Власть. Политика. Государственная служба. Словарь.
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

РАВНОПРАВИЕ

РАВНОПРАВИЕ (equality, equal reghts) - одинаковые, гарантируемые законом экономические, социальные, политические и личные права граждан, официально признанное равенство граждан перед государством, законом, судом; один из ключевых элементов подлинной демократии; предмет многих исторических и научных дискуссий и изысканий.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ (Partition of powers) - политико-правовая теория, согласно которой власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных участков и функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимыми друг от друга органами. Идея высказывалась еще античными учеными (Аристотель и др.), затем Дж. Локком, развита Ш. Монтескье. Принцип Р.в. отражен впервые в конституционных актах Великой французской революции, использован в Конституции США (1787 г.) Является важным принципом демократии. Ныне отражен и закреплен в Конституции Российской Федерации.

РЕЕСТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЕСТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (польск. rejiestr, от позднелат. registram; англ, list/register of state ranks the Russian Federation) - перечень государственных должностей категорий "А", "Б", "В". К Р. прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам из замещающих. Р. утверждается Президентом.

РЕФЕРЕНДУМ

РЕФЕРЕНДУМ (лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования населения страны

РЕФЕРЕНДУМ МЕСТНЫЙ

РЕФЕРЕНДУМ МЕСТНЫЙ (local Referendum). В Российской Федерации в соответствии с законом по вопросом местного значения может проводиться местный референдум Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном Референдуме непосредственно и на добровольной основе Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение, а итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

РЕФОРМА

РЕФОРМА (reform, фр. reform, от лат. reformare . преобразовывать) -преобразование, изменение, переустройство общественной жизни или какой-нибудь ее стороны (в т.ч. порядков, социальных институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. Формально Р. - нововведение любого содержания, но обычно более или менее прогрессивной направленности.

РУКОВОДСТВО

РУКОВОДСТВО (1) guidance, leadership; 2) leaders governing body; 3) guiding principle, 4) handbook, manual; 5) instructions, directions) -1) направляющая деятельность руководителя; 2) руководители, руководящий орган; 3) то, чем следует руководствоваться (например, постановление); 4) учебное пособие; 5) те или иные инструкции для практической работы.

РЫНОК

РЫНОК (market) - сфера обмена товаров на деньги и денег на товар, связи между обособленными товаропроизводителями; место, где совершается акт купли-продажи товаров. Рынок не может и не должен регулироваться политическими средствами, вмешательством властей, но и не должен выпадать из поля зрения политиков, властителей. Он требует к себе внимания, заинтересованного отношения, заботы о благоприятных внешних и международных условиях для его развития Р. имеет сложную структуру, которую можно оценивать по разным основаниям. По объектам -Р. продуктов, средств производства и предметов потребления, услуг, инвестиций, ценных бумаг, технологий, рабочей силы и т.п. По уровню насыщенности товарами - Р. равновесный (равенство объемов спроса и предложения), дефицитный преобладание платежеспособного спроса над предложением), избыточный (превышение предложения над спросом). По механизму функционирования - Р. свободный (действует стихийный закон стоимости, свободная конкуренция и т.д.), монополизированный, планово-регулируемый и т.п. По территориальному признаку - Р. местный, региональный, общегосударственный, всемирный, Названные подходы и понимание Р. ныне все более распространяются и на другие сферы, в том числе на политику и власть. Образно осмысливаемый, понимаемый и в переносном смысле Р. позволяет говорить и о политическом Р. и Р. власти. Сегодня теряют былой смысл поговорки прошлого, приводимые В. Далем: на рынке ума не купишь, за ответом не в рынок идти. Ответ можно и нужно искать у политиков, в органах власти, а на них самих можно смотреть с позиций рынка.

РЫНОК ВЛАСТИ

РЫНОК ВЛАСТИ (market of power) - одна из разновидностей общего феномена рынка и вместе с тем четко выраженная относительно самостоятельная сфера со всеми ее элементами Его специфика в чрезвычайных возможностях власти, ее влияния и воздействия на общественную жизнь и в возрастающих возможностях влияния населения, граждан на власть и властителей, т.е. на поприще абсолютно недоступно для простого человека в прошлом. Именно развитие демократии и демократического устройства общества открыло возможность для возникновения и развития Р. власти. Демократизация и политизация общественной жизни, а также восходящая эволюция рыночных концепций и практики позволили перенести представления, сформированные рынком, и в сферу собственно государственной жизни Они дали возможность предъявлять спрос на идеи, концепция эффективный власти, на наиболее способных политиков, мудрых властителей, на продуктивно действующие органы власти и вместе с тем позволили политическим силам выходить к населению, избирателям с широкой гаммой конструктивных идей, программ, с большим предложением кандидатур на ключевые государственные посты. За такой практикой взаимоотношений, взаимного воздействия, спроса, предложения и выбора в тандеме "власть-избирательный корпус" несомненно будущее Лучшие шансы всегда будут на стороне тех, кто полнее и разумнее использует все это своеобразие новой жизни и ее механизмы, кто лучше овладеет кратологией - наукой о власти.

РЫНОК ПОЛИТИЧЕСКИЙ

РЫНОК ПОЛИТИЧЕСКИЙ (political market) - весьма своеобразная современная сфера обмена, где взвешивается и определяется вся совокупность наличных политических сил и организаций, функционирующих в сфере власти и в целом в политической области (или в секторах и сегментах), где обнаруживают себя реальные и потенциальные конкуренты-политики, где происходит борьба за потребительское предпочтение избирателей, где уже есть фактическое "предложение" и "выбор" реальных политических услуг и товаров. Ныне Р.п. уже принято разделять на "рынок продавца" и "рынок покупателя", рынок политических лидеров (политических идей и программ) и избирателей (потребителей) Ситуация на Р.п. его масштабы, емкость, доля на этом рынке определенных субъектов политики - сегодня предмет особого внимания и поле для анализа, исследований и прогнозов в политическом маркетинге, для энергичной политической деятельности.

Предыдущая страница Следующая страница