Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "К" (часть 11, "КОН"-"КОС")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 11, "КОН"-"КОС")

КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТАНТИН XI

ПАЛЕОЛОГ

(по другой нумерации XII) (1404-1453), или (по матери, сербской принцессе Елене) Константин Драгас, последний византийский император. Константин, сын императора Мануила II, родился в Константинополе 7 (9) февраля 1404. Получил военную подготовку и с 1428 был (вместе с братьями) деспотом области Морея на Пелопоннесе, который почти целиком покорил к 1432. Позже Константин занял и Беотию, однако в 1446 турецкий правитель Мурад II отнял все эти земли. Турки-османы начали экспансию на Балканах более чем за сто лет перед этим, и теперь они готовились к последнему штурму Константинополя. Когда в 1437 Иоанн VIII (старший брат Константина) отбыл в Феррару на собор, посвященный объединению церквей, он оставил Константина во главе государства, а после смерти императора Константин унаследовал престол и был коронован в Мистре 6 января 1449. Почти через четыре года, 12 декабря 1452, в Константинополе в соборе св. Софии в присутствии папского легата кардинала Исидора (бывшего Киевского митрополита) и патриарха Григория состоялось совместное богослужение. Константин был последовательным сторонником унии, но массы народа отнеслись к ней неодобрительно, начались бунты. Приверженность населения идее религиозной самостоятельности усилила отчуждение восточных и западных христиан и лишила Византию возможной поддержки в борьбе с турками. Султан Мехмед II Фатих подошел к Константинополю, разграбил окружающую местность и после энергичной осады 29 мая 1453 захватил город. В ходе последнего штурма Константин был убит.

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СОБОРЫ

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СОБОРЫ - ряд поместных соборов и четыре общецерковных собора, три из которых, по общему признанию, были вселенскими (относительно четвертого существуют разногласия). I Константинопольский собор (II Вселенский, 381), признанный вселенским на Востоке в 451, а на Западе - несколько позже, осудил македонианство и другие ереси и подтвердил Никейский символ веры. II Константинопольский собор (V Вселенский, 553) предал анафеме Феодора Мопсуестийского, Феодорита Киррского и Иву Эдесского, что привело к ряду новых схизм. III Константинопольский собор (VI Вселенский, 680) осудил указ Изложение (Эктесис, составленный Сергием и изданный императором Ираклием в 638) и излагавшееся в нем учение монофелитов как ересь и прибавил к тексту Халкидонского вероопределения положение о том, что в Иисусе Христе следует признавать "два естественных действия неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо и две естественных воли". IV Константинопольский собор (VIII Вселенский, согласно счету, принятому в Римско-католической церкви; большинство православных церквей не признает его вселенским) (869-870), был созван папой Адрианом II в связи с делом Фотия, который был осужден на этом соборе. Собор подтвердил первенство юрисдикции Римского Престола, признал дипломатический иммунитет папы и патриархов и окончательно осудил иконоборчество.

См. также ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994

КОНСТАНЦИЙ ХЛОР

КОНСТАНЦИЙ, ФЛАВИЙ ВАЛЕРИЙ

(Flavius Valerius Constantius)

(ок. 250-306), или Констанций I Хлор, римский император, отец Константина Великого. Часто употребляемое прозвище Хлор (греч. "бледный") появляется лишь в позднейших византийских источниках. Происхождение и первоначальная карьера Констанция малоизвестны, тем более что они были намеренно затемнены совершавшимися впоследствии попытками произвести Константина Великого в родичи императора Клавдия Готского. Родился Констанций в Иллирии, возможно в крестьянской семье, и сделал успешную военную карьеру при императоре Максимиане. Первая жена Елена (конкубина) родила ему Константина, будущего императора. Но ок. 289 Констанций оставил ее и женился на Феодоре, падчерице Максимиана, соправителя императора Диоклетиана. В 293 Максимиан усыновил Констанция и сделал его цезарем (т.е. младшим императором). Констанцию была выделена в управление Галлия. Ему было поручено вернуть в Империю отпавшую Британию, с чем он справился в 296. Язычник с ориентацией на монотеизм (возможно, даже на христианство), Констанций не проявлял рвения при преследованиях христиан на основании указа от 303. В 305, после отречения Максимиана и Диоклетиана, Констанций сделался августом совместно с Галерием и в следующем году в ходе военной кампании в Британии умер в Эбораке (совр. Йорк).

КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТЕБЛ ДЖОН

КОНСТЕБЛ Джон (Constable, John)

(1776-1837), английский пейзажист. Родился 11 июня 1776 в Ист-Бергхолте (графство Суффолк). В 1799 поступил в Королевскую Академию искусств, в 1829 был избран члены Академии. Позднее признание творчества художника было отчасти обусловлено его принципиально новой, не соответствовавшей нормам академического искусства трактовкой природы. Новизна пейзажей Констебла стала результатом его глубокого научного интереса к эффектам отраженного света, которые он тщательно изучал. Физик Майкл Фарадей и химик Джордж Филд восхищались работами художника. В первом варианте картины Телега для сена (Лондон, музей Виктории и Альберта) Констебл благодаря тонкому умению различать цветовые и световые нюансы передал многочисленные градации тона и оттенки цвета. Однако в другом варианте той же картины (1821, Лондон, Национальная галерея) он, предвидя критику в адрес своего необычного живописного стиля, заменил свежесть "первого впечатления" (по его собственному выражению) более сдержанной, почти монохромной цветовой гаммой, что привело к утрате ощущения сиюминутности и изменчивости. Открытия Констебла, близкие поискам естествоиспытателей 19 в., а также голландских художников 17 в. Хоббемы, Рейсдала и Кейпа, оказали большое влияние на его последователей за пределами Англии, в первую очередь на французских импрессионистов.

Умер Констебл в Лондоне 31 марта 1837.

ДЖОН КОНСТЕБЛ. САД В ГОЛДИНГЕ

ДЖОН КОНСТЕБЛ. САД В ГОЛДИНГЕ

КОНСТРУКЦИОННЫЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСУЛ

КОНСУЛ - в античности - высшее должностное лицо римской республики; в настоящее время данным термином обозначается представитель, которому правительство поручает защищать экономические интересы своих граждан за рубежом, а также ведать выдачей виз и возобновлением паспортов. В римской республике консулат был коллегиальной должностью: ежегодно избиралось двое консулов, деливших между собой как гражданское управление, так и командование войском. Консулы председательствовали на заседаниях сената и в народном собрании, они возглавляли также исполнительную власть в Риме, имели судебные и религиозные полномочия. На войне консулы становились главнокомандующими с практически неограниченной властью. И в самом Риме и за рубежом они представляли свое государство в его отношениях с другими странами. По мере того как Рим расширял свои владения, бывшие консулы (проконсулы) делались наместниками провинций.

КОНТ ОГЮСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНТРАБАС

КОНТРАБАС

КОНТРАБАС

самый большой и самый низкий по звучанию из современных струнных инструментов. Существует в двух видах: немецкий, сохраняющий покатые плечи и некоторые другие особенности ренессансных виол (это единственный используемый и поныне в симфоническом оркестре представитель семейства виол); итальянский, имеющий характеристики скрипичного семейства. Со времени своего появления в 16 в. в Германии контрабас имел от трех до пяти жильных струн; в 20 в. обычное число струн - четыре. Самая типичная настройка - по квартам, начиная от ми контроктавы. Некоторые исполнители применяют устройство, позволяющее им понизить диапазон до до контроктавы; другие употребляют для той же цели пятую струну. Помимо своей основной функции - служить опорным басом струнной группы оркестра, контрабас иногда используется как сольный и ансамблевый инструмент. Он также фигурирует в американской популярной музыке, где на нем играют либо традиционно - смычком или щипком, либо дополняя эту технику ритмическими шлепками по струнам; контрабас распространен и в джазе, где обычно применяется защипывание струн (pizzicato).

См. также СКРИПКА.

КОНТРАПУНКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНФИРМАЦИЯ

КОНФИРМАЦИЯ - миропомазание, христианское таинство, в котором молитва о даровании Св. Духа сопровождается возложением рук или помазанием освященным маслом. Своим происхождением этот обряд обязан апостольской практике сообщения дара Св. Духа через возложение рук (Деян 8:12-17). В древней церкви конфирмация (миропомазание) осуществлялась непосредственно после крещения, и за ней сразу же следовало первое причастие (в рамках единой церковной службы). Эта практика сохраняется в православных церквах, где конфирмация совершается над младенцами и осуществляется маслом (миром), освященным епископом. На Западе конфирмация объединялась с крещением вплоть до эпохи Средневековья и в отличие от православия осуществлялась епископом, поэтому в его отсутствие конфирмацию приходилось переносить на другое время. В 1215 IV Латеранский собор одобрил практику откладывания конфирмации до достижения ребенком сознательного возраста. В результате этой отсрочки таинство приобрело новый акцент, получив смысл уже не только подкрепления верующего дарованием Духа, но и подтверждения крещальных обетов. В Католической церкви конфирмацию осуществляет епископ, хотя в особых случаях он может делегировать эту свою власть священнику; в Англиканской церкви конфирмация осуществляется обязательно епископом. Большинство протестантских церквей упразднило таинство конфирмации; исключение составляют лишь некоторые лютеранские церкви, сохранившие его как обряд.

См. также БАР-МИЦВА.

КОНФУЦИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНФУЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНЦЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КООРДИНАТНАЯ СЕТКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОП ЭДУАРД ДРИНКЕР

КОП Эдуард Дринкер (Cope, Edward Drinker)

(1840-1897), американский зоолог и палеонтолог, открывший и описавший более 1000 видов исчезнувших позвоночных. Коллекция ископаемых млекопитающих, собранная Копом, находится в настоящее время в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. Родился 28 июля 1840 в Филадельфии (шт. Пенсильвания). Образование получил у частных учителей, в течение года учился в Пенсильванском университете. В 1859 поступил на работу в Смитсоновский институт, где изучал земноводных. В 1861 был избран членом Филадельфийской академии наук, в 1865 получил должность куратора. В 1863 стажировался за границей, в 1864-1867 был профессором сравнительной зоологии и ботаники Хаверфорд-колледжа (Пенсильвания). В 1867 оставил преподавание и в течение 22 лет занимался научными исследованиями. Изучал наземных позвоночных в долине р.Миссисипи, в 1870 провел систематизацию ископаемых останков, собранных в штате Вайоминг. Дал новую классификацию современных и ископаемых рыб, уточнил систематическое положение многих млекопитающих. Изучал и классифицировал динозавров. Вместе с Г.Осборном создал теорию развития коренных зубов млекопитающих. Основываясь на палеонтологических данных, сформулировал теорию кинетогенеза - наследования признаков, приобретенных вследствие употребления или неупотребления органов, что привело его к поддержке идей Ламарка. В 1889 Коп стал профессором геологии и минералогии Пенсильванского университета, в 1895 - профессором зоологии и сравнительной анатомии. В 1892 он организовал экспедицию в штат Вайоминг, во время которой была обнаружена челюсть древнего предка американского опоссума. В 1897 Коп стал главным редактором журнала "Американский натуралист" ("American Naturalist"). Умер Коп в Филадельфии 12 апреля 1897.

КОПЕРНИК НИКОЛАЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОПЛЕНД ААРОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОПО ЖАК

КОПО Жак (Copeau, Jaccques)

(1879-1949), французский критик, актер, режиссер, новатор в области театрального стиля и сценографии. Родился 4 февраля 1879 в Париже. В 1904-1910 - театральный критик, сборник его статей Критика нового времени (Critiques d'un autre temps) вышел в 1923. В 1909 участвовал в создании "Нувель ревю франсез" ("Nouvelle revue franaise"), был его редактором в 1912-1914. Борясь с бескрылым натурализмом и переизбытком сценических деталей, решил эстетически значимо разгрузить игровое пространство. В 1913 основал "Театр Старой Голубятни" ("Thtre du Vieux Colombier") в Париже, в репертуаре которого были пьесы Шекспира, Мольера, А.Бека, П.Клоделя, Р.Мартен дю Гара. В 1917-1919 работал в США, читал лекции, при поддержке французского правительства собрал труппу, два сезона выступавшую в Нью-Йорке. Вернувшись в 1920 в Париж, Копо реализовал свой план постоянного оформления сцены, позволявшего зрителям сосредоточиться исключительно на актерской игре и уяснении смысла пьесы. Отличие в оформлении очередного спектакля достигалось соответствующими занавесями и ширмами (игра "в сукнах"). Три лестничных марша со сцены в зрительный зал должны были, по замыслу Копо, уничтожить барьер между актерами и публикой. Репертуар театра расширился за счет пьес Ж.Ромена, А.Жида, Ш.Вильдрака. Театр закрылся в 1924, но драматическая школа Копо продолжала готовить театральных актеров. В 1927 Театральная гильдия пригласила Копо в Нью-Йорк для постановки Братьев Карамазовых по роману Достоевского. С 1936 Копо - режиссер, а с 1940 - художественный руководитель "Комеди Франсез". В 1931 выходят его мемуары Воспоминания Старой Голубятни (Souvenirs du Vieux Colombier).

Умер Копо в Боне 20 октября 1940.

ЛИТЕРАТУРА

Финкельштейн Е.Л. Жак Копо и Театр Старой Голубятни. Л., 1971

КОПРА

КОПРА - высушенный эндосперм плодов кокосовой пальмы, источник кокосового масла. Это масло используется для получения различных продуктов, включая мыло, маргарин и синтетические смолы. Эндосперм высушивают на солнце или в печах, чтобы предохранить от порчи под действием плесени или бактерий; при этом влажность его снижается приблизительно с 50 до 7%. Поскольку копра содержит очень много масла (от 65 до 72% по массе), его извлекают простым выжиманием. Жмых используют на удобрение или на корм скоту. Из 1000 кокосовых "орехов" добывают ок. 200 кг копры. Ежегодно в мире ее производится ок. 5 млн. т - в основном на Филиппинах и в Индонезии.

См. также КОКОСОВАЯ ПАЛЬМА.

КОРАЛЛОВЫЕ РИФЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРАЛЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРЕЛЛИ АРКАНДЖЕЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРЕЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРИ КАРЛ ФЕРДИНАНД И ГЕРТИ ТЕРЕЗА

КОРИ Карл Фердинанд и Герти Тереза (Cori, Carl Ferdinand) (1896-1984)

и его жена Радниц-Кори, Герти Тереза (Radnitz-Cori, Gerty Theresa) (1896-1957), американские биохимики чешского происхождения, удостоенные в 1947 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с Б.Усаем) за исследование метаболизма гликогена и влияние гормонов на ферментативные процессы. Карл родился в Праге 5 декабря 1896, Герти - там же 15 августа 1896. Оба закончили Немецкий университет в Праге. В 1920 получили степени докторов медицины и вскоре поженились. Проработав некоторое время в Вене, супруги Кори переехали в США, где, как они полагали, было больше возможностей для занятий биохимией. В 1922 они были зачислены в штат Института злокачественных новообразований в Буффало (шт. Нью-Йорк). Основным предметом их исследований был метаболизм углеводов у животных. Занимаясь изучением образования и расщепления гликогена, они установили, что образующаяся при интенсивной мышечной работе молочная кислота переходит в кровь и при поступлении в печень превращается в гликоген. Последний расщепляется в печени до глюкозы, которая с током крови поступает в мышцы и используется для ресинтеза гликогена. Эта последовательность превращений была названа впоследствии циклом Кори. В 1931 супруги Кори переехали в Сент-Луис, где Карл стал профессором фармакологии и биохимии Медицинской школы при уиверситете Дж.Вашингтона, а Герти была принята на должность научного сотрудника в лабораторию мужа. В 1947 она также получила звание профессора. В Сент-Луисе Кори продолжали изучение метаболизма гликогена и выделили промежуточные продукты этого процесса, в частности глюкозо-1-фосфат ("эфир Кори"), а также фермент фосфоглюкомутазу, катализирующую обратимое превращение глюкозо-1-фосфата в глюкозо-6-фосфат. В 1947 они осуществили синтез гликогена из глюкозы in vitro. Ими были получены в кристаллическом виде ферменты фосфоглюкомутаза, дегидрогеназа и альдолаза мышц, чистая гексокиназа дрожжей, исследовано влияние гормонов на ферментативные процессы в организме. Лаборатория Кори стала центром изучения метаболизма углеводов. Супруги были удостоены многих научных наград и приняты в члены Национальной академии наук США. Герти Радниц-Кори умерла в Сент-Луисе 26 октября 1957. Карл Кори после ее смерти продолжал начатые исследования. В 1966 он ушел на пенсию, но многие годы оставался внештатным профессором Центральной больницы в Массачусетсе и медицинской школы Гарвардского университета.

Умер Карл Кори в Кеймбридже (шт. Массачусетс) 19 октября 1984.

ЛИТЕРАТУРА

Мецлер Д. Биохимия, тт. 1-3. М., 1977

КОРИНФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРИОЛАН

ГНЕЙ МАРЦИЙ

(Gnaeus Marcius Coriolanus)

или Гай Марций, легендарный герой Рима. Прославился взятием города вольсков Кориолы, благодаря чему и получил свое прозвище. Встал во главе аристократической партии, пытался упразднить должность плебейских трибунов, во время голода грозил прекратить поставки хлеба. Осужденный на изгнание, Кориолан удалился к вольскам, врагам Рима, встал во главе их армии и в 491 до н.э. вторгся на римскую территорию. Повернул назад в 8 км от Рима, у Клелиева рва, уступив увещеваниям своей матери Ветурии и жены Волумнии. После этого вольски умертвили Кориолана (по сообщению же Фабия Пиктора, он умер стариком в изгнании). Во всем этом повествовании, помимо того, что разные его версии противоречат друг другу, имеются и другие несообразности: судя по родовому имени, Кориолан скорее плебей; когномены (прозвища) еще не использовались в этот ранний период; Кориолы были латинским городом; римлянин вряд ли мог возглавить армию вольсков. Тем не менее Кориолан известен уже самому раннему римскому историку, Фабию Пиктору. Возможно, этот рассказ донес до нас глухие воспоминания о смутах в Риме и набеге вольсков на Лаций.

ЛИТЕРАТУРА

Плутарх. Гай Марций. - В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 1. М., 1964 Тит Ливий. История Рима от основания города, т. 1. М., 1989

КОРИТОЗАВР

Факты

КОРНБЕРГ АРТУР

КОРНБЕРГ Артур (Kornberg, Arthur)

(р. 1918), американский биохимик, удостоенный в 1959 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с С.Очоа) за открытие механизма биосинтеза нуклеиновых кислот. Родился 3 марта 1918 в Нью-Йорке. Окончил Сити-колледж в Нью-Йорке (1937) и Рочестерский университет (1941, степень доктора медицины). В 1942 был офицером медицинской службы Береговой охраны США. В 1942-1952 работал в Национальных институтах здоровья в Бетесде, в 1947 в течение года - в Медицинской школе Нью-Йоркского университета в качестве приглашенного исследователя в лаборатории Очоа. С 1953 по 1959 - руководитель отдела микробиологии университета Дж.Вашингтона в Сент-Луисе (шт. Монтана), с 1959 - профессор факультета биохимии Станфордского университета, до 1969 - его декан. Первые работы Корнберга были связаны с изучением промежуточных продуктов метаболизма и ферментов, участвующих в их образовании. Эти исследования привели к открытию химических реакций, ответственных за синтез флавинадениндинуклеотида и дифосфоуридиннуклеотида - коферментов, участвующих в окислительно-восстановительных процессах в клетке. Исследуя механизм синтеза нуклеотидов - мономерных единиц ДНК и РНК, - Корнберг подошел к проблеме их соединения друг с другом (полимеризации). Он выделил и очистил фермент, называемый теперь ДНК-полимеразой, который катализирует копирование (репликацию) ДНК при делении клетки. Используя в качестве матрицы природную ДНК, Корнберг впервые осуществил синтез функционально активной ДНК in vitro.

ЛИТЕРАТУРА

Корнберг А. Синтез ДНК. М., 1974 Альбертс Б., Уотсон Дж. и др. Молекулярная биология клетки. М., 1994

КОРНЕЛИУС ПЕТЕР ФОН

КОРНЕЛИУС Петер фон (Cornelius, Peter Joseph von)

(1783-1867), немецкий живописец, родился 27 сентября 1783 в Дюссельдорфе. Как художник сформировался в Риме, где жил в 1811-1819 в Братстве назарейцев - художников-романтиков, которые стремились вернуть современное искусство к его духовным основам посредством обращения к средневековой цеховой художественной жизни, к чистоте и наивности итальянской живописи Проторенессанса и раннего Возрождения. В эти годы Корнелиус создал иллюстрации к Фаусту (1816) и к Песни о Нибелунгах (1817). В 1819 он был приглашен в Мюнхен, в 1825-1829 возглавлял работы по созданию фресковой декорации Глиптотеки, а в 1829-1839 - Людвигскирхе, где собственноручно написал Страшный Суд. Последние двадцать пять лет жизни художник занимался разработкой проекта росписей для берлинского кладбища, который так и не был осуществлен. Умер Корнелиус в Берлине 6 марта 1867.

КОРНЕЛЛ КЭТРИН

КОРНЕЛЛ Кэтрин (Cornell, Katherine) (1898-1974), США; актриса, режиссер; в 1916 играла в труппе одного из первых нью-йоркских "малых театров"; выступала в пьесах современных драматургов - Б.Шоу (Кандида и Святая Иоанна), Ж.Ануя, У.С.Моэма, в 1931 с большим успехом сыграла в Зеленой шляпке (инсценировка одноименного романа М.Арлена); в 1942 исполнила роль Маши в Трех сестрах А.П.Чехова; шекспировские роли: Джульетта, Клеопатра.

КОРНЕТ

КОРНЕТ - музыкальный термин для обозначения двух типов духовых инструментов, а также одного из регистров органа. Корнеты первого типа (другое название - цинк) представляли собой прямые или слегка изогнутые деревянные трубки; они были разных размеров и применялись начиная со Средневековья и до 19 в. Инструменты другого типа (корнет-а-пистоны), сконструированные ок. 1825, похожи на современную трубу по форме, регистру и тембру, но имеют чуть более конический канал и глубокий мундштук и, в результате, менее яркий и блестящий, более сдержанный характер звучания.

КОРО КАМИЛЬ

КОРО Камиль (Corot, Jean Baptiste Camille)

(1796-1875), французский живописец; родился 17 июля 1796 в Париже. Если не считать краткого периода обучения у классиков пейзажной живописи Мишаллона и Бертена в 1822, Коро можно назвать самоучкой. Решающим в его творческом развитии был период с 1825 по 1828, проведенный в Риме, где он работал над пейзажными набросками и эскизами. В это время были созданы Вид Колизея (1826) и Мост Августа на реке Нера (1827, оба в Лувре). Вернувшись во Францию, он писал окрестности Парижа, лес Фонтенбло, сельские виды Нормандии, Пикардии и Бургундии. В картине Шартрский собор (1830, Лувр) чувствуется смягчение его живописной манеры под влиянием художественных концепций романтизма. Во время второго путешествия Коро в Италию в 1834 в его пейзажах появляются фигуры людей. После 1850 в стиле живописи Коро происходят существенные изменения: вместо непосредственного впечатления от натуры мастер стремится передать поэтическое очарование, отдавая предпочтение мягким, текучим формам, туманным атмосферным эффектам, что нашло выражение в таких произведениях, как Танец нимф (1851) и Воспоминание о Мортефонтене (1864, оба в Лувре). Коро, который к этому времени уже продал несколько своих картин, внезапно становится знаменитым; количество созданных им произведений и цены на них возрастают между 1858 и 1870, в то время как их качество нередко оставляют желать лучшего. Но даже в этот период популярности он продолжал создавать прекрасные картины, обращаясь к непосредственному изучению природы; многие из его портретов относятся именно к этому времени - например, Женщина с жемчужиной (1868, Лувр). Начав работать в традиции классической пейзажной живописи, идущей от Пуссена, Коро сочетал ее с романтизмом и реализмом, а впоследствии вплотную подошел к живописным открытиям импрессионизма. Умер Коро в Париже 22 февраля 1875.

ЛИТЕРАТУРА

Коро - художник, человек. Документы, воспомининия. М., 1963 Алпатов М.В. Камиль Коро. М., 1984

КОРОЛЕВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРОЛЕНКО ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ

КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович (1853-1921), русский писатель. Родился 27 июля 1853 в Житомире. Был смолоду вовлечен в политическую деятельность, что привело к его исключению из Петровской земледельческой академии в Москве. В 1879 Короленко был сослан в Сибирь на шесть лет за участие в народническом движении. По возвращении в Россию Короленко жил в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Полтаве. Октябрьскую революцию принял враждебно, но против большевиков активно не выступал. Короленко начал писать еще до ссылки, но признание пришло к нему лишь после публикации рассказа Сон Макара (1885), фантазии, основанной на якутской мифологии. Его важнейшее произведение, автобиографическая История моего современника, было полностью опубликовано посмертно. Наиболее известными сочинениями Короленко в области художественной прозы являются рассказы и повести Лес шумит, Слепой музыкант, В дурном обществе, где нарисован запоминающийся образ его строгого, но справедливого отца, житомирского судьи; Судный день и Без языка, новелла, вдохновленная путешествием Короленко в Америку в 1893 и описывающая мытарства русского иммигранта в Нью-Йорке. Короленко был также выдающимся публицистом и отдавал много сил кампаниям по оказанию помощи голодающим и упразднению смертной казни, воинской повинности и дискриминации по национальному признаку. Умер Короленко в Полтаве 25 декабря 1921. ЛИТЕРАТУРА

Миронов Г.М. Короленко. М., 1962 В.Г.Короленко в воспоминаниях современников. М., 1962 Ростов Н. В.Г.Короленко. М., 1965 Короленко В.Г. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1971 Короленко В.Г. История моего современника, кн. 1-2. Л., 1976 Бялый Г.А. В.Г.Короленко, 2-е изд. Л., 1983

КОРОНА

КОРОНА - в астрономии - внешняя часть солнечной атмосферы, которую удается наблюдать в моменты полных солнечных затмений или с помощью специальных телескопов - коронографов, в которых закрывается изображение солнечного диска. Корона имеет жемчужный цвет и простирается от видимого края солнечного диска на несколько его диаметров. Корона очень горячая, поэтому в основном излучает рентгеновские лучи и служит источником солнечного ветра, т.е. быстрых потоков плазмы, растекающихся от Солнца в межпланетное пространство. В геофизике короной называют одну из форм полярного сияния (в районах Северного и Южного полюсов), которое обычно зарождается вблизи зенита и в виде лучей или потоков радиально расходится во всех направлениях.

См. также

АТМОСФЕРА;

ЗАТМЕНИЯ;

СОЛНЦЕ.

КОРРЕДЖО АНТОНИО

КОРРЕДЖО Антонио (Corregio, Antonio Allegri da)

(ок. 1489-1534), итальянский живописец, родился в городке Корреджо близ Модены. Учился у Бьянки Феррари в Модене, а после его смерти уехал в Мантую; там он видел произведения Андреа Мантеньи и его учеников. В работах Корреджо, выполненных в эти годы, чувствуется и влияние Леонардо да Винчи, но неизвестно, где и когда он познакомился с его творчеством. Образцы раннего стиля художника - картины Обручение св. Екатерины (Лувр) и Мадонна со св. Франциском (ок. 1515, Дрезден, Картинная галерея).

АНТОНИО КОРРЕДЖО. ОПЛАКИВАНИЕ

АНТОНИО КОРРЕДЖО. ОПЛАКИВАНИЕ

В 1518 Корреджо уехал в Парму. В это время в его произведениях (например, во фреске плафона монастыря Сан Паоло) появляются тенденции к иллюзионизму, которые затем будут развиты в росписи купола церкви Сан Джованни Эванджелиста, где в 1520-1522 Корреджо написал композицию Вознесение Христа. Следующий по времени заказ - фреска Вознесение Богоматери в куполе Пармского собора, начатая ок. 1525. Эта роспись стала образцом для многих последователей Корреджо. Он продолжал работы в соборе примерно до 1530. Росписи, оставшиеся неоконченными после смерти художника в 1534, были завершены его учениками. В последний период своего творчества мастер писал также картины на мифологические, аллегорические и религиозные сюжеты; среди них - День (Мадонна со св. Иеронимом, ок. 1528, Парма, Национальная галерея) и Ночь (Поклонение пастухов, ок. 1530, Дрезден, Картинная галерея), Леда с лебедем (ок. 1532, Берлин, Далем), Юпитер и Антиопа (1521-1525, Париж, Лувр). В отличие от большинства своих современников он не стремился обрести влиятельных покровителей и поселиться в одном из крупных художественных центров Италии, а вел тихую и спокойную жизнь в Мантуе, Модене, Парме и своем родном городке Корреджо, куда он возвратился за четыре года до смерти. В большей степени, чем какие-либо внешние факторы, на формирование стиля зрелого периода творчества Корреджо повлияли его характер и образ жизни. Чтобы подчеркнуть красоту форм и поверхностей, он стремился использовать не умозрительные перспективные построения, а плавное движение фигур в пространстве, не очень яркий колорит и эффектные контрасты света и тени.

ЛИТЕРАТУРА

Ротенберг Е.И. Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения. М., 1974

КОРРИДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРТАСАР ХУЛИО

КОРТАСАР Хулио (Cortazar, Julio) (1914-1984), аргентинский прозаик. Родился 26 августа 1914 в Брюсселе. Рос в Аргентине; окончив педагогический колледж в Буэнос-Айресе (1935), работал учителем в средней школе. Покинул Аргентину в 1951, спасаясь от диктатуры Х.Д. Перона. Впоследствии периодически навещал Аргентину, но постоянно проживал в Париже, работая переводчиком в ЮНЕСКО. Первая публикация Кортасара, сборник сонетов Присутствие (Presencia, 1938), предвосхищает некоторые важнейшие элементы его будущей прозы - такие, как взаимопроникновение реальности и фантазии, поиск абсолюта, стремление к гармонии между человеком и вселенной. Затем вышла в свет драматическая поэма Короли (Los reyes, 1949), парафраз мифа о Минотавре. Литературная слава пришла к писателю после публикации сборника рассказов Бестиарий (Bestiario, 1951), где разрабатывается тема соотношения человеческого и животного миров. Сборник Конец игры (Final de juego, 1956) раскрывает символическое значение мелочей, определяющих каждодневную жизнь; рассказы книги Секретное оружие (Las armas secretas, 1959) выстроены на контрасте косности жизни и свободы творческого воображения. В своем первом романе Выигрыши (Los premios, 1960) Кортасар раскрывает проблему извечной человеческой неудовлетворенности, используя традиционный образ корабля дураков: группа выигрывших в лотерею совершает морской вояж, который оборачивается для них путешествием в глубины собственного сознания. В коротких ироничных рассказах Истории о хронопах и фамах (Historias de Cronopios y de Famas, 1969) писатель акцентирует внимание на алогичных условностях человеческой жизни. Игра в классики (Rayuela, 1963), расцененная критикой как "первый великий латиноамериканский роман", выстроена таким образом, что содержит в себе как бы несколько романов и дает читателю творческую возможность выбора одного из вариантов. Ведущей темой сборника рассказов Все огни - огонь (Todos los fuegos el fuego, 1973) стала схожесть положений, складывающихся в различных странах и в рамках разных эпох. Роман 62. Модель для сборки (62. Modelo para armar, 1968) сконструирован на основе одной из глав Игры в классики. Книга Мануэля (Libro de Manuel, 1973) сочетает политическое содержание с установкой на самосозидание романа. Умер Кортасар в Париже 12 февраля 1984.

ЛИТЕРАТУРА

Кутейщикова В., Осповат Л. Поиски и открытия Хулио Кортасара. - В кн.: Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. М., 1983 Кортасар Х. Собрание сочинений, тт. 1-4. СПб, 1992 Кортасар Х. Преследователь. СПб, 1993 Кортасар Х. Книга Мануэля. - Иностранная литература, 1994, № 3

КОРТЕС ЭРНАНДО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРТИЗОЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРТОНА ПЬЕТРО

КОРТОНА Пьетро (Cortona, Pietro Berrettini da)

(1596-1669), итальянский живописец, архитектор и декоратор эпохи барокко. Родился в городке Кортона в Тоскане 1 ноября 1596; около 1612 приехал в Рим, где учился живописи у флорентийских художников Андреа Коммоди и Баччо Чарпи. Иллюзионистический, яркий и декоративный стиль живописи Пьетро да Кортона представляет собой одну из вершин римского искусства эпохи барокко. Наиболее известной его работой является плафон римского палаццо Барберини. На нем представлена аллегорическая композиция, прославляющая папу Урбана VIII, члена семьи Барберини. Внутри иллюзионистически трактованного архитектурного обрамления центральной части плафона открывается фрагмент неба с облаками и множеством фигур в развевающихся одеждах. Работа над плафоном палаццо Барберини продолжалась с 1633 по 1639. В 1637 Пьетро да Кортона совершил поездки во Флоренцию и Венецию. Произведения великих венецианских мастеров, особенно Триумф Венеции Веронезе из Дворца дожей, оказали сильное влияние на живописную манеру мастера. С 1640 по 1647 Пьетро да Кортона жил во Флоренции, где написал аллегорические изображения планет в палаццо Питти. В этих фресках он предвосхитил достижения Луки Джордано - передачу средствами живописи воздушной перспективы. Самой значительной работой Пьетро да Кортона в области церковной монументально-декоративной живописи является роспись апсиды, нефа и парусов в церкви Санта Мария ин Валличелла в Риме (1646-1665), где он написал композиции Чудо св. Филиппа Нери и Небесное воинство. Пьетро да Кортона создал и весь декор интерьера церкви, в том числе кессонированный потолок, позолоченные карнизы и помещенные между живописными композициями фигуры из стука. В своих архитектурных проектах, как и в живописных произведениях, он достигал пространственного единства элементов благодаря использованию перспективы, объединявшей пространство интерьера и экстерьер (например, в композиции фасада церкви Санта Мария делла Паче в Риме), и живописного единства, тщательно разрабатывая декорацию здания и делая те или иные акценты с помощью игры света и тени (как в церкви Санти Лука э Мартино в Риме). Умер Пьетро да Кортона в Риме 16 мая 1669.

КОРУНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСМАС ИНДИКОПЛЕВСТ

КОСМАС Индикоплевст - т.е. "Косма, плававший в Индию" (греч.) (6 в.), египетский путешественник и географ. В молодости был купцом в Александрии и совершал путешествия в Абиссинию, Индию, на Цейлон и в другие страны Восточной Азии. Позднее стал монахом в Александрии и примерно в 548 написал по-гречески труд Христианская топография (Topographia Christiana) в 12 книгах. На его страницах Индикоплов отрицал сферическую форму Земли, ссылаясь при этом на Библию. Книга содержит древние христианские карты и ценную информацию о странах, которые посетил Индикоплов, особенно об Индии и Цейлоне.

ЛИТЕРАТУРА

Книга глаголемая Козьмы Индикоплова. СПб, 1886

Предыдущая страница Следующая страница