Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШИЛ"-"ШУШ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШИЛ"-"ШУШ")

ШИЛЛЕР ИОГАНН ФРИДРИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШИЛЬДКРАУТ ДЖОЗЕФ

ШИЛЬДКРАУТ Джозеф (Schildkraut, Joseph) (1895-1964), Австрия, США; в 1913-1920 у М.Рейнхардта, затем в Нью-Йорке и Голливуде; Лилиом (Liliom, 1921) Ф.Мольнара, Пер Гюнт (Peer Gynt, 1923) Ибсена, Анатоль (Anatol, 1931), Дядя Гарри (Uncle Harry, 1942), Дневник Анны Франк (The Diary of Anne Frank, 1955; экранизация, 1959); фильмы: Жизнь Эмиля Золя (The Life of Emile Zola, 1937, премия "Оскар").

ШИМПАНЗЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШИРАК ЖАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЛЕГЕЛЬ АВГУСТ ВИЛЬГЕЛЬМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЛЕГЕЛЬ КАРЛ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ

ШЛЕГЕЛЬ Карл Вильгельм Фридрих (Schlegel, Karl Wilhelm Friedrich von)

(1772-1829), немецкий критик, философ, филолог и поэт. Брат А.В.Шлегеля. Родился в Ганновере 10 марта 1772. Учился в Геттингене и Лейпциге, опубликовал сборник эссе Греки и римляне (Die Griechen und Rmer, 1797) и Историю поэзии греков и римлян (Geschichte der Poesie der Griechen und Rmer, незаконч., 1798). Характеристики и критические очерки (Charakteristiken und Kritiken, тт. 1-2, 1801) стали образцом новой романтической критики, которая видела первоочередную задачу критика не в том, чтобы судить по априорным критериям, но понять и интерпретировать как само произведение, так и творческую индивидуальность автора. В ведущем периодическом журнале романтиков "Атенеум" (тт. 1-3, 1798-1800), который, собственно, был его детищем, Шлегель кратко сформулировал новые взгляды на литературу, искусство, философию и религию. Незаконченный экспериментальный роман Люцинда (Lucinde, 1799; рус. перевод 1935), иногда порицаемый как манифест романтической "аморальности", обладает прежде всего автобиографической ценностью, отражая нравственные воззрения Шлегеля и его чувства к Доротее (дочери философа М. Мендельсона, 1729-1786), на которой он женился в 1804. В 1802 Шлегель читал лекции по философии в Париже, занимался ориенталистикой и издавал журналы "Европа" (1803-1805) и "Поэтический дневник" (1805-1806). В 1808, приняв католичество, он переехал в Вену, стал придворным секретарем, выступал с политической публицистикой. Эпохальный труд Шлегеля О языке и мудрости индейцев (Von der Sprache und Weisheit der Inder, 1808) положил начало сравнительно-историческому языкознанию, а также индологии; продолжателем этого дела стал его брат. В венский период Шлегель читал и публичные лекции, изданные затем отдельными книгами, - О новой истории (ber die neuere Geschichte, 1811); История древней и новой литературы (Geschichte der alten und neuen Literatur, тт. 1-2, 1815), ставшая вехой в истории мировой литературы; Философия жизни (Philosophie des Lebens, 1828) и Философия истории (Philosophie der Geschichte, тт. 1-2, 1829). Растущий консерватизм Шлегеля ярко проявляются в издаваемых им влиятельных журналах; он даже переработал многие свои прежние работы, примиряя их с католицизмом. Последний цикл лекций, читанный в Дрездене и опубликованный в 1830 под названием Философия языка и слова (Philosophie der Sprache und des Wortes), оборвала смерть Шлегеля, последовавшая 11 января 1829. Фридрих Шлегель был идеологом немецкого романтизма, основоположником современной "истории идей", или "истории духа" (Geisteswissenschaft), и современной исторической науки.

ЛИТЕРАТУРА

Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика, тт. 1-2. М., 1983

ШЛЕЙДЕН МАТТИАС ЯКОБ

ШЛЕЙДЕН Маттиас Якоб (Schleiden, Matthias Jakob)

(1804-1881), немецкий ботаник. Родился 5 апреля 1804 в Гамбурге. Изучал право в Гейдельберге, ботанику и медицину в университетах Геттингена, Берлина и Йены. Профессор ботаники Йенского университета (1839-1862), с 1863 - профессор антропологии Дерптского университета (Тарту). Основное направление научных исследований - цитология и физиология растений. Будучи противником узко систематического подхода к ботанике, он предпочитал заниматься микроскопическими исследованиями растений и изучением их физиологии. В 1837 Шлейден предложил новую теорию образования растительных клеток, основанную на представлении о решающей роли в этом процессе клеточного ядра. Он полагал, что новая клетка как бы выдувается из ядра и затем покрывается клеточной стенкой. Несмотря на свою ошибочность, эта теория имела положительное значение, т.к. привлекла внимание исследователей к изучению строения клетки и ядра. Исследования Шлейдена способствовали созданию Т.Шванном клеточной теории. Известны работы Шлейдена о развитии и дифференцировке клеточных структур высших растений. В 1842 он впервые обнаружил ядрышки в ядре. Среди наиболее известных трудов ученого - книга Основы ботаники (Grundzge der Botanik, 1842-1843), ознаменовавшая собой появление современной научной ботаники. Умер Шлейден во Франкфурте-на-Майне 23 июня 1881.

ЛИТЕРАТУРА

Шванн Т. Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений. М. - Л., 1939

ШЛЕЙЕРМАХЕР ФРИДРИХ

ШЛЕЙЕРМАХЕР, ФРИДРИХ ДАНИЕЛЬ ЭРНСТ

(Schleiermacher, Friedrich Daniel Ernst)

(1768-1834), немецкий теолог и философ, родился 21 ноября 1768 в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) в семье реформатского капеллана. Учился в гимназии гернгутерской братской общины, в семинарии гернгутеров, а в 1787-1789 - в университете Галле, в 1794 стал пастором. Был домашним учителем, проповедником во многих церквах, а с 1804 - экстраординарным профессором и университетским проповедником в Галле. В 1809 Шлейермахер стал проповедником в берлинской церкви св. Троицы и профессором теологии в только что основанном Берлинском университете. Оба поста он занимал до конца жизни. Шлейермахер оказал сильное влияние на теологическую мысль несколькими своими трудами. Среди них - Речи о религии к образованным людям, ее презирающим (Ueber die Religion. Reden an die Gebildeten unter ihren Verchtern, 1799); Монологи (Monologen, 1800); Принципы критики существующих этических систем (Grundlinien einer Kritik der bisherigen Sittenlehre, 1803); Христианская вера по принципам евангелической церкви в систематическом изложении (Der christliche Glaube nach den Grundstzen der evangelischen Kirche im Zusammenhang dargestellt, 1821-1822; сам автор кратко называет данную работу Glaubenslehre, т.е. Вероучение или Догматика). В Берлине, этой цитадели немецкого рационализма, он сдружился с Людвигом Тиком, Фридрихом Шлегелем, Новалисом. В противовес рационалистам и вслед за романтиками он настаивал на необходимости нравственного совершенствования, рассматривая его как долг индивида по отношению к себе и к обществу и, одновременно, как процесс слияния индивида с Божеством. Талантливый оратор, Шлейермахер был, по-видимому, первым представителем романтизма в теологии, обратившимся к широкой аудитории. Умер Шлейермахер в Берлине 12 февраля 1834.

См. также ГЕРМЕНЕВТИКА.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. СПб, 1994

ШЛИМАН ГЕНРИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШМИДТ ХЕЛЬМУТ

ШМИДТ Хельмут (Schmidt, Helmut Heinrich Waldemar)

(р. 1918), западногерманский политический деятель, пятый канцлер Федеративной Республики Германии (1974-1982). Родился 23 ноября 1918 в Гамбурге в семье учителя; вырос в рабочем районе города Бармбеке. В гимназии являлся членом Гитлерюгенда, позднее участвовал в программе национальной поддержки рабочих. В годы Второй мировой войны - оберлейтенант, награжден орденом "Железный крест". Позже, находясь в английскому плену, познакомился с социал-демократическими идеями. Окончил Гамбургский университет в 1949. В годы учебы стал членом Социал-демократической партии. В 1953 был избран в бундестаг. В 1962-1965 исполнял обязанности министра иностранных дел свободного города Гамбург. В 1968 - заместитель председателя своей партии; в 1969, после того как В.Брандт возглавил коалиционное правительство, стал министром обороны. В 1972 - министр экономики и финансов, спустя год - министр финансов. Преемник Брандта после отставки последнего в 1974. Шмидт продолжал возглавлять коалицию на выборах 1976 и 1980. Однако упадок западногерманской экономики развенчал популярность, которой социал-демократы пользовались в течение десятилетий своего пребывания у власти. Шмидт ушел в отставку 1 октября 1982, но оставался членом бундестага до 1987. Автор ряда книг по политике и международным отношениям.

ЛИТЕРАТУРА

Шмидт Г. На благо Германии: пути выхода из кризиса. М., 1995

ШОК

ШОК - состояние прострации и прогрессирующей сосудистой недостаточности, вызываемое чрезвычайными потрясениями или травмами и сопровождающееся глубоким угнетением обмена веществ.

Классификация. Термином "шок" обозначают различные состояния, не все из которых могут быть причислены к истинному шоковому синдрому. Например, шок, возникающий при шоковой терапией психически больных, имеет совершенно иные симптомы и последствия. Во время Первой мировой войны часто говорили о защитном шоке, который вообще не имеет отношения к шоковому синдрому и позднее получил более правильное психиатрическое название. При введении небольших количеств того белка, к которому организм раньше был сенсибилизирован большой его дозой, развивается анафилактический шок; аналогичное введение гистамина вызывает гистаминовый шок. Эти виды шока имеет некоторые общие черты с шоковым синдромом, а именно коллапс (сосудистая и дыхательная недостаточность), низкое кровяное давление. Однако его главные проявления обусловлены не потерей жидкой части крови, а обширным спазмом гладкой мускулатуры с одышкой и застоем крови в капиллярах. Объем крови может оставаться нормальным.

Шоковый синдром. Виды шока, вызывающие характерный шоковый синдром, обычно включают травматический, хирургический, геморрагический, акушерский, анестезиологический, терапевтический и ожоговый шок. Одно время различали первичный и вторичный шок, но это деление устарело. Шок может протекать в легкой или тяжелой форме. В типичных случаях у больного развивается апатия и постепенная потеря сознания, хотя иногда имеют место беспокойство и возбуждение. Реакция на внешние раздражители и боль снижена. Больной бледен, кожа холодна на ощупь; губы и ногти синеватого цвета, видны крупные капли пота. Появление на поздних стадиях характерной "мраморности" кожи конечностей - грозный прогностический признак. Тонус мышц снижен, резко снижено и кровяное давление. Пульс обычно учащенный, слабый, нитевидный. Дыхание ослаблено и поверхностно, температура тела ниже нормы. Степень падения кровяного давления указывает на тяжесть шока. Симптомы могут развиваться очень быстро либо в течение нескольких часов. Лечебные мероприятия зависят от вида шока.

ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ

ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ (псевд.; наст. имя - Соломон (Шолом Нохумович) Рабинович)

(1859-1916), еврейский писатель. Родился 2 марта 1859 в Переяславе (Россия, ныне на Украине). Учился в хедере, изучал иврит, с семнадцати лет зарабатывал на жизнь репетиторством. Когда он влюбился в одну из учениц, ее отец прогнал его из имения. Прослужив несколько лет "казенным" раввином в местечке Лубен, Шолом-Алейхем женился на Ольге Лоев в 1883, а двумя годами позже умер ее отец, оставив большое имение. К 1900 Шолом-Алейхем потерял состояние и отошел от дел, чтобы посвятить себя литературе. Погромы 1905 заставили Шолом-Алейхема покинуть Россию. Он предпринял поездку с лекциями по Европе, но обострение легочной болезни в 1908 вынудило его оставить это предприятие, и вплоть до начала Первой мировой войны писатель с семьей жил в Италии и Швейцарии. Война застала их в Германии, откуда они поспешили уехать в Данию и в том же году перебрались в Нью-Йорк, где Шолом-Алейхем умер 13 мая 1916. Первые свои произведения Шолом-Алейхем писал на иврите, по-русски и на идише. Памфлет Суд над Шомером (Шомерс Мишпат, 1888), высмеивавший беллетриста Шомера (Н.М. Шайкевича), и успех основанной им "Еврейской народной библиотеки" (1888-1889) узаконили идиш в качестве полноправного литературного языка. Шолом-Алейхем умел передать полноту и выразительность, юмор и лиризм языка идиш. Писатель творил свой собственный мир, населяя его евреями всех разновидностей, какие только водились в России на рубеже столетий. Каждый характер - полнокровная личность, с ее неповторимым своеобразием. Имена некоторых его героев превратились у евреев в имена нарицательные. Комическое у Шолом-Алейхема - это "смех сквозь слезы", снискавший ему любовь и признательность мирового еврейства. Книги Шолом-Алейхема пользуются чрезвычайным успехом и переведены на множество языков. В их числе Тевье-молочник (Тевье дер мильхигер); пьеса Рассеянные и гонимые (Цезейт ун цершпрейт, пост. 1905); Потоп (Дер Мабл); Менахем-Мендл; роман из актерской жизни Железнодорожная история (2 тт., 1909); Кровавая шутка (Дер блутигер шпас) - рассказ, в основу которого положен судебный процесс в Киеве по делу М.Бейлиса, обвинявшегося в ритуальном убийстве (1912-1913; театральная постановка 1914 Трудно быть евреем - Швер цу зайн а йид); Крупный выигрыш (Дос гройсе гевинс, 1915); автобиография С ярмарки (Фунем ярид).

ЛИТЕРАТУРА

Беленький С.С. Шолом-Алейхем - писатель и человек. М., 1984 Шолом-Алейхем. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1988-1990 Шолом-Алейхем. Мир вам! М., 1990 Шолом-Алейхем. Блуждающие звезды. М., 1994

ШОЛОХОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШОЛТИ ГЕОРГ

ШОЛТИ Георг (Solti, Georg) (1912-1997), венгерский дирижер, известный своими блестящими, полными силы интерпретациями, которые, при всем динамизме, всегда точно передавали замысел композитора. Став музыкальным директором Чикагского симфонического оркестра (c 1969 по 1991), Шолти вывел этот коллектив в первый ряд мировых симфонических оркестров. Шолти родился 21 октября 1912 в Будапеште. Учился у двух знаменитых музыкантов - по фортепиано у Э.фон Дохнаньи и по композиции у З. Кодая. Дебютировал в Будапештской опере в 1938, но вскоре как еврей подвергся репрессиям и был вынужден в 1939 покинуть Венгрию. Во время Второй мировой войны дирижировал в оперном театре Цюриха (Швейцария). В 1946-1952 был художественным руководителем Баварской оперы, в 1961-1971 - театра "Ковент-Гарден" в Лондоне, руководил также Оркестром Парижа и парижской "Опера". В 1971 принял британское гражданство, а в 1972 был возведен в рыцарское достоинство. Шолти сделал много звукозаписей, самая популярная из них - запись вагнеровского Кольца нибелунга с Венским филармоническим оркестром. В 1983 был приглашен на три года руководителем всемирно известного вагнеровского фестиваля в Байройте. Умер Шолти в Антибе (Франция) 5 сентября 1997.

ШОНГАУЭР МАРТИН

ШОНГАУЭР Мартин (Schongauer, Martin)

(1435/1440-1491), немецкий живописец и гравер. Родился в Кольмаре (Эльзас), умер в Брейзахе (Баден). О его жизни известно мало. Юность он провел в Нидерландах, возможно, работая в мастерской Рогира ван дер Вейдена. Живописные произведения Шонгауэра сохранились только во фрагментах, а единственная, несомненно принадлежащая ему работа - алтарный образ в церкви Сен Мартен в Кольмаре Мадонна в беседке из роз (1465-1470). В этом произведении сочетаются изящество и монументальность, что необычно для немецкой живописи той эпохи. Скорее всего, кисти Шонгауэра принадлежат также створки Алтаря Орлие (1465-1470, Кольмар, музей Унтерлинден) и две маленькие картины - Святое семейство (ок. 1480, Мюнхен и Вена) и Поклонение пастухов (ок. 1480, Берлин - Далем). В последние годы жизни Шонгауэр написал фреску Страшный суд (1489-1491) в соборе Брейзаха, но она сохранилась лишь частично. Значение творчества Шонгауэра определяется его вкладом в развитие гравюры. На всех сохранившихся 115 гравюрах мастера стоит его монограмма, которую нередко использовали и другие граверы этого времени. Гравюры, относящиеся к раннему периоду его творчества, достаточно большие по размерам и сложные по композиции. Среди них: Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Успение Богоматери, Искушение св. Антония и Несение креста (все после 1470). Самое значительное произведение Шонгауэра - серия из 12 листов Страсти Христовы. Гравюры позднего периода творчества Шонгауэра отличаются экономным использованием выразительных средств; в таких листах, как Явление Христа Марии Магдалине, большие пустые пространства белой бумаги эффектно контрастируют с густым переплетением штрихов. Орнаментальные и геральдические композиции Шонгауэра принадлежат к числу наиболее изящных произведений позднеготической графики. Он значительно расширил арсенал выразительных средств гравюры, очень точно и тонко передавая в своих произведениях характер пространства и разнообразие фактур предметов при помощи светотени. Многие гравюры мастера стали образцами для других граверов, живописцев и скульпторов не только в Германии, но и во Франции и Италии.

ШОПЕН ФРИДЕРИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШОПЕНГАУЭР АРТУР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШОССОН ЭРНЕСТ

ШОССОН, ЭРНЕСТ АМЕДЕ (Chausson, Ernest Amde) (1855-1899), французский композитор. Родился 20 января 1855 в Париже. По настоянию отца изучал юриспруденцию в Парижском университете. Диплом, полученный в 1877, принял равнодушно, полагая, что его призвание - литература, искусство и музыка. К музыке обратился под влиянием своей близкой подруги, госпожи де Рессак, но особую роль в его выборе сыграли оперы Вагнера, которые он слушал в Мюнхене. В 1879 Шоссон поступил в Парижскую консерваторию, где занимался вначале у Ж.Массне, а затем у С.Франка, став его учеником. Защищая права молодых музыкантов, стал секретарем (наряду с В. д'Энди) Национального музыкального общества и поддержал К.Дебюсси (впоследствии близкого друга) на его тернистом пути к триумфу. Шоссон объездил Европу от Чехословакии до Испании, но был особенно привязан к итальянскому городку Фьезоле, где часто отдыхал, и Брюсселю, который всегда оказывал его музыке более теплый прием, чем родной Париж. Умер Шоссон в Лиме (департамент Сены и Уазы) 10 июня 1899 от ушибов, полученных при падении с велосипеда. Наиболее известные сочинения композитора - симфония си-бемоль мажор, op. 20 (1889-1890) и поэма (Pome) для скрипки с оркестром, ор. 25 (1896). Среди произведений, которые исполняются реже, - трио соль минор, ор. 3 (1881), симфоническая поэма Вивиана (Viviane), ор. 5 (1882), Поэма любви и моря (Pome de l'amour et de la mer) для голоса с оркестром, ор. 19 (1882-1892), камерное сочинение концерт (Concert) ре мажор, ор. 21 (1889-1891), музыка к Легенде о святой Цецилии (La Lgende de Sainte Ccile), ор. 22 (1892), квартет ля мажор, ор. 30 (1897), сочинение для оркестра Праздничный вечер (Soir de fte), ор. 32 (1898), незаконченный струнный квартет до минор, ор. 35 (1899) и многочисленные песни (Mlodies). Единственная опубликованная опера Шоссона Король Артюс (Le Roi Arthus), ор. 23 (1866-1895), несмотря на свои несомненные достоинства, не исполняется (единственная постановка в 1903 в Брюсселе). Шоссон способствовал развитию французской песни, добиваясь полного слияния голоса, поэтического текста и инструментального сопровождения. В своем творчестве он был не новатором, а завершителем, доводящим до совершенства дело своих предшественников, он избегал крайностей и эмоциональных всплесков, отдавая предпочтение глубокому лиризму, изысканности выражения и отточенной форме. Его музыка занимает особое место между драматическим, проникнутым мистикой романтизмом Вагнера и Франка и "воздушным" импрессионизмом Дебюсси.

ШОСТАКОВИЧ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШОТЛАНДИИ ЦЕРКОВЬ

ШОТЛАНДИИ ЦЕРКОВЬ - национальная церковь Шотландии, исповедующая кальвинизм и организованная по пресвитерианскому типу церковного устройства. Окончательный организационный облик приняла в конце 16 в. под влиянием Джона Нокса и при поддержке шотландских "лордов Конгрегации" (группы протестантских лордов, объединившихся в антикатолическую Конгрегацию). Пресвитерианство отказалось от католического богослужения и епископальной системы церковного устройства, приняв Шотландское исповедание, литургию Нокса и Первую книгу послушания (замененную в 1581 на Вторую книгу послушания). Этим новшествам воспротивились Стюарты, приверженцы эрастианства (подчинения церкви государству). Противодействие прекратилось только после подписания Национального ковенанта (1638) и Торжественной лиги и ковенанта (1643), в соответствии с последним документом Церковь Шотландии приняла в качестве норм вероучения, богослужения и церковного устройства "четыре пункта единообразия": Вестминстерское исповедание, Большой и Краткий катехизисы, Руководство по общественному богослужению и Форму управления пресвитерианской церковью. После Реставрации (1660) и "убивания времени" ковенантерами пресвитерианство в качестве государственной формы религии было гарантировано Революционным урегулированием (1690) и Актом об унии Шотландии с Англией (1707). В следующие два столетия основные расколы происходили по вопросам контроля со стороны государства. Главными сепаратистскими церквами были Первая сецессионистская церковь (1733), Утешающая церковь (1761), Свободная церковь (1843) - все пресвитерианские. В 1929 произошло слияние Объединенной свободной церкви и Государственной церкви в Церковь Шотландии. В 1995 Церковь Шотландии насчитывала ок. 1 млн. членов.

ШОТЛАНДИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШОУ ДЖОРДЖ БЕРНАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШОУ ИРВИН

ШОУ Ирвин (Shaw, Irwin)

(1913-1984), американский прозаик и драматург. Родился 27 февраля 1913 в Нью-Йорке. После окончания в 1934 Бруклинского колледжа зарабатывал на жизнь сочинением радиосериалов. Литературную известность ему принесла пьеса Предайте мертвых земле (Bury the Dead, 1936). Свое неприятие войны Шоу высказывает устами погибших солдат, которые, восстав из мертвых, обращаются к зрительному залу. С началом Второй мировой войны пацифист Шоу пошел добровольцем на фронт. Опыт военных лет лег в основу его лучшего романа Молодые львы (The Young Lions, 1948). Следующий роман Шоу, Спертый воздух (The Troubled Air, 1951), передает инквизиторскую атмосферу эпохи маккартизма. В Двух неделях в чужом городе (Two Weeks in Another Town, 1960) описывается жизнь группы киношников в Риме. Богач, бедняк (Rich Man, Poor Man, 1970) - семейная хроника послевоенных лет, изображающая американский национальный характер и отдельные человеческие судьбы на фоне значительных общественных событий. Нищий, вор (Beggarman, Thief, 1977) - вторая часть дилогии о Джордахах. В сборнике Рассказы: пять десятилетий (Short Stories: Five Decades, 1978) представлены лучшие рассказы писателя.

Умер Шоу в Давосе (Швейцария) 16 мая 1984.

ЛИТЕРАТУРА

Шоу И. Солнечные берега реки Леты. М., 1969

ШОУ РОБЕРТ

ШОУ Роберт (Shaw, Robert) (1927-1978), Англия, США; актер, писатель, режиссер; играл в театре "Олд Вик" и шекспировском Мемориальном театре (Стратфорд-он-Эйвон); лондонская сцена: Тигр у ворот (Tiger at the Gates, 1955, в переводе Кристофера Фрая; оригинальное название Троянской войны не будет) Жана Жироду); нью-йоркская сцена: Сторож (The Caretaker, 1961) Х.Пинтера, Физики (Тhe Physicists, 1964) Ф.Дюрренматта, Старые времена (Old Times, 1972), Пляска смерти (The Dance of Death, 1974) А.Стриндберга; фильмы: Из России с любовью (From Russia With Love, 1963), Удача рыжего Коффи (The Luck of Ginger Coffey, 1964, также автор сценария), Человек на все времена (A Man For All Seasons, 1966), Челюсти (Jaws, 1975), Робин и Мэриан (Robin and Marian, 1976); автор драмы Человек в стеклянной кабине (The Man in the Glass Booth, 1968) и романов.

ШОФАР

ШОФАР - древний духовой музыкальный инструмент, бараний рог, в который трубят во время синагогального богослужения на Рош ха-Шана (еврейский Новый год) и Йом-киппур (Судный день, или День искупления). Звуки шофара на Рош ха-Шана толкуются как призыв к покаянию; возник обычай трубить в шофар ежедневно в течение всего месяца, предшествующего Новому году. В древности шофар использовался как сигнальный инструмент для созыва народа и возвещения важных событий, а также во время войны. Звуки шофара обрушили стены Иерихона ("иерихонская труба"). Использование этого инструмента восходит к магическим обрядам доеврейской эпохи. Из шофара можно извлечь только первый и второй обертоны, составляющие квинту. Различают следующие виды игры на шофаре: "текиа" ("трубление") начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности; "текиа гедола" ("большое трубление") длится дольше на верхней ноте (и всегда финальное); "теруа" ("тревога"), серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней; "шеварим" ("тремоло"), быстрое чередование нижней и верхней ноты.

ШПЕНГЛЕР ОСВАЛЬД

ШПЕНГЛЕР Освальд (Spengler, Oswald) (1880-1936), немецкий философ и культуролог. Родился 29 мая 1880 в Бланкенбурге (Германия). Изучал философию, историю, математику и искусство в Мюнхенском и Берлинском университетах, докторскую степень получил в 1904. Работал учителем в Гамбурге. Академическую карьеру начал в Мюнхенском университете в качестве преподавателя математики. Пытался заняться публицистикой, однако после прихода к власти нацистов в 1933 и изъятия одной из его книг вел уединенную жизнь. В 1918 вышел в свет первый том его известного труда Закат западного мира (Der Untergang des Abendlandes, 2 тт., 1918-1922, исправленный вариант первого тома вышел в 1923). В этой самой значительной из своих работ Шпенглер предсказывал гибель западноевропейской и американской цивилизаций, которая последует за жестокой "эпохой цезаризма". Сама история, на его взгляд, есть калейдоскоп из восьми "органических" культурно-исторических типов, или культур: египетской, индийской, вавилонской, китайской, аполлоновской (греко-римской), магической (византийско-арабской), фаустовской (западноевропейской) и культуры майя. Девятая - культура будущего, русско-сибирская. Приводя разнообразные исторические данные, Шпенглер пытался доказать два тезиса в отношении этих культур. Согласно первому тезису, все культуры, которые он рассматривал как "организмы", следуют одной и той же схеме развития и гибели, которая разворачивается в продолжение одного и того же исторического цикла. Все они проходят через стадии пред-культуры, культуры и цивилизации и отмечены кризисами одного и того же типа и аналогичными событиями и фигурами. Так, Александр играет ту же роль в античной культуре, что и Наполеон в западной, аналогично соотносятся Пифагор и Лютер, Аристотель и Кант, стоики и социалисты. Согласно второму тезису, каждая культура обладает своей уникальной "душой", или формой опыта и творчества, которая выражена в искусстве, мышлении и деятельности. Западная "фаустовская" душа характеризуется стремлением к бесконечности, которое одинаково выражено в готическом соборе, исчислении бесконечно малых, музыке Баха, империалистической дипломатии силы, радио и банковском кредите. Среди других значительных работ Шпенглера - Человек и техника (Der Mensch und die Technik, 1931), Годы решений (Jahre der Entscheidungen, 1933), в которых он писал о сложном политическом и духовном положении Германии после Первой мировой войны.

Умер Шпенглер в Мюнхене 8 мая 1936.

ЛИТЕРАТУРА

Шпенглер О. Философия будущего. Иваново-Вознесенск, 1922 Шпенглер О. Пруссачество и социализм. Петроград, 1922 Шпенглер О. Философия лирики. М., 1922 Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. П. - М., 1992 (репринт 1923) Шпенглер О. Закат Европы, т. 2. М., 1998

ШПИНЕЛЬ

ШПИНЕЛЬ - минерал, сложный оксид магния и алюминия MgAl2O4. Название, вероятно, происходит от лат. spinella - маленький шип, шипик (по форме остроконечных октаэдрических кристаллов). Магний и алюминий могут частично замещаться марганцем, железом и хромом. Среди ювелирных разновидностей наиболее ценятся кроваво-красная рубиновая шпинель, розово-красная - балэ-рубин, фиолетово-красная - альмандиновая шпинель, оранжево-красная - рубицелл. Известны также голубые, синие, зеленые, коричневые, желтые и черные шпинели; многие из них имеют собственные названия: плеонаст (или цейлонит), ганошпинель, хлоршпинель и др. Блеск стеклянный. Твердость 8, плотность 3,5-3,6. Благородная шпинель прозрачна. Сингония кубическая. Кристаллизуется в форме октаэдров. Часто образует двойниковые сростки. Встречается шпинель в контактово-метаформических породах (мраморах, гнейсах), в магнезиальных скарнах и в пегматитах. Акцессорный минерал основных изверженных горных пород. Практическую значимость имеет только шпинель ювелирного качества, которая добывается главным образом из россыпей. Изредка ювелирная шпинель встречается в крупных кристаллах массой до 300 каратов. Благородную рубиновую шпинель нередко путали с настоящим рубином. Так, два знаменитых исторических камня из сокровищ британской короны - "Рубин Черного Принца" и "Рубин Тимура" - оказались красной шпинелью. Подобная рубиновая шпинель массой 398,72 каратов венчает корону Российской империи. В Тегеране среди сокровищ иранского шаха имеется красная шпинель массой 500 каратов. Крупнейший образец розовой шпинели был найден в 1985 на Памире и весил 5,1 кг. Прекрасную шпинель добывают из россыпных месторождений Шри-Ланки, другие традиционные поставщики - Мьянма, Таиланд, Индия, Афганистан. Месторождения ювелирной шпинели известны также в Таджикистане и США (округ Франклин, шт. Нью-Джерси). Синтетическую шпинель получают подобно рубину и сапфиру методом Вернейля (см. РУБИН). Ей придают обычно голубую (сапфировую), зеленовато-голубую (аквамариновую) или зеленую окраску. Искусственный александрит также обычно представляет собой шпинель. В отличие от природной синтетическая шпинель имеет спайность, аномальное двупреломление и ярко люминесцирует в рентгеновских лучах.

ШРЕДИНГЕР ЭРВИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШРИ-ЛАНКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШТАРК ЙОХАННЕС

ШТАРК Йоханнес (Stark, Johannes)

(1874-1957), немецкий физик, удостоенный Нобелевской премии по физике 1919 за открытие эффекта Доплера в каналовых лучах и расщепления спектральных линий в электрическом поле. Родился в Шиккенхофе (Бавария) 15 апреля 1874. Изучал химию, физику, математику и кристаллографию в Мюнхенском университете, по его окончании в 1898 работал ассистентом. В 1900-1906 преподавал в Геттингенском университете, в 1906-1909 - профессор Высшей технической школы в Ганновере, в 1909-1917 - в Ахене. В 1917-1920 - профессор университета в Грейсвальде, в 1920-1933 - профессор Вюрцбургского университета, в 1933-1939 - президент Физико-химического института в Берлине, в 1934-1936 - президент Немецкого научного общества. В 1905 Штарк обнаружил эффект Доплера в каналовых лучах. Этот эффект, заключающийся в изменении наблюдаемой частоты волн при движении источника, детектора или их обоих, был известен ранее только в акустике, поскольку земному источнику электромагнитного излучения нельзя было сообщить необходимую скорость, чтобы зафиксировать изменение частоты электромагнитного излучения. В 1902 Штарк предсказал, что каналовые лучи, создаваемые в катодной трубке, движутся достаточно быстро, чтобы мог возникнуть регистрируемый эффект Доплера, и в 1905 он действительно его обнаружил. В 1913 Штарк сообщил о неизвестном ранее явлении - расщеплении энергетических уровней атомов и молекул под действием электрического поля, проявляющемся в сдвиге и расщеплении спектральных линий (эффект Штарка). Штарк был активным оппонентом теории относительности Эйнштейна. В годы гитлеровского режима проявил себя ярым нацистом. В 1947 суд, занимавшийся делами по денацификации, приговорил Штарка к четырем годам исправительных работ за антисемитскую пропаганду. Умер Штарк в Траунштейне 21 июня 1957.

ЛИТЕРАТУРА

Собельман И.И. Введение в теорию атомных спектров. М., 1964

ШТАРКА ЭФФЕКТ

ШТАРКА ЭФФЕКТ - расщепление спектральных линий испускания при воздействии сильного электрического поля на источник излучения. Поле может быть либо внешним по отношению к источнику, либо внутренним, создаваемым соседними атомами или ионами. Эффект назван по имени Й.Штарка, впервые наблюдавшего его в 1913. Он аналогичен эффекту, обнаруженному П.Зееманом в 1896 и состоящему в расщеплении спектральных линий магнитным полем. Эффект Штарка обусловлен тем, что под действием электрического поля облако электронов, окружающих ядро излучающего атома, изменяет свое положение относительно ядра. В результате изменяются энергетические уровни электронов в атоме. Поскольку свет испускается при переходе электрона с одного энергетического уровня на другой, изменение энергетических уровней приводит к изменению спектра испускаемого света. Эффект Штарка - одно из наиболее убедительных подтверждений квантовой теории строения вещества.

См. также ЗЕЕМАНА ЭФФЕКТ.

ЛИТЕРАТУРА

Ельяшевич М.А. Атомная и молекулярная спектроскопия. М., 1962 Фриш С.Э. Оптическая спектроскопия атомов. М. - Л., 1963

ШТАУФЕНЫ

ШТАУФЕНЫ - генеалогическое древо

ШТЕЙНМЕЦ ЧАРЛЗ ПРОТЕУС

ШТЕЙНМЕЦ Чарлз Протеус (Steinmetz, Charles Proteus)

(1865-1923), американский инженер-электротехник. Родился 9 апреля 1865 в Бреслау в Германии (ныне Вроцлав, Польша). Учился в университете Бреслау, окончил Высшую техническую школу в Цюрихе. В 1889 эмигрировал в США. Работал на небольшой электротехнической фирме в Йонкерсе (шт. Нью-Йорк). Под влиянием владельца фирмы Р.Айкемейера заинтересовался электротехникой. Организовал лабораторию, где и выполнил большинство своих исследований. Прежде всего он занялся определением потерь мощности в магнитных материалах, использующихся в электрооборудовании, и получил эмпирическую формулу для расчета потерь на гистерезис (1890-1892). Это позволяло заранее учитывать потери мощности при расчетах трансформаторов, электродвигателей, генераторов переменного тока и других электрических устройств. В 1892 Штейнмец сделал два доклада на эту тему на конференции в Американском институте инженеров-электриков. Работа сразу получила признание, а вычисленные им коэффициенты потерь на гистерезис были включены в электротехнические справочники. Второе важное достижение Штейнмеца - разработка основ символического метода расчета цепей переменного тока, о котором он сделал доклад на Международном электрическом конгрессе в 1893. Метод быстро нашел практическое применение, чему немало способствовали многочисленные лекции на эту тему, прочитанные Штейнмецем, и его книга Математика для инженеров (Engineering Mathematics, 1910). В 1893 фирма Айкемейера влилась в недавно созданную корпорацию "Дженерал электрик", где Штейнмец получил место инженера. Здесь у него появились более широкие возможности для занятий исследовательской работой и внедрения своих изобретений. Вначале он участвовал в создании мощных генераторов для новой гидроэлектростанции на Ниагарском водопаде, предложив множество усовершенствований. Затем, занявшись изучением кратковременных изменений в электрических цепях, исследовал природу молнии и предложил способ защиты от нее линий электропередачи. Кроме того, он занимался проектированием и расчетами светотехнических устройств и крупных электрических машин. Со временем Штейнмец занял пост технического руководителя компании "Дженерал электрик". В 1901 он был избран президентом Американского института инженеров-электриков, а через год стал профессором электротехники в Юнион-колледже. Умер Штейнмец в Скенектади 26 октября 1923.

ШТОКХАУЗЕН КАРЛХАЙНЦ

ШТОКХАУЗЕН Карлхайнц (Stockhausen, Karlhеinz) (р. 1928), немецкий композитор. Один из крупнейших новаторов современного искусства, Штокхаузен открыл новые выразительные возможности в областях электронной, сериальной и алеаторической музыки. Среди главных идей композитора - необходимость воспринимать музыку "точечно". Например, заголовок одного из сочинений - "Моменты" - предполагает, что слушатель наслаждается звучанием каждого отдельно взятого момента, не пытаясь осознать драматургическую взаимосвязь всех моментов. Во многих произведениях Штокхаузена применен принцип алеаторики: исполнитель может располагать фрагменты музыкального материала в произвольных последовательностях, поскольку интерес каждого момента заключен в нем самом и не зависит от положения данного момента внутри целого. Штокхаузен родился в Медрате близ Кельна 22 августа 1928. В 1947 поступил в кельнскую Высшую музыкальную школу, позже учился в Париже у Оливье Мессиана и работал в студии конкретной музыки (musique concrte) Пьера Шеффера. Электронные штудии Штокхаузена (1953-1954) явились первым нотированным и изданным произведением электронной музыки. В 1960-х годах Штокхаузен стал одним из лидеров в области сериальной музыки и одним из первых европейских композиторов, воспринявших рожденную в Америке идею "случайной" - алеаторической музыки, в которой организация при исполнении заданных музыкальных элементов предоставляется случаю. Во многих сочинениях композитора 1960-х годов предусматривается живая интерпретация (live performance) электронных звучаний. Так, в Микрофонии-1 два исполнителя передвигают микрофоны по поверхности там-тама, в то время как другие четыре исполнителя обрабатывают полученные звуки на синтезаторах. Среди прочих сочинений 1960-х годов, относящихся к различным жанрам и стилям, - Телемузыка (Telemusik) (содержащая цитаты из японской традиционной музыки) и Национальные гимны (Hymnen) в электронном и конкретном звучании. В числе самых значительных опусов Штокхаузена: Мера времени (Zeitmae, 1956) - предельно сложная композиция для пяти деревянных духовых; Песнь юношей (Gesang der Jnglinge, 1956) - "конкретная музыка", т.е. музыка, состоящая из натуральных звуков, в данном случае из обработки звуков детских голосов; Группы (Gruppen, 1958) для трех оркестров; Каре (Carr, 1960) для четырех оркестров и певцов; Контакты (Kontakte, 1960) - электронная музыка; Микстура (Mixtur, 1965) для пяти оркестров, стереофонических модуляторов (электронных приборов, изменяющих звук) и громкоговорителей, через которые воспроизводится предварительно сделанная магнитная запись. Многие эссе Штокхаузена по теории музыки опубликованы в немецком ежеквартальном журнале "Ди Райе" ("Die Reihe").

ЛИТЕРАТУРА

Зарубежная музыка. ХХ век, вып. 1. М., 1996

ШТОРМ ТЕОДОР

ШТОРМ Теодор (Storm, Theodor)

(1817-1888), немецкий прозаик и поэт. Родился 14 сентября 1817 в Хузуме (Шлезвиг - тогда датское герцогство). Закончив латинскую школу в родном городе и гимназию в Любеке, изучал право в Кильском и Берлинском университетах. В 1843-1853 имел юридическую практику в Хузуме. Отношения между герцогством Шлезвиг и Датским королевством становились все более напряженными, и Шторм эмигрировал в Пруссию. В 1864, по окончании войны между германскими государствами и Данией (Датская война 1864), в результате которой Шлезвиг отошел от Дании, Шторм вернулся в Хузум и до 1880 занимал там судебные должности. Умер Шторм в Хадемаршене (Гольштейн) 4 июля 1888. Последний великий мастер мелодичной песенной поэзии, Шторм продолжил и довел до совершенства поэтическую традицию, начатую в первые годы 19 в. Л.Тиком. Его Стихотворения (Gedichte, 1852) завоевали ему заметное место среди немецких поэтов-лириков. Прославился же он главным образом новеллами. Все они отражают страх Шторма перед быстротечностью времени - и одновременно утешительное сознание, что он способен его преодолеть. Первой значительной новеллой Шторма была необычайно популярная в 19 в. Иммензее (Immensee, 1850), однако более важными представляются Всадник на белом коне (Der Schimmelreiter, 1888) и его шедевр Aquis submersus (лат. "Поглощение водами") (1876).

ЛИТЕРАТУРА

Манн Т. Теодор Шторм. - В кн.: Манн Т. Собрание сочинений, т. 10. М., 1961 Шторм Т. Новеллы, тт. 1-2. М., 1965

ШТОС ФЕЙТ

ШТОС Фейт (Stoss, Veit)

(1440/1450-1533), немецкий скульптор, живописец и гравер. Местом его рождения была Польша или Германия. По-польски его имя звучит как Вит Ствош или Стош (Wit Stwosz; Stosz). С 1477 по 1496 работал в Кракове. В этом городе он создал одно из своих лучших произведений - алтарь в костеле Девы Марии (1477-1489). С 1496 и до самой смерти в 1533 скульптор работал в Нюрнберге. В стиле и характере композиций произведений Штоса есть близкие параллели позднеготическому искусству Южной Германии. Детали трактованы реалистично; композиции кажутся искусственными и напряженными из-за неестественности поз персонажей и слишком детальной проработки драпировок. Складки одежд зачастую имеют очень сложную форму, их рисунок подчеркивает общее скорбное настроение. Одно из лучших произведений Штоса, исполненных им в Нюрнберге, - скульптурная группа Благовещение (1517-1518) в Лоренцкирхе. Как и краковский алтарь, Благовещение вырезано из дерева, на нем сохранилась полихромная роспись. Штос работал и в камне, он является автором надгробий двух польских архиепископов в соборах городов Влоцлавек и Гнезно.

ШТРАУС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШТРАУС РИХАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШТУРМ ЖАК ШАРЛЬ ФРАНСУА

ШТУРМ Жак Шарль Франсуа (Sturm, Jacques Charles Francois)

(1803-1855), французский математик немецкого происхождения. Родился 29 сентября 1803 в Женеве. В неполные 14 лет закончил Женевский коллеж, поступил в Женевскую академию и в возрасте 24 лет был удостоен премии по математике за работы по сжимаемости жидкостей. В 1836 был избран членом Парижской академии наук. С 1840 - профессор Политехнической школы в Париже, где стал преемником С.Пуассона. Работы Штурма посвящены в основном решению краевых задач уравнений математической физики. С его именем связано создание теории колебаний струны, в рамках которой им вместе с Ж.Лиувиллем решена проблема нахождения собственных значений и собственных функций для обыкновенных дифференциальных уравнений (задача Штурма - Лиувилля). Известно правило Штурма, позволяющее определять число корней алгебраических уравнений, лежащих на заданном отрезке. Умер Штурм в Париже 18 декабря 1855.

ШУБЕРТ ФРАНЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШУМАН КЛАРА

ШУМАН Клара (Schumann, Clara) (1819-1896), немецкая пианистка и композитор, жена композитора Роберта Шумана и дочь известного фортепианного педагога Ф.Вика. Родилась в Лейпциге 13 сентября 1819. Начала давать публичные концерты в возрасте 10 лет. Примерно в это же время Р.Шуман стал учеником Вика. Его симпатия к Кларе, смешанная с восхищением перед ее успехами, постепенно переросла в любовь. 12 сентября 1840 они поженились. Клара всегда превосходно исполняла музыку своего мужа и продолжала играть в концертах сочинения Шумана и после его кончины. Но большая часть ее времени была отдана их восьмерым детям, а впоследствии заботе о Роберте в периоды его депрессий и душевной болезни. После трагической кончины Шумана в 1856 большую помощь Кларе оказал И.Брамс. Шуман в свое время горячо приветствовал Брамса как нового гения немецкой музыки, и Клара поддерживала мнение мужа, исполняя сочинения Брамса. Клара Шуман занимает почетное место среди пианистов 19 в. Будучи настоящим виртуозом, она избегала показного блеска и играла с поэтическим вдохновением и глубоким пониманием исполняемой музыки. Она была выдающимся педагогом и вела класс во Франкфуртской консерватории. К.Шуман сочиняла также фортепианную музыку (ей принадлежит, в частности, фортепианный концерт ля минор), песни и каденции к концертам Моцарта и Бетховена. Умерла Шуман во Франкфурте 20 мая 1896.

ЛИТЕРАТУРА

Житомирский Д., Р. и К. Шуман в России. М., 1962

ШУМАН РОБЕР

ШУМАН Робер (Schuman, Robert)

(1886-1963), французский государственный деятель. Родился 29 июня 1886 в г.Люксембурге. Политическая карьера Шумана началась в 1919, когда он был избран депутатом от департамента Мозель в Национальное собрание Франции (он представлял этот департамент в течение почти 40 лет). После Второй мировой войны Шуман участвовал в организации Народной республиканской партии, объединявшей приверженцев католической церкви. В 1946-1947 Шуман в качестве министра финансов в правительствах Ж.Бидо и П.Рамадье пытался сдержать рост инфляции. Он находился на посту премьер-министра с ноября 1947 по июль 1948 - в период нарастающих экономических трудностей и широкого забастовочного движения. В 1948-1952 занимал пост министра иностранных дел, в 1955-1956 - министра юстиции, с 1958 по 1960 он - председатель Консультативной ассамблеи и Европейского совета. Умер Шуман в Си-Шазель 4 сентября 1963.

ЛИТЕРАТУРА

Зуева К.П. План Шумана и Советский Союз - История европейской интеграции. М., 1995

ШУМАН РОБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШУМАХЕР ПЕДЕР

ШУМАХЕР Педер (Schumacher, Peder)

(1635-1699), датский государственный деятель, канцлер. Родился в Копенгагене в семье немецкого виноторговца 24 августа 1635. Много путешествовал по Европе, учился в Лейдене и Куинз-колледже в Оксфорде. В 1663, вернувшись в Данию, был назначен королевским библиотекарем. Благодаря своей дружбе с Кристофером Габелем в 1665 получил пост секретаря Фридерика III. От королевского советника вырос до главного секретаря, в 1673 стал канцлером. В 1674 получил титул графа Гриффенфельда. Будучи канцлером, проводил политику широкомасштабных реформ, частью которых было учреждение департамента внешней торговли и решение финансовых проблем Дании. В 1670-1676 практически полностью сосредоточил свое внимание на внешней политике, предпринимал сложные маневры по изоляции Швеции и Франции. В годы Голландской войны 1672-1678, которую вел Людовик XIV, Шумахер проводил политику нейтралитета, надеясь пожинать плоды как французских субсидий, так и дружбы с Швецией, однако взошедший на трон Кристиан V воспротивился этой политике и напал на Швецию (т.н. Сконская война 1675-1679). На суше датские армии терпели поражения, но на море Нильс Юль добился ряда впечатляющих побед. В 1676 в результате придворных интриг и военных неудач, ответственность за которые была возложена на Шумахера, он был обвинен в измене и получении взяток и осужден на смертную казнь.

Уже на эшафоте был помилован Кристианом, но оставался в заключении до своей смерти в Тронхейме 12 марта 1699.

ЛИТЕТАТУРА

История Дании с древнейших времен до начала ХХ века. М., 1996

ШУМЕРЫ

ШУМЕРЫ - первый из обитавших на территории Древней Вавилонии (в современном Ираке) народов, достигших уровня цивилизации. Вероятно, еще ок. 4000 до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли с Ираном, Эламом, Ассирией, Индией и районами Средиземноморского побережья шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.

ГУДЕА, правитель Лагаша.

ГУДЕА, правитель Лагаша.

Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и административной властью. Наиболее важными центрами в этот ранний исторический период были города Ур, Урук (Эрех), Умма, Эриду, Лагаш, Ниппур, Сиппар и Аккад - семитское государство на севере Месопотамии. Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости шумеров. Около 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша под властью Гудеа. Она закончилась ок. 2000 до н.э. с усилением Аморейского царства - нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой Хаммурапи. Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.

ЛИТЕРАТУРА

Тураев Б.А. История Древнего Востока, т. 1. М., 1935

ШУШНИГ КУРТ

ШУШНИГ Курт (Schuschnigg, Kurt von)

(1897-1977), канцлер Австрии 1934-1938 вплоть до кризиса 1938, который привел к аннексии страны нацистской Германией. Родился 14 декабря 1897 в Риве на озере Гарда (в настоящее время территория Северной Италии); сын офицера австрийской армии. Получил образование в школе иезуитов; в годы Первой мировой войны проходил службу на итальянском фронте, где попал в плен. После войны получил юридическое образование и работал в Инсбруке. Привлек внимание лидера Христианско-социальной партии И.Зейпеля, который способствовал его успешному избранию в парламент в 1927. В 1932-1934 Шушниг был министром юстиции, а в 1933-1934 министром просвещения. На обоих постах его отличали приверженность жесткому прокатолическому курсу и непримиримая враждебность к марксизму; он был убежденным легитимистом и твердым противником нацистов. 25 июля 1934 занял пост канцлера после убийства Э.Дольфуса. К этому времени социал-демократы были уже разгромлены, и главной задачей Шушнига являлась защита Австрии от насильственного захвата страны нацистами. Как и Дольфус, он полагался на поддержку итальянского диктатора Б.Муссолини, но, в отличие от первого, не наладил хороших личных отношений с дуче. Наиболее приемлемое для самого Шушнига решение - реставрация Габсбургов - не пользовалось поддержкой крупных европейских держав. Австро-германское соглашение 11 июля 1936 гарантировало независимость Австрии как "второму германскому государству", однако носило временный характер. Гитлер постоянно обвинял Шушнига в нарушении соглашения, а в феврале 1938 вызвал канцлера в Германию и вынудил его изменить состав австрийского правительства и передать ряд важных постов нацистам. По возвращении из Германии Шушниг объявил о проведении плебисцита по вопросу о независимости Австрии, но ультиматум со стороны нацистов вынудил его уступить свой пост австрийскому нацисту А.фон Зейсс-Инкварту. 13 марта 1938 произошла аннексия Австрии Германией. Вплоть до 1945 бывший канцлер находился в заключении. В 1945 Шушниг эмигрировал в США, где стал профессором университета Сент-Луиса, а в 1956 получил американское гражданство. В 1968 после отставки вернулся в Австрию. Умер Шушниг в Муттерсе (Австрия) 18 ноября 1977.

Предыдущая страница Следующая страница