Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РАС")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РАС")

РА

РА (Ре), древнеегипетский солнечный бог; с древнейших времен отождествлялся с богом-творцом Атумом из Гелиополя. Обычно его изображали в виде человека с головой сокола и называли Ра-Харахти ("Ра - Сокол горизонта"). Согласно одной из многочисленных легенд об этом божестве, Ра вышел из первобытного водного хаоса и создал всех живых существ, весь видимый мир. Будучи верховным богом, он поддерживает мировой порядок и ежедневно "обозревает" свои владения. Каждый день в облике солнца он пересекает небосклон в своей божественной барке; его сопровождают боги Сиа ("Понимание") и Ху ("Действенное Слово"), они - исполнители его воли и в то же время "орудия" бога-творца, посредством которых он осуществляет свою власть. По другой версии древнего мифа отцом Ра был Геб (земля), а матерью - Нут (небо); каждый вечер мать проглатывает его и он возвращается в ее утробу, а на рассвете следующего дня Нут рождает его вновь. Египетский царский род династии, происходивший от жрецов бога Ра, провозгласил доктрину, согласно которой царь является подлинным сыном Ра, сыном по плоти, и с тех пор главным титулом всех фараонов стал "сын Ра". Многие почитаемые божества отождествлялись с Ра и получали "комбинированные" имена: Амон-Ра, Собек-Ра, Хнум-Ра и т.д. В результате даже малоизвестным местным божествам приписывались качества верховного солнечного бога. Наиболее значимым символом Ра был обелиск.

РАБИ ИЗИДОР АЙЗЕК

РАБИ Изидор Айзек (Rabi, Isidor Isaac)

(1898-1988), американский физик, родился в Рымануве (ныне Польша) 29 июля 1898. В детстве вместе с родителями эмигрировал в США. Учился в Корнеллском и Колумбийском университетах. В 1924-1927 работал в Сити-колледже в Нью-Йорке. В 1927 защитил докторскую диссертацию в Колумбийском университете. С 1927 по 1929 специализировался в университетах Мюнхена, Копенгагена, Гамбурга, Лейпцига и Цюриха. С 1929 работал в Колумбийском университете (с 1937 - в качестве профессора). Во время Второй мировой войны был заместителем директора радиационной лаборатории Массачусетского технологического института. Работы Раби посвящены магнетизму, ядерной физике, квантовой механике, спектроскопии. В 1939 он осуществил прецизионные измерения магнитных моментов протона и дейтрона, обнаружил квадрупольный момент у дейтрона; в 1944 за эти работы получил Нобелевскую премию по физике. Исследования Раби положили начало радиоспектроскопии; в 1949-1953 он разработал резонансный метод измерения дипольного момента молекул и квадрупольного момента атомных ядер. В последующем эти результаты нашли применение при создании атомных часов, лазера, ЯМР-томографа. Раби был прекрасным педагогом; его связи с Колумбийским университетом не прерывались на протяжении более 60 лет. Награжден золотой медалью Н.Бора (1967), медалью "Атом для мира" (1967). Умер Раби в Нью-Йорке 11 января 1988.

ЛИТЕРАТУРА

Копферман Г. Ядерные моменты. М., 1960

РАБИН ИЦХАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАБЛЕ ФРАНСУА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАВВИН

РАВВИН (древнеевр. "рабби" - "мой господин" или "мой учитель"; от "рав" - "великий", "господин" - и местоименного суффикса "-и" - "мой"), звание, которое присваивается еврейским ученым и духовным лидерам. Термин вошел в употребление в 1 в. н.э. В Новом Завете Иисуса много раз называют "рабби", Иоанна Крестителя - один раз (Ин 3:26). Звание "раббан" (арамейский эквивалент еврейского "рав") считалось особенно почетным и употреблялось исключительно по отношению к председателю синедриона. Обращение "раббани" дважды встречается в Новом Завете (Мк 10:51, Ин 20:16), но в других источниках не найдено. "Раббену" ("наш учитель") употреблялось по отношению к Иуде ха-Наси, составителю Мишны, а также добавляется к имени Моисея. В талмудический период в Вавилонии употреблялась форма "рав". В еврейских общинах Испании и Португалии духовного лидера называли "хахам" ("мудрец"). С возникновением хасидизма в 18 в. лидеры движения приняли титул "ребе". В иврите слово "рабби" употребляется как обращение, в других случаях ему соответствует "рав". В эпоху Талмуда звание раввина присваивали синедрион или талмудические академии тем, чья ученость позволяла принимать решения в области еврейского законодательства. Раввины не получали вознаграждения за свою службу и добывали средства к существованию, занимаясь торговлей или ремеслом. Лишь те, кто проводил все время, заседая в раввинских судах, или посвятил себя преподаванию, получали плату от общины. Основная функция раввина - изучать, толковать и преподавать еврейский Закон, а также быть экспертом и судьей в любом возникающем правовом споре. Роль проповедника была второстепенной, и не все раввины брали ее на себя. Раввины пользовались почетом в общине и имели определенные привилегии. В период позднего Средневековья сфера деятельности раввинов расширилась. Общины избирали своих раввинов и к концу 15 в. обычно стали платить им регулярное жалование. Оставаясь авторитетом и судьей в вопросах, относящихся к еврейскому законодательству и продолжая вести жизнь ученого, раввин принимал на себя ряд иных обязанностей, таких, как, например, надзор над образованием, кашрутом (регламентированным употреблением пищи) и прочие дела общины. В небольших общинах раввин мог служить также по совместительству кантором, моэлем (совершающим обряд обрезания), шохетом (резником, ритуальным забойщиком скота). Иногда раввин выступал в качестве представителя еврейской общины перед властями, что включало такие обязанности, как сбор налогов. Крупные общины брали на службу нескольких раввинов, а в некоторых странах (среди которых Великобритания и Израиль) существует институт главного раввина города, региона или страны. В наши дни основной акцент делается на социальные и образовательные функции раввина. Главная роль отводится проповеди, работе с прихожанами и участию в делах общины. Новым полем деятельности для раввинов стало отправление культа в военных и гражданских учреждениях.

РАВЕЛЬ МОРИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАДЖПУТЫ

РАДЖПУТЫ - каста, причисляющая себя к потомкам кшатриев, т.е. сословия воинов в древней индоарийской Индии. По происхождению они восходят преимущественно к сакам, юэчжи, эфталитам и гурджарам, переселившимся в Индию из Центральной Азии в период между началом 1 в. и 6 в. Несколько кланов ведут начало от гондов и других коренных народов Индии. Раджпуты искони были воинами или правителями и в индуистской иерархии каст следуют за брахманами. Истинные раджпуты носят священную нитку "дважды рожденных", хотя и не проходят того обучения и посвящения, которые требуются от брахмана. Они едят мясо только "чистых" животных, воздерживаются от алкоголя и принимают пищу, приготовленную на воде, и только из рук брахманов, тем самым подчиняясь правилам, установленным в индуизме для высших каст. Раджпуты делятся на кланы, которые, в подражание брахманам, разбиты на готры (роды), называемые по именам их основателей. Однако, в отличие от брахманов, которые обязаны вступать в браки за пределами готры, но в пределах касты, раджпуты должны жениться вне клана. Таким образом, у раджпутов на готру не возложена функция регулирования браков. Более того, раджпутской девушке положено выходить замуж за представителя клана, стоящего несколько выше, чем ее собственный, - обычай, называемый гипергамией. Живучесть системы традиционных княжеств в Индии делала возможным для многих кланов раджпутов, таких как сесодии, сохранять свои традиционные посты правителей (раджей). Прекращение феодальных столкновений в результате установления английского господства в Индии в 19 в. тяжело сказалось на воинах, ибо одна из главных заповедей - запрет прикасаться к плугу. Лишь постепенно, в силу экономической необходимости, беднейшие раджпуты занялись хлебопашеством. Большинство людей, называющих себя раджпутами, по существу к таковым не принадлежат. Многие давно переродились в представителей сельскохозяйственных каст и не соблюдают обычаев раджпутов. Нередко другие сословные группы населения называют себя раджпутами, чтобы поднять свой социальный статус. Поэтому истинный раджпут не примет пищу из рук другого раджпута, если не знает его лично, чтобы не оказаться оскверненным.

РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАДИОАКТИВНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАДИОАСТРОНОМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАДИОЛОКАЦИОННАЯ АСТРОНОМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАДИОЛОКАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАДИОУГЛЕРОДНОЕ ДАТИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАДИЩЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАДКЛИФ АННА

РАДКЛИФ Анна (Radcliffe, Ann)

(1764-1823), английская писательница. Родилась 9 июля 1764 в Лондоне, в семье купца. В 1787 вышла замуж за студента-законоведа У.Радклифа, впоследствии издателя "Инглиш кроникл". Два года спустя опубликовала свое первое произведение. В 1797, в разгар славы, Радклиф отошла от творчества. Последний ее роман, Гастон де Блондевиль (Gaston de Blondeville, опубл. 1826), увидел свет после ее смерти. Первые два романа Радклиф, Замки Атлин и Данбэйн (The Castles of Athlin and Dunbayne, 1789) и Сицилийский роман (A Sicilian Romance, 1790), не привлекли внимания читателей, зато третий, Роман в лесу (The Romance of the Forest, 1791), ее прославил. Романы Удольфские тайны (The Mysteries of Udolpho, 1794) и Итальянец (The Italian, 1797) были сразу же признаны классикой жанра "готического романа". Разнятся время и место действия в романах Радклиф, но всегда одинакова их схема: беспомощная героиня попадает в сети чудовищных интриг и оказывается втянутой в ужасные приключения на фоне прекрасной, обычно итальянской, природы. Готический замок или древние руины, как правило, населенные привидениями, часто играют важную роль в повествовании. Характерный прием писательницы: начав со сверхъестественного, объяснить затем таинственные явления вполне реальными причинами. Умерла Радклиф в Лондоне 7 февраля 1823.

ЛИТЕРАТУРА

Радклиф А. Удольфские тайны. М., 1996

РАЗМНОЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗМНОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗОРУЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗРУШЕНИЯ МЕХАНИЗМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗУМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЙЛ ГИЛБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЙС ЭЛМЕР

РАЙС Элмер (Rice, Elmer L.; наст. имя - Элмер Райзенстайн, Reizenstein)

(1892-1967), американский драматург. Родился 28 сентября 1892 в Нью-Йорке. Окончив в 1912 Нью-Йоркскую школу права, некоторое время работал адвокатом, затем решил посвятить себя литературе. В хорошо принятой первой пьесе, криминальной мелодраме Суд (On Trial, 1914), автор применил прием наплывов-воспоминаний и вращающуюся сцену; как и все последующие, пьеса была экспериментальной по форме и бунтарской по духу. Эти качества особенно наглядно проявились в пьесе Счетная машина (The Adding Machine, 1923). За Тесным сотрудничеством (Close Harmony, 1924), написанным совместно с Дороти Паркер (1893-1967), и Забиякой Робином (Cock Robin, 1928), созданной с Ф.Барри (1896-1949) пьесой-детективом, последовали мелодрама Подземка (The Subway, 1929) и самое известное произведение Райса - Уличная сцена (Street Scene, 1928), изображающее жизнь обитателей нью-йоркских меблированных комнат. Пьеса получила Пулитцеровскую премию (1929), в 1947 К.Вайль и Л.Хьюз сделали по ней известный мюзикл. Райс также написал развлекательную комедию Увидеть Неаполь и умереть (See Naples and Die, 1929), пьесу Левый берег (The Left Bank, 1931) - о жизни американского писателя в Париже и Адвокат (Counsellor-at-Law, 1931) - реалистическую драму о трудностях, выпадающих на долю честного юриста. Сочувствие угнетенным выразилось в пьесах Мы, народ (We, the People, 1933) и Судный день (Judgment Day, 1934). В Мечтательнице (Dream Girl, 1945) приемами экспрессионизма показаны девичьи сны наяву. Другие пьесы Райса: Меж двух миров (Between Two Worlds, 1934), Не для детей (Not for Children, 1936), Большое путешествие (The Grand Tour, 1951) и Любовь среди развалин (Love among the Ruins, 1963). В 1963 Райс написал автобиографию Особое мнение (Minority Report). Умер Райс в Саутгемптоне (Англия) 8 мая 1967.

РАЙТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЙТ ФРЭНК ЛЛОЙД

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАК КОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАК МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАК ТОЛСТОГО КИШЕЧНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАКЕТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАКОВИНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАКООБРАЗНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАМАН ЧАНДРАСЕКХАРА ВЕНКАТА

РАМАН Чандрасекхара Венката (Raman, Chandrasekhara Venkata) (1888-1970), индийский физик, удостоенный Нобелевской премии по физике 1930 за открытие комбинационного рассеяния света (эффект Рамана). Родился в Тируччираппалли 7 ноября 1888. Окончил Президентский колледж в Мадрасе (1907). В 1907-1917 работал в Департаменте финансов в Калькутте, одновременно занимался научной работой в Индийской ассоциации развития науки. В 1917-1933 - профессор физики Калькуттского университета. С 1933 - профессор, а затем директор Института науки в Бенгалуру. В 1947 был назначен первым директором Научно-исследовательского института Рамана в Бенгалуру. Первые исследования Рамана посвящены оптике и акустике. В 1928 совместно с К.Кришнаном открыл (независимо от Л.И.Мандельштама и Г.С.Ландсберга) комбинационное рассеяние света в жидкостях - рассеяние света, сопровождающееся заметным изменением его частоты. В спектре рассеяния помимо несмещенной линии содержатся новые линии, частоты которых представляют собой комбинации из частот падающего света и частот колебательных и вращательных переходов рассеивающих молекул (отсюда и название феномена). Созданная на основе эффекта Рамана спектроскопия комбинационного рассеяния - весьма эффективный метод исследования электронной структуры молекул. Раману принадлежат также работы по акустике, молекулярной физике, физике кристаллов, электро- и магнитооптике, дифракции рентгеновских лучей, физиологии зрения. В 1941-1956 он работал над теорией колебаний кристаллической решетки. Раман многое сделал для развития науки в Индии, основал несколько научных журналов. Умер Раман в Бенгалуру 21 ноября 1970.

ЛИТЕРАТУРА

Сущинский М.М. Комбинационное рассеяние света и строение вещества. М., 1981

РАМАЯНА

РАМАЯНА - санскр. Приключения Рамы, одна из двух великих эпических поэм древней Индии; вторая - Махабхарата. Состоит из почти 24 тыс. рифмованных двустиший и, в отличие от Махабхараты, может с известным допущением считаться произведением одного автора - мудреца Вальмики. Легенда о Раме и Сите, вероятно, сложилась к 5 или 4 в. до н.э. К 200 до н.э. различные авторы, включая Вальмики, по-видимому, создали свои варианты легенды. Позже она была дополнена множеством добавлений и к 5 в. н.э. обрела форму, в которой известна сегодня. Рамаяна восславляет Раму как аватару, или земное воплощение бога Вишну, рожденного избавить мир от предводителя демонов (ракшасов) по имени Равана. Юношей Рама из-за козней мачехи вынужден был покинуть дворец отца в Айодхье. Его жена Сита и брат Лакшмана ушли вместе с ним в леса. Там Раван сумел похитить Ситу и пытался, хотя и безуспешно, соблазнить ее в своей крепости на острове Ланка (Шри Ланка). Рама собрал армию, к которой присоединились лесные звери, прежде всего обезьяны во главе со своим царем Сугривой и его советником Хануманом. После того как обезьяны за один день замостили камнями с гор Гималаев пролив между Индией и Ланкой, Рама с армией вторгся во владения Раваны, убил его и освободил Ситу. Рама, Сита и Лакшмана с триумфом возвратились в Айодхью, где Рама получил трон отца. Однако жрецы считали, что Рама не должен принимать Ситу после того, как она побывала во дворце у Раваны. Ситу изгнали, но она доказала свою чистоту, пройдя испытание огнем. Рама и Сита - индийский идеал царя и его жены, Лакшмана - образец преданности, Хануман - один из любимых героев индийских народных сказаний.

ЛИТЕРАТУРА

Рамаяна. Литературное изложение В.Г.Эрмана и Э.Н.Темкина. М., 1965 Гринцер П.А. "Махабхарата" и "Рамаяна". М., 1970 Махабхарата, Рамаяна, пер. с санскрита. М., 1974

РАМЗАЙ УИЛЬЯМ

РАМЗАЙ Уильям (Ramsay, Sir William) (1852-1916), английский химик и физик, удостоенный Нобелевской премии за открытие 5 новых химических элементов, составивших группу инертных газов. Родился 2 октября 1852 в Глазго. Окончил гимназию и университет в Глазго. В 1869-1870 учился в Гейдельбергском университете (у Р.Бунзена), в 1872 - в Тюбингенском; в том же году получил степень доктора философии. Вернувшись в Глазго, работал ассистентом в Андерсоновском колледже (1872-1880), в 1880 стал профессором Бристольского университета, в 1887 возглавил кафедру химии в Юниверсити-колледже в Лондоне. В 1913 ушел в отставку. Первые работы Рамзая относятся к области органической химии (изучение толуиловой и нитротолуиловой кислот). С 1880 его научные интересы переместились в область физической химии. Он занимался определением температуры кипения жидкостей, исследовал броуновское движение, предложил способ определения молекулярной массы жидкостей по их поверхностному натяжению. Исследуя природу аномальной плотности атмосферного азота, вместе с Дж.Рэлеем открыл в 1894 аргон - инертный газ, присутствующий в атмосфере. В 1895 обнаружил в атмосфере гелий, ранее зарегистрированный Дж.Локьером и Э.Франкландом в спектре солнечной короны. В 1898 на заседании Немецкого химического общества Рамзай объявил об открытии им совместно с М.Траверсом еще трех газов, выделенных из жидкого воздуха: неона, криптона и ксенона. В последующие три года Рамзай занимался совершенствованием методов получения этих пяти инертных газов и изучением их свойств. В 1905 вместе с О.Ганом открыл еще один элемент, радиоторий, а в 1910 выделил в небольших количествах радий и получил из него РАМЗАЙ Уильям0,00005 см3 инертного газа - радона. Благодаря своему удивительному экспериментальному мастерству он совместно с Р.Грэем сумел определить плотность, атомную массу и другие физические свойства этого ничтожного количества газа. Умер Рамзай в Хай-Уикоме (графство Бакингемшир) 23 июля 1916. ЛИТЕРАТУРА Соловьев Ю.И., Петров Л.П. Вильям Рамзай. М., 1971

РАМО ЖАН ФИЛИПП

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАМОН-И-КАХАЛЬ САНТЬЯГО

РАМОН-И-КАХАЛЬ Сантьяго (Ramn y Cajal, Santiago Felipe)

(1852-1934), испанский нейрогистолог, получивший в 1906 Нобелевскую премию по физиологии и медицине (совместно с К.Гольджи) за изучение строения нервной системы. Родился 1 мая 1852 в Петилье на севере Испании в семье деревенского доктора-самоучки. Отец и сын вместе изучали анатомию, используя в качестве пособий кости с местного кладбища. После переезда семьи в Сарагосу Кахаль поступил на медицинский факультет Сарагосского университета; во время обучения вместе с отцом издал иллюстрированный учебник анатомии. По окончании университета в 1873 работал военным врачом на Кубе, однако после двух лет службы заболел малярией и был вынужден вернуться домой. В 1879-1883 был директором анатомического музея при Сарагосском университете. В 1883-1886 - профессор Валенсийского, в 1886-1892 - Барселонского, в 1892-1922 - Мадридского университетов. Основное направление научных исследований Рамон-и-Кахаля - анатомия и гистология нервной системы. Он открыл отростки нервных клеток - дендриты (1890). Создал учение о нейроне как структурной единице нервной системы (1894). Из этого учения следовало, что нервные клетки соединяются друг с другом и с клетками эффекторных органов через контакты, а не путем непрерывного перехода. Подробное описание им структуры в месте контакта нейронов сыграло важную роль в развитии современных представлений о синапсах. Рамон-и-Кахалю принадлежат классические исследования регенерации поврежденных нервов. Он выполнил работы по изучению строения сетчатки глаза, спинного мозга, мозжечка, также ставшие классическими. Его именем названы многие образования нервной системы. Рамон-и-Кахаль - автор известного учебника по структуре нервной системы у человека и позвоночных (Les nouvlles ides sur la structure du systme nerveux chez l'homme et chez les vertbrs, 1894), а также двухтомного труда по гистологии нервной системы (Histologie du systme nerveux de l'homme et des vertbrs, 1909-1911). В последние годы жизни он опубликовал сборник афоризмов Беседы в кафе (Charlas de Caf) и еще несколько книг, в том числе Мир глазами 80-летнего (El Mundo Visto a los Ochenta Aos).

Умер Рамон-и-Кахаль в Мадриде 17 октября 1934.

ЛИТЕРАТУРА

История биологии. С древнейших времен до начала XX века. М., 1972

РАМОС ФИДЕЛЬ ВАЛЬДЕС

РАМОС Фидель Вальдес (Ramos, Fidel Valdez) (р. 1928), филиппинский генерал и президент страны. Родился 18 марта 1928 в Лингайене (провинция Пангасинан). Его отец, Нарсисо Рамос, был членом парламента и министром иностранных дел. В 1946 Фидель ("Эдди") Рамос получил государственную стипендию для учебы в военной академии США в Вест-Пойнте. В 1950 окончил Академию и в том же году получил степень магистра инженерных наук в университете штата Иллинойс. В 1952 находился с филиппинским экспедиционным корпусом в Корее, с 1966 по 1968 был начальником штаба филиппинской группы по работе среди гражданского населения во Вьетнаме. В качестве начальника филиппинских полицейских сил в 1972 обеспечивал режим чрезвычайного положения, объявленного президентом Маркосом. Когда в 1986 Маркос предпринял попытку фальсифицировать выборы, военные составили заговор, во главе которого встал министр обороны Хуан Понсе Энриле. Энриле и Рамос сумели объединить своих сторонников и объявили о поддержке Корасон Акино. Массовый переход войсковых частей на сторону Акино и многочисленные демонстрации возвестили о падении режима; диктатор с семьей был вынужден покинуть страну. Рамос был назначен начальником генерального штаба, Энриле - министром обороны нового правительства Акино. Они убедили нового президента отказаться от переговоров с коммунистами-партизанами и вывести из кабинета министров левой ориентации. Рамос оставался лояльным Акино и успешно подавлял заговоры, в январе 1988 стал министром обороны. Акино поддержала кандидатуру Рамоса в качестве своего преемника, и 30 июня 1992 Рамос занял пост президента. Его экономическая программа предполагала приватизацию и привлечение иностранных инвестиций; при нем были построены жизненно необходимые для страны электростанции. В 1994-1995 экономика Филиппин продолжала развиваться, что позволило коалиции во главе с Рамосом получить большинство мест в парламенте на выборах 1995. Отказавшись от намерения повторно баллотироваться в президенты, Рамос ушел в отставку в 1998.

РАМСЕС I

РАМСЕС I (ок. 1342-1337 до н.э.) египетский фараон;

был военачальником при дворе своего предшественника, бездетного фараона Хоремхеба, и, взойдя на трон уже в преклонном возрасте, стал основателем XIX династии. Род Рамсеса происходит из восточной части Дельты - возможно, из Авариса, бывшего последним оплотом гиксосов ("правителей страны" - смешанной группы, включавшей в основном семитов и хурритов Палестины, Сирии и более северных областей) в эпоху XVII династии. Вскоре Рамсес умер. Памятников от него осталось мало, за исключением небольшого храма в Абидосе и нескольких рельефов на тыльной стороне второго пилона в Карнаке. После неполных трех лет правления Рамсеса I трон наследовал его сын Сети I.

РАМСЕС II

РАМСЕС II (статуя из храма Амона в Карнаке).

РАМСЕС II (статуя из храма Амона в Карнаке).

(ок. 1317-1251 до н.э.) египетский фараон;

еще в детстве недолгое время был соправителем своего отца, Сети I. Опираясь на успехи, достигнутые его великим отцом, Рамсес попытался вернуть Египту былую славу и сплотить азиатские владения Тутмоса III. В начале своего правления он предпринял два военных похода против хеттов - в то время наиболее могущественного народа в Западной Азии. Второй из них завершился битвой при Кадеше в Сирии. Рамсес едва не потерпел полное поражение и спас свою жизнь лишь благодаря личной смелости и своевременной поддержке с тыла, но это сражение стало главным предметом его гордости и было увековечено в многочисленных величественных памятниках как славная победа. На самом же деле эта "победа" вынудила Рамсеса примерно через 15 лет заключить с хеттами договор - первый из известных в истории, в котором новая азиатская держава признавалась равной Египту. Этот договор был даже скреплен браком между Рамсесом II и дочерью царя Хаттусилиса III, после чего ее возвели в ранг главной жены египетского царя. Длительное - протяженностью ок. 67 лет - царствование Рамсеса II было сравнительно мирным. Он остался в истории Египта как один из великих строителей, и едва ли в стране найдется хотя бы один город, не украшенный возведенным им храмом. Не менее усердно он приписывал себе строительство памятников, которые возвели его предшественники. Хотя резиденцией Рамсес II сделал родину своих предков в восточной части Дельты, где выстроил для себя великолепную новую столицу, он благоволил и к Верхнему Египту - храмам Абидоса, Луксора, Карнака и Западных Фив. Там он возвел свой заупокойный храм, известный под названием Рамессеум. Огромный храм, выстроенный им в Нубии, в Абу-Симбеле, был обречен на затопление при сооружении высотной Асуанской плотины. Однако его удалось воссоздать на новом, более высоком месте. Вырубленный в скале гигантский храм Абу-Симбела с четырьмя колоссальными изваяниями Рамсеса - самое замечательное и лучше других сохранившееся сооружение, которое он возвел. Правда, по размерам его превосходит Гипостильный зал в Карнаке, наряду с Великой пирамидой Хуфу причисляемый к чудесам света. Рамсес II, без сомнения, был столь же велик, как Тутмос III, но усердие в строительстве своих и присвоении чужих памятников обеспечило ему наибольшую известность среди всех фараонов.

РАМСЕС III

РАМСЕС III (ок. 1194-1162 до н.э.) египетский фараон - второй царь XX династии, человек незнатного происхождения, сын узурпатора Сетнахта. Рамсесу III пришлось столкнуться с вторжением "народов моря" с севера и ливийцев с запада. Он неоднократно одерживал победы и тем самым ненадолго сдержал силы, грозившие разрушить египетскую цивилизацию. Будучи человеком честолюбивым и вместе с тем лишенным корней, он старался подражать Рамсесу II. Так, он тоже активно занимался строительством - в меру своих более ограниченных, но все еще весьма значительных средств. Храмы в Мединет-Абу и Карнаке, возведенные по его приказу, - наиболее хорошо сохранившиеся из всех храмовых построек эпохи фараонов. Они украшены надписями и барельефами, выполненными в манере, которая стала традиционной после правления Сети I, хотя имеются веские основания полагать, что некоторые из "подвигов" Рамсеса III в действительности никогда не были совершены. К концу его правления начались беспорядки. Смута охватила даже двор фараона и его приближенных. После 32 лет правления Рамсес III внезапно умер при загадочных обстоятельствах в результате гаремного заговора, в котором, возможно, участвовали одна из его жен и один или несколько сыновей. Ему наследовал Рамсес IV. Большинство восходивших за ним на трон Рамсесидов из XX династии были слабыми правителями и не смогли остановить упадок государства.

РАМФОРИНХ

Факты

РАНК ОТТО

РАНК Отто (Rank, Otto)

(1884-1939), австрийский психолог и психотерапевт. Родился в Вене 22 апреля 1884. Испытал сильное влияние Шопенгауэра, Ницше и ранних работ Фрейда. В 1905 Ранк предложил вниманию Фрейда свою работу о роли художника в эволюции культуры, которую тот высоко оценил. Его книга Художник (Der Knstler, 1907) впоследствии была расширена и переработана, получив название Искусство и художник (Art and Artist, 1932). За широко известной работой Миф о рождении героя (Der Mythus der Geburt des Heldens, 1909) последовал труд Мотив инцеста в поэзии и саге (Das Inzest-Motiv in Dichtung und Sage, 1912), упрочивший его научную репутацию. В 1913 Ранк защитил докторскую диссертацию в Венском университете, с 1912 по 1924 был редактором первых психоаналитических журналов "Имаго" ("Imago") и "Международный психоаналитический журнал" ("Internationale Zeitschrift fr Psychoanalyse"). После Первой мировой войны Ранк занялся развитием психоанализа. Его первая крупная работа в этой области, Травма рождения (Das Trauma der Geburt, 1924), хотя и была посвящена Фрейду, вызвала обвинения в отходе от фрейдистских принципов. Разрыв был в конце концов признан Фрейдом после попыток удержать Ранка в числе своих последователей. Наиболее значительный вклад Ранка в теорию участия аналитика в терапевтическом процессе - область, в основном игнорируемую психоаналитиками-фрейдистами, - был сделан в Париже (1926-1932). Трехтомный труд Техника психоанализа (Technik der Psychoanalyse, 1926-1931) был посвящен его собственному психотерапевтическому методу. Рассматривая волю как фактор, роль которого ранее недооценивалась, Ранк считал сопротивление пациента лечению позитивным фактором и использовал в терапии подавленные творческие способности невротика. В этот период Ранк написал также труд Основы генетической психологии (Grundzge einer Genetischen Psychologie, 1927-1928), заложивший теоретическую базу его собственного психотерапевтического метода. В работе Искусство и художник ученый подвел итог своим исследованиям роли творчества в развитии человека, которыми занимался всю жизнь. Психология и вера в существование души (Seelenglaube und Psychologie, 1930) показывает его углубляющийся интерес к истории цивилизации и возникновение критического отношения к современной глубинной психологии. Гипотезы, высказанные в этой книге, нашли свое логическое завершение в работе По ту сторону психологии (Beyond Psychology, 1941). Умер Ранк в Нью-Йорке 31 октября 1939.

ЛИТЕРАТУРА

Ранк О., Закс Г. Значение психоанализа в науках о духе. СПб, 1914

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСИН ЖАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница