Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "В" (часть 4, "ВИА"-"ВИТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 4, "ВИА"-"ВИТ")

ВИАРДО-ГАРСИЯ ПОЛИНА

Полина Виардо-Гарсия.

ВИБРАФОН

ВИБРАФОН - ударный музыкальный инструмент, состоящий из укрепленных над резонаторами металлических пластинок, по которым ударяют палочками. Между каждой пластинкой и ее резонатором находится маленькая лопасть, которая приводится во вращение электродвигателем и заставляет звук мягко вибрировать. Обычно диапазон вибрафона - три октавы (от фа малой октавы). Первоначально использовался в джазе, в настоящее время иногда применяется в камерных ансамблях.

ВИВАЛЬДИ АНТОНИО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИВЬЕН ЛЕОНИД СЕРГЕЕВИЧ

Л. С. Вивьен. 1961 г.

ВИГМАН МАРИ

ВИГМАН Мари (Wigman, Mary)

(1886-1973), немецкая танцовщица, педагог и хореограф, основоположница европейского экспрессивно-пластического танца "модерн" (Ausdruckstanz). Вигман родилась в Ганновере 13 ноября 1886. Ее первое публичное выступление состоялось в 1910. В 1911 она решила поступить в школу Э.Жак-Далькроза в Хеллерау (Бавария). В Швейцарии Вигман начала ставить танцы, в 1920 открыла в Дрездене собственную школу - Центральный институт Вигман. Здесь она поставила серию сольных и групповых танцев; первоначально ее хореография вызывала удивление, но позже у Вигман появились страстные поклонники. Вигман считала, что классический балет с его округленной, "текучей" пластикой может передавать только ощущения радости и нежности. Она же хотела выразить в своих танцах яростные, трагические чувства, потому и движения должны были стать сильными, резкими, угловатыми; вместо обычной приятно звучащей, мелодичной балетной музыки Вигман использовала звуки барабанов, гонгов, тарелок. Вигман впервые приехала в Нью-Йорк в 1930. В течение нескольких лет выступления ее труппы по всей стране вызывали острые споры. В конце концов Вигман получила признание публики, которая оценила не только техническую новизну ее искусства, но также его гуманизм и пафос. Во время Второй мировой войны школа Вигман в Лейпциге была закрыта, и ей пришлось преподавать обычный классический танец. В 1950 она открыла новую школу в Далеме, пригороде Берлина. Умерла Вигман в Западном Берлине 18 сентября 1973.

ВИДОР ШАРЛЬ МАРИ ЖАН АЛЬБЕР

ВИДОР Шарль Мари Жан Альбер (Widor, Charles Marie Jean Albert) (1844-1937), известный французский органист. Родился в Лионе 21 февраля 1844. Был органистом церкви Сен-Сюльпис в Париже, профессором органа и композиции в Парижской консерватории и постоянным секретарем Академии изящных искусств. Ученик Н.Ж.Лемменса и Ф.Ж.Фетиса, Видор прославился как виртуоз-органист, композитор и педагог. Сочинял во многих жанрах, особой известностью пользуются его органные симфонии. Среди его многочисленных трудов популярный трактат об инструментовке, большое собрание музыкальной критики и незаконченное издание органных сочинений И.С.Баха, продолженное А.Швейцером. Умер Видор в Париже 12 марта 1937.

ЛИТЕРАТУРА

Видор Ш.-М. Техника современного оркестра. М., 1958

ВИЗАНТИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЗЕЛЬ ЭЛИ

ВИЗЕЛЬ Эли (Wiesel, Elie)

(р. 1928), еврейский романист, журналист и преподаватель. Родился 30 сентября 1928 в Сигете (Румыния). Получил религиозное образование. В 1944 евреи его города были депортированы в различные концентрационные лагеря, где большинство их погибло. Визель спасся и жил сначала в Париже, где в 1948-1951 учился в Сорбонне, а в 1956 переехал в Нью-Йорк. В 1963 получил гражданство США. В 1983 его романы Завещание убиенного еврейского поэта (Le testament d'un pote Juif assassin, 1980) и Слова чужаков (Paroles d'etrangers, 1982) были отмечены Международной литературной премией за миротворчество. В 1985 Визель был награжден Золотой медалью Конгресса. В 1986 был удостоен Нобелевской премии мира. В конце 1950-х годов Визель обратился к литературе; художественные произведения он также писал по-французски. Книга Ночь (La Nuit, 1958) поведала о пережитом в Освенциме, о бесчеловечности, о смерти. В книге Врата леса (Les Portes de la Fret, 1966) показывается уничтожение евреев в оккупированной нацистами Венгрии, бессмысленность этих зверств и невозможность религиозного осмысления подобных событий. В числе других произведений Визеля - Рассвет (L'Aube, 1960), День (Le jour, 1961), Евреи безмолвия (Les Juifs du silence, 1966), Иерусалимский нищий (Le mendiant de Jerusalem, 1968), Хасидское веселье (Clbration Hassidique, 1971), Клятва в Кольвийяке (Le serment au Kolvillaq, 1973), Зальман, или Божественное безумие (Zalman ou la folie de Dieu, 1968), Пятый сын (Le cinquime fils, 1983), В сумерках вдали (La crpuscule, au loin, 1987).

ЛИТЕРАТУРА

Визель Э. Ночь, рассвет, день. М., 1993

ВИЙОН ФРАНСУА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИКИНГИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИКО ДЖАМБАТТИСТА

ВИКО Джамбаттиста (Vico, Giambattista) (1668-1744), итальянский философ и историк, предвосхитивший методы историко-культурных и этнологических исследований. Родился в Неаполе 23 июня 1668 в семье книготорговца. Обучался в нескольких школах, в том числе в иезуитском коллегиуме. В очень раннем возрасте заинтересовался философскими вопросами, новой философией Декарта, изучал метафизику и гражданское право, читал Платона, Тацита, Макиавелли. В 1699-1708 был профессором риторики университета Неаполя. Вико стремился получить должность профессора гражданского права; когда ему было в этом отказано, погрузился в изучение вопроса о происхождении естественного права, занимавшего философов 17 и 18 вв. В ходе исследований Вико расширил рамки поставленных задач и в работе Основания новой науки об общей природе наций (Principi di una scienza nuova d'intorno alla comune natura delle nazione.., или просто Scienza nuova), выдержавшей несколько изданий (в частности, в 1725, 1730 и посмертно в 1744) и множество исправлений, попытался не только описать историю естественного права, но и найти идеальную схему всеобщей истории. Вико выдвинул циклическую теорию развития общества. Согласно его концепции, циклы развития, по которым Провидение шаг за шагом ведет человечество от варварства к цивилизации, история проходила от древнейших времен до эпохи заката Рима и вновь от "нового варварства" темных веков к эпохе Просвещения. Мысль о руке Провидения носит религиозный характер - Вико был верным сыном Церкви, - однако в то же время на него повлияли идеи Пико делла Мирандолы, Гоббса, Фрэнсиса Бэкона, Гуго Гроция и даже Декарта. Его собственная мысль оказала воздействие на Кузена, Мишле, Гердера, Гегеля, Конта, Кроче, Джентиле, Шпенглера. Другое направление влияния - традиция "понимания" в лице В.Дильтея и Р.Дж.Коллингвуда. Отдельные идеи Вико, например о взаимной враждебности общественных классов, оказались близки марксизму. Другие его сочинения - Жизнь Джамбаттисты Вико, написанная им самим (1725, с дополнениями в 1728 и 1731) и по-латыни De antiquissima Italorum sapientia (О древней мудрости итальянцев, 1710).

Умер Вико в Неаполе 23 января 1744.

ЛИТЕРАТУРА

Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1940

ВИКТОР ЭММАНУИЛ II

ВИКТОР ЭММАНУИЛ II (Vittorio Emanuele II)

(1820-1878), король Сардинского (Пьемонтского) (с 1849) и Итальянского (с 1861) королевств. Родился 14 марта 1820 в Турине. Получил военное и религиозное образование. При правлении своего отца, Карла Альберта, не вникал в государственные дела, но проявил сильную волю, когда король отрекся от престола после битвы при Новаре (23 марта 1849), оставив ему разбитую армию и охваченную революцией страну. Личные усилия Виктора Эммануила по достижению мира с Австрией (Австро-Пьемонтский мирный договор, 6 августа 1849) способствовали сохранению независимости Сардинии, позволили в дальнейшем развить здесь парламентские формы правления и вернуть Сардинскому королевству лидирующие позиции в освободительной борьбе Италии против Австрии. Виктор Эммануил лично поддерживал внутреннюю и внешнюю политику своего премьер-министра Кавура. Роль короля заметно усилилась после отставки премьера, не удовлетворенного Виллафранкским перемирием (11 июля 1859), по условиям которого Наполеон III оставил Венецию под властью Австрии. Дипломатическая линия Кавура была направлена на присоединение к Пьемонту самостоятельных государств Центральной Италии в ходе освободительной войны против австрийского господства. Оказав поддержку Гарибальди при присоединении Юга, король обеспечил триумф монархии в Италии. Избранный в январе 1861 итальянский парламент 17 марта провозгласил Виктора Эммануила II "милостью Божьей и волей народа" королем Италии. После смерти Кавура в июне 1861 король время от времени пытался проводить политику, независимую от министров, которые протестовали против его интриг с Мадзини (1864) или препятствовали попыткам оказать поддержку Наполеону III в войне против Пруссии в 1870. Однако, когда партия правых в результате выборов 1876 лишилась власти, Виктор Эммануил поддержал левых.

Умер Виктор Эммануил II в Риме 9 января 1878.

ЛИТЕРАТУРА

История Италии, т. 2. М., 1970

ВИКТОР ЭММАНУИЛ III

ВИКТОР ЭММАНУИЛ III (Vittorio Emanuele III)

(1869-1947), в 1900-1946 король Италии. Родился 11 ноября 1869 в Неаполе. Единственный сын короля Умберто I и королевы Маргариты, представителей Савойской династии; наследный принц Неапольский. В 1887 поступил на армейскую службу, а в 1896 женился на Елене Черногорской. После убийства отца 29 июля 1900 Виктор Эммануил наследовал трон. В ходе майского кризиса 1915 поддержал кабинет Саландры, санкционировав вступление страны в Первую мировую войну. В октябре 1922 под угрозами и давлением фашистов Виктор Эммануил поручил формирование кабинета Б.Муссолини. Король пошел на нарушение регламента смены кабинета, надеясь избежать гражданской войны. Он не предпринял активных действий и в 1924, когда по приказу Муссолини был убит видный социалист Джакомо Маттеотти, а после этого легализовал новый режим. Латеранские соглашения 1929 примирили Савойскую династию с Ватиканом. Правление Виктора Эммануила отмечено многочисленными войнами: с Турцией (1911-1912), с Эфиопией (1935-1936), интервенцией в Испанию (1936-1939), войной с Албанией (1939), наконец, участием в первой и второй мировых войнах. В ходе последней король 11 июня 1940 объявил войну Франции и Великобритании, а 13 октября 1943 - Германии. В 1942, когда давление союзников усилилось, король выработал предварительный план свержения правительства, но не отдавал приказа об аресте Муссолини, пока 25 июля 1943 Большой фашистский совет не сместил Муссолини с поста партийного лидера. Король назначил главой правительства маршала Пьетро Бадольо, пообещал вернуть страну к конституционному правлению. Попытка побудить армию перейти на сторону союзных держав не удалась. Вместе с Бадольо и другими генералами король покинул Рим после объявления перемирия с союзниками 8 сентября 1943 и начавшейся гитлеровской оккупации Италии. В ноябре 1943 Виктор Эммануил отказался отречься от власти, но 5 июня 1944 под давлением оппозиционных антифашистских партий передал свои полномочия наследному принцу Умберто как военному наместнику королевства. 9 мая 1946, надеясь поддержать монархию на всенародном референдуме 2 июня о форме государственного правления, король формально отрекся от престола и уехал в Египет. Умер Виктор Эммануил III в Александрии 28 декабря 1947.

ЛИТЕРАТУРА

История Италии, т. 3. М., 1971

ВИКТОРЕНКО АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ

А. С. Викторенко.

ВИКТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИКУЛОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

В. В. Викулов. 1991 г.

ВИЛ И ДРАКОН

ВИЛ И ДРАКОН - продолжение Книги Даниила (в православной Библии - 14 глава, отсутствующая в еврейской Библии), содержащее две легенды. Первая повествует о том, как Даниил отказывался поклоняться идолу Вилу, который, как все думали, поедал большое количество пищи, ежедневно приносимой жрецами. Даниил доказал царю, что всю эту пищу поедали жрецы, после чего жрецы были казнены, а идол уничтожен. Во второй рассказывается о свирепом драконе, которого кормили и которому поклонялись вавилоняне. Даниил отказался участвовать в этом поклонении и предложил умертвить дракона без помощи оружия, что и исполнил, бросив дракону в пасть большой ком из смолы, жира и волос. Возмущенные этим поступком вавилоняне потребовали казни Даниила, и царь приказал бросить его в ров со львами. Однако львы не растерзали Даниила, а сам он во время заточения получил пищу от некоего Аввакума, которого принес ко рву ангел. Когда царь узнал, что Даниил чудесным образом спасся, он вознес хвалу Яхве и наказал оклеветавших Даниила, бросив их на съедение львам.

ДАНИИЛ во рву со львами. Миниатюра из Книги Даниила в латинской рукописной Библии 12 в. (т.н. Библии Совиньи).

ДАНИИЛ во рву со львами. Миниатюра из Книги Даниила в латинской рукописной Библии 12 в. (т.н. Библии Совиньи).

ВИЛА-ЛОБОС ЭЙТОР

ВИЛА-ЛОБОС Эйтор (Villa-Lobos, Heitor) (1887-1959), бразильский композитор. Родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887. В возрасте шести лет под руководством отца начал учиться игре на виолончели, а пять лет спустя уже владел кларнетом, гитарой и другими инструментами. В юности много путешествовал по Бразилии, собирая музыкальный фольклор. Впоследствии впечатления от бразильской музыки, в которой слились народные, популярные и индейские элементы, отразились в его произведениях. Уже зрелым композитором Вила-Лобос приехал в 1922 в Париж, где его музыка получила первое признание. Вернувшись в Бразилию, полностью посвятил себя творчеству. В 1932 стал руководителем музыкального воспитания в Бразилии. Вила-Лобос организовал музыкальные школы и хоровые коллективы в разных городах и стал известен во всей стране. С 1944 по 1959 он неоднократно приезжал в США, где дирижировал премьерами ряда своих сочинений и в 1948 принял участие в постановке своей оперы Малазарте (1921). Умер Вила-Лобос в Рио-де-Жанейро 17 ноября 1959. Глубокое почитание Вила-Лобосом творчества Баха вызвало к жизни знаменитые Бразильские бахианы (Bachianas brasileiras, 1930-1945), десять сюит для разных инструментальных составов. Вила-Лобос культивировал два национальных музыкальных жанра: сереста (тип традиционной песни) и шоро (синтез бразильских, индейских и популярных музыкальных элементов). Вила-Лобос - один из самых плодовитых современных композиторов; жанровый диапазон его творчества простирается от опер и симфонических форм до обработок детских песен. Среди основных его сочинений - симфонические поэмы Уирапуру (Uirapur, 1917), Амазонки (Amazonas, 1927); Рудепоэма (Rudepoma, 1921-1926) и Шоро № 5: Alma brasileira (1926) для фортепиано; Шоро № 8 (1925) для двух фортепиано с оркестром; Шоро № 10 (1925) для хора с оркестром; Бразильская бахиана № 1 (1930) для восьми виолончелей и Сересты (Serestas (1924-1941) для голоса и фортепиано.

ЛИТЕРАТУРА

Мариз В., Э. Вила-Лобос. Л., 1977

ВИЛАНД КРИСТОФ МАРТИН

ВИЛАНД Кристоф Мартин (Wieland, Christoph Martin)

(1733-1813), немецкий писатель. Родился 5 сентября 1733 в Оберхольцхайме под Биберахом (Вюртемберг). Вырос в пиетистской среде, отличавшейся суровостью нравов. В школе впервые познакомился с классической литературой, современными французскими авторами и английской периодикой. В 1751 Виланд послал свое неопубликованное эпическое произведение Герман (Hermann) швейцарскому ученому и критику И.Я.Бодмеру (1698-1783) и в 1752 был приглашен к нему в Цюрих, где написал на библейский сюжет Испытание Авраама (Der geprfte Abraham, 1753) и Письма умерших к живым друзьям (Briefe von Verstorbenen an hinterlassene Freunde, 1753). В Цюрихе, где Виланд оставался до 1759, он постепенно отошел от пиетизма и обратился к античной философии. Полный отказ от пиетизма очевиден в романе Приключения дона Сильвио де Розальвы (Die Abenteuer des Don Sylvio von Rosalva, 1764) и Комических повестях (Komische Erzhlungen, 1765), переведенных стихами с древнегреческого. В 1762-1766 он перевел 22 пьесы Шекспира. Роман Агатон (Agathon, 1766-1767) фактически повествует о его собственном обращении к гедонизму и знаменует начало психологического немецкого романа. В 1769 Виланд получил место преподавателя философии в Эрфуртском университете; спустя три года, после публикации Золотого зеркала (Der goldene Spiegel), он принял приглашение герцогини Веймарской и стал воспитателем ее сыновей. В 1773-1789 издавал журнал "Немецкий Меркурий" ("Der Teutsche Merkur"). В 1774 вышла в свет знаменитая История абдеритов (Die Abderiten), сатира на провинциальную немецкую ограниченность. Самым поэтическим его произведением по праву считается поэма-сказка Оберон (Oberon). Умер Виланд в Веймаре 20 января 1813.

ЛИТЕРАТУРА

Виланд К. История абдеритов. М., 1978

ВИЛЛЕЛА ЭДУАРД

ВИЛЛЕЛА Эдуард (Villela, Edward) (р. 1936), американский танцовщик и руководитель балетной труппы. Один из самых известных танцовщиков в мужском составе труппы "Нью-Йорк сити балле", где он выступал с 1957. Отличался виртуозностью танца и мужественной манерой исполнения. В числе ролей, которые Баланчин поставил специально для Виллела: Оберон в балете Сон в летнюю ночь (на музыку Ф.Мендельсона, 1962), Арлекин в Арлекинаде (музыка Риккардо Дриго, 1965), главная мужская партия в разделе "Рубины" (на музыку Стравинского) в балете Драгоценности (1967). Джером Роббинс также создал для него немало ролей, в том числе в балетах Танцы на вечеринке (на музыку Ф.Шопена, 1969) и Водяная мельница (музыка Тейджи Ито, 1972). Его постоянной партнершей была Патрисия Макбрайд. В 1985 он создал и возглавил труппу "Майами сити балле", местный коллектив, завоевавший общенациональное признание. Одно из главных его достижений - возобновление балетов Баланчина, с полным пониманием их стилистических особенностей, что достигается благодаря работе над ними самого Виллелы. В 1992 была опубликована его автобиография Блудный сын, где он рассказывает о взаимоотношениях с Баланчиным.

ВИЛЬГЕЛЬМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЛЬГЕЛЬМ I ГОГЕНЦОЛЛЕРН

ВИЛЬГЕЛЬМ I Гогенцоллерн (Wilhelm I)

ВИЛЬГЕЛЬМ I

ВИЛЬГЕЛЬМ I

генеалогическое древо Гогенцоллернов

(1797-1888), германский император (с 1871), прусский король (с 1861) из династии Гогенцоллернов, второй сын Фридриха Вильгельма III. Родился 22 марта 1797 в Берлине; в 1806-1809 учился в Кенигсберге и Мемеле (ныне Клайпеда), получил военное образование. С 1807 находился в армии, в 1813 был произведен в капитаны, принимал участие в кампании 1814, в 1815 был награжден "Железным крестом" за храбрость. В 1829 Вильгельм женился на Августе Саксен-Веймарской, их сын стал Фридрихом III. В 1840, когда бездетный Фридрих Вильгельм IV взошел на прусский трон, Вильгельм стал наследником прусской короны с титулом принца Прусского. Во время революции 1848 Вильгельм выступил за решительные меры по подавлению волнений (за что был прозван "картечным принцем") и стал настолько непопулярен, что вынужден был отправиться в Лондон. В 1849 участвовал в подавления восстания в Бадене, а затем занял пост военного губернатора Вестфалии. В 1858 стал регентом при заболевшем душевной болезнью Фридрихе Вильгельме IV, а 2 января 1861 - королем под именем Вильгельма I. Все правление Вильгельма прошло под знаком влияния Отто фон Бисмарка, прусского премьер-министра, а затем рейхсканцлера Германской империи. Они оба признавали божественное право королей и понимали необходимость объединения Германии. 18 января 1871 в Версальского дворца Вильгельм был провозглашен германским императором (кайзером). После франко-прусской войны Вильгельм предоставлял Бисмарку все большую свободу в делах имперской политики, и до конца жизни престарелый император оставался приверженцем внешнеполитического курса "железного канцлера", а также консервативной военной и церковной политики правящего класса Пруссии. В 1878 на жизнь императора дважды покушались, во второй раз он был тяжело ранен.

Умер Вильгельм I в Берлине 9 марта 1888.

ЛИТЕРАТУРА

Бисмарк О. Мысли и воспоминания, тт. 1-3. М., 1940-1941 Нарочницкая Л.И. Россия и войны Пруссии в 60-х гг. XIX в. за объединение Германии "сверху". М., 1960

ВИЛЬГЕЛЬМ I ЗАВОЕВАТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЛЬГЕЛЬМ I ОРАНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЛЬГЕЛЬМ I ФРЕДЕРИК

ВИЛЬГЕЛЬМ I Фредерик (Willem I)

(1772-1843), король Нидерландов. Родился 24 августа 1772 в Гааге, сын последнего статхаудера страны Вильгельма V. Из-за войн с революционной Францией принц Вильгельм много лет провел в изгнании, последовав за бежавшим отцом. В 1813 вернулся в Нидерланды и был провозглашен принцем-сувереном. В 1815 решением Венского конгресса стал королем Соединенных Нидерландов, созданных из Бельгии и Голландии, и великим герцогом Люксембургским. Усилия Вильгельма I по развитию южных Нидерландов не смогли предотвратить Бельгийской революции 1830. В 1831 раздел Нидерландов стал свершившимся фактом, но Вильгельм I не признавал его до 1839. В 1840 он отрекся от престола в пользу сына - принца Вильгельма и провел последние годы в своем владении в Силезии, где умер 12 декабря 1843.

ВИЛЬГЕЛЬМ II

ВИЛЬГЕЛЬМ II (Willem II, prins van Oranje) (1626-1650), штатгальтер Голландии, сын Фридриха Генриха, принца Оранского, родился в Гааге 27 мая 1626. 21 мая 1641 женился на Марии, старшей дочери английского короля Карла I. В 1647 Фридрих Генрих умер, и Вильгельм стал штатгальтером (к тому времени должность стала фактически наследственной в Оранском доме), а также главнокомандующим вооруженных сил. В связи с заключением в Мюнстере в 1648 мирного договора с Испанией (составной части Вестфальского мира), которая после 80-летней войны признала независимость метежных Соединенных провинций, у Вильгельма возникли разногласия с Генеральными штатами. Вильгельм был принципиальным противником этого договора, поскольку желал все-таки отвоевать у Испании южные Нидерланды (совр. Бельгию). Заключив в 1650 союзный договор с Францией, он безуспешно пытался добиться королевского титула. Вильгельм скоропостижно скончался от оспы в Гааге 6 ноября 1650. Его преемником стал сын Вильгельм III, родившийся через 8 дней после его смерти.

ВИЛЬГЕЛЬМ II ГОГЕНЦОЛЛЕРН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЛЬГЕЛЬМ II РЫЖИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЛЬГЕЛЬМ II ФРЕДЕРИК ГЕОРГ ЛОДЕВЕЙК

ВИЛЬГЕЛЬМ II Фредерик Георг Лодевейк (Willem II) (1792-1849), король Нидерландов, родился 6 декабря 1792 в Гааге. Получил образование за границей, в 1813 вернулся в Нидерланды с отцом, который стал королем Соединенных Нидерландов под именем Вильгельма I. В 1815 командовал нидерландскими войсками в битве при Ватерлоо. В 1816 женился на дочери русского императора Павла I великой княжне Анне Павловне. После Бельгийской революции 1830 Вильгельм возглавил нидерландскую армию в войне с Бельгией. С боями она подошла к Брюсселю, но под угрозой вторжения французов, поддержавших бельгийцев, Вильгельм I отозвал войска. В 1840, после отречения отца, Вильгельм II стал королем Нидерландов. Под влиянием общеевропейского революционного движения в 1848 принял либеральную конституцию, значительно ограничившую власть короны и заложившую основу современной конституционной монархии в Нидерландах.

Умер Вильгельм II 17 марта 1849.

ВИЛЬГЕЛЬМ III

ВИЛЬГЕЛЬМ III (Willem III)

(1817-1890), король Нидерландов, родился 19 февраля 1817 в Брюсселе. В 1849 наследовал трон отца - Вильгельма II. Успешно правил как конституционный монарх в период относительного спокойствия и процветания Нидерландов. Два его сына от первого брака с Софией Вюртембергской умерли, не оставив наследников. В 1880 от второго брака с Эммой Вильгельминой Вальдек-Пирмонт родилась дочь Вильгельмина. Умер Вильгельм III во дворце Хет-Лоо близ Апелдорна 23 ноября 1890.

ВИЛЬГЕЛЬМ III ОРАНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЛЬГЕЛЬМ IV

1. статхаудер Нидерландов

(Willem IV)

(1711-1751), статхаудер республики Соединенных провинций Нидерландов, сын Иоганна Вильгельма Фризо, графа Нассау и статхаудера Фриспандии и Гронингена, родился в 1711 в Леувардене. В семилетнем возрасте стал статхаудером Фрисландии, а впоследствии статхаудером Гронингена, Дренте и Гелдерланда. В 1734 женился на принцессе Анне, дочери английского короля Георга II. В 1747 был признан наследственным статхаудером республики Соединенных провинций.

Умер Вильгельм IV в Гааге в 1751.

2. король Великобритании и Ирландии

(William IV)

ВИЛЬГЕЛЬМ IV

ВИЛЬГЕЛЬМ IV

(1765-1837), король Великобритании и Ирландии, король Ганновера, известен как "король-моряк", третий сын Георга III. Родился 21 августа 1765 в Лондоне, полное имя принц Вильгельм Генри, герцог Кларенс и Сент-Андрус, граф Мюнстерский. С 14-летнего возраста служил на флоте. Участвовал в морских сражениях в период войны североамериканских колоний за независимость, единственный из английских принцев того времени посетил Нью-Йорк. Во время службы на море вошел в круг близких друзей виконта Нельсона и был шафером на его свадьбе. После 1789 Вильгельм жил в Бушей-Парке, близ Лондона, взяв под свое покровительство актрису Доротею Джордан, с которой прожил 20 лет и имел от нее 10 детей. Редко выступал в палате лордов, симпатизировал вигской оппозиции и всегда ратовал за решительные военные действия против Наполеона. Именно поэтому отказ Георга III доверить сыну командование судном во время военных действий против Франции (1793) на долгие годы испортил их отношения. В 1818 по династическим соображениям Вильгельм женился на принцессе Аделаиде Саксен-Мейнингенской, впоследствии королеве Аделаиде; у них были две дочери, умершие в младенчестве. В 1827 стал лордом-адмиралом. Этот пост был зарезервирован для членов королевской семьи, но оставался свободным уже больше ста лет. Вспыльчивый характер и конфликт с кабинетом Веллингтона стали причиной скорой отставки Вильгельма (1828). Вильгельм занял трон 26 июня 1830 после смерти своего брата короля Георга IV. Став королем, столкнулся с рядом политических проблем: по всей Англии бушевало восстание батраков, т.н. последняя крестьянская война, а в городах рабочие выступали с требованием всеобщего избирательного права. Не потакая экстремистам, Вильгельм показал куда большие способности к решению этих проблем, чем предполагалось. Его правление памятно ожесточенной борьбой между вигами и тори в связи с Биллем о парламентской реформе, утвержденном с санкции короля в 1832. Умер Вильгельм IV в Виндзорском замке 20 июня 1837.

ВИЛЬГЕЛЬМ V

ВИЛЬГЕЛЬМ V (Willem V)

(1748-1806), статхаудер республики Соединенных провинций Нидерландов, родился в Гааге, сын Вильгельма IV. Занял место статхаудера в 1766 после длительного регентства - сначала матери, принцессы Анны, а затем герцога Брауншвейгского. В 1767 женился на прусской принцессе Вильгельмине Фредерике Софии, племяннице Фридриха II. Вильгельм V стал свидетелем политического упадка Республики. Неудачная война 1780-1784 с Англией, усиливавшаяся оппозиция его власти в Нидерландах, войны, начавшиеся после Великой Французской революции, - все это явилось причиной бегства Вильгельма V в 1795 в Англию. Последний из статхаудеров Соединенных провинций, Вильгельм V умер в изгнании в Брауншвейге в 1806.

ВИЛЬГЕЛЬМИНА

ВИЛЬГЕЛЬМИНА (Wilhelmina)

(1880-1962), королева Нидерландов, родилась 31 августа 1880 в Гааге, при крещении получила имя Вильгельмина Елена Паулина Мария. Дочь короля Вильгельма III, трон которого унаследовала в 1890. Формально Вильгельмина вступила на трон 6 сентября 1898, когда ей исполнилось 18 лет, а до этого страной правила ее мать - Эмма Вильгельмина Вальдек-Пирмонт (1858-1934). В 1901 Вильгельмина вышла замуж за Генриха, герцога Мекленбург-Шверинского. 30 апреля 1909 родилась их единственная дочь Юлиана. Вильгельмина сумела сохранить нейтралитет Нидерландов в Первой мировой войне. В годы Второй мировой войны после оккупации Нидерландов Германией была вынуждена выехать в Англию. В мае 1940 Вильгельмина и ее кабинет министров создали эмигрантское правительство в Лондоне. Военно-морской флот Нидерландов был передислоцирован в Англию, как и торговый флот, большая часть которого в 1940 находилась за пределами Нидерландов. В 1945, после капитуляции Германии, она вернулась в Нидерланды. В сентябре 1948 отреклась от престола в пользу дочери Юлианы, оставив за собой титул принцессы Нидерландов. Умерла Вильгельмина во дворце Хет-Лоо близ Апелдорна (Нидерланды) 28 ноября 1962.

ЛИТЕРАТУРА

Монархи Европы. Судьбы династий. М., 1988

ВИЛЬЕ ДЕ ЛИЛЬ-АДАН ФИЛИПП ОГЮСТ МАТИАС

ВИЛЬЕ ДЕ ЛИЛЬ-АДАН Филипп Огюст Матиас (Villiers de L'Isle-Adam, Philippe Auguste Mathias de)

(1838-1889), французский писатель. Родился в ноябре 1838 в Сен-Бриек (Бретань). В 1857 переехал в Париж. Всю жизнь прожил в крайней нищете. Вилье был фигурой из прошлого и, возможно, именно поэтому не снискал популярности. Он был запоздалым романтиком, появившись в литературе целое поколение спустя после расцвета романтизма. Вилье упрямо, хотя и не без горького юмора и самоиронии, оставался бретонцем в Париже, католиком в вольнодумном мире, аристократом в буржуазном обществе. Он отвергал материализм, презирал демократию, издевался над современной ему наукой и увлекался оккультизмом. Несомненное влияние на Вилье оказали Э.По, Ш.Бодлер и Р.Вагнер. В отличие от ранних романтиков, Вилье очень заботился о стиле. Проза его Жестоких рассказов (Contes cruels, 1883) безупречна, всегда музыкальна, хотя порой излишне цветиста. Умер Вилье в Париже 19 августа 1889.

ЛИТЕРАТУРА

Вилье де Лиль-Адан Ф. Жестокие рассказы. М., 1975

ВИЛЬСОН ВУДРО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЛЬСОН ГАРОЛЬД

ВИЛЬСОН Гарольд (Wilson, Harold)

(1916-1995), премьер-министр Великобритании и лидер Лейбористской партии. Джеймс Гарольд Вильсон родился 11 марта 1916 в Гуддерсфильде (графство Йоркшир). Получил стипендию для учебы в Оксфордском университете, который окончил с отличием в 1937. В годы Второй мировой войны работал экспертом-экономистом в министерстве топлива и энергетики. В 1945 Вильсон победил на парламентских выборах как кандидат от Лейбористской партии. В 1947-1951, будучи министром торговли, отменил ряд ограничений в экономической области. В 1947 получил признание как искусный дипломат на переговорах с Советским Союзом. В 1963 Вильсон был избран лидером Лейбористской партии. Недовольство общественности консервативным правительством принесло лейбористам легкую победу на выборах 1964, и Вильсон занял пост премьер-министра. Если раньше Вильсон выступал против вхождения Великобритании в ЕЭС, то теперь он изменил свою позицию. Вынужденный ввести жесткие меры экономии, он сократил расходы на социальное обеспечение и девальвировал фунт. После того как Вильсон, пытаясь смягчить расовую напряженность в Великобритании, ввел ограничения на иммиграцию из стран Африки и Азии, обострились отношения Англии с африканскими странами. В 1970 лейбористы потерпели поражение на выборах, и Вильсон был вынужден уйти в отставку. После этого он возглавил оппозицию политическому курсу премьер-министра консерватора Эдуарда Хита. В 1974, когда шахтеры объявили забастовку в ответ на отказ премьер-министра гарантировать им повышение реальной заработной платы, Хит назначил всеобщие выборы, на которых Лейбористская партия получила большинство голосов, что дало возможность Гарольду Вильсону вновь занять пост премьер-министра. Вильсон увеличил заработную плату шахтерам и ввел субсидии на ряд продовольственных товаров. 16 марта 1976 Вильсон неожиданно ушел с постов лидера лейбористов и премьер-министра, уступив их Джеймсу Каллагану. В апреле 1976 Вильсон был возведен в рыцарское достоинство, а в 1983 получил титул барона Вильсона Риво.

Умер Вильсон в Лондоне 24 мая 1995.

ВИН ВИЛЬГЕЛЬМ

ВИН Вильгельм (Wien, Wilhelm)

(1864-1928), немецкий физик. Родился в Гафкене (Восточная Пруссия) 13 января 1864. В 1886 окончил Берлинский университет. В 1892-1896 - приват-доцент Берлинского университета, в 1896-1890 - профессор Высшей технической школы в Ахене. В 1900-1920 - профессор Вюрцбургского, в 1920-1928 - Мюнхенского университетов. Исследования Вина относятся к теории теплового излучения, оптике, термодинамике, гидродинамике. Применяя к тепловому излучению законы термодинамики, он в 1893 нашел, что распределение энергии излучения абсолютно черного тела есть некая функция произведения длины волны и температуры. Из этого закона следовало, что с ростом температуры максимум энергии излучения смещается в сторону коротких волн (закон смещения Вина). В 1896, исходя из классических представлений, Вин получил формулу для распределения энергии в спектре черного тела (закон излучения Вина), хорошо согласующуюся с опытом в области коротких волн. Законы Вина сыграли значительную роль в развитии квантовой теории, и в 1911 он был удостоен Нобелевской премии по физике. Вина интересовали и другие области физики. Он исследовал электрическую проводимость металлов, катодные и рентгеновские лучи. В 1907 измерил длину волны рентгеновского излучения. Разработал метод измерения длительного свечения свободных атомов. Вин написал несколько книг по гидродинамике, теоретической физике и теории относительности, в течение ряда лет был редактором журнала "Анналы физики" ("Annalen der Physik"). Умер Вин в Мюнхене 30 августа 1928.

ЛИТЕРАТУРА

Вин В. Новейшее развитие физики и ее применение. Одесса, 1922 Кудрявцев П.С. История физики, т. 2. М., 1956

ВИНДЗОРСКАЯ ДИНАСТИЯ

ВИНДЗОРСКАЯ ДИНАСТИЯ - генеалогическое древо

ВИНИУС АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ

А. А. Виниус.

ВИНИУС АНДРЕЙ ДЕНИСОВИЧ

А. Д. Виниус.

ВИНКЕЛЬМАН ИОГАНН ИОАХИМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИНОГРАД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИНОГРАДОВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ

ВИНОГРАДОВ Виктор Владимирович (1895-1969), русский лингвист и литературовед. Родился 31 декабря 1894 (12 января 1895 по новому стилю) в Зарайске. В 1917 окончил Историко-филологический. институт в Петрограде. В 1920-е годы преподавал в вузах Петрограда (Ленинграда), в 1930 переехал в Москву, в 1930-е годы (с перерывами) был профессором Московского городского педагогического института и других вузов. В 1934 был арестован по одному делу с Н.Н.Дурново; в 1934-1936 и 1941-1943 находился в ссылке. Впоследствии занимал различные руководящие должности в научных организациях филологического профиля: декан филологического факультета (1944-1948) и заведующий кафедрой русского языка (1946-1969) МГУ им. М.В.Ломоносова, академик-секретарь Отделения литературы и языка АН СССР (1950-1963), директор Института языкознания (1950-1954) и Института русского языка (1958-1968) АН СССР, главный редактор журнала "Вопросы языкознания" (1952-1969) и др. Академик АН СССР с 1946, депутат Верховного Совета РСФСР в 1951-1955; иностранный член ряда зарубежных академий.

Умер Виноградов в Москве 4 октября 1969. Основные работы Виноградова посвящены грамматике русского языка (Русский язык. Грамматическое учение о слове, 1947, далее неоднократно переиздавалась; представляет собой систематическое изложение теоретической грамматики русского языка с подробным обсуждением взглядов предшественников на большинство дискуссионных вопросов), истории русского литературного языка (Очерки по истории русского литературного языка, 1934; 2-е дополненное издание, 1938), языку и стилю русских писателей (Этюды о языке Гоголя, 1926; Язык Пушкина, 1935; Стиль Пушкина, 1941; Наука о языке художественной литературы и ее задачи, 1958). Участвовал составлении толкового словаря под редакцией Д.Н.Ушакова (тт. 1-4, 1935-1940). Руководил работой над коллективными трудами, в частности, над двухтомной Грамматикой русского языка (1952-1954). С 1957 был председателем Международного комитета славистов. Создал крупную научную школу.

ЛИТЕРАТУРА

Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1972 Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975

ВИНОГРАДОВ ИВАН МАТВЕЕВИЧ

И. М. Виноградов.

ВИНОГРАДОВ ОЛЕГ МИХАЙЛОВИЧ

ВИНОГРАДОВ Олег Михайлович (р. 1937), русский танцовщик, хореограф, руководитель балетной труппы, родился в Ленинграде. Осуществил свои первые постановки, работая танцовщиком в Новосибирске. Будучи в 1973-1977 главным балетмейстером Малого театра оперы и балета, поставил здесь балеты Горянка (музыка М.М.Кажлаева, 1968) и Ярославна (музыка Б.И.Тищенко, 1974), где использовал технику как классического, так и свободного танца. В 1977 перешел в Театр оперы и балета им. С.М. Кирова, где при нем выдвинулись многие способные артисты: Алтынай Асылмуратова, Фарух Рузиматов, Юлия Махалина, Жанна Аюпова и Игорь Зеленский. Ввел в репертуар балеты Дж.Баланчина, Джерома Роббинса и Э.Тюдора. В 1990 открыл в Вашингтоне (США) балетную школу - Международную балетную академию.

ВИНОГРАДОВ ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ

ВИНОГРАДОВ Павел Гаврилович (1854-1925), английский и русский историк, родился в Костроме 30 ноября 1854. Будучи сторонником университетской автономии, в 1902 подал в отставку с должности профессора истории Московского университета, переехал в Англию и в 1903 был избран профессором права Оксфордского университета, также был членом совета и главой отдела публикаций Британской академии. Удостоен рыцарского звания в 1917. Виноградов считался знатоком обычаев древней и средневековой Англии. Среди наиболее известных его трудов - Вилланство в Англии (Villeinage in England, 1892); Рост манора (The Growth of the Manor, 1905); Английское общество в 11 столетии (English Society in the Eleventh Century, 1908); Римское право в средневековой Европе (Roman Law in Medieval Europe, 1909) и Очерки исторической юриспруденции (Outlines of Historical Jurisprudence, 1920-1922).

Умер Виноградов в Париже 19 декабря 1925.

ЛИТЕРАТУРА

Виноградов П.Г. Исследования по социальной истории Англии в средние века. СПб, 1887 Виноградов П.Г. История Средних веков. М., 1901 Виноградов П.Г. Римское право в средневековой Европе. М., 1910 Виноградов П.Г. Средневековое поместье в Англии. СПб, 1911

ВИНОКУР ГРИГОРИЙ ОСИПОВИЧ

ВИНОКУР Григорий Осипович (1886-1947), русский языковед и литературовед. Родился 5 (17) ноября 1896 в Варшаве. В 1922 окончил Московский университет. Вместе с Н. Ф. Яковлевым, Р. О. Якобсоном и рядом других лингвистов входил в 1918-1924 в Московский лингвистический кружок, в 1922-1924 был его председателем. В 1920-е годы работал в Государственной Академии художественных наук в Москве. С 1930 преподавал в Московском городском педагогическом институте и других вузах, участвовал в составлении словаря под редакцией Д.Н.Ушакова (4 тт., 1935-1940). В 1942-1947 - профессор МГУ им. М.В.Ломоносова. Умер Винокур в Москве 17 мая 1947. Большинство лингвистических работ Г.О.Винокура посвящено русскому языку, однако его немногочисленные общелингвистические работы (О задачах истории языка, 1941) отражают четкую теоретическую концепцию; согласной ей, лингвистика делится на науку о языке и науку об отдельных языках; наука о языке "вообще" может отвлекаться от истории, но наука о языках должна изучать их историческое развитие. Значителен вклад Винокура в частные разделы языкознания, прежде всего в теорию словообразования, немаловажным эпизодом которой был спор о принципах членимости слова, инициированный статьей Винокура 1946 Заметки по русскому словообразованию. В этой статье предлагалась различная трактовка слов с уникальными основами (типа малина, буженина) и уникальными суффиксами (типа пастух, песня): первые предлагалось считать непроизводными в отличие от вторых. А. И. Смирницкий двумя годами позже, уже после смерти Винокура, обосновал их единообразную трактовку (принятую ныне) как производных. Интересна также статья Винокура о частях речи в русском языке (издана посмертно в 1959), где рассмотрены общие принципы деления лексики по частям речи и построена последовательно морфологическая классификация частей речи для русского языка, оказавшаяся весьма отличной от традиционной. Винокур был одним из создателей истории русского литературного языка как особой дисциплины (Русский язык: исторический очерк, 1945). Много занимался вопросами стилистики и культуры речи (Культура языка, 1929), анализируя, в частности, теоретические основы стилистики как особой лингвистической дисциплины. Литературоведческие работы Винокура посвящены поэтическому языку, принципам построения научной поэтики, языку и стилю А.С.Пушкина. В.В.Хлебникова и др. Ему принадлежала инициатива создания Словаря языка Пушкина; он разработал концепцию этого словаря и был первым руководителем работы по его составлению. Многими идеями (рассмотрение истории языка в системе, изучение стилистической функции языка, интерес к поэтическому языку и др.) Винокур был близок к Пражскому лингвистическому кружку, особенно к Р. О. Якобсону.

ЛИТЕРАТУРА

Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959 Винокур Г.О. Филологические исследования. М., 1990

ВИНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИНЬИ АЛЬФРЕД ДЕ

ВИНЬИ Альфред де (Vigny, Alfred-Victor de)

АЛЬФРЕД ДЕ ВИНЬИ

АЛЬФРЕД ДЕ ВИНЬИ

(1797-1863), французский поэт, романист и драматург. Согласно Виньи, человек одинок перед слепой стихией, равнодушной к его радостям и страданиям. Однако сетования на судьбу унизительны, и единственная достойная позиция - стоическое приятие неизбежного удела. Родился 27 марта 1797 в Лоше. Учился в одном из парижских лицеев, однако следуя семейной традиции избрал военное поприще. Служил недалеко от Парижа, публиковал стихи в журнале В.Гюго "Консерватер литерер", сблизился с первым кружком французских писателей-романтиков. В 1822 выпустил небольшой сборник Стихотворения (Pomes), дополненный и переизданный в 1826 под названием Стихотворения на древние и современные сюжеты (Pomes antiques et modernes). Остальное поэтическое наследие Виньи вошло в посмертный сборник Судьбы (Les Destines, 1864), куда включены и шесть философских поэм, опубликованных при жизни автора в журнале "Ревю де де монд". Не выдержав однообразия гарнизонной жизни, не сулившей продвижения по службе, Виньи в 1827 вышел в отставку и целиком посвятил себя литературе. На волне растущего интереса к Шекспиру перевел на французский язык Отелло (1829), затем написал романтическую драму в прозе Жена маршала д'Анкра (La Marchale d'Ancre, 1831) и одноактную комедию Отделалась испугом (Quitte pour la peur, 1833). Самая знаменитая пьеса Виньи, Чаттертон (Chatterton, 1835), посвящена его излюбленной теме - судьбе непризнанного гения. Под влиянием В. Скотта Виньи создал первый на французском языке значительный исторический роман Сен-Мар (1826). Из крупных прозаических произведений ему принадлежат также роман Стелло (Stello, 1832), состоящий из трех романизированных этюдов о поэтах Н.Жильбере, Чаттертоне и А.Шенье, и трехчастный роман Неволя и величие солдата (Servitude et grandeur militaires, полностью опубл. 1835) - о благородстве и самопожертвовании воина. В расцвете сил Виньи замкнулся в одиночестве, удалившись, по выражению Ш.О.Сент-Бева, в "башню из слоновой кости". Умер Виньи в Париже 16 сентября 1863.

ЛИТЕРАТУРА

Виньи А. Сен-Мар, или Заговор времен Людовика ХIII. М., 1964 Виньи А. Неволя и величие солдата. Л., 1968 Виньи А. Избранное. М., 1987 Виньи А. Стелло, или Синие демоны. - В кн.: Ф. Мориак. Жизнь Расина и др. М., 1988

ВИНЬОЛА ДЖАКОМО ДА

Окончен в 1573. Аксонометрия.

Начато в 1568 году.

ВИОЛА

ВИОЛА - название семейства смычковых инструментов, популярных с 15 по 18 вв. Виолы отличались от инструментов скрипичного семейства прежде всего тем, что играли на них, упирая в колено или держа между коленями, - отсюда и родовое название виола да гамба ("ножная виола"), чтобы не смешивать с виолой да браччо ("ручной виолой"), предшественницей скрипичного семейства. В источниках упоминаются 6 видов виол, но главных разновидностей было три: скрипичная, теноровая и басовая. Во второй половине 17 в. мягкого, приглушенного тембра виолы уступили место блестящим скрипкам, и в употреблении осталась только басовая разновидность виол. Именно эта басовая виола с шестью струнами (настройка - ре, соль, до, ми, ля, ре1) называлась виолой да гамба или, сокращенно, просто гамбой. Во второй половине 17 - первой половине 18 вв. для нее было написано много произведений. Разновидностью семейства виол является и виоль д'амур. Это название в 18 в. относилось к виоле скрипичного типа с набором металлических струн, натянутых под обычными жильными струнами, по которым играли смычком. На металлических струнах непосредственно не играли, но они начинали звучать от вибрации жильных струн - феномен, известный как симпатическая вибрация. К виольному семейству принадлежал и баритон - басовая гамба с шестью игровыми струнами и многочисленными металлическими струнами под ними, которые надо было защипывать. Этот неуклюжий инструмент прожил короткую и не очень счастливую жизнь в германоязычных регионах; его вспоминают сегодня лишь потому, что Гайдн написал много пьес для игравшего на нем своего патрона, князя Эстерхази. Только одна виола избежала общей участи виол, замененных скрипками, - это виолоне, или контрабасовая виола. Она постепенно приобрела некоторые черты скрипки - такие, как количество струн и отсутствие ладов на грифе, сохранив, однако, отдельные особенности старого виольного семейства, включая плоскую нижнюю деку, покатые плечи и настройку по квартам. Поэтому современный контрабас считается одновременно и виолой, и скрипкой.

См. также СКРИПКА.

ЛИТЕРАТУРА

Струве Б. А., Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959

ВИОЛОНЧЕЛЬ

ВИОЛОНЧЕЛЬ работы одного из мастеров семейства Амати.

ВИОЛОНЧЕЛЬ работы одного из мастеров семейства Амати.

басовый инструмент скрипичного семейства, настроенный октавой ниже альта. Исполнитель ставит виолончель на пол и играет на ней сидя. Первоначально, в 16 в., это был чисто ансамблевый инструмент, несколько большего размера и более неуклюжий, чем современная виолончель. Карьера виолончели как сольного инструмента началась ближе к концу 17 в. с появлением сонат и других пьес Доменико Габриели (1659-1690) и продолжилась благодаря произведениям И.С.Баха и последующих композиторов. В 18 в. появилась чуть меньшего размера современная виолончель, а также меньшие ее разновидности, ныне вышедшие из употребления. В оркестровой и камерной музыке виолончель, исполняя сольные, а также теноровые и басовые партии, в течение двух столетий остается вторым по значению смычковым инструментом, уступая лишь скрипке.

См. также СКРИПКА.

ЛИТЕРАТУРА

Лазько А. Виолончель. М., 1965

ВИРСАВИЯ

ВИРСАВИЯ - в Ветхом Завете, супруга царя Давида и мать царя Соломона. Давид воспылал к ней любовью при жизни ее мужа, Урии Хеттеянина, и женился на ней после того, как Урия был убит во время сражения, коварно посланный Давидом в самое опасное место (2 Цар 11). Вирсавия заручилась дружбой пророка Нафана и с его помощью добилась возведения на царский престол Соломона, который был помазан на царство после смерти Давида.

ВИРТА НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Н. Е. Вирта.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИРУСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИРХОВ РУДОЛЬФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИТАМИНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИТГЕНШТЕЙН ЛЮДВИГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИТГЕНШТЕЙН ПЕТР ХРИСТИАНОВИЧ

Раскрашенная гравюра. Г. Доу по оригиналу Д. Доу. 1823 г.

ВИТОЛ ЯЗЕПС

Я. Витол.

ВИТРУВИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИТРУК НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Н. В. Витрук. 1993 г.

ВИТТЕ СЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ

Портрет работы И. Е. Репина. 1901-03.

ВИТТЕ ЭММАНЮЭЛ ДЕ

ВИТТЕ Эмманюэл де - "Внутренний вид церкви". 1668.

Предыдущая страница Следующая страница