Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНТ"-"ИРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНТ"-"ИРА")

ИНТЕРНЕТ И ДРУГИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТРОВЕРСИЯ

ИНТРОВЕРСИЯ - личностная характеристика, описанная швейцарским психиатром и психологом К.Юнгом в 1910 и означающая дословно "обращенность внутрь". Интроверсия предполагает предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения, богатого и созидательного объективной реальности. Интроверты обычно чувствительны, склонны к самоанализу и самокритике. Для них не характерны спонтанные действия, они не особенно общительны, им не свойственно выражение эмоций; интроверт больше погружен в свои мысли и фантазии, часто предпочитает общению с людьми возможность предаться размышлениям. Юнг выдвинул гипотезу об интроверсии и экстраверсии как противоположных личностных качествах. Критическое изучение этих понятий показало, что они являются слишком широкими и всеобъемлющими. Термины, однако, по-прежнему широко употребляются. Поскольку некоторые отличительные особенности интроверсии - необщительность, субъективизм, чувствительность - нередко связаны с определенными психическими расстройствами, термин зачастую вызывает негативные ассоциации. Изначальное определение интроверсии, однако, не содержит оценочной характеристики.

См. также ЭКСТРАВЕРСИЯ.

ИНФОРМАЦИИ НАКОПЛЕНИЕ И ПОИСК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНФОРМАЦИИ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНЬ-ЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНЬ-ЯН ЦЗЯ

ИНЬ-ЯН ЦЗЯ - "Школа, [[исходящая из категорий]] инь ян". Одна из шести основных философских школ древнего Китая, по классификации Сыма Таня и Сыма Цяня (Ши цзи, 2 в. до н.э.), специализировавшаяся в натурфилософско-космологической и оккультно-нумерологической (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ) проблематике. Время возникновения инь-ян цзя и состав ее представителей, видимо первоначально астрономов-астрологов и уроженцев северо-восточных приморских царств Ци и Янь, точно не установлены. Не сохранилось ни одного сколько-нибудь развернутого текста этой школы, о ее идеях можно судить лишь по их фрагментарному изложению в Ши цзи, Чжоу и, Люй-ши чунь цю и некоторых других памятниках. Центральные концепции инь-ян цзя - универсального дуализма сил инь ян и цикличности взаимодействий "пяти элементов", или фаз (у син1), - легли в основу всей онтологии, космологии и вообще традиционной духовной культуры и науки Китая (в особенности астрономии, медицины и оккультных искусств). Вероятно, до середины I тысячелетия до н.э. концепции инь ян и "пяти элементов", выражающие различные классификационные схемы - двоичную и пятеричную, развивались в раздельных оккультных традициях - "небесной" (астрономо-астрологической) и "земной" (мантико-хозяйственной). Во 2-й половине I тысячелетия до н.э., обретя философский статус, эти концепции слились в единое учение, что по традиции считается заслугой единственного известного ныне крупного представителя инь-ян цзя - Цзоу Яня (4-3 в. до н.э.), хотя в сохранившихся свидетельствах о его взглядах нет следов концепции инь ян. Цзоу Янь распространил концепцию "пяти элементов" на исторический процесс, представляемый кругообразной сменой их главенства в качестве "пяти благодатей" (у дэ). Впервые как единое учение, охватывающее все стороны универсума, концепции инь ян и "пяти элементов" представлены в философии Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) который интегрировал идеи инь-ян цзя в конфуцианство, развив и систематизировав таким образом его онтолого-космологический и методологический базис В дальнейшем натурфилософский компонент инь-ян цзя нашел продолжение в конфуцианской "школе текстов новых письмен" и неоконфуцианстве, а религиозно-оккультный - в связанной с даосизмом практической деятельности гадателей, прорицателей, магов, алхимиков и целителей.

ЛИТЕРАТУРА

Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966 Рубин В.А. Концепции у-син и инь ян. - В кн.: Личность и власть в древнем Китае. М., 1993 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

ИО

ИО - в греческой мифологии, дочь Инаха, речного бога и аргосского царя. Полюбивший ее Зевс превратил Ио в телицу, чтобы защитить от гнева Геры, однако Гера, узнав о метаморфозе, убедила Зевса отдать телицу ей, а затем приставила к ней стражем стоокого пастуха Аргуса. Посланный Зевсом Гермес убил чудовище, однако Гера наслала на Ио овода, который гнал ее из страны в страну. Телица пересекла море, названное в ее честь Ионийским, проплыла пролив, получивший название Босфор (букв. "бычий брод"), а затем достигла Египта. Там она вновь приняла человеческий облик и родила Зевсу сына Эпафа, предка Даная и Эгипта.

ИОАНН I ЦИМИСХИЙ

ИОАНН I ЦИМИСХИЙ (ок. 924-976), византийский император, известный также как Иоанн Цимисхий (быть может, от армянского слова muak, "туфелька", т.е. "коротышка"). Блестящий полководец из знатного малоазиатского (возможно, армянского) рода Куркуасов, он взошел на византийский престол в результате заговора, убив в ночь с 10 на 11 декабря 969 своего предшественника и двоюродного брата Никифора II Фоку. Разгневанный патриарх Константинопольский Полиевкт воспрепятствовал браку Иоанна и императрицы Феофано, его сообщницы и любовницы. Цимисхию пришлось даже ее сослать (а также казнить непосредственного убийцу императора), женился же он на принцессе Феодоре из законной Македонской династии, тем самым узаконив свое пребывание на троне. Иоанн действовал в качестве соправителя двух малолетних наследников престола, будущих Василия II и Константина VIII. Более всего Иоанна заботили рубежи империи. Вначале он обратил внимание на Балканы, где вмешательство Киевской Руси в дела Болгарского королевства представляло угрозу для Византии. В 971 Иоанн одолел войско, которое двинул на Константинополь великий князь киевский Святослав, и принудил его после 3-месячной осады в Доростоле (совр. Силистра) подписать договор о том, что Русь обязывается впредь воздерживаться от нападений на Византию. Болгарский царь Борис II был взят в плен, северо-восточная часть страны вошла в состав Византии. На востоке Иоанн в 974-975 продолжил победоносное продвижение в северную Сирию и в районы среднего и верхнего течения Евфрата, а также предпринял эффектное вторжение в Палестину, где взял Назарет и Кесарию. Иоанн умер (возможно, был отравлен) в Константинополе 10 января 976.

ИОАНН II

ИОАНН II (1088-1143), или Иоанн Комнин, византийский император. Старший сын императора Алексея I и Ирины Дука, после смерти отца 15 августа 1118 Иоанн сделался его преемником, несмотря на попытки своей сестры Анны посадить на трон собственного мужа, Никифора Вриенния. Придерживаясь традиционного политического курса внутри империи, Иоанн был вынужден сосредоточиться на решении внешнеполитических задач, проведя в военных походах практически всю жизнь. Он использовал свои дипломатические способности, чтобы создать союзы для отражения норманнской угрозы, исходившей как из Антиохии, так и с Сицилии. В 1122 Иоанн разгромил печенегов, ок. 1124 - сербов, с тем чтобы восстановить сюзеренитет Византии над сербскими княжествами Зета и Рашка. В ответ на попытку отобрать у Венеции торговые привилегии венецианский флот начиная с 1122 приступил к активным боевым действиям и, поскольку Византия в это время не располагала сильным флотом, беспрепятственно опустошил ряд островов и побережье Пелопоннеса (в 1126 торговые привилегии венецианцев были восстановлены). Возможно, именно поэтому при Иоанне Комнине была проведена реформа флота. В 1124 в Рим было направлено письмо, в ответ на которое папа Калликст II прислал в Константинополь посольство, приступившее к переговорам о воссоединении церквей. В 1128-1130 Иоанн, женатый на венгерской принцессе Ирине, активно вмешался в венгерские дела. Византийская дипломатия старалась найти подходы к императору Священной Римской империи Лотарю III, чтобы обеспечить совместные действия против норманнской угрозы, исходившей из Сицилии. На востоке Иоанн выступил против сельджуков, совершив в 1119 поход на Созополь, а затем развернул боевые действия против правившей в Мелитене династии Данишмендов, особенно активные в 1130-1134, после чего подчинил Малую Армению на юго-востоке Малой Азии и двинулся к Антиохии, где в 1137 вынудил местного правителя Раймунда VII признать его сюзеренитет, хотя в 1138, натолкнувшись на враждебность, счел благоразумным вывести оттуда свои силы. Иоанн II вновь подошел к Антиохии в 1142, но, натолкнувшись на сопротивление, отошел на зимовку в Киликию. Умер Иоанн на охоте 8 апреля 1142, так и не начав активных действий.

ИОАНН II ХРАБРЫЙ

ИОАНН II ХРАБРЫЙ (Jean II, Jean le Bon)

(1319-1364), прозванный Добрым, король Франции. Иоанн, сын короля Филиппа VI (первого в династии Валуа) и его первой жены Жанны Бургундской, родился в замке Ге-де-Молни (близ Ле-Мана) 16 апреля 1319. На трон взошел в 1350, после смерти отца. Иоанн не имел таланта государственного деятеля, он назначал на высшие государственные должности бесчестных людей и портил монету с тем, чтобы получить средства для ведения войны с Англией. Когда не стало хватать и этого, Иоанн был вынужден в 1355 созвать Генеральные штаты и обратиться к ним за помощью. Сословия пошли на введение новых налогов, однако лишь при условии жесткого контроля специальной комиссии за правильностью расходования средств. Иоанн был вынужден согласиться на это ущемление королевских прав. Влюбленный в отживавшее свой век рыцарство, приверженность к традициям которого уже так дорого обошлась Франции при Креси, он повторил ошибки своего отца и в 1356 вместе с войском, численно превосходившим англичан, стал легкой добычей Черного Принца в битве при Пуатье. Здесь погиб "цвет французского рыцарства", а сам Иоанн и многие другие попали в плен. В 1360, согласно договору в Бретиньи, он смог вернуться во Францию, его свобода была оценена в три миллиона экю. Англичане сохранили свои владения во Франции, хотя их аппетиты и поубавились. Впрочем, ни одна из сторон не имела серьезных намерений выполнять условия этого договора, и выкуп никогда не был выплачен. Когда сын Иоанна Людовик, содержавшийся в Кале в качестве заложника, бежал из английского плена, Иоанн в 1364 рыцарственно отправился в плен вместо него. Умер Иоанн в Лондоне 8 апреля 1364. Разделив владения между четырьмя сыновьями, Иоанн оставил своим преемникам на троне тяжелое наследство, особенно Филиппу Храброму, которому досталась Бургундия.

ИОАНН III ДУКА ВАТАЦ

ИОАНН III Дука Ватац (1193-1254), правитель Никейской империи, явившейся главной преемницей Византийской империи после захвата Константинополя в ходе 4-го крестового похода. Иоанн, происходивший из семейства фракийских архонтов, родился в Дидимотихе (он же Димотика) во Фракии. Женатый на Ирине Ласкарис, в 1222 он взошел на трон как преемник своего тестя Феодора Ласкариса. В начале правления Иоанну пришлось утверждать свою власть в борьбе с заговорщиками, в том числе братьями Феодора. В результате сражения при Пиманиноне (1224) Иоанну удалось в течение 1225 отобрать у западноевропейских рыцарей (здесь их называли франками) почти все их владения в Малой Азии, а также ближайшие острова Самос, Хиос и Лесбос. Свою резиденцию Иоанн перенес в Нимфей близ Смирны. Иоанн имел неплохой флот, однако сил его было недостаточно для противодействия венецианцам и родосцам. Латинская империя в Константинополе выглядела все еще достаточно прочной, и для борьбы с ней требовались союзники. В 1232 Иоанн предложил патриарху Герману обратиться к папе с предложением вступить в переговоры о церковной унии, которые закончились в 1234 провалом. В том же году Иоанн вступил в союз против латинян с болгарским царем Иваном Асенем II. В обмен на поддержку болгарам было позволено учредить патриархию. Однако попытки овладеть Константинополем в 1235-1236 закончились неудачей. Папа оскорбительным по тону посланием предостерег Иоанна от дальнейших покушений, пригрозив новым походом. Поколебавшись в вопросе, чью сторону - Рима или Греции - принять, Иван Асень II, сам имевший виды на Константинополь, все же остался с Иоанном, но вскоре умер (1241). В 1242 Иоанн добился изъявления покорности от правителя Салоник. Затем ему удалось заключить союз с императором Фридрихом II Гогенштауфеном, ок. 1244 тот выдал за него свою дочь, и вторая половина 1240-х годов прошла в тесном взаимодействии двух императоров. Переговоры о воссоединении церквей возобновились в 1251, однако к тому времени Иоанн настолько укрепился, что мог рассчитывать на овладение Константинополем без содействия с чьей-либо стороны, с согласия папы или без него. В эти же годы (1250-1252) Иоанн упрочил свою власть в Македонии и привел к покорности правителя (деспота) Эпира Михаила II. Умер Иоанн в Нимфее 3 ноября 1254. Канонизирован православной церковью.

ИОАНН IV ЛАСКАРИС

ИОАНН IV Ласкарис (1251-1261?), император Никейской империи.

Сын императора Феодора II и Елены, дочери болгарского царя Ивана Асеня II, Иоанн взошел на трон после смерти отца в 1258. Регент Георгий Музалон был тут же убит в результате заговора, во главе которого стоял Михаил Палеолог (будущий византийский император Михаил VIII). Вскоре Михаил Палеолог был коронован как соимператор, а после его триумфального вступления в отобранный у западноевропейских рыцарей Константинополь (1261) Иоанна по приказу Михаила ослепили и заточили в тюрьму, где он и умер.

ИОАНН V ПАЛЕОЛОГ

ИОАНН V ПАЛЕОЛОГ (1332-1391), император Византийской империи. Сын императора Андроника III и Анны Савойской, Иоанн взошел на престол после смерти отца в 1341. Между матерью Иоанна и другом его отца великим доместиком Иоанном Кантакузином началась борьба за то, чтобы стать регентом малолетнего императора. В октябре 1341 в Димотике Кантакузин был провозглашен императором (в качестве Иоанна VI), а в 1347, после ожесточенной гражданской войны, сопровождавшейся народными волнениями и постоянным вмешательством внешних сил (турок, сербов, болгар, генуэзцев, венецианцев и других западноевропейцев), иногда действовавших самостоятельно, а иногда привлекавшихся сторонами конфликта, патриарх короновал его и Иоанна V в Константинополе как соправителей. Кантакузин женил Иоанна V на своей дочери Елене. Однако внутреннее и внешнее неустройство в империи сохранялось, многие были недовольны тем, что Кантакузин опирается на турок, чем воспользовался повзрослевший Иоанн V и в 1354 при помощи генуэзцев, вынудил того отречься. Перед лицом неуклонной экспансии турок-османов, укрепившихся уже в Европе, Иоанн V пытался заручиться помощью Запада. В 1366 он приезжал за помощью в Венгрию, в 1369 посетил Рим, где присягнул на верность папе и вручил ему скрепленный императорской печатью Символ Веры в латинской редакции. Однако действенной поддержки получить не удалось, и в 1371 Иоанн возвратился домой (пройдя в Венеции через позор задержания как несостоятельного должника), а овладевшие Фракией турки продолжали тем временем беспрепятственное завоевание Македонии. Хотя сын Иоанна и его соправитель с 1371 Мануил II был ему неизменно предан, императору приходилось отстаивать престол в борьбе с претендентами. В первый раз, в 1376-1379, это был устраненный от престолонаследия старший сын Иоанна Андроник IV, который заточил отца с Мануилом в той самой темнице, где томился перед этим сам. Иоанну и Мануилу удалось бежать к султану, и тот восстановил их на троне. Второй раз, в апреле - сентябре 1290, Константинополем владел Иоанн VII, внук Иоанна. Сам Иоанн V был уже фактически вассалом османских султанов, о чем можно судить хотя бы по тому, что, когда он сделал попытку укрепить Константинополь, султан Баязид пригрозил ослепить его сына Мануила, состоявшего с греческим отрядом в 100 человек при турецком войске, Иоанн был вынужден подчиниться и срыть укрепления. Умер Иоанн 16 февраля 1391.

ИОАНН VI

ИОАНН VI (ок. 1292-1383), известный также как Иоанн Кантакузин, государственный деятель Византийской империи и историк, в 1341-1354 - император. Когда в 1321 в стране разразилась война между сторонниками императора Андроника II и его внука Андроника III, Кантакузин отдал на поддержку последнего свое состояние и способности, благодаря чему занял при нем (Андроник Младший стал единоличным императором в 1328) пост великого доместика, т.е. главнокомандующего. Когда в 1341 Андроник умер, оставив преемника, малолетнего сына Иоанна V, Кантакузин остался при нем регентом. Натолкнувшись на противодействие в Константинополе, в октябре 1341 Кантакузин провозгласил себя императором в Димотике (Фракия) и объявил войну своим противникам, среди которых были вдовствующая императрица и патриарх. Кантакузина поддерживала земельная аристократия, а еще больше - турки, к которым Кантакузин обращался за помощью. Ожесточенная борьба завершилась его триумфом, он был помазан на императорство сначала в Адрианополе (1346), а затем, в феврале 1347, в Константинополе - уже совместно с Иоанном V. Чтобы скрепить союз, Кантакузин выдал за Иоанна V свою дочь. В 1349 Кантакузину удалось овладеть Салониками, подавив продолжавшееся здесь с 1342 восстание зилотов. По условиям заключенного при вступлении Кантакузина на трон соглашения, он должен был оставаться императором 10 лет. Однако в 1354 стало ясно, что Кантакузин собирается закрепить свою династию на троне. Между тем его положение было уже не таким прочным, ширилось недовольство опорой Кантакузина на турок-сельджуков и османов (за султана последних Орхана он выдал дочь), а османы уже начали закрепляться на полуострове Галлиполи. Воспользовавшись этим, в ноябре 1354 Иоанн V при поддержке генуэзцев вынудил Кантакузина отречься от престола. Смещенный император стал монахом и посвятил себя написанию воспоминаний, являющихся одним из важнейших источников по истории Византии этого периода. Умер Кантакузин в Мистре (область Морея на Пелопоннесе) 15 июня 1383.

ИОАНН VII ПАЛЕОЛОГ

ИОАНН VII ПАЛЕОЛОГ (1370-1408), известный также как Иоанн VII Палеолог, византийский император, сын Андроника IV. Был вовлечен в семейные междоусобицы и причинял немало беспокойства своему деду Иоанну V и дяде Мануилу II. В апреле 1390 Иоанн VII при поддержке генуэзцев и турок-османов захватил Константинополь, но уже в сентябре был изгнан Мануилом, который стал императором после смерти Иоанна V в 1391. Мануил II оставил Иоанна VII управлять в Константинополе на время своего пребывания на Западе (1399-1403), а по возвращении отдал ему в управление Лемнос. Иоанн принял монашество на смертном одре в Салониках 22 сентября 1408.

ИОАНН VIII ПАЛЕОЛОГ

ИОАНН VIII ПАЛЕОЛОГ (1392-1448), известный также как Иоанн VIII Палеолог, предпоследний византийский император. Иоанн, старший сын Мануила II, правил совместно с отцом с 1421, единоличным же правителем сделался после его смерти в июле 1425. Хотя Иоанн унаследовал титул "императора ромеев" (т.е. римлян), его владения в результате постоянной экспансии турок-османов сократились до области, непосредственно примыкающей к Константинополю, деспотата Морея на Пелопоннесе, которым управляли три его брата, а также мелких владений на Черном море. В 1423 Иоанн в качестве наследника престола отправился в Западную Европу за военной помощью. Став императором, он добивался помощи, особенно после завоевания турками Салоник в греческой Македонии в 1430, предлагая, как это уже делали некоторые его предшественники, отказаться от раскола между греческой и римской церквами в надежде организовать крестовый поход. Кульминацией долгих переговоров явились события на Флорентийском соборе, где присутствовал сам Иоанн вместе с патриархом Константинопольским Иосифом (вскоре здесь же умершим) и многочисленным православным духовенством. В итоге 6 июля 1439 во Флоренции был провозглашен союз между двумя церквами (т.н. Флорентийская уния), и в 1443 папа, как и обещал, организовал крестовый поход для спасения Константинополя. В походе приняли участие в основном венгры и валахи, однако в битве с турками, которая поизошла при Варне в ноябре 1444 и поначалу развивалась успешно, они потерпели сокрушительное поражение. Не имевший детей Иоанн умер в Константинополе 31 октября 1448. Самыми крупными достижениями в его правление были военные успехи его братьев в Морее и его личный дипломатический успех, который привел к заключению Флорентийской унии. Но он не смог справиться с могущественной общественной и клерикальной оппозицией этой унии в Константинополе, что ускорило окончательное завоевание Византийской империи османскими турками в 1453.

ИОАНН БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОАНН БОГОСЛОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОАНН ДАМАСКИН

СВ. (ок. 676 - ок. 754), выдающийся христианский богослов, учитель церкви, гимнограф и последний представитель греческой патристики. Родился в Дамаске (Сирия). Иоанн Дамаскин был сыном христианина, возглавлявшего казначейство при арабском халифе, и после смерти отца унаследовал его должность. Однако несколько лет спустя он удалился в монастырь св. Саввы близ Иерусалима, где пребывал до конца жизни, посвятив свои дни молитвам и литературным трудам; наиболее известны его литургические гимны и энциклопедический компендий, где в систематической форме изложено церковное вероучение. Иоанн прославился также своей решительной защитой иконопочитания против императора-иконоборца Льва Исавра. День памяти святого 4 декабря (в Русской православной церкви 4 декабря по старому стилю).

ЛИТЕРАТУРА

Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII веков. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Иоанн Дамаскин. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. М., 1997

ИОАНН ДУНС СКОТ

ИОАНН ДУНС СКОТ (Duns Scotus) (ок. 1266-1308), Иоанн Дунс Скот, выдающийся средневековый теолог францисканского ордена. Происходил из рода Дунсов и родился ок. 1266 в городке Дунс в Шотландии (отсюда его прозвище Скот - шотландец). После вступления в францисканский орден учился и преподавал в Оксфордском и Парижском университетах. Его главное сочинение, Оксфордский труд (Opus Oxoniensis), основано на лекциях, прочитанных в Оксфорде; Парижские записи (Reportata Parisiensia) представляют собой записи лекций в Париже, сделанные его учениками. В 1303 Дунс Скот был изгнан из Франции королем Филиппом Красивым за отказ поддержать его споре с папой Бонифацием VIII по вопросу об обложении духовенства податями. В 1305 Дунс Скот вернулся в Париж, где получил степень доктора теологии. Умер Дунс Скот в Кельне в 1307. Подобно всем великим средневековым схоластам, Дунс Скот видел главную цель теологии в разъяснении и защите христианского вероучения. По его мнению, философы, подобные Аристотелю, который полагался лишь на человеческий разум, не способны обосновать центральные положения христианского вероучения - например, доказать существование Высшего Существа, сотворившего мир и воздающего наказания и награды людям после смерти. В труде Теоремы (Theoremata) Дунс Скот развивает тезис о пропасти, существующей между верой и разумом. Вместе с тем Дунс Скот признавал ценность логического анализа и метафизического метода в поисках истины. В рамках традиции средневекового реализма он представлял себе мир как мириады воплотившихся "сущностей" или "форм", которые первоначально существовали как "идеи" в уме Бога. Эти "сущности" реальны и принадлежат всем индивидам ("индивидуальным субстанциям"), которые входят в данный вид или род (например, "человечество" и "одушевленность" - это "сущности", общие, соответственно, для людей и для животных вообще). Индивидуальные субстанции возникают в результате соединения родо-видовых сущностей (форм) с т.н. hacceitas (буквально "этостью"), которая и обеспечивает единство и своеобразие всякой индивидуальной субстанции. Постигаемые умом сущности имеют универсальный характер. Согласно учению Дунса Скота, понятия "бытия" и "трансцендентальных сущностей" ("благость", "единство" и т.д.) тождеименны (univoci), т.е. имеют один и тот же смысл независимо от того, применяются они к Богу или же к его творениям. Однако "бытие" или "благость" реализуются в них по-разному: в Боге они бесконечны, а в тварных субстанциях конечны. Предложенное Дунсом Скотом доказательство бытия Божьего, развивающее доказательство св. Ансельма Кентерберийского, является едва ли не самым сложным и изощренным из всех доказательств такого рода.

ИОАНН ЗЛАТОУСТ

СВ. (ок. 354-407), учитель церкви и епископ Константинопольский, родился в Антиохии (Сирия). Готовясь к юридической карьере, изучал риторику, однако затем обратился к изучению богословия и предался суровой аскезе, подорвавшей его здоровье. В 387 рукоположен в пресвитеры и благодаря своему исключительному красноречию в скором времени заслужил почетное прозвище "Златоуста" (греч. Chrysostomos). В 398 Иоанн был избран архиепископом Константинопольским, однако его бескомпромиссность навлекла на него немилость со стороны императрицы Евдоксии, которая в 404, при поддержке честолюбивого архиепископа Александрийского Феофила, низложила его и отправила в ссылку в Кукуз (Армения). Здесь преждевременно состарившийся и терзаемый болезнями святитель героически трудился на ниве обращения язычников и написал свои знаменитые Послания к Олимпии, ставшие памятником его мужества. Он скончался в 407 на пути в новое место ссылки, Питиунт (современная Пицунда). День памяти святого в Православной церкви 27 января (по старому стилю), в Римско-католической церкви 13 сентября. Иоанн Златоуст был великим проповедником и неутомимым писателем; до нас дошло более 250 писем, сотни гомилий на Священное Писание и несколько моральных и догматических трактатов (в том числе трактаты О непостижимости природы Бога и О священстве). Богословие Иоанна Златоуста, продолжавшего антиохийскую традицию, отличалось практической направленностью и подкреплялось аскетической жизнью святителя. В своем учении он следовал прежде всего за апостолом Павлом, проповедуя благоговейный страх перед тайной Божества и необходимость отвратиться от греха и приобщиться к свету Христова искупления.

ЛИТЕРАТУРА

Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. М., 1994

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ. Деталь фрески

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ. Деталь фрески

согласно евангельскому рассказу, "предтеча" (предшественник) Христа. Наиболее пространный рассказ о его жизни содержится в Евангелии от Луки, где говорится, что он родился "в нагорной стране, во граде Иудином" (возможно, Хевроне) приблизительно за шесть месяцев до рождения Христа и что он был сын Захарии, священника из Авиевой чреды, и Елисаветы, также происходившей из священнического рода и состоявшей в родстве с Марией, матерью Иисуса. Он родился, когда его отец и мать были уже в преклонном возрасте, и его рождение было провозвещено им ангелом (Лк 1). О том, что происходило с ним на протяжении приблизительно 30 лет после того, как он удалился в пустыню и стал вести жизнь отшельника, ничего не известно, однако "в пятнадцатый год правления кесаря Тиберия" он вновь появляется на исторической сцене, чтобы обратиться к людям с проповедью. Уверенный в непосредственной близости мессианского спасения, он считал себя провозвестником, приготовляющим явление Мессии; его проповедь о наступлении Царства Божьего, суде и покаянии произвела сильное впечатление на людей, и его слава распространилась повсеместно (Мф 3; Лк 3). В Вифаваре Иоанн встретился с Иисусом, и именно здесь произошло крещение Иисуса (Ин 1:28). Вскоре после этого Иоанн был заключен в крепость Махерон за то, что осудил женитьбу Ирода Антипы на собственной невестке, Иродиаде, что противоречило законам, содержащимся в Книге Левит. Однако, согласно Иосифу Флавию, он был заключен в темницу и впоследствии обезглавлен по чисто политическим мотивам. Рассказ о казни Иоанна, последовавшей за танцем Саломеи (Мк 6), развивает версию о том, что Иоанн был обезглавлен из-за происков мстительной Иродиады, так как осудил ее замужество. Это неоправданное убийство, удручившее даже самого Ирода Антипу, потрясло евреев, которые объяснили божественным возмездием последующее падение Ирода, орудием которого стал его праведный тесть Арефа. Древняя традиция локализует место погребения Иоанна Крестителя в Севастии (Самария).

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА

ЭРИУГЕНА, ИОАНН СКОТ (ок. 810 - ок. 877), христианский философ, один из выдающихся умов Европы 9 в. Родился в Ирландии, возможно, в шотландской семье (отсюда прозвище Скот - Шотландец). Большую часть жизни провел во Франции при дворе Карла Лысого, будучи поставлен им во главе Палатинской академии. По просьбе императора перевел (ок. 858) на латинский язык сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, снабдив перевод обширными комментариями. Однако его отказ представить свой труд на одобрение папе навлек на него немилость церковных властей, и его главный труд О разделении природы (De divisione naturae, ок. 865-870) в 1225 и 1585 был осужден церковью. Несмотря на разногласия с папством, Эриугену следует считать первым великим схоластом. Его смерть положила конец плодотворному философскому осмыслению вопросов вероучения в Западной церкви, которому суждено было возобновиться лишь в 11 в., в трудах Ансельма Кентерберийского. В трактате О разделении природы, основанном на идеях Псевдо-Дионисия, греческих отцов церкви и Августина и демонстрирующем оригинальность мысли самого Эриугены, различаются четыре класса природ. (1) Природа творящая, но не сотворенная (natura creans, non creata), есть Бог, сверхсущностная Божественность и первоисточник всех вещей. (2) Природу сотворенную и творящую (natura creata et creans) составляют "формы", "виды" или "прототипы" всех конечных вещей. Эти формы "творятся" в вечном порождении второго Лица Троицы, Слова Божьего, и через него, и они вечно пребывают в этом Слове. Через эти "формы", как "первопричины" или "первообразы", по образцу которых образованы все конечные вещи, в большей или меньшей степени причастные им, творятся все конечные субстанции. (3) Природа сотворенная, но не творящая (natura creata, non creans), - это сам конечный мир, сотворенный не посредством эманации "первопричин", а в свободном акте творения "из ничего". (4) Природа не творящая и не сотворенная (natura non creans, non creata) - это опять Бог, рассматриваемый теперь уже не как первоначало, из которого происходит все сущее, а как цель (или конечная причина), в которой все множество тварных сущностей, составляющих универсум, вновь обретет вечный покой. Несмотря на смелые высказывания о возможностях и прерогативах человеческого ума, Эриугена не был рационалистом или вольнодумцем и настаивал на почтительном отношении к авторитету Св. Писания и церковному Преданию. Попытки истолковать его учение в пантеистическом духе неосновательны.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Иоанн Скот Эриугена. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна. М., 1995

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ (John of Salisbury) (ок. 1115-1180), английский ученый, политический мыслитель, епископ Шартрский. Родился ок. 1115 в Олд-Солсбери (графство Уилтшир). Получил образование во французских школах. В 1147 поступил на службу к Теобальду, архиепископу Кентерберийскому, где познакомился со многими молодыми клириками, в частности с Томасом Бекетом, будущим архиепископом Кентерберийским. В 1148-1153 по поручению архиепископа неоднократно совершал поездки к папскому двору; несколькими годами позже (ок. 1164) написал краткую хронику под названием История Святого Престола (Historia pontificalis). Приблизительно с 1154 по 1161 был секретарем архиепископа Теобальда, а с 1162 по 1170 - советником Томаса Бекета. К этому периоду относятся его письма, а также два главных литературных труда: Поликратик и Металогикон (оба написаны в 1159). Иоанн Солсберийский был одним из выдающихся представителей школы Шартра, где он стал епископом (1176) и провел остаток своей жизни. Поликратик (пространный компендиум политических идей и права) и Металогикон (руководство по изучению логики), отразившие широкий круг идей того времени, были произведениями человека энциклопедической образованности и острого ума. Письма Иоанна Солсберийского дают представление о жизни ученого мира и церковных кругов, в которых он обращался.

ИОАННИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОАХИМ ЙОЖЕФ

ИОАХИМ Йожеф (Joachim, Joseph) (1831-1907), венгерский скрипач. Родился 28 июня 1831 в Киттзее (Кепчень) близ Прессбурга (ныне Братислава, Словакия). Под руководством таких учителей, как Й.Бем и Ф.Давид, Йоахим стал одним из величайших в мировой истории скрипачей. Его стиль был скорее классическим и объективным, нежели блистательно субъективным, как у другого великого скрипача эпохи - Н.Паганини. Йоахим долгие годы дружил с И.Брамсом, а в молодости и выступал вместе с ним; в результате целый ряд скрипичных и камерно-инструментальных произведений композитора увидел свет в редакциях Йоахима. Умер Йоахим в Берлине 15 августа 1907.

ЛИТЕРАТУРА

Брейтбург Ю. А., Й. Йоахим и его школа. М., 1967

ИОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОН

ИОН - атом или группа атомов, которые приобрели электрический заряд в результате отрыва или присоединения одного или нескольких электронов. Поскольку число протонов (положительно заряженных частиц) и электронов (отрицательно заряженных частиц) в нейтральном атоме одинаково, потеря электронов приводит к появлению у атома избыточного положительного заряда, а приобретение - избыточного отрицательного. Положительно заряженные ионы называются катионами, а отрицательно заряженные - анионами. Обычно атомы металлов отдают электроны с образованием катионов, а атомы неметаллов присоединяют электроны, превращаясь в анионы. Электрический заряд, который несет ион, называют электровалентностью и обозначают верхним индексом справа от символа атома или группы атомов. Например, ион лития, который образуется при отрыве одного электрона от атома лития, обозначается как Li+; ион кислорода, образующийся в результате присоединения двух электронов к атому кислорода, - O2-; фосфат-ион, который образуется при присоединении трех электронов, - РО43-. Образование ионов, или ионизация, может происходить в результате переноса электронов и протонов в ходе химических реакций, при сильном нагревании вещества, в результате прохождения через него мощного электрического тока, под действием электромагнитного, космического или ядерного излучения и т.д.

См. также ХИМИЯ; ЭЛЕКТРОХИМИЯ.

ЛИТЕРАТУРА

Смирнов Б.М. Отрицательные ионы. М., 1978 Пресняков Л.П. и др. Элементарные процессы с участием многозарядных ионов. М., 1986

ИОНЕСКО ЭЖЕН

ИОНЕСКО Эжен (Ionesco, Eugene) (1909-1994), французский драматург, один из ведущих представителей нелогичной, трагикомической драмы, получившей название "театра абсурда". Ситуации, характеры и диалоги его пьес следуют скорее образам и ассоциациям сна, чем повседневной реальности. Язык же с помощью забавных парадоксов, клише, поговорок и других словесных игр освобождается от привычных значений и ассоциаций. Сюрреализм пьес Ионеско ведет свое происхождение от цирковой клоунады, фильмов Ч.Чаплина, Б.Китона, братьев Маркс, античного и средневекового фарса. Типичный прием - нагромождение предметов, грозящих поглотить актеров; вещи обретают жизнь, а люди превращаются в неодушевленные предметы. Родился Ионеско 26 ноября 1909 в Слатине (Румыния). Родители ребенком увезли его в Париж, и первым его языком стал французский. В Румынию семья вернулась, когда сын был уже подростком. Он поступил в Бухарестский университет, готовясь стать преподавателем французского языка. В начале литературной деятельности Ионеско писал стихи на французском и румынском языках, а также сочинил дерзкий памфлет под названием "Нет!" Памфлет был выдержан в нигилистическом духе дадаистов и, демонстрируя единство противоположностей, вначале осуждал, а затем превозносил трех румынских писателей. В "трагедии языка" Лысая певица (La cantatrice chauve, 1950), первой пьесе Ионеско, изображается мир, сошедший с ума, "крах реальности". За этой пьесой последовали Урок (La leon, 1951), Стулья (Les chaises, 1952), Новый жилец (Le nouveau locataire, 1953), Будущее в яйцах (L'Avenir est dans les eufs, 1957), Убийца по призванию (Tueur sans gages, 1959), Носороги (Rhinocros, 1959), Воздушный пешеход (Le piton de l'air, 1962), Король умирает (Le roi se meurt, 1962), Жажда и голод (La soif et la faim, 1964), Макбет (Macbett, 1973), Человек с чемоданами (1975) и Путешествие среди мертвых (Le voyage chez les morts, 1980). Ионеско написал также роман Отшельник (La solitaire, 1974) и несколько серий детских книг. Член Французской Академии с 1970. Умер Ионеско в Париже 28 марта 1994.

ЛИТЕРАТУРА

Проскурникова Т.Б. Французская антидрама (1950-1960 годы). М., 1968 Ионеско Э. Театр. М., 1994

ИОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОРДАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОРДАНИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОСИФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОСИФ I

ИОСИФ I (Joseph I) (1678-1711), император Священной Римской империи из династии Габсбургов. Иосиф, старший сын императора Леопольда I и Элеоноры Пфальц-Нойбургской, родился в Вене 26 июля 1678. В 1687 он стал королем Венгрии, а три года спустя был избран римским королем (т.е. престолонаследником). В 1701 началась война за Испанское наследство, в которой империя ставила задачу добиться испанской короны для эрцгерцога Карла (брата Иосифа, будущего императора Карла VI). Иосиф находился в действующей армии, принимал участие в осаде захваченного французами Ландау (в Пфальце), завершившейся взятием этой сильной крепости. Когда в мае 1705 Леопольд умер, императором стал Иосиф. Деятельный и одаренный, умевший окружать себя талантливыми людьми и удаливший от двора иезуитов (пользовавшихся влиянием при отце), Иосиф выгодно отличался от многих предшественников среди Габсбургов. При нем война имела самое выгодное для империи продолжение, принц Евгений Савойский одолевал французов в Италии и на Рейне, а герцог Мальборо - в Нидерландах. Профранцузские симпатии курфюрстов Баварского и Кельнского навлекли на них в 1706 опалу императора, однако намерения Иосифа присоединить Баварию натолкнулись на всеобщее неприятие в Европе. В 1707 под давлением короля Швеции Карла XII Иосифу пришлось пойти на значительные улучшение положения протестантского населения Силезии. Когда в 1708 папа Климент XI признал французского ставленника на испанском престоле (Филиппа Анжуйского), Иосиф напал на Папскую область, вынудив папу в 1709 снова принять сторону Габсбургов. Иосифу пришлось вести войну также и в Венгрии, где восстание поднял Ференц II Ракоци. Как военными средствами, так и уступками восставшим с этим движением удалось справиться, однако Сатмарский мир был подписан 30 апреля 1711, уже после смерти Иосифа. При Иосифе были приняты меры по облегчению положения крепостных крестьян, однако попытки навести порядок в финансах не привели к долговременной стабилизации. Император был прекрасным музыкантом и покровителем искусств. Иосиф умер от оспы в Вене 17 апреля 1711. С этой безвременной смертью все надежды на успешное завершение войны потерпели крах, поскольку императором стал теперь Карл (единственный сын Иосифа Леопольд умер младенцем в 1701), претендент на испанский престол, а Европа была совершенно не готова к объединению Священной Римской империи и Испании под властью одного государя (что имело место лишь при Карле V в 16 в.).

ИОСИФ II

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ

ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ - ученик Иисуса, упоминаемый в Новом Завете. Будучи членом синедриона и человеком добрым и праведным (Лк 23:50; Мк 15:43), Иосиф, по-видимому, отсутствовал на том заседании, на котором судили Иисуса (Мк 14:64; Лк 24:51). После казни Иисуса Иосиф помог перенести его тело в принадлежавшую ему новую, еще не использованную гробницу и предоставил тонкое полотно для погребальных пелен (Мф 27:57-60; Мк 15:43-46; Лк 23:50-53; Ин 19:38-32). Ассоциация Иосифа со средневековой легендой о Святом Граале возникает не раньше 12 в., когда был написан роман Роберта де Боррона Иосиф Аримафейский. Согласно этому роману, Святой Грааль был чашей, в которую Иосиф собрал кровь распятого Христа.

ИОСИФ ФЛАВИЙ

ИОСИФ ФЛАВИЙ (Josephus Flavius) (ок. 37 - ок. 100), еврейский историк и военачальник. Иосиф происходил из знатной семьи священнослужителей, в возрасте 19 лет присоединился к фарисеям и стал влиятельным человеком в Иудее. Около 64 побывал в Риме, желая добиться от Нерона освобождения нескольких знатных евреев. Мощь и культурное превосходство римлян произвели огромное впечатление на Иосифа. По возвращении в Иерусалим он обнаружил, что евреи готовятся восстать против римского правления, и, не испытывая энтузиазма, был вынужден к ним присоединиться. Иосифу была поручена оборона Галилеи, т.е. северной части Палестины, однако его действия были малоуспешными, и, выдержав 47-дневную осаду в городе Нотапате, он в 67 попал в плен к будущему императору Веспасиану. Чтобы спасти себе жизнь и помочь соотечественникам после их неизбежного поражения, Иосиф предложил свои услуги Веспасиану и до конца войны был переводчиком у него и Тита, а также посредником между римлянами и евреями. После падения Иерусалима в 70 Иосиф отправился в Рим, где получил римское гражданство и пенсион. Иосиф известен дошедшими до нас на греческом языке трудами - Иудейская война (о восстании 66-70) и Иудейские древности (где изложена история евреев от сотворения мира до Иудейской войны). Как и трактат Против Апиона, они имели целью ознакомить античный мир с историей и культурой евреев и развенчать устойчивые предубеждения против этого народа.

ЛИТЕРАТУРА

Иосиф Флавий. Иудейские древности. СПб, 1900 Иосиф Флавий. Иудейская война. СПб, 1900

ИОСИЯ

ИОСИЯ (ум. в 608 до н.э.), 16-й царь Иудейский. Воцарился в возрасте восьми лет (4 Цар 22,1) и правил в течение 31 года (639-608 до н.э.). На 18-м году царствования Иосии во время исправления повреждений в доме Господнем (4 Цар 22,8) первосвященник Хелкия нашел книгу, которую обычно отождествляют с кодексом Второзакония. Когда она была прочитана перед старейшинами и народом Иуды и Иерусалима (4 Цар 23, 1-25), Иосия с согласия народа объявил завет - соблюдать содержащиеся в ней религиозные заповеди и очистить страну от идолопоклонства.

ИОФФЕ АБРАМ ФЕДОРОВИЧ

ИОФФЕ Абрам Федорович (1880-1960), советский физик, крупный организатор науки. Родился 29 октября 1880 в Ромнах Полтавской губернии. Окончил Ромненское реальное училище (1897), Санкт-Петербургский технологический институт (1902), Мюнхенский университет (1906). В 1903-1906 работал ассистентом В.Рентгена в Мюнхене. С 1906 - старший лаборант Петербургского политехнического института, с 1913, после защиты докторской диссертации, - профессор этого учебного заведения. Параллельно читал лекции в Горном институте и на курсах Лесгафта. С 1918 - руководитель основанного им физико-технического отдела Рентгенологического и радиологического института в Петрограде, а затем до 1951 - директор Физико-технического института, созданного им же на базе этого отдела. В 1932 организовал и возглавил Физико-аграрный институт. По инициативе Иоффе были созданы физико-технические институты в Харькове, Днепропетровске, Свердловске, Томске, Институт химической физики, Электрофизический институт. В 1952-1955 Иоффе - директор лаборатории полупроводников АН СССР. Научные работы Иоффе посвящены физике твердого тела и общим вопросам физики. В 1913 он доказал статистический характер вылета электронов при внешнем фотоэффекте, в 1916-1923 исследовал механизм проводимости ионных кристаллов. В 1924 получил важные результаты в области прочности и пластичности кристаллов, имевшие большое значение для техники. Установил, что незначительные примеси сильно влияют на электропроводность диэлектриков, разработал методы очистки кристаллов. Эти работы послужили основой при создании новых электротехнических материалов. В начале 1930-х годов интересы Иоффе сосредоточились на исследовании полупроводников как новых материалов для электроники. Им создана методика определения основных параметров, характеризующих свойства полупроводников, создана система классификации этих материалов (1931-1940). Эти работы послужили предпосылкой развития новых областей полупроводниковой техники - создания термо- и фотоэлектрических генераторов и холодильных устройств. В конце 1930-х годов Иоффе предложил механизм выпрямления тока в полупроводниках, нашедший применение при производстве диодов. Иоффе создал большую школу физиков, многие из которых стали основателями собственных школ. Это такие ученые, как А.П.Александров, Л.А.Арцимович, П.Л.Капица, И.К.Кикоин, И.В.Курчатов, Н.Н.Семенов. Иоффе был почетным членом многих академий наук и научных обществ мира. В 1926-1929 и 1942-1946 являлся вице-президентом АН СССР. Умер Иоффе в Ленинграде 14 октября 1960.

ЛИТЕРАТУРА

Иоффе А.Ф. Избранные труды, тт. 1-2. Л., 1974-1975 Абрам Федорович Иоффе. М., 1981

ИПОХОНДРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИПС

ИПС - битва при Ипсе (город во Фригии на западе Малой Азии), где в 301 до н.э. решалась судьба наследия Александра Македонского. Войска властвовавшего в Малой Азии Антигона Одноглазого противостояли при Ипсе объединенным силам Кассандра (правил в Македонии), Птолемея I (в Египте), Селевка I (в Сирии) и Лисимаха (во Фракии). Если бы Антигон победил, он бы, наверное, смог удержать за собой большую часть империи, однако сражение было проиграно (во многом из-за горячности сына Антигона Деметрия, а также благодаря слонам, которых у союзников было 480 против 70 у Антигона), а Антигон погиб. В результате Малая Азия перешла к Лисимаху, распад империи приобрел необратимый характер.

ЛИТЕРАТУРА

Шофман А.С. Распад империи Александра Македонского. Казань, 1984

ИРАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРАК. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРАК. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРАКЛИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРАН. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРАН. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРАН. ИСТОРИЯ. ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРАН. ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРАН. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРАСЕК АЛОИС

ИРАСЕК Алоис (Jirasek, Alois) (1851-1930), также Йирасек, чешский романист и поэт. Родился 23 августа 1851 в Гронове, в семье потомственных крестьян и ткачей. Изучал историю и литературу в Пражском университете, позднее преподавал в училище в Литомисле и Пражском университете. Стихи публиковал с 1871. Испытал мощное влияние романтизма В.Скотта, А.Мицкевича, Ю.И.Крашевского. Когда Ирасек переключился на прозу, главным источником вдохновения для него стала чешская история. Он весьма преуспел в живописании чешской старины, особенно эпохи гуситского движения 14-15 вв., которой посвящены его романы Между течениями (Mezi proudy, тт. 1-3, 1887-1890), Против всех (Proti vem, 1893), Братство (Bratrstvo, тт. 1-3, 1898-1908); высочайшей же вершины его прозаическое мастерство достигло в романе Ф.Л.Век (F.L.Vk, тт. 1-5, 1888-1906), посвященное т.н. "Национальному возрождению" (18 в). У Ирасека простой, прозрачный стиль, исторические события он изображает живо и реалистично. В его исторических романах отобразился дух чешской нации. Среди его многочисленных произведений - исторические драмы Ян Гус (Jan Hus), Ян Жижка (Jan ika), Ян Рогач (Jan Roh). Умер Ирасек в Праге 12 марта 1930.

ЛИТЕРАТУРА

Фучик Ю. Алоиз Ирасек. - В кн.: Фучик Ю. Избранные очерки и статьи. М., 1950 Ирасек А. Сочинения, тт. 1-8. М., 1955-1958 Филипчикова Р.Л. Алоис Ирасек. - В кн.: Очерки истории чешской литературы XIX-ХХ вв. М., 1963 Ирасек А. Исторические произведения. М., 1989

Предыдущая страница Следующая страница