Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "А" (часть 6, "АЛИ"-"АЛЬ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 6, "АЛИ"-"АЛЬ")

АЛИЕВ ГЕЙДАР АЛИЕВИЧ

Г. А. Алиев.

АЛИ-ПАША

АЛИ-ПАША (1815-1871), государственный деятель Османской империи, один из лидеров движения реформ в 19 в., известного как танзимат. Полное его имя - Али-паши Мехмед Эмин Али. Был поверенным в делах (1838), а позднее послом (1841) в Лондоне, великим визирем (1852) и председателем Государственного совета (1855) в период танзимата. Вместе с Фуад-пашой играл ведущую роль в принятии в 1856 знаменитой программы реформ "хатт-и шериф", которая гарантировала право на жизнь, свободу и неприкосновенность любой собственности, а также предполагала проведение военной и налоговой реформ. Али-паша занимал пост великого визиря в 1858-1859, 1861 и 1867-1871. Под его руководством была проведена широкомасштабная административная, финансовая и судебная реформа Османской империи по западному образцу.

АЛИЦИКЛИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛКАЛОИДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛКАМЕН

АЛКАМЕН - греческий скульптор, работавший во второй половине 5 в. до н.э., ученик, соперник и преемник Фидия. Считалось, что Алкамен не уступает Фидию, и после смерти последнего он стал ведущим скульптором в Афинах. Его Гермес в виде гермы (столба, увенчанного головой Гермеса) известен во многих копиях. Одна из них, найденная в Пергаме и находящаяся сейчас в Стамбуле, имеет надпись с именем скульптора и сообщением, что она стояла у ворот (должно быть - Пропилеев на афинском Акрополе). Рядом, около храма Афины Ники, находилась статуя Гекаты, представлявшая собой три соединенные спинами фигуры. Обе эти скульптуры имеют как признаки архаики, так и элементы оригинального стиля Фидия. На акрополе Афин найдена также принадлежащая Алкамену группа - Прокна, занесшая нож над своим сыном Итисом, который ищет спасения в складках ее одежды. В святилище на склоне Акрополя находилась принадлежащая Алкамену статуя сидящего Диониса. Алкамен создал также статую Ареса для храма на агоре и статую Гефеста для храма Гефеста и Афины, Гефестейона (традиционно его называют Тезейон). Кроме того, для Мантинеи (на Пелопоннесе) он изваял статую Асклепия.

МАРС БОРГЕЗЕ. Лувр. Мраморная римская копия греческого оригинала 5 в. до н.э., приписываемого Алкамену.

МАРС БОРГЕЗЕ. Лувр. Мраморная римская копия греческого оригинала 5 в. до н.э., приписываемого Алкамену.

Алкамен победил Агоракрита в конкурсе на создание статуи Афродиты (вероятно, стоящей). Однако еще более прославлена сидящая "Афродита в садах", у северного подножия Акрополя. Она изображена на многих краснофигурных аттических вазах в окружении Эроса, Пейто и других воплощений счастья, которое приносит любовь. Часто повторявшаяся античными копиистами голова, именуемая "Сафо", была, возможно, скопирована с этой статуи, как и часто встречающееся в римских скульптурных портретах изображение женщины (т.н. "Олимпиада"), которая сидит со скрещенными ногами, свободно облокотившись на спинку стула. В диалоге Изображения Лукиан особенно отмечал моделировку щек и верхней части лица "Афродиты в садах", совершенство ее рук, симметрию запястий и изящество тонких пальцев. Последнее произведение Алкамена - колоссальный рельеф с Гераклом и Афиной, сделанный для Фрасибула, свергнувшего тиранию Тридцати, бывшую у власти в Афинах в 404-403 до н.э. Вероятно, вскоре после этого Алкамен умер. Неизвестно, насколько он был стар, но, вероятно, будучи молодым, работал с Фидием в Олимпии. Впоследствии ему приписывали скульптуры западного фронтона храма Зевса в Олимпии, однако это явная ошибка.

АЛКЕЙ

АЛКЕЙ (р. ок. 620 до н.э.), древнегреческий лирический поэт, родился в Митилене на острове Лесбос в аристократической семье. Алкей принимал активное участие в бурных политических событиях в Митилене. Двое его братьев вместе со своим другом Питтаком убили тирана Меланхра, а устроенный ими заговор с целью убийства другого тирана, Мирсила, завершился их изгнанием. Вторая попытка свергнуть Мирсила принесла успех. В конце 7 в. до н.э. между Афинами и Лесбосом шла война за город Сигей возле Геллеспонта (ныне Дарданеллы). В одном сражении с афинянами Алкей потерял щит, что в древности считалось позором. Однако в написанном по этому поводу стихотворении (впоследствии по его мотивам напишут свои стихотворения Анакреонт и Гораций) Алкей не обнаруживает и тени стыда. Дальнейшие столкновения привели ко второму изгнанию аристократов, в том числе Алкея, и избранию Питтака тираном. Во время своего правления (589-579 до н.э.) Питтак объявил амнистию, которой, вероятно, воспользовался и Алкей. Эти политические превратности и чувства, которые испытывал в связи с ними Алкей, - отчаяние, воодушевление, бодрость, недовольство товарищами - представляют собой наиболее характерный момент его поэзии, сохранившейся лишь во фрагментах. В глазах Горация Алкей - полный воодушевления гражданин, который воспевал "беды изгнания и войны... и битвы, и изгнание тиранов". Найденные в последнее время папирусные фрагменты подтверждают образ стойкого приверженца своей партии, для творчества которого подчас характерны желчность и злобные нападки, направленные прежде всего против умеренного Питтака. Однако необъективность не сказывается на силе и красоте стихотворений Алкея. Написанные на диалекте, близком к языку родного Лесбоса, произведения Алкея являются лирической исповедью воина-поэта. До нас дошли также отрывки из написанных им гимнов, застольных песен и любовных стихотворений. Стихотворные размеры, введенные поэтом, возможно на основе народных песен, использовались после него многими античными поэтами, в частности Сафо и Горацием. Произведения Алкея служили источником вдохновения для политических стихотворений Горация и его лучших застольных песен.

ЛИТЕРАТУРА

Античная лирика. М., 1968

АЛКЕСТИДА

АЛКЕСТИДА - в греческой мифологии, дочь Пелия и супруга Адмета, царя Феры в Фессалии. Аполлон, который за убийство киклопов был осужден служить смертному, пас стада Адмета и, в благодарность за великодушное отношение со стороны последнего, убедил мойр продлить Адмету жизнь, если кто-нибудь согласится умереть вместо него. Алкестида изъявила желание принять за мужа смерть, однако была возвращена к жизни Гераклом или, по другой версии, была отослана назад богами подземного царства, восхищенными ее преданностью.

АЛКИВИАД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛКИОНА

АЛКИОНА - в греческой мифологии, дочь Эола и жена Кеика. Когда Кеик погиб в кораблекрушении, Алкиона, охваченная горем, бросилась в море, и боги превратили их обоих в птиц. Алкионовыми днями называли две недели тихой погоды около дня зимнего солнцестояния; в эти дни Эол смирял ветры, чтобы Алкиона могла высидеть птенцов в своем гнезде, плавающем по волнам.

АЛКИФРОН

АЛКИФРОН - древнегреческий писатель, живший, вероятно, в 3 или 2 в. н.э., известный своими Письмами рыбаков, земледельцев, параситов и гетер. В них дана живая, хотя и стилизованная картина жизни в Афинах и их окрестностях в гораздо более раннюю эпоху, в 4-3 вв. до н.э. Все письма - вымышленные, хотя некоторые авторы существовали в реальности, как, например, оратор Гиперид и известная гетера Фрина, оправдания которой по обвинению в неблагочестии Гипериду удалось добиться, апеллируя к ее несравненной красоте. Некоторые письма связаны между собой и излагают цельный эпизод, другие являются изолированными фрагментами, изящными, но несколько искусственными. О жизни Алкифрона ничего не известно, ссылок на него у других древнегреческих авторов нет, однако творчество его близко с творчеством Лукиана. Возможно, он профессионально занимался риторикой (будучи кем угодно - от адвоката до литератора) либо был "параситом" (греч. "сотрапезник"), т.е. профессиональным нахлебником, платившим хозяевам шутками и советами. Судя по всему, по крайней мере два других автора, Элиан и Лонг, во многом опирались на Алкифрона.

ЛИТЕРАТУРА

Алкифрон. Письма. - В кн.: Памятники позднего античного ораторского и эпстолярного исскуства II-V вв. М., 1964

АЛКМАН

АЛКМАН (расцвет деятельности - сер. 7 в. до н.э.), самый ранний из древнегреческих поэтов, авторов сочинений для хора. Алкман работал в Спарте в период после 2-й Мессенской войны. В античности существовала традиция, согласно которой хотя Алкман и родился в Мессе (Лаконика), однако происходил от родителей-рабов родом из Сард. Есть основания думать, что такие сообщения возникали как следствие зависти Афин к достижениям Спарты в области поэзии, однако возможно, что большинство ранних спартанских поэтов на самом деле были иноземцами. В древности высоко ценили любовные стихи Алкмана, фрагменты которых дошли до нашего времени, кроме того, им написан ряд застольных песен. Однако наиболее весомый вклад Алкман внес в развитие хоровой поэзии. От большинства стихотворений Алкмана сохранились лишь скудные обрывки, тем не менее современный читатель может судить о его творчестве по большому (ок. 100 строк) дошедшему до нас отрывку из парфения (хоровая песня девушек). Ни в одном известном фрагменте Алкмана нет и следа строгости, характерной для Спарты, легки и подвижны даже размеры, которыми пользуется поэт.

ЛИТЕРАТУРА

Античная лирика. М., 1968 Гринбаум Н.С. Язык древнегреческой хоровой лирики: Алкман, Стесихор, Симонид, Вакхилид. Тбилиси, 1986

АЛКОГОЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЛАХ

АЛЛАХ (араб. "Бог"). Археологические и лингвистические данные, а также сведения из иных источников свидетельствуют, что задолго до возникновения ислама некоторые арабы поклонялись высшему Богу, называя его Аллахом; об этом же говорят некоторые места Корана (13:17; 29:61; 31:24). Хотя арабское язычество знало многих богов, Аллах признавался высшим Богом, к которому обращались обитатели пустыни и горожане. Два поэта, ан-Набига и Лабид, называли Аллахом высшее Божество, а т.н. ханифы отвергли политеизм в своих поисках подлинной веры, не примыкая вместе с тем к христианам или евреям, и стремились к освобождению от греха, взывая к воле Аллаха. Кораническое представление о Боге включает в себя, наряду с другими элементами, ясно выраженное утверждение его знания, воли, всемогущества и вечности. Отношение Аллаха к человеку раскрывается в формуле "Во имя Аллаха милостивого, милосердного...", предваряющей каждую из глав Корана и унаследованной от древней южно-аравийской традиции. В течение многих столетий богословы размышляли над тем, как совместить вознесенность Бога над вселенной и его близость к ней. В исламской мистике мир растворен в Аллахе, тогда как исламская схоластика отделяла Аллаха от мира. Учение о верховном владычестве Аллаха и его предвечных повелениях и промысле подчас обретало форму верований в рок и судьбу. Представление об Аллахе остается краеугольным камнем ислама и занимает центральное место в исламской мысли и жизни мусульман.

АЛЛЕЙН ЭДВАРД

АЛЛЕЙН Эдвард (Alleyn, Edward) (1566-1626), Англия; актер-трагик, играл в труппах лорда Вустера и "Слуг лорда адмирала", прославился исполнением первых ролей в Тамерлане Великом, Докторе Фаусте и Мальтийском еврее Кристофера Марло.

АЛЛЕН ВУДИ

АЛЛЕН Вуди (Allen, Woody; наст. имя Аллен Стюарт Кенигсберг)

во время концерта во Франкфурте с "Вудз Алленз джаз-бэнд". 1996 г.

"Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить". Обычный персонаж Вуди Аллена - закомплексованный нью-йоркского интеллектуал, исполненный сомнений и высокомерия, остро переживающий свои эротические и профессиональные неудачи, суетливый, но одновременно и никогда не унывающий.

(р. 1935), американский кинорежиссер, сценарист, актер. Родился 1 декабря 1935 в Нью-Йорке. Юношей успешно начал карьеру автора скетчей для телезвезд. Чувствуя в себе актерское призвание, стал исполнителем комических монологов. Дебют Аллена в кино состоялся в фильме Что нового, киска? (What's New, Pussycat? - 1965) - он был автором сценария и сыграл эпизодическую роль. Первый успех принесла комедия Забирай деньги и беги (Take the Money and Run, 1969), где Аллен сыграл незадачливого мошенника (в одном эпизоде, например, он идет на ограбление с пистолетом из мыла, и под дождем его оружие размокает). В фильме Сыграй еще раз, Сэм (Play it Again, Sam, 1972) Аллен играет своего "фирменного" героя - охваченного тревогой неврастеника, которого опекает и подбадривает призрак Хамфри Богарта. Фильмы Спящий (Sleeper, 1973) и Любовь и смерть (Love and Death, 1975) выявили способность Аллена добиваться своеобразного сплава философии и фарса. Сумрачные обертоны характерны для смешных и одновременно печальных картин Энни Холл (Annie Hall, 1977) и Манхаттан (Manhattan, 1979). В 1980-е годы многие роли в фильмах Аллена начинает играть актриса Миа Фэрроу. В Ханне и ее сестрах (Hannah and Her Sisters, 1986) представленный в романтическом свете Нью-Йорк занимает столь же важное место, что и взаимоотношения трех сестер, мужья которых в их семейном кругу выступают и в амплуа любовников. Дэнни Роуз с Бродвея (Broadway Danny Rose, 1983) запоминается работой Аллена-режиссера с Фэрроу, которая играет в этом фильме нехарактерную для себя роль грубой, но привлекательной подруги гангстера. В Алисе (Alice, 1990) Аллен и Фэрроу обращаются к теме волшебства. Фэрроу играет главную роль и в фильме Преступления и проступки (Crimes and Misdemeanors, 1989), который считается лучшей картиной Аллена. Здесь тема людских грехов образует причудливое кружево, нити которого объединены изобретательно варьируемой метафорой человеческого глаза (включая "зрячую" камеру).

ЛИТЕРАТУРА

Мельвиль Л. Скромное обаяние интеллектуала. - Искусство кино, 1983, № 5 Вуди Аллен. Мир скорее смешон, чем страшен: подборка интервью. - Искусство кино, 1992, № 5 Кино США. Актерская энциклопедия. М., 1996

АЛЛЕРГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЛИГАТОРЫ

АЛЛИГАТОРЫ (Alligator), род пресмыкающихся из одноименного семейства (Alligatoridae) отряда крокодилов (Crocodilia). Всего два современных вида - миссисипский (A. mississippiensis) и китайский (A. sinensis) аллигаторы. Оба обитают в равнинных реках, озерах и болотах. Миссисипский аллигатор встречается на прибрежных равнинах от Северной Каролины до Техаса, китайский - на небольшой территории в нижнем течении реки Янцзы.

МИССИСИПСКИЙ АЛЛИГАТОР.

МИССИСИПСКИЙ АЛЛИГАТОР.

Хотя миссисипский аллигатор очень похож на острорылого крокодила, их относят к разным семействам из-за различий в строении передней части головы и зубов. У аллигатора более широкое рыло, а верхние зубы перекрывают нижние. У крокодилов рыло относительно заострено, а зубы смыкаются более или менее в одну линию. Пока человек не беспокоил миссисипских аллигаторов своей хозяйственной деятельностью, они дорастали до 5,7 м в длину. Теперь они редко превышают 3,6 м, а в среднем длина взрослой особи составляет ок. 2,7 м при массе приблизительно 110 кг. Как правило, самки на 0,6 м короче самцов и почти вдвое легче их. Длина китайского аллигатора - 1,5-1,8 м. Весной самка аллигатора строит огромное гнездо, куда откладывает от 30 до 70 яиц. Длина детенышей при вылуплении ок. 20 см. Аллигаторы охотятся по ночам. Молодые кормятся насекомыми и мелкими ракообразными, а взрослые поедают самых разных животных, включая змей, черепах, птиц и мускусных крыс. В период зимовки животные едят очень мало или вообще голодают. Живут они около 50 лет.

АЛЛОЗАВРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЛОКУЦИЯ

АЛЛОКУЦИЯ (лат. allocutio - обращение), торжественная речь, произносимая папой Римским за закрытыми дверями в консистории (однако обычно публикуемая) и в большинстве случаев трактующая какой-либо важный и актуальный вопрос, касающийся блага церкви. Наибольшее внимание привлекали те аллокуции, в которых речь шла об отношениях между церковью и государством.

АЛЛОТРОПИЯ

АЛЛОТРОПИЯ - существование химических элементов в двух или более молекулярных либо кристаллических формах. Например, аллотропами являются обычный кислород O2 и озон O3; в этом случае аллотропия обусловлена образованием молекул с разным числом атомов. Чаще всего аллотропия связана с образованием кристаллов различных модификаций. Углерод существует в двух четко различающихся кристаллических аллотропных формах: в виде алмаза и графита. Раньше полагали, что т.н. аморфные формы углерода, древесный уголь и сажа, - тоже его аллотропные модификации, но оказалось, что они имеют такое же кристаллическое строение, что и графит. Сера встречается в двух кристаллических модификациях: ромбической (a-S) и моноклинной (b-S); известны по крайней мере три ее некристаллические формы: l-S, m-S и фиолетовая. Для фосфора хорошо изучены белая и красная модификации, описан также черный фосфор; при температуре ниже -77° С существует еще одна разновидность белого фосфора. Обнаружены аллотропные модификации As, Sn, Sb, Se, а при высоких температурах - железа и многих других элементов.

Энантиотропные и монотропные формы. Кристаллические модификации химического элемента могут переходить одна в другую по-разному, что можно проиллюстрировать на примерах серы и фосфора. При обычной температуре стабильной является ромбическая модификация серы, которая при нагревании до 95,6° С и давлении 1 атм переходит в моноклинную форму. Последняя при охлаждении ниже 95,6° С вновь переходит в ромбическую форму. Таким образом, переход одной формы серы в другую происходит при одной и той же температуре, и сами формы называются энантиотропными. Другая картина наблюдается для фосфора. Белая его форма может превращаться в красную почти при любой температуре. При температурах ниже 200° С процесс протекает очень медленно, но его можно ускорить с помощью катализатора, например иода. Обратный же переход красного фосфора в белый невозможен без образования промежуточной газовой фазы. Красная форма стабильна во всем диапазоне температур, где она находится в твердом состоянии, тогда как белая нестабильна при любой температуре (метастабильна). Переход из нестабильной формы в стабильную в принципе возможен при любой температуре, а обратный - нет, т.е. определенная точка перехода отсутствует. Здесь мы имеем дело с монотропными модификациями элемента. Две известные модификации олова энантиотропны. Модификации углерода - графит и алмаз - монотропны, причем стабильной является форма графита. Красная и белая формы фосфора монотропны, а две белые его модификации энантиотропны, температура перехода равна -77° С при давлении 1 атм.

ЛИТЕРАТУРА

Эддисон У. Аллотропия химических элементов. М., 1966

АЛЛЮРЫ

Некоторые естественные аллюры: рысь - лошадь переставляет одновременно две ноги по диагонали; быстрая (размашистая) рысь - лошадь ставит задние ноги впереди следов соответствующих передних; иноходь - лошадь поднимает и опускает то обе левые, то обе правые ноги; галоп - лошадь совершает скачкообразные движение; прыжок - отталкивание вперед одновременно обеими задними ногами.

АЛМА-АТА

Казахский театр оперы и балета имени Абая.

АЛМАЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛМАЗНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации - вставленный в браслет (1-я четверть 19 в.).

вставленный в брошь (19 в.).

АЛМЕЙДА-ГАРРЕТ ЖУАН БАПТИШТА ДА СИЛВА ЛЕЙТАН

АЛМЕЙДА-ГАРРЕТ Жуан Баптишта да Силва Лейтан (Almeida Garret, Joon Baptista da Silva Leito de) (1799-1854), португальский писатель и государственный деятель. Родился 4 февраля 1799 в Порту. Юность провел на о. Терсейра (Азорские о-ва), куда его семья переселилась после вступления наполеоновских войск в Португалию. В 1816-1821 изучал право в университете в Коимбре. В 1823, с отменой демократической конституции 1822, был изгнан и жил в Англии и Франции. После возвращения в Португалию в 1836 занимал посты генерального инспектора театров, главного хрониста, был депутатом парламента и министром иностранных дел. В 1851 ему был пожалован титул виконта. Его ранние произведения, такие, как драма Меропа (Merope) и Катон (Cato, 1820), анакреонтические оды и поэма Портрет Венеры (O Retrato de Venus, 1821), стихи из сборника Лирика Жоана Минимо (Lyrica de Joo Minimo, 1829), выдержаны в манере псевдоклассицизма. Однако в годы изгнания на Алмейду произвели сильное впечатление творения и идеи романтиков. Его первая крупная поэма Камоэнс (Cames), написанная белым стихом, была опубликована в изгнании в 1825. Это неровное произведение окрашено в характерные тона saudade (порт. - печаль, которую португальцы полагают отличительной чертой национального характера) и патриотизма, отозвавшиеся потом в поэме Дона Бранка (Dona Branca, 1826). Те же мотивы он искал и среди сокровищ народной поэзии, собранных им в томах Романсейро (Romanceiro, 1851-1853). Под конец жизни Алмейда еще раз воспел любовь и печаль в стихотворном сборнике Опавшие листья (Folhas cahidas, 1852), где встречаются стихотворения поразительной красоты. Его двухтомный роман Арка святой Анны (O Arco de Sant'Anna, 1846; рус. перевод 1985) обнаруживает сильное влияние школы В. Скотта. Кроме него, он оставил всего одно завершенное прозаическое произведение - Поездка на родину (Viagens na minha terra, 1846), собрание автобиографических заметок, суждений, впечатлений и зарисовок. Алмейда Гаррет неустанно трудился над тем, чтобы заложить основы национальной драмы, - он писал о театре, создал ряд оригинальных произведений для сцены. В поисках предмета изображения он вновь обратился к национальной истории и в пьесах Ауто о Жиле Висенте (Auto de Gil Vicente, 1838), Дона Филипа де Вильена (Dona Filipa de Vilhena, 1840), Оружейник из Сантарена (O Alfageme de Sanarm, 1841) и Племянница маркиза (A Sobrina do marqus, 1848) стремился обновить португальскую драматическую традицию последних 300 лет. Несомненно, лучшая его драма - Брат Луиш ди Соуза (Frei Lus de Sousa, 1844). Умер Алмейда в Лиссабоне 9 декабря 1854.

АЛОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

А. А. Алов (справа) и В. Н. Наумов.

АЛОНСО АЛИСИЯ

АЛОНСО Алисия (Alonso, Alicia) (р. 1921), кубинская прима-балерина, родилась в Гаване. Танцовщица романтического склада, она была великолепна в Жизели, но исполнила немало ролей в современных балетах. После нескольких лет работы в труппах "Балле караван" и "Балле тиэтр" она в 1948 основала на Кубе "Балет Алисии Алонсо", в дальнейшем получивший название "Национального балета Кубы". Позднее выступала в качестве гастролерши с труппами "Американ балле тиэтр" и "Русский балет Монте-Карло". В 1964 снялась в главной роли фильма-балета Жизель. Продолжала танцевать с огромным успехом в 1970-х годах.

АЛОЭ

Древовидное алоэ. Намибия.

АЛТАЙ

Алтайский лес.

АЛЧЕВСКИЙ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

И. А. Алчевский.

АЛЬ-АСМАИ

АЛЬ-АСМАИ (ок. 741-828), выдающийся арабский филолог, собиратель и редактор древней арабской поэзии, гордость багдадского двора. Его учителем был ученый из Басры Абу Амр ибн аль-Аля. Благодаря покровительству могущественного рода Бармакидов на работы Аль-Асмаи обратил внимание халиф Харун аль-Рашид. После его смерти Аль-Асмаи вернулся в Басру и основал собственную школу. Через учеников, благоговейно хранивших его поучения и сочинения, Аль-Асмаи оказал решающее воздействие на лексикографов последующих времен. Им составлена антология из 72 произведений доисламских и раннеисламских поэтов - Аль-Асмайият.

АЛЬБА ЛОНГА

АЛЬБА ЛОНГА - древнеее поселение в 20 км к юго-востоку от Рима (вблизи совр. Кастель Гандольфо), у Альбанского озера, представляющего собой периферический кратер вулканических Альбанских гор. Согласно римской традиции, Альба Лонга основана Асканием, сыном Энея, через поколение после падения Трои. Отсюда происходил основатель Рима Ромул, а уничтожил Альба Лонгу третий римский царь Тулл Гостилий, который переселил ее жителей в Рим. Римляне всегда считали, что к Альба Лонге восходят некоторые из их религиозных установлений. Хронология Вергилия, исчисляющая время от Энея до Ромула в 300 плюс 30 лет и еще 3 года, свидетельство Ливия о 400-летней истории Альба Лонги и сохранившийся список местных царей, возможно, являются вымышленными, но, если отбросить троянскую оболочку, эти указания можно в общем и целом взять за основу, поскольку они подтверждаются археологическими данными. Местонахождение города определяется на основании указания Цицерона (Речь в защиту Милона) о столкновении его подзащитного с Клодием на Аппиевой дороге, у подножия холма, на котором еще сохранялось что-то из древних святынь Альба Лонги. Это подтверждают руины Бовилл, преемника Альбы Лонги, идентифицируемые на основании содержащихся в римских дорожных росписях ("итинерариях") данных о расстоянии между различными пунктами, а также некоторых надписей, по остаткам Альбанской виллы Домициана в современном Кастель Гандольфо и находящимся в этом районе обширным могильникам раннего железного века, которые в совокупности можно считать принадлежащими жителям древнего поселения, когда-то основанного на этом месте. Однако, принимая во внимание структуру общества той отдаленной эпохи, а также весьма незамысловатый характер сооружений и поселения в целом, правомернее говорить о существовании здесь не города, а места обитания группы общин.

АЛЬБЕНИС ИСААК

АЛЬБЕНИС Исаак (Albeniz, Isaac) (1860-1909), испанский композитор и пианист, один из основоположников испанской национальной музыкальной школы. Исаак Мануэль Франсиско Альбенис родился 29 мая 1860 в Кампродоне (провинция Каталония). В четыре года чудо-ребенок впервые публично выступил в Барселоне, а в семь лет не смог поступить в Парижскую консерваторию только из-за слишком юного возраста. Первым сочинением Альбениса был военный марш, и уже в десять лет он разъезжал с сольными концертами по всей Испании. Международную известность ему принес концерт на открытии Эраровского зала в Париже. Альбенис провел три года в Лондоне (1890-1893), там была поставлена его оперетта Волшебный опал (The Magic Opal, 1893). В 1893 он вернулся в Париж, где жил до конца дней, временами навещая Испанию. В 1897-1898 он занимался в "Схола канторум" (второй парижской консерватории) у крупнейших музыкантов Франции - С. Франка, В. д'Энди, Г. Форе и К. Дебюсси. Две оперы Альбениса - Сан Антонио из Флориды (San Antonio de la Florida, 1894) и Пепита Хименес (Pepita Jimenez) отмечены зрелостью испанского национального стиля. Творчество Альбениса, в целом глубоко связанное с фольклорными источниками, предвосхитило расцвет испанской музыкальной школы 20 в., представленной такими авторами, как Э.Гранадос, М.де Фалья, Х.Родриго. Среди поздних сочинений Альбениса выделяются оркестровая пьеса Каталония (Catalunia, 1899) и цикл фортепианных пьес Иберия (Iberia, 1906-1909). Умер Альбенис в Камбио-ле-Бен (Нижние Пиренеи, Франция) 18 мая 1909.

ЛИТЕРАТУРА

Вайсборд М.А. И.Альбенис. М., 1977

АЛЬБЕРДИ ХУАН БАУТИСТА

АЛЬБЕРДИ Хуан Баутиста (Alberdi, Juan Bautista) (1810-1884), аргентинский государственный деятель, социолог, писатель. Родился в Тукумане 29 августа 1810, умер в Париже в 1884. Учился в Колледже моральных наук в Буэнос-Айресе, участвовал в создании "Майской ассоциации" с целью свержения диктатуры Хуана Мануэля Росаса. Большую часть жизни, с 1839 по 1852, Альберди провел в изгнании - сначала в Монтевидео, позднее в Чили, - занимаясь журналистикой и юриспруденцией. В Чили он за короткий срок написал свою знаменитую книгу Основы и исходные положения для политической организации Аргентинской республики (Bases para la organizacin politica de la confederacin Argentina, 1852), послужившую основой для аргентинской конституции 1852. Сходная во многих отношениях с конституцией США, она просуществовала до 1949, когда была отменена в период диктатуры Хуана Доминго Перона. Путь прогрессивного развития страны Альберди видел прежде всего в иммиграции, что нашло отражение в его крылатой фразе "Управлять - значит заселять". На поприще политической деятельности единственным успехом Альберди стала его дипломатическая миссия в Испанию, где он добился запоздалого признания бывшей метрополией независимости недавно образованной Аргентинской Федерации во главе с правительством генерала Хусто Хосе де Уркисы. По возвращении на родину Альберди участвовал в работе Конгресса, но его идеи не получили широкого распространения. ЛИТЕРАТУРА Егорова А. Хуан Баутиста Альберди - выдающийся мыслитель Аргентины. - Латинская Америка, 1970, № 4

АЛЬБЕРТ I

1. король бельгийцев

(Albert I) (1875-1934), король бельгийцев (roi des Belges). Родился 8 апреля 1875 в Брюсселе; младший сын Филиппа, графа Фландрского, брата короля Леопольда II. В 1900 женился на баварской принцессе Елизавете, дочери герцога Карла Теодора и португальской инфанты Марии Жозефы. Вступил на престол 23 декабря 1909. В августе 1914 как главнокомандующий бельгийскими войсками участвовал в боевых действиях на р. Изер. После Первой мировой войны Альберт I предпринимал все усилия, чтобы способствовать восстановлению разрушенной страны. Он убедил три ведущие политические партии страны (католическую, либеральную и социалистическую) сформировать коалиционное правительство. Умер Альберт I после падения при восхождении на гору близ Намюра 17 февраля 1934. Трон занял его сын Леопольд III.

2. император Священной Римской империи

(Albert I)

(1255-1308), германский король и император Священной Римской империи. Альбрехт, сын императора Рудольфа I (первого императора из Габсбургов) и Гертруды Гогенберг, родился близ Бругга (совр. Швейцария) в июле 1255. В 1282 отец передал Альбрехту и его брату Рудольфу герцогства Австрия и Штирия в качестве вечного лена; они стали первыми Габсбургами, обосновавшимися в Австрии. После смерти отца в 1291 Альбрехту достались другие владения Габсбургов в Верхней Рейнской области и Швабии. Притязаниям Альбрехта на престол Священной Римской империи воспрепятствовали курфюрсты, которые из опасения непомерного возвышения Габсбургов избрали германским королем графа Адольфа Нассауского. Однако в 1298 Адольфа сместили, а в последовавшей войне Альбрехт разбил Адольфа 2 июля 1298 при Гелльхейме (25 км к северо-востоку от Кайзерслаутерна), где Адольф был убит. 27 июля 1298 Альбрехта единогласно избрали германским королем. Однако союз Альбрехта с королем Франции Филиппом IV и его попытки установить контроль над нижним течением Рейна, предъявляя претензии на освободившиеся лены в Голландии и Зеландии, снова вызвали тревогу курфюрстов Рейнской области, которые замыслили в 1300 заговор с целью сместить Альбрехта. В кампаниях 1301-1302 Альбрехт разгромил своих противников и добился того, что 30 апреля 1303 папа Бонифаций VIII утвердил его избрание. Укрепившись таким образом на троне, после убийства в 1306 бездетного Вацлава III, короля Чехии и Польши, Альбрехт потребовал для себя в качестве лена Чехию и вступил в спор с династией Веттинов за обладание Тюрингией и Мейсеном. Однако в мае 1307 его войска потерпели поражение при Лукке (близ Альтенбурга), а через два месяца восстала Чехия. Посреди приготовлений к новой войне 1 мая 1308 Альбрехт был убит в Бругге собственным племянником Иоанном (прозванным за это Паррицидой, т.е. "Убийцей"), которого он несправедливо лишил наследственных владений.

АЛЬБЕРТ АХЕНСКИЙ

АЛЬБЕРТ АХЕНСКИЙ (Albertus Aquensis) (первая половина 12 в.), историк 1-го крестового похода, родился в конце 11 в. О его жизни известно лишь, что он был каноником в Ахене и никогда не бывал на Востоке. Его труд Книга о христианском походе с целью освобождения, очищения и восстановления святой Иерусалимской церкви (Liber christianae expeditionis pro ereptione, emundatione et restitutione sanctae Hierosolymitanae ecclesiae), охватывающий историю 1-го крестового похода и государств крестоносцев на Востоке до 1119, появился ок. 1130. Отдельные части работы весьма неравны по своей ценности. Судя по всему, Альберт имел обыкновение собирать истории, которые рассказывали ему возвратившиеся воины и пилигримы, и включал их в свое сочинение без разбора и не делая ссылок на источники. До середины 19 в. он считался надежным авторитетом, ему абсолютно доверял Эдуард Гиббон. Рассказ Альберта о раннем периоде жизни Петра Пустынника - явно вымышленный, поэтому именно Альберт ответствен за недостоверную версию, в соответствии с которой инициатором движения крестоносцев был именно Петр. Но его рассказы о походах Петра и Готфрида Бульонского скорее всего опирались на свидетельства участников, а излагаемая им история государств крестоносцев в целом совпадает с данными из других источников.

ЛИТЕРАТУРА

Заборов М.А. Историография крестовых походов. М., 1971

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ

СВ. (Albertus Magnus) (1193?-1280), выдающийся немецкий теолог, философ и естествоиспытатель. Альберт фон Больштедт (Albert von Bollstdt), сын графа Больштедта, родился в Лауингене близ Аугсбурга в Швабии. При жизни его обычно называли Альбертом Лауингенским или Кельнским. Был воспитан в среде феодальной аристократии, учился в Падуанском университете, где попал под влияние Иордана Саксонского, второго магистра-генерала ордена братьев-проповедников (доминиканцев), который читал проповеди студентам в конце 1223. В возрасте шестнадцати с половиной лет, несмотря на противодействие отца и друзей, Альберт вступил в орден братьев-проповедников и обучался в доминиканских школах. Свою собственную преподавательскую деятельность начал в Кельне в 1228. В 1245 уехал из Кельна в Париж, где получил степень магистра теологии и возглавил кафедру богословия. В это же время начал писать первые из своих многочисленных трудов по естествознанию, метафизике, логике, этике, экзегезе Св. Писания и теологии. В 1248 Альберт возвратился в Кельн, где преподавал философию и теологию вновь принятым членам ордена в Studium generale - доминиканской школе, только что основанной в этом городе. Там одним из его учеников стал Фома Аквинский. Во время поездки на юг Италии Альберт обнаружил рукопись трактата Аристотеля О движении животных (De motibus animalium) и составил к нему комментарий. В 1260 Альберт стал епископом Регенсбургским, однако в 1262 сложил с себя епископский сан и вернулся к преподаванию. В 1277 отправился в Париж, где выступил в защиту Фомы Аквинского от обвинений парижского епископа Тампье, по мнению которого 219 тезисов Фомы свидетельствовали в пользу учения латинских аверроистов о превосходстве философии над теологией. Хотя церковь враждебно относилась к философам и аристотелизму, Альберт многое сделал для популяризации сочинений Аристотеля. Им написаны комментарии к большинству сочинений Аристотеля; Альберт - не простой толкователь, но философ и богослов, разъясняющий и дополняющий сочинения Аристотеля и в то же время исправляющий их для приведения в согласие с христианским вероучением. Умер Альберт в возрасте 74 лет в Кельне 15 ноября 1280. Альберт был беатифицирован в 1622, а затем канонизирован и причислен к учителям церкви папой Пием XI в 1931. День памяти святого 15 ноября. Критическое издание его трудов осуществлено в Кельне (1951-1971).

АЛЬБЕРТИ ЛЕОН БАТТИСТА

АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista)

(1404-1472), итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства и гуманист. Родился 14 февраля 1404 в Генуе, учился в Венеции, Падуе, окончил Болонский университет. В 1432, после поездки во Францию, Бельгию и Германию, он стал секретарем папы и занимал эту должность до 1464. Большую часть своей жизни Альберти прожил в Риме, с 1434 по 1443 работал во Флоренции и Ферраре. С юности Альберти проявлял интерес к гуманистическим дисциплинам, искусствам, математике и естественным наукам, владел греческим, писал трактаты на латыни и итальянском языке. Его главный труд О семье, четыре книги об организации семейной жизни во всех ее аспектах, был задуман в 1433 и завершен в 1441. В 1435 во время пребывания во Флоренции Альберти написал свой знаменитый трактат О живописи, посвященный флорентийскому архитектору Филиппо Брунеллески. Между 1428 и 1443 он создал много других произведений, отличающихся разнообразием жанров и новизной идей и интерпретаций. Среди них любовная лирика и диалоги; комедия и сатирические произведения, написанные в подражание Лукиану; басни; трактаты по этике, скульптуре, коневодству, земледелию, юриспруденции; сочинения о браке и об обязанностях высшего духовенства. Возможно, ему принадлежит и первая грамматика итальянского языка. По возвращении в Рим в 1443 Альберти посвятил себя преимущественно занятиям математикой и архитектурой; он составил описание города и приступил к созданию своего главного труда О зодчестве, который был закончен в 1452 и опубликован в 1485. Этот трактат по теории архитектуры, состоящий из 10 книг, принес ему славу "флорентийского Витрувия" и, как и сами постройки автора, оказал огромное влияние на развитие архитектуры Ренессанса. С начала 1450-х годов и до конца жизни Альберти работал как архитектор по заказам пап, аристократии и богатых горожан. Среди его архитектурных произведений - церковь Сан Франческо в Римини (по заказу Сиджизмондо Малатеста); палаццо Ручеллаи, церковь Сан Панкрацио и фасад церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (по заказу Джованни Ручеллаи); церкви Сан Себастиано и Сант Андреа в Мантуе и апсида церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (по заказу Лодовико Гонзага). Папа Николай V пользовался советами Альберти при создании проекта перестройки Рима. во Флоренции. 1456-1470.

во Флоренции. Фасад закончен в 1470 г.

в Римини. Начато в 1450.

Начато в 1470.

Широта интересов и высокая образованность Альберти считается типичным примером "универсальной личности" эпохи Возрождения. Его теоретические трактаты по живописи и архитектуре способствовали новому восприятию этих сфер человеческой деятельности как свободных искусств, а написанные им литературные произведения и труды по этике дали новый импульс развитию итальянского языка и литературы.

ЛИТЕРАТУРА

Леон Батиста Альберти. Под ред. В.Н.Лазарева. М., 1977

АЛЬБЕРТИ РАФАЭЛЬ

АЛЬБЕРТИ Рафаэль (Alberti, Rafael)

(р. 1902), испанский поэт. Родился 16 декабря 1902 в Пуэрто-де-Санта-Мария (провинция Кадис). В 15 лет вместе с семьей переехал в Мадрид, учился живописи. В 1922, после своей первой выставки, заболел, покинул столицу и занялся литературой. В 1925 его первый сборник Моряк на суше (Marinero en tierra) получил Национальную премию. В беспечно-праздничных стихах звучали и достаточно мрачные ноты, свойственные позднему стилю Альберти. Поэма Возлюбленная (La Amante, 1926) - рассказ о воображаемом путешествии через Кастилию до Бискайского залива. В следующей книге, Заря левкоя (El Alba del Alhel, 1927), Альберти воспел тореро. Приуроченная к трехсотлетию Л.Гонгоры-и-Арготе (1561-1627) поэма Известка и камень (Cal у Canto, 1929) была написана в подражание стилю этого барочного поэта. Самое важное произведение Альберти, Об ангелах (Sobre los ngeles, 1929), - проникнутая сюрреалистическими мотивами грандиозная поэма, в которой действие вершится на небесах и в аду. С провозглашением Испанской республики в 1931 Альберти активно включился в политику на стороне крайне левых. В Гражданской войне он, как и большинство испанских писателей, сражался вместе с республиканцами; в 1939-1977 жил в изгнании в Аргентине. В 1946 вышел его сборник Стихотворения 1924-1944 (Poesia 1924-1944), в 1961 - Полное собрание стихотворений (Poesias completas). В 1950 Альберти выпустил сборник из трех пьес Театр (Teatro). В 1983 поэт был удостоен премии Сервантеса.

ЛИТЕРАТУРА

Альберти Р. Избранное. М., 1977

АЛЬБЕРТОЗАВР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬБИГОЙЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬБОВ МИХАИЛ НИЛОВИЧ

М. Н. Альбов.

АЛЬБРЕХТ

АЛЬБРЕХТ (Albrecht) (1490-1545), архиепископ и курфюрст Майнцский (известен также как Альбрехт Бранденбургский, Albrecht von Brandenburg). Младший сын курфюрста Бранденбургского Иоганна Цицерона из рода Гогенцоллернов, Альбрехт родился в Берлине 28 июня 1490. Хотя Альбрехт получил светское образование, в 1513 он стал архиепископом Магдебургским и администратором епископства Гальберштадтского, а в 1514 - архиепископом и курфюрстом Майнцским, причем вразрез со всеми церковными правилами предыдущие посты были за ним сохранены. В 1518 стал кардиналом. Чтобы вернуть деньги, взятые у банкирского дома Фуггеров для оплаты кафедры архиепископа Майнцского (Альбрехт не вылезал из долгов на протяжении всей жизни), Альбрехт добился от папы Льва Х разрешения продавать индульгенции для покрытия долга, с тем условием, что половина вырученных сумм пойдет в Рим (на строительство собора св. Петра). Торговля индульгенциями была поручена Иоганну Тецелю, который повел ее с таким цинизмом, что это побудило Мартина Лютера обнародовать свои знаменитые 95 тезисов, явившихся прологом Реформации. Вначале Альбрехт относился к Реформации снисходительно, а из его дружбы с Ульрихом фон Гуттеном можно было даже заключить, что он сам склоняется к протестантизму, однако впоследствии, хотя и принужденный к определенным уступкам, он занимал в отношении Реформации самую жесткую позицию. В 1540 Альбрехт первым среди германских государей принял у себя иезуитов, а в конце жизни растерял на севере Германии почти всех приверженцев и друзей, примкнувших к Реформации. Альбрехт был одним из видных государей Возрождения, дружил с Эразмом Роттердамским и другими гуманистами, сторону которых занял в дискуссии в связи с Письмами темных людей, покровительствовал искусствам и наукам. Умер Альбрехт в Майнце 24 сентября 1545.

АЛЬБРЕХТ I МЕДВЕДЬ

АЛЬБРЕХТ I МЕДВЕДЬ (Albrecht der Bar)

(ок. 1100-1170), известный также как Альбрехт Красивый, первый маркграф Бранденбургский и основатель династии маркграфов из дома Асканиев, которая правила в Бранденбурге до 1319. Альбрехт, единственный сын графа Балленштедтского Оттона Богатого и Эйлики, старшей дочери герцога Саксонского Магнуса из рода Биллунгов, родился в Балленштедте. В 1123 Альбрехт унаследовал владения отца. В 1127 император Лотарь II передал герцогство Саксонское, на которое Альбрехт имел право как сын Эйлики, Генриху Гордому. Однако Альбрехт сохранил верность Лотарю и в 1134 за помощь, оказанную ему в ходе похода на Рим (1132-1133), получил от императора Северную марку в нижнем течении Эльбы. Альбрехт расширил свои владения благодаря дружественным отношениям с князем вендов Прибыславом Браниборским, который подарил сыну Альбрехта округ Заух, а самого Альбрехта назначил своим наследником. В 1137 Лотарь умер, императором был избран Конрад III, и герцогство Саксония перешло к Альбрехту, однако Генрих Гордый снова овладел им, а когда после его смерти Альбрехт попытался захватить его силой, то получил отпор от его сына Генриха Льва, поддержанного местной знатью. В 1142 Альбрехт был вынужден отказаться от своих прав на герцогство Саксонию, после чего перенес свои усилия главным образом на покорение области за Эльбой, принадлежавшей славянскому племени вендов, в чем ему помогали монахи орденов премонстрантов и цистерцианцев. В 1147 они с Генрихом Львом предприняли крестовый поход против славян. В 1150 Альбрехт унаследовал обширные родовые вотчины Прибыслава, а семь лет спустя принял титул маркграфа Бранденбурга (как переименовали немцы Бранибор). Новые земли методично заселялись крестьянами-колонистами, главным образом из Нидерландов и Рейнской области, основавшими, в частности, Берлин. Однако попытке Альбрехта достичь побережья Балтийского моря помешал Генрих Лев, двигавшийся в восточном направлении вдоль побережья в Мекленбурге. В 1166 Альбрехт присоединился к архиепископу Магдебурга Вихману в его поддержке мятежа против Генриха в Госларе, жизненно важном центре добычи серебра. Но в 1168 король Германии и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса способствовал установлению мира между врагами, поскольку ему нужна была их помощь в войне, которую он вел в Италии. Стойкий и хитроумный, Альбрехт дал новый толчок продвижению Германии на восток, замедлившемуся после мощного восстания славян в 983. Возможно, от Барбароссы он получил титул великого камергера, что принесло впоследствии маркграфам Бранденбургским звание курфюрстов (выборщиков императора).

Умер Альбрехт в Стендале 18 ноября 1170.

ЛИТЕРАТУРА

Восточная Пруссия с древнейших времен до конца Второй мировой войны. Калининград, 1996

АЛЬБРЕХТ III АХИЛЛЕС

АЛЬБРЕХТ III АХИЛЛЕС (Albert III Achilles)

(1414-1486), курфюрст Бранденбургский. Третий сын курфюрста Бранденбургского Фридриха I Гогенцоллерна, Альбрехт родился в Тангермюнде 9 ноября 1414. В 1440 после смерти отца он унаследовал графство Ансбах. Вскоре началась война между Альбрехтом и гражданами Нюрнберга, которые противодействовали его попыткам настаивать на своих правах бургграфа, и только после того, как в 1450 Альбрехт потерпел поражение при Пилленрейте, стороны пришли к полюбовному соглашению. В 1464 после смерти брата Иоанна Альбрехту достался Байройт, а в 1470 другой брат Фридрих II отказался в его пользу от прав курфюрста Бранденбургского. Осознав, что обычай раздела наследства между несколькими сыновьями ведет к ослаблению правящей фамилии, Альбрехт составил в 1473 т.н. Закон Ахиллеса (лат. Dispositio Achillea), согласно которому курфюршество должно оставаться неделимым и переходить к старшему сыну. Это - самый ранний пример явного проведения принципа первородства в германских государствах; закон был подтвержден императором и столетиями оставался в силе. Альбрехт умер во Франкфурте 11 марта 1486. Прозвище Ахиллес он получил за свои рыцарские подвиги (Альбрехт одержал победу на множестве турниров), а за хитрость и изворотливость его звали еще Улиссом и Немецкой лисой.

АЛЬБРЕХТ БРАНДЕНБУРГСКИЙ

АЛЬБРЕХТ СТАРШИЙ (Albrecht der Altere)

(1490-1568), последний гроссмейстер Тевтонского ордена, первый герцог Прусский. Альбрехт, третий сын Фридриха Гогенцоллерна, маркграфа Бранденбург-Ансбахского, родился в Ансбахе 17 мая 1490. С самого начала он был предназначен к принятию духовного сана и получил соответствующее воспитание. В 1510 рыцари Тевтонского ордена избрали Альбрехта гроссмейстером, что сделало его правителем подвластной ордену Пруссии. В 1519, пытаясь освободиться от зависимости, Альбрехт втянулся в войну с Польшей, в результате чего большая часть Восточной Пруссии оказалась опустошенной. После объявленного в 1521 перемирия Альбрехту не удалось добиться поддержки со стороны других германских государей, и тогда в 1525 он по совету Лютера пошел на подписание в Кракове мирного договора, в соответствии с которым орден распускался, а Пруссия преобразовывалась в наследственное герцогство, но оставалась вассалом Польши. В 1523 под влиянием Андреаса Осиандера, видного деятеля Реформации, и самого Лютера Альбрехт перешел в протестантизм, а после Краковского договора Реформация успешно прошла во всей Пруссии. В 1544 Альбрехт основал в Кенигсберге (совр. Калининград) университет; в 1549 Осиандер стал здесь профессором. Религиозные и политические споры, возникшие вокруг учения Осиандера, породили в герцогстве смуту, что вынудило вмешаться польского короля Сигизмунда II. По приговору присланной Сигизмундом комиссии Иоганн Функе, сменивший Осиандера, который умер в 1552, и еще двое его сторонников были в 1566 казнены, в Пруссии было восстановлено лютеранство. Умер Альбрехт в Тапиау (совр. Гвардейск, Калининградская область) 20 марта 1568.

ЛИТЕРАТУРА

Восточная Пруссия с древнейших времен до конца Второй мировой войны. Калининград, 1996

АЛЬ-БУРАК

АЛЬ-БУРАК - белый мул или осел с крылышками на ногах, или крылатый конь с человеческим лицом и хвостом павлина, на котором Мухаммед, согласно мусульманской легенде, совершил "ночное путешествие" на седьмое небо ("ми'радж"). Перед этим он совершил путешествие из Мекки в Иерусалим ("исра'"), которое упоминается в Коране и началось, по-видимому, от Каабы. После короткой остановки в Иерусалиме пророк ислама вознесся на крыльях аль-Бурака к небу. Имя животного происходит от арабского корня, означающего "блистать", "сверкать", "сиять", или от персидского слова "бара" ("конь").

АЛЬВЕН ХАННЕС

АЛЬВЕН Ханнес (Alfven, Hannes)

(1908-1995), также Альфвен, шведский физик, удостоенный Нобелевской премии 1970 за исследования по физике плазмы. Родился 30 мая 1908 в Норчепинге. Окончил Упсальский университет (1934), где работал до 1937, в 1937 перешел в Нобелевский институт физики в Стокгольме. С 1940 - профессор Королевского технологического института в Стокгольме. С 1967 одновременно работал в Калифорнийском университете. Основные труды относятся к области электродинамики, физики плазмы, астрофизики. Альвен - один из основоположников новой научной дисциплины - магнитной гидродинамики (МГД), занимающейся изучением поведения плазмы как проводящей жидкости в магнитном поле. В 1950 открыл новый тип волнового движения проводящей среды в магнитном поле - магнитогидродинамические волны, названные впоследствии альвеновскими. Выдвинул гипотезы, объясняющие такие космические явления, как образование протуберанцев, солнечных пятен, магнитных бурь, северного сияния. В 1937 предсказал существование галактических магнитных полей. Пытался разработать способ ускорения положительных ионов с помощью сфокусированных скоплений электронов. Умер Альвен в Дьюрсхольме 2 апреля 1995.

ЛИТЕРАТУРА

Альфвен Х. Миры и антимиры. Космология и антиматерия. М., 1968 Альфвен Х. Атом, человек и Вселенная. М., 1970

АЛЬГАРДИ АЛЕССАНДРО

АЛЬГАРДИ Алессандро (Algardi, Alessandro)

(1602-1654), итальянский скульптор. Родился в 1602 в Болонье. Учился у Лодовико Карраччи и Джулио Конвенти. В 1622 работал при мантуанском дворе, а в 1625 - в Риме, по заказам кардинала Лудовизи, для которого он реставрировал античные статуи. В 1630 для украшения церкви Сан Сильвестро аль Квиринале в Риме он создал из стука статуи Марии Магдалины и Иоанна Крестителя, а в 1641 - скульптурную группу Мученичество апостола Павла для церкви Сан Паоло в Болонье. Годы понтификата папы Иннокентия X (1644-1655) стали временем особенно продуктивной деятельность Альгарди. В 1650 он закончил работу над надгробием папы Льва XI в соборе св. Петра в Риме и большим мраморным рельефом Папа Лев I и Аттила (там же). В 1650 скульптор отлил бронзовую статую папы Иннокентия X, которая хранится в палаццо деи Консерватори в Риме. Ему принадлежит также Портрет Олимпии Мандалкини из галереи Дориа Памфили в Риме. Учениками скульптора были Доменико Гвиди, Эрколе Феррата и Франческо Баратта. Умер Альгарди в Риме 10 июня 1654.

АЛЬЕНДЕ ГОССЕНС САЛЬВАДОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬ-МАНСУР

АЛЬ-МАНСУР - "Победоносный" - титул, который носили несколько мусульманских правителей, в том числе Абу Джафар и Мухаммед ибн Абу Амир.

Абу Джафар, Абдаллах аль-Мансур (ок. 707-775 н.э.), второй халиф династии Аббасидов, правивший с 754 по 775. Основал новую столицу, Багдад, в 762, подавил несколько мятежей и отбил вторжения византийцев и хазар. Умер в Мекке в 775.

Мухаммед ибн Абу Амир (939-1002 н.э.), достиг высокого положения при дворе Кордовского халифа аль-Хакама II. Через два года после вступления на престол следующего халифа, Хишама II (976-1013), которому было всего 12 лет, стал визирем. Используя свое положение, реорганизовал армию, предвидя в будущем конфликт со своим тестем Галибом, первым военачальником халифата. Столкновение между ними произошло в 981, после того как Галиб, чтобы поддержать свою власть, от имени халифата набрал в армию христиан из Леона. Мухаммед разбил армию Галиба, а сам Галиб был убит. Мухаммед вел войны против королевств в Северной Испании и укрепил власть мусульман на всем полуострове. В 992 принял титул короля, уже имея к тому времени почетное звание аль-Мансур. На Западе его называли Альмансором. Умер Мухаммед ибн Абу Амир 19 августа 1002.

АЛЬМКВИСТ КАРЛ ЮНАС ЛУВЕ

АЛЬМКВИСТ Карл Юнас Луве (Almqvist, Karl Jonas Love) (1793-1866), шведский писатель. Родился 28 ноября 1793 в Стокгольме, в 1815 окончил Упсальский университет. Поступил на государственную службу, спустя несколько лет женился на крестьянской девушке и поселился в деревне в провинции Вермланд. Через полтора года Альмквист вернулся в Стокгольм. Его роман Можно (Det gеr an, 1839), где сомнению был подвергнут институт брака, вызвал дискуссии в обществе. Вспыхнувшая полемика положила конец расчетам автора сделать карьеру на государственном поприще, и с 1840 он занимался исключительно творчеством. В творчестве Альмквиста прослеживается движение от романтизма к новой реалистической школе, в нем фактически отразились все тогдашние литературные веяния. Главный его труд - Книга шиповника (Trnrosens bok, 1832-1851) - насчитывает 14 томов и содержит исторические романы и рассказы из народной жизни, некоторые из них, например Часовня (Kapellet, 1838), принадлежат к классике шведской литературы. Умер Альмквист в Бремене (Германия) 26 сентября 1866.

ЛИТЕРАТУРА

Альмквист К. Мельница в Шельнуре. М., 1914 Альмквист К. Стихотворения. - В кн.: Европейская поэзия ХIХ века. М., 1977

АЛЬМОДОВАР ПЕДРО

П. Альмодовар.

АЛЬТ

АЛЬТ

АЛЬТ

струнный музыкальный инструмент, принадлежащий к скрипичному семейству; имеет четыре струны, настроенные на квинту ниже обычной скрипки. Изготовляемый чуть меньшего размера, чем того требуют акустические параметры, чтобы соответствовать средней длине руки исполнителя, альт обладает менее блестящим, скорее матовым характером звучания по сравнению со скрипкой. На протяжении 17 и 18 вв. альт в симфоническом оркестре редко выполнял более значительную функцию, нежели гармоническое заполнение; только в 19 в., когда в моду вошел инструментальный колорит, альт начал рассматриваться как инструмент, обладающий собственной индивидуальностью.

См. также СКРИПКА.

АЛЬТДОРФЕР АЛЬБРЕХТ

АЛЬТДОРФЕР Альбрехт (Altdorfer, Albrecht)

(ок. 1480-1538), немецкий художник, родился ок. 1480 в Регенсбурге в Баварии и работал там с 1505 до конца жизни. Альтдорфер - наиболее выдающийся представитель так называемой Дунайской школы, для мастеров которой характерна нетрадиционная трактовка христианских и других сюжетов, помещаемых в роскошное пейзажное окружение. Альтдорфер в основном писал картины небольшого размера, в которых присутствует оттенок сказочности; однако он был способен создавать и произведения монументального стиля, например алтарный образ для монастыря св. Флориана в Австрии (ок. 1518). Одно из наиболее выдающихся произведений Альтдорфера - картина Битва Александра (1529, Мюнхен, Старая Пинакотека). Среди его небольших картин - первые в истории немецкого искусства чисто пейзажные композиции. Альтдорфер много работал в технике ксилографии и других видах гравюры; возможно, именно он первым начал делать офорты, печатавшиеся с медных, а не железных досок. Галерея Уффици. Флоренция.

Старая Пинакотека. Мюнхен.

АЛЬФАРО ЭЛОЙ

АЛЬФАРО Элой (Alfaro, Eloy) (1842-1912), эквадорский генерал и политический деятель. В 1865 возглавил неудавшийся мятеж против диктатора Р.Гарсиа Морено, после чего эмигрировал в Панаму, где оставался до смерти диктатора в 1875. В течение 20 лет организовал ряд неудавшихся антиправительственных восстаний. В 1895, после победы народного восстания и свержения президента Луиса Кордеро, Народная ассамблея провозгласила Альфаро, находившегося в изгнании, верховным правителем страны. Избранный президентом Эквадора в 1897, Альфаро провел закон об отделении церкви от государства, провозгласил свободу совести, разрешил гражданские браки, ввел светское образование. Стараясь поднять экономику страны, он завершил строительство железной дороги Кито - Гуаякиль. Во внешней политике проявлял себя как страстный приверженец идеологии панамериканизма. Элоя Альфаро сменил на президентском посту генерал Пласа Гутьеррес, а того - Лисардо Гарсиа. Тогда Альфаро совершил государственный переворот и стал президентом на второй срок. Незадолго до истечения президентского срока Альфаро был свергнут в результате военного мятежа и покинул страну. Вскоре он вернулся на родину, присоединился к восстанию либералов, был захвачен в плен и публично казнен религиозными фанатиками 28 января 1912. ЛИТЕРАТУРА История Латинской Америки, т. 2. М., 1963

АЛЬФОНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬФОНС Х МУДРЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬФОНС ХII

АЛЬФОНС ХII (Alfonso XII) (1857-1885), король Испании. Родился 28 ноября 1857 в Мадриде. В возрасте 11 лет был отправлен в ссылку вместе с матерью, Изабеллой II. В 1870, когда мать отреклась от короны в его пользу, Альфонс стал претендентом на трон от династии Бурбонов. Был призван в Испанию лишь в 1874, после завершения формального образования в Сандхерсте (Англия). Способствовал окончанию карлистских войн и умиротворению страны. Умер Альфонс ХII в Мадриде 24 ноября 1885; наследником стал его сын, Альфонс XIII, родившийся уже после смерти Альфонса ХII.

АЛЬФОНС ХIII

АЛЬФОНС ХIII (Alfonso XIII) (1886-1941), король Испании. Родился 17 мая 1886 в Мадриде через шесть месяцев после смерти своего отца, короля Альфонса ХII. Пока будущий король не достиг 16-летнего возраста, регентство осуществляла его мать, эрцгерцогиня Австрийская Мария-Кристина. Юный король располагал к себе искренностью, смелостью и дружелюбием. Его популярность значительно возросла после женитьбы на Виктории Евгении, внучке английской королевы Виктории. В то же время как правитель он проявлял безразличие ко многим социальным и экономическим проблемам. Его крупнейшая ошибка - признание в 1923-1929 диктатуры Примо де Риверы. 14 апреля 1931 Альфонс принял ультиматум республиканских лидеров и оставил Испанию. Умер Альфонс в Риме 28 февраля 1941.

АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬФЬЕРИ ВИТТОРИО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬЦГЕЙМЕРА БОЛЕЗНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница