Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "В" (часть 5, "ВИТ"-"ВОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 5, "ВИТ"-"ВОН")

ВИТТИ МОНИКА

М. Витти в фильме "Красная пустыня".

ВИФИНИЯ

ВИФИНИЯ - историческая область и царство в северо-западной Малой Азии. Первоначально располагалась на полуострове между Черным и Мраморным морями, но постепенно расширилась на юг до вифинийской горы Олимп (современный Улудаг), на запад до границ с Мизией и на восток до Гераклеи Понтийской и Пифлагонии. Местность здесь гористая, но с достаточным количеством влаги и плодородными равнинами на побережье Мраморного моря, рядом с городом Никея и в нижней части долины Сангариоус. В этом районе хорошие пастбища, здесь выращивали фрукты и зерновые, добывали древесину и мрамор. В долинах расположены удобные порты, имеются хорошие пути сообщения. Главными городами Вифинии являются Никомедия (Астакос), Никея, Пруса, Прусиада (Киус), Апамея Мирлея и Прусиада на Гипие (Киерос). Вифинийцы и фины, которые пришли с Балкан вслед за захватчиками из Фригии (регион получил свое название от вифинийцев), смешались с местным населением и вели войны с ранними греческими колониями. Находясь под властью Персии и наследников Александра Македонского, вифинийцы и фины сохраняли некоторую автономию. Местная династия ок. 297 до н.э., еще до Зипоитов, обосновалась на троне вопреки претензиям на него Лисимаха (одного из македонских царей). Зипоиты и их наследники Никомеды, Зиэлиды и Пруссии последовательно расширяли царство, захватили греческие и другие города, давая им новые названия, развивали торговые и культурные контакты с эллинистическим миром. Во 2 в. до н.э., в ходе политического и военного соперничества с царями Понта, они уступили часть территории Пергаму и значительную часть своей независимости Риму и римским кредиторам. Последний царь Никомед III, который умер в 74 до н.э., завещал царство Риму. Согласие Рима принять такое наследство ускорило третью (митридатскую) войну между Римом и Понтом, в ходе которой Вифиния неоднократно подвергалась набегам с обеих сторон. Помпей сделал бывшее царство частью новой преторианской провинции Вифиния и Понт и разделил землю между городами. Никея обладала большой территорией с многочисленными деревнями, Вифиния (с Понтом) была сенаторской провинцией в ранний период империи, но стала императорской во втором столетии, с усилением интересов Рима на Черном море. Города быстро развивались. Перевод резиденции императора Диоклетиана (правил в 284-305) в Никомедию и основание Константинополя (330) свидетельствуют о значимости региона в период поздней Римской империи.

ВИЦ КОНРАД

ВИЦ Конрад - "Император Август и Тибрская Сивилла". 1435.

ВИЦИН ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Г. М. Вицин. 1973 г.

ВИШНЕВСКАЯ ГАЛИНА ПАВЛОВНА

Г. П. Вишневская.

ВИШНЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

А. В. Вишневский.

ВИШНЕВСКИЙ ВСЕВОЛОД ВИТАЛЬЕВИЧ

В. В. Вишневский.

ВИШНЯ

ВИШНЯ - группа древесных и кустарниковых в основном листопадных видов рода Prunus семейства розовых, часто выделяемая в особый род Cerasus или даже разделяемая на несколько более мелких родов (вишня, черемуха, лавровишня). Многие виды разводятся как декоративные или съедобные косточковые культуры. Известно ок. 600 коммерческих сортов. Предки всех плодовых вишен - виды Старого Света вишня птичья, или черешня (P. avium), и вишня обыкновенная (P. cerasus). Первый разделяют на две группы сортов - с мягкой и твердой мякотью. У второго, более холодостойкого, плоды более кислые. Различают его сорта, дающие красный и белый сок. У гибридов между этими видами плоды промежуточного кисло-сладкого вкуса. Кустарниковые вишня песчаная, или карликовая (P. pumila), и вишня Бесси (P. besseyi) дают плодовые сорта, разводимые в областях, слишком холодных для двух предыдущих видов. Размножают плодовые вишни почти исключительно прививками. Как подвои обычно используют черешню и вишню магалебскую, или антипку (P. mahaleb), - стройное европейское дерево с красивыми и ароматными белыми цветками. Прививка на антипку обеспечивает более высокий урожай, а на черешню - более устойчивое к холоду, болезням и вредителям дерево. Ведущие мировые производители плодов вишни - Германия, США, Турция, Италия, Франция и Югославия. Из североамериканских видов этой группы наиболее известна вишня (черемуха) поздняя (P. serotina), крупное или среднего размера дерево, широко распространенное на востоке США и в соседних районах Канады. На юге ареала оно достигает максимальной высоты - до 30 м при диаметре ствола 1,2-1,5 м. Листья толстые, блестящие, узкие, зубчатые. Цветки мелкие в кистях, зрелые плоды - мелкие, блестяще-черные. На вкус они горьковатые, но охотно поедаются птицами и используются в составе отхаркивающих микстур. Твердая, однородная по текстуре красновато-коричневая ядровая древесина характеризуется красивым блеском и широко используется для изготовления мебели. После полировки она напоминает красное дерево. Вишни (черемухи) пенсильванская (P. pensylvanica) и виргинская (P. virginiana) - обычные дикорастущие породы Северной Америки. Хорошо известны также крупные кусты или небольшие деревца вечнозеленой вишни (лавровишни) падуболистной (P. ilicifolia) с блестящими листьями, белыми цветками и крупными черными плодами. Три японских вида - вишня мелкопильчатая (P. serrulata), токийская (P. yedoensis) и короткощетинистая (P. subhirtella) - разводятся ради крупных, красивых, белых или розовых цветков. На родине в их честь ежегодно отмечается праздник сакуры.

ЧЕРЕШНЯ

PH02825

черешня (Prunus avium)

ВЛАДИ МАРИНА

М. Влади.

ВЛАДИМИР I СВЯТОСЛАВИЧ

Рисунок из книги "Титулярник". 1672.

ВЛАДИМИР II МОНОМАХ

Великий князь Владимир Всеволодович (Владимир Мономах). Рисунок из книги "Титулярник". 1672.

ВЛАДИМИРОВ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ

В. С. Владимиров.

ВЛАДИСЛАВ II ЯГЕЛЛОН

ВЛАДИСЛАВ II Ягеллон (чешск. Vladislav, венг. Ulszl)

(1456-1516), король Чехии и Венгрии. Старший сын короля Польши Казимира IV, Владислав родился в Кракове 1 марта 1456, а в 1471 был избран королем Чехии (как Владислав II), где его прозвали Король Добже (т.е. "хороший"). В ходе многолетних войн с королем Венгрии Матиашем I Корвином Владислав потерпел ряд поражений и лишился значительных территорий - Моравии, Силезии и Лужиц. Однако в 1490, когда Матиаш умер, венгерские магнаты избрали Владислава королем Венгрии (как Уласло II). При Владиславе авторитет королевской власти в обоих государствах упал, а знать укрепила свои позиции. Кроме того, свои претензии предъявлял император Священной Римской империи Максимилиан I, который вынудил Владислава подписать договоры (1491, 1515) о передаче Габсбургам обеих корон в случае угасания династии. Владислав умер в Буде 13 марта 1516, а через 10 лет после его смерти Венгрия и Чехия перешли к Габсбургам (которые владели ими до 1918), что привело к образованию могущественной придунайской империи в центре Европы.

ВЛАДИСЛАВЛЕВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

ВЛАДИСЛАВЛЕВ Михаил Иванович (1840-1890), русский философ, логик, психолог. Родился 9 ноября 1840 в Новгородской губернии. Учился в Петербургской духовной академии. В 1862-1864 продолжил образование в Германии, слушал лекции К.Фишера, Р.Лотце. В 1866 защитил в Петербургском университете магистерскую диссертацию Современные направления в науке о душе и стал доцентом университета, возглавил кафедру философии на историко-филологическом факультете. В 1868 защитил докторскую диссертацию Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы. В университете Владиславлев читал лекции по истории философии, логике, психологии, этике, метафизике. Одним из его учеников был А.И.Введенский. С 1885 Владиславлев - декан историко-филологического факультета, с 1887 - ректор Петербургского университета. Историко-философский интерес к платонизму совпадал с общим философским умонастроением Владиславлева, который в своей литературной и преподавательской деятельности стремился следовать традиции "объективной" метафизики платоновского типа и последовательно отвергал как различные варианты субъективизма в философии, так и "псевдометафизические" претензии материалистических учений. Владиславлев перевел Критику чистого разума Канта (1867). Ряд его работ был посвящен проблемам логики и психологии. Логика Владиславлева - наиболее основательное пособие по теории и истории логики в русской учебной литературе 19 в. Умер Владиславлев в Петербурге 24 апреля 1890.

ЛИТЕРАТУРА

Владиславлев М.И. Современные направления в науке о душе. СПб, 1866 Владиславлев М.И. Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы. СПб, 1866

ВЛАМИНК МОРИС ДЕ

ВЛАМИНК Морис де (Vlaminck, Maurice de)

(1876-1958), французский живописец-постимпрессионист. Родился 4 апреля 1876 в Париже в семье фламандских эмигрантов. Специального образования не получил, начал заниматься живописью в 1893; очевидно, отчасти этому способствовало его неприятие условностей повседневной жизни, которое нашло отражение в названии его книги, написанной много позже: Не подчиняться. Кроме занятий живописью в разные периоды своей жизни Вламинк увлекался велосипедными гонками, выступал с цыганским оркестром, писал книги - ему принадлежат два романа и автобиография Опасные повороты. Динамичность композиций и яркость колорита его ранних работ произвели большое впечатление на другого представителя постимпрессионистической живописи, Андре Дерена, и с 1899 они некоторое время работали вместе, образовав т.н. "школу Шату". В ранних картинах Вламинка чувствуется интерес к различным стилям живописи; в некоторых из них заметно влияние импрессионизма, неоимпрессионизма и фовизма. В 1907 Вламинк познакомился с творчеством Сезанна, а в работах 1907-1909 выработал свой собственный стиль. Его отличали упрощенная геометризованная трактовка предметов, которую художник почерпнул у Сезанна, передача тонких градаций света и использование ярких контрастных цветов. В ряде работ Вламинка проявился его интерес к кубизму. В произведениях 1920-1930-х годов он меньше акцентировал объемность форм, подчеркивал контраст света и тени, создавая динамичные, эмоциональные картины. Умер Вламинк в своем загородном доме близ Парижа 11 октября 1958.

ВЛАСОВ ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ

Ю. П. Власов. 1960 г.

ВНЕАТМОСФЕРНАЯ АСТРОНОМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВО ИВЛИН

ВО, ИВЛИН АРТУР СЕНТ ДЖОН

(Waugh, Evelyn Arthur St. John)

(1903-1966), английский писатель. Родился 28 октября 1903 в Лондоне; его отец - эссеист и издатель Артур Во, старший брат - прозаик, автор многочисленных путевых очерков Алек Во (1898-1981). Окончив Оксфордский университет, Во преподавал в двух частных школах. Тогда же написал свой первый роман Упадок и разрушение (Decline and Fall, 1928). Во время работы над вторым романом, Мерзкая плоть (Vile Bodies, 1930), перешел в католичество. В ознаменование своего обращения он впоследствии написал книгу-биографию Эдмунд Кэмпион, иезуит и мученик (Edmund Campion, Jesuit and Martyr, 1935). В 1930-е годы Во много путешествовал по Европе, Африке и Центральной Америке. Итогом этих путешествий стали путевые записки Ярлыки (Labels, 1930), Далекие люди (Remote People, 1932), Девяносто два дня (Ninety Two Days, 1934), Во в Абиссинии (Waugh in Abyssinia, 1935) и серия комических романов Черная напасть (Black Mischief, 1932), Пригоршня праха (A Handful of Dust, 1934) и Сенсация (Scoop, 1938). В них Во писал о пропасти, разделяющей цивилизацию и варварство. Во время Второй мировой войны Во служил в морской пехоте и в десантно-диверсионных частях, получил звание капитана, со специальным заданием побывал в Югославии. Война вдохновила его на создание одного из самых смешных его романов - Не жалейте флагов (Put Out More Flags, 1942) и послужила основой его самого католического произведения - трилогии Вооруженные люди (Men at Arms, 1952), Офицеры и джентльмены (Officers and Gentlemen, 1955) и Безоговорочная капитуляция (The End of The Battle, 1962). После войны Во написал Незабвенную (The Loved One, 1948), язвительное, кладбищенски мрачное описание жизни Голливуда, политическую сатиру Современная Европа Скотта-Кинга (Scott-King's Modern Europe, 1949) и Испытание Гилберта Пинфолда (The Ordeal of Gilbert Pinfold, 1957). В числе произведений, где особенно выразился католицизм автора, - Возвращение в Брайдсхед (Brideshead Revisited, 1945), рассказ о распаде семьи католиков-аристократов, Елена (Helena, 1950), вымышленная биография матери императора Константина, Жизнь Рональда Нокса (The Life of Ronald Knox, 1959) - дань памяти писателю и священнику. Незадолго до смерти Во закончил первый том автобиографии Недоучка (A Little Learning, 1964).

Умер Во у себя дома в Тонтоне (графство Сомерсетшир) 10 апреля 1966.

ЛИТЕРАТУРА

Гениева Е. Ивлин Во. Биобиблиографический указатель. М., 1981 Во И. Собрание сочинений, тт. 1-5. М., 1995-1996

ВО НГУЕН ЗИАП

ВО НГУЕН ЗИАП (Vo Nguyen Giap) (р. 1911), вьетнамский военачальник и политический деятель. Родился 11 августа 1911 в провинции Куан Бинь в Центральном Вьетнаме в небогатой семье. В 1924 поступил в престижную Национальную академию в императорской столице Хюэ. Через два года был исключен за создание студенческой организации, провел три месяца в тюрьме за руководство демонстрациями от имени Новой Вьетнамской революционной партии. В 1930 был заключен в тюрьму на два года за принадлежность к Индокитайской коммунистической партии (ИКП). Выйдя из тюрьмы, поступил в Ханойский университет; окончил университет с дипломом по праву и политической экономии. В конце 1930-х годов занимался журналистской деятельностью, опубликовал множество статей по социально-экономическому положению во Вьетнаме и международным делам в таких газетах, как "Голос народа", "Новости и информация", "Труд", "Народ" и "Мы". В соавторстве с другим членом ИКП, Труонг Чинем, написал небольшую книгу - Крестьянский вопрос. В 1940 встретился с Хо Ши Мином и вскоре стал одним из ближайших его сподвижников. В 1944 организовал Вооруженную пропагандистскую бригаду, предшественницу Вьетнамской освободительной армии, которая сыграла ключевую роль в захвате государственной власти во время августовской революции 1945. В том же году стал одним из четырех членов могущественного Постоянного секретариата Центрального Комитета партии, предтечи Политбюро. Во время 1-й Индокитайской войны стал главным военным стратегом в партии и главнокомандующим вьетнамскими вооруженными силами. В период ухудшения отношений между Китаем и СССР в начале 1960-х годов считался ревизионистом и был сослан в До Сон (недалеко от Хайфона), а многие из его соратников, военных командиров и единомышленников, были арестованы и брошены в тюрьмы. О Зиапе вспомнили, когда началась война. В конце 1976, после окончания войны, формально все еще оставаясь на посту министра обороны, он был лишен всех полномочий, которые перешли к генералу Ван Тьен Дунгу. В 1978 Зиап выступил против введения войск в Камбоджу. В марте 1982 он был выведен из состава Политбюро, сохранив за собой пост заместителя председателя совета министров по вопросам научно-технического развития. В июле 1991 Зиап был выведен из состава Центрального Комитета партии и снят со всех постов.

ВОАН-УИЛЬЯМС РАЛФ

ВОАН-УИЛЬЯМС Ралф (Vaughan Williams, Ralph) (1872-1958), английский композитор. Родился в деревне Даун-Ампни (графство Глостершир) 12 октября 1872. Получил музыкальное образование в Тринити-колледже Кембриджского университета (степень бакалавра музыки - в 1894, доктора - в 1901) и в лондонском Королевском музыкальном колледже, брал уроки у М.Бруха в Берлине и у М.Равеля в Париже. После Первой мировой войны Воан-Уильямс преподавал композицию в Королевском музыкальном колледже и продолжал эту деятельность до 1940. В 1935 он получил орден "За заслуги", хотя избегал официальных наград, предпочитая сохранять свойственную ему независимость мысли и слова. Помимо преподавания, руководства хорами (преимущественно любительскими) и участия в жюри музыкальных фестивалей, Воан-Уильямс посвящал все свое время композиции и до конца дней отличался творческой активностью. Умер Воан-Уильямс в Лондоне 26 августа 1958. В начале 20 в. Воан-Уильямс проявил интерес к английскому фольклору, и это никогда не угасавшее тяготение во многом определило его стиль. При всем своем почвенничестве Воан-Уильямс был смелым экспериментатором. Его оркестровое письмо эволюционировало к большей яркости в поздних сочинениях. Он оставил значительное наследие во всех основных жанрах, за исключением камерных и фортепианных. Богатством образов отличаются его 10 симфоний, среди которых настоящим шедевром можно считать Шестую симфонию (1948). Он много работал в сферах духовной и хоровой музыки; крупнейшие произведения - месса соль минор (1923), Святой град (Sancta civitas, 1926), Портреты пяти Тюдоров (Five Tudor Portraits, 1936), Серенада Музыке (Serenade to Music, 1938) и Сегодня (This Day, 1954). Меньший успех имели сценические произведения Воан-Уильямса, хотя в операх Влюбленный сэр Джон (Sir John in Love, 1929) и Путешествие пилигрима (The Pilgrim's Progress, 1951) содержится немало прекрасной, выразительной музыки.

ЛИТЕРАТУРА

Воан-Уильямс Р., Становление музыки. М., 1961 Музыка XX века, кн. 3. М., 1980

ВОВЧОК МАРКО

М. Вовчок.

ВОДА, ЛЕД И ПАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОДОЛАЗНОЕ ДЕЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОДООЧИСТКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОДОПАД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОДОРОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОДОРОДНАЯ БОМБА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОДОРОСЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОДЯНОЕ КОЛЕСО

ВОДЯНОЕ КОЛЕСО - механическое устройство для преобразования энергии падающей воды в энергию вращательного движения с тем, чтобы на оси колеса можно было совершать работу. При подъеме воды на некоторый уровень в ней запасается соответствующая этому уровню потенциальная энергия, поэтому падающая вода может совершать работу. Различают три основных вида водяного колеса - подливное (нижнебойное), наливное (верхнебойное) и среднебойное; их схемы приведены на рисунке. Подливное колесо - самое древнее, им с незапамятных времен пользовались древние египтяне и персы в своих черпаковых подъемниках воды, которые известны теперь под названием норий. В простейшем водяном колесе на ободе установлены прямые лопатки; нижние лопатки погружаются в водный поток. Течение давит на лопатки, и колесо вращается. Для увеличения отбора энергии из водного источника лопатки колеса стали делать в виде ковшей. В потоке с некоторым перепадом уровня воды используют среднебойное или подливное колесо вместе с направляющим аппаратом (желобом с затвором, которыми регулируется набегающий водный поток). Когда высота перепада достигает диаметра колеса или больше него, устанавливают наливное колесо. До эпохи Возрождения применялось множество типов только подливных колес; остальные виды водяных колес привлекли в себе внимание позже. Первые водяные колеса делались из дерева, железные детали в них стали широко использоваться в период Возрождения. С появлением в начале 19 в. гидравлических турбин водяные колеса утратили свое былое значение. Теперь они используются лишь в малых энергетических установках. Коэффициент полезного действия современных наливных колес доходит до 85% (или чуть больше), среднебойных - до 75%, подливных - до 35%. Самым большим водяным колесом наливного вида является, вероятно, колесо Лэкси (диаметром 22 м), установленное на о.Мэн в Англии.

См. также ГИДРОЭНЕРГЕТИКА.

ВОДЯНЫЕ КОЛЕСА - три основных вида. а - подливное колесо; б - среднебойное колесо; в - наливное колесо. 1 - вал; 2 - уровень воды в верхнем бьефе; 3 - уровень воды в нижнем бьефе.

ВОДЯНЫЕ КОЛЕСА - три основных вида. а - подливное колесо; б - среднебойное колесо; в - наливное колесо. 1 - вал; 2 - уровень воды в верхнем бьефе; 3 - уровень воды в нижнем бьефе.

ВОЕВОДИНА, КОСОВО И МЕТОХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗДУХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ УПРАВЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗНЕСЕНИЯ ПРАЗДНИК

ВОЗНЕСЕНИЯ ПРАЗДНИК - отмечается в четверг, на сороковой день после Пасхи, в память вознесения Христа на небеса, совершившегося, по преданию, на Масличной горе близ Вифании. Самое раннее документальное свидетельство об этом празднике, относящееся к 5 в., указывает на то, что обычай празднования Вознесения утвердился задолго до этого времени. Иконографическое отображение этого события, описанного в Деяниях апостолов, можно обнаружить на диптихах (складнях) и фресках 5 в. В Римской литургии Вознесение относится к числу великих праздников и отмечается всенощным богослужением. С этим праздником связано несколько особых обрядов, включающих благословение бобов и винограда во время мессы, тушение пасхальной свечи, торжественные процессии и - в некоторых церквях - вознесение изображения Христа через отверстие в своде церкви, символизирующее Вознесение.

ЛИТЕРАТУРА

Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ВОЗНЕСЕНСКИЙ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич (р. 1933), русский поэт. Тематический и формальный диапазон Вознесенского чрезвычайно широк: у него можно найти и элегические стихи о красоте родной земли, и вызывающие восхваления аэропортов, американских танцовщиц стриптиза и парижских рокеров. Среди главных тем - война, смерть, насилие и несправедливость; первостепенное значение природы; призвание художника; обманчивость обличий. Известен как исполнитель своих стихов. Родился 12 мая 1933 в Москве. Намеревался стать художником, затем изучал архитектуру в Московском архитектурном институте. Интерес к пластическим искусствам сказался в поэме Мастера и стихотворении Ночной аэропорт в Нью-Йорке. Первые стихи Вознесенский представил на суд Б.Пастернаку, которого считает одним из главных своих поэтических наставников. Среди его важнейших сборников - Мозаика (1960), Антимиры (1964), Витражных дел мастер (1976) и Аксиома самоиска (1990). В последнем новые стихи, проза, публицистика объединены со старыми, публикуемыми без прежних цензурных изъятий.

ЛИТЕРАТУРА

Михайлов А. Андрей Вознесенский. М., 1970 Вознесенский А. Собрание сочинений, тт. 1-3. М., 1983-1984 Вознесенский А. Прорабы духа. М., 1984

ВОЙНА ЯДЕРНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЙНИЧ ЭТЕЛЬ ЛИЛИАН

Э. Л. Войнич.

ВОЙНЫ ЗВЕЗДНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЙСКА БРОНЕТАНКОВЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЙТ ЙОН

Архив редакции "Видео-Асс".

ВОЛКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЛКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

А. А. Волков.

ВОЛКОВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ

Ф. Г. Волков.

ВОЛКОНСКАЯ МАРИЯ НИКОЛАЕВНА

М. В. Волконская.

ВОЛКОНСКИЙ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

С. Г. Волконский.

ВОЛОКОННАЯ ОПТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЛОНТЕ ДЖАН МАРИЯ

Архив редакции журнала "Искусство кино".

ВОЛОНТИР МИХАЙ

М. Волонтир. 1985 г.

ВОЛОСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЛОШИН МАКСИМИЛИАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

Портрет работы Б. М. Кустодиева. 1924 г.

ВОЛХВЫ

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. Картина Мартина Шонгауэра (ок. 1450-1491).

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. Картина Мартина Шонгауэра (ок. 1450-1491).

маги, первоначально - жреческая каста в древнем Иране, игравшая особенно важную роль в зороастризме эпохи династии Сасанидов (226-640). В греко-римском мире магами называли тех, кто владел оккультными науками вавилонского или иного ближневосточного происхождения, отсюда обиходное употребление слов "магия" и "маг". Волхвы, принесшие дары младенцу Иисусу (Мф 2:1-12) могли быть иудейскими или халдейскими астрологами: они "видели звезду Его на востоке". Позднейшие толкования превращают их в символ грядущего обращения язычников, а принесенные ими в дар золото, ладан и смирна становятся прообразом посвящения жизни, во всех ее проявлениях, Христу - в его полноте, человеческой и божественной. В христианском искусстве начиная с 4 в. их изображали в персидских одеждах, обычно троих (по числу даров). Легенды, восходящие к 6 в. и последующим векам, превращают их в трех восточных царей, носивших, согласно западной традиции, имена Каспара, Мельхиора и Бальтазара. В искусстве позднего Средневековья и Возрождения их, как правило, изображали представителями разных возрастов и рас. Мощи волхвов, долгое время хранившиеся в Милане, были перенесены в Кельн в 1164, где вплоть до 18 в. рака Трех Царей привлекала паломников.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ВОЛЧЕК ГАЛИНА БОРИСОВНА

Г. Б. Волчек. 1983 г.

ВОЛЫНКА

ВОЛЫНКА

ВОЛЫНКА

духовой музыкальный инструмент, состоящий из двух или более трубок, снабженных язычком, и кожаного мешка, который надувается самим исполнителем или мехами и используется как воздушный резервуар. Обычно одна из этих трубок используется для исполнения мелодии, на ней играют, зажимая пальцами игровые отверстия; каждая из остальных, аккомпанирующих трубок ("бурдонов"), издает только один тон. В редких случаях применяются две мелодических трубки. Волыночный мешок держат под рукой, и с его помощью воздух нажимом локтя нагнетается в трубки. Волынка, вероятно, происходит из Юго-Западной Азии, но первые исторические сведения о ней относятся к Риму первого века нашей эры: на волынке играл император Нерон. В средневековой Европе простая духовая волынка была популярна у пастухов, солдат и князей. Мех начал служить заменителем человеческих легких в 17 в. в Ирландии, а также во Франции, где слегка гнусавый мюзет (маленькая волынка) стал очень модным и даже использовался Люлли в оперном оркестре. В 20 в. волынка сохранилась только как народный инструмент и существуют в самых разных вариантах на территории большей части Европы, Ближнего Востока и Северной Америки. Наиболее известны волынка шотландских горцев, ирландская волынка, а также арабская гайта.

ВОЛЫНСКИЙ АРТЕМИЙ ПЕТРОВИЧ

А. П. Волынский.

ВОЛЬНАЯ ГАВАНЬ

ВОЛЬНАЯ ГАВАНЬ - порт, а чаще - выделенная зона в порту для транзита товаров с перегрузкой их с одних судов на другие без обложения обычными таможенными пошлинами, без инспектирования, без применения к ним ограничений, запретов и положений об отчуждении в пользу государства, на территории которого находится данный порт (более того, здесь нередко допускаются серийная обработка и промышленная переработка товаров). Такая ускоренная и удешевленная поставка товаров уже давно осуществляется во многих портах мира. Первая вольная гавань была организована в 1547 в Ливорно (Италия), и это предприятие стало так преуспевать, что примеру Ливорно вскоре последовали другие порты Италии. В большинстве портов Ганзейского союза не взималось торговых пошлин, и во многих из этих портов до сих пор существуют вольные зоны. Триест является вольной гаванью с 1791, а Копенгаген - один из европейских портов с очень большим грузооборотом - объявил себя вольной гаванью в 1894. Вольные гавани были созданы и в других европейских портах - Фиуме (Италия), Ханко (Финляндия), Гамбурге, Бремене, Гестемюнде, Бремерхафене, Эмдене (ФРГ), Штеттине (ныне - Щецин), Сулине (в устье Дуная) и Данциге (ныне - Гданьск). После того как Данциг стал вольным городом (1920), часть его порта превратили в вольную гавань за пределами таможенной границы Польши. В юго-восточной Азии - Гонконге (ныне - Сянган), Сингапуре, Пинанге (Джорджтауне) и Макао (Аомыне) - также имеются вольные гавани. В США вольные гавани были созданы в Стейплтоне (шт. Алабама) и на о.Статен (в Нью-Йорке) в 1937, в Новом Орлеане - в 1947, в Сан-Франциско - в 1948, в Сиэтле - в 1949.

ВОЛЬТА АЛЕССАНДРО

ВОЛЬТА Алессандро (Volta, Alessandro)

(1745-1827), итальянский физик и физиолог. Родился 18 февраля 1745 в Комо близ Милана. Образование получил в школе ордена иезуитов в Комо, где обнаружил способности к риторике. Еще в ранние годы увлекся естественными науками. В 1774-1779 преподавал физику в гимназии в Комо, с 1779 - профессор университета в Павии, в 1815-1819 - директор философского факультета университета в Падуе. Физические исследования Вольта относятся в основном к области электричества. В 1775 он изобрел электрофор (прибор, наглядно иллюстрирующий электризацию тел с помощью индукции), в 1784 усовершенствовал электроскоп, позволяющий измерять разности потенциалов, в 1783 изобрел конденсатор, описал проект телеграфа. Заинтересовавшись опытами Л.Гальвани с "животным" электричеством, Вольта в 1792-1794 провел ряд опытов и пришел к выводу, что кратковременный электрический ток в мышце лягушки возникает в результате образования замкнутой цепи из двух разных металлов и жидкости. После длительных экспериментов, предпринятых для усиления эффектов, которые возникают при соединении нескольких разнородных проводников, Вольта в 1800 сконструировал первый источник постоянного тока - вольтов столб. Вольтов столб состоял из 20 пар медных и цинковых кружочков, разделенных суконными прокладками, смоченными соленой водой. Вольта описал также первый электрохимический источник тока, состоявший из медной и цинковой пластинок, погруженных в разбавленный раствор серной кислоты, открыл взаимную электризацию разнородных металлов при их контакте (контактная разность потенциалов) и разместил металлы в т.н. ряд напряжений (ряд активностей). В 1801 Вольта был приглашен Наполеоном во Францию для демонстрации элемента. Здесь он был награжден золотой медалью и получил титул графа. Его именем названа единица разности потенциалов и напряжения. Умер Вольта в Комо 5 марта 1827.

ЛИТЕРАТУРА

Гальвани А., Вольта А. Избранные работы о животном электричестве. М. - Л., 1937 Радовский М.И. Гальвани и Вольта. М. - Л., 1941 Вольта А. Об электричестве, возбуждаемом простым соприкосновением различных проводящих веществ. - В кн.: Классики физической науки. М., 1989

ВОЛЬТЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЛЬФ МАКСИМИЛИАН ФРАНЦ ЙОЗЕФ КОРНЕЛИУС

ВОЛЬФ Максимилиан Франц Йозеф Корнелиус (Wolf, Maximilian Franz Joseph Cornelius)

(1863-1932), немецкий астроном. Родился 21 июня 1863 в Гейдельберге. Получил образование в университетах Гейдельберга, Страсбурга и Стокгольма. В середине 1880-х создал собственную небольшую обсерваторию, которая в 1897 вошла в состав Гейдельбергской обсерватории. В 1803 стал профессором Гейдельбергского университета, с 1909 и до конца жизни возглавлял Гейдельбергскую обсерваторию. Вольф сделал множество астрономических открытий, первым применив фотографический метод наблюдения в астрономии. С 1889 систематически фотографировал звездное небо, используя широкоугольные объективы. Обнаружил новые темные облака и светлые туманности в Млечном Пути. Разработал фотографический метод поиска астероидов и открыл 228 из них, всего обнаружил 577 новых малых планет. В 1883 открыл комету, носящую теперь его имя. Обнаружил множество переменных и новых звезд, включая Новую Орла 1927, открыл скопления галактик в созвездиях Девы и Волосы Вероники, а также одну из ближайших к нам звезд - Вольф 359.

Умер Вольф в Гейдельберге 3 октября 1932.

ВОЛЬФ ХУГО

ВОЛЬФ Хуго (Wolf, Hugo) (1860-1903), австрийский композитор, сочинения которого ознаменовали высшую фазу развития немецкой романтической песни (Lied). Хуго Филипп Якоб Вольф родился 13 марта 1860 в Виндишграце в Южной Штирии (ныне Словеньградец, Словения). Рано проявил музыкальные способности и первые уроки брал у отца, владельца кожевенной фабрики и одаренного музыканта-любителя. Учился в Венской консерватории (1875-1877). Зарабатывая на жизнь, давал уроки фортепиано и в 1884-1887 был музыкальным обозревателем газеты "Винер залонблатт". Кроме оперы Коррехидор (Der Corregidor, 1895, премьера в Маннгейме в 1896), Вольф начиная с 1888 сочинял почти исключительно песни, в его наследии их около 250. Развивая традиции Шуберта и Шумана, Вольф объединял песни в циклы. Среди наиболее значительных циклов: Стихотворения Эйхендорфа (Gedichte von Eichendorff; 20 песен, 1880-1888), Стихотворения Эдуарда Мерике (Gedichte von Eduard Mrike; 53 песни, 1888), Стихотворения Гете (Gedichte von Goethe; 51 песня, 1888-1890), Испанская книга песен (Spanisches Liederbuch; 44 песни; 1889-1890) и Итальянская книга песен (Italienisches Liederbuch; первая часть, 22 песни, 1890-1891; вторая часть, 24 песни, 1896). Вольф тщательно выбирал тексты для своих песен и хоров; для его песен характерно тонкое воспроизведение атмосферы избранного стихотворения - нежной любовной лирики, юмора, сатиры, гротеска, драматического реализма. Мелодическая линия вокальной партии точно следует за метрикой стиха и органично взаимодействует с развитой и гармонически насыщенной фортепианной партией. Симфоническая поэма Пентесилея (Penthesilea, 1883-1885) по драме Г.фон Клейста построена по образцу программных поэм Листа. В камерных жанрах Вольф создал струнный квартет ре минор (1878-1884, с эпиграфом из гетевского Фауста: "Entbehren sollst du, sollst entbehren" - "Смиряй себя! - вот мудрость прописная"), интермеццо ми-бемоль мажор (1886) и серенаду соль мажор (1887), которая в 1892 была переложена им для малого оркестра. Среди хоровых сочинений Вольфа - Ночь на Рождество (Christnacht, 1886-1889), Песнь эльфов (Elfenlied, 1889-1891), Огненный всадник (Der Feuerreiter, 1892) и Шесть духовных песен (1881). В 1897 Вольф сочинил цикл Три стихотворения Микеланджело (Drei Gedichte von Michelangelo) и начал работать над оперой Мануэль Венегас (Manuel Venegas). Она осталась незаконченной: у композитора появились симптомы душевного заболевания, и в сентябре 1897 он был помещен в лечебницу. В феврале 1898 наступило временное облегчение, и Вольф отправился в Италию, однако после попытки самоубийства в октябре он, по его собственной просьбе, был помещен в лечебницу в Вене, где и скончался от прогрессирующего паралича 22 февраля 1903.

ЛИТЕРАТУРА

Коннов В. Песни Г.Вольфа. М., 1988

ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОННЕГУТ КУРТ

ВОННЕГУТ Курт (Vonnegut, Kurt)

(р. 1922), американский писатель. Родился 11 ноября 1922 в Индианаполисе. В 1940-1943 учился в Корнеллском университете и Технологическом институте Карнеги, откуда ушел на войну. Был ранен, попал в плен и в лагере для военнопленных под Дрезденом пережил уничтожение города англо-американской авиацией (1945). Вероятно, Воннегут - самый плодовитый и известный из "черных" юмористов 1950-1960-х годов. Его первые рассказы появились в журналах научной фантастики, и все его творчество относится к глубокому и серьезному направлению этого жанра. Взгляд Воннегута на человечество в 20 в. сводится к тому, что люди - жертвы машин и механического образа жизни, который они сами себе навязывают; они утрачивают способность выбора между добром и злом и постепенно приближаются к краю, за которым - духовная смерть и уничтожение планеты. В Колыбели для кошки (Cat's Cradle, 1963) переплетение эгоизма и нетерпимости приводит к гибели Земли; в Сиренах Титана (The Sirens of Titan, 1959) космический путешественник может спасти землян ценой абсурдной, однако неизбежной жертвы - запрета высадиться на планету; в романе Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер (God Bless You, Mr. Rosewater, 1965) пьяница-миллионер доказывает, что единственная реально осуществимая утопия - это понимать несчастных, несведущих и безнадежно одиноких и помогать им. Кроме многочисленных журнальных публикаций - рассказов и статей, Воннегуту принадлежат книги Механическое пианино (Player Piano, 1951; в рус. переводе Утопия 14), Матерь Ночь (Mother Night, 1962), Добро пожаловать в обезьяний вольер (Welcome to the Monkey House, 1968), Бойня номер пять (Slaughterhouse Five, 1969), Завтрак для чемпионов (Breakfast of Champions, 1973), Балаган (Slapstick, 1976), Синяя Борода (Bluebeard, 1988).

ЛИТЕРАТУРА

Воннегут К. Бойня номер пять. М., 1978 Воннегут К. Малый не промах. М., 1988 Воннегут К. Собрание сочинений, тт. 1-5. М., 1991-1993

Предыдущая страница Следующая страница