Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "А" (часть 7, "АЛЮ"-"АНГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 7, "АЛЮ"-"АНГ")

АЛЮМИНИЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЮМИНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЮМИНИЯ СЕМЕЙСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЯБЬЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (4.08.1787 - 22.02.1851), русский композитор. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева - сенатор, президент Берг-коллегии и главноуправляющий межевой канцелярией - дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского университета.

Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (в Ахтырском гусарском и Конноегерском полках). В 1823 вышел в отставку в чине подполковника. Жил в Москве и Петербурге, где сблизился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором А. Н. Верстовским и др. литературными, музыкальными и театральными деятелями. В 1822 в Петербурге в Большом театре были поставлены комическая опера Алябьева "Лунная ночь, или Домовые" и опера-водевиль "Новая шалость, или Театральное сражение". В 1825 вместе с Верстовским Алябьев написал музыку к прологу "Торжество муз" М. А. Дмитриева. Алябьев - автор многих опер-водевилей, которые ставились в театрах Москвы и Петербурга.

Алябьев являлся представителем музыкального романтизма в России, автором классических романсов, таких, как "Соловей" (на слова А. А. Дельвига), "Зимняя дорога" (на слова А. С. Пушкина), "Нищая" (на слова П. Беранже) и "Вечерний звон" (на слова И. И. Козлова). Алябьев написал музыку к ряду драматических спектаклей Большого театра в Москве: "Виндзорские кумушки" (В. Шекспира), "Русалка" (А. С. Пушкина), "Безумная" (И. И. Козлова). Им была написана опера "Аммалат-бек" (1842 - 47) по одноименной повести А. А. Бестужева-Марлинского, а также серия духовных песнопений. В. А. Федоров

АМАДЕЙ

АМАДЕЙ (Amadeus I) (1845-1890), или Амадео Фердинандо Мария, король Испании. Родился 30 мая 1845, второй сын Виктора Эммануила II. Как итальянский принц носил титул герцога Аостского. 16 ноября 1870 был избран кортесами королем Испании. Амадей I не знал испанского языка и встретил предубежденное отношение как со стороны республиканцев, так и со стороны карлистов и церкви. Последняя относилась к нему как к сыну короля, сделавшего папу "узником Ватикана". Его искренние попытки ввести в Испании конституционную монархию не увенчались успехом. После отречения от престола 11 февраля 1873 Амадей вернулся в Италию. Умер Амадей I в Турине 18 января 1890.

АМАДУ ЖОРЖИ

АМАДУ Жоржи (Amado, Jorge)

(р. 1912), бразильский писатель. Его романы переведены почти на 50 языков мира, неоднократно экранизировались, легли в основу театральных и радиоспектаклей, песен и даже комиксов. Родился 10 августа 1912 в Ильеусе (шт. Баия), сын мелкого плантатора. Писать начал с 14 лет. В ранних романах Страна карнавала (O paiz do carnaval, 1932), Мертвое море (Mar morto, 1936), Капитаны песка (Capites da areia, 1937) описывал борьбу трудящихся за свои права. Показателен в этом отношении роман Жубиаба (Jubiab, 1935), герой которого, в детстве беспризорник-попрошайка, делается сначала вором и главарем банды, а затем, пройдя школу классовой борьбы, становится прогрессивным профсоюзным лидером и образцовым отцом семейства. Активист компартии Бразилии, Амаду не раз высылался из страны за политическую деятельность. В 1946 он был избран депутатом Национального конгресса, двумя годами позже, после запрещения компартии, снова был выслан. За последующие четыре года объехал ряд стран Западной и Восточной Европы, Азии и Африки, встречался с П.Пикассо, П.Элюаром, П.Нерудой и другими видными деятелями культуры. По возвращении на родину в 1952 всецело отдался литературному творчеству, став певцом родной Баии, с ее тропической экзотикой и ярко выраженным африканским началом в культуре. Его романы отличает интерес к народным традициям и магическому ритуалу, вкус к жизни со всеми ее радостями. Идеологические установки в творчестве уступают место собственно художественным критериям, действующим в русле того чисто латиноамериканского направления, которое получило в критике название "магического реализма". Начало этим переменам положил роман Бескрайние земли (Terras do sem fim, 1942), за которым последовали другие романы того же направления - Габриэла, корица и гвоздика (Gabriela, cravo e canela, 1958), Пастыри ночи (Os pastores da noite, 1964), Дона Флор и два ее мужа (Dona Flor e seus dois maridos, 1966), Лавка чудес (Tenda dos milagres, 1969), Тереза Батиста, уставшая воевать (Teresa Batista, cansada de guerra, 1972), Засада (Tocaia grande, 1984) и другие. В 1951 Амаду был удостоен Ленинской премии, в 1984 награжден орденом Почетного легиона (Франция).

ЛИТЕРАТУРА

Кутейщикова В.Н. Жоржи Амаду. М., 1954 Жоржи Амаду. Библиографический указатель. М., 1965 Амаду Ж. Избранные произведения, тт. 1-2. М., 1982

АМАЗОНКИ

АМАЗОНКИ - в греческой мифологии, племя женщин-воительниц, обитавшее на краю ойкумены (обитаемой земли). Согласно древней этимологии, название племени означало "лишенные груди", поскольку по преданию амазонки отрезали себе правую грудь, чтобы было удобнее стрелять из лука; однако в искусстве это увечье никогда не отображалось. Один из подвигов Геракла заключался в том, чтобы добыть пояс царицы амазонок Ипполиты. Тесей увез с собою дочь царицы Антиопу, и амазонки пошли походом на Аттику, однако были отбиты; сражение Тесея с амазонками было излюбленной темой греческого изобразительного искусства. Во время осады Трои амазонки сражались на стороне троянцев, и их царица Пенфесилея была убита Ахиллом.

АМАЛЕКИТЯНЕ

АМАЛЕКИТЯНЕ - арабский народ, весьма могущественный в период между исходом израильтян из Египта и правлением царя Саула (ок. 1020 до н.э.). В Библии (Числ 24:20) о них говорится как о "первом из народов" этой эпохи. Амаликитяне (их также называли Аму и Омая) вынуждены были покинуть свои земли в Хиджазе из-за стихийного бедствия и мигрировали через южную Палестину в Египет. Покидавшие Египет израильтяне столкнулись с амаликитянами в Рифидиме, где между ними произошло сражение, не выявившее победителя (Исх 17, 8). Не встретив сопротивления египтян, амаликитянские цари стали править Нижним Египтом как фараоны и взимали дань с Верхнего Египта, Палестины и Сирии. Их столицей был большой укрепленный город Эль-Ариш. Длившийся "из рода в род" (Исх 17, 16) в период Книги Судей конфликт закончился тем, что израильтяне сокрушили могущество амаликитян. Саул с армией, насчитывавшей более 200 тыс. человек (не считая египетских союзников), после длительной осады захватил и разграбил крепость амаликитян, а затем создал царство, простиравшееся от Хавилаха в Сирии до Эль-Ариша. Уцелевшие амаликитяне стали кочевниками и промышляли разбоем.

АМАРГАЗАВР

АМАРГАЗАВР (Amargasaurus)

(Ящер из Ла Амарга, Аргентина)

Анатомия

Amargasaurus cazaui

фотография головы и шеи (фото: (c) 2001 Brendan Smith)

Amargasaurus cazaui

(рисунок: (c) 2001 Shiraishi Mineo)

Амаргазавр (назван так в честь Ла Амарга, каньона в Аргентине,

где он был найден) - зауропод раннего мелового периода.

Эта растительноядная рептилия была до 10 м в длину и весила до 5 тонн.

Амаргазавр имел двойной гребень на шее, спине и хвосте.

Этот гребень мог быть каркасом для своего рода паруса,

выполнявшего роль терморегулятора. Также он мог служить для брачных ритуалов и увеличения видимого размера тела,

отпугивающего хищников. А возможно, гребень мог служить защитой.

Амаргазавр передвигался на четырех конечностях, имел маленькую

голову, длинную шею и очень длинный хвост.

Передние конечности более короткие чем задние.

На всех его слоноподобных конечностях было по пять пальцев. Один из пальцев на каждой из конечностей имел коготь, возможно

для защиты. Для защиты мог также использоваться кнутоподобный хвост.

Рацион

Амаргазавр был травоядным животным. Он должен был съедать большое

количество растительной массы, чтобы насытиться. Он проглатывал листья

не разжевывая и мог иметь гасролиты (желудочные камни) для перемалывания

съеденного. Он имел тупые зубы, предназначенные для перемалывания растительности. Основной пищей амаргазавра вероятно были хвойные деревья,

которые были доминирующим типом растительности в период жизни амаргозавров

Другие источники пищи - гингко, цикадовые, папоротники, мхи и хвощи.

Поведение

(карандашный рисунок: (c) 2001 Mauricio Pacheco Suarez)

Амаргазавры видимо паслись стадами и перемещались с места кормежки после того как источники пищи истощались. Возможно высиживали яйца как и остальные зауроподы.

Когда жили амаргазавры

Амаргазавры жили в ранний меловой период, около 131 - 125 миллионов лет

назад.

Раскопки

Практически полный скелет амаргазавра был раскопан в каньоне Ла Амарга (Аргентина). Имя было присвоено палеонтологами Сальгадо и Хозе Бонапате в 1991.

Классификация

Отряд

ящеротазовые (Saurischia)

Подотряд зауроподы (Sauropoda)

Семейство диплодоки (Diplodocidae)

Род Amargasaurus

Виды:

A. cazaui (Salgado и Bonaparte, 1991).

A. groeben (Salgado и Bonaparte, 1991)

АМАТИ

АМАТИ (Amati), семья итальянских мастеров смычковых инструментов из Кремоны (ок. 1520-1740).

Андреа (ок. 1520 - ок. 1580) - основатель династии. Его учителя неизвестны; современниками Андреа были два знаменитых мастера из Брешии, соперничающей с Кремоной: Гаспаро да Сало и Джованни Маджини. Эти трое мастеров считаются создателями первых скрипок современного типа. Однако было бы преувеличением видеть в них первых мастеров, изготовлявших смычковые инструменты высокого качества. Они унаследовали традицию изготовления виол (и лютен), представленную немногими сохранившимися инструментами. Есть документальные свидетельства существования скрипок, которыми пользовались лет за 30 (а может быть, и ранее) до появления первых известных нам инструментов Андреа Амати, датируемых 1564. С другой стороны, изобразительные материалы свидетельствуют о том, что при жизни Андреа в ходу была модель инструмента, отличавшаяся от той, которую утвердили в качестве стандарта Амати в Кремоне и его коллеги в Брешии. Этот последний тип инструмента существенно не изменил столетием позже великий Антонио Страдивари. Тип скрипок Амати оставался совершенно неизменным на протяжении последующих поколений; существовало два размера: больший, или grand Amati, имел в длину 35,5 см в длину, меньший - 35,2 см. Андреа изготовлял также альты и виолончели.

Антонио (1550-1638), сын Андреа.

Джироламо (Иеронимус) (1551-1635), брат и многолетний партнер Антонио. Оба выросли в отцовской мастерской и были, вероятно, самыми знаменитыми скрипичными мастерами своего времени.

Николо (1596-1684), сын Джироламо, родился 3 сентября 1596; он приобрел наибольшую известность - отчасти из-за огромного количества сделанных им инструментов, отчасти же благодаря своему прославленному имени. Среди его учеников был Страдивари. Умер 12 августа 1684.

Джироламо II (1649-1740), сын Николо, родился 26 февраля 1649. Последний из представителей династии. Умер 27 февраля 1740.

ЛИТЕРАТУРА

Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. М., 1964

АМБАРЦУМОВ ЕВГЕНИЙ АРШАКОВИЧ

Е. А. Амбарцумов. 1994 г.

АМБРОЗИЯ

АМБРОЗИЯ - в представлении древних греков, пища (или питье) богов. Считалось, что амброзия дает бессмертие.

АМВРОСИЙ

СВ. (ок. 333-397), епископ Медиоланский, первый из великих западных учителей церкви, родился предположительно в Трире, в семье христианина Амвросия, префекта претория Галлии. После смерти отца получил в Риме солидное образование, изучал право, некоторое время практиковал и ок. 370 начал административную карьеру. В 373 стал наместником Лигурии и Эмилии с резиденцией в Медиолане (современный Милан). После избрания его епископом по желанию народа, чей выбор был одобрен епископатом и императором, принял крещение и спустя восемь дней, 7 декабря 374, - епископское рукоположение. Он ревностно взялся за изучение богословия, особенно греческих отцов церкви, роздал свое имение бедным и посвятил себя служению людям. Его красноречивые и содержательные проповеди способствовали обращению, в числе прочих, и Августина. Амвросий играл важную роль в политической жизни своего времени. Благодаря его советам укреплялся характер юного императора Грациана (375-383), прибывшего из Трира в Милан; влияние Амвросия заметно и в законодательных актах, способствовавших распространению христианства. Попытки ариан, которым покровительствовала вдовствующая императрица Юстина, захватить церкви в Милане (385-386) окончились неудачей из-за популярности Амвросия. Он осуществил два успешных посольства к узурпатору Максиму в 383 и 387 с целью восстановления в правах сына Юстины, императора Валентиниана II, который, возвратив себе престол (388), обрел в Амвросии мудрого советчика. Император Феодосий (379-395) принимал провозглашенные Амвросием принципы: признание независимости церкви от государства в ее собственной сфере, признание роли церкви как блюстительницы нравственности и ее права на защиту со стороны государства. Умер Амвросий в Милане 4 апреля 397. День памяти святого 7 декабря (в Русской православной церкви - 7 декабря по старому стилю). К догматическим сочинениям Амвросия, скорее традиционным, чем оригинальным, принадлежат три трактата против ариан (378-382), один, предназначенный оглашенным (De mysteriis, 387), и один против новатиан (De paenitentia, ок. 384). Однако его подлинное величие как учителя веры обнаруживается в моральных и аскетических сочинениях, включающих трактат De officiis ministrorum (Об обязанностях священнослужителей, ок. 391; написан на основе De officiis Цицерона) и пять трактатов о воздержании, в частности - De virginibus (Восхваление девственности, 377).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. М., 1994

АМЕБЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМЕНХОТЕП III

АМЕНХОТЕП III

АМЕНХОТЕП III

или Аменофис, фараон XVIII династии, правивший в Египте с 1455 по 1419 до н.э. Стяжал славу строителя и знаменит сооружением общественных храмов, особенно храма в Фивах. Период правления Аменхотепа III характеризовался миром и процветанием страны. Его сыном был Эхнатон (Аменхотеп IV), запретивший культ бога Амона.

АМЕНХОТЕП IV

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМЕНХОТЕП МЛАДШИЙ

Колоннада храма Амон-РА и Хонсу в Луксоре.

АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМЕРИКАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМЕТИСТ

АМЕТИСТОВАЯ ЩЕТКА в естественном местонахождении.

АМЕТИСТОВАЯ ЩЕТКА в естественном местонахождении.

ОГРАНЕННЫЙ КРИСТАЛЛ АМЕТИСТА

ОГРАНЕННЫЙ КРИСТАЛЛ АМЕТИСТА

минерал, фиолетовая разновидность кварца, SiO2. Название происходит от греч. "аметистос" - трезвый, не пьяный; в античной Греции использовался как амулет против опьянения. Кристаллизуется в тригональной сингонии. Твердость 7, плотность 2,65. Прозрачен или полупрозрачен. Показатели преломления весьма постоянны: 1,544 и 1,553. Этот минерал группы кварца, хотя и не имеет яркого блеска, отнесен к ювелирным камням благодаря своей привлекательной окраске (красного вина или пурпурно-фиолетовой). Окраска обусловлена незначительными примесями двух- и трехвалентного железа и обычно распределена в кристалле неравномерно. Лучшие аметисты добываются в Уругвае, Бразилии, Индии и Шри-Ланке, а также в России (на Урале и в Сибири). В Бразилии, где успешно практикуется облагораживание топазов путем термообработки, этот метод применяется также для получения из низкосортных аметистов желтых, зеленовато- или коричневато-желтых камней (цитринов). Некоторые разновидности дымчатого кварца при термообработке приобретают желтый оттенок. Не следует путать природный топаз с обожженным аметистом или кварцем, часто продающимися под названием "бразильский топаз". В России искусственно выращивают кристаллы аметиста, практически не отличимые от лучших природных.

АМЕТИСТОВ ЭРНЕСТ МИХАЙЛОВИЧ

Аметистов Э. М. 1993 г.

АМИДЫ

АМИДЫ - неорганические и органические соединения, содержащие азот и являющиеся производными аммиака NH3. Все амиды содержат одну или несколько амидных групп -NH2. Различают амиды кислот и амиды металлов. Неорганические амиды - амиды металлов - образуются при реакции металла, например натрия или цинка, с аммиаком. Примерами могут служить амид натрия NaNH2 и амид цинка Zn(NH2)2. К неорганическим амидам относятся также амиды таких минеральных кислот, как серная (NH2SO3H - амид серной кислоты, или сульфаминовая кислота), азотная (NH2NO2 - нитрамид) и т.д. Амиды карбоновых кислот - это органические производные аммиака, в которых один, два или три водородных атома аммиака замещены на ацильную группу RC(O)-, где R - водород, арильная, алкильная или амидная группа (см. также ХИМИЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ), как, например, в формамиде HCONH2, ацетамиде CH3CONH2 и мочевине NH2CONH2. (В отличие от амидов при замещении атомов водорода в молекуле аммиака на углеводородные радикалы образуются амины. Отсюда другое название группы -NH2: аминогруппа.) Органические амиды могут рассматриваться и как производные органических кислот, в которых гидроксильная группа (-OH) кислоты замещена амидной группой. Например:

АМИДЫ

Такие реакции действительно происходят. Подобно аминам, органические амиды подразделяются на первичные, вторичные и третичные в зависимости от числа водородных атомов аммиака, подвергшихся замещению, при этом по крайней мере одна из замещающих групп ацильная. Большинство амидов - химически устойчивые твердые вещества с относительно низкими температурами плавления. Их используют для приготовления растворителей, лаков, взрывчатых веществ, удобрений, лекарств и пластмасс. Некоторые сульфамиды, производные сульфокислот, используются в качестве лекарственных средств (сульфаниламидные препараты). Найлон - это полиамид, в молекуле которого амидные группы -CONH- связывают между собой мономерные единицы в полимерную цепь. Белки также представляют собой полиамиды, но у них связывающие амидные группы расположены ближе друг к другу, чем в найлоне; кроме того, белки имеют разнообразные боковые цепи.

ЛИТЕРАТУРА

Термостойкие ароматические полиамиды. М., 1975 Общая органическая химия. М., 1983

АМИН ИДИ

АМИН Иди (Amin, Idi) (р. 1925), президент Уганды. Родился в деревне Аруа в 1925 в семье племени каква в северной Уганде. Не окончив школу, поступил на службу в британскую колониальную армию. Получил известность в 1950-е годы как чемпион Уганды по боксу. В 1964 командовал батальоном, в 1965 был назначен заместителем командующего вооруженными силами, а в 1970 - главнокомандующим. Однако несколько месяцев спустя президент Милтон Оботе решил принять командование вооруженными силами на себя. Недовольный понижением в должности, в 1971 Амин осуществил военный переворот и захватил власть в стране. Став президентом, Амин приказал выслать из Уганды 50 тыс. лиц азиатского происхождения, которых обвинил в экономической эксплуатации африканцев, поссорился с соседними Кенией и Танзанией, партнерами Уганды по Восточно-Африканскому содружеству, разорвал отношения с Израилем, который готовил кадры угандийской армии и оказывал стране экономическую помощь. Режим Амина считался диктаторским и одним из самых жестоких в современной истории Африки. По его приказу были убиты тысячи оппозиционеров. В конце 1978 угандийская армия на короткое время захватила часть территории западной Танзании. В апреле 1979 объединенные силы танзанийцев и угандийских беженцев вторглись в Уганду и свергли режим Амина. После свержения Амин находился в ссылке в Саудовской Аравии. В 1981 он призвал лидеров мусульманского мира обеспечить его оружием, чтобы свергнуть незаконный режим в Уганде, в 1989 сделал попытку вернуться в страну. Вплоть до настоящего времени Амин остается в ссылке на территории Саудовской Аравии.

АМИНТА

АМИНТА - имя ряда царей Македонии.

АМИНТА I

стал царем в конце 6 в. до н.э., когда Македония была слаборазвитой областью, включавшей узкую равнину вдоль северо-западного побережья Эгейского моря и труднодоступные горные районы. Македонию в этот период раздирали междоусобицы, и Аминта был недостаточно силен для того, чтобы отказать Мегабазу, посланнику персидского царя Дария I, в "земле и воде" как знаках своей покорности. Аминта I умер ок. 498 до н.э.

АМИНТА III

племянник царя Пердикки II, стал царем ок. 393 до н.э. и правил до своей смерти в 370 до н.э. Это был одаренный правитель, ловкий дипломат и военачальник. Время его правления отмечено непрекращающимися дворцовыми интригами, убийствами и восстаниями внутри государства, а также набегами иллирийских и пэонийских племен с северо-запада. Главным противником Аминты был соседствовавший с Македонией Халкидский союз, на короткое время захвативший Пеллу, столицу Македонии. К концу правления Аминта смог объединить государство под своей властью, хотя выход к морю ему отвоевать не удалось. Три законных сына Аминты - Александр II, Пердикка III и Филипп II - наследовали один за другим его трон; все они погибли насильственной смертью.

АМИНЬ

АМИНЬ (евр. "действительно", "верно"), слово, используемое в Библии для выражения согласия говорящего с чужим высказыванием, подтверждения его собственных мыслей и для завершения молитвы или славословия (доксологии). Литургически это слово использовалось в синагоге как ответ общины чтецу при чтении молитвы, с той же целью оно используется в христианстве. Слово "аминь" употребляется и в исламе.

АМИО ЖАК

АМИО Жак (Amyot, Jacques)

(1513-1593), французский гуманист и церковный деятель. Родился в Мелене, в бедной семье. Выучившись греческому языку у гуманистов Дане и Туссена, благодаря протекции Маргариты Наваррской стал профессором греческого в Бурже, где преподавал около шести лет; ее брат, король Франциск I, дал Амио в управление аббатство Беллозан. Карл IX возвел его в ранг Гранд-Омонье (высшее духовное лицо при особе короля), осыпал многими милостями и в 1570 назначил епископом Осера. Генрих III сделал его, невзирая на простонародное происхождение, командором Ордена Святого Духа. Умер Амио 6 февраля 1593. Главным его литературным достижением является достаточно вольный перевод Сравнительных жизнеописаний Плутарха - Жизнеописания знаменитых греков и римлян (Les vies des hommes illustres grecs et romaines). Этот труд был завершен в 1559; в английском переводе Т.Норта (1579) он был известен Шекспиру. Амио не только познакомил современников с великими людьми античности, но и оказал неоценимую услугу французскому языку, раскрыв его возможности в передаче совершенно нового материала. Благодаря простоте стиля и свойственной Амио педантичной скрупулезности глубокая древность органично вошла в духовный склад эпохи.

АМИО ЖАН ЖОЗЕФ МАРИ

АМИО Жан Жозеф Мари (Amiot, Jean Joseph Marie)

(1718-1793), французский иезуит-миссионер, родился в Тулоне 8 или 18 февраля 1718. Вступил в орден иезуитов в 1737, в 1750 был послан миссионером в Китай. Завоевал доверие императора Цяньлуна и оставался в Пекине до конца жизни. Письма Амио и его блестящий энциклопедический Маньчжурско-французский словарь (Dictionnaire tartare-mantchou franais, 1789) были ценным источником информации о малоизвестной культуре Дальнего Востока. Среди других работ Амио - Хвала городу Мукдену и его окрестностям (loge de la ville de Moukden et de ses environs, 1770), Военное искусство китайцев (Art militaire des Chinois, 1772) и Жизнь Кун цзы (Vie de Koung Tsee) - биография Конфуция. Умер Амио в Пекине 8 октября 1793.

АМИРАНАШВИЛИ ПЕТР ВАРЛАМОВИЧ

П. В. Амиранашвили.

АММИАН МАРЦЕЛЛИН

АММИАН МАРЦЕЛЛИН (Ammianus Marcellinus)

(ок. 330 - ок. 395 н.э.), величайший историк поздней Римской империи, по происхождению грек, родился в Антиохии (Сирия) в зажиточной семье. В армии был зачислен в полк знати, protectores domestici, и нес службу на восточных границах Римской империи в 353-354, в Галлии в 355-356 и вновь на восточных границах в 357-359. Принимал участие в персидской кампании императора Юлиана в 363. Известно, что Аммиан посетил Грецию и Египет, в 371 вернулся в родную Антиохию, а вскоре после 378 поселился в Риме, где и находился до конца жизни. В Риме Аммиан написал историю Римской империи от царствования Нервы (96-98 н.э.) до битвы при Адрианополе (378 н.э.). Таким образом, его сочинение продолжает историю Рима с момента, которым завершил свою Историю Тацит. Хотя Аммиан называет себя греком и греческий был его родным языком, писал он на латыни, поскольку предназначал свой труд для читателей-римлян. Благодаря своей Истории, включавшей 31 книгу, Аммиан заслужил авторитет у современников как в Риме, так и в Антиохии. Его сочинение пользовалось популярностью до 6 в., но потом было забыто, чем и объясняется тот факт, что до наших дней дошли только книги с 14 по 31. Из того, что эти книги охватывают период с 353 по 378, можно сделать вывод, что свою эпоху Аммиан описал куда подробнее, чем историю второго, третьего и первой половины четвертого веков, которые все уместились в утраченных 13 книгах. Сохранившееся повествование изобилует подробностями и служит основным источником по политической истории последних лет пребывания у власти Констанция II и всего правления императоров Юлиана, Иовиана, Валентиниана I и Валента, а также первых лет правления Грациана. Аммиан снабжает нас также обильными сведениями о римской системе управления и событиях общественной жизни своего времени, рассказывает о положении дел в клонившейся к упадку империи, о главных врагах римлян среди варварских народов и о личных качествах различных императоров, портреты которых отличаются живостью и глубиной. К своим источникам Аммиан относится осторожно и критически. В целом достоверность сообщаемых им сведений никогда не оспаривалась, хотя подчас он чрезмерно обстоятелен при описании событий, в которых участвовал сам. Не назовешь его и вполне беспристрастным. Главный его герой - языческий император Юлиан Отступник, биографию которого он описывает с подробностями и с пылким (хотя и не слепым) восхищением. Аммиан нередко прерывает ход исторического повествования, чтобы подробно обсудить ряд других тем, касающихся прежде всего географии и обычаев иноземных народов; особенно ценно описание гуннов, которые впервые появились в Европе ок. 370 н.э.

ЛИТЕРАТУРА

Уколова В.И. Поздний Рим: пять портретов. М., 1992 Аммиан Марцеллин. Римская история. СПб, 1996

АММОНИТЯНЕ

АММОНИТЯНЕ - семитский народ, родственный израильтянам и иудеям, обитавший к востоку от Иордана между реками Арнон и Яббок и севернее области расселения моавитян. Упоминания о них встречаются с древнейшей библейской эпохи до середины 2 в. н.э., аммонитяне отличались жестокостью, поклонялись идолам; главным их божеством был Молох. О происхождении аммонитян говорится в Быт 19:38. Изначально они известны как "сыны Аммона" (Числ 21:24). Аммонитяне находились в постоянной вражде с древними израильтянами. Часть их территории была захвачена племенами из колен Рувимова и Гадова после того, как те поселились за Иорданом. Аммонитяне были разбиты Саулом и оказались у него в подчинении, но после разделения Еврейского царства вновь обрели независимость. В правление Иосафата вторглись в Иудею, но потерпели поражение (2 Пар 20). Немного позже вновь были разбиты Иоафамом (2 Пар 27:5). После завоевания Иудеи Вавилоном аммонитяне организовали заговор с целью убийства иудейского наместника Годолии. Согласно свидетельству Неемии, они активно противились воссозданию второго Иудейского царства, позже попали в подчинение к восточным народам-завоевателям и во 2 в. прекратили свое существование.

АМНЕЗИЯ

АМНЕЗИЯ - потеря памяти, частичная или полная, временная или постоянная. Амнезию может вызвать любой достаточно сильный эмоциональный шок. В целом ее причины разделяются на психологические или органические. Если причина психологическая, амнезию называют психогенной; она является симптомом диссоциативной реакции, при которой представления больного о самом себе и прошлом опыте отделяются от основного потока сознания. Органические причины включают как повреждения головного мозга (например, сотрясение), так и его морфологические изменения (вызываемые, например, склерозом артерий). Амнезия может сопровождать также некоторые виды эпилепсии, афазии или шизофрении. Существует четыре вида амнезии, различающиеся характером и степенью потери памяти. При антероградной амнезии память страдает таким образом, что больной не помнит ничего из того, что произошло после начала заболевания, но хорошо помнит все, что было до этого. Ретроградная амнезия характеризуется тем, что больной не может вспомнить прошлых событий или сведений, но помнит все случившееся после возникновения амнезии. Такой вид амнезии часто наблюдается после сотрясений мозга. При парамнезии память искажает хорошо знакомые факты и сведения. Четвертый вид амнезии обозначается как реакция бегства, или как состояние психогенного бегства. Это диссоциативное нарушение, при котором больной забывает всю свою прошлую жизнь и кто он есть (т.е. утрачивает свою идентичность); он может даже начать новую жизнь в совершенно ином окружении. Обычно это вызывается тяжелым эмоциональным шоком или личными переживаниями и длится иногда довольно долго. При амнезии, связанной с психологическими факторами, применяют психотерапию, гипноз и такие лекарственные средства, как пентотал или амитал натрия. При сотрясении мозга память может постепенно восстанавливаться, однако тяжелые повреждения иногда приводят к стойкой ее потере.

См. также

АФАЗИЯ;

ДИССОЦИАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА;

ГИПНОЗ;

ИСТЕРИЯ;

ПАМЯТЬ;

СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА.

АМОН

АМОН (Амун), первый фиванский бог, который стал почитаться во всем Древнем Египте. Когда правители Фив основали XVIII династию, изгнавшую из Египта завоевателей-гиксосов и захватившую сирийские территории (в северном направлении - до Евфрата), Амон превратился в главное божество всего Древнего Востока. Его называли Амоном-Ра и изображали в облике человека, голову которого венчает солнечный диск, обрамленный двумя страусовыми перьями. Эхнатон (правил ок. 1379 - 1362 до н.э.) запретил почитание Амона, заменив его культом солнечного бога Атона. После смерти Эхнатона Амон был восстановлен в своих правах верховного бога.

АМОРАИ

АМОРАИ - группа раввинистических законоучителей в Палестине и Вавилонии, живших в период от составления Мишны (ок. 200) до завершения Вавилонского Талмуда (ок. 500). Важнейшей работой амораев, которой они занимались в академиях, было толкование Мишны и Галахи (закона), впоследствии составившее Гемару. Термин "амораи" (единственное число "амора") происходит от еврейского и арамейского глагола "амар" ("говорить"). Вавилонские амораи носили титул "рав" или "мар"; палестинские, которых посвящал в сан Йехуда ха-Наси, - "рабби". В Талмуде упоминаются имена более 2500 амораев. Общепринятая периодизация насчитывает пять поколений палестинских и семь поколений вавилонских амораев: первое (ок. 200-250), второе (250-280), третье (ок. 280-310), четвертое (310-335), пятое (335-370), шестое (370-430), седьмое (450-500). Первые пять периодов относятся к Вавилонии и Палестине, а последние два - только к Вавилонии.

АМОРЕИ

АМОРЕИ - древний народ смешанного семитского и индоевропейского происхождения, один из семи народов, населявших Ханаан до завоевания этой страны коленами Израилевыми. Согласно Библии, амореи были потомками четвертого сына Ханаана, сына Хама, внука Ноя (Быт 10:6, 16), и отличались высоким ростом (Числ 13:28-33). Первоначально они жили в горах к юго-западу от Мертвого моря и к востоку от Иордана, а их земли простирались на север вплоть до горы Хермон и Иерусалима. Амореи играли важную роль в истории древней цивилизации Передней Азии, предшествующей шумерской цивилизации. Они были суеверны, занимались колдовством и черной магией. Одним из выдающихся царей амореев был Сигон, безуспешно пытавшийся противостоять израильтянам в раннебиблейский период (Числ 21:21, 24). Царь Саул добился полного подчинения амореев (1 Сам 7:14).

АМОРИ

АМОРИ - возможно написание Амальрих, имя двух иерусалимских королей. В результате 1-го крестового похода (1096-1099) франки захватили Иерусалим и правили там с 1099 по 1270. Амори I, сын Фулька из Анжуйской династии, правил с 1162 по 1174 как наследник своего брата Балдуина III. Его попытки распространить господство на Египет окончились неудачей после того, как египетским правителем стал Саладин, который даже штурмовал Иерусалим. Амори II стал королем Кипра, наследовав своему брату Ги де Лузиньяну, и был девятым иерусалимским королем с 1197 по 1205, женившись на Изабелле, дочери Амори I.

АМПЕР АНДРЕ МАРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМСТЕРДАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМУНДСЕН РУАЛЬ

АМУНДСЕН Руаль (Amundsen, Roald)

РУАЛЬ АМУНДСЕН, памятник в Нью-Олесунне на Шпицбергене.

РУАЛЬ АМУНДСЕН, памятник в Нью-Олесунне на Шпицбергене.

(1872-1928), видный норвежский исследователь полярных областей. Родился в Видстене близ Сарпсборга (Норвегия) 16 июля 1872. Поступил на медицинский факультет университета Кристиании (ныне Осло), но вскоре оставил учебу. В 1897-1899 был первым помощником капитана на корабле "Бельжика" во время экспедиции в Антарктику (возглавлял экспедицию бельгийский морской офицер лейтенант Адриен де Жерлаш). 17 июня 1903 Амундсен отправился на судне "Йоа" в Арктику. Организовав базу в бухте Йоа, предпринял санные походы к Северному геомагнитному полюсу и определил его положение, а также прошел вдоль берегов о.Виктория. Затем проплыл на "Йоа" через пролив Симпсона, нашел Северо-Западный морской путь и в 1906 добрался до Сан-Франциско. Следующей целью Амундсена было достижение Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это совершил Роберт Ф.Пири, он решил достичь Южного полюса и 9 августа 1910 отправился в Антарктику на "Фраме" - знаменитом корабле Фритьофа Нансена. Британская экспедиция под руководством Роберта Ф.Скотта тоже пыталась добраться до Южного полюса. Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками он благополучно достиг Южного полюса 14 декабря 1911 (Скотт с четырьмя спутниками дошел до полюса только 18 января 1912). 15 июля 1918 Амундсен отправился из Аляски на судне "Мод" Северо-Восточным путем, но суровые ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда он решил исследовать Арктику с воздуха. Амундсен и американский исследователь Линкольн Элсуэрт стартовали со Шпицбергена 11 мая 1926 на полужестком дирижабле "Норье" ("Норвегия"), пролетели над Северным полюсом и через 71 час приземлились в Теллере на Аляске. 17 июня 1928 Амундсен вновь поднялся в воздух, чтобы спасти экипаж полярной экспедиции под командой генерала Нобиле, но во время полета пропал без вести.

ЛИТЕРАТУРА

Амундсен Р. Собрание сочинений, тт. 1-5. Л., 1936-1939 Вязов Е.И. Руал Амундсен. М., 1955 Амундсен Р. Моя жизнь. М., 1959 Пири Р. Северный полюс. Амундсен Р. Южный полюс. М., 1981 Холт К. Состязание. Странствие. М., 1987

АМФИПОЛЬ

АМФИПОЛЬ - древнегреческий город на северном побережье Эгейского моря. Значение Амфиполя определялось тем, что он располагался на излучине реки Стримон, на восточном ее берегу вблизи от устья, и потому контролировал как переправу через реку на сухопутном пути вдоль морского побережья, так и движение по самой реке. Изначально город принадлежал фракийскому племени эдонов, но в 437 до н.э. его захватили и сделали своей колонией афиняне. Амфиполь был одним из наиболее преуспевающих городов Греции, покольку его жители получали доход от добычи золота на расположенной поблизости горе Пангей (в Амфиполе находился склад добытого золота). Кроме того, в области Амфиполя в больших объемах заготавливалась древесина, которая использовалась Афинами для постройки своего военного флота. В 424 до н.э., во время Пелопоннесской войны, Амфиполь открыл ворота спартанцам, так что Афины лишились своей богатой колонии. В этой неудаче был обвинен, возможно несправедливо, историк Фукидид, находившийся с подчиненным ему флотом неподалеку от Амфиполя. Однако Фукидиду удалось отстоять расположенный в устье Стримона порт Эйон. Два года спустя под стенами Амфиполя произошло сражение, в котором были убиты командовавший афинским войском Клеон и спартанский полководец Брасид. После Пелопоннесской войны город возвратил себе независимость, однако в 357 до н.э. царь Македонии Филипп II захватил его и превратил в один из основных центров чеканки монеты. При римлянах Амфиполь получил статус "свободного города". По пути в Фессалонику Амфиполь посетил апостол Павел. В ходе раскопок были обнаружены развалины ряда античных сооружений, однако, глядя со стороны, догадаться о том, что когда-то здесь был город, почти невозможно. Наиболее занчительный памятник - мраморный лев, возможно, кенотаф одного из полководцев Александра Македонского. Восстановленный американскими и французскими археологами в 1937, лев возвышается на правом, западном берегу реки, прямо напротив места, где прежде находился город. В том же году американцы построили на месте древней переправы мост, разрушенный во время Второй мировой войны. Древняя дорога из Фессалоники (совр. Салоники) в восточную Грецию проходит здесь и теперь.

АМФИТРИТА

АМФИТРИТА - в греческой мифологии, богиня моря, супруга Посейдона, считавшаяся дочерью Нерея или Океана. Ее изображали в колеснице из морских раковин или верхом на дельфине.

АМЬЕНСКИЙ СОБОР

АМЬЕНСКИЙ СОБОР

АМЬЕНСКИЙ СОБОР

один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции (длина 145 м). Главная его часть построена в 1218-1279 по проекту Робера де Люзарш и его преемников Тома и Рено де Кормон. Между 1373 и 1549 в стиле поздней готики были достроены башни западного фасада и некоторые другие части здания. Основные черты великих французских соборов эпохи высокой готики сложились в архитектуре соборов Шартра и Реймса. Собор Нотр-Дам в Амьене является одним из наиболее смелых, изящных и гармоничных архитектурных решений готической церкви. На западном фасаде здания находятся три скульптурных портала; центральный портал украшает знаменитая статуя благословляющего Христа. Главный неф (высота 42,5 м, ширина 14,3 м) представляет собой трехъярусную структуру: в среднем ярусе за аркадой трифория находится узкая галерея. Начиная с 1292 боковые нефы стали расширяться благодаря пристройке капелл (среди них капелла кардинала Делагранжа, один из ранних образцов архитектуры пламенеющей готики). Восточная часть короткого, но широкого трансепта и просторный хор освещаются через окна трифория. В обходную галерею хора открываются пять капелл. Огромные окна хора и главного нефа утратили средневековые витражи. Внутреннее пространство Амьенского собора, высокое и просторное, кажется одновременно изысканным и строгим, величественным и уютным. В марте 1918 собор сильно пострадал от обстрела немецкой артиллерии, позже он был восстановлен, а во время Второй мировой войны, к счастью, потерпел лишь незначительный урон.

ЛИТЕРАТУРА

Всеобщая история архитектуры, т. 4. Л. - М., 1966 Лясковская О.А. Французская готика: Архитектура. Скульптура. Витраж. М., 1973

АНАБАПТИСТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАКРЕОНТ

АНАКРЕОНТ (ок. 570 - ок. 485 до н.э.), древнегреческий лирический поэт, родился в Теосе в Малой Азии, но ок. 545 до н.э. переселился вместе с согражданами в Абдеры, которые были тогда заново основаны теосцами, спасавшимися от персов. Какое-то время спустя Анакреонт получил приглашение от тирана Самоса Поликрата. Дух роскоши и веселья, который здесь царил, пришелся Анакреонту по нраву. Когда в 522 до н.э. Поликрат умер, Анакреонт перебрался в Афины, ко двору тирана Гиппарха, сына Писистрата. Время и место смерти Анакреонта неизвестны. Возможно, после смерти Гиппарха он возвратился на Теос, однако необыкновенные почести, которыми окружили Анакреонта афиняне, установившие на Акрополе его статую, дают основания предполагать, что Анакреонт, подобно Симониду, мог прожить в Афинах до начала 5 в. до н.э. Традиция гласит, что Анакреонт прожил 85 лет. Подготовленное в Александрийской школе издание произведений Анакреонта состояло по меньшей мере из трех книг лирических песен, одной книги ямбических и одной книги элегических стихотворений. Среди лирических сочинений, помимо гимнов и парфениев (хоровых песен, исполнявшихся девушками), были также любовные песни и стихотворения, содержавшие жалобы на скоротечность молодости и быстрый приход старости. Более личностные интонации встречаются в ямбических сочинениях, едва ли не наиболее известное здесь - обращение к "фракийскому жеребенку" (в переводе Пушкина он стал "кобылицей молодой"), строптивость которого нуждается в укрощении. Еще одно стихотворение среди ямбов - удивительно злобный выпад против богатого выскочки по имени Артемон. В своем творчестве Анакреонт - наследник Алкея и Сафо, лирических поэтов, происходивших с Лесбоса, однако тон его светский, остроумный, часто насмешливо-ироничный. Не был Анакреонт и разгульным пьяницей или дряхлым волокитой, каким его нередко представляет традиция. Эту репутацию ему создали множество подражателей, живших в эпоху эллинизма и во времена Византийской империи, в чьих Анакреонтических произведениях (Anacreontea) чрезмерно подчеркивается любовный или застольный момент и на смену изящной свежести оригинала приходит приторная, хотя подчас очаровательная, фривольность. Ранний Анакреонт оказал некоторое влияние на Горация, но большая популярность поэта в Европе, в 17-18 вв., восходит именно к псевдоанакреонтической поэзии. В русской литературе замечательны созданные в рамках этой традиции Анакреонтические песни Державина.

ЛИТЕРАТУРА

Античная лирика. М., 1968

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР (ок. 500 - ок. 428 до н.э.), древнегреческий философ-досократик, родился в Клазоменах в Малой Азии. В молодости (в 480 до н.э., возможно, с войском Ксеркса) прибыл в Афины. Анаксагор не только распространял здесь свое учение, но вошел в группу окружавших Перикла интеллектуалов и оказал влияние на личность и воззрения этого государственного деятеля. В 450 или 432 до н.э. Анаксагор был обвинен в неблагочестии, но с помощью Перикла ему удалось бежать в Лампсак в Малой Азии, где он продолжал проповедовать свое учение до конца своих дней и умер, окруженный всеобщим уважением. Как и другие представители ионийской школы, Анаксагор занимался астрономией и биологией, а также историей, политикой и, возможно, географией. Он утверждал, что Солнце - это раскаленный докрасна камень, "размером превосходящий Пелопоннес", лунный свет рассматривал как отражение солнечного. Земля, по мнению Анаксагора, представляет собой плоский диск; упорядоченный космос возник из первоначального хаоса, причем жизнь зародилась во влаге. Анаксагор считал, что все формы органической жизни обладают душой и в различной степени причастны космическому разуму, а восприятие возникает вследствие возбуждения органов чувств. Концепции такого рода были характерны для ионийской школы в целом, однако метафизика Анаксагора содержала новый отправной пункт: разделяя убеждение Эмпедокла, что физический мир представляет собой "смесь", Анаксагор пришел к выводу, что этой "смесью" управляет множество пропорций, и именно различием в них определяются различия в физических вещах. Кроме того, у элеатов он позаимствовал принцип бесконечной делимости и, следовательно, неделимости; эта теория предполагала существование материального континуума, первоначально однородной смеси, впоследствии разделившейся, где пропорции всех вещей постоянно меняются, а сами вещи так и не достигают полного отделения друг от друга. Вещи нельзя разделить, "словно разрубив топором", и потому "во всем есть частица всего". Силу, управляющую космическим процессом, Анаксагор именует нусом (умом), причем нус у него не только начинает космическое вращение, но знает все вещи и их упорядочивает.

ЛИТЕРАТУРА

Рожанский И.Д. Анаксагор. М., 1983 Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1. М., 1989

АНАКСИМАНДР

АНАКСИМАНДР (расцвет деятельности 570-560 до н.э.), древнегреческий философ, уроженец Милета, соотечественник и ученик Фалеса. Анаксимандр составил знаменитый чертеж мира и, возможно, познакомил Грецию с изобретенным в Вавилоне гномоном, прибором для определения наклона эклиптики к экватору. Как и Фалес, Анаксимандр пытался дать единое объяснение всех вещей, для чего избрал не один из элементов, а общее начало, из которого путем дифференциации мог развиться весь мир. Это начало Анаксимандр назвал "апейрон" ("неопределенное"), вероятно, из-за его безграничной протяженности и невозможности отождествить (как "воду" Фалеса) с каким-то определенным веществом в уже существующем мире. Анаксимандр характеризовал свой "апейрон" как "вечный и нестареющий", а также "окружающий" бесчисленные миры и "управляющий" ими. Всякий мир является местом, где пары противоположных по сути стихий (такие, как дождь и засуха) "платят друг другу пеню и воздаяние за свою несправедливость в соответствии с приговором времени". Анаксимандр полагал, что в начале мира в "апейроне" каким-то образом выделилось ядро, породившее огонь и темный туман. Затем туман отвердел, и из него сформировалась Земля. Окружающий ее огонь порвался на части и превратился в небесные тела, которые на самом деле суть опоясывающие Землю огненные колеса - свет каждого из них прорывается сквозь отверстие в окутывающем колесо тумане. Земля представлялась Анаксимандру низким и широким цилиндром, плоским сверху, пребывающим на одном месте благодаря равной удаленности от всех вещей (т.е., вероятно, от огненных колес небесных тел). (Это объяснение, свидетельствующее о богатстве воображения, не устроило еще одного уроженца Милета - Анаксимена, преемника Анаксимандра, который утверждал, что Земля держится на основном элементе, которым он считал воздух.) Столь же изобретательной и дерзновенной была предложенная Анаксимандром гипотеза о происхождении живых существ: они зародились в первичной грязи от солнечного тепла и появились на суше, высвободившись из панциря, делавшего их похожими на морских ежей. Что касается человека, то он развился до зрелости внутри рыбы.

ЛИТЕРАТУРА

Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1. М., 1989 Толорайя Н.Б. Апейрон, или Нематериальная Вселенная Анаксимандра. М., 1991

АНАЛИЗ В МАТЕМАТИКЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАНАС КРУПНОХОХОЛКОВЫЙ

АНАНАС КРУПНОХОХОЛКОВЫЙ (Ananas comosus), тропическое травянистое растение семейства бромелиевых (Bromeliaceae) родом из Южной Америки, разводимое ради крупного съедобного соплодия. В пищу его можно употреблять в свежем виде, но сейчас 90% всей продукции консервируется, и консервы из ананаса крупнохохолкового по общей стоимости стоят на втором месте после персиковых. Первые коммерческие плантации созданы ок. 1850 на Азорских островах, откуда до сих пор в Европу экспортируют свежие соплодия. Главные производители - Таиланд, Филиппины, Бразилия, Индия, США и Мексика. У ананаса очень короткий толстый стебель с розеткой жестких, узких, несколько суккулентных (мясистых) листьев и массой мочковатых корней. Общая высота растения (60-120 см) обусловлена в основном длиной листьев. На вершине стебля развивается цветонос с соцветием. Период от посадки до уборки урожая обычно составляет 22 мес. Стебель дает подземные и надземные отпрыски. Ось соплодия продолжает расти, образуя "корону", у основания которой часто появляются отпрыски. Обычно подземные отпрыски сменяют плодоносящее только один раз материнское растение и через год после первого урожая дают зрелые соплодия. В большинстве областей возделывания ананаса крупнохохолкового снимают два-три таких "дочерних" урожая, после чего высаживают новую рассаду. Для нее используются надземные отпрыски и корона соплодия. Ананас крупнохохолковый нуждается в пористой, хорошо дренируемой, кислой почве, причем хорошо развивается даже на очень маломощном ее слое благодаря поверхностной корневой системе. Листья способны улавливать росу, накапливать и очень медленно отдавать воду, поэтому растение прекрасно себя чувствует в росистых местах, где выпадает мало настоящих дождей. После трехлетнего периода возделывания обычно пополняют запас органического вещества в почве. Основные вредители - вызывающие увядание (вилт) мучнистые червецы и нематоды. Ананас крупнохохолковый плодоносит обычно летом, однако, обрабатывая растения этиленом, ацетиленом или некоторыми растительными гормонами, например нафталинуксусной кислотой, можно заставить его цвести в любое время года.

АНАНКЕ

АНАНКЕ - в античной мифологии, олицетворение необходимости, неизбежности. Как и в случае с большинством подобных персонификаций, "Ананке" получает расширительный смысл и указывает на некую безличную силу. В орфизме она выступает в качестве силы, правящей Космосом, а в Коринфе имел место культ Ананке как женского божества, и ей, вместе с богиней Биа (персонификация насилия, принуждения), был посвящен храм. У Горация она предстает под латинским именем Necessitas (необходимость) в паре с Фортуной. В целом это скорее литературный образ, хорошо знакомый из греческой трагедии. Так, например, Агамемнон у Эсхила "склоняет выю под иго Ананке", решившись принести в жертву Ифигению, а Зевс у Еврипида именуется "Ананке природы", т.е. "естественным законом".

АНАНЬЕВ АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ

А. А. Ананьев.

АНАСТАСИЙ I

АНАСТАСИЙ I (ок. 430-518), император поздней Римской или Византийской империи (с 491 по 518). Родился в Диррахии (совр. Дуррес, Албания), вероятно, в простой семье. Поступив в Константинополе на придворную службу, Анастасий был силенциарием (камергером) на момент смерти императора Зенона в 491 и пользовался доброй славой в народе и при дворе. Поэтому вдове Зенона Ариадне удалось настоять на том, чтобы сенат провозгласил его императором; вскоре сама она вышла за него замуж. Правда, над Анастасием тяготело подозрение в симпатиях к монофизитству, поэтому при восшествии на престол с него было взято слово, что он сохранит верность решениям Халкидонского собора 451. Правление Анастасия нельзя отнести к самым удачным периодам существования Византийской империи: ее неоднократно тревожили нападения соседей (так, в 493 впервые имело место столкновение с болгарами) и внутренние конфликты (мощное восстание исавров в Малой Азии в 492-497). Наиболее успешной оказалась деятельность Анастасия в сфере финансов. Несмотря на отмену в 501 тягостной для всех ремесленной и подушной подати (т.н. хрисаргир) и значительные расходы на войны, ему удалось оставить своему преемнику огромную казну (свыше 150 т золота). Значительные потрясения вызвало обозначившееся к концу правления Анастасия отклонение от Халкидонской формулы. В 511 в Константинополе в связи с этим начались беспорядки, с которыми Анастасию удалось справиться, лишь пригрозив отречься от власти. Но вскоре разногласия вновь обострились, причем император опять принял сторону монофизитов. Их оппоненты в союзе с гуннами разбили войска Анастасия под Константинополем и принудили его в 515 возвратиться к Халкидонской формуле. В разгар третьего похода сторонников Халкидонского собора на Константинополь Анастасий умер. Его преемник Юстин окончательно принял сторону учения о двух природах Христа, божественной и человеческой.

АНАТОЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАТОМИЯ РАСТЕНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАТОМИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАФЕМА

АНАФЕМА (греч. anathema, "возложенное на алтарь", "жертва, принесенная божеству"), этим словом в греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинте) был передан смысл еврейского слова "хрем", означавшего нечто отвергаемое как ненавистное Богу (Ис Нав 7). Вероятно, изменение семантики этого слова, которое стало означать "отлучение", связано с осуждением идолопоклонства. В Новом Завете это слово употребляется в значении осуждения, или проклятия тех, кто не любит Господа (1 Кор 16:22). В позднейшем церковном словоупотреблении "анафема" обычно подразумевает осуждение ереси и отлучение от церкви или другие наказания, налагаемые на еретиков. При этом, хотя осуждение еретических мнений может быть абсолютным, для лиц, подвергнутых анафеме, всегда остается возможность примирения с церковью.

См. также ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Анафема: История и XX век. М., 1998

АНГЕЛ

АНГЕЛ - сверхъестественное существо, посредник между Богом и человеком. В иудео-христианской традиции слово "ангел" указывает не на природу этого существа как чистого духа, но на его функцию или роль, так как и еврейское "мал'ах", и греческое aggelos означают просто "вестник", неважно - небесный или земной. Помимо слова "мал'ах", в Ветхом Завете используется ряд других оборотов, относящихся к существам, подпадающим под разряд ангелов: "сыны Бога" (Иов 1:6), "сыны Крепкого" (Пс 89:6), "бодрствующие" (Дан 4:14), "могучие" (Иоил 3:11, в Синодальном переводе - "герои"), "святые" (Зах 14:15). Три выражения, "воинство небесное" (Втор 17:3), "воинство Господне" (Ис Нав 5:14) и "воинство выспреннее на высоте" (Ис 24:21), предполагают организацию великого множества ангелов как небесного войска (см. также Иов 25:3). Имена двух подобных существ приводятся в Книге Даниила: Гавриил (8:16) и Михаил (10:13 и 12:1), а апокрифические книги (т.е. книги, не вошедшие в канон еврейской Библии) содержат имена и других ангелов и архангелов (т.е. верховных ангелов). В Книге Товита Рафаил выступает как один из семи ангелов, которые возносят молитвы святых и постоянно допущены в присутствие Бога (Тов 12:15). В Третьей книге Ездры упомянуты Иеремиил (4:36), Салафиил (5:16) и Уриил (10:28). Многие другие имена встречаются в псевдэпиграфической литературе, особенно в Первой книге Еноха, а также на магических папирусах и амулетах. Ветхозаветная ангелология под влиянием зороастризма обрастала фантастическими подробностями в более поздних еврейских текстах (Талмуд, мидраши и каббала). В Новом Завете, помимо основного термина aggeloi, т.е. "вестники", имеются упоминания о "духах" (Евр 1:14), "начальствах" и "силах" (Рим 8:38; Еф 6:12), "престолах" и "господствах" (Кол 1:16). Михаил именуется здесь архангелом (Иуд 9). Иисус часто упоминает ангелов, указывая, что они не имеют пола (Мф 22:30), а однажды говорит об ангелах-хранителях (Мф 18:10), хотя и не утверждает, что к каждому младенцу приставлен свой ангел. К злым ангелам причисляются ангелы, согрешившие и падшие вследствие своей гордыни (2 Петр 2:4 и Иуд 6). В Библии не содержится прямых указаний на то, что у ангелов имеются крылья. Иудео-христианская ангелология была заимствована исламом. Современные представления об облике ангелов у людей англоязычного мира в основном восходят к сочинениям Джона Мильтона.

См. также

АРХАНГЕЛ;

ГАВРИИЛ;

МИХАИЛ;

РАФАИЛ;

СЕРАФИМЫ;

ХЕРУВИМЫ.

ЛИТЕРАТУРА

Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991

АНГЕЛИНА ПРАСКОВЬЯ НИКИТИЧНА

П. Н. Ангелина.

АНГЕЛОПУЛОС ТЕО

Тео Ангелопулос.

АНГЛИЙСКАЯ ДРАМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница