшим братом. В 19 лет отправился на учебу в святой город Кум. Преподавал религиозное право и философию, получил признание как Великий аятолла, т.е. авторитетный религиозный лидер с большим числом последователей. В конце 1920-х годов добавил себе имя Хомейни. Хомейни перешел в оппозицию правительству в 1962, когда по указу шаха было ликвидировано условие, чтобы все кандидаты в провинциальные собрания были мусульманами, и свидетели в суде получили право давать присягу не только на Коране, но и на других священных книгах. В 1963 призвал не участвовать в референдуме, который должен был одобрить "белую революцию" шаха. Хомейни осудил нарушение исламских и конституционных принципов, политическое, экономическое и военное господство иностранных держав над Ираном, подавление свободы слова, особенно в отношении духовенства, а также дипломатические, торговые и разведывательные связи правительства с Израилем. В 1963, после антиправительственных беспорядков, Хомейни был арестован и в 1964 выслан из страны. Жил в Турции, затем в городе Неджеф в Ираке, в 1978 переехал во Францию. В 1971 издал свою главную политическую работу Исламская власть, в которой выдвинул идею теократического государства во главе с высшим теологом, знатоком законов. Находясь в изгнании, Хомейни мог более открыто нападать на репрессивный шахский режим, чем противники режима, находившиеся на территории Ирана. В результате он стал символом, а затем лидером антишахской революции. Бегство шаха в США открыло двери для его возвращения в Иран 1 февраля 1979. Хомейни основал исламскую республику, которая бросила вызов США, позволив воинствующим студентам в течение 15 месяцев удерживать в качестве заложников персонал американского посольства в Тегеране. Власть заставила замолчать всех противников шахского режима и навязала населению исламский образ жизни. В 1981-1982 режим Хомейни расправился с вооруженным выступлением леворадикального движения "Моджахедин-е хальк", были сделаны попытки распространить исламскую революцию за пределы Ирана. Война с Ираком, которая началась в 1980, разорив обе страны, закончилась в 1988. Умер Хомейни в Тегеране 3 (4) июня 1989.

ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОНЕККЕР ЭРИХ

ХОНЕККЕР Эрих (Honecker, Erich)

(1912-1994), восточногерманский коммунистический лидер и государственный деятель, родился 25 августа 1912 в Саарской области в семье шахтера. В 1926 вступил в Коммунистический союз молодежи, в 1929 - в Коммунистическую партию Германии (КПГ). В 1933, после прихода к власти Гитлера, Хонеккер организовал группу сопротивления в Берлине. В 1935 был арестован по обвинению в государственной измене и приговорен к 10-летнему заключению. После освобождения в конце Второй мировой войны - секретарь по делам молодежи в центральном комитете КПГ, а в 1946 - председатель Союза свободной немецкой молодежи. Хонеккер сыграл важную роль в процессе объединения КПГ и социал-демократов в советской зоне оккупации, что привело к созданию в 1946 Социалистической единой партии Германии (СЕПГ); он был избран в центральный комитет новой партии. С 1958 Хонеккер - член политбюро СЕПГ, а в мае 1971 сменил В. Ульбрихта на посту первого секретаря партии. В октябре 1976 он стал председателем государственного совета, главой Германской Демократической Республики (ГДР). Как и Ульбрихт, Хонеккер был враждебно настроен к Западу. Неприятие им идеи воссоединения Германии выразилось в поправке к конституции, которая была принята в 1974 и содержала положение о ГДР как "социалистическом государстве немецкого народа". Отношение к СССР проявилось в его утверждении, что тесные связи с социалистическим содружеством во главе с СССР - лучшая гарантия безопасности и процветания ГДР. Хонеккер в большей степени, чем его советские наставники, сопротивлялся проведению реформ внутри страны, укрепляя репрессивный режим. 18 октябре 1989 он был вынужден уйти в отставку, а 3 декабря был исключен из СЕПГ. В декабре того же года началось расследование по обвинению его в злоупотреблении властью, коррупции и личном обогащении, но резкое ухудшение здоровья Хонеккера помешало привлечь его к суду. В конце 1990, после объединения Германии обвинения были расширены - Хонеккеру инкриминировалось подстрекательство к убийству: на него возлагалась ответственность за приказ пограничникам стрелять у Берлинской стены в каждого перебежчика при попытке бегства на Запад. В марте 1991 он уехал в Москву и оставался там до июля 1992, пока российское правительство не вернуло его в Берлин. Судебный процесс был отменен из-за ухудшения здоровья обвиняемого. В январе 1993 Хонеккер получил разрешение на выезд в Чили.

Умер Хонеккер в Сантьяго (Чили) 29 мая 1994.

ЛИТЕРАТУРА

Горовая Е. Последняя надежда Эриха Хонеккера. - Новое время, 1992, № 33 Бочарников В.Ю. Первый человек ГДР Эрих Хонеккер. - В сб.: Бывшие "хозяева" Восточной Европы. М., 1995

ХООХ ПИТЕР ДЕ

ХООХ Питер де (Hooch, Pieter de)

(1629-1684), голландский живописец, мастер бытового жанра. Родился в Роттердаме в 1629, был учеником Николаса Берхема из Харлема. В 1652 он поселился в Делфте, а в 1655 вступил в гильдию св. Луки. В 1660-1661 переехал в Амстердам и прожил там до самой смерти в 1684. Ранние произведения Питера де Хооха - сцены в тавернах, главными участниками которых являются крестьяне и солдаты. С конца 1650-х годов он стал писать опрятные, наполненные светом интерьеры и сцены в двориках с персонажами, занимающимися повседневными делами или развлекающимися. Его интерес к перспективе и пространственной организации композиций, возможно, возник под влиянием произведений делфтских художников, писавших архитектурные виды и церковные интерьеры. Люди, несколько чопорные и почти неподвижные, занимают вовсе не главное место в картинах мастера; они лишь заполняют и оживляют изображенные художником интерьеры. Палитра де Хооха состоит преимущественно из приглушенных коричневых тонов с добавлением основных цветов. Точная выверенность светотеневых и цветовых соотношений усиливает иллюзию пространства и способствует передаче ощущения воздушной среды. Излюбленный композиционный прием де Хооха - вид из окна или через дверной проем на открывающееся позади пространство, другую комнату или дворик. Среди лучших произведений Питера де Хооха - картины Дворик (1658, Лондон, Национальная галерея), Хозяйка и служанка (ок. 1660, С.-Петербург, Эрмитаж), Мать у колыбели (ок. 1660, Берлин - Далем). После переезда в Амстердам около 1660 произведения де Хооха стали более декоративными и эффектными; на них изображены элегантные персонажи в богатых домах. В качестве примера можно привести Семейный портрет (1663, Кливленд, Художественный музей).

ЛИТЕРАТУРА

Цырлин И. Питер де Хоох. М., 1955

ХОПКИНС ДЖЕРАРД МЭНЛИ

ХОПКИНС Джерард Мэнли (Hopkins, Gerard Manley)

(1844-1889), английский поэт, один из крупнейших признанных новаторов в литературе 19 в. Родился 28 июля 1844 в Стратфорде (графство Эссекс). В школе в Хайгейте рано обнаружил дарования филолога и поэта. В 1863 поступил в Бейллиол-колледж Оксфордского университета, на последнем курсе принял католичество; окончил университет с особым отличием. 1868 был для него переломным: он сжег свои ранние стихи и стал послушником в ордене иезуитов. Вернулся к поэзии в 1875, создав поэму Крушение "Германии" (The Wreck of Deutschland), первое произведение в характерном для него стиле. После этого он писал мало, и написанное было квинтэссенцией чувства, творческого воображения и синтаксических новшеств. В 1877 был рукоположен в священники-иезуиты. В 1884 утвержден профессором греческой филологии дублинского Юниверсити-колледжа. Умер Хопкинс в Дублине 8 июня 1889. Первое издание его стихотворений, подготовленное поэтом Р. Бриджесом, вышло только в 1918. Вклад Хопкинса в поэзию связан с понятиями "самовитость" и "скачущий ритм". Под первой он понимал своеобразную, неповторимую единичность формы, свойственную всему сущему: в известном смысле все на свете "несогласно, свежо, сокровенно, невиданно" (Пестрая красота), в т.ч. и само стихотворение в его стремлении отразить уникальную самовитость реальности. Скачущий ритм, оказавший огромное влияние на современных поэтов, предполагает в каждой строке четкое количество ударных слогов и произвольное - безударных, так что одни строки выходят короче, а другие длиннее. Достоинство этого ритма в том, что он приближается к темпу взволнованной разговорной речи; недостаток - что он чреват небрежностью стиля. Чтобы избежать этого, Хопкинс прибегал к внутренней и концевой рифме, аллитерации, ассонансу и другим приемам, причем отнюдь не для украшения, но для раскрытия содержания. Скачущий ритм отвечает самовитости, поскольку делает каждое стихотворение единственным в своем размере. Самые значительные стихотворения Хопкинса почти все религиозны и в целом образуют примерно три последовательные группы. В Пестрой красоте природа трактуется как отражение Бога, в Ликовании жатвы красота природы отсылает к возвышенной красоте духа. Поздние стихотворения строятся на противопоставлении природы и человека. В последние годы жизни в Дублине Хопкинс, заглянув в темные глубины души, создал знаменитые "страшные", или дублинские, сонеты.

ЛИТЕРАТУРА

Хопкинс Д.М. Свинцовое эхо. - В кн.: Английская поэзия в русских переводах: XIV-ХIХ вв. М., 1981

ХОПКИНС ФРЕДЕРИК ГОУЛЕНД

ХОПКИНС Фредерик Гоуленд (Hopkins, Frederick Gowland)

(1861-1947), английский биохимик, удостоенный в 1929 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с Х.Эйкманом) за работы по изучению витаминов, стимулирующих рост. Родился 20 июня 1861 в Истборне (графство Восточный Сассекс). В возрасте 27 лет, получив небольшое наследство, поступил в медицинскую школу при больнице Гая. Окончил химический (1889) и медицинский (1894) факультеты Лондонского университета, в 1894 получил степень доктора медицины. В 1894-1898 работал химиком-аналитиком в Лондонском госпитале. С 1898 преподавал анатомию и физиологию в Кембриджском университете, где занимался также исследованиями по физиологической химии. В 1914 стал первым профессором биохимии в Кембридже. Основные научные исследования Хопкинса посвящены метаболизму белков и биохимии питания. В 1911 он опубликовал свою знаменитую работу о "дополнительных" факторах питания, как тогда назывались витамины. В 1907 установил (совместно с У.Флетчером), что сокращение мышц сопровождается образованием в них молочной кислоты. Занимался исследованием метаболизма углеводов. В 1921 открыл глутатион - трипептид, состоящий из остатков глицина, цистина и глутаминовой кислоты и играющий важную роль в окислительно-восстановительных процессах в клетке. С помощью цветовой реакции на белки открыл аминокислоту триптофан (совместно с Д. Коулом). Выдвинул концепцию неполноценных белков и незаменимых аминокислот. Выдающийся талант Хопкинса как экспериментатора привлек в его лабораторию в Кембридже целую плеяду молодых исследователей; многие из его учеников стали выдающимися учеными. В 1925 Хопкинс был возведен в рыцарское достоинство, в 1926 - награжден медалью Копли Королевского общества, в 1931 избран президентом Королевского общества, а в 1935 получил орден "За заслуги".

Умер Хопкинс в Кембридже 16 мая 1947.

ЛИТЕРАТУРА

Функ К. Витамины, их значение для физиологии и патологии. М., 1922 Кретович В. Л. Фредерик Гоуленд Гопкинс. - Биохимия, т. 26, 1961

ХОРВАТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОРВАТИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОРВАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОРЕОГРАФИЯ

Хореография - это искусство сочинения танца. Данный термин был впервые использован ок. 1700 в его буквальном значении - нотации или стенографической записи танцевальных па. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к замыслу постановщика танцев, своего рода программе балета, и даже шире - к танцевальному искусству в целом. Неизвестно, когда возникла первая система записи танца. Некоторые ученые полагают, что уже древние египтяне пытались записывать иероглифами танцевальные движения, но более или менее достоверные сведения об этом относятся к нашей эре. Первые нотации танца появилась ок. 1700, когда было введено понятие планов сценической площадки. В 19 в. танцовщик и хореограф Артур Мишель Сен-Леон опубликовал трактат о "стенохореографии", основные положения которого были развиты впоследствии немецким педагогом Фридрихом Альбертом Цорном: для записи танца здесь использовались условные схематические фигурки, обозначающие разные позиции. В начале 20 в. появилось множество новых систем, из которых наиболее жизнеспособными оказались системы Рудольфа Бенеша и Рудольфа фон Лабана. Последняя затем получила название "лабан-нотация", а система Бенеша (1956) стала называться "хореологией". В ней пятилинейный стан для записи движений (с помощью условных обозначений положений частей тела по отношению к сценическому пространству) помещается под нотным станом. Достоинство системы Лабана (описанной в книге Кинетография, 1928) заключается в попытке создать простой и логичный метод, пригодный для фиксации танца любого стиля, а также в точности и лаконичности системы, в употреблении условных знаков, вызывающих зрительные ассоциации с рисунком движений, в способности этой системы показывать пространственные соотношения танцовщиков и в акценте на связности, непрерывности движения. В лабан-нотации применяется вертикальное письмо со специальными столбцами для каждой части туловища. С помощью этой нотации могут фиксироваться как временная последовательность движений, так и их направление и амплитуда. В Израиле предпочитают метод Эшкола, сконцентрированного на движении как таковом, без учета стилистических или эмоциональных факторов.

ХОРЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОРНИ КАРЕН

ХОРНИ Карен (Horney, Karen)

(1885-1952), психиатр и психоаналитик, родилась в Гамбурге (Германия) 16 сентября 1885. Степень доктора медицины получила во Фрайбургском университете в 1913, преподавала в Берлинском психоаналитическом институте (1920-1932). Перехав в Соединенные Штаты в 1932, стала одним из руководителей Чикагского психоаналитического института, где оставалась до 1934. В 1941 основала Американский психоаналитический институт, который возглавляла до самой смерти. В отличие от Фрейда, стремившегося связать происхождение неврозов с детской сексуальностью, Хорни настаивала на необходимости знать "существующие в настоящем бессознательные тенденции, их функции и взаимосвязь с другими, актуальными в данный момент, тенденциями, - импульсами, страхами, защитными механизмами". Согласно Хорни, все неврозы порождены тем, что она именовала "базисной тревогой", уходящей корнями в дефицит любви и уважения в детстве. У ребенка, который никогда не ощущал подлинного тепла и привязанности, будет развиваться "реакция ненависти" - подозрительное или недоброжелательное отношение к родителям и всем окружающим. Поскольку малыш зависит от взрослых, его враждебность вытесняется и переживается как тревога. Если более благоприятный опыт не сформируется, такой ребенок не только сам останется в тревожном состоянии, но и начнет проецировать свою тревогу на внешний мир. Хорни развивала эти идеи в следующих работах: Невротическая личность нашего времени (The Neurotic Personality of Our Time, 1937), Новые пути в психоанализе (New Ways in Psychoanalysis, 1939), Самоанализ (Self-Analysis, 1942), Наши внутренние конфликты (Our Inner Conflicts, 1945), Неврозы и развитие человека (Neurosis and Human Growth, 1950). Умерла Хорни в Нью-Йорке 4 декабря 1952.

ЛИТЕРАТУРА

Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ. М., 1993 Хорни К. Женская психология. СПб, 1993

ХОРТИ МИКЛОШ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОТОРН НАТАНИЕЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница