Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХАС"-"ХИЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХАС"-"ХИЛ")

ХАСИДЕИ

ХАСИДЕИ (древнеевр. "хасидим" - "благочестивые"), еврейская секта или группа в период восстания Маккавеев (2 в. до н.э.). Хасидеи ("асидеи" в русском Синодальном переводе Библии) упоминаются в Книгах Маккавейских (1 Макк 2:41; 1 Макк 7:13; 2 Макк 14:6). Они противостояли евреям, готовым поддаться эллинистическому влиянию, и находились на переднем крае в борьбе против греко-сирийских войск. Хасидеи отличались исключительным благочестием, но когда евреи, отказавшиеся сопротивляться в субботу, были перебиты во время внезапного нападения врагов, хасидеи присоединились к тем, кто оборонялся в субботу, руководствуясь принципом, который проводился на протяжении всей еврейской истории: сохранение жизни превыше субботних установлений. Они придавали особое значение молитвенному созерцанию и приходили в синагогу за час до начала службы, чтобы подготовить себя к молитве. Как организованная группа хасидеи перестали существовать вскоре после периода Маккавеев. Позднее многие их идеи укоренились в еврейском мировоззрении, а их радостное отношение к исполнению Закона и благочестивые обычаи вошли в жизнь евреев.

ХАСИДИЗМ

ХАСИДИЗМ (древнеевр. "хасид" - "благочестивый, набожный человек"), еврейское религиозное движение, берущее свое начало в 18 в. и характеризующееся склонностью к мистицизму и религиозной экзальтации. До появления хасидизма еврейской мысли был присущ рационализм и приверженность букве религиозного закона, хотя черты хасидского учения можно проследить с очень давних времен, поскольку элементы мистицизма можно найти в иудаизме уже в позднебиблейский период. Хасидизм как движение был основан Израилем Баал Шем Товом (1700-1760), поселившемся в Меджибоже (Польша; ныне Украина). БЕШТ (аббревиатура имени Баал Шем Тов), проповедовал бедным евреям, не имевшим ни средств, ни возможности учиться у великих раввинов той эпохи, учение о служении Всевышнему в радости. Разочарованная обманом и отступничеством лжемессии Саббатая Цви, неудовлетворенная сухим законотворчеством раввинистической школы, беднота горячо откликнулась на эту проповедь, призывающую к молитве и религиозному экстазу. Когда хасидизм достиг своего расцвета, уже более половины еврейского населения Европы стало хасидами. Хасидизм не затрагивал основ учения и практики иудаизма, но придавал ему более эмоциональный характер. Основные идеи хасидизма заключаются в следующем: Бог вездесущ, и служение ему в малом равнозначно служению в великом; служить ему лучше в радости; во всяком человеке есть что-то хорошее; нет такого грешника, чей грех не мог бы быть искуплен. Особое значение придается эмоциональной молитве, цель которой - достижение подлинного духовного общения с Богом. Хотя хасидизм испытал влияние каббалы, хасиды чуждались аскетизма и стремились к объединению в религиозные группы. Некоторые хасидские лидеры, среди которых был Шнеур Залман из Ляд (1747-1812), внесли в хасидскую мысли рационалистические и философские элементы. После смерти БЕШТА в хасидизме оформились различные направления, каждое из которых возглавил цаддик (так называли святых чудотворцев). Соперничество между цаддиками и их приверженцами привело к искажению учения о божественной любви и других идей, которым учил основатель хасидизма, чрезмерно большое значение стали придавать чудесным способностям цаддика. С тех пор место цаддика стало наследственным, возникли даже соответствующие династии Хасидизм натолкнулся на решительное противодействие со стороны представителей раввината, придерживавшихся мнения, что Богу лучше служить путем познания его закона, а несколько позже - со стороны приверженцев Хаскалы (еврейского просветительского движения). Исчезновение гетто, приобщение к современной жизни, Первая мировая война и внутреннее брожение в общинах привели к ослаблению позиций хасидизма. Однако духовное обновление и религиозный энтузиазм хасидизма оживили еврейскую религиозную жизнь и сыграли заметную роль в еврейской мысли.

ЛИТЕРАТУРА

Бубер М. Хасидские предания. М., 1997

ХАТХОР

Хатор, в древнеегипетской мифологии богиня неба, отождествлялась с планетой Венерой. Ее имя, буквально означающее "дом Хора", указывает на то, что она была женой или матерью Хора, солнечного бога, ассоциировавшегося с Юпитером. Обычно Хатхор изображали в образе коровы, либо женщины с коровьей головой или с украшением на голове из коровьих рогов (с солнечным диском между рогами). Хатхор - богиня любви и деторождения, музыки и танцев, веселья и радости; ее также почитали как богиню, сотворившую мир, покровительницу женщин и проводницу в мир мертвых. Однако, подобно некоторым другим древним божествам, связанным с планетой Венерой, Хатхор имела и устрашающее обличье. В этом обличье она именовалась Око Ра и изображалась как львиноголовая богиня Сахме. В одном дошедшем до нас тексте, известном под названием Истребление человечества, рассказывается, как Хатхор-Сахме устроила страшную резню, но потом смягчилась и спасла тех, кто еще оставался в живых. Иеровоам I, первый царь Израильского царства, женатый на египетской принцессе Ано, по-видимому, отождествлял Хатхор с божеством, спасшим евреев во время исхода из Египта. Согласно Иосифу Флавию (Иудейские древности) и Библии (3 Цар 12:28-29), Иеровоам устроил культовые центры в Дане и Вефиле, противопоставив их Иерусалимскому храму. В каждом из них он установил изваяние "золотого тельца" со священной тетраграммой (четырьмя согласными священного имени Бога - JHWH). Народу он объяснил свой поступок так: "Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской". "Золотые тельцы" - изображения Хатхор.

ХАТЧЕСОН ФРЭНСИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАТШЕПСУТ

ХАТШЕПСУТ - единственная в истории Египта женщина-фараон, пятый правитель XVIII династии эпохи Нового царства. Датировка династии является предметом дискуссий. Традиционная хронология, основанная на некоторых астрономических данных, позволяет отнести ее ко времени примерно между 1575 и 1350 до н.э. Иная хронологическая система базируется на соответствиях в описании событий египетскими источниками и Библией, и по ее данным династия относится к более позднему периоду - приблизительно 1025-800 до н.э. Правление XVIII династии следует за мрачным временем гиксосского владычества. Хатшепсут, внучка прародительницы династии, царицы Яхмос-Нофретари, была дочерью и избранной преемницей Тутмоса I, фараона, восстановившего влияние Египта в Палестине и Сирии. Правление Хатшепсут началось после смерти ее отца (ок. 1525 до н.э.), хотя фараоном считался ее болезненный сводный брат и муж Тутмос II. Спустя примерно десять лет Тутмос II умер, и Хатшепсут присвоила себе регалии фараона - бороду и корону. Ее молодой пасынок Тутмос III вступил в брак с юной дочерью царицы, Хатшепсут II, и стал ее младшим соправителем. Источники считают важнейшим деянием Хатшепсут грандиозное путешествие по морю и суше в богатую и изысканную страну, именуемую "Пунт", или "Божья земля" (его библейской параллелью является рассказ о посещении Соломона царицей Савской, которая в рассказе об Иосифе названа властительницей Египта и Эфиопии). Поминальный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, в котором она оставила описание своего похода в Пунт, возможно, величайший из шедевров египетской архитектуры. Его строитель Сенмут был ближайшим советником царицы и наставником ее младшей дочери Нефруры. После 22 лет пребывания на престоле фараонов Хатшепсут была свергнута Тутмосом III. Неизвестно, была ли она при этом убита или (как повествует эфиопская традиция) подверглась изгнанию. Ее гробница не содержит захоронения, как и расположенная поблизости от нее гробница Сенмута. По указанию Тутмоса III на статуях Хатшепсут была сколота лицевая часть, уничтожены были и некоторые из надписей с ее жизнеописанием.

ХАУСМАН ДЖОН

ХАУСМАН Джон (Houseman, John) (1902-1988), американский продюсер, режиссер, педагог и актер, сыгравший центральную роль в развитии американского театра в 20 в. В 1930-х годах он способствовал утверждению театра на радио, а два десятилетия спустя - на телевидении. Хаусман (наст. имя - Жак Хаусманн, Jacques Haussmann) родился 22 сентября 1902 в Бухаресте. Образование получил в Англии. В 1924 переехал в США, где в 1934 совместно с композитором В.Томсоном поставил оперу Томсона и Гертруды Стайн Четыре святых в трех действиях (Four Saints in Three Acts). В 1935 у Хаусмана начался период плодотворного, хотя и далеко не безоблачного сотрудничества с О.Уэллсом. В 1936 они участвовали в проекте "Классический театр", в рамках которого поставили пьесы Доктор Фаустус К.Марло и Колыбель будет качаться (The Cradle will Rock) М.Блитстайна. В 1937 Уэллс и Хаусман основали собственную компанию - "Меркьюри-Тиэтр". Его острые спектакли (например, современная версия шекспировского Юлия Цезаря, с героями в фашистских мундирах) стали вехой в истории бродвейской сцены. Хаусман был автором, а Уэллс постановщиком серии часовых радиоспектаклей, из которых наиболее памятна вызвавшая массовый психоз Война миров по Г. Уэллсу. В кино Хаусман был продюсером 18 фильмов (Голубая Далия - The Blue Dahlia, 1946; Письмо незнакомки - Letter from An Unknown Woman, 1948; Плохой и прекрасный - The Bad and The Beautiful, 1952; Юлий Цезарь - Julius Caesar, 1953; Административный иск - Executive Suite, 1954; Воля к жизни - Lust for Life, 1956 и др.). Его фильмы 20 раз были номинированы на премию "Оскар" и 7 раз удостоились ее. Будучи кинопродюсером, он продолжал работать в театре, в 1947 осуществил мировую премьеру спектакля Жизнь Галилея Б.Брехта с Ч.Лоутоном в главной роли. На Бродвее им были поставлены также пьесы Песня лютни (Lute Song, 1947) и Король Лир (1950). В конце 1950-х годов он был продюсером ряда телепрограмм, за что удостоился трех премий "Эмми". Умер Хаусман в Малибу (шт. Калифорния) 31 октября 1988.

ХАФИЗ

ХАФИЗ (псевд.; букв. - знающий Коран наизусть) (ок. 1320-1390), персидский поэт. Настоящее имя - Шамсуддин Мухаммад. Возможно, уроженец Шираза, умеренный шиит, он оставался в стороне от политических бурь, потрясавших его родной город. Большую часть жизни был преподавателем богословия в религиозной школе, отвергая предложения переселиться в Багдад или Индию. Его стихотворения собраны в Диван (перс. - запись, книга), состоящий главным образом из газелей и включающий лишь несколько четверостиший рубайят.

ХАЧАТУРЯН АРАМ ИЛЬИЧ

АРАМ ХАЧАТУРЯН.

АРАМ ХАЧАТУРЯН.

(1903-1978), армянский композитор, родился 6 июня 1903 в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Он был четвертым сыном в семье бедного ремесленника. В детстве и отрочестве не выказывал особого интереса к музыке, но в возрасте 19 лет отправился в Москву в надежде стать музыкантом и в 1922 поступил в музыкальный техникум им. Гнесиных. Он занимался на виолончели, а затем перешел в класс композиции. Творческое становление Хачатуряна-композитора проходило в Московской консерватории в классах Н.Я.Мясковского и Г.И.Литинского (1929-1934). Такие сочинения, как Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1932) и Первая симфония (1934), сразу обнаружили и выдающееся мелодическое дарование Хачатуряна, и его тяготение к артистичному и естественному соединению восточных народных мелосов и ритмов с традиционными европейскими формами. Среди его произведений - ряд концертов для солирующих инструментов с оркестром (фортепианный концерт, 1936; скрипичный концерт, 1940; виолончельный концерт, 1963); Вторая симфония (1943); два тематически связанных балета - Счастье (1939) и Гаянэ (1942), балет Спартак (1954); Поэма о Сталине для хора с оркестром (1938); музыка для спектаклей и кинофильмов. На основе балета Гаянэ были составлены три оркестровые сюиты, одна из которых включает всемирно известный Танец с саблями; еще одна популярная сюита состоит из фрагментов музыки к спектаклю Малого театра Маскарад по драме Лермонтова. Оркестровое письмо Хачатуряна весьма красочно. Частое применение солирующих инструментов в партитурах композитора восходит к оркестровой манере Бородина и Глазунова. Характернейшим качеством музыки Хачатуряна является активное ритмическое развитие, достигающееся часто простым повторением основной формулы (остинато) или игрой акцентов внутри этой формулы. Сделавший очень много для развития армянской композиторской школы, Хачатурян оказал также значительное влияние на музыкантов Азербайджана, Туркмении и других стран Средней Азии. Он был награжден орденом Ленина (1939) и орденом Трудового Красного Знамени (1946). В постановлении ЦК ВКП(б) Об опере "Великая дружба" (1948) Хачатурян, как и ряд других крупных музыкантов, подвергся критике за "формалистические" и "антинародные" тенденции.

Умер Хачатурян в Москве 1 мая 1978.

ЛИТЕРАТУРА

Юзефович В., А. Хачатурян. М., 1990

ХВОЙНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХВОЩЕВИДНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЕББЕЛЬ КРИСТИАН ФРИДРИХ

ХЕББЕЛЬ Кристиан Фридрих (Hebbel, Christian Friedrich) (1813-1863), немецкий драматург и лирический поэт. Родился 18 марта 1813 в Вессельбурене (Шлезвиг-Гольштейн, в ту пору в унии с Данией), в семье бедного каменщика. Со смертью отца регулярная учеба в школе для 14-летнего мальчика закончилась. Следующие семь лет он работал сначала посыльным, затем секретарем судьи. Он слыл поэтом, и некоторые его стихи были опубликованы в гамбургском журнале Амалии Шоппе (1791-1858). По ее совету Хеббель в 1835 переехал на жительство в Гамбург. Несколько месяцев был вольнослушателем в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, по возвращении в Гамбург написал свою первую драму - Юдифь (Judith, 1840). В Копенгагене, где Хеббель некоторое время жил, подружившись с А.Г.Эленшлегером (1779-1850), он получил стипендию датского короля, после чего, во всем ограничивая себя, два года путешествовал по Европе, жил в Париже, Риме и Неаполе; в ноябре 1845 Хеббель добрался до Вены, и здесь к нему пришло признание. Известность Хеббель приобрел прежде всего как поэт-лирик, однако важнейшая часть его наследия принадлежит драматургии. По мысли Хеббеля, именно драма должна поднимать проблемы, вырастающие из отношения индивида к социальному, нравственному и религиозному порядку. Пусть в этом конфликте героя неизбежно постигнет роковой конец: грядущее может оправдать его, отдав победу принципам, за которые он отдал жизнь. Среди лучших его образов - женщины: Юдифь в одноименной трагедии, Мариамна в Ироде и Мариамне (Herodes und Mariamne, 1850), Родопа в пьесе Гиг и его кольцо (Gyges and sein Ring, 1856). Заслуживают упоминания трагедия Мария Магдалина (Maria Magdalena, 1844), Агнес Бернауэр (Agnes Bernauer, 1855) и замечательная трилогия Нибелунги (Nibelungen, 1861), написанная по мотивам Песни о Нибелунгах. Умер Хеббель в Вене 13 декабря 1863. ЛИТЕРАТУРА

Геббель Фр. Трагедии. М. - Л., 1934 Геббель Фр. Избранное, тт. 1-2. М., 1978 Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992

ХЕВИСАЙД ОЛИВЕР

ХЕВИСАЙД Оливер (Heaviside, Oliver)

(1850-1925), английский физик и математик. Родился 18 мая 1850 в Лондоне. После окончания школы в 1866 работал в телеграфной компании в Ньюкасле, но в 1874 был вынужден оставить работу из-за прогрессировавшей глухоты. Основные физические работы посвящены электромагнетизму. Изучая распространение электромагнитных колебаний, Хевисайд ввел (независимо от Умова и Пойнтинга) понятие плотности потока электромагнитной энергии. В 1892 занялся теоретическими аспектами проблем телеграфии и передачи электрических сигналов, используя новый математический метод - операционное исчисление. Предложил увеличивать индуктивность телефонных линий для улучшения дальней связи. Ввел понятие импеданса, т.е. полного сопротивления синусоидальному переменному току электрической цепи, содержащей емкости и индуктивности. В многотомном труде Электромагнитная теория (Electromagnetic Theory, 1893-1912) выдвинул гипотезу о существовании ионизированного слоя атмосферы, способного отражать радиоволны (ионосферы). Независимо от Хевисайда и почти одновременно с ним эту гипотезу высказал А.Кеннелли из Гарвардского университета. Постулировал, что масса движущейся заряженной частицы изменяется с изменением скорости. Умер Хевисайд в Торки 3 февраля 1925.

ЛИТЕРАТУРА

Горелик Г.С. Колебания и волны. М., 1959

ХЕЙВУД ДЖОН

ХЕЙВУД Джон (Heywood, John)

(ок. 1497 - ок. 1580), английский поэт и драматург. C 1519 состоял на службе при дворе Генриха VIII в качестве певца и клавесиниста; в его обязанности входили также сочинение пьес и подготовка спектаклей. Хейвуду принадлежат лучшие английские комедии начала 16 в., среди них - Действо о погоде (The Game of Wether), Действо о любви (The Game of Love) и Разумный и Неразумный (The Witty and the Witless). Более всего известна комическая сценка Четыре П (The Four P's), в которой Паломник, Продавец индульгенций, Аптекарь и Разносчик хвастают друг перед другом своими похождениями и рассказывают небылицы. Хейвуду приписываются также изданные анонимно в 1533 Индульгенщик и монах (The Pardoner and the Friar), где чувствуется влияние Дж.Чосера, и Джон, Джен Тиб и сэр Джон (John, Johan Tib and Sir John), в духе французского фарса. К стихотворным его произведениям относятся Пословицы (Proverbs, 1546), Паук и Муха (The Spider and the Fly, 1556) и Эпиграммы (Epigrams, 1556-1562).

ХЕЙВУД ТОМАС

ХЕЙВУД Томас (Heywood, Thomas)

(ок. 1573-1641), английский драматург и актер. Родился в Линкольншире в 1573, получил образование в Кембриджском университете. Хейвуд был самым плодовитым драматургом своего времени. По его собственному свидетельству, он написал - один или с помощниками - 220 пьес. Из его громадного наследия уцелело немногим более десятка драм, среди которых надо назвать в первую очередь Женщину, убитую добротой (A Woman Killed with Kindness), Красотку с Запада (The Fair Maid of the West), Эдварда IV (Edward IV) и четыре мифологические пьесы - о веках золотом, серебряном, медном и железном. Кроме того, ему принадлежат придворная пьеса-маска Повелительница Любви (Love's Mistress, 1634), семь сцен для общественных празднеств (1631-1639), длинная героическая поэма Британская Троя (Troia Britannica, 1609), Апология актеров (An Apology for Actors, 1612), две обширные компиляции Исторические анекдоты о женщинах, в девяти книгах (Nine Books of Various History Concerning Women, 1624) и Иерархия блаженных ангелов (The Hierarchy of the Blessed Angels, 1635), а также различные стихотворные и прозаические произведения меньшего объема. Хейвуд был эрудированным и в то же время понятным публике писателем со скромными культурными амбициями и ярко выраженными демократическими пристрастиями.

ЛИТЕРАТУРА

Хейвуд Т. Красотка с Запада. М., 1956 Хейвуд Т. Женщина, убитая дорогой. - В кн.: Современники Шекспира, т. 1. М., 1959 Хейвуд Т. Ворожея из Хогсдена. М., 1960

ХЕЙДЕНСТАМ КАРЛ ГУСТАВ ВЕРНЕР ФОН

ХЕЙДЕНСТАМ Карл Густав Вернер фон (Heidenstam, Verner von)

ВЕРНЕР ФОН ХЕЙДЕНСТАМ

ВЕРНЕР ФОН ХЕЙДЕНСТАМ

(1859-1940), шведский писатель. Единственный сын знатных родителей, Хейденстам родился 6 июля 1859 в Ольсхаммаре. Учился в школе в Стокгольме, затем уехал сначала в Италию, потом на Восток, всего пробыв за границей десять лет. Намеревался стать профессиональным художником; чувство цвета и способность видеть жизнь глазами художника составили несомненное достоинство его поэзии. Первый сборник стихотворений Хейденстама Паломничество и годы странствий (Vallfart och vandringsеr, 1888) сразу же вывел его в ряды ведущих оппонентов натурализма 1880-х годов. Сформулировав натуралистические идеи в предисловии к роману Эндимион (Endymion, 1889), он тогда же опубликовал памфлет Ренессанс (Renaissance, 1889), в котором утверждал, что литература отказалась от принципов натурализма. Критикой натурализма является и сатира Свадьба Пепиты (Pepitas brцllop, 1890; совм. с О.И.Левертином, 1862-1906). Хейденстам сделал попытку реализовать свою литературную программу в романе Ханс Алиенус (Hans Alienus, 1892), где некоторые места написаны стихами. С литературной точки зрения, сборник Стихи (Dikter, 1895), в котором молодой поэт предстал зрелым мастером, по-прежнему остается его наиболее значительным произведением. Идеализм и глубокий национализм характерны для его исторических романов Воины Карла XII (Karolinerna, 1897-1898), Паломничество святой Биргитты (Heliga Birgittas pilgrimsfдrd, 1901), Древо Фолькунгов (Folkungstrдdet, 1905-1907), Шведы и их вожди (Svenskarna och deras hцvdingar, 1908-1910). В 1915 Хейденстам опубликовал сборник Новые стихи (Nya dikter), в котором нашли выражение его религиозный гуманизм и возвышенное смирение. В 1912 был избран членом Шведской академии, а в 1916 удостоен Нобелевской премии по литературе. Умер Хейденстам в Эвралиде (провинция Эстерйетланд) 20 мая 1940.

ХЕЙЗ ХЕЛЕН

ХЕЙЗ Хелен (Hayes, Helen) (1900-1993), также Хейс, американская актриса, известная как "первая леди американского театра". Хейз (наст. имя - Хелен Хейз Браун) родилась 10 октября 1900 в Вашингтоне. Образование получила в католической школе. Ее дебют на сцене состоялся в возрасте 6 лет с труппой "Коламбиа плейерз" в Вашингтоне. В 1917 Хейз получила главную роль в спектакле Полианна, затем в Пенроде (1918) и пьесе Дж.Барри Дорогой Брут (1918), создавшей ей завидную репутацию на Бродвее. Играла во многих нью-йоркских спектаклях, таких, как Мария Шотландская (Mary of Scotland, 1934), Королева Виктория (Victoria Regina, 1935), Двенадцатая ночь (Twelfth Night, 1940), Свеча на ветру (Candle in the Wind, 1941), Стеклянный зверинец (The Glass Menagerie, 1956), Прикосновение поэта (A Touch of the Poet, 1958). В эпоху "золотого века Бродвея" (1920-1950) лишь Кэтрин Корнелл и Линн Фонтэн могли сравниться с Хейз по диапазону сыгранных ролей. Сочетание благородства и душевности в полной мере проявилось в киноверсии пьесы Анастасия (Anastasia, 1956), где партнершей Хейз была Ингрид Бергман. Кинематографическая карьера Хейз была не столь блестящей, как театральная, но дважды актриса была удостоена премии "Оскар": в 1931 за главную роль в фильме Грех Мадлон Клоде (The Sin of Madelon Claudet) и в 1971 за роль второго плана в фильме Аэропорт (Airport). Из других ролей, сыгранных за 40 лет работы в кино, самым романтичным был образ Кэтрин в фильме Прощай, оружие! (A Farewell to Arms, 1932) по одноименному роману Э.Хемингуэя. Сыграв знаменитую героиню Агаты Кристи, детектива Джейн Марпл, в телефильме Убийство с зеркалами (Murder with Mirrors, 1985), Хейз завершила свою актерскую карьеру. В следующем году она была награждена "Президентской медалью свободы" - высшей гражданской наградой США. Умерла Хейз в Ниаке (шт. Нью-Йорк) 17 марта 1993.

ХЕЙЛ ДЖОРДЖ ЭЛЛЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЕЙНКЕЛЬ ЭРНСТ

ХЕЙНКЕЛЬ Эрнст (Heinkel, Ernst)

(1888-1958), немецкий авиаконструктор, создатель первого в мире реактивного самолета. Родился 24 января 1888 в Грунбахе (Вюртемберг). В 1907-1911 учился в Высшей технической школе Штутгарта. Авиацией заинтересовался после посещения Международной выставки во Франкфурте в 1909, в том же году начал строить свой первый самолет типа биплана Фармана. В 1911 совершил полет на этом самолете, но при аварии получил серьезные ранения. Некоторое время работал конструктором у Ф.Шнайдера, затем перешел в компанию "Альбатрос эркрафт", а в 1914 стал техническим директором и главным конструктором самолетостроительной фирмы "Ганза унд Бранденбургишен флюгцойгверке". В 1922 основал собственную фирму и занялся созданием гидросамолета. Спроектировал и построил катапульту для старта гидросамолетов с морских судов, которая была применена в 1927 на атлантическом лайнере "Бремен". В начале 1930-х годов построил семиместный транспортный самолет Не-70, поставивший в 1933 рекорд скорости 375 км/ч. В последующие годы создал пикирующий бомбардировщик Не-50 и истребитель Не-51, широко использовавшиеся во время Второй мировой войны. К предвоенному периоду относятся и самые знаменательные работы Хейнкеля: создание турбореактивного двигателя S-3 и первого в мире реактивного самолета; его полет состоялся 27 августа 1939. После войны Хейнкель занимался разработкой и выпуском мотоциклов и велосипедов. Умер Хейнкель в Штутгарте 30 января 1958.

ХЕЙНС ЭЛВУД

ХЕЙНС Элвуд (Haynes, Elwood)

(1857-1925), пионер американского автомобилестроения. Родился 14 октября 1857 в Портленде (шт. Индиана). После окончания Вустерского политехнического института учился в университете Джонса Хопкинса, преподавал в Портленде, был управляющим портлендской компании "Нэчерел гэс энд ойл". В 1893-1894 сконструировал, построил и успешно испытал в Кокомо (шт. Индиана) первый "безлошадный экипаж" - автомобиль с одноцилиндровым двигателем мощностью 1 л.с., развивающий скорость до 10 км/ч. Автомобиль был продемонстрирован на выставке в Смитсоновском институте (Вашингтон, округ Колумбия). Вместе с братьями Апперсонами основал компанию "Хейнс - Апперсон", которая в 1898 приступила к выпуску автомобилей. В 1903 изобрел газовый двигатель с поворотным клапаном. Кроме того, Хейнс является создателем многих сплавов, в том числе хромистых сталей (хромовольфрамовой, хромоникелевой, хромокобальтовой); в 1911 он изобрел, а в 1919 запатентовал нержавеющую сталь. В 1910 создал сплав стеллит с добавками кобальта, хрома и вольфрама, нашедший широкое применение при изготовлении высокоскоростного режущего инструмента. Умер Хейнс в Кокомо 13 апреля 1925.

ХЕЙС РАТЕРФОРД БЕРЧАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЕЙСТИНГС УОРРЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЕЙУОРД ДЖОН

ХЕЙУОРД Джон (Hayward, John) (ок. 1564-1627), английский историк и юрист, родился в Феликстоу (графство Суффолк). Окончил Кембриджский университет в 1584, был возведен в рыцарское достоинство в 1619. Хейуорд был на время посажен в тюрьму из-за политических осложнений, спровоцированных его трудом Первая часть жизни и царствования Генриха IV (First Part of the Life and Raigne of Henrie the IIII, 1599), посвященном графу Эссексу, фавориту королевы Елизаветы I. Бэкон заметил по этому поводу, что, поскольку Хейуорд украл целые страницы у Тацита, его следовало обвинить скорее в мошенничестве, чем в измене. Хейуорд написал также Жизнь трех норманнов, королей Англии (The Lives of the III Normans, Kings of England, 1613) и Жизнь и царствование короля Эдуарда VI (The Life and Raigne of King Edward the Sixth, опубл. посмертно в 1630). Его самой популярной работой был том размышлений на религиозные темы - Убежище удрученной души (The Sanctuarie of a Troubled Soule, 1600). Фактам, изложенным в его трудах, нельзя верить, потому что, следуя античным образцам, он свободно изобретал "основания и речи, каких требовал предмет".

Умер Хейуорд в Лондоне 27 июня 1627.

ХЕЙФЕЦ ЯША

ХЕЙФЕЦ Яша (Heifetz, Jascha)

(1901-1987), американский скрипач, один из величайших виртуозов 20 в. Родился 2 февраля 1901 в Вильне (ныне Вильнюс, Литва). Восьми лет от роду окончил музыкальную школу в родном городе и стал учеником Л.Ауэра в Санкт-Петербургской консерватории. Дебютировал в Петербурге (1911), а затем дал ряд концертов в Одессе, Киеве, Берлине и Лейпциге. В 1917 впервые выступил в Нью-Йорке. С 1960 преподавал скрипичную игру в Калифорнийском университете. Ослепительная техника и великолепная интерпретация - отличительные черты стиля Хейфеца, сделавшие его одним из самых известных скрипачей его поколения. Умер Хейфец в Лос-Анджелесе 10 декабря 1987. ЛИТЕРАТУРА

Ямпольский И., Я. Хейфец. - Советская музыка, 1934, № 6 Я. Хейфец - педагог. - Советская музыка, 1959, № 12 75 лет со дня рождения скрипача Яши Хейфеца. - Музыкальная жизнь, 1976, № 1

ХЕКТ ЭНТОНИ

ХЕКТ Энтони (Hecht, Anthony)

(р. 1923), американский поэт и критик. Особое предпочтение отдает медитативной лирике и драматическому монологу. У Хекта постоянно распознаются отзвуки поэтического языка былых эпох (Ветхий Завет, греческие поэты, Данте, Шекспир, У.Б.Йитс, У.Стивенс) и хроники нашего времени, в особенности чудовищной реальности нацизма. Одна из наиболее устойчивых черт его поэзии - способность доносить "визуальный" образ вещи, ту особую значительность явлений и психологических состояний, которую в них выявляет свет, представленный в различных оттенках, градациях и символических значениях. Родился 16 января 1923 в Нью-Йорке. Степень бакалавра искусств получил по окончании Бард-колледжа в 1944, магистра - по завершении учебы в Колумбийском университете в 1950. Затем преподавал во многих престижных учебных заведениях, включая Кенион-колледж, Бард-колледж, Гарвардский и Рочестерский университеты. Первая его книга стихов Созывая камни (A Summoning of Stones, 1954) была благожелательно встречена критикой, но репутацию одного из ведущих американских поэтов принес второй сборник, получивший Пулитцеровскую премию, - Трудные часы (The Hard Hours, 1968). Сильное впечатление оставляют стихи из поздних книг Хекта Миллионы неизвестных теней (Millions of Strange Shadows, 1977), Венецианские вечерни (Venetian Vespers, 1979), Просвечивающий человек (The Transparent Man, 1990). Obbligati (1986) - книга критических эссе и рецензий.

ХЕЛЛЕР ДЖОЗЕФ

ХЕЛЛЕР Джозеф (Heller, Joseph)

(1923-1999), американский писатель. Родился 1 мая 1923 в нью-йоркском районе Бруклин. Во Вторую мировую войну служил, как и герой его романа Поправка-22 (Catch-22, 1961) Йоссариан, на бомбардировщике. После войны учился в Нью-Йоркском университете, где начал писать и публиковать рассказы; затем преподавал в университете штата Пенсильвания. Умер Хеллер в Питсбурге 13 декабря 1999. В Поправке-22, сатире на абсурдность милитаристского сознания, в роли злодеев выступают не немцы или японцы, но американские военные - политические воротилы, наживающиеся на войне, и садисты, которые получают наслаждение от насилия, тогда как "средние" люди по обе стороны фронта молча подчиняются и гибнут. Глубже вникнуть в положение дел помогает "черный" юмор книги. В 1994 вышло продолжение романа Время закрытия (Closing Time); в числе главных персонажей здесь появляются несколько новых, но возвращаются и старые - Йоссариан и некоторые другие. Война закончилась 50 лет назад, однако неизбежная смерть подошла к героям вплотную и может подстеречь человека на конечной остановке автобуса у здания администрации нью-йоркского порта. Хеллеру принадлежат романы Что-то случилось (Something Happened, 1974), внутренний монолог преуспевающего бизнесмена о его личной и деловой жизни; Мал золотник, да дорог (Good as Gold, 1979) - о профессоре-еврее, который не в силах устоять перед соблазном преуспеть в материальном, литературном и личном планах; Господу ведомо (God Knows, 1984) - на библейский сюжет о Давиде. Хеллер написал также пьесу Мы бомбили Нью-Хейвен (We bombed in New Haven, 1969).

ЛИТЕРАТУРА

Хеллер Дж. Что-то случилось. М., 1978 Хеллер Дж. Поправка-22. - В кн.: Сароян У. Человеческая комедия. Хеллер Дж. Поправка-22. М., 1988

ХЕЛМАН ЛИЛЛИАН

ХЕЛМАН Лиллиан (Hellman, Lillian) (1905-1984), американский драматург. Родилась 20 июня 1905 в Новом Орлеане (шт. Луизиана). Училась в Нью-Йоркском и Колумбийском университетах. Работала редактором, журналистом, театральным критиком. В 1934 написала пьесу Детский час (The Children's Hour) - о болезненно мстительной школьнице, опорочившей двух учительниц. В следующей пьесе Хелман, Настанет день (Days to Come, поставлена в 1936), изображается борьба между трудом и капиталом, а в принесших ей настоящий успех Лисичках (The Little Foxes, 1939) выведено семейство нуворишей, одержимое жаждой наживы в период реконструкции Юга. Во время Второй мировой войны Хелман пишет злободневные пьесы Стража на Рейне (Watch on the Rhine, 1941), в центре которой конфликт между немцем-антифашистом и фашистским агентом, и Пронизывающий ветер (The Searching Wind, 1944), где разоблачается внешняя политика США, допустившая распространение фашизма. В Другой части леса (Another Part of the Forest, 1946) Хелман рассказывает предысторию "лисичек", описывает судьбы старшего поколения этой южной семьи. В 1949 в Нью-Йорке была поставлена Регина (Regina), музыкальный спектакль по Лисичкам. Из поздних пьес известны Монсеррат (Montserrat, 1949), Осенний сад (The Autumn Garden, 1951), Игрушки на чердаке (Toys in the Attic, 1959) и Мать, отец и я (My Mother, My Father and Me, 1963). Автобиография Хелман Незавершенная женщина (An Unfinished Woman, 1969) была удостоена Национальной книжной премии. Она написала также две книги воспоминаний - Pentimento (искусствоведческий термин, означает закрашенные самим художником детали; 1973) и Время негодяев (Scoundrel Time, 1979). Ее наставником и близким другом на протяжении почти всей жизни был известный автор детективных романов Д.Хэммет.

ЛИТЕРАТУРА

Хеллман Л. Пьесы. М., 1958 Смирнов Б.А. Записки о театре. Л. - М., 1960 Хеллман Л. Погоня. (Киносценарий). М., 1971

ХЕМИНГУЭЙ ЭРНЕСТ МИЛЛЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЕММЕТ ДЭШИЛ

ХЕММЕТ Дэшил (Hammett, Dashiell) (1894-1961), американский прозаик. Родился 27 мая 1894 в округе Сент-Мэриз (шт. Мэриленд). В 13 лет бросил школу, перепробовал множество занятий. Восемь лет прослужил детективом в агентстве Пинкертона - этот опыт сообщил необыкновенную достоверность его произведениям. Первые его рассказы были опубликованы в начале 1920-х годов. Хэммет написал всего пять романов - Кровавая жатва (Red Harwest, 1929), Проклятье Дейнов (The Dain Curse, 1929), Мальтийский сокол (The Maltese Falcon, 1930, рус. переводы всех трех романов 1989), Стеклянный ключ (The Glass Key, 1931, рус. пер. 1975) и Худой человек (The Thin Man, 1932, рус. пер. 1992) В начале 1950-х годов, в эпоху маккартизма, Хэммет, убежденный радикал, был заключен в тюрьму за отказ назвать имена людей, оказывавших финансовую поддержку связанным с компартией организациям. Последние годы жизни провел в нищете. Умер Хэммет в Нью-Йорке 10 января 1961. Его герои, лишенные какого-либо глянца сыщики, действуют в мире, охваченном экономическим кризисом, где заправляют бандиты, царят насилие и цинизм, а коррумпированная полиция больше всего напоминает соперничающую банду. Проза Хэммета идеально воплощает этот мир. Лаконичный и временами намеренно угловатый стиль его менее метафоричен, чем у Р.Чандлера, с которым его нередко сравнивают, сыщики суровее и черствее, а порою просто жестоки.

ЛИТЕРАТУРА

Хэммет Д. Город штопор. М., 1992

ХЕНЦЕ ХАНС ВЕРНЕР

ХЕНЦЕ Ханс Вернер (Henze, Hans Werner) (р. 1926), один из наиболее значительных немецких композиторов в период после Второй мировой войны. Родился 1 июля 1926 в Гютерсло. Первоначальные занятия музыкой были прерваны войной, во время которой Хенце оказался в английском плену. После 1945 работал в разных театрах, в том числе художественным руководителем и балетмейстером в театре Висбадена; одновременно изучал 12-тоновую технику композиции А.Шенберга под руководством его авторитетного приверженца Р.Лейбовица. Когда впоследствии Хенце в своем творчестве отошел от канонов додекафонии, его музыка была отвергнута рьяными шенбергианцами. С 1953 композитор живет в Италии. Творческий багаж Хенце включает оперы, балеты, симфонии, камерные инструментальные циклы, произведения вокальных жанров. Среди пользовавшихся значительным успехом опер Хенце: Бульвар одиночества (Boulevard Solitude, 1951) - современная версия истории Манон Леско, озвученная смесью блюза, джаза и додекафонии; Элегия молодым влюбленным (Elegie fr junge Liebende, 1961), Молодой лорд (Der junge Lord, 1965), Бассариды (Die Bassariden, 1966) - большая опера на либретто Ч.Каллмана и У.Одена для 63 певцов и трех оркестров; Мы соберемся у реки (We come to the River, 1976) и Английская кошка (Die englische Katze, 1985). Ряд произведений сочинены по заказам: так, например, Пятую симфонию (1962) заказал ему Нью-Йоркский филармонический оркестр, а "аллегорию с музыкой" Император Гелиогабал (Heliogabalus Imperator - allegoria per musica, 1973) - Чикагский симфонический оркестр.

ЛИТЕРАТУРА

Павлов Г., Х. В. Хенце. - Музыкальная жизнь, 1987, № 5 Зарубежная музыка. ХХ век, вып. 1. М., 1996

ХЕНЧ ФИЛИП ШОУОЛТЕР

ХЕНЧ Филип Шоуолтер (Hench, Philip Showalter)

(1896-1965), американский врач-ревматолог, удостоенный в 1950 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с Э.Кендаллом и Т.Рейхштейном) за исследования структуры и биологических функций гормонов коры надпочечников. Родился 28 февраля 1896 в Питсбурге (шт. Пенсильвания). В 1920 получил степень доктора медицины в Питсбургском университете. С 1926 - консультант и заведующий отделением ревматических болезней клиники Мейо. С 1928 работал в университете Миннесоты (с 1947 - профессор этого университета). Будучи врачом-ревматологом, Хенч обратил внимание на то, что ревматоидный артрит легче протекает при беременности и желтухе. Поскольку при беременности увеличивается количество женских половых гормонов, а при желтухе - содержание желчных кислот, Хенч и работавший вместе с ним биохимик Э.Кендалл предположили, что женские половые гормоны и желчные кислоты (они являются производными стерола) играют важную роль в клинике ревматических заболеваний и что сходное действие должны оказывать стероидные гормоны коры надпочечников. Опыты по проверке терапевтического эффекта экстрактов из коры надпочечников, проведенные в начале 1930 Хенчем, не дали результатов. В 1936 Кендалл и швейцарский химик Т.Рейхштейн выделили из коры надпочечников "вещество E", названное впоследствии кортизоном, однако в количестве, достаточном для проведения клинических испытаний, его удалось получить лишь в 1948. Испытания кортизона, сразу же проведенные Хенчем на 14 больных ревматоидным артритом в тяжелой форме, дали очень хороший результат, и с тех пор этот препарат широко применяется для лечения ревматических заболеваний. В 1958 Хенч вышел на пенсию. Был избран заслуженным профессором медицинской школы Миннесотского университета. Умер Хенч в Очо-Риосе на Ямайке 30 марта 1965.

ХЕОПС

ХУФУ (греч. Хеопс), египетский фараон IV династии, правление которого относится к III тысячелетию до н. э. Ему посвящена Великая пирамида в Гизе - крупнейшее сооружение древности, строительство которой, по словам Геродота (оставившего свои записки примерно через 2 тысячелетия), потребовало труда 100 тыс. человек в течение 20 лет. Трудились они, однако, лишь в то время года, когда происходил разлив Нила и приостанавливались сельскохозяйственные работы. Любопытно, что внешний облик самого создателя Великой пирамиды известен нам лишь по миниатюрной статуэтке из слоновой кости, изображающей сидящего Хуфу, которая хранится в Каирском музее. Все храмовые рельефы времени его правления утрачены, он не оставил статуй наподобие тех, что были созданы при его сыне Хафре (или Хефрене) и преемнике последнего Менкауре, которые установили канон египетской царской скульптуры.

ПИРАМИДЫ В ГИЗЕ (Великая пирамида Хуфу в центре).

ПИРАМИДЫ В ГИЗЕ (Великая пирамида Хуфу в центре).

ХЕПБЕРН КЭТРИН

ХЕПБЕРН Кэтрин (Hepburn, Katharine)

КЭТРИН ХЕПБЕРН и Спенсер Трейси в фильме Ребро Адама (1949).

КЭТРИН ХЕПБЕРН и Спенсер Трейси в фильме Ребро Адама (1949).

(р. 1909), американская актриса, обладательница четырех премий "Оскар". Родилась 9 ноября 1909 в Хартфорде (шт. Коннектикут). Выпускница Брин-Мор-колледжа, в 1928 начала актерскую карьеру. Ее первым крупным успехом стала роль царицы амазонок в пьесе Муж воительницы (The Warrior's Husband, 1932), после чего ей удалось заключить контракт на съемки в Голливуде. В том же году дебютировала в кино в фильме Билль о разводе (A Bill of Divorcement). Первую премию "Оскар" Хепберн получила за роль в фильме Ранняя слава (Morning Glory, 1933), где сыграла девушку, отчаянно стремящуюся стать актрисой. Несмотря на этот знак признания, начало карьеры Хепберн в кино было не вполне успешным. Хотя ряд ее ролей (в фильмах Маленькие женщины - Little Women, 1933; Праздник - Holiday, 1938) был оценен положительно, провал в фильме Сильвия Скарлетт (Sylvia Scarlett, 1935) закрепил за Хепберн репутацию роковой актрисы. В поисках новых стимулов творчества актриса вернулась на бродвейскую сцену. В 1939 драматург Ф.Барри написал специально для нее роль Трейси Лорд в пьесе Филадельфийская история (The Philadelphia Story). Пьеса пользовалась большим успехом, и Хепберн смогла вернуться в кино в ранге признанной звезды. Ее лучшими работами в кино считаются чопорная миссионерка в Африканской королеве (The African Queen, 1951), тоскующая старая дева в фильме Летом (Summertime, 1955) и наркоманка-мать в Долгом путешествии в ночь (Long Day's Journey into Night, 1962). Однако наиболее популярными стали фильмы, где Хепберн снималась со своим спутником жизни, Спенсером Трейси, искрометные комедии на тему современной любви двух равных партнеров - Женщина года (Woman of the Year, 1942), Состоят в браке (State of the Union, 1948), Ребро Адама (Adam's Rib, 1949), Пэт и Майк (Pat and Mike, 1952). Кроме Ранней славы, Хепберн получила "Оскар" за роли в фильмах Угадай, кто придет к обеду (Guess Who's Coming to Dinner, 1967), где она в последний раз снималась с Трейси, Лев зимой (The Lion in Winter, 1968) и На золотом пруду (On Golden Pond, 1981). Актриса играла также в телевизионных фильмах Стеклянный зверинец (The Glass Menagerie, 1973) и Любовь среди руин (Love among the Ruins, 1975; премия "Эмми").

ЛИТЕРАТУРА

Соловьев В. Кэтрин Хепберн. - В кн.: Великие и неповторимые, т. 1. М., 1993

ХЕРЕМОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

ХЕРЕМОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - философ-стоик 1 в. н.э., возглавлявший одно из отделений колоссальной Александрийской библиотеки. В 49 н.э. Херемон прибыл в Рим, чтобы принять участие в воспитании Нерона. Автор дошедших лишь во фрагментах трактатов, посвященных египетской астрологии, иероглифам, кометам, а также истории Египта.

ХЕРРЕРОЗАВР

Факты

ХЕРРИК РОБЕРТ

ХЕРРИК Роберт (Herrick, Robert) (1591-1674), английский поэт. Родился в августе 1591 в Чипсайде (Лондон). Его отец, процветавший золотых дел мастер, принадлежал к состоятельному роду из графства Лестершир. В 1607 началось не доведенное до конца десятилетнее ученичество юного Херрика у дяди - королевского ювелира. Поступив в Сент-Джонз-колледж Кембриджского университета в 1613, он затем перешел там же в Тринити-Холл и был удостоен степеней бакалавра (1617) и магистра искусств (1620). По выходе из университета в 1617 вернулся в Лондон, где снискал репутацию застольного остряка из круга Джонсона и близких к нему литераторов. В 1627 стал военным капелланом при герцоге Бекингеме, в 1629 был назначен настоятелем прихода Дин-Прайор (графство Девоншир). За приверженность монархии в 1647 был изгнан из своего прихода Долгим парламентом и до 1662, когда Карл II вернул его в тот же приход, жил в Лондоне. На творчество Херрика заметно повлиял поэт-драматург Б.Джонсон, чьим учеником и восторженным почитателем он был. Подобно своему учителю, Херрик искал образцы в творчестве латинских поэтов Золотого века - Катулла, Тибулла, Проперция, Горация и в лирике грека Анакреонта. Херрик может считаться превосходнейшим лириком из числа таких даровитых современников, как Т.Кэрью, Р.Лавлейс или Д.Саклинг. Сборник стихов Херрика вышел в свет в Лондоне в 1648. Туда вошли как светские стихотворения Геспериды (Hesperides), так и стихи религиозного содержания под общим названием Возвышенные строфы (Noble Numbers). Едва ли не каждое из 1130 очень разных стихотворений светского раздела свидетельствует о чрезвычайной разносторонности автора. Широкий лирический диапазон объединяет колдовские заклинания и оды во вкусе Горация, песни о природе и застольные с брачными песнопениями и изысканными безделками в адрес воображаемой дамы сердца. Кроме лирики, представлены сказки в стихах и эпиграммы по самым разным поводам. Умер Херрик в своем приходе в октябре 1647.

ЛИТЕРАТУРА

Геррик Р. Стихи. - В кн.: Английская лирика первой половины ХVII века. М., 1989

ХЕРУВИМЫ

ХЕРУВИМЫ (евр. "керуб", множественное число - "керубим"), крылатые существа, упоминаемые в Библии. Судя по скудным свидетельствам, разбросанным в Писании, они, по-видимому, напоминали ассирийских и вавилонских крылатых львов с человеческими головами, которые охраняли входы во дворцы и храмы. В Сирии и Палестине обнаружены многочисленные изображения царей, восседающих на троне, поддерживаемом херувимами; эти изображения в большинстве датируются 1200-800 до н.э. Хотя такие изображения могли вызвать к жизни вполне определенное представление о херувимах и их облике, библейские авторы говорят о них как об одушевленных существах, ангелах. В Писании херувимы предстают в роли стражей дерева жизни (Быт 3:24); они осеняют крыльями крышку ковчега завета - место видимого присутствия Бога в скинии и во храме; Бог изображается мчащимся по небу на херувимах (2 Цар 22:11) и восседающим между херувимами или над ними (1 Цар 4:4); Иезекииль видит херувимов с ликами человека, льва, быка и орла (Иез 10:10 и сл.).

ХЕТЕРОДОНТОЗАВР

Факты

ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХИЛЛ АРЧИБАЛД ВИВИЕН

ХИЛЛ Арчибалд Вивиен (Hill, Archibald Vivian)

(1886-1977), английский физиолог, удостоенный в 1922 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с О.Мейергофом) за исследования метаболизма углеводов и теплообразования в мышцах. Родился 26 сентября 1886 в Бристоле. Окончил Кембриджский университет (1907). В 1914-1919 преподавал физическую химию в Кембриджском университете и физиологию в Манчестерском университете. В 1920-1923 - профессор физиологии Манчестерского университета, в 1923-1925 - профессор Юниверсити-колледжа в Лондоне. С 1926 до выхода на пенсию в 1951 - профессор Лондонского королевского общества. В 1947-1963 работал в Британском музее. Основные научные работы Хилла посвящены изучению механизма мышечного сокращения. Он открыл явление теплообразования в мышцах и разработал термоэлектрический способ измерения температуры в нервах и мышцах. Определил количество тепла, выделяемого мышцами в состоянии покоя и при сокращении (1922). Ввел понятия "кислородный долг" и "устойчивое состояние" для описания связи между потреблением кислорода в мышцах и удалением продуктов метаболизма. Разработал математические модели процессов, происходящих в возбудимых тканях. В 1927 Хилл стал кавалером ордена Британской империи. В 1940-1945 был независимым членом парламента от Кембриджского университета. Хилл принимал активное участие в работе научных организаций, в том числе Ассоциации морской биологии, президентом которой оставался многие годы. Среди написанных им книг - Работа мышц (Muscular activity, 1926); Живые машины (Living Machinery, 1927); Эпизоды из области биофизики (Adventures in Biophysics, 1931).

Умер Хилл в Кембридже 3 июня 1977.

ЛИТЕРАТУРА

Хилл А. Работа мышц. М. - Л., 1929 Механика мышечного сокращения. Старые и новые опыты. М., 1972

ХИЛЛЕ ЭЙНАР

ХИЛЛЕ Эйнар (Hille, Einar)

(1894-1980), американский математик. Родился 28 июня 1894 в Нью-Йорке. Юность Хилле прошла в Швеции, где он в 1918 защитил докторскую диссертацию в Стокгольмском университете. Продолжил образование в Гарвардском университете, а также в университетах Копенгагена и Геттингена. Преподавал математику в Стокгольме и Гарварде. С 1922 работал в Принстонском университете, в 1933 стал профессором математики Йельского университета. В 1953 был избран членом Национальной академии наук США. Основные труды Хилле посвящены функциональному анализу. Особый интерес он проявлял к линейным дифференциальным уравнениям второго порядка, интегральным уравнениям, рядам Дирихле и Фурье, преобразованиям Фурье и Лапласа и аналитическим полугруппам. Умер Хилле в Ла-Джолла (шт. Калифорния) 12 февраля 1980.

ЛИТЕРАТУРА

Хилле Э., Филлипс Р. Функциональный анализ и полугруппы. М., 1962

Предыдущая страница Следующая страница