Власть. Политика. Государственная служба. Словарь.
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И ОБ ИМУЩЕСТВЕ, ПРИНАДЛЕЖАЩЕМ ЕМУ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ

СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И ОБ ИМУЩЕСТВЕ, ПРИНАДЛЕЖАЩЕМ ЕМУ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ (personal incomes and property of state servant) Гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий в соответствии с федеральным законом ежегодно обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения с полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Поступающие в органы государственной налоговой службы указанные сведения составляют служебную тайну.

СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ (ВЕДОМСТВА)

СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ (ВЕДОМСТВА) (forces structires) - специально организуемые и содержимые государством министерства, комитеты, службы с их центральным„аппаратами и разветвленной системой объединений, учреждений, соединений, частей и подразделений вплоть до отдельно взятых лиц высокого ранга и положения, создаваемые в интересах защиты (охраны) (конституционного) строя и в необходимых покушения на них, отражения нападения, порой и их осуществления. К ним относятся армия, пограничная служба, органы внутренних дел, разведки и контрразведки. Могут носить разные наименования, как, например, это было в практике СССР или происходит в современной России, стремящейся к сохранению нынешнего конституционного строя.

СИЛЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ

СИЛЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ (political forces) - действующие в обществе государственные структуры власти, организации, союзы, движения, партии, группировки, имеющие определенную социальную базу /общественные группы, слои, национальные образования, профессиональные, формальные или неформальные объединения, народные фронты и т.д./ и руководствующиеся определенными программами, целевыми установками, ценностными ориентациями, идеалами и т п. Предмет их заботы и устремлений - госвласть.

СИМВОЛИКА ВЛАСТИ

СИМВОЛИКА ВЛАСТИ (symbolism/sysbole of the power) - совокупность символов власти (см. государственная символика) .

СИМВОЛИКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

СИМВОЛИКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (sysmbols of municipal constituency) - в соответствии с федеральным законом муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

СИМВОЛЫ ВЛАСТИ

СИМВОЛЫ ВЛАСТИ (symboles of the power) - условные знаки власти, их совокупность (например, скипетр у монарха и т.п.).

СИСТЕМА ВЛАСТИ

СИСТЕМА ВЛАСТИ (power system) - единый комплекс, целостная совокупность организаций, учреждений и властных лиц сверху донизу, которые избираются или назначаются и через которых в данной стране осуществляется власть во всех ее основных видах, на всех уровнях, во всех эшелонах.

СЛУЖБА

СЛУЖБА (1) service, work; 2) military service; 3) communication service etc) - 1) род занятий и место работы государственного служащего; 2) исполнение воинских обязанностей; 3) специальная область работы (например, служба связи и т.п.); 4) церковная С. Понятие С. относится к разнообразным сферам деятельности: военная С, государственная (см.), гражданская С, дипломатическая С консульская С, пограничная С. и др.

СЛУЖБА МУНИЦИПАЛЬНАЯ

СЛУЖБА МУНИЦИПАЛЬНАЯ (municipal service) -профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Лица осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и Федеральным законом. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.

СОБРАНИЕ (СХОД) ГРАЖДАН

СОБРАНИЕ (СХОД) ГРАЖДАН (meeting (gathering) of citizens) - в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

СОБСТВЕННОСТЬ

СОБСТВЕННОСТЬ (property) - имущество, принадлежащее кому-нибудь или чему-нибудь. Многообразие форм С. - ключевой вопрос общественного и государственного устройства. Обладание С. рождает целую систему коренных интересов у тех или иных слоев населения, а это, в свою очередь, ведет к серьезному отражению интересов в политических взглядах, во взглядах на устройство власти и обладание властью, а значит и в притязаниях на власть, участие в деятельности властей, в поддержке или оппозиции к данной власти. В РОССИЙСКОЙ Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

СОВЕТ

СОВЕТ (1) council, board; 2) Soviet) - 1) название различных коллегиальных органов (например, С. безопасности, С. директоров, С. министров, С. народных депутатов, С. старейшин, С. федерации); 2) в СССР - орган государственной власти, депутаты которого избирались населением. Отсюда происходили названия советская власть, советское государство, советское право и т п.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ (Council of Federation) - одна из двух палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. Согласно ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; ж) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ (political consciousness) - отражение и осознание людьми политического бытия - идей, теорий, воззрений, социальной действительности, интересов и целей политических сил общества. С.п. - явление многогранное и противоречивое. В его структуре необходимо выделять теоретическое, научное осмысление политических реалий /политология, кратология другие общественные науки/ и эмпирическое, обыденное /чувственное/ восприятие политики, не имеющее концептуальной формы, а складывающееся на основе мироощущений, непосредственного жизненного опыта, некоторых элементарных политических знаний социально-психологических установок. Эти уровни органически связаны между собой, а их взаимодействие создает широкое и объемное многообразие самых различных политических воззрений, представлений и ориентации. Политическое сознание не ограничивается только отражением и осознанием политического бытия, а содержит в себе предметное отношение к нему и выступает сильным мотивационным фактором поведения и действия различных политических сил, властвующих персон

СОТРУДНИЧЕСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ (political collaboration/cooperation) -относительно устойчивая совместная деятельность между политическими лидерами, партиями, движениями, направленная, как правило, на достижение определенных целей, требующих общий усилий, например, сохранения в стране гражданского мира и согласия, государственности и территориальной целостности страны в условиях ее сложного социально-экономического и политического положения и др. Но политическое сотрудничество может иметь и негативную направленность.

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ (social tension) - одно из наиболее нежелательных для властей общественных состояний, заключающееся в повышенном не спокойствии среди населения или какой-то его части, в возможности неблагоприятных по своим последствиям социальных акций (митинги протеста, забастовки и т.п.) Упреждение, снятие С.н., быстрейшая ликвидация социальных конфликтов - важнейшая задача властей всей уровней.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА (social structure) - строение общества, в котором выделяют большие группы людей, объединенных по объективным, присущим им признакам. С.с. предопределяется наличием, распространением и соотношением форм собственности иве свою очередь обусловливает систему, характер и содержание общественных отношений. От С.с. зависит расстановка политических сил, устройство государственного строя. В свою очередь, задача органов власти - считаться со всеми чертами и особенностями данной С.с. В России ныне происходят радикальные перемены в С.с. - возник новый социальный слой - предприниматели (можно сказать, памятуя об истории России - возродился в новых исторических условиях). Он охватывает уже до 6-7% населения. Формируется, так называемый, "средний класс" . Следует видеть, что возникли своего рода социальные группы бедных и маргиналов (и, это, к сожалению, сейчас миллионы людей). В этих социальных проблемах - причина "головной боли" российских властей различных уровней в конце XX в., в канун третьего тысячелетия, которого люди ждали и ждут с надеждой на лучшую жизнь.

СОЦИОЛОГИЯ ВЛАСТИ

sociology of power) - одна из важных формирующих, комплексных и относительно самостоятельных областей знания, берущая начало в сфере социологии, политологии и кратологии Основным из предметом является собственно власть и ее проявления во всех формах общественной жизни, исследуемые с помощью социологических средств, методов и процедур. Хотя серьезное изучение власти как политического явления и социологического объекта начинается с середины 20 в, ее исходные идеи намечены еще древнегреческими мыслителями, особенно Аристотелем, много занимавшимся вопросами государственного устройства. Проблемы Св. по существу рассматривались виднейшими мыслителями Нового времени Макиавелли, Гоббсом, Локком, Монтескье, Токвилем и др. Они привлекали внимание дореволюционных российских ученых и исследователей например, Б.Н. Чичерина. По существу они вышли на первый план с момента возникновения марксизма. Этим вопросам, овладению и удержанию власти посвящены многие работы К. Маркса. Ф. Энгельса, В.И. Ленина, хотя в бывшем СССР вопросы Св. в силу политических причин во многом обходились и игнорировались Теорией власти ныне занимаются активно ученые многих стран Сейчас в России вместе с демократизацией жизни открываются возможности непредвзято, широко и всесторонне, на базе социологических исследований судить о тонкой и сложной сфере власти и ее органов, ее практике, механизмах и динамике. К проблематике этого рода уже обращаются Ж.Т. Тощенко, А.Г. Здравомыслов и другие ученые.

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ (политическая социология) (political sociology) -наука, отрасль знания на стыке политологии и социологии, питающаяся их идеями, берущая на свое вооружение их приемы, методы и процедуры. Предмет исследований Сп. собственно сама политика и политической процесс, их закономерности, составные элементы и проявления, оцениваемые с помощью методологических приемов, моделей и технологий прикладной политологии. Главное в Сп. содержании ее эмпирических исследований ориентация на практические результаты, выработку рекомендаций для повышения эффективности политической (государственной) деятельности, роли и влияния политических партий и лидеров. Исходные идеи этой области знания активно рассматривались еще Платоном, Аристотелем, другими мыслителями. Различные аспекты Си. получили разработку в произведениях Макиавелли. Гоббса, Монтескье, Токвиля, французских энциклопедистов и др. Особенно значителен вклад таких западных ученых конца 19-20 вв. как М. Вебер, Г. Моска, Г. Ласуэлл, ряда школ и направлений. В бывшем СССР С.п. не получала должного развития до конца 80-х гг. Среди современных отечественных ученых, занимающихся проблемами С.п. можно назвать Ф.М. Бурлацкого, А.Е Бовина, А В. Дмитриева, Ю.А. Красина, Н.М. Кейзерова, ДА. Керимова. В.Н Кудрявцева, В.В. Смирнова, Б.Н. Топорина, В.Т Третьякова. Г.Х. Шахназарова и др.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ КРАТОЛОГИИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ КРАТОЛОГИИ (special cratologies) - отдельные относительно самостоятельные области науки о власти, которые могут сами в свою очередь рассматриваться как специализированные учения (науки), посвященные изучению совокупности относительно автономных, независимых и целостных блоков знания С.о.к имеют свой предмет, свои области изучаемых явлений, принципов, закономерностей в пределах общей проблематики патологии. Наиболее целесообразно выделение С.о.к, прежде всего, по основным видам властей - законодательная, исполнительная, судебная Далее необходимо и правомерно их выделение и по основным сферам жизни общества - экономическая, социальная, политическая, духовная, военная - в каждой из которых существуют и обслуживают их соответствующие виды властей (например, теория законодательной власти, теория экономической власти и т.п.) К числу С.о.к. относятся также академическая К., военная К., вспомогательная К., структурная К., этнократология и др.

СПИКЕР

СПИКЕР (the Speaker, speaker) - 1) председатель палаты общин в Великобритании; 2) председатель палат в парламентах ряда государства (США, Канаде, Индии. Японии и др.), 3) выступающий, диктор, ведущий (программы).

СПИЧ

СПИЧ (speech, public addres) - краткая приветственная застольная речь (выступление).

СПИЧРАЙТЕР

СПИЧРАЙТЕР (speech writer) - составитель речей для высокопоставленного лица, "речеписец".

СПОНСОР

СПОНСОР (sponsor) - 1) поручитель, гарант; 2) лицо или организация, финансирующие какое-либо мероприятия, дело; 3) заказчик, устроитель, организатор; рекламодатель; подрядчик; 4) государство, предложившее проект резолюции в международных организациях.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ КРАТОЛОГИЯ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ КРАТОЛОГИЯ (comparative cratology) - одна из важных областей науки о власти, которой надлежит вести исследования, сопоставления различных систем власти а) в прошлом и настоящем, б) в различных современных государствах; в) в различных теориях (учениях о власти). На этой основе сопоставлять достоинства, недостатки, выявлять тенденции, содействовать их прогнозированию.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (mass (infonnation/communication) media) - печать, радио, телевидение, кинематограф, средства видео- и звукозаписи и воспроизведения, служащие целям распространения общественно-политической, экономической и культурной информации. Активно используются властями. Практически оказывают мощное воздействие на умы настроения, мировоззрение членов общества, сопоставимое с влиянием традиционных властей. Именно поэтому См.и. иногда называют "четвертой властью" (см.), а прессу - "четвертым сословием (англ Fourth Estate).

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (political stability, от лат stabilis -устойчивый) - черта, характеристика, состояние политической жизни общества, проявляющаяся в устойчивом функционировании всех имеющих в обществе политических институтов, в соблюдении юридических и политических норм, сложившихся в нем, в мирном разрешении конфликтных ситуаций, что в целом позволяет данной политической, властной системе эффективно функционировать и развиваться, сохраняя свою структуру, свою качественную определенность. Следует отличать С.п. от застоя, стагнации, и иных ситуаций, когда динамика политической жизни общества резко замедляется, развитие практически приостанавливается. Противоположностью политической стабильности является нестабильность общественного развития. Нарушение стабильности может иметь преходящий характер, при котором ликвидации этого нарушения происходит без изменения качественных особенностей той или иной политической системы, или носить фундаментальный характер, при котором нарушение стабилизации настоятельно требует коренных изменений системы в целом, ее реформирования или смены.

СТАЖ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

СТАЖ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ (length of civil/public service) - общая продолжительность работы служащего в органах государственной власти. С.г.с, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления. Включение в С.г.с. государственного служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской федерации.

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ (subjects of the power) - носители власти, активная действующая величина в системе власти, от которой исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания. Св., взятые в ином отношении, могут быть и являются объектами для вышестоящей власти. Применительно к государственной власти ее субъекты определяются Конституцией.

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ (subjects of the policy) - действующие в сфере политики и власти лица, социальные группы, организации, движения, институты. В число субъектов входят граждане, социальные слои, нации, народности, общественно-политические организации (в том числе, оппозиционные партии, движения), государства, народ, общество в целом. Будучи С.п. в одной из политических систем они выступают и в качестве объектов политики по отношению к другим политическим системам. Состав С.п., формы, методы и средства из взаимодействия, цели, задачи определяются спецификой политики, а также экономическими, социальными, духовно-идеологическими условиями. Между С.п. существует динамичная система отношений взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности, а порой и противостояния, конфронтации.

СУВЕРЕН

СУВЕРЕН (фр. souverain, англ. sovereign) - носитель верховной власти.

СУВЕРЕНИТЕТ

СУВЕРЕНИТЕТ (фр. souverainete, англ. sovereignty) - 1) верховенство, верховное право, 2) полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики. Поэтому говорят о суверенном государстве. Статья 3 Конституции Российской Федерации подчеркивает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

СУД

СУД (1) low-court; 2) trial; 3) the judges, the bench; 4) judgement) - 1) государственный орган, ведающий разрешением гражданских (между отдельными лицами, учреждениями и т.д.) споров и рассмотрением уголовных дел; 2) разбирательство дел в суде; 3) сами судьи, те, кто судит. 4) мнение, заключение. Говорится также и о С. истории, С. потомков.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ (judicial power/authority) - в государстве, придерживающемся принципа разделения властей, одна из трех важнейших независимых ветвей власти, которой вменяется слежение за строгим соблюдением конституции и других законов самой законодательной и исполнительной властью. Организация Св. и характер ее деятельности весьма различны в различных государствах Интересно отметить и такую особенность. На Руси слова "суд" (судебная власть) происходит от глагола судить, т.е. понимать, мыслить, заключать, сравнивать, делать выводы, иначе говоря рассуждать. Однако с течением времени понятие "судить" обрело негативный характер осуждения. Тому, чтобы суд воспринимался психологически как осуд, а не рассуд, немало способствовала и тоталитарная практика репрессий 30-40-х годов. И этот подход сохранился в общественном сознании во многом до сих пор. Вот почему и собственно судебная власть все еще часто людьми ассоциируется с лишь практикой осуждения, а не соблюдения и применения норм права. Именно поэтому более предпочтительным можно считать название правоприменительная власть (в правовом государстве) Не случайно в Германии одной из основных функций государства считается правоприменение (Rechtsprechung) и иначе эта функция именуется юдикативной (judikative)

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА (judicial system, judicature) - совокупность всех судов, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых демократических принципах, связанных между собой отношениями по осуществления правосудия.

СУДЬБА ВЛАСТИ

СУДЬБА ВЛАСТИ (destiny/fate/future of power) - доля, участь, условия существования, будущность данной власти (властителей) как и власти, и политики вообще. Как общество зависит от власти и властей, так и сами власти зависят от множества факторов, их сочетаний, а в конечном счете от общества.

Предыдущая страница Следующая страница