Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИЗР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИЗР")

И

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАФЕТ

ИАФЕТ - в Ветхом Завете, третий сын Ноя и, по преданию, один из родоначальников (вместе со своими братьями Хамом и Симом) человеческих рас. Иафет женился еще до потопа и вместе с женой спасся в ковчеге своего отца (Быт 7:13). После потопа у него родилось семеро сыновей. Согласно библейскому преданию, сыновья и внуки Иафета были прародителями нескольких важных народов древности, произошедших от Иавана (ионийцы), Мадая (мидийцы), Киттима (предположительно, жители Кипра), Фарсиса, Мешеха и Фувала (Быт 10:2-4). Иафета иногда отождествляли с Иапетом, который был, согласно Гесиоду, титаном, отцом Прометея.

ИБАНЬЕС ДЕЛЬ КАМПО КАРЛОС

ИБАНЬЕС ДЕЛЬ КАМПО Карлос (Ibanez del Campo Carlos) (1877-1960), военный и государственный деятель Чили. Родился 3 ноября 1877 в Линаресе. В 1913 окончил военную академию в Сантьяго, успешно продолжил карьеру и в 1925 был назначен военным министром. Два года спустя стал министром внутренних дел и вице-президентом, а в конце 1927 сменил Эмилиано Фигероа на посту президента. Однако в 1931 Ибаньес дель Кампо был свергнут в ходе восстания и эмигрировал в Аргентину. В 1937 возвратился на родину и безуспешно баллотировался на президентских выборах 1938 и 1942. В 1949 был избран в сенат, а в 1952-1958 вновь стал президентом страны. Умер Ибаньес дель Кампо в Сантьяго 26 апреля 1960.

ЛИТЕРАТУРА

Перу: 150 лет независимости. М., 1971 Внешняя политика Чили. 1938-1967. М., 1974

ИБЕР ЖАК ФРАНСУА

ИБЕР Жак Франсуа (Ibert, Jacques Franois) (1890-1962), французский композитор. Родился 15 августа 1890 в Париже. Учился в Парижской консерватории у Г.Форе, А.Жедальжа и Э.Пессара; к 1914 получил награды по курсам гармонии, контрапункта и фуги, а в 1919 - Римскую премию за кантату Поэт и фея (Le Pote et la fe). В консерваторские годы Ибер был близким другом Д.Мийо, но не испытал влияния его творчества. Если искать параллели, то Ибера можно сравнить скорее с другим французским композитором - А.Русселем. В 1920-1923 Ибер жил в Риме. Одним из первых римских сочинений Ибера стала Баллада Редингской тюрьмы (Ballade de la gle de Reading, 1920) (по Оскару Уайльду). В 1947 Баллада была инсценирована как балет в парижской "Опера-комик". Вскоре стало ясно, что в лице Ибера французская музыка получила автора остроумного и изящного, склонного к эпатажу, но свободного от вульгарности. Это сказалось на его театральных работах, особенно комических операх Анжелика (Anglique, 1927) и Король Ивето (Le Roi d' Ivetot, 1930). Одним из лучших сочинений композитора римского периода стали три симфонические картины Гавани (Escales): Рим - Палермо, Тунис - Нефия и Валенсия. Концерт для виолончели и духовых (1925) может быть назван пародией на классический концерт; концерт для флейты и Камерный концерт (Concertino da camera) для саксофона (1934) стали классикой музыки нашего столетия; струнный квартет до мажор (1943) и трио для скрипки, виолончели и арфы (1944) отличаются особой отшлифованностью письма. Среди поздних сочинений Ибера выделяются балеты Любовные похождения Юпитера (Les Amours de Jupiter, 1946) и Странствующий рыцарь (Le Chevalier errant, 1950), а также Концертная симфония (Symphonie concertante) для гобоя и струнного оркестра (1949) и Луисвилльский концерт (Louisville Concerto, 1954). Ибер - первый музыкант, ставший директором Французской академии в Риме: на этой должности он находился с 1937 по 1961, после чего занял пост директора Национального объединения оперных театров ("Гранд-Опера" и "Опера-комик").

Умер Ибер в Париже 5 февраля 1962.

ИБЛИС

ИБЛИС - в исламе - ангел, противопоставивший себя Аллаху. В нескольких местах Корана сообщается, что, когда Бог создал Адама из глины и вдохнул в него свой дух, все ангелы пали пред ним ниц, кроме Иблиса, гордость которого была слишком велика. "Господь сказал: "О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своими руками?"... Он сказал: "Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины" (Коран 38:75-76). Поэтому Иблис был низвергнут с небес и стал противником Адама, искусителем и соблазнителем человека.

ИБН БАТТУТА

ИБН БАТТУТА (1304 - ок. 1369, или 1377), арабский путешественник и писатель, родился в Танжере 25 февраля 1304 в семье принявших мусульманство берберских ученых и судей. Его полное имя - Мухаммед ибн Абдаллах ибн Баттута. В 1325, решив выполнить заветный долг мусульманина и совершить паломничество в Мекку, Ибн Баттута прошел из Марокко вдоль побережья Северной Африки до Каира и оттуда направился в Дамаск, где присоединился к каравану. В перерыве между паломничествами 1326 и 1327 путешествовал по южной Персии и Ираку. Спустя год или два посетил Йемен, отправился по морю из Адена к арабским факториям в Восточной Африке и возвратился в Мекку через Оман и Персидский залив. Затем у него созрел замысел побывать в Индии, поскольку он много слышал о Мухаммеде ибн Туглуке, султане Дели. Однако найти в Джидде корабль, направляющийся в Индию, не удалось, и Ибн Баттута решил отправиться в путешествие по суше. Пересек Малую Азию и отплыл из Синопа в Крым, а оттуда добрался до Сарая, резиденции хана Золотой Орды, и подался на Кавказ. Воспользовавшись предоставившейся возможностью посетить Константинополь, вернулся через степи в Сарай на Волге и продолжил путь через Хиву, Самарканд, Хорасан и Афганистан. 12 сентября 1333 благополучно добрался до границы с Индией, проходившей по р. Инд. В Дели Ибн Баттуте был оказан радушный прием, и он прожил там восемь лет. В 1342 он был направлен посланцем к монгольскому императору, правившему Китаем, но в Каликуте на юге Индии его отряд попал в беду. Не пожелав возвращаться в Дели, Ибн Баттута отплыл на Мальдивские острова, где пробыл 18 месяцев в качестве кади (мусульманского судьи). Посетил Цейлон, восточный берег полуострова Индостан (Коромандельский берег) и Бенгалию, а затем Суматру, где сел на судно, направлявшееся в Зайтун (современный Сямынь, или Амой) в Китае. Его пребывание в Китае было недолгим, вернувшись в южную Индию, он снова направился в Мекку. После этого Ибн Баттута решил возвратиться в Марокко и достиг города Фес в ноябре 1349. За этим последовала поездка в Гранаду. В 1352-1353 Ибн Баттута совершил последнее путешествие и пересек Сахару. Добрался до страны народа мандинго в верховьях р.Нигер (совр. Мали), оттуда вернулся в Фес. В Фесе надиктовал описание своих путешествий одному из писцов марокканского султана. Умер Ибн Баттута в Фесе примерно в 1369 (по другим источникам в 1377) и был погребен на родине - в Танжере.

ЛИТЕРАТУРА

Тимофеев И.В. Ибн Батута. М., 1983 Ибрагимов Н. Ибн Батута и его путешествия по Средней Азии. М., 1988

ИБН ГЕБИРОЛЬ СОЛОМОН

ИБН ГЕБИРОЛЬ Соломон - или Авицеброн (1021 - ок. 1058), еврейский поэт и философ, родился в Малаге (Испания) в 1021. Несмотря на недолгую жизнь, Ибн Гебироль оставил огромное количество стихов светского и религиозного характера и несколько важных философских работ. Многие из его религиозных стихотворений стали частью ритуальной службы в синагоге. Умер Ибн Гебироль в Валенсии (Испания) ок. 1058. Согласно легенде, его убил из зависти соперник. Легенда гласит, что убийство было обнаружено, когда фиговое дерево, под которым спрятали тело, принесло необычайные плоды. Важнейшей философской работой Ибн Гебироля, первоначально написанной на арабском языке (оригинал не сохранился) и только частично переведенной на иврит, был трактат Источник жизни (Масдар аль-Хайят). Латинский перевод, Fons vitae, оказал значительное влияние на средневековую христианскую теологию. Автором книги, однако, долгое время считался загадочный араб или христианин Авицеброн; лишь в середине 19 в. Соломон Мунк доказал его тождество с Ибн Гебиролем.

ЛИТЕРАТУРА

Штекль А. История средневековой философии. М., 1912

ИБН ДАУД АВРААМ

ИБН ДАУД Авраам (ок. 1110 - ок. 1180), испанский философ, астроном и историк. Родился в Толедо. Одним из первых пытался соединить аристотелизм с иудаизмом. Попытки примирения классического наследия с религиозной мыслью делались равно арабскими и еврейскими философами в средневековой Испании, и Маймонид, которого считают наиболее значительным еврейским средневековым философом, многое почерпнул из оригинальных работ Ибн Дауда. В своей хронике, историческом труде, написанном в 1161 и названном Книга традиции (Сефер ха-Каббалах), Ибн Дауд резко нападает на караитов - секту, подвергшую сомнению раввинистическую традицию; в ходе критики он оправдывает раввинистический иудаизм, прослеживая линию традиции от Моисея до своего собственного времени. Его важнейший философский труд, Возвышенная вера (Аль-акидах аль-рафиях, 1168), был написан по-арабски и сохранился в переводах на иврит. Как полагают, Ибн Дауд принял мученическую смерть в Кордове (Испания) ок. 1180.

ИБН ПАКУДА БАХЬЯ БЕН ИОСЕФ

ИБН ПАКУДА Бахья бен Иосеф (Bahya ben Joseph ibn Pakuda), еврейский философ 11 в., о жизни которого ничего не известно, кроме того, что он жил в Сарагосе в Испании. Ибн Пакуда написал известный трактат на арабском языке - Книгу наставлений об обязанностях сердца (Китаб ал-хидайя ила фараид ал-кулуб), переведенную на иврит Иехудой ибн Тиббоном (под названием Ховот ха-леватот, Обязанности сердца), а также несколько религиозных поэм. В своем трактате Ибн Пакуда, оригинальный и талантливый мыслитель, рассматривал главные учения иудаизма и пытался систематизировать его этические ценности. Сущность духовности - признание Бога как создателя всех вещей; гораздо важнее носить и любить Бога в сердце, чем стремиться к Его познанию с помощью разума; не следует уподоблять Божество человеку. В книге содержится множество цитат из нееврейских моральных философов, она обнаруживает обширные познания в арабской научной и философской литературе.

ИБН РУШД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН САУД

Абдель Азиз

АБДУЛ-АЗИЗ ИБН САУД

АБДУЛ-АЗИЗ ИБН САУД

(1880-1953), король Саудовской Аравии, сын Абдуррахмана, султана Неджда. Родился в Эр-Рияде, столице ваххабитского государства Неджд в центральной части Аравийского п-ова. После смерти деда Ибн Сауда, султана Неджда с 1834 по 1867, страна вступила в полосу конфликтов, когда два его старших сына вели борьбу за трон. Пользуясь ситуацией, турки постепенно продвигались на юг Аравийского п-ова, а арабский вождь Ибн Рашид наступал с севера. Когда в 1891 Эр-Рияд был оккупирован, Ибн Сауд отправился с семьей в ссылку в Кувейт. Неудачная попытка Абдуррахмана в 1900 вернуть трон привела к его отречению в пользу старшего сына Ибн Сауда. В 1902 Ибн Сауд с небольшой группой преданных сторонников неожиданно захватил Эр-Рияд и был провозглашен правителем Неджда и имамом (главой) ваххабитов. Он незамедлительно приступил к укреплению своей власти и в 1904 нанес поражение сопернику, Ибн Рашиду, и его турецким союзникам в битве при эль-Букайрии. Ибн Сауд проводил политику, направленную на разрушение племенных традиций и развитие национального самосознания. В результате военных кампаний 1907-1912 турки ушли с Аравийского п-ова, и Ибн Сауду удалось установить контроль над большей частью территории северной Аравии. Во время Первой мировой войны Ибн Сауд придерживался политики нейтралитета. Несмотря на его поддержку действий союзных держав, правительство Великобритании по совету Т.Лоуренса сделало ставку на Хусейна, шерифа Хиджаза. Ибн Сауд поначалу выжидал, а в 1919 разбил силы Хусейна. В 1921 он захватил Хаиль и установил контроль над центральной частью Аравии. Попытки британского правительства выступить в апреле 1924 в роли посредника закончились неудачей. Несколько месяцев спустя Ибн Сауд вновь нанес поражение войскам короля Хусейна, в декабре 1924 вошел в Мекку и вскоре установил свою власть над всем Хиджазом. В 1925 Ибн Сауд стал именоваться королем Хиджаза и султаном Неджда. Несмотря на проблему спорных границ с Ираком, отношения Ибн Сауда с британским правительством улучшились. В 1932 его владения и подвластные ему территории стали именоваться Королевством Саудовская Аравия. В 1933 двум американским компаниям на территории страны были предоставлены нефтяные концессии. Во время Второй мировой войны Ибн Сауд сохранял нейтралитет. Он возглавил борьбу арабов против создания еврейского государства Израиль и был одним из лидеров Лиги арабских государств. Благодаря огромным средствам, поступившим в Неджд от нефтяных концессий, и государственному опыту Ибн Сауд стал одним из наиболее влиятельных лидеров арабского Ближнего Востока.

Умер Ибн Сауд 9 декабря 1953.

ИБН СИНА

ИБН СИНА - или Авиценна (980-1037), величайший из философов и врачей арабского Востока, родился в селе Афшана близ Бухары в 980. Получив неформальное образование и усвоив начала арифметики, геометрии и медицины, досконально изучил Коран. Удивительно разносторонние познания Ибн Сины касались почти всех областей знания. В 997 он стал придворным врачом и имел доступ к библиотеке Саманидов в Бухаре. После падения династии Саманидов в 1004 он переехал из Бухары в Ургенч, где при дворе хорезмшаха Абу-л-Аббаса Мамуна ибн Мамуна читал лекции по астрономии и логике. Позднее отправился в Хамадан (Персия), став визирем правителя города, однако был смещен с поста восставшей солдатней. Затем Ибн Сина перебрался жить в Исфахан, где до конца своих дней оставался врачом и советником эмира. Написал свыше 100 трактатов, самый известный из которых, Канон врачебной науки (Китаб ал-канун фи-т-тиббш), использовался как учебник в ряде французских университетов вплоть до 17 в. Умер Ибн Сина в Хамадане 18 июня 1037.

ЛИТЕРАТУРА

Ибн Сина. Канон врачебной науки, кн. 1-5. Ташкент, 1954-1960 Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980

ИБН ХАЛЬДУН

ИБН ХАЛЬДУН (1332-1406), арабский историк и социолог, родился 27 мая 1332 в Тунисе. Выходец из семьи, представители которой занимали высокие посты при дворах султанов Северной Африки, Ибн Хальдун был на разных должностях в собственной стране, а также в Гранаде: был советником, министром и послом, легко переходя от одного государя к другому, несмотря на соперничество или вражду между ними. Он удалился от дел в 1374, а в 1382 перебрался в Египет, где до конца жизни занимал должность верховного судьи (кади) в медресе маликитов, приверженцев одной из "правоверных" систем исламского права. Умер Ибн Хальдун в Каире 17 марта 1406. Накопив обширный политический опыт, Ибн Хальдун еще в 1375 начал писать всемирную историю, материал в которой был расположен в соответствии со сменой династий в мусульманском мире и зарубежных странах. Его Книга назидательных примеров (Китаб аль-ибар) в 7 объемистых томах сама по себе - произведение замечательное, хотя автор не всегда проявляет критическое отношение к источникам. Ибн Хальдун был единственным арабским историком, знавшим о существовании Римской республики (все другие, основываясь на византийских источниках, начинали историю Рима с Цезаря), и один из немногих авторов, использовавших латинские и еврейские тексты в арабских переводах. Удивительная проницательность и оригинальность Ибн Хальдуна проявились во Введении, или Пролегоменах (Мукаддима) к его истории, где излагаются как итоги развития исламских наук, так и его собственный теоретический подход к истории. За несколько веков до европейских философов истории Ибн Хальдун рассматривал последовательность событий человеческой истории с чисто социологической точки зрения, подчеркивая противоположность между кочевым и оседлым образом жизни; возводя происхождение и развитие социальной и политической организации к потребностям в пище, жилище и безопасности; анализируя расовые и национальные движущие силы, лежащие в основе возникновения и роста государств; тщательно определяя разного рода политические институты, проясняя причины их подъема, заката и гибели. Хотя попытки изучать принципы общественного устройства делались в исламе и прежде, Ибн Хальдун применил совершенно новый подход: не отрицая божественного вмешательства в дела и поступки людей, он не принимал его во внимание, исследуя свой предмет, а исходил из чисто рациональных предпосылок. Значение трудов Ибн Хальдуна было оценено в Европе только в начале 19 в.

ЛИТЕРАТУРА

Ибн Хальдун. Введение (фрагменты). - В кн.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв. М., 1961

ИБРАХИМ-ПАША

ИБРАХИМ-ПАША (1789-1848), египетский полководец, сын Мухаммеда Али, родился в Кавалле (нынешняя Греция) в 1789. Неизвестно, был ли он родным или приемным сыном Мухаммеда Али. Отличился в военных кампаниях отца против мамлюков и на Аравийском п-ове, где сменил своего брата Тусуна в 1816 на посту командующего египетскими войсками. В войнах против ваххабитов проявил себя энергичным и целеустремленным военачальником и к сентябрю 1818 вынудил их сдаться. Захватил и разрушил крепость Дарийя, 11 декабря 1819 с триумфом вошел в Каир. В 1824 Ибрахим-паша стал командующим военной эскадрой и армией численностью 17 000 человек в Морее, где сражался против греков как союзник султана. Ибрахим-паша высадился в Морее 26 февраля 1825 и оставался там до 1 октября 1828, когда был вынужден эвакуироваться после вмешательства западных держав и Наваринского сражения, в котором его флот был разбит объединенным флотом России, Франции и Англии. Осенью 1831 был послан командовать египетской армией, воевавшей против турок в Сирии. Взяв Акку (27 мая 1832), осуществил быстрый марш на север и наголову разбил турецкие войска 21 декабря в битве при Конье. По условиям Кютахийского мирного договора, заключенного 4 мая 1833, Мухаммеду Али была пожалована Сирия, правителем которой он назначил своего сына Ибрахима. При Ибрахиме началась модернизация, была введена более эффективная система управления, к христианам и евреям стали относиться так же, как к мусульманам, получили развитие торговля и сельское хозяйство, были созданы государственные школы. Сирийцы приветствовали войска Ибрахима как освободителей после веков турецкого правления, но его популярность была недолгой, поскольку по настоянию отца он был вынужден ввести в Сирии дополнительные налоги. В 1838 разразилась египетско-турецкая война. Ибрахим одержал важную победу в сражении у Незиба 24 июня 1839. Когда британский и австрийский флоты перерезали морские пути сообщения между Сирией и Египтом, а в самой Сирии началось восстание, Ибрахим бежал (ноябрь 1840). В 1848, когда его отец потерял рассудок, Ибрахим стал регентом и выполнял эти обязанности вплоть до своей смерти 10 ноября 1848.

ИВА

ИВА (Salix), род деревьев и кустарников семейства ивовых (Salicaceae). Насчитывают не менее 170 видов ив, распространенных главным образом в прохладных областях Северного полушария, где ива заходит за полярный круг; несколько таксонов произрастают в тропиках. В Северной Америке более 65 видов, из которых только 25 достигают размеров дерева. Листья ивы обычно ланцетные. Цветки мелкие, как правило зеленоватые, в густых сережках, причем мужские и женские на разных экземплярах (двудомность); опыляются пчелами и другими насекомыми. Плод - коробочка с острым носиком; при созревании вскрывается двумя отогнутыми створками и высвобождает множество крошечных опушенных семян. Ивы отличаются быстрым ростом, легко выдерживают длительное затопление, благодаря чему могут использоваться для закрепления берегов. Они также дают древесину, разводятся как декоративные растения, а гибкие прочные ветви некоторых видов, называемых лозняком, с древних времен используют для плетения корзин. Кора богата дубильной кислотой и применяется для дубления кож, а также содержит применяемый в медицине горький глюкозид салицин. Ива белая, или серебристая, известная также как ветла или белолоз (S. alba), и ива ломкая, или ракита (S. fragilis), - важные европейские лесохозяйственные породы, натурализовавшиеся на востоке США. К другим ивам Старого Света, широко разводимым в декоративных целях, относятся ивы вавилонская, или плакучая (S. babylonica), желтая (S. alba var. vitellina), пятитычинковая, или чернотал (S. pentandra), и козья (S. caprea). Специально на прутья для корзин широко разводятся ива пурпурная, или желтолозник (S. purpurea), и корзиночная, прутьевидная, или белотал (S. viminalis). Среди североамериканских ив только один вид - ива черная (S. nigra), растущая вдоль ручьев почти во всех штатах к востоку от Скалистых гор, - достигает достаточно крупного размера, чтобы служить важным источником древесины. Другое находящее хозяйственное применение дерево - ива миндалевидная (S. amygdaloides) с севера центральной части США и из соседних районов Канады. Ивовая древесина мягкая и легкая, используется главным образом для изготовления упаковочных контейнеров.

ИВА ЧЕРНАЯ, важная лесохозяйственная порода Северной Америки, образующая густые заросли вдоль рек и ручьев востока США.

ИВА ЧЕРНАЯ, важная лесохозяйственная порода Северной Америки, образующая густые заросли вдоль рек и ручьев востока США.

ИВАН III

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАН IV ГРОЗНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНОВ ЛЕВ ИВАНОВИЧ

ИВАНОВ Лев Иванович (1834-1901), русский хореограф, родился в Петербурге. С 1885 - второй балетмейстер Мариинского театра, где заменил заболевшего М.Петипа при постановке балета Щелкунчик (1892); поставил также акты 2 и 4 балета Лебединое озеро (1895).

ИВАНОВ-РАЗУМНИК

ИВАНОВ-РАЗУМНИК (наст. имя и фам. Разумник Васильевич Иванов) (1878-1946), русский историк общественной мысли, литературный критик, социолог. Родился в Тифлисе 13 декабря 1878. Окончил физико-математический факультет Петербургского университета (1902). Уже в студенческие годы принимает участие в революционном движении. Первые свои статьи публикует в журнале "Русская мысль" (с 1904). В 1907 выходит книга Иванова-Разумника История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни ХIХ в. В борьбе с "мещанством" ("с всесветным Хамом") он видел историческую миссию интеллигенции, которая противостоит "пошлой", обыденной психологии, отстаивая верховенство разума, значение нравственных и эстетических идеалов. По своим политическим убеждениям был близок к эсерам. В 1917 редактировал эсеровскую газету "Дело народа". В 1917-1918 вместе с А.Белым издает сборник Скифы. В 1919-1924 участвует в создании и работе Вольной философской ассоциации. В 1930-е годы неоднократно подвергался арестам, находился в ссылке. В 1942 оказался в зоне оккупации и был отправлен в Германию. Собственную философскую позицию Иванов-Разумник определял как "имманентный субъективизм" и считал себя продолжателем общественно-политических идей А.И.Герцена, Н.К.Михайловского, П.Л.Лаврова. Так же, как и его предшественники, он обосновывал решающее значение личности и ее активности в общественно-историческом процессе. Эта творческая активность делает возможным "духовный прогресс" и позволяет избежать тупиков как "беспредельной пошлости" буржуазной цивилизации, так и "мещанского социализма". Умер Иванов-Разумник в Мюнхене 9 июля 1946.

ЛИТЕРАТУРА

Иванов-Разумник. А.И.Герцен и Н.К.Михайловский. - Вопросы жизни, 1905, № 8

Иванов-Разумник. Русская литература ХХ в. Пг., 1920 Иванов-Разумник. Что такое интеллигенция. Берлин, 1920

ИВИК

ИВИК (расцвет деятельности ок. 540 до н.э.), греческий лирик, родился в Регии (южная Италия). Покинул город из-за политических неурядиц и в конце концов присоединился к Анакреонту, пребывавшему при дворе Поликрата Самосского. Для ранней поэзии Ивика, вероятно под влиянием Стесихора, характерно повествование из области мифологии, причем подчас поэт модифицирует первоначальную легенду, снижая героический тон. Попав на Самос, Ивик обратился к более легкомысленной любовной поэзии, и именно этот жанр прославил его в античности. Наконец, в завершающемся хвалой Поликрату (или его сыну) стихотворении с Оксиринхского папируса Ивик прощается с героическим мифом как литературной темой. Хотя Ивика причисляют к авторам хоровой лирики, большинство дошедших до нас отрывков, по-видимому, взяты из монодий. Ивик служит связующим звеном между западной и восточной греческой поэзией. В стихотворении, посвященном Поликрату, он оказывается предшественником авторов эпиникиев - хоровых песнопений по случаю победы, сочинявшихся по заказу частных лиц. Известна легенда о смерти Ивика. Неподалеку от Коринфа на поэта напали разбойники, но прежде, чем его убили, Ивик успел призвать в свидетели своей гибели пролетавших мимо журавлей. Эти же журавли появились в небе во время большого театрального праздника в Коринфе, и один из зрителей выдал свое участие в убийстве поэта, обратившись к товарищу: "Смотри! Вот они, мстители за Ивика!". Разбойники были уличены и сознались в совершенном ими преступлении. "Ивиковы журавли" стали пословицей, применяемой к случаям, когда преступление раскрывается благодаря божественному вмешательству.

ЛИТЕРАТУРА

Древнегреческая мелика. М., 1988

ИГЛЫ КЛЕОПАТРЫ

ИГЛЫ КЛЕОПАТРЫ (Cleopatra's Needles), два обелиска из сиенского гранита, воздвигнутые в Гелиополе (Египет) более 3300 лет назад перед Храмом солнца в период правления Тутмоса III (1503-1450 до н.э.). В 14 до н.э. император Август перенес их в Александрию. Отсюда как дары Исмаил-паши, хедива Египта, в 1878 и 1880 их переправили в Англию и США. Один из них находится в Нью-Йорке, другой - на набережной Темзы в Лондоне. В Америку обелиск был перевезен на пароходе и установлен на бронзовом основании в Центральном парке в Нью-Йорке перед зданием музея Метрополитен. Имеет высоту 21 м, диаметр в основании 2,3 м, вес 200 т, по бокам - иероглифические надписи Тутмоса III и Рамсеса II. Какой-либо связи между "иглами Клеопатры" и самой Клеопатрой не прослеживается.

ИГНАТИЙ АНТИОХИЙСКИЙ

СВ. (Игнатий Богоносец) (ок. 50 - ок. 107), один из величайших апостольских мужей христианской церкви, которого поставил епископом Антиохии Сирийской сам апостол Петр. За смелую защиту христианского вероучения был осужден на смерть императором Траяном и отдан на растерзание хищникам в Риме. Игнатий почитается не только как один из раннехристианских мучеников, но и как церковный писатель: его послания относятся к ранним памятникам христианской литературы. После длительных споров подлинными признаны семь из них, упоминание о которых содержится у Евсевия Кесарийского. Согласно Дж. Пирсону и Дж. Ашеру, Мученичество св. Игнатия, где описывается путешествие Игнатия в Рим и его кончина, в основе своей является подлинным, однако включает в себя много позднейших интерполяций.

См. АПОСТОЛЬСКИЕ МУЖИ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ИГР ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГУАНОДОНТЫ

Iguanodon

Игуанодонты были растительноядными животными, питавшимися папоротниками и хвощами. Они передвигались на четырех ногах, как и многие другие животные, питавшиеся растениями. В длину игуанодонты достигали 8 - 9 метров, жили они большими группами.

и газелевый динозавр гипсилофодон (справа)

Их кости найдены в Европе, Азии и Северной Африке. В свое время их роль в природе была аналогична той, которую мы наблюдаем у современных зебр и больших антилоп. Имеется большое кол-во хорошо сохранившихся отпечатков следов игуанодонта, анализ которых позволяет утверждать, что эти ящеры держались вместе небольшими группами или стадами. При таком образе жизни молодые животные были надежнее защищены от хищных динозавров. Возможно, что при нападении хищников игуанодон пускал в ход свое оружие - кинжалообразный шип на большом пальце. Но скорее всего эти пятитонные ящеры в случае опасности сразу же обращались в бегство, вставая при этом на задние ноги. В спокойном состоянии они ходили на четырех ногах. На трех средних пальцах у них вместо обычных когтей были небольшие копытца.

История имени

В 1822 году жена английского врача Гидеона Мантелла, увлекавшегося палеонтологией, нашла несколько окаменевших зубов какого-то древнего животного в окрестностях небольшого городка Суссекса. Там же было найдено несколько небольших костей. Ученые определили: зубы принадлежат древнему носорогу, а кости - бегемоту. Но, несмотря на высокий авторитет исследователей в ученом мире, Мантелла не переставали терзать сомнения в их правоте. Однажды, в лаборатории знакомого зоолога, он увидел зуб небольшой современной ящерицы - игуаны. Он был почти точной, но во много крат уменьшенной копией зуба того самого древнего животного. Сомнений нет, таинственная находка - древняя рептилия и назвать ее надлежит "игуанодон" (игуанозуб).

Лишь несколько лет спустя появится термин "динозавры" и окажется, что именно игуанодон был первым в списке "ужасных ящеров".

ИДЕАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕН АНТОНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДРИС

ИДРИС (1890-1983), полное имя Мухаммед Идрис аль-Махди ас-Сенуси, первый король Соединенного королевства Ливии, родился 13 марта 1890 в Джагбубе в восточной Киренаике, которая тогда находилась под властью Турции. Внук основателя ордена сенуситов Мухаммеда ибн Али ас-Сенуси. Когда Идрису было 12 лет, его отец, глава ордена, умер, и Великим Сенуси стал двоюродный брат отца. В 1917 четвертым по счету обладателем титула стал Идрис, который поначалу признал власть Италии, но затем выступил против режима Муссолини и эмигрировал в Египет. В годы Второй мировой войны сражался против держав "Оси". В 1949 стал эмиром Киренаики. В 1950 учредительное собрание нового государства Ливия провозгласило Идриса королем, и он занял трон 24 декабря 1951. Король Идрис проводил консервативную внутреннюю политику. Во внешних делах поддерживал дружественные отношения с западными странами. Был смещен в сентябре 1969 в результате военного переворота и нашел убежище в Египте.

Умер Идрис в Каире 25 мая 1983.

ИДРИСИДЫ

ИДРИСИДЫ - название первой арабской правящей династии в Марокко. Династия, которую основал в 788 Идрис I, находилась у власти почти до конца 10 в. Идрис I был праправнуком Фатимы, дочери пророка Мухаммеда и Али, чьи последователи, шииты, в 786 были вынуждены бежать из Хиджаза. Среди них был Идрис I, который поселился в Марокко и был признан имамом. В 788 он основал столицу в Улили (Волюбилис) и перед смертью (предположительно его отравил ядом посланец халифа Харун аль-Рашида) был признан марокканским святым. Рожденный после его смерти сын Идрис II основал новую великую столицу в Фесе. В правление внука Идриса I Мухаммеда начался упадок династии, вызванный междоусобицами и давлением со стороны испанских Омейядов и тунисских Фатимидов. Однако Идрисиды оставались у власти еще около 25 лет после потери Феса в 924.

ИЕЗУИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ

Число степеней церковной иерархии менялось. С 3 в. утвердились следующие: привратник (1), чтец (2), экзорцист (3), аколуф (4), иподиакон (5), диакон (6), священник (7), епископ (8). В Римско-католической и Армянской церквах сохранились все восемь; в Восточных православных церквах обычно имеются (2), (5), (6), (7), (8); Кальвин сохранил (7) - пресвитеров, и (6) - диаконов; Лютер не ввел какой-либо жесткой структуры, и лютеране, различая по титулам епископа, пастора, пресвитера и диакона, считают их равнозначными в отношении их священства. В Православной церковной иерархии различают священнослужителей (диакон, священник и епископ), которые посвящаются рукоположением (хиротонией) в таинстве священства, и церковнослужителей (чтец, певец, иподиакон), посвящаемых руковозложением (хиротесией). То, что священство есть таинство, установленное Иисусом Христом для дарования благодати служения, есть традиционное учение церкви, которого придерживаются Римско-католическая церковь, Восточные церкви и Англиканское сообщество. Имеется только одно таинство священства; в него входят священство и диаконство; схоласты считали епископство лишь "полнотой священства", но большинство современных теологов считает его особой степенью иерархии. Теологи обычно считают, что низшие степени (привратники, чтецы, экзорцисты, аколуфы) относятся не к сфере таинства, а лишь к священнодейственным обрядам (сакраменталиям), установленным церковью. Протестантские реформаторы настаивали на всеобщем священстве христиан и не проводили сущностного различия между церковной иерархией и мирянами. В протестантизме священство не относится к таинствам. В 1947 папа Пий XII постановил для всех будущих ординаций (посвящений в сан), что главный обряд таинства состоит в возложении рук и произнесении слов, которые определяют то служение (диаконат, священство, епископат), которое даруется. Поскольку в таинстве даруется т.н. неизгладимая печать, действительная ординация не может повторяться.

См. также ТАИНСТВО.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Лебедев А.П. Духовенство древней вселенской церкви от времен апостольских до X века. СПб, 1997

ИЕРИНГ РУДОЛЬФ ФОН

ИЕРИНГ Рудольф фон (Jhering, Rudolf von)

(1818-1892), немецкий юрист, отстаивавший точку зрения, что право возникает в большей степени из конфликта реальных интересов, чем благодаря абстрактным концепциям. Родился в Аурихе (близ Эмдена) 22 августа 1818. Изучал право в Гейдельберге, Мюнхене, Геттингене и Берлине; был профессором права в Базеле (1845), Ростоке (1846), Киле (1849), Гиссене (1852), Вене (1868) и Геттингене (1872). Духовное развитие Иеринга предвосхитило изменения в правовой мысли, которые происходили в то время в Германии и за ее пределами. Хотя ранние работы Иеринга создавались под сильным влиянием исторической школы Фридриха Карла фон Савиньи, вскоре он признал ее методы и принципы ограниченными и неудовлетворительными. В прославленном труде Дух римского права на различных стадиях его развития (Der Geist des rmischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung, в 3-х частях, 1852-1865) Иеринг постарался раскрыть универсальные принципы истории законодательства, в частности те, которые лежали в основе римского права. Он был убежден, что при знании этих принципов можно будет приспособить римское право к требованиям современности и "мы будем двигаться в римском праве, выходя все же за его пределы". В 1857 Иеринг вместе с немецким юристом Карлом фон Гербером основали "Ежегодники теоретических исследований гражданского права" ("Jahrbcher fr die Dogmatik des brgerlichen Rechts"), который внес большой вклад в гражданское право. Известная лекция Иеринга Борьба за право (Der Kampf ums Recht, 1872) - яркое изложение положений нового воззрения, суть которого сводится к трактовке права как конфликта реальных интересов. Теория, изложенная в Der Kampf ums Rechts, получила дальнейшее развитие и уточнение в труде Цель в праве (Der Zweck im Recht, 2 тт., 1877-1884); вероятно, это наиболее важная работа Иеринга, так как она проложила дорогу социологическому подходу к праву. Умер Иеринг в Геттингене 17 сентября 1892.

ЛИТЕРАТУРА

Нерсесянц В.С. Юриспруденция. М., 1998

ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ

СВ. (ок. 340-420), один из великих отцов и учителей христианской церкви. Родился ок. 340 в Стридоне, на границе Паннонии и Далмации (современная Югославия). Получил в Риме обычное для высших слоев общества образование в области риторики, философии и права, вынеся из школ любовь к учению и вкус к научным занятиям. Любовь к знаниям побудила его посетить многие центры образования в Галлии, Греции и Малой Азии. В 373, когда он находился в Антиохии, опасная болезнь заставила его задаться вопросом, не в большей ли степени он ученик Цицерона, чем ученик Христа. Ответом на этот вопрос стало принятое им решение оставить мирские науки и посвятить себя изучению Св. Писания. На протяжении последующих 6 лет Иероним жил среди сирийских отшельников, изучая еврейский язык и собирая рукописи. В 379 стал священником, а затем провел три года в Константинополе, изучая греческий язык и богословие. Когда в 382 Иероним возвратился в Рим, папа Дамас побудил его осуществить точный перевод Св. Писания на латинский язык, чтобы заменить им несовершенные и недостоверные переводы, появившиеся в эпоху гонений на церковь. В 384 Иероним завершил перевод Нового Завета и Псалмов, опираясь на общепризнанные греческие списки, однако смерть папы Дамаса прервала его труды. Он предпринял новое путешествие в Палестину и Египет, чтобы пополнить свои познания в области библейской географии и добыть рукописные источники, необходимые для выполнения задачи. В 386 Иероним поселился в Вифлееме, где завершил перевод Ветхого Завета с греческого языка, а затем осуществил новый его перевод, теперь уже с еврейского текста. Этот последний перевод, в совокупности со сделанным ранее переводом Нового Завета, известен под названием Вульгаты (канонический перевод Св. Писания, принятый Римско-католической церковью). Помимо библейских переводов, Иероним составил обширные комментарии к библейским книгам, записал предания древней церкви и выступил с сочинениями в защиту чистоты первоначального церковного учения и дисциплины против новшеств, привнесенных Оригеном, Пелагием, Иовианом и Вигиланцием.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. М., 1994

ИЕРУСАЛИМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗАБЕ ЭЖЕН

ИЗАБЕ, ЭЖЕН ЛУИ ГАБРИЕЛЬ

(Isabey, Eugene Louis Gabriel)

(1803-1886), французский художник-пейзажист и литограф, сын и ученик известного мастера портретной миниатюры Жана Батиста Изабе. Родился в Париже 22 июля 1803. Изабе был ведущим маринистом романтического направления, последователем колоризма Делакруа, одним из придворных художников Луи Филиппа; под влиянием Ричарда Бонингтона он создавал жанровые произведения и акварели. Работы художника, среди которых много рисунков и литографий, хранятся во многих музеях мира. Умер Эжен Изабе в Ланьи близ Парижа 25 апреля 1886.

ИЗАБЕЛЛА I

ИЗАБЕЛЛА I (Isabel I la Catlica)

(1451-1504), королева Кастилии, единственная дочь и второй ребенок Хуана II и Изабеллы, родилась в Мадригал-де-лас-Альтас-Торрес (55 км восточнее Саламанки) 22 апреля 1451. После того, как в 1454 на престол взошел Энрике IV, единокровный брат Изабеллы, мать увезла ее в Аревало, где она получила строгое католическое воспитание. Появившись при дворе в 1462, Изабелла пользовалась большим успехом, но долго отвергала многочисленных искателей ее руки, пока в 1469 ее выбор не пал на Фердинанда Арагонского. Этот союз Католических королей, как их именовали впоследствии, заложил основы современной государственности Испании. Став после смерти брата в 1474 королевой Кастилии и Леона, Изабелла проявила себя талантливым администратором и энергичным реформатором, способным искусно сочетать нововведения с уважением к традициям. С помощью союза городов (эрмандады) она сломила сопротивление феодальной знати, а затем ограничила средневековые городские вольности, что положило начало централизованной системе управления. За религиозное рвение она была прозвана Изабеллой Католической. Впоследствии ее порицали за введение в Испании инквизиции (1480), изгнание из страны евреев (1492) и насильственное обращение арабов в христианство, а также, в широком смысле, введение абсолютистского режима. К заслугам Изабеллы можно отнести завоевание Гранады (1492), последнего оплота мавров на Пиренейском полуострове, установление в стране прочного мира, покровительство Христофору Колумбу и хронисту Педро Мартиру. Умерла Изабелла в Медина-дель-Кампо 26 ноября 1504.

ЛИТЕРАТУРА

Кудрявцев А. Испания в Средние Века. Л., 1937 Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании, т. 1-2. М., 1951 Социально-политическое развитие стран Пиренейского полуострова при феодализме. М., 1985

ИЗАБЕЛЛА II

ИЗАБЕЛЛА II (1830-1904), королева Испании, старшая дочь Фердинанда VII и его четвертой жены Марии Кристины Неапольской. Родилась в Мадриде 10 октября 1830. По требованию Фердинанда кортесы в нарушение закона о престолонаследовании объявили Изабеллу королевой Испании, что привело к гражданской войне между либеральными силами и притязавшим на престол сыном Карлоса IV - доном Карлосом Старшим. До объявления Изабеллы совершеннолетней в 1843 Испанией правили регенты - ее мать (1833-1840) и генерал Эспартеро (1841-1843). Четверть века правления Изабеллы были тяжелым периодом в истории страны. Подпав под влияние духовников и фаворитов из дворцовой камарильи, королева предала поддерживавших ее либералов, однако не снискала уважения и у консерваторов. С началом испанской революции 1868-1874 Изабелла была выслана в Париж и здесь 25 января 1870 отреклась от престола в пользу своего сына Альфонса XII. Умерла Изабелла II в Париже 9 апреля 1904.

ЛИТЕРАТУРА

Майский И. Испания 1808-1917. Исторический очерк. М., 1957 Трачевский А. Испания девятнадцатого века. М., 1972 Боткин В. Письма об Испании. Л., 1976

ИЗАИ ЭЖЕН

ИЗАИ Эжен (Ysaye, Eugene) (1858-1931), бельгийский скрипач и дирижер. Родился в Льеже 16 июля 1858. Ученик Массара, Венявского и Вьетана, стал в 1886 профессором Брюссельской консерватории. В 1894 впервые гастролировал в Америке и в 1918 стал дирижером городского оркестра в Цинциннати. Умер Изаи в Брюсселе 12 мая 1931. По стилю игры Изаи принадлежал эпохе романтизма, но отличался сдержанностью; в отличие от многих виртуозов он был отличным ансамблистом. Среди его сочинений - одна опера, шесть скрипичных концертов и множество мелких пьес.

ЛИТЕРАТУРА

Гинзбург Л., Э. Изаи. М., 1959

ИЗВЕСТНЯК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗВРАЩЕНИЕ АППЕТИТА

ИЗВРАЩЕНИЕ АППЕТИТА - нарушение пищевого поведения, характеризующееся постоянным употреблением несъедобных продуктов. Согласно Руководству по диагностике и статистике психических расстройств - 4-я ред. (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders - IV), разработанному Американской психиатрической ассоциацией, извращение аппетита можно диагностировать, если больной длительное время (не менее одного месяца) употребляет в пищу несъедобные продукты и это не связано с возрастным развитием или традициями данной культуры. В англоязычной литературе данное расстройство называется "пика" (лат. pica - сорока), поскольку когда-то считалось, что эта птица ест землю и глину. В 16 в. извращение аппетита было впервые подробно описано в Европе у девочек-подростков и беременных женщин. Его рассматривали как один из симптомов хлороза - заболевания, часто диагностируемого вплоть до конца 19 в. Хлороз проявлялся нерегулярностью менструального цикла, слабостью, плохим аппетитом, приемом в пищу самых разнообразных несъедобных веществ. Извращение аппетита было также описано у больных с тяжелыми психическими заболеваниями и с умственной отсталостью, а также у африканцев и афроамериканцев, страдающих от заражения паразитами и плохого питания. Даже при достаточном количестве пищевых продуктов в сельских районах юго-восточных штатов США взрослое население продолжает в силу традиции употреблять в пищу глину, крахмал, мел и т.п. вещества. Извращение аппетита и сегодня остается важной медицинской проблемой, так как может приводить к отравлению детей свинцом. Некоторые дети, особенно те, кто не получает достаточно эмоционального тепла и заботы, часто едят штукатурку, краску, бумагу, землю, кусочки веревки и дерева, мел, карандаши, тряпки и т.п. Поскольку заброшенность детей часто сочетается с бедностью и проживанием в старых, запущенных помещениях, нередко они съедают свинцовые краски, что бывает причиной серьезных неврологических заболеваний. Извращение аппетита наблюдается и у детей, живущих в нормальных условиях, как одна из проблем пищевого поведения в раннем детстве. К числу таких проблем относятся капризы во время еды, сопротивление требованиям есть больше и побыстрее, отсутствие интереса к еде. Эти нарушения пищевого поведения могут сохраняться в течение всего детства и иногда трансформируются у подростков в более сложные расстройства, такие, как булимия.

См. также БУЛИМИЯ.

ИЗМАИЛ

ИЗМАИЛ - в Ветхом Завете, сын Авраама и египтянки Агари. Агарь была рабыней Сарры, жены Авраама, и Сарра отдала ее в наложницы Аврааму в надежде, что та родит ему ребенка (Быт 16:2-3). Ревность Сарры повлекла за собою изгнание Измаила с Агарью из дома Авраама. Измаил обосновался в пустыне Фаран, к югу от Ханаана, и женился на египтянке; у него было 12 сыновей, которые в Библии именуются "двенадцатью князьями" (Быт 25:16). Измаил, по традиции, считается прародителем арабских племен и в исламе почитается как пророк.

ИЗМЕРЕНИЯ И ВЗВЕШИВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗОБРАЖЕНИЙ ЗАПИСЬ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯЩЕННЫЕ

ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯЩЕННЫЕ - живописные или скульптурные изображения религиозных сюжетов, символов и особенно святых, Иисуса Христа и Бога Отца, являющиеся объектами почитания во многих христианских церквах. Ветхозаветный запрет на создание идолов и их изображений (Исх 20:4) был неразрывно связан с запретом на поклонение и служение этим изображениям (Исх 20:5), между тем как создание других изображений дозволялось еврейским Законом (Исх 25:18). В христианской церкви священные изображения использовались с самых древних времен для украшения, наставления верующих и укрепления религиозного чувства. В Православной церкви почитание священных изображений (обычно это иконы, написанные красками) получило большее развитие, чем на Западе, где преобладали скульптурные изображения, однако и на Востоке, и на Западе чествование священных изображений выражалось в одинаковых формах: преклонении колен, целовании и возжигании свечей и лампад. На Востоке в первой половине 8 в., при императоре Льве III Исавре, развернулась ожесточенная борьба против почитания икон и священных изображений (т.н. иконоборчество). Папа Григорий II выступил в защиту почитания икон, однако иконоборцы развернули жестокие гонения на иконопочитателей, которые завершились лишь со смертью Льва III (741). II Никейский собор (787) сформулировал учение церкви о священных изображениях. Однако вскоре последовало новое гонение на иконопочитателей, продолжавшееся с 814 по 842. Отголоски этих гонений достигли королевства франков: местные епископы, допуская использование священных изображений, выступили против формулировок, принятых на Никейском соборе и известных им в несовершенном латинском переводе, однако к концу 9 в. это недоразумение было разрешено. Западная и Восточные церкви учат, что почитание, оказываемое священным изображениям, относится не к материалу этих изображений, а к тому, кто изображен на них.

См. также ИКОНА.

ИЗОТОПЫ

ИЗОТОПЫ - разновидности атомов химического элемента, имеющие одинаковое число протонов, но разное число нейтронов в ядре. У изотопов данного элемента одинаковый атомный номер (равный числу протонов) и почти одинаковые химические свойства, но разные массовые числа (определяемые числом протонов и нейтронов) и немного различающиеся физические свойства. Изотопы были открыты независимо Б.Болтвудом в 1906 и Г.Мак-Коем и В.Россом в 1907 при изучении радиоактивности тяжелых элементов, а термин "изотоп" предложил английский химик Ф.Содди в 1910. Слово образовано из двух греческих слов, означающих "одинаковый" (isos) и "место" (topos), т.к. данные разновидности атомов каждого элемента занимают одно и то же место в периодической системе элементов Менделеева. Изотопы обозначают по-разному. Например, изотоп углерода, содержащий 6 протонов и 6 нейтронов, можно представить одним из следующих способов: углерод-12, С-12, 12С, где 12 - массовое число. Иногда указывают также число протонов, например 126С. Различают стабильные изотопы, которые существуют в неизменном виде неопределенно долго, и нестабильные (радиоизотопы), которые со временем распадаются. Стабильные изотопы открыл в 1919 английский физик Ф.Астон с помощью созданного им масс-спектрографа. Радиоизотопы многих элементов получены искусственным путем в ядерных реакторах. Из первых 103 химических элементов 18 представлены только радиоизотопами. 20 элементов не имеют изотопов, т.е. представлены стабильными атомами одного типа. У остальных 65 элементов существует по два и более стабильных изотопов. Атомные массы элементов в периодической системе - это средние массовые числа природных смесей изотопов. Изотопный состав природных элементов практически постоянен. Так, у природного углерода два стабильных изотопа, 12С и 13С, и соотношение между ними равно 98,89:1,11. Радиоизотопы широко применяются в научных исследованиях в качестве изотопных индикаторов (меток) и в самых разных областях науки и техники в качестве источников радиоактивных излучений. Они используются в медицине (диагностика, лучевая терапия).

См. также

АТОМНАЯ МАССА;

АТОМНОГО ЯДРА СТРОЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА

Астон Ф.В. Масс-спектры и изотопы. М., 1948 Сиборг Г., Перлман И., Холлендер Дж. Таблица изотопов. М., 1956 Чердынцев В.В. Распространенность химических элементов. М., 1956 Кравцов В.А. Массы изотопов и энергии связи. М., 1965 Шемле М., Перье Ж. Разделение изотопов. М., 1980

ИЗРАИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗРАИЛЬ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗРАИЛЬ. КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗРАИЛЬ. ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗРАИЛЬ. ПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗРАИЛЬ. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница