Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Р" (часть 5, "РОС"-"РЯД")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 5, "РОС"-"РЯД")

РОССИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОССИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОСТ И РАЗВИТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОСТАН ЭДМОН

РОСТАН Эдмон (Rostand, Edmond)

(1868-1918), французский поэт и драматург. Родился 1 мая 1868 в Марселе. Среди наиболее известных его драм - Принцесса Греза (La Princesse lointaine, 1895), воскрешающая историю провансальского трубадура 12 в. Джауфре Рюделя, и Самаритянка (La Samaritaine, 1897), где на сцену переносится эпизод из Нового Завета. После шумного триумфа стихотворной пьесы Сирано де Бержерак (Cyrano de Bergerac, 1897), действие которой разворачивается во Франции 17 в., Ростан стал одним из самых известных европейских драматургов. Чуть меньший успех имел Орленок (L'Aiglon, 1900) - поэтическая драма о судьбе сына Наполеона. В 1910 была поставлена сатирическая комедия Шантеклер (Chantecler), использовавшая приемы басни о животных. Ростан вдохнул новую жизнь в почти исчезнувшие к тому времени формы - поэтическую драму и романтическую трагедию. Удачный выбор сюжетов, мастерское владение языком и стихосложением немало способствовали его успеху, которого не смогла поколебать позднейшая критика. Довольно рано, в возрасте 33 лет, Ростан был избран во Французскую Академию. Умер Ростан в Париже 2 декабря 1918.

ЛИТЕРАТУРА

Горький А.М. Сирано де Бержерак. Героическая комедия Эдмона Ростана. - В кн.: Горький А.М. Собрание сочинений, т. 23. М., 1953 Луков В.А. Первые пьесы Эдмона Ростана. - В кн.: Проблемы зарубежной литературы XIX-XX вв. М., 1974 Ростан Э. Пьесы. М., 1983 Ростан Э. Пьесы. Самара, 1997

РОСЦЕЛИН ИОАНН

РОСЦЕЛИН Иоанн (Roscelin, лат. Roscellinus)

(ок. 1050 - ок. 1120), французский теолог и логик, основатель философской школы средневекового номинализма. Родился ок. 1050 в Компьене. Некоторое время пробыл в Англии, затем преподавал в Компьене, Безансоне и Лоше, где у него учился Петр Абеляр. Из всего написанного Росцелином до нас дошло только письмо Абеляру, в котором он упоминает несчастье, постигшее Абеляра, и корит своего бывшего ученика за то, что тот оставил его в беде. Взгляды Росцелина известны по изложениям в сочинениях других философов. Из трудов Ансельма Кентерберийского и Иоанна Солсберийского известно, что Росцелин выступал с нападками на философское течение реализма, сторонники которого утверждали, что универсалии (общие понятия) реально существуют в индивидуальных вещах и независимо от них; например, "человек" есть реальность, существующая во всех людях, а "белизна" - реальность, существующая во всех белых вещах. Росцелин же полагал, что универсалии суть просто слова, или сотрясения воздуха (flatus vocis), и настаивал на том, что реально существуют только единичные вещи и нет никаких универсальных реальностей, соответствующих нашим общим понятиям. Эта позиция получила название "номинализма". Абеляр развил концепцию своего учителя, исследуя проблему значения и объясняя, каким образом общие понятия могут обозначать множество индивидуальных вещей. Критика Росцелином учения реалистов об универсалиях втянула его в полемику о догмате Троичности. Если три Лица Троицы суть одна реальность, то Отец и Святой Дух воплотились вместе с Сыном. Ансельм Кентерберийский, поборник реализма, возражал, что если три Лица являются тремя отдельными реальностями, то в таком случае мы приходим к трехбожию (тритеизму). Абеляр, который учился как у реалиста Гильома из Шампо, так и у номиналиста Росцелина, также протестовал против понятия Троицы, на котором настаивал Росцелин. Росцелин был обвинен в тритеизме на соборе в Суассоне (1092), но отверг обвинение и не был осужден, хотя всеобщее возмущение вынудило его бежать из города. Умер Росцелин после 1120.

РОТ ФИЛИП

РОТ Филип (Roth, Philip, р. 1933),

американский писатель. В его творчестве нашли отражение проблемы ассимиляции и самоопределения евреев в Америке. Наряду с С.Беллоу и Б.Маламудом, с которыми его обычно связывают как видного толкователя американо-еврейской темы, Рот - крупнейший представитель современного психологического реализма, хотя в позднем творчестве он исследует природу сексуального влечения и самоанализа с помощью литературных приемов, заимствованных из фантастики и гротеска. Отличительная черта его прозы - исповедальный монолог, пронизанный безудержным юмором, произносимый с истерической энергией и обычно ассоциируемый с героем-повествователем его наиболее известного романа Жалоба Портноя (Portnoy's Complaint, 1969), который грубым эротизмом и саркастическим изображением жизни евреев вызвал бурю негодования в литературных кругах. Родился Рот 19 марта 1933 в Ньюарке (шт.Нью-Джерси). Окончив Бакнеллский университет (1954), до 1957 преподавал литературу в Чикагском университете. Рецензировал кинофильмы и телепрограммы для газеты "Нью рипаблик" ("The New republic"). Первая публикация - сборник повестей и рассказов Прощай, Колумб (Goodbye, Columbus, 1959; Национальная книжная премия, 1960). Автор романов Наплевательство (Letting go, 1962), Она была такая хорошая (When She Was Good, 1967), Грудь (The Breast, 1972), Большой американский роман (The Great American Novel, 1973), Моя мужская жизнь (My Life as a Man, 1974), Литературный негр (The Ghost Writer, 1979), Освобожденный Цукерман (Zuckerman Unbound, 1981), Урок анатомии (The Anatomy Lesson, 1983) и экспериментального произведения Контржизнь (Counterlife, 1986), где через изображение вариантов событий, их противоположностей, исследуется сама природа литературы; а также политической сатиры Наша шайка (Our Gang? 1971), сборника литературно-критических статей Читая себя и других (Reading Myself and Others? 1975).

ЛИТЕРАТУРА

Рот Ф. Она была такая хорошая. М., 1971

РОТКО МАРК

РОТКО Марк (Rothko, Mark)

(1903-1970), американский художник, известный своими абстрактными картинами и декоративными росписями. Настоящее имя художника - Маркус Роткович; он родился 25 сентября 1903 в Двинске, в России (ныне Даугавпилс, Латвия). В 1913 семья эмигрировала в Портленд (шт. Орегон). В 1921 Ротко получил стипендию в Йельском университете, но проучился там только до 1923, а затем уехал в Нью-Йорк. Посещал занятия Лиги изучающих искусство, которые проходили в основном под руководством Макса Вебера, и в 1929 впервые выставил свои работы. Его произведения этого времени представляют собой композиции, романтические по духу и стилистически близкие экспрессионизму. В 1940-е годы живопись Ротко быстро эволюционировала от мечтательных полуабстрактных композиций на сюжеты из греческих трагедий к абсолютно беспредметным формам. К началу 1950-х годов он упростил структуру своих картин до двух, иногда трех зон яркого чистого цвета. С конца 1950-х годов Ротко занимался в основном созданием монументальных композиций для украшения зданий. В 1958 он получил заказ на создание декоративных панно для небоскреба Сигрэм. Однако выполненные художником композиции так и не были установлены на предназначенных для них местах. Девять из них были выставлены впоследствии в галерее Тэйт в Лондоне. В 1961 Ротко получил аналогичный заказ на украшение Холиоук-центра Гарвардского университета. Самая значительная работа Ротко - цикл из 14 картин для капеллы экуменической церкви в Хьюстоне (шт. Техас). Умер Ротко в Нью-Йорке 25 февраля 1970.

РОУ НИКОЛАС

РОУ Николас (Rowe, Nicholas)

(1674-1718), английский драматург, поэт-лауреат (с 1715). Родился в Литтл-Барфорде (графство Бедфордшир) в 1674. Учился на адвоката в "Миддл темпл", стал барристером, после смерти отца получил наследство и занялся литературным трудом. Его наиболее значительные драматургические произведения - Честолюбивая мачеха (Ambitious Stepmother, 1700); Тамерлан (Tamerlane, 1702); Прекрасная грешница (Fair Penitent, 1703); трагедия Джейн Шор (Jane Shore, 1714) и Леди Джейн Грей (Lady Jane Gray, 1716). В некоторых своих пьесах Роу совмещал героическую драму с семейной трагедией. В центре действия обычно героиня, чье бедственное положение вызывает у зрителя жалость и сочувствие. Роу был одним из первых редакторов Шекспира. Подготовленные им пьесы Шекспира увидели свет в 1709. Роу первым ввел в них сохранившееся по сей день деление на акты и сцены, отметил выходы и уходы актеров со сцены и предпослал каждой пьесе список действующих лиц. Умер Роу 6 декабря 1718, похоронен в Вестминстерском аббатстве.

РОУЛЕНДСОН ТОМАС

РОУЛЕНДСОН Томас (Rowlandson, Thomas)

(1756-1827), английский карикатурист, офортист и живописец. Родился 4 июля 1756 в Лондоне. Хотя его имя в свое время было широко известно, о жизни мастера сохранилось мало сведений. В 16 лет благодаря состоятельным родственникам он отправился изучать искусство в Париж. Роулендсон искусно писал портреты и пейзажи, но бросил живопись ради карикатуры, дававшей ему средства к существованию. В его карикатурах социальные темы преобладают над политическими. Первые работы художника в этом жанре датируются 1774. Роулендсон много путешествовал по Англии и Европе, изучая жизнь таверн и игорных домов, которую запечатлел в своих произведениях. Выработаный им стиль позволял подчеркнуть объемность форм, а также острее выявить особенности характеров персонажей. Свои слегка подкрашенные акварелью рисунки он делал тростниковым пером. Роулендсон писал также акварельные пейзажи и жанровые сценки. Его офорты имели вид беглых набросков, он использовал акватинту, раскраску и другие приемы.

Среди наиболее значительных работ Роулендсона

- офорты Лондонский микрокосм (1808, вместе с Пьюджином); Путешествие доктора Синтакса в поисках живописного (1812); Английская пляска смерти (1815-1816). Рисунки Роулендсона находятся в Британском музее и музее Виктории и Альберта в Лондоне, в музее Метрополитен в Нью-Йорке и других галереях. Умер Роулендсон в Лондоне 22 апреля 1827.

РОУЛИНГ УОЛЛЕС ЭДВАРД

РОУЛИНГ Уоллес Эдвард (Rowling, Wallace Edward) (1927-1995), новозеландский политический деятель, лидер лейбористской партии и премьер-министр страны. Родился 15 ноября 1927 в городке Мотушка на северо-западной оконечности Южного острова, где его отец возглавлял местное отделение лейбористской партии. Защитив магистерскую диссертацию по экономике в Кентерберийском университете, Роулинг получил стипендию Фулбрайта, позволявшую заняться преподавательской деятельностью в США. В 1962 он занял место в новозеландском парламенте. В 1969 был избран вице-президентом Лейбористской партии, в 1972 стал ее первым единогласно избранным президентом. В 1972 Роулинг вошел в состав кабинета премьер-министра Нормана Керка (в качестве министра финансов). 6 сентября 1974, спустя неделю после скоропостижной кончины Керка, парламентская фракция лейбористской партии избрала Роулинга преемником Керка. Роулинг ушел в отставку после поражения лейбористов на выборах 1975. Роулинг оставался лидером партии до 1983. В 1985-1988 был послом Новой Зеландии в США, в 1990-1995 - президентом Новозеландского института международных отношений. Умер Роулинг 31 октября 1995.

РОХАС МАНУЭЛЬ АКУНЬЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОШ ХА-ШАНА

РОШ ХА-ШАНА - еврейский праздник, отмечающий начало года в еврейском календаре. Его празднуют в первые два дня еврейского месяца тишри, приходящегося на раннюю осень. Согласно традиции, в это время был сотворен мир. В Пятикнижии первым месяцем года считается нисан, месяц исхода из Египта. И хотя Тора содержит предписание "В седьмой месяц (тишри), в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание" (Лев 23:24), оно не указывает на то, что этот день - день Нового года. Обычай отмечать праздник два дня, а не один восходит к временам Талмуда. Рош ха-Шана - праздничное, торжественное событие и считается днем Суда, когда Бог оценивает действия и поступки всех людей. В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Промежуток между праздниками Рош ха-Шана и Йом-киппур (Судным днем, выпадающем на 10 тишри) оставляет возможность для дальнейшего покаяния. Характерная черта празднования Рош ха-Шана - трубление во время синагогальной службы в шофар. Это действие истолковывают как вызов на суд или призыв к покаянию. Подобно всем еврейским праздникам, этот день проводят в молитве. Рош ха-Шана и Йом-киппур относятся к числу наиболее важных еврейских праздников.

РТУТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУАНДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУАНДА-УРУНДИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУБЕЛЛИТ

РУБЕЛЛИТ - минерал, разновидность бороалюмосиликата турмалина. Название происходит от лат. rubelus - красный. Обладает привлекательной розовой или вишнево-красной окраской (сиберит), обусловленной примесью незначительного количества двухвалентного марганца. Твердость 7-7,5, плотность 3,00-3,25. Блеск стеклянный. Прозрачен или полупрозрачен. Показатели преломления 1,62-1,64. Подобно другим разновидностям турмалина, кристаллизуется в тригональной сингонии. Кристаллы столбчатые или игольчатые, часто радиально-лучистые сростки. Образуется в пегматитах. Ассоциирует с сиреневым силикатом лития и алюминия, кунцитом, лепидолитом, кварцем и др. Прекрасный драгоценный рубеллит известен в Бразилии, на Мадагаскаре, в США (шт. Калифорния), в Италии (о.Эльба). В России встречается на Урале и Кольском п-ове. В Казахстане отмечен в редкометалльных пегматитах (Калба).

См. также ТУРМАЛИН.

РУБЕНС ПИТЕР ПАУЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУБИН

КРИСТАЛЛ РУБИНА, образовавшийся в кальците.

КРИСТАЛЛ РУБИНА, образовавшийся в кальците.

РУБИН

РУБИН

минерал, прозрачная красная модификация корунда - оксида алюминия Al2O3. Название происходит от лат. rubeus - красный. Красный цвет рубина определяется примесью оксида хрома; при увеличении его содержания (до 1,8%) окраска становится более густой (цвета "голубиной крови"). Некоторые рубины обладают шелковистым отливом, который обусловлен включениями тончайших иголочек рутила, расположенных беспорядочно. После нагревания при медленном охлаждении иголочки ориентируются и пересекаются под углом 120°. В таких случаях минерал обычно гранят в виде кабошона, выявляющего "звездчатость" (астеризм) в виде 6-лучевой звезды. Корунд - второй по твердости (9) после алмаза эталонный минерал шкалы Мооса. Плотность 4,0. Показатели преломления довольно высокие, 1,76-1,77. Точка плавления 2030° С, что в значительной мере определяет его промышленное использование. Сингония тригональная. Форма кристаллов преимущественно толстотаблитчатая. Большая часть благородных корундов добывается из россыпей, куда они попадают в результате выветривания материнских пород (метаморфических сланцев, гнейсов, кристаллических известняков). Самые лучшие рубины поступают из Могока (Мьянма), камни несколько более темного оттенка найдены близ Бангкока (Таиланд). Менее яркоокрашенные образцы поставляет Шри-Ланка. Красные корунды несколько худшего качества обнаружены в округе Мэкон (шт. Северная Каролина, США). Рубины ценятся благодаря их насыщенному цвету. Рубины высокого качества, без дефектов, очень редки и стоят дороже алмазов той же массы. Знаменитый звездчатый рубин "Де Лонга" из Мьянмы массой 100 каратов хранится в Американском музее естественной истории (коллекция Дж.П.Моргана), а самый крупный кристалл ювелирного качества "Эдвардс" массой 167 каратов, тоже из Мьянмы, - в Британском музее.

Искусственные корунды. В 1904 французский химик А.Вернейль успешно синтезировал рубин и сапфир. В настоящее время швейцарские, британские, американские и российские предприятия в промышленных масштабах синтезируют корунд, отличить который от природного камня можно только с применением точных оптических приборов и рентгеноструктурного анализа. Важнейшие области использования искусственного рубина - лазерная техника, часовая промышленность, измерительные и авиационные приборы, а также ювелирная промышленность.

РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ

РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич (1829-1894), русский композитор и пианист. Родился 28 ноября 1829 в деревне Выхватинцы в Бессарабии. Начальное музыкальное образование получил под руководством матери; обучался у известного московского пианиста А.И.Виллуана. В возрасте десяти лет Рубинштейн дал свой первый публичный концерт в Москве, затем неоднократно выступал в крупнейших городах Европы. Занимался композицией с немецким теоретиком З.В.Деном в Берлине, несмотря на большой успех, сопровождавший его концерты, решил сократить число выступлений, чтобы получить более основательное музыкальное образование. Через несколько лет, в 1854, Рубинштейн вернулся на концертные подмостки и в течение последующих четырех десятилетий давал множество концертов как в России, так и в европейских странах и США. Вскоре Рубинштейн приобрел славу одного из величайших пианистов эпохи. Он много занимался вопросами музыкального образования в России и стал основателем и директором первой русской консерватории в Санкт-Петербурге (1862); с успехом выступал и как дирижер, был замечательным педагогом. Хотя известность Рубинштейна-пианиста затмевала его композиторские достижения, он был талантливым и плодовитым автором, работавшим в оперном, симфоническом, ораториальном, камерно-инструментальном, романсовом и других жанрах; для фортепиано им создано пять концертов, несколько сонат и до двух сотен отдельных пьес. До сих пор в России пользуются популярностью некоторые романсы Рубинштейна (особенно из цикла Персидские песни) и опера Демон (1871) по поэме Лермонтова. Умер Рубинштейн в Петергофе 20 ноября 1894.

ЛИТЕРАТУРА

А. Рубинштейн. Литературное наследие, тт. 1-3. М., 1983-1986 Хопрова Т. А.Г.Рубинштейн. Л., 1987

РУБИНШТЕЙН АРТУР

РУБИНШТЕЙН Артур (Rubinstein, Artur)

АРТУР РУБИНШТЕЙН

АРТУР РУБИНШТЕЙН

(1887-1982), польский пианист, получивший известность благодаря своими интерпретациям произведений романтического фортепианного репертуара. Родился 28 января 1887 в Лодзи (Польша, входившая в те годы в Российскую империю). Он рано проявил интерес к музыке и в возрасте восьми лет по рекомендации Й. Йоахима (прославленного скрипача, друга И.Брамса) начал изучать в Берлине теоретические дисциплины у М.Бруха и фортепианную игру у Г.Барта (ученика Листа). Дебют Рубинштейна состоялся в Берлине в 1898: он выступал с Берлинским симфоническим оркестром. Много концертировал, в частности, впервые посетил Америку в 1906, однако в ту пору критика отнеслась к нему прохладно. Большой успех пришел к Рубинштейну в 1920-е годы, и следующее его турне по США в 1937 стало настоящим триумфом пианиста. В 1941 он избрал США постоянным местом жительства. Рубинштейн был универсальным музыкантом, но вершины своего мастерства демонстрировал при исполнении шедевров великих композиторов-романтиков прошлого столетия - Шопена, Листа, Шумана, Брамса. Его тон был насыщенным и в то же время элегантным, интерпретации отличались широким размахом, крупной архитектоникой, что выделяло игру Рубинштейна среди "аккуратных" и осторожных трактовок романтического репертуара. Пианист сделал много записей на пластинки и опубликовал автобиографическую книгу Годы моей юности (My young years, 1973). Умер Рубинштейн в Женеве (Швейцария) 20 декабря 1982.

ЛИТЕРАТУРА

Хентова С. А. Рубинштейн. М., 1971

РУДОЛЬФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУДОЛЬФ ГАБСБУРГСКИЙ

РУДОЛЬФ ГАБСБУРГСКИЙ (Rudolf von Habsburg)

(1858-1889), талантливый, но родившийся под несчастливой звездой наследный принц Австро-Венгрии. Единственный сын императора Франца Иосифа I и Елизаветы Баварской, он родился 21 августа 1858 в Лаксенбурге близ Вены. Рудольф получил образование, предписанное строгими семейными традициями, и должен был испытать суровость армейской жизни. Однако он проявлял живой интерес к естественным и экономическим наукам, имел способности к языкам, много путешествовал. Наследник поддерживал дружественные, хотя и не афишируемые отношения с журналистами и писал статьи в печатные издания. Рудольфу, как и его матери, был присущ мятежный дух. Его раздражали строгие правила жизни при дворе, он подвергал острой критике - устно и письменно - аристократическое общество. Он симпатизировал Франции, выступал за более мягкую политику в отношении чехов и хорватов. Отец часто осуждал Рудольфа и не допускал его к общественным делам, что сильно задевало чувствительного молодого человека. В 1881 Рудольф женился на бельгийской принцессе Стефании, но их брак оказался неудачным. Эрцгерцог проводил время в тайных романах, последним его увлечением стала баронесса Мария Вечера. 30 января 1889 их нашли мертвыми в уединенном охотничьем замке Майерлинг в 40 км к юго-западу от Вены. Есть основания предполагать, что Рудольф застрелил свою любовницу, а затем и себя.

РУДЫ ОБОГАЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУЖЕ ДЕ ЛИЛЬ КЛОД ЖОЗЕФ

РУЖЕ ДЕ ЛИЛЬ Клод Жозеф (Rouget de Lisle, Claude Joseph)

(1760-1836), французский композитор-песенник. Родился 18 мая 1760 в Лон-ле Сонье (департамент Юра). Получил образование в Школе военных инженеров в Мезьере и дослужился до звания майора в 1796, но затем вышел в отставку и влачил жалкое существование, зарабатывая на пропитание перепиской нот. Величайшим достижением Руже де Лиля стало сочинение слов и музыки Марсельезы (La Marseillaise) ночью с 25 на 26 апреля 1792, в доме мэра Страсбурга. Названная Боевой песней Рейнской армии, Марсельеза вскоре стала маршем революционных отрядов из Марселя и затем - самой популярной песней Французской революции. Руже де Лиль провел некоторое время в тюрьме, был освобожден после смерти Робеспьера и сочинил в 1794 Песню 9 термидора (Le chant du 9 Thermidor). В 1825 он опубликовал сборник Пятьдесят французских песен (Cinquante chants franais). Умер Руже де Лиль в полном забвении в Шуази-ле Руа (ныне департамент Валь-де-Марн) 27 июня 1836.

ЛИТЕРАТУРА

Радиге А. Французские музыканты эпохи Великой Французской революции. М., 1934

РУЗВЕЛЬТ ТЕОДОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУЗВЕЛЬТ ФРАНКЛИН ДЕЛАНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУКОКРЫЛЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУМЫНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУО ЖОРЖ

РУО Жорж (Rouault, George)

(1871-1958), французский живописец и график, постимпрессионист. Родился в Париже 27 мая 1871. В юности учился у мастера витражной живописи; тогда впервые проявились его необычные художественные способности. Учился в Школе изящных искусств, где был любимым учеником Гюстава Моро. Собственный стиль художника, сформировавшийся к 1903, замечателен своей мощью и энергией. Формы в его полотнах упрощены или искажены, очерчены толстыми черными контурами и окрашены в глубокие яркие цвета. Данный прием возник как воспоминание о работе в мастерской первого учителя Руо - витражиста. Художник мастерски использует этот стиль для нагнетания трагизма при создании картин на религиозные сюжеты или для выявления некой таинственной силы зла в изображении современных ему персонажей. В 1910 прошла его первая персональная выставка. Кроме картин на религиозные сюжеты, следует отметить выполненную им с 1903 по 1907 серию изображений проституток и серию Судьи. Эти персонажи трактуются у Руо как олицетворение зла и морального разложения в современном обществе. В формировании отношения автора к этим людям важную роль сыграли его дружба с писателем Леоном Блуа и обращение к христианству. Руо использовал в своем творчестве и образ клоуна, который, очевидно, символизировал для него участь художника или пророка, отделенного от своих собратьев. Над своими произведениями Руо работал очень долго, зачастую более двадцати лет. В 1947 он сжег 313 своих картин, которые счел плохими. Среди графических работ мастера следует выделить серию Мизерере и война, созданную в 1916-1918 и 1920-1927, а также цветные гравюры 1930-х годов. Умер Руо в Париже 13 февраля 1958.

ЛИТЕРАТУРА

Сарабьянов Д. Жорж Руо. - Творчество, 1968, № 6

РУПЕРТ

РУПЕРТ (нем. Рупрехт) (Rupert, нем. Ruprecht)

(1619-1682), прозванный в Англии принцем Рупертом, Рейнский пфальцграф, герцог Баварский. Руперт, третий сын Фридриха V, курфюрста Рейнского и короля Чехии (как Фридрих I, т.н. "Зимний король", 1619-1620), и Елизаветы, дочери короля Англии Якова I, родился в Праге 17 декабря 1619. В 1620, вскоре после начала Тридцатилетней войны, Фридрих потерпел поражение при Белой Горе, дальнейшие кампании также складывались для него неудачно, и в 1622 он и вся его семья были вынуждены искать убежища в Голландской республике. В 1635 Руперт поступил в лейб-гвардию принца Оранского, а в 1636 посетил в Англии своего дядю Карла I, произведя на него самое благоприятное впечатление. В 1638 принял участие в Тридцатилетней войне, однако попал в плен и три года провел в Австрии. После освобождения Руперт отправился в Англию, когда в 1642 началась гражданская война, присоединился к Карлу I, который назначил его командующим кавалерией и наделил широчайшими полномочиями. В сражениях Руперт обнаруживал самозабвенную отвагу, однако его излишняя пылкость и самоуверенность явились основными причинами того, что битва при Эджхилле (1642) имела сомнительный исход, а при Марстон-Муре (1644) и Нейсби (1645, здесь Руперт был уже главнокомандующим) роялисты потерпели сокрушительные поражения. Высокомерие Руперта навлекло на него враждебность английской знати, однако он все же достиг ряда заметных успехов, разбив Гемпдена при Чалгроув-Филде (1643, сам Гемпден был здесь смертельно ранен), взяв Бристоль (1643) и сняв осаду с Ньюарка и Йорка (1644). В 1644 Карл назначил Руперта главнокомандующим, однако сместил его в 1645, после сдачи Бристоля. В 1646-1648 Руперт возглавлял английские части в составе французской армии. В 1649 его с флотом в 8 кораблей отрядили на оказание помощи роялистам в Ирландии, однако флот парламента под командованием Р. Блейка оттеснил Руперта на юг, к Лиссабону (1650), а затем в Средиземное море, где Руперт нанес большой урон купцам новой Английской республики. Заново снарядив флот, он в 1651 крейсировал возле Азорских островов, а год спустя в Вест-Индии, где потерял несколько кораблей. В 1654-1660 Руперт находился в Германии, но после Реставрации в 1660 вернулся в Англию. Назначенный адмиралом Белой эскадры, он внес весомый вклад в победу над голландцами в 1665 при Соулбее, а в 1666 совместно с Дж. Монком добился успеха в других военно-морских операциях. В 3-й англо-голландской войне Руперт командовал совместным англо-французским флотом. Руперт - один из основателей Компании Гудзонова залива и первый ее управляющий. Кроме того, он был талантливым изобретателем, а также превосходным гравером, внедрившим в Англии технику меццо-тинто.

Умер Руперт в Лондоне 29 ноября 1682.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

См. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДО 1917 ГОДА

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕ 1917 ГОДА

ЛИТЕРАТУРА

История русской литературы, тт. 1-3. М. - Л., 1958-1964 История русской поэзии, тт. 1-2. Л., 1968-1969 Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969 Эйхенбаум Б. О прозе. Л., 1969 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971 Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв. - В кн.: Эпохи и стили. Л., 1973 Гинзбург Л.Я. О лирике, изд. 2. Л., 1974 Кулешов В.И. История русской критики XVIII-XIX вв., 2 изд. М., 1978 История романтизма в русской литературе, вып. 1-2. М., 1979 Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979 История русской литературы, тт. 1-4. Л., 1980-1983 Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984 Иванова Н. Воскрешение нужных вещей. М., 1990 Лотман Ю.М. Избранные статьи, тт. 1-3. Таллинн, 1992-1993 История русской литературы: XX век: Серебряный век. М., 1995 Роднянская И. Литературное семилетие. М., 1995 Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996 Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1996 Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. М., 1998

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДО 1917 ГОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕ 1917 ГОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКОЕ ИСКУССТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССО АНРИ ЖЮЛЬЕН ФЕЛИКС

РУССО Анри Жюльен Феликс (Rousseau, Henri Julien Felix)

(1844-1910), прозванный Таможенником (Le Douanier), французский художник. Родился 20 мая 1844 в Лавале. О годах его молодости почти ничего не известно. Вероятно, он служил некоторое время полковым музыкантом во французской армии в Мехико, затем занимал незначительный пост в налоговой инспекции. В 1885 ушел в отставку и занялся живописью. Руссо был самоучкой; его работы представляют собой настоящее примитивное искусство. Источником вдохновения мастера в ранний период его творчества были народные картинки, с их простыми и яркими цветами и обилием деталей. Постепенно Руссо совершенствовал свой оригинальный художественный метод; монументальность рисунка и безупречное владение живописной техникой вскоре увели его далеко за пределы примитивизма. Значительная часть картин, относящихся к позднему периоду творчества Руссо, - это экзотические пейзажи, фантастические изображения джунглей. Его внимание сосредоточивалось главным образом на придумывании, сочинении картин, а не на использовании впечатлений от натуры, что имело огромное значение для дальнейшего развития живописи в тот момент, когда произошел отказ от импрессионизма. В большой композиции Сон (1910, Нью-Йорк, коллекция Дженис) сочетание реальных и воображаемых пространства и времени предвосхищает опыты сюрреализма. Руссо создал и несколько литературных произведений - мелодрамы, полные той же наивной фантазии, что и его полотна. Умер Руссо в Париже 4 сентября 1910.

АНРИ РУССО. КРЕСТЬЯНСКАЯ СВАДЬБА

АНРИ РУССО. КРЕСТЬЯНСКАЯ СВАДЬБА

ЛИТЕРАТУРА

Перрюшо А. Таможенник Руссо. М., 1994

РУССО ТЕОДОР

РУССО, ПЬЕР ЭТЬЕН ТЕОДОР

(Rousseau, Pierre Etienne Theodore)

(1812-1867), французский живописец и график. Родился 15 апреля 1812 в Париже. Учился у пейзажиста Шарля Ремона, затем у Гийон-Летьера. Руссо был связан с художниками-романтиками 1830-х годов. За картину Вид в окрестностях Гранвиля Руссо получил медаль на Салоне 1834. После того как в 1836 жюри отвергло его картину Спуск коров с высокогорных пастбищ Фосия, Руссо уехал в Барбизон, деревню близ леса Фонтенбло, объединив там вокруг себя других художников-пейзажистов. Таким образом он стал лидером барбизонской школы пейзажной живописи. Для его картин характерно тщательное изучение натуры. Величественность и гармоничная уравновешенность его пейзажей напоминают произведения голландских мастеров 17 в. Умер Руссо 22 декабря 1867.

ЛИТЕРАТУРА

Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962

РУТИЛ

РУТИЛ - минерал, диоксид титана TiO2. Название происходит от лат. rutilus - красный, красноватый. Окраска золотисто-красная, красно-бурая, реже - золотисто-желтая. Богатая железом разновидность рутила - нигрин имеет черный цвет. Блеск сильный - алмазный или полуметаллический. Твердость 6-6,5, плотность 4,2. Хрупок. Сингония тетрагональная. Образует четырехгранные столбчатые кристаллы с резкой продольной штриховкой. Характерны коленчатые двойники. Другая типичная форма кристаллов - тонкие длинные иглы или "волоски" внутри кристаллов горного хрусталя ("волосы Венеры", "стрелы Амура"). В месторождениях образует плотные зернистые либо сливные массы, в россыпях - окатанные зерна. В качестве акцессорного минерала встречается в гранитах, сиенитах, диоритах, габбро и других магматических породах и их пегматитах. Чрезвычайно распространен в метаморфических породах (гнейсах, амфиболитах и др.). Характерный минерал минерализованных трещин в метаформических породах - альпийских жил, где он обычно заключен в кристаллах кварца. Весьма устойчив по отношению к агентам выветривания и поэтому накапливается в россыпях и корах выветривания, возникших за счет рутилоносных пород. Добывается в основном из прибрежно-морских россыпей - современных или погребенных. Рутил - рудный минерал титана. Широко используется в электродной промышленности. Месторождения расположены в Австралии (Новый Южный Уэльс), Индии, Италии, Сьерра-Леоне, ЮАР, США (штаты Флорида и Алабама). В России промышленные концентрации рутила известны на Урале и в Туве. На Украине добывается из погребенных россыпей. Рутил в горном хрустале ("волосатик") - красивый ювелирно-поделочный камень.

РУШДИ САЛЬМАН

РУШДИ, АХМЕД САЛМАН

(Rushdie, Ahmed Salman)

(р. 1947), британский писатель. 14 февраля 1989 иранский лидер аятолла Рухолла Хомейни приговорил Рушди к смерти, издав фетву, в которой осудил роман Сатанинские стихи (1988) за кощунство и вероотступничество. Мусульманам по всему миру была обещана большая награда за приведение этого приговора в исполнение. С тех пор Рушди часто меняет место жительства, его все время охраняет полиция. Родился Рушди 19 июня 1947 в Бомбее в зажиточной мусульманской семье, менее чем за два месяца до обретения Индией независимости от Великобритании. Получил англоязычное образование - сначала на родине, затем в Англии, в Рагби и Кембриджском университете. С 14 лет жил, учился и работал в Англии, время от времени наезжая в Индию и Пакистан (куда перебрались его родственники). Рушди принял британское подданство, и вместо урду (на котором говорили дома) первым его языком стал английский. Первый роман Рушди, Гримус (Grimus, 1975), почти не был замечен. Второй роман, Полуночные дети (Midnight's Children, 1981), получил премию памяти Джеймса Тейта Блэка, литературную премию Союза говорящих на английском языке и Букеровскую премию. Следующий роман, небольшая книга Стыд (Shame, 1983), высмеивает политическую жизнь в Пакистане. Смена личины, когда персонаж выдает себя за другого, повторяется как сатирический прием в романе Сатанинские стихи (The Satanic Verses). Главная мишень его сатиры - британское обращение с этническими меньшинствами. В некоторых главах рассказывается о видениях актера Джибриля, грезящихся ему, когда он исполняет роль архангела Гавриила. Он присутствует при зарождении ислама и передает ответы Аллаха на вопрошания Мухаммада; эти ответы, накапливаясь, составят Коран. По Рушди, восприятие божественного послания подвержено искажениям ввиду человеческой ущербности (иначе говоря, мы слышим то, что хотели бы слышать), и такой ход мысли оскорбит любого фундаменталиста. Среди иных произведений Рушди: Ухмылка ягуара: Путешествие в Никарагуа (The Jaguar Smile: A Nicaraguan Journey, 1980); книга для детей Гарун и море историй (Haroun and the Sea of Stories, 1990); Грезящиеся родные края: Статьи, эссе, критика (Imaginary Homelands: Essays and Criticism, 1991).

РЫБОЛОВСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЫБОПРОМЫСЛОВЫЕ СУДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЫБЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЫСИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЫЦАРСТВО

РЫЦАРСТВО - средневековый социальный институт в странах Западной Европы, служивший выделению феодальной знати из прочих слоев общества. Рыцарство зародилось во Франции, затем, после нормандского завоевания Англии, укоренилось на Британских островах и достигло расцвета к 12 в. Первоначально рыцарями являлись все члены военной дружины крупного феодала (сюзерена), получившие от него в пользование ("держание") земельные владения. Позже рыцарское достоинство стало отличительным знаком класса, отдельным от понятия "держания": оно не передавалось по наследству, а присваивалось сюзереном или другим рыцарем тогда, когда соискатель этого заслуживал. Однако простолюдину было очень непросто войти в этот верхний класс - и не только из-за низкого происхождения, но и в силу отсутствия профессиональных навыков обращения с оружием, какими был обязан владеть всякий рыцарь, а также по причине громадной по тем временам стоимости рыцарского снаряжения. Прежде чем принять посвящение в рыцари, юноша знатного происхождения должен был пройти обучение, главным образом в области военного дела. С 7-8 лет он состоял пажом в замке знатного родственника или сюзерена отца и обучался хорошим манерам, прислуживая за столом господину и госпоже. Одновременно он приобретал навыки обращения с оружием и охоты. В возрасте 15-16 лет подросток становился оруженосцем и получал право сопровождать своего господина в бою. Если оруженосец делом доказывал свою пригодность, господин или другой рыцарь посвящал его в рыцари. При посвящении коленопреклоненному юноше наносился символический удар рукой или мечом (плашмя) по плечу или шее, после чего его облачали в рыцарские доспехи. Позже церковь добавила к церемонии ряд религиозных элементов: так, например, вошло в обычай бдение у алтаря накануне посвящения. Церковь старалась также внедрить представление, что в основе рыцарского духа лежит вера и пылкая преданность христианству.

ЛИТЕРАТУРА

Грановский Т. Лекции по истории Средневековья. М., 1987 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992 Бицилли П. Элементы средневековой культуры. СПб, 1995 История Средних веков, тт. 1-2. М., 1997

РЭЙ МАН

РЭЙ Ман (Ray, Man; Radnitzky, Emmanuel)

(1890-1976), также Эммануэл Радницкий, американский художник, один из представителей дадаизма и сюрреализма. Среди его произведений - конструкции и артефакты, фотографии, фильмы, картины и коллажи, посредством которых художник показывает двусмысленность и абсурдность жизни. Один из артефактов Рэя, названный им Несокрушимый предмет (правда, в конце концов сломанный), представлял собой метроном. Загадка Исидоры Дюкасс являлась неким предметом, завернутым в черную ткань и завязанным веревкой. Рэй изготавливал т.н. "рэйографии", раскладывая на фотобумаге различные предметы, которые оставляли на ее поверхности свои отпечатки. Рэй родился 27 августа 1890 в Филадельфии (шт. Пенсильвания). В юности работал помощником гравера. С 1911 начал посещать галерею Альфреда Стиглица "291", где впервые увидел фотографии произведений Родена, Сезанна и Бранкузи, оказавшие большое влияние на формирование его художественного вкуса. В 1921 он переехал в Париж и участвовал в выставках дадаистов, а позднее сюрреалистов. В тридцатые годы Рэй много занимался фотографией, создавая портреты и сюрреалистические модели одежды, которые публиковались на страницах журнала "Харперс базар". В течение следующих сорока лет жизни Рэй облекал собственные замыслы в любые формы, какие только подсказывала ему фантазия. Пожалуй, одним из важнейших его достижений можно считать эксперименты в области фотографии. Умер Рэй в Париже 18 ноября 1976.

РЭЛЕЙ ДЖОН УИЛЬЯМ

РЭЛЕЙ Джон Уильям (Rayleigh, John William) (1842-1919), английский физик, один из создателей теории колебаний. Родился 12 ноября 1842 в Лэнгфорд-Грове (графство Эссекс) в аристократической семье. Окончил Кембриджский университет (1865), работал в Тринити-колледже. В 1871 основал в родовом имении Тирлинз-Плейс собственную лабораторию. В 1879 после смерти Дж.Максвелла стал профессором Кембриджского университета и директором Кавендишской лаборатории. В 1887-1905 - профессор Королевского института в Лондоне, с 1908 - президент Кембриджского университета. Диапазон научных интересов Рэлея очень широк: акустика, теория колебаний, оптика, молекулярная физика, гидродинамика и др. Исследуя колебания упругих тел (струн, стержней, пластинок), Рэлей в 1873 сформулировал основные теоремы линейной теории колебаний. Впервые обратил внимание на особые свойства нелинейных систем, способных совершать незатухающие колебания без внешнего периодического воздействия (автоколебания). Ввел понятия фазовой и груповой скоростей и получил формулу для последней (формула Рэлея). Решил задачу сложения колебаний со случайными фазами и получил функцию распределения для результирующей амплитуды (распределение Рэлея). Изучал дифракцию, рассеяние и поглощение упругих волн, предсказал (1885) существование особого вида поверхностных волн - "волн Рэлея". Все эти работы легли в основу современной теории колебаний. Рэлей внес большой вклад в создание теории молекулярного рассеяния света. В 1871 он установил закон, согласно которому интенсивность рассеянного средой света обратно пропорциональна 4-й степени длины волны (закон Рэлея), объяснил на основе рассеяния причину голубого цвета неба. В 1894 он вместе с У.Рамзаем открыл аргон, определил его свойства и место в периодической таблице. За эту работу в 1904 был удостоен Нобелевской премии по физике. Рэлей создал многие инструменты и приборы (рефрактометр, дифференциальный манометр, прибор для измерения громкости звука и т.д.). Создал теорию разрешающей способности оптических приборов. Был награжден медалями Б.Румфорда, Копли, М.Фарадея. Умер Рэлей в Тирлинз-Плейсе близ Уитема 30 июня 1919. ЛИТЕРАТУРА Рэлей Дж.У. Волновая теория света. М. - Л., 1940 Рэлей Дж.У. Теория звука. М., Л., 1940-1944

РЭТТИГАН ТЭРЕНС МЕРВИН

РЭТТИГАН Тэренс Мервин (Rattigan, Terence)

(1911-1977), английский драматург, один из самых популярных авторов середины 20 в., мастер т.н "хорошо сделанной пьесы". Теренс Мервин Раттиган родился 10 июня 1911 в Лондоне. Учился в Харроу и Оксфордском университете, где вступил в университетское театральное общество. Его пьеса Первый эпизод (First Episode), написанная совместно с Ф.Хейманом, была поставлена профессиональным театром в 1933, но была почти не замечена критиками. Раттиган не пал духом, бросил учебу и уехал в Лондон, надеясь преуспеть на театральном поприще. Первый успех пришел в 1936 с постановкой фарсовой комедии Французский без слез (French Without Tears), выдержавшей более 1000 представлений. За ней последовали Огни на старте (Flare Path, 1942), Пока сияет солнце (While the Sun Shines, 1943), Любовь в праздности (Love in Idleness, 1944; в США шла под названием О, моя женушка - O Mistress Mine). В США пьесы Раттигана подолгу не сходили со сцены. Сын Уинслоу (The Winslow Boy, 1946), трогательная драма об отце, пытающемся вернуть сыну доброе имя, получила премию нью-йоркских театральных критиков в 1947. Среди лучших пьес Раттигана - Интерпретация Браунинга (The Browning Version, 1948), Глубокое синее море (The Deep Blue Sea, 1952), Отдельные столики (Separate Tables, 1955), Спящий принц (The Sleeping Prince, 1956), Росс (Ross, 1960), Он завещал ее нации (A Bequest to the Nation, 1970) и Во имя любви (In Praise of Love, 1974). Раттиган писал также киносценарии, в том числе киноверсии собственных пьес. Умер Раттиган в Гамильтон (на Бермудах) 30 ноября 1977.

ЛИТЕРАТУРА

Гринберг М. Безобидная дробь насмешек. Коммерция в искусстве или искусство коммерции? - Театр, 1968, № 2

РЯБИНА

РЯБИНА (Sorbus), род листопадных деревьев и кустарников семейства розовых. Более 80 видов из северной умеренной зоны. В Северной Америке примерно шесть видов. Среднего размера деревья с шаровидной кроной, гладкой ароматной корой и тонкими, раскидистыми ветвями. Листья либо простые, зубчатые или зубчато-лопастные, либо сложные непарноперистые. Некоторые виды разводятся как декоративные из-за яркой осенней листвы и густых соцветий белых цветков, которые осенью превращаются в мелкие яблочки обычно красного цвета. Рябина американская (S. americana) - дерево высотой до 9 м, растущее на востоке Северной Америки. Рябина ситхинская (S. sitchensis) - кустарник высотой до 4,6 м с северо-запада континента. Оба вида декоративные. Рябина обыкновенная (S. aucuparia) - евразиатское дерево высотой до 15 м, также разводимое как декоративное и натурализовавшееся в Северной Америке. Плоды некоторых видов рябины съедобны и используются в Европе для приготовления варенья. Т.н. "черноплодная рябина" - на самом деле близкий к рябине вид арония черноплодная (Aronia melanocarpa) из Северной Америки, широко культивируемый ради съедобных плодов.

РЯБИНА АМЕРИКАНСКАЯ

РЯБИНА

РЯБИНА АМЕРИКАНСКАЯ - декоративное дерево семейства розовых. Весной образует красивые соцветия белых цветков, а осенью - оранжево-красные яблочки.

РЯДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница