Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШИК")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШИК")

ШАББАТ

ШАББАТ (древнеевр. "покой"), еврейская суббота, седьмой день недели, день покоя и радости, посвященный Господу (Исх 16:23). Первоначально днем покоя считался отрезок времени от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу, но впоследствии в христианском мире распространился обычай посвящать "субботнему покою" следующий день, воскресенье. В библейские времена термином "шаббат" обозначались: день покоя, установленный Богом (Лев 16:31), полная неделя (Лев 23:15) и седьмой год (Лев 25:4). Происхождение обычая субботнего покоя неясно. Впервые соблюдение покоя в этот день было объявлено законом для евреев во время исхода из Египта (Исх 16:23-30). Обычай соблюдения субботнего дня не прослеживается ни у египтян, ни на предполагаемой прародине евреев в Месопотамии. Ассирийское слово "шабатту" обозначает 15 день месяца и имеет, возможно, только этимологическое сходство с еврейским словом. В то же время вавилонское словосочетание "ум нух либби" ("день покоя сердца"), употреблявшееся по отношению к 7, 14, 21 и 28 дням месяца, обозначало день умиротворения и воздержания, внушенного страхом перед гневом мстительного божества. Соблюдение субботы было исключительно древнееврейским обычаем, если не установленным изначально, то сложившимся во время странствий евреев в пустыне, как знак повиновения и подчинения Богу, который освободил евреев из египетского рабства, приблизил к себе и сделал избранным народом. В скинии завета, а впоследствии в иерусалимском Храме субботний ритуал сопровождался принесением в жертву двух агнцев в дополнение к ежедневной утренней жертве всесожжения и вечерней жертве (Числ 28:9), обновлением хлебов предложения (Лев 24:8) и созывом "священного собрания" народа (Лев 23:2). В более поздней практике синагогальной службы этот день выделялся из других дней недели особыми молитвами. Наряду с предписаниями ритуального характера с субботой связаны и запреты (например, на всякий рабский труд). Из запрещенных работ упомянуто лишь несколько - заготовка дров, зажигание огня, пахота, сев, торговля. Начиная со 2 в. до н.э. этим запретам уделялось все большее внимание, и раввины составили перечень из 39 основных видов работ, к которым сводились прочие многочисленные действия, запрещенные в субботу. Эта "установка ограды вокруг Торы" имела целью защиту работников от эксплуатации, поскольку уточняла, каких действий от работника нельзя требовать, и в то же время разъясняла, какие действия разрешены и даже обязательны (например, спасение больного).

ШАБРИЕ ЭМАНЮЭЛЬ

ШАБРИЕ Эманюэль (Chabrier, Emmanuel) (1841-1894), французский композитор; в его полном ярких красок творчестве ощущается влияние испанской культуры. Алексис Эманюэль Шабрие родился 18 января 1841 в Амбере (департамент Пюи-де-Дом, провинция Овернь). Когда ему исполнилось 16 лет, семья переехала в Париж, где в течение пяти последующих лет Шабрие изучал юриспруденцию. Ему было разрешено одновременно заниматься музыкой, и он брал уроки игры на фортепиано у Э.Вольфа, в прошлом друга Шопена. В 1862 Шабрие поступил на службу в министерство внутренних дел, в 1880 вышел в отставку и полностью посвятил себя музыке. Еще до отставки Шабрие испытал радость первых успехов на музыкально-театральном поприще при постановках его оперетты Звезда (L'Etoile, 1877) и сатирической оперетты Неудачное воспитание (Une Education manque, 1879). Эти произведения, а также трехактная опера Король поневоле (Le Roi malgr lui, 1887) создали Шабрие репутацию музыкального остроумца и оригинального композитора. Это мнение укрепилось после публикации в 1889 трилогии юмористических песен: Ballade des gros dindons (Баллада толстых индюков), Vilanelle des petits canards (Виланелла маленьких утят), Pastorale des cochons roses (Пастораль розовых поросят). Перечисленные произведения и другие типичные для Шабрие пьесы, такие, как Фантастическое бурре (Bourre fantastique), Радостный марш (Joyeuse marche), поэма-рапсодия Испания (Espaa) и Три романтических вальса (Trois valses romantiques) для двух фортепиано, обеспечили композитору почетное место в истории европейской музыки. В меньшей степени это касается оперы Гвендолина (Gwendoline; поставлена в Брюсселе в 1886). Шабрие умер в Париже 13 сентября 1894. С творчеством Шабрие во французской музыке стали звучать мотивы веселья, эпатажа, искрящегося остроумия. Его новаторский стиль и особенно смелое гармоническое письмо проложили дорогу таким авторам следующего поколения, как Равель, Эрик Сати, и повлияли на эстетику "Шестерки".

ШАВУОТ

ШАВУОТ (древнеевр. "недели"), еврейский праздник, называемый также Пятидесятницей и приходящийся на пятидесятый день (спустя семь недель) после принесения во время праздника Песах в жертву начатков ячменя нового урожая. В диаспоре ортодоксальные и консервативные иудеи отмечают Шавуот в шестой и седьмой дни еврейского месяца сиван, который приходится на конец весны - начало лета. Реформисты, а также приверженцы всех течений в Израиле празднуют его только один день. В Пятикнижии Шавуот, именуемый "хаг ха-кацир" ("праздник жатвы") и "хаг ха-биккурим" ("праздник первых плодов"), фигурирует только как земледельческий праздник, отмечающий окончание жатвы злаков. Согласно традиции, Шавуот - это день дарования Закона на горе Синай, и именно этот мотив особо подчеркивается в литургии. Помимо специальных праздничных молитв, в синагогах читают Книгу Руфи и произносят "Акдамут" (гимн, прославляющий Бога, Израиля и Тору). Принято также украшать дом и синагогу зеленью и цветами, а также устраивать трапезу из молочных блюд в память о "молоке и меде". Реформистский иудаизм приурочивает к празднику Шавуот обряд конфирмации.

ШАГАЛ МАРК

ШАГАЛ Марк (Chagall, Marc)

МАРК ШАГАЛ. АВТОПОРТРЕТ

МАРК ШАГАЛ. АВТОПОРТРЕТ

(1887-1985), европейский художник, график, театральный художник. Родился 7 июля 1887 в Витебске, где начал учиться живописи в мастерской И.Пэна, позже учился в Петербурге у Л.Бакста. С 1910 до 1914 жил в Париже, затем до 1922 - в России, после чего уехал через Берлин в Париж. В 1941 Шагал эмигрировал в США, 1942 провел в Мексике, создавал декорации для балета Леонида Мясина Алеко, в 1948 вернулся во Францию. Уже в 1908 он познакомился с работами постимпрессионистов и фовистов, а позже - с творчеством Пикассо. Возможно, этим влиянием объясняется появление в искусстве Шагала угловатых и линейных форм (Я и деревня, 1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства), а также мерцающего, причудливого колорита. В произведениях Шагала реальные формы часто оказываются в фантастических сочетаниях и ситуациях, противоречащих логике и равновесию; поэтому его творчество иногда сближают с сюрреализмом, однако художник никогда не принадлежал ни к какой группе. Его произведения - это создания впечатлительного и чувственного творческого воображения, склонного к чудесному, магическому и иррациональному. Картины Шагала наполнены радостной безмятежностью (Над городом, 1914-1918, Третьяковская галерея) или трагическим предчувствием беды, катастрофы (У времени нет берегов, 1930-1939, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Шагал работал в разных областях искусства; в частности, он создал 12 витражей, изображающих колена Израилевы. В 1961 они были установлены в синагоге медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима. В 1964 он расписал плафон Парижской оперы, в 1966 сделал два больших панно для оперного театра Нью-Йорка. Шагал иллюстрировал несколько книг, в том числе Басни Лафонтена, Библию, Мертвые души Гоголя. Умер Шагал в Сен-Поль де Ванс (Франция) 28 марта 1985.

ЛИТЕРАТУРА

Апчинская Н.В. Марк Шагал: Графика. М., 1990 Сарабьянов Д.В. Марк Шагал [[Альбом]]. М., 1992 Зингерман Б.И. Парижская школа. Пикассо, Модильяни, Шагал, Сутин. М., 1993

ШАКАЛЫ

ШАКАЛЫ (Thos),

род хищных млекопитающих семейства псовых, или волчьих (Canidae), часто включаемый в состав рода волков (Canis). Эти животные широко распространены в Африке и Азии и до сих пор встречаются на юго-востоке Европы. Обычно шакалы связаны с равнинными степями и полупустынями, однако в Гималаях поднимаются до 3700 м над у.м. Внешне они напоминают лисиц - заостренной мордой, стоячими ушами и пушистым хвостом, но по сложению крупнее. Животные не особенно резвые, однако при необходимости они могут бежать со скоростью до 56 км/ч. Образ жизни шакалов ночной, скрытный, поэтому они редко попадаются на глаза людям. Кормятся шакалы любыми мелкими животными, от саранчи до кроликов, поэтому очень полезны в борьбе с крысами и мышами, однако потребляют также зрелые плоды, иногда крадут кур и ягнят и нападают на детей. Как и их американский сородич койот (луговой волк), в сумерках шакалы воют. Сидя на прогалине среди кустарника или вершине холма, зверь издает подряд три-четыре протяжных "плача", постепенно повышая их тон. Каждое завывание завершается тремя отрывистыми тявканьями. В Индии эту вокализацию интерпретируют как вопрос: "Где же тру-у-уп, где-где-где?" Определенного брачного сезона у шакалов нет. Гнездо звери устраивают в норе; беременность длится 57-60 дней. Обычно в помете около четырех щенков, но бывает и девять. О потомстве активно заботятся оба родителя. Живут шакалы в среднем 12-15 лет, редко до 20. Относительно деления рода на виды среди биологов существуют разногласия. К общепризнанным относятся как минимум три вида. По размерам они очень близки. У азиатского шакала (T. aureus), распространенного от Центральной Африки до Европы и Малакки, средняя длина головы и туловища 75 см, хвоста 23 см. Чепрачный шакал (T. mesomelas) из Восточной и Южной Африки отличается черным седловидным пятном ("чепраком") на спине, резко контрастирующим с рыжевато-бурой мастью других частей тела. У полосатого шакала (T. adustus), обитающего там же, где и предыдущий вид, высота в холке 43 см, масса 11-14 кг. Волосы по бокам его туловища имеют светлые вершины, что создает эффект полосатого окраса.

ШАЛЛЕР ДЖОРДЖ БИЛС

ШАЛЛЕР Джордж Билс (Schaller, George Beals)

(р. 1933), американский этолог и писатель. Родился 26 мая 1933 в Берлине. Когда мальчику было семь лет, семья эмигрировала в США. В 1955 он окончил университет штата Аляска. В течение четырех лет изучал поведение диких животных в районе реки Колвилл, в Катмайском национальном заповеднике и в Арктическом поясе. Написал фундаментальный труд о миграции и питании северных оленей. Работая над диссертацией в Висконсинском университете, Шаллер организовал в 1959 экспедицию в восточный Заир для изучения поведения горных горилл, находившихся под угрозой исчезновения. Шаллер и его жена более года прожили среди этих животных, научились распознавать отдельных особей, наблюдали за изменениями их настроения и привычками. В 1962 по результатам исследований Шаллер защитил диссертацию и написал свою первую книгу Горная горилла (Mountain Gorilla, 1963), удостоенную в 1965 награды Общества защиты дикой природы. Экспедицию в Заир частично финансировало Нью-Йоркское зоологическое общество. В 1966 Шаллер был принят на работу в это общество, а в 1980 занял в нем пост директора по охране дикой природы. Впоследствии Шаллер предпринял экспедиции в Индию (1963-1965), Танзанию (1966-1969), Непал (1970), Пакистан (1972-1975), Бразилию (1976-1979). По результатам этих экспедиций написал несколько книг и ряд научных и популярных статей. Среди книг Шаллера - Олень и тигр: изучение дикой природы в Индии (The Deer and the Tiger: A Study of Wildlife in India, 1967); Львы Серенгети (The Serengeti Lions, 1972); Серенгети - царство хищников (Serengeti, A Kingdom of Predators, 1972); Золотые тени, летающие копыта (Golden Shadows, Flying Hooves, 1973); Цари гор: дикие овцы и козы в Гималаях (Mountain Monarchs: Wild Sheep and Goats of the Himalayas, 1977); Молчаливые камни (Stones of Silence, 1980). С 1981 по 1984 он изучал поведение гигантских панд в заповеднике Волонг (Китай) и разработал программу их спасения. В 1985 начал наблюдение за жизнью диких животных на Тибете, в частности снежного барса и таких травоядных, как дикий осел, газель и олень, также находящихся под угрозой исчезновения в результате расширения площадей, отведенных под пастбища. В 1980 Шаллер был удостоен золотой медали Всемирного фонда охраны дикой природы.

ЛИТЕРАТУРА

Шаллер Б. Год под знаком гориллы. М., 1968

ШАЛЯПИН ФЕДОР ИВАНОВИЧ

ШАЛЯПИН Федор Иванович (1873-1938), русский певец (бас-баритон). Родился 13 февраля 1873 в Казани. В юности Шаляпин брался за любую работу. Как певец был фактически самоучкой, но уже в возрасте 17 лет успешно выступал в составе небольшой провинциальной оперной труппы. 5 апреля 1895 Шаляпин дебютировал в петербургском Мариинском театре, в 1896 - в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова в Москве, где впервые раскрылись музыкальное и актерское дарования певца. С огромным успехом выступал в Европе, пел на сцене нью-йоркской "Метрополитен-опера". Всемирную славу ему принесло исполнение главной партии в опере Мусоргского Борис Годунов; к выдающимся достижениям относятся также исполнение партий в операх Фауст Гуно, Садко Римского-Корсакова, Мефистофель Бойто, Дон Кихот Массне и Жизнь за царя Глинки. Шаляпин покинул Россию в 1922 и обосновался в Париже. Кроме многочисленных оперных выступлений, он давал массу концертов и зарекомендовал себя как блистательный интерпретатор камерно-вокального репертуара. Особой популярностью пользовались в его исполнении русская народная песня Эй, ухнем и Песня о блохе Мусоргского. Голос певца отличался неповторимой красотой тембра.

Умер Шаляпин в Париже 12 апреля 1938.

ЛИТЕРАТУРА

Ф. И. Шаляпин, тт. 1-3. М., 1976-1979 Ф. И. Шаляпин: Летопись жизни и творчества, кн. 1-2. Л., 1988-1989 Коллар В. А. 187 дней из жизни Шаляпина. Н.-Новгород, 1991

ШАМИССО АДЕЛЬБЕРТ ФОН

ШАМИССО Адельберт фон (Chamisso, Adelbert von) (1781-1838), немецкий писатель и ботаник. Родился 30 января 1781 во Франции, в замке Бонкур (провинция Шампань). Настоящее имя - Луи Шарль Аделаид де Шамиссо (Louis Charles Adlade de Chamisso). Спасаясь от революции, его родители, французские аристократы, в 1790 бежали в Германию. В 1798-1807 Шамиссо служил в прусской армии. Превосходно владея немецким языком и сроднившись с немецкой культурой, в гражданском смысле он тем не менее чувствовал себя стесненно, о чем с болью высказался в стихотворении Замок Бонкур (Das Schlo Boncourt, 1827). В аллегорической форме Шамиссо развил эту тему в Удивительной истории Петера Шлемиля (Peter Schlemihls wundersame Geschichte, 1814) - маленьком шедевре о человеке, который променял свою тень на никогда не пустеющий кошелек и всю жизнь был несчастлив. В творчестве Шамиссо, входившего в кружок т.н. берлинских романтиков, отчетливо прослеживаются характерные черты этого литературного направления: тяга к экзотике и широкое использование форм народной песни. Музыка Р.Шумана к циклу его песенных стихов Любовь и жизнь женщины (Frauenliebe und-leben, 1830) сделала их еще более популярными. В 1815-1818 в составе русской экспедиции Шамиссо совершил кругосветное путешествие на бриге "Рюрик" и по возвращении занял должность адъюнкта Королевского ботанического сада в Берлине. Опубликованный им отчет об этой экспедиции (Reise um die Welt - Путешествие вокруг света) стал образцом жанра путевых очерков. Умер Шамиссо в Берлине 21 августа 1838.

ЛИТЕРАТУРА

Шамиссо А. Необычайные приключения Петера Шлемиля. М., 1955 Шамиссо А. Избранное. М., 1974 Слободская Л. Литературные взгляды А. Шамиссо. - В кн.: Проблемы немецкой литературы конца ХVIII - начала ХIХ века. Куйбышев, 1974 Шамиссо А. Стихи. - В кн.: Поэзия немецких романтиков. М., 1985

ШАМПЕНЬ ФИЛИПП ДЕ

ШАМПЕНЬ Филипп де (Champagne (Champaigne), Philippe de)

(1602-1674), фламандский художник, родился в Брюсселе 26 мая 1602. С 1621 работал в Париже. Учился у Никола Дюшена; впоследствии женился на его дочери и стал его преемником в работе над украшением галереи Медичи в Люксембургском дворце. Результатом контактов Шампеня с королевским двором явилось знаменитое полотно Клятва Людовика XIII (Кан) и несколько портретов кардинала Ришелье, самый известный из которых находится в Лувре. Объективный и проницательный портретист, писавший придворных и верхушку третьего сословия, Шампень в последние годы жизни сблизился с янсенистами из монастыря Пор-Рояль. Их портреты - наиболее интересные для современного зрителя работы Шампеня. Прекрасным примером ясной, сильной трактовки образов является картина Две монахини (1662, Париж, Лувр), выдержанная в характерной для Шампеня серой гамме. Эта картина была написана по обету, ради исцеления дочери художника, которая также была членом янсенистской общины. Умер Шампень в Париже 12 августа 1674.

ШАМПОЛЬОН ЖАН ФРАНСУА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШАНЮТ ОКТАВ

ШАНЮТ Октав (Chanute, Octave)

(1832-1910), американский инженер, один из пионеров аэронавтики. Родился 18 февраля 1832 в Париже. Когда Октаву было 6 лет, его отец получил место проректора Джефферсоновского колледжа в штате Луизиана и переехал вместе с семьей в США. Октав начал трудиться с 17 лет и в 1863 стал главным инженером железной дороги Чикаго - Олтон. В 1867 участвовал в конкурсе проектов загонов для скота на чикагских бойнях. Работа Шанюта была признана лучшей, и он возглавил строительство. В июле 1869 под его руководством был сооружен первый мост через реку Миссури в Канзас-Сити. В 1870-1883 Шанют работал главным инженером железной дороги Чикаго - Нью-Йорк. Изучив потребности Нью-Йорка в скоростном транспорте, он рекомендовал построить 4 надземные рельсовые дороги, что впоследствии и было сделано. В 1883 Шанют уволился из управления железных дорог и открыл собственное бюро технических консультаций в Канзас-Сити; в 1889 он перебрался в Чикаго. Теперь он мог заняться аэронавтикой, которой заинтересовался еще 25 лет назад. Увлеченный работами О.Лилиенталя и других европейских аэронавтов, он в возрасте 60 лет провел свои первые опыты с планером сложной конструкции на песчаных дюнах на севере штата Индиана, затем построил и испытал планер-биплан. Сам Шанют уже не мог много летать, и полеты выполняли его помощники, Херринг и Эйвери; все вместе они совершили около 1000 полетов на планерах разной конструкции. В ходе этих полетов Шанют исследовал устойчивость летательных аппаратов, испытал ряд двигателей собственной конструкции. Полученные им данные пригодились братьям Райт при создании первых летательных аппаратов. В 1891-1894 в "Американском инженерно-железнодорожном журнале" ("The American Engineering and Railroad Journal") вышла серия статей Шанюта под рубрикой "Развитие летательных аппаратов"; позже все эти статьи были объединены в отдельную книгу, которая до сих пор считается одним из самых авторитетных источников по истории американского воздухоплавания. Шанют вел активную переписку с аэронавтами всего мира, в том числе с братьями Райт. Он убедил Уилбера Райта написать отчет о результатах опытных полетов июня 1901 в Китти-Хоук, а после удачного полета моторного аэроплана в 1903 организовал всестороннюю поддержку деятельности братьев Райт. Умер Шанют в Чикаго 23 ноября 1910.

ЛИТЕРАТУРА

Соболев Д.А. История самолетов: начальный период. М., 1995

ШАПЮ АНРИ МИШЕЛЬ АНТУАН

ШАПЮ Анри Мишель Антуан (Chapu, Henri Michel Antoine)

(1833-1891), французский скульптор; родился 29 сентября 1833 в Ле Ме. Учился в Париже у Прадье и Дюре, а в 1853-1858 - в Риме. Начиная с 1863 Шапю регулярно представлял свои работы на выставках. Талантливый скульптор и педагог, он известен прежде всего как автор статуи Жанна д'Арк (1872, Париж, Лувр). Созданные им образы отличаются сдержанностью и лиризмом. Умер Шапю в Париже 21 апреля 1891.

ШАРДЕН ЖАН БАТИСТ СИМЕОН

ШАРДЕН Жан Батист Симеон (Chardin, Jean-Baptiste Simon)

(1699-1779), французский живописец; родился в Париже 2 ноября 1699. В молодости сотрудничал с Н.-Н.Куапелем, который поручал ему писать аксессуары в своих портретах. Уже в это время Шарден проявил замечательные способности к точному изображению предметов и передаче особенностей световоздушной среды. В 1728 он был избран в Королевскую академию как мастер натюрморта, в 1743 назначен советником Академии, а в 1755 стал ее казначеем; эту должность он оставил незадолго до смерти. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Большинство этих картин изображает занятых домашними делами или отдыхающих женщин, играющих детей. Шарден почти не писал портреты, хотя некоторые его жанровые сцены являются по существу скрытыми портретами. В старости ухудшение зрения заставило его перейти от масляной живописи к пастели, и он исполнил в этой технике несколько автопортретов, а также портреты жены и друзей. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Несмотря на небольшие размеры и непритязательность сюжетов, картины Шардена отличаются глубиной замысла и тонкостью трактовки образа. Критики всегда отмечали его изысканный колорит и мастерское владение кистью, в особенности характерный метод наложения красок, когда цветовые пятна кладутся рядом друг с другом или в несколько слоев, образуя подобие мозаики. Поверхность предметов, которые пишет Шарден, кажется одновременно и поглощающей, и отражающей мерцающий свет; пастозные мазки подчеркивают структуру изображенных предметов. Колорит в его картинах несколько приглушенный, свет мягкий и рассеянный, фактура предметов передана очень тонко и виртуозно. Предметы, изображенные в натюрмортах Шардена, никогда не бывают чересчур роскошными и красивыми, а их расположение кажется случайным. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Эффект ничем не нарушаемой целостности картины достигается благодаря точной передаче рефлексов, отбрасываемым предметами теней, характерных поз или взглядов персонажей. Современники Шардена говорили о нем как о продолжателе традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра 17 в., и он, должно быть, хорошо знал творчество этих художников. Шарден обогатил эту традицию; он внес в свои жанровые сцены оттенок изящества и естественности.

ЛИТЕРАТУРА

Золотов Ю.К. Жан-Батист Симеон Шарден. 1699-1779. М., 1955 Золотов Ю.К. Жан-Батист Симеон Шарден. М., 1962

ШАРИАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШАРКО ЖАН МАРТЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШАРЛО ЖАН

ШАРЛО Жан (Charlot, Jean)

(1898-1979), один из крупнейших мастеров мексиканской живописи 20 в. Родился во Франции 7 февраля 1920. Посещал Школу изящных искусств в Париже. В 1917-1920 служил во французской армии лейтенантом артиллерии. По окончании службы эмигрировал в Мексику, где вместе с Ороско, Риверой и Сикейросом оказался в русле формирующегося под покровительством тогдашнего министра образования Хосе Васконселоса широкого движения художников-монументалистов. Его опыт, знание истории искусства и различных живописных техник, способность математически точно воспринимать архитектурные формы и, наконец, знакомство с революционными для того времени экспериментами кубистов предопределили сильное влияние Шарло на формирование местного стиля, в равной степени современного и традиционного. Композиции Завоевание Теночтитлана (1922-1923, Мехико, Национальная подготовительная школа), Прачки и Носильщик (1923, Мехико, здание Секретариата общественного образования) исполнены мастером в технике фрески. В 1926 Шарло становится штатным художником Археологической экспедиции Карнеги, изучавшей Чичен-Ицу. Результаты исследований были опубликованы в монографии Храм воинов (1925). В 1929 художник приехал в США. Шарло преподавал в Лиге изучающих искусство в Нью-Йорке, в Центре изящных искусств Колорадо-Спрингс, в различных колледжах и университетах. В 1949 стал профессором университета штата Гавайи. Одновременно с монументальными росписями Шарло активно занимался графикой, был одаренным писателем и историком. Его литературное наследие включает более 65 книг и статей. Наиболее значительные труды: Росписи Шарло в Джорджии (1945), Искусство от майя до Диснея (1939), Художественные ремесла от Мексики до Китая (1950) и Пляска смерти (1951). Шарло создал проекты почти 40 настенных росписей; наиболее удачные из них украшают стены университета Джорджии, церковь св. Бригитты в Нью-Йорке, колледж св. Марии, университет Нотр-Дам и университет Сиракуз, а также университет штата Гавайи. Заслуги художника были отмечены двухлетней стипендией фонда Гуггенхейма (1945-1947) и почетными грамотами Гринельского колледжа и колледжа св. Марии.

Умер Шарло в Гонолулу 20 марта 1979.

ШАРЛЬ ЖАК АЛЕКСАНДР ЦЕЗАР

ШАРЛЬ Жак Александр Цезар (Charles, Jacques Alexandre Cesar)

(1746-1823), французский физик и изобретатель, член Парижской академии наук, в 1816 - ее президент. Родился 12 ноября 1746 в Божанси. Учился самостоятельно. В молодости переехал в Париж и поступил на должность канцелярского служащего в министерство финансов. Когда стали известны опыты Б.Франклина с молнией, Шарль повторил их с собственными нововведениями - настолько интересными, что сам Франклин приехал познакомиться с ним и похвально отозвался о его способностях. Сразу же после братьев Ж. и Э.Монгольфье построил воздушный шар из прорезиненной ткани и первым использовал для его наполнения водород. В 1783 осуществил полет на этом шаре. Исследуя процессы расширения газов, Шарль в 1787 установил зависимость объема идеального газа от температуры, однако не опубликовал свои результаты. Спустя 15 лет, в 1802, этот закон был вновь открыт Ж.Гей-Люссаком. Шарль изобрел такие приборы, как мегаскоп и термометрический гидрометр. Умер Шарль в Париже 7 апреля 1823.

ЛИТЕРАТУРА

Кудрявцев П.С. История физики, т. 1. М., 1956

ШАРМАНКА

ШАРМАНКА - механический музыкальный инструмент, в котором вращающийся металлический валик с выступающими из него, как и в музыкальной шкатулке, шипами (штифтами) управляет многочисленными органными трубками, куда поступает воздух из воздушной камеры. В Голландии 15 в. подобные инструменты представляли собой сложную стационарную конструкцию, действующую с помощью гидравлики, гирь или заводного механизма. В 18-19 вв. разнообразные шарманки часто использовались в английских церквах, где играли гимны и псалмы. Обычно шарманкой называют механический орган бродячих музыкантов, переносной инструмент, при вращении рукоятки исполняющий 6-8 мелодий. Русское название инструмента связано с популярной в начале 19 в. немецкой песенкой Шарманте Катарина (т.е. прелестная Катарина).

См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА.

ШАРРОН ПЬЕР

ШАРРОН Пьер (Charron, Pierre)

(1541-1603), французский философ и теолог, представитель скептицизма, оказавший значительное влияние на рационалистическую мысль 17 в. Родился в Париже в 1541. Вначале занимался практической юриспруденцией, обратился к изучению теологии, стал священником, широко известным благодаря способности убеждать и красноречию в проповедях. Занимал различные церковные должности; будучи каноником в Бордо, в 1589 стал близким другом и учеником Монтеня. В трактате Три правды (Les Trois Vrits, 1593), направленном против учения Кальвина, Шаррон утверждал, что Бог воистину существует, христианство - истинная религия, а католицизм - истинная церковь. В знаменитом трактате О мудрости (De la sagesse, 1601) он предлагал учение, близкое взглядам Монтеня, в котором признавал недостаточность разума и излагал систему светской морали, которая впоследствии была истолкована в атеистическом духе. Этот труд, подвергавшийся суровым нападкам церкви, был поддержан королем Генрихом IV. Шаррон вернулся в Париж, чтобы подготовить новое издание работы, но так и не успел закончить начатое. Умер Шаррон в Париже 16 ноября 1603.

ШАТОБРИАН ФРАНСУА РЕНЕ ДЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШАХМАТОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ШАХМАТОВ Алексей Александрович (1864-1920), русский филолог и лингвист-славист. Родился 5 (17) июня 1864 в Нарве (ныне Эстония). Очень рано, еще гимназистом, проявил незаурядные способности к научной деятельности. В 1887 окончил Московский университет, там же преподавал. С 1899 академик (самый молодой в истории русской филологии), с этого времени работал в Петербурге. Выдающийся организатор науки. В 1905-1920 возглавлял Отделение русского языка и словесности Императорской - Российской Академии наук. После смерти Я.К.Грота продолжил начатую им работу над академическим Словарем русского языка; руководил изданием многотомной Энциклопедия славянской филологии. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917-1918. Умер Шахматов в Петрограде 16 августа 1920. Ученик Ф.Ф.Фортунатова, Шахматов стремился применить разработанные им строгие методы к изучению истории русского языка. Творческое наследие ученого весьма обширно. Шахматов изучал язык летописей и историю русского летописания, издавал древнерусские памятники; под его руководством было возобновлено издание Полного собрания русских летописей. Заложил основы текстологического анализа памятников русской письменности. Исследовал современные русские диалекты. Выдвинул гипотезу о распаде общерусского праязыка в 9-10 вв. на южнорусское, среднерусское и севернорусское наречия. Автор работ по фонетике, акцентологии, синтаксису русского языка. В посмертно изданном Очерке современного русского литературного языка (1925, 4-е изд. 1941) изложил свои взгляды на соотношение синтаксиса и морфологии, настаивая на подчиненном положение последней, а также проанализировал различные принципы выделения частей речи в русском языке. Посмертно (1925-1927) был издан и его во многом нетрадиционный Синтаксис русского языка, оказавший значительное влияние на развитие синтаксической теории в России.

ЛИТЕРАТУРА

Шахматов А.А. Исследования в области русской фонетики. 1893-1894 Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб, 1908 Шахматов А.А. Очерк древнейшего периода истории русского языка. Пг., 1915 Шахматов А.А. Введение в курс истории русского языка, ч. 1. Пг., 1916 Шахматов А.А. 1864-1920. Л., 1930 Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов ХIV-XVI вв. M. - Л., 1938 Шахматов А.А. Сборник статей и материалов. М. - Л., 1947 Шахматов А.А. Историческая морфология русского языка. М., 1957 Лихачев Д.С. Шахматов-текстолог. - Известия АН СССР. Сер. литературы и языка, 1964, № 6

ШВАНН ТЕОДОР

ШВАНН Теодор (Schwann, Theodor)

(1810-1882), немецкий гистолог и физиолог, один из создателей клеточной теории. Родился 7 декабря 1810 в Нейсе близ Дюссельдорфа. Окончил иезуитский колледж в Кельне, затем изучал естественные науки и медицину в Бонне, Вюрцбурге и Берлине. До 1839 работал ассистентом физиолога И.Мюллера в Берлине. В 1939-1948 - профессор физиологии и сравнительной анатомии в Лувенском университете, в 1848-1878 - в Льежском университете. Наиболее широко известны работы Шванна в области гистологии, а также исследования, связанные с созданием клеточной теории. Эти исследования, ставшие классическими, были выполнены им в лаборатории Мюллера. Ознакомившись с работами М.Шлейдена, Шванн пересмотрел весь имевшийся на то время гистологический материал и нашел правильный принцип сравнения клеток растений и элементарных микроскопических структур животных. Взяв в качестве характерного элемента клеточной структуры ядро, он смог доказать соответствие в строении клеток растений и животных. В 1839 появляется классическое сочинение Шванна Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений (Mikroskopische Untersuchungen ber die Uebereinstimmung in der Struktur und dem Wachstum der Tiere und Pflanzen). В первой части книги он, рассмотрев строение хорды и хряща, показывает, что, несмотря на физиологические различия этих органов, их элементарные структуры развиваются одинаково. Далее он приводит данные, что микроскопические структуры других органов и тканей животных - это тоже клетки, сходные с клетками хорды и хряща. Во второй части книги сравниваются клетки растений и животных и иллюстрируется их соответствие. В третьей изложены теоретические положения и сформулированы принципы клеточной теории. Как гистолог Шванн наиболее известен работами по тонкому строению кровеносных сосудов, гладких мышц и нервов. Он обнаружил и описал особую оболочку, окружающую нервное волокно (шванновская оболочка). Кроме того, обнаружил в желудочном соке фермент пепсин и установил выполняемую им роль; проиллюстрировал принципиальную аналогию между процессами пищеварения, брожения и гниения. Шванн был членом Лондонского королевского общества (с 1879), Парижской Академии наук (с 1879), Королевской бельгийской академии наук, литературы и изящных искусств (с 1841).

Умер Шванн в Льеже 11 января 1882.

ЛИТЕРАТУРА

Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений. М. - Л., 1939

ШВЕЙЦАРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШВЕЙЦЕР АЛЬБЕРТ

ШВЕЙЦЕР Альберт (Schweitzer, Albert)

(1875-1965), теолог, философ, музыковед и врач-миссионер, родился 14 января 1875 в Кайзерсберге (Эльзас, в те годы территория Германии) в семье лютеранского пастора. Детство провел в Гюнсбахе (близ Кольмара), с раннего возраста учился игре на органе, посещал гимназию в Мюльхаузене, а затем поступил в Страсбургский университет, по окончании которого защитил диссертации на соискание степеней доктора философии (1899) и лиценциата теологии (1900), габилитационную работу по теологии защитил в 1902. Он стал также почетным доктором музыки. В 1902 был назначен помощником приходского пастора в Страсбурге, а в 1903 возглавил там же теологическую семинарию св. Фомы. Занимался преподавательской деятельностью и опубликовал на французском языке монографию И.С.Бах - музыкант и поэт (J.S.Bach, musicien-pot), в 1908 вышло переработанное и расширенное издание на немецком языке под названием Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach). Книга о Бахе, а также История исследования жизни Иисуса (Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung, 2-е издание 1913; 1-е издание вышло в 1906 под названием От Реймаруса до Вреде, Von Reimarus zu Wrede) принесли ему мировую славу. К тому времени, когда Швейцер достиг 30-летнего возраста (1905), он уже был маститым теологом, пользующимся популярностью педагогом и проповедником, известным органистом и признанным авторитетом в области баховедения и строительства органов. Однако он оставил свои любимые занятия и приступил к изучению медицины. После окончания курса на медицинском факультете (1905-1912) Швейцер получил степень доктора медицины (1913) и был направлен в качестве врача-миссионера в Африку. В 1913 организовал больницу в Ламбарене на реке Огове во французской колонии Габон (Французская Экваториальная Африка), где проработал более 40 лет. Больница в Ламбарене, которую он выстроил фактически своими руками, стала памятником "благоговения перед жизнью", которое Швейцер проповедовал всю свою жизнь. Швейцер был удостоен Нобелевской премии мира (1952) и британского ордена "За заслуги" (1955). Следует упомянуть и другие его книги: Упадок и возрождение культуры. Философия культуры (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kultur und Ethik, 1923); Мистика апостола Павла (Die Mystik des Apostels Paulus, 1930); автобиография Швейцера Из моей жизни и моих мыслей (Aus meinem Leben und Denken, 1931); Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik, 1935).

ЛИТЕРАТУРА

Швейцер А. И.С.Бах. М., 1964 Носик Б. Швейцер. М., 1971 Швейцер А. Письма из Ламбарене. М., 1989 Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992 Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993

ШВЕЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШВИТТЕРС КУРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕВРОЛЕ ЛУИ

ШЕВРОЛЕ Луи (Chevrolet, Louis)

(1879-1941), американский конструктор автомобилей и автогонщик. Родился в городке Шо-де-Фон на северо-западе Швейцарии, образование получил во Франции. Переехав в США (1901), увлекся автомобильными гонками и вскоре стал одним из самых знаменитых автогонщиков начала века. В 1911 при финансовой поддержке У.Дюранта сконструировал свой первый автомобиль марки "Шевроле". В 1920 и 1921 выиграл 500-мильные гонки в Индианаполисе (шт.Индиана) на автомобилях собственной конструкции. С 1936 работал на компанию "Дженерал моторс", возглавляя отдел "Шевроле моторс". Умер Шевроле в Детройте 6 июня 1941.

ШЕКСПИР УИЛЬЯМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕЛЕР МАКС

ШЕЛЕР Макс (Scheler, Max) (1874-1928), немецкий философ, представитель феноменологического движения, соединивший в своем учении идеи Р.Эйкена и Э.Гуссерля. Родился в Мюнхене 22 августа 1874, преподавательскую карьеру начал в 1901 в Йенском университете; в последующие годы профессор Мюнхенского и Кельнского университетов. Наиболее известной работой Шелера является Формализм в этике и материально-ценностная этика (Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik, 1913-1916), в которой развиваются идеи Б.Паскаля о "разуме сердца" и строится иерархическая система ценностей - объективных качеств, которые раскрываются в человеческих чувствах, имеющих таким образом познавательный статус (т.н. "логика чувства" в противовес "логике интеллекта"). Царство универсальных ценностей дополняется "порядком времени", сферой индивидуальных ценностей. Дуализм универсального и индивидуального и в еще большей степени - идеального и реального, сущности и существования, духа и жизни пронизывает всю метафизическую антропологию Шелера. Будучи "аскетом", поглощенный интуитивным постижением чистых идей, разум бессилен воплотить их в действительность, если они не связаны с жизненными инстинктами и материальными интересами. Наделение духа энергией жизни было бы одновременно творением "полноты человека" будущего и высшей точкой движения, через которое в бурях мировой истории Бог осуществляет Свою вечную сущность. Среди других работ Шелера - О вечном в человеке (Vom Ewigen im Menschen, 1921); Сущность и формы симпатии (Wesen und Formen der Sympathie, 1923); Формы знания и общество (Die Wissensformen und die Gesellschaft, 1926); Место человека в космосе (Die Stellung des Menschen im Kosmos, 1928). Умер Шелер во Франкфурте-на-Майне 19 мая 1928.

ЛИТЕРАТУРА

Шелер М. Избранные произведения. М., 1994

ШЕЛКОПРЯД ТУТОВЫЙ

ШЕЛКОПРЯД ТУТОВЫЙ (Bombyx mori),

бабочка семейства настоящих шелкопрядов (Bombicidae). С двух сторон тела у гусениц (шелковичных червей) находится по крупной прядильной (видоизмененной слюнной) железе, которые открываются на нижней губе общим выводным протоком с т.н. прессующим аппаратом. Выделяемая ими жидкость представляет собой белковый раствор и при соприкосновении с воздухом отвердевает, превращаясь в шелковое волокно (шелковину). Из него гусеница строит вокруг себя кокон перед окукливанием. Одна личинка может образовать за минуту 15 см шелковины, а в коконе ее бывает до 900 м. Когда взрослое насекомое (имаго) готово выйти из кокона, оно выделяет щелочную жидкость, размягчающую участок стенки, и проделывает там выход. Шелкопряд тутовый в диком состоянии неизвестен. Он был одомашнен несколько тысяч лет назад в Китае, где люди впервые научились разматывать шелковые коконы, получая из них длинные шелковины, а затем прясть из них нити. Выведено множество пород этого насекомого, приспособленных к различным условиям существования и дающих шелк разного качества. Наибольшего развития шелководство и шелкоткачество достигли в Японии и Китае, хотя они были важными отраслями хозяйства также в Индии и Средиземноморье, особенно в Италии. На Востоке огромное внимание уделяется селекции насекомых-производителей для спаривания (папильонажа). За яйцами (греной), которые они откладывают, тщательно наблюдают на племенных станциях или гренажных заводах, а гусениц выкармливают на специально оборудованных предприятиях - червоводнях - листьями шелковицы (тутовника), специально подобранными по размеру и текстуре. Принимаются меры борьбы с естественными врагами шелкопряда тутового - паразитическими ежемухами (семейство Tachinidae) и болезнью, которая называется пебрина, вызывается микроорганизмом Nosema bombycis и передается от зараженной матери через яйца личинкам. Пебрина наносила огромный ущерб французскому шелководству, пока Л.Пастер не установил ее возбудителя и способ заражения. В коконах, предназначенных для размотки, куколок убивают погружением в горячую воду, а затем в некоторых странах используют на корм скоту или даже в пищу (например, в Индии). Шелковую ткань ценят за высокую прочность, легкость и хорошее поглощение красителей. Разводится еще несколько видов бабочек-шелкопрядов, но они дают волокно более низкого качества.

ШЕЛЛАК

ШЕЛЛАК - смола, широко используемая при изготовлении лаков, изоляционных материалов, фотографических записей и т.д. Вырабатывается из лака (необработанного шеллака) - выделений небольших насекомых - лаковых червецов, обитающих в Индии (Laccifer lacca). Эти насекомые в период роения садятся на ветки деревьев и питаются древесным соком. В процессе пищеварения они превращают сок в смолистое вещество. Корку лака с веток собирают в июне и ноябре и подвергают измельчению, промывке и сушке для получения сыпучей лаковой массы. Помещенный в парусиновые мешки с добавкой 2-3% сульфида мышьяка измельченный лак расплавляют над огнем древесного угля. Расплавленный лак продавливают сквозь парусину, вновь расплавляют и отливают в прямоугольные формы. Опытные мастера путем вытяжки, требующей большого искусства, получают из прямоугольных брусков листы готового шеллака. Большую часть поступающего на рынок шеллака дает дерево Croton laccifera.

ЛИТЕРАТУРА

Воейкова Е.Д., Вейденбах В.А. Шеллак и светочувствительные слои из шеллака с хромовокислыми солями. Л., 1973

ШЕЛЛИ МЭРИ

ШЕЛЛИ, МЭРИ УОЛСТОНКРАФТ

(Shelley, Mary Wollstonecraft)

(1797-1851), английская писательница. Родилась 30 августа 1797 в Лондоне. Ее мать, Мэри Уолстонкрафт, была одной из зачинательниц движения за женское равноправие, отец, У.Годвин, - философ и писатель, так что она рано познакомилась с радикальными общественно-политическими и духовными течениями. Мать умерла через 11 дней после рождения дочери, оставив ее на руках не очень заботливого отца. В 17 лет Мэри бежала в Европу с П.Б.Шелли; через два года, когда его первая жена покончила с собой, они поженились. У них было четверо детей, но трое умерли в младенчестве. Роман Франкенштейн, или Современный Прометей (Frankenstein, or the Modern Prometheus) Мэри написала, когда ей было 19 лет; он был издан в 1818. После смерти мужа в 1822 она вернулась в Англию, написала еще пять романов, но с Франкенштейном может сравниться только Последний человек (The Last Man, 1826), где описывается гибель человеческого рода в 21 в. от таинственной чумы. Мэри Шелли издала также поэмы своего мужа, писала биографии, рассказы и путевые заметки. Знаменитый роман Шелли повествует об истории студента Виктора Франкенштейна, создавшего живое существо из мертвых человеческих органов. Оживив свое творение, Франкенштейн прогнал его. Изгнание и ненависть толкнули уродливое существо к мести. Существо убивает жену своего создателя и наконец самого Франкенштейна. Умерла Шелли в Лондоне 1 февраля 1851.

ЛИТЕРАТУРА

Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей. М., 1965 Спарк М. Мэри Шелли. - В кн.: Эти загадочные англичанки. М., 1992

ШЕЛЛИ ПЕРСИ БИШ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕЛЛИНГ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕНБЕРГ АРНОЛЬД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕНЬЕ АНДРЕ МАРИ

ШЕНЬЕ Андре Мари (Chenier, Andre Marie)

(1762-1794), французский поэт. Родился 30 октября 1762 в Стамбуле в семье французского дипломата. Воспитывался в Париже, где у матери был салон, который посещали многие литераторы, ученые и художники. Поначалу Шенье был привержен идеям революции, однако затем осуждал крайности и публиковал смелые статьи против якобинцев. Он посвятил оду Шарлотте Корде, убийце Ж.П.Марата, помогал К.Мальзербу в подготовке защиты Людовика XVI. Шенье был арестован 7 марта 1794 и гильотинирован 25 июля 1794. В тюрьме Шенье написал Ямбы (Iambes), шедевр политической инвективы, и оду Юная пленница (La jeune captive). Его поэтическое наследие было собрано и опубликовано лишь в 1819. Оно включает в себя лирические циклы Буколики (Bucoliques), Элегии (lgies), Послания (Eptres), Оды (Odes), Гимны (Hymnes), дидактические поэмы, такие, как Изобретение (L'Invention). Поэзия Шенье - необычное сочетание античного культа красоты с рационализмом 18 в. Метрическое разнообразие и гибкость, ярко выраженный личностный характер письма ставят Шенье в ряд предшественников романтизма в поэзии.

ЛИТЕРАТУРА

Шенье А. Избранные произведения. М., 1940 Обломиевский Д. Андре Шенье и революция. - В кн.: Обломиевский Д. Литература французской революции: 1789-1794. М., 1964 Шенье А. Сочинения 1819. М., 1995

ШЕПЛИ ХАРЛОУ

ШЕПЛИ Харлоу (Shapley, Harlow)

(1885-1972), американский астроном. Родился 2 ноября 1885 в Нашвилле (шт. Миссури). Окончил университет штата Миссури, получил степень бакалавра (1910), продолжил образование в Принстонском университете, где изучал затменные двойные звезды под руководством Г.Рессела. Развил новые идеи об определении расстояния до этих звезд с помощью изучения их цвета и спектра. В 1914-1921 работал в обсерватории Маунт-Вилсон. Здесь он занимался фотометрией переменных звезд в шаровых звездных скоплениях, предложил метод определения расстояния до удаленных звездных систем, основанный на наблюдении входящих в них переменных звезд - цефеид. В результате этих исследований пришел к выводу, что размер нашей Галактики значительно больше, чем считалось, и что Солнце расположено не в ее центре, а на расстоянии 50 тыс. световых лет от центра Галактики. Основываясь на особенностях полученного им пространственного распределения шаровых скоплений, построил модель Галактики. После знаменитой дискуссии между Шепли и Г.Кертисом о природе галактик, состоявшейся в апреле 1920 в Национальной академии наук США, Шепли был назначен директором Гарвардской обсерватории. Его работы в этот период были посвящены исследованиям внегалактических звездных систем (переменных звезд в Магеллановых Облаках, структурных особенностей и распределения в пространстве других галактик). Он участвовал в составлении каталога ярких галактик, открыл две первые карликовые галактики. Шепли занимался не только научной, но и общественной деятельностью: отдавал много сил и времени развитию Гарвардской обсерватории, содействовал приглашению иностранных ученых в США, участвовал в организации ЮНЕСКО. Шепли удостоен многих наград, в том числе "Золотой медали" Королевского астрономического общества Великобритании (1934). Широко известны его научно-популярные книги Галактики (Galaxies, 1943) и Звезды и люди (Of Stars & Men: Human Response to an Expanding Universe, 1958).

Умер Шепли в Боулдере (шт. Колорадо) 20 октября 1972.

ЛИТЕРАТУРА

Шепли Х. Галактики. М., 1947 Шепли Х. Звезды и люди. М., 1962

ШЕРВУД РОБЕРТ ЭММЕТ

ШЕРВУД Роберт Эммет (Sherwood, Robert Emmet)

РОБЕРТ ЭММЕТ ШЕРВУД

РОБЕРТ ЭММЕТ ШЕРВУД

(1896-1955), американский драматург, журналист, историк. Родился 4 апреля 1896 в Нью-Рошелл (шт. Нью-Йорк). Во время Первой мировой войны, прервав учебу в Гарвардском университете, служил в канадских вооруженных силах. После войны работал в журналах "Вэнити фэр", "Лайф" и "Нью-Йорк гералд". Первый большой успех пришел к Шервуду после постановки пьесы Дорога на Рим (The Road to Rome, 1927). Необычная тема в сочетании с умением драматурга подать серьезную мысль легко и даже комично послужили успеху пьесы Муж королевы (Queen Husband, 1928). В пьесе Это Нью-Йорк (This Is New York, 1929) показана коррупция времен "сухого закона"; Свидание в Вене (Reunion in Vienna, 1931) - комедия в духе венгерского драматурга Ф.Мольнара. В Окаменевшем лесу (The Petrified Forest, 1935) во всем разуверившийся интеллектуал в одиночку противостоит гангстерам; в драме Восторг идиота (Idiot's Delight, 1936), получившей Пулитцеровскую премию, Шервуд избирает своей мишенью заправил военной промышленности и разжигающих войны милитаристов. Вторую Пулитцеровскую премию автору принесла историческая хроника Эйб Линкольн в Иллинойсе (Abe Lincoln in Illinois, 1938). После нападения России на Финляндию Шервуд в пьесе Да сгинет ночь (There Shall Be No Night, 1940), также удостоенной Пулитцеровской премии, призывал к ответным действиям против стран-агрессоров. С началом Второй мировой войны Шервуд возглавил зарубежную службу Управления военной информацией, в создании которой принимал активное участие. Получив доступ к архиву Г.Хопкинса (1890-1946), Шервуд создал, возможно, самую важную свою книгу - Рузвельт и Хопкинс: история при ближайшем рассмотрении (Roosevelt and Hopkins: An Intimate History, 1948), за которую получил четвертую Пулитцеровскую премию. Шервуд - автор мюзикла Мисс Свобода (Miss Liberty, 1949) и нескольких киносценариев.

Умер Шервуд в Нью-Йорке 14 ноября 1955.

ЛИТЕРАТУРА

Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс глазами очевидца, тт. 1-2. М., 1958

ШЕРИДАН РИЧАРД БРИНСЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕРРИНГТОН ЧАРЛЗ СКОТТ

ШЕРРИНГТОН Чарлз Скотт (Sherrington, Charles Scott)

(1857-1952), английский физиолог, удостоенный в 1932 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с Э.Эдрианом) за исследование функций нейронов. Родился 27 ноября 1857 в Лондоне. В 1885 окончил Кембриджский университет. Работал в лабораториях Р.Коха и Р.Вирхова в Берлине. В 1891-1895 был профессором Броуновского института в Лондоне, параллельно читал курс лекций по физиологии в больнице св. Фомы. В 1895-1913 - профессор физиологии в Ливерпульском университете, в 1913-1936 - в Оксфордском университете. В 1906 в Йельском университете Шеррингтон прочитал курс лекций, которые легли в основу ставшей классической монографии Интегративная деятельность нервной системы (The Integrative Action of the Nervous System, 1906). Важнейшие исследования Шеррингтона посвящены физиологии центральной нервной системы. Он сформулировал общие принципы ее деятельности: реципрокность и "общий конечный путь", отвергнув представление о наличии особых координирующих центров и показав, что координация является неизбежным следствием морфологической конструкции самой нервной системы. Создал учение о рецептивных полях, разделив все рецепторы на проприо-, экстеро- и интерорецепторы. Показал важность проприорецепторов (специализированных нервных окончаний, расположенных в тканях мышечно-суставного аппарата) в координации движений. Сформулировал представление о синапсе - области контакта нейронов друг с другом, определил его значение в механизмах возбуждения и торможения нервных клеток, участвующих в формировании рефлексов. Установил существование взаимоусиливающих и взаимоослабляющих (антагонистических) рефлексов, открыл феномен облегчения рефлексов. Исследовал торможение в спинном мозге и проанализировал явление суммации возбуждений. Открытия Шеррингтона сыграли важную роль в развитии экспериментальной и клинической неврологии, обогатили науку новыми знаниями о механизмах рефлекторной деятельности организма. Шеррингтон создал крупную научную школу в Англии и Америке, его учениками были многие ставшие впоследствии знаменитыми нейрофизиологи. Он состоял членом Академий наук многих стран, в 1920-1925 был президентом Лондонского королевского общества. Награжден орденом "За заслуги", медалью Копли.

Умер Шеррингтон в Истборне 4 марта 1952.

ЛИТЕРАТУРА

Шеррингтон Ч. Рефлекторная деятельность спинного мозга. Л., 1935

ШЕСТОВ ЛЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕФТСБЕРИ АНТОНИ ЭШЛИ КУПЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШИ САНЬ ЦЗИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШИЗОФРЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШИИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШИК БЕЛА

ШИК Бела (Schick, Bela)

(1877-1967), австрийский врач, основоположник современной педиатрии и клинической аллергологии. Родился 16 июля 1877 в Богларе (Венгрия). Окончил университет Карла Франца в Граце (Австрия), в 1900 получил степень доктора медицины. Отслужив полгода в армии, вернулся в Грац, где работал в университетской Клинике детских болезней с К.Пирке. Результаты совместных исследований Пирке и Шика, суммированные в книге Сывороточная болезнь (Die Serumkrankheit, 1905), положили начало медицинской дисциплине, названной ими аллергологией. В 1908 Шик получил место ассистента в Венском университете. Занимаясь изучением скарлатины, первым показал, что ее осложнения имеют аллергическую природу. В 1912 был приглашен на должность приват-доцента кафедры педиатрии Венского университета. Здесь в 1913 разработал способ оценки иммунитета к дифтерии (реакция Шика), принесший ему мировую известность. В 1918 Шик получил место экстраординарного профессора в клинике детских болезней Венского университета. В 1923 переехал в США; работал заведующим педиатрическим отделением больницы Маунт-Синай в Нью-Йорке. В 1925 был избран членом Нью-Йоркской медицинской академии, в 1938 награжден золотой медалью Академии, а также Эддингемской золотой медалью (Англия). В 1954 Американское педиатрическое общество наградило Шика медалью Джона Хауленда. Умер Шик в Нью-Йорке 6 декабря 1967.

Предыдущая страница Следующая страница