Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Р" (часть 3, "РЕН"-"РОБ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 3, "РЕН"-"РОБ")

РЕНТГЕН ВИЛЬГЕЛЬМ КОНРАД

РЕНТГЕН Вильгельм Конрад (Roentgen, Wilhelm Konrad)

ВИЛЬГЕЛЬМ КОНРАД РЕНТГЕН

ВИЛЬГЕЛЬМ КОНРАД РЕНТГЕН

(1845-1923), немецкий физик. Родился 27 марта 1845 в Леннепе близ Дюссельдорфа. В 1865-1868 учился в Высшей технической школе в Цюрихе, в 1868 защитил докторскую диссертацию в Цюрихском университете. В 1871-1873 работал в Вюрцбургском, в 1874-1875 - в Страсбургском университете. В 1875 стал профессором математики и физики Высшей сельскохозяйственной школы. С 1876 - профессор Страсбургского университета, в 1879 по рекомендации Г.Гельмгольца получил место профессора Гиссенского университета. В 1888-1900 - профессор Вюрцбургского (в 1894 избран ректором), а в 1900-1920 - Мюнхенского университета (здесь в 1903-1906 его ассистентом был российский физик А. Ф. Иоффе). В 1895 Рентген открыл излучение с меньшей, чем у УФ-лучей, длиной волны (Х-лучи), названное впоследствии рентгеновским, и исследовал его свойства: способность отражаться, поглощаться, ионизировать воздух. Первым сделал фотоснимки в рентгеновских лучах. Рентгеновское излучение широко применяется в изучении строения атома, структуры кристаллических веществ (в том числе одномерных кристаллов, какими являются некоторые биологические макромолекулы); благодаря высокой проникающей способности используется в медицине. В 1901 за открытие Х-лучей Рентгену была присуждена Нобелевская премия. Среди других работ Рентгена - изучение пьезоэлектрических и пироэлектрических свойств кристаллов, взаимосвязи электрических и оптических явлений в кристаллах, исследования по магнетизму, послужившие основанием электронной теории Х.Лоренца. Рентген был удостоен многих престижных наград - медали Б.Румфорда, Королевского отличия Баварской короны, ордена "Железный крест" от германского правительства и др. Умер Рентген в Мюнхене 10 февраля 1923.

ЛИТЕРАТУРА

Рентген В. О новом виде лучей. М. - Л., 1933

РЕНТГЕНОВСКОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕНУАР ЖАН

РЕНУАР Жан (Renoir, Jean)

(1894-1979), французский кинорежиссер. Родился 15 сентября 1894 в Париже. Закончил университет в Эксе, во время Первой мировой войны был летчиком-наблюдателем. Вернувшись с фронта, стал художником по керамике. В 1924, получив неизгладимое впечатление от фильма Э.фон Штрогейма Глупые жены (Foolish Wives), принял решение посвятить себя кинематографу. Его дебютом стал фильм Дочь воды (La Fille de l'eau, 1924). До прихода звука в кино Ренуар снял ленты Нана (Nana, 1926, по Э.Золя), Маленькая продавщица спичек (La petite marchande d'allumettes, 1928, по Х.К.Андерсону) и др.

ФИЛЬМ ЖАНА РЕНУАРА Золотая карета (1953).

ФИЛЬМ ЖАНА РЕНУАРА Золотая карета (1953).

К наиболее известным фильмам Ренуара 1930-х годов относятся Будю, спасенный из воды (Boudu sauv des eaux, 1932), Преступление господина Ланжа (Le Crime de M.Lange, 1936), Загородная прогулка (Une Partie de campagne, 1936, по Г.Мопассану), Великая иллюзия (La Grande Illusion, 1937), Правила игры (La Rgle du jeu, 1939). В Великой иллюзии основой драматического конфликта стало противоречие между национальным и классовым чувством у офицеров и солдат, оказавшихся в немецком плену во время Первой мировой войны. Правила игры - трагикомедия, показывающая жизнь французских аристократов и нуворишей накануне Второй мировой войны. Этот фильм стал признанным шедевром Ренуара. С началом Второй мировой войны Ренуар переехал в США, где поставил несколько англоязычных картин - Болотная вода (Swamp water, 1941), Южанин (The Southerner, 1945), Дневник горничной (The Diary of a Chambermaid, 1946, по О.Мирбо). Фильм Река (The River, 1950) был поставлен в Индии. Вернувшись в 1951 в Европу, режиссер ставит две кинокомедии, решенные в театральной стилистике, - Золотая карета (Le Carosse d'or, 1952) и Французский канкан (French Cancan, 1954), где образ театра используется как метафора взаимоотношений между искусством и жизнью. В Завтраке на траве (Le Djeuner sur l'herbe, 1959) Ренуар возвращается к миру природы, во многом напоминающему ту пышную натуру, что изображал на своих полотнах его отец, О.Ренуар. В фильме же Пришпиленный капрал (Le Caporal pingl, 1962), героями которого стали французские военнопленные времен Второй мировой войны, режиссер воспроизвел и развил сюжет своей Великой иллюзии. В 1975 он получил специальную премию "Оскар".

Умер Ренуар в Лос-Анджелесе 12 февраля 1979.

ЛИТЕРАТУРА

Лепрон П. Современные французские кинорежиссеры. М., 1960 Жан Ренуар. Статьи. Интервью. Воспоминания. Сценарии. М., 1972

РЕНУАР ОГЮСТ

РЕНУАР, ПЬЕР ОГЮСТ

(Renoir, Pierre Auguste)

(1841-1919), французский живописец, график и скульптор; представитель импрессионизма. Родился в Лиможе 25 февраля 1841. Вскоре его семья переехала в Париж, где в 1862 он поступил в мастерскую Шарля Глейра, посредственного мастера, но хорошего знатока техники живописи, привившего ему уважение к ремеслу художника на всю жизнь. Здесь Ренуар познакомился с Клодом Моне, Камилем Писсарро и другими художниками, которые пробудили в нем интерес к пленэрной живописи. Несмотря на то, что Ренуар участвовал в нескольких выставках импрессионистов, он продолжал посылать свои работы в Салон, где особый успех имел его портрет Мадам Шарпантье с дочерьми (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Главный вклад Ренуара в живопись импрессионизма - использование ярких красок при изображении человеческих фигур и создании сложных многофигурных композиций. В течение 1870-1880-х годов излюбленная тематика Ренуара - времяпрепровождение и развлечения среднего и низшего классов эпохи Третьей республики: Мулен де ла Галетm (1876, Париж, Лувр), Завтрак лодочников (Вашингтон, галерея Филлипс) и др. К 1885 Ренуар осознал, что яркие радужные цвета его палитры неадекватны образу реального мира. После поездки в Италию и изучения живописи французских мастеров 18 в. он стал больше внимания обращать на рисунок и передачу объема; работы этого периода представляют т.н. "сухой стиль" Ренуара.

ПЬЕР ОГЮСТ РЕНУАР. МУЛЕН ДЕ ЛА ГАЛЕТТ

ПЬЕР ОГЮСТ РЕНУАР. МУЛЕН ДЕ ЛА ГАЛЕТТ

Ренуар был блестящим колористом, но не теоретиком искусства. Мрачные тона его ранних работ под влиянием живописи Моне и Писсарро постепенно сменились в 1870-е годы зеленовато-синеватой цветовой гаммой. В 1880-е годы в результате увлечения живописью Франсуа Буше и Эжена Делакруа в картинах художника преобладают теплые желтые и красные тона. Однако наиболее сильное воздействие на Ренуара оказала живопись Рубенса, с ее богатством оттенков красного, которые стали основой колорита его собственных произведений.

Художник жестоко страдал от артрита; с 1912 он мог писать, только привязывая кисть к руке. Умер Ренуар в своем доме в Кань-сюр-Мер 17 декабря 1919.

ЛИТЕРАТУРА

Перрюшо А. Жизнь Ренуара. М., 1986 Готье М. Ренуар [[Альбом]]. М., 1995

РЕОРГАНИЗОВАННАЯ ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ НАШИХ ДНЕЙ

РЕОРГАНИЗОВАННАЯ ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ НАШИХ ДНЕЙ - второе по величине религиозное объединение, претендующее на роль подлинного преемника церкви, созданной Джозефом Смитом-младшим в 1830 в Ла-Фейетте (шт. Нью-Йорк). После убийства Дж. Смита 24 июня 1844 в Картидже (шт. Иллинойс) Б. Янг вывел большую группу верующих в Юту и основал там объединение, названное Мормонской церковью. В 1852 многие общины верующих, оставшиеся на Среднем Западе, создали объединение, получившее впоследствии название Реорганизованная Церковь Иисуса Христа Святых наших дней. В 1860-1914 пророком-президентом церкви являлся Джозеф Смит III, сын Дж.Смита-младшего; после его смерти руководство перешло к его потомкам. Штаб-квартиры церкви размещались в 1865 в Плано (шт. Иллинойс), в 1881 в Ламони (шт. Айова) и, наконец, в 1920 в Индепенденсе (шт. Миссури). Основу религиозных убеждений этой группы составляет вера в Бога, в Иисуса Христа как воскресшего Господа и в Святого Духа. Церковная доктрина опирается на Библию, а также на внебиблейские писания, такие как Книга Мормона (Book of Mormon) и Учение и заветы (Doctrine and Covenants). Полное членство в церкви достигается через крещение погружением в воду, за которым следует конфирмация. В число церковных и административных руководителей входят члены местного руководящего органа, совет из 12 апостолов, председательствующий епископ, члены различных советов и управлений. Священство избирается по двум чинам: Мелхиседека и Аарона. К выработке текущей политики и к участию в организационных структурах церкви привлекаются также не имеющие духовного сана миряне. Высшая законодательная ассамблея - всемирная конференция - собирается раз в два года в Индепенденсе (шт. Миссури). Церковь содержит большую больницу, несколько домов для престарелых, центр социальной службы, два колледжа. В рамках миссионерской деятельности она управляет также медицинскими клиниками и школами в различных частях Африки, в Южной Корее, Французской Полинезии, на Гаити и Филиппинах, в Индии.

См. также МОРМОНЫ.

РЕПРОДУКЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕПТИЛИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕСКИН ДЖОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕСПИГИ ОТТОРИНО

РЕСПИГИ Отторино (Respighi, Ottorino) (1879-1936), итальянский композитор. Родился 9 июля 1879 в Болонье. Окончил болонский Музыкальный лицей. В 1901 приехал в Петербург с итальянской оперной труппой в качестве скрипача оркестра и 5 месяцев занимался у Н.А.Римского-Корсакова в Санкт-Петербургской консерватории. В дальнейшем Респиги продолжил занятия в Москве и у М.Бруха в Берлине, после чего пять лет выступал в составе квинтета Б.Муджеллини. В 1913 начал преподавать в консерватории "Санта-Чечилия" в Риме, спустя десять лет стал ее директором. Среди самых известных симфонических произведений Респиги - поэма Фонтаны Рима (Le fontane di Roma, 1924), отразившая впечатления композитора от созерцания четырех фонтанов города в разное время суток. Другие крупные симфонические опусы Респиги: Пинии Рима (I pini di Roma, 1924), Римские празднества (Feste Romane, 1929) и сюита для малого оркестра Птицы (Gli ucelli, 1927), являющаяся аранжировкой пьес старинных авторов. Несколько опер, мелодрамы и другие театральные опусы Респиги значительно менее удачны, чем его симфонические партитуры, и ныне они исполняются крайне редко. Инструментальное наследие композитора включает концерты для фортепиано и для скрипки, два струнных квартета, квинтет, скрипичную сонату, пьесы для скрипки и фортепиано. К этому перечню можно добавить несколько романсовых циклов. Умер Респиги в Риме 18 апреля 1936.

ЛИТЕРАТУРА

Музыка ХХ века. Очерки, ч. 2, кн. 4. М., 1984

РЕСПИРАТОРНЫЕ ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕССЕЛЛ ГЕНРИ НОРРИС

РЕССЕЛЛ Генри Норрис (Russel, Henry Norris)

(1877-1957), также Рессел, американский астроном. Родился 25 октября 1877 в Ойстер-Бей (шт. Нью-Йорк). Учился у Ч.Юнга в Принстонском университете и у Р.Болла в Кембриджском университете. В 1905 стал преемником Юнга в Принстоне; занимал посты профессора астрономии и директора обсерватории до 1947. В 1922-1942 был также сотрудником обсерватории Маунт-Вилсон. В 1947-1952 работал в Гарвардской обсерватории. Долгое время Рессель занимался исследованием связи между спектрами звезд и их светимостью. В 1913 независимо от датского астронома Э.Герцшпрунга построил диаграмму, связывающую эти характеристики (диаграмма Герцшпрунга - Ресселя), а в 1913-1914 сформулировал свою концепцию звездной эволюции, согласно которой основным источником энергии звезды является ее гравитационное сжатие. Ход эволюции определялся непрерывным изменением плотности звезды: от красных гигантов по ветви гигантов к звездам спектральных классов А и В (разогрев), затем по ветви карликов через звезды типа Солнца к красным карликам (остывание). К середине 1920-х годов Рессель пересмотрел свою теорию, предположив существование у звезд иных источников энергии (теория ядерных реакций в то время еще не была разработана). В 1912 создал общую теорию затменных переменных звезд. Первым определил содержание химических элементов в атмосфере Солнца (1929), получил надежные оценки содержания химических элементов во Вселенной. Рессель состоял членом многих академий наук, был президентом Американского астрономического общества, награжден многочисленными медалями и премиями. Умер Рессель в Принстоне (шт. Нью-Джерси) 18 февраля 1957.

РЕТРОВИРУСЫ

РЕТРОВИРУСЫ - вирусы с необычным способом репликации генетического материала. Для цикла репродукции этого большого семейства вирусов характерен обратный поток генетической информации: вместо обычной транскрипции (т.е. переписывания) дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) в рибонуклеиновую кислоту (РНК), как это происходит в клетке, их геномная РНК переписывается в ДНК. Эта особенность репродукции ретровирусов отражена в названии: "ретро" значит "обратный". Члены семейства ретровирусов вызывают ряд тяжелых заболеваний животных и человека. К наиболее изученным вирусам относятся вирусы лейкемии птиц, мышей, кошек и приматов, а также вирусы иммунодефицита кошек, обезьян и человека. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) вызвал пандемию ВИЧ-инфекции и СПИДа (синдрома приобретенного иммунодефицита) во всем мире. Генетическая информация ретровирусов представлена в виде РНК. Вскоре после проникновения ретровируса в клетку, его РНК переписывается в двухцепочечную ДНК с помощью специфического вирусного фермента - обратной транскриптазы, способной синтезировать ДНК на РНК-матрице (вирусной РНК). После завершения синтеза вирусная двухцепочечная ДНК транспортируется в ядро клетки и встраивается в структуру хромосомной ДНК, где может постоянно присутствовать в любой хромосоме, формируя т.н. провирус. В некоторых случаях провирусная ДНК тут же переписывается в РНК, но иногда провирус находится в "дремлющем" состоянии продолжительное время, после чего активируется с образованием дочерних вирусных частиц. При переписывании провирусной ДНК генетическая информация ретровируса передается с помощью клеточных ферментов в обычном, прямом направлении. Из образовавшихся вирусных РНК и белков собираются новые вирусные частицы, которые покидают клетку, распространяются и заражают другие клетки. Вирусы лейкемии животных вызывают медленное развитие инфекции. За это время многие чувствительные клетки организма оказываются инфицированными, однако не погибают. Ретровирусы вызывают лейкемию в тех случаях, когда провирус включается в хромосомную ДНК вблизи важных для клетки регуляторных генов (онкогенов). Интеграция провирусной ДНК активирует клеточные онкогены, приводя к неконтролируемому росту и размножению инфицированных клеток костного мозга. Вирусы иммунодефицита, наоборот, чрезвычайно "агрессивны" по отношению к специализированным клеткам иммунной системы. Зараженные клетки погибают, а организм постепенно становится беззащитным перед многими вирусными и бактериальными инфекциями.

См. также ВИРУСЫ; НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ.

РЕФЛЕКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФОРМАТСКИЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

РЕФОРМАТСКИЙ Александр Александрович (1900-1978), русский лингвист. Родился 16 (29) октября 1900 в Москве в семье профессора-химика. В 1923 окончил историко-филологический факультет Московского университета, ученик Д.Н.Ушакова. Преподавал в вузах, работал редактором в издательствах. С 1962 - профессор. В 1958-1970 заведовал сектором структурной и прикладной лингвистики Института языкознания АН СССР. Умер Реформатский в Москве 3 мая 1978. В студенческие годы увлекался поэтикой, участвовал в деятельности ОПОЯЗа (Общества изучения теории поэтического языка), опубликовал работу Опыт анализа новеллистической композиции (1922; теоретическая часть ее переиздана в 1983), лежавшую в русле русской формальной школы в литературоведении. Ко времени окончания университета интересы Реформатского сместились в сторону лингвистики, хотя он продолжал заниматься и поэтикой (Структура сюжета у Толстого, 1928). Опыт издательской деятельности Реформатского отразился в монографии Техническая редакция книги (1933, частично переиздана в 1987), тематика которой была гораздо шире ее названия; по сути дела, это было одно из первых систематических изложений семиотики печатного текста (метаграфемики), намного опередившее свое время. В книге была сформулирована оригинальная "теория защит" содержания текста средствами типографского набора. Основной сферой научных интересов Реформатского была фонология. С 1930-х годов он - один из основателей и активный участник Московской фонологической школы наряду с П.С.Кузнецовым и др. Активно выступал против учения Н.Я.Марра. Концепция Московской школы сформулирована в итоговой книге Реформатского Из истории отечественной фонологии (1970), представляющей собой одновременно хрестоматию основных публикаций школы. Широко известен учебник Реформатского, выходивший под названиями Введение в языкознание и Введение в языковедение, впервые опубликованный в 1947 и позднее дополнявшийся автором (4-е, последнее прижизненное издание - 1967). До сих пор эта книга, на которой выросло несколько поколений студентов-филологов, представляет собой лучший вузовский учебник лингвистики.

ЛИТЕРАТУРА

Реформатский А.А. Лингвистика и поэтика. М., 1987 Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1996

РЕФОРМАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕШИД-ПАША МУСТАФА

РЕШИД-ПАША Мустафа (Mustafa Reshid Pasha) (1800-1858), турецкий государственный деятель периода Османской империи, который считается "отцом" османских реформ танзимата. Мустафа Решид пять раз занимал должность премьер-министра при султане Абдул-Меджиде I (правил в 1839-1861) и внес большой вклад в развитие Османской империи. Был послом во Франции (1834-1836) и Англии (1836-1837), занимал пост министра иностранных дел (1837-1838). Именно под его влиянием султан Абдул-Меджид огласил в Гюльхане знаменитый хат-и хумаюн (султанский указ), который положил начало реформам танзимата. В последующие годы Мустафа Решид занимал посты премьер-министра, министра иностранных дел, посла в различных европейских столицах, а также президента многочисленных советов по проведению реформ танзимата.

РИБЕРА ХУСЕПЕ

РИБЕРА Хусепе (Ribera, Jose)

(1591-1652), или Хусепе де Рибера, по прозвищу Спаньолетто (Маленький испанец), испанский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в Хативе близ Валенсии в 1591, учился у Франсиско Рибальты. В 1613 уехал в Италию и с 1616 до самой смерти 2 сентября 1652 жил в Неаполе, работая по заказам местного духовенства и мадридского двора. Ему прекрасно удавалось передать тончайшие нюансы строения человеческого тела, каждую мельчайшую морщинку, мягкость женской и детской кожи и архитектонику драпировок. Художник поставил свое искусство, с его тщательным рисунком и драматической светотенью, на службу пламенной и суровой вере. Рибера стал создателем ряда новых сюжетов; Мадонна и святые, аскеты и кающиеся, философы и исполненные благородства бродяги с его полотен вызвали многочисленные подражания современников и последователей. Большинство его произведений находятся в музее Прадо и в неаполитанских церквах.

ЛИТЕРАТУРА

Знамеровская Т.П. Творчество Хусепе Риберы и проблема народности испанского реалистического искусства. Л., 1955

РИВАС АНХЕЛЬ ПЕРЕС ДЕ СААВЕДРА

РИВАС Анхель Перес де Сааведра (Rivas, Angel Perez De Saavedra)

(1791-1865), испанский драматург и поэт. Родился 19 марта 1791 в Кордове. Получил школьное образование в Мадриде; принимал участие в наполеоновских войнах. Активный политик, в 1823 он был вынужден отправиться в изгнание в Англию. В 1834, воспользовавшись амнистией, вернулся в Испанию. Его почти революционный либерализм сменился умеренными взглядами: он занимал важные государственные посты, в т.ч. премьер-министра и посла в Неаполе (1844-1850), в Париже (1857-1858) и Флоренции (1860). В ранних стихах и пьесах Ривас обращался к испанской истории, создавая произведения в неоклассицистском духе, и подлинно романтический период в его творчестве начинается лишь со знаменитой трагедии Дон Альваро, или Сила рока (Don lvaro; o la fuerza del sino, 1835). Храня верность испанским традициям, он соединяет комедию и трагедию; слабо выраженный сюжет держится на главном герое, в чьем характере собраны традиционные испанские типы - авантюрист дон Хуан, смелый воин, аскет. Эта пьеса вдохновила Верди на создание оперы Сила судьбы (1861). Другое значительное произведение Риваса - многим обязанная Шекспиру (Буря) и Кальдерону (Жизнь есть сон) символическая драма Прозрение - это сон (El Desengao es el sueo, 1842), в которой утверждается, что человек обретает счастье лишь в самом себе. Лучшие образцы эпической поэзии Риваса собраны в поэмах Исторические романсы (Romances histricos, 1841). Умер Ривас в Мадриде 22 июня 1865.

РИВЕРА ДИЕГО

РИВЕРА, ДИЕГО МАРИЯ

(Rivera, Diego Maria)

(1886-1957), мексиканский живописец, художник-монументалист и график, родился в Гуанахуато 8 декабря 1886. С 1907 по 1921 учился и работал в Испании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании. В 1921 вернулся в Мексику и вскоре включился в осуществление государственной художественной программы по украшению фресками общественных зданий. На протяжении 1920-х годов выработал собственный стиль монументальной живописи. В 1930-е годы стал одним из самых известных художников Мексики. С 1930 по 1934 Ривера жил в США, работая над росписями зданий в Нью-Йорке, Детройте и Сан-Франциско. В 1931 состоялась большая выставка его произведений в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В течение нескольких лет после 1934 он занимался преимущественно станковой живописью. Работая в технике масла и акварели, отдавал предпочтение таким жанрам, как портрет и пейзаж.

ДИЕГО РИВЕРА. ВОСКРЕСНЫЙ СОН В ПАРКЕ АЛАМЕДА. Фрагмент фрески.

ДИЕГО РИВЕРА. ВОСКРЕСНЫЙ СОН В ПАРКЕ АЛАМЕДА. Фрагмент фрески.

Начиная с 1940 Ривера вновь обратился к фресковой живописи: работал для Всемирной выставки в Сан-Франциско, расписывал Национальный дворец в Мехико. Композиции Человек на распутье (1933) для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке и Воскресенье в Аламеде (1948) для отеля "Прадо" в Мехико вызвали политическую и религиозную полемику. Умер Ривера в Мехико 25 ноября 1957.

ЛИТЕРАТУРА

Жадова Л. Монументальная живопись Мексики. М., 1965 Осповат Л.С. Диего Ривера. М., 1969

РИВЕРА ХОСЕ ЭУСТАСИО

РИВЕРА Хосе Эустасио (Rivera, Jos Eustasio)

(1889-1928), колумбийский прозаик и поэт. Родился в портовом городе Нейва на берегу реки Магдалена. Получил высшее юридическое образование в Боготе, занялся политикой и литературой, опубликовал сборник сонетов Земля обетованная (Tierra de promision, 1921). В 1922 правительство назначило Риверу секретарем комиссии по уточнению линии границы между Колумбией и Венесуэлой. Впечатления от путешествия через девственные леса юго-востока Колумбии легли в основу его знаменитого романа Пучина (La vorgine, 1924). Художественный конфликт произведения строится на противопоставлении человеческой и природной жизни. Слепая целеустремленность самодостаточной природы оттеняет ложь и произвол человеческих отношений. Умер Ривера в Нью-Йорке 1 декабря 1928.

ЛИТЕРАТУРА

Ривера Х.Э. Пучина. М., 1956 Кутейщикова В.Н. "Пучина" Хосе Эустасио Риверы и литература "зеленого ада". - В кн.: Кутейщикова В.Н. Роман Латинской Америки в ХХ веке. М., 1964

РИД ТОМАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИЗОФОРА

РИЗОФОРА (Rhizophora), род мелких или среднего размера вечнозеленых деревьев семейства ризофоровых (Rhizophoraceae), произрастающих в приливо-отливной полосе и на приморских болотах тропических и субтропических областей и образующих там вместе с другими типичными для этих местообитаний деревьями и кустарниками густые заросли - мангровы, или мангры. Ризофора мангле, или мангровое дерево (R. mangle), встречается на юге Флориды, в Вест-Индии и от штата Тамаулипас (Мексика) вдоль побережья до Бразилии. Высота обычно до 12 м, хотя известны и гораздо более крупные экземпляры, ветви густые, раскидистые, кора красновато-коричневая, листья продолговатые глянцевые, цветки бледно-желтые, распускающиеся круглый год, плоды конические, деревянистые, с одним семенем. Мангровы не только защищают морской берег от эрозии, но и способствуют образованию новой суши. Придаточные корни, отрастающие от части ствола и нижних ветвей и называемые ходульными, закрепляются в иле и создают густую сеть деревянных опор. Семя прорастает внутри плода на дереве. Когда проросток достигает длины ок. 30 см, он падает и часто втыкается острым подсемядольным коленом в мягкий грунт, после чего укореняется и образует из поднимающейся над водой почечки первые листья. Кора богата дубильными веществами и в некоторых областях идет на продажу. Экстракт коры из представителей рода цериопс (Ceriops) того же семейства, также растущих в составе мангров, дает продукт, называемый катеху, или кашу, применяемый для производства красителей и лекарственных препаратов. Древесина исключительно твердая, тяжелая и стойкая. Иногда она используется как топливо и при изготовлении свай для причалов. По особенностям роста и распространению с ризофорой сходны другие, не близкородственные им виды мангровых зарослей, например авиценния морская (Avicennia marina) из семейства вербеновых и лагункулария кистевидная (Laguncularia racemosa) из семейства комбретовых.

РИКЕР ПОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИККЕТСИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИЛЬКЕ РАЙНЕР МАРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИМ ДРЕВНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИМАН БЕРНХАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИМСКАЯ КУРИЯ

РИМСКАЯ КУРИЯ (лат. Curia Romana), властный орган, с помощью которого папа осуществляет управление Римско-католической церковью. Институт Курии формировался в течение многих веков, неоднократно реорганизовывался, в последний раз при папе Павле VI в 1968. Статс-секретариат обеспечивает общую координацию и надзор, функционируя в сотрудничестве с папской дипломатической службой, Священным советом по общественным делам церкви. Девять конгрегаций занимаются вопросами вероучения, морали, богослужения и др. Три трибунала решают вопросы канонического права. Пять секретариатов имеют дело с миссионерской деятельностью, единством христианских церквей и т.п., и 6 канцелярий отвечают за финансы и статистику и пр. Большинство учреждений курии возглавляют кардиналы, но все они, в конечном счете, подчинены папе Римскому.

РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИСАЛЬ ХОСЕ

РИСАЛЬ Хосе (1861-1896), филиппинский патриот. Считается филиппинским национальным героем, его день рождения празднуется как национальный праздник. Родился 19 июня 1861 в Каламбе (провинция Лагуна, Центральный Лусон). Окончил иезуитский колледж в Маниле и в 1882 был отправлен в Испанию, где изучал медицину и философию в Мадридском университете. Много путешествовал по Европе и в 1886 опубликовал первый роман Недотыка (Noli me tangere), направленный против испанского господства на Филиппинах. Это послужило поводом для его высылки с Филиппин, когда он вернулся на родину в 1887. В 1889, работая врачом в Сянгане, опубликовал второй роман-протест Флибустьер (El Filibusterismo) и основал Лигу Филиппин - организацию, имевшую целью проведение мирных реформ. По прибытии в Манилу в 1892 был арестован и сослан на четыре года на остров Минданао. В августе 1896 в провинции Кавите вспыхнуло крупное антииспанское восстание. Рисаль, отправившийся на Кубу, где получил место врача в испанской армии, был арестован и возвращен в Манилу. Здесь его судили за участие в восстании и подстрекательство. Рисаль был казнен 30 декабря 1896.

РИТМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИЧАРД I

РИЧАРД I (Richard I) (1157-1199), по прозвищу Львиное Сердце (англ. Lion's Heart, фр. Coeur de Lion), король Англии, третий сын Генриха II. Родился в Оксфорде 8 сентября 1157. В 1170 стал герцогом Аквитанским, в 1175-1179 привел к покорности мятежных баронов и подчинил герцогство своей власти. С 1173 и до 1189 вел беспрерывные войны против отца в союзе с братьями, затем против братьев и против короля Франции. Поскольку к моменту кончины отца в 1189 два старших брата уже умерли, королем Англии стал Ричард. Однако уже в декабре 1190 он отправился в 3-й крестовый поход. После зимы, проведенной на Сицилии, Ричард захватил Кипр, где женился на Беренгарии Наваррской. Во многом благодаря личному мужеству Ричарда, проявленному им при осаде Акры, этот город был взят. В 1191 Ричард одержал победу над Салах-ад-дином при Арзуфе и подошел к Иерусалиму. Однако он рассорился со своими союзниками - герцогом Австрийским Леопольдом V и королем Франции Филиппом II Августом (выехавшим из Святой Земли во Францию и начавшим активные действия против английских владений), а его брат Иоанн поднял мятеж в Англии. Вследствие этих причин Ричард заключил перемирие с Салах-ад-дином и отправился на родину. В Вене Ричард попал в плен к Леопольд (тот был смертельно оскорблен Ричардом, распорядившимся сорвать и бросить в грязь знамя Леопольда, которое тот укрепил на одной из башен Акры), а тот передал его императору Генриху VI. В результате Ричарду пришлось провести в плену больше года, пока он не заплатил за освобождение крупный выкуп. Прибыв в Англию, он оставался здесь несколько недель, а весь остаток своего правления провел во Франции, в борьбе с Филиппом Августом. Погиб Ричард от ранения случайной стрелой, пущенной в него во время предпринятой по личным мотивам (дележ клада золота) осады крепости Шалю 6 апреля 1199.

ЛИТЕРАТУРА

Англия в эпоху феодализма. М., 1988

РИЧАРД II

РИЧАРД II (Richard II) (1367-1400), король Англии, внук Эдуарда III и сын Эдуарда Черного принца; родился в Бордо 6 января 1367. В 1376, после смерти Черного принца, Ричард стал принцем Уэльским, а в 1377, после смерти Эдуарда III, - королем. Хотя Ричард был слишком молод для того, чтобы править самостоятельно, уже в 1381 он обнаружил качества государственного деятеля, когда обещаниями и ссылками на свой авторитет монарха убедил уйти из Лондона захватившие его отряды повстанцев, которых возглавлял убитый в ходе переговоров Уот Тайлер. С этих пор Ричард начал брать власть в свои руки. При этом он нередко впадал в крайности, давал волю дурному характеру и подпадал под влияние фаворитов, прежде всего непопулярного Роберта де Вера. Вследствие этого в 1386 его дядя Томас Глостер и т.н. лорды-апеллянты низвергли ближайших приспешников короля и изгнали их, а для контроля над ним учредили аристократический совет. В 1389 Ричард смог избавиться от их опеки, и на протяжении следующих восьми лет его правление можно охарактеризовать как умеренное и мудрое. В 1397 король сделался достаточно сильным для того, чтобы отомстить за прежние унижения: вожди лордов-апеллянтов были схвачены и объявлены изменниками, Глостер убит, Ричард Арундел казнен, а архиепископ Томас Арундел изгнан. В 1398 в изгнание были отправлены Болингброк и Норфолк - со ссылкой на недопустимость возникшей между ними ссоры. После этого Ричард пытался править как самодержец, что оттолкнуло от него крупных представителей знати. Непопулярности короля способствовали также две неудачные кампании в Ирландии, проведенные им в 1394-1395 и в 1399. Поэтому в мае 1399, когда Болингброк высадился в Англии, Ричард оказался без поддержки, был смещен и заключен в замок Понтефракт (близ Лидса), где и скончался 14 февраля 1400, вероятно от голода. На трон взошел Генрих IV Ланкастер, что явилось прологам к потрясениям, раздиравшим Англию в течение следующих 85 лет.

ЛИТЕРАТУРА

Басовская Н.И. Столетняя война 1337-1453. М., 1985

РИЧАРД III

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИЧАРДС ДИКИНСОН

РИЧАРДС Дикинсон (Richards, Dickinson Woodruff)

(1895-1973), американский кардиолог, удостоенный в 1956 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с В.Форсманом и А.Курнаном) за разработку нового метода исследований функций сердца - катетеризации. Родился 30 октября 1895 в Ориндже (шт. Нью-Джерси). В 1917 получил степень бакалавра в Йельском университете, в 1923 - степень доктора медицины в Колумбийском университете. С 1945 по 1961 был руководителем Первого медицинского (Колумбийского) отделения больницы Бельвю (Нью-Йорк); с 1947 по 1961 - профессор медицины Колумбийского университета. Основные работы Ричардса посвящены изучению функционирования сердца и легких в норме и патологии. В 1940-х он совместно с В.Форсманом и А.Курнаном разработал метод катетеризации сердца, вводя в него небольшую трубку через вену локтевого сгиба. Этот метод получил дальнейшее развитие и теперь применяется как в диагностических целях, так и для проведения большого числа терапевтических процедур. С его помощью измеряют давление в полостях сердца, определяют состав крови, оценивают функцию сердечных клапанов, измеряют сердечный выброс. В настоящее время метод катетеризации широко применяется в кардиохирургии. Совместно с А. Фишманом Ричардс написал книгу Кровообращение: люди и идеи (Circulation of the Blood: Men and Ideas, 1964).

Умер Ричардс в Лейквилле (шт. Коннектикут) 23 февраля 1973.

РИЧАРДСОН ОУЭН УИЛЛАНС

РИЧАРДСОН Оуэн Уилланс (Richardson, Owen Willans)

(1879-1959), английский физик. Родился 26 апреля 1879 в Дьюсбери. В 1900 окончил Кембриджский университет. В 1904 одновременно получил степень магистра искусств в Кембриджском и доктора наук в Лондонском университете. В 1900-1906 - сотрудник Кавендишской лаборатории, в 1906-1913 - профессор физики Принстонского университета; в 1914-1924 - профессор, в 1924-1944 - руководитель научных исследований, а с 1944 - почетный профессор Лондонского университета. Основные труды относятся к области электроники, электронной и квантовой теориям, физике рентгеновских лучей, фотоэлектрического эффекта. Положил начало широким исследованиям термоэлектронной эмиссии. В 1901 установил зависимость плотности тока термоэлектронной эмиссии от температуры поверхности металла (закон Ричардсона). За эту работу в 1928 Ричардсон получил Нобелевскую премию. Экспериментально проверил максвелловское распределение молекул по скоростям (1908) и уравнение Эйнштейна для фотоэффекта (1912). В 1906 высказал мысль о внеземном происхождении проникающего излучения (космических лучей). В 1930 опубликовал монографию, посвященную спектру молекулярного водорода. В 1920 Ричардсон был награжден медалью Д.Юза, в 1930 - Королевской медалью; в том же году был избран членом Королевского общества. В 1939 он был возведен в рыцарское достоинство. Умер Ричардсон в Олтоне (графство Гэмпшир) 15 февраля 1959.

ЛИТЕРАТУРА

Херинг К., Никольс М. Термоэлектронная эмиссия. М., 1950

РИЧАРДСОН СЭМЮЭЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИШЕЛЬЕ АРМАН ЖАН ДЮ ПЛЕССИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОБАРДЗ ДЖЕЙСОН

РОБАРДЗ Джейсон (Robards, Jason) (р. 1922), США; актер из театральной семьи, на ролях потрепанных, уставших от жизни героев; пьесы Сталаг 17 (Stalag 17, 1951), Продавец льда грядет (The Iceman Cometh, 1956) и Луна для пасынков судьбы (A Moon for the Misbegotten, 1973) Ю.О'Нила, Разочарованный (The Disenchanted, 1958, премия "Тони"), Тысяча клоунов (A Thousand Clowns, 1962; экранизация, 1966), С собой не унесешь (You Can't Take It With You, 1983) Дж.Кауфмана и М.Харта, Лунный свет (Moonlight, 1995), Молли Суини (Molly Sweeney, 1996); фильмы: Ночь нежна (Tender is the Night, 1962), Долгое путешествие в ночь (Long Day's Journey into Night, 1962), Айседора (Isadora, 1968), Баллада Кейбл Хога (The Ballad of Cable Hogue, 1970), Вся президентская рать (All the President's Men, 1976, премия "Оскар"), Джулия (Julia, 1977, премия "Оскар"), Ураган (Hurricane, 1979), Мелвин и Говард (Melvin and Howard, 1980), Филадельфия (Philadelphia, 1993).

РОББИА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОБ-ГРИЙЕ АЛЕН

РОБ-ГРИЙЕ Ален (Robbe-Grillet, Alain)

(р. 1922), французский романист, эссеист и кинематографист. Родился 18 августа 1922 в Бресте. В 1945 окончил Национальный сельскохозяйственный колледж. Первый его роман Резинки (Les Gommes, 1953), где история Эдипа усложнена атмосферой таинственности, считается ключом ко всему его творчеству. Признание пришло с выходом в свет Подсматривающего (Le Voyeur, 1955), где описана схожая с гипнозом мания извращенца, и Ревности (La Jalousi, 1957), часто называемой его наиболее удачным романом. В нем почти нет действия. Книга содержит подробнейшие описания неодушевленных предметов (так называемый "шозизм"), персонажи несущественны настолько, что обозначаются инициалами. Рассказчик - нигде не упомянутый наблюдатель-хроникер, который повествует в отстраненном тоне, однако на самом деле со страстью воспринимает объекты и события, имеющие отношение к роману его жены с другим мужчиной. Ход времени в этом рассказе прерывается бесконечными повторами одних и тех же эпизодов.

В начале 1960-х годов Роб-Грийе обратился к кинематографу, написав сценарий фильма Алена Рене Прошлым летом в Мариенбаде (L'Anne dernire Marienbad), а затем по собственному сценарию сняв картину Бессмертная (L'Immortelle, 1963). Ведущее положение Роб-Грийе среди "новых романистов" отчасти объясняется его активностью как теоретика, обладающего четкой концепцией. В ряде статей, составивших книгу За новый роман (Pour un Nouveau Roman, 1963), он призывал покончить с традиционным романом, поскольку ясно очерченный сюжет и целостный герой ("устаревшее понятие") более не выражают положения человека в современном мире. Роб-Грийе доказывал необходимость "очистить литературу от гипертрофии антропоморфизма", т.е. описывать природу и вещи, как они есть на самом деле, объективно.

ЛИТЕРАТУРА

Великовский С. В лабиринте расчеловечивания искусства. - В кн.: О современной буржуазной эстетике, 1. М., 1963 Балашова Т.В. Французский роман 60-х гг. М., 1965 Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. М., 1996 Роб-Грийе А. Дом свиданий. СПб, 1997 Роб-Грийе А. В лабиринте. СПб, 1999

Предыдущая страница Следующая страница