Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЗУ"-"ИНТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЗУ"-"ИНТ")

ИЗУМРУД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИКОНА

ИКОНА - картина, являющаяся принадлежностью иконостаса (алтарной перегородки в православных церквах), а также объектом домашнего почитания у христиан в православных странах. По мере развития церковной архитектуры такие изображения на Западе стали помещать над или за алтарем или в отдельных часовнях, а на Востоке - на перегородке, отделявшей алтарь от средней части церкви. Со временем эта перегородка становилась все выше и получила название иконостаса. По традиции, иконы играли очень важную роль в духовном воспитании и в религиозной жизни восточных христиан, а иконописание рассматривалось как одна из форм священнодействия. Иконы освящаются церковью и становятся священными. Почитание иконы направлено не на саму икону, а на ту божественную реальность, которая выражена через нее. На II Никейском (787) и на IV Константинопольском соборах (869-870) были окончательно решены вероучительные и дисциплинарные вопросы, связанные с иконопочитанием и обсуждавшиеся в ходе иконоборческих споров.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ (слева направо: Спас Нерукотворный, Архангел Михаил, Св. Николай)

ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ (слева направо: Спас Нерукотворный, Архангел Михаил, Св. Николай)

См. также ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯЩЕННЫЕ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ИКТИН

ИКТИН - один из наиболее прославленных архитекторов Древней Греции. О жизни Иктина, расцвет творчества которого приходится на вторую половину 5 в. до н.э., почти ничего не известно. Иктин был современником Фидия и Перикла, самые известные его работы - Парфенон (строился в 447-438 до н.э.), над которым он работал совместно с Калликратом, и храм Аполлона Эпикурия в Бассах (совр. Вассе), близ Фигалии в Аркадии. Храм Аполлона Эпикурия обычно датируют после 430 до н.э., однако вероятно, что его строительство было начато еще до Парфенона, ок. 450 до н.э. Это великолепный образец дорического стиля, к тому же прекрасно (для античного памятника) сохранившийся: почти все колонны стоят, уцелела даже значительная часть антаблемента. Храм возведен высоко в горах (1130 м над у.м.) и необычно ориентирован по странам света: его фасад обращен не на восток, а на север, и для освещения стоявшей в глубине целлы статуи божества в восточной стене сделан не встречающийся ни в одном другом храме проем (возможно, это позволило как бы вписать стоявший здесь небольшой древний храм в новое сооружение). Единственным в своем роде было внутреннее оформление целлы: из обеих ее боковых стен выступали внутрь по пять коротких стенок, торцы которых были обработаны в виде ионических полуколонн. Посреди целлы высилась единственная свободно стоявшая колонна с коринфской капителью (самый ранний известный нам образец этого стиля). Хорошо сохранившийся фриз, украшавший целлу (здесь была изображена борьба лапифов с кентаврами и битва с амазонками), находится сейчас в Британском музее. Иктин был также архитектором Телестерия в Элевсине, где устраивались посвященные Деметре мистерии. Вместе с Карпионом Иктин составил описание Парфенона.

ИЛАРИЙ ПИКТАВИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛИЯ

ИЛИЯ - еврейский пророк, живший в 9 в. до н.э., в царствование Ахава и Охозии в царстве Израильском (3 Цар 17-19, 21; 4 Цар 1, 2:1-11). Его звали Илия Фесвитянин: возможно, он был родом из местечка Фесвит в Галааде, но, поскольку исследователям не удалось обнаружить поселение с таким названием, предполагают также, что "Фесвит" - родовое имя. Главенствующей задачей Илии было воспрепятствовать распространению культа финикийского бога Ваала, введенного царицей Иезавелью, и не позволить стране впасть в идолопоклонство. Илия был борцом за социальную справедливость (3 Цар 21) и религиозным реформатором. О жизни Илии известно мало. Согласно имеющимся сведениям, он был простым пастухом, следовавшим обычаям назореев, и вел отшельническую жизнь в горах или в пустыне. Его главными противниками были Ахав и Иезавель, которым он постоянно бросал вызов. Вершиной его пророческого служения стали события на горе Кармель, где, по требованию царя и народа, Илия вступил в состязание с пророками Ваала и одержал над ними победу. С помощью собравшихся израильтян, которые убедились теперь в порочности почитания Ваала, Илия убил лжепророков, однако после этого вынужден был бежать из страны, спасаясь от ненависти Иезавели (3 Цар 18:20 сл.). Илии приписывалось совершение ряда чудес (3 Цар 17:10 сл.). Он становится легендарной фигурой в еврейской, христианской и мусульманской традиции и выступает как предтеча Мессии. Жизнь Илии, согласно библейскому преданию, получила впечатляющее завершение: внезапно "явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо"; а его ученик Елисей, глядя ему вслед, воскликнул: "отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!" (4 Цар 2:11-12). Пещера Илии на горе Кармель по сей день почитается евреями, христианами и мусульманами.

ИЛИЯ ВИЛЕНСКИЙ

ИЛИЯ ВИЛЕНСКИЙ (Элияху бен Шломо Залман) (1720-1797), еврейский талмудист, каббалист, грамматик и математик, получил прозвище "Виленский гаон". Родился 23 апреля 1720 в Вильне (ныне Вильнюс, Литва). Не по годам развитый ребенок, он уже в семилетнем возрасте написал трактат о Талмуде. В соответствии с обычаем талмудистов того времени он странствовал по Польше и Германии. В 1748 Илия возвратился в родной город, имея репутацию крупного ученого. Илия поощрял изучение светских наук, считая, что это способствует лучшему пониманию еврейских религиозных дисциплин. Он рекомендовал также изменить обычный порядок изучения традиционных еврейских предметов, полагая, что изучение еврейской грамматики и Священного Писания должно предшествовать изучению Талмуда. Илия решительно выступал против хасидизма, отлучал его лидеров и запрещал браки с хасидами. Он оставил более 70 трудов по всем областям еврейских знаний (включая каббалу), а также по математике и астрономии.

Умер Илия в Вильне 9 октября 1797.

ИЛЛИРИЯ

ИЛЛИРИЯ - древняя область, протянувшаяся вдоль северо-восточного берега Адриатического моря, от полуострова Истрия на севере до Эпира на юге, на юго-востоке граничила с Македонией. Иллирийцы были группой воинственных племен, которые совершали набеги на Македонию и промышляли пиратством в Адриатике; возможно, что от них происходят современные албанцы. В 4 в. до н.э. часть земель иллирийцев завоевала Македония. Двумя столетиями позже иллирийские пираты во главе с царицей Тевтой, а затем Деметрием Фаросским потерпели поражение от Рима в т.н. 1-й и 2-й Иллирийской войнах (229-228; 219 до н.э.). В 168 до н.э., в ответ на возобновление пиратства, римляне вновь предприняли интервенцию, иллирийцы были опять разбиты, после чего единое царство было разделено на три части. На протяжении последующих 100 лет римляне вели здесь отдельные кампании, но к окончательному захвату не переходили. В 59 до н.э. Иллирия досталась Юлию Цезарю в качестве консульской провинции. В 35 и 34-33 до н.э. здесь провел кампании Октавиан. После 27 до н.э. Иллирия оставалась сенатской провинцией Иллирик. В 6 н.э. здесь вспыхнуло восстание, которое было подавлено Тиберием в 6-9. Вероятно, тогда же Иллирия была разделена на две области - Верхний и Нижний Иллирик, которые впоследствии стали именоваться Паннонией (внутренние области) и Далмацией (прибрежная полоса). Отличные воины, иллирийцы явились костяком той римской армии, которой удалось восстановить единство уже было распавшейся в середине 3 в. империи. Из Иллирии происходили многие римские императоры - Клавдий Готский, Аврелиан, Диоклетиан, Констанций Хлор. Главным городом Иллирии была Скодра (совр. Шкодер, Албания).

ИЛЛЮМИНАТЫ

ИЛЛЮМИНАТЫ (от лат. illuminatio - озарение, просвещение), "просвещенные", обозначение доникейскими отцами церкви тех, кто принял христианское крещение. Крещеных называли "просвещенными" (от греч. photismoi) на том основании, что на последней стадии оглашения им сообщался и разъяснялся символ веры, в результате чего на них нисходила "просвещающая" благодать, открывающая их разумению тайну христианской веры. Климент Александрийский, рассуждая о таинстве крещения, писал, что просвещающая благодать делает человека иным, чем он был до "омовения", и что поскольку вместе с этим просвещением, озаряющим наш ум своим сиянием, возникает знание, в тот самый момент, когда мы слышим крещальную формулу, мы из неведающих превращаемся в учеников. Согласно Клименту, это действие благодати называется просвещением, в котором мы созерцаем "святой свет спасения", т.е. ясно видим Бога. Впоследствии наименование "иллюминаты" (иначе - алюмбрады или аломбрады) усвоили себе последователи мистической секты, возникшей в Испании в начале 16 в., а чуть позже (между 1623 и 1635) распространившейся также и во Франции под названием геринеты. Позднее так стали называть себя члены тайного общества, основанного 1 мая 1776 профессором канонического права в Ингольштадте Адамом Вайсхауптом с целью борьбы против религии и для защиты рационализма.

ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ РУКОПИСИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛЬИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

ИЛЬИН Владимир Николаевич (1891-1974), русский философ, литературный и музыкальный критик, композитор. Родился в с. Владовка Киевской губернии. Окончил историко-филологический и философский факультеты Киевского университета, Киевскую консерваторию. Преподавал в университете. С 1919 - в эмиграции, сначала в Константинополе, с 1923 в Берлине, а с 1925 в Париже, где он стал профессором русского Богословского института. Сотрудничал с журналом "Путь" Н.А.Бердяева. Участвовал в евразийском движении, публиковался в евразийских изданиях (газеты "Евразия", "Евразийская хроника"). В европейской философской традиции Ильин в наибольшей степени воспринял платонизм и лейбницианство. Определяя систему собственных философских воззрений как "всеобщую иконологию бытия", он признавал ее связь с монадологией Лейбница. Серьезное влияние на богословские идеи Ильина оказала софиология С.Н.Булгакова. В творческом наследии Ильина существенное место занимают апологетические работы, содержащие критику разнообразных антихристианских тенденций современной цивилизации и теологическую интерпретацию научных открытий и теорий (Материализм и материя, 1928; Загадка жизни и происхождение живых существ, 1929; Шесть дней творения, 1930). Ряд трудов Ильина посвящен судьбам культуры в истории и в современном мире, обоснованию абсолютного значения художественного, философского и религиозного творчества. Ильин-композитор был автором нескольких симфоний и двух опер. Умер Ильин в Париже 23 октября 1974.

ЛИТЕРАТУРА

Ильин В.Н. Преподобный Серафим Саровский. Париж, 1925 Ильин В.Н. Всенощное бдение. Париж, 1927 Ильин В.Н. Атеизм и гибель культуры. Варшава, 1929 Ильин В.Н. Религия революции и гибель культуры. Париж, 1987

ИЛЬИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛЬМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛЬМЕНИТ

ИЛЬМЕНИТ - или титанистый железняк, минерал, титанат железа Fe2+TiO3. Назван по месту находки в Ильменских горах на Урале. Цвет черный со стально-серым или буроватым оттенком. Блеск металлический или полуметаллический. Твердость 5-6, хрупкий, плотность 4,7-4,8. Слагает тяжелые черные плотные или зернистые агрегаты. Зерна неправильной формы, реже встречаются толстотаблитчатые уплощенные кристаллы, двойники и незакономерные сростки. Образуется в магматических сегрегационных месторождениях, а также в качестве акцессорного минерала в основных изверженных горных породах (типа габбро), накапливается в прибрежно-морских россыпях. Лидирующее положение по добыче ильменита занимает Австралия. Промышленными месторождениями ильменита располагают США, Канада, Индия, Норвегия, Швеция, Аргентина, Украина. Ильменит - главный рудный минерал титана и сырье для получения его диоксида, используемого в основном в пигментах.

ИМАЖИЗМ

ИМАЖИЗМ (англ. image - образ), школа в англоязычной поэзии 1910-х годов. Автором термина обычно называют Э.Паунда (1885-1972), применившего его к творчеству группы поэтов, куда входил он сам. Термин получил распространение после того, как Паунд издал в Англии антологию Имажисты (Des Imagistes, 1914) с произведениями Р.Олдингтона (1892-1962), Х.Д. - Хилды Дулиттл (1886-1961) и Эми Лоуэлл (1874-1925) и несколькими стихотворениями самого Паунда. В 1915, 1916 и 1917 Олдингтон и Лоуэлл выпустили в Америке сборники под названием Поэты-имажисты (Some Imagist Poets) со стихами Ф.С.Флинта (1885-1960), Д.Г.Лоренса (1885-1930) и Д.Г.Флетчера (1886-1950). Сборник 1915 открывался манифестом, провозглашавшим шесть принципов имажизма: 1) точное использование обыденного языка, лишенное ненужных украшений; 2) разнообразие стихотворных размеров, предпочтение новизны; 3) свобода и разнообразие тем; 4) свободное использование образов, которые Паунд определил как "воспроизведение интеллектуально-эмоционального комплекса в данный момент времени"; 5) четкость и ясность воздействующих впечатлений; 6) уничтожение расплывчатости с помощью концентрации сознания.

ЛИТЕРАТУРА

Ионкис Г.Э. На переломе. - В кн.: Ионкис Г.Э. Английская поэзия 20 века. М., 1980 Всемирная история литературы, т. 8. М., 1994

ИМАМ

ИМАМ (араб. "предстоятель", "предводитель"), первоначально предводитель каравана; с наступлением эры ислама - признанный авторитет в области богословия, права, богослужения или образования. В Коране (2:118; 15:79; 25:74; 36:11 и др.) это слово употребляется в значениях "пример", "вождь", "образец", "модель" или "прототип". В мусульманской традиции так титулуют человека, руководящего верующими во время ритуальной молитвы. Вначале эту роль исполнял сам пророк, а после его смерти - халифы. Исламские правители обладали властью руководить публичным богослужением и совершали богослужение во время религиозных церемоний, что служило видимым знаком их власти и могущества. Мусульманские юристы и историки наделяли титулом имама верховного главу, высшего руководителя верующих данного народа, а также его представителей в данном царстве. В этом смысле имамат был эквивалентом халифата, исчезнувшего вместе с отстранением последнего османского халифа Абдул-Меджида II в марте 1924. Имамами называются и основатели четырех суннитских школ права: Абу Ханифа, Ибн Ханбал, аш-Шафи'и и Малик Ибн Анас. Шииты считают, что имамами могут быть лишь выходцы из семьи пророка Мухаммеда, потомки Али и Фатимы, которых, согласно богословским толкованиям, семь или двенадцать. Кроме того, своего имама имеет каждая мечеть; в кафедральной мечети может быть несколько имамов. Часто в качестве имама выступает городской чиновник, наблюдающий за нравственностью и порядком в общине.

ИММАНУИЛ РИМСКИЙ

ИММАНУИЛ РИМСКИЙ (Иммануэль бен Шломо) (ок. 1265 - ок. 1330), еврейский поэт и комментатор Библии, родился в Риме (Италия) в одной из знатных еврейских семей. Получив многостороннее образование, стал знатоком Библии и Талмуда, приобрел познания в философии и итальянской литературе, а также в медицине. В кругу его многочисленных друзей были итальянские поэты, среди них, возможно, Данте, в память о котором он сложил элегию на итальянском языке. Одно время Имманил даже занимал видный пост в еврейской общине Рима, но в преклонном возрасте разорился и вынужден был покинуть столицу. Он много скитался и, наконец, поселился в Фермо (Италия), где умер ок. 1330. Известность Иммануилу принесла его поэзия, дошедшая до нас в виде собрания, разделенного на 28 частей. Оно включает в себя эротические любовные песни, сатиру, короткие повествования, изложенные рифмованной прозой, эпиграммы, пародии, религиозные поэмы и размышления о высоких и низких материях. Последняя часть, Тофет ва-Эден, (Ад и Рай), представляет собой подражание Божественной комедии Данте.

ИММУНИТЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИМПЕРАТОР

ИМПЕРАТОР (лат. imperator), почетное обращение, которым чествовали в Древнем Риме солдаты своего полководца после значительной победы, причем он сохранял этот титул вплоть до празднования триумфа. Первый надежно засвидетельствованный случай употребления титула относится к Луцию Эмилию Павлу в 189 до н.э., возможно, так именовали после победы над Карфагеном Сципиона Африканского Старшего. К концу существования республики звание императора сделалось особенно важным, поскольку подчеркивало авторитет крупных военачальников. Юлий Цезарь носил его постоянно. Август стал использовать титул в качестве praenomen, личного имени ("Император Цезарь"), указывавшего на высшую власть, однако среди последующих римских императоров Отон был первым, кто последовал в этом примеру Августа, а Веспасиан окончательно превратил обращение "император" в praenomen принцепса.

ИМПЕРИЙ

ИМПЕРИЙ (imperium), латинское слово, означавшее у римлян полноту исполнительной власти. Империй включал в себя командование войсками и все аспекты гражданской юрисдикции и администрации: тот, кто им обладал, мог действовать от имени государства во всех областях общественной жизни. Магистратами с империем были консулы, преторы (а также диктаторы и их заместители, но диктаторы назначались лишь изредка) и начальники конницы. Однако империй конкретного лица должен был утверждаться специальным законом. Кроме того, власть магистрата зависела от его должности: империй консула превышал империй претора. Империй мог даваться не только магистратам, но и другим чиновникам, если того требовали возложенные на них обязанности. Например, им наделялись члены комиссий по распределению земли. Особенно важное значение имели т.н. "промагистраты" (как правило, но не всегда, сами бывшие магистраты), становившиеся наместниками провинций или получавшие специальное назначение в качестве главнокомандующих. Их империй распространялся лишь на ту область, в которую промагистрат получил назначение, и первоначально ограничивался одним годом, но трехлетний империй Помпея (по закону Габиния от 67 до н.э.) создал прецедент увеличения длительности этого срока, проложив путь к созданию империи, поскольку римский император был, в сущности, промагистратом с пожизненным и распространявшимся на всю территорию государства империем. Слово "империя" фактически означает территорию, на которую распространяется действие империя.

ИМПЕТИГО

ИМПЕТИГО (также "импетиго вульгарное" или "импетиго контагиозное"), распространенное заразное гнойничковое заболевание поверхностных слоев кожи. В большинстве случаев оно вызывается стафилококками, иногда стрептококками или комбинацией тех и других. Эти бактерии обычно входят в состав микрофлоры кожи и активируются в случае снижения защитной функции кожи и при общем ослаблении иммунитета. Чаще всего импетиго встречается у детей и поражает кожу рук и лица. Для импетиго характерно образование возвышающихся над поверхностью кожи мелких прыщиков (везикул, или фликтен), наполненных жидким мутноватым содержимым или гноем. Такие гнойнички обычно многочисленны, каждый из них окружен воспалительным венчиком в форме узкого кольца или полукруга. Гнойнички, как правило, невелики, но в запущенных случаях могут сливаться, покрывая большие участки кожи в виде плоских пузырей. Когда они вскрываются, выделяя гнойное содержимое, кожа покрывается толстой корочкой. После излечения рубцов не остается, так как импетиго поражает только поверхностные слои кожи. Лечение включает удаление засохших корочек и использование лосьонов и смягчающих мазей, содержащих антибиотики. Очень важно соблюдать общую гигиену кожи, так как заболевание может распространяться с одной части тела на другую. Рекомендуются частые умывания с использованием не раздражающих кожу сортов мыла, эффективных против бактерий. В тяжелых случаях назначают введение антибиотиков. Как правило, импетиго - умеренно заразное заболевание. Однако в больших коллективах, например в лагерях, армейских бараках и школах, болезнь может оказаться весьма заразной. Поэтому чтобы избежать распространения инфекции, больных импетиго до выздоровления нужно изолировать.

ИМХОТЕП

ИМХОТЕП - прославленный древнеегипетский ученый, архитектор, врач, со временем обожествленный. Жил в царствование фараона III династии Джосера (ок. 2780-2760 до н.э.). Считается, что Имхотеп был сыном Кануфера, или Кнофера, и родился близ Мемфиса в Египте. Занимая высокое положение при дворе Джосера, совмещал должности жреца, советника, зодчего, писца и врачевателя. Именно его считают архитектором и строителем ступенчатой пирамиды Джосера. Благодаря своей учености и особенно искусству в области медицины и священной магии он стал столь знаменит, что в конце концов был провозглашен сыном бога Птаха и одним из трех божеств, входящих в мемфисскую триаду богов. Обычно его изображали в виде сидящего жреца, держащего на коленях открытую книгу. Поначалу Имхотепа причисляли к полубогам или мифическим героям, но позже, в эпоху Птолемеев, стали почитать как настоящее божество, что было редкостью для смертных, не принадлежавших к царскому роду. В его честь в Египте было воздвигнуто множество храмов и святилищ, ставших объектами паломничества людей, искавших исцеления. Греки называли Имхотепа Имутесом и отождествляли с Асклепием - греческим богом врачевания.

ИНВЕНЦИЯ

ИНВЕНЦИЯ (лат. inventio, "находка", "изобретение"), музыкальный термин, использованный И. С. Бахом в названии его цикла, состоящего из 15 двухголосных пьес в свободном полифоническом стиле (1720). Возможно, Бах позаимствовал термин у А.Бонпорти, автора сочинения Мир: двухголосные инвенции для скрипки и континуо (La pace: invenzioni o dieci partite a violino e continuo, 1714). Бах трактовал свои инвенции как клавирные упражнения, а также как модели для полифонической импровизации. Баховский цикл из 15 трехголосных пьес в том же стиле, который в современных изданиях обычно именуется тоже "инвенциями", сам композитор по неясным причинам назвал "симфониями".

ЛИТЕРАТУРА

Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха. М., 1993

ИНВЕСТИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНВЕСТИРОВАНИЕ. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНВЕСТИЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДЕКС ЗАПРЕЩЕННЫХ КНИГ

ИНДЕКС ЗАПРЕЩЕННЫХ КНИГ (Index librorum prohibitorum), регулярно публиковавшийся список книг, чтение которых римским католикам запрещалось высшей церковной властью. Внесению какой-либо книги в этот список предшествовало рассмотрение ее группой экспертов; запрещались только книги, подрывающие веру и нравственность. В этом отношении Римско-католическая церковь лишь продолжала практику, существовавшую у язычников и евреев еще до начала христианской эпохи. Уже в 325 н.э. Никейский собор осудил Ария и его сочинение Талия. На протяжении всего Средневековья церковь так или иначе осуществляла цензуру. В 1559 папа Павел IV через реформированную римскую инквизицию составил список запрещенных сочинений. В 1564 папа Пий IV издал Тридентский индекс (Index Tridentina), выработанный Тридентским собором и остававшийся в употреблении на протяжении трех с лишним веков. Для периодического пересмотра и обновления списка папа Пий V учредил в 1571 специальную Священную конгрегацию Индекса. Эта конгрегация была упразднена в 1919, после чего выполнение ее функций приняла на себя Священная Палата (ныне Священная конгрегация по вопросам вероучения). Последнее издание Индекса вышло в 1948. Решением II Ватиканского собора переиздания этого Индекса были прекращены в 1966.

ЛИТЕРАТУРА

Ковальский Я.В. Папы и папство. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Христианство: Словарь. М., 1994

ИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИЯ. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИЯ ДРЕВНЯЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИЯ. КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИЯ. ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИЯ. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДОНЕЗИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДОНЕЗИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДУИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (лат. "прощение", "отпущение грехов"), согласно учению Римско-католической церкви, полный или частичный "выкуп", компенсирующий временное наказание за совершенный грех после его отпущения. Такие "выкупы" осуществлялись церковью из т.н. сокровищницы Христовых заслуг и накопившихся в ней благих деяний христианских святых. В основе учения об индульгенциях лежит принцип солидарности христиан как членов единого мистического Тела Христова и представления о церкви как о единой семье, члены которой могут поддерживать друг друга и оказывать взаимную помощь. Индульгенция может быть получена самим человеком, выполнившим определенные условия, или передана (посредством заупокойных месс) душам, пребывающим в чистилище. В Средневековье одним из способов получить индульгенцию было участие (финансовое или практическое) в каком-либо общественном деле, и Европа, с ее соборами, университетами, больницами, мостами, дорогами и портами, красноречиво иллюстрирует этот социальный аспект практики дарования индульгенций. Вместе с тем имели место злоупотребления индульгенциями, и сегодня денежные выплаты уже не могут являться условием получения индульгенции. Такими условиями остаются молитвы, дела благочестия и - для получения полной индульгенции - исповедь и приобщение Святых Тайн.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНЕРТНЫЕ ГАЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНКВИЗИЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНКУНАБУЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНСУЛИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНСУЛЬТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ СХЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕЛЛЕКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница