Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "П" (часть 8, "ПРЮ"-"ПЯТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 8, "ПРЮ"-"ПЯТ")

ПРЮДОН ПЬЕР ПОЛЬ

ПРЮДОН Пьер Поль (Prudhon, Pierre Paul)

(1758-1823), французский живописец и рисовальщик. Родился 4 апреля 1758 в Клюни. Учился во Франции и Италии в 1778-1787, затем поселился в Париже. Общественное признание пришло к Прюдону в 1803, когда он получил заказ на выполнение ряда декоративных работ в Лувре. Ему покровительствовала императрица Жозефина; в 1805 он написал ее портрет, который сейчас находится в Лувре. Источник сюжетов многих произведений Прюдона - античная мифология. Его картины написаны в мягкой, изящной манере и отличаются тонкостью передачи настроения, хотя не всегда безупречны по технике исполнения. Среди его произведений: Любовь, соблазняющая Невинность (Париж, Лувр), Правосудие и Божественное Возмездие, преследующие Преступление, Похищение Психеи (обе 1808, там же) и Сон Психеи (Шантийи, музей Конде). Прюдон был не только замечательным рисовальщиком (его многочисленные рисунки, выполненные мелом на цветной бумаге, хранятся в музее Конде в Шантийи и в Лувре), но также одним из лучших портретистов своего времени. Его наиболее известные работы в этом жанре - портреты Мари Маргерит Ланье, императрицы Марии Луизы (1811) и мадам Жарр (1821) из Лувра, мадам Антони с детьми (1796) из Лионского музея и барона Дени (1822). В рамках неоклассицизма живопись Прюдона тяготеет к лирическому началу, в противовес героическому стилю Жака Луи Давида. Умер Прюдон в Париже 14 февраля 1823.

ПРЯДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСАЛТЕРИЙ

ПСАЛТЕРИЙ - или псалтирь, термин, имеющий три значения, которые нередко путают: 1. По научной классификации музыкальных инструментов, любой струнный щипковый инструмент типа цитры в противоположность цимбалам - струнному ударному. 2. Особый тип щипковой цитры с 10 и более струнами, натянутыми поверх трапециевидного корпуса, бытовавший в южной Европе в эпоху Средневековья. Этот псалтерий был, очевидно, ввезен туда с Ближнего Востока, где до сих пор распространен сходной формы арабско-тюркский канун. 3. Термин, неверно употребленный при переводе некоторых мест из Ветхого Завета, где имеется в виду скорее арфа, нежели щипковая цитра.

ПСАММЕТИХ I

ПСАММЕТИХ I (Psamtik, греч. Psammetichos), египетский фараон XXVI (Саисской) династии.

(ок. 663-610 до н.э.). Правитель располагавшегося в Дельте города Саис Псамметих I вступил в союз с разорившими Фивы ассирийцами и снискал столь сильное расположение этих ненавистных завоевателей, что был возведен в качестве вассального царя на престол в Мемфисе. Он сумел почти чудом восстановить независимость Египта и положил начало исключительно устойчивой династии. Несмотря на усиление Ассирии и существование еще одной державы-соперника, основанной правителями XXV династии в Нубии, правление Псамметиха было относительно спокойным. Его строительная деятельность протекала в основном в области Дельты, близ столицы Саиса, впрочем, следов ее не сохранилось. Искусство той эпохи свидетельствует о возросшем интересе к древним традициям. Возрождался язык Древнего царства, копировались и широко распространялись сборники заклинаний, известные под названием Текстов пирамид, для умерших вновь стали возводить гигантские скальные гробницы, а в скульптуре воспроизводились древние формы, хотя уловить их дух мастерам не удавалось. Многие статуи демонстрируют техническое совершенство, свидетельствующее о наличии качественных инструментов для обработки самых твердых пород камня. Параллельно с подражанием древнему письму именно при XXVI династии зародилось демотическое письмо, ставшее с этого времени общеупотребительным при составлении любых деловых документов.

ПСАММЕТИХ II

ПСАММЕТИХ II (Psamtik, греч. Psammetichos), египетский фараон XXVI (Саисской) династии.

(ок. 594-588 до н.э.). После несчастливого правления сына Псамметиха I - фараона Нехо, который потерпел поражение в 605 до н.э. от вавилонского царя Навуходоносора II, на трон взошел его внук Псамметих II. При нем греческие колонисты получили разрешение селиться в Египте, и эти чужеземцы построили в западной части Дельты близ Саиса греческий город Навкратис. Отсюда они быстро расселились по другим областям Египта, а изделия их ремесел продавались по всему Средиземноморью. В египетской армии теперь служило много греческих наемников.

ПСАММЕТИХ III

ПСАММЕТИХ III (Psamtik, греч. Psammetichos), египетский фараон XXVI (Саисской) династии.

правил не дольше шести месяцев (525 до н.э.). Он наследовал трон непосредственно от своего отца Амасиса (ок. 569-525 до н.э.), когда его войско было разбито при Пелузии Камбизом. Несколько месяцев спустя, после восстания против завоевателей, Псамметих III был предан смерти, и на этом закончилась многовековая история Египетского царства как независимого государства.

ПСЕВДЭПИГРАФЫ

ПСЕВДЭПИГРАФЫ - группа книг, не входящих в библейский канон, авторство которых для придания большего авторитета приписывается библейским персонажам. Эти книги написаны между 200 до н.э. и 150 н.э., большей частью на иврите и арамейском, но некоторые также на греческом. Основные темы псевдэпиграфической литературы - сотворение мира, загробная жизнь, грех, добродетель, бессмертие души, мессия, ангелы, демоны, день Страшного суда и другие эсхатологические вопросы, представленные в форме видений ранних библейских героев. Эта литература пронизана этическим пафосом, цель ее - поддержать еврейский народ во время национальных катастроф и укрепить веру в божественное спасение, дающее надежду на светлое будущее. К категории псевдэпиграфов относят Книгу Юбилеев, Книгу Ноя, Послание Аристея, Книгу Адама и Евы, Мученичество Исайи, Первую книгу Еноха, Завет 12 патриархов, Сивиллины книги, Вознесение Моисея, Книгу тайн Еноха (2 Еноха), сирийский Апокалипсис Варуха (2 Варуха), греческий Апокалипсис Варуха (3 Варуха), Вторую книгу Ездры, Псалмы Соломона, Четвертую книгу Маккавеев, Повесть об Ахикаре и др. Католики и православные называют псевдэпиграфы апокрифами. А те книги, которые считаются апокрифами у евреев и протестантов, они относят к девтероканоническим. Псевдэпиграфы не признаются официально ни церковью, ни синагогой, хотя некоторые идеи, сформулированные в этих книгах, нашли свое выражение в иудаизме, а также в раннем христианстве.

ПСИЛОМЕЛАН

1. Романешит - минерал, оксид марганца (Mn4+, Mn3+)5O10Ч(Ba,H2O). Кроме марганца и кислорода, в его состав входят вода и барий, в незначительных количествах присутствуют магний, кальций, никель, кобальт и медь. Название происходит от греч. "псилос" - гладкий, голый, лысый, и "мелос" - черный (по облику натечных агрегатов). Цвет черный, черта коричневато-черная. Твердость 5-6, плотность 4,8. Кристаллизуется в ромбической сингонии. Встречается в виде натечных (гроздевидных) агрегатов, чаще всего в ассоциации с другими оксидами марганца, особенно пиролюзитом. Псиломелан отличается от них твердостью, приближающейся к твердости стали. Оксиды марганца имеют вторичное происхождение и образуются из марганца, первоначально находившегося в земной коре в марганцесодержащих силикатах. Они концентрируются путем растворения и повторного осаждения грунтовыми или поверхностными водами. Псиломелан - важный компонент марганцевых руд, уступающий по значению только пиролюзиту. Месторождения марганцевых руд известны в Грузии (Чиатура), в Индии (Нагпур), а также в ФРГ.

2. Псиломелан - обобщающий термин, употребляющийся для массивных оксидов марганца с высокой плотностью (их состав в этом случае не конкретизируется).

ПСИТТАКОЗАВР

В 1922 г. в Монголии в породах раннемелового возраста были найдены скелеты двухметровых динозавров с необычайной формой головы и клювом, как у попугая. Находку назвали пситтакозавр (ящер-попугай). Короткий, но очень сильный клюв был заостренной формы и с режущими краями. С его помощью животные могли откусывать и перегрызать очень крепкие части растений. Для этого действительно требовалась исключительная сила, что подтверждается особым угловатым строением черепа: на нем имеется много мест, где крепились большие сильные мускулы, прежде всего высокая кромка с заднего края головы.

Благодаря характерным признакам исследователи без труда смогли отнести к этому же виду и маленькие скелеты молодых животных, хотя обычно установить пренадлежность взрослой и молодой особи к одному и тому же виду бывает очень не просто. Длина самых маленьких динозавриков этого вида составляла всего 24 и 27 сантиметров. В соответствии с возрастом у них были округлые и менее крепкие головы и клювы. Конечно, эти еще не окрепшие молодые животные были легкой добычей даже для небольших хищных динозавров. Поэтому принято считать, что детеныши пситтакозавров в течении длительного времени находились под защитой своей матери. Быть может, она даже кормила их "кашей", из измельченных листьев?

Факты

ПСИХЕЯ

ПСИХЕЯ - в греческой мифологии, персонификация человеческой души в образе прекрасной девы. Знаменитый миф о Купидоне (Эроте) и Психее, впервые изложенный Апулеем в Метаморфозах, представляет собою скорее философскую аллегорию, чем мифологический рассказ. У некоего царя было три дочери, младшая из которых, Психея, была наделена такой красотой, что это вызвало ревность Венеры. Богиня отправила к ней Купидона, чтобы тот внушил ей любовь к какому-нибудь уродливому смертному, однако Купидон сам воспылал к ней любовью и перенес в укромное место, где посещал ее по ночам - при условии, что она никогда его не увидит. Завистливые сестры Психеи убедили ее в том, что ее супруг - ужасающее чудовище, и она решила взглянуть на его лицо; пока она при свете лампы смотрела на спящего бога, пораженная его красотой, капля масла из лампы упала ему на плечо. Купидон пробудился и покинул ее, разгневанный ее недоверчивостью. В поисках возлюбленного Психея пришла во дворец Венеры, которая дала ей несколько заданий, однако, Психея с ними справилась. Последнее задание состояло в том, чтобы доставить из подземного царства ларец красоты. Одолеваемая любопытством, она приоткрыла ларец, содержавший смертельный туман, от которого ее спас лишь Купидон, добившийся от Зевса согласия на брак с Психеей. После этого Психея обрела бессмертие и стала жить с Купидоном на Олимпе.

ПСИХИАТРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОАНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОТЕРАПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСОРИАЗ

ПСОРИАЗ - кожное заболевание, характеризующееся появлением красноватых бляшек, по большей части сухих и шелушащихся. Чаще всего псориаз возникает у взрослых, особенно в ситуации психического напряжения или при повышенной тревожности. Нередко он встречается как семейное заболевание. Причина его неизвестна. Хотя псориазом может быть поражена любая часть тела, по преимуществу страдают кожа головы, ногти или окружающие их участки кожи, разгибательные поверхности локтей и колени. Вначале обычно образуются ярко-красные, четко отграниченные пятна; они могут оставаться небольшими или же распространиться на обширные участки тела. Пятна покрываются мелкими серебристыми чешуйками, которые легко слущиваются, оставляя влажную поверхность с многочисленными кровоточащими точками. При поражении ногтей на них появляются бороздки и ямки, а под ними - желтовато-коричневые восковидные пятна. Иногда при псориазе развивается тяжелая форма артрита, сходного с ревматоидным. Псориаз обычно сохраняется в течение многих лет. Однако за это время его проявления могут неоднократно исчезать и возникать вновь. Иногда они исчезают на несколько недель, месяцев и даже лет. За исключением небольшого зуда по временам, псориаз не вызывает каких-либо неприятных ощущений. Главная проблема для больных - косметическая. Надежных средств лечения псориаза не разработано. Применяются разнообразные мази и кремы, но их эффект трудно предсказать; одним больным они помогают, другим - практически нет. Часто проявления болезни смягчаются под действием солнечного или ультрафиолетового облучения, а также медикаментозных средств, назначаемых внутрь или в виде инъекций. Для лечения псориатического артрита применяют препараты кортикостероидов. Нередко, однако, любое лечение остается безрезультатным, и разочарованные больные обращаются за помощью к знахарям, которые прописывают им бесполезные средства и диеты. При псориазе, как и при любом другом заболевании, необходимо обращаться к врачу-специалисту.

ПТАХ

ПТАХ - бог Древнего Египта. Изображался как человек в тесно облегающем одеянии, оставляющем свободными только голову, кисти рук и ступни, и в обтягивающей голову шапочке. Его считали мастером, ремесленником, с помощью своего изощренного искусства сотворившим человека и мир; его верховный жрец в Мемфисе носил титул "управляющий ремесленниками". Мемфисские богословы, приписывавшие "своему" богу большее значение, чем гелиопольскому Ра, разработали величественную теорию, согласно которой Птах создал все сущее посредством своего сердца (замысла) и языка (слова). Этот "мемфисский богословский трактат" был записан на каменной плите в правление царя Шабаки (716-701 до н.э.). В иероглифическом тексте на плите сказано, что надпись является копией древнего, изъеденного червями папируса. Со временем образ Птаха слился с образами Сокара и Осириса и даже стал ассоциироваться с заупокойным культом. В Мемфисе, где Птах всегда оставался верховным божеством, наряду с ним почитали его супругу Сахме и сына Нефертема.

ПТЕРАНОДОН

Факты

ПТЕРОЗАВР

Факты

ПТЕРОЗАВРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПТИЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПТОЛЕМЕИ

ПТОЛЕМЕИ - царская династия, правившая в Египте с 305 по 30 до н.э. Династия, включавшая 14 царей, была основана Птолемеем, сыном Лага (305-285 до н.э.) - одним из военачальников Александра Великого. Птолемей завладел Египтом вскоре после смерти Александра, одолев всех своих соперников. В 305 до н.э. он принял титул царя и правил до самой своей смерти в 285 до н.э. Птолемей и его наследники создали державу, включавшую Египет, Кипр, Южную Сирию и Кирену. В Египте Птолемеи были признаны как преемники древних фараонов. Продуманная система управления обеспечила исключительные доходы, которые Птолемеи направляли в дипломатическую и военную сферы, а также на поддержку искусств, литературы и науки. Столицей Египта в эпоху Птолемеев стала Александрия - город в дельте Нила, основанный Александром Великим в 333/332 до н.э. На протяжении многих лет Александрия была не только столицей Египта, но интеллектуальным и культурным центром древнего мира. Здесь под покровительством Птолемеев жили знаменитые художники и писатели, создавшие особый стиль в скульптуре и поэзии, называемый александрийским. В александрийском Мусее и огромной библиотеке можно было встретить не только художников и литераторов, но также геометра Эвклида, астрономов Аристарха и Эратосфена и многих других знаменитых ученых. При ранних Птолемеях в Египте было много воинов и торговцев из греков и македонян, которые приобретали здесь землю или организовывали собственное дело. Многие из них стали подданными державы Птолемеев, женились на коренных египтянках и способствовали эллинизации местной культуры. Главным врагом Птолемеев было государство Селевкидов, с которым неоднократно велись войны. В конце 3 в. до н.э. держава Птолемеев стала ослабевать. В 219 до н.э. были потеряны земли в Сирии, однако Птолемеи еще сумели противостоять селевкидскому царю Антиоху, когда тот в 217 до н.э. подошел к границам Египта. После 217 до н.э. политику государства определяли в основном уже не греки, а египтяне. Чтобы обеспечить себе защиту от Селевкидов, Птолемеи опирались на союзнические отношения с Римом. Это спасло Египет в 168 до н.э., когда римское вмешательство вынудило Антиоха IV уйти из оккупированной им Дельты, но в итоге Египет превратился в римский протекторат, а позже в провинцию Римской империи.

ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУАНКАРЕ ЖЮЛЬ АНРИ

ПУАНКАРЕ Жюль Анри (Poincare, Jules Henri)

ЖЮЛЬ АНРИ ПУАНКАРЕ

ЖЮЛЬ АНРИ ПУАНКАРЕ

(1854-1912), французский математик, физик и астроном, двоюродный брат президента Французской республики (с 1913 по 1920) Раймона Пуанкаре. Родился 29 апреля 1854 в Нанси, учился в лицее там же. Высшее образование получил в Политехнической школе, затем в Горной школе, которую окончил в 1879. В том же году защитил докторскую диссертацию. С 1881 работал в Парижском университете - сначала профессором механики, затем заведующим кафедр математической физики, математической астрономии и небесной механики. Значительное число работ Пуанкаре по математике связано с исследованием проблем небесной механики, в частности фундаментальной проблемы трех тел. Именно занимаясь ее решением, он исследовал расходящиеся ряды и построил свою теорию асимптотических разложений, разрабатывал теорию интегральных инвариантов, изучал вопросы устойчивости орбит и формы небесных тел. Его фундаментальные открытия, касающиеся поведения интегральных кривых дифференциальных уравнений как вблизи особенностей, так и в целом, тоже связаны с решением задач небесной механики. Пуанкаре опубликовано также большое число работ по теории так называемых автоморфных функций, по дифференциальным уравнениям, топологии, теории вероятностей. Помимо более чем 1500 статей он написал ряд фундаментальных работ, в частности 10-томный Курс математической физики (Cours de physique mathmatique, 1889 и далее), монографию Теория Максвелла и колебания Герца (Thorie de Maxwell et les oscillations hertziennes, 1907). Ему принадлежит ряд книг популярного характера: Ценность науки (Valeur de la science, 1905) и Наука и метод (Science et mthode, 1908). Методы математической физики Пуанкаре использовал для решения задач теплопроводности, электромагнетизма, гидродинамики, теории упругости. В 1904-1905 он сформулировал принцип относительности как фундаментальное и строгое положение, показал, что невозможно обнаружить абсолютное движение, исходя из уравнений Максвелла - Лоренца. Построил первый вариант релятивистской теории гравитации. Пуанкаре был членом многих академий наук, награжден медалями Дж.Сильвестра, Н.И.Лобачевского и др. Умер Пуанкаре в Париже 17 июля 1912.

ЛИТЕРАТУРА

Тяпкин А., Шибанов А. Пуанкаре. М., 1982 Пуанкаре А. О науке. М., 1983

ПУАНКАРЕ РАЙМОН

ПУАНКАРЕ Раймон (Poincar, Raymond)

(1860-1934), французский государственный деятель. Родился 20 августа 1860 в Бар-ле-Дюк, получил юридическое образование, начал заниматься политической деятельностью. В 1887-1903 - член палаты депутатов, занимал ряд постов в правительстве. В 1903-1913 - сенатор. Завоевал высокую репутацию в 1894 как блестящий министр финансов, но в 1895, после формирования радикального кабинета, вышел из состава правительства; в 1906 вновь занял пост министра финансов. В 1912-1913 - премьер-министр и министр иностранных дел. В 1913 Пуанкаре стал президентом. В упорном желании привести Францию к победе в Первой мировой войне с ним мог сравниться лишь Клемансо, пришедший ему на смену в 1920. В годы кризиса в 1922 Пуанкаре вернулся в правительство, занимал посты премьер-министра и министра иностранных дел, проводил жесткую политику в отношении Германии, закончившуюся оккупацией Рура. Пуанкаре вновь стал премьер-министром в годы финансового кризиса 1926, когда он восстановил покупательную способность франка и способствовал стабилизации французской экономики. В 1929 из-за слабого здоровья был вынужден уйти в отставку. Умер Пуанкаре в Париже 15 октября 1934.

ЛИТЕРАТУРА

Антюхина-Московченко В.И. Третья республика во Франции. М., 1986

ПУЛЕНК ФРАНСИС

ПУЛЕНК Франсис (Poulenc, Francis) (1899-1963), французский композитор и пианист. Родился 7 января 1899 в Париже. Пуленк был в основном самоучкой, хотя в студенческие годы вместо того, чтобы исполнять строгие предписания родителей в отношении его образования, успешно использовал свободное время для занятий по фортепиано и композиции. Настроенный вполне антиромантически, попал под влияние Э.Сати и в 1920-е годы был членом знаменитой французской "Шестерки". Впоследствии Пуленк сохранил верность эстетической программе этой группы и продолжал сочинять добротную музыку, которая, отвергая излишества вагнеровско-штраусовской эры, культивировала простоту, безыскусственность, использовала "мюзикхолльные" мотивы и часто скрывала чувство под маской иронии. Пуленк много писал на тексты современных ему поэтов (Кокто, Элюар, Арагон, Аполлинер и Ануй), а равным образом и на тексты поэта 16 в. Ронсара. Вокальные циклы Стихи Ронсара (Pomes de Ronsard, 1924-1925) и Галантные празднества (Ftes galantes, 1943) - в числе наиболее часто исполняемых произведений композитора. Пуленк был первоклассным аккомпаниатором при исполнении собственных вокальных сочинений. Блестящее владение фортепиано отразилось в ряде пьес Пуленка для этого инструмента, таких, как Вечные движения (Mouvements perptuels, 1918) и Вечера в Назелле (Soires de Nazelles, 1936). Но Пуленк был не только миниатюристом. В его наследии имеются и сочинения крупной формы - например, Месса (1937), остроумный концерт для двух фортепиано с оркестром (1932), Концерт для органа с оркестром (1938) и другие удачные хоровые и инструментальные циклы. Пуленк писал также музыку для театра, кино, балета; сочинил две оперы - Груди Тирезия (Les Mamelles de Tirsias, 1944) и Диалоги кармелиток (Les Dialogues des Carmlites, 1957), а также монооперу Человеческий голос (La voix humaine, 1959). Умер Пуленк в Париже 30 января 1963.

ЛИТЕРАТУРА

Пуленк Ф. Письма. Л., 1970 Пуленк Ф. Я и мои друзья. Л., 1977 Филенко Г. Французская музыка первой половины ХХ века. Л., 1983

ПУЛИТЦЕР ДЖОЗЕФ

ПУЛИТЦЕР Джозеф (Pulitzer, Joseph)

ДЖОЗЕФ ПУЛИТЦЕР

ДЖОЗЕФ ПУЛИТЦЕР

(1847-1911), американский журналист. Родился 10 апреля 1847 в Мако (Венгрия). Детство провел в Будапеште, где получил классическое образование. В 17 лет эмигрировал в США, до 1865 служил рядовым в 1-м Нью-Йоркском кавалерийском полку под командованием Карла Шурца. После демобилизации он остался практически без средств к существованию. Он бедствовал до 1867, когда наконец поступил репортером в "Вестлихе пост" ("Westliche Post"), немецкую ежедневную газету Сент-Луиса, которую редактировал все тот же Шурц. Тогда же он получил свидетельство об американском гражданстве. Пулитцер быстро стал заметной фигурой как на местной политической сцене, так и в журналистике. В 1869 он был избран в законодательное собрание штата Миссури и одновременно работал специальным корреспондентом "Вестлихе пост" в конгрессе штата. Впоследствии он стал полицейским комиссаром Сент-Луиса и сторонником либерально-республиканского движения. В 1872 его назначили секретарем либерально-республиканского съезда в Цинциннати, где Хорас Грили был избран кандидатом в президенты. После неудачи партии на выборах Пулитцер примкнул к демократической партии. В 1871 Пулитцер стал совладельцем "Вестлихе пост", но в 1873 продал свою долю. В 1876 он получил право заниматься адвокатурой в округе Колумбия. Зимой 1876-1877 он работал вашингтонским корреспондентом "Нью-Йорк таймс". В 1878 купил сент-луисскую "Диспатч" и сент-луисскую "Пост" и объединил эти газеты в одну - "Сент-Луис постдиспатч". Он решительно использовал власть прессы и его "Постдиспатч" вскоре стала одним из самых влиятельных и прибыльных изданий на американском Западе. В 1880 он был избран делегатом демократического съезда и потерпел неудачу на выборах в конгресс. В 1883 Пулитцер купил у Джея Гулда "Нью-Йорк уорлд" и к 1885 превратил его в популярную газету сенсационных новостей с иллюстрациями и комиксами. Эту направленность "Уорлд", равно как и ее тягу к разоблачению коррупции, окрестили "желтой прессой". К концу века "Уорлд" затмил херстовскую "Ивнинг джорнэл", и пулитцеровское издание, оставаясь ведущим органом демократической партии, заняло консервативные позиции. В 1885 Пулитцер был избран в конгресс США от штата Нью-Йорк, но пошатнувшееся здоровье вынудило его уйти в отставку уже в следующем году. В августе 1903 Пулитцер на личные средства создал факультет журналистики в Колумбийском университете и учредил Пулитцеровские премии. Он сделал также ряд щедрых пожертвований филантропическим организациям.

Умер Пулитцер в Чарлстоне (шт. Южная Каролина) 29 октября 1911.

ПУЛИТЦЕРОВСКАЯ ПРЕМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУЛЬСАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУМА

ПУМА - кугуар (Felis [[Puma]] concolor),

ПУМА - один из самых крупных в Новом Свете видов кошачьих, встречающийся от запада Канады до самого юга Южной Америки. Живет этот зверь на равнинах и в горах, где охотится на оленей и других диких животных.

ПУМА - один из самых крупных в Новом Свете видов кошачьих, встречающийся от запада Канады до самого юга Южной Америки. Живет этот зверь на равнинах и в горах, где охотится на оленей и других диких животных.

крупный американский хищник семейства кошачьих, сравнимый своими размерами и силой с ягуаром. Исходно ареал вида простирался от Аляски и Канады до юга Патагонии в Аргентине. Сейчас на территории США и Канады пума сохранилась только в наименее населенных западных районах и во Флориде. Область распространения хищника достаточно точно совпадает с ареалом главной добычи - различных видов оленей. У пумы сравнительно мелкая голова, гибкое сильное туловище, покрытое однотонной желтовато-бурой или сероватой шерстью, и длинный тяжелый хвост с небольшой кисточкой на конце. Крупные самцы весят до 80 кг при высоте в холке 65-75 см и общей длине 180-245 см (считая хвост длиной 75 см). Самки несколько мельче. Этот вид - второе по размеру кошачье в США; крупнее только ягуар. Охотится пума в основном на оленей. Днем спит в логове или греется, лежа на освещенном солнцем камне, а в сумерках отправляется на добычу, сбивая с ног жертву стремительным прыжком. Пума способна прыгнуть в длину на 7,5 м, спрыгнуть на землю с высоты 18 м, запрыгнуть на 4,5 м и перетащить на значительное расстояние тушу, впятеро превышающую ее массой. Удовлетворив голод, хищник тщательно засыпает остатки жертвы листьями, чтобы потом вернуться и продолжить трапезу. Определенного сезона размножения у пум нет. Во время ухаживания животные часто испускают громкие мяукающие крики, слышимые в радиусе более 3 км. После длящейся три месяца беременности рождается до 5 котят в помете. Длина новорожденных ок. 30 см, масса примерно 450 г, а пушистая шерсть желтоватая с темными пятнами. Глаза открываются лишь спустя 8-9 дней, пятна начинают тускнеть у шестимесячных зверей и полностью исчезают у годовалых. Живет пума приблизительно 15 лет. Естественных врагов у нее нет, если не считать редко встречаемого гризли. Индейцы в Южной Америке утверждают, что в драке она может одолеть ягуара. Однако образ жизни этой кошки очень скрытный, и ее неспровоцированные нападения на людей крайне редки.

ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУРИМ

ПУРИМ - еврейский праздник, отмечаемый в 14 день еврейского месяца адар (февраль-март) в память о событии, изложенном в Книге Есфирь. По преданию, тогда удалось предотвратить угрозу уничтожения, нависшую над еврейской общиной Мидии и Персии. Злодейство замышлял Аман, первый сановник при дворе царя Артаксеркса, но вмешательство жены Артаксеркса, еврейки Есфири, расстроило его козни. Формально Пурим является полупраздником, поскольку не установлен Торой, но его отмечают как особенно радостное событие. Праздник сопровождается застольем, обменом подарками, раздачей милостыни, маскарадами и театрализованными представлениями. В синагогах читают Книгу Есфири, и, по традиции, каждое упоминание имени Амана присутствующие встречают криками, свистом и шумом трещоток.

ПУРИТАНЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУРКИНЕ ЯН ЭВАНГЕЛИСТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУССЕН НИКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУСТЫНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУЧЧИНИ ДЖАКОМО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПФАЛЬЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЧЕЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПШЕНИЦА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЬЕРО ДИ КОЗИМО

ПЬЕРО ДИ КОЗИМО (Piero di Cosimo; Piero di Lorenzo)

(1462-1521), флорентийский живописец. Годы его творчества пришлись на период перехода от раннего к Высокому Возрождению. Будучи учеником Козимо Росселли, Пьеро ди Козимо сопровождал своего учителя во время поездки в Рим, куда тот был приглашен в 1482 вместе с Боттичелли, Перуджино и Доменико Гирландайо для росписи стен Сикстинской капеллы. К 1486 Пьеро ди Козимо уже начал работать самостоятельно и получил заказ от флорентийского купца Франческо Пульезе на украшение одной из комнат его дворца картинами на мифологические сюжеты. Две Сцены охоты (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и Лесной пожар (Оксфорд, музей Ашмола), созданные в 1490-1500-е годы, являются аллегорическими изображениями древней истории человечества, перехода от каменного века к железному, от первобытного состояния к цивилизации, творчеству и созидательному труду. Пьеро ди Козимо черпал вдохновение в произведениях, обладавших внутренней энергией и мощным натурализмом, таких, как работы Синьорелли и Поллайоло. При создании произведений на религиозные сюжеты Пьеро ди Козимо не мог соперничать с Боттичелли и Филиппино Липпи: ему никогда не удавалось достичь такого же изящества линий. В картине Венера и Марс (1490-е годы, Берлин - Далем) Пьеро ди Козимо пытается подражать известному произведению Боттичелли на тот же сюжет, намного более изящному и одухотворенному. Примерно с 1500, когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после семнадцатилетнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо. В картинах последнего появились мягкие тени и сфумато (туманные, расплывчатые контуры). Он перешел от смешанной техники - темперой и маслом - к работе одним только маслом. В этой технике художник создал одно из самых знаменитых своих произведений - Портрет Симонетты Веспуччи (ок. 1490, Шантийи, музей Конде). Наибольшую известность получила картина Пьеро ди Козимо зрелого периода творчества - Смерть Прокриды (Лондон, Национальная галерея). Здесь и общее настроение, и пейзаж с извилистыми линиями берега и холма вторят формам тела умирающей нимфы. Даже в старости, когда силы начали оставлять художника, он продолжал работать; одна из его поздних картин - Персей и Андромеда (ок. 1515-1520, Флоренция, галерея Уффици).

ПЬЮЗИ ЭДУАРД БУВЕРИ

ПЬЮЗИ Эдуард Бувери (Pusey, Edward Bouverie)

(1800-1882), английский теолог и лидер оксфордского движения, родился 22 августа 1800 в Пьюзи (близ Оксфорда). В 1818 поступил в Крайст-Черч-колледж Оксфордского университета, в 1823 стал преподавателем Ориэл-колледжа того же университета, а в 1824 отправился в Германию, где изучал восточные языки и познакомился с методами библейской критики. В 1828 Пьюзи возвратился в Оксфорд, где стал профессором королевской кафедры (regius professor) еврейского языка и каноником в Крайст-Черч-колледже. Пьюзи проявил интерес к изданию Трактатов для нашего времени (Tracts for the Times; см. ТРАКТАРИАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ); первый материал, который он опубликовал в этой серии, был посвящен посту. Его методический подход, заключавшийся в совершенствовании духовной жизни через посредство таинств и строгой дисциплины, вызвал резкое неодобрение со стороны университетских властей, и за проповедь Святая Евхаристия - утешение для кающегося грешника (The Holy Eucharist a Comfort to the Penitent) он был осужден без слушания дела и отстранен от проповедей в университете на два года. После обращения Джона Ньюмена в католичество (1845) ведущая роль Пьюзи уже ни у кого не вызывала сомнения, а английский язык обогатился такими терминами, как "пьюзиизм" и "пьюзиит". В проповедях и выступлениях поднимались религиозные вопросы и разъяснялась сущность межконфессиональных споров. Среди его сочинений - Учение о реальном присутствии [[Христа в Евхаристии]] (The Doctrine of the Real Presence, 1856). Вместе с Ньюменом он приступил к изданию Библиотеки отцов церкви. Главный научный труд Пьюзи, комментарий Малые пророки (The Minor Prophets), представляет собой страстную апологию фундаментализма. Богато документированная биография Пьюзи, написанная Г.П.Лиддоном, является одним из главных авторитетных источников по истории Англиканской церкви в 19 в. Пьюзи-Хаус (Дом-музей Пьюзи) в Оксфорде был открыт через два года после его смерти, последовавшей 16 сентября 1882.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ПЬЯЦЦЕТТА ДЖОВАННИ БАТТИСТА

ПЬЯЦЦЕТТА Джованни Баттиста (Piazzetta, Giovanni Battista)

(1683-1754), венецианский живописец. Родился в Венеции 13 февраля 1683. Учился в Болонье у Джузеппе Креспи, чье влияние оказалось решающим для формирования его стиля. Работая в мастерской Креспи, Пьяццетта стал писать в свободной импрессионистической манере. По возвращении в родной город испытал влияние венецианской традиции, которое проявилось в частности в использовании очень мягких и нежных тонов для создания светотеневой моделировки. Эта тенденция хорошо заметна в Портрете Джулии Лама (ок. 1723, Мадрид, музей Тиссен-Борнемиса); она стала важным элементом в дальнейшем развитии венецианской живописи 18 в. Для ранних работ живописца характерны резкие светотеневые контрасты и преобладание красновато-коричневых тонов. При помощи сильной светотеневой моделировки художник стремился достичь драматического напряжения и рельефности; в качестве примеров можно привести картины Мученичество св. Иакова (1722, Венеция, церковь Сан Стаэ) и Жертвоприношение Исаака (1735-1741, Вадодара, Музей и Картинная галерея). Решительный натурализм Пьяццетты сродни искусству Караваджо и Гверчино. Позднее художник перешел от резких контрастов к более богатой модуляции цвета и света. Одна из лучших его работ - алтарный образ Явление Мадонны св. Филиппо Нери (1725-1727, Венеция, церковь Санта Мария делла Фава). Фигуры приобретают конкретность и реальность благодаря плотности красок и драматическому использованию света. В 1723-1727 Пьяццетта написал огромную композицию для плафона капеллы св. Доменика венецианской церкви Санти Джованни э Паоло - Апофеоз св. Доминика. В этой композиции воздушная перспектива и энергичные движения фигур предвосхищают приемы величайшего мастера декоративной живописи Дж.Б.Тьеполо. Как и Креспи, Пьяцетта писал также жанровые композиции, например, Пастораль (1740, Чикаго, Художественный институт), Идиллия на морском берегу (1745, Кельн). Со временем цветовая гамма произведений Пьяццетты становится светлее и богаче, а их настроение - более спокойным и созерцательным, как в картинах Ревекка и Елиазар (1735-1741, Милан, галерея Брера) и Гадалка (1740, Венеция, галерея Академии). В 1750 Пьяццетта был избран директором венецианской Академии изящных искусств. Умер Пьяццетта в Венеции 28 апреля 1754.

ПЮВИ ДЕ ШАВАНН ПЬЕР

ПЮВИ ДЕ ШАВАНН Пьер (Puvis de Chavannes, Pierre)

(1824-1898), французский художник. Родился 14 декабря 1824 в Лионе. Под влиянием Шассерио Пюви де Шаванн выработал свой монументальный стиль декоративной живописи. Для его произведений характерны жесткая организация композиции и размещение фигур в пейзаже параллельными планами. Художник оставался в оппозиции современным ему направлениям в живописи: реализму и импрессионизму. Он был идеалистом, однако его работы нельзя назвать иллюстрацией отвлеченных идей и понятий, скорее это их символическое воплощение. Посредством ритмизованного движения и сдержанного колорита Пюви де Шаванн достигал замечательного художественного единства своих композиций. После первого успеха в Салоне 1861, где он выставил композицию Concordia (Согласие) и Bellum (Раздор), Пюви де Шаванн посвятил себя монументально-декоративной живописи, написал серию панно Житие св. Женевьевы, покровительницы Парижа, для парижского Пантеона (1874-1878; 1898); три композиции Священная роща, Видение античности и Христианское вдохновение для украшения лестницы Дворца искусств в Лионе (1883-1886); Аллегории наук и искусств в амфитеатре Сорбонны (1887) и др. Последней его работой стал цикл картин для Публичной библиотеки в Бостоне (Музы, приветствующие Гения Просвещения, 1893-1895). Умер Пюви де Шаванн в Париже 24 октября 1898.

ЛИТЕРАТУРА

Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия 1870-1900. М., 1994

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

ПЯТИДЕСЯТНИЦА - христианский праздник, совершаемый в седьмое воскресенье после Пасхи и посвященный сошествию Святого Духа на апостолов на пятидесятый день по воскресении Христа. В Деяниях апостолов (2:3-4) рассказывается: "И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках..." Этот "дар языков" изумил паломников, пришедших в этот день в Иерусалим на праздник Шавуот, который эллинизированные евреи называли "Пятидесятницей". Петр произнес свою первую проповедь, обратив в веру Христову и крестив в этот день 3000 человек. Поэтому с древности этот день считается днем возникновения христианской церкви. Ко всенощной службе этого дня, как и к празднику Пасхи, обычно приурочивались массовые крещения и этот обычай до сих пор сохраняется применительно к принимающим крещение взрослым в Римско-католической церкви, в литургии которой этот праздник по своему значению приравнивается к Пасхе. Знаменитая "золотая секвенция", Гряди, Святой дух, Veni Sancte Spiritus, гимн, принадлежащий неизвестному автору 13 в., поется во время праздничной мессы Пятидесятницы. В Православной церкви Пятидесятница есть также праздник св. Троицы (в Западных церквах Троицын день отмечается в следующее после Пятидесятницы воскресенье).

См. также ШАВУОТ.

ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ

ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ - фундаменталистские протестантские объединения; их приверженцы верят в достижение связанного со спасением религиозного опыта, именуемого "крещением Духом Святым" или опытом пятидесятницы. Они считают, что в исполненности Духом можно удостовериться по определенным внешним проявлениям. Одно из них - глоссолалия, "говорение на незнакомых языках", в ходе которого осенивший верующего Дух побуждает его произносить слова и издавать звуки, явно не относящиеся к какому-либо из известных языков. Часто это сопровождается сильными эмоциональными реакциями, выражающимися в экстатических покаянных признаниях или конвульсивных движениях. Пятидесятнические церкви - ривайвелистские общины, не имеющие какого-либо единого организационного центра; обычно их связывает только общая вера в опыт пятидесятницы. В мире насчитывается более 50 млн. приверженцев пятидесятничества. Будучи воинствующими фундаменталистами, члены пятидесятнических общин склонны толковать Библию буквально, признавая ее боговдохновенным словом и непогрешимым руководством в делах веры и жизни. Большинство пятидесятников признают рождение Христа от Девы, его божественную природу, божественное достоинство всех лиц Троицы. Они верят, что все люди подвержены греху и утратили связь с Богом. Оправдание, или восстановление связи с Богом, достигается через веру в искупительную смерть Христа. Существенной частью этого доступного каждому человеку спасения должен стать определенный религиозный опыт одномоментного освящения, или собственно святости, как учат некоторые группы пятидесятников. Другие группы утверждают, что освящение происходит независимо от спасения и предполагает отдельное действие благодати. Пятидесятники придерживаются идеи премилленаризма (или хилиазма): они ожидают непосредственно предстоящего пришествия Христа, который установит и возглавит на грядущую тысячу лет Царство Божье на земле. Хотя пятидесятники практикуют исцеление верой, им не возбраняется прибегать к услугам медиков. Пятидесятнические церкви совершают таинства крещения и евхаристии. Крещение осуществляется, как правило, посредством погружения; для евхаристии нет установленного чина, она совершается в память о Голгофе, а хлеб и вино служат символами смерти Христа. Пятидесятнические службы, или собрания, происходят неформально. Обычно председательствующий пастор произносит проповедь, обильно уснащенную цитатами из Библии. Участники собрания выражают свое воодушевление пением, рукоплесканиями, произнесением молитв, эмоциональными свидетельствами личного религиозного опыта. Используются музыкальные инструменты (гитара, тромбон). В большинстве церквей алтарь отсутствует, есть лишь подставка для Библии.

ЛИТЕРАТУРА

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998

ПЯТИКНИЖИЕ

ПЯТИКНИЖИЕ - пять книг, приписываемых Моисею, т.е. первые пять книг еврейской Библии, или Ветхого Завета христианской Библии. Еврейское слово "хумаш", производное от слова "хамеш" ("пять"), также применяется для обозначения Моисеевых книг. В Пятикнижие входят книги Бытия (еврейское название Берешит, "В начале"), Исхода (Шмот, "Имена"), Левита (Вайикра, "И воззвал"), Чисел (Бе-мидбар, "В пустыне") и Второзакония (Деварим, "Слова"). Пятикнижие, в котором содержатся основные законы еврейской религии, начинается с рассказа о сотворении мира и заканчивается смертью Моисея. По преданию, авторство Пятикнижия приписывается Моисею, однако историко-критические исследования показали, что текст Пятикнижия формировался на протяжении нескольких веков. Термином Шестикнижие обозначают Пятикнижие с добавлением Книги Иисуса Навина, являющейся логическим продолжением первых пяти книг.

См. также

БИБЛИЯ;

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ;

ТОРА.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Библейская энциклопедия. М., 1996

ПЯТНИЦА

ПЯТНИЦА (англ. Friday, нем. Freitag, фр. vendredi), пятый (если считать с понедельника) или шестой (если считать первым днем воскресенье) день недели. В германских языках название этого дня происходит от имени богини скандинавской мифологии Фригги (др.-исл. Frigg - возлюбленная), жены бога Одина, богини любви, брака и деторождения. Пятнице соответствует древнеримский dies Veneris, "день Венеры". Помимо чисто мирского смысла, пятница имеет еще особое религиозное значение: в этот день христиане вспоминают крестную смерть Иисуса Христа за два дня до еврейской пасхи. Пятница Страстной недели называется Великой или Страстной; иногда этот день называют Черной пятницей, поскольку священники в церквах носят в этот день черные облачения.

ПЯТНИЦКОЗАВР

Факты

Предыдущая страница Следующая страница