Власть. Политика. Государственная служба. Словарь.
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ (Cabinet of Ministers. The Cabinet) -1) состав министров, входящих в правительство; нередко название самого правительства. 2) в ряде стран высший орган исполнительности власти во главе с президентом.

КАДРОВАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА

КАДРОВАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА (personell department of administrative body) - подразделение для работы с кадрами в государственных органах (учреждениях). Данная служба: 1) обеспечивает проведение конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы, аттестаций, прохождение государственными служащими испытания при замещении государственных должностей государственной службы. 2) оформляет решения государственных органов, связанные с прохождением государственными служащими государственной службы, ведет личные дела государственных служащих, вносит необходимые записи в трудовые книжки государственных служащих; 3) консультирует государственных служащих по вопросам их правового положения, соблюдения ограничений, связанных с государственной службой; 4) анализирует уровень профессиональной подготовки государственных служащих, организует переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации государственных служащих.

КАДРЫ

КАДРЫ (cadres, personell) - основной (как правило, штатный) состав квалифицированных работников партий, государственных учреждений, общественных организаций. Соответственно государственные, партийные, политические, руководящие, военные, педагогические, научные К. и т.д.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАЗРЯДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАЗРЯДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ (qualification classes of the state servants) -определение классов, групп госслужащих в зависимости от их соответствия предъявляемым требованиям. В России по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственным служащим присваиваются квалификационные разряды. Они указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп Порядок проведения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности государственной службы, аттестации государственных служащих устанавливается федеральным законом. Государственный квалификационных экзамен может быть проведен по инициативе государственного служащего для присвоения ему по результатам указанного экзамена очередного квалификационного разряда без последующего перевода на другую государственную должность государственной службы Государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы; государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим замещающим главные государственные должности государственной службы; советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы; советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы; референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы. Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников Российской Федерации, государственных советников Российской Федерации производится Президентом Российской Федерации. Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральным законом вводятся другие виды квалификационных разрядов, воинские звания, дипломатические ранги.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (political competence) - необходимая совокупность личностных качеств руководителя, общественного деятели, характеристика органа власти, включающая высокий профессионализм, знание политических интересов людей, ситуации в которой он действует, умение анализировать систему общественно-политических отношений, взаимодействие политических сил, прогнозировать последствия тех или иных мер и действий. Важным аспектом компетентности является личный жизненный опыт политического лидера, ; деятеля, его общегуманитарная и профессиональная подготовка. Как показывает мировой опыт, основной путь повышения компетентности в политической деятельности современного политика лежит через овладение им знаниями по истории общества, политической и правовой мысли, всем комплексом теоретических и прикладных политологических и экономических знаний, информатикой, умение использовать официальные публикации, статистические данные, материалы социологических исследований, текущие архивы, личные контакты с различными группами населения, другими политическими лидерами, самокритичность, умение исправлять свои ошибки и промахи, знание иностранных языков.

КОМПРОМИСС

КОМПРОМИСС (compromise, от лат. compromissum - соглашение, достигнутое путем взаимных уступок) - договоренность, соглашение как разумный способ разрешения конфликтов, заключающийся в достижений взаимопонимания путем обоюдных уступок участвующих сторон. Для достижения компромисса необходимо четкое определение предмета или объекта разногласий спора, осознание пределов уступок, на которые в данных условиях может пойти каждая из сторон, формирование авторитетных групп, которым доверено вести между собой переговоры и, в случае их успеха, заключить то или иное конкретное соглашение. Хотя возможны и иные ситуации, которые затрагивают основы существования противостоящих сторон. Противоборство в подобного рода случаях может носить бескомпромиссный характер, и разрешаются они иными средствами, вплоть до применения силы в ее различных вариациях.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ (computerization, от лат. computare -считать, вычислять) - современное и очень перспективное направление, связанное с насыщением новейшей вычислительной техникой различных участков деятельности; очень важное направление информатизации и повышения быстродействия всей сферы власти, государственной службы, формирования информационного общества.

КОНГРЕСС

КОНГРЕСС (congress, от лат. congressus - встреча, собрание) - 1) съезд, преимущественно международный; 2) название законодательного органа (парламента) в США, во многих государствах, например, в Латинской Америке; 3) в ряде стран название тех или иных общественно-политических организаций (партий Индийский национальный К.).

КОНКОРДАТ

КОНКОРДАТ (concordat, от лат. concordare - быть согласным) - договор между правительством конкретного государства и Ватиканом, которым определяются взаимоотношения государства и католической Церкви в соответствующей стране.

КОНКУРЕНЦИЯ

КОНКУРЕНЦИЯ (competition; позднелат. concurrentia, от concurrere сталкиваться) - соперничество. В борьбе за власть может приобретать очень острые формы.

КОНКУРС

КОНКУРС (competition, фр. concours, от лат. concursus - стечение, столкновение) - 1) соревнование, соискательство, в т.ч. и претендентов на властные должности; 2) в трудовом праве - особый порядок подбора кадров на соответствующие должности на основании решения коллегиального органа (ученого совета и т.п.), решение которого об избрании на должность одного из участников К. является обязательным для администрации.

КОНКУРС НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КОНКУРС НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ - установленный законом порядок отбора должностных лиц в Российской Федерации для замещения вакантных должностей. Он на деле обеспечивает право граждан на равный доступ к государственной службе. Он проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, при соблюдении условий, поступления на службу. Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (на замещение вакантных государственных должностей государственной ; службы 2-й группы) или конкурса-испытания (на замещение вакантных государственных должностей государственной службы 3, 4 и 5-й групп) Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса документов на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих органов по вопросам государственной службы. Конкурс-испытание проводится государственной конкурсной комиссией. Конкурс-испытание может включать в себя прохождение испытания на соответствующей государственной должности государственной службы и завершается государственным квалификационным экзаменом. Информация о дате, месте и об условиях проведения конкурса подлежит опубликованию в официальных изданиях соответствующего органа по вопросам государственной службы. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Решение конкурсной (государственной конкурсной) комиссии является основанием для назначения на соответствующую государственную должность государственной службы либо отказа в таком назначении. Другие условия проведения конкурса определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

КОНСЕНСУС

КОНСЕНСУС (consensus, от лат. consensus - согласие, единодушие) - 1) взаимопонимание, согласие по тому или иному спорному вопросу, достигаемое в результате сближения позиций, в дискуссиях; 2) принятие решения или текста договора на международных конференциях и в международных организациях на основе достигнутого общего согласия участников без проведения формального голосования, если против не выступает ни один из участников проводимого форума (данной организации).

КОНСЕРВАТИЗМ

КОНСЕРВАТИЗМ (conservatism, от фр. conservatisme, от лат. conservare -охранять, сохранять) - 1) приверженность к старому, устоявшемуся (к строю, режиму, порядкам, убеждениям), стремление их сохранить, не допустить перемен; 2) система взглядов, убеждений такой ориентации.

КОНСОЛИДАЦИЯ

КОНСОЛИДАЦИЯ (consolidation, лат. consolidatio, от con - с, вместе и solidare -укреплять, сращивать, уплотнять) - 1) упрочение, укрепление (организации, сплочения группы лиц, позиций власти); 2) в Великобритании - способ систематизации законов, когда ряд старых законов объединяются в один новый с сохранением их содержания.

КОНСПИРОЛОГИЯ

КОНСПИРОЛОГИЯ (от лат. conspitatio - заговор и логия) - теория заговоров, учение об их предотвращении. Несмотря на множество публикаций в этой области, обстоятельно разработанной системы знаний пока не существует.

КОНСТИТУИРОВАНИЕ

КОНСТИТУИРОВАНИЕ (от лат. constituere - устанавливать) - 1) придание законной силы акту, создаваемой организации; 2) установление, определение состава, содержания чего-либо, например, К. органов конференции и т.д.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ВЛАСТЬ

КОНСТИТУЦИОННАЯ ВЛАСТЬ (constitutional power) -законная власть, основанная на соответствии Конституции.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПОЛЕ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПОЛЕ (constitutional field) -образное осмысление пространственных пределов, в которых действуют данная Конституция, установленные ею принципы и нормы, права и обязанности.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО (constitutional law) - название отрасли права, в которой предметом регулирования являются принципы организации и порядок функционирования государственной власти, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством. Основным источником К. п. является сама Конституция, нормы которой, как это общепринято, обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права - парламентским законом, актам исполнительных органов государственной власти, судебным прецедентам и обычаям.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО (constitutional space/sphere) -образное осмысление реальных пределов характеризующихся протяженностью и объемом, в которых действуют данная Конституция, ее принципы, нормы, определенные ею права и обязанности лиц и органов.

КОНСТИТУЦИОННОСТЬ

КОНСТИТУЦИОННОСТЬ (constitutionality) - важнейшая черта, качество, характеристика тех или иных законов, актов, действий, мер, шагов, отличающая их соответствие положениям, установлениям данной Конституции.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ (constitutional conflict) - столкновение, спор, серьезное разногласие, возникшее на почве разного толкования, подхода к соответствующим положениям Конституции.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КРИЗИС

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КРИЗИС (constitutional crisis) -резкое, острое столкновение; тяжелое положение, создавшееся в обществе и государстве в условиях противоборства различных общественно-политических сил, движений по ключевым положениям Конституции, их понимания, толкования, применения или вокруг необходимости полной или частичной замены Конституции в обстановке крутых социальных перемен.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПОРЯДОК

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПОРЯДОК (constitutional order) -строгое соответствие, поддержание установленных Конституцией порядка и правил.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ (constitutional order/system) - государственное устройство, отвечающее установлениям Конституции.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД (constitutional court) -специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением Конституции, за соответствие ей всех иных нормативных актов. В Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля. Его полномочия, состав, основной характер деятельности определены Конституцией РФ и соответствующим Законом КС РФ не рассматривает политические вопросы. Он сам и его судьи в своей деятельности независимы, самостоятельны и подчиняются только Конституции. КС РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

КОНСТИТУЦИЯ

КОНСТИТУЦИЯ (constitution, от лат. constitutio - устройство, установление) - 1) основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, основные принципы правосудия, избирательную систему, права и обязанности граждан и т.д.; 2) строение, структура какого-либо организма.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Constitution of the Russian Federation) - основной закон Российской Федерации. Принята всенародный голосованием 12 декабря 1993 г. К РФ имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить КРФ. Она состоит из девяти глав (основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство; Президент Российской Федерации, Федеральное собрание, Правительство Российской Федерации; судебная власть; местное самоуправление; конституционные поправки и пересмотр Конституции). КРФ насчитывает 137 статей. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. ; Положения главы 1 Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации

КОНТРАКТ

КОНТРАКТ (contract, от лат. contractus) - договор, соглашение, по преимуществу письменные, включающие взаимные обязательства договаривающихся сторон. Широко входит в российскую практику в условиях становления новой государственности и рыночных отношений

КОНФЛИКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

КОНФЛИКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (political conflict, от лат conflictus -столкновение) - глубокие разногласия между различными политическими силами, партиями, властными лицами, основу которых составляет разность, альтернативность, а порой и непримиримость интересов, несовместимость целей и ориентации. Конфликты возникают в условиях, когда отсутствуют или блокируются возможности ослабления политической напряженности, а причиной их появления могут быть какие-либо события, действия, поступки, решения противостоящих сторон. С момента своего возникновения К.п. может иметь, как правило, две тенденции своей динамики: к разрешению, затуханию или же к дальнейшему расширению, обострению. Если политические силы, оказывающие воздействие на ход конфликта, не могут его разрешить, то конфликт перерастает в политических кризис, последствия которого могут быть самыми трагичными. Различают конфликты внутригосударственные и межгосударственные, глобальные и локальные, вооруженные и невооруженные, социальные, этнические, межнациональные, внутрипартийные, личностные и т.д. Конфликты являются предметом глубокого анализа во властных органах и политических структурах; изучаются в политологии, кратологии, социологии, а теперь и в формирующей области знания конфликтологии.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ (conflictology, от лат. conflictus и., логия) - теория конфликтов, наука о конфликтах, их природе, многообразии их типов и видов, сущности, особенностях; условиях, путях, силах, способах, механизмах их преодоления. Область знания не до конца разработанная, но оказавшаяся необходимой, особенно в конце XX в и особенно в властной практике. Поэтому серьезным шагом вперед в рассматриваемой области знания можно считать выход в свет таких первых новаторских изданий, как "Социология конфликта" А.Г. Здравомыслова (1995 г.), «Юридическая конфликтология» (1995 г.)

КОНФРОНТАЦИЯ

КОНФРОНТАЦИЯ (confrontation) - противостояние противоборство, противопоставление социально-политических систем военно-политических союзов, отдельных государств, различных социальных сил внутри государства, противоположных идейно-политических принципов. К. является как результатом взаимодействия изначально существующих в той или иной социальной системе противоположных экономических, социальных, политических сил, так и результатом деятельности тех или иных противоборствующих субъектов политических отношений Различаются пассивная К., при которой противоположность интересов и намерений противостоящих сторон не реализуется в открытых действиях, а существует в скрытой форме, являясь одним из источников напряженности, и активная К, выражающаяся в вооруженном конфликте, "холодной войне", блокаде той или иной страны по тем или иным мотивам /таможенным, финансовым и т.д./ Своеобразие конфронтационных ситуаций, путей выхода из них особо тщательно должны анализироваться с позиций политологии, конфликтологии, кратологии. ;

КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (political conception) - система политических взглядов, идей, целевых установок, пронизанных единым, определяющим замыслом, основной, ведущей мыслью, содержащей постановку и пути решения определенных политических проблем Политическая концепция формируется в процессе целенаправленного познания субъектов политики сущностных, глубинных связей и отношений изучаемых политических явлений, осмысления и освоения новых идей /новаций/, новых методов осуществления поставленных целей.

КОНЪЮНКТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

КОНЪЮНКТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ (political conjuncture) - обстановка, положение, ситуация, возникшие в определенный момент, период в политической сфере общества Политическая конъюнктура складывается на основе действий различных политических сил. государственных структур, органов власти. Она может быть стабильной, устойчивой или же характеризоваться нестабильностью, напряженностью, конфликтностью.

КОРРУПЦИЯ

КОРРУПЦИЯ (corruption, от лат. corraptio - подкуп) - использование должностным лицом, общественным или политическим деятелем прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; подкуп государственных деятелей министров, членов парламента, журналистов, различных чиновников, которых называют коррумпированными, то есть продажными, подкупленными, развращенными взятками.

КРАГОМАНИЯ

КРАГОМАНИЯ (cratomania, от гр. kratos и mania - влечение, страсть, безумие) -влечение, порой болезненное, к обладанию властью.

КРАТОГНОЗИЯ

КРАТОГНОЗИЯ (cratognosie от гр. kratos и gnosis - знание) -совокупность, система знаний о власти, ее сути, содержании, особенностях, формах проявления, типах и видах и т.д.

КРАТОГРАФИЯ

КРАТОГРАФИЯ (cratography, от гр kratos и grafo - пишу) -описание власти; система знаний, характеризующих условия существования власти в экономическом, социально-политическом и духовном пространстве.

КРАТОДИНАМИКА

КРАТОДИНАМИКА (cratodinamics, от гр. kratos и dynamikos - относящийся к силе, сильный) - раздел учения о власти, изучающий ее эволюцию, движение, развитие, преобразования и трансформации.

КРАТОЗНАНИЕ

КРАТОЗНАНИЕ (cratology) - совокупность знаний о власти, ее месте, роли и судьбах в жизни общества.

КРАТОКРАТИЯ

КРАТОКРАТИЯ (cratocracy, от гр. kratos) - властовластие, повелительное и сдерживающее воздействие на людей, оказываемое уже самим фактом существования властей, потенциальной возможностью использования в их защиту или против них силы власти. В 1991-1993 гг. А. Фурсов опубликовал в журнале "Социум" более 20 статей под общим заглавием "Кратократия".

КРАТОЛОГ

КРАТОЛОГ (cratologist) - специалист и исследователь в области науки о власти.

КРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕЗАУРУС

КРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕЗАУРУС (cratologis thesaurus, от гр. thesaurtos -запас) - словарь, в котором максимально полно представлены слова того или иного языка, охватывающие сферу власти, с обстоятельным перечнем примеров их употребления. Явление в полном исчерпывающем объеме осуществимое лишь для мертвых языков, а не для живых, а значит и развивающихся языков.

КРАТОЛОГИЯ

КРАТОЛОГИЯ (cratology, от гр. Kratos - власть и logos -понятие, учение) - одна из важнейших общественных (гуманитарных) наук, учение о власти, закономерностях ее происхождения функционирования и развития, о типах и видах власти, ее субъектах объектах, носителях, функциях, задачах, механизмах, нормах и принципах, сути и особенностях разделения властей, взаимодействия власти с другим сферами жизни и властей разного рода между собой, а также с зарубежными властями. К. может и должна рассматриваться и как целая и целостная система знаний (норм), включающая: общую К., историю власти, теоретическую К., прикладную К., сравнительную К., частные К., социологию власти, логику власти, морфологию власти, педагогику власти, психологию власти, философию и этику власти, специальные К., а всего более 70 областей и отраслей знания. Понятие К. Автор впервые предложил в статье «Научилась ли кухарка управлять государством?» (См.: Партийная жизнь. 1991. № 19.) Русскоязычный аналог понятия К. в буквальном смысле слова ВЛАСТЕВЕДЕНИЕ.

КРАТОМАФИЯ

КРАТОМАФИЯ (cratomafia, от гр. kratos и ит. mafia) - мафия, вторгшаяся в сферу власти в той или иной стране, переключившая свою деятельность на обладание властью и сумевшая занять в ней ряд ключевых позиций, а также ее устремления к полному контролю данной власти, ее системы, структуры, рычагов, в конечном счете, в своих корыстных, авантюрных, антинародных интересах.

КРАТОМЕТРИЯ

КРАТОМЕТРИЯ (cratometry, от гр. kratos и metreo - измеряю) - часть теории, науки о власти, изучающая пространственные характеристики власти, приемы и способы их измерения и сопоставления.

КРАТОНОМИЯ

КРАТОНОМИЯ (cratonomy от гр. kratos и nomos - закон) - раздел кратологии, дающий представление о законах возникновения и эволюции власти, ее финализме.

КРАТОСОФИЯ

КРАТОСОФИЯ (cratosophy, от гр. kratos и sophia - мудрость) - учение о власти, как олицетворении, воплощении человеческой мудрости, позволяющей с помощью власти регулировать разнообразные виды человеческих отношений, в т.ч. отношений партий, наций, слоев, классов, государств) и избегать всесокрушающей, уничтожающей борьбы людей между собой.

КРАТОСФЕРА

КРАТОСФЕРА (cratosphere, от гр. kratos и sphaira - шар) - область, сфера, поле, зона власти в общей структуре человеческого общества и специфика этой сферы; пределы досягаемости, распространения, влияния той или иной конкретной власти.

КРАТОФАГИЯ

КРАТОФАГИЯ (cratophagia, от гр. kratos и phagos -пожирающий) -уничтожающее, разрушающее (буквально пожирающее) воздействие тех или иных видов власти, например, диктаторской власти, их пагубных социальных последствий.

КРАТОФИЛИЯ

КРАТОФИЛИЯ (cratophilia, от гр. kratos и philia - любовь, дружба) - любовь, неудержимая тяга, склонность к власти, к властовованию и подчинению себе других людей различными путями, средствами, методами, а порой и любовь подвластных к властям.

КРАТОФОБИЯ

КРАТОФОБИЯ (cratophobia, от гр. kratos и phobos - страх) - паническая боязнь власти того или иного рода, чувства ужаса, страха, паники, испытываемые перед властью; а отсюда и часто органическая враждебность к власти и властям. К. наиболее типична и наиболее скрываема в условиях абсолютистских, диктаторских режимов.

КРАТОЦЕНТРИЗМ

КРАТОЦЕНТРИЗМ (cratocentrism, от гр. kratos и лат. centrum) отношение обладателей высшей власти к ней самой как самоцели.

КРИЗИС ВЛАСТИ

КРИЗИС ВЛАСТИ (srisis of the power, от гр. krisis- решение поворотный пункт, исход) - резкое, болезненное ослабление власти, острое затруднение или провалы, неудачи в деятельности властных структур, тяжелое переходное состояние, ослабление, потеря авторитета, Доверия, силы, требующие кадровых изменений: на уровне правительств - смены всего или части кабинета, на уровне парламента - его возможного роспуска и переизбрания. Кризис власти требует внимательного анализа, исследования его причин, хода, прогнозирования последствий, принятия решительных мер или же ухода из властной сферы как непосильной для данных лиц и партий. Нередко говорится о правительственном, политическом кризисе и т.д.

КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИЙ

КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИЙ (political crisis, от гр. krisis) - нарастающее неустойчивое состояние политической системы общества, выражающееся в существующих конфликтах, в резком обострении политической напряженности. К.п. в своем становлении может проходить ряд этапов: предкризисное состояние общества или его политической системы, заключающееся в развитии конфликтных ситуаций до такой степени, когда они уже не могут быть нормально разрешены путем достижения компромисса; возникновение кризиса, выражающееся в неспособности правительства, властей разрешать стоящие перед обществом проблемы политическими методами, характерными для обычного функционирования политической системы; развитие и обострение кризиса, включающее порой распад тех или иных политических структур, усиление их недееспособности, приводящее к безвластию. Обострение кризиса может являться началом как его разрешения, так и дальнейшего обострения, выражающегося в возникновении предкатастрофической ситуации и даже собственно политической катастрофы. Выделяют внешнеполитические кризисы, связанные с международными конфликтами, конфликтами между военно-политическими блоками, и внутриполитические кризисы. Среди последних такие, как: конституционный кризис, связанный с фактическим прекращением действия основного закона государства; правительственный кризис, выражающийся в потере тем или иным правительством авторитета, в невыполнении исполнительными органами распоряжений правительства; внутрипартийный кризис, связанный с расколом той или иной партии потерей ею своих функций. В фокусе большинства К.п. - кризис власти (см.). В целом К.п. - тяжелое явление в судьбах общества, однако, при его успешном разрешении он почти всегда служит началом нового этапа подъема развития общества я его политической системы, ее радикального обновления.

КРИТЕРИИ ВЛАСТИ

КРИТЕРИИ ВЛАСТИ (criterions of the power) - показатели, признаки, по которым производится оценка эффективности и жизнеспособности данной власти (властей). К их числу относятся сами результаты действий власти, ее активность, гибкость, динамизм, инициатива, настойчивость, авторитет, степень вызываемого доверия, связь с людьми, а в конечном счете прогресс общества, государства.

КРИТЕРИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ

КРИТЕРИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ (political critetions) -показатели принципы оценки явлений, ситуаций, фактов, событий с точки зрения мировоззренческой и политической ориентации различных политических сил, их интересов, целей. К.п. предстают в форме аналитических суждений, выводов, оценок, содержащихся в политических документах /заявления, программы, концепции, теории и т.д./, в которых даются как характеристика текущего момента, так и результаты анализа политических уроков, накопленного опыта, что необходимо для эффективной политической деятельности.

КРИТИКА ВЛАСТЕЙ

КРИТИКА ВЛАСТЕЙ (от гр. kritike - искусство разбирать, судить) 1) квалифицированная (а порой и поверхностная) оценка, разбор, обсуждение достоинств и недостатков власти, ее типа, вида, механизма, строения, технологии, имеющихся просчетов, ошибок результативности, глубины решений, замыслов, итогов их реализации и т.п.; 2) собственно острые оценочные суждения со стороны самих властей по отношению к тем или иным лицам, организациям и т.д.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

КРУГЛЫЙ СТОЛ - (round table) - одна из современных популярных форм публичного обсуждения каких-либо вопросов, характеризующаяся определенным порядком, очередностью высказываний его участников, сидящих нередко за столом, имеющим /условно/ круглую форму, а также равными правами всех присутствующих. К.с. используется, как правило, в условиях политического плюрализма, для поиска компромиссных форм и путей решения злободневных общественных, экономических, политических проблем. Широко используется и в международной практике. Опыт свидетельствует о достаточно высокой эффективности данной процедуры для разрешения конфликтов, выхода из предкризисных ситуаций, согласования позиций, точек зрения, стабилизации обстановки.

КРУГОЗОР ПОЛИТИЧЕСКИЙ

КРУГОЗОР ПОЛИТИЧЕСКИЙ (political outlock/vi si on/views) - объем, широта знаний, интересов, информированности субъектов политики, позволяющие ими ориентироваться во всем многообразии общественно-политической жизни, творчески осмысливать ее процессы и принимать соответствующие решения. Политическая практика убедительно показала, что узость кругозора, примитивность, догматизм и бедность политического мышления, пренебрежительное и амбициозное отношение к инновациям, поиску новых политических ориентацией, ведут к беспринципности и ; политиканству, к неумению должным образом отвечать на вызовы времени, к провалам и ошибкам, в конечном счете, к политическому банкротству.

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ (cult of personality, от лат. cultus -почитание) - чрезмерное, необузданное восхваление какого-либо деятеля, преклонение перед ним, преувеличение его заслуг, Противоречащее элементарным нормам, правилам цивилизованной жизни и здравого смысла обожествление конкретной личности, как правило, ведет к диктатуре, беззаконию, к попранию прав и свобод граждан. Например, К.л. И.В. Сталина.

КУРС ПОЛИТИЧЕСКИЙ

КУРС ПОЛИТИЧЕСКИЙ (political course, от лат. cursus - течение, ход) -относительно долговременное направление деятельности государства, политических партий, союзов, движений, в ходе которого достигается (или не достигается) решение определенных задач. К.п., как правило, закрепляется и аргументируется в программных документах, декларациях, в которых формулируются его цели, тактические и стратегические задачи. Проведение такого курса - сложный и противоречивый процесс, подвергающийся воздействию самых различных факторов, к числу которых относятся: расстановка и взаимоотношение политических сил, социально-экономическое положение, отношение к политике и власти различных социальных слоев, состояние межнациональных отношений и связей, международная обстановка, авторитет политических лидеров, уровень политической культуры и др.

Предыдущая страница Следующая страница