Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАС"-"РЕН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАС"-"РЕН")

РАСПЕВ

РАСПЕВ - форма вокальной музыки, нечто среднее между обычной речью и настоящей мелодией (в современном европейском понимании). Термин прилагается обычно к григорианскому (cantus planus), византийскому, англиканскому церковному пению, а также к другим подобным типам христианской литургической музыки - например, к древнерусскому пению, где существует несколько различных типов распевов (основной знаменный, а также демественный, путевой и более поздние киевский, греческий, болгарский и другие). Все распевы берут начало в древнееврейском храмовом пении и других восточных прототипах, и сама форма роспева до сих пор составляет характерную черту ряда восточных музыкальных культур. Распев почти всегда монодичен, т.е. исключает использование инструментов, и не имеет строгого метра. Ритм в нем определяется ритмом речи.

РАСПУТИН ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ

РАСПУТИН Григорий Ефимович (ок. 1864-1916), заметная фигура в политической жизни России в последнее десятилетие царствования Николая II. Родился в Тобольской губернии в крестьянской семье. Настоящая фамилия - Новых. Образования не получил; в возрасте 30 лет обратился к религии, приобрел в родных местах репутацию "святого старца", провидца и целителя. Проповедовал прощение и покаяние. В 1895 женился и стал отцом троих детей, однако впоследствии много странствовал и пытался вести жизнь отшельника. В 1904 появился в Санкт-Петербурге, где встретился с отцом Феофаном, инспектором Духовной академии. В следующем году был введен в семью великого князя Николая Николаевича и приобрел покровительство великой княгини Милицы. После этого Распутин появился при дворе и завоевал доверие царской семьи, начав лечить гемофилию, которой страдал цесаревич Алексей. Распутин добился расположения Александры Федоровны, а через нее и Николая II. В 1911 он стал причиной известного скандала, содействовав назначению своего друга, неграмотного крестьянина, епископом Тобольским. Использовал влияние в церковных назначениях, затем распространил его на государственные дела. Распутин упивался властью, убирая со своего пути тех, кто пытался противодействовать его влиянию. Могущество Распутина стало особенно заметным в 1915, когда под влиянием императрицы царь отстранил Николая Николаевича от командования российской армией. Князь Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович и другие дворяне, возмущенные "распутинщинаой, в конце концов составили заговор с целью убийства фаворита. В ночь на 17 (30) декабря 1916 его пригласил в гости князь Юсупов, который подал ему отравленное вино. Яд не подействовал, и тогда заговорщики застрелили Распутина и бросили его тело под лед в притоке Невы. По настоянию императрицы тело Распутина было найдено и захоронено близ часовни императорского дворца в Царском Селе.

ЛИТЕРАТУРА

Куликовский М. Истоки Распутинской легенды. - Свободная мысль, 1997, № 1

РАСПЯТИЕ

РАСПЯТИЕ (Пизанская школа, 12 в.)

РАСПЯТИЕ (Пизанская школа, 12 в.)

изображение Христа, распятого на кресте. До 4 в., когда казнь через распятие на кресте была отменена во всей Римской империи, существовали только символические изображения Христова креста: в виде буквы Т, буквы X или якоря, часто вместе с изображением рыбы или дельфина; пять букв, составляющих греческое слово ICQUS ("рыба"), рассматривались как сжатая формула христианского вероучения, поскольку эти буквы расшифровывались как начальные буквы слов греческого словосочетания "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель". Так называемый хрисмон, монограмма из греческих букв "Х" и "Р", служила сокращением имени "Христос" и символизировала крест; широкому распространению этой монограммы способствовало то, что император Константин Великий (ум. 337) использовал ее на своих знаменах и на щитах своих воинов. С 4 в. почитание креста начинает быстро распространяться. В христианском искусстве и геральдике крест представлен в нескольких основных формах (прежде всего "греческой" и "римской"). В некоторых случаях крест помещается на перекладине буквы "эта" в сокращении IHS (три первых буквы имени "Иисус" в его греческой форме), впоследствии поясняемым как аббревиатура формулы Iesus Hominum Salvator (Иисус, людей Спаситель). Вышитые кресты являются обязательной деталью литургических облачений и нередко украшают одежду священнослужителей. Существует практика целования креста (в том числе вышитого: креста над коленом у византийских епископов, на туфле у пап). Некоторые епископы чертят крест перед своей подписью (у неграмотных людей крест мог заменять подпись). Крестное знамение - ритуальный жест, осуществляемый различными способами, - ведет свое происхождение с древних времен и широко употребляется православными и католиками. Собственно распятия впервые появляются в 5-6 вв., и на древнейших из них Христос изображен живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл. Распятие в его современном виде возникло из скульптурных или живописных изображений сцены распятия Христа, причем фигуры других участников этой сцены - Девы Марии, Иоанна Богослова, Марии Магдалины, ангелов, а также различные символы голгофских страстей со временем либо упраздняются вовсе, либо изображаются на расширенных концах перекладин креста.

РАССЕЛ БЕРТРАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАССЕЯННЫЙ СКЛЕРОЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСТВОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСХОДОМЕРЫ И СЧЕТЧИКИ КОЛИЧЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАУШЕНБЕРГ РОБЕРТ

РАУШЕНБЕРГ Роберт (Rauschenberg, Robert)

(р. 1925), американский художник, работал в основном в технике коллажа и редимейда, продолжая традиции, идущие из искусства кубизма и творчества Марселя Дюшана. Составление произведения искусства из не имеющих друг к другу отношения элементов, одним из которых является краска, глубоко укоренилось в современном искусстве. Комбинации Раушенберга отражают темп развития и энергию массовой урбанистической и технократической культуры, в которой на смену работе художника на бумаге или холсте пришли потоки информации, передаваемой посредством фотографии, компьютеров, газет и т.п. Раушенберг родился 22 октября 1925 в Порт-Артуре (шт. Техас). Учился в Художественном институте в Канзас-Сити, в Академии Жюлиана в Париже и в колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине. В 1949 Раушенберг поселился в Нью-Йорке. В 1958 была организована его персональная выставка в галерее Кастелли, благодаря которой он стал известен; слава Раушенберга достигла апогея в 1977, когда он совершил турне по Америке со своей ретроспективной выставкой, открывшейся в Музее изящных искусств в Вашингтоне. Ранние работы Раушенберга были попыткой избавиться от стереотипов "живописного метода" и возвышенных целей традиционного искусства. Например, он стер рисунок Виллема де Кунинга и выставил его под названием Стертый де Кунинг. В течение 1950-х годов в работах Раушенберга постепенно возрастало количество реальных предметов - газетных фотографий, кусочков ткани, дерева, консервных банок, травы, чучел животных - до тех пор, пока не достигалось ощущение, что холст или вся композиция вот-вот прорвется в какой-то другой мир, странно искаженную реальность. Две ключевые работы Раушенберга - коллажи Кровать (1955) и Монограмма (1955-1959). Первая из них представляла собой настоящую кровать Раушенберга, забрызганную краской и поставленную вертикально, как картина; второй коллаж был украшен чучелом ангорской козы. В шестидесятые годы Раушенберг стал устраивать перфомансы, сотрудничать с инженерами и использовать различные печатные материалы; он стремился выразить сложность и многослойность существования современного индустриального общества. В 1980-е годы были опубликованы несколько альбомов фотографий Раушенберга, которые явились логическим завершением частого использования фотографического материала в коллажах и воплощением представления автора о мире как о нелепом нагромождении образов.

РАФАИЛ

РАФАИЛ (евр. Рефаэль, "Бог исцелил"), один из семи святых ангелов. Он властвует над душами людей после смерти (апокрифическая Книга Еноха 20:3). В Книге Товита он изображается как один из тех, кто стоит перед Богом и передает молитвы святых. В раввинистической литературе выступает как ангел-целитель.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Библейская энциклопедия. М., 1996

РАФАЭЛЬ САНТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАФФЛЗ ТОМАС СТАМФОРД

РАФФЛЗ Томас Стамфорд (Raffles, Thomas Stamford)

(1781-1826), британский колониальный деятель, основатель Сингапура. Родился на борту судна в виду Порт-Морана (Ямайка) 6 июля 1781. В 14 лет стал клерком британской Ост-Индской компании, а в 1805, когда компания приобрела остров Пенанг, - помощником секретаря и затем секретарем губернатора. В 1811 участвовал в экспедиции, в ходе которой Ява была отобрана у французов; с 1811 по 1816 был губернатором острова. В качестве губернатора колонии в Бенкулене (Западная Суматра) с 1818 по 1825 проводил курс на расширение британского влияния в Юго-Восточной Азии. Раффлз отменил рабство, строил школы, установил добрые отношения с местным населением. В 1819 поднял британский флаг над островом Сингапур; наблюдал за строительством города, ввел стабильную форму правления и основал Институт восточных языков. Занимался также исследованием подопечных ему территорий, писал научные труды по этнографии, зоологии и ботанике. Возвратившись в Англию в 1824, основал Зоологическое общество и был его первым председателем.

Умер Раффлз в Хейвуде (Англия) 5 июля 1826.

РАХИЛЬ

РАХИЛЬ - в Ветхом Завете, младшая дочь Лавана. Иаков влюбился в нее, как только пришел в Харран, и Лаван согласился отдать Рахиль ему в жены, если Иаков прослужит ему семь лет. Однако по истечении этого срока Лаван отдал ему вместо Рахили свою старшую дочь Лию, так что Иакову пришлось прослужить еще семь лет, чтобы получить Рахиль. Рахиль долго оставалась бесплодной, однако затем родила сына Иосифа. Она сопровождала мужа, отправившегося в Ханаан, однако умерла в пути при рождении своего второго сына Вениамина. Над ее могилой Иаков поставил памятник (Быт 35:20); по преданию, она была похоронена в Вифлееме.

ЛИТЕРАТУРА

Библейская энциклопедия. М., 1996

РАХИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАХМАНИНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич (1873-1943), русский композитор и пианист. Родился 1 апреля 1873 в имении Онег Новгородской губернии. Проявив интерес к музыке уже в четыре года, обучался игре на фортепиано, а в девять лет поступил на фортепианное отделение Санкт-Петербургской консерватории. С 1888 продолжал образование в Московской консерватории, где был учеником Н.С.Зверева и А.И.Зилоти по фортепиано, С.И.Танеева и А.С.Аренского по композиции. В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта; Рахманинов же стал горячим приверженцем Чайковского. В возрасте 19 лет он окончил консерваторию с большой золотой медалью (по композиции) и отправился в большое концертное турне по России как пианист-солист и аккомпаниатор. К тому времени появилась его первая опера - Алеко, Первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для виолончели и для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая принесла композитору всемирную славу. В возрасте 20 лет он стал преподавателем фортепиано в московском Мариинском женском училище, в 24 года - дирижером Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова (в течение одного сезона). Хотя Рахманинов рано приобрел известность как композитор, пианист и дирижер, его Первая симфония и Первый концерт на премьерах прошли неудачно, что послужило причиной серьезной нервной болезни. В течение нескольких лет Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра помогла ему выйти из болезненного состояния. В 1901 году он закончил свой Второй фортепианный концерт. Его успешная премьера отчасти восстановила веру музыканта в свои силы, и он принял приглашение занять место дирижера в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижер. Вскоре после революции 1917 покинул Россию. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан как один из величайших пианистов своей эпохи и крупнейший дирижер. Среди наивысших творческих достижений Рахманинова 4 концерта для фортепиано с оркестром; рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром; 3 симфонии и Симфонические танцы; 24 прелюдии и 15 этюдов-картин для фортепиано; поэма Колокола для солистов, хора и оркестра (по Эдгару По); симфоническая поэма Остров мертвых (по картине Беклина); хоровые Литургия св. Иоанна Златоуста и Всенощное бдение на канонические церковнославянские тексты; множество романсов. Умер Рахманинов в Беверли-Хилз (шт. Калифорния) 28 марта 1943.

ЛИТЕРАТУРА

Соколова О. С.В.Рахманинов. М., 1987 Воспоминания о Рахманинове, тт. 1-2. М., 1988

РАЦИЯ ДЛЯ ПЕРСОНАЛЬНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ РАДИОСВЯЗИ

РАЦИЯ ДЛЯ ПЕРСОНАЛЬНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ РАДИОСВЯЗИ - система, используемая для двусторонней связи между людьми, находящимися на своих постоянных местах или в движении. Большинство радиостанций (раций), работающих в диапазоне CB (citizens band) персональной и служебной радиосвязи, устанавливают в автомобилях, на катерах, мотоциклах и других транспортных средствах. CB-рация, установленная на движущемся объекте, называется мобильной. Даже портативная дуплексная рация "уоки-токи" (walkie-talkie), которую можно носить в кармане, относится к категории мобильных. CB-радиостанция с постоянным местонахождением (дома, в учреждении или другом месте) называется базовой. Как мобильная, так и базовая станции состоят из приемопередатчика и антенной системы. Приемопередатчик объединяет в себе радиопередатчик и радиоприемник. Работа с CB-приемопередатчиком не требует особой квалификации. Переключатель каналов позволяет настроить станцию для передачи и приема на один из выбранных каналов. Основной орган управления станции - это переключатель PTT (press-to-talk), или тангента микрофона. Для передачи надо просто нажать на этот переключатель; при этом включается передатчик и выключается приемник. Закончив передачу, надо отпустить клавишу переключателя, в результате чего передатчик выключится, а приемник включится. CB-диапазон содержит 40 каналов. Канал 9 - это официально выделенный аварийный радиоканал. Его разрешается использовать только для аварийной связи и передачи информации в помощь водителям. Остальные 39 каналов могут использоваться для персональной и служебной связи, не выходящей за рамки законной деятельности. Дальность связи между двумя мобильными станциями может составлять в зависимости от особенностей рельефа, застройки и растительности от 5 до 25 км. Дальность связи между базовой и мобильной станциями обычно бывает больше и сильно зависит от высоты расположения антенны базовой станции над землей и размеров окружающих объектов. Дальность связи между двумя базовыми станциями может быть еще больше и зависит от высоты расположения антенн обеих станций. Поскольку CB-радиосвязь создавалась как радиослужба индивидуального пользования, предназначенная для связи на близких расстояниях, ее дальность действия ограничивается мощностью передатчика, которая составляет всего 4 Вт. Для сравнения отметим, что передатчик широковещательной радиостанции может иметь мощность 50 000 Вт и посылать сигналы, в 12 500 раз более сильные, чем CB-сигнал.

ЛИТЕРАТУРА

Гусятинский И.А., Пирогов А.А. Радиосвязь и радиовещание. М., 1974 Радиопередающие устройства. М., 1982 Бунин С.Г., Яйленко Л.П. Справочник радиолюбителя-коротковолновика. Киев, 1984

РЕБЕРН ГЕНРИ

РЕБЕРН Генри (Raeburn, Henry)

(1756-1823), шотландский живописец, портретист. Родился 4 марта 1756 в Стокбридже, близ Эдинбурга. Свою художественную деятельность начал как ювелир, но вскоре стал учиться живописи у Дэвида Мартина. В 1778 Реберн отправился в Италию; из этого путешествия он вернулся в Эдинбург в 1787 уже зрелым мастером. К этому времени относится Портрет Макнаба, в котором широкие, короткие мазки с конструктивной ясностью передают структуру человеческого тела. В 1812 Реберн был избран президентом Королевского общества художников в Эдинбурге, а через три года стал членом Королевской академии художеств. В 1822 он получил дворянский титул и был назначен миниатюристом Его Величества в Шотландии. Умер Реберн в Стокбридже 8 июля 1823.

РЕВЕККА

РЕВЕККА - в Ветхом Завете, дочь Вафуила, внучка Нахора (брата Авраама) и сестра Лавана. Ее благородное поведение очаровало раба Авраама, который пришел в Арам-Нахараим (город Нахора) в Месопотамии, чтобы найти жену для Исаака, сына Авраама. Ревекка отправилась с ним в Ханаан, вышла замуж за Исаака и после долгих лет бесплодия родила ему близнецов - Исава и Иакова. Иаков был ее любимцем, и она помогла ему получить от отца благословение, предназначавшееся первородному сыну - Исаву. Затем она посоветовала Иакову бежать к ее брату Лавану в Харран, чтобы избежать мести Исава, а также найти там себе жену. Ревекка умерла в Ханаане и была похоронена в пещере Махпела.

ЛИТЕРАТУРА

Библейская энциклопедия. М., 1996

РЕВМАТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕГЕНЕРАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЖДАЕМОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕДГРЕЙВ ВАНЕССА

РЕДГРЕЙВ Ванесса (Redgrave, Vanessa) (р. 1937), Англия; дочь М.Редгрейва, активная участница левого политического движения; лондонская сцена: Как вам это понравится? (As You Like It, 1961) Шекспира, Чайка (1964; экранизация 1969) А.П.Чехова, Мисс Джин Броуди в расцвете лет (The Prime of Miss Jean Brodie, 1966; по одноименному роману М.Спарк), Орфей спускается в ад (Orpheus Descending, 1988) Т.Уильямса; нью-йоркская сцена: Женщина с моря (The Lady From the Sea, 1976) Ибсена; фильмы: Морган: подходящий случай для лечения (Morgan, 1966), Фотоувеличение (Blow Up, 1967), Айседора (Isadora, 1968), Джулия (Julia, 1977, премия "Оскар"), Бостонцы (The Bostonians, 1984), Хауардз-Энд (Howard's End, 1992), В поисках Ричарда (1996).

РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЗА-ШАХ ПЕХЛЕВИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЗЕРФОРД МАРГАРЕТ

РЕЗЕРФОРД Маргарет (Rutherford, Margaret) (1892-1972), Англия; характерная актриса в комедийных ролях; на лондонской сцене: Весенняя встреча (Spring Meeting, 1938), Как важно быть серьезным (The Importance of Being Earnest, 1939; также на нью-йоркской сцене и в киноверсии) О.Уайльда, Ребекка (Rebecca, 1940) Д.Дюморье, Веселый дух (Blithe Spirit, 1941; экранизация, 1945) Н.Коуарда, Счастливейшие дни жизни (The Happiest Days of Your Life, 1948; экранизация, 1950) Д.Дайтона; фильмы: Высокопоставленные персоны (The V.I.P., 1963, премия "Оскар"), а также в роли проницательного детектива-любителя мисс Марпл в сериале по произведениям Агаты Кристи.

РЕЗЕРФОРД ЭРНЕСТ

РЕЗЕРФОРД Эрнест (Rutherford, Ernest)

(1871-1937), английский физик. Родился 30 августа 1871 в Спринг-Гроуве (Новая Зеландия). Окончил Новозеландский университет в Крайстчерче. В 1895-1898 занимался исследованиями в Кавендишской лаборатории в Кембридже под руководством Дж.Томпсона. В 1898 стал профессором физики Макгильского университета в Монреале. В 1907 Резерфорд вернулся в Англию. В 1907-1919 - профессор физики Манчестерского университета, с 1919 - профессор Кембриджского университета и директор Кавендишской лаборатории, в 1920 - профессор физики Королевского института в Лондоне. Исследования Резерфорда посвящены радиоактивности, атомной и ядерной физике. В 1899 он открыл a- и b-излучение, в 1900 ввел понятие периода полураспада. В 1903 Резерфорд вместе с Ф.Содди разработал теорию радиоактивного распада и установил закон радиоактивных превращений элементов, в 1911 предложил планетарную модель атома с массивным центральным ядром и обращающимися вокруг него электронами, установил распределение электрического заряда в атоме. В 1919 первым осуществил искусственную ядерную реакцию, бомбардируя быстрыми a-частицами атомы азота. Это открытие почти 20 лет спустя привело к созданию атомной бомбы. В 1903 Резерфорд был избран членом Лондонского королевского общества, с 1925 по 1930 был его президентом. В 1908 был удостоен Нобелевской премии по химии, награжден "Орденом за заслуги". В 1931 Резерфорд стал пэром Англии, получив титул лорда Нельсона. Резерфорд создал большую школу физиков. У него учились П.Л.Капица, Ю.Б.Харитон, А.И.Лейпунский.

Умер Резерфорд в Кембридже 19 октября 1937.

ЛИТЕРАТУРА

Резерфорд Э. Избранные научные труды. Радиоактивность. М., 1971 Резерфорд Э. Избранные научные труды. Строение атома и искусственное превращение элементов. М., 1972 Резерфорд - ученый и учитель. К 100-летию со дня рождения. Под ред. П.Л.Капицы. М., 1973

РЕЗИСТОР

РЕЗИСТОР - элемент электрической цепи, в котором происходит необратимое преобразование электромагнитной энергии в тепловую или в другие виды энергии. Основным свойством резистора является его электрическое сопротивление, которым определяется скорость такого преобразования, как произведение сопротивления на квадрат тока. Электрическое сопротивление есть физическая величина, характеризующая противодействие электрической цепи движущимся в ней носителям тока; оно равно отношению постоянного напряжения на участке пассивной цепи к постоянному току в нем при условии отсутствия на этом участке ЭДС. Вообще говоря, сопротивление зависит от тока, но чаще всего этот термин употребляется в применении к цепям, в которых сопротивление не зависит от тока. Электрическое сопротивление измеряется в омах. Различные материалы характеризуются удельным сопротивлением, которое измеряется в ОмЧм. Резисторы обычно изготавливают из материалов с удельным сопротивлением от 5*10-8 до 8*10-5 Ом*м.

Композиционные резисторы. Композиционные резисторы изготавливаются на основе аморфного углерода или графита. Эти материалы легкодоступны, дешевы, легко обрабатываются, способны выдерживать высокие температуры и позволяют в зависимости от состава композиции получать широкий диапазон удельного сопротивления (от 8*10-6 до 8*10-5 Ом*м при 20° C) и температурного коэффициента. Удельное сопротивление чистого аморфного углерода при нагревании до 3000° C уменьшается приблизительно на 30%. Удельное сопротивление графита в том же диапазоне температуры изменяется в пределах ±10%.

Проволочные резисторы. Проволочные резисторы изготавливаются из подходящего резисторного сплава в виде проволоки, намотанной на термостойкое изоляционное основание. Поверх проволочной обмотки наносится защитное покрытие, хорошо проводящее тепло и способное выдерживать температуры 400-500° C. Проволочные резисторы высокого качества покрываются изолирующей эмалью.

Реостаты. Реостат - это электрическое устройство для регулирования тока или напряжения в цепи, основной частью которого является проводящий элемент с переменным сопротивлением. Движковый реостат снабжен скользящим контактом, соприкасающимся с проволокой из резисторного сплава, намотанной на изоляционное основание. При его перемещении изменяется сопротивление между ним и концом проволочной обмотки. Такие реостаты номинальной мощностью 2-800 Вт широко применяются в лабораториях для точной регулировки.

ЛИТЕРАТУРА

Проволочные резисторы. М., 1970 Иванов Д.М. и др. Переменные резисторы. М., 1981 Зайцев Ю.В. и др. Полупроводниковые резисторы в электротехнике. М., 1988

РЕЙ ДЖОН

РЕЙ Джон (Ray, John)

(1627-1705), английский биолог, один из основоположников систематики растений как науки. Родился 29 ноября 1627 в Блэк-Нотли (графство Эссекс). В 1648 окончил Тринити-колледж Кембриджского университета. Преподавал там же математику и гуманитарные науки. В 1660 опубликовал труд Флора Кембриджа (Flora of Cambridge) - первый систематический каталог растений данного региона. Под влиянием своего близкого друга Ф.Уиллоби заинтересовался зоологией. В 1660 Рей был возведен в духовный сан. В 1662 он отказался от поста в университете; давал частные уроки, жил как домашний капеллан у друзей. В это же время совершал поездки по Англии, Уэльсу, южной части Шотландии, а в 1663-1666 предпринял путешествие по Европе с целью изучения ее флоры и фауны. В 1667 был принят в члены Лондонского королевского общества и приступил вместе с Уиллоби к реализации задуманного ими плана систематизации всей природы. После безвременной кончины Уиллоби в 1672 продолжил работу один и в 1682 предложил новую систему классификации растений, в которой ввел понятие вид, в основном совпадающее с современным. Это был первый шаг к созданию естественной системы классификации растений. В своем трехтомном труде История растений (Historia generalis plantarum, 1686-1704) Рей описал и классифицировал 18 600 видов, основываясь на внешних признаках - форме и строении цветка, листьев, корней, плодов. Ввел понятие однодольных и двудольных растений. В 1693 в книге Систематический обзор происхождения четвероногих и змей (Synopsis methodica animalium quadrupedum et serpentini generis) дал свою классификацию животных. Большое влияние на современников Рея оказал его труд Мудрость Бога, проявившаяся в Его творениях (The Wisdom of God Manifested in the Works of Creation, 1691), в котором приводились свидетельства существования некоего замысла в мире природы. Эта работа неоднократно переиздавалась, а изложенные в ней факты считались весомыми аргументами в пользу существования Творца. Кроме того, в ней впервые ботаника была представлена не просто как некая система классификации растений, но и как наука о их происхождении, эволюции и особенностях. В последние годы жизни Рей занимался изучением насекомых, главным образом бабочек, оставив описание примерно 250 видов.

Умер Рей в Блэк-Нотли 17 января 1705.

ЛИТЕРАТУРА

Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии, тт. 1-2. М., 1960

РЕЙГАН РОНАЛЬД УИЛСОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЙМОНТ ВЛАДИСЛАВ

РЕЙМОНТ Владислав (Reymont, Wladyslaw Stanislaw)

(1867-1925), польский писатель. Родился 7 мая 1867 в с.Кобеле Вельке близ Радома. В юности, прежде чем стать профессиональным писателем, переменил множество занятий, был даже актером бродячей труппы; театральный опыт нашел отражение в его раннем романе Комедиантка (Komediantka, 1896). В этом произведении, как и в романе с ироническим названием Земля обетованная (Ziemia obiecana, 1899), действие которого происходит в Лодзи, Реймонт выработал реалистическое мастерство широкомасштабного изображения действительности. Его высшим достижением стала эпопея из жизни польской деревни Мужики (Chlopi, 1904-1909) - за этот шедевр в 1924 Реймонт был удостоен Нобелевской премии.

Умер Реймонт в Варшаве 5 декабря 1925.

ЛИТЕРАТУРА

Реймонт В. Рассказы. М., 1953 Реймонт В. Комедиантка; Брожение, тт. 1-2. Л., 1967 Реймонт В. Мужики. М., 1981

РЕЙНОЛДС ДЖОШУА

РЕЙНОЛДС Джошуа (Reynolds, Joshua)

(1723-1792), английский художник, теоретик искусства и первый президент Королевской академии художеств. В ряду английских портретистов Рейнолдс выделяется непревзойденным мастерством улавливать и передавать черты характера человека, его индивидуальность. Он создал более 2 тысяч портретов. Среди тех, чьи портреты он написал, были выдающиеся мыслители и общественные деятели. Рейнолдс родился 16 июля 1723 в Плимптоне (графство Девоншир). По-видимому, заниматься искусством он начал очень рано. В 1740 уехал в Лондон, где учился у портретиста Томаса Хадсона. В 1749-1752 путешествовал по Европе, изучая античную скульптуру и живопись Рафаэля и Микеланджело. По возвращении в Лондон в 1753 Рейнолдс стал модным портретистом. Своими успехами он был обязан не только техническому совершенству и способности уловить сходство, но и творческому подходу к проблеме образной характеристики. Весь набор художественных средств, которыми Рейнолдс овладел в процессе изучения живописи, он использовал для того, чтобы как можно более ярко и многогранно выразить индивидуальность портретируемого. Способы истолкования человеческой личности у Рейнолдса весьма разнообразны, от непосредственного, прямо следующего натуре Портрета Нелли О'Брайен (Лондон, коллекция Уоллес), до возвышенного по замыслу, аллегорического Портрета Сары Сиддонс в образе музы Трагедии (Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтона). В 1768 была основана Королевская академия художеств, и Рейнолдс стал ее первым президентом. Находясь на этом посту, он прочел пятнадцать лекций, названных Речами (Discourses). Они представляют собой одно из наиболее значительных английских сочинений по эстетике и художественной критике. Высшей целью искусства, по мнению Рейнолдса, является выражение моральных принципов. В последние годы жизни Рейнолдс ослеп. Это вынудило его в 1789 прекратить занятия живописью, а в 1790 он покинул Академию. Умер Рейнолдс в Лондоне 23 февраля 1792.

РЕЙНОЛЬДС ОСБОРН

РЕЙНОЛЬДС Осборн (Reynolds, Osborne)

(1842-1912), английский инженер и физик. Родился в Белфасте 23 августа 1842 в семье священнослужителя. С 18 лет работал в механической мастерской, затем поступил в Кембриджский университет, где изучал математику и механику. Окончил университет в 1867. С 1868 по 1905 - профессор кафедры строительной механики Манчестерского университета. С 1888 возглавлял Витвортовскую инженерную лабораторию. Работы Рейнольдса посвящены механике, гидродинамике, теплоте, электричеству, магнетизму, но в основном - теории турбулентности, теории динамического подобия течения вязкой жидкости и теории смазки. В 1883 Рейнольдс установил, что ламинарное течение переходит в турбулентное, когда введенная им безразмерная величина (число Рейнольдса) превышает критическое значение. Число Рейнольдса широко используется при решении задач гидро- и аэродинамики в случае малых и средних дозвуковых скоростей. Рейнольдс определил механический эквивалент теплоты. Сконструировал ряд турбин и центробежных насосов. Умер Рейнольдс в Уотчете (графство Сомерсет) 21 февраля 1912.

ЛИТЕРАТУРА

Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Гидродинамика. М., 1986

РЕЙНХАРДТ МАКС

РЕЙНХАРДТ Макс (Reinhardt, Max)

(1873-1943), австрийский актер, режиссер. Настоящее имя - Макс Гольдман (Goldmann). Родился 9 сентября 1873 в еврейской семье, в Бадене. Начал театральную карьеру в возрасте 19 лет как характерный актер в Зальцбургском театре, в 1894 поступил в труппу Немецкого театра, в 1905 сменил О.Брама на посту его директора, предварительно сделав несколько постановок в артистическом кабаре "Шум и дым" и в Новом театре (1902-1905). Будучи руководителем Немецкого театра, в канун Первой мировой войны тяготел к образной системе неоромантизма и символизма, много экспериментировал, выпустив, например, четыре сценические версии Сна в летнюю ночь У.Шекспира. Внимание привлекли такие спектакли Рейнхардта, как средневековая мистерия Каждый человек (1920) в обработке Г.Гофмансталя, Миракль (1912), а также послевоенные массовые постановки социального звучания - Флориан Гейер по Г.Гауптману, Смерть Дантона по Г.Бюхнеру и др. В Большом драматическом театре Рейнхардт новаторски использовал вращающиеся сценические площадки, выдвинул авансцену в зрительный зал и вывел в него актеров, тем самым разрушив барьер между ними и публикой. В 1933 Рейнхардт покинул Германию и переехал сначала в Австрию, а затем в США, где поставил спектакль Вечная дорога (1937) по "еврейской хронике" Ф.Верфеля и в открытом театре Холливуд-Боул (Лос-Анджелес) - Сон в летнюю ночь.

Умер Рейнхардт в Нью-Йорке 31 октября 1943.

ЛИТЕРАТУРА

Гвоздев А. Западноевропейский театр на рубеже ХIХ и ХХ столетий. М. - Л., 1939 Игнатов С.С. История западноевропейского театра нового времени. М. - Л., 1940

РЕЙСДАЛ ЯКОБ ВАН

РЕЙСДАЛ Якоб ван (Ruisdael, Jacob van)

(1628 или 1629-1682), голландский пейзажист. Родился в Харлеме. Учился, вероятно, у своего дяди, харлемского пейзажиста Соломона ван Рейсдала. В 1648 вступил в гильдию живописцев в своем родном городе. Затем некоторое время путешествовал по восточным Нидерландам и западной Германии; в 1657 поселился в Амстердаме, где занимался живописью и, возможно, медициной. В 1682 вернулся в Харлем, больной и обедневший. Умер Рейсдал в Харлеме 14 марта 1682. Ранние картины Рейсдала, выполненные с 1646 по 1649, - главным образом пейзажи окрестностей Харлема. В эти годы сформировался его оригинальный живописный стиль, его концепция печальной, суровой и героической природы. Одна или несколько маленьких, порой лишь бегло набросанных человеческих фигурок составляют неотъемлемую часть его широких панорамных видов с деревьями, горами, руинами замков, водопадами или речными потоками. Рейсдалу всегда удавалось передать ощущение необъятности и величия природы. Он достигает этого, мастерски сочетая образы фантазии с результатами реальных наблюдений. Художник писал в почти монохромной зеленовато-коричневатой колористической гамме; в поздних его работах преобладают серые тона. Датировано лишь небольшое число произведений Рейсдала, созданных между 1654 и 1665; некоторые из этих зимних пейзажей и видов морского побережья относятся к лучшим творениям голландской живописи. Рейсдал был плодовитым художником, сохранилось более 600 его произведений.

ЛИТЕРАТУРА

Фехнер Е.Ю. Якоб ван Рейсдаль и его картины в Государственном Эрмитаже. Л., 1958

РЕЙХЛИН ИОГАНН

РЕЙХЛИН Иоганн (Reuchlin, Johann)

(1455-1522), немецкий гуманист, филолог, знаток греческого и еврейского языков, автор этапного для гебраистики и ветхозаветной библеистики труда О началах еврейского языка (De Rudimentis Hebraicis, 1506). Родился 22 февраля 1455 в Пфорцхайме. Учился в университетах Фрайбурга-им-Брайсгау, Парижа, Базеля, Орлеана и Пуатье, был первым профессором греческого и еврейского языков в университетах Ингольштадта (1520-1521) и Тюбингена (1521-1522). Когда в 1509 по просьбе католических теологов Кельнского университета император Максимилиан распорядился сжечь все еврейские книги (за исключением Библии) ввиду их враждебности христианству, Рейхлин добился отмены этого распоряжения. Позиция Рейхлина вызвала полемику с кельнскими доминиканцами и схоластами немецких университетов. Рейхлин дал отпор противникам в форме памфлета под названием Глазное зеркало (Augenspiegel, 1511), которую Ватикан назвал "опасной книгой, оскорбительной для благочестивых ушей и чересчур благосклонной к евреям". В 1515 борьба достигла апогея, когда группа молодых гуманистов, сочувствовавших Рейхлину, опубликовала сатирический памфлет Epistolae obscurorum virorum (Письма темных [[или неизвестных]] людей). Его название перекликалось с вышедшей в 1514 перепиской Рейхлина, опубликованной им в свою защиту, - Clarorum virorum epistolae (Письма знаменитых [[буквально, светлых]] людей). Хотя Рейхлин в своих полемических выпадах не щадил Рим, он оставался противником Реформации. Ученый перевел множество произведений античной литературы, издавал учебники греческого, латинского и еврейского языков, написал две комедии.

Умер Рейхлин в местечке Бад-Либенцель близ Хиршау 30 июня 1522.

ЛИТЕРАТУРА

Гуттен У. фон. Письма темных людей. Диалоги. М., 1971 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

РЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕМАРК ЭРИХ МАРИЯ

РЕМАРК Эрих Мария (Remarque, Erich Maria)

(1898-1970), немецкий писатель. Родился 22 июня 1898 в Оснабрюке. Широчайшую известность ему принесла книга о Первой мировой войне На Западном фронте без перемен (Im Westen nichts Neues, 1929). Хроника погубленного войной поколения продолжена в романе Возвращение (Der Weg zurck, 1931), повествующем о борьбе ветеранов войны за свое место в обществе. В Трех товарищах (Drei Kameraden, 1937) герои пытаются обрести себя среди экономической и политической разрухи послевоенной Германии. Романы Возлюби ближнего своего (Liebe deinen Nchsten, 1941) и Триумфальная арка (Arc de Triomphe, 1946) посвящены судьбам беженцев из гитлеровской Германии, а Черный обелиск (Der schwarze Obelisk, 1956) рисует эпоху Великой депрессии в Европе. Последний роман Ремарка, Ночь в Лиссабоне (Die Nacht von Lissabon, 1962), повествует о лишившихся родины беженцах в годы Второй мировой войны. Умер Ремарк в Локарно (Швейцария) 25 сентября 1970.

ЛИТЕРАТУРА

Сучков Б.Л. О книгах Э.М.Ремарка. - В кн. Сучков Б.Л.: Лики времени, т. 2. М., 1976 Ремарк Э.М. Избранные произведения, тт. 1-2. Кишинев, 1979 Ремарк Э.М. Собрание сочинений, тт. 1-7. М., 1993-1995

РЕМБО АРТЮР

РЕМБО, ЖАН НИКОЛА АРТЮР

(Rimbaud, Jean Nicolas Arthur)

АРТЮР РЕМБО (с картины А.Фантен-Латура).

АРТЮР РЕМБО (с картины А.Фантен-Латура).

(1854-1891), французский поэт. Родился 20 октября 1854 в Шарлевиле. C детства бунтовал против жестких правил в семье и в школе и не раз убегал из дому. Во время этих странствий писал стихи. В 1871 Рембо послал П.Верлену свое стихотворение Пьяный корабль (Le Bateau ivre). Восхищенный Верлен пригласил юношу в Париж. Здесь Рембо сражался на стороне Коммуны, а после ее падения уехал с Верленом за границу. Во время путешествия, в 1873, после одной из ссор Верлен стрелял в Рембо и ранил его, за что попал в тюрьму. К концу 1873 Рембо расстался не только с Верленом, но и с поэзией. Вскоре он покинул Европу и занялся сомнительной торговлей в Северной Африке. В 1891 заболел и вернулся во Францию. Рембо ампутировали ногу. Он умер в марсельском госпитале 10 ноября 1891. Рембо был одним из величайших стилистов во французской поэзии. Его ранние вещи свидетельствуют о поразительной виртуозности в стихосложении. В сборнике стихотворений в прозе Озарения (Illuminations, 1872-1873) Рембо отказывается от былой сложности и пышности образов и прибегает к более строгому письму. Одно лето в аду (Une Saison en Enfer, 1873) - книга размышлений в стихах и прозе. В сочинениях Рембо жизнь - это ад, и всякая попытка бегства лишь возвращает к единственной реальности - новому приступу отчаяния при каждом пробуждении.

ЛИТЕРАТУРА

Антокольский П. Артюр Рембо. - В кн.: Писатели Франции. М., 1964 Рембо А. Стихи. Последние стихотворения. Озарения. Одно лето в аду. М., 1982

РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА

РЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА - один из самых древних видов силовой передачи, в котором используются приводные ремни и шкивы. Ее простейшая схема показана на рисунке: на станине закреплены два вала; они несут шкивы (в подшипниках), на которые натянут приводной ремень. Ремень плотно охватывает внешние стороны шкивов, и благодаря трению контактных поверхностей шкивов и ремня вращение передается от ведущего шкива к ведомому. Часть ремня, движущаяся к ведущему шкиву, натянута туже (усилие T1) той его части, что движется к ведомому шкиву (усилие T2). Разность этих натяжений и представляет собой эффективное тяговое усилие устройства, определяющее коэффициент тяги ременной передачи. Эта схема, сыгравшая положительную роль в развитии техники, теперь вытесняется индивидуальным электроприводом соответствующих машин и механизмов. Однако и до сих пор бывает зачастую выгодно одним двигателем приводить в действие группу малых механизмов через набор валов и ремней. Ремни изготавливаются из кожи, прорезиненной хлопчато-бумажной ткани и других материалов. В современных схемах ременной передачи с малым расстоянием между ведущим и ведомым шкивами применяются ремни кругового, прямоугольного и клиновидного сечения (последние чаще всего в групповой передаче - наборе параллельных ремней и ступенчатых шкивов). Натяжение ремня следует выдерживать в заданных пределах: оно не должно быть излишне тугим или, наоборот, слабым (вызывая провисание), так как назначение ременной передачи - осуществлять связь валов без жестких сочленений, передавая при этом постоянное усилие. В передачах с большими расстояниями между шкивами по всей длине цельного ремня могут развиваться большие упругие деформации, приводящие к провесам; поэтому ремни для них делают, как правило, составными (из коротких кусков). Натяжение короткого ремня (при малом расстоянии от ведущего вала до ведомого) желательно регулировать натяжителем (например, натяжным роликом - у поворотного крыла семафора). Основание групповой передачи желательно делать таким, чтобы на нем можно было устанавливать и перемещать те или иные подключаемые к приводу механизмы.

СХЕМА РЕМЕННОГО ПРИВОДА

СХЕМА РЕМЕННОГО ПРИВОДА

ЛИТЕРАТУРА

Кестельман В.Н., Короб А.Д. Пластмассовые шкивы и клиноременные передачи. М., 1968 Воробьев И.И. Ременные передачи. М., 1979

РЕМЕР ОЛЕ

РЕМЕР Оле (Roemer, Ole Christensen)

(1644-1710), датский астроном. Родился 21 сентября 1644 в Орхусе (Ютландия). Окончил Копенгагенский университет. В 1671-1681 работал в Парижской обсерватории, которой руководил Дж.Кассини. В 1681 был приглашен в Копенгагенский университет на должность профессора математики и астрономии. Основал и возглавил Копенгагенскую обсерваторию, где проводил наблюдения с помощью усовершенствованных им самим инструментов. Ремеру принадлежит первое определение величины скорости света. Пользуясь составленными Дж.Кассини таблицами движения спутников Юпитера, Ремер объяснил запаздывание времени затмения первого спутника для случая, когда Земля и Юпитер наиболее удалены друг от друга, относительно времени затмения при наименьшем расстоянии между ними, конечностью скорости света. Запаздывание составляло 22 мин, и за это время свет должен был преодолеть расстояние, равное диаметру орбиты Земли (по современным данным, свет проходит это расстояние примерно за 17 мин). Это открытие, сделанное в 1776, стало по значимости вторым после открытия закона всемирного тяготения. Ремер известен как изобретатель, он изобрел пассажный инструмент (1689) и меридианный круг (1690), создал прототип универсального инструмента и экваториальную монтировку телескопа. Умер Ремер в Копенгагене 23 сентября 1710.

РЕН КРИСТОФЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕНАН ЖОЗЕФ ЭРНЕСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕНИ ГВИДО

РЕНИ Гвидо (Reni, Guido)

(1575-1642), итальянский живописец эпохи барокко, представитель болонского академизма. Родился 4 ноября 1575 в Кальвенцано близ Болоньи. Учился в болонской Академии братьев Карраччи у Лодовико Карраччи. С 1602 жил в Риме и выполнял заказы на украшение фресками церквей и дворцов. Одно из лучших произведений раннего периода его творчества - картина Избиение младенцев (1610-1611, Болонья, Пинакотека). Присущее Гвидо Рени тонкое чувство ритма и гармонии композиции нашло воплощение в его знаменитой фреске Аврора в палаццо Паллавичини Роспильози (1614) в Риме. В 1614 художник возвратился в Болонью. На смену реализму его ранних работ пришла скучная и подчас нарочитая набожность. Формы в его картинах становятся более схематичными, цвета бледными, а свет - прозрачным. Для этого периода его творчества характерна наполненная светом и лиризмом картина Поклонение пастухов (1640-1642, Неаполь, Чертоза ди Сан Мартино). Умер Гвидо Рени в Болонье 18 августа 1642.

РЕННЕР КАРЛ

РЕННЕР Карл (Renner, Karl)

(1870-1950), первый канцлер Австрийской республики. Родился 14 декабря 1870 в немецкой части Моравии в крестьянской семье. Изучал право в Вене, зарабатывал на жизнь частными уроками, занимал должность правительственного библиотекаря. Стал социалистом, хотя никогда не придерживался ортодоксальных марксистских взглядов. В своих работах о национальном вопросе отстаивал идею многонационального государства вообще и многонациональной Австрии в частности, выступал за демократическую федерацию на основе политического и культурного равноправия меньшинств. В 1907 Реннер был избран членом рейхсрата, затем стал лидером Социал-демократической партии, хотя после 1917 его потеснило более радикальное крыло под руководством О.Бауэра, который отверг доктрину Реннера о многонациональном государстве. Именно Реннер в 1918 осуществил мирный переход страны к республиканской форме правления. В ноябре 1918 он стал канцлером и главой Государственного совета во временном правительстве, а затем в коалиционном правительстве (март 1919 - июнь 1920). После ухода социал-демократов в оппозицию находился в тени своего более мощного соперника Бауэра, но остался лидером правого крыла партии. В 1930 был избран председателем по старшинству Национального совета - нижней палаты последнего выборного австрийского парламента, распущенного в 1933 канцлером Э.Дольфусом. В 1938 нацисты не преследовали Реннера, поскольку он поддерживал объединение Австрии и Германии (аншлюс). В 1945 в Австрию вступили советские войска, и Реннеру было поручено сформировать временную администрацию. Первый Национальный совет восстановленной республики избрал его президентом Австрии 25 ноября 1945. Умер Реннер в Вене 31 декабря 1950.

РЕНО МАДЛЕН

РЕНО Мадлен (Renaud, Madeleine) (1900-1994), Франция; совершенная актерская техника, особенно в пьесах Мольера и А.Мюссе; в 1921-1946 в "Комеди Франсез"; в 1946 вместе с мужем Ж.-Л.Барро организовала театральную труппу Рено - Барро (с 1985 - Театр Рено - Барро); лучшие роли в спектаклях Мадам Сан-Жен (Мadame Sans-Gene, 1957) В.Сарду, Парижская жизнь (La vie Parisienne, 1958) Ж.Оффенбаха, Маленький Мольер (La petite Moliere, 1959), Вишневый сад (Раневская) А.П.Чехова, Пройти сквозь облака (Il faut passer par les nuages, 1964); много гастролировала, в т.ч в СССР.

Предыдущая страница Следующая страница