Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "И" (часть 4, "ИРВ"-"ИШТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 4, "ИРВ"-"ИШТ")

ИРВИНГ ГЕНРИ

ИРВИНГ Генри (Irving, Henry)

(1838-1905), английский актер. Родился 6 февраля 1838 в Кейнтон-Мандевилл (графство Сомерсет), в семье мелкого торговца. Настоящее имя - Джон Генри Бродрибб (Brodribb). Работал приказчиком в Лондоне, затем поступил в труппу театра г. Сандерленда и дебютировал в 1856 в пьесе Э.Булвер-Литтона Ришелье. Играл в Эдинбурге (1857-1859) и Манчестере (1860-1865); в 1866 вернулся в Лондон. Его первый столичный успех - роль в пьесе Две розы, премьера которой состоялась в июне 1870. В труппе театра "Лицеум", который возглавлял Х.Л.Бейтмен, Ирвинг получил признание, исполнив роль Матиаса в популярной мелодраме Колокольчики (The Bells) (1871). Этот успех закрепило потрясшее зрителей исполнение роли Гамлета. В 1879 началось прославившее Ирвинга и актрису Э.Терри совместное руководство "Лицеумом" и партнерство на сцене. Ирвинг стал знаменит прежде всего трактовкой шекспировских образов - Макбета, Ричарда III, Отелло; из других его работ наиболее удачными были главные роли в Фаусте Гете и в пьесе Беккет А.Теннисона. Ирвинг первым из английских актеров был возведен в рыцарское достоинство. Умер Ирвинг в Брэдфорде 13 октября 1905. Стиль актерской игры Ирвинга можно было назвать экспрессивным и романтическим. Ирвинг более, чем кто-либо другой из его современников-актеров, способствовал популяризации Шекспира на сцене.

ЛИТЕРАТУРА

Шоу Б. О драме и театре. М., 1963

ИРИГОЙЕН ИПОЛИТО

ИРИГОЙЕН Иполито (Irigoyen, Hipolito) (1852-1933), президент Аргентины в 1916-1922, 1928-1930, один из основателей и руководитель партии Гражданский радикальный союз. Родился 12 июля 1852 в Буэнос-Айресе, получил образование в колледже Сан-Хосе, где изучал юриспруденцию, социологию и политику. С 1893 стал лидером Гражданского радикального союза - оппозиционной партии, выражавшей интересы среднего класса. В 1916 Иригойен победил на президентских выборах, а его партия стала правящей. Ярый националист и изоляционист, Иригойен сохранил нейтралитет Аргентины в Первой мировой войне и не предпринимал попыток наладить политические связи с другими государствами. Он провел ряд административных и экономических реформ, ввел 8-часовой рабочий день, национализировал нефтяные месторождения. Иригойен оставался на президентском посту до 1922. В 1928, в возрасте 76 лет, он был вновь избран главой государства. В конце 1930 Иригойен был свергнут военными во главе с генералом Урибуру, ставшим временным президентом Аргентины. Умер Иригойен в Буэнос-Айресе 3 июля 1933.

ЛИТЕРАТУРА

Очерки истории Аргентины. М., 1961

ИРИНА

ИРИНА (752-803), византийская императрица. Ирина была родом из Афин, в 769 ее за красоту избрали в жены Льву IV, будущему императору (с 775). Когда в 780 Лев умер, Ирина стала регентшей при 10-летнем сыне Константине VI. Императрица была незаурядной и решительной женщиной, она задалась целью возобновить иконопочитание, запрещенное при предыдущих императорах. После того как на Вселенском соборе (признаваемом как восточной, так и западной церковью) в Никее (787) Ирина добилась осуждения иконоборчества, между ней и иконоборцами разгорелась отчаянная борьба. Когда Константин VI вырос и вознамерился стать полновластным императором, Ирина не пожелала расставаться с властью. Узнав о готовящемся на него покушении, молодой император пытался бежать в Малую Азию, но Ирина повелела схватить его и ослепить (15 августа 797), после чего стала править единолично. Интересно, что в своих указах Ирина именовалась в мужском роде ("великий царь и самодержец"). Существовал замысел брачного союза Ирины и Карла Великого с целью воссоединения прежних владений Римской империи. Для соответствующих переговоров в 802 в Константинополь прибыли послы Карла, однако 31 октября, прежде, чем какая-либо договоренность могла быть достигнута, произошел дворцовый переворот, Ирину (а с ней и Исаврийскую династию) отстранили от власти, императором стал логофет геникона (руководитель налоговой службы) Никифор I. Ирина была сослана сначала на остров Принкипо (совр. Бююкада в Мраморном море), а затем на Лесбос, где она умерла 9 августа 803. Православная церковь канонизировала Ирину за ее вклад в борьбу с иконоборчеством.

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ

СВ. (ок. 130-202), отец церкви, родился ок. 130 в Смирне (или поблизости от нее) в Малой Азии. Учился у св. Поликарпа Смирнского (который, в свою очередь, был учеником св. Иоанна Богослова), стал пресвитером, а позднее - епископом Лионским. Ириней умер (вероятно, мученической смертью) в 202 в Лионе. День памяти святого 28 июня (в Русской православной церкви 23 августа по старому стилю). До нас дошли многочисленные фрагменты сочинений Иринея, цитируемых позднейшими авторами, и только два сочинения, сохранившихся полностью. Первое из них - трактат Против ересей (Adversus haereses) - содержит изложение гностических учений и других еретических систем. Опровергая эти системы, Ириней в то же время оставляет нам ценное свидетельство о характере вероучения древней церкви. Он пишет: "Хотя Церковь рассеяна по всему свету вплоть до пределов земных, однако эту веру она усвоила от апостолов и их учеников..." Затем Ириней говорит об общехристианской вере в подлинность евангелий и во второе пришествие Христа, а также о вере в первенство Римской церкви. В другом сочинении, сохранившемся только в армянском изводе, Ириней доказывает истинность евангельского учения, опираясь на ветхозаветные пророчества.

ЛИТЕРАТУРА

Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М., 1994 Ириней. Творения. М., 1996

ИРЛАНДИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРЛАНДСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРОДИАДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСААК

ИСААК - в Ветхом Завете, второй патриарх еврейского народа. Сын Авраама, родившийся у него от Сарры, когда, согласно Библии, ей было 90, а ему - 100 лет (Быт 17:17; 21:5). Бог повелел дать ему имя Исаак (евр. "она засмеялась"), поскольку его мать рассмеялась при мысли, что в столь преклонном возрасте у нее может родиться ребенок (Быт 17:17; 18:12). Когда Исаак был подростком, Бог испытал веру Авраама, повелев ему принести своего сына в жертву. Авраам приготовился исполнить это приказание, однако Бог помешал ему осуществить это жертвоприношение, послав к нему ангела (Быт 22:1-14). Сарра скончалась, когда Исааку было 37 лет. Не желая, чтобы Исаак взял себе жену из уроженок Ханаана, Авраам послал слугу на свою родину в Харан, чтобы найти жену для сына среди родственников. Там слуга повстречал Ревекку, дочь Вафуила и внучку Нахора, брата Авраама, и привез ее в Ханаан, где она стала женой Исаака. Ревекка, как и Сарра, первоначально была бесплодна, однако затем родила близнецов, Исава и Иакова.

ИСАВ

ИСАВ - в Ветхом Завете, сын Исаака и брат-близнец Иакова. Имя Исава, которое могло означать "волосатый, косматый" или "готовый", по-видимому, было дано ему при рождении из-за его внешности. Исав рос "человеком полей", предпочитая охоту спокойным занятиям скотоводством в Вирсавии. Однажды, голодный и усталый после охоты, он продал свое первородство Иакову за красную ("чечевичную") похлебку, получив по этому случаю имя Едом ("Красный") (Быт 25:29-34). Исав был любимцем Исаака, однако Иаков, прибегнув к обману, в котором ему помогла мать, получил от Исаака благословение, предназначавшееся Исаву; вследствие этого потомкам Иакова было обещано господство над потомками Исава. Иаков бежал в Харран, чтобы скрыться от мести брата, однако спустя много лет вернулся и примирился с Исавом.

ИСЕЙ

ИСЕЙ (ок. 420 - ок. 350 до н.э.), знаменитый афинский оратор. Фактически он был логографом, т.е. автором написанных на заказ судебных речей, предназначенных для оглашения в дикастерии (суд в Афинах). Исей учился у Исократа, а сам был наставником Демосфена. Сохранились 11 речей Исея (в античности их существовало 50; кроме того, ему приписывался трактат по риторике). Исей писал на чистейшем аттическом диалекте, его стиль оказал некоторое влияние на Демосфена. Исея читают ныне куда реже, чем Лисия и Демосфена, в основном потому, что сюжеты его речей весьма однообразны. Все 11 речей посвящены делам о спорном наследовании и усыновлении, по которым Исей, вероятно, специализировался, и потому его тексты стали для нас основным источником по данному вопросу.

ИСИДА

ИСИДА - древнеегипетская богиня. Согласно древнему мифу, она дочь бога земли Геба и богини неба Нут, а также сестра и одновременно супруга Осириса, мать его сына Хора. Египтяне отождествляли всех своих фараонов с Хором; поэтому каждый фараон считался сыном Исиды и законным наследником Осириса. Со временем образ Исиды вобрал в себя образы многих других богинь, и, что особенно важно, образ богини жатвы Рененут (Термутис). Исиду часто отождествляли с Хатхор, богиней планеты Венеры. Из-за того, что в мифе Исида выступает как верная супруга Осириса, сумевшая уберечь от всех напастей младенца Хора, люди считали ее источником магической силы, и чаще всего именно к ней обращались за помощью в случае болезни или другой беды. Исида была особенно популярна в Нубии, области, располагавшейся к югу от Египта. Главный ее храм на живописном острове Филы затоплен Асуанским водохранилищем. В эллинистический период (4 в. до н.э. - 1 в. до н.э.) культ Исиды распространился по всему Средиземноморью, а еще через четыре века - несмотря на противодействие римских властей - по всем уголкам Римской империи.

ИСКОПАЕМЫЕ ОСТАТКИ

ИСКОПАЕМЫЕ ОСТАТКИ - или окаменелости, поддающиеся определению остатки доисторических животных и растений, сохранившиеся в погребенном состоянии. К ним относятся кости, раковины, древесина, пыльца и споры растений, а также их отпечатки, оставленные на мягком материале, который потом затвердел; копролиты (окаменевшие экскременты, часто содержащие остатки костей, рыбьей чешуи и пр.). Мягкие ткани сохраняются редко, например, в условиях исключительно холодного климата, препятствующего разложению; иногда от них остаются тонкая органическая пленка, облекающая костные остатки, или отпечатки. По находкам ископаемых остатков и следов их жизнедеятельности реконструируется история развития растительного и животного мира, определяется относительный возраст вмещающих их отложений и выделяются стратиграфические единицы в геологии.

ОТПЕЧАТКИ ЛИСТЬЕВ вымерших древовидных папортников каменноугольного периода.

ОТПЕЧАТКИ ЛИСТЬЕВ вымерших древовидных папортников каменноугольного периода.

ИСКОПАЕМЫЕ КОРАЛЛЫ из морских юрских и меловых отложений, встречающиеся на территории Америки, Европы и Африки.

ИСКОПАЕМЫЕ КОРАЛЛЫ из морских юрских и меловых отложений, встречающиеся на территории Америки, Европы и Африки.

ИСКУПЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСЛАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСЛАНДИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСМАИЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСМАИЛИТЫ

ИСМАИЛИТЫ (араб. "аль-исма'илийа"), одна из ветвей шиитского ислама, приверженцы которой верят, что лишь потомки шестого имама Джафара ас-Садика (ум. 765) и его сына Исмаила унаследовали имамат. Поскольку исмаилиты ограничивают количество имамов числом семь, их называют также "семеричниками". Большинство шиитов полагают, что Исмаил был недостоин служить имамом, но исмаилиты возражают, что непогрешимый имам, поставленный самим Богом, не может лишиться своего статуса из-за какого-либо проступка (например, употребления вина). Исмаила его последователи считали скрытым имамом. Следуя пифагорейской системе, они строили свою космологию вокруг числа 7. Создав гигантскую пропагандистскую машину, исмаилиты сыграли важную роль в социально-политических конфликтах и переворотах в средневековом исламе, положив начало движениям фатимидов, ассасинов и друзов. Источником их силы, проявившейся, в частности, в движении карматов в Сирии и Ираке (ок. 870-1000), была как деятельность социально неустойчивых элементов, так и глубокое религиозное чувство. Созданные ими эзотерические доктрины включали ряд неисламских идей и мотивов. Номинальным главой современных исмаилитов является Ага-Хан из Бомбея, считающий себя потомком седьмого шиитского имама Исмаила.

ИСМАИЛ-ПАША

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПАНИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПАНИЯ. КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПАНИЯ. НАСЕЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПАНИЯ. ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПАНИЯ. ПРИРОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПАНИЯ. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПОВЕДАЛЬНЯ

ИСПОВЕДАЛЬНЯ (лат. sedes confessionalis), в Римско-католической церкви и в некоторых англиканских церквах, место, отведенное для исповеди. Начиная с 16 в. для обеспечения большей конфиденциальности стали использовать особые кабины - исповедальни, обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. Такое сочетание публичности и конфиденциальности, считающихся желательными, а в некоторых случаях - необходимыми, в Православной церкви достигается за счет того, что исповедующийся и исповедник встают перед иконой на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них. В барочную эпоху исповедальни нередко украшались резьбой по дереву - изображениями добродетелей и животных, олицетворяющих основные грехи. Исповедальни могли быть капитальными, составляя элемент архитектурного декора церкви, или передвижными. Старые католические постановления, призванные предотвратить злоупотребления в практике исповеди, были подтверждены в 1918 в Кодексе канонического права, где предписывается выслушивать исповеди женщин только в исповедальнях, снабженных решетчатыми перегородками и помещающихся в удаленной части церкви.

ИСПОВЕДЬ

ИСПОВЕДЬ - в христианстве, подробное исповедание грехов, совершенных после принятия крещения, канонически рукоположенному священнику с целью получения прощения. Нет достоверных свидетельств о том, что в древней церкви широко практиковалась публичная исповедь своих грехов перед другими прихожанами, однако известно, что практика чтения списка грехов кающегося постепенно вошла в церковный обиход в Северной Италии. Эту практику, как противоречащую "апостольскому правилу", решительно осудил папа Лев I Великий (ок. 400-461), и его попечение о сохранении строгой конфиденциальности исповеди привело к тому, что последующие папы подвергали самым суровым наказаниям тех священников, которые пытались нарушить то, что впоследствии получило название "тайны исповеди". Хотя необходимость исповеди признавалась с древнейших времен, чрезвычайная строгость налагаемых епитимий побуждала многих людей откладывать исповедь до своего смертного часа. Однако под влиянием ирландских монахов и английских миссионеров на европейском континенте практика исповеди как обычного средства преодоления грехов получила достаточно широкое распространение, что подготовило решения III Латеранского собора (1179), постановившего, что всякий человек, совершивший серьезный грех, должен исповедываться не реже одного раза в год. Тем самым Католическая церковь определила срок, в течение которого верующим вменялось в обязанность совершать исповедь, однако сама эта обязанность, согласно церковному вероучению, налагается не просто церковью, но Богом, и католические теологи связывали ее с завещанной Христом апостолам властью оставлять или прощать грехи (Ин 20:23). Протестанты в большинстве своем отрицают сакраментальный характер покаяния, хотя Лютер признавал высокую аскетическую ценность исповеди. Англиканская церковь рассматривает исповедь как таинство, однако считает ее лишь одним из многих средств обретения спасения.

ИСС

ИСС - битва при Иссе, произошедшая между армиями Александра Македонского и персидского царя Дария III в 333 до н.э. Оставив раненых в лагере при Иссе в Киликии (на берегу совр. залива Искендерун, Турция), Александр двинулся в поисках противника на юг, в Сирию. Тем временем Дарий шел с юга, и в лабиринте горных хребтов два войска разминулись. Дарий захватил лагерь Александра у Исса и перебил раненых, коммуникации Александра оказались прерванными. Тогда Александр вернулся к Иссу и вступил здесь в сражение. Местность не позволяла персам использовать свое преимущество в численности. Несмотря на упорное сопротивление греческих наемников, составлявших главную ударную силу персидского войска, Дарий потерпел поражение и бежал в Вавилонию, оставив Александру Сирию, Палестину и Египет. Семья Дария попала в плен.

ИССЕРЛЕС МОИСЕЙ

ИССЕРЛЕС Моисей (Иссерлес, Моше) (ок. 1520-1572), польский раввин, талмудист, правовед и философ, родился в Кракове ок. 1520 в семье известного ученого, старейшины еврейской общины. В юности Иссерлес стал признанным знатоком раввинистического закона и в возрасте 33 лет был назначен членом еврейского духовного суда Кракова. Главный его труд - Маппа (Скатерть), сборник галахических глосс и постановлений, следующих ашкеназской традиции (традиции немецкого еврейства), стал дополнением к кодексу Шулхан Арух Иосифа Каро, основанному на сефардской традиции (традиции испанского еврейства). Перу Иссерлеса принадлежит комментарий Дархе Моше к более раннему своду талмудических законов Арбаа Турим, респонсы (разъяснения и решения по вопросам еврейского права в ответ на запросы общин и отдельных лиц) и ряд философских сочинений.

ИСТЕРИЯ

ИСТЕРИЯ - психическое расстройство, характеризующееся утратой или изменением каких-либо телесных функций, например зрения, слуха или речи, без органических (физических) причин для возникновения этих симптомов. В современной классификации подобные состояния обозначаются как конверсионные расстройства

(см. также КОНВЕРСИОННОЕ РАССТРОЙСТВО).

Исторический аспект. Понятие "истерия" возникло в Древней Греции и происходит от греческого слова "матка". Гиппократ предполагал, что матка блуждает по телу в поисках влажности. Таким образом, истерия веками считалась исключительно женской болезнью. В 17 в. истерию стали отождествлять с колдовством, что никак не способствовало ее пониманию и привело к тому, что многие несчастные жертвы заболевания были сожжены на костре. Только в исследованиях Ж.-М. Шарко в конце 19 в. была сделана попытка научного подхода к истерии. Шарко показал, что многие ее симптомы можно облегчить с помощью гипноза и других форм внушения, а его ученик П. Жане разработал теорию диссоциации (расщепления сознания) и психического напряжения для объяснения заболевания. З. Фрейд - автор классических исследований роли бессознательного и механизма вытеснения в развитии конверсионных симптомов - может считаться отцом теории конверсии. Конверсионные расстройства, возникающие в военных условиях, в Первую мировую войну получили название "невроза военного времени", а во Вторую назывались "военной усталостью". Они до сих пор встречаются в военной обстановке и в больничных условиях, но тяжелые случаи относительно редки.

ИСТМЕН МАКС

ИСТМЕН Макс (Eastman, Max)

(1883-1969), американский писатель. Родился 4 января 1883 в Канандейгуа (шт. Нью-Йорк) в семье протестантского священника. В 1905 окончил Уильямс-колледж в Уильямстауне (шт. Массачусетс), с 1907 по 1910 изучал философию в Колумбийском университете под руководством Дж.Дьюи. В 1912 был избран главным редактором "Мэссиз", захиревшего ежемесячника социалистической ориентации, который он превратил в яркое издание. Выступал также как литературный критик (Наслаждение поэзией - Enjoyment of Poetry, 1913).

Истмен с первых дней приветствовал Октябрьскую революцию в России, в начале 1918 основал журнал "Либерейтор", выступавший в защиту решительных действий новой власти. В 1922 приехал в Россию, где выучил русский и познакомился со многими деятелями большевистской партии. В начавшейся после смерти Ленина в 1924 борьбе за власть поддержал Льва Троцкого. В том же году уехал в Западную Европу с копией политического завещания Ленина, известного как Письмо к съезду, которое вошло в книгу Истмена После смерти Ленина (Since Lenin Died, 1925).

В 1927 Истмен возвратился в США и занялся переводами произведений Троцкого и чтением лекций на политические темы и о поэзии. Сталин лично выступил против Истмена, назвав его "гангстером пера". Осуждая Сталина с левых позиций, Истмен опубликовал в 1940 два главных своих политических сочинения: Научен ли марксизм? (Marxism: Is It Science?) и Сталинская Россия (Stalin's Russia), где анализировал провалы Советского Союза с точки зрения морали, политики и практических результатов.

В 1941 Истмен стал внештатным редактором журнала "Ридерз дайджест" и начал "праветь". В 1950-е годы поддерживал развязанное сенатором Дж.Р.Маккарти преследование американцев, подозревавшихся в сочувствии коммунистам. В 1954 выпустил сборник Стихи пяти десятилетий (Poems of Five Decades). Умер Истмен в Бриджтауне (Барбадос) 25 марта 1969.

ИСТОЧНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСХОД

ИСХОД - уход сынов Израилевых из Египта под предводительством Моисея (между 1500 и 1200 до н.э.). Исследователи спорят по поводу точного маршрута исхода. По преданию, евреи вышли из Гесема, где они жили, направились на юг к Сокхофу, переправились через Красное море и двинулись на юг через пустыни Ефам и Син к Синайской пустыне и горе Хорив. Долгое время евреи располагались станом в Синайской пустыне, затем вновь двинулись в путь на север - через пустыню Син и земли Едома и Моава, пока не подошли с юго-запада к реке Иордан.

ИТАЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИТАЛИЯ. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИТАЛИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИТАЛИЯ. КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИТАЛИЯ. НАСЕЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИТАЛИЯ. ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИТАЛИЯ. ПРИРОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИТАЛИЯ. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИТО ХИРОБУМИ

ИТО Хиробуми (1841-1909), японский государственный деятель эпохи Мэйдзи (1867-1912). Родился в западной Японии 2 сентября 1841. Учеба в Англии в 1863 убедила его, что Японии следует перенять западные обычаи. Он стал одним из лидеров нового правительства, созданного в 1867, был главным автором проекта конституции, принятой 11 февраля 1889. Ито был премьер-министром в 1885-1888, 1892-1896, 1898 и 1900-1901. Видный государственный деятель, он выполнял важные дипломатические миссии, особенно в Китае и России, сыграл важную роль в событиях, которые привели к аннексии Кореи. Ито был убит в Харбине 26 октября 1909.

ИУДА ИСКАРИОТ

ИУДА ИСКАРИОТ - в Новом Завете, апостол, казначей Иисуса Христа и других апостолов (Ин 12:4-6), выдавший Иисуса его врагам. Его не следует смешивать с другим апостолом Иудой, который известен под именем св. Иуды и который, возможно, звался еще и Фаддеем. Этимология прозвища Иуды "Искариот" неясна. Некоторые видят в нем указание на то, что Иуда или его семья были родом из города Кериота; другие считают, что Искариот - это искаженное греч. sikrios ("сикарий"; "вооруженный кинжалом", "убийца"), как иногда называли зелотов - участников освободительной борьбы против римского владычества в Палестине; третьи полагают, что это прозвище характеризует его как "лживого человека" (арам. "ишкарья"). По преданию, первосвященники заплатили Иуде 30 сребреников за сведения, которые помогли властям схватить Иисуса. Иуда всегда служил самым ярким примером подлого предателя. Данте в Божественной комедии поместил Иуду в самую низшую точку ада. Судя по евангелиям, в свой последний приход в Иерусалим Иисус уже пользовался огромной популярностью, властям он был известен. За что же Иуда получил свои сребреники? У Луки говорится, что Иуда "искал удобного времени, чтобы предать Его им [[т.е. храмовой страже]] не при народе" (Лк 22:6). Иными словами, Иисус был слишком популярен у жителей Иерусалима, так что власти опасались схватить его в Храме или где-либо в городе, чтобы не возбудить тем самым восстания (Мк 14:1-2). Поэтому они схватили его ночью в уединенном Гефсиманском саду. Только кто-нибудь из ближайшего окружения Иисуса, в данном случае - Иуда Искариот, мог сообщить властям сведения о передвижениях Иисуса. В Новом Завете приводится два различных рассказа о конце, постигшем Иуду. Согласно первому из них, Иуда в порыве раскаяния попытался возвратить 30 сребреников первосвященникам. Когда же те отказались их взять, Иуда, "бросив сребреники в храме", пошел и удавился (Мф 27:5). На эти деньги первосвященники купили землю горшечника, чтобы устроить там кладбище для чужеземцев. Согласно другой версии, Иуда купил на неправедные деньги землю "и, когда низринулся, расселось чрево его и выпали все внутренности его" (Деян 1:18). По обеим версиям эта земля получила название "земля крови".

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Браунригг Р. Кто есть кто в Новом Завете. М., 1998

ИУДА ХА-НАСИ

ИУДА ХА-НАСИ (Йехуда ха-Наси) (ок. 135 - ок. 220), составитель Мишны, патриарх, глава санхедрина (синедриона). Родился и умер в Палестине. Получил солидное образование в области еврейского права в палестинских академиях, которые переезжали из города в город из-за гонений при императоре Адриане. Он изучал также светские дисциплины и языки, хорошо владел греческим, но говорил только на иврите, сделав его разговорным языком в своем доме вместо общеупотребительного арамейского. Несмотря на богатство, жил очень просто, всегда в окружении учеников, и большую часть времени уделял руководству академиями в Тивериаде, Бет Шеариме и Сепфорисе. Около 165 Иуда унаследовал от своего отца Шимона бен Гамалиила II патриархат вместе с титулом Наси ("князь", "патриарх"). Из уважения к его благочестию и авторитету люди называли его раббену ха-кадош ("наш святой учитель"). Главный труд Иуды заключался в систематизации Устного Закона. Эта работа завершилась составлением Мишны, расположением материала по различным трактатам, которые были сведены в шесть тематических разделов.

См. также МИШНА.

ИУДАИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИУДАИЗМА ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Под влиянием других религиозных и философских систем еврейские мыслители начали формулировать основные вероположения еврейской религии. Саадия Гаон (10 в.) называл 9 принципов веры: сотворение мира из ничего, единственность Бога, вера в пророчество, свобода воли, божественное воздаяние, душа и ее предопределение, воскресение, избавление Израиля, бессмертие. Маймонид (1135-1204) сформулировал 13 принципов веры, которые стали общепринятыми. Первые пять относятся к представлению о Боге: 1) его существование, 2) его единственность, 3) его нематериальность, 4) его вечность, 5) необходимость поклонения только ему одному. Следующие четыре касаются Откровения: 6) вера в пророчество, 7) абсолютное верховенство Моисея как пророка, 8) божественное происхождение Торы, 9) неизменность Торы. Последние четыре принципа относятся к воздаянию: 10) всеведущее провидение, 11) вознаграждение и кара, 12) пришествие Мессии, 13) воскресение мертвых.

ИУДЕЯ

ИУДЕЯ - древнее государство в Южной Палестине. Название часто употребляется как синоним Палестины. Была завоевана римлянами в 63 до н.э. Антипатр, ее номинальный правитель при Юлии Цезаре, назывался прокуратором Иудеи (47-43 до н.э.). Позже его сына Герода (Ирода) Рим именовал царем Иудеи. Во времена следующего за Геродом правителя (37-34 до н.э.) Палестина была разделена. Собственно Иудея, Самария на севере и Идумея на юге были отданы в управление сыну Герода - этнарху Архелаю. После Архелая здесь правили римские прокураторы, последним из которых был Понтий Пилат (26-36 н.э.). После этого Палестина вновь была объединена и в 44 н.э. под названием Иудея включена в римскую провинцию Сирию. В 73 н.э., по окончании Иудейской войны, Веспасиан превратил Иудею (Палестину) в отдельную провинцию. Константин реорганизовал управление этой областью и дал Иудее и Самарии название Палестина Прима.

ИФИГЕНИЯ

ИФИГЕНИЯ - в греческой мифологии, дочь Агамемнона и Клитемнестры, сестра Ореста и Электры, принесенная в жертву собственным отцом. Впоследствии Клитемнестра ссылалась на гибель Ифигении, оправдывая совершенное ею убийство Агамемнона. Когда греческий флот собрался в Авлиде, готовясь отплыть к Трое, Агамемнон навлек на себя гнев Артемиды, убив ее священного оленя, и богиня воспрепятствовала отплытию кораблей. Прорицатель Калхант возвестил, что гнев Артемиды может смягчить лишь принесение ей в жертву девы, дочери обидчика. Скрепя сердце, Агамемнон доставил Ифигению в Авлиду под тем предлогом, что она будет отдана в жены Ахиллу. Согласно одной из версий мифа, когда Агамемнон приготовился убить свою дочь, Артемида смилостивилась и перенесла деву в Тавриду, где та стала жрицей в храме богини.

ИХТИОЗАВР

Факты

ИШРАКИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИШТВАН I СВЯТОЙ

ИШТВАН I Святой (Istvan I, Szent Istvan) (ок. 969-1038), основатель венгерской монархии и, вероятно, наиболее почитаемая фигура в истории Венгрии. Иштван, сын верховного мадьярского князя Гезы и правнук вождя Арпада, который привел мадьярский народ на его нынешнюю территорию и дал имя династии (Арпады), родился в Эстергоме. Мать Иштвана Шарольта была дочерью племенного вождя. Ко времени рождения Иштвана мадьяры все еще оставались язычниками, но Геза уже намеревался их христианизировать по политическим соображениям. В 974 он и его сын крестились, и имя Вайк, данное сыну при рождении, было заменено на Стефан (венг. Иштван). Среди христианских наставников Иштвана был Адальберт Пражский (впоследствии канонизированный). В 996 Иштван женился на благочестивой Гизелле, дочери герцога Баварского Генриха II и сестре будущего императора Священной Римской империи Генриха II. Очевидно, заключение брака обьяснялось династическими соображениями. Когда в следующем году отец умер, Иштвану пришлось отстаивать княжеский титул в борьбе со своим родственником Коппанем, который был старше Иштвана и претендовал на первенство, ссылаясь на мадьярские обычаи. Лишь после ожесточенной борьбы, при поддержке тяжеловооруженных рыцарей из окружения супруги, Иштван смог утвердить себя правителем мадьярского народа. Противник был разбит при Веспреме (998), а Коппань казнен. После этого Иштван обратился к Святому престолу за короной. Папа Сильвестр II был наставником молодого Оттона III, только что взошедшего на трон Священной Римской империи, и все еще оставался его доверенным другом и советником. Благодаря существовавшим тогда дружественным отношениям между духовными и светскими лидерами Европы папа послал Иштвану корону - символ светского суверенитета, а также апостольский крест - символ церковной независимости, добавив копье - знак одобрения. На Рождество 1000 (или 1001) Иштван был помазан на царство и коронован, став признанным главой христианского королевства, независимого от любой иной светской власти, а в делах духовных подотчетного одному только Риму. На протяжении длительного и в основном мирного царствования Иштван постоянно укреплял свои позиции. В 1030 ему пришлось отражать нападение императора Священной Римской империи Конрада II. Иштван подавил племенную оппозицию и покорил независимую хазарскую державу на реке Тиссе. Разделив Венгрию на округа, подчиненные назначенным королем ишпанам, Иштван организовал ее как централизованное государство, каким она и оставалась (меняясь в деталях, но не по сути) в последующие 900 лет. Кроме того, с помощью иностранных миссионеров он завершил обращение своего народа в христианство. Умер Иштван в Эстергоме 15 августа 1038. Вскоре после смерти, 20 августа 1083, он был канонизирован.

ИШТЛИЛЬШОЧИТЛЬ II

ИШТЛИЛЬШОЧИТЛЬ II (ок. 1500-1550), правитель Тескоко, крупного города-государства в долине Мехико. Получил власть незадолго до испанского завоевания. Когда Кортес и его конкистадоры пришли в Мексику в 1519, тескоканцы под командованием Иштлильшочитля объявили войну Монтесуме, стали союзниками испанцев и помогли им взять Теночтитлан. Правнук последнего правителя Тескоко, Фернандо де Альба Иштлильшочитль (1578-1657), получил образование у испанцев, занимал важные посты в вице-королевстве и написал ряд исторических трудов, которые стали ценнейшим источником по истории ацтеков и конкисты Мексики.

ЛИТЕРАТУРА

История литературы Латинской Америки, т. 1. М., 1985

Предыдущая страница Следующая страница