Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "А" (часть 9, "АНТ"-"АРБ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 9, "АНТ"-"АРБ")

АНТИВЕЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИГОНИДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИГУА И БАРБУДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИЛОПЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИНОЙ

Вторая четверть 2 в. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

АНТИНОМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИПАТР

АНТИПАТР (393-319 до н.э.), македонский военачальник, ближайший сподвижник царя Филиппа II. После смерти Филиппа Антипатр способствовал утверждению на престоле его сына Александра Македонского, а когда в 334 до н.э. Александр отправился в поход против Персии, Антипатр остался в Европе как правитель Македонии и главнокомандующий греческих войск, получив фактическую власть над всей Грецией. Силы, оставленные Антипатру Александром, были незначительны (12 000 пехоты и 1500 конницы), но, несмотря на это, ему удавалось контролировать положение в Греции через Коринфский союз и олигархические режимы, которые македоняне поддерживали во многих городах-государствах. Более того, Антипатр оказался в состоянии постоянно высылать Александру новые подкрепления. Когда царь Спарты Агис III, опираясь на помощь Персии, выступил против Македонии, он встретил весьма незначительную поддержку других греческих государств, и Антипатр с превосходящими силами разбил его в решающем сражении у Мегалополя (330 до н.э.), в котором погиб и сам Агис. После смерти Александра в 323 до н.э. Афины, по предложению радикально настроенного оратора Гиперида, создали взамен Коринфского союза Греческий союз и развязали т.н. Ламийскую войну. Афины имели 240 боевых кораблей и много союзников, в том числе этолийцев и фессалийцев. Из изгнания был вызван Демосфен, а командовать войском назначили Леосфена. У Антипатра, выславшего значительные подкрепления Александру, было только 110 боевых кораблей и мало сухопутных войск. На протяжении зимы 323-322 до н.э. он успешно выдерживал осаду в Ламии в центральной Греции, а весной, когда македонский вельможа Леоннат привел подкрепления, Антипатр пробился на родину. Македонский флотоводец Клит уничтожил флот афинян в двух морских сражениях, при Абидосе в Геллеспонте и при Аморге на востоке Эгейского моря. В том же 322 до н.э. Антипатр, к которому присоединился другой полководец Александра, Кратер, вступил в Фессалию и разбил греческие силы при Кранноне. По настоянию Антипатра афиняне казнили Гиперида и других зачинщиков выступления, Демосфен покончил с собой. На совещании полководцев, которое проходило в Трипарадисе в Сирии в 321 до н.э., македонская армия избрала Антипатра регентом империи Александра. Антипатр вернулся в Европу с царями, Филиппом Арридеем (незаконный слабоумный сын Филиппа II) и Александром IV (сын Александра от Роксаны). Дочь Антипатра Фила была женой Деметрия Полиоркета, а его сын Кассандр стал впоследствии царем Македонии. Со смертью Антипатра последняя скрепа, поддерживавшая единство империи Александра, исчезла, начались междоусобные войны между преемниками Александра - диадохами.

АНТИСЕПТИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИСФЕН

Портрет

АНТИХРИСТ

АНТИХРИСТ - антагонист Христа, узурпирующий его имя или права. В Новом Завете термин "антихрист" встречается только у Иоанна (1 Ин 2:18, 22; 4:3; 2 Ин 7), однако сама идея антихриста присутствует в евангельских упоминаниях о лжехристах (Мф 24:5, 23, 24; Мк 13:21, 22), в упоминании апостола Павла о "человеке греха" и "сыне погибели" (2 Фес 2:3) и в намеках на "зверя" в Апокалипсисе (Откр 11:7; 13; 17:8 слл.). Некоторые исследователи усматривают связь представлений об антихристе с вавилонским мифом о драконе и с еврейскими мифами о Велиаре (Велиале). На всем протяжении истории церкви разные лица и институции объявлялись отступническими и отождествлялись с антихристом. Первым воплощением духа антихриста считали римского императора Нерона, поскольку числовое значение имени "Цезарь Нерон", написанного еврейскими буквами, соответствовало мистическому "числу зверя" - 666, упомянутому в Откр 13:18. Впоследствии, на основании аналогичных вычислений, апокалиптическое "число зверя" обнаруживали в именах едва ли не всех еретиков или гонителей христиан. Многие, в том числе Лютер, Кальвин, Цвингли и другие, считали антихристом папу Римского.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ МАРК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИН ПИЙ

АНТОНИН ПИЙ (Antoninus Pius)

Третья четверть 2 в. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

(86-161), римский император, чье относительно спокойное правление (с 138 по 161) вошло в историю как время процветания Римской империи, особенно в сравнении с потрясениями, которые ей пришлось вскоре пережить. Полное имя императора - Тит Аврелий Фульв Бойоний Аррий Антонин, именование Пий (благочестивый) - было получено им за преданность своему приемному отцу, императору Адриану, обожествления которого он добился от сената, несмотря на нелюбовь сенаторов к Адриану. Антонин сделал успешную карьеру сенатора, достиг консульства в 120 и стал доверенным лицом императора Адриана, который усыновил его в 138 (незадолго до смерти). При этом сам Антонин, по условию Адриана, должен был усыновить Марка Аврелия и Марка Анния Вера, которые стали императорами после его смерти. Немногочисленные мятежи в провинциях (Мавритании, Дакии, Египте и Германии) удавалось подавить, а в Британии, приблизительно в 150 км севернее Адрианова вала, был возведен еще один вал против набегов с севера, который получил название Антонинова. После смерти жены Антонина Фаустины (в 140 или 141) император основал алиментарный фонд для оказания помощи девочкам из бедных семей.

АНТОНИНЫ

Третья четверть 2 в. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

АНТОНИОНИ МИКЕЛАНДЖЕЛО

Портрет

АНТОНОВ ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВИЧ

Портрет

АНТОНОВ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Юрий Антонов на эстраде

АНТОНОВИЧ МАКСИМ АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТРОПОМОРФИЗМ

АНТРОПОМОРФИЗМ - приписывание человеческого облика и свойств Богу. Первобытное мышление наделяло природные явления и объекты некой разумной жизненной силой, подобной той, которую человек ощущал в себе самом. Эти воззрения получили название анимизма. Истоки религиозного мироощущения можно усмотреть в первых попытках человека воздействовать на эту одушевленную жизненную силу средствами убеждения или мольбы. Позднее объекты поклонения стали наделяться и человеческим обликом, поэтому большинство религий (особенно в их ранней народной форме) можно охарактеризовать как антропоморфные. Гомеровские боги мыслились не чуждыми человеческих чувств и даже человеческих недостатков. Древний библейский Бог разговаривает с Адамом, прогуливаясь "в раю во время прохлады дня". В 6 в. до н.э. антропоморфизм критиковал Ксенофан, с подобной же критикой выступил его современник Девтероисайя (Ис 44:9-20), апеллирующий к запрету на идолопоклонство, содержащемуся в одной из десяти заповедей. Уничтожающая критика гомеровского антропоморфизма во 2 и 3 книгах Государства Платона основана на возражениях нравственного и рационального характера. В своем развитии и философия, и религия отходят от антропоморфизма. Это справедливо и для греческой, и для иудеохристианской традиций, и особенно для индуизма.

ЛИТЕРАТУРА

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990

АНУБИС

АНУБИС - древнеегипетский бог загробного мира. В ранний период развития египетской религии это - шакалообразное божество, пожирающее умерших. Позже Анубис сохранил лишь отдельные черты, выдававшие его животное происхождение. Будучи богом некрополя Сиута (Ликополя), Анубис занимал подчиненное положение по отношению к главному богу этого города Упуату ("Открывателю пути") - солнечному божеству, имевшему облик волка. Подобно Тоту, Анубис был проводником умерших по Аменти ("Потаенное место", "Запад") - так называлась область загробного мира, пройдя через которую душа попадала в палату Осириса, и там сорок два божественных судьи решали, послать ли ее на "Поля Иалу" (буквально "Поля Тростника" - изобильная страна блаженных) или же предать мучительной и окончательной смерти. Из сборников заклинаний, когда-то составлявшихся для фараонов V-VI династий, позднее выросла Книга мертвых. Одна из версий этой книги, включенная в т.н. Папирус Ани, проливает свет на религиозные верования египтян, живших во время XVIII династии, и на их представления о потустороннем мире. На иллюстрации к 125 главе изображен сам Ани, склонившийся в почтительном поклоне перед заседателями Великой судебной палаты, и его жена Туту. В углу зала установлены весы, за правильностью действия которых наблюдает шакалоголовый Анубис. На левой чаше весов -сердце Ани, на правой - перо, символизирующее Истину и праведность поступков. Анубис, которого греки отождествляли с Гермесом, в египетских текстах обычно фигурирует как сын Осириса. Но еще до того, как египтяне признали его сыном царя загробного мира, он считался богом умерших, поэтому в последующие эпохи его изображали бродящим среди могил в пустынных окрестностях Сиута.

АНУЙ ЖАН

АНУЙ Жан (Anouilh, Jean)

(1910-1987), французский драматург. Родился 23 июня 1910 в Бордо, образование получил в Париже. Учился на юридическом факультете в Сорбонне, не закончил курса и поступил на работу в рекламное агентство. Стал сочинять короткие сценки в возрасте 10 лет, в 16 лет написал свою первую пьесу и всерьез занялся драматургией с целью поправить финансовое положение: продал несколько комических сюжетов кинопродюсерам и поставил 10-минутный скетч Немой бедняк (Humulus le muet, 1929; опубл. 1945). С учетом одноактовых представлений является автором более двух десятков пьес и около дюжины сценариев. Ему принадлежат также два балетных либретто - Ночные барышни (Les Desmoiselles de la nuit, 1948) и Волк (Le Loup, 1953). Умер Ануй в Лозанне (Швейцария) 3 октября 1987. Среди его пьес - Пассажир без багажа (Le voyageur sans bagages, 1937), Бал воров (Le Bal des voleurs, 1938), Эвридика (Eurydice, 1942), Антигона (Antigone, 1943), Приглашение в замок (L'Invitation au chteau, 1947), Вальс тореадоров (La Valse des tordors, 1952), Жаворонок (L'Alouette, 1953), Беккет (Becket, 1960) и Не будите, Мадам (Ne Revillez pas, Madam, 1970). Остроумие, веселье и безудержная фантазия сочетаются в них с горечью и пессимизмом.

ЛИТЕРАТУРА

Ануй Ж. Пьесы. М., 1958 Ануй Ж. Пьесы, тт. 1-2. М., 1969 Эсенбаева Р. Национальные традиции в творчестве Жана Ануя. - В кн: Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Л., 1973 Зингерман Б. К проблеме характера в пьесах Ануя. - Театр, 1977, № 1

АНХИЗАВР

Anchisaurus

Анатомия

Длина - 2 м.

Раскопки

Коннектикут, Массачусетс (США)

Виды:

A. polyzelus (Hitchcock, 1865) (первоначально "Megadactylus")

Неофициальные виды:

A. capensis (Broom, 1911) (первоначально Gyposaurus) = Massospondylus carinatus

A. colurus Marsh, 1891 ?= A. polyzelus

A. major Marsh, 1889 = Ammosaurus major

A. sinensis (Young, 1941) (первоначально Gyposaurus) = "Gyposaurus" sinensis

A. solus Marsh, 1892 == Ammosaurus major

АПАТИТ

АПАТИТЫ в естественном местонахождении.

АПАТИТЫ в естественном местонахождении.

ОГРАНЕННЫЙ КРИСТАЛЛ АПАТИТА.

ОГРАНЕННЫЙ КРИСТАЛЛ АПАТИТА.

групповое название минералов, фосфатов кальция (чаще всего наиболее распространенного из них - фторапатита, Ca5(PO4)3F). Название происходит от греч. "апатао" - обманываю, поскольку апатит принимали за аквамарин, аметист и другие минералы. Твердость 5 (эталон шкалы Мооса), плотность 3,2. Окрашен в различные цвета, наиболее распространены апатиты зеленого, желтого, голубого, коричневого и серого, реже фиолетового цветов. Кристаллизуется в гексагональной сингонии. Часто встречается в виде хорошо выраженных шестигранных призматических кристаллов. Апатит обычно присутствует во всех типах изверженных пород преимущественно в виде микроскопических кристалликов (например, в железорудном месторождении Кируна в Швеции), более крупные кристаллы - в ассоциациях с кальцитом, флогопитом и другими минералами (например, в пегматитах провинций Онтарио и Квебек в Канаде), а также в карбонатитах. Наиболее крупные месторождения расположены в России на Кольском полуострове (в Хибинах - в породах щелочного комплекса). Одна из главных агрономических руд; сырье для химической промышленности. Кристаллы апатита интересны как ограночный и коллекционный минерал. Месторождения апатита известны также в Бразилии, США, Чили, ЮАР, Финляндии и других районах мира.

АПАТОЗАВР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПЕЛЛЕС

АПЕЛЛЕС - греческий художник 4 в. до н.э., считающийся величайшим художником античности, хотя его творения известны нам лишь по описаниям. Апеллес родился ок. 370 до н.э. в Колофоне в Малой Азии. Учился в Эфесе и в художественной школе Памфилия в Сикионе, где, кроме искусства изображений, преподавали арифметику, геометрию, оптику и теорию колористических эффектов. Апеллес упорно совершенствовал свои умения (выражение "черта Апеллеса" означает совершенство, достигнутое упорным трудом). Работал в Эфесе, на островах Кос и Родос, при дворах Филиппа, а затем Александра Македонского, у Птолемея в Александрии. Период наивысшего расцвета творчества Апеллеса - 332-329 до н.э., когда он был придворным художником Александра Македонского; Апеллес продолжал работать и при диадохах, преемниках Александра, дожив по крайней мере до 300 до н.э. Самое знаменитое его творение - т.н. Афродита Анадиомена, которая изображена выходящей из моря и отжимающей волосы (рассказывали, что моделью, как и у Праксителя, была знаменитая гетера Фрина). Апеллес использовал только четыре основных краски: мелийскую белую, аттическую охру, синопскую красную и черную из жженой слоновой кости, а также прозрачный лак, который смягчал яркость и блеск этих четырех цветов и предохранял картины от внешних воздействий.

АПОКАЛИПТИКА

АПОКАЛИПТИКА - род еврейской литературы, возникает в эллинистическую эпоху. Термин "апокалиптика" (греч. apokalypsis - откровение) указывает на задачи литературы этого рода - открывать людям божественный замысел относительно их настоящего и будущего. Апокалиптические сочинения, появлявшиеся в трагические эпохи, были призваны укрепить веру людей в Бога и их упование на него как единственного защитника притесняемых и судью притеснителей. Апокалиптическую литературу отличает идея трансцендентности Бога, воздействующего на мир через духов-посредников (ангелов или демонов), пессимистическая уверенность в непрочности мирских благ и оптимистическая убежденность в том, что в конце концов Бог восторжествует над силами зла и утвердит свое царство. Однако главная особенность этой литературы заключается в том, что свое содержание она облекает в загадочную и символическую форму. Так, например, исторические персонажи и целые народы изображаются в ней под видом овец, птиц или диких зверей, а исторические катаклизмы описываются в терминах катаклизмов природных - таких, как падение звезд, землетрясения и жестокие бури. Иногда воображение апокалиптических авторов порождает фантастические образы: например, образ "зверя" с семью головами и десятью рогами (Откр 13:1). В корпусе Ветхого и Нового Заветов апокалипсисы представлены Книгой Даниила 7-12, Книгой Захарии 12-14, "малым Апокалипсисом" в Мк 13 (с соответствующими параллелями у Матфея и Луки) и Откровением св. Иоанна Богослова. Важнейшие апокалиптические сочинения, не включенные в библейский канон, всегда приписывались знаменитым ветхозаветным или новозаветным персонажам, что должно было придать им авторитет и привлечь широкую аудиторию. К их числу относятся, прежде всего, Книга Еноха (1 Еноха), первоначально написанная на еврейском или арамейском языке несколькими палестинскими авторами в последние два века до рождения Христа, но сохранившаяся лишь в эфиопском переводе и во фрагментах на греческом и латинском языках, и Книга Тайн Еноха, написанная неким александрийским евреем в первой половине 1 в. н.э. и сохранившаяся лишь в славянских рукописях. Обе книги уделяют много внимания ангелологии, демонологии и космологии. Апокалипсис Петра, написанный на греческом языке христианским автором в середине 2 в., замечателен тем, что в нем впервые в христианскую литературу вводятся пифагорейские и орфические представления о рае и аде и яркими красками описываются награды, ожидающие праведных, и муки, уготованные осужденным на вечную погибель. Сивиллины оракулы, представляющие собой хаотическую смесь языческого, еврейского и христианского материала, дошли до нас в виде 12 книг, написанных гомеровским гексаметром, и датируются периодом между 180 до н.э. и 350 н.э.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

АПОКРИФЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОЛЛИНЕР ГИЙОМ

АПОЛЛИНЕР Гийом (Apollinaire, Guillaume)

(1880-1918), французский поэт, романист и драматург. Настоящая его фамилия Костровицкий (Kostrowitsky): по матери он был поляк, имя отца осталось неизвестным. Учился в лицее Сен-Шарль в Монако. В 1898 приехал в Париж, опубликовал первые стихи. В 1913 выпустил первый сборник - Алкоголи (Alcools). В его творчестве начального периода ощущается влияние символизма. Во время Первой мировой войны написал большую часть стихотворений, изданных в 1918 в сборнике Каллиграммы (Calligrammes). Войну поэт встретил восторженно, увидев в ней новейший апофеоз Красоты. Возродив старую технику "граффити" (надписей), он создавал рисунки при помощи стихотворных строк. Став глашатаем кубизма, Аполлинер познакомил публику с представителями нового направления в книге Художники-кубисты (Les Peintres cubistes, 1913). В число его прозаических произведений входят повесть Убиенный поэт (Le Pote assassine, 1916), роман Сидящая женщина (La Femme assise, опубл. 1920) и сборник рассказов Ересиарх и Ко (L'Heresiarque et Cie, 1910). В 1917 была поставлена его "сюрреалистическая драма" Сосцы Тиресия (Mamelles de Tirsias). Умер Аполлинер в Париже 9 ноября 1918.

ЛИТЕРАТУРА

Аполлинер Г. Стихи. М., 1967 Хартвиг Ю. Аполлинер. М., 1971 Голенищев-Кутузов И.Н. Гийом Аполлинер, его друзья и последователи. - В кн.: Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. М., 1975 Аполлинер Г. Избранная лирика. М., 1985

АПОЛЛОДОР ДАМАССКИЙ

АПОЛЛОДОР ДАМАССКИЙ - римский архитектор, расцвет деятельности которого приходится на первую четверть 2 в. н.э. Сирийский грек по происхождению, в 105 Аполлодор руководил строительством знаменитого моста Траяна через Дунай, после чего император пригласил его в Рим. Осуществленные Аполлодором постройки в Риме создали ему славу одного из наиболее прославленных архитекторов античности. Крупнейшее его достижение - форум Траяна, построенный в основном в 107-113. Это грандиозный комплекс, композиция которого включала арку парадного входа, окруженный колоннадами внутренний двор, многоколонную базилику Ульпия и симметричные здания двух библиотек, греческой и латинской, фасады которых были обращены к колоссальной колонне Траяна. Позднее Аполлодор пристроил к форуму Траяна обширный рынок. Аполлодор осуществил синтез принципов эллинистической архитектуры своей родины с римскими традициями. Согласно преданию, Аполлодор впал в немилость у преемника Траяна, императора Адриана, за суровую критику, которой он подверг архитектурные замыслы последнего. Император приказал сначала сослать, а затем и умертвить зодчего. Совершенство проекта римского Пантеона (ок. 125) заставляет многих исследователей предполагать, что Аполлодор принимал участие в его создании. До нашего времени дошел значительный фрагмент из книги Аполлодора Об осадном деле.

АПОЛЛОДОР ИЗ ДАМАСКА

Форум Траяна в Риме.

АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ

АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ

АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ

знаменитая мраморная статуя, которая находится в Бельведере, одном из зданий Ватиканского музея. Она была найдена в развалинах виллы Нерона в Антии (совр. Анцио) ок. 1500. Монторсоли, ученик Микеланджело, восстановил кисти рук, но сделал это неверно: в правой руке Аполлон должен был держать лавровый венок, в его левой руке был лук, на что указывает колчан за спиной Аполлона. Эти атрибуты в руках божества означали, что Аполлон карает грешников и очищает кающихся. Оригинал статуи создан, возможно, Леохаром, греческим скульптором 4 в. до н.э. Римская копия по стилю близка копии статуи Ганимеда того же Леохара. Известно, что статуя Аполлона работы Леохара стояла в Афинах перед храмом Аполлона Патрооса (Отчего). Многие считают, что ватиканская статуя не слишком хорошо воспроизводит оригинал, чересчур элегантна и суха; в Базеле хранится римская копия головы Аполлона, очевидно, более близкая к оригиналу.

АПОЛЛОНИЙ ПЕРГСКИЙ

АПОЛЛОНИЙ ПЕРГСКИЙ (расцвет деятельности - вторая половина 2 в. до н.э.), древнегреческий математик родом из Перги в Памфилии, прозванный современниками Великим геометром. Занимался математикой в Александрии под руководством учеников Эвклида. Главный сохранившийся труд, ставший классическим и доставивший славу Аполлонию, - Конические сечения в 8 книгах (по-гречески сохранились первые 4, еще 3 существуют в переводе на арабский, последняя не дошла) - написан в развитие более раннего не сохранившегося сочинения Эвклида Начала конических сечений. Аполлоний ввел понятия параболы, гиперболы и эллипса и дал их теорию, сохранившуюся в практически неизменном виде до эпохи Ньютона. Остальные труды, кроме небольшого трактата О сечении отношения (сохранился в арабском переводе), известны лишь по названиям. Среди других достижений Аполлония - решение задачи о построении окружности, касающейся трех заданных окружностей, которая получила название окружности Аполлония. В Альмагесте Птолемея говорится, что Аполлоний ввел системы эксцентриков и эпициклов для объяснения движения планет.

АПОЛЛОНИЙ РОДОССКИЙ

АПОЛЛОНИЙ РОДОССКИЙ (ок. 295 - после 247 до н.э.), древнегреческий поэт и филолог, более всего известный эпической поэмой Аргонавтика, повествующей о приключениях аргонавтов. Аполлоний родился в Александрии или, возможно, в Навкратисе в Египте и был учеником поэта Каллимаха. Своим прозвищем Аполлоний обязан тому, что удалился на Родос, когда, вероятно еще в молодости, натолкнулся на суровую критику своих опытов в области эпической поэзии. Каллимах полагал, что к некоторым уже доведенным до совершенства жанрам, прежде всего к гомеровскому эпосу, обращаться более не следует, а использовать следует меньшие, более отточенные литературные формы. Хотя Аполлоний был в числе нескольких авторов, возражавших против этой теории, помимо собственного желания он подтвердил воззрения Каллимаха. В Аргонавтике Аполлонию лучше всего удались законченные эпизоды, такие, как похищение Гиласа. В центре замечательной по литературным достоинствам III песни поэмы - изображение влюбленной Медеи, а вовсе не героические подвиги. С 260 по 247 до н.э. Аполлоний стоял во главе Александрийской библиотеки, ему принадлежали (не сохранившиеся) критические сочинения, посвященные, в частности, Архилоху и Гесиоду, а также трактат Против Зенодота, содержавший критические нападки в адрес первого главы Александрийской библиотеки.

ЛИТЕРАТУРА

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Тбилиси, 1964

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ - древнегреческий философ и прововедник 1 в., родился в Тиане в Каппадокии, возможно, в один год с Иисусом Христом. Аполлоний учился в Тарсе и при храме Асклепия в Эгах, где стал пифагорейцем. Много путешествовал по Малой Азии, Индии, Испании, Африке, был в Греции и Риме; следуя традиции пифагореизма, он был мистиком, однако много выступал перед людьми. Император Домициан бросил Аполлония в тюрьму по обвинению в измене, но тот спасся, якобы чудом. Считается, что он основал школу в Эфесе и умер либо там же, либо на Родосе, либо на Крите, прожив почти сто лет в благочестии и аскетизме. Единственное сохранившееся жизнеописание Аполлония составлено Флавием Филостратом ок. 216 н.э. по поручению императрицы Юлии Домны (супруги Септимия Севера). Как утверждает автор, оно основано на письмах самого Аполлония и на дневниках его спутника Дамида. В этой книге обычно видят роман на религиозный сюжет, с небольшим элементом исторической достоверности. Христиане отвергали ее как еретическую попытку соперничества с Евангелиями (особенно ввиду совпадения дат рождения, сходства знамений, связываемых с появлением на свет Христа и Аполлония, и способности Аполлония творить чудеса). Однако, как и в случае "мессианской" эклоги Вергилия, история Аполлония, возможно, связана с широко распространенными верованиями в появление людей на свет при божественном участии.

ЛИТЕРАТУРА

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. М., 1985

АПОЛОГЕТИКА

АПОЛОГЕТИКА - раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения. Греческим словом apologia (защита) первоначально называли речь защитника на суде в ответ на речь обвинителя. Поэтому термин "апологеты" закрепился за христианскими писателями 2-3 вв., которые в своих "апологиях", обращенных к римским императорам или просвещенной публике, старались отстоять правоту христианства. К ним относят Аристида, Юстина Мученика, Татиана, Афинагора, Минуция Феликса и Тертуллиана. Позднейшие апологии создавались в период гонений на христианство. Так, Августин написал трактат О граде Божием (413-426) в ответ на адресованные христианам обвинения в том, что постигшие Рим несчастья вызваны отказом от веры в языческих богов, а Фома Аквинский написал свою Сумму против язычников с целью защиты христианского учения от аристотелевой логики, клонившейся к материалистическому пантеизму. В эпохи, когда христианство стало государственной религией в христианской апологетике не было особой нужды, так что со временем это слово стало подразумевать уже не защиту христианской веры от нападок нехристианских мыслителей, а защиту ортодоксии от соперничающих трактовок этой веры в рамках самого христианства. Такова Апология Аугсбургского исповедания (1531) Ф.Меланхтона (1497-1560) и сочинения кардинала Беллармино (1542-1621), направленные против протестантских "еретиков". В 18 в., подорвавшем основы христианского мировоззренияя, возникла острая необходимость в защите христианской веры от новейшего рационализма, и с этого момента начинает появляться все больше и больше апологетических сочинений. Среди них особым влиянием пользовались Аналогия религии (1736) епископа Дж.Батлера и Свидетельства в пользу истинности христианства (1794) архидиакона У.Пейли. В 19-20 вв. поток апологетических сочинений не иссякал. Цель этих сочинений - показать, что христианская вера не только не противоречит утверждениям современной науки и философии, но что, напротив, прогресс современной мысли прямо зависит от христианских прозрений. Большинство новейших теологических сочинений, по существу, носит апологетический характер, поскольку современным теологам приходится постоянно примирять христианскую веру с данными науки, психологии, социологии и философии. Однако школа теологов, основанная К. Бартом, считает, что апологетика не является подлинной целью теологии и что вера обеспечивается и распространяется проповедью, а не рациональными доводами. Большинство теологов не разделяет этой точки зрения, но склоняется к признанию того, что никакая интеллектуальная аргументация не способна доказать истинность христианского учения или привести неверующих к вере.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Киприан (Керн), архимандрит. Патрология, т. 1. М., 1996

АПОСТОЛ

АПОСТОЛ (греч. apostolos - посланник),

ИИСУС ХРИСТОС И ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ

ИИСУС ХРИСТОС И ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ

член избранной группы, собранной Иисусом Христом и игравшей ведущую роль в евангелизации (миссионерской деятельности) и управлении раннехристианской церковью. Двенадцать учеников Иисуса - согласно Лк 6:13-16, это Симон (Петр), Андрей, Иаков (сын Зеведея), Иоанн, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков (сын Алфея), Симон Зилот, Иуда Леввей, Иуда Искариот (вместо Иуды Леввея в евангелиях Марка и Матфея упоминается Фаддей) - образовали ядро группы (Лк 6:13; Мк 6:7,30; Мф 10:1-5), они проповедовали Евангелие и исцеляли больных (Мк 6:7-13; Мф 10:5-8). С организацией церкви к этим первоначальным служениям добавилось административное руководство (Деян 6:1-6; 15: 2,4,6,22). Тогда же среди апостолов появились новые лица (Павел и Варнава), они расширили сферу миссионерской деятельности по всей Римской империи. В Новом Завете только Павел (Гал 1:1; 1 Кор 15:9) и Лука (Деян 14:4, 14) свидетельствуют об этом более общем значении слова; Павел сам претендует на это звание (1 Кор 9:1-7). Дидахе, небольшой трактат, составленный ок. 100 и посвященный практике христианской жизни, свидетельствует об использовании слова "апостол" для обозначения миссионеров, проповедующих среди язычников. С самого начала апостолы находились в центре христианской жизни - "проповедовании", "учении", "преломлении хлеба" и "молитвах" (Деян 1:8; 2:42). Благодаря им учение Иисуса было передано его церкви (Мк 4:10-12; 1 Кор 11:23-26; 15: 3-11; 2 Петр 3:2). В списках деятелей церкви они всегда занимают первое место (1 Кор 12:28; Еф 4:11). Вместе с т.н. пророками они сформировали основу церкви (Еф 11:20; Откр 21:14). В конце 1 в. их служение прекратилось, и люди, присвоившие титул апостола, клеймились как лжецы (Откр 2:2).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

АПОСТОЛЬСКИЕ МУЖИ

АПОСТОЛЬСКИЕ МУЖИ - группа раннехристианских писателей 1-2 вв., предположительно знакомых с последними апостолами и представлявших христианскую традицию в ее самой ранней послеапостольской форме. Наиболее важные из их сочинений: Первое послание Игнатия Антиохийского (ок. 115 н.э.), Первое послание Климента Римского (ок. 95 н.э.; так называемое Второе послание Климента представляет собой гомилию, относящуюся примерно к 130 н.э.) и серия видений, известных под названием Пастырь Гермы. В этот ряд обычно включают еще Учение двенадцати апостолов (Дидахе), наставление по нравственности и богослужебной практике; т.н. Послание Варнавы и изящную апологию христианской веры, известную под названием Послание Диогнету. Мученичество Поликарпа (ок. 155 н.э.) обычно замыкает этот ряд. Писания апостольских мужей дают представление о том, как раннехристианская церковь определяла свое отношение к иудаизму и язычеству В них содержатся ценные, пусть и не всегда ясные, свидетельства о жизни первохристианской церкви: об использовании еврейской Библии, о вере в Христа как Бога и Спасителя, о богослужениях и таинствах, о системе церковных служений.

ЛИТЕРАТУРА

Писания мужей апостольских. Рига, 1994

АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ - обширный свод церковных постановлений и правил, составленных, по преданию, двенадцатью апостолами Иисуса Христа и переданных через св. Климента, четвертого (после апостола Петра) епископа Римского. В действительности эти постановления были собраны и изданы ок. 4 в. неизвестным автором (по-видимому, арианином) в Сирии или Константинополе. Трулльский собор (692) отверг Апостольские постановления как искаженные еретиками и содержащие еретические интерполяции, однако оставил открытым вопрос об аутентичности оригинальной версии этого свода правил. Сочинение по-прежнему пользовалось большим авторитетом, и отрывки из него впоследствии были включены в различные кодексы канонического права Восточной церкви. Апостольские постановления состоят из восьми книг и могут быть разделены на три части. Первый раздел, объемлющий шесть книг, воспроизводит - с некоторыми изменениями - текст Дидаскалии (Учения кафолического двенадцати апостолов), составленной предположительно в северной Сирии в начале 3 в. В этой части речь идет о епископах, диаконах, диакониссах и вдовах, о различных вероучительных и дисциплинарных вопросах, а также о схизмах и ересях. Вторая часть содержит всего одну книгу, седьмую, где воспроизводится - в адаптированном и расширенном виде - Дидахе, или Учение двенадцати апостолов, датируемое началом 2 в. и составленное в Сирии. Помимо искаженной версии Дидахе, в этой части содержится литургический материал, заимствованный из неизвестных источников, и список первых епископов, основанный также на более ранних источниках, ныне утраченных. Третья и наиболее интересная часть Апостольских постановлений - восьмая книга, основанная почти исключительно на Апостольском предании св. Ипполита Римского (ум. 235). В ней речь идет о харизмах (духовных дарованиях), и приводятся тексты различных формул рукоположений и посвящений. В формулу рукоположения епископов включен полный текст божественной литургии - древнейшей из тех, что сохранились в полном виде. Здесь приводятся наставления, касающиеся исповедников, девственниц, вдов и экзорцистов. Наконец, здесь имеется свод канонов на разные случаи, включая т.н. Апостольские каноны, которые, возможно, были составлены самим компилятором Апостольских постановлений.

АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ

АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ - представляет собой краткое изложение христианской веры и восходит к крещальным формулам вероисповедания, употреблявшимся в Риме во 2 в. и имевшим вид вопросов и ответов ("Веруешь ли ты в Бога Отца?.." и т.д.). Содержит краткое разъяснение триединого имени Бога - Отца, Сына и Св. Духа и более пространное перечисление главнейших событий жизни Христа. Основа для наставления оглашенных, символ сделался предметом объяснений и толкований (из числа древнейших толкований самое знаменитое принадлежало Руфину) и был несколько расширен. В византийскую эпоху в Риме этот символ на некоторое время уступил место Никейскому символу веры; сегодняшняя его форма - та, в которой он был возвращен в римский обиход в начале Средних веков и вошел в чин крещения, принятый в Римско-католической церкви. Средневековая традиция подразделяла его на двенадцать членов, каждый из которых приписывался одному из апостолов. В качестве формулы исповедания общей веры он стал употребляться как в литургической, так и в индивидуальной молитвенной практике. Англиканская и Лютеранская церкви сохраняют этот символ в его изначальной форме. Большинство протестантских церквей признают его как приемлемое исповедание веры, возвещенной в Писании.

АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО

АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО - принцип, вытекающий из представления о духовенстве христианской церкви как назначенном Богом и исторически непрерывном хранителе учения, организации и богослужения христианства с апостольских времен (т.е. первого века церковной жизни). Эта концепция поддерживается Восточно-православными и Римско-католической церквами и Англиканским сообществом; все они подчеркивают преемственность священников, гарантированную епископатом. Подобная теория, разделявшаяся некоторыми кальвинистами, утверждает, что преемственность дана через пресвитера, служение которого равно служению епископа. Согласно англиканской Книге общественного богослужения, апостольское преемство через епископат (т.е. непрерывную последовательность епископских рукоположений начиная со времен апостолов) есть средство обеспечения непрерывности в жизни церкви.

АППЕНДИЦИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АППИЕВА ДОРОГА

АППИЕВА ДОРОГА (via Appia), древнейшая и самая знаменитая из великих римских дорог, известная в древности как regina viarum, или "царица дорог". Длина via Appia - более 570 км, она соединяла Рим с портом Брундизием (совр. Бриндизи) на Адриатике, в пятке итальянского "сапога". Это была крупная военная магистраль, она связывала Рим с рядом важных морских портов, которые обеспечивали торговлю с Грецией и восточным Средиземноморьем. Благодаря превосходному качеству постройки Аппиева дорога использовалась еще в 6 в. н.э. Даже в наши дни значительная часть этой живописной дороги сохранилась и пригодна к эксплуатации. Постройку дороги начал ок. 312 до н.э. цензор Аппий Клавдий Цек. Первый ее отрезок длиной в 212 км соединял Рим с Капуей. Первоначально дорога была посыпана гравием. До Таррацины, или Анксура, она была почти прямой, несмотря на пересеченную местность и Помптинские болота, которые приходилось постоянно осушать, чтобы поддерживать сохранность дороги. За Таррациной она сворачивала в глубь полуострова, по направлению к Фундам, через горы проходила к Формиям, а оттуда к Минтурнам и Капуе. Отрезок Рим - Капуя строился в течение ок. 100 лет начиная с 298 до н.э. Начальные несколько километров дороги римляне облюбовали для постройки красивых гробниц и памятников. Второй отрезок дороги, от Капуи на юг, был проложен ок. 244 до н.э. и шел к Беневенту, Венузии, Таренту, заканчиваясь в Брундизии. Дорога, имевшая ок. 6 м в ширину, была вымощена массивными блоками из базальта. Скрепленные известковым раствором, блоки укладывались таким образом, чтобы дорожное полотно имело выпуклую форму, благодаря чему вода могла быстро с него стекать. Отдельные участки дороги проходили по насыпям, пересекавшим неглубокие овраги, в ряде мест вдоль нее были сооружены каменные стенки и скамьи. Аппиева дорога имела ответвления, соединявшие ее с другими большими дорогами, такими, как via Domitiana, via Aurelia и via Herculia. О том, какое высокое значение придавалось Аппиевой дороге, можно судить по тому, что во времена империи надзором за ней ведал куратор в ранге претора. Эту дорогу иногда называют Старой Аппиевой дорогой (via Appia antiqua), чтобы отличить ее от другой дороги с тем же названием, построенной в 1780-х годах между Римом и Альбанским озером.

АППИЙ КЛАВДИЙ

АППИЙ КЛАВДИЙ (Appius Claudius Caecus)

(расцвет деятельности - конец 4 - нач. 3 вв. до н.э.), по прозвищу Цек, т.е. Слепой, римский государственный деятель, цензор с 312 до н.э. Обычно срок исполнения этой должности ограничивался 18 месяцами, но Аппий остался на посту, чтобы завершить начатые им грандиозные работы. В частности, он построил Аппиев водопровод (Aqua Appia), по которому вода с Сабинских гор пришла в Рим, и начал сооружение знаменитой Аппиевой дороги между Римом и Капуей. На этой дороге был построен новый римский рынок - форум Аппия. Своим пребыванием на посту цензора Аппий воспользовался для того, чтобы провести ряд важных политических реформ, направленных на расширение участия низших слоев населения в жизни государства. В частности, в сенат были введены выходцы из низов и даже дети вольноотпущенников. Были увеличены налоги, которые и позволили провести упомянутые работы, а также произведено перераспределение граждан по трибам, что изменило соотношение голосов в пользу сторонников Аппия. Впрочем, последующие цензоры отменили реформы Аппия в части членства в сенате и распределения граждан, однако уже в 300 до н.э. плебеям открылись все должности в государстве, в том числе жреческие. Аппий дважды занимал должность консула: в 307 до н.э. и в 296 до н.э. Он был назначен интеррексом (временным правителем до выбора новых консулов) в 298 до н.э. и занимал эту должность трижды. Во время консульства 296 до н.э. Аппий вел войну против самнитов, сабинов и этрусков. Аппий - самый ранний известный нам по имени римский писатель. Античные авторы часто цитируют изречения из составленного им сатурнинским стихом собрания (самое знаменитое: "Всякий человек - кузнец своей судьбы"). Ему принадлежал также юридический трактат О присвоении. Кроме того, Аппию приписывается составление календаря религиозных праздников и свода законов, опубликованных его секретарем Флавием. Это было важное мероприятие, поскольку судебные заседания могли происходить только в так называемые "благоприятные дни", известные лишь патрициям, чем они и пользовались. Поздние писатели приписывают Аппию нововведения в области орфографии. Когда Пирр, царь Эпира, пришел на помощь жителям Тарента в их борьбе с Римом и одержал в 280 до н.э. крупную победу, некоторые римские политики высказались в пользу заключения с ним мира ценой отказа от экспансии на юг, однако Аппий, уже состарившийся и ослепший (отчего он и получил прозвище Цек), произнеся пламенную речь, убедил сенат продолжать войну. В конце концов Пирр был вытеснен из Италии.

ЛИТЕРАТУРА

Тит Ливий. История Рима от основания города, т. 1. М., 1989

АПРАКСИН ФЕДОР МАТВЕЕВИЧ

И. Г. Таннауэр. Портрет Ф. М. Апраксина

АПРИОРИ

АПРИОРИ (лат. a priori - из предыдущего),

философский термин для обозначения особого рода изначального знания, извлекаемого из самого интеллекта (разума). Противопоставляется апостериорному (лат. a posteriori - из последующего) знанию, источником которого полагается чувственный опыт. По Канту, априорное знание, в отличие от знания апостериорного, носящего случайный и единичный характер, имеет черты универсальности и необходимости. Так, суждение "7 + 5 = 12" универсально в том смысле, что не имеет исключений, и необходимо в том смысле, что должно быть истинным. Мы видим, что 7 + 5 не может быть ничем иным, как 12. Ни одна из характерных черт априорного знания не присуща знанию, получаемому из чувственного опыта. Например, знание о том, что снег бел, не является неким прозрением, благодаря которому мы постигаем, что снег по цвету может быть только белым. Поэтому мы никогда не можем быть уверены, что у этого правила не существует исключений. Логики эмпиристского направления, такие, как Дж.С.Милль, пытались "развенчать" априорное знание, сводя логическую необходимость к укоренившейся привычке: два атрибута появляются вместе настолько регулярно, что в нашем сознании между идеями того и другого атрибута образуется устойчивая ассоциация. Логические позитивисты признавали существование априорного знания, однако полагали, что оно есть всего лишь обнаружение того, что уже заложено в смысле терминов ("12" - всего лишь иная формулировка "7 + 5"), и в нем не содержится никакого нового знания. В дальнейшем развитии "лингвистической философии" областью априорных, доопытных форм стали считаться правила употребления языка вообще. Что касается рационалистов, то они считали априорное постижение формой познания наиболее глубокой и достоверной. Особую позицию занимал И.Кант, считавший априорные формы чувственности и рассудка условиями достоверного знания.

См. также

ПЛАТОН;

КАНТ Иммануил;

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм;

ДЕКАРТ Рене;

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

АПУЛЕЙ

ЛУЦИЙ (Lucius Apuleius) (ок. 125 н.э. - после 170 н.э.), римский философ, ритор и беллетрист. Родился в Мадавре (Нумидия). Получив образование в Карфагене и Афинах, Апулей был практикующим юристом в Риме. По возвращении в Африку вступил в брак с богатой вдовой Эмилией Пудентиллой. Обманутые в своих ожиданиях родичи жены обвинили его в том, что он покорил ее с помощью магии. Оправдательная речь Апулея на суде сохранилась в виде книги О магии, или Апология (Apologia, Pro se de magia). Это произведение, как и другие сочинения Апулея, обнаруживает его интерес к магии, а также влияние неоплатоновской философии и восточного мистицизма, в частности культа египетской богини Исиды. Кроме Апологии, под именем Апулея до нас дошли следующие произведения: Об учении Платона (De Platone et eius dogmate); О божестве Сократа (De deo Socratis); Флориды (Florida) (извлечения из речей); О мире (De mundo) (перевод трактата Псевдо-Аристотеля); и прославленный шедевр, роман Метаморфозы, или О золотом осле (Metamorphoseon sive de asino aureo libri). Репутация, которой пользовался Апулей у соотечественников, была необычайно высокой, он удостоился двух статуй в свою честь (в Мадавре и Карфагене) и был сделан жрецом. Метаморфозы, роман в одиннадцати книгах, повествует о приключениях некоего Луция из Коринфа: в третьей книге фессалиянка Памфила и ее служанка Фотида, применив магию, превращают его в осла. В таком облике Луцию приходится претерпеть множество бед, порой ему едва удается спастись. Поневоле слушая людские разговоры, он оказывается посвященным во многие тайны. Средняя часть Метаморфоз кажется фрагментарной и бессвязной, поскольку заполнена примерно двадцатью свободно перетекающими одна в другую новеллами, которые посвящены главным образом любовным приключениям. Некоторые современные читатели романа склонны полагать, что эти истории имеют аллегорический смысл и повествуют о восхождении души к окончательному спасению. Исследователи утверждают, что ключ ко всей аллегории способна дать повесть об Амуре и Психее в IV-VI книгах. Хотя такой взгляд, вполне вероятно, дает слишком серьезную трактовку задач, которые ставил перед собой Апулей, невозможно отрицать, что последние страницы Метаморфоз озарены неподдельным мистическим чувством. Благодаря Исиде Луций вновь обретает человеческий облик, а затем становится жрецом богини.

ЛИТЕРАТУРА

Античный роман. М., 1969 Полякова С.В. "Метаморфозы", или "Золотой осел" Апулея. М., 1988 Петроний. Апулей. М., 1991 Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. М., 1993 (репринт издания 1956)

АПУХТИН АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Портрет

АРАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАГО ДОМИНИК ФРАНСУА

АРАГО Доминик Франсуа (Arago, Dominique Francois Jean)

(1786-1853), французский физик, астроном и политический деятель. Родился 26 февраля 1786 в Эстажеле (Восточные Пиренеи). Учился в Политехнической школе в Париже. С 1805 - секретарь Бюро долгот, в 1809-1831 - профессор Политехнической школы. С 1830 - непременный секретарь Парижской Академии наук и директор Парижской обсерватории. В 1830-1848 - член палаты депутатов от округа Нижняя Сена. После февральской революции 1848 вошел в состав временного правительства, занимал пост министра военно-морского флота. В 1852 отказался принести присягу Наполеону III. Научные работы Араго посвящены магнетизму, оптике, астрономии. В 1811 он открыл хроматическую поляризацию света, впервые наблюдал вращение плоскости поляризации света в кварце. В 1820 обнаружил намагничивание железных опилок вблизи проводника с током (магнитная индукция), а в 1824 продемонстрировал действие вращающейся металлической пластинки на магнитную стрелку (магнетизм вращения). Установил связь между северным сиянием и магнитными бурями (изменениями напряженности магнитного поля Земли). Араго придерживался волновой теории Френеля и в 1838 описал эксперимент, позволявший сравнивать скорости света в воздухе и более плотных средах - воде и стекле. Этот эксперимент должен был послужить подтверждением волновой природы света, но поставлен был только в 1850 А.Физо и Ж.Фуко. По указаниям Араго У.Леверье провел математический анализ отклонений в движении планеты Уран, в результате чего была открыта - "на кончике пера" - планета Нептун. Умер Араго в Париже 2 октября 1853.

ЛИТЕРАТУРА

Араго Ф. Избранные статьи, тт. 1-2. СПб, 1866 Доминик Франсуа Араго. - Наука и жизнь, № 11, 1936

АРАГОН

АРАГОН - генеалогическое древо правителей (окончание)

АРАГОН ЛУИ

АРАГОН Луи (Aragon, Louis)

(1897-1982), французский писатель. Родился 3 октября 1897 в Париже. Как поэт начинал в кругу дадаистов и сюрреалистов, опубликовав сборник стихов Фейерверк (Feu de joie, 1920), повесть Анисе (Anicet, 1921), роман Парижский крестьянин (Le Paysan de Paris, 1926), Трактат о стиле (Trait du style, 1928), произведения революционного характера как по содержанию, так и по художественному решению. В 1927 вступил во Французскую коммунистическую партию, отказавшись от чистой литературы во имя журналистики, подчиненной интересам партии; позднее принял эстетику социалистического реализма, лишь к концу жизни выступив за "открытый реализм". Его подстрекательская поэма Красный фронт (Front rouge, 1931) вызвала судебные преследования. В годы Второй мировой войны Арагон был ведущим поэтом французского Сопротивления. Сборники Нож в сердце (Le Crve-coeur, 1941), Глаза Эльзы (Les Yeux d'Elsa, 1942), Паноптикум (Le Muse Grйvin, 1943) свидетельствуют о возвращении к классическим темам любви и патриотизма. Как романист Арагон наиболее известен книгами Базельские колокола (Les Cloches de Ble, 1934), Богатые кварталы (Les Beaux quartiers, 1936), Путешественники на империале (Les Voyageurs de l'Imperiale, 1941), Орельен (Aurlien, 1944), Гибель всерьез (La Mise a'mort, 1965). Исторический роман о Ста днях Наполеона Страстная неделя (La Semaine sainte, 1959) считается шедевром литературы подобного жанра. Арагон опубликовал также Историю СССР (Histoire de l'U.R.S.). В 1971 вышел роман Анри Матисс (Henri Matisse).

Умер Арагон в Париже 24 декабря 1982.

ЛИТЕРАТУРА

Луи Арагон: Биобиблиографический указатель. М., 1956 Арагон Л. Собрание сочинений, тт. 1-11. М., 1957-1961 Балашова Т. Творчество Арагона. М., 1964 Арагон Л. Анри Матисс: Роман. М., 1978 Арагон Л. Римские свидания: Рассказы. М., 1984 Арагон Л. Огонь Прометея: Воспоминания. М., 1987

АРАГОНА КОРОЛИ

АРАГОНА КОРОЛИ - генеалогическое древо (окончание)

АРАКИШВИЛИ ДИМИТРИЙ ИГНАТЬЕВИЧ

Портрет

АРАНЬ ЯНОШ

АРАНЬ Янош (Arany Janos)

(1817-1882), венгерский эпический поэт. Родился 2 марта 1817 в Надьсалонте (ныне Румыния). Отказывая себе во всем, родители, бедные крестьяне, определили его в Дебреценский коллегиум. В 1836, прервав учебу, он присоединился к труппе странствующих актеров, но вскоре, разочаровавшись, возвратился домой. Женился, учительствовал, позднее получил место помощника нотариуса в родном городе. Первое литературное произведение Араня, сатирическая поэма Утерянная конституция (Az elveszett alkotmny, 1845), удостоилось премии, а в 1847 эпическая поэма Толди (Toldi) снискала ему всеобщее признание. В 1848 он закончил Вечер Толди (Toldi estje). В 1851-1860 Арань - преподаватель гимназии в Надькереше, где он создал лучшие свои баллады. Переехав в Будапешт (1860), Арань написал поэму Смерть Буды (Buda halla, 1863), основанную на преданиях о предводителе гуннов Аттиле. В 1865 стал секретарем Венгерской Академии наук. В 1879 закончил Любовь Толди (Toldi szerelme), центральную часть поэмы-триптиха. На завершающем этапе творчества Арань пишет ряд замечательных баллад. Умер Арань в Будапеште 29 октября 1882. Созерцатель по натуре, Арань утвердил искусство простого, доходчивого рассказа, придав народной песне совершенную стихотворную форму. Произведения Араня отличают законченность формы, глубина мысли и чувства, любовь к родине. Выдающимся достижением стали его переводы И.В.Гете, Т.Тассо, У.Шекспира и Аристофана.

ЛИТЕРАТУРА

Янош Арань. - В кн.: Три великих венгерских поэта. Будапешт, 1952 Арань Я. Избранное. М., 1960 Арань Я. Баллады. Будапешт, 1962 Арань Я. Стихотворения. - В кн.: Европейская поэзия ХIХ в. М., 1977

АРАФАТ ЯСИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАХИС ПОДЗЕМНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАХНА

АРАХНА - в греческой мифологии, лидийская дева, достигшая совершенства в ткацком искусстве и вызвавшая на состязание Афину. Арахна выткала на своем полотне любовные подвиги богов, и Афина в ярости разорвала ее ткань. После этого Арахна повесилась, но богиня превратила ее в паука.

АРБАТОВ ГЕОРГИЙ АРКАДЬЕВИЧ

Г. А. Арбатов.

Предыдущая страница Следующая страница