Власть. Политика. Государственная служба. Словарь.
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОЛ"-"ПУБ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОЛ"-"ПУБ")

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (political culture) -своеобразный вид человеческой культуры, находящейся на стыке политики и достижений общества в материальном, духовном и умственном отношении. Проявляется как цивилизованные деятельность, поведение в сфере политики и политической жизни. Различают П.к. лидеров, граждан, партий, движений, наций, социальных слоев, классов, государств, стран, народов.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА (political science) - одна из общественных наук, дающая целостную систему знаний о политике и власти, о политических интересах, отношениях, сознании, политическом процессе, культуре и деятельности людей, о политической жизни общества и соответствующих политических системах, а также других политических явлениях и событиях. Изучает законы и закономерности данной области человеческой деятельности. Во множественном числе употребляется понятие политические науки. Широко применяется это понятие за рубежом. В жизни используется также понятие социально-политические науки. В СССР с 1989 г. проводилась защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора политических наук. С 1949 г. существует Международная ассоциация политической науки (МАПН), созданная по инициативе ЮНЕСКО и действующая под ее эгидой. В 1955 г. АН СССР была создана входившая в указанную ассоциацию Советская ассоциация политической науки, в 1991 г. переименована в Политологическую ассоциацию. В 1995 г. создана Академия П.н. Ее Президентом избран известный ученый А.В. Дмитриев.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (political organisation) -1) система соответствующих органов и общественных объединений, с помощью которых осуществляется политическая власть; 2) добровольное неформальное объединение граждан со своими программными и другими организационными документами и определенным порядком деятельности, которое участвует в политической жизни (политическая партия) .

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (political psychology) - одна из составных частей политологии, область науки, изучающая психологические компоненты политического сознания, деятельности и ценностных ориентации людей, социальных групп, национальных образований, органов государственной власти, которые проявляются в конкретных действиях и поступках. Понимание и осмысление психологических механизмов внутренней и внешней политики - одно из важнейших условий политической деятельности. В практике используется и понятие "психология политики".

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА (political system) - 1) в широком смысле - совокупность политических взглядов, политических отношений и политических институтов (организаций) существующих в данном обществе. Отражая реальное строение общества, наличие в нем различных социально-политических сил с их порой противоположными позициями, эта П.с.о. не обладает такими системными элементами как целостность и единство; 2) совокупность политических взглядов, отношений и институтов собственно правящих сил, классов; об их единстве, целостности в основном говорить правомерно; 3) в узком смысле - собственно совокупность государственных органов, политических партий и организаций, с помощью которых в данном обществе осуществляется власть.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА (political strategy and tactics) -теория и практика участия в политической жизни, политическом процессе и политической борьбе, применяемые государственной властью, общественно-политическими силами и движениями Стратегия и тактика тесно взаимосвязаны. Они исходят из политической ориентации и главных целей, направлений деятельности указанных сил. Они по своим целям и методам могут быть разными в разных условиях и на разных этапах Стратегия и тактика принципиально отличаются по своим конечным целям у противостоящих сил, которыми однако нередко используются сходные приемы и методы. Стратегия определяет основное направление деятельности на крупном историческом этапе. Ее объектом является разработка и обеспечение достижения главных целей. В ней определяются расстановка своих сил, нейтральные и противоположные силы, основные союзники, очередность решаемых задач. Тактика определяет линию политического поведения данного субъекта, способы и формы его деятельности применительно к конкретно-историческим условиям Тактика вытекает из стратегии и определяется ее установками.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА (political sphere) - область политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственного влияния политиков и политических организаций, воздействия политических идей. Вместе с тем политические взгляды сегодня проникают, в известном смысле, пронизывают экономическую и духовные сферы, политизируют их, как и общество в целом, но это еще более требует выделения сферы собственно политики, политических идей, отношений, учреждений.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (political theory) - система основных идей в сфере политических знаний, разрабатываемая научными сообществами или отдельными политическими деятелями и мыслителями (см. также политология). Определяющее значение имеет связь политической теории с практикой, ее соответствие практике.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (political technology) - совокупность целенаправленных действий, ориентированных на достижении заданного политического результата, метод "перевода" объективных законов политики в механизм управления, власти, т.е. перевода абстрактного языка политической науки на конкретный язык решений, документов, нормативов, предписаний, регламентирующих и стимулирующих людей на наиболее эффективное достижение поставленных целей, а также научное описание способов политической деятельности, использование возможностей информатики. Ныне общество особо испытывает острую потребность в политических технологиях, которые учитывали бы современные реалии жизни, базировались на уже проверенных и отработанных методах работы с населением, обеспечивали бы предпосылки для достижения высоких конечных результатов деятельности, имели массовую воспроизводимость на разных уровнях, обеспечивали бы в конечном счете прогресс общества.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ (political views/opinions) -мнения, суждения по политическим вопросам. Могут быть различными, а иногда и противоположными у разных людей, тем более принадлежащих к разным политическим партиям и движениям. Существенное влияние на общественную жизнь могут оказывать предприниматели, обладающие экономической властью и придерживающиеся определенных П.в.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ (political ideas) - понятия, представления, отражающие политическую, властную действительность в сознании человека, выражающие его отношение к ней и являющиеся одной из определяющих основ его мировоззрения, жизненной позиции и поведения, а также политической и общей культуры.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (political relations) - один из важнейших видов общественных отношений, в основе которых лежат политические интересы, идеи и позиции людей Тесно связаны с экономическими отношениями и интересами людей, с бизнесом и рынком, но играют самостоятельную роль и воплощаются в практике государственного устройства и власти, а также стремлениях к обладанию властью и деятельности оппозиции.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ (political movement) - движения, направления в общественно-политической жизни, как правило, базирующиеся на идейной близости, родстве их участников, но не оформленных организационно. Могут иметь место и в некоторых партиях.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

ПОЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК (political bloc) - соглашение, объединение тех или иных государств, партий, организаций, движений и т.п. для тех или иных конкретных совместных действий в сфере политической жизни, в борьбе за власть или его отстаивании.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ (political figure, politician) -лицо, проявившее себя в политической жизни, в сфере власти, приобретшее известность, авторитет, сторонников, последователей. Нередки случаи, когда политический деятель может быть известен и как специалист, мастер, знаток, лидер и в иных сферах деятельности.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (political institution) - 1) та или иная организация, учреждение, орган в области политической жизни; 2) название соответствующего высшего учебного заведения (p. institute).

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ (political report) - официальное название доклада, сообщения о проделанной работе в политической партии.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

1) political process; 2) political trial - 1) ход развития политических событий, последовательная смена состояний в развитии политической жизни; 2) разбирательство судебного дела с политическим содержанием, мотивами.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ (political system/order) - система государственного устройства. Более точно - государственный строй.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО (political rule/domination) - преобладающее, подавляющее политическое влияние, обладание всей полнотой политической, государственной власти.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО (political unity) - полное сходство политических взглядов, общность позиций, политическая сплоченность партии, движения, политической силы, народа и т.д.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (political thinking) - рассуждения, сопоставление данных, проведение обобщений, выводов с позиций политики, чьих-либо политических интересов, отдавая предпочтение политическим аспектам.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (political behaviour) - образ жизни и действий государственных деятелей, политиков и других субъектов политики - лиц, партий, движений в политической сфере, в общении с людьми при рассмотрении и решении политических вопросов.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ (political consciousness) - 1) одна из важных форм общественного сознания, обладающая относительной самостоятельностью, специфическими структурными элементами и функциональными характеристиками; 2) активное творческое осознание политической деятельности, прежде всего, политических потребностей, интересов и ценностей, выступающее как совокупность соответствующих политических знаний, представлений и оценок. В структуре политического сознания можно выделить два уровня - рациональный и эмпирический.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ (political asylum) - 1) место (государство), где можно укрыться, найти спасение от политических преследований; 2) сама защита, предоставляемая преследуемому лицу чужим государством.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ (political teaching/doctrine) - 1) совокупность теоретических положений о политической жизни общества, политике, политической власти и политической деятельности; 2) система воззрений какого-либо ученого или мыслителя, относящаяся к политической сфере, взятой в целом. ;

ПОЛИТОЛОГ

ПОЛИТОЛОГ (politologist) - специалист-ученый, а также журналист, писатель, деятель искусств и, наконец, собственно политический деятель, лидер, сосредоточивающий внимание в своих трудах, публикациях, выступления на ключевых вопросах теории и практики политической деятельности, на анализе политической сферы общества и вопросах развития политики и государственности. .

ПОЛИТОЛОГИЯ

ПОЛИТОЛОГИЯ (politology) - наука о политике, понятие пошедшее в активное употребление в России лишь в конце 80-х годов 20 в., по мере политизации общественной жизни, общественного сознания, развития политического плюрализма и многопартийности Практика показала необоснованность и ошибочность недооценки политологии, ее игнорирования как общественной науки. Политология представляет собой целостную, логически обоснованную совокупность знаний о политике и власти, политических интересах, отношениях сознании, политических процессах, культуре и деятельности людей, об организации политической жизни общества и соответствующих политических систем. Предметом П. являются объективные закономерности возникновения и эволюции политической сферы, политических интересов, взглядов и отношений людей, становления, развития и изменений политической власти, закономерности политики и политической деятельности, развития политического процесса. Объектом политологии является политическая жизнь общества в самых разнообразных ее проявлениях, сравнительный анализ политических (государственных) систем, исследование и прогнозирование политических событий и процессов. Политология включает общую и прикладную политологию, историю политики, политическую философию, политическую психологию, социологию политики и политическую этику. Можно вести речь о политической азбуке арифметике, алгебре, географии и даже физике и т.д. Еще недавно особым вниманием пользовалась политическая экономия. Бурный прогресс современной политологии влечет быстрое развитие ее научных представлений, ее методологии и функций (познавательной, регуляционной, прогностической), обогащение ее категориального аппарата. Ныне идет активный процесс дальнейшего развития структуры и содержания политологии. Все большее значение приобретает глубокое изучение политической мысли и достижений политической науки за рубежом. С учетом идей и опыта П. ныне обретает свое место и кратология как наука о власти, одна из важнейших гуманитарных наук.

ПОЛНОМОЧИЕ

ПОЛНОМОЧИЕ (authority, power, proxy) - обладание, право, предоставленное кем-то для совершения тех или иных акций.

ПООЩРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

ПООЩРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО (encouragements of state serwant) - одобрение, поддержка, похвала, стимуляция должностного лица. За успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения. Виды поощрений и порядок их применения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

ПОСТУПЛЕНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБЫ И НАХОЖДЕНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО (state servant rights) -обусловленные Конституцией и установленные Федеральным законом и охраняемые государством возможности свободы указанного лица Г.с. в России имеет право на 1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей; 2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения им должностных обязанностей; 3) посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; 4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями; 5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы; 6) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации; 7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений; 8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета; 9) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы; 10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; 11) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов; 12) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции. Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы.

ПРАВИТЕЛЬСТВО

ПРАВИТЕЛЬСТВО (Government) - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти в стране.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Government of the Russian Federation) - глава 6 (статьи 110-117) Конституции РФ всесторонне характеризует место, роль, порядок назначения Правительства, его полномочия и деятельность П. РФ согласно статье 114 Конституции РФ а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляем меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными Законами, указами Президента РФ. Порядок деятельности П. РФ определяется федеральным Конституционным Законом.

ПРАВЛЕНИЕ

ПРАВЛЕНИЕ (board of administration; governing, government, rule) - 1) орган, управляющий каким-нибудь учреждением, организацией, объектом, территорией; 2) процесс (период) властвования, управления государством.

ПРАВО

ПРАВО (1) law; 2) right; 3) science of law, jurisprudence) - 1) система общеобязательных норм, охраняемых силой государства. С помощью П. силы, стоящие у власти, регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляют в качестве обязательных определенный круг общественных отношений. П. - важный показатель положения личности в обществе и государстве, средство охраны ее интересов. П. охватывает все важнейшие сферы жизни общества; 2) возможность действовать, поступать каким-нибудь образом, 3) наука, изучающая нормы и правила, регулирующая отношения людей в обществе (правоведение).

ПРАВО ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПРАВО ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (the right of the citizens of Russian Federation for realisation of local selfgoverning) -граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе. Граждане Российской Федерации имеет право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ (property law, ownership, right of property) - одно из важнейших прав в современной России, признается и охраняется законом. Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Он вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, и может использовать имущество для осуществления любой хозяйственной или иной деятельности, не запрещенной законом, в случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законом, на собственника может быть возложена обязанность допустить ограниченное пользование его имуществом другими лицами. Собственник вправе на условиях и в пределах, предусмотренных законодательными актами, заключать договоры с гражданами об использовании труда при осуществлении принадлежащего ему права собственности. Независимо от формы собственности, на основе которой используется труд гражданина, ему обеспечиваются оплата и условия труда, а также другие социально-экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством. Осуществление права собственности не должно наносить ущерба окружающей среде, нарушать права и охраняемые законам интересы граждан, предприятий, учреждений, организация и государства.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО (legal State) - высокоразвитый тип демократического государства, в котором жизнь и деятельность строится в строгом соответствии с законами, нормами и правилами, воплощенный в праве. Идея П.г. выдвигалась еще античными мыслителями в древности. Передовые представители буржуазной политической мысли противопоставили ее феодальному произволу. Ее философско-правовые основы сформулировал И. Кант. В бывшем СССР в 80-е годы речь шла о П.г. как одном из основных направлений реформы советской политической системы, но эта идея не получила реализации. Российская Федерация как ее характеризует. Конституция РФ есть демократическое федеральное правовое (статья 1), социальное (статья 7), светское (статья 14)) государство с республиканской формой правления (статья 1). Согласно сложившимся в мировом сообществе представлениям основными элементами П.г. можно считать: гарантию основных прав граждан; разделение властей: законность управления; конституционность законов, независимость судей; запрет обратного действия законов уголовного права; правовая защита, правовой контроль, правовая защищенность (безопасность) граждан и справедливость.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПРИ ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПРИ ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА (legal position of state servant in the time of liquidation and reorganization of a administrative body). При ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности представления работы в том же государственном органе должна быть предложена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности. При невозможности трудоустройства государственному служащему, заключившему трудового договор на неопределенный срок, гарантируются переподготовка (переквалификации) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной ; государственной должности государственной службы. При увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращении штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы

ПРАВОМОЧИЕ

ПРАВОМОЧИЕ (competence) - предусмотренная Конституцией и законом возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от других участников этого правоотношения. Регламентация П. осуществляется с учетом социально-экономических, политических и др. факторов.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЕ (breach/transgression/infringement of the law) - в широком смысле слова антиобщественное деяние, наносящее вред и караемое по закону. Наиболее опасный вид П. - преступление.

ПРАВОПРЕЕМСТВО

ПРАВОПРЕЕМСТВО (succession of the rights) - переход права от одного лица к другому в силу закона или соглашения.

ПРАВОСЛАВИЕ

ПРАВОСЛАВИЕ (Ortodoxy) - христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточно-христианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма. Исторически П. возникло в 395 г. - с разделением Римском империи на Западную и Восточную. Его богословские основы определились в 9-11 в.в. в Византии. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1034 г. с началом разделения христианской церкви на католическую и православную. На Руси существует с конца 10 в. С 1448 г. - Русская православная церковь.

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ (legal capacity, competence) . способность физического или юридического лица иметь право и обязанности.

ПРАВОСУДИЕ

ПРАВОСУДИЕ (justice) - деятельность специальных государственных органов-судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном порядке гражданских и уголовных дел.

ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ

ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ (election campaign) кампания, предшествующая тем или иным выборам. В случае необходимости при особом значении и больших масштабах такой кампании ныне в мировой практике все шире и эффективнее практикуются средства и методы современного политического маркетинга, и политических технологий.

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ (objects under the jurisdiction) - вопросы, определяющие круг прав, полномочий данного государства, субъекта власти. Так, П.в. РФ охватывают отношения, складывающиеся между федерацией и ее субъектами в различных сферах общественной жизни, а также отношения с гражданами и мировым сообществом Правовой основной разграничения П.в. между РФ и ее субъектами является Конституция России и Федеративный договор от 31 марта 1992 г.

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (entrepreneur) - лицо, изыскивающее средства и использующее возможности для организации предприятия и управления им и берущее тем самым предпринимательский риск на себя. Нередко наиболее состоятельные и ; влиятельные П. проявляют повышенный интерес к политике, власти и политической деятельности.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (business, free enterprise) - самостоятельная инициативная деятельность физических и юридических лиц, проводимая на собственный риск, направленная на получение прибыли и основанная на использовании любых форм собственности в рамках порядка, установленного законом, с соблюдением правовых и моральных норм. Активное П. выводит и в сферу заинтересованности в конкретных лидерах и партиях и, прежде всего, в определенном типе устройства власти, ее целевых установок и ориентации.

ПРЕДПРИЯТИЕ

ПРЕДПРИЯТИЕ (enterprise, works) - ключевой самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный на условиях и в порядке определенных законами для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. П. самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Отношения П. с другими П., организациями, органами государственного и местного управления и гражданами регулируются в соответствии с действующим законодательством.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Prime-minister of the Russian Federation) - руководитель, глава российского правительства. Порядок его назначения его роль, задачи и функции определяет Конституция РФ В соответствии со статьей 111 Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Статья 112 предусматривает, что Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Статья 113 устанавливает, что Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ (1) representative power; 2) dignified/imposing power) - 1) власть выборная, основанная на представительстве, выражении чьих-либо интересов, народных интересов; 2) власть важная, внушающая почтение своим обликом и манерой общения.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (representative body of local selfgoverning) - В Российской Федерации это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения действующие на территории муниципального образования (см). Данный орган состоит из депутатов, избираемых на основе, всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с Федеральными законами и законами Российской Федерации). Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется ставом муниципального образования. В исключительном ведении представительных ; органов местного самоуправления находятся: 1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) принятие планов к программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 4) установление местных налогов и сборов; 5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; 6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований. Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.

ПРЕЗИДЕНТ

ПРЕЗИДЕНТ (president, от лат. praesidens - сидящий впереди) - 1) выборный глава государства; Пост П. в 1993 г. имели в своем государственном устройстве 130 стран из 183, входящих в ООН; 2) председатель, избранный для руководства обществом, учреждением (например, П. Академии наук); 3) высшее должностное лицо компании, корпорации.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (President of the Russian Federation) - Глава Российского государства. В российской Конституции имеется специальная глава 4 "Президент Российской Федерации", которая обстоятельно характеризует (ст., ст. 80-93 роль и место Президента в жизни России, его полномочия. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

ПРЕЗИДИУМ

ПРЕЗИДИУМ (presidium, от лат. praesidere - сидеть впереди, председательствовать) - 1) название руководящего органа той или иной организации, научного учреждения; 2) группа лиц, избранных руководства собранием, съездом.

ПРЕССА

ПРЕССА (the press) - периодическая печать (газеты, журналы) П. нередко за силу воздействия на общественное мнение называют "четвертой властью".

ПРЕСС-АТТАШЕ

ПРЕСС-АТТАШЕ (press attache) - сотрудник (дипломатического представительства), ведающий вопросами печати.

ПРЕСС-БЮРО

ПРЕСС-БЮРО (press bureau/office/department) - бюро печати, информационный отдел в посольствах, представительствах и т.д.

ПРЕСС-КЛУБ

ПРЕСС-КЛУБ (press club) - клуб для представителей СМИ, их встреч с лидерами, видными деятелями различных сфер жизни, для общения

ПРЕСС-КОМИССИЯ

ПРЕСС-КОМИССИЯ (press committee) - орган по вопросам прессы в национальных или международных организациях.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ (press/news conference) - собрание представителей печати, радио, телевидения, официально созываемое для какой-нибудь важной (государственной, правительственной, научной и т.п.) информации; встреча государственных деятелей с журналистами.

ПРЕСС-РЕЛИЗ

ПРЕСС-РЕЛИЗ (press release) - специальные бюллетени для работников средств массовой информации, содержащие материалы для срочной публикации. Выпускаются правительственными учреждениями, штаб-квартирами международных организаций, пресс-бюро.

ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ

ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ (press secretary) - должностное лицо для решения вопросов по связям с прессой.

ПРЕСС-СЛУЖБА

ПРЕСС-СЛУЖБА (press service) - отдел сбора и обработки информации по материалам печати.

ПРЕСС-ЦЕНТР

ПРЕСС-ЦЕНТР (press - centre) - отдел информационного и организационного обслуживания журналистов (на конгрессах, съездах, фестивалях и т.д.).

ПРЕСТИЖ

ПРЕСТИЖ (фр., англ. prestige) - авторитет, влияние, уважение, которым пользуется кто-нибудь или что-нибудь.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ

ПРЕСТУПЛЕНИЕ (crime, offence) - действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности (различаются П. воинские, государственные, должностные, политические, международные, экономические и т.д.). К числу должностных преступлений уголовный кодекс РФ относит: злоупотребления властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве должностной подлог, нарушение антимонопольного законодательства.

ПРЕСТУПНОСТЬ

ПРЕСТУПНОСТЬ (criminality; crime) - социально-правовое явление, явление, включающее сумму преступлений, совершенных в обществе в данный период времени и характеризующихся количественными (состояние, динамика) и качественными (характер, структура) показателями. Выделяют как особо опасные организованную и профессиональную П. Борьба с П. - предмет особой заботы властей.

ПРИКЛАДНАЯ КРАТОЛОГИЯ

ПРИКЛАДНАЯ КРАТОЛОГИЯ (applied politology) - одна из отраслей кратологии, наук о власти, совокупность теоретических моделей власти, методологических принципов, методов и процедур их исследования и сопоставления, а также политических технологий, специальных программ и конкретных рекомендаций, нацеленных на их практическое использование и получение ожидаемого социального результата. Отправляясь от положения общей кратологии и содействуя ее научно-практическому обогащению, П.к. использует опыт, идеи и данные информатики, прикладных социологии и политологии, служит интересам развития и обогащению содержания специальных и частных кратологических дисциплин. П.к. - новое перспективное научное направление, в котором по ряду вопросов делаются только первые шаги. Обладает большими потенциями.

ПРИКЛАДНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

ПРИКЛАДНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ (applied cratology) -составная часть политологии, представляющая собой систему конкретных моделей политики и политического процесса, а также совокупность как методологических принципов, методов и процедур их исследования, так и политических технологий, конкретных программ и политических рекомендаций, ориентированных на практическое использование и получение реального политического и социального эффекта. Развивается в тесной связи с прикладной социологией и кратологией и относится к числу научных дисциплин, находящихся в стадии становления.

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ (principle of distribution (division) of powers) - условие и гарантия демократизма, признанный и сравнительно давно существующий в мировой практике принцип оценки власти, как сложного явления, имеющего ряд относительно самостоятельных и независимых направлений (законодательная, исполнительная и судебная власти), учет, распределение и взаимодействие которых только и дают наиболее ценный эффект и способствуют созданию подлинного правового государства (см. также разделение властей) . В конечном счете, П.р.в. отражает необходимость рационального расчленения единой неделимой государственной власти на отдельные функции и закладывается, в конституцию каждого цивилизованного правового государства.

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ (principles of the state/public state service) - основные, исходные положения правила, требования, нормы Г.с. В России Г.с. основана на принципах: 1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; 2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; 3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; 4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; 5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; 6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской федерации; 7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; 8) профессионализма и компетентности государственных служащих; 9) гласности в осуществлении государственной службы; 10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, 11) вне партийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства; 12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (professionalism) - совокупность знаний, навыков, поведения и действий, свидетельствующих о профессиональной подготовке, выучке, пригодности кого-либо. Важнейшее условие работы в государственном аппарате, во властных структурах, особенно ведущим, руководящим деятелям.

ПРОЦЕДУРА

ПРОЦЕДУРА (procedure, от лат. procedere - продвигаться) - установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо вопроса, дела. В цивилизованных условиях большое значение имеют властные процедуры. Многие из них, в т.ч. дипломатические, регулируются соответствующими установлениями, нормами, традициями.

ПРОЦЕСС

1) process, от лат. processus - продвижение; 2) trial, legal proceedings) -1) последовательная смена состояний, каких-либо явлений, ход развития чего-либо. Одна из нынешних популярных ироничных и насмешливых фраз в России: "процесс пошел". Совокупность последовательных действий ради определенного результата -напр, политический, производственный П.: 2) судебное дело, порядок осуществления деятельности административных, следственных и судебных органов.

ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ

ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ (direct elections) - порядок проведения выборов, при котором избиратели прямо и непосредственно избирают президента страны, депутатов в законодательные органы, губернаторов, глав администраций и т.д.

ПСИХОЛОГИЯ ВЛАСТИ

ПСИХОЛОГИЯ ВЛАСТИ (psychology of power) - одна из наук на стыке психологии и кратологии, фактически составная часть кратологии, дающая представление о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека, оказавшегося в структурах власти и у ее руля, а также о влиянии психических процессов и проявлений на власть. В виде особой скрытности образа мышления и действия реальных лиц, стоящих у власти, сфера весьма трудная для изыскания и научного анализа. Разработана слабо, в т.ч. в российской науке.

ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ

ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ (public power, от лат. publicus -общественный) - власть (в присутствии публики) открытая народу и его суждениям, общественная по характеру, не частная, вовлекающая в управление широкие круги населения.

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО (public law, от лат. publicus -общественный) -совокупность отраслей права, регулирующих отношения, обеспечивающие общий, совокупных (публичный) общегосударственный интерес, в отличие от отраслей права, нацеленных на защиту частного интереса физических и юридических лиц (индивидуального собственника, предпринимателя или фирмы, корпорации). Нормы П.п. регулируют деятельность государственных органов, отношения между гражданами и органами власти. Деление права на П.п. и частное право заимствовано в праве зарубежных государств из римского права. В праве бывшего СССР такое деление не существовало.

Предыдущая страница Следующая страница